Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного). Казанский собор на красной площади

Одной из интереснейших и красивейших достопримечательностей русской столицы является собор Василия Блаженного (фото ниже), известный также под названием храма Покрова Божьей Матери, построенный еще в XVI веке по приказу царя Ивана IV Грозного. Практически каждый человек в стране знает, что находится он на Красной площади, но не всем известна история его возведения и легенды, связанные с ним. Но все же будет мало узнать только о соборе. Святой, в честь которого был построен придел, а позже стал именоваться и сам храм, носил имя Василий Блаженный. История его жизни, деяний и смерти не менее интересна, чем рассказ о строительстве собора.

Версии о создателях

(фото его украшают множество открыток для туристов) был возведен в период с 1555 по 1561 год в память о взятии города-крепости Казани царем Иваном Васильевичем. Существует множество версий того, кто же являлся подлинным создателем этого памятника архитектуры. Рассмотрим только три основных варианта. Первый из них - архитектор Постник Яковлев, носивший прозвище Барма. Это был известный в то время псковский мастер. Второй вариант - Барма и Постник. Это два архитектора, которые участвовали в постройке данного храма. А третья - собор возвел какой-то неизвестный западноевропейский мастер, предположительно из Италии.

В пользу последней версии говорит тот факт, что большая часть зданий Кремля была построена выходцами именно из этой страны. Неповторимый стиль, в котором создан храм Василия Блаженного (фото его прекрасно демонстрируют), гармонично соединил в себе традиции русского и европейского зодчеств. Но стоит сразу отметить, что эта версия не имеет совершенно никакого документального подтверждения.

Существует также легенда, согласно которой все архитекторы, работавшие над проектом храма, были лишены зрения по приказу Ивана Грозного - с той целью, чтобы они больше никогда не смогли построить ничего похожего. Но тут есть одна неувязка. Если автором храма является все же Постник Яковлев, то его никак не могли ослепить. Всего лишь через несколько лет он работал еще и над созданием Кремля в Казани.

Структура храма

Собор имеет всего десять куполов: девять из них расположены над главным строением, а один - над колокольней. В его состав входит восемь храмов. Их престолы освящены только в честь тех праздников, в дни которых происходили решающие сражения за Казань. Все восемь церквей расположены вокруг самой высокой девятой, которая имеет столпообразную конструкцию. Она выстроена в честь покрова Божией Матери и завершается шатром с небольшой главкой. Остальные купола Василия Блаженного выглядят на первый взгляд традиционно. Они имеют луковичную форму, но отличаются друг от друга своим оформлением. Все девять храмов стоят на общем основании и соединены между собой сводчатыми внутренними переходами и обходной галереей, которая в первоначальном варианте была открытой.

В 1558 году к собору Покрова Божией Матери пристроили придел, который был освящен в честь Василия Блаженного. Его возвели на том месте, где ранее находились мощи этого святого. Также его имя дало собору второе название. Примерно через 20 лет храм обзавелся и своей шатровой колокольней.

Первый этаж - подклет

Надо сказать, что собор Василия Блаженного (фото, конечно, этого не показывают) не имеет подвального помещения. Все составляющие его церкви стоят на одном основании, называемом подклет. Он представляет собой сооружение с довольно толстыми (до 3 м) стенами, разделенное на несколько помещений, высота которых составляет более 6 м.

Северный подклет имеет, можно сказать, уникальную конструкцию для XVI века. Его свод выполнен в виде короба без поддерживающих столбов, несмотря на то что у него большая протяженность. В стенах этого помещения имеются узкие отверстия, именуемые продухами. Благодаря им здесь создается особый микроклимат, который остается неизменным на протяжении всего года.

Когда-то все помещения подклета были недоступными для прихожан. Эти глубокие тайники в виде ниш использовались в качестве хранилищ. Раньше они закрывались дверьми. Но сейчас от них остались только петли. Вплоть до 1595 года в подклете хранилась царская казна и наиболее ценное имущество зажиточных горожан.

Чтобы попасть в эти ранее секретные помещения храма Василия Блаженного в Москве, нужно было пройти по белокаменной внутристенной лестнице, о которой знали лишь посвященные. Позже за ненадобностью этот ход заложили и забыли о нем, но в 30-х годах прошлого века он был случайно обнаружен.

Придел, организованный в честь Василия Блаженного

Он представляет собой церковь кубической формы. Она перекрыта крещатым сводом с маленьким световым барабаном, увенчанным главкой. Само покрытие этого храма сделано в том же стиле, что и верхние церкви собора. Здесь на стене имеется стилизованная надпись. Она сообщает, что церковь Василия Блаженного была пристроена в 1588 году прямо над захоронением святого сразу после его канонизации по распоряжению царя Федора Ивановича.

В 1929 году храм был закрыт для богослужений. Только в конце прошлого века его декоративное убранство, наконец, восстановили. Память Василия Блаженного почитают 15 августа. Именно эта дата 1997 года явилась начальной для возобновления богослужений в его церкви. В наши дни над самим захоронением святого стоит рака с его мощами, украшенная тонкой резьбой. Эта московская святыня является наиболее почитаемой среди прихожан и гостей храма.

Убранство церкви

Надо признаться, что невозможно в одной статье воспроизвести на словах все те красоты, которыми славится храм Василия Блаженного. Описание их заняло бы не одну неделю, а возможно, и месяцы. Остановимся лишь на подробностях убранства церкви, освященной в честь именно этого святого.

Ее масляная роспись была приурочена как раз к 350-летию начала возведения собора. На южной и северной стенах изображен Василий Блаженный. Картины из его жития представляют эпизоды о чуде с шубой и спасении на море. Под ними, на нижнем ярусе, расположен древнерусский орнамент из полотенец. Кроме того, на южной стороне церкви висит большемерная икона, рисунок которой сделан на металлической поверхности. Этот шедевр был написан в 1904 году.

Западная стена украшена храмовым образом Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус содержит изображения святых, которые покровительствуют царскому дому. Это мученица Ирина, Иоанн Предтеча, и Федор Стратилат.

Паруса свода заняты изображением Евангелистов, перекрестия - Спасом Нерукотворным, Иоанном Предтечей и Богоматерью, барабан украшен фигурами праотцов, а купол - Спасом Вседержителем.

Что касается иконостаса, то он был выполнен согласно проекту А. М. Павлинова в 1895 году, а написанием икон руководил знаменитый московский реставратор и иконописец Осип Чириков. Его подлинный автограф сохранился на одной из икон. Кроме того, иконостас еще имеет и более старинные изображения. Первое - икона «Богоматерь Смоленская», относящаяся к XVI веку, а вторая - образ Святого Василия Блаженного, где он изображен на фоне Красной площади и Кремля. Последний датируется XVIII веком.

Колокольня

В середине XVII столетия ранее выстроенная звонница находилась в ужасном состоянии. Поэтому ее решили сменить на колокольню в 80-х годах того же века. Кстати, она стоит до сих пор. Основанием для колокольни служит высокий и массивный четверик. Сверху на нем воздвигнут более изящный и ажурный восьмерик, сделанный в виде открытой площадки, которая ограждена восемью столбами, а они, в свою очередь, вверху соединяются арочными пролетами.

