Образец выполнения самостоятельных зачетных работ по Истории русского языка. Раздел: Историческая фонетика
Задание № 1
Фонетические старославянские черты в словах современного русского языка
Допущен, единица, житие, красота, ладья, мятеж, на исходе, небрежный, прождать, просвещение, прыщ, радость, сравнение, тень, убеждение, стричься, ночь, помощь.
Укажите в словах современного русского языка старославянские звуковые особенности. Слова сгруппируйте в следующем порядке:
1) Слова с неполногласием (неполногласие - наличие в старославянском языке в корневых морфемах сочетаний -ра-, -ла-, -ре-, -ле- между двумя согласными в одной морфеме, соответствующих русским полногласным сочетаниям -оро-, -оло-, -ере-, -оло-): небрежный - русское соответствие бережный, берегу; *berg-.
2) Слова с жд, передующимся с д (*dj →*žʼ͡dʼ [жʼ͡дʼ]): убеждение - ср. убедить.
3) Слова с щ, чередующимся с т (*tj →*šʼ͡tʼ [шʼ͡тʼ], в русской огласовке [шʼшʼ]): просвещение - ср. свет, русск. свечение.
4) Слова с начальным е, не перешедшим в о под старославянским влиянием: единица - ср. русск. один.
5) Слова с е на конце слова и внутри слова перед твердым согласным, не перешедшим под ударением в ʼо:
житие - ср. русск. житьё (житьё-бытьё), мятеж - ср. русск. падёж (скота).
6) Слова с начальными ра-, ла- при сочетаниях ро-, ло- в соответствующих словах русского происхождения: сравнение - ср. русск. ровный, *orvn-.
7) Наличие в основе существительного перед падежным окончанием и при отсутствии его в соответствующих русских существительных:
житие - ср. русск. житьё, просвещение - русск. просвещенье, сравнение - русск. сравненье, убеждение - ср. русск.убежденье.
8) Слова с приставкой из- (ис-) при соответствующих словах русского происхождения с приставкой вы-: на исходе - русск. выход.
9) Слова с щ на месте доисторических гт, кт (*kt,gt+ гласный переднего ряда → *šʼ͡tʼ [шʼ͡тʼ], в русской огласовке [шʼшʼ]): помощь - русск. помочь, *pomogtis.
10) Слова без старославянских звуковых особенностей:
допущен, красота, прождать, прыщ, радость, тень, стричься, ночь.
Задание №2
Восточнославянские фонетические особенности
Бровь, вровень, выпросить, гордость, движок, избёнка, комочек, мялка, несу, Остап, охотник, первенец, печь, поговорка, половик, порожний, разжечь, ружьё, строже, тупица, хуже, чуждаться.
В данных словах укажите восточнославянские фонетические особенности. Слова сгруппируйте в следующем порядке:
1) Слова с полногласием: порожний - ср. ст.сл. праздный, *porzd-.
2) Слова с у, ю, а, я на месте носовых гласных.
Для справок. Для того чтобы определить, был ли когда-то в современном русском слове носовой гласный, нужно ориентироваться
1) на чередование в корне а(я) / им, ин, ем, ен, ьм, ьн, у/ ъм, м, он: вз-я-ть - вз-им-ать, с-жа-ть - с-жим-ать, на-ча-ть - на-чьн-у, на-чин-ать, на-ду-тый - на-дъм-енный, зву-к - звон и др. ;
2) на чередование в корне а(я)/у (*ę/*ǫ): трясти - трус, мять - мука, вязать - узел, запрягать - супруг, прясть - запруда;
3) Морфемы с у, ю на месте * ǫ:
1. Окончания В.П. ед.ч. существительных ж. р., прилагательных, причастий, местоимений, порядковых числительных - у, ую, юю: мою младшую сестру, первую попавшуюся книгу.
2. Окончания Т.П. ед.ч. ж. р. ою, ею: моею младшею сестрою, с интересною книгою.
3. Суффикс глагольной основы инфинитива -ну-: замкнул, толкнувший, отвергнутый, тонув.
4. Суффикс действительного причастия наст. вр. -ущ-, -ющ-: волнующий, несущий.
5. Суффикс адъективированных причатий наст.вр. -уч-, -юч-: жгучий, колючий.
6. Окончание 1-го л. ед.ч. наст. или простого буд. вр. глаголов -у, -ю: иду, пою.
