Обозначая признак предмета, эта часть речи делает человеческую речь образной и точной.
Всего существует три качественные, относительные и притяжательные. У каждой из этих групп свои особенности и функции, на которых в рамках данной статьи мы подробно останавливаться не будем. Поговорим подробно о таком как форма - полная или краткая.
Краткие формы прилагательных и их особенности
Собственно наличие «усечённого» варианта - это та «лакмусовая бумажка», определяющая вид прилагательного. У притяжательных и относительных этой ипостаси нет. В виде непостоянного она присутствует только у качественных.
Сегодня краткая форма прилагательных, хоть и существует, но с каждым годом становится менее употребительной.
Мало кто знает, что в праславянском языке у прилагательных вообще не было полной
Формы, она образовалась значительно позже. Вспомним примеры из Сказки, пословицы и поговорки дают нам немало таких примеров: «Мила не бела», «красна девица», «добры молодцы» и т.д.
Краткая форма прилагательных может быть близка по лексическому значению с полной. Различаются они только вопросами и окончаниями. Например: дети (какие?) послушные (полн.ф.), дети (каковы?) послушны (кр.ф.)
Но краткая форма прилагательных иногда отличается от своего полного эквивалента смысловым оттенком. Так, слово «болен» указывает на настоящее время, а «больной» - на более постоянный признак. Иногда формы одного и того же слова вообще имеют разное толкование.
Во втором случае мы видим очевидную метафору, не имеющую прямой смысловой параллели с первым словом. Также краткая форма прилагательных может указывать на избыточное проявление признака:
Некоторые слова вообще употребляются только в краткой форме: «рад», «готов», «способен» и проч. Связано это с тем, что данные лексемы утратили семантическую связь со своими полными аналогами.
В отличие от прилагательных в полной форме, краткие часто конкретизируют признак в связи с обстоятельством своего проявления:
кратких прилагательных
В предложении «усечённая» форма выступает исключительно в роли составного именного сказуемого. Если полные прилагательные могут быть практически любым членом предложения, у кратких роль только одна:
Дуб могуч (кр.ф.- сказуемое)
Могучий (полн. ф.- определение) дуб стоит под окном.
Краткая форма прилагательного может иметь при себе глагольную связку, которая чаще всего указывает на время:
Она была болтлива. (прошед.вр.)
Стена будет крепка. (буд.вр.)
Как мы видим, роль кратких прилагательных в языке достаточно велика. Во-первых, они могут выражать как лексические оттенки полной формы, так и существовать самостоятельно, обозначая отдельное понятие. Во-вторых, наличие или возможность образования этой формы указывает на то, что перед нами качественное прилагательное. В-третьих, синтаксическая роль таких слов однозначна - в предложении они выполняют функцию сказуемого.
1). Общая беседа
Каким членом предложения может быть прилагательное?
Приведите примеры из домашнего задания:
а) определение;
б) полное прилагательное и краткое прилагательное.
Определение: На чужой стороне и весна не красна.
Глупая та птица, которой гнездо свое немило.
2). Самостоятельная работа по таблице
I вариант
Вписать в таблицу № предложения, где сказуемое выражено полным
прилагательным (№2).
II вариант
Вписать в таблицу № предложения, где сказуемое выражено кратким прилагательным.
Ш вариант
Вписать в таблицу № одного предложения, где прилагательное является определением.
Кто быстрее остальных закончит, найти предложение, соответствующее схеме:
|
|
3). Проверка работы по ключу (вывешивается на магнитной доске) -
сами проверяют.
Поднимите руку, кто ошибся.
Вывод о синтаксической роли прилагательного.
4). Тест по теме "Имя прилагательное" и проверка по ключу (меняются тетрадями). Ключ вывешивается на магнитной доске.
I вариант
I. Найти прилагательное
1. Дерево.
2. Деревянный.
3. Древесина.
4. Одеревенеть.
5. Древесный..
II. Списать, дописывая окончания, обозначить род и падеж прилагательных
о зелен... сочн... траве по широк... колхозн... полю
душист... весенн... цветкам по безоблачн... небу
III. Найти прилагательные с буквой "о" после шипящего и "ц" в окончании
1. Чуж...го человека.
2. Свеж...го хлеба.
3. Старш...го брата.
4. Боль..го города.
5. Хорош...й оценке.
IV. Найти простые прилагательные с основой на шипящую, выписать их
3. Горяч…
4. Хорош…
1. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.
2. Верный друг и через век другом будет.
3. И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, а всех милей.
4.Зубасты, а не кусаются.
5. Ходит дом ходуном на столбе золотом.
VI. Найти ошибки в употреблении полных и кратких форм прилагательных
1. Щенок был голодный и несчастен.
2. Мост через реку был узок и шаток.
3. Глаза собаки были ярко-рыжего цвета, живые и серьезны.
4. Их взгляд был тверд, доверчив и проницателен.
I вариант
I. Найти прилагательное
2. Лесной.
3. Лесничество
II Списать, дописывая окончания, обозначить род и падеж прилагательных По хорош... проселочн... дороге;к крут... каменист... берегу; в далек... сибирск... городке; высок... урожая морозн…ночью.
Ш. Найти прилагательные с буквой "о" после шипящего в окончании
1. Горяч...го источника.
2. Больш... сумки.
3. Чуж... тетради.
4. Неуклюж...го медвежонка.
5. Колюч…го растения.
V. Найти краткие прилагательные с основой на шипящую, выписать их
3. Блестящ...
4. Много туч...
5. Скрипуч...
V. Найти предложения с краткими прилагательными
1. Кто аккуратен, тот и людям приятен.
2. Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно.
3. Болтовня и красна, и пестра, да пуста.
4. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.
5.Враг бойкий, да наш народ стойкий.
Ключ: I – 2; II - ; III – 2,3; IV – 3,5; V – 1,3,4.
III вариант
I. Найти прилагательное
2. Сонный.
4. Сонливый.
5. Сонник.
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Роль прилагательного в предложении. Определение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Цель: ознакомление обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении.
Цели урока:
Сформировать понятие о синтаксической роли имени прилагательного в предложении.
Развивать навыки синтаксического разбора предложения, орфографическую зоркость, память.
Воспитывать интерес к чтению поэтических произведений.
Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический, самостоятельная работа.
Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, коллективные, в группах.
Оборудование: запись на доске, таблица «Синтаксический разбор простого предложения», схема, учебник.
Ход урока
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Посмотри, дружок, в оконце,
до чего же день хороший!
Словно летом, светит солнце,
Ветер - ласковый прохожий.
А ко мне в класс сегодня
тоже лучики вбежали,
И смеются, и играют,
и нисколько не устали!
Пусть такое настроение
будет длиться весь урок.
Скажем нет , друзья безделью,
пусть урок нам будет в прок!
«Вы - талантливые дети, когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению!»
Я желаю вам сегодня убедиться в правильности слов французского философа Жан Жака Руссо.
Проверка домашнего задания.
Определение имени прилагательного.
Отгадай часть речи:
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую.
Соцветьем дивных слов легко определю я!
- что вы знаете об имени прилагательном?
(уч-ся вспоминают все что знают о прилагательном:
на какие вопросы отвечает, что обозначает,
какой речью является, как изменяется.
С чем согласуется, какую роль играет в речи).
План ответа (слайд 6)
Что называется именем прилагательным?
Как изменяются имена прилагательные?
В речи употребляются…. (прилагательные – синонимы, прилагательные – антонимы)
Определение.
Обобщение: (слайд 7)
Самостоятельная часть речи.
Обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Актуализация опорных знаний.
Работа в группах.
1 группа «Зима» - выпишите прилагательные по группам:
м. р., ж. р. с. р.
белый зелёная холодное
пушистый нежная жёлтое
первый маленькая яркое
мн. число: высокие, мягкие
2 группа Весна» - подбери антонимы
Белый – чёрный
Кривой – прямой
Длинный – короткий
Горячий – холодный
Толстый – худой (тонкий)
Мягкий – твёрдый
Сытый – голодный
3 группа «Лето» - замени повторяющиеся имена прилагательные синонимами
4 группа «Осень» - «собери» предложение, нарисуй рисунок.
На крыше избушки лежало много пушистого снега.
Физминутка
«Рисование носом» (упражнение для укрепления мышц шеи)
Закройте глазки и представьте себе,что нос стал длинным.
Напишите своим носом слово жёлтый. Что обозначает жёлтый цвет?
(цвет тепла, радости, спокойствия..)
« Далеко - близко» (упражнение для укрепления глазных мышц).
Быстро глазками отыскать предмет.
(окно, тетрадь, доска, учебник, дверь, парта,потолок,ручка)
Дыхательная гимнастика.
На счёт 1, 2, 3, 4 глубокий вдох,
на 1, 2, 3, 4 - остановить дыхание,
1 ,2, 3, 4 - медленный выдох.
Работа по теме урока.
Оформление тетради под диктовку с доски. (слайд 16)
Минутка чистописания
Словарная работа « Загадки»
Ответы записываем в тетрадь (запись на доске)
*Внутри алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. (арбуз)
*На грядке длинный зелёный, а в кадке желтый соленый . (огурец)
*В сенокос горька,а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)
*На лесной поляне растет ягода спелая душистая. (земляника)
*Стоит Аленка: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (берёза)
*Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (баран)
*Сама пестрая, ест зелёное, дает белое. (корова)
*Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. (воробей)
*Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик. (стрекоза)
*Пушистая вата плывет куда-то. (облако)
*Сам деревянный, а голова железная. (молоток)
Проверь себя: (слайд 30)
4. Знакомство с новой темой урока:
Творческая работа: «Сочиняй – ка» (слайд 31)
Наступила холодная снежная зима. С неба падает легкий снег. Он укутал мягким пушистым одеялом маленькую зеленую елочку. Под старой большой сосной вырос огромный сугроб. Красив лес зимой!
Вставь пропущенные имена прилагательные;
Определи падеж прилагательных;
- 1,2 предложения – выполнить синтаксический разбор, определить каким членом предложения является прилагательное? – (новая тема – объясняет учитель)
Значит, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ О П Р Е Д Е Л Я Е Т признак предмета!
Как можно назвать член предложения, который определяет признак предмета?
ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.
Определим, каким членом предложения являются прилагательные.
Какие у вас есть предположения?
- нам известно:
(мы уже знаем подлежащее – это существительное –кто?, что?,
сказуемое – это глагол – что делает?)
Прилагательные являются второстепенными членами предложения.
Вывод: Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом предложения – определением. Подчёркивается волнистой чертой.
5.Чтение правила на стр. 132
Проверь себя: Проверка усвоения изученного материала.
- Логический диктант. (поставить знак +, если согласны с утверждением;
знак - , если с утверждением не согласны;)
1. имя прилагательное – это часть слова;
2. имя прилагательное отвечают на вопросы кто? что? ;
3. имя прилагательное обозначает признак предмета;
4. имя прилагательное изменяется по родам;
5. имена прилагательные бывают только мужского или женского рода;
6. имя прилагательное не изменяется по числам;
7. имена прилагательные являются второстепенными членами предложения;
8. имя прилагательное в предложении является второстепенным членом - определением;
9. имя прилагательное мужского роды имеет окончания – ый, - ой, - ий;
10. имя прилагательное женского рода имеет окончания – ая, - яя;
Взаимопроверка
VI . Подведение итогов урока.
О какой части речи мы говорили и закрепляли наши знания?
Каким членом предложения может быть имя прилагательное?
Как имя прилагательное обозначается в предложении?
Рефлексия.
Сегодня на уроке мы много заданий выполняли вместе, работая в группах и парах. (хлопаем)
Как вы оцениваете свою работу? работу в паре? работу в группе? (хлопаем)
Я думаю, что вы убедились в том, что вы талантливые и умные дети. Надо только научиться правильно применять свои знания. Успехов вам в достижении своих целей! Спасибо за урок!
VII . Оценки за урок с комментированием.
VIII. Домашнее задание.
1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.
1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.
1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:
Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;
Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;
Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;
Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;
Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;
Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;
Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.
2. Цели обработки персональных данных
2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.
Цели обработки персональных данных:
Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;
Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;
Хранение результатов обучения;
Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;
3. Правила обработки персональных данных
3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»
3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:
Расовая принадлежность;
Политические взгляды;
Философские убеждения;
О состоянии здоровья;
Состояние интимной жизни;
Национальная принадлежность;
Религиозные убеждения.
3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).
3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).
3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.
3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.
3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.
4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных
4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;
Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);
Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).
4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.
4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.
4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Цель: Знать:
Морфологические признаки прилагательного
Синтаксическую функцию его в предложении
Роли прилагательного в тексте
Употреблять прилагательные в речи
Определять морфологические признаки прилагательного
Синтаксическую роль в предложении
Расширить:
Сведения о функции прилагательного в предложении
Ход урока
I Организационный момент
II Проверка д/з
III Лингвистическая разминка
1. На какие группы можно разделить данные слова? Подчеркните одну из групп одной чертой.
Корень, приставка,глагол, суффикс, местоимение, прилагательное, окончание, существительное.
Корень, приставка, суффикс, окончание – это части слова (морфемы).
Глагол, местоимение, прилагательное, существительное – это части речи.
2. Найдите лишнее слово в группе слов, подчеркните его одной чертой:
1) определение, обстоятельство, подлежащее,
2) прилагательное, сказуемое, дополнение.
Имя прилагательное – это часть речи.
IV Изучение нового материала
1. Работа с текстом
О какой птице идет речь?
Как вы это определили?
Какие слова помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? На какие вопросы они отвечают? (Имена прилагательные)
К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано такое точное и выразительное описание птицы?
Какие слова они поясняют? (Имена существительные)
2. Загадки
Сам алый, сахарный,
кафтан зеленый,
бархатный. (Арбуз)
Золотое решето черных
домиков полно: сколько
черненьких домов –
столько беленьких жильцов.(подсолнечник)
Какие слова помогают нам отгадать загадки? (Имена прилагательные.)
3. Поэтическая пятиминутка
Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку? Подчеркните все прилагательные в тексте волнистой линией.
Такое средство выразительности речи называется эпитетом.
Разберите по составу прилагательное грустная . Подберите к нему синонимы, а затем антонимы.
Выпишите из текста три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите число, род, падеж прилагательных. От чего они зависят?
Белая берёза - ед.ч., ж.р., им.п..
На пушистых ветках – мн.ч., пр.п.
Новым серебром – ед.ч., с.р., тв.п.
4 Игра «Составь слово»
Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.
1. Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь.
2. Добавить подлежащее предложения Страх овладел им.
3. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные .
Получилось слово Бесстрашные х/ш
С каким фонетическим явлением вы встретились?
Почему в этом слове пишется две буквы с?
Разберите слово по составу.
5. Синтаксическая пятиминутка
Разберите предложения по членам предложения:
Бесстрашные птицы отважно защищали ласточкино гнездо.
Вода в озере холодная.
Какова синтаксическая роль прилагательного в предложении?
Определение, сказуемое.
На какие вопросы отвечают прилагательные? Что обозначают прилагательные, которые отвечают на вопрос чей?
Принадлежность предмета кому-либо.
6. Лексическая работа
Прочитайте предложения и найдите определения. Какие из них показывают только качество и свойство предмета. А какие ещё выражают и чувства человека?
1. Приближалась довольно скучная пора. (А.Пушкин)
2. Никнут шелковые травы. (С.Есенин)
3. Мелькает желтый лист на зелени дерев. (Н.Греков)
4. Осыпается весь наш бедный сад. (А.Толстой)
Вывод : прилагательные могут показывать не только качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня