Причастие Святых Христовых Тайн. Правила

Тем самым Он ясно указал на необходимость Таинства Крещения для человека, желающего войти в Небесное Царство и пребывать там в вечной радости с Богом, и в подтверждение Своих слов, во исполнение сказанных о Нём пророчеств. Сам принял Крещение от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Во время совершения Таинства Крещения после чтения специальных молитв и помазания освящённым маслом пришедшего креститься человека, священник "крещает" (омывает - церковнославянск.) его освящённой водой через троекратное погружение или обливание с произнесением слов: "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святого Духа, Аминь".

В этот момент Благодать Святого Духа как бы "облучает" всего человека, и под действием Благодати физическое и духовное существо его изменяется: человек как бы заново рождается в новом качестве (почему Крещение и называют вторым рождением).

Кроме того, в Таинстве Крещения человеку нарекают имя; он обретает небесного покровителя в лице святого, чьё имя ему нарекли; все совершенные им до Крещения грехи прощаются Богом, к новопросвещённому христианину приставляется наставник и хранитель души - Ангел Божий; и полученную в Таинстве Крещения Благодать христианин несёт в себе до конца жизни, либо умножая Её в себе праведной жизнью, либо теряя через грехопадения.

Бог открыл нам через преподобного Серафима Саровского, великого русского подвижника, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святого. Подобно тому как люди мира сего стремятся к стяжанию земных богатств, истинный христианин стремится стяжать Благодать Святого Духа. Способов приобретения этого нетленного богатства много: это и "умная молитва", и творение дел милосердия, и служение ближним, и множество других.

Каждый христианин индивидуально под руководством своего "духовника" идёт тем или иным путём служения Богу и стяжания Благодати.

Но один путь, общий для всех христиан, - это, возможно более частое посещение храма, участие в общей молитве, исповедь и причащение Святых Христовых Тайн.

В чём смысл Таинства Миропомазания?

Таинство Миропомазания присоединяется к таинству Крещения, вместе Они составляют единое чинопоследование. Совершается Оно через помазание некоторых частей тела крещаемого (лба, ноздрей, ушей, уст, груди, руки ног) особо освящённым составом - Миром. Значение этого Таинства раскрывается в словах священника, произносимых им при совершении Миропомазания: "Печать Дара Духа Святаго". Печать - это знак Того, Кому мы принадлежим. Дух Святой в этом Таинстве подаётся крещаемому как Дар Бога, Дар, совершающий полноту освящения христианина при вхождении его в Церковь. Апостолы, посылавшиеся на проповедь Евангелия, во время земной жизни Господа Иисуса Христа были наделены Им отдельными дарами Святого Духа, а именно: исцеления больных, изгнания нечистых духов, воскрешения мёртвых. Явившись ученикам вскоре после Своего Воскресения, Христос даровал им способность прощать грехи, дунув и сказав: "Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся". (Иоан. 20. 22-23)

И только в день Пятидесятницы, ниспослав на учеников Духа Святого в виде "огненных языков", Господь одарил их всей полнотой даров Благодати, необходимой для жизни Церкви.

Подобно тому, и христианин, получивший в Таинстве Крещения очищение от грехов, обновление жизни, рождение в Жизнь Вечную, в Таинстве Миропомазания обретает полноту Благодати как Дар Святого Духа.

Что такое Святые Христовы Тайны?

Святыми Христовыми Тайнами Церковь называет Тело и Кровь Христовы, в которые "пресуществляются" (т.е. меняют своё существо, превращаются) хлеб и вино во время совершения священником Божественной Литургии в храме. Господь наш Иисус Христос сказал: "Ядущии Мою плоть (ясти - есть церковноаавянск.) и пиющии Мою Кровь имеет жизнь вечную". (Иоан. 6.54)

В ночь перед тем, как Он был взят на Крестные Страдания, пребывая на Тайной Вечери со Своими учениками, Христос впервые совершил Таинство Евхаристии, т.е. Благодатию Святого Духа изменил существо хлеба и вина в существо Тела и Крови Своей. Затем, дав Их есть и пить ученикам Своим, заповедал: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лук. 22.19).

Тем самым Христос установил совершение Таинства Причащения, т.е. соединения с Ним самым теснейшим образом, ибо, когда мы принимаем в себя Тело и Кровь Христовы, Они становятся нашими телом и кровью, и мы обожествляемся, насколько это возможно человеку.

Сам Христос сказал: "Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём". (Иоан. 6.56)

Сатана, в гордыне своей желая стать равным Богу, низвержен был с Неба. Адам и Ева, приняв от диавола гордый помысел стать, "как боги, знающие Добро и Зло", изгнаны были из Рая. Христос, смиривший Себя до страшной Крестной смерти, победил Сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха и дал человеку возможность истинного обожествления в соединении с Собой через причащение Своих Тела и Крови.

Как часто нужно христианину причащаться Св. Христовых Тайн и как готовиться к Причащению?

Причащаться нужно, как минимум, четыре раза в году, во все большие посты: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Вообще же, частота участия христианина в Таинстве Причащения устанавливается индивидуально, по благословению духовника. Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством.

Это неправильно. Сколько бы человек не старался очистить себя перед Богом, всё равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

Бог даровал нам Святые Христовы Тайны не по достоинству нашему, а по великой Своей Милости и Любви к падшему Своему созданию. И принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные подвиги, но как Дар Любящего Отца Небесного, как аванс, который ещё надлежит "отработать", как спасительное Средство освящения души и тела.

"Причащается раб Божий... Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную".

Эту молитву произносит священник, подавая Святые Дары причащающемуся христианину, и если христианин старательно приготовился к этому великому Таинству, то, подаваемая ему через Причащение Благодать совершает чудесное преображение всего естества человека и делает его достойным Жизни Вечной.

Для того, чтобы как следует приготовиться к Таинству Причащения, христианину необходимо "поговеть", то есть попоститься несколько дней и прочитать положенное Церковью молитвенное правило - "Последование ко Святому Причащению". Подробнее о том, как читаются каноны и молитвы перед Причащением, написано в "Православном Молитвослове".

Главное же в период "говения" пересмотреть свою жизнь за период, прошедший после последней исповеди, осознать и покаяться в своих грехах, простить всем обидевшим вас, нанесённые вам обиды, самим попросить прощения у тех, кого обидели вы, непосредственно перед причащением подойти на исповедь к священнику и уже тогда, примирившись с Богом, ближними и своей совестью, со страхом Божьим и благоговением, причаститься Святых Христовых Тайн.

Помните, что если человек подходит к Причащению с нечистым сердцем, скрывая в нём зависть, обиды и другую душевную нечистоту, то Причащение послужит ему не во спасение, но в суд и осуждение на вечные муки как оскорбившему Святыню Тела и Крови Сына Божия.

Что такое Таинство Покаяния?

Таинство Покаяния - это священнодействие, в котором священник данною ему Силой Духа Святого "разрешает" (развязывает, освобождает церковнославянск.) от грехов кающегося христианина.

Для того, чтобы понять смысл Покаяния, необходимо подробнее разобрать понятие - "грех".

Грех - это нарушение Заповеди Божьей, преступление против Божьего Закона, в некотором смысле - самоубийство. Грех страшен, в первую очередь, тем, что разрушает душу самого человека, творящего этот грех, ибо, совершая грех, человек теряет Благодать Святого Духа, лишается Благодатной защиты и становится открыт губительным силам зла, нечистым духам, которые не замедляют тотчас же использовать возможность совершения разрушительных действий в душе грешника. А поскольку тело и душа человеческие в этой земной жизни связаны воедино, то раны душевные становятся источником недугов телесных; и в результате страдают и тело, и душа.

Также важно понимать, что Заповеди Божьи, Его Закон даны нам как Дар Его Божественной Любви к нам, неразумным детям Его. Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему "просто так хочется".Всё, что Бог заповедал делать - полезно нам, а что запретил - вредно.

Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: "пей морковный сок - он полезный, не ешь много конфет - это вредно". А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок - нет. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и закатывает истерику, требуя ещё сладкого.

Также и мы, взрослые "дети", больше стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям. И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем ГРЕХ.

Бог, зная немощное и удобопреклонное ко греху естество человеческое и не желая погибели Своего творения, в числе прочих Даров Благодати, даровал нам Таинство Покаяния, как средство очищения от грехов, освобождения от их, губительных для человека, последствий.

