Что бы вы изменили в школьной программе? Современная школа: что в ней нужно менять, а что сохранять.

Одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть изложено учителем на уроках ученикам, главным становятся те образовательные результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности. Для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок

или что необходимо изменить в школе при введении и реализации ФГОС общего образования.

Райлян Галина Геннадьевна

учитель музыки и начальных классов

МОБУ СОШ с. Сухоречка

муниципального района

Бижбулякский район РБ

[email protected]

Одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть изложено учителем на уроках ученикам, главным становятся те образовательные результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности. Для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, научиться проводить уроки на более высоком современном уровне. Именно здесь, на уроке, идет подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и продвижению к благополучию – как своему, так и всего общества. Ведь урок – это не только “основная форма организации учебного процесса”. Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе.

Рассматривая урок, как подготовку конкурентоспособного выпускника, мы часто задаем себе вопросы: Что влияет на "современность" урока? Мастерство педагога? Совокупность педагогических приемов? Наличие суперсовременных технических средств обучения? Каким он, современный урок, должен быть в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?

Конечно, найти однозначного ответа практически невозможно. Ведь сколько людей столько и мнений.

В стенах нашей школы я попыталась провести аналитический опрос учителей и учащихся по данному вопросу. Сразу отмечу, что учащиеся более серьезно подошли к работе, нежели педагоги, некоторые из них просто проигнорировали анкету.

Итак, было предложено ответить на десять вопросов:

Анкета

Современный урок, каким он видится учителям и каким ученикам.

  1. Как вы думаете, что должно отличать современный урок?. Назовите несколько основных черт (научный подход, культура общения, самостоятельность, исследовательская работа, тесная связь учителя и ученика, этика, эстетика и т. д.)
  2. Как вы думаете все ли черты из перечисленных вами присутствуют на ваших уроках? Напишите 2 столбика: Присутствуют Отсутствуют
  3. Что, по вашему мнению, должны или могут сделать ученики, учителя, администрация, чтобы качество уроков стало более высоким. Заполните ответ в таблицу: Ученики Учителя Администрация
  4. Пожалуйста, назовите учебные предметы на которых вы больше всего(по сравнению с другими)

Пишете под диктовку или конспектируете:

Занимаетесь самостоятельно под руководством учителя:

Рассуждаете, спорите, решаете проблемы:

  1. По каким из предметов вы чувствуете большую нехватку дополнительной литературы, методических пособий?
  2. Часто ли вам приходится посещать школьную библиотеку: каждый день, 1-2 раза в неделю, 1-2 в месяц, 1-2 в полугодие, только при подготовке к экзаменам, от случая к случаю, почти никогда.
  3. Часто ли вы посещаете сельскую библиотеку: каждый день, 1-2 раза в неделю, 1-2 в месяц, 1-2 в полугодие, только при подготовке к экзаменам, от случая к случаю, почти никогда.
  4. Согласны ли вы с утверждением, что взаимоотношения преподавателей и учеников должны носить характер сотрудничества?
  1. Преподаватели иногда унижают человеческое достоинство учеников?

Согласен; Скорее да, чем нет; скорее нет чем да; не согласен.

  1. Назовите предметы и учителей, уроки которых, по вашему мнению, отличаются самым высоким качеством.

В качестве эпиграфа к дальнейшему обсуждению ответов разрешите процитировать ответы некоторых учащихся, поскольку именно ученики являются социальными заказчиками образования.

"Современный урок могут отличать любые черты, главное чтобы и у учеников и у учителей было желание продуктивно работать". "Прежде всего, должны быть хорошие знания и умение их преподносить". "Учитель и ученик должны постоянно сотрудничать, а не подчиняться один другому". "Современный урок – это спокойная и доброжелательная атмосфера, чтобы не выходить с занятия со вздохом: "Слава Богу, закончилось!". Учитель не должен перебивать ученика, если он отвечает не верно, а помогать ему найти правильный ответ".

Мнения учителей и пожелания учащимся.

Образование должно быть культурно-методическим центром, в котором должны проводиться нетрадиционные занятия, урок должен строиться на современном научном подходе, соблюдении культуры общения между учителем и учеником, самостоятельной и исследовательской работе, использовании инновационных технологий, экспериментаторской работе. Целесообразно использовать проблемный метод, осуществлять наблюдения, организовывать опережающее обучение, осуществлять межпредметные связи и всячески разнообразить урок, используя ролевые игры.

Требования к учащимся:

  1. Им надо быть добросовестными.
  2. Расширять кругозор.
  3. Заниматься научно-исследовательской работой
  4. Читать дополнительную литературу.
  5. Уметь учиться и быть дисциплинированными.
  6. Быть активными.

Педагогам необходимо:

  1. Обладать высоким интеллектом.
  2. Соблюдать творческую дисциплину.
  3. Формировать у учащихся чувство уверенности в себе и своих силах.
  4. Воспитывать достоинство и свободу личности ученика.
  5. Повышать опыт работы с новыми техническими средствами обучения.

Сравним полученные данные с мнением учащихся. Они считают, что современное образовательное учреждение должно отличаться, прежде всего, наличием современных средств обучения – это отметили 73% опрошенных. Но на первое место все же поставлено сотрудничество, свобода и демократизм в обучении и общении – 86%. 32% высказались за повышение качества предоставляемой информации и повышении интеллектуального уровня учителей. 47% сетуют на перегрузки и большие домашние задания. 14% жалуются на неоправданные двойки, которые чаще ставятся за поведение нежели за знания, а так же некорректное отношение к себе со стороны взрослых.

Разрешите процитировать некоторые ответы учащихся, в которых они дают советы учителям.

  1. Советы общепрофессионального плана.

" Овладеть профессиональными навыками. Быть подготовленными к уроку. Повышать свою квалификацию. Действительно стремиться научить, а не просто, продиктовав тему, скорее уйти. Как можно обширнее давать материал, используя различные современные источники. Быть требовательными, но корректными."

  1. Советы методического плана.

"Не "зацикливаться" на старых методах обучения, когда вокруг море интересных форм уроков. Задавать домашнее задание, согласовав с другими учителями-предметниками, а то, то густо, то пусто. Сделать музыкальные физ. минутки для всей школы одновременно, чтобы учителя не забывали их проводить. Честно выставлять оценки, не взирая на личности. Поменьше писать на устных уроках.

  1. Эмоционально – действенные советы.

" Не орать. Не огрызаться на учеников. Оставлять свои проблемы дома. Быть более терпимыми и сдержанными. Не говорить то, чего не было на самом деле. Не обсуждать между собой учеников за их спиной. Почаще улыбаться и быть красивыми. Прислушиваться к мнению учеников.

Как видим, наших школьников очень волнуют взаимоотношения с преподавателями. Это выражается в цифрах. 47% говорят, что их преподаватели унижают и лишь 15,4% отмечают, что, и ученики тоже позволяют себе издеваться над учителями. Тревожные цифры?

В отношении собственного поведения учащиеся были очень единодушны. Они считают, что должны меньше пропускать занятий и активнее работать на уроке -79%.

Итак, можно сказать, что мнение учащихся и учителей относительно повышения качества преподавания и научного подхода в обучении учащихся практически совпадают, но школьники в пять раз чаще, чем учителя, говорят о необходимости сотрудничества на уроках, в шесть раз чаще просят использовать ТСО, разнообразные виды уроков. Втрое чаще говорят, что нуждаются в дискуссиях, диспутах, свободном обсуждении материала.

Результаты исследования показали, что активной самостоятельности, спорам и рассуждениям отводится в среднем 22% урочного времени и то не на всех дисциплинах. Многие же вообще затруднились ответить на этот вопрос. А чем же заняты учителя и учащиеся остальное время на уроке? Одни пишут под диктовку, а другие собственно диктуют, чаще всего то, что уже написано в учебнике. Или просто происходит пассивное слушание. Является ли это современной чертой урока? Каждый пусть сам ответит на этот риторический вопрос.

Как было сказано, во многих анкетах, так или иначе, звучало обращение к свободам и правам ученика. Но изучение ответов, показало, что вызваны они исключительно нравственными и дисциплинарными эмоциями: педагоги говорят, что ученикам надо быть активными, не пропускать занятия, ученики дают себе наказы "быть активнее, не пропускать школу". На первый взгляд – идиллия. Но тут же возникают фразы: не орать на учеников, не оскорблять и т. д. Так что же получается, мы воспитываем от противного. Показываем образцы неприемлемого поведения, унижая, стремимся "формировать у учащихся чувство уверенности"? Педагоги предъявляют к ученикам требования расширять кругозор и т.п. И при этом урок ведут таким образом, что ученики просят их побольше интересного дополнительного материала, повысить свою квалификацию, готовиться к урокам и. т.п. Считаю что работать в этом вопросе нужно всем.Сначала нужно разобраться с самим собой, навести порядок в своих делах. Если каждый учитель действительно не на словах, а на деле будет соблюдать творческую дисциплину, повышать свой интеллектуальный уровень, приходить на урок для того, чтобы научить, а не отработать час, показывать своим примером культуру поведения учащимся.и т.д., то противоречий между учащимися и учителями никогда не будет, а будет нормальное сотрудничество учитель-ученик. И школа будет готовит по-настоящему достойных и конкурентноспособных выпускников .



Женя Морозова, 11-й класс:
«В школе нужно больше устраивать дебатов. Я на своем опыте это говорю - дебаты всегда очень интересны. Только к ним не надо заранее готовиться или делать так, что выходит избранный, а именно для всех в обычном школьном процессе постоянно это использовать. И пусть еще будет больше игр с интересными вопросами. В начальной школе таких игр было много, а теперь учителя думают, что мы уже взрослые, а на самом деле нам такие формы урока тоже необходимы. Мы в прошедшем учебном году на географии играли в игру по Южной Америке. Нестандартные вопросы в этой игре и привлекли детей к теме, и расширяли их кругозор. Это важно, я считаю, потому что из-за ЕГЭ получается так, что мы учим только те предметы, которые надо сдавать в будущем. А кругозор уменьшается. И очевидно, что это плохо. А дебаты и игры для расширения кругозора можно применять на любом предмете. У нас еще была игра на тему «избирательное право». Вроде бы избирательное право – о чем тут спорить? А очень интересный разговор получился! Это к тому же развивает речь и умение показать себя. Потому что очень многие ребята стесняются отвечать при всех, а на такой игре даже самые скромные дети выходили и могли сообщить свою точку зрения. Это очень важно в жизни. Только на таких уроках оценки лучше ставить не надо. Единственная цель учителя на таких уроках, мне кажется, должна быть регулирование. Чтобы дети научные знания демонстрировали, а не съезжали на личности. Оценки ставить нужно на других уроках. А во время дебатов и игр важно именно порассуждать. Какие-то новые вещи, кстати, всегда всплывают, о которых ты не задумывался, потому что другой человек с другой точкой зрения дает почву для размышлений.

Во всех школах, мне кажется, есть проблема со столовыми. Это мечта всех школьников, чтобы в наших столовых, как в Европе, было самообслуживание. Конечно, потом, наверное, весело будет вспоминать, как мы стояли в очередях, но сейчас это нерадостно. Насчет школьной формы. Мы за деловой стиль одежды, но не одинаковый. Проблема медиков очень большая в школах. Знаю примеры, когда девочки в выпускных классах из-за волнения падали в обморок, и каждый раз почему-то медика в школе не оказывалось. Приходилось вызывать «скорую помощь». Я считаю, что учителя обязательно должны уметь оказывать первую медицинскую помощь минимальную. И в школах большая проблема найти аптечку. Если только в кабинетах химии или физики. Да и лекарства в них могут быть просроченными, к сожалению. Эту проблему нужно решать».

Дарья Лапухова, 10-й класс:
«Я считаю что было бы лучше, если бы некоторые учителя проявляли больше внимания к детям. Бывают такие ситуации, когда дети не понимают что-то, но в классе есть более сильные ученики, и учитель ориентируется на них, продолжая объяснять материал дальше. И, хотя дети все еще не понимают предыдущий материал, учитель уже переходит к новому. Я считаю, учителя должны спрашивать, кто не понял и пытаться помочь таким ученикам, чтобы они освоили данный раздел. Мне не нравится, что у нас в классе нет профильного разделения. Так получилось, потому что у нас в школе всего один 10-й класс. В результате, например, у нас в неделю три раза обществознание, а многим нужна физика, которой у нас минимум. Я считаю, что после 9-го класса должно быть обязательное разделение класса на профили».
Света Яковлева, 10-й класс:
«Не хотелось бы форму, потому что все будут одинаковые. Говорят что это из-за того, что многие выпендриваются, грубо говоря. Но на самом деле у нас в школе все ходят нормально одетые, нет большой разницы между детьми из разных семей, и не комплексует никто. Хотелось бы больше кружков и секций разных, например, театральный кружок».

Алина Угоренкова, 10-й класс:
«Было бы неплохо обустроить пришкольную территорию, сделать мини-сквер, поставить скамейки, чтобы можно было весной или осенью выйти погулять, расслабиться на больших переменах, подышать воздухом. Если нужно будет ухаживать за этим мини-сквером, мы были бы на это согласны, устроили бы дежурство. А еще большинство из моих друзей за пятидневную неделю, чтобы в субботу не учиться, потому что тяжеловато. Еще чтобы не было разделения на профильные классы. Нет, если кому-то надо, то пусть будут для них профили, но ведь многие даже в десятом классе еще не определились с будущей профессией. ГИА и ЕГЭ нужно перенести на начало мая. Напряжение растет к концу учебного года. А вот если бы в начале мая сдать экзамены, а потом продолжить учиться – было бы здорово».

Кристина Трофимова, 11-й класс:
«Хотелось бы, чтобы в школьных коридорах были диваны, кресла. Стоять все время на переменках не очень удобно. Хочется, чтобы учителя помнили, что они приходят в школу ради детей, а не наоборот, и что у учителей не должно быть любимчиков, они ко всем должны относиться одинаково. Хорошо бы для досуга учеников сделать различные спортивные секции – не только обычный волейбол и баскетбол, но и теннис малый и большой, гимнастику. Нужно давать побольше времени на перемены и на обед минут 40. Нужны уютные столовые. Нужны другие учебники. Вообще у нас, мы заметили, каждый год есть какой-то конкретный неудачный учебник. В этом году обществознание. В прошлые годы были неудачные учебники по истории и алгебре. По истории и обществознанию учебники написаны очень сложным языком, недоступным для детей. А по алгебре в учебнике мало образцов с решениями после изучения новых тем. Хотелось бы улучшить подготовку к ЕГЭ.
К ЕГЭ по основным предметам - русскому языку и математике - нас хорошо готовят в школе на элективах, и репетиторов не нужно. А вот для сдачи дополнительные предметов, например, истории с обществознанием, я нанимаю репетиторов. Элективы у нас бесплатные. Но хотелось бы, чтобы их было больше. Потому что, если например, хотят сдавать только два ученика конкретный предмет, то электив для них не будут делать. Минимум нужно пять человек...».

Влад Синдюков, 11-й класс:
«Нужно, чтобы российские школы модернизировались в плане новых технологий, имели более развитые инфраструктуры. Я ездил в Германию, там совсем другая инфраструктура школ. Школы лучше финансируются, скорее всего, и поэтому территория немецких школ намного больше, везде хорошее спортивное оснащение. В школе, где я был, спортзал представлял собой отдельное сооружение, в нем было 8 баскетбольных колец. Очень большие площадки для волейбола на улице и несколько теннисных столов. Хотелось бы, чтобы в каждом классе были электронные доски, более усовершенствованное оборудование».

Анна Козлова, 10-й класс:
«Школам в материальном плане не хватает того, что нужно для творчества. Например, если технически оснастить школу, в ней могли бы открыться хорошие кружки по моделированию. Если говорить об учебной программе, то ученикам не хватает, чтобы к нам приходили другие люди, которые могут больше рассказать о предмете. Например, по истории это могут быть сотрудники музеев, по математике - профессора университетов, по литературе - известные писатели. То есть такие гости, которые могли бы по-новому осветить то, что о чем говорит учитель. Нужно проводить ГИА и ЕГЭ в своей школе. Чужая школа – дополнительный стресс, и результаты получаются хуже».

