Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики

При развитии моторики артикуляционного аппарата надо ра­ботать над развитием губ, языка.

Упражнение для губ. Вытягивание губ вперед трубочкой. Крепкое сжатие губ. Растягивание губ в улыбку. Вытягивание губ трубочкой и дутье на бумажку. Образование смычки и взрыва.

Открывание и закрывание губ. Губы вытягиваются вперед, и проделываются сосательные движения.

Всасывание верхней губы под нижнюю, чмоканье вытянутыми губами.

Вибрация губ (подражание фырканью лошади).

Упражнения для языка. Движение языком вперед и назад при умеренно открытом рте (как кошка лакает молоко).

Высунутый язык двигать вправо-влево (как маятник у часов), вниз-вверх.

Высунутым языком захватить сначала верхнюю губу, а потом нижнюю, попеременно.

Язык лежит плашмя и находится в спокойном состоянии, рот в это время открывается и закрывается.

Язык лопатой, иголкой, чашечкой.

Присасывание языка к нёбу (подражание цоканью копыт ло­шади).

Присасывание языка к нёбу с последующим задуванием воз­духа на кончик языка, издавая шепотный звук трр.

Игровые приемы постановки звуков Звуки с-з-ц

1. Свист в пузырек - ссс...

2. Накачивание воздуха насосом - ссс...

3. Полет осы - ззз...

4. Поманить рукой цыплят - цып-цып-цып.

Звуки ш-ж-ч-щ

1. Звук лопающегося пузыря - шшш...

2. Мама спит - шшш...

3. Кукла спит - шшш...

4. Гусь шипит - шшш...

5. Жук жужжит - жжж...

6. Паровоз пыхтит - ччч... (чу-чу-чу).

Звуки р-л

1. Болтушка - блблбл...

2. Остановить лошадку - тпр (язык между губами - язык вибрирует).

3. Щелканье кончиком языка у верхних альвеол.

4. Подражание игре на балалайке, кончик языка у альвеол, произносить дын... дын... дын... и одновременно производить виб­рацию языка пальцем.

5. На язык, просунутый между губами, кладется длинная по­лоска бумаги. Вибрирующий язык вызывает дрожание полоски. Можно также на кончик языка положить мелко нарезанные по­лоски бумаги, и вибрирующий язык сдувает их.

Звуки к-г-х

1. Покашливание для вызывания звука к.

2. Подражание крику кукушки для вызывания звука к.

3. Подражание крику гуся для вызывания звука г: га-га-га.

4. Подуть на озябшие руки для вызывания звука х.

5. Подражание рубке дров с произнесением междометия ух. 6. Изображение зубной боли с произнесением междометия ох.

7. Подражание смеху ха-ха-ха.

Звуки в-ф-б-д

1. Подражание вою ветра - ввв...

2. Потушить свечу, подуть на ушибленное место руки, по­дуть на горячий чай - ффф...

3. Вибрация губ пальцем при надутых щеках для вызывания звука б.

4. Игра в бирюльки: при произнесении:шука ввв... произво­дить вибрацию губ пальцем для вызывания звука б.

Воспитание слухового внимания и фонематического слуха воспитание слухового внимания

Воспитание слухового внимания можно проводить, используя звучание музыкальных инструментов, игрушек или различных предметов. Вначале ребенок должен определить, какой инстру­мент звучал; затем указать направление звука звучащего инст­румента, игрушки; воспроизвести ритм звучания.

Воспитание слухового внимания на музыкальных инструмен­тах проводится так: логопед сначала знакомит ребенка с звуча­нием, например, гармошки, балалайки. Ребенку завязывают гла­за или предлагают отвернуться в сторону, после чего логопед играет на одном из этих инструментов, а затем предлагает ребен­ку найти тот инструмент, на котором он играл.

Воспитание слухового внимания на звучащих игрушках (ба­рабан, дудочка, горн и т. д.) и на издаваемых различными пред­метами звуках (свист в пузырек, в ключ, удары молотком по де­реву, по стеклу и т. д.) проводится так же, как и на музыкальных инструментах.

Определение направления звука инструмента или игрушки проводится так: в кабинете, кроме ребенка, могут быть еще не­сколько детей, которые рассаживаются в разных местах кабине­та. Логопед выбирает водящего, а остальным завязывает глаза. Водящий играет на каком-нибудь инструменте, затем логопед снимает повязку у детей и просит их указать, откуда был слышен звук.

Воспроизведение ритма (хлопки в ладоши, стук об стол ка­рандашом и т. д.) проводится следующим образом: логопед уда­ряет в ладоши два раза и просит ребенка сделать столько же хлопков; стучит по столу один раз, делает паузу и опять стучит один раз и просит ребенка повторить.

Воспитание слухового внимания к речи проводится так: ло­гопед прикрывает рот листом бумаги и просит ребенка дать кош­ку (мяу) , собаку (ам-ам или гав-гав).

Правильное выполнение задания логопеда ребенком будет го­ворить о том, что он научился внимательно слушать чужую речь.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 23.01.2017

Правильность и чистота произношения звуков целиком зависит от правильности работы артикуляционного аппарата. С младенчества малыш пробует произносить разные звуковые формы, производит различные движения ртом, губами и языком, тем самым формируя свой первый речевой навык.

Чтобы речевые фонемы были правильными, а произносимые звуки четкими, органы речи должны быть максимально подвижными. Артикуляция зависит от работы различной группы мышц. Сюда входят глотательные, жевательные и мимические мышцы. Чтобы речевой набор звуков был полностью правильным, ребенок должен уметь правильно произносить многочисленные звуковые уклады с огромным разнообразием движений.

Голос образуется при участии не только ротовой полости, но и всей грудной клетки. Поэтому упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, должны охватывать не только лицевые мышцы, но и плечевой пояс и грудь.

Значение органов речи в артикуляции

Наиболее подвижный речевой орган – это язык. Самыми подвижными его частями являются боковые части и кончик. Чем они подвижнее, тем четче будет произношение звуков.

На качество произношения также оказывает влияние подвижность губ. Наиболее подвижна всегда нижняя губа. Губы могут смыкаться, образовывать трубочку, рупор, что очень важно в произношении согласных. А вот в произношении гласных важна подвижность нижней челюсти.

Также важную роль играет прикус. Правильным считается вариант, когда верхняя челюсть слегка прикрывает нижнюю. При этом все зубы должны соприкасаться.

При произношении любого звука каждый речевой орган выстраивается в определенном положении. Но речевой поток хоть и состоит из звуков, в итоге он выстраивается в слова, поэтому звуки следуют один за другим очень быстро. И здесь очень важна подвижность каждой мышцы, участвующей в создании речевой конструкции.

Возрастные периоды освоения звуков ребенком

Чтобы речь ребенка правильно формировалась, нужно достижение определенного уровня зрелости корой головного мозга. Все органы чувств должны быть подготовлены. Часто хронические заболевания негативно влияют на развитие речи малыша.

В самом начале жизни ребенок может произносить исключительно легкие звуки. К ним относятся гласные а, о, э и согласные, м, п, б. Далее ребенок осваивает звуки посложнее. А вот самые сложные по артикуляционным требованиям звуки типа с, з, ц, ш малыши осваивают в возрасте старше трех лет. До этого периода сложные звуки либо отсутствуют в лексиконе, либо малыши подменят их более простыми.

В идеальном варианте к шести годам речевой багаж ребенка уже наполнен всеми звуками. Если к этому возрасту ряд звуков все еще отсутствует, то требуется вмешательство логопеда, так как на лицо нарушения речевого развития.

Нарушения развития речи

Наиболее частой причиной неправильного произношения звуков служат нарушения строения органов речи. Самые частые нарушения:

  1. Неправильный прикус;
  2. непропорциональный язык (он либо слишком большой, либо наоборот слишком маленький);
  3. укороченная уздечка;
  4. Расщелина неба и верхней губы.

Нарушения органов речи можно заметить в самом раннем возрасте, так как даже простые звуки, заменители более сложных звуковых форм звучат нечисто и слышны звуковые нарушения.

Помимо нарушений в строении ротовой полости, также причиной неправильного произношения может быть слабость губных мышц и слабость мышц языка. Такое отклонение можно заметить при выполнении губами и языком простых движений:

  1. Губы не вытягиваются трубочкой;
  2. Улыбка асимметрична;
  3. Язык не расширяется, а все время стремиться к сужению;
  4. Высунутый язык отклоняется в одну из сторон;
  5. Высунутый язык западает на нижнюю губу, а не держится горизонтально;
  6. Высунутый язык дрожит;
  7. Язык во рту держится «комком».

При наблюдении подобных симптомов потребуется консультация как логопеда, так и невролога.

Если нарушения связаны со строением речевых органов, то как можно скорее эти нарушения нужно устранить. Если же причина в слабости мышц, то потребуется выполнение определенных упражнений.

Нужно правильно понимать относится ли нарушение к речевой патологии или же это речевое отклонение. Патологии бывают внутреннего и внешнего проявления. Точный диагноз может поставить только специалист.

Любые нарушения в речевой системе могут влиять на совершенно разные стороны речи: неправильное произношение, неверная лексика, неправильное грамматическое выстраивание предложений.

Артикуляционная гимнастика

Речевая гимнастика призвана укрепить мышцы речевых органов и закрепить правильное звукопроизношение посредством специальных упражнений, проводимых, как правило, в виде игры. При этом тренируются все мышцы речи: язык, неба, губы. Это в итоге дает развитие артикуляционной моторики и приводит к правильному положению каждой речевой мышцы во время произношения звуков.

Главная ее задача – выработать правильный набор движений органов речевого аппарата, чтобы звуки произносились четко и правильно.

Гимнастика даст результат только при выполнении ряда правил:

  1. Упражняться необходимо ежедневно. Так навык будет сначала вырабатываться, а потом упражнения будут способствовать его закреплению. За один раз не следует проводить больше трех упражнений.
  2. Каждое упражнение нужно выполнять не менее пяти раз.
  3. Если задание требует удержания определенной позы, то задерживать нужно не менее чем на 10 секунд.
  4. Упражнения нужно начинать с простых, а далее уже переходить к сложным. Лучше всего использовать формат игры.
  5. Новые упражнения вводятся строго по одному. Остальные два выполняются для закрепления навыка. Нельзя вводить новые задания пока предыдущие ребенок не выполняет хорошо.
  6. Упражнения стоит проводить в положении сидя. Так тело малыша будет расслаблено и нет ненужной нагрузки на мышцы.
  7. Малыш должен хорошо видеть взрослого. Это необходимо для контроля за правильностью выполнения упражнений. Можно либо вдвоем сесть напротив зеркала, или же сидеть лицом друг к другу, но тогда у ребенка в руках должно быть зеркало.
  8. Первыми упражнениями лучше всего ставить упражнения для развития гибкости губ.

Гимнастика в виде игры в домашних условиях поможет исправить незначительные дефекты или закрепить уже полученный результат. Но чтобы исправить некоторые патологии нужна помощь квалифицированного специалиста.

  • Показать ребенку на своем примере как нужно выполнять задание.
  • Проследить за правильностью выполнения задания ребенком. Для взрослого, занимающегося с ребенком, важно контролировать правильность выполнения заданий, отслеживать их точность, плавность, темп и устойчивость движений. Важен контроль симметричности обеих частей лица во время выполнения упражнения.
  • Оказывать помощь ребенку в правильном расположении органов речи для выполнения задания. Если какое-либо движение у ребенка не получается, можно посредством игры и творческого подхода показать ему как это правильно сделать.
  • На первых парах движения у ребенка будут напряженными, но спустя несколько занятий появится непринужденность.

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 1

    «Подготовка и развитие

    артикуляционного аппарата у детей

    младшего дошкольного возраста в

    домашних условиях»

    Подготовила: Старший воспитатель Черных Т.А.

    Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое

    значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо

    Развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои

    мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о

    совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь

    Весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает

    тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь

    является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в

    Школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить

    неуверенность ребенка в своих силах. Поэтому научить заботиться о

    правильной речи надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с

    дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от

    года не уменьшается, а растет.

    Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и

    ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального

    становления звукопроизношения является полноценная работа

    артикуляционного аппарата. Бытует мнение, что ребенок сам произвольно,

    без помощи взрослых овладевает правильным произношением. Это большая

    ошибка, которая является причиной того, что развитие звуковой стороны

    речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны взрослых –

    родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного

    возраста имеет недочеты в произношении.

    Если взрослые не вмешиваются в процесс формирование детской речи, то у

    ребенка почти всегда наблюдается отставание в развитии. Дефекты

    звукопроизношения, возникшие и закрепившиеся в детстве, преодолеваются

    с большим трудом и могут сохраняться на всю жизнь. Компенсировать

    дефект может только квалифицированная помощь.

    Воспитание чистой речи у детей – серьезная задача не только для логопеда,

    но и для родителей и воспитателей. И они должны знать специальную

    логопедическую (артикуляционную) гимнастику, ознакомиться с методикой

    ее проведения, выполнения упражнений – для укрепления мышц, выработка

    полноценных движений, для определенных положений артикуляционного

    аппарата, направленных на выработку правильного звукопроизношения.

    Роль гимнастики в воспитании правильного звукопроизношения.

    Звуки речи образуются в результате сложного движения артикуляционных

    органов – кинем. Если кинема отсутствует, то ее формирование надо

    вырабатывать.

    Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных

    артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью. Эти

    движения являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют

    роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность,

    сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка

    постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные

    органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой

    многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных,

    дыхания (трахея, гортань, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

    Таким образом, специальная логопедическая гимнастика включает в себя

    управления многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи,

    плечевого пояса и грудной клетки.

    Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных

    упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного

    аппарата.Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной

    гимнастики, надо знать, какие движения свойственны различным органам

    артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным органом является язык.

    Он состоит из корня языка, который крепится к подъязычной кости, и

    спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части,

    заканчивающейся кончиком языка, а также боковые края передней и средней

    частей. Передняя часть языка и ее кончик наиболее подвижны. Кончик языка

    может подниматься за верхние зубы (т, д, н), опускаться за нижние (с, з, ц),

    прижиматься к альвеолам (ч), дрожать под напором выдыхаемого воздуха (п).

    Передняя часть без участия кончика языка может подниматься к альвеолам и

    образовывать с ними щель (с, з, ц), подниматься и образовывать щель с

    альвеолами (ш, ж, щ).

    Средняя часть языка наименее подвижна и без продвижения передней или

    задней частей языка она может только подниматься к твердому нёбу (й,

    мягкие согласные).

    Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (к, г) или

    образовывать с ним щель (х).

    Боковые края языка могут прижиматься к внутренней стороне коренных

    зубов и не пропускать вбок струю воздуха (с, з, ц, щ, ш, ж, р) или пропускать (л).

    Подвижность губ также играет роль при образовании звуков. Они могут

    вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать зубы (с, з, и), слегка

    выдвигаться вперед (ш, ж, ч). Наиболее подвижна нижняя губа: она может

    смыкаться с верхней (п, б, м), образовывать с ней щель (в, ф).

    Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что

    особенно важно для произнесения гласных звуков.

    Мягкое нёбо тоже может подниматься и опускаться. Когда оно опущено,

    струя выдыхаемого воздуха идет в нос (носовые звуки м, н). Когда поднято –

    образуются ротовые звуки (все кроме выше названных). Цель

    артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и

    определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение

    объединять простые движения в сложные. Она является основой для

    формирования звуков и коррекции нарушения звукопроизношения любой

    этиологии и патогенеза.

    Методические указания к проведению АГ.

    Схема занятий: сначала выполняются грубые движения упражняемых

    органов, затем – переход к более дифференцированным движениям в этой же

    области. Торможение неправильных движений достигается использованием

    зрительного контроля (зеркало!).

    Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в коррекции. Для каждого

    ребенка комплекс упражнений составляется индивидуально, с учетом

    конкретного звуконарушения.

    При проведении коррекционной работы нужно выработать точность,

    чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к

    другому. Точность движения речевого органа определяется по конкретному

    результату. Плавность и легкость движения предполагает движения без

    толчков, подергивания, дрожания органа, обусловленных излишним

    мышечным напряжением. Кроме того не должно быть сопутствующих или

    вспомогательных движений в других органах.

    Темп - это скорость движения. Сначала он задается логопедом или

    воспитателем путем отстукивания или счета с постепенным ускорением.

    После отработки темп должен стать произвольным.

    Переход (переключение) к другому движению или положению должен

    осуществляться плавно и достаточно быстро.

    После того, как ребенок научился выполнять движения, зеркало убирают;

    контроль переходит к собственным кинестетическим ощущениям. С

    помощью вопросов взрослого ребенок рассказывает, что делают его

    артикуляционные рганы при произнесении отрабатываемого звука.

    Каждому упражнению дается название в соответствии с выполняемым

    действием («Качели») и подбирается картинка, которая служит образцом для

    подражания предмету или его движению.

    Упражнение необходимо выполнять вместе с ребенком, что требует от

    взрослого умения хорошо ощущать свои артикуляционные органы и

    совершать ими правильные движения без зрительного контроля.

    Если у ребенка не получается какое - нибудь движение, нужно использовать

    механическую помощь (зонды, показать.) Закрепление любого навыка

    требует систематического повторения, поэтому проводить АГ необходимо

    Ежедневно 2-3 раза в день. Упражнение не должно доводить орган до

    переутомления, первым признаком которого является снижение качества

    движения. Поэтому данное упражнение надо временно прекращать.

    Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна

    быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для данного

    периода работы с ним. На первых занятиях приходится ограничиваться

    иногда только двукратным выполнением упражнения в связи с повышенной

    истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить

    количество повторений до 15-20, а при условии короткого перерыва – и

    более.

    Из выполняемых трех упражнений новым должно быть только одно, а два

    других повторяются и закрепляются. Если какие –то упражнения

    выполняются недостаточно хорошо, новое упражнение вообще не вводится,

    а отрабатывается старый материал с использованием новых игровых

    приемов.

    Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя: спина прямая, тело

    не напряжено, руки и ноги в спокойном состоянии. Дети все время должны

    видеть лицо и губы взрослого.

    Работа организуется следующим образом:

    1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые

    приемы.

    2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

    3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, взрослый следит за

    правильностью выполнения.

    4. Упражнение выполняют все дети одновременно.

    Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому

    необходим индивидуальный подход – с такими детьми проводятся

    дополнительные занятия.

    Выполнение упражнений АГ требует от ребенка больших энергетических

    затрат и терпения. Закрепление любого навыка требует систематического

    повторения. Поэтому АГ должна проводиться не скучно и не по шаблону.

    Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создавая соответствующий

    эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение

    к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для красочного

    Оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные

    герои, стихотворные тексты. Кроме того должно присутствовать элемент

    соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнения

    (комплекса АГ).


    | |
    Трудные гласные буквы: е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
    Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
    Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

    Часть логопедических проблем может быть устранена только с помощью логопеда. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Здесь на сайте () вы найдете упражнения на постановки всех звуков русского алфавита, а еще обучите ребенка читать. На индивидуальных занятиях с логопедом ведётся работа по развитию артикуляционной моторики, Работа логопеда должна быть комплексной и систематической. Логопедические дети нуждаются в целенаправленной систематической заботе. Выполнение рекомендаций логопедического раздела сайта позволит вам получить положительную динамику развития и коррекции речи детей. а подгрупповых логопедических занятиях, дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. На этом сайте вы найдете специальные карточки для занятий.

    Развитие артикуляционного аппарата детей

    Играет важную роль при овладении ребенком речи. Артикуляционный аппарат развивается, когда ребенок ест твердую пищу (например, яблоко), сосет. Для его тренировки можно использовать игры:

    Мыльные пузыри . Выдувайте мыльные пузыри вместе с ребенком.

    Птички. Вырежьте птичку и привяжите к ее спинке нить длинной 15-20 см. "Смотри, это птичка. Я подую она полетит. Вот так. лети птичка". Подуйте. Предложите ребенку сделать тоже самое. Аналогично можно сделать летающий самолет.

    Покажи язычок . Когда ребенок кушает какую-нибудь разноцветную еду (варенье, творожок), предложите ему посмотреть в зеркало. Покажите, как далеко вы можете высунуть язык.

    Артикуляционная гимнастика и правильное произношение звуков

    Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т.е. тем, у которых «каша во рту».

    Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.

    В данной статье я представила упражнения и стихотворения к ним, которые непосредственно использую в своей работе.

    Причины возникновения проблем с речью

    • рахит
    • травмы
    • частые соматические заболевания
    • органическое поражение артикуляционного аппарата в его переферической части (толстые, малоподвижные губы, большой язык, короткая уздечка, нарушение прикуса, редкие зубы или отсутствие зубов, высокое или низкое нёбо)
    • неблагоприятное речевое окружение

    Сопутствующие состояния: повышенная возбудимость, вялость мышц артикуляционного аппарата, физическая ослабленность ребёнка.

    Активные игры с ребенком и развитие речевого аппарата

    Проговаривайте свои действия при игре . Побуждайте ребенка использовать названия предметов, а также необходимых действий. "Наша Маша хочет есть. Давай, приготовим ей обед. Что она будет есть? Наверное, макароны. Возьмем кастрюлю. Нальем воды. Что нальем? Поставим ее … Куда поставим? На плиту. Вода закипит. Мы ее посолим. Что сделаем? и.т.д.

    Мышцы и звуковоспроизведение

    Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады (позиции языка) ощущаются при произнесении тех или иных звуков.

    Сусанна Полякова
    Консультация для родителей «Развитие артикуляционного аппарата у детей»

    Консультация для родителей

    «РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ »

    Учитель-логопед высшей категории МБДОУ №2 «Ладушки»

    Полякова С. С.

    Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей , необходимо развивать артикуляционный аппарат .

    Артикуляционный аппарат состоит из трех основных отделов : ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Причем для речи необходимо брюшное дыхание. Дыхание верхней частью грудной клетки всегда затрудняет речь.

    Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции , к которым относятся язык (1, губы (2, нижняя челюсть (3, мягкое нёбо (4, маленький язычок (5, зубы (6, их основания (7, твердое нёбо (8, альвеолы (9) (бугорки за верхними зубами) (рис. 1) .

    Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Большое значение в развитии органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика .

    Необходимо отметить, перед началом занятий познакомьте ребенка с теми речевыми органами, которые находятся во рту. Изучите их с ним перед зеркалом, а для доходчивости позвольте ему ощупать их пальцем (особенно те из них, которые плохо видны) .

    Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности , ловкости языка, губ, щек, уздечки.

    Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата , необходимых для правильного произношения звуков.

    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата . Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    В процессе выполнения артикуляционной гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким» , подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху» ). Взрослый, который занимается с ребенком, должен самостоятельно ознакомиться и усвоить комплекс универсальных упражнений для губ и языка. При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычок показывает упражнения, и различные сказки о язычке.

    Логопед раздает родителям ручные зеркала и предлагает ознакомиться с комплексом универсальных упражнений для губ и языка с помощью «Сказки о веселом Язычке» .

    СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

    Жил на свете Язычок. Был у него на свете свой домик. Домик назывался ротиком. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы.)

    Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его.) Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает : «Дай-ка и я так попробую» . Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, о том и поет. Услышит, как дети кричат «а-а-а» , откроет дверку широко-широко и запоет : «А-а-а» . Услышит, как лошадка ржет «и-и-и» , узенькую щелку в дверке сделает и запоет : «И-и-и» . Услышит, как поезд гудит «у-у-у» , кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет : «У-у-у» . Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

    Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей могут носить чисто подражательный характер. Предложите малышу немного «пообезьянничать» : Вы будете показывать движения губами, языком, а он будет за вами повторять.

    Для формирования правильного произношения необходимо также развитие дыхания . Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнить 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

    Важно соблюдать параметры речевого дыхания :

    Выдоху предшествует сильный вдох через нос - «набираем полную грудь воздуха» ;

    Выдох происходит плавно, а не толчками;

    Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

    Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, предложите ему прикрыть ноздри ладонью, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот);

    Выдыхать следует, пока не закончится воздух;

    Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

    Чтобы развитие речевого дыхания ребенка было интересным и увлекательным, можно предложить ему подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, на бумажные кораблики, плавающие по воде, сдувать листочки или снежинки с ладошки.

    Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

    Без голоса нет звука. Необходимо развивать голосовой аппарат ребенка . Хорошим помощником в этом вопросе может стать фонетическая ритмика - сочетание дыхания, звука и движения. Например, можно проделать следующие упражнения.

    Упражнение № 1.

    «а-а-а.» «рисуют» круг вокруг талии. Произнесение звука [а] стимулирует работу легких, трахеи и гортани.

    Упражнение № 2.

    Исходное положение - произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперед. Пальцы сжаты в кулачки. Указательные пальцы направлены вверх. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «и-и-и.» . Тянуть как можно дольше. Руки при этом медленно поднимать вверх.

    Произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.

    Упражнение № 3.

    Исходное положение - произвольное. Руки прижаты к груди. Пальцы сжаты в кулачки. Указательные пальцы направлены вверх. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «у-у-у.» . Тянуть как можно дольше. Руки при этом медленно вытянуть вперед.

    Произнесение звука [у] усиливает функцию дыхательных и речевых центров мозга, способствует профилактике мышечной слабости и заболеваний органов слуха.

    Упражнение № 4.

    Исходное положение - произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперед. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «о-о-о.» . Тянуть как можно дольше. Руки при этом «рисуют» круг, который замыкается над головой.

    Произнесение звука [о] стимулирует работоспособность, способствует профилактике вегетативно-сосудистой дистонии, а также заболеваний центральной нервной системы, связанных с головокружениями и нарушениями походки.

    Упражнение № 5.

    Исходное положение - произвольное. Руками дотронуться до плеч. Локти опущены вниз. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «ы-ы-ы.» . Тянуть как можно дольше. При этом соединить локти и приблизить плечи друг к другу.

    Произнесение звука [ы] положительно влияет на общий тонус организма : снимает усталость, повышает работоспособность. Ежедневные упражнения на развитие артикуляционного аппарата помогут сформировать у ребенка правильное, четкое произношение.

    Что еще почитать