В марте 2011 года бывший протестантский пастор, перешедший в православие вместе со своей общиной, был рукоположен во священники.
Почему отец Игорь ушел из протестантизма, как он пришел к Богу и как вести диалог с протестантами? Об этом – рассказ в интервью порталу .
Священник Игорь Зырянов
– Отец Игорь, расскажите о своем пути к православию. Что стало определяющим в Вашем решении?
– Мой путь к Православию начался, как мне думается, с вопроса, что вообще такое Церковь.
В 1997 году мы с семьей приехали в Усть-Ордынский Бурятский округ как протестантские миссионеры для проповеди Евангелия среди бурят. В 2001 году основали миссию с целью проповеди Евангелия коренным народам Сибири.
Поэтому наша работа была межденоменационной, то есть мы работали с баптистами, пятидесятниками, лютеранами. Я много путешествовал и начал задаваться вопросом: где же – Церковь?
Все эти деноминации заявляют о себе как о “настоящей церкви”. У меня возникли вопросы: какие вообще существуют критерии определения церкви? Что можно и что нельзя называть Церковью? Если люди собрались (5 или 500) и изучают Библию и молятся Богу – это Церковь?
Так называемая “Теория ветвей” меня не удовлетворяла. Мнение, что любой верующий во Христа является частью Церкви, вызывало у меня сомнения, потому что я знал, что буквально 50 лет назад эту теорию никто не знал.
Когда же я прочитал и исследовал православный взгляд на Церковь, то все вопросы у меня исчезли. Апостольская преемственность Православной Церкви – это тот довод, который был определяющим в моем решении перейти в Православие. Преемственность показывает, где есть Корабль спасения, а где нет.
В тот момент у меня еще были вопросы к практике и богословию Православной Церкви, но я понял, что, посвятив почти 20 лет проповеди о Христе, я сам оказался не на Корабле спасения… Не важно при этом, какие проблемы сейчас есть в Православии, – самое главное – это Церковь. Я осознал, чего был лишен: , других таинств Церкви.
– Вы рассказывали, что Ваша бабушка колдовала, Вы потом увлекались . Расскажите об этом опыте. Насколько он опасен? Приведите какие-нибудь примеры. Что Вас оттолкнуло от оккультизма?
– Так как моя бабушка, по-видимому, общалась с нечистыми духами, то она передала это и мне как внуку (распространенная практика у экстрасенсов, связь бабушка-внук). В последних классах школы я активно практиковал различные методы экстрасенсорики. После я выучился на курсах экстрасенсов и получил диплом, который мне дал возможность начать практику.
В нашем городе у меня был свой кабинет, где я принимал людей. Все закончилось после того, как я встретился с протестантским пастором, и он объяснил мне: чтобы быть христианином, нужно принять Иисуса Христа как своего Господина и отречься от всего оккультного. Он показал мне в Библии несколько цитат, которые ясно мне показали, что оккультизм не может быть от Бога. Что любая экстрасенсорика – это проявление бесовских сил. Вслед за тем пастором я произнес молитву принятия Христа и отречения от сатаны.
После этого все мои экстрасенсорные способности исчезли, я даже потом, признаться, пробовал что-то делать, но никакого эффекта не было.
Совершенно ясно, что любой оккультизм – это шаг в сторону сатаны . Те исцеления и чудеса, которые делают экстрасенсы, являются, по сути, заменой болезни на проклятие.
Уже будучи протестантским проповедником, я изучал опыт и практику лечения своих знакомых и незнакомых экстрасенсов. Было очень ясно видно, что человек, прийдя с проблемой сердца, уходил исцеленным, но начинал страшно ревновать свою жену, да так, что через год-два брак разваливался. Или начинал страшно пить, или ударялся в . Те женщины, которые обращались с проблемами здоровья, будучи беременными, почти всегда пожинали плоды магии: болезни детей с самых первых дней.
К сожалению, оккультизм в нашей стране старается нацепить религиозную маску. Все действия делаются в присутствии икон, человека просят креститься, используются молитву и другие. Но это только маска и ложь. Даже само слово “ ” означает “договор”, нам же известно, что ни Христос, ни Святые Апостолы некогда не договаривались с бесами, а изгоняли их.
– С Вами вместе в Православную Церковь вступила Ваша протестантская община. Вы как-то пытались их убедить?
– Еще задолго до перехода в православие, мы в нашей общине начали изучать тему , так как в протестантизме нет таких понятий. Мы решили близко познакомиться с этим православным учением, и, конечно, были удивлены и восхищены его глубиной.
Мы , плакали. После того, как у меня самого созрело решение перейти в православие, я предоставил всем свободу выбора. В православие перешли и наша община, и многие наши друзья и сотрудники в разных городах, но это всегда было их решение . Не мое.
Конечно, мой пример был важен – и люди задумывались: если наш пастор решил быть православным, то, наверное, это не просто так. Было много вопросов, но на них отвечал не я. Каждую неделю к нам приезжали священники: руководитель миссионерского отдела Иркутской Епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев и настоятель храм Святой Троице в п. Усть-Ордынский иерей Сергий Кокорин. Большое им спасибо за то, что они провели с нашей общиной много и много часов, общаясь и отвечая на вопросы. Личность священника очень важна для протестанта, который впервые знакомится с православием. Эти священники показали нам весьма хороший пример пасторства.
– Планировали ли Вы стать православным священником, принимая православие? Как созрело это решение?
– Бог сделал так, что и я, и еще два брата из нашей общины стали священниками. Так как всю свою сознательную жизнь я был миссионером и жизнь нашей семьи была всегда связана со служением коренным народам Сибири, то, конечно, у меня сразу родился вопрос: что я буду делать в Православии? Могу ли я со временем стать священником? Я решил для себя сразу, что при любом ответе я все равно буду православным. Ведь без Корабля спасения как спастись? Как только наша община перешла в православие, нас благословили служить мирским чином обедницу, так как ближайший православный храм от нас находится в 60 км. Полтора года мы интенсивно изучали литургику и догматику Православной Церкви.
Отец Игорь с супругой
– Протестантский пастор и православный священник – есть ли что-то общее? В чем существенные различия?
– Действительно, есть и сходство, и различие. Сходство настоятеля и пастора – в их руководящей деятельности. Они решают финансовые и административные вопросы, причем схожими методами. Общие и ответственность за людей, за местность, в которой расположен Храм.
Но есть и существенные различия.
Во первых, у священника есть сила решения проблем, – это Святые таинства. Исповедь есть и у протестантов, в той или иной мере, но у него нет силы в разрешительной молитве. У меня возникло ощущение, что протестантский пастор пытается решить те же проблемы, что и священник на приходе, но он это делает “голыми руками”, не имея реальных инструментов для решения людских проблем. Священник же облечен благодатью священнодействия.
Если священник – это ходатай за народ, то пастор – это голос Божий для своих прихожан, их духовный руководитель. Пастор гораздо больше властвует и управляет людьми, чем священник, отсюда и постоянные проблемы в протестантизме, связанные с тоталитаризмом и авторитаризмом духовного руководства.
Священник же всем своим служением, словами Богослужения, даже облачением словно говорит – главный здесь Христос, я лишь грешный человек, незаслуженно удостоенный благодати предстоять пред Богом. Пастор же, наоборот, утверждает: если я помазан Богом как пастор, значит и мои слова и действия уже имеют, как минимум, духовный смысл, а как максимум, продиктованы Богом. Кстати. недаром один умный человек сказал, что протестанты, отвергнув Папу Римского, сотворили в каждом приходе своего Папу.
– Планируете ли Вы в дальнейшем вести ? Есть ли в этом какой-то смысл?
– Наш Владыка благословил меня продолжать диалог, что я и делаю. Иначе как свидетельство о Церкви может проникнуть к протестантам? К тому же, зная изнутри проблемы и чаяния протестантов, я гораздо легче, чем другие, могу объяснять им какие-то вопросы. Для этого я открыл в интернете свой блог , даже два . Я не люблю виртуальное общение, но без него не пробиться к людям. Также мой e-mail открыт для всех, каждый может написать и задать вопрос: [email protected] .
Вопросы приходят, и я стараюсь ответить на все. Я знаю протестантов как искренних и посвятивших себя Богу людей и хочу, чтобы каждый из них вернулся домой, в Корабль спасения. Однако стараюсь воздерживаться от давления.
– Чему нам стоит поучиться у протестантов?
– Вопрос для меня сложный, думаю, что могу на него ответить более осознанно лет через 10. Пока я вижу, что многие чаяния протестантов как раз находят ответ в тех или иных Православных практиках. Что я ценю в протестантах? Их искреннюю веру, в служении Богу, глубокое желание угодить Богу.
Чему можно поучиться у них? Никогда не стесняться того, что ты христианин. Например, почти любой протестант, где бы он ни был, в кафе или на банкете, не постесняется помолиться перед едой. К сожалению, я вижу очень мало православных христиан, которые хотя бы крестятся перед едой в общественных местах. Скорее всего, это – временное явление в нашей Церкви, но все же… Второе, чему можно поучиться, – это подход к готовящимся ко . Система оглашения у протестантов весьма развита. Крещеные люди в протестантизме хорошо понимают, что делают, и это дает не только количественный, но и качественный рост общин.
– Что такое в Вашем понимании быть христианином? Когда Вы впервые почувствовали себя христианином? Расскажите об опыте первой встречи с Богом.
– Христианин – тот, кто следует за Христом. Кто уверовал в Господа Иисуса Христа и, осознав свою греховность, стал на путь покаяния. Разница между обычным человеком и верующим – в степени осознания своей греховности.
Для меня христианство было осознанным выбором, который я сделал в 1992 году, в протестантской общине. Хорошо помню, как переживал осознание того, что Бог есть и что Христос умер за мои грехи, какое это вызывало во мне восхищение, покаяние, любовь.
Я старался быть христианином, и это была моя жизнь . Я каялся, читал Библию, служил, молился. Но, знаете, только теперь – в Православной Церкви – я понял, что значит полнота жизни. Можно сказать, что Бога Отца я обрел в 1992 году, а Церковь Мать – только перейдя в Православие. К Библии присоединилось Предание, объяснив мне трудные и малопонятные места; в молитву пришло правило, которое, как строительный отвес, вымеряет сердце, располагая его к покаянию. К покаянию добавилась исповедь, к служению людям присоединились Святые Таинства с силой благодатью Святого Духа. Моя жизнь наполнилась Божией благодатью.
ЦЕРКОВНАЯ ДОЛЖНОСТЬ В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ - статус, которым наделяется член протестантской церкви для выполнения обязанностей, связанных с богослужением, миссионерством, деятельностью административно-организационного и хозяйственного характера.
Протестантизм не приемлет иерархию церковного священноначалия (духовенство) в качестве посредника между верующими и Богом. Институт посредничества заменяется практикой так называемых публичных служений. В то же время протестантские церкви имеют должностную структуру, с соответствующими ее чинам званиями и титулованием. В зависимости от выполняемого служения это могут быть статусные категории епископов, пасторов, диаконов, пресвитеров, проповедников и пр. Единообразного уклада не существует. Протестантские служители занимают свои должности путем избрания или назначения, либо при совмещении этих способов, в зависимости от традиций каждого конкретного сообщества. Таинство священства при этом не проводится, хотя может происходить символическое рукоположение и ритуал ординации (введения в сан), дающий право распоряжения в делах церкви. Основные типы церковного должностного устройства в протестантизме - пресвитериальный и епископальный.