Комментарий эксперта

Марина Воробьева, первый заместитель председателя комитета по образованию Администрации Великого Новгорода:

«Мне было очень интересно узнать мысли старшеклассников об образовательном процессе, школьном быте и их видении перспектив. Многие вопросы, затронутые детьми, ждут дальнейшего обсуждения на встречах с директорами школ. Все темы, которые ребята затронули в своих рассуждениях, актуальны. Разберем их по отдельности.
Школьная форма. По закону, который вступит в силу с 1 сентября, требование к школьной одежде отнесено к компетенции образовательного учреждения. Минобрнауки РФ только рекомендует субъектам, чтобы требования к одежде были определены. Будут учитываться пожелания родителей, детей, учителей. Решение должно быть принято на уровне каждого образовательного учреждения после широкого обсуждения со всеми участниками образовательного процесса. Кроме одежды, могут вводиться отличительные знаки класса или всей школы: эмблемы, нашивки, галстуки.
Дети хотят пятидневку. По нормам СанПин для учащихся предусмотрена либо пятидневная, либо шестидневная неделя. В случае если определенные классы изучают программу углубленно, на профильном уровне или имеют элективные курсы в учебном плане, пятидневкой не обойтись. Пятидневка – для тех, кто хочет освоить только базовый уровень обучения. Это возможно. Необходимо в этом случае обратиться к администрации школы для выстраивания индивидуальной траектории обучения. Или подобрать другое общеобразовательное учреждение.
Электив для одного-двух ребят – реально ли это? В будущем, я уверена, да – благодаря дистанционному обучению. В Великом Новгороде уже полтора года на базе пяти школ происходит поэтапное внедрение дистанционного обучения. В прошлом учебном году завершился этап повышения квалификации учителей. В 2012-2013 учебном году на платформе Moodle учителя разрабатывали дистанционные курсы. Сейчас приоритетные задачи -- как раз создание достаточного количества дистанционных элективных курсов для расширения диапазона учебных профилей и дистанционное преподавание ОРКСЭ – основ религиозной культуры и светской этики, поскольку этот предмет включает шесть блоков по выбору, и внутри одного класса трудно организовать учебный процесс по разным блокам.
Выбрать желаемый профиль обучения можно в другой школе или гимназии. Но иногда ребята не хотят переходить в другие школы просто потому, что в родном классе им комфортнее.
Критика учебников, возможно, имеет под собой почву, но все учебники из федерального перечня прошли педагогическую и научную экспертизу и рекомендованы Министерством образования и науки РФ. Учителя по закону об образовании вправе самостоятельно выбирать учебники из предложенного федерального перечня в соответствии с выбранной программой обучения и соблюдая преемственность линии. Очевидно, нужно внимательнее относиться к этому выбору.
Медицинские работники в образовательных учреждениях действительно часто находятся только полдня. Это происходит потому, что они являются работниками медицинских учреждений и работают по договору. Конечно, в этой ситуации что-то будет меняться. Это вопрос важный. А школьные учителя при этом обязаны уметь оказывать первую медицинскую помощь, этому их учили в педагогических вузах.
Обеденные и другие перемены регламентируются нормами СанПина. Эти нормы устанавливают количество перемен и то, что обеденная перемена, например, должна длиться 20-30 минут. Понятно, что для учреждения, где учится много детей, это станет проблемой лишь в том случае, если организационно это не продумано. За самообслуживанием в школьных столовых – возможно будущее. Директора новгородских школ уже присматриваются к системе электронных карточек. Такие карточки ускорили бы процесс обслуживания и в то же время обеспечили бы контроль родителей за питанием детей.
Мини-скверы и зоны отдыха. То, о чем мечтают дети, на самом деле осуществимо. Можно обратиться к ученическому совету, наблюдательному совету школы, руководителю образовательного учреждения, классному руководителю со своими предложениями. Это, конечно, затратно, но можно привлечь внебюджетные источники и спонсорские средства. Благоустройство пришкольной территории возможно. Но только в плане нужно представить обязательные зоны, такие как спортивная площадка. А скамеечки для таких скверов можно сделать и на уроках технологии.
Перенос сроков ЕГЭ и ГИА – с этим предложением детей я бы поспорила. Во-первых, сроки и процедура экзаменов определены на федеральном уровне. Во-вторых, ребенок допускается к ЕГЭ или ГИА только тогда, когда он завершил учебный год, освоил программу, получил оценки по всем предметам, и допущен педагогическим советом до экзаменов. Конечно, можно понять усталость и напряжение учеников. Но экзамены теперь и так начинаются в мае, а не в июне, как было раньше.
Дополнительное образование представлено в городе достаточно широко. Работает даже цирковая студия в школе № 23. Выделяются и ставки для педагогов дополнительного образования. Нужный кружок можно найти и в центрах дополнительного образования. Когда старшеклассники перейдут на новые образовательные стандарты внеурочная деятельность для них в школе будет обязательна, на базе своего ли учреждения образования или соседнего, или центра допобразования. Система образования развивается очень быстро, и всех нас ждут перемены».

От автора
Дети тем и отличаются от взрослых, что понятия не имеют о рамках и ограничениях. В опубликованном опросе подростки говорили о школе, какой им хотелось бы ее видеть, а взрослые отвечают, что многое изменить нельзя, есть федеральный регламент. И все-таки, возможны ли перемены? Разве не говорим мы на всех уровнях: то, что делается в школе, делается ради детей?! Детям не важно, откуда возьмутся деньги на кружки авиамоделирования и большого тенниса, огромные спортзалы и уютные кафе вместо столовых с очередями. Они хотят видеть все это в каждой школе, и они правы. Сейчас, на фоне все еще недостаточно высоких учительских зарплат, нехватки денег в муниципальных бюджетах даже на самые необходимые ремонты школ, такие мечты кажутся роскошью. Придет ли время, когда детские фантазии станут реальностью?

5 пунктов, которые я бы изменила в системе образования ещё вчера, я чётко прописала в самом конце поста, а в начале поста я хочу поговорить о том, как я к этим пунктам пришла...

Мои взгляды на существующую систему образования
менялись и продолжают этот эволюционный путь изменений (почти дарвиновский), на протяжении всей моей жизни.

Каждый из нас на протяжении определённого отрезка времени учился « чему-нибудь и как-нибудь»...

Уже традиционно, как только Артём Меллум пишет статью, у меня приходит желание постучать по клавиатуре и высказать своё мнение...Поразмышлять...Вспомнить детство голубое... Иногда — розовое, но, чаще всего, серое своей обязаловкой и подстригаловкой под один аршин...

Вот и сейчас, прочитав статью Артёма Меллума «Почему Я Жалею, Что Учился На Отлично» (ссылку убрала, как нерабочую) и, по его же ссылке, Ольги Лаптевой «Как калечит современное образование», я принялась вспоминать, как я относилась к системе образования в разные периоды своей жизни. Делюсь. Почти мемуары.

Детство голубое и мои взгляды на систему образования.

Мне очень нравилась школа, особенно перемены...

Мне очень нравилась моя первая учительница, Вайдич Ирина Васильевна. Хорошо помню, как она очень быстро раскусила эту маленькую шельму, которая заучивала странички букваря наизусть и ловко изображала чтение по слогам, ничего не читая...

Мне очень не нравилась моя первая и единственная двойка по чтению и, особенно, тот фурор, который она произвела в моём святом семействе! Меня очень поразило, какое большое значение имеют цифры в тетрадке и журнале, которые ставит учительница. Я никак не могла понять, почему это так важно моим родителям.

Я спросила об этом моих горячо любимых бабушку, маму, папу и они в унисон ответили мне, что от этого зависит моя жизнь: если я буду получать отличные оценки, то я смогу поступить в институт, а по окончании его — стать уважаемым человеком и специалистом с хорошей зарплатой.

В столь юном возрасте мне не хотелось сильно вникать в подробности моего светлого будущего, но читать по слогам пришлось научится, хотя бы для того, чтобы не огорчать родителей. В дальнейшем, я училась легко и без проблем. Приятным моментом было получать похвалу от учителей и родителей... Я потом еле смогла избавиться от зависимости в этих поощрениях и одобрении.

В старших классах мне легко давались и гуманитарные, и точные науки. Не любила географию и историю, так как дома блистали своими знаниями бабушка-географ и мама-историк (спасибо Богу, что они не вели уроки в моём классе!). С географией у меня, если честно, отношения вообще не сложились... Училку не любила.

Школу окончила на золотую медаль. Последний год училась в экспериментальном классе, куда собрали отличников со всех паралельных выпускных классов — я тогда уже начала понимать, насколько важную роль играет моё окружение. Была здоровая конкуренция и, одновременно, взаимопомочь.

Я всегда с удовольствием вспоминаю школу и моих учителей. Они позволяли мне оставаться такой, какой я на этот момент была: очень живой, озорной на переменах и внимательной во время уроков. Они не стригли нас под одну гребёнку...

Я это смогла оценить только тогда, когда окончила школу и поступила в вуз...

Высшее образование и моё отношение к этой системе получения знаний.

Здесь всё было совершенно иначе, чем в школе. До сих пор не могу понять, как я не бросила учёбу. Мне не нравилось всё: скучная система преподавания, абсолютно безразличные к нам, студентам, преподаватели (были и нормальные, но — единицы...), которые не любили свой предмет и строго придерживались учебника (будто мы читать не умели!).
Раз в два месяца я бросала всё и уезжала домой:
«Больше не могу! С меня хватит этой серости и посредственности!»

Меня никто не ругал. Все ждали, когда шквал эмоций утихнет и я смогу их услышать. Главным аргументом было, что я останусь недоучкой, что все те, которые намного глупее меня, получат это чёртово образование, а я — нет. Через недельку я успокаивалась, мне брали справку о фиктивной болезни и - вперёд, за орденами, вернее, за дипломом!

Училась очень легко, без проблем, но и без удовольствия. Нас, студентов, не уважали и постоянно подчёркивали, что мы заняли чьё-то место, раз не хотим хорошо себя вести и преданно учиться.

И несмотря на мои отрицательные отзывы о студенческой жизни, я сейчас, спустя много лет, рада, что эта жизнь у меня была! В это время я сформировалась как личность.

Минусы существующей системы образования

1. Я убеждена, как и Ольга Лаптева, что существующая система образования себя давно изжила ! Что эта система — это накопительство знаний, фактов и прочей никому не нужной ерунды.

2. Что эти знания абсолютно оторваны от жизни и не имеют никакого практического применения .

3. Что эта система подавляет проявления неординарного мышления.

4. Существующая система за время учёбы перемалывает личности и делает их удобными для нашего государственного строя , эта система обучения подстригает всех под одну гребёнку и делает нас винтиками, от которых будто-бы ничего не зависит. И многие потом всю жизнь верят, что от них ничего не зависит.

5. Всю программу, расчитанную на пять лет, можно усвоить значительно быстрее. Нет необходимости столько времени изучать теорию и делать лабораторные работы (видимость практических действий). Здесь я на 1000% согласна с Артемом Меллумом, что ценится только твой навык, а не теоретические знания и цвет корочки диплома.

Плюсы существующей системы образования

1. Возможность начать самостоятельную жизнь и вырваться из насиженного домашнего гнёздышка (касается иногородних).

2. Появляется навык противостоять системе подстригания и уравнения, превращения в удобного члена общества (не у всех, к сожалению).

3. Данная система образования отлично развивает способность выбрасывать ненужные знания из памяти (архивировать или стирать их).

4. Учит гибкости и навыкам поведения в экстремальных ситуациях (кроме отличников0), им этот навык, на данном этапе развития, не нужен.

5. Время учёбы даёт возможность знакомиться с огромным количеством разнообразных людей. Это, как в инфобизнесе золотой фонд — база подписчиков, так здесь — это твоя база продвижения (не путать с отпимизацией!).

6. У тебя появляется новое окружение . Благодаря этому новому окружению ты можешь либо расти, либо деградировать. Я считаю этот пункт намного важнее накопительства знаний.

Мои пожелания тем, кто стоит в очереди за корочками диплома.

1. Очень многие выпускники вузов считают, что по окончании высшего заведения им больше учится будет не нужно. Это иллюзия, которая не даёт людям себя реализовать...Ведь нет гарантии, что эта специальность будет востребована всю жизнь. Поэтому главное моё пожелание: не бойся менять своё место работы, своё место проживания и своё образование!

Как только зазвучит внутри тебя это предложение:
« Как всё это мне надоело!» — сразу берись за учёбу и самообразование, ищи своё новое место под солнцем ... Ничто так не сокращает жизнь, как опостылевшая работа и опостылевшие отношения.

2. Всегда учи и занимайся тем, что вызывает у тебя живой интерес . Никогда не жертвуй собой во имя чего-то или кого-то. Для того чтобы быть здоровым, не используй свою силу воли длительный период.

3. Слушай своё сердце : если оно тебе подсказывает бросить учёбу — сделай это! Пусть тебя не остановит то, что для близких тебе людей этот поступок может причинить боль. Если они тебя любят — поймут. Если не поймут — переживёшь...

4. Волка ноги кормят, а тебя? Держи нос по ветру и лови ветер перемен — он может принести тебе благосостояние, если поймаешь... Опыт+навык+гибкость=благосостояние.

5. Никогда ни о чем не жалей! Всегда всё происходит вовремя. Ты это поймёшь много лет спустя! Даже самая плохая система образования лучше, чем полное её отсутствие.

6. Учится никогда не поздно...

5 пунктов, которые я бы изменила ещё вчера в системе образования.

2. После начальной школы дать возможность ученикам определить свои таланты путём разнопланового тестирования их способностей. В дальнейшем — развитие этих талантов. Да, есть возможность ошибиться, но гарантию даёт только морг...

3. Сократила бы продолжительность школьного обучения до 10 лет, а в отдельных случаях — до 8 лет.

4. Предлагаю в конце каждого учебного года проводить анонимное тестирование учителей (оценки им ставят ученики!). И зарплата учителей напрямую зависит от результатов этого тестирования...

5. Высшее образование представляю как путь к Мастерству . Когда-то Мастер набирал учеников в подмастерья. Это было практическое обучение ремеслу. И время эдесь — до полного овладения всеми тайнами Мастера. Добавлю, что в любое время ученик может обьявить, что ошибся с выбором и уйти.
А что бы хотел изменить в системе обучения ты? Поделись с народом, нам интересно это узнать!

Анекдоты

Вам встречались люди, совершенно довольные тем, как проходит школьное обучение?..

Конечно, проблемы есть в любом деле, и образование - не исключение. Сложности эти бывают большие и маленькие, принципиальные и такие, что можно пережить, лежат они в разных сферах большой школьной жизни.

Мы сегодня остановимся на тех, которые важны с точки зрения психолога. Что же, с Вашей точки зрения, необходимо изменить в системе школьного образования в Вашей стране? Что менять надо безотлагательно, а что - в перспективе?

И есть ли у Вас видение, как это менять?

Говорят, совершенно довольные школьным образованием дети сейчас живут в Финляндии. Там в корне изменили систему образования, которая и раньше была довольно неплохой. А теперь так стала вообще близкой к идеалу и воспитывающей "человека будущего". Так это или нет, поглядим.

Но мы живём не в Финляндии, поэтому будем говорить о постсоветской школе. Я родилась и выросла в Советском Союзе, а потом жила в Казахстане, унаследовавшем советскую систему образования.

Сейчас уже 4 года живу в Канаде и могу сравнивать эти две системы. Мой старший сын 5 классов закончил в Алма-Ате.

Не идеальны ни та, ни другая школа. Но скажу сразу - канадская мне нравится больше. И именно в эту сторону я бы предложила менять современную казахстанскую.

В чём вижу плюсы канадской системы?

  • Больше уважения к детям, внимания к их нуждам и потребностям. На детей здесь не кричат, их не унижают. Любой такой случай становится событием и вызывает большой шум. В постсоветской школе ребёнок всё ещё стоит далеко внизу в иерархии, на него могут не только наорать, но и по попе шлёпнуть, сама не раз наблюдала такое в школе, где учился мой сын.
  • Вместо глубины знаний по отдельным предметам здесь больше уделяют внимания практической направленности знаний и их взаимосвязи. Например, физика, химия и биология здесь интегрированы в единый курс. История идёт в паре с географией. А в финской школе недавно вообще убрали все предметы и ввели систему изучения явлений. Любая тема рассматривается всесторонне с подключением разных дисциплин.
  • В канадской школе больше дают свободы творчества детям. Здесь нет зубрёжки, домашних заданий немного. Зато много проектов, как индивидуальных, так и групповых, которые дети потом представляют друг другу. Более системное м сложное обучение появляется в старшей школе (8-12 класс), по своей структуре оно напоминает университетское и готовит детей к нему. Здесь уже дают и глубину, и профильность, дети выбирают более узкую специализацию для себя.
  • Много внимания уделяется развитию у детей навыков общения и социально-приемлемого поведения. Классы каждый год ротируются - новые одноклассники (процентов на 70%) и всегда новый учитель. Это заставляет детей адаптироваться заново и каждый раз устанавливать новые отношения.
  • Здесь нет долгих и нудных родительских собраний. Вся работа с семьёй ведётся индивидуально.
  • Об отсутствии уроков в субботу и второй смены даже говорить не буду. Классы здесь не более 25 человек. В первом классе у моего сына было 42 (!) человека, которые сидели друг у друга на головах.
  • Много времени уделяется играм на свежем воздухе и спорту. В школах большие пришкольные территории, где дети свободно бегают на большой перемене, которая длится 40 минут.
  • Дети здесь хотят идти в школу!

Вот это всё, на мой взгляд, делает канадскую школу более эффективной и менее травмирующей для детей.

И я уверена, казахстанская, российская и любая другая постсоветская школа только выиграла бы от этих изменений.

Кроме того, нужно менять статус и положение учителя в школе. Вводить достойную оплату, убирать ненужную бумажную и бюрократическую работу. Учитель должен нести в класс позитив, уверенность и быть ролевой моделью для детей. А это возможно лишь тогда, когда его статус в обществе достаточно высок и устойчив.

В канадских школах (и детсадах) много учителей-мужчин. И это здорово! Здесь учителя получают достойную оплату и входят в средний класс.

Вот такие у меня предложения по изменению системы школьного образования, в частности, в Казахстане.

С точки зрения психологии мне близка концепция Карла Рождерса, который придумал обучение, центрированное на учащемся. Вкратце суть такова: человека нельзя ничему научить, все люди учатся сами. Чтобы обучение происходило, нужно создать соответствующие условия. Самое важное условие - принимающие и доверительные отношения между учеником и учителем, а также между учениками, если они занимаются в группе. Эти отношения снимают стресс, вызывают положительные эмоции и облегчают обучение.

Что же мы видим в российской школе? Новый министр образования Ольга Васильева заявляет, что главным в школе должен быть учитель. Хочется сказать: "Эй, а ради кого это все делается? Не для учеников случайно?".

Отметим, что концепция Рождерса пришла на смену обучению, центрированному на учителе, еще в 20 веке. Если же взять деятельностный подход, на котором основан нынешний закон об образовании, то в нем центральное звено - учебная деятельность ученика. В целом этот закон базируется на научно обоснованных и проверенных концепциях (деятельностный и компетентностный подходы), проблемы только с их пониманием и практическим применением. Я по личному опыту знаю, что даже сотрудники Минобразования не до конца их понимают, а некоторые вообще о них не слышали.

В целом в образовании в России наблюдается полное рассогласование: между декларированием и действиями, между разными официальными документами, между работой практиков, ученых, законодателей, родителей, обучающихся. Каждый видит по-своему и тянет в свою сторону. Поэтому в первую очередь необходимо наладить взаимодействие.

  • Создавать площадки для общения между политиками, учителями, исследователями педагогики, чтобы выработать общее видение ситуации.
  • Исследовать лучшие практики на местах, а также их поддерживать и распространять.

Только после того, как участники процесса придут к общему видению, имеет смысл планировать дальнейшие действия. И в любом случае изменения должны быть нативными, т.е. основанными на лучших местных практиках, а не единые меры для всех в приказном порядке.

На мой взгляд, ситуация в современной школе с 90-х годов изменилась только к худшему.

Качество образования снизилось - учебники по некоторым предметам просто отвратительные, зарплата учителей совершенно не соответствует ответственности и нагрузке, поэтому и отношение учителей к своей работе зачастую неудовлетворительное. Отношение к ученикам и девиз системы образования остались неизменными с советских времен - "ученик существует для системы образования и государства", а не наоборот - "школа и знания - для развития ребенка".

Менять надо все и кардинально. В первую очередь - повысить зарплату учителям. Как? Думаю, это не секрет. Когда люди у власти перестанут воровать и наделять себя бесконечными льготами и привилегиями, деньги на это появятся.

Просто необходимо изменить систему подготовки и ОТБОРА учителей. Для того, чтобы получить права на вождение машины, человек должен получить справку психиатра, а для того, чтобы устроиться в школу в Санкт-Петербурге, например, еще несколько лет назад достаточно было принести анализ крови на RV, результаты флюорографии и справку о прививке от дифтерии (не знаю, изменилось ли что-то сейчас).

Почему-то никого не волнует, здоров ли учитель психически, хотя это вопрос должен быть первоочередным при отборе. Серьезная диагностика психического здоровья и особенностей личности будущего учителя должна проводиться еще на уровне вступительных экзаменов в вуз. Помимо вступительных экзаменов, абитуриенты должны проходить психолого-психиатрическую комиссию. Она должна отсеивать людей с явными психическими нарушениями. Даже без серьезных заметных отклонений человек явного шизоидного, садистического или паранойяльного склада, со слабым чувством юмора, низким уровнем социального интеллекта и низкой стрессоустойчивостью просто не сможет быть нормальным учителем.

Такую же диагностику необходимо повторять при устройстве на работу в школу и, как у военных, такая проверка должна быть регулярной. Нездоровый, неадаптированный человек не должен работать с детьми! Необходимо создать и систему психопрофилактики в школах, чтобы учителя могли получать своевременную поддержку психолога и не боялись, что личная информация выйдет наружу.

Подготовка учителей должна включать гораздо больше занятий по теории и практике психологии. Сейчас многие учителя очень немного знают о психологии детей и подростков , не понимают, что такое СДВГ, что медлительность ребенка - это особенности темперамента, а не лень и т.п. Занятия психологией в педвузах должны быть больше ориентированы на практику и освещать конкретные вопросы:

  • Как добиваться дисциплины?
  • Как себя вести с ребенком, которому нравится играть роль клоуна?
  • Как общаться с недовольными родителями?

Преподавание такого бесполезного предмета как педагогика можно свести к подробному знакомству с опытом выдающихся учителей и обсуждению их книг.

Более высокий уровень зарплаты предполагает и более высокий уровень специалистов в школе. Если за вакансию учителя будут бороться люди с хорошим опытом или высокой мотивацией, у директора школы появится возможность взять на должность учителя математики не военного пенсионера или учителя начальных классов, прошедшего курсы переподготовки, а высококвалифицированного специалиста. Может быть, молодого, но со свежими знаниями и горящими глазами. А пока некоторые школы ждут, чтобы на ставку пришел хоть кто-нибудь.

Можно долго говорить об изменении программ и учебников. Это важно, но второстепенно. Все решает личность учителя.

Если когда-нибудь в нашей стране удастся изменить систему подготовки и отбора учителей, сами учителя изменят все остальное, в том числе и отношений к ученикам.

Когда мой ребенок учился в школе - это был просто кошмар. И дело было не в ребенке, а скорее в школе. А если быть конкретнее, то в учителях.

Как в младших классах, так и в старших успехи в учебе напрямую зависели от преподавателей, которые несли знания по данному предмету. Промахов педагогов было много - от нетактичности до грубости, от простого незнания своего предмета до превышения должностных полномочий.

Вероятно, это можно понять, так говорят некоторые мои знакомые: низкая зарплата, маленький конкурс на место, невозможность получить другую профессию и т.д. Лично я так не считаю. Учитель - это важная часть в системе образования. Хороший учитель - это 90% успеха ученика. Те, у кого детки собираются идти в первый класс или уже учатся в начальной школе, поймут меня.

В старших классах ситуация усугубляется. Оно и понятно - детки уже не маленькие, и у них уже есть свое мнение и свои взгляды. И вот тут происходит диссонанс.

Преподавательский состав твердит о развитии собственного мнения и взглядов, которые они выращивают в учениках, но стоит только подопечным показать свое мнение и свой взгляд - что тут начинается… Оказывается, наши учителя не в силах выслушать, принять и уж тем более работать с этим самым подростковым мнением и взглядами. И не дай бог кто-то выделится в стиле или идейно - всех под гребенку.

Пишу это по своему личному опыту - именно в старших классах мне так часто приходилось ходить и защищать своего ребенка, защищать её право на свое мнение и свой взгляд на жизнь. Кстати сказать, в начальной школе с преподавателем ей (ну и мне, конечно) повезло. Мы до сих пор помним ее имя - Елена Юрьевна, и у меня осталось хорошее и теплое воспоминание о ней.

На вопрос:
Что же, с вашей точки зрения, необходимо изменить в системе школьного образования в вашей стране?

Отвечу так:
школьных программ много - есть хорошие, есть очень хорошие, есть просто отличные. Однако если преподаватель плох, то он «запорет» даже самую шикарную программу. Поэтому считаю важным фактором -

  • обучение преподавателей, обязательное повышение квалификации,
  • оплата,
  • ну и, конечно, сократить кол-во учеников в младших классах
  • и вносить больше креативных предметов в старших классах.

Что я имею ввиду под креативными предметами - это предметы курса ораторского, актерского и т.д. - то, что в настоящем увлечет подростка , а в будущем обязательно пригодится.

То, о чем я буду писать, пока находится в области фантазий. На сегодняшний момент реализовать эти идеи нет возможности. Но когда есть идеи и их сторонники, прогресс движется в их сторону, и однажды это станет возможным...

Итак, первое - время, проводимое в школе. Даже у взрослых в большинстве случаев график 5-2. Однако же дети наши, начиная со 2 класса, трудятся 6 дней в неделю - а в оставшийся выходной готовятся к следующей неделе. В итоге колоссальное психическое напряжение сказывается на всем - зрение, осанка, тонус сосудов (а оттуда проблемы с давлением) - а все потому, что дети банально не успевают отдыхать.

Количество учебных часов велико, и многое поставлено именно на заучивание материала, хотя по всем стандартам ФГОС ведущей целью образования должны стать не столько готовые знания, сколько умение их добывать и быстро мыслить, ориентируясь в реалиях очень быстро меняющегося мира. Хорошо бы, чтобы именно на этом и был сделан акцент.

Далее, это ЕГЭ, ОГЭ, ГИА. Стандартизированная система тестов, несомненно, удобна для поступления в высшие профессиональные учебные заведения. Однако в отношении полезности знаний, ориентированных на эти экзамены, можно поспорить. Дети не знают, для чего, кроме поступления, им эта информация - практико-ориентированности нет и в помине.

Далее, в нашей стране (да и в большинстве стран мира) сделан упор на такие дисциплины, как математика (позволю себе вольность объединить в одну группу алгебру, геометрию и физику), немного гуманитарные (языки) и естественно-научные дисциплины (биология, химия). К предметам вроде физкультуры, рисования или музыки очень пренебрежительное отношение. Этих часов мало, а их приоритет всегда низкий. И это, на мой взгляд, фатальная ошибка.

Есть люди - математики. И есть прирожденные спортсмены. А есть художники и танцоры. И все они достойны быть признанными в своей профессии .

Представьте на минутку начальные классы, в которых предметам математики, языков, окружающему миру, танцам и театру, музыке, физкультуре, рисованию, трудам отводилось бы одинаковое время.

Небольшое лирическое отступление. Джиллиан Линн, постановщик всемирно известного мюзикла "Кошки", очень плохо успевала по всем предметам. Она была очень подвижной, без конца вертелась. Сегодня ей бы поставили диагноз "синдром дефицита внимания" - тогда же просто считали неспособной к обучению. Ее хотели отчислять из школы и привели на диагностику к психотерапевту. Понаблюдав за ней немного, терапевт предложил маме девочки выйти, а сам включил музыку, оставив девочку в комнате одну. Та сразу начала танцевать. "Ваша дочь не больна. Она танцовщица. Отдайте ее в балетную школу" - сказал специалист. И получили гениальную личность. А могли закрыть на домашнем обучении...

Важно дать возможность каждому ребенку развиваться в соответствии с его природными талантами, предоставляя для этого в равной мере и равном значении (то есть равном уважении к дисциплинам со стороны самих педагогов) все направления развития.

В начальной школе ребенок определяется со своими предпочтениями (учитывается и мнение педагогов), и с 5 класса идет специализация - то есть все предметы, кроме ведущих, проводятся по 1-2 часа в неделю, а основной своей дисциплиной дети занимаются ежедневно.

При таком подходе ребенок с художественными способностями по окончании школы поступал бы в колледж искусств или архитектурный техникум с развитыми навыками рисования, на физмат - с любовью к физике, а не потому, что это наименее противный предмет, а физкультура не ценится.

Далее, считаю важным вернуть ставку (и не одну) психолога в школу, но поменять основное направление его деятельности. С диагностики сместить акцент на профилактику для всех учащихся. Вводить занятия по игропрактике.

Игра - не только способ обучения, но и великолепная форма снятия нервно-психического напряжения, а также повышения социальной адаптивности и сплочения детского коллектива. Если хотя бы 1-2 раза в неделю дети будут играть вместе под кураторством психолога, это станет профилактикой всех форм дезадаптивного поведения. К тому же, ребенку гораздо проще подойти за советом к знакомому доброму психологу, чем к тому, кого ты видишь 2-3 раза в год на диагностике.

Пусть пока в современных реалиях это невозможно, но очень хотелось бы ограничить число учащихся на одного педагога - максимум 25, лучше 20. Тогда будет шанс реализовать принцип индивидуального подхода. Когда детей в классе 30, а порой и 35, это физически невозможно.

Еще одно наблюдение касается роли и статуса педагога. Проведу сравнение с Германией. У нас педагог имеет очень жесткие рамки внешнего вида и поведения. В "забугорье" эти рамки гораздо мягче. Педагог может придти в джинсах и повисеть с ребятами на турнике, травя анекдоты, даже если она ведет не физкультуру, а английский язык и подтягивается всего полтора раза.

Не это определяет уважение детей к педагогу. А его доброе отношение, большой багаж знаний, честность и открытость, умение завлечь, влюбить в свой предмет. Для немецких педагогов допустимо поиграть с детьми на перемене, даже если дети в шестом классе. И хвалят детей не только за результаты, но и за старания. Кстати, мужчин-педагогов там почти столько же, сколько и женщин, а зарплата одна из самых высоких по стране. Но и отбор жесткий...

Я год назад была на отчетном концерте музыкальной школы в Германии. Начали на полчаса позже (и где была хвалена немецкая пунктуальность?), а до того конферансье просто тянул время. Дети вышли неровным строем, и педагог их долго расставлял на сцене. В одном месте мальчик-скрипач сфальшивил и растерялся, потом остановился вовсе. Весь зал поддержал аплодисментами, выступление начали сначала. Сыграли не идеально - даже мне, не профессионалу, были слышны фальшивые ноты.

Удивительно было то, что и педагог, и дети, и публика лучились счастьем. Знали ли они, что сыграли не очень? Конечно, знали. Но не это было главным. Они трудились целый год, выучили новые композиции, смогли выйти на сцену и не побояться толпы, это все было их личным ростом - и каждый это понимал, как на сцене, так и в зале.

Не так все происходит у нас... Нервный педагог, вышколенные, но задерганные дети. Идеально или почти идеально сыгранный концерт - и слезы страха, что за ошибку осудят.

Конечно, это пример из сферы дополнительного образования - но примерно то же происходит и в общеобразовательных школах. Акцент на ошибках, стремление стать идеальным не из жажды достижений, познаний, развития, а из страха осуждения. Я, конечно, утрирую немного - есть у нас великолепные педагоги, умеющие расположить к себе детей, поставить увлекательный образовательный процесс, мотивировать трудиться не за страх , а за совесть - но их меньшинство. И делают они это не благодаря, а вопреки школьной системе образования.

Итак, что хотелось бы изменить в системе школьного образования?

Сделать пятидневку. Уменьшить количество домашних заданий. В равной мере (особенно в начальных классах) развивать гуманитарные, творческие и естественные науки. Обязательно ввести подвижные игры. Раздвигать рамки дозволенного для педагога. Создавать простор для творчества, самостоятельной деятельности. Поддерживать в каждом ребенке жажду познания. Позволять иметь свое мнение - и обсуждать (а не осуждать или запрещать) это мнение, споря на равных.

Когда? Хотелось бы безотлагательно, но даже если взяться за разработку такой системы, реализовать ее в самых радужных перспективах удастся не раньше, чем через 5 лет. Но браться за это надо немедленно. Чем раньше, тем лучше, ведь на кону психическое и физическое здоровье детей, их успешность и, наконец, просто - счастье...

Научиться учиться - вот ключ ко всему. И ваши дети забыли как это делается, так это только потому, что это знание основополагающего процесса было упрятано слишком далеко с вашей помощью или в их жизни было слишком много традиционного обучения.

Хэл Зина Беннет (1972).

В то время, как политика общественных школ утвердила несомненную пользу, сделав образование доступным миллионам, она не сумела все же удовлетворить потребности современного мира. Пойманная в ловушку собственной догмы, она окончательно устарела. Следующие одиннадцать пунктов сумели бы подготовить ее ко встрече с XXI веком:

Изменение I: узнавайте о наклонностях ребенка не по книгам, а от него самого.

Слишком часто обучая, преподаватель или внутренний уклад школы заставляет следовать плану урока, рассчитанного на определенную возрастную группу детей, игнорируя тот факт, что дети учатся с различной результативностью. Например, в то время, как один ребенок может быть подготовлен к навыку чтения в 5 лет, другой может оказаться неготовым к этому до достижения восьмилетнего возраста. Позорить ребенка, называя его "тупым" или "неудачником" только потому, что он или она бывают не готовы к изучению предмета к моменту, определенному учебным планом, чистая глупость.

Вдобавок к различным степеням готовности существуют такие различные склонности, которые будут нормально развиваться в течение одного или другого временного интервала в зависимости от наших индивидуальных способностей. В своей книге "Взращивание Магического Ребенка" Джозеф Чилтон Пирс описывает семь таких наклонностей: физические, эмоциональные, интеллектуальные, социальные, концептуальные, интуитивные и воображение. В то время, как один индивидуум может преуспевать в одной области, другой реализуется в совершенно иной.

Проще говоря, некоторые люди чаще пользуются правым полушарием, фокусируя свое внимание на нелинейной неструктурной деятельности в то время, как другие ориентированы на левое полушарие, сосредотачивая свои интересы на таких линейных процессах, как математика и наука.

Это как раз некоторые степени подготовленности людей к обучению - то, как они воспринимают информацию и то, как они наилучшим образом выражают себя. Для того, чтобы помочь молодым людям развить в себе свои уникальные способности, мы должны научиться распознавать эти различия и находить возможности обеспечить каждого индивидуума необходимыми навыками для успеха.

Изменение II: прекратите практику преподавания через наказание.

Мой отец, который был педагогом, говорил мне, что работа учителя во-первых и прежде всего заключается в том, чтобы учить, а не травмировать ребенка. Но в существующей системе образования власть учителя основана на страхе провала учеников. Мой отец говорил мне: "Если у ребенка неудача, это у системы неудача, а не у ребенка". Когда я учился в школе, я помню, что я был больше напуган, чем воодушевлен моими учителями, потому что провалы от неудачи слишком страшили меня.

Я считаю, что учителя должны быть тренерами и проводниками молодежи, открывая перед ними новые двери, двери, которые безоговорочно приведут их к успешной жизни. Конечно, учителя не должны быть теми, кто захлопывает двери перед носом студентов.

В школьную систему будущего должно быть включено некое новое структурное соглашение между:

1. Индивидуальностью ученика.

2. Родителями.

3. Учителями.

4. Классом в целом.

В соответствии с контрактом ученик обязуется учиться, приходить вовремя, выполнять задания. Родители - осуществлять контроль за выполнением контракта ребенком и посещать классные собрания, направленные на поддержание школы и различных видов деятельности, необходимых для успешного функционирования образовательной системы. Учитель обязуется делать все, что от него требуется таким образом, чтобы подготовить ученика к успешному овладению следующим уровнем жизни. От учителя не должно исходить сомнения и посягательства на наличие способностей у ребенка. Класс должен восприниматься как единая обучающая единица, оценивающаяся одной оценкой для всех, кто в этом классе учится, исходя из совокупного уровня подготовленности всего классного коллектива. Такой подход исключит принцип "выживания сильнейшего", победителей и проигравших, тех, кто в результате получает установку на безуспешное будущее.

Как показывает история, в Китае о время Культурной Революции было совершено много ошибок. Но участники экспериментировали со множеством обучающих техник, которые были очень эффективными. Был к примеру, такой лозунг: "Сначала дружба, а потом соревнование". Миллионы людей обучались новым навыкам укрепления экономической мощи страны. Когда группа молодых людей обучалась управлению трактором, к примеру, она не проходила аттестацию, пока каждый полностью не овладевал навыком. Те, кто обучались быстро, помогали научиться остальным. И когда приходил день выпуска группы, радость всего коллектива была несравнимой с удовольствием отдельно взятого, пусть даже самого блестящего студента. Всего, чего они достигли, они достигли кооперативно. Со всеми своими недостатками этот метод обучения прививает чувство общности и ответственности, которые являются позитивными и продуктивными одновременно.

Вы можете почувствовать, что то, что я предлагаю, может оказаться очень заманчивым, волнующим и динамическим процессом совместного обучения, хотя является противоположным принятому сейчас. Ученикам, возможно, даже понравилось бы школьное времяпрепровождение больше, чем уличное или домашнее у экранов телевизоров.

Соглашение между учениками, учителями и родителями позволило бы детям, и сильным, и слабым, почувствовать вкус к кооперативному обучению, которое все больше напоминало бы саморазвивающийся процесс, а не подачу взрослых. Ученики увидели бы конкретную пользу от совместной работы, укрепляющей их совместное благополучие. Если бы они начали коллективное обучение в самом раннем возрасте, результаты могли бы сказаться ошеломляющими с точки зрения личностного самоутверждения, утверждения величайшей ценности дружбы и любви, в том числе в семьях, и унижения преступности. Стало бы постепенно уменьшаться чувство собственной незначительности и одиночества. Возможно величайшим уроком стали бы осознание того факта, что мы все имеем свою партию в оркестре, исполняющем тему счастливой и полноценной жизни каждого.

Сценарий классного обучения выглядел бы примерно следующим образом: учитель класса четвертой, к примеру, ступени должен ознакомить своих 30 или около того учеников и их родителей с теми целями и задачами, которые подготовят детей к переходу на пятую ступень обучения. Контракт должен быть зачитан и осмыслен всеми сторонами соглашения, одобрен и подписан ими. Такое соглашение должно стать предпосылкой для поступления в класс каждого желающего.

Если ребенок не будет стараться в школе из-за того, что родители окажутся не в состоянии поддержать его, как ему потребуется, ответственность ляжет целиком на их плечи ибо такой ребенок будет тянуть назад весь класс. Если кто-то из детей будет нарушать дисциплину, это станет общеклассной проблемой. И тогда и дети, и родители будут заинтересованы в отыскании приемлемого решения для восстановления в классе атмосферы, нацеленной на обучение. Если кто-то из детей будет испытывать трудности в овладении тем или иным предметом, остальные дети поддержат и помогут ему. Родители, дети и учителя - все становятся ответственными за учебный процесс.

Со временем наступит день, когда родители смогут оставить все свои заботы и попечения у порога школы и умыть руки по поводу отсутствия всякой необходимости участвовать в процессе обучения.

Тест для перехода на пятую ступень обучения будет дан либо всему классу, либо небольшим группам или командам учащихся. Это позволит учителям пятой ступени составить более трудный и интересный тест. Ученики будут больше заинтересованы в его сдаче, чувствуется его жизненность и необходимость.

Если один или более учеников не будет выполнять свои обязанности, вопрос будет решаться всем классом; учителя в свою очередь будут искать способ решения данного конфликта, впредь исключая повторение подобного. Ученики научатся нести ответственность, как за коллектив в целом, так и за каждого в отдельности, ясно осознавая его возможное влияние на весь класс как в положительном, так и в отрицательном аспекте. Это в свою очередь предоставит альтернативу мировоззрению "это не моя проблема", которому сегодня следует наше общество.

Кроме того, тест может проходить в форме соревнования со старшим классом. Если результаты не будут достаточно высокими можно будет пересдать. Ученики, учителя и родители соберутся вместе и выяснят самые важные краеугольные моменты перехода своего класса на пятый уровень, обсуждая все это с учителями пятого уровня обучения. Ответы тем не менее будут не так важны, как сам процесс обсуждения, коррекции и обучения. Класс найдет, что было им упущено и сделает все возможное для ликвидации своего пробела. Дети будут учиться на своих ошибках и корректировать их.

Если класс сочтет тест неуместным или слишком трудным, он сможет апеллировать к директору школы или какому-либо другому компетентному в этом вопросе лицу. Это снизит возможную тенденцию учителя неоправданно усложнять тест и позволит учащимся защитить себя в случае необходимости. Безусловно, переходные с уровня на уровень тесты должны быть стандартизированы и канонизированы. Это будет означать, что ученики станут обучаться быстрее, их будет радовать сам процесс обучения, а школа покажется местом волнующим и интересным, бросающим им вызов в форме тестирования. Как результат, национальные стандарты будут возрастать. Это, несомненно, будет касаться тех, кто уже заканчивает свое обучение в рамках единой закрытой системы образования. Лучшие будут несравнимо лучше, а также выше станет уровень подготовленности большинства. Кроме того, уроки будут иметь жизненную ценность, так как направлены будут на достижение богатства и счастья.

После того, как класс четвертого уровня продемонстрирует свою компетентность и подтвердит ее тестом, учитель пятого уровня встретится с детьми и их родителями для обсуждения подготовки их к пятому году обучения. Соглашение снова должно быть всесторонне рассмотрено и подписано, и только лишь в этом случае начнутся занятия. Сейчас же многих учителей обязывают брать неподготовленных учеников.

Такой метод обучения исключит высокую вероятность страхов и неудач. Если группа сдала, значит каждый сдал. Это станет заботой группы вселить в каждого обучающегося уверенность в его силах, в противном случае все проиграют. Дети с самого раннего возраста смогут научиться распознавать и ориентироваться в общественной этике, морали, составлении коллективных и личных договоров. Они также научатся держать слово, творить правду, уважать чужую точку зрения, как свою собственную, поддерживать коллектив, делая все максимально возможное для успеха каждого в группе.

Приняв такие изменения, через несколько поколений мы сможем получить процветающий гармоничный мир, наполненный счастливыми, сострадательными, самореализовавшимися людьми.

Изменение III: обучать универсальным принципам.

Универсальные принципы - это те, которые истинны во всех случаях жизни. Например, принцип, говорящий о том, что отдавая другим, мы по сути дела отдаем самим себе, является универсальным. Точно так же, если вы принципиально обучаете теории единственного правильного ответа, вы неизбежно столкнетесь с противоположными группировками победителей и проигравших.

Если человек понимает эти и другие универсальные принципы, он сможет ориентироваться в общих чертах, объединяющих различные специальные дисциплины такие, как музыка, медицина, животный мир, мир небесных объектов, автомобили, деньги и экономика. Молодежь будет развивать в себе широкий круг возможностей вместо сужения с годами своего потенциала. Молодые люди, владеющие различными специальностями, смогут свободно общаться с другими людьми независимо от их специализации.

Невозможно запомнить весь обширный спектр информации, требующейся в наше время для работы. Знание универсальных принципов обеспечит ребенка основополагающим образованием, которое поможет ему в дальнейшем специализироваться в той сфере, которую он выберет для своего дальнейшего обучения.

Изменение IV: Изучайте принципы денег, бизнеса и финансов.

Только единицы детей одарены способностью учиться. Далеко не каждый талантлив настолько, чтобы стать хирургом, делающим операции на мозге или ученым в космической сфере. Но каждый является способным настолько, чтобы чувствовать себя экономически комфортабельно и безопасно. Если бы дети знали, что обладают природными способностями быть богатыми и счастливыми, они чувствовали бы уверенность в своем завтрашнем дне.

Постоянно слишком много детей уходят из школы, думая, что они тупые и неспособные создать для себя хоть какое-то экономически стабильное положение. Они верят, что их состояние в школе прогнозирует их финансовое будущее. Не только низкие оценки, но и школьная пропаганда, что "ты нигде не устроишься, пока не окончишь колледж" приводят к тому, что слишком много детей предоставлено самим себе. "Зачем вкладывать энергию в школу, если у меня все равно нет будущего?" - распространенное среди жертв образовательной системы мнение. Оно становится источником хронической апатии и высокой преступности в городах.

Бедность - это прежде всего и более всего состояние ума. Все деньги мира не решат проблему бедности до тех пор, пока мы не интегрируем принципы изобилия в образовании. Эти изменения должны начаться со школ, которые в наше время опираются на мальтузианскую теорию нехватки и бедности. Существующая система образования обучает людей быть созависимыми наркоманами денег вместо того, чтобы научить их быть их хозяевами.

Изменение V: Использование музыки в обучении.

Вместо того, чтобы настаивать на том, чтобы ученик выключил свою музыку, учителя должны внедрять ее в процесс обучения. В классах, где я обучаю взрослых, мы постоянно используем смесь классической и современной рок-музыки во время наших занятий.

Музыка может служить фоном для коллективных обучающих сессий, во время которых небольшие групп работают вместе, иногда шумно обмениваясь друг с другом мнениями. Используйте музыку для увеличения степени концентрации внимания во время учебного периода. (Понаблюдайте за подростками, и вы обнаружите, что лучших результатов они достигают под свою любимую музыку).

Изменение VI: Позвольте ученикам быть исследователями.

Позвольте ученикам по достижении 15 лет покидать школу, если они того хотят, без стереотипа неудачников. Они будут свободны в своих исследованиях мира, и в то же время будут осознавать, что когда будут готовы и захотят, они смогут вернуться назад. Я думаю, мы были бы удивлены, когда узнали бы сколько учеников осталось бы в школе, если бы у них был выбор.

Дети обычно учатся усерднее, когда к ним с уважением относятся, и когда они чувствуют, что образование - их собственный выбор, а не насилие со стороны взрослых. Я не знаю как учителя умудряются обучать тех детей, которые не хотят быть в школе. Известно, что с 15 до 20 наступает жизненная стадия, называемая "неопределенная мудрость" - тот период жизни, когда мы верим, что у нас есть все ответы. Если дети находятся в этот жизненный период в школе не хотят, позвольте им уйти в мир самостоятельных исследований и открытий того, что они хотели бы знать. Позвольте им вернуться, когда успокоятся их гормоны, и блеск получения самой низкооплачиваемой работы отрезвит их. Тогда учителя смогут обучать тех, кто действительно захочет учиться. Почему учителя должны заставлять учиться тех, кто не хочет и кто мешает учиться остальным?

Может быть лучше последовать старой мудрости: "Никогда не пытайтесь научить свинью петь. Это занимает время и раздражает свинью".

Изменение VII: обучайте большему за меньшее время.

Я обучаю учителей обучать быстро. Мы обучаем годичному курсу экономики на уровне колледжа за два дня. Я знаю, большинство людей скажет, что это невозможно. Это их парадигма. Человеческий мозг работает намного быстрее, чем способность обучать его. Детям наскучили современные медленные архаичные методы обучения. Вместо того, чтобы оставлять детей надолго в школе, система должна начать обучать их большему за меньшее время. В школе у меня была стойкая неприязнь к процессу обучения. Она называлась скука. Я обучаю учителей быть забавными, развлекающими. Большинство учителей так задавлено диктатом образовательной системы, что боятся продемонстрировать даже слабое проявление живой жизни.

Изменение VIII: Используйте игры для обучения.

Я бы вместо лекций использовал бы для обучения игры. Я обучаю взрослых с помощью игр, и большинство из них это любит. Мы используем такие игры, как метание колец, рэгби, американский футбол и волейбол для обучения бизнесу. Мы даже иногда играем мужчины против женщин. Именно те, у кого проблемы с играми постигают опыт в основном ментально и не хотят проходить через физический и эмоциональный процесс обучения. В двух словах, те, кто сдерживаются, они то как раз ненавидят совершать ошибки и не хотят думать. Они только хотят, чтобы им давали готовые ответы. Большинство детей нуждается в подспорье к ментальному способу обучения. Существующая система на 90% ментальная. Это как обучать баскетболу без мяча.

Изменение IX: Позволить свободу выбора.

Во время обучения я бы позволил детям выбирать те предметы, которые их больше всего интересуют. Давайте, к примеру, представим, что ребенок интересуется жизнью животных. Весь учебный план, включая историю, химию, математику, бизнес, искусство можно разработать с опорой на тематику животного мира. Тогда дети будут читать и заниматься охотнее, потому что они впервые обнаружат для себя что-то интересное. Обучение действительно должно быть забавным.

Существующая система образования разбила совокупные темы на элементы образования. В результате ученики вынуждены изучать математику, чтение, науку, историю и т.д. без привязки к конкретной теме. Сам термин элементарное образование подтверждает истинную природу такого процесса, который представляет собой набор скучных, несвязанных между собой элементов.

Изменение X: Вдохновение длительного обучения посредством трудоустройства.

Вместо того, чтобы вдохновлять студентов становиться хорошими работниками, я бы лучше предложил становиться хорошими учениками на рабочих местах. Я бы нацелил их на поиск работы, где можно чему-либо научиться, а не просто заработать. Я бы посоветовал искать работодателей, желающих обучать, а не просто осуществлять механический навык, становясь одной из корпоративных собак, выгавкивающих зарплату. Эти оттренированные люди часто заканчивают вытьем под луной примерно следующего содержания: "Я заслуживаю следующего повышения зарплаты несмотря на то, что моя компания разваливается, а половину моих друзей увольняют!"

Сейчас, когда большинство детей подрастает в мире, где миллионы проживают 100 и более лет, зачем давить на них, заставляя выбирать профессию в пятнадцатилетнем возрасте? Устроит ли нас консультация подростка по поводу приобретения вами той или иной специальности? Тогда зачем же вы просите их сделать это для самих себя? Я вспоминаю одного своего 46-летнего друга, неожиданно осознавшего, что он стал бухгалтером в результате решения, сделанного в шестнадцатилетнем возрасте. В возрасте, когда он едва знал что это означает! Сегодня он зарабатывает большие деньги, которые не мешают ему впрочем сожалеть о своем выборе. Ему бы больше хотелось быть смотрителем парка, потому что он обожает активность под открытым небом и переживает за состояние окружающей среды.

Я бы посоветовал 15-летним молодым людям обучиться базовым бизнес-навыкам таким, как производство, продажи, бухгалтерия, организационный менеджмент и финансы. Этот опыт позволит им стать широко осведомленными универсальными бизнесменами с реальным опытом. Только потом им следует делать выбор профессии и возвращаться в школу для специализированного обучения. Родители обычно досадуют на этот совет, но я говорю, позвольте им эту досаду. Это обычно те, кто сами сидят в финансовой ловушке. Я всегда удивляюсь, почему они хотят, чтобы с их детьми произошло то же самое.

Я определенно не рекомендую детям делать выбор будущей профессии слишком рано. Я предлагаю универсализацию в самом раннем возрасте и специализацию значительно позднее. Это напоминало бы 15-летнюю отсрочку и было бы забавно - а я настоятельно советую делать свою жизнь забавной. Только подумайте, что, если людям потребуется 35 лет, чтобы повзрослеть и им еще останется 65 лет взрослой жизни.

Изменение XI: дискриминализация образования (падение роста преступности).

Зачем заставлять детей ходить в школу? Не было бы лучше, если бы мы изменили систему так, что они бы захотели ходить туда.

Вот эти 11 изменений я ввел бы в существующую систему образования, будь у меня на это полномочия. Пожалуйста, поймите, я не настаиваю на обязательном вводе этих изменений любой ценой. Я подозреваю тем не менее, что эти изменения начнут постепенно прояснять те архаичные стандарты, за которые цепляется система образования сегодня. Эти изменения определенно стали бы шоком для системы, которая нуждается в шокотерапии. Но, допустив однажды встряску, можно было бы потом долго реорганизовывать и улучшать больную систему.

Что еще почитать