Что такое раскол и как отличить раскольников? Кто такие раскольники, еретики и люди, «составляющие самочинные сборища».

Управляющий делами УПЦ, ректор КДА митрополит Бориспольский и Броварской Антоний

Какова главная причина возникновения расколов, чем рискуют люди, отпавшие от канонической Церкви? Почему возникают расколы?

Чтобы понять, что такое церковные расколы и почему они возникают, лучше всего обратиться к каноническим правилам Православной Церкви.

Об этом, например, подробно говорит святитель Василий Великий в своем знаменитом каноническом послании к епископу Амфилохию Иконийскому. Святитель Василий различает три категории лиц, отпавших от церковного общения. Это: еретики, раскольники и «составляющие самочинные сборища».

Кто такие раскольники, еретики и люди, «составляющие самочинные сборища»

Под еретиками он понимает тех, которые исказили какие-либо церковные догматы, то есть отступившие от чистоты веры.

Раскольниками (по-гречески «схизматиками») называет «разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание». То есть, в основе раскола, по святому Василию, лежат разногласия о второстепенных вопросах церковного учения или церковного устройства, а не об основополагающих догматах.

Третью категорию отпавших от церковного общения составляют так называемые «самочинные сборища» (по-гречески «парасинагога»). Под этим термином он понимает «собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом».

Далее свт. Василий поясняет, что он имеет в виду: «Например, если кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь, - это есть самочинное сборище». То есть, в данном случае речь идет исключительно о дисциплинарных конфликтах.

В истории Церкви мы, увы, знаем немало примеров и ересей, и расколов, и самочинных сборищ

Например, арианство или монофизитство – это, конечно же, ереси, искажавшие основополагающие христианские догматы. Если говорить о расколах, то в Древней Церкви они возникали, прежде всего, из-за разногласий в вопросах покаянной дисциплины.

Например, раскол донатистов возник из-за спора о порядке приема в Церковь тех, кто отпал от нее в годы гонений. В результате донатисты, сохранив основополагающие христианские догматы, все же выработали специфичную экклезиологию. Уже в ХХ в. возник так называемый «старостильный раскол», связанный с проблемой введения в церковную жизнь нового календаря. В XVII в. на Руси возник старообрядческий раскол, ставший результатом разногласий в сфере богослужения. Во всех этих случаях в основе расколов лежали особые мнения по вопросам, которые не составляют самой основы христианской веры.

Что касается современной ситуации в Украине, то раскол появился в результате того, что бывший митрополит Филарет, не подчинившись решению о своем удалении от управления Украинской Православной Церковью, создал структуру, которая находится вне общения с мировым Православием

Как видно из слов свт. Василия Великого, самочинные сборища связаны, как правило, с нарушениями церковной дисциплины отдельными священниками или иерархами, которые противопоставляют себя церковной полноте.

Никакой отдельный человек не может сказать, что он «владеет» истиной

Христос говорит, что Он Сам есть Путь и Истина и Жизнь (Ин 14, 6). Потому правильно было бы говорить, что не мы владеем истиной, а Истина (Христос) овладевает сердцем человека. Господь открывает нам истину в той мере, в которой мы можем ее вместить. Хранителем истины является Церковь, которую апостол Павел именует столпом и утверждением истины (1 Тим 3, 15). Как писал святитель Ириней Лионский, «Апостолы в Церковь, как в сокровищницу, вполне вложили все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни».

История свидетельствует о том, что долгое пребывание вне общения с Вселенской Церковью может повлечь за собой и искажения в сфере вероучения

Если говорить о тех, кто пребывает в церковном расколе или создает «самочинные сборища», то эти люди не отказываются от основополагающих богооткровенных истин. Они верят и в Святую Троицу, и в Иисуса Христа как Сына Божия, пришедшего во плоти. Тем не менее, история свидетельствует о том, что долгое пребывание вне общения с Вселенской Церковью может повлечь за собой и искажения в сфере вероучения. Например, в старообрядческой среде постепенно стали появляться течения, отвергавшие церковную иерархию (так называемые «беспоповцы»). Обновленческий раскол, возникший в Русской Церкви в 1920-е гг., начался с неповиновения патриарху Тихону группы священников. Но постепенно в обновленчестве начался отход от традиционного церковного устройства: был введен женатый епископат, звучали призывы к полному уничтожению института монашества и так далее.

