Святые XXI века. Канонизация святых в русской православной церкви

ХХ век в России явил число мучеников и исповедников, сопоставимое с первыми веками христианства. К Юбилейному Архиерейскому Собору в 2000 году готовилась канонизация «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу новомучеников и исповедников Российских XX века». Из них на данный момент прославлено более 1700 человек.

Пострадал — еще не значит святой

Собирают материал и изучают архивные свидетельства о людях, пострадавших за веру, в епархиальных комиссиях по канонизации. Основной источник информации — следственные дела ФСБ. «В Санкт-Петербургском отделении ФСБ хранится 94000 дел,— говорит протоиерей Владимир Сорокин.— Из них надо вычленить тех, кто пострадал по признаку веры. Это означает внимательно просмотреть все дела: сажали ведь не только священно-служителей и мирян, но много других людей. В Москве сотрудники Синодальной комиссии по канонизации уже перебрали практически все дела, а нам еще предстоит большая работа».
Сейчас в картотеке комиссии — 4731 имя: дела этих людей тщательно проверены. Что необходимо проверять? Многие думают: пострадал за веру — значит, святой. Но если для канонизации священномученика протоиерея Петра Скипетрова, зверски убитого в 1918 году, не требовалось никаких особых доказательств, то с теми, кто пострадал в 1930е, уже сложнее: причислить к лику святых возможно лишь тех, кто не просто был репрессирован, но проявил стойкость. "Мы в Церкви, здесь свои законы и критерии. Наша задача — найти как можно больше материалов. Желательно выявить всех, кто пострадал за веру в нашем регионе и вообще в Русской Церкви«,— говорит отец Владимир.
Секретарь комиссии по канонизации Лидия Соколова в архиве ФСБ фотографирует материалы. Потом члены комиссии их исследуют, сопоставляют, анализируют, и только после этого можно ставить вопрос о возможной канонизации. «Когда рабочая часть сделана, нужно посмотреть, как человек себя вел, с кем был связан, с какими людьми общался,— объясняет отец Владимир.— Можно было вести себя по-разному: кто малодушничал, кто вел себя смело, кто — находчиво. Чекисты тоже по-разному подходили к каждому человеку».
Синодальную комиссию часто критикуют за то, что «мало канонизируют». Поэтому было издано несколько книг и брошюр с разъяснениями, кого можно канонизировать, кого нельзя. Например, не может быть прославлен тот, кто кого-то оговорил или снял с себя сан. «Если человек назвал какое-то имя, это еще не значит, что он кого-то оговорил,— уточняет отец Владимир.— Может быть, у него не было другого выхода: при обыске нашли переписку, фотографии. Но одно дело — просто подтвердить, что знаешь этого человека, другое — сказать, что этот человек занимался антисоветской деятельностью». Понятно, что показания из людей выбивались, не все выдерживали: «Бывает, человек вел себя блестяще, а потом в какой-то момент все же сломался».

Чудо, что кто-то остался в живых...

У отца Владимира есть помощники: сотрудник библиотеки Духовной академии Александр Бовкало, церковный историк Александр Галкин. Материалы собирают не только сотрудники комиссии: «Каждый настоятель должен выявить репрессированных священнослужителей, об этом я все время говорю на епархиальных собраниях. Мы издали синодик, где привели предварительные сведения. Сейчас готовим третье издание, более полное. Дело настоятеля — взять синодик и найти священников, которые служили у них на приходах. Обязательно нужны копии следственных дел, заказанные в архивах, особенно протоколы допросов. А вдруг процесс как-то отражался в печати? А может, есть чьи-то воспоминания?.. Настоятель все это собирает и представляет нам на комиссию. В первом чтении неизбежно возникают вопросы, и мы даем задание доработать тот или иной момент».
Часто люди недоумевают: репрессии были необоснованными, дела — сфабрикованными, как можно верить этим документам? Фальсификация есть именно в формировании дела: большинство «контрреволюционных организаций» придумали для удобства — дело иосифлян, дело академиков, дела литературных кружков. Но материалы о том, как себя вели люди на следствии, правдивы. «Чекисты вели дела тщательно, все записывали. Великое благо, что дела не уничтожены! Кстати, дают нам далеко не все: например, приносят дело, а там не все страницы открыты. То, что писали доносчики, агенты, не рассекречивается: одно время предоставляли сведения об агентах, а их потомки начинали мстить. Пускай лучше время пройдет, мы подождем».
Комиссии удалось сделать вывод: в 1930е перед органами ставили задачу уничтожить всех священников. «Мои помощники обнаружили уникальный документ — рукопись Патриарха Алексия I (Симанского) в бытность его митрополитом Ленинградским. Он в 1936-1937 годах составил список всех священнослужителей своей епархии (а это не только Ленинград и область, но и Новгородская область, и часть Вологодской) и отмечал крестиком, кто выбыл. Из этого списка ясно, что были расстреляны даже те, кто служил в глухой деревне, никакого особого влияния на народ не имея. Посылали из города милиционера (а нужно было транспорт для этого предоставить), забирали священника, везли сюда и расстреливали. Некоторые районы просто подчистую, ни одного храма не оставалось! Теперь можно с полным правом говорить о геноциде православного духовенства». Каким же образом хоть кто-то из священников остался в живых? «В большом городе была возможность уцелеть,— объясняет отец Владимир.— Должен же кто-то был служить, чтобы для заграницы показать, что храмы и священники у нас все-таки есть. А в деревнях и небольших городах остаться в живых священнику было невозможно».

За други? Но не за Христа...

Можно ли прийти с улицы и сказать: «Мой родственник пострадал за веру»? Да, можно, и происходит такое часто, приносят документы, фотографии, воспоминания. Случаются и курьезы — приходят люди абсолютно нецерковные и, например, говорят: «Нужно канонизировать мою мамочку, она была человеком святой жизни, воевала...» Некоторые предлагают канонизировать не своих родственников, а Ивана Грозного, Григория Распутина. Однажды пришел военный и принес житие... Дмитрия Карбышева. Как отец Владимир ни объяснял, что, во-первых, Карбышев — коммунист, во-вторых, он не совершал подвиг за веру, этот военный возражал: «Но он же положил душу за други своя». И даже довод, что Церковь прославляет людей, пострадавших за Христа, его не убедил. К сожалению, всегда находятся люди, которые не понимают церковную жизнь и предъявляют к Церкви странные претензии. «Среди историков много безбожников,— говорит отец Владимир.— Они не просто не веруют, но и критикуют Церковь. В советское время выходила книжка „Русские святые — кто они?“ профессора Николая Гордиенко, там говорится, что не надо было канонизировать Сергия Радонежского, Серафима Саровского, дескать, что в них хорошего — мало работали, только молились! Надо было канонизировать Ивана Болотникова, Степана Разина, они же были за простой народ! Сейчас вроде времена другие, но выпады против Церкви продолжаются, и мы должны быть к этому готовы. Именно поэтому в таком важном деле, как канонизация, не может быть ошибок. Зарубежная Церковь многих причислила к лику святых, не имея достаточных данных, а потом обнаружилось, что среди этих людей есть те, кто снял с себя сан. После подписания Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ создана Согласительная комиссия, и все данные снова будут пересматриваться».

А впереди — новые имена...

Какие документы будут направлены в Синодальную комиссию в ближайшее время? Собраны все имеющиеся в наличии материалы об отце Алексии Кибардине, иосифлянине, настоятеле Феодоровского собора в Царском Селе, служившем в Вырице после войны и ареста. Он имел весьма условное отношение к Псковской миссии, а срок получил больше всех — 25 лет. Жизнь этого священника поистине исповедническая. Иногда труды комиссии приносят неожиданные и радостные плоды: например, когда собирали материал о священномученике протоиерее Михаиле Чельцове, разыскали его внука — ученого, член-корреспондента Академии наук. Он стал помогать, а в результате нашел всех своих родственников, воцерковился, внуков своих крестил. Теперь внук священномученика ходит в Троице-Измайловский собор, а недалеко от собора стоит поклонный крест в память об отце Михаиле.«Мы полагаемся на волю Божию, но и сами очень ответственно относимся ко всем материалам и данным. Мы не торопимся и не можем торопиться, перед нами не стоит задача канонизировать больше и быстрее. Ксения Блаженная ждала 200 лет...»

Татьяна Кириллина

ХХ век в России явил число мучеников и исповедников, сопоставимое с первыми веками христианства. К Юбилейному Архиерейскому Собору в 2000 году готовилась канонизация «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу новомучеников и исповедников Российских XX века». Из них на данный момент прославлено более 1700 человек.

Пострадал - еще не значит святой

Собирают материал и изучают архивные свидетельства о людях, пострадавших за веру, в епархиальных комиссиях по канонизации. Основной источник информации - следственные дела ФСБ. «В Санкт-Петербургском отделении ФСБ хранится 94000 дел,- говорит протоиерей Владимир Сорокин.- Из них надо вычленить тех, кто пострадал по признаку веры. Это означает внимательно просмотреть все дела: сажали ведь не только священно-служителей и мирян, но много других людей. В Москве сотрудники Синодальной комиссии по канонизации уже перебрали практически все дела, а нам еще предстоит большая работа».

Сейчас в картотеке комиссии - 4731 имя: дела этих людей тщательно проверены. Что необходимо проверять? Многие думают: пострадал за веру - значит, святой. Но если для канонизации священномученика протоиерея Петра Скипетрова, зверски убитого в 1918 году, не требовалось никаких особых доказательств, то с теми, кто пострадал в 1930е, уже сложнее: причислить к лику святых возможно лишь тех, кто не просто был репрессирован, но проявил стойкость. "Мы в Церкви, здесь свои законы и критерии. Наша задача - найти как можно больше материалов. Желательно выявить всех, кто пострадал за веру в нашем регионе и вообще в Русской Церкви«,- говорит отец Владимир.

Секретарь комиссии по канонизации Лидия Соколова в архиве ФСБ фотографирует материалы. Потом члены комиссии их исследуют, сопоставляют, анализируют, и только после этого можно ставить вопрос о возможной канонизации. «Когда рабочая часть сделана, нужно посмотреть, как человек себя вел, с кем был связан, с какими людьми общался,- объясняет отец Владимир.- Можно было вести себя по-разному: кто малодушничал, кто вел себя смело, кто - находчиво. Чекисты тоже по-разному подходили к каждому человеку».

Синодальную комиссию часто критикуют за то, что «мало канонизируют». Поэтому было издано несколько книг и брошюр с разъяснениями, кого можно канонизировать, кого нельзя. Например, не может быть прославлен тот, кто кого-то оговорил или снял с себя сан. «Если человек назвал какое-то имя, это еще не значит, что он кого-то оговорил,- уточняет отец Владимир.- Может быть, у него не было другого выхода: при обыске нашли переписку, фотографии. Но одно дело - просто подтвердить, что знаешь этого человека, другое - сказать, что этот человек занимался антисоветской деятельностью». Понятно, что показания из людей выбивались, не все выдерживали: «Бывает, человек вел себя блестяще, а потом в какой-то момент все же сломался».

