Основание всякого духовного делания. Святые отцы о посте

О посте, о смысле его, о целях и способах, мере и разумении столько уже сказано и святыми отцами нашей православной Церкви, и добрыми нашими наставниками, пастырями-окормителями, что добавить практически и нечего. Поэтому я дерзну сказать не о самом посте, а о благоприятном времени, на которое он приходится, и как нам себя в этом времени не растерять…

Плохо ли единение всех со всеми?

Уже не первый год из среды прикладывающих немалые усилия для того, чтобы, забыв заветы и наследие наших твердых в вере наставников, в угоду миру попытаться не себя изменить для Церкви, а Церковь изменить под себя, исходят настоятельные рекомендации о переходе на новый календарь. Уж как бы было распрекрасно, хором твердят они, коли бы мы Рождество Господа нашего праздновали до Нового года! Тогда бы все православные могли разделить радость этого светлого праздника и со всей страной, и с католиками, и вообще со всем миром!

Уж как бы было распрекрасно, коли бы мы Рождество праздновали до Нового года!

И правда – разве плохо вот такое единение всех со всеми?

А ведь случается, что и плохо бывает, потому что всегда следует прежде рассмотреть, вокруг чего и ради чего это единение происходит.

И я предлагаю этот вопрос рассмотреть как раз на примере этих двух праздников: Рождества Христова и Нового года.

У православных христиан почти каждый день праздник! Над нами даже иногда посмеиваются, дескать – посмотрите на этих людей, они друг друга почти в любой день приветствуют так: «С Праздником!». И правда – почти нет ни дня, чтобы Церковь Святая не чтила память кого-то из мучеников, или праведников, или святителей, или апостолов.… Не говоря уже о воскресных днях, о праздниках Великих.

Но среди всех этих праздников особо я бы выделил два: Светлое Христово Воскресение и . Первый вообще называется Праздник праздников, а второй входит в число Великих Двунадесятых. О втором и поговорим…

Нам сложно представить степень смирения Господа

Рождество Христово. Что же произошло? Отчего событие это затмевает почти все во Вселенной?

Да дело в том, что не случись этого события, этой тайны великой – Боговоплощения, – и не случилось бы спасения человекам, то есть и нам.

Вот что пишет преподобный Иустин Попович:

«Воистину Бог, как человек, на земле родился! Почему? – Чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4, 9) . Ибо без Богочеловека Господа Иисуса Христа жизнь человеческая – целиком и полностью самоубийственная бессмыслица, смерть, поистине самая явная и самая ужасная бессмыслица на земле. Осмыслить смерть – это значит осмыслить жизнь во всех ее глубинах, высотах, бесконечностях. И это делает только Всечеловеколюбивый Господь, Который по неизмерной любви становится человеком и навсегда остается Богочеловеком в человеческом мире. Жизнь человеческая только как Бого-жизнь, жизнь в Боге, приобретает свой вечный смысл. А вне Бога жизнь – это самая нелепая бессмыслица, преисполненная обиды и горечи» .

Нам сложно представить и понять степень смирения Господа. Мы как рассуждаем:

– Ну, родился младенец, ну да, в хлеву фактически, со скотиной. Но мало ли среди людей тех, кто рождался в подобной бедности, а возможно, и в большей?

Господь Вседержитель смирился до того, что принял на Себя плоть нашу

Эх ты, горе-человек! Да то человек от человека рождается – и то ропщет! А тут Господь Вседержитель! Смирился до того, что принял на Себя плоть нашу, не ради Себя – ради нас, ради твари, Им же созданной, Его же ослушавшейся и Его же часто проклинающей, предающей Его, забывающей Его, Создателя нашего! И как Он пришел, чтобы стать человеком? Не царем, не первосвященником, не великим правителем… маленьким, беззащитным младенцем! Вот представьте – комочек, умещающийся на ладонях, куда положишь – там и лежит, как спеленаешь, так и примет – и вот это Тот, Кто Словом Своим создал все!

Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют,
нас бо ради родися Отроча младо,
превечный Бог

(Кондак, глас 3-й).