Дав своим ученикам - Апостолам - власть прощать или не прощать грехи человеческие, Христос через Апостолов дал эту власть и апостольским преемникам - епископам и священникам Церкви Христовой. И ныне каждый православный епископ или священник обладает этой властью во всей полноте.

Всякий христианин, сознающий свои грехи и желающий от них очиститься, может придти в храм на исповедь и получить "разрешение" (освобождение церковнославянск.) от них.

Важно понимать, что Церковное Таинство Покаяния есть не просто возможность выговориться и тем "облегчить свою душу", как это принято в миру, но по сути своей это Таинство - действие Благодати, и, как и каждое действие Духа Святого, производит в душе человека реальные благотворные изменения.

Покаяние называют ешё "вторым крещением", так как в этом Таинстве совершается, подобно Крещению, очищение от грехов, и душа вновь обретает блаженное состояние чистоты и праведности.

Приходящим к этому спасительному Таинству, ищущим исцеления душевных недугов, нужно знать, что Таинство Покаяния состоит, как: бы из четырёх частей или этапов:
1. Готовящийся к Таинству Покаяния христианин должен УМОМ ОСОЗНАТЬ свои грехи, проанализировать свою жизнь, понять, в чём и как он нарушил Заповеди Божьи, оскорбил Божественную к нам Любовь.
2. Осознавший свои грехи, христианин должен СЕРДЦЕМ РАСКАЯТЬСЯ в них, оплакать своё недостоинство, просить у Бога помощи, чтобы впредь не осквернять себя ими.
3. Пришедший в храм, кающийся должен подойти на Исповедь и УСТАМИ ИСПОВЕДАТЬ (исповедовать - открыто признавать церковнославянск.), то есть открыть перед священником свои грехи, прося у Бога прощения и давая обещание, в будущем всеми силами души бороться с искушениями, вводящими в грех и вечную смерть.
4. Исповедав священнику свои грехи, получить от него РАЗРЕШЕНИЕ через чтение особой молитвы и осенение Знамением Креста.

Только при наличии всех этих составных частей Таинство Покаяния совершается, и христианин получает благодатное исцеление души от греховного недуга.

Нужно также отметить, что исповедь должна быть строго индивидуальна, "лицом к лицу", так называемая "общая исповедь", когда священник читает всем сразу молитвы, а потом по одному подходят за "разрешением", неправомочна.

Что такое Таинство Брака?

Таинство Брака, как и все другие Таинства, есть действие Благодати. Союз мужчины и женщины изначально благословлен Богом. Священное Писание говорит: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею..." (Бытие 1.27.28.).

Также сказано в Библии: "...оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть". (Бытие 2.24.)

Господь наш Иисус Христос, говоря о брачном союзе, недвусмысленно утвердил: "...что Бог сочетал, того человек да не разлучает". (Матф. 19.6) Именно это сочетание Богом мужчины и женщины в едину плоть происходит в Таинстве Брака. Благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое, наподобие того, как два раздельных вещества например песок и цемент, соединяясь при помощи воды, становятся качественно новым, неразделимым веществом. И, как вода, в этом примере является связующей силой, так и Благодать Святого Духа является в Таинстве Брака силой, связующей мужчину и женщину в качественно новое, духовное соединение - христианскую семью. Причём, цель этого соединения не только в продолжении рода и взаимопомощи в быту, но главным образом, в совместном духовном совершенствовании, в умножении Благодати, потому что христианская семья - это Малая Церковь Христова, христианский брак - одна из форм служения Богу.

Что такое Таинство Елеосвящения и почему Его ещё называют Соборованием?

Основание для появления этого Таинства в Церкви мы находим в Евангелии, в Соборном Послании апостола Иакова: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров (священников о.А.) Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем (елей - масло греческ.) во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему." (Иаков 5.14,15.)

В этих словах Апостола раскрыт смысл Таинства Елеосвящения. Прежде всего, само название этого Таинства говорит о том, что Действие в Нём Благодати Святого Духа осуществляется посредством освященного растительного масла - елея (у нас на Руси обычно используется для освящения подсолнечное масло).

По слову Апостола, посредством молитвы священников и помазания освященным маслом совершаются два благодатных действия: исцеление недугов и прощение грехов. Но, скажете вы, ведь для прощения грехов существует Таинство Покаяния? Правильно. Только в Таинстве Покаяния прощаются те грехи, которые христианин вспомнил, раскаялся в них и открыл на исповеди. Забытые же, неисповеданные грехи, продолжают отягощать человеческую душу, разрушая её и становясь источником душевных и телесных недугов.

Таинство Елеосвящения, очищая душу от этих забытых, неисповеданных грехов, устраняет первопричину болезней и, по вере, дарует христианину совершенное исцеление.

А так как все мы, недужные или ощущающие себя физически здоровыми, имеем забытые, или в неведении совершенные грехи, то не должны пренебрегать возможностью очиститься от них в Таинстве Елеоосвящения.

По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно Великим Постом, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения.

Больным же тем более надо сразу же приглашать священника для совершения этого Таинства, как только заболевание даёт о себе знать.

Медицина борется только с последствиями заболевания, не устраняя его первопричину, которая лежит в области духовной жизни человека.

Таинство Елеосвящения, устраняя эту первопричину, даёт возможность медицине успешно побеждать и последствия недугов.

Соборованием Таинство Елеосвящения называют потому, что, по возможности, Оно совершается собором (собранием) из семи священников, каждый из которых читает один из входящих в это Таинство отрывок Евангелия с прилагаемыми к нему молитвами и единожды помазывает болящего освященным елеем.

Впрочем, и один священник, носящий на себе всю полноту священнической Благодати, может совершать это Таинство. В этом случае он один прочитывает все семь отрывков из Евангелия с молитвами, и сам же, после каждого чтения, помазывает больного, в общей сложности, семь раз.

Что такое Таинство Священства?

Собственно, о Нём уже было рассказано, когда мы говорили о Благодати Святого Духа и о даровании Её Господом Иисусом Христом Апостолам, а ими через возложение рук, "хиротонию", их преемникам - епископам и священникам Церкви. Нужно лишь добавить, что первые описанные нами шесть Таинств могут совершаться как епископами, так и священниками; Таинство же Священства, то есть наделение человека через возложение рук и чтение особой молитвы священнической Благодатью, необходимой для совершения священнодействий, может совершаться только епископами Христовой Церкви.

Иеромонах Аристарх (Лоханов)
Трифоно-Печенгский монастырь

Владыка, как часто можно и нужно приступать к Таинству Евхаристии?

В своих епархиях и на приходах, которые входят в эти епархии, я всегда стараюсь подчеркивать, что основой духовной жизни христианина и основой жизни церковной общины является именно Евхаристия, Литургия, Святое Причащение. Евхаристическое благочестие - тот камень, на котором созидается всякая духовная община. Я замечаю, что там, где нет регулярного причащения, где люди подходят к Святой Чаше только по большим праздникам или по особым случаям, очень трудно или даже невозможно создать крепкую церковную общину, потому что нет той основы, на которой она могла бы строиться . Без этой основы невозможно построить и крепкую семью, которая призвана быть "малой церковью", ибо она может стать таковой только в том случае, если все члены семьи будут регулярно причащаться. Поэтому я в проповедях призываю прихожан причащаться как можно чаще и считаю, что в принципе каждый христианин имеет право причащаться на каждой литургии, которую он посещает . При условии, конечно, что он соблюдает церковные правила, что живет в соответствии с церковным календарем, что его образ жизни соответствует нравственным нормам, которые установила Церковь. Если все эти условия соблюдены, то нет никаких препятствий для того, чтобы человек причащался за каждой литургией.

Более того, я считаю, что присутствие на литургии без причащения - это экклезиологический нонсенс.

Слова Христа, которые произносит священник: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое" , "Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, Новаго Завета" , слова диакона: "Со страхом Божиим и верою приступите" - эти слова адресованы всем присутствующим в храме, а не только к одной какой-то категории людей, например, тем, кто подготовился ко Святому Причащению. Конечно, здесь нужно избегать крайностей, и важно, чтобы человек, по слову апостола Павла, с рассуждением приступал к принятию Святых Христовых Таин, чтобы причастие не превращалось в формальность, рутину, чтобы у человека от частого причащения не наступало чувство привыкания к этому величайшему Таинству. Но я повторяю, что частое и регулярное причащение должно быть основой духовной жизни всякого христианина. Мне трудно представить себе мою жизнь без причащения хотя бы раз в неделю. Я в каком-то смысле живу от одного воскресения до другого, от одного праздника до другого. Именно причащение дает силы быть христианином.

Владыка, вопрос о правиле. Согласно уставу Русской Православной Церкви, есть целый ряд молитв перед причастием, которые должен совершить человек, прежде чем он приступит к этому таинству. Если учесть тот ритм, в котором живет сейчас большинство людей, особенно молодежь, учащиеся, то вычитать все эти правила довольно сложно. В результате многие не подходят к Святой Чаше потому, что не могут должным образом подготовиться к Причастию.

Во-первых, нет никакого официального устава Русской Православной Церкви, который бы говорил, что именно должно быть вычитано перед причащением Святых Христовых Таин. В молитвенниках существует Последование ко Святому Причащению: на него и надо ориентироваться. Это Последование не является частью суточного богослужебного круга, оно нигде не упоминается в типиконе, но является набором молитв, которые были составлены в разные века и которые помогают христианину настроиться на соответствующий лад и достойно подготовиться ко Святому Причащению. Я думаю, что прочитать это Последование раз в неделю, накануне воскресного дня, когда человек готовится к принятию Святых Христовых Таин, не является чем-то требующим очень большого времени и очень больших жертв. Думаю, что и учащиеся, и учащие, и работающие, и воспитывающие детей могут найти необходимые двадцать минут, чтобы прочитать это правило. Если же этих минут не находятся, тогда правило можно сократить, ограничившись несколькими молитвами. Смысл ведь заключается не в том, чтобы вычитать определенное число молитв, а в том, чтобы соответствующим образом себя настроить и духовно подготовиться к принятию Христовых Таин. Иногда бывает полезнее прочитать одну молитву, но несколько раз - медленно, с пониманием, продумав и прочувствовав каждое ее слово, - чем вычитать целое Последование, но при этом чтобы ум оставался рассеянным и мысли блуждали на стороне.

Существует, кроме того, практика чтения канонов и акафистов перед принятием Святых Христовых Таин. И есть духовники, которые эту практику навязывают своим духовным чадам в качестве обязательной. Говорится, например, что перед причащением следует вычитать как минимум три канона, один акафист, а сверх того Последование ко Святому Причащению. Я лично не согласен с этими требованиями. Во-первых, никакой церковный устав их не предписывает: это лишь благочестивая традиция, которая ни в одном церковном уставе не прописана. А во-вторых, если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может, но ставить вычитывание этих канонов и акафистов условием для причастия, я считаю, глубоко неверно. Таким образом мы только отпугиваем людей от Святой Чаши, лишая их того, что является сердцевиной и основой христианской жизни, - причащения Святых Христовых Таин.

Владыка, есть еще одна практика: перед причастием нужно три дня поститься. Если человек причащается еженедельно, каждое воскресенье, получается, что он должен поститься со среды по субботу включительно. Для многих это является неудобным и невозможным.

Ответ на этот вопрос, так же как и на другие подобные вопросы, следует искать в церковном уставе, в типиконе. Где-либо типикон предписывает посты сверх тех, которые установлены Святой Церковью? Нет. Какой-либо другой устав, принятый Церковью и одобренный ею в качестве общеобязательного, предписывает эти посты? Не предписывает. Человеку, который причащается редко, который не соблюдает посты, который далек от Церкви, полезно перед причастием несколько дней попоститься. Но если человек соблюдает те посты, что установлены Церковью, - а это четыре многодневных поста, еженедельный пост в среду и пятницу в течение всего года, - то мне кажется, что навязывать ему еще какие-то дополнительные посты не следует. К тому же, если вы откроете православный антикатолический катехизис, который издавался в XIX веке и до сих пор используется в качестве учебного пособия в некоторых духовных семинариях, то там Католическая Церковь обличается за то, что она установила пост в субботу. Там же говорится о том, что пост в субботу противоречит церковным установлениям. Таким образом, тем людям, которые соблюдают посты и церковные правила, навязывать сверх этого еще что-либо не следует. Я бы этим людям рекомендовал, если они в среду и пятницу постятся, то в воскресенье и в праздничные дни со спокойной совестью приступать к причастию Святых Христовых Таин.


Страница сгенерирована за 0.11 секунд!

1. О Таинстве святого Причащения.

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ

Таинство Причащения (Евхаристия) – главнейшее из христианских Таинств, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Богом и делается причастником вечной жизни.

Слово «Причащение» («Причастие») происходит от слова «часть» и означает участие, причастность, соединение, приобщение, принадлежность к чему-либо.

Таинство Причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, становятся истинным Телом и истинной Кровью Христа

Святейший Патриарх Кирилл: «Мы должны помнить, что самое главное, что мы совершаем как Церковь – это Святейшее Таинство Евхаристии. Вот почему важно, чтобы верующие люди чаще причащались Святых Христовы Таин.

В древности, когда кто-то из крещеных, находясь на Литургии, не причащался, то должен был дать публично объяснение епископу, по какой причине он уклоняется от принятия Святых Христовых Таин

Сегодня эта традиция ушла от нас по нашей слабой вере, по нашему слабому благочестию. Но традиция эта священна, и все мы должны стремиться к тому, чтобы как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, предварительно исповедуя наши грехи, приуготовляя свою душу к причастию Святых Христовых Таин. И будем верить, что именно через это причащение Господь будет восполнять наши немощи, наши слабости и исцелять наши недуги».

Святой праведный Алексий Мёчев: « Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим Саровский на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: «Чем чаще, тем лучше». Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на Евангельских принципах.

Как подготовиться к Таинству Святого Причащения

Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения. Время подготовки к Причастию называется говением.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение (если оно назначено) или с утра к началу утреннего богослужения.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать на домашнем молитвенном правиле:

  • акафисты Христу Сладчайшему или Богородице

три канона:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице
  • канон Ангелу Хранителю
  • Последование ко Святому Причащению

Все это находится в Православном молитвослове.

Прочитать названные выше молитвословия можно и даже желательно постепенно, добавляя к ежедневному молитвенному правилу (утренние и вечерние молитвы, чтение Евангелия, Псалтири и святоотеческих творений) по канону в день, а накануне Причастия само Последование ко Святому Причащению.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост . Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные (среда и пятница) посты, положен 7-ми дневный пост перед Причастием. При наличии определенных условий и необходимости с благословения священника можно поститься перед Причастием и иное время.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля — священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

– В Великий пост взрослые могут причащаться по средам, пятницам, субботам и воскресеньям; маленькие дети – по субботам и воскресеньям.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

– Дело в том, что на Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословлённое вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как младенцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не причащают.

Можно ли причаститься в один день несколько раз?

– Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Можно ли причаститься после Соборования без Исповеди?

– Соборование не отменяет Исповедь. На Соборовании прощаются не все грехи, а лишь забытые и неосознанные.

Как причаститься болящему на дому?

– Родственники больного должны предварительно договориться со священником о времени Причащения и о мерах по подготовке болящего к этому Таинству.

Как причастить годовалого ребенка?

– Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести к завершению Литургии – к началу пения молитвы «Отче наш» и затем причастить.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

– Только в исключительных случаях разрешается причащаться не натощак. Этот вопрос решается индивидуально по совету со священником. Младенцам до 7 лет разрешается причащаться не натощак. Детей к воздержанию от пищи и пития перед Причастием надо приучать с малолетства.

Можно ли причаститься, если не был на всенощном бдении? Можно ли причаститься, если постился, но не читал или не дочитал правило?

– Такие вопросы решаются только со священником индивидуально. Если причины отсутствия на всенощном бдении или не выполнения молитвенного правила являются уважительными, то священник может допустить причаститься. Важно не количество прочитанных молитв, а расположение сердца, живая вера, раскаяние в грехах, намерение исправить свою жизнь.

Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?

– «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Тайн, и если люди все-таки причащаются, то лишь по особому милосердию Божию. Именно грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаются в этом спасительном источнике – как болящие в лечении. А те, кто сам себя считает недостойным и удаляет от Причащения, подобен еретикам и язычникам.

При искреннем покаянии Бог прощает человеку грехи, и Причащение постепенно исправляет его недостатки.

В основе решения вопроса о том, как часто надо причащаться, лежит степень подготовленности души, ее любовь к Господу, сила ее покаяния. Поэтому Церковь и предоставляет решать этот вопрос священникам, духовникам.

Если после Причастия ощущается холодность, значит ли это, что причастился недостойно?

– Холодность бывает у тех, кто ищет от Причащения утешении, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать. Однако, когда после Причащения в душе нет мира и радости, надо усматривать в этом повод к глубокому смирению и сокрушению о грехах. Но отчаиваться и скорбеть не стоит: корыстного отношения к Таинству быть не должно. Кроме того, Таинства не всегда отражаются на чувствах, а действуют и сокровенно.

Как вести себя в день Причащения?

– День Причащения – это особый день для христианской души, когда она таинственным образом соединяется с Христом. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению.

После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить дар достойно и не возвращаться назад, то есть на прежние грехи.

Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Святыня может быть оскорблена зрением, неосторожным словом, слухом, осуждением. В день Причащения надо умеренно питаться, не развлекаться, вести себя благопристойно.

Следует хранить себя от праздных разговоров, а чтобы их не было, надо читать Евангелие, Иисусову молитву, акафисты, жития святых.

Можно ли целовать крест после Причастия?

– После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

– После Причастия до запивки следует воздержаться от целования икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

– Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из-за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Тайн, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равнозначную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

– Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают только после Исповеди.

Библиотека “Халкидон”

___________________

Игумен Марк (Лозинский)

Глава 7. Причащение Святых Христовых Таин

Из книги "Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова)"

Чистоту и обновление, доставленные святым крещением, восстанавливай покаянием... и по возможности частым причащением Святых Христовых Таин.

Свт. Игнатий

Покаяние врачует греховные раны христианина и предуготовляет его к восприятию в сердце свое Христа Бога в таинстве Причащения.

Таинство Причащения установлено Самим Иисусом Христом перед Голгофскими страданиями на Тайной вечере

. В конце вечери Господь взял хлеб, благословил, преломил его, преподал Своим ученикам и сказал: “Приимите, ядите: сие есть Тело Мое”. Затем, взяв чашу с вином, благодарив, преподал ее им, сказав: “Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов” (Мф. 26, 26-28) . “Сие творите в Мое воспоминание”, - заповедал Спаситель мира св. апостолам (Лк. 22, 19) .

Святитель Игнатий говорит, что это всемогущее

повеление, данное двенадцати простейшим рыбарям за предсмертной вечерею, действует по всей земле, действует через столетия, через тысячелетия .

За каждой Божественной литургией, совершаемой

епископом или священником, и поныне пресуществляется хлеб и вино в Пречистое Тело и Пречистую Кровь Христа Спасителя.

Это таинство установлено Самим Богом - Иисусом Христом, оно непостигаемо для ограниченного

человеческого разума, и только верой христианин может отчасти постигать его.

“Какое чудное установление! - пишет владыка

. - Естественно уму человеческому придти в недоумение пред установлением сверхъестественным, непостижимым ...” Плотское мудрование говорит об этом таинстве: “Жестоко слово сие” (Ин. 6, 60), но это “слово произнесено Богом, принявшим человечество для спасения человеков: и потому внимание к слову и суждение о нем не должно быть поверхностными. Послушание слову должно быть принято верою, от всей души, как должен быть принят верою, от всей души, и вочеловечившийся Бог” .

Причащаясь Пречистых Тела и Крови Христовой, каждый христианин вступает в теснейшее общение с

Господом. В подтверждение этой истины святитель Игнатий приводит слова святого Иоанна Златоустого, который сказал: “Мы - едино тело с Телом Господа нашего Иисуса Христа, мы - плоть от плоти Его, кость от костей Его (Быт. 2, 23). Тайнонаученные! Внимайте тому, что говорится: мы соединяемся со всесвятою Плотию Господа не только при посредстве самого таинства. Всесвятая Плоть Господа соделывается нашею пищею! Он даровал нам эту пищу, желая показать любовь, которую имеет к нам” . Иисус Христос заменил Собою праотца Адама, от которого все люди рождаются в смерть. Став новым Адамом, родоначальником нового человечества, Господь заменяет Своею Плотию и Кровию плоть и кровь, которые человечество заимствовало от Адама, и тем даровал людям жизнь вечную. Он Сам сказал: “Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе” (Ин. 6, 53).

Святые Христовы Таины есть истинное Тело и Кровь Христовы, но для телесных чувств они сохраняют наружный вид хлеба и вина. Верою воспринимается это великое таинство, а обнаруживается и является оно чрез свое действие

.

Богопросвещенный святитель на основании своего духовного опыта говорит, что при причащении Святых Таин ясно ощущается прикосновение души Христовой к душе причащающегося, соединение души Христовой с душею причащающегося. Это дивное

прикосновение души христианин начинает ощущать и без наставления словом в успокоении, кротости, смирении, любви ко всем, холодности ко всему земному и в сочувствии к будущему веку . Насаждаются эти дивные ощущения в душе христианина из души Христа . “Всякий, - пишет владыка Игнатий, - приобщившийся со вниманием и благоговением, с должным приготовлением, с верою, чувствует в себе изменение, если не тотчас по причащении, то по прошествии некоторого времени. Чудный мир сходит на ум и сердце; облекаются спокойствием члены тела, печать благодати ложится на лице ; мысли и чувствования связываются священными, духовными узами, воспрещающими безрассудную вольность и легкость, обуздывающими их” . Как естественный хлеб укрепляет телесные силы человека, так и Хлеб духовный - Тело Христово - укрепляет все существо человека: его волю, ум, сердце; доставляет правильность пожеланиям и влечениям души и тела, освобождает естественные свойства человека от тех недугов, которыми они заражены при падении.

Духовное Питие - всесвятая Кровь Христова - содействует духовной пище, оно сообщает душе христианина свойства Христовы. Эту истину святитель Игнатий подтверждает словами св. Марка, который сказал:

“Как вещественное вино растворяется во всех членах пиющего, и бывает вино в нем и он в вине, так и пиющий Кровь Христову напояется Духом Божества, растворяется в совершенной душе (Христовой), и эта душа в нем, - освятившись таким образом, соделывается достойным Господа” .

Естественно, что христианин, приступающий к таинству Причащения, обязан должным образом приготовить свою душу для встречи с Господом. Святой апостол Павел заповедал всем христианам: “Да искушает же человек себе, и тако

от хлеба да яст и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня” (1 Кор. 11 , 28-29).

Тщательное приготовление к принятию Святых

Таин должно заключаться, по словам владыки, в углублении, в самовоззрении, очищении себя от согрешений искоренением их покаянием и исповедью, постоянным чтением Евангелия, молитвой; все уклонения от пути евангельских заповедей, даже самые тонкие, нужно исправлять возвращением на этот путь и иметь твердую решимость и в будущее время идти путем делания Христовых заповедей. Готовящемуся к причащению полезно размышлять о ничтожности, греховности, склонности к падениям человека и о величии Божием, неизреченной любви Спасителя, питающего христиан Своею Плотию и Кровию и тем вводящего падшее существо человека в теснейшее общение с Собою. От этих размышлений сердце христианина придет в сокрушение, и появится искреннее сознание своего недостоинства к принятию Святых Таин. Искреннее сознание своего недостоинства есть непременное условие для принятия Христовых Таин не в суд или осуждение, но в исцеление души и тела .

Чувства, которые должен иметь каждый христианин перед причастием, в полноте выражены святыми

отцами в молитвах ко причащению. Этими молитвами “Отцы вспомоществуют нашему тупозрению и ожесточению ”, ими “они облекают души наши, как в брачные одежды, в смирение, столько возлюбленное Спасителю нашему” , - пишет святитель Игнатий.

Христианин, имеющий сокрушенный дух и сознание своего недостоинства и при недостаточной подготовленности приступающий к причащению, не будет осужден Господом. Легкомыслие, отсутствие добродетельной жизни и сокрушенного сердца делают христианина недостойным к принятию Тела и Крови Христовой

. Суд Божий, карающий с милосердием во временной жизни с целью спасения в вечной, ожидает недостойного причастника. Недостойное принятие Святых Таин человеком, проводящим намеренно греховную жизнь, пребывающего нераскаянно в смертных грехах, исполненного неверия и зловерия, есть преступление, за которое он подвергается казни не исправительной, а решительной, ведущей в муку вечную. Преступление такого человека приравнивается к преступлению богоубийц.

Святой апостол Павел свидетельствует: “Иже аще

яст Хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни” (1 Кор. 11, 27) и “Страшно же некое чаяние суда, и огня ревность поясти хотящаго сопротивныя . Отверглся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или троих свидетелех умирает: колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и Кровь заветную, скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый” (Евр. 10,28-29).

