Человек в отличии. Чем отличается человек от животного

В отношениях с природой у людей и зверей есть существенные различия. На первый взгляд они довольно просты и очевидны. Однако не каждый взрослый может назвать все сходства и отличия человека от животного. Что уже говорить о детях и подростках. Поэтому еще труднее сказать, чем первобытные люди отличались от обычных зверей.

Вконтакте

Внешний вид

Любой ребенок может не задумываясь сказать, что главное отличие человека от животного во внешнем виде. Однако у всех млекопитающих есть сходные черты строения , которые говорят об имеющемся родстве. Все организмы состоят из и тканей, имеют сходства в структуре скелета и во внутриутробном развитии.

Человека от животного отличает способность передвигаться вертикально на двух ногах и отсутствие шерстяного покрова.

Интересно! Несмотря на то, что по сравнению с многими млекопитающими, люди выглядят голыми, они обладают огромным количеством волосяных луковиц. Волос у них столько же, сколько и у приматов, просто они тоньше, короче и светлее.

Человек в отличие от животных обладает ловкостью и цепкой хваткой: он может соединять большой палец с любым другим. Это помогает умело держать инструменты и выполнять различную физическую работу. Homo Sapiens уникален тем, что носит одежду и может краснеть при определенных эмоциях.

Отличительным признаком также является различие в движении челюстями. Оно зависит от вида питания млекопитающего. У травоядных челюсть двигается горизонтально, у хищников – по вертикали, а Homo Sapiens имеет обе эти способности.

Человеческие дети дольше находятся под родительской опекой, чем детеныши четвероногих. Все дело в отличии необходимого времени для обучения, роста и развития. Млекопитающие звериного царства размножаются в течение всей жизни, а мужчины и женщины продолжают существовать после прекращения воспроизведения потомства.

Особенности мышления

Основные отличия человека от животного заключаются в умении мыслить и предвидеть. Известно, что у нас не самый большой размер мозга среди млекопитающих, но он дает необыкновенные возможности: творить, исследовать, учиться, рассуждать и т.д.

Человеку свойственно решать мыслительные задачи, такие как:

  1. Систематизация. В процессе этой деятельности происходит распределение объектов по группам в зависимости от их сходства и различия.
  2. Обобщение. Эта операция объединяет предметы и явления по общим признакам.
  3. Конкретизация. Представляет собой выделение у объекта индивидуальных особенностей, не связанных с теми, что присущи общему классу предметов.
  4. Сравнение. Эта операция устанавливает сходство и различие между предметами познания.
  5. Абстрагирование. В момент этой мыслительной деятельности происходит выделение одной стороны объекта или явления, которая не существует отдельно.
  6. Анализ. Представляет собой разделение целого по частям, в зависимости от свойств и признаков.
  7. Классификация. Это есть результат сравнения.

Человек действует, исходя из этих операций мышления, и ежедневно практикует их на работе, дома и на улице. Учеными было установлено, что человекообразные обезьяны имеют предрасположенность к синтезу и анализу.

На вопрос: «Чем человек отличается от животного?», наука философия находит ответ в умении мыслить и желании жить среди себе подобных.

Действительно, индивидуум может подстраивать свое поведение под определенные условия, играть любые социальные роли. Он в состоянии заранее осознать последствия своих поступков и действий, выражать ценностное отношение к реальности. В отличие от животных, любой человек действует сознательно.

Звери подчиняются своему инстинкту и не отделяют себя от естественной среды обитания. Их действия запрограммированы самой природой. Животные приноравливаются к окружающей обстановке, определяющей их образ жизни. Они не могут изменять условия своего обитания. Это выступает существенным фактором, отличающим человека от объектов изучения зоологии.

Членораздельная речь

Возможность разговаривать членораздельно дает Homo Sapiens умение выражать действительность с помощью речи, передавать информацию через современные средства связи. Человеку в отличие от обезьян, досталась низко расположенная гортань, которая позволяет ему говорить.

Речь зверей представляет собой различные звуки, понятные только их сородичам. Эти сигналы не несут информации об отрезках времени или абстрактных понятиях.

Блага имущественного и культурного характера

Каждому человеку, в отличие от любых животных, свойственно заниматься духовной деятельностью и трудом на благо . Современные люди воздействуют на природу средствами труда, которые сами изготовили.

Они возделывают искусственные объекты, усиливая тем самым свои физические возможности. Причем орудия труда создаются совместно с другими индивидуумами. Чем выше уровень развития коммуникации в обществе, тем выше организация и уровень развития психики каждой личности.

Высокоразвитые обезьяны хоть и способны использовать камни и палки для определенных целей, но не один из видов не может самостоятельно изготовить инвентарь или инструменты и начать использовать их на практике. Этим человек отличается от животного.

Люди удовлетворяют не только биологические надобности, но потребности в духовном развитии. В нашем мире есть такие понятия, как религия, искусство и философия.

Интересно! Представители звериного царства способны удовлетворять лишь естественные потребности, которые связаны с их инстинктами.

Пещерные люди

Теперь осталось выяснить, чем первобытные люди отличались от зверей. Многие умения пещерных людей присущи некоторым особям дикой природы. Так, звери могут использовать ветки и камни для постройки жилища. Медведь, например, нагибает и запутывает верхушки деревьев для создания подобия шалаша. Различаются млекопитающие по следующим принципам:

  1. Главным признаком, отличающим древнего человека от животного, является использование огня. Звери не любят и бояться пламени, а пещерные люди, наоборот, боготворили его, грелись у костра, готовили на нем пищу.
  2. Среди внешних различий – прямохождение. Древние люди ходили не на четырех, а на двух ногах.
  3. Наши далекие предки обладали мышлением и со временем научились говорить членораздельно, после того, как у них сформировалась подъязычная кость.
  4. Звери не могут изготавливать механические средства труда, а пещерный человек способен был создавать различные инструменты для работы. Он также обладал духовными благами и ценностями.
  5. Творческое сознание наших предков выражается в настенных рисунках пещер, поделках из кости и дерева. Звери к такому проявлению талантов не склонны.
  6. Древние люди отличались от животных своим отношением друг к другу. Они всегда хоронили мертвых, практиковали религиозные обряды и обладали коммуникационными навыками.

ЕГЭ по обществознанию. Урок №2 «Отличия человека от животного»

ЧЕЛОВЕК

Теории происхождения человека.

- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

- Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

- Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

- Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Человек - биопсихосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (памятью, абстрактным мышлением, и тд.), способное создавать орудия и использовать их в общественном труде.

Человек - биологическое существо:

Человек – часть живой природы;

Наличие инстинктов;

Биологические потребности.

Человек - социальное существо:

Регулирование инстинктов;

В обществе формируются речь, мышление, навыки общественной деятельности;

Создатель и носитель культуры человеческого общества;

Предпосылкой развития человека является наследственность, источником его развития считают социальную среду, т.е. общество подобных ему людей.

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

1. моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

2. обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

3. выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.


Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Индивид (лат. неделимое, особь) единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психологических черт: разума, воли, интересов.

Это понятие употребляется в значении «конкретный человек». Его признаками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, т.е. то, что роднит этого человека с другими людьми.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств. Это отличие данного человека от других, как по внешнему облику, так и по характеру.

Личность (англ. персона)человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые реализуются в общественной жизни.

Личностью человек становится в процессе социализации.

Социализация (лат. общественный) осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества, в результате которого люди осваивают социальные нормы и культурные ценности общества, накапливают опыт и знания.

Стадии социализации: детство, юность, зрелость, старость.

Процесс социализации начинается с того момента, когда индивид, вступая в человеческие отношения, определяет себя и своё отношение к людям.

Социализация происходит как результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного воздействия (воспитания).

Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других, оказание им помощи при усвоении социальных ролей, - это родители, братья, сёстры, родственники, друзья, учителя (агенты первичной социализации); преподаватели вуза, сотрудники, руководство (агенты вторичной социализации).

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на социализацию (семья, школа, церковь, СМИ)

Десоциализация – утрата или отказ от усвоенных ценностей, норм поведения.

Ресоциализация – восстановление …

ПРИРОДНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ.

План.

  1. Отличия человека от животного.
  2. Задания.

Теории происхождения человека.

Человек - это

Существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное);

Существо универсальное (спо­собное к любому виду деятельности);

Существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, по­лучила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о про­исхождении человека.


Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предполо­жения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии кос­моса, электромагнитных волн, радиации и других воздейст­вий огромно.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Влияние природы и социума на развитие человека.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущ­ность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нерв­ной и другими системами. Его биологические свойства жест­ко не запрограммированы, что дает возможность приспосаб­ливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Чело­век становится человеком, лишь вступив в общественные от­ношения, в общение с другими. Социальная сущность челове­ка проявляется через такие свойства, как способность и го­товность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.



Абсолютизация одной из сторон сущности человека при­водит к биологизаторству или социологизаторству.

1. Биологизаторский подход. Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпо­сылки человеческой природы

2. Социологизаторский подход. Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек - «чистая доска», на которой общество пи­шет нужные слова

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, фактически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с по­мощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других об­разных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности :

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает способностью предвидеть отдаленные послед­ствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его

действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет се­бя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, ко­торая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать ес­тественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формирова­нием духовного (внутреннего) мира человека.

Начнем с понятия человека. Человек - это существо, состоящее из двух единств: биологического и социального. Биологическое начало дает жизнь человеку и относит его к природе, а социальное - относит его к обществу и учит говорить, совершать деятельность, взаимодействовать с другими людьми.

Животное - это существо, живущее на планете Земля и не обладающее признаками человека.

К отличительным признакам человека от животного относят:

1) Высокоразвитый мозг и мышление. Человек обладает самым развитым мозгом из всех существ, живущих на планете Земля. Мозг человека способен создавать новое и учиться новому, воспринимать различную информацию, анализировать и делать соответствующие умозаключения. Несмотря на то, что мозг человека самый высокоразвитый, он не самый большой по объему. Есть в мировом океане животные, мозг которых превосходит человеческий.

2) Членораздельная речь. Речь - это совокупность звуков, которые человек преобразует в слова и тем самым обменивается информацией с себе подобными. Речь может быть устной и письменной. Устную речь мы слышим, а письменную видим на бумаге или экране телевизора, монитора. У каждого народа (этноса) свой язык. Однако есть и универсальный язык, на котором можно объясняться во многих странах мира - это английский язык.

3) Целенаправленная творческая деятельность. Из всех живых существ на Земле, только человек способен творить, т.е. создать нечто новое никогда ранее не существовавшее. Деятельность человека всегда предполагает наличие цели (желаемого результата своей деятельности), а поведение животного подчинено инстинктам, которые он приобрел с рождения.

4) Мнимые потребности. Человек обладает как подлинными, так и мнимыми потребностями. Подлинные потребности - это потребности, идущие во благо человеку, а мнимые - во вред. К мнимым потребностям можно отнести вредные привычки человека (курение, алкоголизм, игромания и т.д.).

5) Прямохождение. Только человек ходит прямо на двух конечностях имея при этом четыре.

6) Изготовление орудий труда. Человек изготавливает орудия руда (например молоток). Животные используют природные орудия труда.

Помимо отличительных особенностей, человек и животное во многом схожи. Это касается биологических потребностей, таких как потребность в еде, питье, воде, воспроизводстве рода и т.д.

ЧЕЛОВЕК

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Бытие человека

Потребности и способности человека

Деятельность человека, ее основные виды

Деятельность и творчество

Общение как деятельность

Цель и смысл жизни человека

Личность

Внутренний мир человека

Сознательное и бессознательное

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Человек, как и все другие существа – часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию от высших приматов до современного человека. Этот процесс называется АНТРОПОГЕНЕЗ (от слов “антропос” - человек и “генезис” - происхождение).

Самый далёкий предок человека – дриопитек, живший 14-20 млн. лет назад. Далее идут рамапитеки (10-14 млн. лет назад). Рамапитеки дали две эволюционные линии: одну – предков людей, другую – предков современных человекообразных обезьян. Где-то 2,5-3 млн. лет назад появились обезьяноподобные люди, изготавливавшие примитивные каменные орудия. Учёные назвали это существо Homo habilis (Хомо хабилис – человек умелый). Дату его появления современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества.

Далее в эволюционном ряду следуют питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы. Кроманьонцы – вершина антропогенеза, человек современного физического типа. Появился он примерно 30-40 тыс. лет назад и получил в науке название Homo sapiens (Хомо сапиенс – человек разумный). Человек разумный относится к приматам, одному из отрядов млекопитающих.

Как и всякое живое существо он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело, рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает. Ему, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные потребности, биологически запрограммированные схемы поведения.

Но вместе с тем человек отличается от любого животного (см. схему).

Отличия человека от животного

Человек Животное
1. Производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяя и преобразуя природу. 2. Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности и красоты, духовным потребностям. 3. Существо универсальное и способен действовать и производить “по меркам любого вида”. 4. Потребности людей постоянно изменяются и растут. 5. Развивается по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной. 6. Свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. относится к ней осмысленно, целенаправленно изменяет, планирует, обладает сознанием. 1. Использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе. 2. Изменяет мир по потребности своего вида, ориентируясь исключительно на удовлетворение физических потребностией (голод, инстинкт продолжения рода и т.п.). 3. Не может преодолеть свою видовую ограниченность. 4. Потребности практически не изменяются. 5. Существование животных направляется только инстинктами. 6. Животное тождественно своей жизнедеятельности и не отличает её от себя.

Существуют разные точки зрения на вопрос о том, какой фактор оказал решающее воздействие на эволюцию человека и формирование столь разительных отличий человека от животных.

Это деятельностный подход (т.е. роль деятельности, труда), социализирующей (т.е. роль игры, общения), культурологический (роль становления и развития языка, сознания, нравственности) и т.д. Комплексный подход учитывает все эти факторы и исходит из того, что биологическая эволюция человека происходила вместе с социальной и культурной эволюцией (см. схему).

Взаимосвязь биологической, социальной и культурной эволюции человека

(по Леруа Гурану)

Так в результате длительной биологической, социальной и культурной эволюции появился человек как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, преобразующего природу.

Что еще почитать