Вот такой нас ожидает день, вот такой Праздник по окончании поприща поста! Вот к какому торжеству готовимся – ко встрече Владыки Вселенной, принявшего на Себя нашу плоть, чтобы мы смогли обожиться!

Лучше бы Праздник перенесли, чтобы в Новый год не поститься

Что же говорят нам в том числе и наши православные братья и сестры?

– Лучше бы Праздник перенесли пораньше, чтобы в Новый год не поститься…

И, казалось бы, что плохого случилось бы?

А я скажу – случилось бы плохое, и в самих уже таких рассуждениях сидит недобрый корень.

Торжества по поводу елки ценятся не менее Праздника Рождества Христова

Такие печали о необходимости соблюдения поста в Новый год говорят о том, что торжества по поводу новогодней елки ценятся если не выше, то уж никак не менее Праздника Рождества Христова. Действительно – если бы не ощущался Новый год важным в сравнении с Рождеством Христовым праздником, то и не случилось бы расстройств и причитаний. Прошел бы он незаметно, как какой-нибудь день любителей выхлопных газов или картонных коробок.… Но нет, высоко стоят у них новогодние торжества! И так высоко, что вызывает недовольство и раздражение тот факт, что приходятся они на дни постные.

И ради чего печаль? Разве стоит особенно этот день в череде остальных дней? Нет, если только сам человек не сотворит его особенным, то и не выделится он среди дней других. Окажет человек милость кому-то – и сотворит день сей добрым для себя, предастся гуляниям и ликованию праздному – и сотворит злым.

«Неужели ты не слыхал слов Павла: дни смотряете, и месяцы, и времена, и лета. Боюся о вас, едá како всуе трудихся в вас (Гал. 4, 10–11) ? Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же на весь год; и не только от безумия, но и от диавольского влияния происходит та мысль, будто в делах вашей жизни надобно полагаться не на собственную ревность и деятельность, а на дневные обращения времени. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый и в каждый день будешь делать угодное Богу.

Итак, если ты хочешь получить пользу и от начала новых месяцев, то поступай так: по окончании года возблагодари Владыку, что Он сохранил тебя до этого предела годов; сокрушись своим сердцем, исчисли время твоей жизни, и скажи сам себе: дни бегут и проходят; годы оканчиваются; много пути нашего мы уже совершили; а что мы сделали доброго? Неужели пойдем отсюда без всего, без всякой добродетели? Суд при дверях, остальная жизнь клонится к старости» .

Неспроста лукавый подговаривает человека, в особенности православного, к проведению новогодней ночи в праздности, обильном вкушении пищи и возлиянии вина. В новогодний вечер Церковь Святая совершает память мученика Вонифатия, которому мы все молимся об избавлении от пристрастия к алкоголю, от пьянства. Можно ли себе представить большую несуразность на грани безумства, чем православного в подпитии, за обильной трапезой, в праздник этого святого? Не более ли естественным было бы для него встретить этот день за богослужением в храме (тем более что день и многие последующие за ним свободны от работы)?

Весь пост у нас заключается в том, что мы отказываемся от скоромного

Радуясь о наступлении поста, хочу еще немного порассуждать об особенностях календаря…

Не печалиться нам следовало бы о том, что новогодний праздник приходится на дни поста, а радоваться! В этом я вижу особую милость Божью к нам, недостойным такой милости.

Разве кто-то из нас способен сейчас, не скажу – на великие, но хотя бы на какие-то подвиги? Мы почти не рассматриваем себя, не изучаем, не воспитываем волю, лежащую в тине наших страстей, опутанную ими и не могущую поднять даже верх главы своей из-под этих сетей. Весь пост у нас в лучшем случае заключается в том, что мы по большей части отказываемся от скоромного, да, может, кто-то возьмет на себя еще подвиг прибавить к ежедневному правилу канон, или акафист, или же кафизму. Собственно, это и не пост вовсе. Но мы полагаем, что постимся и что трудимся.

Мы не съедим скоромное (может быть), но обманем себя постными майонезами и соевым мясом и другими «обманками», вместо того чтобы просто исключить из рациона привычные нам вкусовые ощущения (как от того же майонеза, мяса и тому подобного), – и даже это еще не будет настоящим постом.

Но милостивый Господь видит нас насквозь. И, как чадолюбивый Отец, любит нас и всячески желает нам спасения. И устраивает его для нас там, где мы и не ведаем – только бы не роптали, только бы прислушивались к Нему и следовали Его Святой Воле! И то, что праздник Нового года предстоит перед Праздником Рождества Христова, тоже по Его благому Промыслу устроено!

Мы неспособны сами понести подвиги и труды, пусть и малые, но Господь нам дает эту возможность. Он так устроил эти дни, что мы, если не по своему радению, то, возможно, по стыду перед братьями и сестрами, вынуждены будем воздержаться от новогоднего угара и веселия!

Мы не готовы к исповедничеству, но, милостью Божией, может быть, только ради стыда перед взглядами других православных, лучших нас, понудим себя хотя бы в малой степени разобщиться миру и отвергнуть часть из того, что он предлагает в этот день, а именно – предаться безудержному веселию, обильной трапезе, упиванию вином и ночным оргиям.

Может быть, если не желание произволения и ревность о Господе, то стыд перед священником (говорю о воспоминании грядущей Исповеди в Сочельник) заставит православного в этот день не подчинить себя миру, а сохранить для восприятия духовной радости от матери всех праздников – Праздника Рождества Христова!

Постимся постом приятным!

С облюдение постов и постных дней необходимо... Это не человеческая выдумка, а содейством Святаго Духа постановлено и узаконено Церковью и Соборами, а основание и Глава Церкви Сам Господь наш Иисус Христос…
Желаю вам подвигом добрым подвизаться, «поститься духовно и телесно, постом приятным, благоугодным Господеви»: затворяйте двери кельи от людей, дверь языка от глаголания и дверь сердца от лукавых духов.

Преп. Макарий Оптинский

П ост - дар древний; пост - драгоценность отцов. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте» (Быт. 2,17). А сие: не снесте - есть узаконение поста и воздержания.

Свт. Василий Великий

С трапезы постящихся... заимствуй себе врачевство жизни, и возбуди от омертвения душу свою. Ибо среди них, освящая их, возлежит Возлюбленный, и труд поста и подвиги их претворяет в неисповедимую сладость Свою; и небесные служители Его осеняют их и святые их яства. Я знаю одного из братий, который ясно видел это своими собственными глазами.

Прп. Исаак Сирин

О шибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления.

Свт. Иоанн Златоуст

Г лава добродетелей - молитва, их основание - пост.

Свт. Игнатий Брянчанинов

...П риблизился и... наступил пост; как же мы будем поститься? Чувственного поста от брашен не можем сохранить так, как сохраняли оный отцы наши и учители, но хоть бы и сохранили оный, то что воспользует без поста духовного, о котором Церковь нам воспоминает: «постимся постом духовным, благоприятным Господеви» и прочее (стихира Триоди). Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс.50, 19), не внимать чужим недостаткам и не судить оных, а более внимать своим страстям и не допускать происходить оным в действие.

Прп. Макарий Оптинский

К то нерадит о посте, тот и в других подвигах расслаблен, нерадив, немощен, показывает тем начало и худой признак расслабления души своей, и воюющему с ним дает случай к победе...

Прп. Исаак Сирин

..Б ыть может, ты щадишь плоть и бежишь от поста, как от носителя истощения; но - напротив! - именно пресыщение приводит к возникновению подагры, и мигрени, и иных болезней; а пост является матерью здоровья; так что не только блудник согрешает против своего тела, но и чревоугодник грешит тем же, делая его слабым и более болезненным

Свт. Григорий Палама

В сякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному во Евангелии: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются «как враги креста Христова: их бог-чрево, и слава их - в сраме» (Флп.3, 18-19). И в псалмах сказано: «от утробы [матери] заблуждаются» (Пс.57, 4). Разумеется, - иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.

Прп. Амвросий Оптинский

И нок, небрегущий о посте, колеблет все здание добродетелей своих: не устоять этому зданию, если здатель не опомнится, и не позаботится благовременно об укреплении основания.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

...О т невоздержания всякое зло происходит... Пост возбуждает к молитве, как-то особенно ненавистен врагу: приходят ко мне на совет и на исповедь, между прочим, советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста: не хочу, не могу и прочее. Враг возбуждает, не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты...

Прп. Варсонофий Оптинский

Е сли мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого поста он ещё продолжается, и будет с нами постоянная от него польза.

Свт. Иоанн Златоуст

В се желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать обильные плоды от своего покаяния, услышьте слово Божие, услышьте завет Божий - и отпустите, простите ближним согрешения их пред вами.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

В оздерживаясь от брашен, должны воздерживаться и от страстей.

Прп. Макарий Оптинский

С какою материнскою, нежною и святою любовию Святая Церковь хранит наши души и тела, назначив нам частые посты, которые многим кажутся по их неведению стеснением их свободы! Чрез воздержание и пост она желает дать нам самую широкую духовную свободу: ибо невоздержание порабощает дух наш телу, его страстям и похотям, да и самое тело отягчает и подвергает болезням.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Е сть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла.

Свт. Василий Великий

К то постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется ангелам, подражает пророкам, входит в общение с апостолами и, посредством поста достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного - праведным, из злого - добрым, из нечестивого - благочестивым, и таким образом, усвояет себе Христа, сокровище жизни.

Свт. Иоанн Златоуст

К ушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь.

Преподобный Силуан Афонский

О бщее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не столько, сколько требует желание насыщения.

Преподобный Кассиан Римлянин

В прибавлении правил на пост я с вами не согласуюсь, при слабом вашем здоровье, да и потому, что вы печетесь о выполнении только количества, а о качестве не имеете попечения; в оскудении обоих смирение да заменит оные. А при оных когда нет благоухания смирения, то нимало не воспользуется ими (человек), но тщеславием и мнением еще и вред приимет.

Прп. Макарий Оптинский

И кровожадные звери, и ястреба хищные, и сколько еще невинных животных малых и великих, и какие неисчислимые тысячи их - тоже постятся. Волки, говорят, иногда по неделе не едят и больше. Нам ли, христианам - наследникам сущим Вечного Царства, не поститься? А теперь самое приличное время. Се время благоприятно. Се день спасения. «Время веселое поста, темже чистоты световидныя, и любве чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно, светло возопиим: Кресте Христов всесвятый, возрастивый сладость жизни, всех чистых сердцем тебе поклонимся сподоби нас!»

Прп. Анатолий Оптинский

П ост есть начало и основание всякого духовного делания. Какие добродетели ни наздашь ты на основании поста, все они будут непоколебимы и непотрясаемы, как назданные на твердом камне. А когда примешь это основание, то есть пост, и на место его положишь насыщение чрева и другие неуместные пожелания, тогда все добродетели будут потрясены и разнесены от худых помыслов и от потока страстей, как песок разносится ветром, - и все здание добродетели рушится.

Прп. Симеон Новый Богослов

Н а вопрос: «Не все ли равно Богу, какая пища?» - старец ответил: «Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного. … Особенно же важно тут то, что чрез послушание вырабатывается покорность»

Прп. Амвросий Оптинский

Е сли вспомним, какую трапезу имели святые отцы скудную, то и будем довольны. Скудная пища огорчает плоть, но оживляет дух…

Прп. Макарий Оптинский

Н ам следует так делать: не просто лишь проходить седмицы поста, а исследовать свою совесть, испытывать помыслы, и замечать, что мы успели сделать на этой неделе, что на другой, что нового предприняли достичь на следующую и от каких исправились мы страстей. Если мы не будем исправлять себя таким образом и показывать такую заботливость о своей душе, то нам не будет никакой пользы от поста и воздержания, которым подвергаем себя.

Свт. Иоанн Златоуст

П одражай … преподобному Феодору Студиту, который ежедневно был за трапезою, но между тем был постник.

Прп. Амвросий Оптинский

Н а первой же неделе поста, после … духовного утешения, наступила сильная плотская брань, а потом томление душевное. Спрашиваешь меня: отчего это могло случиться? Причины сему сама ты выставляешь в письме своем. Первое: безрассудное сомнение и смущение, что не вынесешь поста как должно, а потом ропот на Господа. Святой Исаак Сирин пишет, что все немощи человеческие терпит Бог; человека же ропщущего не терпит, чтобы не наказать его.
Вторая причина восставшей на тебя этой брани - самочинный пост. Пока жила ты сама по себе, что ты ни делала, по нужде все сходило с рук: Господь снисходил бестолковому твоему усердию и безрассудству. Если же иметь духовное отношение к кому-либо, то уже не следует по своей воле проходить или брать на себя безрассудные подвиги, вопреки полученного благословения или совета, и этим не только нельзя угодить Богу, но такое самочиние не остается безнаказанным, а навлекает на человека искушение.
…Святой Иоанн Лествичник пишет: «кто одним воздержанием брань сию укротить покушается, тот подобен плывущему одною рукою и хотящему выплыть из моря», а вот указано в другом месте им настоящее средство: «если сопряжешься с послушанием, то тем самым от нее (т.е. брани плоти) разрешишься; если стяжешь смирение, то тем отсечешь главу ее».

Прп. Амвросий Оптинский

П одобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немощствует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтобы хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа.

Блаж. Диадох

Н адобно обращать внимание, чтоб, чрезмерностью воздержания ослабив телесную силу, не сделать тела ленивым и недеятельным для важнейших занятий... Думаю, что знак самой лучшей распорядительности - следовать положенным уставам.

Свт. Василий Великий

С постом всегда должна быть соединена молитва... И молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягчается, и не подавляется гибельным бременем удовольствий.

Свт. Иоанн Златоуст

К ак здоровым глазам свойственно вожделение света, так посту, соблюдаемому с рассудительностию, свойственно вожделение молитвы.

Преп. Исаак Сирин

Храм святителя Иоанна Златоуста

В оздержание от пищи, соблюдаемое напоказ, ненавидит душа Господня; но воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь, потому что оно чрез изнурение плоти устрояет освящение.

Свт. Василий Великий

Ж ивая память смерти пресекает невоздержание в пище; а когда невоздержание в пище пресечено со смирением, то и другие страсти отсекаются в то же время.

Прп. Иоанн Лествичник

П ост, как врач душ наших, у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев; от одного отгоняет сон, другого возбуждает на большее доброделание; у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, у другого вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздные и гнилые слова; а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякого располагает внимать себе самому.

Прп. Симеон Новый Богослов

П ост есть закон и повеление Бога, и тех, которые преступают сей закон Божий, берет в свою власть первый преступник воли Божией диавол и мучит их, как тиран. Хотя это не тотчас случается, потому что Бог долготерпит на нас, ожидая покаяния нашего, однако же всячески не убежим от рук сего врага нашего, в сей ли жизни или в будущей, если пребудем во грехе и не покаемся.

Прп. Симеон Новый Богослов

Зимний период для православных христиан всегда связан со вступлением в сорокадневный Рождественский пост , который начинается 28 ноября (15 ноября ст. ст.) и заканчивается в день великоторжественного праздника . Этот пост установлен для того, чтобы, очистившись покаянием, молитвой и постом и просветившись, таким образом, душой и сердцем, могли мы достойно приветствовать явившегося в мир Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес ».

История установления Рождественского поста

Из истории Рождественского поста известно, что установлен он был во времена раннего христианства и уже начиная с четвертого века был принят к соблюдению. Однако окончательный устав о продолжительности поста был сформирован только в середине ХII века , в 1166 году, когда по решению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга , при императоре Мануиле, он повсеместно стал сорокадневным.

По словам прп. Симеона Солунского , «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти ».

По имени святого апостола Филиппа, на день памяти которого часто выпадает заговенье, Рождественский пост именуют также «Филипповым » или, в просторечье, «Филипповки ». Уместно будет вкратце упомянуть здесь и житие святого апостола.

Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21 — 22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8). После Пятьдесятницы апостол проповедовал Евангелие в Галилее, сопровождая проповедь дивными чудесами. Затем он просвещал иудеев в Греции и многих обратил ко Христу. Из Эллады св. апостол отправился в Сирию, Лидию, Мисию, Фригию, всюду проповедуя Евангелия и терпя всевозможные скорби и лишения от своих гонителей. Ему сопутствовали сестра его Мариамия и св. ап. Варфоломей. В г. Иераполе (Фригия) было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Св. Филипп силой молитвы умертвил ехидну, а так же исцелил пострадавших от укусов змей. В числе исцеленных была жена правителя города, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель приказал схватить апостолов и распять их стремглав. Началось землетрясение и многих язычников засыпало землей. Св. Филипп молился о спасении мучителей. Многие уверовали во Христа и требовали прекращения казни. Ап. Варфоломей, снятый с креста, был жив, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Св. ап. Филипп предал дух свой, скончавшись на кресте.

Устав трапезы в Рождественский пост

Сам Рождественский пост можно было бы разделить на три периода . Первые три недели, до 19 декабря - памяти , устав относительно нестрогий: в субботу, воскресенье, а также по вторникам и четвергам есть разрешение на рыбу. Понедельник, вторник, среда - пища без масла (или с растительным маслом, в зависимости от дня памяти святого). Последующие две недели рыбу позволено вкушать уже только по субботам и воскресеньям, а последние 5 дней, в Предпразднество Рождества Христова, устав по своей строгости совпадает с . Подробные указания о пище на каждый день следует смотреть в церковном календаре , так как ради памяти нарочитых святых могут встречаться некоторые послабления.

Особый день накануне великого праздника - 24 декабря, Рождественский сочельник . По сложившейся благочестивой традиции многие христиане этот день блюдут особенно строго и не садятся за трапезу до появления «первой звезды». Так с благоговением вспоминаем мы явление чудесной Вифлеемской Звезды, проводившей восточных волхвов к яслям рожденного Богомладенца. Сочиво - это постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами. Отсюда и название этого дня - сочельник. «Сочивом» называли раньше не только кашу и всякую постную пищу, но еще и сок; или, как говорили, «молоко» разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие.

Богослужение Рождественского поста

Богослужебный церковный устав имеет также некоторые отличительные указания, последовательно подводя и готовя нас встретить Рождество Спасителя. Начиная с 21-го ноября, когда празднуем и до отдания Рождества Христова, на Утрени, когда поется великое славословие, поем катавасию Рождеству («Христос рождается…») . В предшествующие Празднику воскресные дни два раза полагаются свои особенные уставные службы. От 11-го декабря включительно поется служба Недели святых праотец, а следом за ней идет Неделя святых отец, когда мы чествуем древних прародителей Христа: «Праотец совокупление, празднолюбцы приидите псаломски восхвалим. Адама праотца. Еноха, Ноя, Мельхиседека. Авраама, Исаака и Иакова. По законе, Моисея, и Аарона и Исуса. Самуила и Давыда. С нимиже Исаию, и Иеремию, и Иезекииля, и Даниила, и оба надесяте. Вкупе Илию, и Елесея, и всех. Захарию и Крестителя. И проповедавшие Христа, жизнь и воскресение роду нашему» (стихера Празднику). Служим здесь по минее и трем святым отрокам, которые ради поста, целомудрия и прочих богоугодных добродетелей одни среди множества народа смогли противостоять беззаконному царскому повелению о поклонении золотому идолу и не побоялись войти в огонь за свою веру. Как знаем из Писания, Господь сохранил их в горящей раскаленной печи, хотя вырывавшееся из нее пламя сумело попалить даже стоящих поблизости нечестивых язычников.

С 20-го декабря начинаются особые дни - Предпразднества Рожества Христова . Здесь (и до 14 января - Отдания Богоявления включительно) опускается Октай (кроме воскресной службы), причем в воскресные дни, если нет памяти нарочитого святого, опускается полиелеос. На утрени в будничные дни читаются две кафизмы, а на павечернице, вместо привычного Богородичного канона, указан Трипеснец в минее на ряду.

24-го декабря служатся Царские Часы, по образу службы часов Богоявленского сочельника и Великого Пятка. Это особого рода служба, когда на всех часах, помимо псалмов, читаем еще паремии, Апостол и Евангелие, а также поем стихеры, посвященные событиям Праздника. «Царскими» часы называются, как говорят, ради обычая первых Византийских царей, непременно посещавших подобного рода богослужения.

Святые отцы о посте

В святоотеческих поучениях очень много сказано о пользе и необходимости христианского поста: «Как облако скрывает свет солнца, так чревоугодие затмевает ведение ума и отгоняет Духа Святаго»; «Если для Бога алчешь, жаждешь и смиряешься, то вскоре будешь прославлена Богом»; «Кто здесь для Бога алчет и жаждет, тому, в день воздаяния, Он явит истинное богатство»; «Столп и утверждение всякого добра есть пост с безмолвием, а нерадящий о нем теряет всякое добро». («Митерикон»).

Но при воздержании от брашен необходимо соблюдать также и «пост духовный», чтобы «поститься» от зависти, клеветы, осуждения и пр., как о том поется в стихерах Триоди Постной. В одной из самых известных и читаемых старообрядческих книг, «Златоусте», перед началом Рожественского поста, в неделю 22-ю по памяти Всех святых, сказано также особое слово о том, как должно нам упражняться в постном подвиге, чтобы пост этот был действительно добродетельным и богоугодным:

«Днесь возлюбленнии, Врачеви душевному поклонимся, призывающему нас на исцеление невидимых наших язв, и не гнушающихся наших душевных страстей. Се бо наставает время алкания, душам и телесем нашим спасенное здравие подавая. Постом бо и молитвами, и духовными труды, повелевает помазатися подвижником.

Молитва и алчба победа на диавола. Молитва и пост богатство благочестия. Молитва и пост смерти вторыя по воскресении избавляета. Молитва и пост добра воина на безплотнаго ратника еста.

Но егда пост и молитва с милостынею будет, тогда делатель благочестия богатство с Богом обрящет. Даяй бо убогим милостыню, Бога одолжает, иже за милостыню к убогим воздает Царство Небесное, и наслаждение райское.

Сего ради ко июдеом, яко не творящим алчбы с милостынею, пророком глаголет: не такого поста Аз избрах, глаголет Господь, но еже всякому человеку смирити душу свою. Кая бо польза алкати плотию своею, а ины утесняти, и имения наполнятися; кая польза от ядения воздержатися, а на блуд совокуплятися; кая польза есть умовену быти, а нага не одеяти; кая польза есть плоть изсушати, а алчнаго не накормити; кая польза есть уды сокрушати, а вдовиц не помиловати, и сирот в бедах томимых не избавляти.

Кая есть польза человеку християнином нарицатися, а дела поганска творити; не по званию бо человецы от Бога честь восприимут, но по делом.

Того ради потщимся братие убежати ярости и гнева Божия, истинным покаянием, постом и слезами, не воздающе никомуждо зла за зло, ни клеветы за клевету, соблюдающе слово Господне, еже рече нам: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, молите за творящие вам обиды, и взаим дайте от них же не чаете прияти, да будет мзда ваша многа на небесех и сынове Вышнего наречетеся.

Того сыновства братие чающе прияти, вящше подвигнемся, не возвращатися к студным делом и богомерзским деянием нашим: но да преплывше постную пучину, дойдем вышних обителей, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком».
(«Златоуст», «Поучение святаго Иоанна Златоустаго о посте»).

Одно спасенье – пост да молитва.

Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их.

Мил гость, да велик пост.

Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!

Пост не в брюхе, а в духе.

Хлеб да вода – здоровая еда.

С поста не мрут, а с обжорства дохнут.

Больному да дорожному закон не писан.

Все посты постимся, а никуда не годимся!

Во время поста и пища проста.

Святые отцы о посте:

Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христа.

св. Игнатий Богоносец

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел… Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата… Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост.

свят. Василий Великий

Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного.

преп. Амвросий Оптинский

Мы должны быть, по учению святых отцов, не телоубийцами, но страстоубийцами, то есть истреблять в себе страсти.

преп. Макарий Оптинский

Кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения перед Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия, – здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость, – пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и само воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушной в исполнении заповедей.

свят. Иоанн Златоуст

Апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27) – ради того человека, который вас радушно встретил.
Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне.

свят. Тихон, патриарх Московский

Кто постится по тщеславию или, считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника.

авва Дорофей

К самоубийцам должно причислить того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи.

преп. Иоанн Кассиан Римлянин

Что еще почитать