Невозможно пребывать в истине, опираясь лишь на человеческие силы. Для того, чтобы не отпасть от истины, человеку необходима благодатная помощь, которую он получает в Церкви. Если же человек отпадает от церковного общения, то он рискует не устоять в истине.

Конечно, принятое на заседании Священного Синода в Киеве 26 июля с. г. Обращение называется несколько иначе: Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью.

Кто такие эти «пребывающие вне единства»? Это – последователи т. н. «украинской автокефальной православной церкви», возникшей при поддержке гитлеровцев на оккупированной территории УССР в 1942 г. и состоящей в основном из националистически настроенных жителей Западной Украины, примкнувших к расколу после 1989 г., а также т. н. «украинской православной церкви киевского патриархата», созданной в 1992 г. преданным анафеме расстригой бывшим Киевским митрополитом Филаретом вкупе с президентом Украины Л. Кравчуком, в одночасье перекрасившимся из секретаря ЦК КПУ в ультранационалиста.

Сколько зла эти раскольнические структуры за весь период своего существования принесли Церкви и народу Украины! Прежде всего, это духовный вред, когда, обманутые националистической пропагандой и псевдобогословским дурманом, в раскол оказались затянуты простые люди, оказавшиеся некрещеными, невенчанными и неотпетыми (поскольку «таинства» раскольников не действительны).

Раскольниками были захвачены принадлежавшие веками канонической Церкви святые храмы, в которых поныне совершается кощунственная пародия на богослужение и, поистине, пребывает «мерзость запустения». Потоки клеветы и злобы выливались на Мать-Церковь и ее каноническое священноначалие. Особенно филаретовцы прославились не только шантажом, но и прямыми расправами над неугодным православным духовенством.

Необходимо заметить, что беззаконие, творимое раскольниками, продолжается и сегодня. Националистическими СМИ тиражируется сочиняемая парой раскольнических писак истерия вокруг первосвятительского посещения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом своих украинских епархий.

И в этой обстановке выходит исполненное материнской любви и готовности принять в объятия отчие Обращение Священного Синода РПЦ к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью. В обращении звучат такие всепрощающие слова:

«Возлюбленные о Господе братья и сестры!… Что может быть более желанным, чем возвращение отделившихся братьев в спасительную ограду Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви? Это было бы подлинное торжество Православия, торжество любви Христовой! Мы молимся о приближении того часа, когда уклонившиеся в раскол свободно и непринужденно пожелают вернуться в лоно Церкви; о том, чтобы настал этот долгожданный день, который принесет мир и спасение многим измученным душам. И мы верим, что он непременно настанет…

Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6, 2). Дверь в Церковь открыта. И мы готовы встретить всех возвращающихся под ее кров. Ибо, по слову святителя Григория Богослова, мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас… Мы скорбим о расторгнутом церковном единстве и молимся о возвращении всех, кто пребывает вне общения с Украинской Православной Церковью. Просим всемилостивого Бога, дабы Христос, Который один есть путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6), направил всех на стезю любви и единомыслия».

Но, прощая грешника, ища его спасения, Церковь не оправдывает, не легитимирует грех раскола. И здесь мы возвращаемся к тексту Обращения Священного Синода РПЦ, в котором раскрывается нелицеприятная правда о расколе:

«Но самым страшным его итогом стало то, что немалая часть верующих и по сей день пребывает вне общения с благодатной полнотой Вселенского Православия. Они лишены возможности поклоняться общим святыням Единой Церкви, молиться со своими единоверцами, приобщаться Пречистых Тела и Крови Христовых из единой Чаши. Ибо главное бедствие, к которому неминуемо приводит раскол, есть оскудение божественной благодати.

Согласно первому правилу святого Василия Великого, несомненно, что в обществах, отделившихся от церковного общения, оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо… отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали… Жить в расколе – греховно и пагубно для души. Но нет ничего страшнее для христианина, чем умереть вне Церкви… По слову святителя Киприана Карфагенского, вне Церкви нет спасения».

Эта правда, наверное, кому-то покажется не очень приятной, не сладкой. Но правда всегда целительна, а ложь, к которой Православную Церковь хочет подтолкнуть политкорректный бомонд, поддерживаемый главарями раскола, стремящимися скрыть от своих заблудших последователей истину, неизбежно разрушительна, гибельна и под слащавой оболочкой скрывает мертвенный тлен.

Обращение Священного Синода нашей Единой Русской Церкви является недвусмысленным ответом тем силам и внутри самой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которые в последнее время позволяют себе вести очень опасные разговоры о том, что раскол вроде бы и не так уж безблагодатен, что раскольников нужно называть «патриархами» и «митрополитами», иначе это, дескать, оскорбит и унизит вождей раскола, что сообщества раскольников следует именовать «православными общинами», «которые сейчас не находятся с нами (не с Вселенской Церковью, а расплывчато – с нами) в Евхаристическом общении», что пребывающих в расколе надо не присоединять к Святой Церкви, а нам с ними, как будто неким равным частям, следует «воссоединяться».

Редактор одного православного украинского сайта, например, договорилась до следующего: «Если же превознестись своей «благодатностью» над «безблагодатными», «каноничностью» над «неканоничными», тогда, конечно, в ход должны идти трехэтажные метафоры…». Характерно, что, настаивая на титуловании филаретовских лжеепископов без кавычек и «унизительных приставок» (имеется в виду «так называемый»), о благодатности Украинской Православной Церкви Московского и ее каноничности пани редактор из киевских кабинетов говорит именно в кавычках.

По таким вот кощунственным разговорам Обращение Священного Синода РПЦ наносит сокрушительный удар, причем, без всяких трехэтажных или даже двухэтажных метафор. В Обращении четко указано на отсутствие в расколах благодатной жизни, на то, что раскольники находятся вне Церкви и умирают вне ее, что «иерархи» раскольников никакие не иерархи, что только при присоединении к Православию, вне общения с которым пребывают раскольники,

Церковь может (если, конечно, захочет когда-нибудь в будущем отойти от нынешней акривии к икономии) восполнить присущей только ей одной освящающей благодатью тех, кто принял от рук раскольнических лжепастырей безблагодатное, совершенное вне церковной ограды крещение.

Здесь мы переходим к вопросу о чиноприеме раскольников. Как известно, ныне наша Церковь руководствуется принятием украинских схизматиков в свое лоно через Крещение. Однако, как замечательно исследовал в своих трудах священномученик Иларион (Троицкий), в Церкви неоднократно менялся чиноприем одних и тех же еретиков и раскольников – то через Крещение, то через Миропомазание, то через Покаяние, то обратно через Крещение и т. д.

Это говорит не о том, что каждый раз учение Церкви о расколе и ереси менялось, и что в том или ином отделившемся от Церкви сообществе благодать загадочно то исчезала, то появлялась, то потом снова исчезала. Вне Церкви нет действия освящающей благодати Таинств (хотя могут действовать другие виды благодати, что может также влиять на чиноприем еретиков или раскольников).

Однако Церковь может, в случае массовых переходов или из иных пастырских соображений, в отдельных случаях действовать не по принципу акривии, т. е. строгого соответствия канонической практики догматическому учению о единстве Церкви, но по принципу икономии, т. е. смягчать чин приема находящихся вне общения с нею, восполняя совершенную в расколе безблагодатную форму Таинства благодатным содержанием, поэтому такое таинство становится Таинством только в момент присоединения еретика или раскольника к Церкви (будь-то через Миропомазание, или через Покаяние).

При этом важно, чтобы сами расколоучители не могли ссылаться на мягкий чиноприем как на некое признание канонической Церковью их «благодатности». Вот что собственно сказано по этому поводу в рассматриваемом Обращении Священного Синода РПЦ:

«Порою ставится вопрос о том, каким образом будут приняты в Церковь те, над кем последования Таинств, включая и Таинство Крещения, совершались в расколе. Как показывает многовековой церковный опыт, разнообразными путями действует Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи. По слову святителя Киприана Карфагенского, вне Церкви нет спасения.

Но именно Церковь, и лишь она одна, может наполнить благодатью и подлинным смыслом то, что происходило вне ее спасительной ограды. Водимая Духом Божиим, она рассудит о способах принятия своих чад».
Эти слова – настоящее торжество православной экклезиологии, продолжение великого дела священномученика Илариона. В них отсечены всякие попытки представить возможную икономию в качестве признания благодатности совершенных в расколе таинств.

Важно и то, что рассмотрение вопроса об изменении чиноприема отложено на будущее. От степени покаяния самих раскольников, от того, насколько они осознают гибельность и безблагодатность раскола, насколько готовы без всяких предварительных условий стать действительно своими чадами для Единой чадолюбивой Матери, зависит то, будет ли изменен способ принятия их в ограду Святой Церкви.

Обращает на себя внимание и такой момент. Члены Священного Синода РПЦ отметили, что в последнее время они получают «все больше свидетельств о том, что многих ушедших из церковной ограды тяготит их нынешнее положение». Слова эти разъяснены Высокопреосвященнейшим Митрополитом Иларионом (Алфеевым), председателем ОВЦС МП.

Владыка рассказал, что некоторые представители «духовенства» украинских раскольнических структур обращались к нему, выражая горечь о своем пребывании в расколе и выражая желания присоединиться к канонической Церкви. Митрополит Иларион назвал имя известного «митрополита Львовского» «УПЦ КП» Андрея Горака, который не дожил несколько дней до готовившегося им покаянного возвращения в Русскую Православную Церковь. Странное «совпадение» готовившегося перехода и внезапной смерти.

После смерти Горака неожиданно умирает еще один украинский раскольнический «иерарх», желавший порвать с расколом… Не пора ли задуматься другим «клирикам» украинских расколов о том, в какого рода формированиях они оказались? О не доживших до желаемого возвращения в Церковь упоминает и Обращение Священного Синода.

Этого Яворивскому показалось мало, и он решил добавить: назвал действия священноначалия РПЦ «глупостью», и сказал, что представители Московского Патриархата «заваривают в Украине кашу, которую могут вылить и на их головы». По сути написанного, естественно, главный в Раде по культуре пахан Яворивский ничего сказать не смог. Что ж, тут и отвечать нечего. Прекрасное доказательство всей бессильности злобы расколовождей и их политических покровителей. Такая реакция свидетельствует о том, что Обращение Священного Синода РПЦ попало в самую точку.

Конечно, наше священноначалие никогда не будет обращать внимание на беспредельное хамство и площадную брань Яворивского, мечтающего в своих ожидающих исследования психиатров фантазиях поливать кашей головы священнослужителей. А вот депутатам Верховной Рады и ее председателю В. Литвину, столь почтительно принимавшему в стенах украинского парламента главу крупнейшей Православной Церкви мира, советовал бы задуматься о целесообразности пребывания на посту председателя комитета Верховной Рады по вопросам духовности и культуры человека, вышедшего из эпохи неандертальцев.

Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Уже более двадцати лет продолжаются нестроения, порожденные церковным расколом на Украине. Раздоры и смущения, распри и обиды, которые он принес с собой, не могут не сказываться на жизни украинского Православия и общества в целом. Раскол прошел через судьбы людей, нарушил семейное и общественное согласие. Но самым страшным его итогом стало то, что немалая часть верующих и по сей день пребывает вне общения с благодатной полнотой Вселенского Православия. Они лишены возможности поклоняться общим святыням Единой Церкви, молиться со своими единоверцами, приобщаться Пречистых Тела и Крови Христовых из единой Чаши. Ибо главное бедствие, к которому неминуемо приводит раскол, есть оскудение божественной благодати. Согласно первому правилу святого Василия Великого, несомненно, что в обществах, отделившихся от церковного общения, оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо… отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали.

В последнее время мы получаем все больше свидетельств о том, что многих ушедших из церковной ограды тяготит их нынешнее положение. Еще более горестно оно для нас, по слову Апостола: Уста наши отверсты к вам,… сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно (2 Кор. 6, 11-12). Что может быть более желанным, чем возвращение отделившихся братьев в спасительную ограду Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви? Это было бы подлинное торжество Православия, торжество любви Христовой! Мы молимся о приближении того часа, когда уклонившиеся в раскол свободно и непринужденно пожелают вернуться в лоно Церкви; о том, чтобы настал этот долгожданный день, который принесет мир и спасение многим измученным душам. И мы верим, что он непременно настанет.

Жить в расколе – греховно и пагубно для души. Но нет ничего страшнее для христианина, чем умереть вне Церкви. Многие из тех, кто задумывался о возвращении, до конца своей жизни не нашли в себе к этому сил; некоторых удерживали внешние обстоятельства. Но обстоятельства эти уходят в прошлое. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6, 2). Дверь в Церковь открыта. И мы готовы встретить всех возвращающихся под ее кров. Ибо, по слову святителя Григория Богослова, мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас .

Нет ничего унизительного в покаянии, к которому всех ведут благость Божия, Его кротость и долготерпение. И нет преград, не позволяющих вернуться к церковному общению; вернуться туда, где, как и на небесах, будет больше радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7).

Порою ставится вопрос о том, каким образом будут приняты в Церковь те, над кем последования Таинств, включая и Таинство Крещения, совершались в расколе. Как показывает многовековой церковный опыт, разнообразными путями действует Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи . По слову святителя Киприана Карфагенского, вне Церкви нет спасения. Но именно Церковь, и лишь она одна, может наполнить благодатью и подлинным смыслом то, что происходило вне ее спасительной ограды. Водимая Духом Божиим, она рассудит о способах принятия своих чад.

Мы скорбим о расторгнутом церковном единстве и молимся о возвращении всех, кто пребывает вне общения с Украинской Православной Церковью. Просим всемилостивого Бога, дабы Христос, Который один есть путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6), направил всех на стезю любви и единомыслия.

Многие местные жители общались с людьми, ходящими по домам и предлагающими поговорить о Боге. Пообщавшись с ними, большинство понимает, что это сектанты (чаще всего свидетелиИеговы), и прерывают разговор. Труднее бывает, когда человек одет в рясу, носит бороду, и поэтому сразу не поймешь, что это раскольник. Раскольник-это тот, кто, не искажая догматов веры, при этом не признает законную церковную иерархию, т.е. не подчиняется Патриарху и епископам. Он как бы «раскалывает» организм Церкви, отчего и происходит название «раскол». Обычно раскольники ставят своих лжеепископов и принимают звучные названия, типа «истинная православная церковь», «древлеправославная церковь» и т.п. И далеких от Православия людей эти названия и вроде православный облик такого сообщества вводят в заблуждение, что это такая же Православная Церковь. Но нет…

Христос избрал 12 Апостолов, через которых основал Свою Церковь, в которой спасаются верующие. Раз Христос один, то и истинная Церковь Христова тоже может быть только одна. Принимая ересь (искажая догматы веры) или уходя в раскол (не подчиняясь законным епископам)-человек выпадает из Церкви и лишается райского блаженства. Вернуться в Церковь можно через покаяние, для чего надо отвернуть ересь и соединиться с Церковным Телом.
В день Пятидесятницы 30 г. на Апостолов сошел Дух Святой, и они заговорили на разных языках, т.е. получили от Бога возможность присоединять к Церкви любого человека, независимо от национальности. Апостолы стали ходить по странам и в каждом городе или селе создавали общину христиан. В этой общине они ставили духовного руководителя, который назывался епископом. Поставление в епископы называется «рукоположением» или по-гречески «хиротония», потому что Апостолы возлагали на будущего епископа свои руки и через это на поставляемого сходила благодать Святого Духа, дававшая человеку силу исполнять обязанности епископа. Епископ в свою очередь рукополагал священников (пресвитеров) и диаконов. Все это называется таинством Священства. Когда Апостолы погибли за Христа, то епископа стали поставлять два-три окрестных епископов. Со временем христианские общины появились во всех городах Римской империи, и конечно, епископы больших городов получали большее влияние, чем епископ деревенской общины. Постепенно епископы городов стали надзирать не только за своей общиной, но и проверять служение сельских епископов. И таким образом, епископ большого города-митрополии, имевший в своем попечении других епископов, стал называться митрополитом. А митрополитам пяти главных городов Римской империи (Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима) был присвоен титул Патриархов, которым подчинялись все остальные митрополиты и епископы. Патриарх еще называется Предстоятелем Церкви.
Русская Православная Церковь произошла от Константинопольского Патриархата. Апостол Андрей Первозванный рукоположил св. Стахия епископом городка Византий на берегу пролива из Черного в Средиземное море. В 330 г. император Константин Великий превратил Византий во вторую столицу империи Константинополь-Новый Рим, и епископы Византия стали Константинопольскими Патриархами. При Крещении Руси в 988 г. Константинопольский Патриарх Николай II рукоположил первого русского митрополита св. Михаила, имевшего кафедру в Киеве. В 1299 г. кафедра митрополитов русских перешла из разоренного монголами Киева во Владимир, а в 1325 г.-в усиливающуюся Москву. В 1589 г. митрополит Московский и всея Руси стал носить титул Патриарха.
То есть, если посмотреть на вышесказанное, идет непрерывная цепь рукоположений от Христа через апостола Андрея Первозванного епископов г. Византия, затем Константинопольских Патриархов, потом Русских митрополитов и Патриархов до нынешнего Патриарха Кирилла. Это один из главных признаков законной церковной иерархии-преемственность через века от Апостолов до нынешнего Предстоятеля, доказанная историческими источниками! Кроме того, Предстоятель Церкви должен быть признаваем таковым другими Предстоятелями, главным образом древними Восточными Патриархами (Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским). Таким на территории Российской Федерации является только Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и возглавляемая им Церковь и есть спасающая истинная Православная Церковь. Отпадающий от нее и от общения с законным Предстоятелем есть раскольник, лишающий себя спасения! Поэтому, чтобы узнать, раскольник перед нами или нет, надо просто спросить, поминается ли за Богослужением Патриарх Кирилл. Если не поминается-здесь раскол.
Если епископа Синод запрещает в священнослужении за ересь, уход в раскол или неподобающую жизнь, то он не может никому передать благодать Святого Духа. А если он дерзнет после запрещения все-таки рукополагать кого-то, то этот епископ и общающиеся с ним подпадают под отлучение от Церкви (анафему). Законно лишенный сана человек не имеет возможности передавать благодать Священства, и все рукоположенные им после запрещения в служении так и остаются мирянами, а не епископами, священниками или диаконами, как бы там они себя не величали и какие бы титулы не принимали. И значит, никакие Таинства в храмах у раскольников не совершаются: хлеб и вино на псевдо-литургии не пресуществляются в Тело и Кровь Христову, и Причастия нет; умершие остаются неотпетыми; венчанные не повенчаны; а крещение остаётся на уровне таком, как если бы в советское время бабушки на дому крестили. А если не совершаются Таинства, то и спасения души нет.

Раскольники упрекают Московскую Патриархию в сотрудничестве с Советской властью. Большинство обвиняющих епископат Московской Патриархии в «неправославии» сами пришли в Церковь только после начала перестройки, а в советское время стыдились быть верующими. Обвиняя Патриарха в кажущемся «нарушении канонов», раскольники почему-то не считают более страшным нарушением канонов учинять явный раскол. Обвиняя других в «недуховности», они почему-то сами не бояться вступать в общение с лицами, лишенными сана за моральную распущенность. Люди, не имеющие никакого духовного образования, обзывают себя «первоиерархами», и их последователей не коробит то, что, оказывается, можно самому «создать» Церковь! Во все времена раскольники оправдывали свои уход из Церкви заботой о спасении этой же самой Церкви и кроме вреда, ничего Православию не приносили. Да, в Церкви есть немало проблем, но и решать их надо по-церковному, т.е. на Соборах, а не разрубать многострадальную Церковь — Тело Христово — очередным расколом. Да, и в среде раскольников есть люди, которые искренне ища Истину, свернули не туда, и нам надо молиться Господу об их возвращении в Церковь.

Кто они такие?

Факт пятый Царь поддержал Никона и началось преследование староверов. Последние видели спасение в территориальной и социальной изоляции от мира " Антихриста". Центром церковной оппозиции стал Новгород, откуда многие и устремились в конце 17 века за "шведский рубеж", в том числе и на территорию Эстонии. В 1700 - 1719 в Ряпина действовал монастырь старообрядцев - федосеевцев , откуда последние,возможно, и расселились по Западному Причудью. Первый молильный дом был построен в 1740 году в дер. Кикита.
Из российских императоров более всего староверы ненавидели двух:
Петра Первого (1782 - 1725), который требовал сбривать бороды, забирал в солдаты, всех пересчитал (с какой целью?) и напоследок передал престол "бабе", и Николая Первого (1825 - 1855), при котором практически все молильные дома были закрыты. Времена менялись и в 1905 г. преследования прекратились, а в 1971 Поместный собор РПЦ отменил все запреты и порицания старых обрядов "яко не бывшие".

Что же это за обряды такие, от которых мои предки не отказывались даже под страхом смерти?

Их много, но я остановлюсь на наиболее известных и очевидных.

Крестное знамение у староверов совершается так...

Это так называемое двуперстие в отличии от троеперстия , которое используют православные. Причём обе эти формы пришли на Русь из Византии в 10 веке, но после падения последней троеперстие стало ассоциироваться с "латинством"(католичеством) и вышло из употребления.

А. Символизирует две природы Христа (Бог и человек)
В. Символизирует Троицу (Отец, Сын и Дух Святой)

Поскольку верующий осеняет себя крестом , то в старообрядческом двуперстии есть своялогика , т.к. крестясь они изображают распятие только Христа, в то время как православные, получается, распинают всю Троицу. Опять же оставляя два пальца " праздными" (ничего ими не изображая) , Никон, по мнению старообрядцев "упразднил" Христа. В пылу полемики утверждалось также, что трехперстое знамение это следование Иуде Искариоту, предателю Христа, ибо "Иуда брал соль щепотью, поэтому креститься щепотью- грех ". Интересно, что, желая показать как крестятся "никониане", старообрядцы употребляют для этого левую руку, чтобы не "осквернить" правой.
В христианском мире существует также и одноперстие (коптская церковь) и пятиперстие (католическая церковь)

Земные поклоны


Старообрядцы отдают предпочтение Православные- поясным
земным поклонам

При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, точнее молитвенного коврика(подручника), поскольку во время молитвы руки должны оставаться чистыми.

Восьмиконечный крест Старообрядцы признают только восьмиконечный крест , считая его завершённым и единственно полноценным. Именно такой крест, якобы, обнаружила св. царица Елена (мать имп. Константина) при раскопках на Голгофе в 4 веке. Все остальные формы - происки "латинян", то есть католиков. П равославные же ничего не имеют против "неполноценных" четырёх - и шести - конечных крестов.

Старообрядческое кладбище в Калласте

Знаменное пение Старообрядцы используют при богослужении т.н. знаменное (крюковое) пение, господствовавшее в русской церкви до 17 века. В отличие от введённого Никоном партесного пения, знаменное имеет две главные особенности:

А. Это пение одноголосное, т.е. независимо от количества голосов песнопение должно звучать в один голос, в унисон.
В. Из - за большого количества гласных звуков напев получается мелодичный, но слова разобрать порой сложно.

Да что говорить, слушайте, смотрите и... сравнивайте.

Партесное пение (православное)

Знаменное пение (старообрядческое)

Посолонь, сугубая "аллилуйя" и Исус Во время крестного хода старообрядцы ходят вокруг храма по солнцу (посолонь), т.е. по часовой стрелке, а православные против солнца. С логикой у староверов всё в порядке: "Поскольку Христос есть солнце праведное, ходить против солнца означает идти против Христа "

Как и в католицизме, в православии есть такое явление, как толки. В православии это конечно же секты раскольников.

Началом раскола церкви считается начатая ревизия церковных книг в первой четверти 16 века. Максиму Греку было поручено исправление книг по имеющимся старым греческим образцам. Но по недостаточному знанию церковно-славянского языка он, по мнению митрополита Даниила, сделал новые ошибки за что и был отстранен от этого занятия. На этом исправление книг пока остановилось.

В середине столетия, в 1550 году был созван Собор, который постановил использовать при исправлении книг не подлинники старых книг на греческом, а «добрые переводы».

Многих священнослужителей белого духовенства привлекли к этой работе. Но ошибок становилось еще больше, так как в исправлениях появлялись в виде догматов то, что раньше догматами не считалось. Протопоп Черниговский Михаил Рогов и архимандрит Сильвестр возвели в догматы следующее:

  • - произносить имя Исус, а не Иисус
  • - двуперстное знамение
  • - употребление просфор при богослужении
  • - хождение посолонь
  • - о чтении в «Символе веры» о сыне божьем так: «…его же царствию несть конца»
  • - о чтении о святом духе в «Символе веры», как о «Господе истинном»
  • - о небритии бород и усов
  • - о сугубой аллилуйе

Очень остро встали вопросы о церковном благочинии, о церковном пении, иконописании, церковной проповеди.

В очередной раз исправление книг было приостановлено. И при богослужениях стали применять как исправленные книги, так и старые, неизмененные.

Возобновились разговоры об исправлении книг только в 1648 году. Решено было пригласить греческих ученых-богословов. Началось исправление основного служебника. Наконец, 23 апреля 1656 года был созван новый Собор на обсуждение нового служебника.

На соборе выявилось размежевание по следующим вопросам:

  • - двуперстное знамение
  • - неизменность «Символа веры»

Постановлением Собора было наложено проклятие на двуперстное знамение и его приверженцев, был допущен к изданию служебник.

Преданы анафеме были те священнослужители, которые в последствии также между собой разделились на несколько партий. Ядром раскола оказались Павел Коломенский, Иоан Неронов, Аввакум Повольский, Даниил Костромской. Из них трое остались верны старине, а Павел Коломенский, после снятия Никона с поста патриарха, вновь вернулся в Москву и принял нововведения.

Уже в рядах раскольников появились различные трения по вопросам:

  • - как жить вне церкви
  • - иерархия священнослужителей
  • - какие книги использовать
  • - изменять ли обряды или нет

С того времени в России сложились два пласта в культуре Православия, и они развивались независимо друг от друга. Среди старообрядцев также есть конфессиональные трения, у них нет единой «старой» церкви. Есть лишь группы или толки, которые звались по имени основателя. В 1842 году были известны и описаны в докладе Священному Синоду следующие толки:

Федосеевщина, Филипповщина, Аристовщина, Странники, Рябиновщина.

По типу конфессии и противостоянию отмечались также «вреднейшие»

и наименее вредные. Вот наиболее «вредные» по выражению архиерея Владимирского Алексия:

  • - иудействующие
  • - молокане
  • - духоборцы
  • - хлыстовщина
  • - скопцы
  • - беспоповщина

Видимо Алексий путал отдельные секты, толки и церкви старообрядцев, так как иудействующие и духоборцы явно не старообрядцы. 1

О православии написано множество книг как самими священнослужителями, так и философами, историками… Тема по сей день остается актуальной, так как именно о самом православии есть множество письменных источников, так как с древности велись протоколы Соборов, писались трактаты. Многие талантливые историки и философы прошлого России были талантливыми богословами. Может потому так богата и ярка наша культура. Но есть и другая, отрицательная сторона православия, - оно никогда не способствовало прогрессу. То есть, для истинного православного смыслами жизни прогресс или достижение богатства никогда не являлись. И в этом восточная особенность православия: восточные религии никогда не ставили целью достижение богатства. Да, впрочем изначально, и христианство к этому не стремилось. Даже католицизм этому не способствовал. Может потому христианская культура в голом виде была так не приемлема для русских? Ведь православие - это не христианство с особенностями русского колорита, а сумма культурных компонентов, в которой не выделена особая роль служению богу, церковным обрядам.

Что еще почитать