7. Окончание 3-го л. мн.ч. наст. или простого буд. вр. глаголов -ут, -ют: несут, поют.
Морфемы с а, я на месте *ę
1.Окончание 3-го л. мн.ч. наст. или простого буд. вр. глаголов -ат, -ят: лечат, стоят.
2. Суффикс деепричастия несовершенного вида - а, -я: держа, стоя, неся.
3. Суффикс действительного причастия наст. вр. -ащ-, -ящ-: лечащий, стоящий.
4. Суффикс адъективированных причатий наст.вр. -уч-, -юч-: лежачий, стоячий.
5. Возвратная частица -ся: исправиться, становишься, отправляющийся, пригодившийся.
6. Окончание сущствительных ср.р. И.П. ед.ч. на -мя: пламя - пламени.
7. Суффикс имен существительных (названий детёнышей и производных от них слов) -ат, -ят: жеребята, медвежата, медвежатник, телятина.
4) проверить корневые а,я или у, ю по этимологическому словарю.
мялка - от мять (мя-ть - мн-у, раз-мин-ать) ст.сл. м#ти;
несу - ст.сл. нес$;
ружьё - см. словарь: ст.сл. ор$жи%;
тупица - см. словарь: ст.сл. т$пити;
чуждаться - см. словарь: в корне - ст.сл. ω©ждъ, в постфиксе -ся - ст.сл. с#.
3) Слова с о,е на месте сильных редуцированных гласных:
движок - движка → *др.-русск. движь къ;
комочек - комочка, комка → *др.-русск. комъ чь къ;
первенец - первенца → пьрвень ць.
4) Слова с исчезнувшими в произношении слабыми редуцированными:
вровень - в- /во- (в-ходить - во-шёл) → въровнь;
избёнка - избенок → * др.-русск. избенъка;
мялка - мялок → *др.-русск. м#лъка;
охотник - др.-русск. охотьникъ;
поговорка - поговорок → *др.-русск. поговоръка;
порожний - др.-русск. порожьний.
5) Слова с начальными сочетаниями ро-ло- при начальных сочетаниях ра-, ла- в соответствующих словах старославянского происхождения:
в-ровень - ст.сл. равный *orvn-.
6) Слова с начальным о при начальном е в соотвествующих словах, заимствованных из других славянских и неславянских языков: Остап - ср. Евстафий.
7) Слова с ж, чередующимся с д (*dj → žʼ [жʼ]): хуже - ср. худой.
8) Слова с ч, чередующимся с т (*tj → čʼ [чʼ]): чуждаться - ср. ст.сл. ω©ждъ, *tjǫd-.
9) Слова с ч на месте доисторических гт, кт (*kt,gt+ гласный переднего ряда → *čʼ [чʼ]): разжечь - ср. разожгу, *gegti.
10) Слова с переходом е в о под ударением на конце слова и внутри слова перед твердым согласным:
движок: движь къ → движек → движок;
11) Слова без сохранения и в исходе основы имен существительных:
ружьё - ср. оружие.
12) Слова с восточнославянской приставкой вы- при приставке из- (ис-) в соотвествующих словах старославянского происхождения:
выпросить - испросить.
Задание №3
Историческое объяснение чередований гласных звуков в современном русском языке
Водопой, воспоминание, глядеть, замок, запруда, напиток, оплот, переплёт, перемычка, отопью, прялка, слышать, примкнуть, память, сомнение.
Выпишите слова по гнездам: однокоренные слова, слова с общим суффиксом или окончанием. Установите тип чередования звуков и каждое чередование объясните исторически.
Для справок
В индоеврорейском языке гласные звуки различалась не только по качеству, но и по количеству. Были возможны качественные, количественные и качественно-количественные чередования.
Качественные чередования - прежде всего это чередование е/о.
Индоевропейский язык |
Праславянский язык | |
Учитывать результаты I палатализации, если гласные находились после заднеязычного согласного *kĕs- / *kŏs- > чесати / косити *kĕr- / *kŏr- > черенъкъ - корень |
несу - ноша стелю - стол |
|
* sēd - / sōd- др.русск. с&д&ти - садъ |
сел - сад |
|
! *ē / ō после *j и других мягких согласных |
ʼě / а > а /а *gēr- / gōr- > gěr- / gаr- > žʼěr- / gаr- > žʼаr- / gаr- |
а /а, при чередовании согласных: жарить - гарь кадити - чад |
! *ē может находиться после после разных согласных |
если *ē находился после полумягкого согласного *ē > ě , если *ē находился после *j или другого мягкого согласного *ʼ ē > ʼě > ʼа например, суффикс инфинитива *ē может быть представлен и как ě , или как а смотр& ти - дыша ти суффикс имен существительных *-ěl- > -ěль или -аль свир& ль - печа ль |
виде ть - стоя ть |
Количественные чередования
Индоевропейский язык |
Праславянский язык |
Отражение чередования в современном русском языке |
опоздать - опаздывать кормит - выкармливать |
||
др.русск. лет&ти - л&тати | ||
так как ь мог быть как в сильной, так и в слабой позиции, чередование становится трехчленным: |
||
др.русск. посълъ - посълати - посылати |
так как ъ мог быть как в сильной, так и в слабой позиции, чередование становится трехчленным: посол - послать - посылать; замок - замкнуть - замыкать |
Чередования, связанные с судьбой дифтонгов
Индоевропейский язык |
Праславянский язык |
Современный русский |
ě, и / оj, аj др. русск. п&ти - поють |
е, и / оj, аj |
|
др. русск. пити - пию, пии |
пить - пью, пей |
|
у / ов, ав др.русск. кую - ковати |
сунуть - совать |
|
др.русск. плюю - плевати |
воюю - воевати |
Чередования, связанные с судьбой дифтонгоидов с конечными носовыми (*en, in, on, em, im, om и др.)
Чередования, связанные с чередованием носовых гласных *ę /ǫ
Выполнение задания:
1. Замок - перемычка - примкнуть
1) Современный русский язык:
за-мок - пере-мыч-ка - при-мк-нуть (выделите корни)
чередование гласных о / ы /ø – трехчленное
2) Древнерусский язык:
за-мък-ъ - пере-мыч-ька - при-мък-нуть
чередование гласных ъ / ы - двучленное, но ъ может быть в сильной и слабой позициях (ъ / ы /ъ˰).
3) Индоевропейский язык:
*mŭk- / *mūk- - двучленное количественное чередование.
Таким образом, в представленных корнях на уровне индоевропейского языка фиксируется количественное чередование гласных (*ŭ /ū),
в праславянском языке после качественной дифференциации долгих и кратких индоевропейских гласных *ŭ> ъ, * ū> ы и в корнях представлено двучленное качественное чередование (ъ/ы);
так как [ъ] мог быть в сильной и слабой позиции, то рефлексы его в русском языке дали разные результаты [ъ ]> [о], [ъ˰]>ø , а в корнях представлено трехчленное чередование о / ы /ø .
2. Водопой - напиток - отопью
1) Современный русский язык
водо- пой - на-пи-ток - ото-пj - у
чередование в корне оj - и - j
Такое чередование восходит к судьбе дифтонгов с * i ̯.
2) В индоевропейском языке в корне, из которого позднее произошли слова водопой и напиток , находился дифтонг *о̯i: в первом слове корень стоял в позиции перед гласным звуком *vodo – pо̯i – ь, поэтому дифтонг распался на два звука *о и *i ̯, который перешел перед гласным в *j (*i ̯> j). Дифтонг распался, изменился словораздел: *vodo – pо̯i /ь > vodo – po / jь; во втором слове дифтонг *о̯i находился в позиции перед согласным, поэтому монофтонгизировался, т.е. стянулся в один звук [и]: *na - pо̯i – tъкъ > na-pi-tъkъ. В третьем слове отопью , по-видимому, наблюдается чередование гласных в составе дифтонгов: *о̯i / *еiꞈ: *ot- pеiꞈ- ǫ > ot- pej -ǫ > ot – pǐj-ǫ > ot – pǐ ̭ j-ǫ > в русском языке после утраты носовых гласных и после педения редуцированных otо- pj - u (ото -пj- у).
3. Воспоминание - память - сомнение
1) Современный русский язык: воспо-мин-ание - па-мя-ть - со-мн-ения
В историческом корне чередуются: ин-ʼа - н.
2) Для того чтобы объяснить происхождение этого чередования стоит обратиться к старославянскому языку, в котором сохранялись носовые гласные.
Ст.сл.: въспо-мин-ани% - па-м#-ть - съ-мьн-ени%.
Чередование: ин- ę - ьн.
3) Такое чередование восходит к судьбе дифтонгоидов с конечными носовыми. По-видимому, в индоевропейском языке корни, от которых впоследствии были образованы данные слова, выглядели таким образом
*vъzpo-mīn-anije - *pa – mĭn-tь - *sъ-mĭn-enije.
В первом и во вотором слове дифтонгоиды находились в позиции перед гласными звуками, поэтому дифтонгоиды распались на два звука - гласный и носовой согласный, изменился слогораздел, носовой согласный отошел к последующему слогу. Так как в первом слове в дифтонгоиде был долгий звук [ī], то после качественной дифференциации долгих и кратких индиевропейских гласных, он перешел в [и]: *ī > i, в третьем слове в дифтонгоиде гласный был краткий, он перешёл в [ь]: *ĭ>ь.
*vъzpo-mīn-anije > *vъzpo-mī /nanije > *vъzpo-mi / nanije
*sъ-mĭn-enije > *sъ-mĭ /nenije > *sъ-mь / nenije > в древнерусском после падения редуцированных *sо-mn -enje
Во втором слове дифтонгоид находился в позиции перед согласным, поэтому стянулся в один звук - ę: *pa – mĭn-tь > *pa – mę -tь > в древнерусском после утраты носовых (*ę> ʼа) *pa – mʼa-tь.
4. Глядеть - слышать
Здесь чередование представлено в суффиксах инфинитива. На уровне современного русского языка чередование е/а.
Древнерусский язык: гл#д&ти - слышати, чередование ě/а.
В индоевропейском языке чередования не было, суффикс был один и тот же:
*ględēti - *slyxēti
*ględēti > *ględěti > в древнерусском языке после утраты носовых *glʼаděti > glʼаdеti > глядеть
*slyxēti > slyxěti > по I палатализации slyšʼěti > slyšʼаti > слышать.
Современное чередование ʼа/у восходит к древнему чередованию носовых гласных *ę /ǫ . Поэтому полезно обратиться к старославянскому языку, в котором сохранились носовые гласные. По-старославянски эти бы слова писались так: запр$да - пр#лъка.
В индоевропейском языке данные корни были представлены в следующем виде:
*za-prǫd-a > в древнерусском языке после утраты носовых гласных za-prud-a;
*prędlъka > после упрощения группы *dl>l pręlъka > в древнерусском языке после утраты носовых гласных prʼalъka.
6. Оплот - переплёт
В современном русском языке в данных корнях чередеются не гласные, а согласные звуки л/лʼ (буква ё обозначает звук [о], но одновременно указывает, что [лʼ] - мягкий.
На уровне древнерусского языка в корнях наблюдается чередование гласных: оплотъ - переплетъ. Чередование о/е. В слове переплетъ [е] находился в позиции после мягкого согласного перед твердым под ударением, поэтому подвергся третьей лабиализации, т.е. переходу е>ʼo: п˙ер˙епл˙етъ ̭ > после вторичного смягчения согласных пʼерʼеплʼетъ ̭ > после падения редуцированных пʼерʼеплʼет > после развития аканья пʼьрʼи ͤ плʼет > после третьей лабиализации е > пʼьрʼи ͤ плʼ͘от.
В индоевропейском языке в корнях, от которых в дальнейшем были образованы эти слова, было качественное чередование *ĕ / ŏ.
Что такое фонетика? Давайте разберемся. Попробуем вместе ответить на этот вопрос.
Лексика русского языка богата и разнообразна, как богат и звуковой состав. Его изучением занимается отдельная наука. Мы говорим сейчас именно о фонетике. Само слово произошло от греческого термина, обозначающего "звуковой", "звук". Поможет ответить на вопрос о том, что такое фонетика, определение - это раздел языкознания, в котором изучаются различные звуки речи, а также их соединения в том или ином языке (слоги, закономерности создания речевой цепочки звуков, их сочетания). Возможно, еще не совсем ясно, о чем идет речь. Сейчас главное - лишь отметить, что важнейшим понятием этого раздела является звук.
Изучает его влияние на объекты и субъекты специальная дисциплина - звуковедение.
Для того, чтобы уяснить себе, что такое фонетика, необходимо сначала четко разграничить термины "звук" и "буква". Не следует смешивать данные понятия. Слова "кто" и "что" различаются именно звуками ([ш] и [к]), а не буквами. Ведь именно в речи существует русский язык. Что такое фонетика, вы поймете, когда уясните разницу между двумя понятиями, данными в заголовке.
Звуки слышатся и произносятся, буквы же читаются и пишутся. Другие соотношения невозможны: нельзя произнести букву, проговорить, пропеть, продекламировать, невозможно ее и услышать. Элементы алфавита не бывают ни мягкими, ни твердыми, ни звонкими, ни глухими, не безударными, ни ударными. Все подобные характеристики относятся именно к звукам. Это они являются языковыми единицами, буквы же принадлежат лишь алфавиту и не имеют, чаще всего, отношения к описанию языковых закономерностей. Выбор буквы определяет качество звука, а не наоборот. Следовательно, можно сделать следующий вывод. В любом языке существуют звуки независимо от того, есть в нем письменность или нет.
Сам по себе он, в отличие от других единиц языка (слова, морфемы, предложения, словосочетания), не имеет определенного значения. Функция звуков в языке - обеспечение возможности нашего общения - сводится к различению и формированию слов и морфем.
Отвечая на вопрос, что такое фонетика, определение мы уже привели. Рассмотрим теперь предмет этого раздела языкознания. Его составляет тесная связь между письменной, устной и внутренней речью. В отличие от разных других языковедческих отраслей, фонетика занимается изучением не только лишь языковой функции, но также материальной стороны объекта: рассматривает работу аппарата речи, акустическую характеристику некоторых звуковых явлений, а также то, как носители языка воспринимают их.
Данная наука, в отличие от так называемых "нелингвистических" дисциплин, рассматривает все эти явления как элементы определенной системы, которые служат для воплощения предложений и слов в звуковую, материальную форму. Без этого, как известно, общение невозможно.
Поскольку звуковую сторону нашего языка можно рассматривать в функционально-языковом и акустико-артикуляторном аспектах, в этой науке выделяют собственно фонетику и фонологию.
Следует также знать, что такое фонетика и орфоэпия, в чем их различие. Последняя представляет собой раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение.
Что такое фонетика, правило соединения звуков в речи, различные ее аспекты - все это люди знали не всегда. Эта дисциплина не сразу же составила раздел науки о языке, несмотря на то, что древнеиндийские ученые имели блестящие достижения в данной сфере, а александрийские и греческие составили удачную классификацию различных звуков. В дальнейшем лингвистика на эту сторону языка обращала мало внимания.
17 век отмечен как начало изучения того, как звуки образуются в речи. Подобный интерес был вызван необходимостью обучения глухонемых (труды Х. П. Бонета, И. К. Аммана, Дж. Уоллиса). В конце 18 века ученый Х. Краценштейн основал акустическую теорию гласных, развитую в дальнейшем Л. Р. Гельмгольцем в середине 19 века. К этому времени исследования в области физиологии и анатомии были обобщены в работах Э. В. Брюкке. Учение о звуковой стороне с лингвистической точки зрения во всех разделах впервые было представлено в труде Й. Шмидта и Э. Зиверса в 1872 году. Большой вклад в данную науку внесло на сегодняшний день множество ученых, задававшихся вопросом, что такое фонетика. Примеры наиболее известных из них: Р. Раск, Панини, Я. Гримм, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. Шлейхер, Ж. П. Руссло, Ж. Жильерон, П. Пасси, Э. Зиверс, Д. Джоунз, М. Граммон, Л. В. Щерба, В. А. Богородицкий, Н. С. Трубецкой, Е. Д. Поливанов, Р. О. Якобсон, М. Халле, Г. Фант, Р. И. Аванесов, Л. Р. Зиндер, Л. Л. Касаткин, М. В. Панов, Л. А. Вербицкая, Л. В. Бондарко, О. Ф. Кривнова, С. В. Кодзасов.
Стоит отметить, что даже в первой половине 19 века ученые еще плохо различали буквы и звуки. Сильно продвинула фонетику вперед необходимость создавать в колониях грамматики туземных языков, а также изучение различных бесписьменных диалектов и описания языков в сравнительно-историческом аспекте.
Существует три аспекта фонетических исследований. Первый из них - артикуляционный (то есть анатомо-физиологический). Он изучает звук речи с позиции его создания (например, установлено, что он произносится на выдохе). Рассматривается, какие органы участвуют в произношении, пассивны или активны голосовые связки, вытянуты ли при этом губы вперед и т. д.
Второй аспект - акустический (другими словами, физический). В нем звук изучается как некоторое колебание воздуха, отмечаются его физические характеристики: сила (амплитуда), частота (высота) и длительность.
Третий - функциональный (фонологический). При его рассмотрении мы отмечаем функции, которые имеют звуки в языке, применяем такое понятие, как "фонема".
Акустическая фонетика изучает звуки речи как физические явления, описывает такие их характеристики, как высота (которая зависит от частоты колебаний), сила (от амплитуды), громкость, тембр и длительность звука. Также этот раздел рассматривает физиологию и анатомию речевого аппарата.
Перцептивная изучает особенности анализа и восприятия звуков речи органом слуха, то есть ухом.
Функциональная фонетика (то есть фонология) рассматривает в качестве элементов языковой системы звуковые явления как служащие для формирования слов, морфем и предложений.
В различных аспектах применяются разные методы.
Для артикуляционного аспекта - интроспекция (самонаблюдение), палатографирование, одонтографирование, лингвографирование, фотографирование, рентгеносъемка, киносъемка.
Методы, применяемые в акустическом аспекте изучения: осциллографирование, то есть преобразование различных колебаний воздуха в конкретный акустический сигнал, интонографирование, спектрографирование.
Фонетика также делится на общую, историческую, сравнительную и описательную. Общий раздел изучает закономерности, характерные для всех мировых языков, их звукового строя. Сравнительная сопоставляет его с другими (в основном родственными) языками. Фонетика историческая прослеживает то, как развивался он на протяжении длительного периода (иногда с момента появления конкретного языка - отделения его от праязыка). Предмет описательной - звуковой строй на конкретном этапе развития (чаще всего фонетический строй именно современного языка).
Итак, что такое фонетика, мы определились. Перечислим теперь основные ее единицы. Они делятся на суперсегментные и сегментные.
Сегментные - это единицы, которые возможно определить в потоке речи: слоги, звуки, фонетические слова (такт, ритмические структуры), фонетические фразы (синтагмы).
Остановимся поподробнее на этих терминах. Фонетическая фраза - определенный отрезок речи, который представляет собой смысловое и интонационное единство, с обеих сторон выделенное паузами. Синтагма (иными словами, речевой такт) - это отрезок некоторой фонетической фразы, который отмечен тактовым ударением и особой интонацией. Между тактами паузы не обязательны (либо они могут быть короткими), деление это не очень интенсивно. Следующий термин - фонетическое слово (то есть ритмическая структура) - представляет собой часть фразы, которая объединена словесным ударением. Наименьшая единица любой речевой цепочки - слог. А звук - это минимальная единица фонетики.
Суперсегментные (различные интонационные средства) накладываются в речи на сегментные. К ним относятся динамические (ударение), мелодические (тон) и темпоральные (длительность или темп). Ударение представляет собой выделение определенной единицы в ряду некоторых однородных с помощью интенсивности звука (энергии). Тон - речевой ритмико-мелодический рисунок, который определяется изменением частоты некоторого звукового сигнала. Темп представляет собой скорость речи, определяющуюся числом сегментных единиц, которые мы произносим за единицу времени. Время звучания этого сегмента называется длительностью.
Надеемся, вы понимаете теперь, что такое фонетика, какова история этой науки, можете назвать ее основные разделы и единицы. Мы постарались максимально полно и по возможности лаконично все это описать.
Структуру слога и слова в древнерусском языке определяли закон открытого слога и закон слогового сингармонизма, унаследованные из праславянской эпохи. Оба закона действовали до падения редуцированных (11–12 вв.). В древнерусском языке до падения редуцированных было незначительное количество односложных слов (например, тъ, то, та ). Большинство слов имело 2 или более слогов (например,сто-лъ, къ/н ㆍ /зь ). После падения редуцированных принцип построения слога по восходящей звучности стал нарушаться, однако тенденция построения слога по этому принципу сохранилась.
Подъем | |||
Передний |
непередний |
||
Верхний |
[ô](o))))) [ǒ](o) |
||
Средний |
[е](е),[ь](ь) 2 | ||
Нижний | |||
Отношение к лабиализации |
нелабиализованные |
лабиализованные |
В древнерусском вокализме (от лат. vocalis«гласный») было 11 гласных фонем.
Они различались:
по полноте образования : [ъ ,ь ] были гласными неполного образования, редуцированными (сверхкраткими); остальные гласные являлись гласными полного образования;
по участию губ в образовании звука: гласные [о ,у ,ô ]были лабиализованными (от лат.labia«губы»), остальные – нелабиализованными;
по месту образования : [и ,е ,h, ь , ӓ ] были гласными переднего ряда; [ы ,у ,ъ ,ô ,о ,а ] – гласными непереднего ряда;
по степени подъема языка к верхнему небу: [и ,ы ,у ] – гласные верхнего подъема; – гласные верхне-среднего подъема; [е ,ь ,ъ ,о ] – гласные среднего подъема; [а ,ӓ ] – гласные нижнего подъема.
Гласные полного образования древнерусского языка произносились одинаково в ударном и безударных положениях до возникновения аканья (XVв.).
Все гласные древнерусского языка были самостоятельными фонемами, то есть выполняли смыслоразличительную функцию.
Гласные [и ,ы ,у ,е ,о ,а ] произносились, по-видимому, так же, как в современном русском литературном языке (СРЛЯ) в ударном положении, и сохранились без изменения.
Гласные были утрачены в дальнейшей истории русского языка.
Это, прежде всего, гласный [h] – полного образования, нелабиализованный, переднего ряда, верхне-среднего подъема. Гласный [h] происходил из 1)*ē : видhти ([h] зд.*ē ); 2)* oi * ai перед согласным и в абсолютном конце слова : пhти ([h] зд.* oi перед согласным ), ср.: пою ([о-j] зд.*oiперед гласным); цhна ([h] зд.* ai перед согласным ), ср.: каяться ([а-й] зд.* ai перед гласным ).
Гласный [h] произносился, по-видимому, как звук типа закрытого [ê ] или дифтонг [͠ие ]. О таком возможном произношении древнего [h] свидетельствуют данные ряда современных русских говоров, в которых на месте [h] произносятся указанные звуки – закрытое [ê ] или дифтонг [͠ие ].
В современном русском литературном языке на месте старого [h] произносится преимущественно открытое [е ], не переходящее в [о ] под ударением перед твердым согласным, например: се носhно, ле слhсъ, спе шкаспhшька.Лишь в нескольких словах СРЛЯ на месте [h] произносится [и ]: си деть (сh дhти, ср.: се сть, се дло), ми зинец (мh зиньцьмhзиныи «меньший, младший»), ди тя (дh т#, ср.: де ти), сви детель (съвh дhтель «тот, кто ведает, знает»).
Фонема
В древнерусском языке было 2 фонемы неполного образования – <ъ > и <ь> . В лингвистической литературе существует несколько названий данных фонем – «редуцированные », «сверхкраткие », «глухие ».
Гласный [ъ ] – неполного образования, нелабиализованный, непереднего ряда, среднего подъема. Гласный [ъ ] восходит к 1)*ŭ : сынъ *sūnŭ s; 2)*ŭ *ǒ : рабъ *ǒrbǒ s([ъ ] зд. возникло из*ŭ *ǒ ).
Гласный [ь ] – неполного образования, нелабиализованный, переднего ряда, среднего подъема. Гласный [ь ] восходит к 1)*ǐ : дь нь *dǐ nǐ s2)* ъ (после исконно мягких): ко[н ь ]*konj ŭ s*konj ǒ s([ь ] зд. возникло из* ъ * ŭ * ǒ ).
Как известно, заслуга установления звукового значения [ъ ] и [ь ] принадлежит выдающемуся лингвисту Александру Христофоровичу Востокову (1781-1864). Редуцированные звучали очень кратко. В зависимости от позиции в слове они произносились с различной степенью длительности. В сильных позициях эти звуки произносились дольше, то есть [ъ о ], [ь е ] (условно). В слабых позициях редуцированные произносились очень кратко, поэтому в этих позициях рекомендуется не произносить их, при этом не оглушая звонких согласных перед ними, например: городъ город .
Сильные позиции редуцированных [ъ ] и [ь ]:
в односложных словах:
тъ , сь ;
перед слогом с редуцированным в слабой позиции:
тъпъ р〤, правь д〥на;
под ударением:
тъ пъръ,
в сочетаниях типа *tъrt, *tьrt, *tъlt*tьlt:
гъ рдыи, вь рба, пъ лныи, въ лкъ (в слове въ лкъ [ъ] возник из *ь).
Слабые позиции редуцированных [ъ ] и [ь ]:
в абсолютном конце слова (АКС):
сън〤, дьн〥;
перед слогом с гласным полного образования:
с〤на, д〥н㆓;
перед слогом с редуцированным в сильной позиции:
л〤жь ц〥, ж〥нь ц〥.
Редуцированные [ъ ] и [ь ] перед [j ], [и ] (¬*j〥) выступали в своих позиционных вариантах – в виде редуцированных [ы̌ ] и , например: молоды̌ и ([и] зд. из *j〥), сини̌ и ([и] зд. из *j〥). Редуцированный [ы̌ ] выступал только в сильных позициях, редуцированный [и̌ ] имел сильные позиции и одну слабую позицию.
Сильные позиции редуцированных [ы̌ ],[и̌ ]:
под ударением:
мы ̌ ю, ши̌ и;
в окончаниях прилагательных и местоимений, например: молоды ̌ и, сини̌ и.
Слабая позиция редуцированного [и̌ ]:
перед слогом с гласным полного образования, например: ш〢 ю.
Гласный [ӓ ] – полного образования, нелабиализованный. переднего ряда. нижнего подъема. Гласный [ӓ ] происходит из [ę ] (ㆍ ) * en /m ; [ӓ ] выступал в таких словах, как мㆍ та (ср.: мен тол), звㆍ кнути (ср.: звен ети), мㆍ со,㆒ зыкъ и др.
Гласный [ô ](«о-напряженное») – полного образования, лабиализованный, непереднего ряда, верхне-среднего подъема. Гласный [ô ]восходит к * o под восходящей (акутовой) интонацией (например, вô л㆓), в словах с полногласными сочетаниями, в которыхударение падает навторой слог полногласия (например, горô хъ, корô ва). [ô ]произносилось, по-видимому, как [ô ](«о-напряженное») или дифтонг [《]. На такое возможное произношение [ô ] указывают данные современных русских говоров, в которых на месте древнего [ô] произносятся [ô ]или [《]. В памятниках письменности над [ô ]иногда ставился особый знак, называемый каморой, –͠ .
- (от греческого слова phone голос, звучащая речь) отдел языковедения (см.), изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется в четырех направлениях: 1) антропофоника (физиология звуков речи), изучающая произносительную (собственно… … Литературная энциклопедия
фонетика - и, ж. phonétique f. 1. Звуковой состав языка. Фонетика рус. языка. БАС 1. Предки девушки были Гамильтоны, выехавшие из Англии и под давлением.. фонетики русского человека превратившиеся сначала в Гаментовых, потом Хамонтовых и потом, по закону… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- [нэь], фонетики, мн. нет, жен. (от греч. phonetikos звуковой) (линг.). 1. Отдел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Экспериментальная фонетика. Историческая фонетика. 2. Звуковая сторона речи, звуковой состав языка. Говоры отличаются… … Толковый словарь Ушакова
Лингвистика … Википедия
фонетика - (< др. греч. φωνητική голосовой, звуковой). Учение о звуковой стороне языка. Наука, изучающая звуки и их чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки. Фонетика – это также и… …
Лингвистика Теоретическая лингвистика Фонетика Фонология Морфология Синтаксис Семантика Лексическая семантика Прагматика … Википедия
Дисциплина, рассматривающая эволюцию грамматического строя одного языка с помощью сравнения лингвистических фактов, относящихся к разным временным пластам. Название «историческая грамматика» неточно: традиционно в нее включается не только… … Справочник по этимологии и исторической лексикологии
- (от греч. φωνητικός = звуковой, голосовой) отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. По своему этимологическому составу он должен бы означать учение о всяких звуках вообще, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
- (зреч. phonetike от phnne звук). 1) Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. Фонетика историческая. Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее развитии. Фонетика общая.… … Словарь лингвистических терминов
фонетика историческая - Исследование изменений в звуковой системе, исследование того, как происходили эти изменения, какие звуковые единицы предшествовали другим, как менялись чередования звуков … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня