Что такое мастер в средневековье. Мастер, ученик, подмастерье в средневековом городе

в средневековых цехах ремесленник, прошедший срок ученичества и работающий по найму у мастера несколько лет, после чего обычно становился мастером. С XV-XVI вв. переход в мастера был затруднен, появились «вечные» П., фактически наемные рабочие.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Подмастерье

Подмастерье (journeyman), квалифицированный ремесленник, закончивший ученичество, но еще не ставший самостоятельным мастером. В Средние века гильдии ремесленников стали жестко ограничивать численность мастеров, не сокращая при этом кол-во учеников. В рез-те число неустроенных, даже безработных П., переходивших с места на место в поисках заработка, резко возросло. В 16 в. англ, парламент был вынужден принять закон, обязывающий мастеров обеспечивать своих учеников работой. Закон этот, по-видимому, не был претворен в жизнь, а пром. рев-ция с ее фабричным произ-вом и потребностью в неквалифицированной рабочей силе окончательно ликвидировала потребность в П. Объединения П. в отличие от гильдий были первыми профсоюзами в Великобритании и Америке. Дольше всех существовало Федеральное об-во П.-кожевников в Филадельфии.

Д.Э. Харитонович

Ремесло. Цехи и миф

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2.

Жизнь города и деятельность горожан. - М.: Наука, 1999, с. 118-124

Ремесло - мелкое ручное производство изделий - возникло задолго до средневековья и сохраняется по сей день. Средние века, однако, - эпоха его расцвета. Ремесленники-профессионалы соседствовали со всеми сословиями средневекового общества. Сельские ремесленники имелись, как правило, в каждой деревне; специалисты - оружейники, пекари, шорники и т.п. - обслуживали рыцарские замки и даже могли быть неблагородными вассалами низшего ранга, получив в лен кузницу или пекарню; монастыри, как более или менее замкнутые хозяйственные организмы, могли, подобно светским поместьям, процветать лишь при достаточной обеспеченности ремесленными изделиями, отсюда - весьма развитое монастырское ремесло средневековья. Однако основным местом развития ремесла был город. В деревне кузнец был единственным мастером-профессионалом, в замке и монастыре ремесленники являлись обычно небольшой частью челяди или братии, в городах же они образовывали немалую (если не основную) долю членов коммуны. Именно в городах встал вопрос об организации их в самоуправляющиеся коллективы - цехи, которые, впрочем, сложились не повсеместно: во многих городах Западной Европы ремесленники подчинялись непосредственно городским властям.

Средневековые цехи - объединения городских ремесленников одной или сходных специальностей - возникают, судя по всему, в X-XI вв., фиксация их статутов относится к XII - началу XIV в. Собственно, сам производящий коллектив был невелик: из-за невысокого уровня разделения труда изделие не переходило из рук в руки, и один мастер, пусть и с несколькими помощниками - членами семьи, подмастерьями, учениками, - делал вещь целиком. Но в традиционном, сословном, корпоративном обществе средневековья конституирование любой деятельности успешнее всего происходило через объединение занимающихся этой деятельностью в признанный обществом коллектив. Поэтому в большинстве городских ремесел Западной Европы главы производственных коллективов стремились объединиться в цехи. Цехи делились по профессиям, причем разделительные признаки основывались не на характере производства, а на выпускаемой продукции, различаемой по функции. Так, например, технологически одинаково производимые бытовые ножи и боевые кинжалы изготовлялись членами разных цехов: ножовщиками и оружейниками соответственно. Единицей цеха был его полноправный член - мастер, владевший мастерской. В идеале (и если это не противоречило технологическим возможностям) в
118

Рамках одной мастерской изделие должно было изготовляться полностью: от подготовки материала до украшения готового предмета. Мастеру в его деятельности помогали подчиненные ему работники: подмастерья и ученики. Ученик работал за стол и кров и нередко сам (или егo родные) платил за обучение. Ученичество обычно длилось от двух до семи лет, а в отдельных случаях даже 10-12 лет. Окончивший учение становился подмастерьем, получавшим плату за свой труд. Однако он являлся не столько наемным работником по образцу рабочих нового времени, сколько помощником мастера, обычно жившим с ним под одной кровлей. Подмастерье мог уже сам стать мастером, но для этого требовалось иметь определенный достаток, часто - семью, кое-где - предварительно постранствовать по свету, совершенствуя свое умение. Кроме того, следовало изготовить образцовое изделие - шедевр, которое оценивалось советом цеховых старшин. Если изделие соответствовало установленным правилам, то подмастерье - после угощения членов цеха - становился полноправным мастером и мог участвовать в жизни корпорации, в выборах ее руководства, в принятии внутрицеховых решений и т.п. (впрочем, иногда и подмастерья обладали ограниченным правом голоса в делах цеха).

Люди средневековья не знали деления своей жизни и деятельности на производственную, общественную, частную и т.п. Средневековый цех - сообщество не производителей, а людей, со своими мыслями, чувствами, ценностями, верованиями, объединенных общим видом производственной деятельности. Поэтому главная задача цеха - регулирование не производственных, а человеческих отношений. Слово "цех" происходит от немецкого "Zeche" - пирушка, т.е. производное от понятия "пир"; таково же происхождение слова "гильдия", которым объединялись как сообщества торговцев, так и, нередко, общности ремесленников. В средневековом смысле слова "пир" - не частное развлечение, а особая форма межличностного общения, акт социальной коммуникации и даже разновидность элемента системы управления и самоуправления. Цехи - не везде, но там, где они добились официального положения в коммунах, - являлись единицами городского самоуправления, по цехам организовывалось городское ополчение. Но центральная функция цеха - обеспечение пристойной жизни своих членов, пристойной не только в экономическом, но даже и в бытовом смысле: руководство цеха следило за благонравием своих членов, особенно подмастерьев, требовало незапятнанной репутации, наблюдало за брачными связями, развлечениями, одеждой и украшениями мастеров, их жен и подручных. Цех жестко регламентировал производство: качество и количество производимых каждым мастером изделий. Дурная, некачественная продукция пятнала доброе имя цеха, потому выпускавших такую продукцию карали штрафами, исключением из корпорации и даже позорящими наказаниями. Качество подразумевалось не только в привычном нам материальном смысле. Известен запрет на покупку шелка-сырца у евреев, т.е. в добротность материала включалась и добротность религии и прочих личных свойств производителя этого материала.
119

Пресекалось производство не только плохих либо выпущенных в недостаточном количестве товаров, но и слишком хороших либо в очень большом числе сделанных, ибо различия в объеме и качестве выпускаемых товаров могли привести к тому, что у кого-то будут покупать больше, у кого-то будет ниже себестоимость продукции и, значит, он окажется богаче другого, а это вызовет расслоение и конфликты в общности. Поэтому ограничивались число подсобных рабочих рук, т.е. подмастерьев и учеников, продолжительность рабочего дня и т.п. Касса цеха, в которую ремесленники отчисляли долю своих доходов, предназначалась для помощи обедневшим членам цеха, их вдовам и сиротам.

Принудительное равенство внутри цеха сочеталось с неравенством разных цехов. Дело не только в том, что иные цехи - например, ювелиры - были богаче других, скажем, носильщиков, либо от одних, например, резчиков скульптур, требовалось больше умения, чем от других, например, скорняков. Играли роль характер и область деятельности, "почетность" того и другого: так, медики, дававшие жизнь людям, почитались более мясников, отбиравших жизнь у животных.

Практически любое явление времен средневековья - государство и сословия, болезни и стихийные бедствия, грехи и добродетели - имели своих святых, "ответственных" за эти феномены, опекающих их, либо отвращающих от них. Своего небесного патрона имело и каждое ремесло, и каждый цех. Почитатели этого святого объединялись в околоцеховые организации - братства. В обязанности последних входили и благотворительность по отношению к сочленам, в том числе достойное их погребение и заупокойные службы, и создание церквей и часовен в честь своего святого, и организация цеховых празднеств, посвященных святому - покровителю ремесла. Вся жизнь средневекового цехового ремесленника - социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная - проходила в рамках цехового братства.

О технических достижениях средневекового ремесла и позитивных знаниях, накопленных средневековыми ремесленниками, говорится особо (см. ниже). Собственно научные познания не были распространены в ремесленной среде. Из этого, однако, не следует, что не существовало некоей "квази-теории", объяснявшей ремесленные действия и познания. Исследования дошедших до нас, правда, в небольшом числе, рецептурных сборников, показывает, что ремесло было тесно связано с магией. Применялись самые экзотические средства, вроде пепла василиска, крови дракона, желчи ястреба или мочи рыжего мальчика, причем применение лишь некоторых из таких ингредиентов имеет рациональное техническое обоснование. Анализ рецептов показывает, что за ремесленной деятельностью стоит мифо-магическая картина мира. Производственный акт ремесленника мог рассматриваться как осколок некоего магического ритуала, воспроизводящего миф, в частности, змееборческий. Мастер-ремесленник как бы повторял в своих действиях начальную борьбу космических сил, создание Космоса и полезных для человека вещей, возводил себя к демиургу и культурному герою.
120

Широкое применение не одобренной церковью магии, традиционно присутствующей в ряде ремесел, приводило к конфликтам с ортодоксальными религиозными воззрениями. В теологических сочинениях, в том числе тех, которые относятся к "популярному богословию", к религии масс, а не интеллектуальных верхов (см., например, "Светильник Гонория Августодунского), говорится об "обманности" творчества мастеров. Изучение пособий для проповедников, т.е. текстов, в большей или меньшей степени отражающих те знания, которые местное духовенство доносило до своих прихожан, позволяет сделать вывод, что определенные антично-христианские представления доходили до последних: о том, что мир создан Богом, состоит из материи и формы Б огом же сотворенных, что все, исходящее от Бога, прекрасно и т.п. В глазах ремесленника создание вещей, таким образом, осмысливалось в формах не толькоархаического мифа, но и антично-христианских представлений.

С точки зрения мифа, знание о какой-либо вещи есть знание о том, как она была создана. И, соответственно, ремесленное познание естьпознание о том, как вещь делать, а, следовательно, и о ее сути. Описание любого изделия начинается с указания на происхождение исходного материала. Например, с тезиса "хрусталь есть вода, затвердевшая в лед, а лед с течением времени превращается в камень", начинается рецепт изготовления хрустального наверщия для епископского посоха.Сведениями об украшении изделия ("укрась его насечкой из цветов, ипусть золотой цветок непременно сменяется серебряным") завершается группа рецептов о плавке железа. Рассуждения об украшении предметов связаны в сознании ремесленника (если верить прологу к одномуиз рецептурных сборников XII в.) с мыслью о том, что форма изделия исходит от Бога; и доказательством того, что мастер верно воспроизвел ее, увиденную духовными очами, или, по словам Фомы Аквинского, "зачатую в недрах его разума", служит красота изделия. Поэтому-то, среди прочего, средневековое ремесло неразрывно связано с искусством. Латинское "аrs", от которого произошли слова современных европейских языков, означающие искусство, в средние века значило скорее "умение". И если "аrtes" делились на "свободные" (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка,причем последняя означала учение о гармонии, а не исполнительскоеискусство) и "механические" (от кузнечного либо плотницкого дела доврачевания и актерского лицедейства), то это не было делением на"низкое ремесло" и "Высокое Искусство", но различением умения мыслить и умения делать; первое, правда, было престижнее второго.

Ремесленное знание, таким образом, являлось особым знанием-умением, знанием, позволявшим понять суть вещей. Это знание тайное, хранящееся в секрете, и не потому только, что обладание им позволяет цеховому мастеру возвыситься над невеждой, или делать куда более добротные изделия, но и потому, что это знание слишком сильное, чтобы попасть в дурные руки - и это еще один аргумент в пользу обязательного "благонравия" для вступающего в цех.

При этом знание должно быть открыто всем "добрым" людям, т.е.всем членам данного цеха, ибо внутри него ни один не может и не должен скрывать что-либо от других: ремесленные познания должныбыть общими для всех членов цеха.
121

Ремесленник ощущал себя частью некоего целого - общности, корпорации, объединяясь с ней не столько в процессе повседневной работы, сколько в жизни, связями социальными, а не узко производственными. Средневековые города были относительно невелики, число членов цеха ограничено. Все это - размеры мастерской, цеха, города - способствовало личным контактам мастеров, развитию неформальныхсвязей между ними. Постоянный личный контакт выражался даже втом, что границы личности человека и даже границы "телесные" проходили не там, где мы их проводим ныне. Цех кёльнских брадобреев запрещал своим сочленам подвергаться хирургическим операциям безсогласия старшин цеха, т.е. тела мастеров как бы не полностью им принадлежали.

Познания ремесленников были эмпирическими, добытыми трудоммногих поколений, а потому как бы независимыми от конкретного человека, но принадлежащими трудящейся общности в целом. А поскольку в деятельности ремесленника личное и производственное неразделялись, то и в знаниях его, в его обыденном поведении технологические навыки и морально-этические свойства сливались воедино. Егознания не были наукой, но навыком и даром свыше. Это лежало поверхконкретных сведений, зафиксированных в рецепте, и могло быть передано только путем личного общения, что опять-таки усиливало неформальные связи, а также приводило к тому, что этот навык, неотделимый от человека, передавался вместе с иными его личными свойствами, и наставник и ученик как бы объединялись личностями, т.е. имели,если можно так выразиться, общие личные качества. Но объединялисьне только эти двое, но и все предыдущие наставники, так что в каждомчеловеке как бы концентрировался весь цех, в том числе и мастера прошлого. Эта "непрерывность личности" весьма способствовала непрерывности знания, но, вместе с тем, его консервативности.

Мастер роднился не только с собратьями по цеху, но и с производимыми изделиями. Они не были безликим товаром, но как бы частью егосамого. В изделиях отпечатывается личность мастера во всей его целостности, со всеми его жизненными качествами. Так что плохой человеккак бы не мог сделать хорошую вещь. Высокие моральные требованияк мастеру становятся необходимыми и для его производственной деятельности. И наоборот, ремесленный трактат, содержащий указания отом, как сделать прекрасные вещи, становится как бы трактатом педагогическим, повествующим о том, как стать прекрасным человеком.

Предложенное описание ремесленника есть его "идеальный тип",по необходимости статичный, хотя само ремесло не оставалось неизменным. Еще задолго до сложения цехов, в досредневековую варварскую и раннесредневековую эпохи первый выделившийся ремесленник-кузнец был окружен почтением как маг-колдун, и этот уважаемый, но опасный статус сельский кузнец сохранил до нового времени.Представления о ремесле менялись со временем, как и его организационные формы. К Х1У-ХУ вв. жесткая регламентация быта подмастерьев из патриархальной, отеческой, хотя и суровой, опеки превращаласьв средство принуждения. Присущий всему средневековому обществупринцип наследственности распространялся и на цеховой строй. Сынили ближайший родственник мастера легко получал доступ в цех, переходя иногда сразу из учеников в мастера. Стороннему же человеку
122

Становилось все труднее проникнуть в замкнутую корпорацию. К XIV в.увеличивается число "вечных подмастерьев", т.е. по существу наемныхрабочих. Усиливается к концу средневековья и расслоение между бедными и богатыми цехами, а также внутри цехов. Сбыт продукции все более переходит в руки торговцев, либо купцы захватывают главенство внутри цеха.

Одной из причин разложения цехового строя является развитиетехнологии. В текстильном производстве, например, уже в XIII в. наблюдается дробление цехов не по изделиям, а по операциям: появляются цехи чесальщиков шерсти, валяльщиков и т.п. (и так до 25 и болеепрофессий-общностей), т.е. разрывается единство мастера и вещи. Иновые, капиталистические отношения возникают впервые (в Италии и Фландрии) именно в среде ткачей, особенно сукноделов. Расслоение -не только социальное, но и культурное - происходит также в среде самих ремесленников. Причисленные к "механическим искусствам" в XIII-ХIV вв. стремятся сблизиться с представителями "свободных искусств".Архитекторы, входившие в цехи каменщиков, с XIII в. объявляют себя геометрами, т.е. занимающимися "свободным искусством". Внутри профессии даже среди членов одного цеха выделяются те, ктопричастны знаниям, и простые исполнители.

Формально, средневековое ремесло не знает индивидуальноготворчества в современном смысле. Ремесленные знания организуютсяв форме мифа, т.е. они, как и полагается мифу, неподвижны, неизменны: мастер лишь копирует божественные формы и дает им материальное воплощение. На самом деле индивидуальные проявления в ремеслах были достаточно велики и заметны глазу современного ученого. Ав Х1У-ХУ вв. начинает формироваться новоевропейский индивид-личность, и резко повышается статус творчества, научного и художественного. И единое средневековое "аrs" разделяется, здесь уже действительно возникает "Высокое Искусство" и "низкое ремесло"; мастер-ремесленник, не ставший художником, обращается в наемного рабочегомануфактуры.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в ХШ-Х1У столетиях.Казань,1911.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., М., 1984.
Гуревич А.Я. Социальная психология и история: Источниковедческий аспект//Источниковедение: Теоретические и методологические проблемы. М., 1969.
Иванов В.В. Кузнец // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1982. Т. 2.
Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. 7-е изд.М.;Л.. 1926. Т. 1.
Кулишер М.И. Цехи у нас и в Европе // Русская мысль. 1887. № 11, 12.
Немецкий город Х1У-ХУ вв.; Сборник материалов / Сост. и ред. В.В. Стоклицкая-Терешкович. М., 1936.
Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.
Полянский Ф.Я. Вопросы истории цехового ремесла. М., 1978 (деп. руко-
пись).
Полянский Ф.Я. Очерки социально-экономической политики цехов в родах Западной Европы. М., 1952.
Регистры ремесел и торговли города Парижа / Пер. Л.И. Киселевой Под ред. и с предисл. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1957. Вып. X; М 195 8Вып. XI.
Сванидзе А.А. Ремесло и ремесленники средневековой Швеции. М., 1967
Стоклицкия-Терешкович В.В. Очерки по социальной истории немецкогогорода в Х1У-ХУ вв. М., 1936.
Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневеко вого города Х-ХУ вв. М., 1960.
Стоклицкая-Терешкович В.В. Проблема многообразия средневековогоцеха на Западе и на Руси // Средние века. М., 1951. Вып. III.
Харитонович Д.Э. Эстетические аспекты ремесленной деятельности (наматериале средневековых ремесленных трактатов) // Культура и искусство западноевропейского средневековья. М.,1981.
Харитонович Д.Э. Произведение искусства в средневековом восприятии//К вопросу социального функционирования искусства: Теоретические и эмпирические аспекты. М., 1982.
Харитонович Д.Э. Средневековый мастер и его представления о вещи //Художественный язык средневековья. М., 1982.
Харитонович Д.Э. В единоборстве с василиском: опыт историко-культурной интеграции средневековых ремесленных рецептов // Одиссей. 1989. Человек в истории. М., 1989.

Цех - союз ремесленников одной или родственных специальностей в средневековом европейском городе. Средневековые города рождались и росли как центры ремесла и торговли. Становление городов сопровождалось для горожан-ремесленников множеством трудностей и опасностей. Нужно было бороться с феодалами, на землях которых возникли города. Ни один из этих сеньоров и не помышлял о вольностях для свободолюбивых бюргеров. Лишь объединение сил позволило дать отпор нападкам феодалов и их наместников. Такое объединение было необходимо и для защиты городских ремесленников от конкуренции со стороны их коллег из соседних деревень и городов. Долгое время покупателей ремесленных изделий было мало. Привлечь покупателя или заказчика считалось большой удачей. Из-за этого соперничали городские и сельские мастера. Союз ремесленников мог не только прогнать чужаков с городского рынка, он гарантировал высокое качество изделия - главный козырь в борьбе с соперниками. Общие интересы подталкивали мастеров к созданию союзов, получивших название "цех".

Первые цехи появились почти одновременно с самими городами: в Италии - уже в X в. (здесь они частично унаследовали традиции древнеримских ремесленных коллегий), во Франции, Англии, Германии - с XI - начала XII вв. Среди ранних цехов известен, например, парижский цех свечников, возникший в 1061 г. Больше всего в средние века было цехов, занимавшихся производством пищевых продуктов: цехи булочников, мельников, пивоваров, мясников и т. п. Много цехов занималось изготовлением одежды и обуви: цехи портных, скорняков, сапожников. Важную роль играли и цехи, связанные с обработкой металлов и дерева: цехи кузнецов, столяров, плотников и т. п. Известно, что в союзы объединялись не только ремесленники; существовали цехи городских врачей, нотариусов, жонглёров, учителей, садовников, могильщиков.

Схожие объединения - гильдии - создавали купцы, а в Англии гильдиями назывались и собственно цехи.

Полноправными членами цехов были только мастера, работавшие в собственных мастерских вместе с помогавшими им подмастерьями и учениками. Главным органом управления цеха было общее собрание мастеров. Оно принимало устав (статут) цеха и избирало старшин, которые и следили за соблюдением цеховых порядков. Именно цеховые уставы позволяют узнать многое об устройстве и жизни цехов. Цеховые правила отличались особой строгостью. Они были направлены на поддержание высочайшего качества изделий. С этой целью запрещалось использовать недоброкачественное сырьё. Например, в шёлкоткацких цехах не допускалось употребление шёлка-сырца, в котором имелись узлы, т. к. из него получалась ткань низкого качества. Запрет был наложен и на использование растительной краски - вайды, которую в средние века называли дьявольской. Ремесленник, выпустивший плохое изделие, позорил весь цех, поэтому его строго наказывали. Самым обыденным наказанием были штрафы, которые шли в кассу цеха. В Лондоне пекаря, продавшего булку неполного веса, могли посадить в клетку и возить по городу для всеобщего осмеяния.

Другой важной заботой цехов было поддержание равенства их членов. Для того чтобы одни мастера не обогащались за счёт других, цеховые правила закрепляли одинаковые для всех мастеров условия в производстве и продаже изделий. Каждый цех устанавливал для своих членов размеры мастерской, количество размещённых в ней приспособлений и станков, число работающих подмастерьев и учеников. Цеховой устав определял объём материала, который мастер имел право приобрести для своей мастерской (например, сколько кусков ткани мог закупить портной). В некоторых цехах, производство которых нуждалось в дорогом или редком привозном материале, сырьё закупалось коллективно и поровну распределялось между членами союза. Мастерам запрещалось переманивать друг у друга подмастерьев и сманивать заказчиков. Во многих цехах мастерам не разрешалось даже выбегать на улицу и зазывать заказчиков и покупателей к себе в мастерскую. Выставка в окне мастерской не должна была быть слишком высокой и пышной, чтобы не затмевать витрины соседей. Цеховые правила учитывали семейное положение мастера. Холостой ремесленник не мог брать столько же работы, сколько семейные мастера, которые должны были содержать жену и детей, т. к. холостяк мог отбить у них клиентов. Многие цехи имели общие склады, мельницы, красильни и т. п. Чужие, внецеховые ремесленники безжалостно изгонялись с городских рынков. А в Германии даже существовало так называемое право заповедной мили. В соответствии с ним город запрещал на определённом расстоянии от своих стен заниматься некоторыми ремёслами. Сельские мастера лишались возможности соперничать с городскими.

По мере развития средневекового города число цехов росло. К середине XIV в. в Париже, например, было уже около 350 ремесленных цехов, в Лондоне - 60, в Кёльне - 50. Цехи дробились. Чем уже была специализация мастера, тем большего совершенства достигал он в своём ремесле. Сапожное дело разделилось на несколько цехов, выпускавших разные виды обуви. Среди кузнецов в отдельные цехи выделились мастера, ковавшие подковы и лемеха плугов, и ремесленники, ковавшие мечи; особый цех составили ножовщики. Некоторые цехи ограничились изготовлением одного-единственного изделия: цехи кошелёчников, перчаточников, седельщиков. Особые цехи образовали портные, шьющие новую одежду, и портные, занимающиеся починкой старой.

Цех объединял бюргеров не только в труде, но и в других областях жизни. Он участвовал в охране города и выставлял свой отряд в городское ополчение. Каждый цех имел своего покровителя - святого, а часто и свою церковь или часовню. Цех осуществлял взаимопомощь, помогал нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.

Каждый ремесленный союз имел свой герб и своё знамя, строил своё особое здание, где заседали старшины и время от времени рядовые члены цеха собирались на совет или на пирушку. Многие цехи имели свои оркестры и танцы. В большие праздники работа замирала, а в положенный час начиналось торжественное шествие. Каждый цех шёл особой колонной под развевающимися знамёнами с эмблемами ремесла. Сложенные ремесленниками песни разливались на всю улицу. Песни сменялись массовыми танцами. Своей пляской особенно славились нюрнбергские ножовщики. Они располагались широким кругом и, ритмично двигаясь, бросали вверх ножи, которые затем на лету ловко подхватывали. В веселье забывались горести напряжённых трудовых будней.

К XIV-XV вв. цехи достигли наивысшего расцвета. Перед этим цеховым мастерам пришлось выдержать нелёгкую борьбу за доступ к городскому управлению. После высвобождения городов из подчинения феодалам власть в них захватил патрициат (представители наиболее знатных и богатых городских родов), игнорирующий интересы рядовых бюргеров. Цехи, значительно окрепшие к этому времени, поднимали вооружённые восстания против городской верхушки. Борьба шла с переменным успехом. В одних городах, где ремесленное произ-водство получило большое развитие, победили цехи (Кёльн, Базель, Флоренция и пр.). В других, где ведущую роль играли широкомасштабная торговля и купечество, победителем из борьбы вышел городской патрициат (Гамбург, Любек, Росток и другие города Ганзейского союза). Известны случаи, когда это противостояние, которое иногда называют "цеховыми революциями", завершалось полюбовными соглашениями между городской верхушкой и наиболее влиятельными цехами. А такие цехи, отличающиеся силой и богатством ("старшие", "большие"), выделились во всех крупных городах. Наряду с ними существовали и более бедные ("младшие", "малые"). Ведь не мог союз кожевников, заказчиками которого были простые крестьяне и скромные горожане, сравниться с цехом ювелиров, имеющим дело с дорогими металлами и драгоценными камнями, обслуживающим состоятельных феодалов и городских патрициев.

В первые века существования цехов ремесленник-мастер, его подмастерья и ученики совместно трудились и одинаково дорожили честью своего цеха. Прилежный ученик со временем мог стать подмастерьем, а способный подмастерье мог получить звание мастера. Постепенно положение их ухудшалось. Безотрадной была доля ученика-подростка. Мастер не торопился обучить его секретам своего ремесла. Первые несколько лет ученичества мальчика не допускали ни к каким ремесленным работам. Он убирал помещение, чистил платье и обувь хозяина и членов его семьи, был на побегушках, безропотно исполнял все поручения мастера и его жены, угождая им исполнительностью и беспрекословным послушанием. Постепенно ученика начинали допускать к работе в мастерской, сначала доверяя самые простые вспомогательные работы, а позднее приучая к более трудному делу. Ученики должны были безропотно сносить крутой нрав и сварливость хозяев. Не случайно договоры о найме учеников учитывали возможность бегства или гибели мальчика в доме мастера. Беглый ученик чаще всего был обязан вернуться к прежнему хозяину, чтобы отбыть весь срок своего ученичества. В последний день ученик получал от мастера удостоверение, свидетельствующее о том, что отныне он может стать подмастерьем и получать от мастера вознаграждение за свою работу.

Ближайшими помощниками мастера были подмастерья. Их рабочий день часто продолжался от восхода и до заката солнца. В уставе Любекского янтарного цеха он был определён в пятнадцать часов летом и четырнадцать часов зимой. Кёльнские мастера-оружейники были обязаны работать с пяти часов утра до девяти часов вечера. Плата, получаемая подмастерьями, была невелика.

Подмастерьям-кожевникам города Амьена в 1349 г. была установлена ничтожная оплата в размере трёх су; подмастерья, не подчинявшиеся этому постановлению, подвергались строгому наказанию. Но подмастерье был готов переносить все трудности и невзгоды, пока его согревала мысль о тех временах, когда он подкопит денег и, сдав экзамен, заведёт собственное дело или, если повезёт, женится на дочери хозяина и унаследует его мастерскую. Сотни юношей-крестьян, придя в город, становились подмастерьями; эта армия росла год от года, и каждый подмастерье надеялся стать мастером. Старшины цеха с тревогой видели это. Мастера боялись, что доход станет ничтожным, если их число сильно возрастёт. Поэтому доступ новых людей в цех всячески преграждался - цех "замыкался". Присвоение звания мастера обрастало всё более строгими условиями. Нужно было получить отличную характеристику от своего мастера по итогам обучения, уплатить крупный вступительный взнос в кассу цеха и изготовить образцовое изделие - так называемый шедевр. Но если когда-то изготовление шедевра было простой формальностью (канатчик должен был изготовить хорошую верёвку, сапожник - сшить три башмака), то теперь оно превратилось почти в непреодолимое препятствие, т. к. предмет, который нужно было сделать, назначался из числа очень дорогих и трудоёмких. Не случайно впоследствии шедеврами стали называться выдающиеся произведения искусства. Но даже всего этого было недостаточно. Требовалось ещё устроить пирушку для многочисленных членов цеха. Звание мастера делалось недоступным для подавляющего большинства подмастерьев. Лишь сыновья и зятья мастеров получали заветный статус. Права подмастерьев ограничивались. Например, в немецких городах подмастерьям запрещено было посещать танцы, на которых могли присутствовать жёны мастеров, возвращаться позже девяти часов вечера зимой и десяти - летом, носить серебряные украшения. В городах появилось множество так называемых "вечных подмастерьев", которые не могли стать мастерами.

"Вечные подмастерья", недовольные хозяевами, стали чаще покидать своих мастеров, менять место работы, перебираться из города в город. Для того чтобы совместно бороться за улучшение условий труда, подмастерья объединялись в свои собственные союзы - братства. Во многих городах такие союзы запрещались. В ответ на это подмастерья соседних городов объединялись и могли объявить забастовку. Подмастерья города Виньштедта обратились в 1470 г. с письмом к подмастерьям Страсбурга с призывом прекратить работу, пока мастера не сог-ласятся соблюдать старые обычаи. "Мы, подмастерья, должны крепко держаться друг за друга, ибо мастера других городов поддерживают страсбургских мастеров", - писали виньштедтские подмастерья.

Разделение цехов на "большие" и "малые", неравенство между подмастерьями внутри одного союза, "замыкание" цехов, образование братств подмастерьев - всё это было проявлением разложения цеховой системы организации производства. Уходили в прошлое времена, когда цехи способствовали развитию ремесла, появлению новых специальностей, выпуску хороших и разных изделий. Несомненно, цех был важным завоеванием Средневековья, цеховая организация ремесла была значительным шагом вперёд в совершенствовании производства. Но в последние столетия Средних веков, запрещая всякие новшества и изобретения, цехи стали тормозить его развитие. На смену им шла мануфактура с её разделением труда и новым уровнем техники. Впереди была фабричная эпоха, когда слово "цех" приобрело новый смысл. Так стали называть отделения фабрик и заводов.

Членами цеха были мастера. Они выбирали главу цеха или совет цеха. Мастерам помогали подмастерья. Членами цехов они не считались, а значит и не пользовались многими преимуществами мастеров, не имели права открывать собственное дело, даже если в совершенстве владели своим ремеслом. Чтобы стать мастером, нужно было пройти серьезное испытание. Главным мастерам цеха кандидат представлял такое изделие, которое безусловно свидетельствовало о том, что он полностью овладел всгми хитростями своего ремесла. Это образцовое изделие называлось во Франции шедевром. Помимо изготовления шедевра подмастерье, желающий стать мастером, должен был изрядно потратиться на угощение членов цеха. Из десятилетия в десятилетие стать мастером становилось все труднее для всех, кроме сыновей самих мастеров. Остальные превращались в «вечных подмастерьев» и не могли даже надеяться когда-нибудь вступить в цех. Недовольные подмастерья порой устраивали заговоры против мастеров и даже поднимали мятежи.

Еще ниже, чем подмастерья, стояли ученики. Как правило, их еще в детстве отдавали на выучку к какому-нибудь мастеру и платили ему за обучение. Мастер же нередко на первых порах использовал учеников в качестве прислуги по хозяйству, да и позже без большой спешки делился с ними секретами своего труда. Подросший ученик, если учеба пошла ему впрок, мог стать подмастерьем.

В европейских городах были и такие цехи, в которых работали только женщины. Конечно, они были не оружейниками и даже не ювелирами, а делали, скажем, шелковые ткани, кружева, тонкое полотно...

Цехи в немалой степени напоминают деревенскую общину: это тоже объединение мелких собственников для защиты своих интересов и регулирования всей внутренней жизни - от производства до совместного времяпрепровождения. Это не случайное совпадение, а яркое свидетельство того, что люди, собравшись в такие товарищества, чувствовали себя надежнее и увереннее. Объединения вроде деревенской общины или ремесленного цеха своими жесткими распорядками серьезно ограничивали личную свободу их членов, но зато предоставляли им защиту. А для людей той поры защита сильной организации была гораздо важнее, чем личная свобода.

Городские смуты

Стоило городам немного окрепнуть и разбогатеть, как их начинала тяготить зависимость от сеньоров - светских феодалов и епископов. Чаще всего горожане постепенно выкупали свои обязанности перед сеньором. Сначала они избавлялись от барщины, которую на первых порах нередко требовал сеньор от своих горожан. Затем наступал черед и других прав сеньора. Горожане выкупали у него права суда, пошлинных сборов, назначения должностных лиц в городе, всего, что ограничивало самостоятельность города.

Не все сеньоры мирно расставались со своими правами. И тогда начиналась многолетняя борьба между горожанами, жаждущими самостоятельности, и их хозяином-феодалом. Нередко дело решалось силой оружия. Сильным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора. Освободившиеся города становились коммунами, т. е. приобретали самоуправление.

В коммунах вся власть принадлежала городскому совету - магистрату. Как правило, магистрат не избирался горожанами, места в нем из поколения в поколение занимали члены одних и тех же семей патрициата. Магистрату принадлежала не только власть в городе, но нередко и в ближайшей деревенской округе, которую горожанам удавалось себе подчинить. Некоторые крупные города в Италии и Германии распространили свою власть так далеко за пределы городских стен, что их владения не уступали по размерам некоторым графствам или герцогствам. Не случайно такие могущественные города называют городами-государствами. Среди крупнейших городов-государств были Венеция, Флоренция, Милан.


Городское восстание. Гравюра (XV в.)

Но не долго сохранялся мир в добившихся независимости от сеньоров городах. Набравшие со временем силу цехи начали бороться за власть со старым патрициатом. И снова дело доходило до восстаний, вооруженных столкновений, изгнания из города проигравших. В некоторых городах цехи смогли полностью захватить места в магистратах, в других - поделили власть со старыми патрициями, в третьих - все осталось как и раньше. Там, где членов магистрата стали избирать, возникли городские республики.

Республиканский строй, основанный на выборах членов «правительства», зародился еще в Древней Греции. В средневековой Европе он представлен прежде всего городами-государствами. Так, наряду с монархиями, преобладавшими в средневековой Европе, появилась еще одна форма государства - республика.

Даже в тех случаях, когда к власти приходили цехи, причины для внутригородских смут сохранялись. Дело в том, что цеховая верхушка не хотела делиться властью с остальными горожанами, например с подмастерьями, наемными работниками. И те со временем тоже поднимали восстания, стремясь свергнуть «цеховой» магистрат.

Устроить богатое угощение для членов цеха и т. д.). Лишь близкие родственники мастера могли беспрепятственно вступить в цех. Большинство же подмастерьев превращались в «вечного» подмастерья, то есть по сути дела в наёмного рабочего.

История

В первоначальной цеховой организации различаются ясно лишь два класса: мастера и их ученики. Слабое развитие ремесел дает заработок лишь немногим; число мастеров и учеников растет поэтому медленно, звание мастера и самостоятельного члена цеха получается свободно и легко. Постепенное развитие запроса на ремесленные изделия ведет за собой прилив учеников, увеличение числа самостоятельных мастеров и стремление последних сплотиться между собою, чтобы по возможности затруднить доступ к званию мастера. Увеличивающаяся все более и более потребность ремесел в орудиях, в запасах сырого материала, вообще в капитале также затрудняет для учеников возможность обращаться к самостоятельному производству, обрекая их на положение простых рабочих и по окончании годов обучения. Так образуется особый класс П. - свободных рабочих, вышедших из периода ученичества и получивших право производства определенного ремесла, но не достигших еще звания мастера. Мастера, прежде имевшие одного-двоих работников или учеников, становятся предпринимателями со многими рабочими и учениками.

С увеличением числа П. потребовалось установление определенных условий для этого звания. П. должен был пробыть известное число лет в учениках, получить удостоверение мастера в достаточном знании мастерства, иметь определенное количество белья и платья и быть принятым коллегами-П. в их среду с определенными обрядами и символическими действиями. Для принятия в цех с званием мастера требовалось первоначальное обучение мастерству в том городе, где находился избираемый цех, пребывание известное число лет в П., представление пробной работы, определенный взнос в цеховую кассу и угощение членам цеха. Так как П. строго запрещалось во время нахождения в этом звании работать на себя, то составление капитала для открытия мастерства и взносов в кассу было для многих очень затруднительным (жениться П. также иногда воспрещалось).

Строгость оценки пробной работы (особая комиссия из мастеров), обязанность исполнить ее в изолированном помещении, без посторонней помощи, дороговизна работы (требовалась работа тонкая, мелочная и непроизводительная - chef-d"oeuvre pour le bien et prouffit commun , как говорится в статуте одного французского цеха) еще более затрудняли для П. получение звания мастера.

В Германии с XIV века . присоединяется новое требование: странствование, для усовершенствования в мастерстве по другим городам, особенно тем, которые отличались высотою техники (ряд прирейнских и швейцарских городов), и работа там в течение определенного времени в качестве П. Общность интересов, расходящихся теперь с интересами мастеров, побуждает П. сплачиваться для борьбы за свои права в товарищества и союзы, распространяющиеся с XIV в. в Англии, Франции (см. компаньонаж) и особенно Германии. Немецкие союзы П. возникают на первых порах для удовлетворения потребностей религиозных (товарищества для участия в религиозных процессиях, пожертвованиях в пользу церквей) и нравственных (взаимопомощь при болезни, бедности, на похоронные издержки) и в таком виде пользуются покровительством церкви.

Борьба с мастерами скоро делает их социально-политической организацией, направленной на урегулирование заработной платы и рабочего времени, посредничество в удовлетворении спроса на работу и выработку нормального рабочего договора. П. группируются в союзы или по отдельным мастерствам, или по совокупности ремесел, выбирают представителей приобретают собственное имущество, вырабатывают кодексы правил и обрядов, обязательных для каждого сочлена, имеют общее место сходок, организуют суд над товарищами, недостойными носить звание П., налагают штрафы, принимают и исключают не только из товарищества, но и из сословия, принуждая мастеров не принимать исключенных на работы. Средства борьбы с мастерами - бойкотирование мастеров, забастовка, угрозы, буйство , прямое восстание. Обычай странствования установляет связь между П. не только одного города, но и разных местностей. Рядом с местным образуются общие союзы П., имеющие целью не только борьбу с мастерами в интересах своего ремесла, но и борьбу за городские права.

Странствующие П. вступают в ближайшую связь с той бесправной массой городского населения, которая не принадлежала к составу старых правящих цехов, и, опираясь на нее, добиваются самостоятельного положения в городах, доступа к городскому управлению и участия в заведовании делами цехов. Восстания П. и низших слоев городского населения в XV-XVII стт. служат внешним выражением этой борьбы, приведшей мало-помалу, несмотря на противодействие городских управлений и имперского правительства (ряд узаконений, запрещавших или ограничивавших союзы и назначавших пени за своевольные поступки П.), к преобразованию городского устройства и, наконец, к разложению цеховой организации ремесел (см. Цехи). С этого момента прекращается история П. и выступает на сцену современный рабочий вопрос.

П. в русскому праве появляются с введением в России по зарубежному образцу цехового устройства. Современные постановления о них напоминают некоторые правила, выработанные в ряде других стран еще в средние века. По русскому закону П. есть ремесленник, научившийся мастерству «по всем его правилам», но обязанный «для приобретения опытностью совершенного в работе искусства быть в сем звании по крайней мере 3 года». По выходе из учеников П. поступает по вольному найму на службу к мастеру. В книжке, выдаваемой ему из цеховой управы, отмечается время поступления на службу, ее срок, размер вознаграждения и прописывается каждым хозяином аттестат о поведении Подмастерьи. Оставление службы до срока или отказ от нее со стороны хозяина ведет к уплате пени. Обидный аттестат дает право жалобы цеховой, а затем и общей ремесленной управе. П. обязывается, как и в средние века, ночевать в доме своего хозяина и не имеет права брать самостоятельные работы без разрешения мастера. Открывать самостоятельные ремесленные заведения, держать учеников П. запрещается.

Средневековое германское требование странствования выродилось у нас в статью: «П. дозволяется ходить по городам для усовершенствования своего звания, получив на сие паспорт от своего начальства» (405 рем. уст.).

Подмастерье, желающий получить звание мастера, должен представить цеховой управе пробную работу, оценяемую присяжными мастерами, на приговор которых возможна жалоба цеховой, общей ремесленной и, наконец, городской управе. «Подмастерье, опорочивший себя дурным поведением и заслуживший за то наказание, не может быть мастером, доколе общая ремесленная управа и старшина цеха не удостоверятся в его исправлении» (ст. 416). П. пользуется правами мещанина (ст. 404).

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Подмастерье" в других словарях:

    ПОДМАСТЕРЬЕ, подмастерья, род. мн. подмастерьев, муж. 1. То же, что подмастер (спец.). 2. У ремесленников: ученик или подручный мастера, выполняющий работу, которая требует достаточной квалификации. Подмастерье сапожника. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

    ПОДМАСТЕРЬЕ, помощник мастера, в ремеслах, мастерствах. Подмастерничать, быть подмастерьем, главным по мастере. Подмастериться к кому, под кого, подделаться. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Помощник, подручный Словарь русских синонимов. подмастерье сущ., кол во синонимов: 4 ажустер (1) … Словарь синонимов

    Подмастерье - физическое лицо, имеющее опыт работы в одном из видов ремесел или промыслов, получившее документ установленного образца (свидетельство, диплом) о присвоении ему квалификации подмастерье и работающее у мастера или в созданной ремесленниками… … Официальная терминология

    Подмастерье - физическое лицо, имеющее опыт работы в одном из видов ремесел или промыслов, получившее документ установленного образца (свидетельство, диплом) о присвоении ему квалификации “подмастерье” и работающее у мастера или в созданной ремесленниками… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    В средневековых цехах ремесленник, прошедший срок ученичества и работавший по найму у мастера несколько лет, после чего обычно становился мастером; с 15 16 вв. переход в мастера был затруднен, появились вечные подмастерья (фактически наемные… … Большой Энциклопедический словарь

    ПОДМАСТЕРЬЕ, я, род. мн. ьев, муж. Помощник, подручный мастера ремесленника. П. у сапожника. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Подмастерье - (journeyman), квалифицированный ремесленник, закончивший ученичество, но еще не ставший самостоятельным мастером. В Средние века гильдии ремесленников стали жестко ограничивать численность мастеров, не сокращая при этом кол во учеников. В рез те… … Всемирная история

Что еще почитать