Что такое бюрократия определение кратко. Бюрократия: что означает простыми словами

Понятие бюрократия пришло к нам из иностранных языков. Слово состоит из двух основ: французской части bureaucratic, в переводе — господство письма, бумаг, канцелярии, а также греческой kratos — власть. В современном понимании бюрократия подразумевает любую форму организаций общества, контролирующих социальные отношения, экономические, идеологические и политические. При этом субъекты исполнительной власти отрываются от воли и решений общества, создавшего бюрократические структуры. При такой системе форма начинает превалировать над содержанием деятельности, а главной задачей бюрократии становится поддержание существования самой себя. Зачастую бюрократическая система правления ведет к возникновению привилегированных классов в обществе.

Более простое «техническое» значение слова бюрократия — это сама организация, которая на профессиональной основе при помощи государственных служащих выполняет функции исполнения общественной политики.

В общих чертах можно назвать четыре значения слова «бюрократия»:

  • собственно организация процесса управления страной и разграничения обязанностей чиновников;
  • создание иерархии власти и обеспечение контроля по вертикали властных структур;
  • формализация и обеспечение системности правил управления, норм и инструкций;
  • специализированный обезличенный и в идеале беспристрастный характер отношений внутри системы.

Где узнать, что такое бюрократия

Прочитать, что такое бюрократия, можно прежде всего в трудах экономистов и политологов, однако эти работы так длинно и сложно написаны, что проще будет обратиться к словарям и энциклопедиям. Определение бюрократии дают:

  • Философский энциклопедический словарь;
  • Словарь иностранных слов русского языка;
  • Новая философская энциклопедия;
  • Большая советская энциклопедия.

Несмотря на то, что некоторые издания выпущены более 50 лет назад, базовые сведения в них не теряют своей актуальности, а определения коротки и написаны понятным языком.

Когда возникла бюрократия

Философские работы об институте и явлении бюрократии стали появляться только в восемнадцатом веке. Однако сама бюрократия появилась как инструмент управления гораздо раньше, почти одновременно с обретением письменности древними цивилизациями.

Первые структуры, помогавшие управлять народами, создавались еще в Древнем Шумере, о котором нам известно не так много. Более подробно можно рассмотреть зачатки бюрократической системы, действовавшей в Древнем Египте. Относительно Древнего Китая известен даже автор создания местной бюрократии — философ Конфуций. Он старался сделать систему управления благом для государства и населения. Но не всегда бывает именно так. В Древнем Риме разросшийся до гигантских размеров бюрократический аппарат во времена императора Диоклетиана задавил экономику страны.

Как термин слово «бюрократия» появилось в XVIII веке в Европе.

О вреде и пользе бюрократии

Как только люди придумали, как назвать бюрократию, они начали ее критиковать. Первым отрицательные стороны этого явления раскрыл в своих работах Карл Маркс. Он утверждал, что современный ему бюрократический аппарат потерял свои функции, стал причиной того, что государственные организации теряют смысл и цель своей деятельности, подчиняя все функции задаче самосохранения, роста и укрепления своего положения в обществе. Государственные нужды заменяются канцелярскими.

Многие в изучении бюрократии и ее влияния на экономику и общество в целом опираются на работы социолога, историка и философа Макса Вебера. Он не зацикливался на вреде бюрократии, а изучал ее структуры, функции и возможности рационального управления обществом. Он разработал принципы, соблюдая которые бюрократия приносит пользу государству и народу:

  • строгая иерархия;
  • разделение областей компетенций;
  • назначение, а не выбор кандидатов на должности;
  • получение чиновниками зарплаты;
  • создание понятия профессии «чиновник», а не работа на общественных началах;
  • запрет на владение учреждением, в котором работает чиновник;
  • дисциплина и контроль за деятельностью чиновников;
  • наличие вышестоящих инстанций и перемещение или смещение с должности их решением.

Главное условие получения пользы от существования бюрократического аппарата — его беспристрастность. Макс Вебер считал, что чиновники-бюрократы станут людьми «духовного труда», обладающими компетенциями и профессиональной честью, однако, как показывает опыт, он сильно заблуждался в этом отношении. При этом он понимал, что без высоких нравственных ориентиров и рамок профессиональной гордости бюрократия станет источником всеобъемлющей коррупции. Он особенно подчеркивал, что сферой деятельности чиновника не может быть политика.

1) Бюрократия - - 1) и для любого государства служащих, административно- управленческой работой в государственном, партийном и ином аппарате и организационно-политически обеспечивающий и соответствующей власти, т.е. , бюрократы, аппаратчики, канцелярий в широком смысле слова; 2) аппарата чиновников- бюрократов. характерные черты Б. - это , и , иерархичность, ступенчатость, и значения управленческой деятельности и ее форм. В истории политической мысли много внимания проблеме Б. уделили М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, АТоулднер и др.

3) Бюрократия - (фр.bureau - бюро, канцелярия; греч. kratos - ; - господство канцелярии) - сложное, противоречивое общественно-политическое явление, специфическая форма универсально-организационного строения общества и государства. Возникновение бюрократии связано с генезисом государства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осуществляет функцию управления общества в целом (чиновники). Место бюрократии в системе управленческих отношений можно определять как среднее, промежуточное между политической элитой и населением, социальными общностями людей. Она своей деятельностью связывает элиту и массы, являясь основным коллективным субъектом, способствующим реализации руководящих установлений элиты в массы. В этом ее необходимое, прогрессивное значение и роль в обществе и государстве. Но природа бюрократии двойственна. Кроме отмеченной стороны она обладает и негативной, которая проявляется своеобразно в зависимости от способа властвования, т. е. политического режима. Так, развитие бюрократии в условиях тоталитарного режима приводит к возникновению отчужденной системы управления, оторванной от интересов народа. В таких условиях бюрократия характеризуется следующими основными признаками: 1) она выдает свои собственные, профессиональные интересы за всеобщие, выражающие, по ее мнению, потребности и интересы всех членов общества; 2) абсолютизируя собственные узкопрофессиональные интересы, она создает иллюзию (объективное заблуждение) своей независимости как от общества в целом, так и от политически господствующей силы, властвующей в обществе и государстве; 3) в силу того, что деятельность бюрократии связана с механизмом реализации исполнительной власти в обществе и государстве, она может практически оказывать существенное влияние на развитие политического процесса в стране, что и отмечается в России. Ссылки на культуру власти бюрократии в наше стране бесполезны тем, что отдельные ее культурные проявления не могут принципиально изменить отношения господства-подчинения, при которых "на смену прямому действию приходит организационное, и хотя при этом раздаются призывы к солидарности, на самом деле имеет место подчинение " закону олигархии" (Н.Луман).

4) Бюрократия - - система управления, осуществляемая особым слоем людей, которые призваны обеспечить эффективное государственных и других социальных институтов, имеют специфические обязанности и работают в соответствии с иерархией полномочий.

5) Бюрократия - - 1) специфическая форма политических, экономических и других социальных организаций, для которых характерными чертами являются произвол, подчинение правил и задач деятельности прежде всего целям ее сохранения и укрепления. 2) система управления, осуществляемого с помощью аппарата власти, обладающего специфическими функциями и привилегиями.

6) Бюрократия - (франц. bureau - бюро, канцелярия и...кратия), первоначально - , влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный , которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и а, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения.

7) Бюрократия - - 1) система управления обществом, осуществляемая привилегированной кастой чиновников, объединяемых общим корпоративным интересом; 2) тип организации, для которой характерны четкая управленческая иерархия, жесткие правила и стандарты деятельности, специализированное распределение труда.

8) Бюрократия - (от франц. вurean) - зеленое сукно, которым покрывали столы должностных лиц государственных канцелярий, отсюда и термин "бюрократ", т.е. служащий средних звеньев государственного аппарата, чиновник.

9) Бюрократия - (фр. bureaucratie фр. bureau бюро, канцелярия + гр. kratos , господство) - про ка людей, профессионально занимающихся вопросами управления и выполнением решений высших органов власти. Их деятельность основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур. Б., по М. Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Им же были сформулированы основные требования к чиновникам: лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; имеют устойчивую служебную иерархию; имеют твердо определенную компетенцию; работают в силу контракта (на основе свободного выбора); работают в соответствии со специальной квалификацией; вознаграждаются постоянными денежными окладами; рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; работают в полном "отрыве" от средств управления и без присвоения служебных мест; подчиняются строгой, единой служебной дисциплине и контролю. В условиях легального господства всегда существует опасность превращения Б. из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. К способам ограничения Б. относятся: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль над ними со стороны политических институтов.

10) Бюрократия - - тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение; штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату.

Бюрократия

1) необходимый и неизбежный для любого государства слой служащих, занятый административно- управленческой работой в государственном, партийном и ином аппарате и организационно-политически обеспечивающий построение и функционирование соответствующей власти, т.е. чиновничество, бюрократы, аппаратчики, работники канцелярий в широком смысле слова; 2) власть аппарата чиновников- бюрократов. Наиболее характерные черты Б. - это привилегированность, властность, авторитарность, замкнутость и кастовость, иерархичность, много ступенчатость, конформизм, деперсонализация, преувеличение роли и значения управленческой деятельности и ее форм. В истории социально- политической мысли особенно много внимания проблеме Б. уделили М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, АТоулднер и др.

(фр.bureau - бюро, канцелярия; греч. kratos - власть; - господство канцелярии) - сложное, противоречивое общественно-политическое явление, специфическая форма универсально-организационного строения общества и государства. Возникновение бюрократии связано с генезисом государства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осуществляет функцию управления общества в целом (чиновники). Место бюрократии в системе управленческих отношений можно определять как среднее, промежуточное между политической элитой и населением, социальными общностями людей. Она своей деятельностью связывает элиту и массы, являясь основным коллективным субъектом, способствующим реализации руководящих установлений элиты в массы. В этом ее необходимое, прогрессивное значение и роль в обществе и государстве. Но природа бюрократии двойственна. Кроме отмеченной стороны она обладает и негативной, которая проявляется своеобразно в зависимости от способа властвования, т. е. политического режима. Так, развитие бюрократии в условиях тоталитарного режима приводит к возникновению отчужденной системы управления, оторванной от интересов народа. В таких условиях бюрократия характеризуется следующими основными признаками: 1) она выдает свои собственные, профессиональные интересы за всеобщие, выражающие, по ее мнению, потребности и интересы всех членов общества; 2) абсолютизируя собственные узкопрофессиональные интересы, она создает иллюзию (объективное заблуждение) своей независимости как от общества в целом, так и от политически господствующей силы, властвующей в обществе и государстве; 3) в силу того, что деятельность бюрократии связана с механизмом реализации исполнительной власти в обществе и государстве, она может практически оказывать существенное влияние на развитие политического процесса в стране, что и отмечается в России. Ссылки на культуру власти бюрократии в наше стране бесполезны тем, что отдельные ее культурные проявления не могут принципиально изменить отношения господства-подчинения, при которых "на смену прямому действию приходит организационное, и хотя при этом раздаются призывы к солидарности, на самом деле имеет место подчинение " закону олигархии" (Н.Луман).

Система управления, осуществляемая особым слоем людей, которые призваны обеспечить эффективное функционирование государственных и других социальных институтов, имеют специфические обязанности и работают в соответствии с иерархией полномочий.

1) специфическая форма политических, экономических и других социальных организаций, для которых характерными чертами являются произвол, подчинение правил и задач деятельности прежде всего целям ее сохранения и укрепления. 2) система управления, осуществляемого с помощью аппарата власти, обладающего специфическими функциями и привилегиями.

(франц. bureau - бюро, канцелярия и...кратия), первоначально - власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизм а, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения.

1) система управления обществом, осуществляемая привилегированной кастой чиновников, объединяемых общим корпоративным интересом; 2) тип организации, для которой характерны четкая управленческая иерархия, жесткие правила и стандарты деятельности, специализированное распределение труда.

(от франц. вurean) - зеленое сукно, которым покрывали столы должностных лиц государственных канцелярий, отсюда и термин "бюрократ", т.е. служащий средних звеньев государственного аппарата, чиновник.

(фр. bureaucratie фр. bureau бюро, канцелярия + гр. kratos власть, господство) - про слой ка людей, профессионально занимающихся вопросами управления и выполнением решений высших органов власти. Их деятельность основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур. Б., по М. Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Им же были сформулированы основные требования к чиновникам: лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; имеют устойчивую служебную иерархию; имеют твердо определенную компетенцию; работают в силу контракта (на основе свободного выбора); работают в соответствии со специальной квалификацией; вознаграждаются постоянными денежными окладами; рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; работают в полном "отрыве" от средств управления и без присвоения служебных мест; подчиняются строгой, единой служебной дисциплине и контролю. В условиях легального господства всегда существует опасность превращения Б. из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. К способам ограничения Б. относятся: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль над ними со стороны политических институтов.

Тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение; штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату.

Содержание статьи

БЮРОКРАТИЯ (bureaucracy) (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) –система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.

Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).

Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер . Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме , разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.).

Признаки бюрократии.

Описывая идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются:

1. Специализация и разделение труда . Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.

2. Вертикальная иерархия . Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.

3. Четкие правила . Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.

4. Обезличенность взаимоотношений . В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.

Множество правил, которые охватывают всю деятельность чиновников, с одной стороны, существенно ограничивают их инициативу и творчество, но, с другой стороны, предохраняют клиентуру от личного произвола сотрудников. Обезличенный подход к подбору персонала позволяет подобрать людей, обладающих стандартной подготовкой и компетентностью, хотя при этом велик риск отбраковать нестандартно мыслящих и талантливых кандидатов на должность.

Бюрократия как социальная угроза.

Существует опасность вырождения бюрократических систем управления, когда они не повышают, а тормозят эффективность своей деятельности.

Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления.

1. Отчуждение от человека . Бюрократия призвана решать проблемы людей. Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, однако лишает при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается принятым ранее образом. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.

2. Ритуализм . Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р.Мертон ввел специальный термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.

3. Инерция . Хотя бюрократия создается для решения определенных проблем, это не означает, что когда эти проблемы будут решены, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация, бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший опыт и большие возможности для того, чтобы не допустить свой роспуск. В результате бюрократическая организация может функционировать уже вне зависимости от ранее поставленных перед ней целей.

Широкое развитие бюрократической власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. В этих условиях расцветает коррупция .

Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность организации контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.

Формирование бюрократии.

Бюрократия может формироваться несколькими способами:

1. Бюрократическая структура вырастает вокруг видного лидера. Этот способ Вебер определил как «рутинизация харизмы». Смысл его заключался в том, что группа людей, объединенная вокруг яркой личности, постепенно превращается в бюрократическую структуру, которая своей целью видит внедрение в обществе идей и взглядов своего лидера. Примером может быть бюрократизация созданной В.И.Лениным партии большевиков.

2. Бюрократическая структура возникает вокруг группы людей. В этом случае она с самого начала сознательно создается для выполнения определенных целей и задач. Например, при образовании корпорации (акционерного общества) владельцы капитала нанимают профессиональных управляющих для руководства фирмой. Именно таким образом формируются государственные и корпоративные бюрократические системы.

3. Источник бюрократической структуры – уже существующая бюрократическая организация, при этом новая структура обычно выделяется из уже существующих. Так происходит, когда возникает новое поле деятельности и постепенно образуется новый отдел или департамент, который им занимается.

4. Источник создания бюрократии – своеобразное «политическое предпринимательство». Это происходит, когда группа людей, придерживающаяся определенных взглядов и совместными усилиями защищающих их, создают бюрократическую систему, члены которой занимаются политической деятельностью как профессией. Именно так сформировались большинство политических партий.

Развитие бюрократии при эволюции общества.

Хотя термин «бюрократия» возник только в 18 в., сами бюрократические структуры существовали задолго до этого.

Бюрократия начала развиваться уже в самых древних государствах, где происходила профессионализация управления. Бюрократизация управления была одной из отличительных черт Древнего Египта и Римской империи. Ярким примером бюрократической власти в добуржуазных обществах считается императорский Китай, где существовала экзаменационная система отбора кандидатов на пост чиновников, многозвенная иерархия чиновников разных рангов и огромная власть чиновников-бюрократов над подданными.

Хотя в эпоху буржуазных революций бюрократизм и пытались неоднократно уничтожить, построить систему управления без ее профессионализации обычно оказывалось невозможным. Поэтому до сих пор бюрократические структуры не только сохраняются, но даже усиливаются из-за усложнения процессов управления. Примерами бюрократии являются организация управления в правительстве, вооруженных силах, корпорациях, больницах, судах, школах и т.д.

В современную эпоху принято говорить о бюрократии «восточного» и «европейского» толка.

Бюрократия восточного типа встроена в систему государственного управления и является ее неотделимой частью. С помощью бюрократии правительство приобретает возможность контролировать все стороны жизни общества и постепенно ставит себя вне общества и над ним. Государство становится намного сильнее общества, формируется бюрократическое господство (власть-собственность). Вебер назвал этот тип бюрократии патримониальной .

В отличие от своего восточного аналога, европейская бюрократия хотя и связана с правительством, но не является его сутью. С самого начала своего развития в капиталистическую эпоху правительства в странах западноевропейской цивилизации находились под контролем общества, и этот контроль сдерживает формирование сильных бюрократических систем.

Хотя европейская бюрократия не претендует на захват политической власти, у нее находится множество противников.

Наиболее известными противниками бюрократии среди современных ученых считаются английский писатель и историк Сирил Паркинсон и американский социальный психолог Уоррен Беннис. Паркинсон известен публицистическими работами, в которых он высмеивал недостатки бюрократической организации. Одно из наиболее знаменитых его высказываний: «штат бюрократических организаций увеличивается обратно пропорционально объему проделанной работы». Беннис подходит к изучению бюрократии со строго научных позиций, предрекая провал бюрократии в связи с ее неспособностью решать непредвиденные ситуации и свести воедино организационные и индивидуальные цели. Какими бы устойчивыми ни были бюрократические системы, они постоянно развиваются и видоизменяются. Вебер, определяя идеальный тип бюрократии, вел речь только о формальной стороне этой системы, в то время как у нее существует и неформальная составляющая. Даже в тех организациях, где предписано советоваться только с коллегами, стоящими на более высоком уровне служебной иерархии, неформальные отношения часто оказываются сильнее принятых правил и постановлений. Этот неформальный аспект дает бюрократии возможность повысить гибкость системы в целом и снизить обезличенность процесса взаимодействия. С развитием новых средств коммуникации изменяется и отношение к строгой иерархии. В частности, электронная переписка по сети Интернет нарушает правило соподчиненности, представляя возможность обращаться к любому члену организации в обход принятой иерархии.

Требования современного мира приводят к тому, что возникают новые формы управления, которые, будучи бюрократическими в веберовском понимании с точки зрения их рациональности и эффективности, обладают, однако, характеристиками, отличными от традиционных бюрократических структур. Так, Беннис ввел понятие «адхократии», обозначая им быстро изменяющуюся адаптивную структуру, группу специалистов с различными профессиональными знаниями, подобранных в соответствии с конкретной ситуацией. Примером такой структуры могут быть японские «кружки качества». В отличие от традиционной бюрократии, здесь нет четкой вертикальной иерархии и разделения труда, формальные отношения сведены к минимуму, а специализация не функциональная, а содержательная. Подобного рода гибкие организационные структуры, почти исключающие бюрократизм, пользуются все большей популярностью в современном бизнесе. Однако правительственное управление остается все еще «рассадником» бюрократии.

Развитие бюрократии в России.

Система управления, в которой карьера зависит от личных профессиональных качеств, возникла еще в допетровской России. Когда в 16 в. в Московском государстве начали возникать функционально-специализированные органы государственного управления, «приказы », то работающие в них незнатные дьяки постепенно стали играть не менее важную роль, чем знатные бояре. «Приказные» чиновники сильно отличались от обрисованного Вебером идеального западного чиновника (табл. 1). Многие из этих особенностей устойчиво сохранялись и в последующие века.

Таблица 1. ОСОБЕННОСТИ БЮРОКРАТИИ В РОССИИ
Характеристики идеального западного чиновника Характеристики российского «приказного» 17 в. Изменение характеристик российского чиновничества
Чиновник считается слугой общества Чиновник стоит над обществом и навязывает подданным волю правящей элиты Чиновники постоянно рассматриваются как стоящие над обществом
Свобода выбора службы Обязательность службы С 1762 служба становится личным выбором
Служебная иерархия Отсутствие единой иерархии государственных служащих В 1722 создана единая служебная иерархия
Служебная специализация и профессиональная компетентность Чиновник может исполнять обязанности в разных профессиональных сферах Профессиональная специализация чиновников закрепилась в 19 в.
Вознаграждается стабильным денежным окладом Основной доход – поборы с просителей, жалование не фиксировано и выдается не регулярно К 1763 завершается перевод чиновников на постоянное жалование
Продвижение по службе согласно твердым критериям (прежде всего, в зависимости от квалификации) Продвигается по службе согласно стажу, происхождению и усмотрению начальства. Постоянно сохраняется зависимость служебной карьеры от качеств, не связанных с профессиональной компетентностью
Подлежит единой служебной дисциплине Отсутствие единых дисциплинарных требований Дисциплинарные требования различны для чиновников разных рангов
Поддерживает безличностные, формально-рациональные отношения с коллегами и с управляемыми Поддерживает глубоко личностные служебные отношения Постоянно воспроизводится личностный характер служебных отношений
Составлено по: Миронов Б.Н. Социальная история России . СПб, «Дмитрий Буланин», 2003, т. 2

Новый импульс развитию бюрократии в России был дан реформами Петра I , который стремился, ориентируясь на опыт стран Западной Европы, заменить потомственных бояр профессиональными чиновниками. Высшими бюрократическими органами стали Сенат, пришедший на смену боярской Думе, и коллегии, которые заменяли прежние приказы. Стремясь законодательно зафиксировать происходящие с аппаратом управления изменения, Петр I подписал Генеральный регламент коллегий (1720). Этот документ содержал правила функционирования государственного аппарата как бюрократической организации: выстраивал иерархию, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих. Дополнительная проработка принципа иерархии была проведена посредством Табеля о рангах (1722), который устанавливал иерархию служащих и правила продвижения по служебной лестнице. Наконец, в 1763 повсеместно было введено регулярное жалование для чиновников.

Хотя Россия всегда считалась страной бюрократов, их доля в общей численности населения была невелика (табл. 2) – ниже, чем в развитых странах Западной Европы. По своим характеристикам бюрократия императорской России тяготела к восточному варианту: была подконтрольна вышестоящим чиновникам, но не обществу, отличалась коррумпированностью и невысокой эффективностью. Кроме того, в российской бюрократии неформальные отношения часто выходили на первый план, из-за чего отсутствовала как четкая профессиональная специализация, так и зависимость продвижения чиновника по службе от служебной компетентности.

Таблица 2. ОТНОСИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧИНОВНИКОВ В РОССИИ / СССР
Период Количество чиновников на 1 тыс. человек населения
Конец 17 в. 0,4
Конец 18 в. 0,6
1857 2,0
1897 1,2
1913 1,6
1922 5,2
1928 6,9
1940 9,5
1950 10,2
1985 8,7

Первый бюрократ - чиновник Древнего Египта.

БЮРОКРАТИЯ (от франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть) - 1) высший чиновничий аппарат, администрация; 2) система управления, основанная на формализме, превалировании формального над сущностным, на административной волоките.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 60.

Структуры бюрократические организационные

СТРУКТУРЫ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ - структуры управления организацией, компанией, в которых проблемы и задачи разбиваются на множество мелких составляющих по отдельным направлениям. Каждый специалист решает свою задачу как нечто обособленное от реальных задач, стоящих перед организацией в целом. При этом руководитель вышестоящего уровня должен решать, насколько эти частные задачи соответствуют задачам всей организации. Технические методы и средства решения задач, права и обязанности каждого функционального элемента механистической системы заранее определены, регламентированы.

Бюрократия (Ильичев, 1983)

БЮРОКРАТИЯ (франц. bureaucratic, буквально - господство канцелярии, от французского bureau - бюро, канцелярия и греческого κράτος - сила, власть, господство), специфическая форма социальных организаций в обществе (политическая, экономическая, идеологическая и др.), существо которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации, в главенстве формы над содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления; ведёт к возникновению привилегированного слоя, оторванного от масс и стоящего над ними (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 33, с. 115). Бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы...

Бюрократия (Акмалова, 2011)

БЮРОКРАТИЯ. Сложное, противоречивое общественно-политическое явление, специфическая форма универсально организационного строения общества и государства. Возникновение бюрократии связано с генезисом государства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осуществляет функцию управления общества в целом (чиновники). Место бюрократии в системе управленческих отношений можно определять как среднее, промежуточное между политической элитой и населением, социальными общностями людей.

Бюрократия (НФЭ, 2010)

БЮРОКРАТИЯ (фр. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть) - организация профессиональных государственных служащих, предназначенная для квалифицированного эффективного исполнения общественной политики. Одним из первых критиков бюрократии был К. Маркс, который обратил внимание на то, что она связана с потерей организацией содержательной цели своей деятельности, с ее подчинением задаче самосохранения и укрепления, с превращением государственных целей в канцелярские, а канцелярских - в государственные (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 270-271). Начиная с М.

Бюрократизм (Головин, 2001)

БЮРОКРАТИЗМ - в психологическом аспекте - явление, возникающее в условиях внеэкономических связей между обезличенным аппаратом управления и социальным объектом, исключающее воздействие на этот аппарат со стороны народа. Аппарат управления, превращаясь в сплоченную элиту, противодействует любым социальным изменениям либо стремится адаптироваться к ним, сохраняя имеющиеся рычаги власти. Может проявляться на любом уровне функционирования общественного устройства: на уровне организаций, первичных подразделений.

Бюрократия (Чубарьян, 2014)

БЮРОКРАТИЯ [фр. bureaucratie < фр. bureau бюро, канцелярия + гр. kratos власть, букв, господство канцелярии] - 1) специфическая форма политических, экономических, идеологических и др. социальных организаций, для которых характерными чертами являются произвол, подчинение правил и задач деятельности организации прежде всего целям ее сохранения и укрепления; своеобразный социальный организм; 2) система управления, осуществляемого с помощью аппарата власти, обладающего специфическими функциями и привилегиями; 3) слой людей (чиновников), служащих в различных звеньях государственного аппарата и неразрывно связанных с системой государственного управления. Бюрократии свойственны иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, произвол, авторитаризм и конформизм. 4) синоним бюрократизма - отчуждение государственного аппарата по отношению к обществу, превращение средств административной деятельности в самоцель; канцелярщина, бездушность, рутина, служебная волокита...

Бюрократия (Лопухов, 2013)

БЮРОКРАТИЯ - система государственного управления, когда вследствие неразвитости гражданского общества фактическая власть в государстве принадлежит высшему чиновничеству и обслуживающей его номенклатуре, слой людей (чиновников), служащих в различных звеньях государственного аппарата и неразрывно связанных с системой государственного управления. Существование государственной бюрократии - неизбежное и необходимое условие функционирования органов государственной власти, вызванное расширением и усложнением содержания их работ, обязанностью владеть информацией, готовить государственные решения, осуществлять разносторонний контроль и т. д. Это делает значительную часть общества и высшие инстанции власти зависимыми от аппарата. Зависимость эта тем больше, чем менее демократично общество. Сам же аппарат власти, обладающий специфическими функциями и привилегиями, выступает как достаточно автономный и самовластный организм...

Бюрократия (Орлов, 2012)

БЮРОКРАТИЯ - 1) совокупность лиц, профессионально занимающихся управлением (чиновничество), ответственных перед государственным руководством и живущих за счет полученной заработной платы (жалованье); 2) система управления государством через аппарат чиновников.

22.05.2018 3 611 0 Игорь

Психология и общество

Бюрократия – неизбежный и закономерный спутник любого процесса в обществе, построенном на принципе централизации власти. Но она всегда вызывает недовольство и даже негодование со стороны населения, вызванные ожиданием в многочасовых очередях с целью получения необходимых справок и документов, безрезультатными попытками получить решение какого-либо вопроса от органов управления и государственной власти, канцелярской волокитой, непрекращающейся бумажной работой, которая подменяет реальную необходимую помощь населению. Что означает бюрократия простыми словами?

Содержание:



Что такое бюрократия?

Бюрократия (от французского « bureau» – бюро, канцелярия и греческого «kratoc» – господство, власть) – это управленческая функция государства, в основе которой лежит четкая вертикальная иерархия для выполнения наиболее эффективным способом поставленных перед государством задач. В осуществление этой функции включены абсолютно все государственные органы управления. Бюрократия несет в себе негативную окраску, тем не менее она существует во всех странах, власть в которых сосредоточена в руках органов центральной правительственной власти. Она выгодна для государства по следующим причинам:

  • является своеобразным инструментом для манипулирования обществом;
  • позволяет держать население страны на коротком поводке, не давая возможности проявлять лидерские способности.

В настоящее время бюрократия получила более широкое распространение, став использоваться не только в сфере государственного управления, но и для описания способа управления какого-либо крупного предприятия или корпорации с большим и разветвленным штатом менеджеров. Бюрократия стала применяться по отношению к таким сферам профессиональной деятельности как корпоративная, профсоюзная, церковная и т.д. Бюрократию характеризуют:

  • «вертикальные» информационные потоки;
  • формализованные способы принятия решений;
  • претензии на особый статус в обществе.

Как появилась?

Бюрократия появилась одновременно с появлением письменности в Древнем мире (Египет и Шумер). В период жизни Конфуция были реализованы первые задумки сложной бюрократической системы. Позже она появилась в Древнем Риме и Византийской империи, которые были странами с тотальным контролем над обществом.

Родоначальником термина «бюрократия» считается французский экономист Винсент де Гурнэ, который ввел это понятие в обращение в 1745 году, обозначив с его помощью исполнительную власть в обществе. Немного позже немецкий социолог, экономист и историк Макс Вебер занялся научным всесторонним исследованием такого феномена, как бюрократия.




Преимущества и недостатки

Плюсы и минусы бюрократии носят условный характер: для кого-то плюсы являются явными минусами, а минусы – плюсами. Рассмотрим преимущества и недостатки бюрократии, которые затрагивают интересы всего общества.

Преимущества:

  1. Четко построенная иерархия органов управления, которая корректирует их деятельность, предписывает строгий порядок во всем, ведет общество или организацию к более высокому уровню развития;
  2. Строгое распределение обязанностей, когда каждый отвечает за свой участок работы и не лезет в чужой, что ведет к повышению эффективности и производительности труда;
  3. Обеспечение принципа единства правил для всех граждан, независимо от их статуса и уровня жизни, что ведет к ощущению чувства справедливости и равенства всех перед законом;
  4. Осуществление координации на основе принципа сверху, что ведет к снижению текучести кадров.

Недостатки:

  1. Жесткость в необходимости принятия норм и стандартов поведения, невозможность в решении насущных вопросов коллективным голосованием, все решения принимаются сверху, навязываются, большинство должно придерживаться мнения меньшинства, которое является истиной последней инстанции;
  2. Односторонний подход к поиску вариантов решения вопросов, отсутствие выбора альтернативы в качестве нахождения наилучшего решения;
  3. Отсутствие искренности, открытости, доброжелательности в человеческих отношениях, поскольку сфера управления регламентируется строго установленными правилами поведения, из-за чего люди приходят к выводу, что с ними обращаются плохо, невнимательно и не по-человечески;
  4. Неприветствие выдвижения новых идей и новаторства в целом, неприятие тех, кто стремится к чему-то новому и более совершенному;
  5. Попытка контролировать всех сотрудников с помощью жесткой дисциплины.

Можно сделать вывод, что минусов больше, поэтому бюрократия и вызывает всегда негативную реакцию со стороны населения. Тем не менее она неизбежна и вряд ли сойдет на нет в ближайшей перспективе, ведь ее основная цель – подчинить себе общество.

Теория рациональной бюрократии М. Вебера

М. Вебер разрабатывал теорию, согласно которой каждая новая эпоха жизни общества влечет за собой возрастание роли организационного фактора. Он изучал основы индустриального общества, структуру которого лучше всего понять помогает теория бюрократической организации. Бюрократия по М.Веберу – аналог индустриальной организационной формы и она является воплощением рациональности в управлении обществом.

Основная причина появления бюрократии во всех сферах общественной жизни – это процессы экономической и политической концентрации. Эти идеи М.Вебера очень близки марксистской теории, в которой К. Маркс подчеркивал, что капитализм основан на отделении работника, производителя от используемых ним средств производства и производительной деятельности в целом. Откуда и возникает необходимости в посреднической деятельности между самим производителем и орудиями труда, выполнение которой берут на себя органы управления. В их основе лежит бюрократический принцип. Теорию М.Вебера о рациональной бюрократии по этой причине называют функционалистской.

Два типа бюрократии по М.Веберу:

  1. Патримониальная – свойственна для традиционного общества. Ее отличительная особенность – иррациональность.
  2. Рациональная – присуща для капитализма.

В традиционном обществе все подчиняется традициям, поэтому бюрократия носит авторитарный характер, в ней нет формально-рационального начала. По-другому обстоит дело в современном мире, где в государствах и управляющие (бюрократия), и подчиненные (граждане) подчиняются не отдельным личностям, а законам. Главная идея М.Вебера: представление современной бюрократии в качестве структуры управления. Поскольку общество преследует неуклонную рационализацию всех сфер общественной жизни, то это ведет к постоянному возрастанию роли и значения бюрократии в таком обществе.

Рационализм бюрократии М.Вебер характеризует следующими признаками:

  • Личной ответственностью каждого за свой участок работы;
  • Жесткой координацией для достижения общих организационных целей;
  • Оптимальным действием безличных правил;
  • Четко построенной иерархической зависимостью.




Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру

Основная идея в теории бюрократии Мертона и Гоулднера – это побочные эффекты бюрократии, связанные с появлением в обществе ее дисфункции, проявляющейся в подмене целей деятельности ее средствами. В результате все преимущества, связанные с бюрократией, становятся тормозом на пути к рациональному поведению. Такое рациональное организационное устройство как бюрократия порождает внутри себя иррациональные элементы. Р.Мертон выделял следующие негативные проявления бюрократии в обществе :

  • Люди утрачивают способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными свыше;
  • Представители бюрократии отказываются от креативного и неординарного мышления, личностного роста и развития;
  • По причине беспрекословного следования формальным правилам и разработанным руководствам к действию их соблюдение выносится на первый план и становится наиболее важной задачей организационной деятельности;
  • Руководящие должности занимают безволевые личности, которые имеют стереотипное мышление, с отсутствием воображения и творческого потенциала, гибкости и лояльности в применении официальных норм;
  • Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство все тех, кто имеет доступ к власти;
  • Вся бюрократическая каста становится замкнутой;
  • Решение всех вопросов происходит без учета ситуации, которая сложилась в данный момент времени;
  • Безнаказанность бюрократической системы, поскольку есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
  • Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.

Гоулднер развивал идеи Вебера и выделил два типа бюрократии :

  1. Представительная: основной опорой власти являются ее знания и умения;
  2. Авторитарная: опора на санкции, прав тот, кто имеет власть, власть и есть закон, повиновение становится самоцелью.

Социология является наукой, в которой тема бюрократии наиболее разработана.

Причина: проникновение бюрократии во все сферы общественной жизни. А. Тоффлер считает, что бюрократия имеет три основные черты : стабильность, иерархия, разделение труда .

Социология обосновывает тот факт, что единственной перспективой развития общества является бюрократия, поскольку она – наиболее работоспособная и приемлемая форма управления. И главной задачей современного управления становится изменение роли бюрократии на основе руководства теми принципами, которые разработал в свое время М.Вебер. Достижение этой цели возможно при изменении установок представителей бюрократии и провозглашении корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

Достичь эту цель предоставляется возможным только в случае изменения целевых установок бюрократов и руководства принципом соотношения их благополучия и карьерных достижений с конечным итогом организационной деятельности.

Типы бюрократии

Классическая или аппаратная

Соответствует модели, которая построена М.Вебером. Для этого типа характерно минимальное использование работниками собственных знаний и опыта в управлении, нежелание повышать свою квалификацию, поскольку основной обязанностью является четкое выполнение своих функций, а роль управленцев в организации очерчена строгими рамками.

Аппаратная бюрократия характерна для:

  • министерств и ведомств;
  • учреждений государственного или муниципального управления;
  • организаций со стабильной структурой и нединамичными отношениями с макросредой.

Основные достоинства:

  • Стабильность и отсутствие хаоса;
  • Четкая специализация;
  • Унификация и стандартизация всех процессов, что уменьшает вероятность ошибок и промахов;
  • Гарантия надежности управления;
  • Формальные правила и нормы обеспечивают слаженность деятельности.

Недостатки:

  • Ведет к бюрократизму;
  • Отсутствие стимулов и мотивационных механизмов деятельности;
  • Игнорирование умственных способностей и особенностей психики работников;
  • Принятие неадекватных и несвоевременных решений из-за неэффективности этого типа бюрократии в условиях динамичности и неопределенности окружающей среды в случае возникновения нестандартных ситуаций.

Профессиональная

Деятельность управленцев по-прежнему ограничена ролевыми рамками, но предполагает наличия глубоких профессиональных знаний в специальных областях деятельности.



По сравнению с аппаратной бюрократией профессиональная:

  • Имеет более высокую степень компетентности;
  • Учитывает не только сам управленческий процесс, но и условия его осуществления;
  • Обладает меньшей формализованностью;
  • Имеет большую свободу в принятии решений в рамках своей деятельности, поскольку высшее руководство не настолько компетентно в решении узкого круга специфических вопросов;
  • Использует группирование рабочих мест по функциональному и иерархическому принципу.

Преимущества:

  • Позволяет решать неординарные задачи, поскольку требует от исполнителей глубоких профессиональных знаний;
  • Повышение мотивации работников в решение не только личных вопросов, а групповых и общих;
  • Меньший контроль со стороны высшего руководства, что дает свободу в проявлении творческих способностей.

Недостатки:

  • Требует больших вложений в постоянное повышение образовательного уровня работников;
  • Снижение эффективности в условиях неизменности внешней среды;
  • Необходимости применения более сложных форм применения власти: использование, кроме принудительной и вознаградительной, экспертной и информационной власти.

Адхократия (от латинского «ad hoc» – специальный и греческого «kratos» – власть)

Возникла относительно недавно в начале 70-х годов ХХ века. Это понятие применил А. Тоффлер для организационной структуры временных рабочих групп, которые создаются для решения какой-то одной задачи или выполнения одного проекта.

Адхократия является аппаратом управления, который состоит из профессионалов, четко выполняющих свои функциональные обязанности. Это своеобразная адаптивная структура, способная к быстрым изменениям в зависимости от круга вопросов, которые необходимо решить в данный момент. Каждый раз подбираются специалисты с необходимыми в данной ситуации знаниями. Адхократия в отличие от двух предыдущих типов бюрократии:

  • Не имеет строгого разделения труд и четкой иерархии;
  • Обладает минимальной формализацией деятельности;
  • Способна к быстрому реагированию на изменения во внешней среде.

Важно! Девиз этого типа бюрократии: максимум гибкости и адаптивности. Адхократия не имеет большинства недостатков, присущих классическому и профессиональному типам. Ее эффективность в современных условиях гораздо выше и за ней перспективное будущее.

Система ценностей адхократии представлена карьерными амбициями, самоидентификацией работников с организацией, служением организации для достижения собственных целей.

Основные признаки бюрократии:



Бюрократия и бюрократизм в России

Бытует распространенное мнение, что Россия – бюрократическая страна. Но оно не подтверждено никакими статистическими данными, поскольку число чиновников в нашей стране меньше, чем в развитых странах Европы.

В таблице представлены данные о количестве чиновников на 10000 населения в различных странах.

Страна

Число чиновников на 10 тыс.населения

Россия

Румыния

Германия

Норвегия

США

Франция

Несмотря на нехватку работников государственных служб, в РФ существует огромная проблема неэффективной деятельности бюрократической системы, так называемого бюрократизма. Причина кроется в русском менталитете, в основе которого лежит ориентация при приеме на работу не на профессионализм и знания, а на наличие связей (кумовство).

Бюрократизм пронизывает все сферы деятельности, из-за чего очень сильно страдает качество оказываемых услуг. Сегодня в России все усилия направлены на повышение эффективности бюрократической системы с помощью применения информационных технологий, облегчающих доступ обычного населения к государственным услугам и уменьшающих бумажную волокиту.

Что еще почитать