Христианин, если видит скованным себя со всех сторон грехами, должен сперва покаянием расторгнуть оковы греха, омыть слезами ризу своей души и тогда только приступить ко Святым Таинам, в противном случае он запечатлеет свои грехи самым тяжким

грехом: надруганием над Святыми Таинами Христовыми, что то же, что и над Христом.

Достойно приступает к причащению только тот

христианин, который оставил греховную жизнь, решительно раскаялся во всех грехах, запечатлел свое раскаяние исповедью и постоянно проводит благочестивую жизнь .

Первые христиане, вся жизнь которых была посвящена на служение Богу, были достойны причащаться

ежедневно. Ежедневно приступая к Таинству Причащения, они оживляли свою духовную жизнь от Источника жизни - Иисуса Христа.

Давно прошли уже те блаженные первохристианские времена, и никто из людей, живущих в миру, не

может проводить такую строгую жизнь, чтобы ежедневно приступать к причащению. Однако истинные христиане, заботящиеся о своей духовной жизни, во все времена стараются чаще приступать к Источнику жизни. Святитель Игнатий пишет: “Частое причащение что иное значит, как не обновление в себе свойств Богочеловека, как не обновление себя этими свойствами? Обновление, постоянно поддерживаемое и питаемое, усвояется, от него и им истребляется ветхость, приобретенная падением, смерть вечная побеждается и умерщвляется вечной жизнью, живущей во Христе, источающейся из Христа; жизнь - Христос - водворяется в человеке” .

Все вообще верные чада Православной Церкви

должны приступать к Причащению не менее четырех раз в году в период четырех постов. Если же какие-нибудь жизненные условия препятствуют этому, то, по крайней мере, христианин обязан раз в году очистить свою душу исповедью и приступить к Святым Таинам. Не только перед Причащением, но и после принятия этого великого Дара каждый христианин должен вести самый строгий образ жизни. Приняв Святые Таины, христианин становится сосудом Божественного таинства, в котором Сын Божий с Предвечным Отцом и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно пребывают .

Обращаясь в одной из своих проповедей к причастникам, святитель Игнатий сказал: “Уже теперь вы не

свои, вы Божии. Вы куплены Богом ценою Крови Сына Его (1 Кор, 6, 19-20). Не можете принадлежать ярму чуждому! Если кто из вас доселе был темный грешник, тот отныне соделался праведник правдою Сына Божия. Эта слава ваша, это богатство ваше, эта праведность ваша неужели пребудут в вас только до того времени, доколе вы в храме или кратчайшее время по исшествии из храма... неужели Иисус, вошедший Святыми Таинами в сердца ваши, принужден будет уклониться от них по причине множества помышлений, намерений, слов, дел греховных, которые вы допустите себе? Нет! Да не совершится эта горестная измена Спасителю, это предательство Спасителя!” Далее проповедник признал причастников пребывать храмами Божиими и служить Господу тщательным исполнением Его святых заповедей.

После причащения христианин не должен брать на

себя ярмо греха, но, вознося благодарение Господу, сподобившему его принятия Святых Таин, проводить жизнь в молитве, чтении Слова Божия, деятельном исполнении заповедей Христовых и ежедневном покаянии в вольных и невольных прегрешениях. В письме к С. В. Титовой, сподобившейся принять Причастие, святитель Игнатий пишет, что после приобщения Святых Таин, по опытному наставлению отцов, нужно особенно внимательно наблюдать за собою, потому что противник нашего спасения, видя, что земля и пепел восходит на небо, разжигается против причастников завистью и злобою. Для этого духовный рай, который водворяется в душе причастника, нужно возделывать и хранить, как это было заповедано в лице Адама всем людям. “Понимаете ли, - заканчивает наставление причастнице владыка, - что вы одолжены Господу более, чем были прежде, как получившие залог и извещение обетований! "Ему же дано более, с того более и взыщется", - говорит Писание. Познав это, блюдите, како опасно ходите, т.е. живите с осторожностию и вниманием”.

Нельзя словами выразить то огромное значение

В Свято-Даниловом монастыре 27 декабря 2006 года состоялся пастырский семинар, посвященный одному из самых насущных вопросов современной церковной жизни: как правильно приступать к Святом Тайнам. Работу этого семинара возглавил епископ Егорьевский Марк (Головков). В обсуждении принимал участие наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), а также многие известные пастыри: игумен Петр (Мещеринов) - руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи; протоиерей Владимир Воробьев - ректор Православного Свято-Тихоновского богословского университета, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе; протоиерей Владислав Свешников - настоятель храма Трех Святителей на Кулишках; протоиерей Димитрий Смирнов - председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными организациями Московского Патриархата, настоятель храма Благовещения в Петровском парке; протоиерей Всеволод Чаплин - заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Николай Балашов - секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Александр Марченков - настоятель храма преподобного Марона Пустынника Сирийского в Старых Панех; протоиерей Валериан Кречетов - духовник Московской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Акулово Московской области; протоиерей Валентин Асмус - настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, что в Красном Селе; протоиерей Алексий Уминский - настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке. Обсуждались вопросы: о частоте причащения, о телесном посте и исповеди перед причастием, о молитвенном правиле при подготовке к Причащению и другое.

В начале собрания было зачитано приветственное послание приветственное послание Святейшего Патриарха Алексия II к участникам круглого стола. В послании, в частности, говорится:
«Уже более двух десятилетий Русская Православная Церковь переживает период духовного возрождения. Ежегодно открываются десятки храмов, возобновляется система полноценного духовного образования, народ Божий руководствуется ко спасению тысячами церковных пастырей. И, как во все времена спасительного пребывания Церкви Христовой на земле, главным является участие человека в Божественной Литургии. Поэтому вопрос, вынесенный в название дискуссии, несоизмеримо более важен, чем любой другой вопрос бытия Церкви.
Именно Евхаристией, как мистическим общением со Христом Спасителем, Церковь созидается с момента Тайной Вечери и до конца времен. Именно в этом Таинстве Церкви закладывается основание нового человека, нового единства во Христе, «народа святого».
Ко всем христианам обращены слова нашего Господа: «Примите и ядите... пиите от нея вси!» (Мф. 26:26-27); «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные!» (Мф. 11:28). Следовательно, участие в Литургии христианина, пребывающего в мире с Церковью и со своей совестью, является неотъемлемой и максимально значимой составляющей его духовной жизни. Именно поэтому нам так важно сейчас сформировать здравый подход к условиям подготовки ко Причащению и с пастырской осмотрительностью, действуя любовью в духе церковной икономии, принимать желающих подойти ко Христу для участия в Его спасительном Таинстве.
Христос поручил свое словесное стадо апостолам, а через них епископам и священникам. Поэтому живая и личная связь человека со Христом, его участие в Евхаристии, в жизни Церкви Христовой возможно лишь в церковной общине, канонически и мистически связанной со всей Единой и Соборной Церковью. На приходских священниках, на настоятелях храмов и духовниках лежит огромная ответственность: с одной стороны - не оскорбить святость Таинства, с другой - излишним и неоправданным ригоризмом не отвратить человека от церковного общения, от евхаристической жизни, от соучастия в Божеском естестве, от самого спасения».

Все участники круглого стола единодушно отмечали, что тема крайне актуальна, является жизненно важной для каждого верующего, а обсуждение ее давно назрело. Вопрос о Евхаристии, которая является центром жизни Церкви, как отметил епископ Марк, "решается каждым духовником по-своему, в зависимости от его личных представлений. Существует много различных практик, больных тем, противоречий".

