Аллитерация: примеры в литературе.

Природа любого таланта, в том числе писательского, необъяснима. Она божественна, талант дается свыше. Трудно понять, почему в каждой строчке настоящего писателя пульсирует жизнь, каждое его слово вызывает у читателя и слушателя ответное чувство. Но, оказывается, придать дополнительную выразительность тексту могут особые способы использования фонетических возможностей языка.

Один из самых общеупотребительных инструментов поэта и прозаика - аллитерация. Примеры повторяющихся звуков, придающих тексту особые фонетические эффекты, можно встретить не только в поэзии, но и в прозаических произведениях.

Определение

Формы фонетического украшения речи присутствуют в каждом языке. Эти способы повышения выразительности языка с использованием звукового состава слова по-другому называют звукописью, или фоникой.

Среди них известны аллитерация и ассонанс: в первом случае - организованное повторение согласных звуков, во втором - ассонанс гласных. От других стилистических приёмов, основанных на звуковых повторах (рифмы, диссонанса), аллитерация отличается нерегулярностью расположения используемых однородных согласных звуков. Их нагнетание на небольшом участке текста имеет целью усиление эмоционального воздействия, иногда с видоизменением смыслового содержания. Они могут располагаться в начале стиха, фразы, строфы, в начале каждого слова или совершенно произвольно.

Фольклорные корни

Живые языки не могут существовать без подпитки из недр народа. Неизвестные сказители издавна украшали устную речь интонационными усилениями и смысловыми акцентами. Естественно, что среди способов сделать былину, сказку увлекательней и выразительней была и аллитерация. Примеры использования звуковых повторов содержатся во всем многообразии народного словотворчества. В пословицах и поговорках, например, они создают особенный ритм, звуковые пометки, улучшающие произношение и запоминаемость:

Шила в мешке не утаишь.

Мели, Емеля - твоя неделя.

В скороговорках проявляется дополнительная - игровая функция аллитерации. Особый порядок в расположении согласных, выбор их по сходному звучанию затрудняет произношение, вносит момент соревнования (кто быстрее и четче произнесет):

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На дворе трава, на траве дрова.

Купи кипу пик.

Функции аллитерации

Высказывать свои идеи с предельной ясностью, привлечь внимание к ним с максимальной экспрессивностью, наполнить каждый звук эмоциями - главная цель настоящего писателя. Этому служит и аллитерация. Примеры её в русской поэзии и в прозе говорят о различных способах, с помощью которых решается эта задача.

В поэзии очень важно, как звучит слово, его воздействие на слушателя имеет природу, сходную с музыкальной, а звуковая суть гласных и согласных звуков многими поэтами воспринимается подобной нотам. Использование организованного упорядоченного повтора согласных различного звучания - звонких, глухих, шипящих и т.д. - имеет ритмическую функцию:

Из года в год / Негодная погода (Л. Мартынов).

Вот дыра у ребра - это след от ядра (В. Высоцкий).

В этом смысле поэзия тех, кого называют бардами (кто исполняет стихи, положенные на музыку, под сопровождение гитары), особенно показательна.

Воздействие песен Владимира Семеновича Высоцкого во многом основано на его характерном использовании согласных звуков, редко кто так протяжно пропевал их. Его стихи-песни полны выразительнейших аллитераций.

Иногда, особенно в стихах, аллитерация - способ соединения, интеграции слов в единый монолит, получения цельности - формальной, но удивительно впечатляющей:

Леса - лысы. / Леса обезлосели / Леса обезлисели. (В.Хлебников).

Говорила им горилла, приговаривала (Корней Чуковский).

Языковая живопись

Впечатляет изобразительная функция, которую имеет аллитерация. Примеры её такого использования часто основаны на звукоподражании. Например, стук колес железнодорожного вагона:

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток (П. Антокольский).

Звук «п» и шипящие помогают услышать и увидеть, как лопаются пузырьки в шипучем вине:

Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень золотой (А. Пушкин).

