Среди источников позитивного конституционного права важнейшее место занимает конституция. Это основной закон государства, представляющий собой систему правовых норм, регулирующих основополагающие властные общественные отношения: между человеком и обществом, между гражданином и государством, а также устройство государства, его сущность и форму, механизм государственной власти.
В Российской Федерации действуют: Конституция РФ: конституции республик; уставы других субъектов Российской Федерации.
Конституция РФ
Конституция Российской Федерации занимает особое место, являясь основным источником конституционного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный или иной нормативный правовой акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют конституционные нормы.
Конституция РФ выступает важнейшим инструментом решения такой фундаментальной задачи развития российского общества и государства, как обеспечение единства конституционно-правового пространства страны. Она составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. В соответствии с ней строится вся нормотворческая деятельность в государстве. Такая роль Конституции РФ обусловлена тем, что:
После принятия Конституции РФ 1993 г. в числе источников конституционного права появился еще один вид актов. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) впервые в истории конституционного законодательства устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, по аналогии с рядом зарубежных конституций (Франции и других стран) Конституция РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Из данной нормы некоторые авторы делают вывод о том, что в иерархии источников права ратифицированный международный договор стоит выше, чем закон, поскольку нормы последнего не могут отменять нормы или противоречить нормам международного договора 1 См., например: Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 42. . Представляется, что подобный вывод преждевременен, поскольку разные виды договоров имплементируются в правовую систему разными способами (в зависимости от уровня самого договора): от принятия постановления Правительства РФ о присоединении к договору до федерального закона о ратификации межгосударственного договора. Кроме того, федеральный закон о ратификации по юридической силе не отличается от другого федерального закона. Указанная норма в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ появилась в связи с тем, что в случае противоречия между положениями источников права с одинаковой юридической силой действуют положения того, который был принят последним по дате.
К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые СНГ, одним из членов которого является Россия. Такие акты, еще не вошедшие в практику, в будущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской ассамблеей и наднациональными исполнительными и судебными органами. Процедура их принятия, юридическая сила и порядок действия пока окончательно не определены.
В отдельных случаях источником конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайною положения. В связи с этим ст. 55 Конституции РФ предусматривает, например, что некоторые права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституции и уставы субъектов РФ
Наряду с Конституцией РФ, принятой в 1993 г., источниками конституционного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, и обладающие высшей юридической силой на территории республики. Но федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории РФ (ст. 4 Конституции), т.е. конституции республик должны соответствовать правовым принципам последней и не противоречить им.
Конституции республик, находящихся в составе Российской Федерации, принимаются высшими органами законодательной власти республики и учитывают особенности этих субъектов Федерации, так как вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов республики обладают всей полнотой государственной власти.
Аналогичной юридической силой на своей территории обладают уставы других субъектов Российской Федерации (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), что вытекает из принципа равноправия субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов. Структура конституции или устава субъекта Федерации, порядок их принятия определяются субъектом самостоятельно 2 Так, например, Уставом Ставропольского края закрепляется, что он является Основным законом Ставропольского края и имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам Ставропольского края, имеет прямое действие и применяется на всей территории Ставропольского края. Законы и иные правовые акты Ставропольского края не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным правовым актам и Уставу (Основному закону) Ставропольского края (ст. 11). .
Конституции и уставы субъектов Российской Федерации по содержанию должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. В 1990-е некоторые нормы республиканских конституций и уставов других субъектов России не всегда соответствовали нормам федеральной Конституции. Потребовались определенные усилия со стороны федерального руководства и руководства субъектов Федерации, чтобы разрешить данную проблему. Тем не менее, в конституциях и уставах субъектов РФ есть еще нормы, противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству.
Конституция России также предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (п. 2 ст. 66).
Законы - источники конституционного права
Одним из распространенных и многочисленных источников конституционного права Российской Федерации являются законы. Они обладают наибольшей после Конституции юридической силой.
Закон - это принятый в особом процессуальном порядке Федеральным Собранием (парламентом) РФ нормативный правовой акт по наиболее важным вопросам общественной жизни, который является обязательным для всех участников общественных отношений, имеет верховенство и прямое действие на всей территории России. В принятии закона участвует также Президент РФ, который подписывает и обнародует законы и обладает правом отлагательного вето. Российская конституционно-правовая доктрина не предусматривает права парламента делегировать свои законодательные полномочия главе государства или Правительству.
Конституция РФ предусматривает наличие в правовой системе России двух типов законов: (1) федеральных конституционных законов и (2) федеральных законов. Они различаются по предметам правового регулирования, по юридической силе, регулируемым общественным отношениям, порядку принятия и изменению, особенностям применения в отношении к ним отлагательного вето Президента Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы
Принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом, более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции РФ. Предмет их регулирования - наиболее важные общественные отношения и, соответственно, ключевые конституционные институт - народовластие, государственное устройство, организация и деятельность важнейших государственных институтов и органов. Такая форма законов установлена в Российской Федерации впервые Конституцией 1993 г. Следует отметить, что в нашей стране характер конституционных законов несколько иной, чем в других странах, где предусмотрены подобные акты. В зарубежных странах, как правило, конституционные законы могут вносить изменения в конституцию и обладают такой же юридической силой, как Основной закон (Чехия, Франция). У нас для внесения поправок в Конституцию предусмотрен особый тип закона - в форме закона о поправке к Конституции РФ, имеющего наименование, отражающее суть данной поправки.
Регулированию федеральным конституционным законом подлежат следующие вопросы: порядок введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56): принятие в Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменения статуса субъектов (ст. 65, 66): утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70): назначение и проведение референдумов (ст. 84): определение режима военного положения (ст. 87): введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88): регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека РФ (ст. 103): определение порядка деятельности Правительства РФ (ст. 114): установление судебной системы (ст. 118), а также закрепление порядка деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст. 128): установление оснований и порядка созыва Конституционного Собрания (ст. 135): внесение изменений в ст. 65 Конституции РФ, устанавливающую состав Российской Федерации (ст. 137).
Конституция РФ не дает четкого критерия для различения конституционного и федерального законов, но определяет более жесткий порядок принятия конституционного закона (ч. 2 ст. 108). Эти законы принимаются квалифицированным большинством голосов, т.е. не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации. Ввиду такого порядка принятия Конституция РФ не наделяет Президента РФ правом вето в отношении федерального конституционного закона. Согласно ст. 108 (ч. 2) такой закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ.
Конституцией РФ указывается (ч. 3 ст. 76), что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, из чего можно сделать вывод о том, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией.
Федеральные законы (обычные, или текущие)
Не все из них выступают источниками конституционного права. Таковыми являются лишь те, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. Так, Федеральный закон о гражданстве РФ, безусловно, является источником конституционного права, а Федеральный закон о соглашениях о разделе продукции таковым не является.
Федеральные законы регулируют различные виды общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. При этом область общественных отношений, регулируемых такими законами, предметно не лимитирована. Основной круг вопросов, подлежащих регулированию федеральными законами, определен самой Конституцией РФ в более чем 40 статьях. Так, регулированию федеральным законом подлежат: порядок приобретения и прекращения гражданства России (ст. 6); определение порядка несения военной или альтернативной службы (ст. 59); установление статуса столицы (ст. 70): определение порядка выборов Президента Российской Федерации (ст. 81); и др.
Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции РФ принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом Российской Федерации. Они принимаются в более упрощенном порядке по сравнению с конституционными. Для их принятия достаточно абсолютного (50% + 1) большинства голосов депутатов палат федерального парламента. Данные законы могут быть отклонены Президентом РФ, в этом случае их судьба решается в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 107 Конституции РФ.
Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если не опубликованы официально для всеобщего сведения. Эти вопросы урегулированы в Федеральном законе от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Статья 2 данного Закона устанавливает, что датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ (ст. 3). Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Российской газете», Собрании законодательства РФ и «Парламентской газете» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после официальною опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.
Особое место в системе законов Российской Федерации занимают законы, вносящие поправки в гл. 3-8 Конституции РФ . По порядку своего принятия такой закон не отличается от федерального конституционного закона: он подлежит одобрению не менее двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации. После опубликования для всеобщего сведения уведомления о принятии такого закона (включающего в себя текст закона) принятый закон направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для рассмотрения.
Парламенты субъектов Федерации обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в срок не более одного года со дня его принятия. Одобренный законодательными органами не менее двух третей субъектов РФ закон о поправке к Конституции РФ передается Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Закон о поправке к Конституции вступает в силу с момента официального опубликования, если законом не установлен иной срок его вступления в силу.
Принятая поправка к Конституции РФ подлежит внесению Президентом РФ в текст Конституции.
Таким образом, законы по сравнению с другими нормативными правовыми актами обладают следующими особенностями:
Законы субъектов Федерации. Решения референдумов РФ
Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 5; ч. 4, 6 ст. 76 Конституции РФ и соответствующих конституций и уставов субъектов Федерации.
Субъекты РФ в лице своих органов государственной власти стали самостоятельными субъектами правотворчества. Они осуществляют собственное правовое регулирование, включающее в себя принятие законов и иных нормативных правовых актов. Республики - субъекты Федерации имеют свою конституцию и законодательство, а края, области, города федерального значения, автономные образования - свои уставы и законодательство. Федеративное устройство России основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Большинство законодательных актов субъекты РФ издают в сфере их совместной компетенции с Федерацией.
В соответствии с принципами разграничения компетенции Конституция РФ определяет взаимоотношения между федеральными законами и законами (и другими нормативными актами) субъектов РФ. Федеральная Конституция и законы имеют верховенство не во всех случаях, а лишь по вопросам, отнесенным к ведению Федерации или к совместному ведению Федерации и ее субъектов (т.е. по вопросам, обозначенным в ст. 71 и 72 Конституции РФ). Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов все субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. По таким вопросам в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Федерации будет действовать нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 4 6 ст. 76). Таким образом, по вопросам собственного ведения субъектов РФ признается приоритет законов и других нормативных правовых актов субъекта Федерации.
Нормы конституционного права могут содержаться в решениях, принятых на общенациональных референдумах, что делает их одним из важных, хотя пока и немногочисленных, источников отрасли. Значение решений референдума связано с тем, что они являются результатом непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти.
Решения, принятые на референдуме Российской Федерации, становятся общеобязательными актами и не нуждаются в дополнительном утверждении каким-либо органом государственной власти. Эти решения действуют на всей территории России и могут быть отменены или изменены не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Принятое на референдуме решение подлежит официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума РФ (не позднее трех дней после определения результатов всенародного голосования). Решение референдума вступает в силу со дня обнародования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме. Если для реализации решения, принятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.
Правовые акты СССР и РСФСР
Некоторые из этих актов являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или до замены законодательства. Сохраняют свое правовое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.
Особое место среди источников конституционного права занимают декларации, договоры и соглашения, например: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Все они были приняты высшим законодательным органом страны - Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом РСФСР.
1. Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Так, Декларация о государственном суверенитете провозглашает, что суверенитет России - естественное и необходимое условие существования ее государственности, имеющей многовековую историю, культуру и традиции (п. 2); Декларация прав и свобод человека и гражданина устанавливает, что права и свободы принадлежат человеку от рождения, что они могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе (ст. 1, 2). Ныне эти принципы реализованы в принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации. Конституция не содержит какого-либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке принятия. Но поскольку это и не исключено, то можно сделать вывод о том, что парламент вправе принимать подобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и в порядке обычной законодательной процедуры.
2. Договоры и соглашения являются важным источником конституционного права. Например, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., были закреплены основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. Федеративный договор включает в себя три договора между органами государственной власти РФ и органами всех видов субъектов РФ, а также договоры между РФ и ее отдельными субъектами. Федеративный и иные договоры действуют в части, не противоречащей Конституции РФ. В науке высказываются предложения о разработке и принятии нового Федеративного договора 3 Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. М.: МЗ-Пресс. 2003. .
Важным способом укрепления экономической и правовой стабильности федеративных отношений выступают договоры и соглашения между органами государственной власти России и органами государственной власти ее субъектов. Такие договоры были заключены в 1990-х более чем с половиной субъектов РФ в целях разграничения их полномочий и полномочий Федерации. Однако стоит отметить, что в них часто содержались положения, не соответствующие Конституции РФ. Данные договоры впоследствии были расторгнуты. Однако есть и примеры заключения новых договоров.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
1) один или несколько нормативных актов, в совокупности образующих (официально или фактически) кон-ституцию государства. Например, Конституция Австрии официально носит наименование - Федеральный конституционный закон; 2) закон, регулирующий определенные общественные отношения вместо отменяемой с его принятием главы конституции или в дополнение к конституции. Такой К.з.. действует вместе с конституцией, становится ее частью:
3) законы о внесении изменений и дополнений в конституцию; 4) декларации о принятии конституции, провозглашении конституции, о порядке введения ее в действие: 5) все те законы, принятие кото-\"рыхлибо прямо предусмотрено, либо вытекает из конституции; 6) законы по достаточно определенному кругу вопросов, обозначенному в конституции, причем принятые по этим вопросам акты официально именуются К.з.
К.з. характеризуют: необходимость большего числа поданных голосов при их принятии парламентом или его палатами (квалифицированное большинство);
специфика вступления в силу (например, невозможность вето президента на такие законы): большая юридическая сила по сравнению с иными законами, а тем более другими нормативными правовыми актами (см. Федеральные конституционные законы).
Авакьян С.А.
Энциклопедия юриста . 2005 .
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН, источник конституционного права (см. ПРАВО (система норм)). В большинстве стран, конституционным называют закон, вносящий изменение в конституцию. Их процедура совпадает с процедурой изменения конституции. В Российской… … Энциклопедический словарь
Юридический словарь
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН Юридическая энциклопедия
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН - (федеральный конституционный закон) один из видов нормативных правовых актов РФ, предусмотренных Конституцией РФ. К. з. одно из наиболее спорных понятий конституционного права, вызывающих различные трактовки. По предмету регулирования можно… … Энциклопедический словарь конституционного права
Конституционный закон - это закон, который в ряде государств вносит изменение в конституцию или дополняет ее, либо закон, принятие которого прямо предусмотрено Основным Законом. В России он называется федеральным конституционным законом и принимается квалифицированным… … Большой юридический словарь
В ряде государств один из главных источников конституционного права. В одних государствах (страны французского языка, Румыния и др.) К.з. это закон, вносящий изменение в конституцию, в других (РФ, Казахстан и др.) К.з. принимаются по вопросам,… … Энциклопедический словарь экономики и права
Закон в широком смысле рассматривается как синомим права, а точнее законодательства. Законами называются все нормативно правовые акты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под именем закона… … Википедия
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН - в зарубежной конституционной практике закон, который вносит изменения и дополнения в действующую конституцию страны. В РФ это федеральные законы, принятие которых прямо предусмотрено действующей Конституцией РФ. Однозначного понятия К.з. в… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
конституционный закон - в ряде стран один из главных источников конституционного права. В одних (страны французского языка, а также Румыния и др.) это закон, вносящий изменение в конституцию, в других (РФ, Казахстан) К.з. издаются по вопросам, предусмотренным… … Большой юридический словарь
Основная статья: Законодательство Российской Федерации Федеральный конституционный закон Российской Федерации разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам,… … Википедия
правовой конституционный федеральный закон
Источником конституционного права России являются федеральные конституционные законы, впервые названные в Конституции РФ 1993 года. Они регулируют важнейшие отношения в сфере организации и осуществления государственной власти и взаимоотношений государства и гражданина. Все федеральные конституционные законы перечислены в самой Конституции. Их тринадцать. К сожалению, в связи с нечеткостью конституционных формулировок имеются разночтения даже в количестве таких законов: от 12 до 16. Идея конституционных законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции Российской Федерации.
По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам"). Нельзя, однако, не признать определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, например, имеет место в Италии или Франции.
В зарубежной конституционной практике конституционным признается закон, который вносит изменения и дополнения в действующую конституцию страны. Однозначного понятия конституционного закона в конституционной практике нет. Общепризнанно, что по своему юридическому значению конституционным является закон, отличающийся особой «близостью» (юридическим родством) с конституцией страны либо заменяющий конституцию. В этом случае один или несколько конституционных законов есть то, что принято именовать юридической конституцией. Иногда поэтому (как это характерно для Австрии) конституция именуется федеральным конституционным законом. В иных случаях конституционными именуют законы, которые радикально изменяют основной закон страны, к примеру территориальное устройство государства, форму правления и т. д. Конституционный закон в этом случае признается составной частью конституции (так, конституционным законом 1968 г. ранее унитарная Чехословакия была преобразована в федеративное государство. Соответствующий конституционный закон стал составной частью Конституции ЧССР). Чаще же в зарубежной конституционной практике под конституционными законами принято понимать те законы, которые вносят изменения и дополнения в действующую конституцию страны, т.е. уточняют ее содержание. В РФ - конституционными являются законы, принятие которых прямо предусмотрено действующей Конституцией РФ.
Близким (но не тождественным) понятию конституционного закона выступает употребляемое в зарубежной конституционной практике понятие органического закона. Часто органическими считают те законы, которые «органически» вытекают из конституции, т.е. принятие таких законов либо предусмотрено конституцией, либо они конкретизируют положения конституции. Достаточно распространенным является понимание органического закона как акта, определяющего правовой статус органов государства или органов местного самоуправления.
В РФ конституционным является закон, дополняющий и развивающий действующую Конституцию РФ, принимаемый в особом порядке, по вопросам, специально указанным в Конституции, и обладающий наивысшей (после Конституции) юридической силой. К федеральным конституционным законам Конституция РФ относит законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108) и в порядке, который предусмотрен Конституцией. Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов, т.е. не менее чем тремя четвертями от общего числа депутатов Совета Федерации и не менее чем двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 1 ст. 108). Ввиду того, что федеральные конституционные законы приняты квалифицированным большинством, в отношении их не предусмотрена возможность возвращения на новое рассмотрение, т.е. Президент не вправе применить к ним право отлагательного вето. Юридическая сила федерального конституционного закона предусмотрена в ч. 3 ст. 76 Конституции, в которой говорится о том, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). В настоящее время действуют федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде» (1994 г.), «Об арбитражных судах в РФ» (1995 г.), «О референдуме» (1996 г.), «О судебной системе РФ» (1997 г.), «Об уполномоченном по правам человека» (1997 г.), «О Правительстве РФ» (1997 г.); «О Государственном гербе» (2000 г.), «О Государственном гимне» (2000 г.), «О Государственном флаге» (2000 г.), «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (2001 г.); «О чрезвычайном положении» (2001 г.); «О военном положении» (2002 г.).
Конституцией России предусмотрено принятие следующих федеральных конституционных законов: по вопросам федеративного устройства (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66); о полномочиях, порядке образования и деятельности Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 128); о пересмотре Конституции и Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135).
Слово «конституция» в переводе с латыни означает «устройство, установление «. Это значит, что Конституция — это устройство государства и установление в нем законов, по которым живет общество данного государства. Она определяет принцип, по которому живут и действуют органы государственной власти, определяется избирательная система, отражены права и обязанности граждан.
Конституция — это главный закон государства , он обладает самой высшей юридической силой. Без конституции не может существовать ни одно правовое государство, общество погрузится в хаос, не будет стабильности и защиты.
Происхождение слова «конституция» отправляет нас в далекое прошлое, в древние века. Еще Спарта и Древние Афины имели свои неписаные конституции. В Англии в 1215 году Первым Конституционным Актом явилась «Великая Хартия вольностей». В средние века была создана конституция (Основной Закон) и действующий до сих пор в Сан-Марино. Он был принят в 1600 году, но базой его считается «городской устав», который принят был в 1300 году. В более позднее время в 1529 году появляется конституция «Статус Великого Княжества Литовского» (дополнена в 1566 и 1588 годах). Но писаной первой конституцией считается Конституция США, образованная в 1787 году и действующая до нашего времени с поправками.
В каждом государстве своя принятая (писаная и неписаная) Конституция. У конституции нет срока действия. Она подлежит изменению (внесению поправок), дополнению, а иногда и переизданию, когда общество стоит на пороге перемен.
В Российской Империи с 1832 года действовали «Основные государственные законы «, но в результате появления Манифеста, который был издан по поручению Николая II и назывался «Об усовершенствовании государственного порядка», законы претерпели большие изменения. И в результате этих изменений с 1906 года с 23 апреля они считаются первой Конституцией России.
В Российской Федерации, в ее истории действовало 5 конституций:
В разных государствах конституции имеют отличия между собой. Принято разделять виды конституций:
Также конституции делятся на:
Изменения и внесение поправок в основной закон государства напрямую связаны с общественной жизнью, с ее переменами, с расстановкой политических сил. Пересмотр некоторых положений Конституции РФ, в которых назрели перемены, предусмотрен 9 главой Конституции РФ и Федеральным Законом от 4 марта 1998 года . В нем говорится о порядке принятия поправок к Конституции РФ.
Поправки могут вносить только президент страны, Государственная Дума, правительство РФ, Совет Федерации, законодательные органы субъектов РФ.
Но не все главы Конституции подлежат внесению поправок в указанном порядке. Речь идет о пересмотре положений 1,2 и 9 глав Конституции РФ. Он не может состояться в выше указанном порядке, но если все-таки 3/5 голосов депутатов в Государственной Думе и членов Совета Федерации поддержат предложение о пересмотре положений этих глав, то Конституционное собрание РФ или подтверждает неизменность Конституции РФ, или рассматривает проект новой Конституции РФ, и проект выносится на народное голосование.
В отличие от конституционных законов, законы, изданные в стране, не должны нарушать основ Конституции . Она является фундаментом всего текущего законодательства в государстве. И если некий закон не подчиняется этому правилу, то он является антиконституционным. Об этом сказано в статье 15 Конституции РФ. Изданные законы должны быть опубликованными официально. Законы, которые не опубликованы, не применяются.
Закон — это правило, которое регламентирует жизнь только в определенной сфере и,возможно, только локально, в то время, как Конституция действует на всей территории государства. Закон издается органом, наделенным такими полномочиями. На Федеральный закон президент РФ может наложить вето, и закон не будет принят. В отношении конституционных законов президент не имеет такого права. Конституция действует, пока не принят новый проект. Закон отменить проще — издается новый закон или у старого закона заканчивается срок действия.
Конституция стабильна. И принятие новой Конституции ведет к кардинальным переменам в обществе.
В большинстве стран, конституционным называют закон, вносящий изменение в конституцию. Их процедура совпадает с процедурой изменения конституции. В Российской Федерации и Казахстане конституционные законы издаются по вопросам, специально предусмотренным конституцией и принимаются в порядке, отличающемся от процедуры изменения конституции. В ряде странах конституционными называются законы, составляющие в совокупности конституцию государства. Например, в Швеции - Акт о престолонаследии 1810 года, Форма правления 1974 года, Акт о свободе печати 1949 года. В таком случае, конституционные законы называют юридической конституцией. В Австрии конституция официально называется Федеральным конституционным законом.
Конституционными называют законы, которые радикально изменяют Основной закон страны, например, территориальное устройство государства, форму правления. В этом случае конституционный закон признается составной частью Конституции. По Конституционному закону 1968 года унитарная Чехословакия была преобразована в федеративное государство. Близким (но не тождественным) к понятию «конституционного закона» является употребляемое в зарубежной конституционной практике понятие «органического закона». Такими считают законы, которые «органически» вытекают из конституции, то есть когда принятие таких законов предусмотрено конституцией, или они конкретизируют ее положения. Часто органический закон понимают как акт, определяющий правовой статус органов государства или органов местного самоуправления.
Федеральные конституционные законы Российской Федерации - основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции Российской Федерации. Для принятия федерального конституционного закона необходимо его одобрение тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации и двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию президентом Российской Федерации и обнародованию. Ввиду того, что федеральный конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов, в отношении них не предусмотрена возможность возвращения на новое рассмотрение, президент Российской Федерации не вправе применить к ним отлагательное вето. Конституция Российской Федерации указывает, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Согласно Конституции Российской Федерации федеральные конституционные законы принимаются по вопросам порядка принятия нового субъекта в состав Российской Федерации; изменения статуса субъекта Российской Федерации; установления Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации, их описания и порядка официального использования; порядка деятельности правительства Российской Федерации; установления судебной системы Российской Федерации; полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации; режима чрезвычайного и военного положения, порядка созыва Конституционного собрания.
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня