Клуб Увлеченных Мам
Вот и исполнился год вашему малышу. Вы, как заботливая мама, конечно, переживаете, соответствует ли развитие вашего чада нормам.
До года речевое развитие у разных детей проходит одинаковые стадии, о них мы писали в статье « «. Разница между сверстниками поначалу незначительна, но после года речь развивается активными темпами и чтобы «держать руку на пульсе» и направлять развитие малыша, мы и поговорим о развитии речи ребенка в 1 год .
Итак, в соответствие с нормами к концу первого года жизни ваш ребенок должен уметь:
Из всех этих факторов родители не в силах изменить лишь наследственность, а остальное все в наших руках.
Скажем образно — «для того, чтобы растить вкусные плоды, нужна плодотворная почва». Это значит, что вам необходимо создать такие условия, чтобы малыш имел возможность пополнять словарный запас и тренировал навыки произношения. Более подробно о том, как читайте в отдельной статье.
Если ваш малыш часто болеет, то это значит, что большое количество его энергетических ресурсов уходит на то, чтобы восстанавливать нарушенный болезнью баланс организма. Потому что для выживания здоровье тела важнее, чем речевые навыки и многое другое.
Постарайтесь понять, почему часто болеет ваш ребенок. Консультируйтесь с разными специалистами, но не надейтесь только на врачей, анализируйте сами, никто лучше, чем вы, не знает вашу реальную семейную ситуацию.
Как только малыш перестанет болеть, вся сила пойдет на развитие.
О том, как развитие мелкой моторики влияет на речь, знают уже большинство родителей, если хотите проверить, правильно ли вы понимаете этот процесс, загляните .
Развивайте мелкую моторику у вашего малыша — это благотворно повлияет на развитие его головного мозга.
В разделе « » вы найдете много идей для интересных развивающих игр и занятий с малышом.
Изменить наследственность нам не под силу, но знать «слабые места» вашего семейного генофонда и проявления нежелательных заболеваний просто необходимо! Тогда можно вовремя реагировать и обязательно проводить профилактику хронических семейных болезней.
Общение
Продолжайте много разговаривать с вашим малышом, рассказывайте ему все, что происходит, что он видит, куда вы идете и кто пришел. Не думайте о том, поймет ли он вас, достаточно того, что он слышит вашу речь и запоминает конструкции разных фраз.
Пополнение пассивного словаря
Называйте ребенку разные предметы, пусть он их находит глазами или указывает на них пальчиком, так вы будете видеть, что понимает малыш больше, чем говорит.
Указательный пальчик
После года наступает момент, когда ребенок начинает показывать на что-то пальцем и просить вас объяснить, что это такое. Ловите эти моменты и удовлетворяйте любопытство своего годовасика, и он будет расти любознательным и разговорчивым.
Подберите несколько стишков, которые вы будете сопровождать движениями, со временем малыш начнет запоминать движения и повторять их за вами. Так вы увидите, что малыш уже учит стихи, но пока не может их прочитать вам вслух.
Пальчиковые игры
О важности пальчиковых игр написано очень много, поэтому не будем повторяться. Еще можно делать ежедневный массаж пальчиков и ладошек, складывать кисть в кулачок, тренировать указательный жест — это может быть не менее весело и полезно, чем пальчиковые игры.
Песенки
Пойте с малышом песенки, в таком возрасте малыши стараются активно подпевать. Придумайте простые движения к песенкам и танцуйте вместе.
Выбирайте коротенькие песенки на одно-два четверостишия, и вскоре малышу будет под силу их с вами петь.
Предложения
Помогайте малышу строить предложения. Если он тянет к вам ручки и говорит «мама», озвучьте его просьбу, проговорите ее вслух, тем самым подавая пример, что в такой ситуации надо сказать – «Мама, возьми меня на ручки».
Ролевые (сюжетные) игры
Самое время начинать учить ребенка играть в ролевые игры. Проигрывая разные жизненные ситуации, вы не только развиваете речь малыша, но и готовите его к адекватному восприятию житейских ситуаций и умению реагировать на разные сюжетные повороты.
К сожалению, психологи и педагоги отмечают, что нынешнее поколение детей дошкольного возраста не умеет развивать сюжетных игр, поэтому научите ролевым играм своего ребенка сами.
Играйте в дочки-матери, в магазин, в доктора, развивайте социальные навыки вашего ребенка вместе с речью.
Развивая речь своего ребенка в 1 год , помните, что каждый малыш уникален, а значит, он может не «укладываться» в средние нормы. Однако если вы видите, что ваш малыш не успевает в своем развитии за нормами постоянно, то это тревожный сигнал, и лучше пройти консультацию у специалиста.
Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира. Без хорошо развитых внимания и памяти невозможна подражательная деятельность, а именно она лежит в основе обучения речи.
Малышу от года до трех лет необходимы занятия с развивающими игрушками, чтобы он научился различать предметы по величине, цвету, форме. Важно постоянно привлекать ребенка к общению, давая самые простые речевые образцы для повторения: междометия (ах, ой), звукоподражания (би-би, мяу), упрощенные слова (бух, ляля).
Как только появятся первые звукоподражания и упрощенные слова, необходимо проводить игры по развитию голоса (пропевание отдельных гласных звуков или звукоподражаний голосом разной силы и высоты).
У неговорящего малыша движения губ и языка развиты недостаточно, в таких случаях необходимо делать логопедический массаж и пассивную артикуляционную гимнастику, а такжемассаж кистей рук и пассивную, а затем и активную пальчиковую гимнастику.
Мозг ребенка - очень подвижная система. Незадействованные вовремя речевые зоны коры больших полушарий со временем могут «переключиться» на выполнение других функций. А это означает, что после трех лет научить малыша будет уже сверхсложно или вообще невозможно.
Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи - накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному словарю (самостоятельной речи). Поэтому в первую очередь необходимо научить ребенка понимать речь.
Учить говорить нужно не только на специальных занятиях, но и в быту, во время повседневного общения. Для этого малышу задают вопросы, на которые первое время взрослому приходится отвечать самому. Так, мама застилает кроватку для малыша и говорит: «Куда Ваня сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Если сначала малыш говорил «Бай-бай», то через некоторое время на этот вопрос он начнет отвечать «Пать» («Спать»). Таким образом из речи будут постепенно вытесняться звукоподражания и лепетные слова.
Разговаривать с маленьким ребенком нужно только о тех предметах, которые привлекают его внимание в этот момент, или о тех действиях, которые он совершает. Например, купая малыша, нет смысла говорить об игрушках, лучше обратить его внимание на мочалку, мыло и полотенце.
Малыш, увлекшись игрой, начнет повторять за вами предложенные звуковые комплексы и упрощенные слова. И неважно, какого качества будут эти первые слова, - важно, что они наконец-то прозвучат. Похвалите ребенка и порадуйтесь вместе с ним.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Кубик и кирпичик (с 1 года)
Возьмите два кубика (с гранью не менее 4 см) и два кирпичика (с гранями не менее 1 х 4 х 5 см) одного цвета.
Покажите малышу кубики, назовите их и продемонстрируйте, как можно построить домик (поставить один кубик на другой). Аналогично обучите ребенка выкладывать из кирпичиков дорожку (положить один кирпичик за другим).
В процессе игры постоянно повторяйте названия строительного материала, говоря: «Это кубик. Поставим кубик на кубик», «Это кирпичик. Положим кирпичик за кирпичиком».
Теперь положите перед ребенком кубик и кирпичик и спросите: «Где кубик?», «Где кирпичик?» А затем попросите: «Дай мне кубик (или кирпичик)!»
? Игра способствует выработке у ребенка умения различать предметы по названию и форме, учит малыша выполнять простейшие постройки по образцу, данному взрослым.
Поручения (с 1 года)
Возьмите 5-8 игрушек, с которыми малыш постоянно играет.
Попросите ребенка дать вам игрушки (предметы), названия которых малыш хорошо знает, или положить игрушки (предметы) на свое место; открыть или закрыть дверь в комнату и т. п.
Называя имена близких, попросите ребенка отнести им игрушку или привести взрослого сюда.
? С помощью игры у ребенка выработается понимание речи (без показа) - названий нескольких предметов, действий, имен окружающих, выполнение отдельных поручений.
Нельзя! (с 1 года)
Увидев нежелательные действия ребенка, обратитесь к нему и, называя малыша по имени, строго скажите: «Нельзя!» При этом не надо называть само действие или предметы, взятые ребенком (например, не надо говорить: «Не трогай!» или «Поставь чашку!»), а также забирать их из рук малыша.
? Игра вырабатывает у ребенка понимание слова «нельзя», умение подчиняться запрету взрослого.
Знакомые вещи (с 1 года 3 месяцев)
Используйте игрушки, с которыми малыш постоянно играет; предметы обихода. Во время игр, кормления и гигиенического ухода за ребенком называйте предметы и игрушки, которыми пользуется малыш (машинка, мячик, полотенце, мыло, часы и т. п.).
Расставьте перед ребенком четыре предмета (игрушки) и попросите показать каждый из них. При этом задавайте ребенку вопросы: «Где …?»
Расставьте эти же предметы перед малышом в другом порядке и вновь дайте задание показать каждый из называемых предметов.
? Игра способствует расширению запаса понимаемых ребенком слов, обозначающих предметы быта, игрушки.
Моя одежда (с 1 года 3 месяцев)
Во время сборов на прогулку, одевания после сна называйте предметы одежды малыша (рубашка, трусы, колготки, майка и т. п.).
Разложите перед ребенком 4 предмета одежды и попросите показать каждый из них. При этом задавайте малышу вопросы: «Где …?»
Разложите эти предметы перед малышом в другом порядке и вновь дайте задание показать каждый из названных предметов.
? Задача игры - расширить у ребенка запас понимаемых слов по теме «Одежда».
Покажи носик (с 1 года 3 месяцев)
Общаясь и играя с ребенком, почаще показывайте и называйте части лица самого малыша, а также игрушек: куклы, собачки, медвежонка.
Попросите ребенка показать указательным пальчиком, где у него носик, глазки, ротик, ушки. Затем дайте задание малышу показать эти же части лица на кукле, на игрушке-зверюшке.
Кукла Ляля (с 1 года 3 месяцев)
Вам потребуются кукла, кукольная кроватка, тарелочка, ложечка, тележка (коляска для куклы).
Покажите ребенку разные варианты игровых действий: уложите куклу спать, покормите с ложки, покатайте в тележке (коляске). Все свои действия комментируйте.
Предложите ребенку: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку», «Покатай куклу в тележке».
? Игра поможет ребенку расширить запас понимаемых слов, обозначающих разные действия.
Вытри Ляле носик (с 1 года 6 месяцев)
Возьмите куклу и носовой платок. Указав на куклу, скажите ребенку: «У Ляли грязный носик. Вот платок. Вытри Ляле носик».
Малыш будет сам прикладывать носовой платок к носу куклы.
? С помощью этой научится отображать в своей игре часто наблюдаемые в жизни действия, расширит словарь понимаемых слов.
Сборы на прогулку (с 1 года 6 месяцев)
Перед прогулкой разложите уличную одежду ребенка на стульчике. Скажите: «Сейчас мы пойдем гулять. Где у нас лежит шапка? Вот она. Какая она пушистая - потрогай ручками! Давай наденем шапку на головку. Вот так! Посмотрись в зеркало. Какая шапочка красивая - синяя-синяя! А это - ленточки у шапки. Мы сейчас завяжем ленточки, чтобы ушкам было тепло. Вот так! Тепло? Тепло!»
? Игра продемонстрирует взрослому, как нужно проговаривать свои действия, общаясь с малышом, расширит запас понимаемых слов.
Выставка игрушек (с 1 года 6 месяцев)
Сделайте для ребенка полочку, расположенную на уровне его глаз, и расставьте на ней игрушки. Поочередно называйте игрушки, размещенные на полочке.
Разрешите ребенку взять эти игрушки и поиграть с ними, но затем попросите поставить все игрушки обратно. В течение дня несколько раз подводите малыша к полке, показывайте и называйте расставленные на ней игрушки. В конце дня снова назовите стоящие на полочке игрушки и попросите ребенка самого показать их.
На другой день замените игрушки или, если малыш еще не запомнил названия, оставьте прежние, но добавьте новую.
? Игра поможет расширить пассивный словарь ребенка.
Обед для зверей (с 1 года 6 месяцев)
С помощью игрушек-зверюшек, игрушечного столика и посуды организуйте игру с кормлением зверей. Скажите ребенку, что звери проголодались. Предложите накормить их обедом. При этом сами с собой ведите диалог:
Вот кошечка бежит - топ-топ-топ! (Двигайте игрушечную кошечку.) Что она говорит?
Мяу-мяу! Кушать хочу!
Садись, кошечка, за стол! (Посадите кошку за игрушечный столик.)
Это кто идет вперевалочку? Мишка шагает - топ-топ, топ-топ! Что он говорит?
Э-э-э! Кушать хочу!
Садись, мишка, за стол! (Посадите мишку за игрушечный столик.)
Можно посадить за стол собачку, зайчика, обезьянку и дать всем по тарелочке и ложечке, обсудив предварительно, что в тарелку «налит суп».
? Игра развивает понимание ребенком обращенной к нему речи.