Игумен Петр (Мещеринов) несколько конкретизировал проблемы, возникающие в церковной жизни в связи с причащением. Например, человек хочет причащаться чаще и многие священники к этому призывают. Однако препятствием к этому становятся «общие нормы» подготовки к Причащению, сложившиеся в нашей Церкви: трехдневный пост, большое молитвенное правило, обязательная частная исповедь. Многие духовники могли бы ослабить подготовку, но не решаются этого сделать из опасения нарушить традицию. По словам отца Петра, отчетливо наблюдается процесс, когда человек через несколько лет чрезвычайно устает от правил. Это приводит к тому, что у человека не только пропадает желание часто причащаться, но и вся духовная и церковная жизнь его становится теплохладной. Полное исполнение сложившегося правила составляет огромную проблему для студенчества, путешественников, паломников.
Также многие священники считают, что от частого причащения "теряется благоговение". Но, по мнению о.Петра, исходя из этой логики и храм нужно посещать редко, и молиться реже.
Многие пастыри считают, что на Святки, на Светлой седмице нельзя причащаться. Этот вопрос тоже стоит остро.
Сталкиваясь с отсутствием реального духовного руководства в своем стремлении жить по Евангелию при чрезмерном внимании духовника к внешней аскетике, люди разочаровываются в духовной жизни. Поскольку очень часто человек, отходя от исповеди, может научиться лишь тому, что вычитать каноны гораздо важнее, чем жить нравственно.
Из-за подобного формализма, подготовка к Причастию и даже исповедь начинает походить на «покупку билета», который «надо заслужить подвигом, заработать». В этом «зарабатывании» некоторые священники более делают акцент на соблюдении правил и запретов, чем на евангельской нравственности. В результате подобной подготовки, по мысли отца Петра, у большинства православных складывается неевангельское представление о Евхаристии. Причастие становится тем, что нужно "заслужить" внешними подвигами, особой подготовкой; и воспринимается оно как выходящая из ряда повседневного существования некая награда, поощрение, результат каких-то наших, почти "спортивных", достижений, как нечто в ряду аскетического и дисциплинарного,- но не как сама жизнь, к которой мы призваны. От этого искажается взгляд на Церковь; люди осмысливают ее не как евхаристическое реальное присутствие Неба на земле, но как-нибудь по-другому, в соответствии со своими, вполне земными, вкусами и пристрастиями: как традиционно-державную, дисциплинарную, национальную и прочее".
Ситуация осложняется еще и проявлением некоего клерикализма: сами пастыри не постятся, а от мирян требуют поста перед Причастием, что приводит к «двойному стандарту в едином Теле Христовом».
По мнению о.Петра, священник обязан не допускать до причастия только в случае нравственного препятствия, тяжёлых грехов; но не дисциплинарных недостаточностей.
Полный текст доклада игумена Петра

Епископ Марк согласился, что последнее требование поста от пасомых в то время как сами пастыри накануне служения не постятся, сеет привычку к лицемерию, разрушает отношения между пастырями и пасомыми. Традиция трехдневного поста и исповеди непосредственно перед Причащением досталась нам от Синодального периода, когда причащались один-два раза в год, напомнил он. Теперь же желающих причащаться часто мы обрекаем на постоянный пост - это бремя, для многих непосильное, что будет оказывать отрицательное влияние на духовную жизнь в Церкви.
Говоря об исповеди, епископ Марк напомнил, что в некоторых Восточных Церквах не существует практики постоянной (перед каждым Причащением) исповеди и, что более важно, не всякий священник имеет право принимать исповедь. Владыка Марк считает, что исповедь необходима, особенно в России, где сейчас многие духовно неграмотны. Но в то же время необходимо осознать опыт православных стран в отношении того, как много вреда может принести неопытный духовник.
Полный текст доклада епископа Марка

Сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Александр Боженов подготовил информацию об основных "вехах" на историческом пути вопросов подготовки к причащению.Христиане первых веков причащались за каждой литургией. При этом такие обязательные в настоящее время элементы подготовки, как телесный пост, исповедь, строго определенное молитвенное правило, отсутствовали у древних вплоть до окончания эпохи Вселенских Соборов. Главными условиями участия в Евхаристии является крещение, вера и жизнь по заповедям Христовым. Необходимым моментом подготовки к Евхаристии выдвигалось также евангельское (Мф 5:23-24) требование примирения с ближними, с членами христианской общины.
В апостольские времена Св.Дары принимались не натощак. Но уже со II в. идут свидетельства другого рода. Установилась практика принимать Св. Дары прежде принятия пищи (литургический пост), появились и церковные правила, касающиеся этого вопроса.
В первые века христианства не существовало института частной исповеди, человек призывался сам испытывать свою совесть. Церковное покаяние в древности носило исключительный характер, и происходило только после совершения смертного греха, после отпадения человека от Тела Церковного. Это покаяние, как правило, носило публичный характер, и сопровождалось значительными сроками отлучения от Причастия.
Вопрос о «телесной чистоте» (супружеское общение, течение кровей и роды у женщин) решался древними различно.
Когда духовная напряженность христиан ослабела, появилось небрежное и недостойное отношение к Литургии. Уже отцы конца 4 века (свт. Иоанн Златоуст, свт. Амвросий Медиоланский, св. Касиан Римлянин) сетуют на распространенную практику причащения 1 раз в год. В ответ на эти нестроения расцветает монашество, в монастырях постепенно развивается практика частого служения Литургии. Также в укладе монашеской жизни одно из центральных мест занимает монашеское исповедание помыслов, для обретения назидания и помощи в борьбе со страстями. Так сложилась дисциплина тайной исповеди. Из монастырей эта практика перешла и в среду мирян. В течении X-XII веков тайная исповедь завоевывает себе господствующее положение в Восточной Европе, вытесняя исповедь публичную.
У нас на Руси первое время существовал древнехристианский обычай частого приобщения, причем дозволялось причащаться без предварительной исповеди. К XII веку на Руси формируется практика обязательной исповеди перед причастием. Обыкновенно исповедь проходила постом. Все говение от начала до конца верующий должен был находится под непосредственным руководством своего духовника. Причащались четыре раза в год во время больших постов: Великого, Петрова, Филиппова и Успенского. С XVI веку складывается «близкое к нынешнему» молитвенное правило подготовки к Причащению и обычай недельного говения. В Синодальный период практика подготовки ко причащению претерпела незначительные изменения. Под влиянием горячих проповедников, таких как свв. Феофан Затворник, Тихон Задонский, Иннокентий (Вениаминов) в практику некоторых христиан вошло более частое приобщение святых Таин, особая роль в этом процессе была у великого проповедника Евхаристии святого праведного Иоанна Кронштадского, который больше внимания сосредотачивал на внутреннем исправлении и готовности сердца, а не на внешних правилах. Александр Боженов полагает, что дело отца Иоанна дало обильный плод во время революционных гонений на Церковь.
Полный текст доклада Александра Боженова

Протоиерей Николай Балашов подготовил справку о практике некоторых поместных Православных Церквей по обсуждаемым вопросам. Оказывается, эти традиции не только различаются между Церквами, но и внутри каждой из Поместных Церквей существует многообразие практик.
Так, в Элладской Церкви частота Причащения варьируется. Редко причащающиеся постятся разные сроки, в зависимости от состоянии здоровья, а для частых причастников рекомендуются соблюдать только общие посты. Исповедь не совмещается с литургией и не является непременным условием для Причащения, для исповеди назначается особый день недели. Два таинства - Причащение и Покаяние - отделены. В монастырях бывает частое откровение помыслов старцу или старице, которые дают благословение на причащение. Но, как отмечают греческие авторы, в отношении мирян, к сожалению, часто случается так, что в дни больших праздников, да и не только, многие приступают к причастию или совсем без исповеди (бывает, что люди вообще в жизни еще ни разу не исповедовались), или давно неисповеданными. Молитвенное правило для мирян включает Покаянный канон и Последование ко святому Причащению; другие же каноны подобает вычитывать монашествующим. В отношении супружеского общения в греческой благочестивой литературе рекомендуется воздерживаться от такового за два дня до причастия и один день после. Для женщин в период месячных причащаться не рекомендуется, однако могут посещать богослужения без каких-либо ограничений, могут прикладываться к иконам и кресту.
В Сербской Церкви практика подготовки к причащению очень различная: все зависит от того, где «батюшка учился». Выпускники греческих духовных школ перенимают традиции Элладской Церкви, практикуется частое причащение, молитвенное правило ограничивается при этом молитвами ко Святому Причащению, исповедь не всегда обязательна; священники русской школы считают исповедь непременным преддверием Причащения, а во внепостное время многие из них причащаться не советуют, также рекомендуют вычитывать полное правило. Подобно греческой практике, женщины в период месячных не допускаются до причастия, но могут посещать храм, принимать антидор, святую воду, прикасаться к святыням.
В Болгарии до недавнего времени миряне причащались очень редко, как правило, во время длительных постов. Участников круглого стола удивила обычная картина, описанная отцом Николаем: священник с возгласом «Со страхом Божиим и верою приступите» выносит Чашу, показывает ее и уносит обратно на престол, а редкие причастники принимают Святые Дары после отпуста. Сейчас в Болгарии - период литургического возрождения: число причастников, которые причащаются чаще, растет.
В Православной Церкви в Америке до недавнего времени священнослужители основывались на положениях доклада протопресвитера Александра Шмемана «Исповедь и причастие» Синоду ПЦА от 1972 года. Но сейчас эта рекомендация (причащаться раз в месяц, а на более частое причащение испрашивать особое разрешение духовника) уже не не является практической нормой для Православной Церкви в Америке. На официальном Интернет-сайте Американской Православной Церкви можно найти такую рекомендацию: "Православный христианин, который надлежащим образом готовит себя через молитву, пост, покаяние, размышления о своей жизни, может принимать Святое Причастие всякий раз, когда совершается Божественная литургия. Конечно, это следует обсуждать со своим духовным отцом и с ним же надо решать вопрос о том, как должны соотноситься Таинства исповеди и приготовления к причастию". В отношении поста говорится, что следует поститься неделю или три дня тем, кто причащается раз или два в год. Что же касается тех, кто причащается часто, например каждую неделю, то им достаточно соблюдать те посты, которые установлены Церковью.
Полный текст доклада протоиерея Николая Балашова

О том, как решаются обсуждаемые проблемы в различных московских приходах рассказывали их настоятели, участники круглого стола.

Протоиерей Владимир Воробьев предложил рассматривать вопросы о том, кто, как и при какой подготовке может причащаться, в рамках церковной или евхаристической общины, на возрождение которой и надо сейчас направить все усилия. Такая община может и не быть приходом в традиционном понимании.
Для евхаристической общины характерно, что у нее есть глава, духовный руководитель, который должен близко знать все проблемы духовной жизни членов общины. Для такой общины не годятся те подходы и нормы, которые сложились исторически в реалиях совершенно другой жизни. Например, правило долгого говения, вычитывания длинных последований ко Причащению, обязательной подробной исповеди перед ним и т. д. возникло в позднее время, когда евхаристическая община в основном ушла из церковной жизни, и Церковь ориентировалась на существующую действительность - на значительное охлаждение к Евхаристии. Тогда надо было принять какие-то "охранительные" меры, для того чтобы не получалось, что Святые Тайны - Тело и Кровь Христовы - подавались людям, не живущим настоящей церковной жизнью.
Нельзя механически заимствовать практику Восточных Церквей, где, во-первых, традиция не прерывалась и, во-вторых, эта традиция сложилась в маленьких странах. Например, сейчас в Греции живет 9,5 млн. человек, у них более 1000 монастырей, огромное количество приходов, 70 епископов - это нормальная жизнь Православной Церкви на Востоке. А Россия очень велика, храмов и приходов в ней мало даже и сегодня, духовенства не хватает. У нас один епископ приходится на многие тысячи верующих. Такой неизбежный «отрыв епископа от церковного народа» является абсолютным нонсенсом с точки зрения Древней Церкви, и это тоже надо учитывать в наших новых условиях. Допускать к Чаше всех, без всякого контроля, было бы гибельно. Надо обязательно сохранить благословение на Причастие. И наш народ знает, что без благословения причащаться нельзя. По мысли отца Владимира, священник, если у него есть община, знает, кого он может допустить к Причастию, а кого нет. К такой практике мы должны вернуться.
По мнению батюшки, сейчас нужен Собор, который привел бы в порядок нашу жизнь в соответствии с потребностями дня. К сожалению, такого Собора у нас пока нет и, наверное, не может быть еще и потому, что мы все не готовы к этому. Поэтому сейчас время неизбежного плюрализма, когда каждому духовнику приходится искать свой ответ. Нужно допустить этот плюрализм, нужно, чтобы не было таких строгих запретов («только так и больше никак»).
Отец Владимир рассказал, что в его общине практика частого Причащения восходит к традиции, заложенной отцом Всеволодом Шпиллером.
Для церковных людей естественно причащаться как можно чаще. И если человек старается жить в соответствии с евангельскими заповедями, соблюдает посты, имеет искреннее желание причаститься, то, по мнению отца Владимира, перед ним нет препятствий приступить к Чаше. Для тех, кто живет глубокой христианской жизнью, молится Богу, регулярно ходит в храм, соблюдает постные дни и годичные посты, для того, чтобы причащаться в воскресенье нужно поститься в среду и пятницу, а в субботу не вкушать мясо, нужно прочитать последование ко святому причащению. Чтения всех канонов не требуется.
Особое внимание уделяется многодетным семьям, которых очень много в приходе. Нельзя требовать выполнения всех правил от многодетной мамы женщины, которая совершает настоящий подвиг. Тут нужен индивидуальный подход, посильное правило.
С другой стороны в приходе есть, конечно, очень серьезная проблема с людьми, которые пришли в Церковь недавно. Духовник должен знать таких людей, и к таким нужно проявлять определенную строгость, осторожность. Потому что для них очень частое причащение делается формальным, они теряют благоговение. Это не любовь ко Христу, а просто легкий способ новой жизни. Или они относятся к причастию как к лекарству: "Вот я себя плохо чувствую, а причащусь - и мне будет легче".
В отношении исповеди , отец Владимир считает, что вопрос об обязательной исповеди перед причастием должен быть пересмотрен. Однако, пойти по пути Восточной или Западной Церкви и допускать к Чаше всех, кто желает, без всякого контроля, в России было бы гибельно. Должно обязательно сохранить благословение на причастие. Священник, если у него есть община, знает, кого он может допустить к причастию, а кого нет. К такой практике мы должны вернуться. В древности перед литургией, или во время литургии перед причастием предстоятель читал молитву для тех, кто собирался причащаться Святых Христовых Тайн. Эта молитва имела покаянный характер и содержала прошение о том, чтобы причастие не было бы в осуждение. Можно было бы и теперь перед началом Божественной литургии читать несколько молитв - сокращенное последование перед исповедью и разрешительную молитву - благословение на причастие тем, кого священник хорошо знает и считает возможным причастить. Но зато людям, которые приходят совершенно неготовыми, невоцерковленными, с тяжелыми грехами, нужно указать на необходимость пройти полноценное таинство покаяния.
Также, часто люди подменяют таинство покаяния разговором с батюшкой. А это разные вещи. Общение со священником тоже нужно, но нельзя его путать с таинством покаяния.
Полный текст доклада протоиерея Владимира Воробьева

По мнению протоиерея Валентина Асмуса , священник не имеет права отказывать христианам, желающим приобщиться Святых Христовых Таин. Единственным препятствием здесь является длящееся состояние смертного греха. Причастие должно быть глубокой внутренней потребностью. Отец Валентин также считает, что священник должен напоминать прихожанам о важности Причащения, но не должен требовать полного единообразия. Тем, кто причащается редко, можно посоветовать приобщаться во все многодневные посты и в день ангела. Ходящим в храм регулярно и ищущим духовного руководства желательно причащаться раз в месяц или раз в три недели. Кто хочет чаще - может и каждую неделю, и еще чаще. Есть люди, стремящиеся причащаться ежедневно. И невозможно им отказывать. Только даже они, по мнению о.Валентина, должны всякий раз исповедоваться. Практика исповеди перед каждым Причащением в общем и целом себя оправдывает.
Нормы поста для каждого определяются индивидуально: если человек причащается раз в год, почему бы ему не поговеть неделю, как это было раньше? Нельзя требовать строгого поста от больных, детей, беременных и кормящих матерей. Нельзя его требовать и от не имеющих привычки к посту или от находящихся в стесненных жизненных условиях: живущих в неверующих семьях, находящихся в армии, в больнице, в тюрьме. Во всех этих случаях пост или смягчается (и здесь есть возможность многостепенной градации), или совсем отменяется. Вряд ли целесообразно требовать воздержания от пищи и пития от младенцев до 7-летнето возраста: момент мистической встречи со Христом, которую не может не ощущать детская душа, не должен омрачаться для ребенка голодом не только тягостным, но и совершенно непонятным. Бывает, что человеку необходимо срочно принять лекарство. Это тоже никак не должно быть препятствием к Причащению.
Как и другие докладчики, отец Валентин говорил о "двойной морали", когда священники сами не постятся перед причастием, но требуют этого от других. Но очевидно, что церковный порядок не требует от священнослужителя поста перед причащением не потому, что он «лучше» мирянина, а потому, что он причащается чаще мирянина.
Говорил отец Валентин и о посещении богослужения накануне Причащения. Это нужно, это необходимо поощрять и приветствовать, но вряд ли кто-то будет требовать этого от старушки, которая несколько раз в году собирается с силами, чтобы пойти в церковь и причаститься. Это трудно также и рабочему, трудящемуся в вечерние смены, и матери маленьких детей. Требование к молитвенному правилу также можно ослабить, не требуя обязательного вычитывания трех канонов.
Особое внимание уделил батюшка причащению на Пасху и в Светлую Седмицу, когда каонны Церкви предписывают христианам причащаться. На праздники в храмах много людей, которые пришли впервые. И необходимо сделать все для того, чтобы встреча этих людей со Христом состоялась. Их необходимо исповедовать, если они того хотят, и, может быть, также причастить.
Также отец Валентин сказал о том, что сейчас нельзя прибегать к длительной епитимии.
Полный текст доклада протоиерея Валентина Асмуса

Протоиерей Всеволод Чаплин также отметил, что не нужно бояться допускать людей, живущих церковной жизнью, к частому причащению. Однако, призвал не забывать об огромной разнице, которая существует между людьми, приходящими в храм - по крайней мере, в большом городе, где священник не знает всех.
Нельзя, чтобы исповедь превращалась в формальное действо. Также, батюшка полагает, что постепенно можно снять ложную идею о связи исповеди и причащения, но при этом исповедь не должна исчезнуть, надо все-таки ее регламентировать, чтобы не получилось, как у католиков: типичным и массовым явлением стало исповедоваться в детстве и перед смертью. Другая крайность - «злоупотребление» исповедью, когда некоторые желают исповедоваться слишком часто и детально - это проявление некоторого рода духовной прелести.
Отец Всеволод видит выход из всех проблем, которые обозначены в связи с обсуждаемой темой, в просвещении. Нам нужно больше говорить о смысле Евхаристии. Наверное стоит чаще и яснее говорить о том, что Господь сподобляет нас причастия не в силу подробности нашей исповеди, а в силу Своей милости.
Также батюшка поделился своим опытом, говоря о том, что уместно делать минимальные комментарии по ходу службы в миссионерских случаях, когда богослужение проводится там, где оно является частью миссионерского делания Церкви.
Полный текст доклада протоиерея Всеволода Чаплина

Протоиерей Алексий Уминский считает, что вопрос о частоте Причащения заключается в том, насколько часто человек осознает необходимость своего соединения со Христом, необходимость своего участия в литургической жизни. Невозможно Причастие вменить в обязанность. Многое, по мысли отца Алексия, зависит от священника, от того, как он объясняет пастве, что Евхаристия - это центр духовной жизни. Это очень важно, чтобы каждый прихожанин, каждый член церковной общины жаждал причастия со Христом. Это жажда воспитывается в том числе через исповедь. Отец Алексий сказал о том, что он призывает своих прихожан причащаться за каждой литургией, но никому не вменяет это в обязанность. И никому не вменяется обязаность причащение по каким-то срокам - кому-то две недели, кому-то три недели, кому-то каждую неделю. Новоначальные не являются здесь исключением. Важно, чтобы люди понимали, почему они приходят в церковь. Чтобы они слышали этот призыв в Церкви - "Приидите, едите, сие есть Тело Мое..." .
Исповедь для новопришедших может быть частой и желательной перед каждым причащением. Но для тех людей, которые уже крепко стоят на ногах, исповедь может быть не быть связанной с Евхаристией жестким образом.
Что касается поста перед причастием, то нормальной разумной практикой поста являются обычные церковные посты, которые сама же Церковь и установила, никаких других постов быть не должно.
Отец Алексий считает, что у нас очень много необоснованных препятствий к причащению. И при этом необоснованно легкий подход к таинству Крещению и Венчания, абсолютно без подготовки.
Также батюшка обратил внимание на важность семейного причащения, чтобы причащалась именно для вся семья как «малая Церковь», несмотря на то, что они приходят не к началу литургии.
Полный текст доклада протоиерея Алексия Уминского

Протоиерей Димитрий Смирнов предложил следующую «схему» поста перед Причастием: кто причащается раз в год - перед этим постится месяц, кто раз в месяц - неделю, кто еженедельно - достаточно обычных постов, но без мяса в субботу. Также важно знать, что прием необходимых лекарств - это не еда.
Говорил батюшка и о том, что каноны Православной Церкви предписывают причастие в Светлую Седмицу.
Отлучение от причастия, по мнению о.Димитрия, в качестве епитимии может применяться только для постоянно причащающегося человека.
Коснулся отец Димитрий проблемы, когда из поездок в монастыри, человек иногда возвращается полностью с разрушенной духовной жизнью, с полностью мозгами "набекрень". Поэтому некоторой категории граждан наших и прихожанам нельзя исповедоваться в других местах. Потому что некоторые духовники, даже ничего не узнав о человеке, в капусту рубят его душу.
Говоря об исповеди, батюшка заметил, что очень удобная форма для тех, кто любит исповедоваться подробно - письменная форма. А перед Рождеством и перед Пасхой можно исповедоваться в течение недели-полутора, и потом, если никого не убил, можно причащаться без исповеди.
Также о.Димитрий говорил о том, как важно уделить максимум внимания людям, пришедшим в первый раз. И даже если он пришел поздно, если он никогда не постился и не знает, что это такое, если он действительно пришел с раскаянием, а таких много - по-своему подготовившихся к исповеди, такого человека причастить не только можно, но и нужно. Но при этом снабдив сведениями о том, как надо готовиться впредь. Даем человеку правило читать Евангелие с этого дня каждый день, рассказываем о посте. Но в первый раз причащаем все равно. Как дитя.
Отец Димитрий не допускает к причастию тех, кто состоит в гражданском браке, но отказ доброжелательно обосновывает, разъясняя духовную сторону положения этих людей и рассказывая о таинстве Венчания: "Я обычно говорю, что любить друг друга - это очень хорошо, но ваши отношения - это не просто любовь, это уже - супружеские отношения, поэтому решайте с любимым человеком, будете ли вы созидать семью, и если будете, давайте это делать скорее, а я готов обвенчать бесплатно. Если же человек любит кого-то, но не настолько, чтобы создавать семью, я ему говорю, что в церковь, по идее, в таком случае дальше притвора входить нельзя, потому что это противоречит заповедям Божиим. И вот если так поговоришь, по-доброму, объяснишь, очень многие потом женятся...". Батюшка отметил, что это самый распространенный сегодня грех - так называемый "гражданский брак" (или "у меня есть любимый человек").
Полный текст доклада протоиерея Димитрия Смирнова

Протоиерей Владислав Свешников выразил обеспокоенность тем, что наши традиции отражают некоторый разброд в понимании и переживании благочестия, в том числе и литургического благочестия. Для многих людей оказывается достаточным иметь то, что можно назвать "благочестивым ощущением". И с этим благочестивым ощущением самого общего, довольно сентиментального порядка, простоять всю Литургию и всю свою жизнь.
Также отец Владислав отметил, что часто происходит подмена двух понятий, действительно тесно связанных друг с другом, но не взаимозаменяемых - это исповедь и покаяние. И тут самый большой простор для подмен заключается в том, что можно назвать исповедью. Большей частью эти подмены бывают двух типов: первый тип - психологическое эссе вместо исповеди, и второй тип - исповедь по перечню, любому - краткому или долгому - исповедь законнического типа и подхода. В то время как то, что можно назвать покаянным переживанием жизни, при котором Таинство покаяния есть выражение тайны покаяния, можно встретить не часто.
Полный текст доклада протоиерея Владислава Свешникова

Протоиерей Валериан Кречетов , что очень важно не забывать о присутствии благодати Божией и о реальности ее действия на человека. При совершении таинства "Христос невидимо предстоит". Правила должны быть, без них все развалится, но нельзя забывать о благодати Божией, о присутствии Бога. Необходимо помнить о Божием промысле о каждом и таинственности покаянного настроения и пути каждого человека к Богу.
Батюшка выразил также опасения соблазна в случае разделения на тех, кому нужно поститься перед Причастием, и на других, которым необязательно.

Протоиерей Александр Марченков , обратил внимание на то, что евхаристическая жизнь является одной из важных частей нашей жизни, но она должна сопрягаться и с другой нашей жизнью, с той, которую мы называем духовной жизнью или внутренним деланьем.
По поводу исповеди, о.Александр считает, что раз в году, у христианина должна быть возможность подробной исповеди за год. Если человек живёт внутренней жизнью, то есть желание очистить себя и дать возможность вот так поисповедоваться - это непременное условие церковной жизни.
Полный текст доклада протоиерея Александра Марченкова

Подводя итоги пастырского семинара, многие отметили плодотворность дискуссии и необходимость продолжать обсуждение затронутых вопросов и проблем. Было решено разработать проект «Памятки христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения Животворящего Тела и Крови Христа Владыки» и представить текст священноначалию.

Что еще почитать