Колокольня увенчана восьмигранным довольно высоким шатром с ребрами, украшенными разноцветными изразцами с синей, белой, коричневой и желтой поливой. Его грани покрывает зеленая фигурная черепица и небольшие окошки, которые при звоне колоколов могут значительно усилить их звук. На самой верхушке шатра расположена маленькая луковичная главка с золоченым крестом. Внутри площадки, а также в арочных проемах подвешены колокола, которые были отлиты еще в XVII-XIX веках знаменитыми русскими мастерами.

Музей

Покровский собор в 1918 году был признан советской властью историческим памятником архитектуры не только национального, но и международного значения и взят под госохрану. Именно тогда его стали считать музеем. Первым его смотрителем был Иоанн Кузнецов (протоиерей). Надо сказать, что после революции храм находился, без преувеличения, в весьма бедственном положении: были выбиты почти все стекла, крыша во многих местах дырявая, а зимой прямо внутри помещений лежали снежные сугробы.

Через пять лет на базе собора решено было создать историко-архитектурный комплекс. Первым его заведующим стал Е. И. Силин - научный сотрудник Московского исторического музея. Уже 21 мая храм осмотрели первые посетители. С этого времени началась работа по укомплектованию фонда.

Музей под названием «Покровский собор» в 1928 году превратился в филиал Исторического музея. Через год храм официально закрыли для богослужений и сняли все колокола. В 30-х годах прошлого века поползли слухи о том, что его планируют снести. Но ему все-таки посчастливилось избежать такой участи. Несмотря на то что здесь почти целое столетие ведутся храм всегда открыт для москвичей и гостей столицы. За все время музей закрывался только раз, когда шла Великая Отечественная война.

После окончания войны сразу же были приняты все меры по восстановлению собора, поэтому ко дню празднования 800-летия столицы музей опять заработал. Он снискал себе широкую известность еще во времена Советского Союза. Надо отметить, что музей отлично знали не только в СССР, но и во многих других странах. С 1991 года храм находится в пользовании как Православной церкви, так и Государственного исторического музея. После долгого перерыва здесь наконец-то возобновили богослужения.

Детство святого

Будущий московский чудотворец Блаженный Василий родился в самом конце 1468 года. Согласно преданию, это случилось прямо на паперти Елоховского храма, возведенного в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были простыми людьми. Когда он подрос, его отдали обучаться сапожному ремеслу. Со временем его наставник начал замечать, что Василий не такой, как все остальные дети.

Примером его неординарности может служить такой случай: как-то один купец привез в Москву хлеб и, увидев мастерскую, зашел заказать себе сапоги. При этом он просил, чтобы обувь он не мог сносить и за год. Услышав эти слова, Блаженный Василий заплакал и пообещал, что купец не успеет даже стоптать эти сапоги. Когда ничего не понявший мастер спросил у мальчика, почему он так думает, ребенок объяснил своему учителю, что заказчик не сможет надеть сапоги, так как вскоре умрет. Это пророчество сбылось буквально через несколько дней.

Признание святости

Когда Василию исполнилось 16 лет, он перебрался в Москву. Именно здесь начался его тернистый путь в качестве юродивого. По словам очевидцев, Блаженный Василий ходил по улицам столицы босой и нагой практически круглый год, независимо от того, был ли лютый трескучий мороз или летний палящий зной.

Странным считался не только его но и поступки. К примеру, проходя мимо рыночных ларьков, он мог пролить сосуд, наполненный квасом, или опрокинуть прилавок с калачами. За это Василий Блаженный был часто бит рассерженными торговцами. Как ни странно это звучит, он всегда с радостью принимал избиения и даже благодарил Бога за них. Но как позже выяснялось, разлитый квас был негодным, а калачи плохо выпеченными. Со временем в нем признали не только обличителя неправды, но человека Божия и юродивого.

Вот еще один случай из жизни святого. Как-то один купец решил построить каменную церковь в Москве, на Покровке. Но почему-то ее своды трижды обрушивались. Он пришел к Василию Блаженному испросить совета по этому поводу. Но тот отправил его в Киев, к убогому Иоанну. По приезде в город купец отыскал нужного ему человека в бедной хате. Иоанн сидел и качал люльку, в которой никого не было. Купец спросил у него, кого же он все-таки качает. На ответил ему, что убаюкивает он свою матушку за его рождение и воспитание. Только тогда купец вспомнил о своей матери, которую выгнал некогда из дома. Ему сразу же стало ясно, почему у него не получается достроить церковь. Возвратившись в Москву, купец нашел свою мать, попросил у нее прощения и забрал домой. После этого ему с легкостью удалось достроить церковь.

Деяния чудотворца

Блаженный Василий всегда проповедовал милосердие к ближним и помогал тем, кому стыдно было просить подаяние, при этом нуждаясь в помощи более остальных. По этому поводу есть описание одного случая, когда он отдал все подаренные ему царские вещи заезжему купцу-иностранцу, который по воле случая потерял абсолютно все. Торговец уже несколько дней ничего не ел, но не мог попросить о помощи, так как на нем была дорогая одежда.

Василий Блаженный всегда строго осуждал тех, кто подавал милостыню исходя из корыстных побуждений, а не из сострадания к бедности и несчастью. Ради спасения ближних он даже заходил в корчмы, где утешал и старался ободрить самых опустившихся людей, видя в них зерна доброты. настолько очистил свою душу молитвами и великими подвигами, что ему был открыт дар предвидения. В 1547 году Блаженный сумел предсказать великий пожар, случившийся в Москве, а своей молитвой он потушил пламя в Новгороде. Также его современники утверждали, что как-то раз Василий упрекнул самого царя Ивана IV Грозного, так как он во время проведения богослужения думал о строительстве на Воробьевых горах своего дворца.

Умер святой 2 августа 1557 года. Тогдашний Московский митрополит Макарий со своим духовенством совершили погребение Василия. Он был похоронен у Троицкой церкви, где в 1555 году начали строить Покровский храм в память о покорении Казанского ханства. Спустя 31 год, 2 августа, этот святой был прославлен Собором, во главе которого стоял Патриарх Иов.

Современники описывали его примерно одинаково, и обязательно упоминали о трех особенностях: он был чрезвычайно худ, носил минимум одежды и в руке всегда имел посох. Именно таким предстает перед нами Василий Блаженный. Фото икон и картин с его изображением представлены в этой статье.

Почитание этого святого чудотворца в народе было настолько велико, что Покровский собор стали величать его именем. Кстати, его вериги до сих пор находятся на сохранении в Духовной академии столицы. Все, кто хочет полюбоваться прекрасным памятником средневековой архитектуры, могут найти его по адресу: храм Василия Блаженного.

Сначала в 1554 году рядом со стенами построили деревянный храм Покрова с семью приделами, а в 1555 заложили каменный собор Покрова Пресвятой Богородицы - 9 церквей на едином подклете. Пять из них освятили во имя святых и православных праздников, в дни которых состоялись важнейшие события Казанского похода.

Летописи называют строителями этого архитектурного чуда русских зодчих Постника и Барму. Есть даже версия, что это один человек. Но историки считают, что строительство Покровского собора не обошлось без участия западноевропейских мастеров.

Через 30 лет к ансамблю пристроили еще один небольшой храм в честь московского юродивого - святого Василия Блаженного. Он и дал народное название всему собору. Но произошло это не сразу, а лишь в конце XVII века.

Вначале новая церковь не была соединена с подклетом собора и единственная из всех отапливалась. Поэтому богослужения в ней шли круглогодично, а в остальных церквях собора - лишь в теплое время года (от Троицы до Покрова). Со временем в народе стали говорить, что идут на службу в храм Василия Блаженного, в то время как шли в именно в Васильевскую церковь. Так постепенно и стали называть все сооружение храмом во имя прославленного святого.

А до XVII века собор еще называли Троицким, так как первый деревянный храм на этом месте был посвящен Святой Троице. Был Покровский собор известен и как «иерусалимский», что связано с обрядом «шествия на осляти», который символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле.

Обряд этот впервые упоминается в XVI веке. Он не прекращался даже в 1611 году, когда был занят польскими интервентами. Церемония проходила по строгому ритуалу. Сначала патриарх обращался к царю со специальной пригласительной речью, и после утрени царь выходил в . Сопровождали его бояре, окольничьи и другие придворные. Из начинался крестный ход, в котором участвовало до 300 священников и до 200 дьяконов. Царь и патриарх входили в придел Входа в Иерусалим Покровского собора и совершали там молитву.

На устанавливали аналой с Евангелием и иконы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, а путь от до Лобного места устилали красными одеждами или сукном. Недалеко от Лобного места стояла лошадь, покрытая белой попоной с пришитыми к ней длинными ушами - символ «осля» - и нарядная верба. Вербу украшали изюмом, грецкими орехами, финиками, яблоками.

По завершении молитвы патриарх поднимался на и вручал царю пальмовую ветвь и ветки вербы. Архидьякон, стоя лицом на запад, читал Евангелие, и со словами «и посла два от ученик» соборный протопоп и ключарь отправлялись за ослятей. Патриарх, держа Евангелие и крест, садился на ослика. Лошадь вел сам царь, перед которым стольники несли царский жезл, государеву вербу, государеву свечу и царское полотенце.

Когда шествие вступало в Спасские ворота, кремлевские церкви звонили во все колокола. И звон продолжался до вступления процессии в Успенский собор. В соборе дочитывали Евангелие. Царь уходил в одну из домашних церквей, а патриарх завершал литургию. После этого патриарх благословлял вербу, ключари отрезали ветви для алтаря, царской семьи и бояр. Остатки вербы и украшения раздавали народу.

Безоговорочный символ Москвы, Покровский собор все же был совсем нехарактерным для русского зодчества сооружением.

Высота собора Василия Блаженного - 61 метр (это очень высоко для XVI века). Церкви построены из кирпича, еще непривычного для того времени материала, и даже расписаны «под кирпич», что придает собору такой «пряничный» характер. Но, вероятно, сначала Покровский собор не был таким, как сейчас, а его палитра ограничивалась только белым и кирпичным цветами. Но все равно он был настолько красив, что впечатлял даже иностранцев.

Но со временем собор ветшал, а у его стен появлялись деревянные постройки. И когда Александру I во время визита в Англию показали изображение собора без пристроек, он сказал, что хотел бы иметь такой же в Москве. Царю пояснили, что храм Василия Блаженного уже почти 300 лет украшает Красную площадь. После этого он приказал снести окружающие собор дома и лавки. А в 1817 году на их месте построили стенки, облицованные диким камнем. Так собор оказался как бы на высокой террасе.

Что есть что в церкви

В соборе 11 куполов, и ни один из них не повторяется.

Девять куполов над церквями второго яруса (по числу престолов), один над нижней церковью Василия Блаженного и один над колокольней:
1. Покрова Богородицы (центральный),
2. Св. Троицы (восточный),
3. Входа Господня в Иерусалим (западный),
4. Григория Армянского (северо-западный),
5. Александра Свирского (юго-восточный),
6. Варлаама Хутынского (юго-западный),
7. Трех Патриархов Константинопольских (северо-восточный),
8. Николая Чудотворца Великорецкого (южный),
9. Киприана и Иустины (северный).
Все 9 церквей объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами.

Известно, что раньше помещения подклета были недоступны для прихожан, а глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых сохранились лишь петли. До 1595 года в подклете Покровского собора прятали царскую казну. Зажиточные горожане тоже приносили сюда свое имущество. Попадали в подклет по внутристенной белокаменной лестнице из центральной церкви Покрова Богородицы. А знали о ней только посвященные. Позднее этот узкий ход заложили, но при реставрации 1930-х годах его открыли.

Сейчас собор Василия Блаженного внутри - система лабиринтов, стены которой покрыты фресками. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей».

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану. Но в послереволюционные годы он находился в бедственном положении: протекала крыша, были выбиты стекла, зимой внутри церквей лежал снег. А 21 мая 1923 года в соборе открылся музей.

Началось комплектование фондов, и через 5 лет Покровский собор стал филиалом . В 1929 году собор Василия Блаженного окончательно закрыли для богослужений, а колокола сняли на переплавку. Зато музей закрывался лишь один раз - на время Великой Отечественной войны. И это несмотря на постоянные реставрации, которые идут в храмах уже почти 100 лет.

В 1991 году Покровский собор отдали в совместное пользование музея и Русской Православной церкви. В храме после длительного перерыва возобновились богослужения. Сейчас они проводятся каждое воскресенье в церкви Василия Блаженного, а 14 октября в праздник Покрова Богородицы - в центральной церкви.

В главной церкви собора стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлевской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа Господня в Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время кремлевского собора Александра Невского.

Собор Василия Блаженного известен по всему миру, и его фотография даже входит в список системных обоев рабочего стола операционной системы Windows 7.

А мистики называют храм Покрова Пресвятой Богородицы «иконой, запечатленной в камне». Его форма - 8 церквей, объединенных двумя квадратами в основании вокруг центральной девятой - не случайна. Число 8 символизирует дату Воскресения Христа. Круг - символ бесконечности и гармонии божественного творения. Квадраты символизируют 4 стороны света, 4 главных ворот Иерусалима и 4 евангелистов. Кроме того, можно увидеть, как повернутые под углом в 45 градусов квадраты у основания собора образуют восьмиконечную звезду, напоминая о Вифлеемской звезде в день Рождения Христа. А сама система лабиринтов внутри собора становится воплощением улиц Града Небесного, который начинается и заканчивается церковью-часовней.

Вопреки распространенному мнению, храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге хоть и похож визуально на Покровский собор, но копией его не является. Санкт-Петербургский собор - это один храм с несколькими главками и колокольней. А собор Василия Блаженного - несколько самостоятельных церквей на едином основании. Нигде в мире больше нет таких соборов.

Говорят, что... ...во время строительства Покровского собора Барма и Постник не пользовались чертежами, а опирались на схему, нарисованную прямо на строительной площадке. Зато архитекторы использовали деревянную модель храма в натуральную величину, поэтому при реставрации в кирпичной кладке обнаружили деревянные конструкции. Это и есть натурный макет собора.
...в Москве в XVI веке жил юродивый Василий. Он обладал даром ясновидца, и Василия почитал даже сам Иван IV. Царь позволял ему неслыханные дерзости. Например, однажды Иван IV пригласил юродивого во дворец, желая услышать какое-нибудь предсказание, и велел подать ему чарку вина. Несколько раз Василий опрокидывал в окно наполненную чарку, а когда царь с гневом спросил, что он делает, юродивый ответил, что тушит пожар в Новгороде. А вскоре в Москву действительно прибыли вести о пожаре. Возможно, поэтому после смерти Василия Блаженного сам Иван IV вызвался нести его тело на кладбище.
...однажды какой-то богач подарил Василию Блаженному шубу. Приметила ее воровская шайка и подослала к нему пройдоху, который сказал юродивому скорбным голосом:
- Товарищ мой умер. И были мы с ним так бедны, что нечем покрыть его. Отдай шубу на божье дело, святой человек.
- Бери, - сказал Василий, - и пусть все будет так, как ты поведал мне.
Когда мошенник подошел с шубой к тому, кто, притворившись мертвым, лежал на земле, он увидел, что тот и в самом деле отдал Богу душу.
...Иван IV велел ослепить архитекторов собора Василия Блаженного, чтобы они никогда больше не создали ничего подобного. Но известно, что якобы ослепленный Постник потом участвовал в строительстве Казанского Кремля. Поэтому на самом деле это всего лишь легенда, дополняющая образ грозного царя и воспетая советским поэтом Д. Кедриным в поэме «Зодчие» .
...Наполеон, уходя из Москвы, хотел забрать это чудо с собой, но не смог. Тогда он велел взорвать Покровский собор, чтобы он никому не достался. По одной легенде, внезапно разразившийся дождь погасил фитили. По другой, грянул взрыв, а храм остался непоколебим.
...в 1930-х годах Л.М. Каганович предлагал снести храм, чтобы расчистить место для демонстраций и автомобильного движения. Он даже сделал макет и принес его Сталину, где со словами: «А если бы его – р-раз!...» одним рывком удалил храм.
Сталин ответил: «Лазарь, поставь на место!..»
А еще говорят, что Петр Барановский на заседании ЦК встал на колени, умоляя сохранить культовое строение. И это спасло храм.
...есть еще одна городская легенда о строительстве собора и Блаженном Василии Московском, записанная в 1924 году фольклористом Евгением Барановым.
«Эту церковь выстроил, верно, Иван Грозный, только не им она начата была. А жил тогда в Москве один такой юродивый - Василий Блаженный. От него и пошло начало этому собору, а Иван Грозный на готовое пришел. Ну, правда, не пожалел своих денег.
А этот юродивый зиму и лето ходил в одной рубахе и босиком... И собирал он деньги. А собирал так: придет на рынок, подымет полу и стоит, а сам молчит... Ну уж народ знает: начнет класть в подол - кто пятак, кто копейку, кто сколько может. И как наберет полную полу, сейчас бежит на Красную площадь, где теперь Василий Блаженный стоит. Прибежит и примется бросать деньги через правое плечо. А они падают - пятак к пятаку, копейка к копейке, три копейки к трем копейкам. Сами по порядку падали. И много было таких кучек денег. И никто их не трогал, и воры не трогали. Всяк смотрел, а взять боялся.
И вот почему боялись брать эти деньги: раз нашелся такой человечек - дай, говорит, возьму деньжат немного. Пришел ночью, набил карманы. А тут и серебряные были деньги, и золотые. Ну, наложил в карман, хочет идти, а ноги не идут. Он и так, он и сяк - не идут, хоть ты что хочешь делай. Ровно бы кто гвоздями прибил их к земле. Вор и испугался. Думает: «выброшу деньги». А деньги не идут из кармана. Мучился-мучился, не идет его дело на лад. Да так всю ночь и простоял. А тут утро. Ну, народ видит: стоит человек у Васильевых денег.
- Ты чего тут?
- А вот, говорит, Бог наказал меня за воровство. - И рассказал, какая его постигла беда.
А Василия юродивого тут нету, он уже спозоранку побежал на базар. Ну, народ смотрит на того вора и удивляется... Ждали, ждали Василия. Ну, прибежал, давай деньги бросать через плечо. А тут - царь. А только Василий этого не разбирал: царь и царь, а только он свое дело делает. Вот покидал все деньги, посмотрел на этого вора, погрозил ему пальцем. И тут вора отпустило. Он поскорее выбросил деньги из карманов, хотел уходить. Только царь говорит:
- Посадить этого подлеца на кол, чтобы не воровал святых денег!
Ну, его живо посадили. Поорал-поорал и подох...
А на что собирал Василий деньги - никто не знал. И долго он их собирал. А сам уж старый стал. Вот раз видит народ: копает Василий яму на том самом месте, где деньги бросал. А для чего ему эта яма, никто не знает. Народ собрался, смотрит, а он все копает. Вот выкопал яму, лег около нее и руки на груди сложил.
- Что же это такое? - думает народ.
Да тут один человек разъяснил:
- Да ведь, говорит, помирать собрался Василий.
Тут сейчас побежали и сказали царю:
- Василий Блаженный помирает.
Вот царь поскорее собрался, приходит. Василий и указывает царю на деньги, указывает на карман. Дескать, забери эти деньги. А сам тут умер. Вот царь приказал все эти деньги покласть в мешки, сложить на воза и отвезти во дворец.
А Василия на том месте похоронил. И после того приказал строить церкву Василия Блаженного на том же самом месте. Ну, и своих денег не пожалел.

Что есть что в церкви

По легенде, десятилетней девочке трижды явилась Богородица и велела взять спрятанную в земле икону. В указанном месте нашли завернутый в кусок сукна образ Богоматери. Она оказалась чудотворной, и Иван IV выделил деньги на строительство монастыря на месте явления образа.

Казанский священник Гермоген при переводе на патриаршую кафедру в Москву забрал образ Казанской Божьей Матери с собой. В Казани остался список. А в 1721 году Петр I перенес чудотворный образ в Казанский собор Санкт-Петербурга.

Казанский храм на Красной площади в Москве построили на средства князя Дмитрия Пожарского.

На этом месте стояли пушечные амбары. Но они сгорели в начале XVII века. В 1625 году появилась деревянная церковь, куда Дмитрий Пожарский перенес образ Казанской Богоматери.

В 1632 году Казанский храм сгорел. Тогда государь выделил на восстановление церкви кирпич от строившегося в дворца. И в 1636 на месте сгоревшего выстроили каменный Казанский собор в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков и в память о погибших русских воинах.

В середине XVII века в Казанском соборе на Красной площади служил протопоп Аввакум.

Он не принял церковную реформу Никона, расколовшую православную церковь на никониан и старообрядцев, и возглавил борьбу против нововведений. Раскольников отлучали от церкви, ссылали в дальние монастыри, сажали в темницы. Самого Аввакума выслали с семьей в Тобольск, а затем в Даурию и Мезень. В 1666 его предали анафеме и сослали в Пустозерский острог. Там Аввакум 15 лет провел в земляной тюрьме. Тогда появилось «Житие протопопа Аввакума». Затем протопопа заживо сожгли.

Историческим для Казанского собора стал день 26 апреля 1755 года - там прошел торжественный молебен в честь открытия Московского университета. Собор стал приходским храмом этого учебного заведения. А в 1812 году здесь получил благословение М.И. Кутузов, и собор стал первым в Москве памятником Отечественной войны.

Но в 1936 году Казанский собор разрушили, поэтому в недавно отстроенной церкви нет ни одной реликвии.

Можно сказать, что Казанский собор спас историк архитектуры Петр Барановский. Когда разрушали храмы, он отчаянно пытался спасти древние сооружения. Благодаря Барановскому уцелели строения в Коломенском и собор . Архитектор даже объявил голодовку и лег у подножия храма, заявив, что умрет вместе с ним. В итоге Барановского сослали в Мариинск, но Василий Блаженный остался стоять на Красной площади.

Казанский собор спасти не удалось. К началу революции храм уже утратил первоначальный облик. Под руководством Барановского в 1927 году его начали восстанавливать, но в 1930 реконструкцию заморозили. Барановского отправили на строительство первых трасс БАМа, а церковь через 6 лет снесли. На ее месте устроили временное кафе и общественный туалет.

В 1990-х Казанский собор отреставрировали по точным обмерам и зарисовкам Петра Барановского. И 4 ноября 1993 года, в день Казанской иконы Божией Матери, церковь открыли для посетителей. При этом Казанский собор стал первым примером восстановления храма, полностью разрушенного в советский период.

Достопримечательности

105105

Самое известное и знаковое место в России и в Москве, свидетель судьбоносных событий прошлого, а ныне - главная арена грандиозных празднеств в Москве - Красная площадь - по праву именуется сердцем столицы и лицом страны. В её облике запечатлелись история и мощь всего государства. Величавая красота и неизменная торжественность поистине культового места восхищает туристов со всего мира, не устающих запечетлевать всю мощь монументальность площади на ярких фото. Прогулка по Красной площади и её ближайшим окрестностям - не просто обязательный, но первостепенный маршрут для каждого гостя в Москве. Ведь именно в этом общественном пространстве, за несколько веков ставшем сакральным, сконцентрированы главные достопримечательности и целый комплекс уникальных памятников, воплощающих национальные идеи и ценности разных эпох. О них - главных объектах, составляющих популярнейший пешеходный маршрут столицы, - и пойдёт речь в нашем гиде.


«Начинается земля, как известно, от Кремля…» От Московского Кремля началась и история главной площади в Москве. В конце XV века после разрушительного пожара выгоревшее пространство между северо-восточной кремлёвской стеной и Торгом застраивать не стали, уцелевшие постройки снесли, и на новообразованной площади вскоре закипела торговля. Пожар, Торг, Троицкая (по церкви святой Троицы) - так почти два столетия называли площадь, прилегающую к Кремлю. Современное имя закрепилось за ней на исходе XVII века. Красной площадью место нарекли не по красному цвету кремлёвских стен, а за исключительную красоту. Самое людное место в Москве, ставшее не только торговым, но и политическим центром города, постепенно застраивалось великолепными зданиями - настоящими шедеврами архитектуры. Вместе с тем, главной достопримечательностью, расположенной в непосредственной близости от Красной площади, всегда оставался Кремль.

Средневековая крепость, с конца XV столетия служившая резиденцией российских правителей, по сей день является основным общественно-политическим и духовным центром страны. Московский Кремль - один из крупнейших в мире архитектурных ансамблей, облик которого складывался на протяжении веков. «Место величайших исторических воспоминаний» удивительно многолико: поражают своей мощью и красотой высокие стены и башни, восхищают своей монументальной торжественностью старинные храмы и палаты, дворцы и административные здания. Кремль - это и уникальный музейный комплекс Москвы, одна из богатейших сокровищниц историко-художественных реликвий и памятников. Вобрав в себя многовековую культуру страны, Кремль превратился в общенародную святыню, стал неоспоримым символом великого государства.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Музей, Религия, Памятник архитектуры

Главный храм в Москве - Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву, возведённый на Красной площади в 1555–1561 годах. Строительством грандиозного культового сооружения была ознаменована триумфальная победа над Казанским ханством. Удивительная красота храма и затейливость архитектурного решения его образа породили интересную легенду о том, что участвовавшие в создании собора зодчие по приказу Ивана Грозного были ослеплены, дабы не имели возможности соорудить подобный шедевр.

На протяжении своего существования Покровский собор не раз претерпевал изменения в своём облике. Так, в 1588 году к нему была пристроена ещё одна (десятая) церковь в честь Василия Блаженного, давшая древнему храму второе, «народное» имя.

Покровский собор был не только воинским храмом, но и символом национальной идеи, согласно которой Москва провозглашалась Третьим Римом - религиозно-политическим центром, главным хранителем православной веры. Собор также являет собой зашифрованный образ Небесного Иерусалима: разнофигурные и многоцветные главы восьми церквей, окружающие высокий шатёр девятого храма, в плане образуют восьмиконечную звезду - символ, отсылающий к Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к Спасителю.

Сегодня Собор Василия Блаженного - это действующий храм, а также один из крупнейших музеев страны и Москвы в частности, повествующий об истории православной Руси.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Перед Собором Василия Блаженного находится легендарный монумент, посвящённый Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому - предводителям второго народного ополчения, войска которого в 1612 году освободили Москву от польских оккупантов. Идея увековечения славы национальных героев возникла в начале XIX века. Автором монумента был избран российский скульптор Иван Мартос. В 1812 году началась работа по созданию памятника. На его отливку потребовалось 1100 пудов меди.

Массивную скульптурную композицию планировали разместить в Нижнем Новгороде - городе, являвшемся центром формирования ополчения. После окончания Отечественной войны 1812 года памятник приобрёл особый общественно-патриотический смысл: был призван стать символом победоносного изгнания захватчиков из Москвы. Первоначальное решение было изменено, монумент установили в центре Красной площади. Его открытие стало торжественным событием, в котором принял участие сам император Александр. А уже в 1931 году памятник, мешавший проведению парадов и демонстраций, переместили к Собору Василия Блаженного.

Читать полностью Свернуть


О существование на Красной площади общественной трибуны, именуемой Лобным местом, впервые повествуют летописные источники середины XVI столетия. Возникновение в Москве «театра прокламаций» связывают со спасением столицы от нашествия крымских татар в 1521 году. До петровских времён Лобное место оставалось главной политической трибуной страны. С этой возвышенной круглой площадки оглашали царские указы и приговоры, объявляли об избрании патриарха, о начале войны или о заключении мира.

Зачастую на Лобном месте для всенародного поклонения выставляли мощи православных святых. А вот казни, вопреки распространённому мнению, здесь происходили крайне редко, в исключительных случаях. Древнерусский ораторский постамент, известный также как «Царево место», долгое время имел сакральное значение. Вплоть до революции возле него останавливались Крестные ходы, отсюда архиерей осенял народ крестным знамением.

Сохранившийся до наших дней облик сооружение приобрело в 1786 году. Тогда устаревший помост был реконструирован по проекту Матвея Казакова. Круглая платформа, выполненная из тёсаного камня, приобрёла каменные перила; вход был оформлен в виде двери с железной ажурной решёткой; для подъёма устроена лестница.

Со временем Лобное место утратило свою первоначальную роль. Тем не менее, вокруг него не перестают собираться люди. Незаурядная достопримечательность притягивает миллионы взглядов не только как необычный архитектурный объект, но и как историческое место, отмеченное торжественными и трагическими событиями многовековой российской истории.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Торгово-развлекательный центр

Парадным фасадом на Красную площадь выходит здание ГУМа - главного отечественного универмага. Масштабное трёхэтажное сооружение в псевдорусском стиле протянулось по восточной границе площади примерно на четверть километра. Возведённое в 1893 году здание почти всегда (за исключением первых лет советской власти) использовалось по своему первоначальному предназначению. Верхние торговые ряды, Государственный универсальный магазин, «Торговый дом ГУМ» - в этих трёх названиях запечатлелась не только судьба крупнейшего пассажа страны, но обозначились основные этапы в развитии российского государства. До революции здесь размещалось более 300 салонов известных торговых фирм, где были представлены практически все группы промышленных и продовольственных товаров. Именно здесь впервые появились ценники, исключающие торг. В XX веке историко-архитектурный памятник пережил национализацию, неоднократные угрозы сноса, всё же обернувшиеся двумя реконструкциями (в 1953-м и в начале 1980-х гг.), и, наконец, приватизацию.

Современный ГУМ не устаёт совершенствовать своё внутреннее пространство и смысловое наполнение. Сегодня это не просто самый красивый магазин в Москве, предлагающий покупателям широчайший спектр товаров, но и комфортная зона отдыха с многочисленными кафе и ресторанами, а также место проведения разнообразных культурных мероприятий - художественных выставок, концертов, модных показов, интересных фотосессий. Каждой зимой перед зданием ГУМа открывается рождественская ярмарка и главный городской каток.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность

Ансамбль Красной площади невозможно представить без Исторического музея. Огромное краснокирпичное здание, напоминающее нарядный древнерусский терем, было возведено на северном конце площади (напротив Собора Василия Блаженного) в 1875–1883 годах. Авторами архитектурного шедевра стали выдающиеся российские зодчие В.Шервуд и А.Семёнов. Неслучайно присутствие в декоре здания символических элементов: навершиями главных башен являются двуглавые орлы, а малые боковые шатры венчают фигуры львов и единорогов. Ведь именно здесь вскоре после окончания строительства расположился Императорский музей («Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича»), призванный стать хранителем исторических реликвий страны.

За время своего существования учреждение не только изменило название, став Государственным историческим музеем, но и значительно расширило свои фонды. Сегодня музейное собрание включает свыше 5 миллионов предметов, отражающих политику, экономику, культуру российского государства с древнейших времён до начала XX века. Среди экспонатов - личные вещи царей и императоров. Масштабная экспозиция поделена на залы, каждый из которых посвящён определённому периоду в жизни страны.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Путь на Красную площадь со стороны Манежной площади и площади Революции лежит через Воскресенские ворота - восстановленный фрагмент Китайгородской стены. Двухарочное сооружение с надвратными палатами и двумя шатровыми башнями, увенчанными двуглавыми орлами, расположено между Историческим музеем и зданием Городской думы. Торжественную надстройку ворота приобрели в 1680 году. Возведение же на этом месте двухпролётного проезда датируется 1535 годом.

За свою многовековую историю крепостное сооружение сменило не одно имя: ворота называли Неглиненскими (по когда-то стоящему рядом мосту через реку Неглинная), Троицкими (по ближней Троицкой башне Кремля). Именовались ворота и Триумфальными: через них осуществлялись торжественные въезды российских правителей на Красную площадь. Возникновение распространённого ныне названия «Воскресенские» объясняется тем, что в 1680 году к воротам была прикреплена икона Воскресения Христова. Исторический памятник также известен как Иверские ворота. Ещё в XVII веке между проездами была установлена Часовня Иверской иконы Божьей Матери - одна из самых почитаемых в Москве. Культовую постройку снесли вскоре после революции, а в 1931 году разобрали и Воскресенские (Иверские) ворота, мешавшие проезду военной техники в ходе парадов. И ворота, и часовню восстановили в 1994 году.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Расположенный в северной части Красной площади одноглавый собор, украшенный четырьмя ярусами килевидных кокошников, являет собой образец русского храмового зодчества первой половины XVII столетия. Над северо-западным углом открытой галереи, окружающей основной объём, возвышается шатровая колокольня - характерное сооружение того времени. Однако Казанский собор - не подлинный памятник старины, а воссозданный храм. Архитектурная копия древней церкви, разобранной в 1936 году, появилась на историческом месте в постсоветский период, в 1990–1993 годы.

Ещё в 1625 году деревянный предшественник каменного храма был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. Общенациональная известность этой святыни связана с событиями Смутного времени. Список с иконы (копия) сопровождал второе ополчение, освободившее Москву от польско-литовских интервентов. Казанский собор, возведённый в 1635 году на средства родоначальника династии Романовых - царя Михаила Федоровича, стал воинским храмом, своеобразным памятником русским воинам, павшим в борьбе за независимость своего Отечества. Культовое сооружение за несколько веков своего существования не раз перестраивалось. Сегодня мы можем и наблюдать его первоначальный облик, и сделать отличное фото столь знаковой достопримечательности.

Читать полностью Свернуть


За Казанским собором вдоль Никольской улицы находится архитектурный комплекс конца XVII столетия. Это один из старинных монетных дворов в Москве. Его называли Красным или Китайским (по расположению у Китайгородской стены). Старейшая постройка комплекса - двухэтажные кирпичные палаты с проездной аркой, возведённые в 1697 году. Фасад здания, обращённый во внутренний двор, богато украшен в барочном стиле. Окна второго этажа обрамлены белокаменными резными наличниками, простенки декорированы приставными колонками, по верху стены протянута цветная полоса изразцового фриза. Подвал палат использовался для хранения драгоценных металлов, на нижнем этаже функционировали кузница, плавильная и другие производственные помещения, верхний этаж занимали казначейная, пробирная, кладовая.

Красный монетный двор работал на протяжении столетия. Здесь чеканили золотые, серебряные и медные монеты общегосударственного образца. Надежная система охраны позволяла использовать двор и в качестве долговой тюрьмы. В дальнейшем комплекс перестраивали, появлялись новые корпуса для размещения государственных учреждений. Продолжала действовать тюрьма, где содержали таких опасных преступников, как Е. Пугачёв, А. Радищев. В начале XX века один из корпусов Старого монетного двора был преобразован в Никольские торговые ряды, часть построек приспособили под торговые помещения. В советское время в старинных зданиях размещались административные учреждения. Сегодня бывший монетный двор находится в распоряжении Государственного исторического музея.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры

Двухэтажное здание, расположенное напротив Исторического музея, между Воскресенскими воротами и Казанским собором, было построено в 30-х годах XVIII века как один из корпусов Монетного двора. С екатерининских времён его занимало Московское губернское правление. Свой первоначальный барочный декор, созданный архитектором П.Ф. Гейденом, сооружение утратило в 1781 году. Тогда в ходе реставрационных работ, осуществляемых знаменитым московским зодчим М.Ф. Казаковым, здание приобрело лепной классицистский фасад. Однако нередко дворовые фасады не менее интересны, чем парадные. Во внутреннем дворе можно наблюдать сохранившиеся элементы декоративной кирпичной кладки, характерной для раннего барокко. С 1806 года и до начала следующего столетия над Домом губернского правления возвышалась ратушная башня, служившая пожарной каланчой.

Не так давно историко-архитектурный памятник был отреставрирован и сегодня своим обновлённым фасадом оформляет восточную линию парадного входа на Красную площадь.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры

В конце XIX столетия к Дому губернского правления было пристроено представительное здание, предназначенное для Московской городской думы. Масштабы сооружения и его нарядный декор, характерный для древнерусского зодчества, делают его созвучным соседнему зданию Исторического музея, возведённому на десятилетие ранее. Автором проекта выступил выдающийся российский архитектор, мастер эклектики и псевдорусского стиля Д.Н. Чичагов. Ныне главный фасад старинной постройки определяет облик площади Революции (бывшей Воскресенской), одной из ближайших к Красной площади.

Депутаты заседали в роскошном «тереме» вплоть до 1917 года. После революции над главным входом вместо герба Москвы появился медальон с изображением рабочего и крестьянина, а само здание заняли отделы Московского совета. В 1936 году, после реконструкции внутренних помещений, уничтожившей первоначальное убранство, в здании был открыт Центральный музей В.И. Ленина - крупнейший выставочный центр, полностью посвящённый жизни и деятельности вождя социалистической революции. Сегодня это филиал Исторического музея, представляющий собой прекрасное экспозиционное пространство для проведения различных выставок.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Музей

Один из самых молодых и интереснейших музеев столицы - Музей Отечественной войны 1812 года - распахнул свои двери в 2012 году. Уникальные коллекции расположились в новом двухэтажном павильоне, занявшем пространство внутреннего двора между зданием бывшей Московской городской думы и палатами Красного Монетного двора. Автором проекта современного сооружения, удачно вписанного в историческую застройку, стал известный московский архитектор П.Ю. Андреев. Сотрудниками Исторического музея была проведена огромная работа по отбору экспонатов и подготовке их к показу.

На первом этаже выставочного комплекса представлена экспозиция, отражающая предысторию легендарных событий - десятилетний период взаимоотношений России и Франции накануне войны, а также мемориальный раздел, включающий серию картин «1812 год. Наполеон в России» В.В. Верещагина и собрание памятных медалей и раритетов. В экспозиционных залах второго этажа раскрывается образ самой Отечественной войны 1812 года, освещаются и последовавшие за ней заграничные походы, благодаря которым Европа освободилась из-под власти Наполеона. Современное выставочное пространство оснащено мультимедийной информационной системой, что делает посещение музея ещё более увлекательным.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Исторический памятник

Перед Сенатской башней Кремля расположен уникальный историко-архитектурный объект XX века - Мавзолей В.И.Ленина, ставший центром западной части Красной площади. Существующее каменное здание мавзолея, возведённое в 1929–1930 годах, - третье по счёту. Две предшествующие ему усыпальницы создавались как временные и были деревянными. Первый мавзолей был построен уже через 6 дней после смерти Ленина - 27 января 1924 года: так стало возможным продлить церемонию прощания с вождём мирового пролетариата после официальных похорон. Спустя полгода весьма скромную постройку сменило более значительное ступенчатое сооружение с колоннами и трибунами. Оба проекта были выполнены архитектором А.В. Щусевым. Впоследствии идея сохранить тело Ленина приобрела важное общественно-политическое значение, кроме того, бальзамирование было признано успешным. Тем же Щусевым был спроектирован вариант здания, призванного стать усыпальницей вождя на долгие годы.

Дошедший до наших дней памятник представляет собой железобетонную конструкцию с кирпичными стенами, облицованную гранитом, с отделкой мрамором и лабрадоритом. Надпись «Ленин» над входом инкрустирована из порфира. Зачастую пластическое решение мавзолея, имеющего ступенчатую композицию, связывают с вавилонскими зиккуратами. Однако здание на Красной площади являет собой своеобразную, и даже новаторскую форму в духе достижений авангарда. Хотя, безусловно, ритуально-мемориальный характер памятника и сам саркофаг Ленина отсылают нас к далёкому прошлому, к древней традиции поклонения мощам.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

На Красной площади находится и одно из самых известных мемориальных кладбищ страны - Некрополь у Кремлёвской стены. История легендарного погоста началась в 1917 году, когда в братских могилах, вырытых от Никольских до Спасских ворот, были похоронены 240 борцов революции, павших в Октябрьском вооружённом восстании в Москве. В дальнейшем у Кремлёвской стены появлялись не только братские могилы (всего в них погребено свыше 300 человек), но и отдельные захоронения. Первым, кого похоронили в отдельной могиле на Красной площади, стал Я. Свердлов (в 1919 году), последним - К. Черненко (в 1985-м).

За несколько десятилетий Почётный некрополь пополнился 12 могилами видных государственных и военных деятелей Советского Союза (И. Сталина, К. Ворошилова, С. Будённого, Л. Брежнева и других), а также 115 захоронениями в виде урн с прахом выдающихся личностей. Над могилами установлены памятники - бюсты знаменитых большевиков, за каждым из которых посажена голубая ель. На Кремлёвской стене, являющейся колумбарием, видны мемориальные доски, на которых золотыми буквами выгравированы имена и годы жизни «героев своего времени».

Список похороненных у Московского Кремля не исчерпывается советскими политиками и военачальниками, а включает также иностранных коммунистов, деятелей науки, лётчиков и космонавтов. В некрополе погребены А. Луначарский, В. Чкалов, М. Горький, С. Королёв, Ю. Гагарин, Г. Жуков, М. Келдыш и другие.

Читать полностью Свернуть

Кремль, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Из двадцати башен Кремля на Красную площадь выходят четыре - Угловая Арсенальная, Никольская, Сенатская и Спасская. Последняя - высокая и красивая башня с часами знакома каждому: праздничный бой её курантов давно стал атрибутом Нового года в России.

Архитектурное сооружение, построенное в 1491 году, возвышается над главными воротами Московского Кремля, издавна почитаемыми как святые. Через эти ворота в древнюю крепость въезжали великие князья и цари, а начиная с XVIII века - российские императоры; через них прибывали послы иностранных государств; через них проходили крестные ходы.

Первоначально башня именовалась Фроловской, в честь ближайшей церкви Фрола и Лавра, ныне не существующей. Второе название было дано в 1658 году по образу Спаса Смоленского, помещенному над Фроловскими воротами после освобождения русскими войсками Смоленска в 1514 году. Икона, более 70 лет скрытая под слоем штукатурки, в 2010 году была восстановлена.

Для соблюдения времени богослужения ещё в XVI веке на башне были установлены первые часы. Нынешний облик куранты приобрели в середине XIX столетия. Механизм в разное время «обучали» разным мелодиям. Сегодня главные часы страны умеют исполнять мелодию гимна Российской Федерации и хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Музей, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Ещё в первой половине XIV столетия на вершине Боровицкого (Кремлёвского) холма были возведены первые белокаменные храмы, определившие пространственную организацию будущей Соборной площади. Древние постройки не сохранились, однако новые соборы выросли на месте своих предшественников. Строительство величественных культовых сооружений осуществлялось в конце XV - начале XVI века - в период, когда завершалось объединение русских земель вокруг Москвы, превратившейся в столицу единого Русского государства.

Соборная площадь, являющаяся историческим и архитектурным центром Московского Кремля, спустя пять веков сохранила уникальный архитектурный ансамбль, включающий знаменитые памятники русского храмового зодчества - Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Церковь Ризположения, Колокольню «Иван Великий», собор Двенадцати апостолов. Помимо архитектурной ценности храмы имеют важное историко-мемориальное значение. Успенский собор знаменит тем, что в нём происходили все коронации российских монархов, начиная с Ивана III и заканчивая Николаем II. А усыпальницей русских правителей (великих и удельных князей, царей) стал Некрополь Архангельского собора. В настоящее время соборы Кремля являются не только действующими православными храмами, но и музеями, экспонирующими шедевры древнерусского искусства.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность, Исторический памятник

История музейного дела на территории Московского Кремля началась в 1806 году, когда по указу императора Александра I статус музея получила Оружейная палата. Первоначальное собрание составила хранившаяся в Кремле сокровищница, первые сведения о которой датируются XV веком. После революции кроме Оружейной палаты музейными учреждениями стали соборы Кремля, Патриаршие палаты. В стенах исторических зданий сегодня размещаются постоянные экспозиции, проводятся временные тематические выставки.

Многие коллекции музеев Московского Кремля поистине уникальны. Это и коллекция государственных регалий, коллекция удивительных дипломатических даров, коллекция коронационных костюмов, редчайших старинных экипажей российских правителей, богатейшая коллекция оружия и доспехов. В музейное собрание входит около трёх тысяч икон, охватывающих период с конца XI до начала XX века. Особый интерес представляет археологическая коллекция, которую образуют артефакты, найденные на территории Кремля.

Дошедший до наших дней ансамбль колокольни «Иван Великий», складывавшийся на протяжении трёх с лишним столетий, включает в себя три разновременных объёма. Это столп колокольни Ивана Великого, в 1600 году увеличивший свою высоту до 81 м, Успенская звонница середины XVI - второй половины XVII века, а также увенчанная шатром Филаретовая пристройка - звонница первой половины XVII века. До начала XVIII столетия Колокольня являлась самым высоким в России зданием. В 1812 году при отступлении из Москвы французские войска взорвали храм: столп колокольни уцелел, однако северные пристройки были разрушены до основания. Вскоре после окончания войны памятник был восстановлен.

Сегодня на трёх ярусах звона колокольни «Иван Великий» и на примыкающих к ней пристройках находятся 22 старинных колокола. С 2008 года в историческом здании работает музей, знакомящий посетителей с его уникальным внутренним пространством. Со смотровой площадки памятника отрывается панорамный обзор и восхитительные виды на Кремль и Замоскворечье.

Царь-пушка, по своему устройству, несомненно, являющаяся орудием, ни разу не участвовала в боевых действиях. Никому не удалось услышать и звон Царь-колокола, от которого во время пожара откололся огромный кусок весом 11 т и который к тому же целое столетие пролежал в яме, представ на суд публики лишь в 1836 году. Однако вопрос о функциональности одного из кремлёвских исполинов в XX веке получил неожиданный ответ: исследователи установили, что Царь-пушка стреляла как минимум один раз. Как бы то ни было, уже сам облик памятников - их внушительные размеры и искусное декоративное оформление поражают воображение и вызывают неподдельный восторг.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Музеем русского дворцового интерьера по праву называют Большой Кремлёвский дворец. Однако музейным учреждением роскошный дворцовый комплекс Московского кремля никогда не был. Масштабное сооружение, возведенное в 1838–1849 годах, первоначально служило московской резиденцией российских монархов и их семей. Над созданием архитектурного шедевра работала группа выдающихся русских зодчих, которую возглавлял знаменитый петербургский архитектор, мастер «русско-византийского» стиля Константин Тон.

В советское время в залах бывшего императорского дворца проходили сессии Верховного Совета СССР. Сегодня это парадная резиденция Президента России. Здесь проводятся церемонии вступления главы государства в должность, переговоры с лидерами других стран, церемонии вручения государственных наград и другие официальные общегосударственные мероприятия. Однако увидеть великолепное убранство дворца всё же возможно: в свободное от мероприятий время по предварительным заявкам организаций здесь осуществляется экскурсионное обслуживание.

Главная достопримечательность набережной - Московский Кремль, а именно - его южная стена. В самом её начале расположена круглая Водовзводная башня, далее - Благовещенская башня, за которой следуют - Тайницкая, две Безымянных и Петровская башни. Замыкает набережную угловая Беклемишевская башня и Большой Москворецкий мост. За стеной и башнями виден не только Большой Кремлёвский дворец, но Архангельский и Благовещенский соборы и, конечно же, 81-метровая Колокольня Ивана Великого. С Кремлёвской набережной открывается изумительный вид на Васильевский Спуск и, частично, на Красную площадь.

Читать полностью Свернуть

Парк, Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

От Красной площади до Кремлевской набережной вдоль западной стены Московского Кремля протянулся парк, история которого насчитывает почти два столетия. Устройство сада, спроектированного знаменитым архитектором Осипом Бове, приходится на 1820–1823 годы. Тогда в Москве активно проводились восстановительные работы после пожара 1812 года. Парк, выросший над заключённой в трубу рекой Неглинкой, включал три сада (Верхний, Средний и Нижний), именовавшиеся Кремлёвскими. Нынешнее общее название было получено в 1856 году в честь Александра I, победителя Наполеона и освободителя Европы.

Старинный сад, преобразившийся за последние годы, всё же сохранил былое очарование и первоначальную планировку. До сих пор существуют отчетливые границы между его тремя частями. Главным входом в сад по-прежнему являются великолепные чугунные ворота с двуглавыми орлами, изготовленные по проекту Е. Паскаля. Среди знаменитых достопримечательностей Александровского сада - «Итальянский грот» у подножия Средней Арсенальной башни, символизирующий возрождение Москвы из пепла, Могила Неизвестного Солдата, композиция с фонтанами и скульптурами, имитирующая русло реки Неглинки. Вдоль живописных аллей парка, которые становятся отличным фоном для туристических фото, произрастают различные виды кустарников и деревьев, среди которых - двухсотлетний дуб.

Читать полностью Свернуть

Посмотреть все объекты на карте


Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея . С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани , который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.

Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.

Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади . Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.

За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж . Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Храм строился в 1552-1554 гг. в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555-1561 гг. зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов.

  • Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже – во имя святого Андриана и Наталии.
  • Восточная церковь освящена во имя Троицы.Южная церковь - во имя Николы Великорецкого.
  • Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
  • Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
  • Юго-восточная церковь - во имя Александра Свирского.
  • Юго-западная церковь - во имя Варлаама Хутынского.
  • Северо-западная - во имя Григория Армянского.

Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда - символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.

Музей в соборе Василия Блаженного в Москве на Красной площади

Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16-19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16-19 веков. В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16-19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.

Что еще почитать