Большая энциклопедия нефти и газа. Типовая инструкция по охране труда при обслуживании и ремонте запорной арматуры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Виды, конструкция, функционирование и область применения арматуры в системе газопровода

Глава 2. Практическая часть

2.1 Техническое обслуживание запорной арматуры

2.2 Текущий и капитальный ремонт запорной арматуры

Заключение

Список литературы

Введение

Трубопроводная арматура представляет собой устройства, предназначенные для управления потоками жидкостей или газов, транспортируемых в трубопроводных системах.

Арматура - неотъемлемая часть любой трубопроводной системы. Расходы на нее составляют, как правило, 10-12% капитальных вложения и эксплуатационных затрат. При работе в различных системах арматура подвергается самым различным воздействиям: высоким и низким температурам, значительным давлениям, вибрациям, воздействию агрессивных жидкостей. Вследствие этого требования, предъявляемые к арматуре, чрезвычайно разнообразны. Основные из них - прочность, увеличение срока службы, надежность и долговечность, низкая стоимость и технологичность изготовления, взрывобезопасность, коррозионная стойкость - являются противоречивыми и не могут быть обеспечены одновременно. Поэтому на сегодняшний день существует огромное количество различных конструкций, каждая из которых представляет определенный компромисс между этими противоречивыми требованиями.

Целью работы "Запорная арматура в газопроводе" является знакомством с различными типами арматуры, так же принципиальными различиями отдельных конструкций, преимуществами и недостатками существующих типов арматуры.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Виды, конструкция, функционирование и область применения запорной арматуры в системе газопровода

Вся арматура, установленная на трубопроводах, называется запорной. В зависимости от назначения она подразделяется на:

1. Запорную - которая служит для перекрытия трубопроводов (краны, вентиля, задвижки, клапаны).

2. Запорную - невозвратную арматуру, - которая служит для пропуска жидкости в одном направлении и запирания в обратном (обратные клапана).

3. Предохранительную арматуру - для сброса избытка давления трубопроводов от разрыва (предохранительные клапана).

4 .Регулирующую арматуру - для регулирования потоков и поддержания уровня (регулирование клапана и регуляторы уровня).

Задвижка - запорное устройство, в котором перекрытие прохода осуществляется поступательным перемещением затвора в направлении перпендикулярном движению потока транспортируемой среды. Задвижки получили широкое применение для перекрытия потоков газообразных или жидких сред в трубопроводах с диаметрами условных проходов от 50 до 2000 мм при рабочих давлениях 4 - 200 кГ/см 2 и температурах среды до 450 градусов.

В сравнении с другими видами запорной арматуры задвижки обладают преимуществами: незначительными гидравлическим сопротивлением при полностью открытом проходе; отсутствием поворотов потока рабочей среды; возможностью применения для перекрытия потоков среды большой вязкости; простотой обслуживания; относительно небольшой строительной длиной, возможности подачи среды в любом направлении. ГОСТ 2.114-95 ЕСКД. Технические условия.

К недостаткам, общим для всех конструкций задвижек, следует отнести: невозможность применения для сред с кристаллизирующимися включениями: небольшой допускаемый перепад давлений на затворе (по сравнению с вентилями) невысокую скорость срабатывания затвора; возможность получения гидравлического удара в конце хода; большую высоту трудности ремонта изношенных уплотнительных поверхностей затвора при эксплуатации.

Задвижки по прочности подразделяются на:

1. Стальные - для высокого давления.

2. Чугунные - для давления до 16 кгс/см 2 .

Задвижки бывают с выдвижным шпинделем и с не выдвижным, когда при открытии поднимается сам маховик. Бывают с параллельными плашками, клёновыми, проходное сечение перекрывается в вертикальной плоскости.

При виде конструктивного типа задвижек следует исходить из следующего:

1) Вида рабочей среды;

2) Химического состава рабочей среды;

3) Давления рабочей среды;

4) Рабочей температуры;

5) Наличие обоснованных требований к герметичности затвора;

6) Диаметра трубопровода.

Клиновые задвижки с цельным клином предназначены в основном для герметичного перекрывания трубопроводов с большим рабочим давлением неагрессивной среды как жидкой, так и газообразной.

Клиновые задвижки с упругим клином применяют в основном для герметичного перекрывания трубопроводов с нефтяными и газовыми средами высокой температуры и большим рабочим давлением среды. Применять задвижки этого типа для работы в кристаллизующихся средах или в средах с механическими примесями не рекомендуется.

Задвижки с составным клином рекомендуют в основном для трубопроводов со средним рабочим давлением среды как жидкой, так и газообразной, без твердых и абразивных включений. Температура рабочей среды устанавливается в зависимости от материалов уплотнительных поверхностей затвора.

Параллельные задвижки предназначены для установки на трубопроводах в процессах, в которых не требуется достаточно герметичного перекрывания трубопровода при больших значениях рабочего давления. Среда может содержать небольшое количество механических примесей.

Однодисковые задвижки применяют, как правило, для трубопроводов с высокой t0 и средней величиной давления рабочей среды, в которых требуется обеспечить пропуск среды при неполном перекрывании трубопровода. При повышенных требованиях к герметичности перекрытия прохода наиболее приемлемая среда - некристаллизующиеся жидкости с достаточно большой вязкостью, например, нефть, мазуты и др.

Двухдисковые задвижки рекомендуют для герметичного перекрывания трубопроводов со средним давлением рабочей среды (как жидкой, так и газообразной), содержащей небольшое количество механических примесей. Температура среды зависит от материала уплотнительных поверхностей затвора.

Задвижки с эластичным уплотнением затвора предназначены для герметичного перекрывания трубопровода с низкой температурой и средним давлением рабочей среды, как жидкой, так и газообразной.

Задвижки с гуммированным покрытием внутренней полости применяют для герметичного перекрывания трубопроводов с рабочими средами, обладающими повышенной агрессивностью при невысоких рабочих температурах, а также содержащие абразивные включения.

Задвижки с обводом используют в основном для трубопроводов с высоким давлением рабочей среды.

Вентиль - запорное устройство насажано на шпиндель, проходное сечение перекрывается в горизонтальной плоскости. Вентили получили широкое распространение в качестве запорных устройств для перекрывания потоков газообразных или жидких сред в трубопроводах с диаметрами условных проходов до 300 мм (а в некоторых случаях и до 400 мм) при рабочих давлениях до 2500 кГ/см 2 и температурах сред от -200 до +450 0 С в тех случаях, когда к надежности и герметичности перекрытия прохода предъявляются высокие требования.

По конструкции корпуса вентили разделяются на: проходные, угловые, прямоточные и смесительные.

Существенно важной является классификация вентилей по назначению: запорные, запорно-регулирующие и специальные. В свою очередь, регулирующие могут быть подразделены по конструкции дроссельных устройств на вентили с профилированными золотниками и игольчатые. Аналогично запорные вентили по конструкции затворов подразделяются на вентили тарельчатые и диафрагменные, а по способу уплотнения шпинделя на сальниковые и сильфонные.

Проходные вентили предназначены для установки в прямолинейных трубопроводах.

Недостатки: относительно высокое гидравлическое сопротивление; наличие зоны застоя; большие строительные размеры; сложность конструкции корпуса и относительно большой вес.

Угловые вентили предназначены для соединения двух частей трубопровода, расположенные перпендикулярно друг другу или для монтажа на повороте. Работают при давлениях рабочей среды, меньших 64кГ/см 2 и при невысоких температурах.

Прямоточные вентили. Преимущества: относительно малое гидравлическое сопротивление; компактность конструкции; отсутствие зон застоя. Недостатки: большая длина и относительно большой вес.

Смесительные вентили служат для смешивания двух потоков жидкой среды с целью стабилизации её температуры, концентрации реагентов, разжижения основной среды, поддержания качества и т.д. Более простое решение схемы смешивания получается при использовании смесительных вентилей, в которых два потока смешиваются непосредственно в корпусе одного вентиля. Их применение дает высокий экономический эффект за счет того, что вместо 2-х вентилей и специального смесителя применяется только один вентиль. арматура газопровод вентиль

Диафрагмовые вентили предназначены для перекрывания потоков сред при невысоких температурах (до 100-150 0 С) и отсутствие сальника; зон застоя и карманов; невысокое гидравлическое сопротивление; небольшие габаритные размеры и вес. Основной недостаток - относительно небольшой срок службы мембраны.

Сильфонные вентили предназначены для работы в средах, утечка которых в окружающую атмосферу недопустима из-за высокой стоимости, агрессивности, токсичности, взрыва или пожароопасности, ядовитости и др. Преимущества - полное исключение утечки рабочей среды и надежность уплотнительного элемента.

Запорно-регулирующие вентили обеспечивают возможность ручного или дистанционного управления расходом среды путем изменения гидравлического сопротивления дроссельной пары с надёжным фиксированием промежуточных положений даже при авариях в линии питания привода или при затруднительном доступе к вентилю, а также достаточно надёжно перекрывала трубопровод.

Игольчатые вентили могут быть как заторными, так и регулирующими. Они нашли широкое применение в регулировании и дросселировании малых потоков газов, при больших величинах перепадов давлений на дроссельном устройстве.

Вентили высокого давления изготовляют с диаметрами условных проходов от 3 до 125мм. Существуют вентили на рабочие давления до 2500кГ/см 2 .

Вентили для сред высоких температур рассчитаны для работы при температурах рабочей среды более 200 0 С. Эти вентили широко используются в процессах синтеза. Вентиль предназначен для работы при давлениях, больших 200кГ/см 2 .

Вентили для коррозионных сред предназначены одновременно для работы при высоких давлениях и температурах рабочей среды, превышающих 150 0 С. При давлениях рабочих сред, меньше 25кГ/см 2 , и интервале температур от 30 до +150 0 С применяют футерованные или гуммированные вентили.

Кран - проходное сечение открывается или закрывается пробкой, применяется для диаметров до 50мм, для давления до 40кГс/см 2

Конические краны можно подразделить на следующие типы: натяжные, сальниковые краны со смазкой и краны с прижимом (или с подъёмом) пробки. СНиП 3.05.02-88. Строительные нормы и правила российской федерации. Газораспределительные системы

Натяжные краны применяются для массового выпуска и обычных условий эксплуатации (например, кухонные газовые краны). Они применяются главным образом для сыпучих или вязких сред, где не требуется высокой герметичности по жидкости или газу. Главным образом натяжные краны применяют для низких рабочих давлений (до 10кГ/см 2) или для сред, пропуск которых в окружающую среду не опасен.

Сальниковые краны широко применяются на жидких и газообразных средах при давлениях 6-40кГ/см 2 .

Краны с подъемом пробки не рекомендуется применять для сред, содержащих твердые частицы и для суспензий, так как попадание твердых частиц между корпусом и пробкой может вызвать потерю герметичности с повреждением уплотнительных поверхностей, а также для полимерзующихся или очень вязких сред.

Цилиндрические краны можно разделить на 2 группы: краны с металлическим уплотнением и краны с эластичным уплотнением.

Краны с металлическим уплотнением применяют в основном для высоковязких сред.

Краны с эластичным уплотнением применяют большей частью с металлической пробкой и неметаллическим эластичным уплотнением в седле.

Шаровые краны применяются со смазкой и на высокие давления среды и большие проходы (главным образом для магистральных газопроводов и нефтепроводов). Они делятся на 2 типа: краны с плавающей пробкой и краны с плавающими кольцами.

Краны с плавающей пробкой бывают 2 основных типов: с металлическими кольцами со смазкой, с неметаллическими кольцами из чистых пластмасс, резин.

Сильфонные краны весьма дороги в производстве вследствие повышенных требований к точности изготовления. Наличие подъемной пробки - не позволяют применять его в вязких и полимеризующихся средах.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Техническое обслуживание запорной арматуры

Техническое обслуживание запорной арматуры проводится в соответствии с графиком, утверждаемым руководством эксплуатационной организации в установленном порядке.

При техническом обслуживании запорной арматуры, установленной на надземных и подземных газопроводах, выполняются следующие виды работ:

Очистка от грязи и ржавчины.

Внешний осмотр для выявления перекосов, раковин, трещин, коррозии и других дефектов.

Проверка герметичности сварных, резьбовых, фланцевых соединений и сальниковых уплотнений специальными приборами (газоиндикаторами или газоанализаторами).

Устранение утечек во фланцевых соединениях подтягиванием болтов или сменой прокладок, очистку фланцев перед установкой новых прокладок.

Устранение утечки газа в сальниках подтягиванием сальника или сменой сальниковой набивки. При подтягивании сальника натяжение нажимной буксы накидными болтами должно производиться равномерно. Односторонняя перетяжка болтов может вызвать надлом фланца буксы. Необходимо следить за тем, чтобы сальник не был сильно затянут, так как это может привести к изгибу шпинделя и выходу задвижки из строя.

Разгон червяка у задвижек и, при необходимости, его смазка (не допуская полного перекрытия газопровода). "Проектирование и строительство газопроводов из полиэтиленовых труб и реконструкция изношенных газопроводов" СП 42-103-2003.

Проверка работоспособности приводного устройства задвижек.

При техническом обслуживании арматуры, установленной в колодцах, дополнительно выполняются следующие виды работ.

Проверка состояния крышек газовых колодцев и колодцев на загазованность.

Откачка воды из колодцев (при необходимости).

Проверка наличия и исправности шунтирующих электроперемычек, состояния уплотнения футляров газопроводов, конструкций колодцев, скоб, лестниц.

Бригады, производящие работы в колодце, должны иметь средства индивидуальной защиты.

Работы по техническому обслуживанию арматуры в колодце производятся в следующей последовательности:

Производится очистка крышки колодца от грязи, снега, льда.

Поднимается крючком, смазанным тавотом или солидолом, крышка колодца, под которую подкладывается деревянная подкладка.

Колодец проверяется газоанализатором на загазованность.

После проверки колодца на загазованность крышка колодца открывается полностью и производится его проветривание и повторная проверка на загазованность.

При необходимости осуществляется откачка воды из колодца.

При отсутствии загазованности в колодец спускается один из рабочих в спасательном поясе со спасательной веревкой. Члены бригады, находящиеся на поверхности земли, должны держать концы веревок от спасательного пояса рабочего, находящегося в колодце, и вести непрерывное наблюдение за ним. В случае обнаружения газа в колодце рабочий, с разрешения руководителя работ, должен спускаться в колодец в противогазе. При опасной концентрации газа, более 20% от нижнего предела воспламеняемости, спускаться в колодец запрещается.

Рабочий в колодце производит визуальный осмотр состояния арматуры, выполняет работы по техническому обслуживанию, проверяет герметичность соединений и арматуры мыльной эмульсией или специальными приборами.

При обнаружении утечки газа в арматуре, трещин, перекосов и других серьезных повреждений, работы в колодце прекращаются. Устранение утечки газа и неисправностей производится по другому наряду, предусматривающему меры безопасности в зависимости от характера повреждения.

При техническом обслуживании шарового крана, установленного в грунте без колодца, под ковер следует выполнять следующие виды работ:

Проверку состояния крышки ковера и отмостки ковера.

Откачку воды из ковера (при необходимости).

Проверку отсутствия утечки газа под крышку штока крана путем ослабления болта (сапуна).

Снятие крышки штока крана и проверка работы крана в положениях "открыто-закрыто", не допуская при этом полного закрытия крана.

Проверку исправности приводного устройства.

При техническом обслуживании запорной арматуры внутренних газопроводов выполняются следующие виды работ:

Проверку герметичности сварных, резьбовых, фланцевых соединений и сальниковых уплотнений мыльной эмульсией или специальными приборами.

Проверку герметичности по проходу у запорной арматуры, установленной перед газоиспользующим оборудованием.

Добавление при необходимости уплотнительной смазки в краны.

Подтяжку натяжения пробки натяжного конусного крана при обнаружении протечки.

Подтяжку сальникового уплотнения в случае обнаружения протечки;.

Смазка крана, установленного перед бытовым газоиспользующим оборудованием, выполняется в следующем порядке:

Перекрывается кран на вводе в квартиру (при его наличии). Перекрываются краны перед каждым бытовым прибором, аппаратом. Обеспечивается вентиляция помещения за счет открытия фрамуг, форточек, окон. Посторонние лица из помещения удаляются.

Выжигаются остатки газа в отключенном приборе, аппарате через горелку.

Разбирается кран перед прибором, вынимается его пробка.

При отсутствии крана на вводе в квартиру вместо вынутой пробки вставляется инвентарная пробка или сухой кляп.

Пробка очищается от старой смазки мягкой ветошью и смазывается тонким слоем смазки.

Из крана вынимается кляп, поверхность крана очищается от старой смазки, устанавливается смазанная пробка, кран собирается, проверяется плавность хода пробки.

Открывается кран на вводе в квартиру.

Проверяется герметичность крана с помощью мыльной эмульсии или газоиндикатором, разжигаются горелки приборов и аппаратов.

Смазку кранов на внутренних газопроводах диаметром до 50 мм разрешается производить под газом с применением специальных приспособлений, исключающих выход газа в помещение.

2.2 Текущий и капитальный ремонт запорной арматуры

Работы по текущему ремонту следует выполнять бригадой в составе не менее двух рабочих. Графики выполнения работ по текущему ремонту утверждаются техническим руководством эксплуатационной организации в установленном порядке.

При текущем ремонте арматуры наружных и внутренних газопроводов следует производить все работы, выполняемые при техническом обслуживании, а также:

Устранение дефектов, выявленных при техническом обслуживании.

Замену износившихся и поврежденных крепежных болтов (при замене болтов следует соблюдать порядок попарной замены диаметрально противоположных болтов соединения).

Ремонт приводного устройства задвижек.

Окраску газовой арматуры (при необходимости).

При текущем ремонте арматуры в колодце следует дополнительно выполнять следующие виды работ:

Ремонт стен колодца, закрепление скоб (лестниц).

Уплотнение футляров газопроводов.

Проверку состояния компенсаторов (стяжные болты должны быть сняты).

При текущем ремонте крана шарового подземного, установленного без колодца под ковер, выполняются следующие виды работ:

Очистка от грязи крышки ковера, при необходимости - покраска.

Устранение перекосов крышки ковера, оседания ковера.

Ремонт отмостки ковера (при необходимости);

Откачка воды из ковера, удаление грязи.

Проверка защитного покрытия штока крана, при необходимости -восстановление.

Проверка целостности уплотнительного кольца крышки штока крана, при необходимости - замена.

При текущем ремонте гидрозатворов выполняются следующие виды работ:

Проверка герметичности резьбовых соединений гидрозатворов мыльной эмульсией.

Смазка резьбы пробок кранов и установка их с подмоткой льняной пряди.

Устранение повреждений оголовков стояков гидрозатворов.

Наращивание или обрезка стояков гидрозатворов, если их выводы излишне занижены или выходят за пределы крышек ковера (при невозможности опустить или поднять ковер).

Временное ограждение и наращивание стояков гидрозатворов во время возможного затопления их талыми водами (в низменных местах).

Растворение льда в стояках гидрозатворов специальными растворителями (метанол, технический спирт и др.) с последующим удалением конденсата.

Замена неисправных кранов и других деталей гидрозатворов на исправные при невозможности устранить дефекты на месте.

При капитальном ремонте выполняются:

Все виды работ, проводимые при техническом обслуживании.

Ремонт кирпичной кладки с разборкой и заменой перекрытий, замена изношенных люков и крышек, перекладка горловин, восстановление или ремонт гидроизоляции колодцев, наращивание колодцев по высоте, смена лестниц, ходовых скоб, штукатурка колодцев заново (при замене задвижки в колодце).

Ремонт и замена коверов.

Демонтаж или замена гидрозатворов.

Замена изношенных кранов и задвижек.

Разборка задвижек и кранов, замена износившихся узлов и деталей, шабровка, расточка или замена уплотнительных колец, смазка.

Запорная арматура, устанавливаемая на место заменяемой, должна быть предназначена для транспортирования природного (или сжиженного) газа и иметь соответствующую запись в паспорте. "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки. Ост 153-39. 3-0510-2003" (утв. Приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 N 259).

Допускается использовать запорную арматуру общего назначения, предназначенную для жидких и газообразных нефтепродуктов, попутного нефтяного газа, а также для аммиака, пара и воды.

Класс герметичности устанавливаемой арматуры по ГОСТ 9544 должен быть не ниже, чем у заменяемой.

Устанавливаемая запорная арматура должна быть однотипна с заменяемой по диаметру и давлению.

До установки арматуры на газопровод, в условиях мастерских, должны выполняться ее реконсервация, смазка, проверка сальников и прокладок. Выявленные дефекты арматуры должны устраняться в условиях мастерских.

Работы по замене задвижек в колодце выполняются в следующей последовательности:

Производится отключение газопровода.

Снимается перекрытие колодца.

При необходимости производится откачка воды из колодца.

Перед началом (и в течение всего времени проведения работ) колодец проверяется на загазованность газоанализатором и при необходимости проветривается с помощью вентилятора.

В колодец спускаются рабочие (не более двух) в спасательных поясах со спасательными веревками и, при необходимости, в противогазах.

Рабочие в колодце уточняют соответствие эксплуатационной документации на установленную на газопроводе арматуру.

С целью предотвращения искрообразования от действия блуждающих токов на газопроводе устанавливается электроперемычка (при отсутствии стационарной) и производится ее заземление (электрозащита должна быть предварительно отключена).

Производится снятие болтов на фланцевых соединениях задвижки (рекомендуется вместе с компенсатором), установка новой задвижки и компенсатора, замена прокладок и изношенных болтов.

Установленная арматура проверяется на герметичность испытанием воздухом (рабочим давлением газа) в течение 10 минут. Утечки из арматуры не допускаются.

Задвижка приводится в рабочее состояние (стяжные болты на компенсаторе должны быть сняты).

Снимается временно установленная перемычка на газопроводе, а затем заземление, включается электрозащита, устанавливается перекрытие.

Данные по замене задвижки заносятся в наряд на газоопасные работы и в паспорт газопровода и исполнительную документацию.

Отключение и продувка газопровода перед началом работ по замене задвижки и последующий пуск газа производятся по отдельному наряду-допуску на газоопасные работы.

Капитальный ремонт задвижек и кранов на надземных газопроводах производится при:

Нарушении плотности закрытия.

Отрыве фланца.

Поломке буксы сальника.

Поломке крышки сальника самосмазывающегося крана.

Трещинах в корпусе.

Работы по замене крана на вводе газопроводов в здание (внутри подъездов) выполняются в следующей последовательности:

Производится внешний осмотр и проверка соответствия разводки газопроводов исполнительной документации (проекту), подлежащей отключению в процессе выполнения работ, с уточнением ее фактического расположения на объекте.

В жилых зданиях (за трое суток до начала работ) все абоненты предупреждаются о длительности отключения подачи газа и мерах безопасности на случай проникновения газа в квартиру, обеспечивается вентиляция всего подъезда путем открытия окон, форточек, фрамуг.

Подготавливается кран, подлежащий установке. Кран должен быть расконсервирован и смазан.

Обеспечиваются требования по охране участка выполнения работ для исключения внесения открытого огня посторонними лицами.

Обеспечивается отключение участка газопровода, на котором выполняются работы.

Демонтируется сгон после крана, в отключенный газопровод вставляется инвентарная пробка.

Газопровод, при необходимости, отжимается от стены и под него устанавливается подкладка для удобного выполнения операций по замене крана.

Свинчивается кран с резьбового соединения и устанавливается инвентарная пробка в газопровод.

Убедившись, что выход газа перекрыт плотно, с помощью специальных щеток и скребков счищается старая засохшая краска и уплотнение с резьбы трубы, выполняется новое уплотнение резьбы.

Удаляется инвентарная пробка из газопровода, перекрывается выход газа ладонью и навинчивается новый кран на резьбовое соединение вручную, затем довинчивается с помощью ключа. Кран должен быть в положении "закрыто".

Выполняются осмотр состояния демонтированного сгона и новое уплотнение резьбового конца сгона, сгон ввинчивается во вновь установленный кран.

Очищается резьбовой конец отключенной части газопровода на вводе от старой краски и подмотки и выполняется новая подмотка.

Удаляется инвентарная пробка из отключенного газопровода и состыковываются резьбовые концы сгона и отключенного газопровода, затем сгоняется при помощи ключа муфта сгона на резьбовой конец отключенной части газопровода до упора.

Выполняется новая подмотка на резьбовую часть сгона между муфтой и контргайкой, сгоняется контргайка к муфте сгона и затягивается при помощи ключа до упора.

Открывается кран и проверяется герметичность всех вновь выполненных соединений мыльной эмульсией или прибором.

Помещение подъезда проветривается (при смене крана в подъезде);

Производится продувка и пуск газа в соответствии с инструкцией по пуску газа.

Во время производства работ и после его окончания необходимо контролировать загазованность лестничных клеток, в подвалах, погребах, квартирах первого этажа с помощью прибора. ГОСТ Р 52720-2007 "Арматура трубопроводная. Термины и определения".

Замена крана, установленного на внутреннем выполняется в следующем порядке:

Отключается кран на вводе в помещение (при наличии).

Производится проверка и смазка нового крана, демонтаж сгона и его ревизия.

Свинчивается неисправный кран, закрывается инвентарной пробкой отверстие для выхода газа, очищается резьба трубы от старой подмотки и выполняется новая подмотка из уплотнительных материалов.

Навинчивается вручную новый кран на резьбу и дотягивается до упора при помощи ключа.

Выполняется новая подмотка на резьбовые концы сгона и газопровода, ввинчивается сгон в установленный кран до упора при помощи ключа, соединяются резьбовые концы сгона и газопровода, сгоняется муфта сгона на резьбу трубы при помощи ключа до упора, выполняется новая подмотка в виде жгута между муфтой и контргайкой сгона и при помощи ключа затягивается контргайка к муфте сгона.

Открывается кран на вводе, новый кран и при помощи мыльной эмульсии проверяется герметичность пробки нового крана и всех резьбовых соединений.

Производится продувка внутреннего газопровода и газоиспользующего оборудования воздухом и пуск газа.

Выполнение работ по замене крана производится при открытой форточке помещения.

Заключение

Трубопроводные системы на сегодняшний день являются самым эффективным, недорогим и простым в обслуживании средством для транспортировки больших объемов газообразных, жидких и даже твердых веществ на любые расстояния. Основной движущей силой в трубах является давление, а точнее его разница, благодаря которой и возникает необходимая тяга. Переизбыток давления, а также коррозия приводят к быстрому износу и разрушению отдельных участков трубопровода. Для защиты от первого фактора на сети устанавливают предохранительные клапаны, а для второго производят окраску специальной эмалью или наносят весьма усиленную битумную изоляцию.

Трубопроводная арматура является главным управляющим органом на трубопроводной сети. Благодаря ей, поток жидкости, газа или сыпучего материала может быть в любой момент остановлен, перенаправлен или снижена его интенсивность, иначе говоря, расход. Запорная арматура устанавливается непосредственно на сети, через определенные расстояния, которые нормируются СНИПом. Задвижками также оснащают и технологическое оборудование.

Список литературы

1. "Проектирование и строительство газопроводов из полиэтиленовых труб и реконструкция изношенных газопроводов" СП 42-103-2003.

2. "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки. Ост 153-39. 3-0510-2003" (утв. Приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 N 259).

3. ГОСТ Р 52720-2007 "Арматура трубопроводная. Термины и определения".

4. ГОСТ 2.114-95 ЕСКД. Технические условия.

5. СНиП 3.05.02-88. Строительные нормы и правила российской федерации. Газораспределительные системы

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Запорная арматура - предназначена для полного перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе и пуска среды в зависимости от требований технологического процесса. Функциональное назначение трубопроводной арматуры, ее виды и технические характеристики.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2010

    Оборудование и работа насосной станции. Правила эксплуатации трубопроводной арматуры. Разработка технологического процесса ремонта задвижек. Объём работ и периодичность технического обслуживания запорной арматуры. Износ деталей и методы восстановления.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2015

    Классификация и применение электросварных и асбестоцементных труб. Достоинства и недостатки, применение фланцевых соединений трубопроводов и арматуры. Прокладка трубопроводов в каналах. Классификация трубопроводной арматуры по технологическому назначения.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2010

    Отличительные черты механического, электротермического, электротермомеханического и химического способа натяжения арматуры. Механическое натяжение арматуры гидравлическими и винтовыми домкратами. Технологические расчеты и подбор и контроль гидродомкрата.

    реферат , добавлен 28.03.2011

    Основные этапы проектирования газопровода Уренгой-Н. Вартовск: выбор трассы магистрального газопровода; определение необходимого количества газоперекачивающих агрегатов, аппаратов воздушного охлаждения и пылеуловителей. Расчет режимов работы газопровода.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2013

    Определение выталкивающей силы воды на единицу длины газопровода. Расчет коэффициента надежности устойчивого положения для различных участков газопровода. Нагрузка от упругого отпора газопровода при свободном изгибе газопровода в вертикальной плоскости.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2015

    Назначение запорно-регулирующей арматуры в технологических обвязках компрессорной станции. Сведения о промышленной трубопроводной арматуре. Конструктивные особенности, номинальный размер и виды запорной арматуры. Типы ее соединений с трубопроводами.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2016

    Характеристика трассы газопровода - п. Урдом Архангельской области. Описание проектируемой системы газоснабжения района. Гидравлический расчет газопровода. Автоматизация шкафного регуляторного пункта. Монтаж газопровода, его испытание после прокладки.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2017

    Рассмотрение материалов и технических изделий, используемых в системах газоснабжения. Изучение использования стальных, полиэтиленовых и труб из цветных сплавов. Правила выбора материала арматуры и способов присоединения, вспомогательного оборудования.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2014

    Трубопроводная арматура: основные термины и классификация, типы и разновидности; материалы, используемые для изготовления и футеровки частей задвижек, вентилей, кранов, клапанов. Выбор задвижки и шпинделя, конструктивные особенности, силовые расчёты.

Вся вновь устанавливаемая на объектах магистрального нефтепровода отечественная и импортная арматура должна иметь сертификаты соответствия, удостоверяющий соответствие запорной арматуры требованиям Государственных стандартов и нормативных документов России и разрешение Госгортехнадзора России на право выпуска и применения данной продукции.

РНУ (АО) должно осуществлять учет срока службы, наработки и количества циклов работы «закрыто - открыто» арматуры.

Арматура считается работоспособной, если:

Обеспечивается прочность материалов деталей и сварных швов, работающих под давлением;

Не наблюдается пропуск среды и потение сквозь металл и сварные швы;

Обеспечивается герметичность сальниковых уплотнений и фланцевых соединений арматуры по отношению к внешней среде;

Обеспечивается герметичность затвора арматуры в соответствии с паспортом на запорную арматуру;

Обеспечивается плавное перемещение всех подвижных частей арматуры без рывков и заеданий;

Электропривод обеспечивает плавное перемещение затвора, открытие и закрытие в течение времени, указанного в паспорте; обеспечивается отключение электропривода при достижении затвором крайних положений и при превышении крутящего момента допустимого значения на бугельном узле.

При невыполнении любого из этих условий арматура считается неработоспособной и выводится из эксплуатации.

Работоспособность арматуры характеризуется показателями надежности. К показателям надежности относятся: назначенный срок службы арматуры, назначенный ресурс - в циклах «открыто - закрыто», назначенный срок службы до ремонта, вероятность безотказной работы в течение назначенного ресурса.

Неработоспособность арматуры определяется критериями отказов и предельных состояний.

Критериями отказов запорной арматуры являются:

· неустранимая дополнительной подтяжкой потеря герметичности по отношению к внешней среде;

· пропуск среды в затворе сверх допустимого;

· невозможность рабочих перемещений запорного органа (заклинивание подвижных частей) при открытии и закрытии арматуры;

· увеличение времени срабатывания сверх допустимого;

· выход из строя электропривода.

Критериями предельных состояний арматуры являются:

· достижение назначенного срока службы;

· разрушение или потеря плотности основного материала и сварных швов;

· нарушение геометрических размеров сопряженных деталей (вследствие износа или коррозионного разрушения).

При достижении назначенного срока службы запорная арматура подвергается переосвидетельствованию с целью определения ее технического состояния и возможности продления сроков эксплуатации.

Показатели надежности, критерии отказов и предельных состояний указываются в паспортах на арматуру.

Контроль работоспособности и технического состояния арматуры осуществляется внешним осмотром, диагностированием и испытаниями

При внешнем осмотре проверяются:

· состояние и плотность материалов и сварных швов арматуры;

· плавность перемещения всех подвижных частей арматуры и электропривода;

· исправность электропривода;

· герметичность арматуры по отношению к внешней среде, в том числе:

· герметичность прокладочных уплотнений;

· герметичность сальникового уплотнения.

В работоспособном состоянии запорной арматуры пропуск среды через сальниковое и прокладочное уплотнения не допускается.

Техническое состояние задвижки в процессе эксплуатации должен определяться диагностическим контролем. Для определения технического состояния корпуса и сварных швов задвижки применяются акустико-эмиссионный (АЭ), ультразвуковой (УЗК) и другие методы неразрушающего контроля.

Проведение диагностического контроля задвижки совмещают по срокам с капитальным ремонтом, а также осуществляют при выявлении чрезмерных напряжений на патрубках или при возникновении отказов в работе задвижки по критериям предельных состояний. При диагностировании применяются приборы и АЭ датчики и приборы ультразвукового контроля или дефектоскопы.

Диагностический контроль и заключение по его результатам осуществляют специализированные организации, имеющие разрешение Госгортехнадзора России, или специалисты РНУ, ЦБПО при наличии разработанной и утвержденной методики диагностического контроля.

Результаты диагностического контроля (заключение) заносятся в формуляр арматуры или прикладывается к ее паспорту.

Контроль герметичности затвора арматуры в процессе эксплуатации может осуществляться акустико-эмиссионными течеискателями.

На действующих магистральных нефтепроводах арматура также подвергается испытаниям на прочность и плотность материалов и сварных швов, герметичность по отношению к внешней среде, герметичность затвора и работоспособность. Проведение испытания арматуры совмещается по срокам с испытанием нефтепроводов или осуществляется после выполнения капитального ремонта нефтепроводов.

Режим испытания и испытательные давления устанавливаются и зависимости от срока и параметров эксплуатации нефтепроводов согласно нормативным документам, регламентирующим проведение испытаний на действующих нефтепроводах.

==========================================

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

при обслуживании и ремонте запорной арматуры

ТОИ Р-39-017-96
Разработчик: фирма «Газобезопасность» ОАО «Газпром»
Вводится в действие
Срок действия

1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К обслуживанию и ремонту запорной газовой арматуры допускаются лица, достигшие 18 летнего возраста, прошедшие специальное обучение безопасным методам работы по обслуживанию и ремонту и медицинское освидетельствование состояния здоровья.
1.2. Персонал, выполняющий обслуживание и ремонт запорной арматуры должен проходить проверку знаний по охране труда не реже одного раза в 12 месяцев.
1.3. Ремонтные работы на запорной арматуре, установленной на линейной части действующих газопроводов, на технологических газопроводах КС, ГРС, АГНКС, СПХГ относятся к газоопасным работам. Указанные работы должны проводиться по специальному разрешению.
1.4. На персонал, выполняющий работы по обслуживанию и ремонту запорной арматуры, из группы физических опасных и вредных производственных факторов могут воздействовать:
— взрыво- и пожароопасность;
— движущиеся машины и механизмы;
— подвижные части производственного оборудования;
— передвигающиеся изделия;
— разрушающиеся конструкции;
— повышенная загазованность воздуха рабочей зоны;
— повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;
— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
— повышенный уровень шума на рабочем месте;
— повышенный уровень вибрации;
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
— острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструментов и оборудования.
1.5. При ремонтных работах необходимо устанавливать арматуру, предусмотренную проектом. Запрещается применение запорной арматуры, не имеющей технических паспортов, подтверждающих соответствие ее данной серии, а также товарного знака на корпусе крана.
1.6. Запорная арматура на магистральных газопроводах, на газопроводах-отводах, на скважинах СПХГ, а также отдельно стоящая у промплощадок, должна иметь ограждение с двумя выходами, выполненное в соответствии с проектом.
1.7. Запорная арматура (краны, вентили, обратные клапаны, задвижки и т.д.) должна быть рассчитана на максимальное давление и предельные температуры среды в газопроводе.
Запрещается использовать запорную арматуру на рабочие параметры, не соответствующие указанным в технической документации.
1.8. Работы по обслуживанию и ремонту запорной арматуры, установленной в колодцах газопроводов, проводятся по наряду-допуску.
1.9. В колодцах газопроводов не разрешается работать в обуви, подбитой стальными гвоздями.
1.10. Работы в колодцах и в загазованной зоне должны выполняться персоналом в шланговых противогазах с надетыми предохранительными поясами. Запрещается спускаться в колодцы без защитных средств.
1.11. Работы в колодцах должны выполняться бригадой, численностью не менее 3-х человек.

2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Перед началом работ персонал обязан:
— надеть исправную спецодежду, получить необходимые средства индивидуальной защиты, приспособления и инструмент;
— подготовить рабочее место (площадку), убрать посторонние предметы, обеспечить при необходимости освещение, разложить в нужном порядке инструменты, приспособления;
— проверить исправность ручного и механизированного инструмента.Молотки, используемые при работе, должны быть насажены на рукоятки, имеющие овальное сечение, и расклинены, гаечные ключи — соответствовать размерам болтов и гаек, молотки, оправки, обжимки керны — не иметь сношенных бойков и заусенец.
— при проверке электроинструмента — убедиться, что он заземлен,изоляция провода не повреждена, клеммы подключения закрыты;
— при осмотре грузоподъемных устройств проверить их соответствие требованиям безопасной эксплуатации;

— снять на всех пневмоприводах ремонтируемых кранов шланги к пневмоцилиндрам, штурвалы ручного управления кранов, трубки подвода импульсного газа на превмоприводных кранах, оперативное напряжение с конечных выключателей кранов, повесить плакаты «Не открывать», «Не закрывать» на ручные масляные насосы, » Не включать», «Работают люди» на щите дистанционного управления, плакаты с указанием положения затвора крана («Открыто», «Закрыто») на каждом кране.

— снять питание со щита автоматики запорной арматуры, подлежащей обслуживанию или ремонту.
2.2. Перед проведением работ в колодцах они должны быть тщательно проветрены (провентилированы).

3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ

3.1. Запорная арматура должна иметь:
— нумерацию согласно технологической схеме,
— указатели направления вращения штурвала (открытия и закрытия),
— указатели положения (открыто, закрыто) для кранов,
— указатели направления движения газа.
3.2. Краны расположенные на технологических газопроводах обвязки ГПА и общестанционные должны иметь однотипную нумерацию.
3.3. Запорную арматуру на трубопроводах и у аппаратов (за исключением обводных) следует открывать только после выравнивания давления газа в смежных участках трубопровода или при наличии определенного перепада давления, не превышающего указанного заводом-изготовителем.
3.4. Основным видом управления шаровых кранов является пневмогидравлические или пневматические приводы с использованием давления транспортируемого газа.
3.5. Нормальное положение линейного крана — открытое; нормальное положение обводного крана — закрытое. Положение кранов на перемычках между нитками многониточного газопровода зависит от режима работы газотранспортных систем.
3.6. Запрещается использовать краны с мягкими уплотнениями шаровых затворов в качестве регуляторов потока газа.
3.7. В кранах для создания герметичности при закрытом положении, а также для облегчения поворота затвора, необходимо периодически производить набивку крановой смазки.
3.8. Герметичность соединений газопроводов и арматуры, находящихся в помещениях, колодцах и на открытых промплощадках, необходимо контролировать согласно установленному регламенту.
Для проверки плотности соединений следует использовать мыльный раствор. Запрещается отыскивать места утечек газа при помощи огня.
3.9. Запрещается подтягивать болты и шпильки фланцевых соединений запорной арматуры, находящейся под давлением.
3.10. Запрещается стравливать газ через зазор разведенных фланцев кранов, задвижек. Стравливать газ из подлежащего ремонту участка газопровода следует только через продувочные свечи.
3.11. Запрещается пользоваться карманными фонарями и открытым огнем для освещения и отогревания замерзших частей запорной арматуры.
Для освещения необходимо пользоваться исправным аккумуляторным фонарем во взрывобезопасном исполнении. Для отогревания замерзшего оборудования необходимо использовать только горячую воду и пар.
3.12. Штоки и червячные передачи запорной арматуры должны смазываться тавотом или солидолом.
3.13. При набивке крана смазкой работник обязан:
— при отворачивании пробки, закрывающей канал смазки, стоять сбоку, и держать пробку так, чтобы при ее выбросе давлением, пробка не ударила руку.
— с окончанием набивки шприц выворачивать осторожно, не стоять против канала смазки.
3.14. Обслуживание редукторной части крана с пневмоприводом с присоединенными шлангами силового газа запрещается.
Перед работой вблизи пневмопривода шланги силового газа должны быть отсоединены от пневмопривода.
3.15. При обслуживании запорной арматуры, включенной в схему электроавтоматики, питание со щита автоматики должно быть снято.

4.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ

4.1. Ремонтные работы на запорной арматуре подразделяются на плановые и аварийные.
Плановые работы проводятся по плану-графику. Аварийные проводятся незамедлительно.
4.2. При выполнении ремонтных работ запрещается:
— разбирать запорную арматуру, находящуюся под давлением.
— производить работы по ремонту узла управления, фильтра при наличии давления среды в системе управления краном.
4.3. Во время работы по ремонту запорной арматуры следует пользоваться только исправным инструментом и оснасткой.
4.4. Запрещается останавливать вращающийся инструмент руками или какими-либо предметами.
4.5. При запрессовке детали необходимо ставить без перекосов, а гидравлические скобы держать только за ручки.
4.6. При разборке запорной арматуры снятые сборочные узлы и детали необходимо укладывать на заранее подготовленные места (не на проходах), крупные и тяжелые узлы — на полу на деревянных подставках, располагая их так, чтобы они не опрокинулись.
4.7. Не следует снимать и устанавливать вручную собранные гидроцилиндры и другие узлы, имеющие значительные габаритные размеры и массу.
4.8. При рубке металла необходимо использовать предохранительный щиток и защитные очки.
4.9. При ремонте подземной части запорных устройств устраиваются траншеи. При работе в траншее на глубине более 1 м — откосы.
4.10. Для спуска в траншею и подъема из нее используются переносные лестницы, которых должно быть не менее 2-х и установлены они должны быть в противоположных сторонах.
4.11. При проведении работ в траншее, на поверхности земли должно находиться не менее 2-х наблюдателей, готовых оказать немедленную помощь находящимся в траншее работникам. Все работники, находящиеся в траншее, должны иметь спасательные пояса с привязанными к ним веревками.
4.12. При ремонте блоков управления и приводов кранов, установленных на высоте более 0,75 м необходимо пользоваться приставными лестницами и стремянками.
4.13. Для безопасного проведения работ по ремонту запорной арматуры необходимо своевременно проверять правильность показаний манометров, установленных в обвязке запорного устройства, сравнивая их с показаниями контрольных манометров.
4.14. Запрещается использовать манометры с просроченным сроком поверки и имеющие видимые повреждения.

5.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. При обнаружении аварийной ситуации или угрозы ее возникновения, работник обязан:
— обеспечить собственную безопасность с применением средств защиты;
— оповестить персонал, находящийся в опасной зоне и руководителя (ответственного исполнителя) работ;
— принять участие в первоочередных мероприятиях по ликвидации аварии в соответствии с ПЛА.
Работники, не имеющие персональных обязанностей согласно ПЛА, должны незамедлительно покинуть опасную зону.
5.2. При возникновении аварийной ситуации руководитель работ обязан:
— произвести оповещение персонала об аварии;
— обеспечить первоочередные меры по спасению и эвакуации людей, оказанию доврачебной помощи пострадавшим, а также мероприятия по локализации и ликвидации аварии в соответствии с оперативной частью ПЛА.

6.МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ

6.1.По окончании работ персонал обязан:
— отключить все механизмы, использованные при ремонте;
— проверить, не оставлен ли инструмент на рабочем месте;
— привести в порядок рабочее место, очистить оборудование от загрязнений;
— собрать отработанные жидкости, использованный обтирочный материал, другие отходы в специальную тару и сдать их на утилизацию в установленном порядке;
— сдать рабочее место, приспособления, инструмент и средства защиты руководителю работ;
— очистить и уложить в назначенное место спецодежду;
— принять необходимые меры личной гигиены (тщательно вымыть руки, принять душ и т.д.).

Краны – это арматура, предназначенная для быстрого включения или отключения трубопровода, аппарата или прибора, а также для регулирования расхода газа через газопровод. По методу уплотнения краны подразделяются на натяжные и сальниковые. Основными элементами кранов являются корпус и коническая пробка с отверстием для прохода газа. На четырехгранной головке под ключ наносится риска, совпадающая с направлением отверстия в пробке. Если риска на головке совпадает с направлением трубопровода, то проход для газа открыт, а если риска направлена поперек трубопровода, то проход закрыт. В натяжных кранах в нижней части пробки есть шпилька с резьбой, на которую надевается шайба и накручивается гайка. Плотность в этих кранах обеспечивается натяжением гайки. Краны, устанавливаемые на газопроводах, должны иметь упоры, ограничивающие поворот пробки в границах 90°. Плотность в сальниковых кранах обеспечивается сальниковой набив­кой.

Шаровые краны. Запорным элементом крана является отполированный шар из высококачественной стали, имеющий сквозное отверстие для газа. Шаровой кран обладает высокой газоплотностью, имеет длительный срок эксплуатации, не требует ухода, подтягивания или смазывания трущих­ся поверхностей.

Задвижки – наиболее распространенные запорные устройства, применяемые на газопроводах диаметром более 50 мм. Газ отключается передвижным затвором в виде диска или клина. Перемещение затвора в корпусе задвижки осуществляется вращением маховика, соединенного с затвором с помощью шпинделя, имеющего на своей поверхности ленточную резьбу.

По расположению резьбовой части шпинделя бывают задвижки с выдвижным и неподвижным шпинделем. По устройству затворов задвижки подразделяются на клиновые и параллельные. Клиновые задвижки могут быть со сплошным (клином) и шарнирным (состоящим из двух дисков) затвором. У параллельных задвижек затвор состоит из двух половин или дисков, между которыми расположено распорное устройство.

Запорный вентиль состоит из корпуса с крышкой и тарелки. Через крышку проходит шпиндель с резьбой, на одном конце которого закреплен тарелка, а на другом – маховик. Пространство между крышкой корпуса и шпинделем заполнено сальниковым уплотнением.

Вентили на трубопроводах устанавливаются таким образом, чтобы на­правление движения среды совпадало со стрелкой на корпусе. При этом движение потока осуществляется под клапан. Положительными качествами вентилей являются возможность плавного регулирования и удовлетворительная плотность закрывания. Существенным их недостатком является большое аэродинамическое сопротивление, создаваемое им при прохождении потока.



Требования к запорно-регулирующей арматуре: герметичность затворов; легкость хода; малое аэродинамическое сопротивление; на маховиках задвижек и вентилей должно быть указано направление вращения при открывании и закрывании, на арматуре – товарный знак предприятия-изготовителя, диаметр условного прохода, рабочее давление среды, направление движения потока (для вентилей).

Обслуживание запорно-регулирующей арматуры заключается в проверке утечек газа в помещение через муфтовые и фланцевые соединения, сальниковые уплотнения, а также утечек газа в топки и газоходы из-за неплотности затворов.

Контроль обнаружения утечек газа, неплотности газовой арматуры вы­полняется операторами газовых котельных, а устранение выявленных неис­правностей – сотрудниками газовой службы. При установлении утечки газа через фланцевые соединения необходимы подтяжка болтов соединения либо замена прокладок, которые изготовляются из паронита, малобензостойкой резины, асбестового картона и др.

В случае обнаружения неплотности сальникового соединения необходима подтяжка крышки (гайки) сальника либо его замена. Сальники изготовляются из асбестовой пряди, смазанной жировой смазкой.

При неплотности резьбовых соединений осуществляется подтяжка со­единений либо замена уплотняющих пеньковых или джутовых прядей, про­питанных масляной краской.

Для обеспечения легкости хода и герметичности кранов необходима их своевременная смазка. Уплотнительные поверхности корпуса и пробки в процессе сборки покрывают смазкой. При температуре эксплуатации до 25 о С используется технический вазелин либо солидол, а при температуре свыше 25 о С - термоустойчивая смазка на основе горного воска, цилиндрового масла и графитового порошка.

Запорные поверхности кранов для обеспечения необходимой газоплотности притираются разными притирочными порошками и пастами на основе наждака, корунда, карборунда, мелко истолченного стекла и др. После при­тирки газоплотность проверяется при опускании крана в воду и пропусканию через него воздуха под давлением.

Плотность прилегания уплотняющих поверхностей затворов к уплотняющим поверхностям корпуса обеспечивается соответствующей их обработкой притиркой и шабрением.

Перед установкой задвижек на газопроводы они должны быть испыта­ны на плотность с использованием керосиновой пробы: на закрытой задвижке одну сторону затвора окрашивают меловым раствором, дают ему высохнуть; далее задвижку окрашенной стороной кладут вниз, а с другой стороны на затвор наливают керосин. Если через 1 ч керосиновые пятна не будут обнаружены на окрашенной стороне диска, плотность задвижки оценивается как достаточная

Продувочные свечи и свечи безопасности

Продувочные свечи служат для удаления газовоздушной смеси из газопроводов в атмосферу при пуске газа в газопровод или при прекращении эксплуатации газовых сетей.

Устанавливаются на наиболее удаленных от ввода участках общекотельного газопровода.

Диаметр должен быть не менее 20 мм. Выводится на крышу не ниже 1 м от карниза и должна иметь защиту от атмосферных осадков.

После отключающего устройства устанавливается штуцер с краном для отбора проб газа.

Свечи безопасности служат для дополнительной защиты топки от загазованности. Устанавливаются на газопроводе перед горелкой между рабочим и контрольным запорными устройствами. Требования по устройству аналогичны требованиям к продувочным свечам. Запрещается объединять свечи безопасности в один коллектор с продувочными свечами и использовать свечи безопасности для продувки.

Перед запорным устройством на свече безопасности ставится штуцер с заглушкой для манометра для определения плотности рабочего и контрольного запорных устройств.

Запорная арматура на продувочной свече и свечах безопасности после отключения установки должна быть постоянно открытой.

Предохранительные взрывные клапаны

Служат для защиты топки и дымоходов от разрушения при возможном взрыве.

Количество, площадь и место установки взрывных клапанов определяется проектом.

Устанавливаются в верхней части топки и дымохода, в местах возможного скопления газа. Площадь одного клапана должна быть не менее 0,05 м 2 (500 см 2).

При невозможности установки взрывных клапанов в местах, безопасных для обслуживающего персонала, на них должны быть предусмотрены дымоотводящие защитные устройства.

Конструкция клапанов:

1. Откидные (сбросные) – состоят из металлической пластины или металлической крышки, установленной на площадке дымохода. Края уплотняются глиной или песком.

Крышку крепят к площадке с помощью петли или цепочки.

2. Разрывные:

а) металлические – металлическая мембрана с насечкой, которая разрывается при повышении давления в топке котла или дымоходе;

б) асбестовые – лист асбеста, уложенный на металлическую раму с решеткой. Края асбеста уплотнены металлической полосой. Толщина асбеста не должна превышать Змм, при большей толщине на листе делаются надрезы.

В сроки, установленные инструкцией, персонал обязан проверять со­стояние взрывных клапанов.

Неисправную арматуру осматривают, определяя воз­можность ремонта на месте. Если это невозможно, про­изводят частичный или полный демонтаж. При отсутствии новой арматуры на место демонтированной устанавлива­ют раздвижную вставку, что позволяет не прерывать по­дачу воды потребителям.

Раздвижная вставка состоит из фланцев с резьбовыми патрубками, муфты и контргаек. Но чаще вместо снятой задвижки ставят «катушку», состоящую из двух фланцев с вваренным между ними отрезком трубы по длине за­движки.

При ремонте задвижек устраняют утечку воды через сальниковое уплотнение (сальник), трещины или дефек­ты в корпусе, неплотное перекрытие потока воды (арма­тура «не держит»), утечку в местах соединения с трубопро­водами.

Утечку через сальниковое уплотнение устраняют под­тягиванием крышки сальника. Если не удается устранить течь подтягиванием крышки, следует заменить сальнико­вую набивку. Чтобы исключить утечку воды во время ре­монта, трубопровод перекрывают, часто заглушкой эллиптической

Сальниковую набивку можно заменить, не перекрывая трубопровод. В этом случае во время ремонта на шпиндель задвижки (под крышку корпуса) следует установить коль­цо из листовой резины толщиной 12-15 мм, Для замены сальникового уплотнения шпиндель поднимают вверх до упора. При этом резиновое кольцо прижимается к крыш­ке корпуса, герметизируя тем самым зазор между шпинде­лем и крышкой, и поступление воды в сальниковое уплот­нение из трубопровода прекращается. Затем отворачивают болты с гайками, поднимают крышку сальника и удаля­ют старую набивку.

Очистив шпиндель и корпус от старой набивки, грязи, ржавчины, закладывают новую сальниковую набивку. Если неизвестен материал, который был использован для уплотнения, то его выбирают в зависимости от темпера­туры воды, проходящей через арматуру. При температуре воды не более 60"С применяют сальниковую хлопчатобу­мажную набивку: ХБП и ХБТС; при более высокой тем­пературе- асбестовый материал или фторопластовый жгут. Сальниковую набивку промышленность выпускает в виде шнура.

Зазор между корпусом и шпинделем должен быть за­полнен сальниковой набивкой настолько, чтобы в процес­се эксплуатации крышку сальника можно было 2-3 раза подтянуть.

Вместо хлопчатобумажной набивки в сальниковом уп­лотнении может быть использована разрезная резиновая втулка. В этом случае при уплотнении набивки не следу­ет сильно сжимать втулку крышкой, так как это увеличит трение шпинделя о втулку и ускорит ее изнашивание. .

Неплотное перекрытие потока води в задвижках обра­зуется из-за повреждения уплотнительных поверхностей, изнашивания резьбы шпинделя.

Повреждения уплотнительных поверхностей определя­ют следующим образом. Снимают крышку корпуса и вы­нимают шпиндель с дисками. Внутреннюю поверхность корпуса и кольца очищают от грязи, ржавчины. На уплот­нительные поверхности кольца и диска наносят краску, вновь вставляют в корпус шпиндель и диски, после чего несколько раз закрывают и открывают задвижку, приводя в соприкосновение кольца и диски. Далее диски вновь вынимают, осматривают, выявляя царапины, шероховато­сти, которые выделяются на поверхности темными чер­точками и пятнами. Дефектные места на уплотнительных поверхностях глубиной 0,01-0,3 мм удаляют шабрением, глубиной менее 0,01 мм - притиркой.

Шабрение производят вручную или механизирован­ным инструментом в несколько приемов, периодически проверяя поверхности соприкосновения кольца и диска. О том, как делается притирка, см. в § 6.

Поврежденный шпиндель с сорванной резьбой заменя­ют или ремонтируют путем наварки металла и его обточ­ки до первоначальных размеров.

Утечку в местах присоединения арматуры к трубопро­водам устраняют так же, как утечку во фланцевых соеди­нениях трубопроводов. При утечке воды через поврежден­ный чугунный корпус или крышку (трещины, свищи, раковины) их заменяют.

Пробковые краны. В пробковых кранах могут быть сле­дующие неисправности: утечка воды через сальниковое уплотнение, неплотное перекрытие потока воды, утечка В местах присоединения кранов к трубопроводам.

Утечку воды через сальниковое уплотнение устраняют подтягиванием крышки сальника. Если утечку не удается устранить таким образом, заменяют сальниковую набивку.

Для того чтобы вода не попадала в помещение, трубо­провод перекрывают запорной арматурой, установленной на нем до и после ремонтируемого крана. В том случае, если трубопровод перекрыть невозможно, используют приспособление, которое захватами зацепляется за трубо­провод, затем рукояткой с винтом, который вращается в гайке, приваренной к планке, и приспособление прижи­мает пробку к корпусу На время ремонта кранов неболь­шого диаметра пробку можно прижать к корпусу газовым ключом, поместив одну его губку под корпусом, а дру­гую - на верхней части пробки.

Для замены сальниковой набивки отвертывают болты и поднимают крышку сальника, после чего удаляют ста­рую сальниковую набивку, очищают корпус и шпиндель пробки от прилипшей набивки. Материал для сальнико­вой набивки выбирают так же, как и для задвижки.

Неплотное перекрытие потока воды в пробковых кра­нах ликвидируют притиркой.

После окончания притирки пробку тщательно проти­рают, промывают для удаления остатков абразивной пас­ты и смазывают густым смазочным материалом. Затем оч и шлют корпус и собирают кран.

Утечку □ места присоединен^ крапов к трутпрояо - яан ДМ минируют так Аи, ЬМК утечку и рйІЬбоШЛХ («ЛИНС - КИЯХ, ПрН необходимости разборки рс"іЕі&ОЙСїГО соедине­ния ИЛИ сына к. рпп-і С ТруЙОЛрОБОДИ ПНДЧОЛС ралблрают сгон, который обязательно уттаноилен перед каждым кри­ном, г. нілюрачиваіот его из корпуса крана. Затем корп>: снимлизз с реэьбм натрубопроводе, Ьсли крил расположен близко к стене, то сначала демонтируют на кране все вы­ступающие части (крышку сальника, пробку), а затем раз­водным ключом отвертывают корпус.

Вентили имеют такие же неисправности, что и пробко­вые краны. Кроме того, возможны изнашивание резьбы на шпинделе, попадание посторонних частиц в корпус вен­тиля, повреждение седла вентиля.

Утечку через сальниковое уплотнение ликвидируют подтягиванием сальниковой гайки либо заменяют сальни­ковую набивку.

В том случае, если трубопровод перекрыть невозможно, перед заменой сальниковой набивки шпиндель с клапаном поднимают вверх до упора, вращая маховичок против ча­совой стрелки. При этом клапан верхней поверхностью прижмется к крышке корпуса и частично перекроет зазор, по которому поступает вода. Для герметичного перекры­тия этого зазора, чтобы исключить утечку при замене саль­никовой набивки вентиля, над клапаном на шпиндель устанавливают резиновую прокладку толщиной 3-4 мм, т. е. как в задвижке (см. выше).

При подъеме шпинделя вверх не следует прилагать больших усилий к маховичку, так как это может привести к отрыву клапана от шпинделя.

Неплотное перекрытие потока в вентилях для воды наблюдается при изнашивании уплотнительной проклад­ки или резьбы на шпинделе, выпадании прокладки из кла­пана, попадании посторонних предметов между клапаном и седлом, повреждении седла.

Изношенную прокладку заменяют новой, выполненной из того же материала, что и прежняя (из резины, кожи, теп­лостойкой резины, паронита, фибры).

Для замены прокладки перекрывают подачу воды в тру­бопровод, на котором установлен вентиль, и разводным ключом вывертывают крышку корпуса. Отвернув гайку, крепящую прокладку, удаляют изношенную прокладку. Новую прокладку вырубают пробойником и устанавлива­ют, надежно закрепляя гайкой. Для того чтобы гайка са­мопроизвольно не отворачивалась, резьбу, выступающую из гайки, покрывают слоем водостойкой краски.

Перед сборкой вентиля шпиндель с клапаном вверты­вают в крышку корпуса и резьбу на крышке покрывают графитовой смазкой. При этом необходимо проверить прокладку под головкой вентиля и, если она повреждена, заменить ее.

Неплотное перекрытие потока в вентилях ликвидиру­ют притиркой металлических уплотнительных поверхно­стей (клапана и седла).

Износ резьбы на шпинделе не позволяет плотно при­жать клапан к седлу: маховичок прокручивается, и поток воды не перекрывается. В этом случае перекрывают по­ступление воды в трубопровод и вывертывают крышку из корпуса. Затем, вращая маховичок по часовой стрелке, вывертывают шпиндель из крышки. Если резьба на шпин­деле изношена или повреждена, то шпиндель заменяют. Для этого снимают маховичок, отвертывают (ослабляют) сальниковую гайку и вынимают шпиндель, снимают кла­пан, вынув стопорное кольцо. Новый шпиндель устанав­ливают в обратном порядке.

" При отсутствии нового шпинделя работоспособность вентиля для воды можно восстановить, установив утолщен­ную прокладку. В связи с тем, что утолщенная прокладка сужает проходное сечение вентиля, такой ремонт можно проводить только на нижних этажах здания, где давление в водопроводной сети высокое.

Посторонние частицы (окалина, стружка, песок) меж­ду клапаном И седлом сначала пытаются удалить промыв­кой. Для этого открывают водоразборную арматуру, уста­новленную после вентиля, и несколько раз открывают и закрывают вентиль, вращая маховичок. Если при этом герметичность не восстанавливается, т. е, вода при закры­том вентиле выливается через открытую водоразборную арматуру, то снимают крышку корпуса и удаляют посто­ронние ‘jiCTHьia H".t кормусл и клигина.

При параден ни ссдлп раколнны мож;ю срезать, ис - nwiVjya фрс1у. Для jпoro н. ч[|ридляюсцую тулку с фрезой flEJSpTWJWiur U Корпус ИС1ГГИЛЛ RMCCTO Kpl. riUK» Фрезерова­ние поверхности седла осуществляется режущими кром­ками при повороте фрезы вокруг оси - Если не удается уда­лить раковину фрезерованием* то заменяют корпус или, рассверлив отверстие, вставляют новое седло, выточенное из бронзы или латуни на токарном станка.

Шр=7п>г1",к! клапаны. Ремонтобратных клпшнов (подъем­ных н попоротых) производят при неплотном перекры­тии обратного потока воды и разрушении корпуса и дета­лей.

Неплотное перекрытие обратного потока наблюдается при разрушении уплотнительных поверхностей клапана и седла и попадании посторонних предметов между ними, повреждении и изнашивании осей и шарниров поворот­ных клапанов.

Разрушение уплотнительных поверхностей клапанов и седел и попадание посторонних предметов в них устраня­ют так же, как в вентилях.

’ Поврежденные оси поворотных клапанов заменяют, предварительно разобрав клапан. При изнашивании шар­нира (серьги) поворотного клапана производят восстано­вительный ремонт путем заварки изношенного отверстия и последующего его рассверливання до требуемого диа­метра либо рассверливают отверстие большего диаметра, чем прежнее, после чего запрессовывают в него стальную или латунную втулку с внутренним диаметром, соответ­ствующим наружному диаметру оси поворотного клапана.

Разрушение стальных корпусов и деталей ликвидиру­ют сваркой, чугунных - заменой.

Регулирующая арматура. При утечке воды через саль­никовое уплотнение при неплотном перекрытии потока

Регулирующую арматуру (регулятор давления, расход тем­пературы) ремонтируют так же, как запорную.

Краны двойной регулировки, установленные в поме­щениях, где наблюдаепл перегрев, разбирают и проверя­ют наличие реагирующего стакана. Если стакана нет, кран заменяют.

После ремонта трубопроводную арматуру испытывают н"и прочность и плотность корпуса давлением 1,6 МПа.

Что еще почитать