В лучших образцах высокой поэзии аллитерация похожа на способ нанесения красочных мазков для создания впечатляющего живописного полотна:

Падающие туфельки и капающий воск реальны до физических ощущений:

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал (Б. Пастернак).

Тавтограмма, или инициальная аллитерация

Звуковые повторы, когда в стихотворной строфе или в прозаическом тексте используются слова, начинающиеся с одинаковой буквы, это тоже аллитерация. Примеры из литературы, показывающие такое использование данного стилистического приёма, часто носят характер нарочитости, словесной эквилибристики, языкового фокуса:

Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт).

Особенно впечатляют прозаические тавтограммы. Еще в Средние века были написаны многостраничные тексты, содержащие слова, начинающиеся с одной буквы. И всем известны детские считалки - тавтограммы:

Петр Первый пошел погулять, поймал перепёлку - понес продавать, просил полтинник - получил подзатыльник.

Вершины поэзии

Подбирать слова, исходя только из красоты звучания, удобства произнесения, нельзя, главное - смысловое содержание, идеи, доносимые до слушателя или читателя. И все-таки у великих писателей речь особенно выразительна и благозвучна, чему и служит аллитерация. Примеры в стихах Есенина - признак высочайшего поэтического мастерства.

С помощью точного выбора преобладающего звука достигается необходимый акустический эффект: здесь и свист ветра, и вой метели. Тонкие ассоциации, навеянные примененными в тексте звукосочетаниями, имеют нужную поэту визуальную и эмоциональную окраску: звонкий блеск поверхности озера и светлую грусть птичьей песни.

Обоюдоострый инструмент

Увлечение аллитерацией может стать самоцелью - здесь чаще всего вспоминают поэтов-футуристов начала XX века: И Северянина, К. Бальмонта и др. Иногда смысл прячется за частоколом звуковых повторов, а текст становится интересен как пример поэтической эквилибристики:

Наполнен молоком опал / Залиловел и пал бесславно (М. Кузьмин).

Ластятся волны к веслу, / Ластится к влаге лилея. (К. Бальмонт)

Самые знаменитые литераторы и филологи выступали за сдержанность и умеренность в применении стилистических изысков, к которым относятся аллитерация и ассонанс. Примеры мастерского применения звуковых повторов гласных и согласных звуков говорят о высоком писательском мастерстве и вкусе. Это можно встретить у того же И. Северянина:

Элегантная коляска, в электрическом биеньи,

Эластично шелестела по шоссейному песку.

Аллитерация в прозе, примеры

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Кому не известна эта фраза из булгаковского романа? Разве можно не услышать в этих строках ритм походки - величественной и старческой одновременно, не услышать эхо от шагов прокуратора, раздающихся в зале с высокой колоннадой?

Звукопись свойственна лучшим образцам прозаических текстов, обладающих не меньшей силой воздействия, чем поэтические строки. Даже в выборе имени героя может быть использован повтор звуков. Есть подобная аллитерация у Достоевского. Пример - в «Преступлении и наказании».

Острота встающих перед главным героем проблем, его решимость идти на крайние меры обозначается выразительностью будоражащих сочетаний звука «р» - Родион Романович Раскольников, а противостоящий ему Порфирий Петрович - суть неотвратимость правосудия. Здесь Достоевский выступает как прямой последователь методов великого Гоголя. Как не вспомнить Акакия Акакиевича (Башмачкина) или Чичикова - удвоенные звуки придают именам дополнительную выразительность.

Вне времени

Использование методов звукоповторов актуально для любого вида словотворчества. Присутствуя в классических поэтических и прозаических текстах, служащих примером для сегодняшних писателей и копирайтеров, аллитерация остается актуальной.

Созданию запоминающихся объявлений, призывов и даже отдельных названий продуктов служит аллитерация в рекламе. Примеры высокоэффективной работы копирайтеров встречаются на каждом шагу. Не отдавая себе отчета, почему так происходит, мы запоминаем бренды и слоган. Мастерски использованные звуковые повторы делают названия и девизы легкопроизносимыми, оседающими в памяти, наделяют их прочными ассоциациями, что и является целью писателей от рекламы, к примеру:

- "Крошка-картошка", "Чупа-Чупс", "Наши-мамаши", "Елки-Палки".

- "Брук-Бонд" - Будь на высоте!

Пора пить пиво!

А как не вспомнить классический слоган, вышедший из-под пера великого пролетарского поэта:

Нам остались от старого мира только папиросы «Ира»!

Для прохладительного напитка грех не использовать смысловой намек на жажду:

Жаропонижающий жаждоутолитель.

Имитация звука чистки посуды логично достигается повторением особых шипящих:

Comet. Очищать и защищать!

Безграничные возможности

Звуковые повторы согласных и гласных звуков, певучих и отрывистых, звонких и глухих, в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Подсчитано, что из согласных звуков наиболее часто употребляется «с», а для аллитерации чаще применяются более звучные и ясные - «л», «м», «н», «р». Но главное, что русский - это язык, предоставляющий огромные, безграничные возможности для использования ассонанса и аллитерации, что настоящего автора, пишущего на русском, отличает отчетливая связь между значительностью мысли, доносимой им до слушателя или читателя, и языковыми средствами её выражения.

Звукопись иначе называют инструментовкой и понимают этот стилистический прием как: звуковые повторы в литературном языке, усиливающие его мелодичность и смысловую выразительность.

Часто, в художественных произведениях, а в частности в поэзии, авторы используют различные приемы, чтобы усилить фонетическую выразительность речи.

Принцип, на котором основывается усиление фонетической выразительности речи, прост.

Его суть заключается в том, что нужно подбирать слова определенной звуковой окраски. В зависимости от того, какие звуки (гласные или согласные) повторяются, выделяют аллитерацию и ассонанс.

Что такое аллитерация

Аллитерация — это особый стилистический прием, основанный на повторении согласных звуков.

Шурша вновь на шоссе Петровича машина.
(аллитерация на [ш] )

Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
(А. С. Пушкин)

Повторяющийся согласный звук [с] в первой строке имитирует свист холодного ветра. Во второй строке часто встречается звук [ш] , который создает у читателя ощущение шелеста снега.

Примеры аллитерации в литературе

Прием аллитерации можно встретить в стихах многих поэтов.

Например, в творчестве знаменитого классика А. С. Пушкина, аллитерация заостряет внимание на звучании отдельных слов. Поэт намеренно использует слова с одинаковыми согласными, тем самым самым создавая особый эффект:

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…

Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…

Часто этим художественным средством выразительности пользовался В. В. Маяковский , придавая своим текстам особенную выразительность:

Бей, барабан!
Барабан, барабань!..
Барбей!
Барбань!
Барабан!

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.

Ассонанс на звук [а].

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе:
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
(А. Л. Барто)

В данном примере повторяется гласная [ю] .

Зачастую ассонансы можно наблюдать в фольклоре и белых авторских стихах. Таким образом, авторы компенсируют отсутствие рифмы.

По лужкам трава расстилается.
Что за травушка, за муравушка!

Народную стилистику умело воссоздал Лермонтов в речи безымянного героя Бородинской битвы:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Иногда, ассонансы у читателей могут вызывать определенные ассоциации. Так, например, в стихах Маршака :

А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь

Слух выделяет «а-у»: ой, не заплутать бы в лесной глуши.

Как видно, в приведенных примерах ассонансы играют не самостоятельную роль, они зависят от того, какие чувства и эмоции переживает автор.

Ассонанс в литературе

Ассонанс — явление нередкое не только в стихотворной форме, но и в прозаической.

Так, например, в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильев, используя ассонанс на [о] , нагнетает ощущение тревожности и трагичности:

«Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?»

Ассонансы также встречаются в сказках, пословицах и народных песнях:

Мели, Емеля, - твоя неделя.

В этой пословице присутствует ассонанс - повторяется гласная [е] .

(от лат. ad – к, при, со и littera – буква)

I. Аллитерация – это созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начальных словах стиха.
То есть аллитерация – это начальная рифма, которая употреблялась в аллитерационном стихосложении. Аллитерационный стих вытеснен стихом с конечной рифмой.

В этом значении аллитерация не встречается на егэ по русскому языку и литературе. Но от его знания никакого вреда нет.

II. Аллитерация – это эвфонический прием повторения одних и тех же согласных звуков, которое усиливает выразительность художественной речи.

Рифменные созвучия не входят в аллитерацию.
Аллитерация, как и само поэтическое произведение, воспринимается слухом, а не зрением. Чуковский, ссылаясь на слова Блока, сообщил, что «Двенадцать» поэт начал писать со строчки: «Уж я ножичком полосну, полосну!», так как «эти два «ж» в первой строчке показались ему весьма выразительными». Эту новость Чуковский, занимавшийся журналистикой, выдал на-гора не по горячим следам, а спустя длительное время, после смерти поэта. Блок, обладавший прекрасным слухом, не мог сказать подобную нелепицу. В приведенной строке не два, а один звук «ж» в слове «ножичком». В «уж» пишется буква «ж», а произносится звук «ш».

Аллитерацией богаты наши пословицы и поговорки:
Щи да каша – пища наша
Мели, Емеля, твоя неделя
Рад бы в рай, да грехи не пускают
В тихом омуте черти водятся
Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву
От горшка два вершка
Шила в мешке не утаишь
Назвался груздем, полезай в кузов
Проще пареной репы
За морем телушка – полушка, да рубль перевоз

Аллитерации встречаются уже в «Слове о полку Игореве»:

Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле…
С зарания в пятк потопташа поганыя плъкы половецкыя...

Все приведенные примеры свидетельствуют об экспрессивности, обязанной и аллитерации.
Аллитерация часто служит звукоподражанию. Это самое простое ее применение:

Грохочет эхо по горам,
Как гром гремящий по громам.

Звукосочетанием «гр» Державин воссоздал, по его убеждению, грозное громыхание разгулявшейся стихии. Соглашаясь в данном случае с поэтом, надо подчеркнуть, что даже в звукоподражательных стихах нельзя придавать звукам какое-либо семантическое значение:

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.

Об этих строках Пушкина Т.Скоренко замечает: «Тут мы слышим шуршанье платьев и шипение пунша благодаря повторениям двух согласных "п" и "ш"». К шуршанью платьев можно добавить еще, например, шуршание папоротника, шипение питона, шум поездов, шепот подружек, наконец, шорох путаных извилин, мимо которых проскользнула сама действительность, которая вопиет: «А что делают дамы там, где льется пунш, то есть на мальчишнике»? Ведь всего лишь стихом выше Пушкин написал о «часе пирушки холостой». Нет, Т.Скоренко нужно обязательно привести на мальчишник и дам, потому что «пунш» и «платье» начинаются с буквы «п», да еще такую «содержательную» идею отнести на счет Пушкина.
Любое свойство слова, приписываемое звуку, является выражением сугубой субъективности. Например, Державин, считал звук «р» непригодным для «выражения самых нежнейших чувствований». Он написал десять любовных стихотворений, в которых нет слов с этим звуком. И все эти десять стихотворений деланные, мертвенные. А ко всему, кто согласится с Державиным, что для «выражения самых нежнейших чувствований» не годятся такие слова, как Россия, родина, родная?!..
В родной речи нет и не может быть неблагозвучных звуков. Все они прекрасны. А то, что чаще других встречается аллитерация на л, м, н, р, так это потому, что они самые звучные из согласных звуков.
Аллитерация, выступая в роли своеобразного курсива, может подчеркнуть идею автора:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

В русской речи самым частым из согласных звуков является «с». В тексте Тютчева он встречается четырежды в повторяющемся, главном, слове «Россия» и по разу в словах «особенная» и «стать». В других словах этого очень распространенного звука нет. Но ведь «Россия – особенная стать» и есть та самая идея, ради которой написано четверостишие.
Особенно выразительна аллитерация при передаче глубоких чувств и сильного волнения. В этих случаях аллитерация является не просто украшением, способствующим благозвучности поэтической речи, а оттеняет в ней самое существенное:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть…
Лермонтов

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Бальмонт

И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Блок

Аллитерация, как любой литературный прием, является обоюдоострым оружием. Неуместная и назойливая аллитерация способна испортить впечатление от стихов даже у самого благодушного любителя поэзии.

Аллегория как литературоведческий термин трактуется в словарях противоречиво и не точно, что во многом вызвано употреблением этого слова в разных сферах действительности.
В обыденном понимании аллегория – это вещественное изображение невещественного понятия. Например, аллегории пророка Исайи: меч (война), орало (мир).

Анафора – это стилистическая фигура, которая основана на повторении любого речевого явления. Но в отличие от других видов повторения, например, эпифоры, анафора, как это явствует из ее названия, относится к повторению начальных частей речевого потока (звуков, слов, фраз, стихов, строф, ритмических и синтаксических построений, интонации).

Учебники по риторике (особенно старинные) различают множество разновидностей анафоры. Однако не все виды анафоры служат красноречию. Некоторые из них несут случайный характер (за забором), другие – не столько служат красноречию, сколько его антитезе – краснобайству.

Антитеза – это стилистическая фигура, которая соединяет контрастные понятия (свет – тьма, любовь – ненависть, бог – дьявол).
Она лежит в основании диалектики. Антитеза, используя прямо полярно противополагаемые явления, приводит их к единству через соподчинение друг другу этих противоположностей.

Где он употребляется? Само слово «аллитерация» имеет латинские корни и означает «буква к букве». Это один из видов повтора звуков, а именно согласных, как правило, в начале слов. Могут повторяться и прикрепленные к согласным но вовсе не обязательно. Благодаря такому повтору можно достичь самых разных звуковых эффектов. Завывание бури, рокот волн, плеск воды, злобный хохот или слезы радости… - ни к чему сообщать о них читателю при помощи эпитетов. Достаточно использовать такой пример, как аллитерация. Примеры в стихах весьма многочисленны, правда, не стоит путать аллитерацию с другими видами повторов. Она предполагает повторение только одинаковых или похожих согласных, но не слов или словосочетаний.

Несколько примеров удачного применения аллитерации

Умелое, то есть умеренное использование аллитерации в изобилии встречается в стихотворениях классиков. Очень тонко чувствовал этот прием, например, Пастернак. Его знаменитое стихотворение «Зимняя ночь» («Свеча горела на столе…») - один из самых ярких примеров. Повторение согласных «м» и «л», мягких, округлых, усиливает ощущение бескрайности метели, а звуки «т» и «к» позволяют передать стук башмачков, упавших на пол. Повторение буквы «л» мы также можем увидеть у Блока в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…». И если у Пастернака это помогало рисовать образ мягко стелющейся вселенской метели, то у Блока повторяющаяся «л» придает всему стихотворению небывалую утешающую плавность - это грусть о прошлом, которое притягивает, как и прежде, но страдание уже утратило свою остроту.

Современные поэты нередко увлекаются декоративными эффектами, а ведь не так уж много примеров удачных стихотворений, построенных полностью на таком приеме, как аллитерация. Что это - непрофессионализм, отсутствие музыкального слуха или бездушность? Можно давать разные ответы на этот вопрос, но в любом случае аллитерация подобна пряности. Она придает стихотворению вкус и цвет, делает его живым и родным, его хочется повторять и даже напевать, но ее избыток сделает блюдо чрезмерно острым, а потому несъедобным.

Противоположное аллитерации понятие - ассонанс. Это повторение Оба этих приема, разумеется, прекрасно уживаются в одном произведении.

Аллитерация как способ организации стихотворения

Немного иным будет ответ на вопрос «аллитерация - что это?», если речь идет о других языках. В русской стихотворной традиции аллитерация хотя и является важнейшим средством достижения поэтического звучания, все же играет вспомогательную роль. В некоторых культурах аллитерация - это основной способ построения стихотворения. Например, в древнегерманской, английской и исландской поэзии до девятого века очень широко применялся аллитерационных стих. В нем не было привычной для нас рифмы, но в конце каждой строчки присутствовал четкий ритм, который задавался именно повторами согласных букв. Буквы должны были быть одинаковыми перед каждым главным ударным слогом (которых было два) в каждой строке.

Аллитерация в современном английском языке

В английском языке аллитерация - это более частный случай, чем в русском. Речь идет о повторении одинаковых звуков лишь в начале слов. Например: Alice’s aunt ate apples (Тетя Алисы ела яблоки). Этот прием широко употребляется в скороговорках, политических лозунгах, рекламных слоганах, текстах песен и даже названий магазинов. Отвечая на вопрос «аллитерация - что это?», можно привести такие очевидные всем примеры, как-то: PayPal или Coca-Cola. Оба названия звучные и легко запоминающиеся. А все благодаря повтору согласных букв.

Итак, В литературе можно встретить весьма сложные определения. Но все достаточно просто, если разобрать несколько примеров.

Аллитерация является разновидностью фигуры в поэтической речи.

Аллитерация - это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.

Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами создать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный отклик. Для этого используются различные фигуры художественной речи.

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором .

Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий - согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор согласных звуков, тогда речь идет об аллитерации

Аллитерация - повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.

Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.

Например, читаем у Сергея Есенина:

С вищет ветер, с еребряный ветер
В ш ёлковом ш елесте снежного ш ума.

Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.

Примеры

Повторяются согласные «т», «р» и «с»:

Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.

Повторяются согласные «т» и «п»:

Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»

Пример из литературы

аллитерация. Примеры

Для создания сильных и выразительных образов в художественных произведениях часто используется аллитерация. Примеры можно найти в рассказе Владимира Набокова «Слово»:

«Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал»

В поэзии этот литературный приём проявляется ещё чаще. Например, аллитерация в стихотворении Александра Пушкина «Пир Петра Первого» , содержится даже в названии – повторяются согласные «п» и «р».

В стихотворении Агнии Барто «Барабан» аллитерация создается за счет повторения буквы «р»:

На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.

Использование аллитерации

Повторяющиеся согласные привлекают внимание и хорошо запоминаются, поэтому бизнесмены охотно используют аллитерации, чтобы придумать эффектные названия для своих фирм. Шоколад «Киткат» , кошачий корм «Китекет» , леденцы «Чупа-чупс» и другие бренды доказывают, что даже у литературного приёма может быть коммерческий потенциал.

Аллитерация делает более привлекательными и запоминающиеся не только названия компаний или торговых марок, но и рекламные слоганы.

Ваша киска купила бы «Вискас».
Велла. Вы великолепны.

Дикция

Иногда согласные в аллитерации образуют труднопроизносимые сочетания. Если регулярно практиковаться в их произношении, можно хорошо развить дикцию. Популярные скороговорки про тридцать три лавировавших да не вылавировавших корабля или укравшего кораллы Карла основаны на аллитерации.

Фольклор

В народном творчестве часто встречается аллитерация. Примеры можно найти в пословицах, поговорках, присказках, песнях.

Важно!

Аллитерация делает текст более благозвучным, эмоционально окрашенным и лёгким для запоминания.

Слишком частое использование аллитераций действует раздражающе и отвлекает от сути текста.

Неблагозвучные сочетания – особенно, когда подряд следует более трёх согласных делают текст сложным для восприятия. Например:

Проезд Дзержинского

Что еще почитать