Лютер в искусстве. Кем был и что сделал монах Мартин Лютер: христианский богослов и великий реформатор

Каковы основные идеи Мартина Лютера и какова его роль в процессе Реформации? Против чего он выступал и какие последствия имели его действия?

Каково было отношение Лютера к государству в целом и к церкви? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить ниже.

Начало Реформации и ее цели

В 16 веке Западную и охватило движение, которое по своей социально-экономической сути было антифеодальным, а по идеологической форме - антирелигиозным.

Активисты этого движения, названного Реформацией, преследовали следущие цели: изменение взаимоотношений между церковью и государством, перестройка официальной церковной доктрины, полное преобразование организации католической церкви. Основным очагом была Германия. Каковы основные идеи Мартина Лютера на этот счет и как он связан с движением Реформации? На этот вопрос мы ответим ниже.

95 тезисов Лютера как толчок к Реформации

По сути, началом реформации стали знаменитые 95 тезисов профессора Виттенберского университета, доктора богословия Мартина Лютера, которые он прибил к дверям церкви. Это было формой протеста против продажи индульгенций - отпущение грехов. Церковники утверждали, что святые совершили так много подвигов и поступков, что их можно продавать людям в качестве отпущения грехов. За эти 95 тезисов Лютера отлучили от церкви и предан опале. Если бы ни германские князья, Лютер был бы предан смерти. Тем не менее, учение Мартина Лютера приобретало все больше и больше последователей.

Идеи Мартина Лютера

Лютер доказывал, опираясь на Святое Писание, что монашество во всех проявлениях и абсолютное большинство обрядов в действительности не основываются на "подлинном слове Божьем".

Ссылаясь на Лютер говорил, что для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человеку достаточно одной лишь веры. Католическая церковь, в свою очередь, предписывала для спасения души совершение взносов и выполнение многочисленных обрядов. Это - один из ответов на вопрос о том, каковы основные идеи Мартина Лютера. Неудивительно, что церковь преследовала его, ведь согласно учению Лютера, верующий должен оправдываться только перед Богом и является сам себе священником. Таким образом, человек перестает нуждаться в посредничестве священников и обязан рабски подчиняться только Богу, а не церкви. Учение Мартина Лютера гласит, что все сословия одинаковы и священник ничем не отличается от мирянина. Согласно учению Лютера, только то, что встречается в Библии - священно. Все остальное - дело человеческих рук, а значит не является истиной и должно быть подвергнуто строжайшей критике.

Лютер и государство

Каковы основные идеи Мартина Лютера касательно государства? Одно из ключевых положений учения - разграничение светской и религиозной власти. Вместе с тем, Лютер в своем учении говорит о покорности монархам, о смирении и терпении. Также он призывает не поднимать восстания против власти. Подобный подход становится понятен, если принять во внимание то, что хорошим правителем считался тот, для которого власть - это бремя, а не привилегия. Согласно учению Лютера, правитель - слуга, а не господин своего народа.

Светская власть предназначена для того, чтобы регулировать отношения людей. Духовенство тоже принадлежит к простому народу, который подчиняется светской власти.

Естественное и божественное право

Каковы основные идеи Мартина Лютера о соотношении духовной и светской власти? Если передавать их в двух словах - Лютер считал, что порядок должен достигаться вследствие опоры светской власти не на божественное право, а на естественное, несмотря на то, что оно - производная от божьей воли. По Лютеру, такие понятия, как свобода воли, и его внутренний мир не могут подчиняться юрисдикции государства.


Имя: Мартин Лютер (Martin Luther)

Возраст: 62 года

Место рождения: Айслебен, Саксония, Германия

Место смерти: Айслебен, Саксония

Деятельность: богослов, политик, переводчик, реформатор

Семейное положение: был женат

Мартин Лютер - биография

Он сумел сокрушить мощь католической церкви и создать новую религию - протестантизм. При этом себя самого считал очень грешным человеком.

Родители будущего реформатора были крестьянами, которые в поисках лучшей жизни перебрались в Айслебен, что в Саксонии. А вскоре после рождения Мартина семья переехала в Мансфельд. Отец устроился работать на медный рудник. Спустя некоторое время он смог приобрести долю в шахтерском бизнесе. Получил и влияние - заседал в городском магистрате.

«Родители мои, - писал позже Лютер, - держали меня сурово, отчего я и сделался робким». Впрочем, он понимал, что это не было следствием черствости их душ: «Побуждения их были прекрасны; но они не умели различать особенностей характера, с которыми всегда должны быть соразмеряемы и наказания».

Отец во что бы то ни стало хотел видеть сына доктором юриспруденции. В 7 лет мальчика записали в школу, где он научился письму, чтению, пению и основным молитвам. Там царили те же представления о воспитании, что и дома, - и в Мартине поселилось ощущение собственной греховности.

Образование

К 14 годам Лютер-младший стал учеником францисканской школы Магдебурга. Увы, и там оказалось не лучше. Позже он сравнит эти годы с чистилищем и адом. Зато школа в Эйзенахе, куда затем отправился Мартин, приятно его удивила: к нему стали относиться по-человечески. Прожитые там 3 года дали ему гораздо больше, чем все предыдущие.

Жившие в бедности ученики часто подрабатывали пением под окнами горожан. И вот однажды Урсула Котт, супруга состоятельного торговца, приметила Мартина и пригласила в дом - сначала отдохнуть и обогреться, а затем и жить. Лютер не просто смог выбраться из щемящей бедности, но и обрел веру в людей. Тогда же пришла любовь к музыке, которую он пронесет через всю жизнь.

А после был Эрфуртский университет - один из лучших в Германии, - который, однако, Лютер будет вспоминать не иначе как «пивную и бордель». К счастью, у усидчивого юноши получилось сосредоточиться на учебе: схоласты и античная классика, дебаты и сочинения, и главное - труды Блаженного Августина... В 1505 году Лютер стал бакалавром свободных искусств и начал изучать юридические науки.


В тот период он впервые полностью прочёл Библию. Трудно поверить, но постоянно находившийся в монашеском окружении Лютер ранее видел только отрывки Писания - считалось, что полностью читать его мирянам не обязательно и даже вредно. Это произвело на него сильное впечатление. Как и случайная реплика одного из товарищей, решившего подбодрить Лютера, когда тот заболел: «Не беспокойся, любезный бакалавр! Ты еще станешь великим мужем!»

А будущий великий муж безмерно страдал от страха перед Богом. Потом он вспомнит, что утерял тогда связь со Спасителем. И все же теология представлялась Лютеру более весомой наукой, чем юриспруденция. И, получив степень магистра, Мартин, к ужасу родителей, стал монахом-августинцем. Говорят, на это его подвигло случайно вырвавшееся во время удара молнии обещание. Но на самом деле Лютера вела к этому его судьба. Отец, который уже строил планы на свадьбу старшего сына, долго не мог простить ему этото выбора.

Теология Лютера

Став доктором наук, Лютер читал лекции в университете Виттенберга. В 1511 году он отправился в Рим по делам ордена. Увиденное там разгульное роскошество папского двора неприятно поразило его.

К 1512 году Мартин был уже профессором теологии и монахом, живущим по уставу. Но старые страхи не оставляли его: «Я снова и снова каялся... Чем больше я пытался излечиться, тем сильнее смятение и беспокойство овладевали мной». Облегчение приходило через пристальное, медитативное изучение Библии.

При сравнении лекций Лютера с промежутком в несколько лёт хорошо видно, насколько углубилось его понимание Писания. Именно тогда в нем окончательно сформировался главный принцип: спасение через веру, а не через обряды. Вскоре Лютер с гордостью заметил, что в стенах университета «его теология» вытесняет Аристотеля и схоластов.

Мартин Лютер - реформация

В это же время развернулась торговля папскими индульгенциями - документами, которые даровали отпущение грехов. Лютер протестовал против такой практики: спасение может быть приобретено только личным покаянием, а не монетой! Он составил (по собственному признанию Лютера, идея пришла к нему в момент посещения уборной) знаменитые 95 тезисов, которые отправил архиепископу Майнца. Историю о том, что он прибил их к церковным дверям, историки долгое время подвергали сомнению. Лишь недавно нашлось ее подтверждение..


Нужно заметить, что в протесте изначально не было противостояния папе. Более того, Лютеру не нравилось, что его считают лидером антипапского движения. Но процесс уже было не остановить - его поддержали влиятельные немецкие князья, стремившиеся освободиться из-под влияния Ватикана. Да и в народе стала расползаться смута. В Риме все строже смотрели на виттенбергского теолога.

Монашество

Нарастающее давление со стороны церковных иерархов заставляло Лютера защищаться. Он начал искать в Писании основания для сомнений в объеме папской власти. Но главным толчком к радикализации стало знакомство с профессором Иоганном Экком, блестящим полемистом. Именно в спорах с ним Лютер впервые положительно отозвался о Яне Гусе, сожженном еретике. Понимая, что этого папа уже не простит, Мартин начал произносить речи и печатать памфлеты в куда более дерзком тоне.

В 1520 году Лютера отлучили от Церкви - но ему это было уже безразлично. Он прилюдно сжег папскую буллу о его отлучении, вместе с декретами и книгами канонического закона. Над Мартином нависла серьезная угроза. И тогда его покровитель, Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый, организовал ложное похищение - Лютера тайно перевезли в Вартбург, в замок Фридриха.

В замке из-за долгих ночных молитв Лютер испытывал упадок сил и прилив сомнений, его преследовали навязчивые видения. По легенде, он в сердцах бросил чернильницу в дьявола, являвшегося ему в образе свиньи или блуждающих огней, - но лишь испачкал стену. Однако нашел в себе силы собраться с духом и вскоре снова писал памфлеты, сочинял гимны и даже перевел Библию на немецкий язык.

Между тем в Виттенберге упрощались литургии, перераспределялись церковные доходы, разрушались алтари. Лютер порицал насилие, но остановить смуту -было уже невозможно. Князья стремились приобрести как можно больше власти, что было удобно делать под лозунгами национально-религиозного объединения. А крестьяне поднимали восстания.

Мартин Лютер - биография личной жизни

(1483-1546) немецкий священник, общественный деятель

Мартин Лютер был немецким священником, который возглавил движение немецких протестантов.

Протестантами называют тех христиан, которые не относятся ни к католической, ни к православной церкви. Это движение возникло в Германии в 1529 году. Оно выражало недовольство самых разных слоев немецкого общества католической церковью, занимавшей в стране господствующее положение.

Предки Лютера были крестьянами, и от них он унаследовал такие черты характера, как сильная воля и упорство в отстаивании своего мнения. Мартин Лютер не только умел говорить с простыми людьми, но и хорошо писал на языке народа, и его перевод Библии на немецкий язык сразу же стал очень популярным благодаря простоте и доходчивости. Вместе с тем он был одним из образованнейших людей XVI века. Вот почему он сумел найти себе союзников и среди широких народных масс, и среди немецкой аристократии.

Свою деятельность Мартин Лютер начал еще монахом. В 1507 году он стал священником и начал преподавать теологию в университете города Виттенберга в Саксонии. 31 октября 1517 года Лютер вывесил на церковных дверях листы, на которых написал 95 возражений против учения католической церкви.

Прежде всего он протестовал против права Папы Римского прощать грехи за деньги. Между тем продажа индульгенций, подтверждающих отпущение грехов, была важной статьей дохода католической церкви. Мартин Лютер также утверждал, что большинство священнослужителей забыли об учении Христа и заботятся только о личном обогащении.

Он также верил, что учение Господа основывается только на Библии и огромное количество богословских книг лишь затуманивает его. Истинный христианин, утверждал Мартин Лютер, должен изучать только Библию, а произносить определенное количество молитв и совершать постоянные церковные обряды вовсе не обязательно. Бог находится внутри каждого человека, и главное - искренне верить в него. Все это означало, что огромная церковная иерархия, существовавшая в католической церкви, не имеет особого значения и лишь мешает верующим.

Священник же мог носить обычную одежду, имел право жениться и ничем в принципе не отличался от обычного человека. По мнению Мартина Лютера, пышные одежды священнослужителей, сложные обряды, золотые иконы лишь отвлекают верующих от их главной задачи - общения с богом. Даже само здание церкви должно было выглядеть просто.

Конечно, все это вызвало гнев католического духовенства и навлекло на Лютера неприятности. Вначале его убеждали отречься от своих взглядов, но он стоял на своем. Тогда Папа перешел от слов к делу. В 1520 году Мартин Лютер был отлучен от католической церкви и объявлен еретиком. Но он не подчинился решению Папы и в присутствии студентов университета сжег папскую грамоту на костре.

В следующем году король Карл V распорядился, чтобы Мартин Лютер предстал перед специальным собранием всех немецких кардиналов в Вормсе. Когда он явился в Вормс, от него вновь потребовали отречься от своих взглядов. Но, несмотря на то, что сам император обвинял его, Лютер не отказался от своих убеждений. Император хотел арестовать его, но на защиту Лютера встали рыцари. Тем не менее священник находился в постоянной опасности, над ним нависла угроза смертной казни.

Однако, к счастью для него, курфюрст Саксонии защитил его, к нему присоединились и некоторые другие немецкие кардиналы. В учении Мартина Лютера они увидели путь к достижению независимости от власти не только Папы, но и короля. Вот почему власти Саксонии не только помогли ему бежать, но и укрыли его от преследователей. Находясь в одном из замков курфюрста Саксонии, Лютер перевел на немецкий язык Библию. Остаток жизни он посвятил тому, что преподавал богословие и писал свои сочинения. Впоследствии он женился и создал большую семью.

Выступление Мартина Лютера было началом Реформации - борьбы за переустройство церкви. В этом движении участвовало множество горожан, крестьян, рыцарей и некоторые князья. Они хотели сократить поборы на содержание духовенства, сделать церковь более дешевой. Феодалы же стремились отобрать богатства и земли у монастырей.

Крестьяне и городские бедняки не только поднимались на борьбу с католической церковью, но и хотели избавиться от всех угнетателей. Это была народная Реформация, и она вскоре переросла в крестьянскую войну. Ее возглавил священник Томас Мюнцер. Но Лютер последовательно призывал к миру и подчинению властям. Он считал, что истинно верующие должны подчиняться любой власти.

Еще при жизни Мартина Лютера его последователи (получившие название лютеране) образовали новую, протестантскую церковь, которая отделилась от католической. Она заняла господствующее положение в Германии, Австрии и странах северной Европы.

Martin Luther

Биография

Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459-1530) - крестьянина , перебравшегося в Айслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Там он работал на медных рудниках. После рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд , где отец стал зажиточным бюргером . В 1525 году Ганс завещает своим наследникам 1250 гульденов , на которые можно было купить поместье с землями, лугами и лесом .

В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Магдебурга . В то время Лютер и его друзья зарабатывали на хлеб пением под окнами набожных обывателей.

В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте . В те времена бюргеры стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование . Но ему предшествовало прохождение курса «семи свободных искусств ». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и начал изучать юриспруденцию . В том же году он вопреки воле отца поступил в августинский монастырь в Эрфурте. Есть несколько объяснений этого неожиданного решения. Согласно одному, угнетённое состояние Лютера вследствие «осознания своей греховности». Согласно другому, однажды он попал в сильную грозу и впоследствии вступил в Августинский орден . За год до этого должность викария Ордена получил Иоганн Штаупиц , впоследствии друг Мартина.

В 1506 году Лютер принял монашеский обет . В 1507 году посвящён в священники .

В Виттенберге

В 1508 году Лютера направили преподавать в новый Виттенбергский университет . Там он впервые познакомился с работами блаженного Августина . Среди его учеников был Эразм Альберус .

В 1512 году Лютер получил степень доктора теологии . После этого он занял должность преподавателя теологии вместо Штаупитца.

Лютер постоянно ощущал себя в состоянии неопределенности и невероятной слабости по отношению к Богу , и эти переживания играли большую роль в формировании его взглядов. В 1509 году он читал курс о «Сентенциях » Петра Ломбардского , в 1513-1515 годах - о псалмах , в 1515-1516 годах - о послании к Римлянам , в 1516-1518 годах - о посланиях к Галатам и к Евреям . Лютер кропотливо изучал Библию . Он не только преподавал, но и был смотрителем 11 монастырей. Он также проповедовал в церкви.

Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха . Пережив духовный кризис, Лютер открыл для себя иное понимание Посланий апостола Павла . Он писал: «Я понял, что Божественную праведность мы получаем посредством самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас посредством самой веры». При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай . Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515-1519 годах.

Реформаторская деятельность

В 1525 году 42-летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора . В браке у них родилось шесть детей .

Лютер неоднократно появлялся в Йене . Известно, что в марте 1532 года он инкогнито останавливался в гостинице «Чёрный медведь». Через два года он проповедовал в городской церкви св. Михаила. выступая против убеждённых противников Реформации . После основания «Салана» в 1537 году, ставшего впоследствии университетом, Лютер получил здесь широкие возможности для проповеди и призывов к обновлению церкви .

Последователь Лютера Георг Рёрер (1492-1557) при своих посещениях Университета и библиотеки занимался редактированием трудов Лютера. В результате была издана «Иенская Библия Лютера», находящаяся в настоящее время в музее города .

Последние годы жизни Лютер страдал от хронических недугов. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.

Богословские взгляды Лютера

Основополагающие принципы достижения спасения по учению Лютера: sola fide , sola gratia et sola Scriptura (только верой, только благодатью и только Писанием) . Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком . Единственным путём спасения души для христианина является вера, дарованная ему непосредственно Богом (Гал. «Праведный верою жив будет», а также Еф. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар»). Лютер заявил об отвержении авторитета папских декретов и посланий и призвал считать главным источником христианских истин не институциональную церковь, а Библию. Антропологический компонент учения Лютер сформулировал как «христианскую свободу»: свобода души не зависит от внешних обстоятельств, но исключительно от воли Бога.

Одним из центральных и востребованных положений взглядов Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung ). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется Божья благодать . Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты или способности, и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание. В глазах Бога нет труда благородного или презренного .

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству.

Концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем» [ ]

Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они должны лишь направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», - писал Лютер. Он выступает против догмата Божественности личности папы , что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая Божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную, церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного Предания и соборов ставил под сомнение .

Согласно Лютеру, «мёртвые ничего не знают» (Эккл. 9:5) . Кальвин возражает ему в своем первом теологическом труде «Сон душ» (1534) .

Историческое значение деятельности Лютера

В историю немецкой общественной мысли Лютер вошёл и как деятель культуры - реформатор образования , языка , музыки . В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Мартин Лютер стал вторым из самых великих немцев за всю историю Германии (первое место получил Конрад Аденауэр , третье - Карл Маркс) .

Лютер не только испытал влияние культуры Возрождения , но в борьбе с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный главным образом Лютером перевод Библии на немецкий язык (1522-1542), в котором он утвердил нормы общенемецкого национального языка. В этой работе ему помогал его преданный друг и соратник .

Лютер и антисемитизм

Лютер осуждал евреев, как носителей иудаизма , за отрицание Троицы. Поэтому он призывал изгнать их и разрушить синагоги, что вызвало симпатии Гитлера и его сторонников. Даже так называемую Хрустальную ночь нацисты называли празднованием дня рождения Лютера .

Лютер и музыка

Лютер хорошо знал историю и теорию музыки; его любимыми композиторами были Жоскен Депре и Л. Зенфль . В своих трудах и письмах он цитировал средневековые и ренессансные трактаты о музыке (трактаты Иоанна Тинкториса почти дословно).

Лютер - автор предисловия (на латыни) к сборнику мотетов (разных композиторов) «Приятные созвучия… для 4 голосов» , выпущенному в 1538 немецким издателем Георгом Рау. В этом тексте, неоднократно переиздававшемся в XVI веке (в том числе в немецком переводе) и получившем (позднее) название «Похвала музыке» («Encomion musices»), Лютер даёт восторженную оценку имитационно-полифонической музыке с основой на cantus firmus . Кто неспособен оценить Божественную красоту такой изысканной полифонии, «тот недостоин называться человеком, и пусть слушает, как кричит ишак и хрюкает свинья» . Помимо того, Лютер написал предисловие (на немецком) в стихах «Frau Musica» к небольшой поэме Иоганна Вальтера (1496-1570) «Lob und Preis der löblichen Kunst Musica» (Wittenberg, 1538), а также ряд предисловий к песенникам разных издателей, вышедшим в 1524, 1528, 1542 и 1545 годах, где излагал свои взгляды на музыку как исключительно важную, неотъемлемую составляющую обновлённого культа.

В рамках богослужебной реформы ввёл общинное пение строфических песен на немецком языке, позже названных обобщённо протестантским хоралом :

Ещё я хочу, чтобы у нас было как можно больше песен на родном языке, которые люди могли бы петь во время мессы, непосредственно после градуала и после Sanctus и Agnus Dei. Ибо несомненно, что изначально все люди пели то, что сейчас поет только хор [клириков].

Formula missae

Предположительно с 1523 года Лютер принял непосредственное участие в составлении нового обиходного репертуара, сам сочинял стихи (чаще пересочинял церковные латинские и светские прототипы) и подбирал к ним «благопристойные» мелодии - как авторские, так и анонимные, в том числе из репертуара римской католической церкви. Например, в предисловии к сборнику песен для погребения усопших (1542) он писал:

Мы ради доброго примера отобрали красивые мелодии и песни, использовавшиеся при папстве для всенощных бдений, заупокойных месс и погребений <…> и напечатали некоторые из них в этой книжице, <…> но снабдили их другими текстами, чтобы воспевать артикул о воскресении, а не чистилище с его муками и удовлетворением за грехи, в котором умершие не могут почить и найти успокоение. Сами песнопения и ноты [католиков] дорогого стоят, и было бы жаль, если бы всё это пропало втуне. Однако нехристианские и несуразные тексты или слова должны уйти прочь.

Вопрос о том, насколько велик персональный вклад Лютера в музыку протестантской церкви, на протяжении веков неоднократно пересматривался и остался дискуссионным. Некоторые церковные песни, написанные Лютером при активном участии Иоганна Вальтера , вошли в первый сборник четырёхголосных хоральных обработок «Книжечка духовных песнопений» (Виттенберг, 1524) . В предисловии к нему (см. приведённое факсимиле) Лютер писал:

То, что пение духовных песен хорошее и богоугодное дело, очевидно всякому христианину, ведь не только пример пророков и царей Ветхого завета (которые славили Бога песнями и инструментальной музыкой, стихами и на всевозможных струнных инструментах), но и особый обычай псалмопения был известен всему христианству с самого начала. <…> Поэтому для начала, чтобы поощрить тех, кто может сделать это получше, я вместе с несколькими другими [авторами] составил несколько духовных песен. <…> Они положены на четыре голоса потому только, что я очень хотел, чтобы молодежь (которой так или иначе придется обучаться музыке и другим подлинным искусствам) обрела нечто, с помощью чего она могла бы отставить прочь любовные серенады и похотливые песенки (bul lieder und fleyschliche gesenge) и вместо них научиться чему-то полезному, и притом чтобы благо сочеталось со столь желанной для молодых приятностью.

Заупокойную мессу и другие пышные ритуалы, которые практиковались католиками в богослужении об умерших, Лютер упразднил.

Труды, важнейшие для понимания богослужебной реформы Лютера, - «Формула мессы » («Formula missae», 1523) и «Немецкая месса » («Deutsche Messe», 1525-1526). В них даны 2 литургические формы (на латинском и немецком языках), которые не были взаимоисключающими: латинские песнопения могли совмещаться с немецким хоралом внутри одной службы. Богослужение полностью на немецком языке практиковалась в небольших городах и деревнях. В крупных городах, располагавших латинскими школами и университетами, макароническая протестантская месса была нормой.

Лютер не возражал против использования в церкви музыкальных инструментов, в особенности органа британской комик-труппы « установил на главной рыночной площади Виттенберга в Германии 800 скульптур Мартина Лютера..

  • Лютер М. Избранные произведения. - СПб., 1994. 2 изд. - СПб., 1997.
  • Лютер, М. О свободе христианина. [Сборник сочинений М. Лютера; в приложении разл. авторы о Лютере и о Реформации в Европе]. - Уфа: ARC, 2013. - 728 с. - ISBN 978-5-905551-05-5
  • Лютер М. Перевод Библии. 1534. переиздана 1935 (на немецком).
  • Лютер М. 95 тезисов. [Сборник сочинений М. Лютера; в приложении Лейбниц, Гегель, К.Фишер о Боге, философии религии и Реформации]. - СПб.: Роза мира, 2002.
  • Кто такой Мартин Лютер? Что известно об этом человеке? Он перевел Библию на немецкий язык, основал лютеранство. Пожалуй, это все, что может сказать тот, кто не обладает глубокими познаниями в истории. В этой статье приведены не сухие сведения из биографии Мартина Лютера, а интересные факты из жизни богослова, изменившего сознание немцев более пятисот лет назад.

    Происхождение

    Мартин Лютер родился в 1483 году. Его отец — сын и внук крестьянина — трудился в поте лица, дабы прокормить семью. Ганс Лютер, будучи отроком, перебрался из деревни в город. Начал свой трудовой стаж с работы на медных рудниках.

    После рождения сына 23-летний Ганс решил поменять обстановку - вместе с женой и ребенком он уехал в Мансфельд. В этом саксонском городе было немало рудников, но отец будущего реформатора начал жизнь с белого листа. О том, чем занимался Лютер-старший в Мансфельде, точных сведений нет. Но известно, что он сколотил солидное для выходца из крестьян состояние - более тысячи гульденов. Этим он обеспечил безбедное существование своим детям. А главное - смог дать в дальнейшем хорошее образование старшему сыну.

    Несостоявшийся юрист

    Мартин Лютер окончил францисканскую школу, после чего поступил в университет Эрфурта. К тому времени его отец уже принадлежал к третьему сословию — сословию зажиточных бюргеров. Представители этого социального слоя в начале XVI века стремились дать своим сыновьям неплохое образование и, желательно, юридическое. Не отличался от прочих бюргеров и Ганс Лютер. Сын непременно должен был стать юристом, полагал он.

    По тем временам, прежде чем приступить к изучению права, следовало пройти курс С этим Мартин Лютер без труда справился. В 1505 году, после получения степени магистра искусств, он начал изучать право. Но юристом так и не стал. Произошла история, которая радикально изменила его планы.

    Монах

    Прошло всего несколько месяцев после поступления в университет, и Мартин неожиданно разочаровал отца. Вопреки его воле он поступил в монастырь, расположенный в том же городе, что и университет. Что послужило причиной столь неожиданного решения? Есть две версии.

    Согласно первой, молодой Мартин Лютер страдал от ощущения своей греховности, что его в конечном счете и вынудило вступить в Августинский орден. Согласно второй версии, однажды с ним произошел случай, который нельзя назвать невероятным - человек, изменивший историю христианской церкви, попал под обычную грозу и, как ему тогда показалось, чудом выжил. Так или иначе, в 1506-м Мартин Лютер принял обет, а спустя год стал священником.

    Доктор теологии

    Августинцы не проводили дни и ночи исключительно в молитвах. Это были люди по тем временам очень образованные. Мартин Лютер, дабы соответствовать ордену, в который его приняли, продолжил образование в Виттенбергском университете. Здесь он познакомился с трудами Блаженного Августина - христианского философа, богослова, одного из самых влиятельных христианских проповедников.

    Прежде чем получить степень доктора теологии, Лютер занимался преподаванием. В 1511 году он уехал в Рим по поручению ордена. Эта поездка произвела на него неизгладимое впечатление - в Вечном городе он впервые узнал о том, насколько греховными могут быть католические священники. Именно в эти дни будущему доктору теологии пришла в голову идея о реформации церкви. Но до издания знаменитых тезисов Мартина Лютера было еще далеко.

    В 1512 году Лютер получил степень доктора, после чего занялся преподаванием теологии. Но ощущение греховности и слабости в вере его по-прежнему преследовало. Он находился в постоянном поиске, а потому беспрестанно читал труды проповедников и кропотливо изучал Библию, пытаясь познать тайный смысл между строк.

    Теория Лютера

    С 1515 года он уже не только преподавал - под его контролем находилось одиннадцать монастырей. Кроме того, Лютер регулярно читал проповеди в церкви. На его мировоззрение оказало сильное влияние Послание Апостола Павла. Истинную суть этого послания он познал, уже став доктором теологии. Что же он понял из слов "первоверховного" апостола? Верующий получает оправдание благодаря своей вере, божественную милость - такая мысль посетила Мартина Лютера в 1515 году. И именно она легла в основу "95 тезисов". Мартин Лютер разрабатывал свою теорию около четырех лет.

    В октябре 1517 года Папа Римский выпустил документ о продаже индульгенции. Составление "95 тезисов" и их обнародование позволили выразить критическое отношение к булле Льва X Мартину Лютеру. Кратко суть его идеи можно изложить так: религиозная доктрина способна погубить веру, а потому католическая церковь нуждается в реформации. С написания этого документа начинается история протестантизма.

    Долгое время считалось, что Мартин Лютер вывесил свои тезисы на дверях церкви в Виттенберге. Однако эту версию опроверг немецкий историк Эрвин Изерло.

    При написании "95 тезисов" Лютер еще отождествлял себя с католичеством. Он выступал как поборник очищения церкви и защитник римского папы от недобросовестных исполнителей.

    Покаяние не ограничивается отпущением грехов, оно заканчивается с восхождением в Царствие небесное - такая мысль изложена в одном из первых тезисов. Римский папа, по мнению Мартина Лютера, вправе прощать наказания, но только те, что он наложил своей властью на человека. В иных случаях он должен подтверждать прощение именем Бога. При этом реформатор полагал, что покоряться священнику - это обязательное условие, которое следует соблюдать для отпущения грехов.

    Основатель протестантизма оправдывал папу, утверждая, что главные нарушения исходили от епископов и священников. В своей критике он первоначально пытался не задевать интересов папства. Более того, в одном из своих тезисов Мартин Лютер сказал, что тот, кто пойдет против главы католической церкви, будет предан анафеме и проклят. Однако со временем он начал выступать и против папства, за что навлек на себя немало бед.

    Вызов католической церкви

    Мартин Лютер критиковал христианские аспекты учения, но особенного осуждения с его стороны заслужили, конечно, индульгенции как средство от избавления грехов. Слухи о его тезисах распространились молниеносно. В 1519 году Мартина Лютера вызвали в суд. Незадолго до этого расправу совершили над идеологом чешской реформации Яном Гусом. Несмотря ни на что, Лютер демонстративно выразил сомнения в правильности католического папства.

    Лев X, недолго думая, предал его анафеме, что по тем временам было страшным наказанием. Тогда Лютер нанес ответный удар - публично сжег папский документ, в котором говорилось о его отлучении от церкви, и объявил, что отныне борьба с католическими священнослужителями стала главным делом немецкого народа.

    Папу поддержал Карл V. Испанский король вызвал Мартина Лютера на заседание рейхстага, где тот спокойно заявил, что не признает авторитета ни соборов, ни пап, потому как они противоречат друг другу. Следует привести знаменитую цитату основателя протестантизма. "На сем стою и не могу иначе" - это слова из речи Мартина Лютера.

    Перевод Библии

    В 1521 году был издан указ, согласно которому католическая церковь признала его еретиком. Он вскоре пропал и некоторое время считался погибшим. Позже оказалось, что его похищение организовали придворные Фридриха Саксонского. Они захватили реформатора в то время, как он направлялся из Вормса, а после заключили в крепость, расположенную вблизи Айзенаха. Когда Лютер вышел на свободу, он поведал своим единомышленником, что во время заточения к нему являлся дьявол. А затем, дабы спастись от нечистой силы, приступил к переводу Библии.

    До Мартина Лютера главная книга в истории человечества доступна была не всем немцам, потому как далеко не каждый умел читать на латыни. Основатель протестантизма сделал Библию доступной для представителей всех социальных слоев.

    Проповеди

    В биографии Мартина Лютера, конечно, немало белых пятен. Известно, что он неоднократно бывал в Йене - немецком городе, который славится своими университетами. Есть версия, что он останавливался в 1532 году в одной из гостиниц инкогнито. Но подтверждений этой версии нет. Известно лишь, что в 1534-м он выступал с проповедью в Церкви святого Михаила.

    Личная жизнь

    Мартин Лютер был личностью неординарной. Много лет он посвятил служению Богу, но полагал, что на продолжение своего рода имеет право каждый. В 1525 году он женился на бывшей монахине Катарине фон Бора. Они поселились в заброшенном монастыре августинцев. У Лютера было шестеро детей, но об их судьбе ничего не известно.

    Роль Мартина Лютера в истории

    Немецкий социолог Макс Вебер полагал, что лютеранские проповеди не только привели к реформации церкви, но и послужили толчком к зарождению капитализма. В историю Германии Мартин Лютер вошел и как основатель протестантизма, и как деятель культуры. Его реформы коснулись образования, языка и даже музыки. В 2003 году в Германии был проведен опрос, согласно результатам которого Мартин Лютер занимает второе место в списке величайших немцев. Первое занял

    Стоит сказать, что перевод Библии стал важным вкладом в развитие немецкого языка. Ведь в XVI веке Германия представляла собой раздробленное государство, не имеющее единой культуры. Жители разных земель с трудом понимали друг друга. Мартин Лютер утвердил нормы немецкого языка, тем самым объединил соотечественников.

    Исследователи нередко говорят об антисемитизме реформатора. Но понимают историки взгляды Мартина Лютера по-разному. Одни полагают, что нелюбовь к евреям была личной позицией этого человека. Другие называют его "теологом холокоста".

    В начале своей деятельности Лютер не страдал антисемитизмом. Один из памфлетов он назвал "Иисус Христос родился евреем". Однако позже в речах Мартина Лютера появились обвинения в адрес иудеев за отрицание Троицы. Он начал призывать к изгнанию евреев и разрушению синагоги. В гитлеровской Германии отдельные изречения Лютера приобрели широкую популярность.

    Память

    Мартин Лютер умер в 1546 году в Айслебене. О нем написано множество книг и снято немало фильмов. В 2010 году немецкий художник Оттмар Херль создал скульптуру в память о Мартине Лютере. Она установлена на Главной площади Виттенберга.

    Первый фильм об основателе протестантизма вышел в 1911 году. В 20-е годы в Германии была снята первая кинолента, посвященная Мартину Лютеру. Последняя картина об этой исторической фигуре вышла в 2013-м. "Лютер" - совместный проект США и Германии.

    Мартин Лютер Кинг

    Истории известен проповедник, чье имя созвучно с именем немецкого реформатора. Однако Мартин Лютер Кинг не имеет никакого отношения к происхождению протестантизма. Этот человек родился в 1929 году в США. Он был сыном пастора баптистской церкви. Свою жизнь Мартин Лютер Кинг посвятил борьбе за права афроамериканцев.

    Он при жизни был ярким оратором, после смерти стал иконой американского прогрессивизма - общественного движения, которое зародилась в США в первой половине XX века. В 1963 году он произнес речь, в которой выразил надежду на то, что когда-нибудь белокожие и чернокожие люди будут иметь равные права. Это стало важным событием в истории США. Речь называется «У меня есть мечта». Мартин Лютер Кинг был убит в марте 1968 года.

    Что еще почитать