Кто что делает? (с 1 года 9 месяцев)
Возьмите сюжетные картинки, например: мальчик ест, девочка спит, дети играют с мячом.
Показывайте ребенку эти простые картинки и рассказывайте ему, кто на них изображен и что делает.
Затем разложите картинки на столе и предложите малышу показать ту, на которой мальчик ест. Затем пусть малыш выберет картинку, на которой девочка спит, и ту, где дети играют. По этим же картинкам можно задать малышу вопросы: «Кто это?» и «Что делает?»
На вопрос «Кто?» малыш будет подавать вам картинки. А на вопрос «Что делает?» - изображать знакомые действия. Если речевые возможности позволят, то ребенок ответит и на вопросы.
? С помощью этого задания ребенок будет учиться понимать простые вопросы.
Части тела (с 1 года 9 месяцев)
Общаясь и играя с ребенком, показывайте и называйте части тела.
Попросите ребенка показать на себе, где находятся разные части тела: глаза, лоб, нос, волосы, спина, живот, руки и ноги.
Попросите показать эти же части тела на кукле. Пусть ребенок покажет их на картинке.
? Игра поможет ребенку запомнить слова, обозначающие части лица, будет способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.
Волшебный мешочек (с 2 лет)
Вам потребуются мешочек из яркой ткани и небольшие игрушки. Покажите ребенку мешочек и скажите, что он не простой, а волшебный: сейчас из него появятся разные игрушки. Вынимайте из мешочка игрушку, например, лисичку, называйте ее, а затем передавайте малышу.
Доставая из мешочка следующую игрушку, например, кубик, назовите и его. Так одну за другой достаньте из волшебного мешочка 3-4 игрушки, назовите их и отдайте ребенку для рассматривания.
Когда малыш рассмотрит все игрушки, попросите его убрать игрушки в мешочек. При этом называйте одну за другой, а ребенок пусть кладет их по очереди в волшебный мешочек.
? Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь.
Кто это? (с 2 лет)
Возьмите картинки с изображениями мальчика, девочки, мужчины, женщины. Разложите их перед малышом и называйте каждую: «Это тетя», «Это дядя», «Это мальчик», «Это девочка».
Попросите показать сначала мальчика, потом девочку и т. д. Когда малыш правильно покажет картинку, отдайте ее ему. В конце игры все четыре картинки должны оказаться у малыша.
Можно продолжить игру, попросив ребенка вернуть вам картинки: сначала мальчика, потом девочку, затем тетю и дядю. Получив картинки, разложите их в два ряда на столе, а затем скажите: «Спрячу девочку!» и переверните картинку обратной стороной кверху; «Спрячу мальчика!» и переверните следующую картинку и т. д.
Попросите кроху вспомнить: «Где спрятался мальчик?», «Где тетя?» и т. д. Дав ответ, малыш может сам перевернуть картинки рисунками кверху. Если он ошибся, сами правильно назовите картинку. Если же ребенок выберет картинку правильно, похвалите.
Аналогично проводите игры с картинками, на которых изображены домашние (кошка, собака, корова, лошадка) или дикие (медведь, лиса, волк, заяц) животные.
? Игра развивает понимание ребенком обращенной к нему речи и совершенствует мелкую моторику пальцев рук.
Что делает? (с 2 лет)
Возьмите сюжетные картинки: кошка спит, кошка ест из миски, кошка играет с мячиком. Разложите их перед малышом и попросите показать, где кошка спит, где играет, а где ест.
Можно предложить ребенку показать картинки с мальчиком: мальчик бежит, прыгает, плавает, ест ложкой из тарелки, пьет из чашки, едет на машине, рисует, играет с воздушным шариком, умывается, плачет и т. п. (для одной игры - не более пяти картинок).
? Игра развивает у ребенка понимание речи, расширяет его пассивный словарь за счет глаголов.
Слушай и выполняй (с 2 лет)
В повседневном общении, в играх называйте и показывайте самые разные действия. Так, покажите, как можно кружиться на месте, прыгать, поднимать и опускать руки, приседать и т. п.
Затем попросите малыша выполнить ваши команды. Команды могут быть следующими: «Сядь-встань-попрыгай»; «Встань-подними руки вверх-опусти руки-сядь»; «Попрыгай-покружись-присядь»; «Топни ножкой-похлопай в ладошки-беги ко мне».
? Игра поможет закреплению в пассивном словаре ребенка слов, обозначающих действия.
Покажи и спрячь (с 2 лет)
Возьмите два кубика, два мячика, две матрешки, две машинки. Разложите игрушки на столе и попросите ребенка выбрать те из них, которые вы назовете, а затем спрятать их в коробку. Например, скажите: «Спрячь в коробку кубики», а когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте: «Нет кубиков. Где кубики? Там - в коробке».
Такие же действия произведите с остальными игрушками.
? Игра поможет развить у ребенка понимание грамматических форм слов: родительного падежа множественного числа существительных, значение предлога «в», вопросительного слова «где».
Игрушки-шалуны (с 2 лет)
Используйте для игры любую мягкую игрушку, например, кошечку. Возьмите игрушку и скажите ребенку, что сегодня кошечка расшалилась:
Скачет, прыгает, играет,
А куда - сама не знает.
Посадите кошку ребенку на плечо (при этом придерживайте ее) и спросите: «Где киса?», а затем сами ответьте: «На плече». Затем посадите игрушку на голову ребенка и вновь спросите: «Где киса? На голове». Кошку можно посадить ребенку на колени, на ладошку.
Точно так же кошечка прячется под разные предметы мебели, а вы комментируете ее действия: «Киска под столом, под стулом, под кроватью» и т. д.
В следующий раз кошечка будет прятаться за какие-либо предметы: за шкаф, за кресло, за спину, за дверь, за занавеску.
И наконец киска устала шалить и легла отдохнуть. Вот она лежит у папы, у мамы, у бабушки и у самого малыша на коленях и поет песенку: «Мур-мур-мяу! Мур-мур-мяу!»
В следующий раз проведите игру с птичкой, подвешенной на нитке, которая «летает» по комнате и садится на разные предметы, игрушки и людей.
? С помощью этой игры ребенок начнет понимать значения предлогов.
ПЕРВЫЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И СЛОВА
Кто за дверью? (с 1 года)
Разложите перед малышом игрушки или картинки и попросите: «Дай му-му!» или «Дай ав-ав!»
В следующий раз внесите в игру элемент неожиданности или загадочности. Например, спросите ребенка: «Кто это стучится к нам в дверь?» Открыв ее и обнаружив плюшевую собачку, предложите поиграть с ней в прятки.