Пресвитер (старейшина) - это выборный служитель, который руководит повседневной жизнью общины. Критериями его избрания являются признанное общиной благочестие кандидата, знания и жизненный опыт, организаторские способности. Как правило, пресвитер выступает на богослужебных собраниях в роли проповедника. Заслуги и доверие выполнять наиболее ответственные служения дают право на звание старшего пресвитера. В руководстве религиозных объединений может быть должность председателя или президента. В обращениях к старшим служителям протестантских церквей принято титулование «преподобный».
В протестантских конгрегациях принято также выбирать или нанимать доверенных лиц, не обладающих званием пресвитера, но выполняющих его обязанности, - министров. Проповедники могут не иметь церковного звания, избираться из наиболее авторитетных и теологически подготовленных членов общины. В функции проповедника входят выступления перед верующими на темы, определяемые какими-либо библейскими текстами, и миссионерская работа.
В церквях епископального устройства круг должностей и званий шире. Англиканские и лютеранские церкви практикуют «апостольское преемство» - поставление в должность епископа по преемственной линии, восходящей от какого-нибудь из апостолов. Звание епископа («надзирателя») присваивается с избранием или назначением на соответствующую Ц. д. Епископы возглавляют административно-территориальные объединения общин. Для главы протестантской церкви в масштабах целого государства существует звание архиепископа. Должностные обязанности епископов могут выполнять и лица, не имеющие этого звания, - деканы, пробсты, суперинтенданты (духовные инспекторы). В англиканской церкви заместитель епископа, помощник епископа по управлению какой-либо структурой, а также приходский священник именуются викариями. В лютеранской и ряде других протестантских церквей общим для приходских священников может быть звание пастора.
Брак или безбрачие являются делом личного выбора любого должностного лица в протестантизме. Кроме указанных, в круг служителей протестантских церквей входят члены общины, занятые исполнением функций образования (в воскресных школах, на библейских курсах и т. п.), музыкального сопровождения (канторы-дирижеры, органисты), хозяйственной деятельности.
Многим верующим современным людям хорошо известно слово «пастор». Как разница между пастором и попом, как обращаться к священникам в Церкви, кто такой святой отец?
Многим верующим современным людям хорошо известно слово «пастор». Оно имеет латинские корни, означает «пастырь», то есть «пастух» и употребляется как аллегория, библейский термин, означающий обязанность священника заботиться о Церкви вообще и о своих прихожанах (своей «пастве», то есть «стаде овец» с церковнославянского) в частности.
Христос в Евангелии много раз называл Себя пастырем. Оказывается, на Востоке пастушеская традиция, способ пасти стадо отличается от славянского: овец не погоняют, а идут впереди них, зовя стадо вперед. Поэтому и Христос говорил, что Его овцы (то есть люди искренние, стремящиеся к Богу, чистые душой или чистосердечно кающиеся) знают Его голос и пойдут за Ним, как овцы Его стада.
На самом деле, православных батюшек пасторами не называют. Так именуют католических и протестантских священников.
Католическая и Православная Церкви ближе всего друг к другу из иных верований и конфессий. Традиционно христианство делится на три течения:
Католичество, то есть Единую Римо-Католическую Церковь с единственным главой - Папой Римским (при этом существует особый вероучительный догмат о непогрешимости Папы, то есть он не может сделать ничего неправильно и обладает абсолютной властью). Церковь делится на «обряды», то есть региональные традиции, однако все они находятся под единым руководством.
Православие, которое делится на независимые, отдельные Церкви-Патриархаты (например, Московский, Константинопольский) и в рамках них - Экзархаты и Автономные Церкви (Сербская, Греческая, Грузинская, Украинская - по регионам) с разной степенью независимости. При этом и Патриархи, и епископы Церквей могут быть отстранены от управления, если тяжко согрешат. Единого главы Православной Церкви нет, хотя Константинопольский Патриарх носит исторический титул Вселенского. Православные Церкви имеют общность в молитвах, возможности совместного совершения Таинства Евхаристии (Причастия) и других.
Протестантизм, самая непростая, подвижная и распадающаяся на части конфессия. Церкви здесь также делятся по регионам, существуют епископы, однако есть много сект - то есть причисляющих себя или относимых религиоведами к протестантизму отдельных учений.