Чудо, что кто-то остался в живых...

У отца Владимира есть помощники: сотрудник библиотеки Духовной академии Александр Бовкало, церковный историк Александр Галкин. Материалы собирают не только сотрудники комиссии: «Каждый настоятель должен выявить репрессированных священнослужителей, об этом я все время говорю на епархиальных собраниях. Мы издали синодик, где привели предварительные сведения. Сейчас готовим третье издание, более полное. Дело настоятеля - взять синодик и найти священников, которые служили у них на приходах. Обязательно нужны копии следственных дел, заказанные в архивах, особенно протоколы допросов. А вдруг процесс как-то отражался в печати? А может, есть чьи-то воспоминания?.. Настоятель все это собирает и представляет нам на комиссию. В первом чтении неизбежно возникают вопросы, и мы даем задание доработать тот или иной момент».

Часто люди недоумевают: репрессии были необоснованными, дела - сфабрикованными, как можно верить этим документам? Фальсификация есть именно в формировании дела: большинство «контрреволюционных организаций» придумали для удобства - дело иосифлян, дело академиков, дела литературных кружков. Но материалы о том, как себя вели люди на следствии, правдивы. «Чекисты вели дела тщательно, все записывали. Великое благо, что дела не уничтожены! Кстати, дают нам далеко не все: например, приносят дело, а там не все страницы открыты. То, что писали доносчики, агенты, не рассекречивается: одно время предоставляли сведения об агентах, а их потомки начинали мстить. Пускай лучше время пройдет, мы подождем».

Комиссии удалось сделать вывод: в 1930е перед органами ставили задачу уничтожить всех священников. «Мои помощники обнаружили уникальный документ - рукопись Патриарха Алексия I (Симанского) в бытность его митрополитом Ленинградским. Он в 1936–1937 годах составил список всех священнослужителей своей епархии (а это не только Ленинград и область, но и Новгородская область, и часть Вологодской) и отмечал крестиком, кто выбыл. Из этого списка ясно, что были расстреляны даже те, кто служил в глухой деревне, никакого особого влияния на народ не имея. Посылали из города милиционера (а нужно было транспорт для этого предоставить), забирали священника, везли сюда и расстреливали. Некоторые районы просто подчистую, ни одного храма не оставалось! Теперь можно с полным правом говорить о геноциде православного духовенства». Каким же образом хоть кто-то из священников остался в живых? «В большом городе была возможность уцелеть,- объясняет отец Владимир.- Должен же кто-то был служить, чтобы для заграницы показать, что храмы и священники у нас все-таки есть. А в деревнях и небольших городах остаться в живых священнику было невозможно».

За други? Но не за Христа...

Можно ли прийти с улицы и сказать: «Мой родственник пострадал за веру»? Да, можно, и происходит такое часто, приносят документы, фотографии, воспоминания. Случаются и курьезы - приходят люди абсолютно нецерковные и, например, говорят: «Нужно канонизировать мою мамочку, она была человеком святой жизни, воевала...» Некоторые предлагают канонизировать не своих родственников, а Ивана Грозного, Григория Распутина. Однажды пришел военный и принес житие... Дмитрия Карбышева. Как отец Владимир ни объяснял, что, во-первых, Карбышев - коммунист, во-;вторых, он не совершал подвиг за веру, этот военный возражал: «Но он же положил душу за други своя». И даже довод, что Церковь прославляет людей, пострадавших за Христа, его не убедил.К сожалению, всегда находятся люди, которые не понимают церковную жизнь и предъявляют к Церкви странные претензии. "Среди историков много безбожников,- говорит отец Владимир.- Они не просто не веруют, но и критикуют Церковь. В советское время выходила книжка „Русские святые - кто они?“ профессора Николая Гордиенко, там говорится, что не надо было канонизировать Сергия Радонежского, Серафима Саровского, дескать, что в них хорошего - мало работали, только молились! Надо было канонизировать Ивана Болотникова, Степана Разина, они же были за простой народ! Сейчас вроде времена другие, но выпады против Церкви продолжаются, и мы должны быть к этому готовы. Именно поэтому в таком важном деле, как канонизация, не может быть ошибок. Зарубежная Церковь многих причислила к лику святых, не имея достаточных данных, а потом обнаружилось, что среди этих людей есть те, кто снял с себя сан. После подписания Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ создана Согласительная комиссия, и все данные снова будут пересматриваться«.А впереди - новые имена...Какие документы будут направлены в Синодальную комиссию в ближайшее время? Собраны все имеющиеся в наличии материалы об отце Алексии Кибардине, иосифлянине, настоятеле Феодоровского собора в Царском Селе, служившем в Вырице после войны и ареста. Он имел весьма условное отношение к Псковской миссии, а срок получил больше всех - 25 лет. Жизнь этого священника поистине исповедническая.Иногда труды комиссии приносят не-ожиданные и радостные плоды: например, когда собирали материал о священномученике протоиерее Михаиле Чельцове, разыскали его внука - ученого, член-корреспондента Академии наук. Он стал помогать, а в результате нашел всех своих родственников, воцерковился, внуков своих крестил. Теперь внук священномученика ходит в Троице-Измайловский собор, а недалеко от собора стоит поклонный крест в память об отце Михаиле.«Мы полагаемся на волю Божию, но и сами очень ответственно относимся ко всем материалам и данным. Мы не торопимся и не можем торопиться, перед нами не стоит задача канонизировать больше и быстрее. Ксения Блаженная ждала 200 лет...»

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Кажется, уже прошли те времена, когда святые подвижники веры православной жили на нашей земле, о которых мы ежедневно публикуем рассказы в рубрике Жития святых.

И, наверное, для многих из Вас будет большим удивлением узнать о современном подвижнике, живущим святой и благочестивой жизнью в наш 21 век!

Этого святого человека зовут Добри Добрев, и живет он в православной Болгарии.

Ниже мы размещаем удивительную историю жизни Добри Добрева, взятую из православного сайта Православие.ру, по материалам Станки Косовой.

«Б олгарскому старцу Добри Добреву 14 июля 2014 года исполнится, Бог даст, 100 лет. Он известен всей Болгарии. Уже при жизни его называют святым. Он аскет, отшельник, бессребреник – и в то же время ктитор многих болгарских храмов и монастырей. Сбор пожертвований на восстановление храмов Божиих – вот его главное занятие в последние несколько десятков лет. Дарит он им огромные суммы, себе же не оставляет ни гроша.

Его можно увидеть на улицах болгарской столицы в любую погоду, ему не страшны ни мороз, ни ненастье, он не боится, что может остаться голодным, не огорчается, когда попадаются люди, безучастные к его богоугодному делу. Лицо его всегда излучает благость и кротость. Он готов поцеловать детскую ручку, опустившую монету в его кружку, готов беседовать о Боге с каждым прохожим, благодарит за подаяние.

Однако старец Добри – не попрошайка. Он не хочет, чтобы незнакомые люди спасали его в его телесных потребностях, он сам хочет спасти их души. Можно ли назвать попрошайкой человека, который не помнит о собственных нуждах и собирает деньги для высокой миссии, далекой от материальных благ?

Дарить храму – значит дарить грядущим поколениям, вкладывать в светлое, благочестивое будущее, в умножение человеколюбия. Так считает старец Добри и не ищет никакой благодарности и признания.

Он уважает людей и не держит в душе никакого зла. Он видит, что мир вокруг эгоистичен, но не отчаивается, а подает пример своими дарениями. Поэтому многие перед ним преклоняются.

Судьба бессребреника

В жизни старца Добри многое остается тайной. Добрый старец не желает быть известным и не хочет разглашать подробностей своего жития-бытия. Ему достаточно того, что его знают как добряка, собирающего деньги и жертвующего их болгарским храмам и монастырям. Он не считает, что его личная жизнь важнее, чем дела общественные.

Этот человек с широко открытым сердцем родился в 1914 году в селе Байлово, известном как малая родина другого великого болгарина – Елина Пелина. Оно затерялось где-то в западных отрогах Ихтиманской Средней горы.

У деда Добри четверо детей, и двух из них он уже пережил. Сейчас одна из дочерей заботится о нем, хоть и живет в Софии. Он не скрывает огорчения, которое доставляют ему ложные слухи, будто бы он оставил детей без наследства и раздарил деньги, вырученные им от продажи семейной собственности. Потому и подробностями о семье он не делится.

О его прошлом известно, что на войне он стал туговат на ухо из-за упавшего рядом снаряда. Что его подтолкнуло к тому, чтобы стать Божиим странником, он не говорит. Сам Елин Пелин пишет: «Красиво мое село родное, красиво, да очень уж бедно». А дед Добри делает это место богатым духовно.

Сколько себя помнят жители села, дедушка Добри всё обходит храмы и монастыри по всей Болгарии, собирает пожертвования и помогает им. Односельчане, почти каждый Божий день видящие этого доброго самарянина, абсолютно уверены в том, что он отдает каждую стотинку, падающую в его кружку. Он ни разу ничего себе не оставил, убеждены они.

Скромный дом для большой души

Нынешний дом деда Добри расположен в нескольких шагах от дома-памятника его знаменитого односельчанина Елина Пелина. Ведь наш святой из Байлово уже давно стал настоящим аскетом и оставил удобства своего родного дома наследникам и родственникам. Сейчас он живет в маленькой бедной каморке во дворе сельской церкви в имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Хотя у него и естькровать, но он предпочитает спать на полу: не хочет пользоваться никакими благами современной цивилизации. На столике в его скромной комнате – только ломоть хлеба да половинка помидора, но этого ему достаточно, чтобы прожить текущий день.

Зимним холодным и неприветливым утром его можно увидеть с засученными рукавами, в стареньком черном фартуке таскающим доски или ведра с водой через церковный двор. Возле храма свалены груды пиломатериалов и инструменты. Ремонт кровли закончен, но предстоят еще работы по восстановлению ветхого здания. Деньги на его обновление, естественно, пожертвованы добрым дедом. Несмотря на свои немалые года, он активно помогает в тяжелых трудах местному работнику.

Сельская церковь была воздвигнута мастером Ганчо Трифоновым в 1884 году и значится памятником культуры. Однако недавно байловский батюшка скончался, и теперь совершать богослужения время от времени приходит священник из соседних сел. Поэтому дед Добри сам утром отпирает церковь, а вечером запирает ее.

Пришелец из прошлого – или… будущего

В своей аутентичной одежде – лаптях и домотканом кафтане, с длинными белыми волосами и седой бородой старец многими воспринимается как пришелец из прошлого. Он скорее напоминает самого почитаемого подвижника Болгарской Церкви – преподобного Иоанна Рильского, чем современника нынешней безнравственности и коррупции. Он как будто шагнул сюда из стародавних времен, когда царили добрые нравы, а милосердие и вера имели под собой здоровые основания.

В то же время дед Добри – пришелец… из будущего в буквальном смысле этого слова, не устающий курсировать между родным селом и другими уголками, продолжая свое богоугодное дело поддержки Церкви и духовности.

Когда Добри Добрев был моложе, он частенько преодолевал пешком расстояние от Байлово до Софии, а это более 25 км. Но теперь он уже не может рассчитывать на свои старенькие ноги и пользуется автобусом. Поскольку его знают очень хорошо, то водители даже не берут с него денег за проезд. Часто в том, чтобы обеспечить себя дневным пропитанием, он полагается на щедрость прохожих. Летом, случается, можно увидеть деда Добри вкушающим подаренный ему сладкий спелый арбуз.

Священные миссии

В последние годы дедушка Добри чаще всего ходит в собор святого благоверного Александра Невского и церковь Седмочисленных святых в Софии. Там он собирает деньги, необходимые для реставрации Байловской церкви святых Кирилла и Мефодия, – 10 тысяч левов. Он уже сделал пожертвования на обновление церквей в городе Калофере и селе Поибрене. В целом 25 тысяч левов передал старец на реставрацию Елешницкого монастыря и сельского храма в Горно Камарци.

Однако самым масштабным пожертвованием, способствовавшим популяризации дела святого старца из Байлово, бесспорно, стал его вклад в храм-памятник святого Александра Невского. Весьма значительную сумму в 35 тысяч левов для самого большого Божиего храма Болгарии добрый дед собирал годами.

И вот в мае 2009 года старец нашел секретаря церковного совета этого храма Стефана Калайджиева и открыл ему свое намерение сделать крупное пожертвование на храм. Как оказалось, деньги копейка за копейкой вносились близкой родственницей деда Добри на банковский счет в городе Нови Искыр. И потому они вдвоем с секретарем отправились в этот городок и стали обходить один за другим все банковские офисы в поисках того, в котором хранится это пожертвование. И после всего лишь одной подписи самый крупный в Болгарии храм получил самое крупное за всю свою историю пожертвование.

Как говорит Стефан Калайджиев, пожертвования прихожан в среднем за год составляют 2–2,5 тысячи левов. Собираются они в основном в дни праздников. На деньги, пожертвованные дедом Добри, был обновлен и заново вызолочен святой престол собора святого Александра Невского, куплены новые облачения и завесы, устранена протечка. В знак благодарности служащие в храме во главе с отцом Тихоном посетили скромное жилище аскета в Байлово и предложили ему помощь в покупке самой необходимой мебели. Однако святой из Байлово от всего отказался.

«Это человек, собирающий добродетели, он собирает плоды в жизнь вечную», – подытоживает секретарь церковного совета собора святого Александра Невского.

Названные выше пожертвования – лишь часть из тех, которые стали известны. Остальные же являются неотъемлемым достоянием и венцом славы того, кем они собирались.

Говоря о старчестве в православной традиции, принято считать это явление чем-то вроде удивительного и невозможного в наши дни пережитка старины: Сергий Радонежский, благословляющий Дмитрия Донского на Куликовскую Битву; Серафим Саровский, дающий мудрые советы Александру I... Старчество - живое явление современной церковной жизни, и сегодня «Русская семерка» расскажет вам о семи великих старцах XX века.

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938) - Святая Гора Афон

И великие подвижники, и молодые монахи, молившиеся в кельях монастыря Святого Пантелеимона на горе Афон, сходились на том, что Преподобный Силуан Афонский «достиг в меру святых Отцов».

Будущий великий старец родился в семье тамбовских крестьян в 1866 году и с юности возмечтал стать монахом. Родители не противились решению сына, но настояли на том, чтобы для начала он прошел военную службу в Петербурге. Сразу после окончания службы Семен - так звали Преподобного Силуана до монашеского пострига - отправился на Святую Гору Афон и поступил в монастырь Святого Пантелеимона, называемый также Россикон.

Преподобный Силуан прожил в обители 46 лет, но несмотря на это остался «неявленным» для большей части братии - он редко принимал посетителей и мало общался с монахами, однако те, кто имел счастье обратиться к нему со своими вопросами и проблемами, всегда получали утешение, поддержку и мудрейшие ответы - ответы человека, которому открылась Воля Божья.

Вот как вспоминал Преподобного Силуана Святитель Николай (Велимирович): «Он не был строг к чужим грехам, как бы велики они ни были. Он говорил о безмерной любви Божией к грешнику, и приводил грешного человека к тому, чтобы тот сам себя строго осудил. <...> Этот дивный духовник был простой монах, но богач в любви к Богу и ближним. Сотни монахов со всей Святой Горы приходили к нему, чтобы согреться огнем его пламенной любви. Но особенно сербские монахи из Хиландара и Постницы любили его. В нем они видели своего духовного отца, который возрождал их своей любовью...»

Преподобный Нектарий (Тихонов) (1858 - 1928) - Оптина Пустынь

Преподобный Нектарий (Тихонов) был одним из самых уважаемых, харизматичных и обаятельных старцев Оптиной Пустыни. Этот удивительный человек, без сомнения стяжавший Божью благодать и обладавший даром прозорливости, не только помогал своим духовным чадам в самых непростых жизненных ситуациях, не просто подсказывал приходившим к нему с вопросами верные решения, но и буквально влюблял в себя каждого, кто имел счастье общаться с ним.

Вспоминая о Преподобном Нектарии, его духовные чада говорят, что бывал он и строг, и ласков, но всегда за словами и поучениями его стояла подлинная прозорливость и невероятная любовь к каждому, кто входил в его келью. Впрочем, сам старец был не склонен считать себя старцем: «Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев. А мы малы - у нас кот» - не раз повторял он.

О своем провидческом даре Преподобный Нектарий также отзывался со смирением и даже сомнением: «У меня иногда бывают предчувствия, и мне открывается о человеке, а иногда – нет. И вот удивительный случай был. Приходит ко мне женщина и жалуется на сына, ребенка девятилетнего, что с ним нет сладу. А я ей говорю: «Потерпите, пока ему исполнится двенадцать лет». Я сказал это, не имея никаких предчувствий, просто потому, что по научности знаю, что в двенадцать лет у человека часто бывают изменения. Женщина ушла, я и забыл о ней. Через три года приходит эта мать и плачет: «Умер сын мой, едва исполнилось ему двенадцать лет». Люди, верно, говорят, что, вот, батюшка предсказал, а ведь это было простым рассуждением моим по научности. Я потом всячески проверял себя – чувствовал я что-нибудь или нет. Нет, ничего не предчувствовал». Впрочем, какого бы мнения о себе ни придерживался сам старец, большинство духовных чад Преподобного Нектария уезжали из Оптиной Пустыни с новыми надеждами, мечтами и стремлениями - и в этом была именно его заслуга.

Старец Зосима (в схиме Захария) (1850-1936) - Троице-Сергиева лавра

Подвизавшийся в Троице-Сергиевой лавре старец Зосима был одарен совершенно особыми духовными дарами - и лаврские монахи, и многочисленные паломники, приходившие сюда из сотен городов, не раз удивлялись тому, насколько легко и свободно ему открывается как прошлое, так и будущее любого посетителя. Очевидцы рассказывают, что провидческий дар старца был просто фантастическим - он мог с точностью предсказать, что случится с пришедшим к нему человеком и как можно исправить неблагоприятно развивающуюся ситуацию.

Старец наставлял своих духовных чад не относиться к молитве без должного внимания и постоянно развивать в себе умение молиться с реальной пользой для сердца, и души. «Свидетельствую моей совестью, - говорил старец, - что преподобный Сергий с воздетыми руками стоит у престола Божия и молится за всех. О, если бы вы знали силу его молитв и любви к нам, то каждый час обращались бы к нему, прося его помощи, заступничества и благословения за тех, о которых болит наше сердце, за живущих здесь на земле родных и любимых и находящихся уже там - в той вечной жизни».

Старец Герман (1844-1923) - Зосимова Пустынь

Духовник великой княгини Елисаветы Феодоровны и сестер Марфо-Мариинской обители, высших сановников государства и многих церковных иерархов, старец Герман сделал для развития и процветания Зосимовой Пустыни столько, сколько не сделал для нее, пожалуй, ни один другой монах из тех, кто подвизался здесь. Слава этого удивительно прозорливого и человеколюбивого старца была такой громкой, что в Зосимову Пустынь стекались тысячи православных паломников со всей России, и ни один не уходил без доброго совета от мудрого монаха.

Старец Герман учил своих духовных чад быть строгими к самим себе, объясняя это тем, что строгость к себе есть возможность обрести милость Божью. «... только потому меня Господь милует, что я вижу свои грехи: свою лень, свое нерадение, гордость свою; и постоянно себя в них укоряю - вот Господь и помогает моей немощи...» - говорил он.

Старец Симеон (Желнин) (1869-1960) - Псково-Печерский монастырь

В 50-е годы XX века Псково-Печерский монастырь неподалеку от границы с Эстонией становится одним из самых посещаемых монастырей России. Военные и штатские, бедные и богатые, счастливые и несчастные люди едут сюда на поездах, летят на самолетах и выстаивают огромные очереди - и все это для того, чтобы увидеть и спросить совета и помощи у одного-единственного человека - старца Симеона.

Очевидцы и духовные чада старца рассказывают, что ни один человек не выходил из его кельи неуспокоенным, ни один не сомневался в советах мудрого монаха. Впрочем, как и Преподобный Нектарий, старец Симеон не считал себя избранником Божьим. «Да совсем я не прозорливец, великий дар прозрения дает Господь избранным его, а тут просто долголетие мне помогает - зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Приходят ко мне люди с горестями и сомнениями, а взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони... Случилось с человеком несчастье, вот он и точность душевных очей теряет, впадает либо в уныние, либо в дерзость и ожесточение. А я и мирской круг хорошо знаю, и жизнь прожил долгую, и сам Господней силой огражден от бед и соблазнов, и как же мне в меру малых сил моих не поддержать брата моего, спутника на земной дороге, когда он притомился раньше, чем я...» - говорил он.

Старец Иоанн (Алексеев) (1873-1958) - Новый Валаам

Старец Иоанн (Алексеев) был духовником Нового Валаама и опекал приезжавших сюда паломников. Современники вспоминают отца Иоанна как глубокого и невероятно чуткого человека, умевшего утешить каждого, кто приходил к нему с проблемами или вопросами.

Многое из духовного наследия старца дошло до нас в виде писем - старец Иоанн до последних дней писал своим духовным чадам о том, как научиться жить по заповедям и обрести душевный покой. Вот фрагмент одного из таких писем: «Старайся не осуждать никого ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай. Помни, что за каждое праздное слово дадим ответ пред Богом на Страшном суде. Двум господам служить нельзя. Примиряйся с соперником, чтобы он не заключил тебя в темницу. Чтобы вражды не было ни с кем, иначе молитва не будет угодна Богу, даже послужит во грех. Как же будет у Бога прощение нашим грехам, когда сами не прощаем?»

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006) - Псково-Печерский монастырь

Один из известнейших старцев XX века архимандрит Иоанн (Крестьянкин) стал духовным отцом для сотен тысяч человек не только в России, но и далеко за ее пределами. С момента смерти старца прошло 6 лет, но его книги о построении исповеди и молитве, а также сборники писем и поучений до сих пор передаются из рук в руки и печатаются огромными тиражами. Множество воцерковленных и еще только идущих к постижению Православия людей открыли для себя эту религию именно благодаря Иоанну (Крестьянкину).

Архимандрит Иоанн около 40 лет был насельником Псково-Печерского монастыря, и все эти годы количество идущих к нему со своими вопросами и проблемами паломников становилось больше. Очевидцы рассказывают, что с годами старцу становилось все труднее и труднее переходить из своей кельи в храм или столовую, и виной тому был не возраст - причина была в том, что паломники обступали отца Иоанна как только он выходил на улицу и буквально не давали ему ступить шага.

Вот как вспоминает отца Иоанна архимандрит Тихон (Шевкунов): «... его любовь к человеку, вера и надежда на Промысл Божий были столь велики, что люди, приезжая к нему даже с, казалось бы, самыми неразрешимыми проблемами, выходили из батюшкиной кельи исполненные не просто утешения, а новых сил к жизни. В этом была еще одна редчайшая особенность, присущая отцу Иоанну: он говорил как имеющий власть от Бога давать жизненные силы и вести вслед за Христом...»

Дарья Захариева написала об этом подвижнике благочестия замечательную статью, которую мы и прилагаем ниже:

В Софии все видели дедушку Добри. Несколько лет стоял он перед патриаршим Александро-Невским собором и собирал деньги на реставрацию Елешнишского монастыря.

Монастырь был отреставрирован. После этого он стоял перед церковью Св. Седьмочисленников. В ненастную погоду он сидел в полумраке церкви и читал проповедь из недельного бюллетеня храма. Но о всех добрых делах дедушки Добри мы никогда не узнаем, потому что он никогда о них не говорит.

Когда я впервые его увидела, меня поразили его по-детски искрящиеся глаза. Девяностолетний дед, одетый в власяницу, обутый в лапти, обычно стоит у какой-нибудь церкви, но как-то в стороне и молчаливо держит в руках свою копилку. Радуется спешащим людям и целует руки всем, кто с ним заговорит.

Многие спрашивают его, почему он так живет. Старик обычно отвечает, что совершил большой грех. Рожденный 98 лет тому назад (на нынешний 2015 год дедушке 100 лет. Ред.) старый человек стал странником и обходит храмы со своей копилкой. Дедушка Добри владеет ключом к сердцам людей – само его появление смягчает их сердца. Для многих он – "святой из Байлово". Но его близкие так не думают.

Около десяти лет тому назад старик завещал все свое имущество Церкви и его собственные дети этого не поняли… Их сердца не были тронуты его счастливым призванием служить Богу. Они выгнали его из родного дома. Старик отдал себя в руки Бога и добрых людей и начал собирать деньги для храма в Байлово и для ремонта строения в его дворе. Вскоре домик был восстановлен, садик ухожен и посажены грядки с цветами и овощами…

Сейчас он находит понимание только у своего внука Добри, названного так в его честь. Другие родственники его не понимают, но он не осуждает их. "Когда-нибудь они поймут, что так надо было", – говорит он и начинает креститься.

Он выбрал для себя путь Божьего странника – благодетеля болгарских храмов и монастырей. Не помнит, когда именно одел свою власяницу, сколько километров прошел пешком. Раньше из Софии до Байлово и обратно ходил пешком, но сейчас ездит автобусом до Софии.

Как только вы видите деда Добри, вы как будто переноситесь в те времена, когда в болгарском селе кипела жизнь и души людей были проще и чише. Он остался жить в старом мире, не потому что зимой и летом одет в старую грубую одежду и лапти, а потому что глубоко убежден, что Бог рядом с нами в каждый момент и мы можем отдаться в Его руки так, как это сделал сам дедушка Добри с детской верой Божьего странника.

"Изменился ли мир, дедушка Добри?”, – спрашиваю я у него. А он: "Мало людей ищут Бога”. Но "не отчаивайтесь, поскольку отчаяние – это плохо”, сразу же улавливает ход моих мыслей он.

Что же сделал старик с тех пор, как обходит софийские храмы с копилкой в руках? Помог отреставрировать церковь Елешнишского монастыря, дал деньги для байловской церкви Свв. Кирилла и Мефодия, которая была уже почти разрушена. В перечне его добрых дел и церкви в Горно Камарци, Калофере, Поибрене. Этот перечень может быть продолжен…

98-летний байловец не берет себе ни копейки из собранных денег, живет на свою пенсию в 100 евро в месяц. Дедушка питается тем, что дают ему люди – яблоками, хлебом, иногда печеньем. Хотя он обычно и смягчает сердца прохожих, однако подвергался нападениям наркоманов. Его спасли несколько молодых людей, которые прогнали нападавших. Дедушка потом озаботился здоровьем своих обидчиков и простил их.

«Светец (святой) из Байлово» – именно так и называют многие болгары дедушку Добри. Но сам он при таких словах лишь смиренно опускает седую голову и дрожащей рукой творит крестное знамение…

Он не считает свой подвиг подвигом, а лишь необходимостью. Это – его покаяние. Иногда говорит, что совершил тяжкий грех, иногда, что не ладил с женой. Но знает, что ему надо идти по пути служения Богу и людям. Он выбрал этот жизненный путь как что-то самопонятное – от всего сердца. Глаза его искрятся добротой человека, обретшего милость от Бога. Он даже не знает, что он странник, как те, о которых мы читаем в книгах.

Странничество – род духовного подвига. Вместе с монашеством и юродством это один из путей к спасению. Наше общество не слишком хорошо представляет, что такое монашество, еще менее – что такое юродство, но благодаря дедушке Добри оно теперь может узнать, каков именно этот подвиг – странничество. Это люди, выбравшие, подобно дедушке Добри, идти по "дороге к храму" – от одной святыни к другой. И это умиротворяет их души и души тех, кого они встречают на своем жизненном пути. Странники не имеют ничего своего, кроме одной одежды, нескольких духовных книг, молитвенника и священнического благословения.

Такие люди, как дедушка Добрин (таково его полное имя), живут Божьей милостью в совершенно буквальном смысле и каждый день довольствуются самыми малыми благодеяниями. Монашество в миру и счастливое скитальчество – вот выбранная ими дорога.

Многие из тех, которые встречали старика, видели, что он искренне радуется щедрости, а не деньгам. Праведники общаются с душами. Если вы поцелуете ему руку, он поцелует вам обе.

Такие, как он воспринимают мир в его первозданной красоте и восторгаются малыми чудесами с благодарностью к Богу и людям, посланным Им. Поэтому он всегда обрадуется вам и заразит вас радостью хотя бы на несколько часов. Ах, как хотелось бы удержать эту радость подольше!

Тайной остаются духовные дары дедушки Добри. Он спас от голода один монастырь в зимнее время. Как только сестры поняли, что им нечем платить за электричество, в дверях появился старик и, не сказав ничего, оставил им деньги.

Старый человек смог помочь при восстановлении многих храмов и никогда не подумал, что мог бы жить иначе. "Бог помогает, очень помогает!" Не зная искушений и удобств цивилизации, он сам себе готовит и ест из деревянной плошки, которую сам смастерил.

Легко общаться с Божьим человеком! Коммуникация – без слов, а все таинство встречи собрано в глазах – этих колодцах души. Что же происходит в тот день, когда мы поговорили с Божьим странником? – День перестает быть обычным, свинцово-серым. В конце дневных забот вспоминаются слова деда Добри: "Молитесь Богородице, она вам поможет!" И горечь мелких провалов вдруг отступает, как только мы его послушаем. Нас коснулась красота – идем по грязному тротуару, едем на тех же трамваях и троллейбусах, а жизнь имеет смысл, потому что вечность коснулась нас сегодня…

"Люди внезапно поняли, что они совсем одиноки". Современный мир лишил нас сакральности, мы сами лишили себя причастности к святыне. Есть у нас старик, пришедший с неотмирной простотой в большой шумный город, одетый в лохмотья и кающийся. Он – наше прибежище и напоминание о вечности. Увидев его, мы утешаемся, если он обещает, что будет молиться о нас – мы радуемся.

Дедушка Добри стоит на входе какой-нибудь церкви – счастливый Божий ребенок! Смотрим на него и нам кажется, что он всегда был там. Почему мне кажется, что всем нам всегда хотелось быть таким, как он? Быть может, нам не хватает его смелости, детской чистоты и веры размером с горчичное зерно?..

"Надо жить по правде. Это Божий путь. Молитесь Пресвятой Богородице". "Бог дал хорошие законы и только Он может нас спасти". Люди останавливаются возле дедушки Добри и пытаются расспрашивать его о разных вещах. Как редко люди останавливаются, чтобы услышать другого человека! А старик перечисляет простые правила, которые его спасли. Которые могут спасти нас…

Мир полон неосознанными странниками и юродивыми, не нашедшими приюта в маленьком пространстве сердца. "Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут… Взгляните на птиц небесных…"

Странничество и юродство освящены христианством, потому что истинные странники и юродивые не чувствуют себя одинокими и оставленными. Они живут в непосредственном Божьем присутствии и милости. И потому они непосредственны и доверчивы как дети.

Чудные глаза Божьего странника заставляют признать, что у нас осталось очень мало света.

Жизнь – это тайна. Жизнь – чудо. В нашей огромной, непосильной человеческой вселенной все так же случаются и живут чудеса. Иногда в виде людей, стоящих в тени церковной колонны, с белыми как свет волосами. И со словами, освежающими утомленное сердце, – несколькими простыми и старыми словами. У них мы дышим воздухом, отличным от городского, иным – Божьим, – и продолжаем свой путь во мраке мира. Сможем ли вернуться к самим себе и зажить с "вечным возвращением" Пасхи, праздников и литургий? Возвращение покажет нам, что даже в повторении простых истин христианства можно найти дорогу к раю и большие надежды. Можем поверить и понять, что святость – возможная, близкая, родная – пересекается с нашими дорогами.

Что еще почитать