Потом покажите малышу, какие цирковые номера может показать собачка: ходить на задних лапках, делать сальто, прыгать до потолка, запрыгивать малышу на плечо и т. п. Имейте в виду, что при этом собачка не молчит, а звонко и задорно лает: «Ав-ав!»
? Игра помогает малышу научиться подражать взрослому и произносить звукоподражания.
Что делает малыш? (с 1 года)
Покажите малышу, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определенного сочетания звуков.
Например, кормя ребенка, говорите: «Ам-ам!», купая: «Куп-куп!», а укладывая спать: «Бай-бай!» Играя с малышом в подвижные игры, не забывайте озвучивать ваши действия. Танцуя, напевайте: «Ля-ля-ля!», топая ногами, произносите: «Топ-топ-топ!», хлопая в ладоши: «Хлоп-хлоп!», прыгая: «Прыг-скок!»
Играя с ребенком в мяч, повторяйте звуковые комплексы и слова: «Опа!», «На!», «Дай!» Показывая малышу, как копать лопаткой песок или снег, не забывайте озвучивать свои действия: «Коп-коп!» и стимулируйте к этому ребенка.
Музыкальные игрушки (с 1 года)
Продемонстрируйте малышу игру на игрушечных музыкальных инструментах и дайте поиграть ему самому.
Покажите, как звучат музыкальные игрушки: дудочка: «Ду-ду-ду!», гармошка: «Тра-та-та!», колокольчик: «Динь-динь!», барабан: «Бум-бум!»
После этого произносите соответствующие звукоподражания и, не беря музыкальные инструменты в руки, изобразите, как играют на дудочке, гармошке и колокольчике (см. описание пальчиковых игр). Стимулируйте малыша повторять за вами движения и звукоподражания.
? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.
Что делает Ляля? (с 1 года)
Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их.
Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называйте ее лепетным словом «Ляля». Озвучьте, как куколка плачет: «Уа-уа!» Покажите ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, скажите: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормите куклу (ам-ам), учите ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произнесите «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля), танцевать (тра-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп), прощаться (пока-пока).
? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.
Покажите ребенку игрушечную корову и скажите: «Му-у-у!», затем покажите кошечку: «Мяу!», собачку: «Ав-ав!», лошадку: «Иго-го!» и т. д.
Можно по очереди прятать этих зверюшек в домик из кубиков, за ширму (большую книгу), занавеску или под стол и просить малыша отгадать, кто подает голос.
Пусть малыш загадает звуковые загадки, а вы будете их отгадывать.
Сначала отвечайте правильно, а затем умышленно допустите ошибку. Малыш удивится неправильному ответу, но вскоре поймет, что это ошибка, и развеселится. В результате игра станет еще интереснее.
? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.
Кто в сказке живет? (с 1 года)
После того как ребенок научится узнавать и копировать голоса животных, просмотрите книги со знакомыми сказками и стихами.
Попросите малыша показать известных ему персонажей и озвучить их.
? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.
Заводные игрушки (с 1 года)
Повторять звукоподражания можно, играя с заводными игрушками. Для этого сначала покажите ребенку какую-либо заводную игрушку и продемонстрируйте, как она работает. Заведите игрушку ключиком или нажатием кнопки и, наблюдая вместе с ребенком, как она двигается, произносите соответствующие звукоподражания.
В следующий раз скажите малышу, что он сам будет заводной игрушкой (курочкой, лягушкой, уточкой и т. д.). «Заведите» его указательным пальцем, как ключиком, или нажмите воображаемую кнопку и попросите показать, как движется или «говорит» игрушка. Если малыш молчит, скажите, что игрушка сломалась, «почините» ее и вновь предложите игру.
? Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.
Речь ребёнка в 1 год зависит от того, как проводилась подготовительная работа по её развитию с рождения до года. Гуление, лепет и произнесение первых слов подготовило артикуляционный аппарат к более сложной работе, знакомство малыша с предметами ближайшего окружения обогатило его пассивный словарь.
В год малышу уже известны значения многих слов, активный словарь содержит 10–25 слов, он начинает пользоваться речью, как средством общения. Он может произносить слова правильно (мама, ляля, баба), лепетать (па, ма, бах), частично воспроизводить формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), и подражать голосам животных и окружающим его звукам (му-му, бу-бу, пи-пи, би-би).
На этом этапе уже можно определить, есть ли речевые проблемы. В отличие от специалистов, родителям бывает сложно увидеть их, но ниже мы расскажем по каким признакам можно самостоятельно выявить речевые проблемы у малыша.
В этот период обращает на себя внимание такая характерная особенность, как подражание словам взрослых. Малыш повторяет не только знакомые слова, но и неизвестные ранее. Это могут быть слова, адресованные ребёнку, или слова, которые он услышал от окружающих. Такое активное подражание можно заметить уже с 1 года 5 месяцев. Здесь важно не сюсюкать с детьми, подделывая свою речь под «детский» язык, а давать пример правильного произношения слов.
Начиная с года жизни растёт понимание слов, малышу знакомы названия предметов его ближайшего окружения, названия предметов, животных и прочих объектов, которые ему чаще всего показывают на картинках в детских книжках, на улице. Малыш очень любит рассматривать яркие цветные книжные иллюстрации. Взрослые должны поддерживать этот интерес, подбирая понятные картинки.
Комментируя иллюстрации малышу, нужно высказываться точно, простыми словами, стараться обозначать предмет одним, постоянным словом, чтобы смысл изображённой картинки не был потерян в потоке речи взрослого. Например, пока словом обезьяна называем мартышку и гориллу.
К полутора годам жизни активный словарь ребёнка равен 20–30 словам, по своему звуковому составу он пока прост. Благодаря стремлению подражать речи взрослых, малыш к концу второго года увеличивает количество произносимых слов в десять раз. В речи преобладают существительные, но встречаются глаголы (их в 2–3 раза меньше) и наречия (там, тут, здесь).
Изредка к двум годам в детской речи можно встретить употребление прилагательных, эта особенность сохранится и далее, в младшем дошкольном возрасте. Часто встречаются в речи ребёнка и легко используются личные местоимения (я, ты, он, она).
После полутора лет появляется способность изменять слова простейшими способами, связывая их в одну фразу (дай куклу – «дай ку»). Чаще всего используются односложные предложения. В таких примитивных предложениях одно слово может употребляться в разных значениях. Произнося слово «му», ребёнок в одном случае хочет, чтобы ему дали игрушку, а в другом тем же самым словом обращает внимание взрослого на глазки или рожки игрушечной коровы, которую он держит в руках.
К окончанию второго года жизни в предложениях может быть и три, и четыре слова. Предложения бывают и вопросительными, и восклицательными. Сами вопросительные слова пока ребёнку недоступны, он выражает вопрос интонацией, с которой произносит такое предложение. Предлогов в словах пока тоже нет («Сева би-би» – у Севы машинка).
Все гласные звуки на втором году жизни уже произносятся малышом. Доступны его артикуляции и некоторые согласные звуки: м, п, к, т, д, н, ф, х, б, г, в, й. Чёткость их произношения зависит от места звука в слове и количества слогов в нём. В простых словах из одного – двух слогов все звуки произносятся правильно (Катя, папа, Таня, Вова). Эти же звуки «глотаются» и искажаются в более сложных словах (писина – машина). Не даются малышу и сочетания двух согласных звуков рядом (хеб – хлеб), особенно если это сложные в произношении звуки, например: с, ш, р, л.
Становится заметен разный темп освоения речи детьми одного и того же возраста. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша, наследственности, и от перенесённых в раннем детстве заболеваний. Большое значение имеет интенсивность общения взрослых с ребёнком, то, как стимулируется речевое развитие ребенка в 1 год.
Оценивать речь ребёнка в год очень проблематично: ориентиры её развития весьма условны и допустима задержка речевой активности. Можно привести приблизительные нормы к концу второго года жизни:
Если в списке выше вы видите пункт, которому ваш малыш не соответствует, стоит пристально понаблюдать за ребёнком, оценить, стремится ли он к общению с окружающими, понимает ли обращённую к нему речь. Вполне возможно, что у малыша небольшая задержка речевого развития.
Как понять, что у годовалого ребёнка задержка речевого развития? Этот вопрос интересует многих родителей, и нередко мамы и папы бросаются из крайности в крайность. Одни, видя, как сверстники их ребёнка бегло и свободно высказываются, тревожно прислушиваются к речи своего малыша, который не освоил и половины подобного лексикона. Другие же, опираясь на истории тех кто рассказывает, как их молчавшие дети внезапно заговорили в 3, 5, 6 лет, ничего не предпринимают и ждут такого же чуда, а потом сталкиваются с проблемой серьёзной задержки развития своего малыша.
Возраст от года до двух – это своеобразный рубеж, когда становится ясно, нормально ли развивается детская речь, или у ребёнка есть одна из следующих патологий:
В два года нужно обязательно обследовать малыша у специалиста, если у него имеются следующие симптомы:
По результатам обследования в два года целесообразно начинать стимуляцию речевого развития, причём значительно продвинуться в этом направлении могут сами родители. Многие просто не знают что и как нужно делать, поэтому рекомендуется сходить на консультацию к логопеду, психологу или дефектологу - с ними можно заниматься уже с 2 лет.
Не являясь специалистами, родители вряд ли самостоятельно смогут определить, в чём причина речевого дефекта. Им доступна только простая диагностика. Родители могут определить:
Нарушение слуха – весомая причина задержки развития речи. Не слыша правильное произношение слов, малыш не сможет произнести их. Можно заподозрить такую патологию, если с года появляются следующие симптомы:
При появлении сомнений можно самостоятельно проверить слух у малыша. Для этого нужен взрослый помощник и отдельное помещение, защищённое от постороннего шума. Малышу нужно предложить поиграть вместе с мамой в звучащие игрушки. Далее, взрослый ими производит звуки за спиной у малыша на расстоянии не меньше 6 метров, так чтобы он не видел источник шума. При отсутствии реакции расстояние уменьшают на один метр, приближаются с каждым этапом все ближе к ребёнку.
Можно начать обследование с шёпота за спиной у малыша, изображающего непривычное для него сочетание звуков, которое должно привлечь внимание ребёнка. Затем эти звуки или имя малыша повторяют голосом обычной громкости. Такая же процедура проводится через несколько дней. При подозрении на отсутствие или снижение слуха нужно показать ребёнка отоларингологу.
Обследованию моторики не напрасно придаётся такое большое значение. Зоны головного мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики ребёнка, расположены рядом друг с другом. Нет проблем с мелкой моторикой – значит, сохранны механизмы возникновения речи, и, скорее всего, проблема лежит не в области невропатологии. Неуверенные и нескоординированные движения, невозможность совершать точные движения кистью руки и пальчиками – нужна консультация невролога и тщательная диагностика.
Показатели развития общей моторики к окончанию второго года жизни ребёнка:
Достижения в развитии мелкой моторики у двухлетнего малыша:
Для определения уровня развития моторики не нужно организовывать специальное обследование, достаточно внимательно понаблюдать за движениями ребёнка во время бодрствования.
Аномалии строения речевых органов, нарушение их подвижности может влиять на умение произносить отдельные группы звуков. Чтобы обнаружить патологию, достаточно проверить строение языка, челюстей, губ, нёба.
Возможные проблемы:
Помимо этих дефектов, родители могут заметить повышенное слюнотечение, дрожание языка, вялость губ, постоянно приоткрытый рот. При наличии таких симптомов нужно сразу же обратиться к специалисту. Отсутствие своевременного проведения коррекционных мероприятий может привести к развитию задержки психического развития и даже умственной отсталости.
Чтобы удостовериться, что ребёнок понимает обращённую к нему речь, ему предлагают выполнить несколько заданий в игровой форме:
Отсутствие дефектов органов артикуляции и понимание речи окружающих при недоразвитии речевых умений, может свидетельствовать о темповой задержке речи или общем недоразвитии речи. Стимулирующие занятия со специалистом, начатые как можно раньше, помогут преодолеть отставание от сверстников.
Корректировать патологии развития центральной нервной системы или дефекты строения органов артикуляции – прерогатива врача. Если недоразвитие детской речи связано с тем, что ребёнку уделялось недостаточно внимания, нужно провести профилактику дальнейшего отставания.
Основные задачи по развитию детской речи с 1 года до 2 лет, стоящие перед родителями:
Ребёнка учат отыскивать нужный предмет («игра в прятки»), выбирать нужную вещь или игрушку из нескольких предметов. Усложняя такие задания, родители предлагают внешне сходные, но имеющие разные названия игрушки или предметы (и утка, и курица – птицы). Они могут попросить найти игрушки, имеющие одно название, но разную величину, или разные цвета (большие и маленькие куклы, разноцветные машинки, колечки от пирамидки).
На видео ниже хорошо рассказано про развивающие речь игры в этот период:
Для малышей, которые хорошо понимают речь взрослых, но медленно осваивают активный словарь, эффективны такие просьбы: покажи, где это, или дай то-то и то-то. Всегда после этого обязательно спрашиваем что сделал малыш. Отличный приём – разыгрывание небольших сюжетов при помощи игрушек. Такие мини-спектакли помогают малышу понимать связи между предметами и действиями. Кроме этого, нужно постоянно называть предметы, встречающиеся в окружении ребёнка, описывать их форму, цвет, размер, материал. Постепенно у малыша сформируется умение обобщать.
Дети этого возраста уже способны выполнять посильные поручения взрослых. Единственное условие – они должны состоять из одного этапа. Сложные инструкции типа сначала сделай то, а потом это, могут быть пока недоступны малышу. Стимулируют детскую речь ситуации, когда ребёнок вынужден обращаться к взрослым. Эти ситуации нужно создавать искусственно, а не предупреждать желания малыша, не давая ему то, что он просит. Мы постоянно заставляем малыша попытаться выразить свою просьбу словами.
Задавайте ему вопросы, на которые нужно дать ответ простыми словами, и не спешите сами же на них отвечать, но предлагайте варианты ответа, комментируйте их. «Куда Сева сейчас пойдёт? гу, гулять». «Что Танечка будет делать? бай, спать». Хороший приём – провоцирующие вопросы. Например, показывая машину, мама спрашивает: «Это чашка?». Ребёнок может захотеть поправить взрослого, назвать правильно предмет.
Работа с картинками в детских книжках – благодатная почва для развития речи. Естественный в этом возрасте интерес к красочным и понятным иллюстрациям нужно не только поддерживать, но и использовать в обучающих целях. До полутора лет малыша просят показать какой-нибудь предмет, найти на картинке кошку, собачку, машину. В дальнейшем нужно обращать внимание ребёнка на действия животных или людей на картинках, спрашивая, что они делают.
Чтение простых сказок, фольклорных произведений типа потешек, прибауток очень полезно для развития речи. Слушая стихи, малыш ощущает их ритмический рисунок, пытается в такт похлопать в ладошки или качает головой, двигает телом. Очень хорошо, если родители поощряют договаривание и повторение слов или фраз из стихотворений, потешек, сказок.
Для двухлетнего ребёнка допустимо несовершенное произношение отдельных звуков, несоблюдение слоговой структуры слов, порядка слов в предложениях. Словарный запас малыша невелик, а голос зачастую слабый и негромкий. В речи сохраняются облегчённые слова, отсутствует грамматическая связь между словами. Достижение этого года – речь стала основным средством общения.
Если этого не произошло, а малыш общается при помощи мимики и жестов, нужно провести обследование его слуха, органов артикуляции, понимания речи. Коррекционная работа, проводимая по рекомендациям специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, и с их участием, поможет ребёнку достичь нормы развития речи для своего возраста.
Если у вас остались вопросы по развитию речи ребёнка с одного года до двух лет, вы можете задать их нам. Если вы хотите провести диагностику возможной патологии развития речи, или просто показать ребёнка специалисту, чтобы убедиться в отсутствии речевых нарушений, обратитесь к нам за консультацией.
Формирование и развитие речи у детей особенно активно происходит до 3 лет. Ближе к 1 году все родители с нетерпением ждут, когда кроха скажет первое слово, затем - заговорит предложениями, научится ясно выражать свои желания, рассуждать, задавать вопросы. Мама, папа и другие родственники в силах помочь малышу в развитии речи, ускорить процесс ее формирования и компенсировать возможные нарушения. Для решения этой задачи необходимы домашние занятия, правильно организованное общение и, конечно же, внимание к потребностям и индивидуальным особенностям ребенка.
От 0 до 6 месяцев. Первые попытки общения с внешним миром младенец предпринимает сразу же после появления на свет. С рождения и до 2 месяцев единственной доступной для ребенка формой коммуникации является плач. Так малыш дает маме понять, что проголодался, устал или хочет спать, чувствует себя некомфортно. С 2-3 месяцев появляется гуление. Ребенок учится произносить первые гласные и согласные звуки: «а», «у», «ы», «г». И вот уже родители радуются первому «агу». Кроха пытается управлять своими голосовыми интонациями, слушает обращенную к нему речь. В 3-6 месяцев малыш реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону их источника. В этот же период ребенок начинает лепетать, узнает свое имя. Родители могут заметить, что малыш плачет по‑разному, когда устал, голоден или хочет спать.
С 6 месяцев до 1 года. На этом этапе развития речи появляются первые слоги. Обычно в возрасте около полугода ребенок воспроизводит сочетания звуков «ба» и «ма» - их произнести проще всего. Он часто повторяет слоги, а к 7-9 месяцам учится комбинировать их между собой. К году появляется звукоподражание. Малыш пытается повторить звуки из речи взрослых, откликается на свое имя. Уже в этом возрасте он понимает, что значит слово «нет».
С 1 года до 1,5 лет. С 12-13 месяцев развитие речи у детей идет все более активными темпами. Появляются долгожданные первые слова из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «дядя», «баба». Малыш все более внимательно вслушивается в речь взрослого, пытается по-новому комбинировать слоги, имитируя то, как говорят родители. В этом возрасте ребенок понимает просьбы и инструкции: «садись», «возьми», «иди» и т. д. Кроха использует для привлечения внимания звуки и жесты, интересуется книжками.
С 1,5 до 2 лет. На этом этапе развития речи постоянно расширяется лексикон, малыш запоминает и повторяет простые слова. Он уже может ответить на несложный вопрос словами или жестами. Например, показывает, где игрушка, говорит, как называется тот или иной предмет. Ближе к 2 годам словарный запас уже включает от 20 до 50 лексем. Большинство детей в этом возрасте любят, когда взрослые им читают, и с интересом рассматривают картинки в книгах.
С 2 до 3 лет. В 2 года речь ребенка становится все более осмысленной, появляются первые предложения: «Дай это!», «Где мама?», «Киса тут». Кроха постепенно учится все более понятно выражать свои мысли. Малыш начинает использовать в своей речи предлоги, местоимения, прилагательные. Он понимает и выполняет достаточно сложные инструкции, включающие несколько последовательных действий: «Возьми синюю машинку из детской и отнеси папе в гостиную». Ближе к 3 годам ребенок говорит уже до 150-200 слов.
После 3 лет. На этом этапе развития речи появляются простые предложения из трех слов и более. Ребенок знает названия основных цветов и определения размера (большой-маленький, высокий-низкий). Он может повторить знакомые истории, напеть любимые мелодии. В 3 года период раннего детства подходит к концу, и малыш уже может достаточно ясно выражать свои желания, задает вопросы, способен рассказать о чем-то. Лексический запас становится настолько большим, что родителям уже трудно подсчитать, сколько в нем слов. При этом у детей и после 3 лет могут сохраняться небольшие трудности с произношением некоторых шипящих и свистящих звуков.
Социальное окружение. Для гармоничного развития ребенка необходимо полноценное речевое окружение с самого раннего возраста. Когда малыш растет в благоприятной среде, формирование навыков общения происходит естественным образом, часто даже без дополнительных усилий родителей. Их задача сделать так, чтобы кроха чувствовал себя в кругу семьи комфортно, ощущал любовь и поддержку близких.
Другие факторы. На темпы развития речи у ребенка могут оказать влияние стрессы, болезни, мультилингвистическая среда (обычно для таких малышей сразу несколько языков становятся родными, но говорить они начинают позже сверстников).
Слух. Для развития речи необходимо, чтобы малыш хорошо умел воспринимать информацию на слух. Давайте малышу послушать самые разные звуки: пение птиц на балконе, шум улицы, можно знакомить его с классическими музыкальными произведениями или детскими песенками. И главное, кроха должен слышать звуки родной речи.
Зрение. Малыш не сразу умеет фокусировать зрение и удерживать внимание на объектах. Примерно с 3 месяцев его внимание уже могут привлечь цветные и/или движущиеся предметы, например воздушные шарики. Особое внимание кроха обращает на лица людей, постепенно он начинает узнавать родителей. Чтобы заинтересовать ребенка, можно повесить над кроваткой яркие игрушки, приклеить на противоположную стену распечатанные красочные картинки.
Осязание. Малыш столько может узнать о предмете просто через тактильные ощущения. Для развития этого сенсорного канала полезны массаж и гимнастика, игры с крупами и предметами разных форм. Хорошо, если у ребенка будут мячики, кубики, погремушки из различных материалов. Веселые и особенно полезные для развития речи пальчиковые игры также помогут малышу изучать окружающий мир через осязание.
Вкус. С 4-6 месяцев рацион малыша расширяется, и его ждет множество открытий. Добавляйте в его меню разные по вкусу и консистенции блюда (в соответствии с возрастом, конечно). Пусть ребенок узнает, чем различается сладкое, кислое, горькое, соленое. С появлением зубов можно знакомить малыша и с твердыми продуктами: сушками, детским печеньем, кусочками фруктов.
Пальчиковые игры. Особенность таких игр для развития речи состоит в том, что взрослый не просто загибает пальчики малыша или выполняет другие действия с его ручками, но и одновременно рассказывает стихотворение, потешку. В игровой форме ребенок учится воспринимать речь на слух, запоминает слова и звуки, которые затем будет пытаться повторить. Начать занятия с малышом можно со знакомых всем игр: «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока». Еще вариант - учить названия пальчиков, загибая их.
Рассматривание картинок. Чтобы развивать речь, можно показывать ребенку карточки и книжки для самых маленьких с красочными картинками. Хороший вариант - рисунки с уже виденными дома или на улице животными. Можно рассказать, какие звуки они умеют издавать. Малыш будет пробовать подражать им: в следующий раз увидев кошку или собаку, он может сам сказать «мяу» или «гав-гав». Такие занятия полезны и для развития речи, и для знакомства с окружающим миром в целом.
Игры на развитие фонематического слуха. Слова состоят из смыслоразличительных единиц, которые называют фонемами. Из одних и тех же фонем могут состоять слова, имеющие разное значение: «нос» и «сон», «банка» и «кабан». Фонематический слух позволяет отличать их друг от друга и правильно понимать. Чтобы развивать эту способность, можно играть с малышом в следующие игры.
Заниженные или завышенные требования. Одни родители ничего не делают для того, чтобы разговорить ребенка, и не мотивируют его общаться, другие - заставляют постоянно повторять слова и звуки. Причем иногда в одной семье бывают обе крайности: мама опекает кроху, а папа требует, чтобы он учился просить желаемое. Это неблагоприятно сказывается на развитии речи. Важен баланс между формированием потребности в общении и излишней требовательностью.
Неправильная речь взрослых. Иногда родители и особенно бабушки слишком увлекаются в подражании детскому языку, используют в общении с малышом только упрощенные формы слов («ам-ам», «гав-гав», «би-би» и т. д.). Важно не забывать, что речь взрослого является образцом для ребенка. Если он не слышит правильные формы слов, то и не запомнит их. Некоторые родители говорят слишком быстро, невнятно, без пауз и интонирования. Такую речь крохе просто трудно понять. Взрослым необходимо стараться использовать все разнообразие и богатство родного языка.
Интеллектуальные перегрузки. Раннее развитие стало трендом последних лет, и многие родители торопятся скорее научить малыша говорить, рассказывать наизусть стихи и даже читать. Переутомление от длительных занятий, постоянного заучивания слов и текстов может дать обратный эффект: формирование речи замедлится.
В этой статье:
Речь - это один из важных показателей психического развития ребенка. Именно она является отражением его интересов, характера, потребностей. В раннем возрасте, в 1,5 года, развитие речи имеет прямую связь с формированием мышления. Не будет преувеличением сказать, что развитие речи и мышления - это единый процесс.
Регулярные занятия с ребенком в 1,5 года в совокупности с благоприятными условиями в семье станут хорошим стартом для развития речи. У большинства малышей при таком подходе к трем годам речь достигает того уровня развития, когда они свободно изъясняются, отлично понимают и запоминают речь взрослых. Более того, некоторые дети, развитию речи которых уделяли внимание как минимум с 1,5 лет, к трем годам уже знают несколько песен, с удовольствием декламируют короткие стихи, рассказывают сказки.
Каждый ребенок появляется на свет с качествами мозга, полученными в наследство по родительским линиям. Именно они позволяют ему усваивать речь взрослых, постепенно овладевая родным языком, который они слышат с детства.
Для того чтобы малыш начал говорить, ему необходимо с детства слышать речь, принимать косвенное участие в разговоре. Только так он сможет научиться говорить самостоятельно.
В 1,5 года в речи детей уже достаточно слов (около 40) для того, чтобы они с их помощью стали строить первые простые предложения, например «Хочу пить!» или «Дай ам!». Очень часто малыши строят предложения, грамматически не связывая слова в них.
Слова в активном словаре малыша - это по большей части имена существительные и несколько глаголов. В основном это:
Личные местоимения и прилагательные также включены в активный лексикон крохи, но в минимальном количестве. С полутора до двух лет количество слов в словаре малыша резко увеличивается с 40 до 100 и даже 300 слов!
В это время малыши начинают четко произносить основную часть гласных звуков, при этом частично некоторые из них стараются заменить искаженными звуками, зато более более простыми в артикуляционном отношении, а твердые согласные, такие как «д», «т», «з», - мягкими. Наряду с упрощением звуков можно отметить и упрощение некоторых слов за счет укорачивания, сокращения или выбора обрывка слова с ударным слогом в качестве основы, например в слове «приехал» это «еха», и так далее.
Чтобы развитие речи в 1,5 года было активным, необходимо постоянно разговаривать с малышом, используя развернутые фразы, а также предложения из более чем четырех слов, меняя грамматические формы знакомых слов, падежи. Малыши в этом возрасте уже отлично понимают речь взрослых, поэтому им можно читать сказки и коротенькие стишки, например Агнии Барто.
В 1,5 года кроха уже способен повторять за взрослыми простые двусложные слова. На этом этапе очень полезной станет игра «Телефон». Для этого вам понадобится трубка от игрушечного или от настоящего, уже нерабочего, телефона. Произносите в трубку слова, которые известны малышу, и просите его их повторить. Заменить трубку телефона можно обычным самодельным бумажным «рупором». Важно в процессе игры произносить слова максимально четко, делая акцент на ударные слоги.
Когда малыш привыкнет играть в эту игру и начнет терять интерес, можно включить в нее новые слова, которые ему знакомы, но которые он пока не умеет произносить самостоятельно.
Еще один эффективный способ научить говорить малыша в 1,5 года - приучать его называть по просьбе взрослого различные предметы, животных, растения. Если в привычке у крохи повторение слов за взрослыми, при этом в самостоятельном общении он отдает предпочтение жестам и мимике, то главная задача взрослых - это создание комфортных условий, стимулирующих общение с помощью речи.
Это легко можно сделать, если организовать с крохой предметное взаимодействие, постоянно поддерживая с ним речевой и эмоциональный контакт. Не стоит слишком надолго оставлять ребенка наедине с игрушками. Для стимуляции развития речи малыша в 1,5 года нужно наладить с ним совместные игры, пусть и с использованием игрушек. Все нужно стараться делать вместе, описывая собственные действия, стимулируя развитие диалога.
Важно постараться подобрать для ребенка такие игры, в которые он не сможет играть один, которые будут возможны только со словесным общением. Так, например, мальчику можно предложить поиграть в стройку, нагружая и разгружая самосвал кинетическим песком или кубиками. При этом ребенок должен будет подавать соответствующие команды типа «Вниз!», «Вверх!» или «Стоп!».
А с девочками можно поиграть с куклами, приучая их к общению с игрушкой, которая по замыслу будет мечтать о том, чтобы слышать голос ребенка перед сном, во время кормления, одевания и так далее.
Если, по мнению родителей, малыш в 1,5 года может говорить, но не хочет, потому что ленится, можно попробовать вызвать у него речь с помощью игр для «незнайки». Принцип игры простой. Кто-то из взрослых должен будет походить по дому вместе с игрушкой, например с куклой, размышляя вслух от ее имени относительно того, что ей встречается на пути, намеренно путая названия.
Малыш обязательно заметит ошибки и захочет исправить. Чтобы прибавить игре азарта, можно сказать ребенку, что игрушки, которые были названы неправильно, при этом не были отмечены малышом как ошибка, будут спрятаны в черный мешок. Ребенок обязательно захочет спасти игрушки и будет стараться исправить «незнайку».
Развитие речи ребенка ускорит игра с картинками. Суть игры крайне простая. Чем больше он назовет названий предметов и животных по картинкам, тем ближе он приблизится к цели, например, по дорожке из кубиков к сюрпризу под носовым платком (можно положить что-нибудь вкусное, что любит кроха). Со временем, когда ребенок будет легко называть предметы, животных и растения по картинкам, можно будет усложнить задание и попросить его найти и показать на картинке отдельные их части и детали.
Каждый взрослый знает, что развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики рук. Именно
поэтому в 1,5 года так важно уделять внимание развитию мелкой моторики малыша в процессе увлекательных игр.
Нужно понимать, что в 1,5 года малыш уже достаточно координирован. Он с легкостью удерживает игрушки в руках столько, сколько нужно, может их вертеть, кидать, сталкивать, разбирать, перемещать в разные емкости. Наблюдая за развитием моторики рук малыша, нужно продолжать делать все возможное для того, чтобы совершенствовать этот процесс.
Начинать можно с самых простых игр и упражнений: малыш может перебирать камни, крупу, игрушки из дерева или резины. Предлагая крохе заниматься с мелкими предметами, обязательно нужно обеспечить ему должный контроль, наблюдая за тем, чтобы он не проглотил или не засунул в нос какую-нибудь детальку.
Когда малыш немного освоится, можно предложить ему более сложные игры, например на основе нанизывания, застегивания, шнурования. Например, вместе с крохой можно нанизывать крупные бусины на леску, шнуровать старые ботинки или специальные игрушки со шнуровкой, застегивать и расстегивать пуговицы.
Отличный вариант для развития мелкой моторики пальцев ребенка в 1,5 года - это игры с кинетическим песком. Вместе с
малышом можно лепить целые города, создавать сказочные представления из песочных фигур.
Детям в 1,5 года очень нравится рисование пальчиковыми красками. Они с удовольствием раскрашивают пальчиками бумагу, радуясь полученному результату.
С полуторагодовалым малышом также можно заниматься аппликациями, делать поделки из природных материалов и фасоли, собирать пазлы, мозаику и конструктор. Последние варианты игр очень важно подбирать, учитывая возраст малыша. Например, пазлы должны быть крупными настолько, чтобы у него не возникло сложностей со сборкой картинки. Конструктор должен состоять из крупных и ярких деталей, так же как и мозаика, из которой кроха пока не сможет складывать орнаменты, но сможет собирать цветное полотно.
Отличный вариант игры для развития мелкой моторики рук ребенка - это «охота» за игрушками в бассейне с кинетическим песком или крупой. Специально для малыша можно набрать в таз крупу (подойдет гречка, горох, перловка), в которой «утопить» мелкие игрушки. Кроха получит огромное удовольствие, доставая игрушки, а заодно и потренирует моторику пальцев, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи.
Важно понимать, что для того, чтобы развитие речи у малыша в 1,5 года происходило планомерно, он должен обладать полноценным слухом. Для ребенка важно слышать речь взрослых постоянно, чтобы подражать и учиться с ее помощью. Слабослышащие дети слышат речь в искаженном варианте, поэтому не способны
овладеть ей так же хорошо, как нормально слышащие дети. Если ребенок не слышит совсем, без специальных занятий он никогда не научится говорить.
В младенческом возрасте тугоухость или полная глухота в первые месяцы практически не оказывает влияния на голоса малышей. Они так же, как и обычные дети, гулят, кричат и плачут. Со временем из-за неспособности воспринимать речь взрослых предречевые вокализации малыша постепенно начинают тухнуть. С детьми, у которых диагностировано нарушение слуха, необходимо заниматься по специальной коррекционной программе под руководством опытного специалиста.
Итак, подытожим, каким же образом должно происходить развитие речи у детей в 1,5 года и какова роль родителей в этом процессе.
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня