Что такое литургия в переводе на русский. Варианты литургии в византийском обряде

Основной церковной службой в православной церкви является Божественная литургия. Что это такое прекрасно знали наши предки, правда, называли они ее обедней. У католиков она именуется мессой.

Истоки этого богослужения уходят в раннее христианство. С тех пор прошло много времени, претерпела внешние изменения сама церковь, но основа литургии и ее символика остались прежними.

Развитие христианского богослужения

Традиция богослужения ведет свое начало еще с ветхозаветных времен. Именно так воспринимали ее первые христиане, считавшиеся в глазах общества иудейской сектой. Это было объяснимо - Святые Апостолы были выходцами из Палестины, получили еврейское воспитание и следовали заветам предков.

Но именно тогда, в годы первых проповедей, отраженных в Деяниях Апостолов, начинается история современной службы.

Проповедь и евхаристия

Последователи учения Христа находились в римской Империи далеко не на привилегированном положении. Они были объектом гонений, поэтому их собрания проходили тайно. Для собраний выбирался чей-то дом или даже кладбище, последнее давало временную неприкосновенность находящимся на нем согласно римским законам.

Поначалу проживавшие на территории Палестины христиане свободно посещали иерусалимский Храм. Эта практика была прекращена после Иудейской войны, когда Иерусалим был разрушен римскими войсками, а между иудеями и христианами произошел окончательный разрыв.

Апостолы Павел и Варнава во время своих миссий пришли к выводу, что обращенных язычников не нужно склонять к соблюдению Закона Моисея. Это касалось как повседневной жизни, так и богослужения. Апостолы считали, что новое учение предназначено для всех людей, вне зависимости от их происхождения. В рамки иудаизма и Храма оно уместиться в принципе не могло, да это было и не нужно. Считалось, что служить Господу можно во всем мире.

Первые службы представляли собой чтение псалмов, молитвы, проповедь и воспоминание о Тайной Вечере. Последнее наиболее важно - это было воспоминанием о событиях, предшествовавших казни Христа. Оно сопровождалось преломлением хлеба и вкушением вина, которые символизировали тело и кровь Господню. Позже это станет таинством, называемым Евхаристией.

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.

В Евангелии от Луки упоминается и продолжение его слов - «сие творите в Мое воспоминание ».

С тех пор вкушение тела и крови Христовой является неотъемлемой частью богослужения.

Развитие в первые века

Распространяясь по Средиземноморью, христианство все больше приобретало черты всемирного учения. Этому способствовала греческая философия, органично вошедшая в богословские труды апологетов.

Богослужебный обряд тоже приобретает эллинские черты. Например, хоровое пение, сопровождающее службу, идет именно с Балкан. Постепенно выделяется группа служителей Церкви, причем соблюдается преемственность рукоположения. Несмотря на то что обряд в своих ключевых чертах следовал службе в иерусалимском Храме, в него вкладывался иной смысл. Важными отличиями христианского богослужения от иудейского являются следующие:

  1. неприятие кровавой жертвы - хотя алтарь присутствует;
  2. доступность рукоположения для любого христианина, а не для потомков Аарона;
  3. местом служения может быть весь мир;
  4. расширились временные рамки службы - христиане молились и ночью.

Подобное отношение к службе не было случайным. Иудей считался праведным постольку, поскольку соблюдал Закон Моисеев и был верен его букве. Христианин следовал не букве, а духу, и более важным для него была сама вера.

После легализации вероучения при Константине Великом христианам были подарены здания храмов, и богослужение начинает развиваться в современном направлении. Появляется служба по часам, утверждается список таинств, систематизируются требы - Крещение, Венчание, Помазание, входит в практику накануне Пасхи. Но центральным таинством так и остается Евхаристия, ставшая основой Божественной литургии.

Структура и практика служб

Чтобы иметь представление о том, по какому принципу строится расписание богослужений, стоит вспомнить, что оно имеет истоки в Ветхом Завете, и сутки в Церкви исчисляются несколько иначе. Они начинаются в 6 часов вечера, а не в полночь.

Понятие о богослужебных часах

Часами в богослужении называется молитва , приуроченная к определенному времени суток. В храме она занимает около пятнадцати минут и призвана оторвать внимание молящегося от повседневных забот. Эта практика ведет свое начало с древности: известно, что апостолы молились в установленные для этого часы.

Суточный круг богослужений можно представить так:

Слово «стража» употреблялось еще в древнем Израиле - по такому расписанию менялась охрана у населенных пунктов. Время тогда определяли по положению солнца над горизонтом, но в современной практике чаще пользуются обычными часами.

Между молитвами, приуроченными ко времени, и совершается то или иное богослужение.

Суточные богослужения и их названия

Условно все богослужения в церкви можно поделить на:

  1. вечерние;
  2. утренние;
  3. дневные.

К первым относятся вечерня и повечерие. Начинается вечерня в 17 часов, то есть за час до начала новых суток. Соответственно, повечерие проводится с 21 часа. Ночными считаются полунощница и утреня, и заканчиваются они молитвой первого часа, совершаемой в 7 утра. Дневная молитва читается в 9, 12 и 15 часов (называются они, соответственно, Третий, Шестый и Девятый часы).

Литургия изначально проводилась перед вечерней - в раннем христианстве это было распространенной практикой, как и ночные богослужения. В более позднее время ее перенесли на утро, и сейчас она проходит с 9 до обеда. Строго постановления на этот счет нет, поэтому, чтобы узнать, когда служат литургию в конкретном храме, лучше посмотреть расписание богослужений.

В зависимости от постов, праздников и особых дат службы могут отличаться. Так, перед Пасхой проходит всенощное бдение, объединяющее в себе вечерню, повечерие и полунощницу.

Литургия не проводится в некоторые дни - например, в Страстную пятницу. Вместо этого читаются изобразительные - служба, при которой песнопения повторяют литургические, но таинство Евхаристии не совершается.

Содержание и последовательность литургии

В отличие от вечерних и ночных служб литургия совершается почти ежедневно, за исключением некоторых дней Великого и Рождественского поста, среды и пятницы Сырной седмицы (неделя перед Великим постом) и еще ряда дней.

Последование таинства Евхаристии

В течение этой службы вспоминают всю жизнь Христа, от Рождества до смерти на кресте. Делится она на три части, каждая из которых служится по особому чину:

  1. Проскомидия.
  2. Литургия оглашенных.
  3. Литургия верных.

В первой части иерей за закрытыми дверями алтаря подготавливает хлеб и вино для Причащения, читает молитвы за здравие и упокой членов Церкви. Этой молитвой стоит заняться и прихожанам. Когда приготовление заканчивается, идет чтение Третьих и Шестых часов, на который вспоминают Рождество Христа и пророчества об этом.

Некоторые ошибочно считают, что первая часть - это некая литургия о здравии. Что это такое, не совсем понятно: во время приготовления Даров читаются молитвы и за здравие, и за упокой, чтится память святых, пророков и апостолов.

Литургия оглашенных призвана приготовить молящихся к таинству. Названа она так потому, что в древности на нее ходили люди, не принявшие Крещения, но готовящиеся к нему. Их и называли оглашенными.

Начинается она с антифонного пения гимна «Единородный Сыне». Затем идет малый вход с Евангелием, а за ним - пения и чтения. Пение псалмов, называемое прокименом, предваряет чтение Апостола, после которого идет Проповедь. Чередование со стихами из Псалтири стоит перед чтением Евангелия. После этого опять следует Проповедь.

Завершается эта часть литургии ектенией - молитвенным прошением, исполняемым священником и хором. Это узнаваемая часть богослужения - на каждый стих, зачитанный священником, хор отвечает пением «Господи, помилуй», «Тебе, Господи» или «Аминь». Прихожане в это время осеняют себя крестным знамением.

В древности после этого оглашенные уходили, а двери храма закрывались для продолжения. Сейчас этого не делают, но некрещеные в дальнейшей службе участия не принимают.

Литургия верных начинается с пения Херувимской песни, во время которой осуществляется Великий вход. Открываются Царские врата алтаря, диакон обходит с кадилом престол, алтарь, иконостас, священника, народ. При этом он читает Псалом 50. Вино и хлеб переносятся с жертвенника на престол, после чего врата закрываются.

После вынесения Даров читают Символ Веры. Делается это всеми прихожанами, а перед произнесением Символа Веры нужно перекреститься.

Далее следует самая древняя и основная часть литургии - анафора. В православных церквях она представляет собой евхаристическую молитву, состоящую из пяти частей и читаемую священником. Порядок ее чтения таков:

  1. Вступление, или префация;
  2. Санктус;
  3. Анамнезис - воспоминание о Тайной Вечере;
  4. Эпиклеза - призывание Святого духа на освящение Даров;
  5. Интерцессия - ходатайство за живых и усопших.

Во время анафоры происходит переложение, или пресуществление Даров - они становятся Телом и Кровью Христовыми.

После анафоры читается «Отче наш», и начинается само Причащение. Детей на него можно водить просто так, а вот взрослым следует предварительно исповедоваться и держать трехдневный пост. Первым причащается духовенство, за ним следуют мужчины, а в конце - женщины и дети.

В конце службы прихожане целуют напрестольный крест.

Символическое значение литургии

Как уже было сказано ранее, литургия воспроизводит основные моменты земной жизни Христа. Некоторые богословы рассматривают ее как вневременное воспоминание. Каждое литургическое действие несет в себе не один смысл. Так, на проскомидии вино разбавляют водой - это прямая отсылка к тому моменту, когда один из воинов пронзил распятого Христа копьем, и из отверстия полилась кровь и вода. Инструмент, которым на проскомидии отрезают частицы от просфор, называется копием и по форме напоминает то самое копье.

Сам жертвенник, на котором происходит проскомидия, является образом той пещеры, где родился Иисус, а дискос, куда укладывают частицы просфор, - Гробом Господним.

Сам ритуал воспроизводит древнее жертвоприношение с той лишь разницей, что жертва бескровна: кровь отдал за весь мир Иисус на кресте.

С той же точки зрения рассматривается и вся литургия. Так, Малый Вход на литургию оглашенных - это выход Христа на проповедь, которая и читается в этой части службы. Великий Вход символизирует страсти и смерть на кресте. Особое внимание уделяется воспоминанию Тайной Вечери - она и стала прообразом таинства Евхаристии.

Варианты литургии в византийском обряде

Традиционно сложилось так, что в православных храмах возможно проведение пяти видов литургии , но на практике чаще всего проводят три из них:

  • Литургия Иоанна Златоуста совершается, что называется, по умолчанию. Это классический вариант, который должен проходить по плану, изложенному в предыдущих главах. Единственное, что на сегодня переносится в конец богослужения - это проповедь. Она стала своеобразным напутственным словом, и ее темы многообразны, из-за чего ее длительность может и не уложиться в стандартные временные промежутки.
  • Литургия Василия Великого совершается десять раз в году - в Навечерие Рождества и Крещения Господня, в Великий пост и в день памяти святителя Василия Великого. Она отличается более длинными молитвами - сам святитель настаивал на свободной молитве. Перед чтением «Отче наш…» священник читает не «Достойно есть…», а «О Тебе радуется…» или праздничным задостойником.
  • Литургия Григория Двоеслова, или, как ее еще называют, Преждеосвященных Даров, служится только в дни Великого поста и нескольких праздников, если они попадают на этот период. Основным отличием такой литургии является отсутствие Проскомидии - причащение производится теми Дарами, что были освящены ранее. Происходит такая служба вечером.
  • Литургия апостола Иакова совершается некоторыми церквями в день его памяти. Ее основными отличиями являются положение священника - он стоит лицом к пастве, чтение тайных молитв вслух и причащение по частям: сперва священник дает мирянину частичку хлеба, а за ним диакон дает отпить вина.
  • Литургия апостола Иакова проводится в ряде приходов Русской православной церкви за рубежом. Отличием ее от других является формула Анафоры: Интерцессия в ней следует за Префацией.

Желающему посетить литургию следует знать, что бояться посещать храм не стоит. Но определенные правила соблюдать надо.

Накануне таинства необходимо покаяния. Для этого нужно подойти в храм за день, поговорить со священником и исповедаться. Перед походом в церковь соблюдается пост, а если позволяет здоровье, лучше вообще не есть.

Не стоит пропускать начало службы. Придя заранее, вы можете подать записки за здравие и упокой до Проскомидии, а также участвовать в молитве Третьего и Шестого часа. Пропускать Часы просто невежливо, в конце концов, Евхаристия - это не шаманский ритуал, а Таинство, при котором верующие принимают Тело и Кровь Христову.

Не нужно ходить по храму из угла в угол. Это мешает другим молиться.

Во время самого Причащения не следует толпиться около престола. К нему подходят, скрестив руки на груди, левую под правую, и назвав свое имя. Приняв Тело и Кровь, нужно поцеловать край чаши.

Женщинам перед причастием нужно воздержаться от декоративной косметики, в частности - от помады. Следы на ложке или покровце, которым вытирают губы после Причащения, испортят событие другим прихожанам.

Выходят со службы не раньше, чем произойдет целование креста и молитва.

Мы уже говорили, что литургия — главное, самое важное богослужение, во время него совершается Таинство Евхаристии , или Таинство причащения . Это Таинство впервые совершил Сам Господь наш Иисус Христос накануне Своих страданий, в Великий Четверг. Спаситель, собрав всех апостолов вместе, воздал хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его и преломил. Он дал его святым апостолам со словами: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Потом Он взял чашу с вином, благословил ее и дал апостолам, сказав: Пейте от нее все: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26, 28). Господь также заповедовал апостолам: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22, 19). Апостолы и после воскресения Христа и вознесения Его на Небо совершали Таинство причащения. Во время Евхаристии (греч. благодарение ) каждый раз реально совершается то, что Господь совершил на Тайной Вечери. Мы таинственно, под видом хлеба и вина, причащаемся Самого Божества — Тела и Крови Спасителя . Он в нас пребывает, и мы пребываем в Нем, как сказал Господь (см.: Ин 15, 5).

Евхаристия называется еще Бескровной жертвой , потому что она есть образ той жертвы, которую Господь Иисус Христос принес за нас на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на Небо, где воссел одесную Бога Отца. Жертва Христова была принесена один раз и повторяться не будет. С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают Бескровную жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови.

Ветхозаветные жертвоприношения были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха — главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира — основа нашей веры.

Святые Дары — это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек стремится причащаться достойно. Мы причащаемся во исцеление души и тела. Приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», — говорится в молитвах ко Святому причащению.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, как Господь вразумил одного юношу, Дмитрия Шепелева, и показал, что в святом причастии подается подлинное Тело Спасителя: «Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее в нем изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанные ему Святые Тайны» («Отечник»).

Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения Евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на Святые Дары. Да, Таинство причащения, Евхаристия — величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет в Крови Его (см.: Лк 22, 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, духовно воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин 6, 56) .

Происхождение литургии

Таинство причащения, Евхаристия, с древности получило также именование литургия , что с греческого переводится как общее дело, общее служение .

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать Таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба — Евхаристию. Христиане постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян 2, 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали Евхаристию по тому самому порядку, которому научил их Учитель. В апостольские времена Евхаристия была соединена с так называемыми агапами , или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I-II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Какие бывают литургии

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова . В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка . В Антиохии — литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Все эти литургии едины по своему смыслу и значению, но отличаются текстами молитв, которые возносит священник при освящении Святых Даров.

Сейчас в практике Русской Православной Церкви обычно совершаются три чина литургии . Это литургия святителя Иоанна Златоуста, литургия святителя Василия Великого и литургия святителя Григория Двоеслова .

Эта литургия совершается во все дни года, кроме первых пяти воскресений Великого поста и будничных великопостных дней. Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого , но сократил некоторые молитвы.

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель Василий Великий просил у Бога «дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре Василий, проникшись восторгом и божественным трепетом, начал возглашать: “Да исполнятся уста моя хваления”, “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от Святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году :

накануне Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский Сочельники), в день памяти святителя Василия Великого 1 января (14 января по новому стилю), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и в Великую Субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова, или литургия Преждеосвященных Даров

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост — время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключаются всякая праздничность и торжественность. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров . Святые Дары, которыми причащаются верующие, освящаются на литургии в воскресенье.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова (23 октября по старому стилю) служится литургия по его чину.

Последовательность и символическое значение литургии

Порядок совершения полной литургии (то есть не литургии Преждеосвященных Даров) таков. Вначале приготовляется вещество для совершения Евхаристии. Затем верующие готовятся к Таинству. И, наконец, совершается само Таинство — освящение Святых Даров и причащение верующих. Божественная литургия, таким образом, имеет три части: проскомидия; литургия оглашенных; литургия верных .

Проскомидия

Слово это греческое и в переводе означает принесение . В древности члены первохристианской общины сами приносили перед литургией все нужное для Таинства: хлеб и вино. Хлеб, употребляемый при совершении литургии, имеет название просфоры, что значит приношение (в древности сами христиане приносили хлебы на литургию). В Православной Церкви Евхаристия совершается на просфорах, приготовленных из квасного (дрожжевого) теста.

Для проскомидии употребляется пять просфор в память о чудесном насыщении Христом пяти тысяч человек.

Для причащения употребляется одна просфора (агничная). Ибо и Господь причастил апостолов, преломив и раздав один хлеб. Святой апостол Павел пишет: один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор 10, 17). Агнец раздробляется после преложения Святых Даров, и им причащаются священнослужители и все готовившиеся к причастию. Вино при совершении литургии употребляется красное, виноградное, так как оно напоминает цвет крови. Вино смешивается с небольшим количеством воды в знак того, что из прободенного ребра Спасителя истекли кровь и вода.

Проскомидия совершается в самом начале литургии в алтаре во время чтения чтецом часов. Возглас «Благословен Бог наш» , предваряющий чтение третьего часа , является также начальным возгласом проскомидии. Перед литургией совершается последование третьего и шестого часов .

Проскомидия — очень важная часть Божественной литургии, и приготовление Даров для освящения имеет глубокое символическое значение.

Напомним: проскомидия совершается на жертвеннике .

Из Агничной просфоры священник специальным ножом, который называется копием , вырезает середину в форме куба. Эта часть просфоры имеет название Агнец в знак того, что Господь, как Непорочный Агнец, был заклан за наши грехи. С нижней части Агнец надрезается крестообразно со словами: «Жрется (то есть приносится в жертву) Агнец Божий вземляй грехи мира, за мирской живот (жизнь) и спасение». Священник копием прободает правую сторону Агнца, произнося слова: один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (Ин 19, 34-35).

С этими словами вливается в потир вино, смешанное с водой. Приготовление Даров на проскомидии имеет несколько значений. Тут вспоминается рождение Спасителя, пришествие Его в мир и, конечно же, Голгофская жертва на Кресте, а также погребение.

Приготовленный Агнец и частицы, вынутые из четырех других просфор, символизируют всю полноту Церкви небесной и земной. После приготовления Агнца он полагается на дискосе.

Священник из второй просфоры вынимает треугольную частицу в честь Пресвятой Богородицы и полагает ее по правую сторону от Агнца. Из третьей просфоры вынимаются частицы в честь святого Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, святых, чья память совершается Церковью в этот день, родителей Богородицы, святых праведных Иоакима и Анны, и того святителя, чья литургия совершается.

Из двух следующих просфор вынимаются частицы за живых и усопших православных христиан.

В алтарь на проскомидию верующие подают записки о здравии и о упокоении. За людей, чьи имена содержатся в записках, также вынимают частицы.

Все частицы полагают в определенном порядке на дискосе.

Священник, покадив, ставит на дискосе над Агнцем и частицами звездицу. Дискос знаменует и вифлеемскую пещеру, и Голгофу, звездица — звезду над пещерой и крест. Священник кадит специальные покровцы и полагает их поверх дискоса и потира в знак того, что Христа положили во гробе и повили Его тело пеленами. Эти пелены также символизируют пелены рождественские.

Значение поминовения на проскомидии

В конце Божественной литургии, после причащения верующих, священник всыпает частицы, вынутые из просфор на проскомидии, в святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» .

Молитва на проскомидии о здравии и упокоении с изъятием за них частиц, а потом погружение их в потир — высшее поминовение в Церкви. За них приносится Бескровная жертва. Они тоже участвуют в литургии.

У мощей святителя Феодосия Черниговского нес послушание иеромонах Алексий (1840-1917), будущий старец Голосеевского скита Киево-Печерской лавры (ныне прославлен как местночтимый святой). Он утомился и задремал у раки. Во сне ему явился святитель Феодосий и поблагодарил за труды. Он попросил помянуть на литургии его родителей, иерея Никиту и матушку Марию. Когда иеромонах Алексий спросил святого, как он может просить молитв священника, когда сам стоит перед Престолом Божиим, святитель Феодосий сказал: «Приношение на литургии сильнее моих молитв».

Святитель Григорий Двоеслов рассказывает о том, что после смерти нерадивого монаха, страдавшего сребролюбием, он повелел отслужить по усопшему тридцать заупокойных литургий, а братии — творить общую молитву о нем. И вот после совершения последней литургии этот монах явился своему родному брату и сказал: «Доселе, брат, я жестоко и страшно страдал, теперь же мне хорошо и я нахожусь во свете».

Литургия оглашенных

Вторая часть литургии имеет название литургии оглашенных . В древности люди, чтобы принять святое крещение, проходили весьма длительную подготовку. Они изучали основы веры, ходили в церковь, но молиться на литургии они могли только до перенесения Даров с жертвенника на престол. Оглашенные, а также кающиеся, отлученные за тяжелые грехи от причастия, должны были выйти в притвор храма.

После возгласа священника: «Благословено Царство Отца, и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» — хор поет: «Аминь». Произносится мирная, или великая, ектения. Начинается она словами: «Миром Господу помолимся» . Слово «миром» говорит нам о том, что мы должны совершать моление в мире, примирившись с ближними, только тогда Господь примет наши молитвы.

Мирная ектения охватывает все стороны нашего бытия. Мы молимся: о мире всего мира, о святых церквях, о храме, где совершается служба, о епископах, пресвитерах, диаконах, о стране нашей, властях и воинах ее, о благорастворении воздухов и изобилии земных плодов, необходимых для пропитания. Здесь мы также просим у Бога помощи всем путешествующим, больным и находящимся в пленении.

Литургия — это общее дело , и молитва на ней совершается соборно, то есть всем верующим народом, «едиными устами и единым сердцем». Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20), — говорит нам Господь. И по уставу священник не может совершать литургию один, с ним должен молиться хотя бы один человек.

После великой ектении поются псалмы, называемые антифонами , так как их положено петь на двух клиросах попеременно. Псалмы пророка Давида входили в состав ветхозаветного богослужения и составляли значительную часть песнопений в службе первохристианской. После второго антифона всегда поется песнопение: «Единородный Сыне...» — о пришествии в мир Христа Спасителя, Его вочеловечении и искупительной жертве. Во время пения евангельских заповедей блаженства из Нагорной проповеди Христа открываются царские врата и совершается малый вход, или вход с Евангелием . Священник или диакон, возвышая Евангелие, знаменуя им в царских вратах крест, возглашает: «Премудрость, прости!» В переводе с греческого прости значит прямо . Это сказано как напоминание нам о том, что нужно быть внимательными в молитве, стоять прямо.

Также здесь говорится о той премудрости, которую несет нам Божественное Евангелие и проповедь Господа, ибо Евангелие выносится из алтаря в знамение того, что Христос вышел на проповедь и несет Благую весть миру.

После пения тропарей, посвященных празднику, данному дню, святым дня и храма, поется Трисвятое : «Святый Боже...» В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху и пасхальную седмицу, в день Святой Троицы, а также в субботу Лазареву и Великую вместо Трисвятого поется: «Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись). Аллилуиа». В древности оглашенные принимали крещение традиционно в эти праздники. В праздник Воздвижения Креста Господня и неделю Крестопоклонную Великого поста вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

К внимательному чтению Апостола и Евангелия нас готовят возгласы «Вонмем» и «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». После евангельского чтения следует сугубая (усиленная) ектения, на которой кроме различных молений о священноначалии, властях, воинстве и всех верующих происходит поименное поминовение тех, кто подал свои записки на литургию: их имена возглашают священнослужители, и весь народ вместе с ними молится о здравии и спасении рабов Божиих, «всех зде ныне поминаемых».

Во время сугубой ектении священник раскрывает на престоле святой антиминс .

После произнесенной сугубой ектении часто добавляется ектения об умерших . Во время нее мы молимся о всех прежде почивших отцах, братиях и сестрах наших, просим у Бога прощения их вольных и невольных грехов и водворения их в небесных обителях, где упокояются все праведные.

Далее следует ектения об оглашенных . У некоторых эта часть службы вызывает недоумение. Действительно, той практики оглашения, подготовки к крещению, которая была в древней Церкви, сейчас нет. Сегодня мы, как правило, крестим людей после одной-двух бесед. Но все-таки оглашенные, готовящиеся принять православную веру, есть и сейчас. Немало людей, которые еще не приняли крещение, но тянутся, идут к Церкви. О них мы и молимся, чтобы Господь укрепил их благое намерение, открыл им Свое «Евангелие правды» и присоединил к Святой Соборной и Апостольской Церкви.

В наше время много людей, крещенных когда-то, в детстве, родителями или бабушками, но совершенно не просвещенных. И о том, чтобы Господь «огласил их словом истины» и привел в ограду церковную, и нужно молиться на этой ектении.

После слов «Оглашенные, изыдите» готовящиеся к крещению и кающиеся выходили из храма, ибо начиналась главная часть Божественной литургии. При этих словах мы должны особенно внимательно заглянуть в свою душу, изгнать из нее все обиды и вражду на ближних, а также все житейские суетные помышления, чтобы с полным вниманием и благоговением молиться за литургией верных.

Литургия верных

Эта часть службы начинается после призыва оглашенным удалиться из храма. Далее следуют две краткие ектении. Хор начинает петь Херувимскую песнь . Если переложить ее на русский язык, она будет читаться так: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая Животворящей Троице Трисвятую песнь, отложим теперь попечение о всем житейском, чтобы воспринять Царя всех, Которого окружают ангельские Силы. Хвалите Бога!»

В этой песни упоминается, что Господь окружен ангельскими воинствами, непрестанно прославляющими Его. И на Божественной литургии молятся не только священнослужители и прихожане. Вместе с Церковью земной литургию совершает Церковь небесная.

Однажды преподобный Серафим Саровский, будучи иеродиаконом, служил Божественную литургию. После малого входа Серафим возгласил в царских вратах: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны!» Но едва, обратясь к народу, навел на предстоящих орарем и сказал: «И во веки веков!» — как озарил его луч ярче солнечного света. Взглянув на это сияние, он увидел Господа Иисуса Христа в образе Сына Человеческого во славе, неизреченным светом сияющего, окруженного Небесными Силами — Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами.

Во время Херувимской песни совершается перенесение приготовленных для освящения Даров с жертвенника на престол.

Перенесение это называется великим входом . Священник с диаконом переносят Дары, выйдя из алтаря северными (левыми) дверьми. Остановившись на амвоне, перед царскими вратами, обратившись лицом к верующим, они поминают Святейшего Патриарха, митрополитов, архиепископов, епископов, священство, всех труждающихся и молящихся в храме сем.

После этого священнослужители входят в алтарь царскими вратами, поставляют Чашу и дискос на престоле и покрывают Дары специальной пеленой (воздухом). Тем временем хор допевает Херувимскую песнь. Великий вход символизирует торжественное шествие Христа на Свои вольные страдания и смерть.

Ектения , следующая после перенесения Даров, называется просительной и готовит верующих к самой важной части литургии — освящению Святых Даров.

После этой ектении поется Символ веры . Перед пением всем народом Символа веры диакон возглашает: «Двери, двери! Премудростию вонмем!» Эти слова в древности напоминали привратникам, что начинается главная и торжественная часть службы, чтобы они следили за дверьми храма, дабы входящие не нарушили благочиния. Нам же это напоминает о том, что надо закрыть двери своего ума от посторонних помыслов.

Как правило, все молящиеся поют Символ веры, исповедуя свою веру в важнейшие догматы Православной Церкви.

Часто приходится сталкиваться с тем, что крестные, восприемники при Таинстве крещения, не могут прочесть Символ веры. Это происходит оттого, что люди не читают утренних молитв (в их состав входит Символ веры) и редко ходят к литургии. Ведь в храме каждую Божественную литургию весь народ едиными устами исповедует свою веру и, конечно, знает это песнопение наизусть.

Таинство Евхаристии, святое возношение нужно приносить со страхом Божиим, с благоговением и особой внимательностью. Поэтому диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Начинается евхаристический канон . Песнопение «Милость мира, жертву хваления» является ответом на этот призыв.

Возгласы священника чередуются с пением хора. Священник читает во время пения так называемые тайные (то есть тайносовершительные, читаемые не вслух) евхаристические молитвы.

Остановимся на основных, главных молитвах евхаристического канона. Со слов священника «Благодарим Господа!» начинается подготовка к освящению, претворению честных Даров. Иерей читает благодарственную евхаристическую молитву. В ней прославляются благодеяния Божии, наипаче искупление человеческого рода. Мы благодарим Господа за то, что Он принимает от нас Бескровную жертву в Таинстве Евхаристии, хотя Ему предстоят и служат чины ангельские, прославляющие Его: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Эти слова молитвы священник произносит в полный голос.

Продолжая евхаристические молитвы, священник вспоминает, как Господь Иисус Христос накануне Своих добровольных страданий установил Таинство причащения Его животворящих Тела и Крови. Слова Спасителя, звучавшие на Тайной Вечери, священник возглашает громко: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» . При этом он указывает на дискос с Агнцем. И далее: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» , — указуя на святую Чашу.

Далее, вспоминая все благодеяния, данные Богом людям, — само Таинство причащения, Его крестную жертву и обещанное нам Его Второе славное Пришествие, — священник произносит возглас, исполненный глубокого богословского смысла: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» . Мы дерзаем приносить Богу сии дары от Его творений (хлеба и вина), принося бескровную жертву о всех чадах Церкви и за все благодеяния, от Него нам оказанные. Хор заканчивает эту фразу словами: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, молим Ти ся (Тебя), Боже наш» .

Во время пения этих слов происходит освящение, претворение приготовленных хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Священник молится, готовится к этому великому моменту, трижды читая вслух тропарь третьего часа. Он просит, чтобы Бог ниспослал Своего Пресвятого Духа на всех молящихся и на Святые Дары. Затем знаменует святой Агнец со словами: «И сотвори убо хлеб сей — честное Тело Христа Твоего» . Диакон отвечает: «Аминь» . Потом благословляет вино, произнося: «А еже в Чаши сей — честную Кровь Христа Твоего» . Диакон вновь отвечает: «Аминь» . Затем знаменует дискос с Агнцем и святую Чашу со словами: «Преложив Духом Твоим Святым» . Освящение Святых Даров завершается трехкратным: «Аминь, аминь, аминь» . Священнослужители делают земной поклон перед Телом и Кровью Христовыми. Святые Дары приносятся как бескровная жертва за всех и за вся без исключения: за всех святых и за Матерь Божию, о чем говорится в возгласе священника, который является окончанием священнической молитвы: «Изрядно (в особенности) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» . В ответ на этот возглас поется песнопение, посвященное Матери Божией: «Достойно есть» . (На Пасху и в двунадесятые праздники до отдания поется другое Богородичное песнопение — задостойник.)

Далее следует ектения, которая готовит верующих к причащению и содержит также обычные прошения просительной ектении. После ектении и возгласа священника поется (чаще всего всем народом) молитва Господня — «Отче наш» .

Когда апостолы попросили Христа научить их молиться, Он дал им эту молитву. В ней мы просим обо всем необходимом для жизни: о том, чтобы на все была воля Божия, о хлебе насущном (и, конечно же, о том, чтобы Господь сподобил нас принять хлеб небесный, Тело Его), о прощении наших грехов и о том, чтобы Господь помог нам преодолеть все искушения и избавил нас от козней диавола.

Возглас священника: «Святая святым!» говорит нам о том, что к Святым Тайнам нужно приступать благоговейно, освятив себя молитвой, постом и очистившись в Таинстве покаяния.

В алтаре в это время священнослужители раздробляют святой Агнец, причащаются сами и готовят Дары для причастия верующих. После этого царские врата открываются, и диакон выносит святую Чашу со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите» . Отворение царских врат знаменует собой открытие гроба Господня, а вынос Святых Даров — явление Господа по Его воскресении.

Священник читает молитву святителя Иоанна Златоуста перед святым причащением: «Верую, Господи, и исповедую , яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз...» И люди молятся, внимая смиренной молитве, осознавая свое недостоинство и преклоняясь перед величием преподаваемой святыни. Молитва перед причащением Телом и Кровью Христовыми заканчивается словами: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд и осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь».

Причащающийся недостойно, без веры, без сокрушения сердечного, имея в сердце злобу и обиду на ближнего, уподобляется Иуде-предателю, который был одним из двенадцати учеников, присутствовал на Тайной Вечери, а потом пошел и предал Учителя.

Все, кто готовились к причастию и получили разрешение от священника, причащаются Святых Христовых Таин. После этого священник заносит в алтарь святую Чашу.

Иерей осеняет молящихся святой Чашей со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков» и переносит ее на жертвенник. Это знаменует собой последнее явление Спасителя ученикам и вознесение Его на небо.

Диакон произносит краткую благодарственную ектению, заканчивающуюся заамвонной (то есть читаемой перед амвоном) молитвой священника.

В конце литургии священник говорит отпуст . В отпусте обычно вспоминаются Божия Матерь, святитель, чья литургия совершалась, святые храма и дня.

Все молящиеся целуют святой крест , который держит священник.

После литургии обычно читаются благодарственные молитвы по Святом Причащении. Если они не читаются в храме, все причастившиеся читают их придя домой.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова литургия

литургия в словаре кроссвордиста

литургия

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

литургия

ж. последование священнослужения, в котором совершается таинство святой евхаристии, обедня. Литургийный, к литургии относящ. Литургиарий м. книга-служебник, описание чина вечерни, утрени и обедни. Литургисать или-совать, совершать литургию.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

литургия

литургии, ж. (греч. liturgia) (церк.). Обедня, главное христианское церковное богослужение.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

литургия

    Утреннее или дневное христианское богослужение включающее в себя молитвы, песнопения, чтение священных книг, проповеди и другие обрядовые действия. Служить, слушать литургию. Совершение литургии.

    Цикл духовных песнопений. Литургии П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.

    прил. литургический, -ая, -ое. Ранние литургические молитвы (заимствованные из синагогального наследия). Литургическая музыка. * Литургическая драма - средневековое религиозное представление, входившее в пасхальную или рождественскую церковную службу.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

литургия

    ж. Главное христианское церковное богослужение (у православных - обедня, у католиков - месса).

    ж. Общественная повинность (в Древней Греции, Древнем Риме и Византии).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

литургия

(греч. - "общественная служба").

    В православной церкви Божественная литургия - главное богослужение суточного круга, совершается в дообеденное время (отсюда другое название - обедня). Порядок службы восходит к 4 в. Совершаются 2 евхаристические (см. Причащение) литургии св. Иоанна Златоуста (ежедневно) и св. Василия Великого (с более пространными молитвами; 10 раз в год). Литургия Преждеосвященных Даров св. Григория Двоеслова без Евхаристии совершается в определенные. дни Великого поста. Божественная литургия включает 3 части: проскомидия (греч. "принесение") - символическая священная подготовка Святых Даров (хлеба просфор - и красного вина), производится на жертвеннике, как правило, при закрытом алтаре; литургия оглашенных (т.е. готовящихся к принятию Крещения) - произнесение ектений, хоровое пение псалмов, чтение Апостола и Евангелия и т.д.; литургия - верных - освящение Святых Даров (пресуществление их в Тело и Кровь Иисуса Христа), причащение священнослужителей и верующих, произнесение ектений, хоровое исполнение песнопений (главное евхаристический канон). До 17 в. песнопения были основаны на различных распевах, с кон. 17 в. утвердилось многоголосное партесное пение. Циклы литургических песнопений созданы многими русскими композиторами (в их числе П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). В католицизме и протестантизме Божественной литургии типологически соответствует месса.

    С 16 в. в католической теологической литературе термином "литургия" обозначается вся совокупность официальных богослужений и церемоний.

литургия

ЛИТУРГИЯ (греч. leiturgia) в древнегреческих полисах государственная повинность, которую несли состоятельные граждане и метеки (напр., содержание участников гимнастических состязаний). Чрезвычайной литургией считалась триерархия снаряжение триеры. Была распространена в эллинистическом Египте, Др. Риме, Византии.

Литургия

Литурги́я - главнейшее христианское богослужение в Исторических церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии. В западной традиции слово «литургия» употребляется как синоним слова «богослужение» (например, Литургия часов).

Литургия (значения)

Литурги́я :

  • Литургия - главное христианское богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии.
  • Литургия - название повинности в Древней Греции богатых граждан на общественные нужды города, в основном организация за собственный счёт выступлений хоров на государственных праздниках и содержание триер в боевой готовности.

Литургия (Древняя Греция)

Литурги́я (- буквально: «общественная работа»; «государственная служба» , от - «общество, государство» + - «работа, труд» ) - общественная повинность в Афинах для всех граждан с имущественным цензом не ниже трёх талантов .

Эти граждане должны были, в порядке известной очереди, выполнять литургии за свой счёт. Литургии делились на две категории: регулярные и чрезвычайные.

Регулярные литургии: хорегия, гимнасиархия, эстиасис, архитеория .

Чрезвычайные литургии: триерархия, происфора .

Литургии удовлетворяли некоторым государственным нуждам или содействовали великолепию известных религиозных празднеств. Эти литургии требовали тем больших расходов, чем более отдельные личности из честолюбия или из желания снискать себе расположение народа старались перещеголять друг друга блеском и пышностью, Литургии составляли, таким образом, как бы часть доходов государственных, которые разве только в переносном смысле можно относить к литургии.

Освобождены были от литургии только архонты, дочери-наследницы всего имущества. К литургии были привлекаемы также и метэки .

Примеры употребления слова литургия в литературе.

И Алексий негромко, но твердо попросил передать патриарху настоятельную просьбу посольства хотя благословить их сразу же после литургии .

Решено свадьбу править в Крайске, предстоящим летом, а послезавтра отслужить заупокойную литургию в память родителей купца Куприянова, убиенных якобы неведомым злодеем.

Таким образом, древняя комедия в своих сценах еды как части культовой службы и в трактовке этой еды параллельно идущим жертвоприношением дает нам полную аналогию литургии , с ее приготовлением к трапезе, вкушению и его жертвенному толкованию.

В тишине, когда ночь встречается с утром, он услышал откуда-то нежный звон серебряного колокольчика, в который звонят во время возношения даров на литургии .

Амвросия, Серапиона Тмуитского, Литургии римская, эфиопская, армянская, галликанская и др.

При этом литургия совершалась на славянском языке, который только что был укрощен и, как зверек, сидящий в клетке из глаголических букв, доставлен с балканских просторов в столипу мира.

Отец Александр, хотя с большим сомнением в смерти Громова, все-таки на литургии помянул у божьего престола новопреставленную душу Прохора.

Литургии произносится особая ектения, но частицы за них не вынимаются.

Вместе с другим приезжим американцем он был на литургии и в алтаре, не причащался, но ему дали антидор с запивкой теплотой.

Торжественную литургию служили старый, изгнанный в свое время униатами епископ Свято-Софиевской кафедры отец Лукиан, шесть архимандритов во главе с Елисеем Плетенецким и четыре протодиакона и архидиакона из Печерской лавры с чудесными голосами.

Потом опустился на одно колено и склонил выю, отдавая себя Афанасию, который, крестообразно ознаменовав склоненную голову Сергия и накрыв его епитрахилью, читает посвятительную молитву, нарекая ставленника иподьяконом, а вслед затем, еще до литургии и без перерыва, - дьяконом.

Якобы огромные впечатление производят на него рассказы о великолепии наших зданий, о пышности ромейской литургии и ипподромных ристаниях.

По Ирмосам и литургиям Из небесного храма под черную сень низойди, Облегчи их блужданья!

Теперь уже не только единосущники трисущникам, но и братья братьям в обоих толках готовы были перервать горло из-за всякой малости: крестообразного или троекратного каждения, ядения чесноку в день Благовещенья и Сорока мучеников, воздержания попов от луку за день до литургии , правила не сидеть в говении, возложивши ноги на ногу, чтения вовеки веком, или вовеки веков - из-за каждой буквы, запятой и точки в старых книгах.

Службу, литургию Василия Великого, правил в Успенском храме Кремника при гигантском стечении народа сам новогородский архиепископ Василий Калика в подаренных ему Феогностом крещатых ризах и омофории.

В Православной церкви немало различных богослужений, каждое из которых обладает своим собственным, неповторимым значением, но одно из них занимает совершенно особое место. Это – Божественная литургия, или – как её ещё называют в народе – обедня.

Народное название связано с тем, что богослужение это совершается утром, т.е. до обеда, а также с тем, что древние христиане после богослужения устраивали общую трапезу, а что означает слово литургия? Слово это (как и многие другие термины в Православии) – греческого происхождения, и переводится оно как «общее, совместное действо». Вот почему абсолютно неправильно говорить «прослушать литургию» или «отстоять литургию» – литургия требует от христианина активного участия, личной деятельности. Что же это за деятельность?

Для начала разберёмся, чем отличается литургия от любого другого богослужения. Ответ очевиден для всех, кто хотя бы раз был в храме: на литургии причащаются! Причащение же – одно из Семи Таинств христианской Церкви, которые, как известно, установлены самим Богом. В частности, таинство Евхаристии (причастия) установлено Иисусом Христом на Тайной вечере, и принимая участие в Божественной литургии, мы не просто вспоминаем это событие – мы присутствуем при этом. Во время литургии происходит чудо – хлеб и вино, дары Земли, становятся Святыми Дарами – плотью и кровью Спасителя, восстанавливается нарушенное грехом единство материального и Божественного, плоти и духа, человека и Бога. Вот такие события поистине вселенского масштаба происходят регулярно в каждом храме – от роскошных кафедральных соборов до маленькой церквушки в каком-нибудь селе, и каждый из нас может в них участвовать!

Пресуществление (т.е. превращениехлеба и вина в Святые Дары) происходит во время первой части литургии – Проскомидии (что перевожится с греческого как «приношение»: ведь в древности христиане самиприносили с собой всё, что нужно для богослужения). Это происходит в алтаре.

Разумеется, к таким ответственным событиям может быть допущен только христианин. К этой «сердцевине» Церкви, без которой, по сути дела, и Церкви нет, допущены только те, кто воссоединился с Богом, «родившись от воды и Духа Святого». Поэтому часть лтургии,следующая за проскомидией, делится на две части. Первая часть называется «литургией оглашенных». Дело в том, что в древности люди крестились взрослыми, а перед этим их некоторое время наставляли в вере – вот таких людей, готовящихся к крещению, и называли оглашенными. В наше время обычно крестят в младенчестве, и даже наставление взрослых перед крещением имеет место не всегда, но понятие «литургия оглашенных» сохраняется: на этой части литургии разрешается присутствовать всем. Литургия оглашенных начинается с того, что диакон выходит из алтаря и восклицает: «Благослови, владыко!» (в смысле – благослови начать службу). Хор поёт ряд псалмов.

Кульминация Литургии оглашенных – чтение Евангелия, которое прихожане слушают, почтительно склонив головы. Затем молятся о живых и об умерших (чтобы в этой молитве помянули ваших близких, нужно перед богослужением подать записки с их именами).

Далее священник возглашает: «Оглашенные, изыдите! Оглашенные, изыдите!» – и с этого момента начинается т.н. Литургия верных. Это самая сокровенная часть Литургии, и присутствовать на ней имеют право только те, кто крещён. В ходе этой части литургии, помимо прочих молитв, звучат две самые главные. Во-первых, это «Символ веры», где излагаются в сжатой форме основы нашего вероучения (ведь если человек не принимает для себя что-либо из этих постулатов, ему следует серьёзно задуматься: а христианин ли он вообще?). Во-вторых – это «Отче наш», молитва, дарованная самим Иисусом Христом. Особая значимость этих молитв подчёркивается тем, что их поёт не только хор, но и все присутствующие.

Самый главный момент литургии верных – собственно причастие. Сначала причащаются священнослужители, затем священник выносит Святую чашу из алтаря, читает особую молитву перед причащением, которую мысленно повторяют те, кому предстоит сегодня причащаться, после чего причастники подходя к Чаше, скрестив руки на груди (правая поверх левой), принимают святые дары, целуют край чаши и отходят к столику, где запивают причастие т.н. «теплотой» (разбавленным тёплой водой церковным вином).

После этого верующие и священник благодарят Бога за причастие, и священник возглашает: «С миром изыдем», давая понять, что литургия заканчивается. В конце литургии хор поёт: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», священник благословляет молящихся крестом, прихожане подходят к нему и целую крест, прежде чем покинуть храм.

Конечно, это лишь беглое описание Божественной литургии. Чтобы глубже понять её, лучше почитать специальную литературу, написанную священнослужителями, а её лучше – самому почаще бывать на литургии. Есть вещи, которых постигаются только собственным духовным опытом.

Проводится суточный круг общественных богослужений. Выделяют вечерние, утренние и дневные службы, которые в свою очередь также делятся на так называемые часы. Однако центральной частью всего суточного круга и самым значимым богослужением для православных верующих считается Божественная Литургия, что это такое и какие обряды принято совершать во время этой церковной службы, мы узнаем в этой статье.

Литургия – это не просто главное православное богослужение, а прежде всего – возможность вспомнить новозаветные времена, услышать об истории Спасителя, о его деяниях, а также почувствовать единение с Христом, стать частью всего того великого, во что мы свято верим.

Традиция проведения Литургии берет начало с Тайной вечери Иисуса Христа и его верных учеников. Именно тогда с разрешения Господа установилось таинство Евхаристии, и Спаситель поведал миру заповеди о христианской любви и смирении.

После вознесения Господня апостол Иаков составил первый чин для Божественной Литургии. А уже в IV веке священнослужитель Иоанн Златоуст написал и ввел в церковную традицию краткий вариант чина Литургии, которую ныне служат в православных церквях ежедневно, кроме дней Великого поста, Благовещения и Вербной недели (вход Господень в город Иерусалим).

"Почему же так важна Божественная Литургия и как она позволяет нам ощутить связь с Господом?" – спросите вы. Перед началом богослужения прихожане могут написать имена своих близких в специальных записках, и делается это для того, чтобы даже в молчании, в утренние часы, они могли помянуть своих родных и помолиться о них Господу. Эта традиция помогает верующим не только позаботиться о дорогих сердцу людях, но и стать ближе к Богу, ибо каждую минуту они укрепляются в своей вере, уповают на его милость и чудодейственную, животворящую силу. Во время же таинства Евхаристии христиане могут вкусить святой хлеб и вино, которые представляют собой Плоть и Кровь Христа Спасителя, в священный храм приходит Царствие Божие, а Дух Святой, соединяя Небеса и Твердь земную, возносит молящихся к обители Господней.

Состоит Божественная Литургия из трех основных частей.

  • Проскомидия. Название это происходит от греческого слова “προσκομιδή”, означающего "подношение", ведь во времена первых христиан именно хлеб, как самое ценное, приносили в храм в качестве приношений, пожертвований. Участие в этой части Литургии обязательно для всех прихожан и является главным условием для пребывания в храме. В эти моменты на жертвеннике в алтаре совершаются особые священнодействия, с помощью которых подготавливают 5 просфор (хлеб) в знак памяти о чудесном насыщении пятью хлебами и вино для таинства Евхаристии. Просфора олицетворяет единство Святой Троицы и представляет собой также три части души человеческой: мука как основа для бессмертной души, вода как символ Крещения и соль как мудрость и Слово Божие. По окончании всех приготовлений, священнослужитель, надевая все священные облачения, раскладывает частицы просфор в особом порядке и начинает молитву за всех святых, живых и почивших, а накануне окончания часов проводит каждение храма в знак божественной милости, любви и благодати, нисходящей на все человечество.
  • Литургия оглашенных. Эта часть богослужения названа именно так, потому что на ней разрешается присутствовать не только крещеным прихожанам, но и тем, кто только оглашен для Крещения, то есть готовится к обряду. Получив разрешение и благословение иерея помощник священника объявляет о начале службы, церковный хор начинает песнопения, вопрошая о милости Божьей и благоденствии. Затем священник, выходя на амвон (специальное возвышение, предназначенное для чтения Святого Писания и богослужебных речей), повествует присутствующим святое Евангелие. Завершается эта часть литургии истовой молитвой о близких (как живых, так и усопших) и об оглашенных.
  • Литургия верных. Это завершающая часть Божественной Литургии, во время которой обо всех верующих и совершают обряд причащения. Священник в молитве просит Бога о том, чтобы он ниспослал Святой дух на всех прихожан и на дары, которые возложили они на жертвенный алтарь. После причащения верующие запивают причастие святым вином, соединенным с теплой водой, дабы не оставить при себе часть даров Господних, а в последний раз упоминают всех своих родных и близких. Завершается литургия Отпустом – благословением молящихся.

Отвечая на вопрос о том, сколько длится литургия, стоит отметить, что Божественную Литургию принято проводить в предобеденное время между 6-м и 9-м часом, что соответствует полудню и трем часам пополудни. Однако в наше время, 9-й час служится крайне редко, а длительность службы регулируется традициями отдельного региона и храма.

Что еще почитать