Понятие священства в Православии и Католициме различается. Католические пасторы не имеют права жениться вообще, а в православии могут быть женатыми, дать обет безбрачия или совсем уйти в монасытрь, принеся монашеские обеты. Также Исповедь в Православной Церкви личная, священника мы видим перед собой, в Католичестве же священник скрывается, чтобы не смущать исповедника. Кроме того, в Православии нет понятия индульгенции - материальной платы за прощение грехов, - что также использовалось многими католиками в истории во вред (например, широко известна история, когда разбойник купил индульгенцию на любой, совершенный в будущем грех, и тут же убил священника).
В протестантизме, напротив, священник может жениться в любое время, монашества там в принципе нет. А вот в Православии священник должен быть уже женат к моменту принятия сана и второй раз, будучи в сане, жениться не может.
Изначальное значение слова «Церковь» - собрание учеников Христа, христиан; в переводе - «собрание». Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм - одно и то же!), и собрание всех верующих людей, и региональное собрание православных людей - например, Русская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь.
Также древнерусским словом «собор», в переводе «собрание», называют по сей день съезды епископата и христиан-мирян (например, Вселенский Собор - встреча представителей всех Православных региональных Церквей, Поместный Собор - собрание одной Церкви).
Православная Церковь состоит из трех чинов людей:
По сути, слово «священник» - краткое название всех священнослужителей.
Также их называют словами: клир, клирики, духовенство (можно уточнять - храма, прихода, епархии).
Духовенство делится на белое и черное:
Есть три степени духовных санов:
Священство Церкви имеет основание еще в Ветхом Завете. Они идут по возрастанию и не могут быть пропущены, то есть архиерей должен сначала побыть диаконом, потом священником. Во все степени священства рукополагает (иначе называя, совершает хиротонию) архиерей.
Диакон
К низшей ступени священства относят диаконов. Через рукоположение в диаконы человек обретает благодать, необходимую для участия в Литургии и других богослужениях. Диакон не может в одиночку проводить Таинства и богослужения, он лишь помощник священнику. Люди, которые хорошо служат в сане диакона долгое время, получают звания:
Часто на бедных, сельских приходах диакона нет, и его функции исполняет священник. Также при необходимости обязанности диакона может исполнять и архиерей.
Священник
Человек в духовном сане священника также называется пресвитером, иереем, в монашестве – иеромонахом. Священники совершают все Таинства Церкви, кроме хиротонии (рукоположения), освящения мира (его совершает Патриарх - миро необходимо для полноты Таинства Крещения каждого человека) и антиминса (платка с зашитой частичкой святых мощей, который кладется на престол каждого храма). Священник, который руководит жизнью прихода называется настоятелем, а его подчиненные, рядовые священники - штатные клирики. В деревне или поселке настоятельствует обычно иерей, а в городе - протоиерей.
Настоятели храмов и монастырей подчиняются непосредственно архиерею.
Звание протоиерея - обычно поощрение за выслугу лет и хорошее служение. Иеромонаха обычно награждают саном игумена. Также сан игумена зачастую получает настоятель монастыря (священноигумен). Настоятель Лавры (большого, древнего монастыря, которых не так много в мире) получает архимандрита. Чаще всего за наградой этим саном следует сан епископа.
Архиереи: епископы, архиепископы, митрополиты, Патриархи.
В более бытовой ситуации, при разговоре ко всем архиереям обращаются «владыка (имя)», например «владыка Питирим, благословите». К Патриарху обращаются или так же или, чуть официальнее «Святейший владыка».
Поп - это обиходное название священника, которое бытовало до революции. К сожалению, после нее это слово стало ругательным и сейчас не используется. Есть шутка, что поп - сокращение от «пастырь овец православных», а еще «собрание батюшек - поп-группа»
Словом «батюшка» обращаются к любому священнику в обиходе, часто перед разговором просят: «Батюшка, благословите».
Да хранит вас Господь Своей благодатью и молитвами Церкви!
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня