Динамический цикл контакта в гештальт-терапии.

Очень трудно написать текст об очевидных вещах таким образом, чтобы его могли воспринять люди, предпочитающие изъясняться на научном психологическом и психотерапевтическом языке и люди, предпочитающие живой и образный житейский язык. В моей статье о динамической концепции личности удалось обойти эту трудность за счет использования образа трехголового дракона. Попробую использовать такой прием и в этой статье… Всем людям, знакомым с гештальт-терапией, известно важнейшее понятие тештальт-терапии — понятие цикла контакта. Ж.-М. Робин пишет в книге «Гештальт-терапия» . Эта последовательность построения — разрушения гештальтов (которая иногда носит название «цикл контакта», т.к. описывает, каким образом организм контактирует с окружающей средой) будет протекать согласно четырем фазам: предконтакт, контактирование, финальный контакт и постконтакт. И это еще упрошенное представление о цикле контакта. А вообще- то цикл контакта представляют в форме круговой диаграммы или в форме кривой, к которой могут быть привязаны различные формы психологического сопротивления. Именно эту старую кривую произвели на свет в самом уважаемом в области теории гештальт-терапии Кливлендском Гештальт Институте. Для людей, знакомых с теорией гештальт-терапии, этих напоминаний о кривых контакта будет достаточно, а если возникнет более подробный интерес к теории — читайте толстые книги.

Если по-простому — для того, чтобы жить и чтобы жить лучше каждому человеку надо что-то получать из окружающего мира и что-то выделять. И этот процесс обмена называется цикл контакта.

Например, если я хочу купить телевизор, то мне надо выйти за пределы меня — моей квартиры, где нет подходящего телевизора, и отправиться в магазин, где этих телевизоров просто море — выбрать один и доставить себе.

Вот собственно этот процесс «выхода из себя», получения того, что мне нужно и возвращения назад с «добычей» и называется циклом контакта.

Причем эти циклы могут быть двух видов -поглотительные, как только что описанный, и выделительные — это когда у меня в доме накопился мусор, и надо его куда-то деть. Психика человека строится по модели организма хотя бы потому, что развивается у организма. И, следовательно, психологические циклы контакта также бывают двух типов, например, когда я пишу эту статью, я осуществляю выделительный цикл контакта, а когда вы ее читаете, то осуществляете поглотительный цикл. По завершению поглотительного цикла у человека возникает чувство удовлетворения, а по завершению выделительного -радости (посмотрите на первичные эмоции младенца). Так от прочтения этой статьи радость вам не светит, а вот удовлетворение -гарантировано.

Для психотерапевтов — в процессе работы с клиентом осуществляются такие же циклы контакта. И вы можете пытаться кормить клиента своими интерпретациями или, из педагогических соображений («гештальт-терапевт все-шки»), держать его голодным, пока не помрет его перенос. Вы можете также нарушать попытки клиента выделить-высказать что-либо, или учитывать только информационную часть сообщения, игнорируя эмоциональную часть сообщения, или, руководствуясь тем же лозунгом — я гештальт-тераневт -реагировать только на эмоциональную составляющую. Если для клиента важно что-то выделить, то сколько бы вы его не кормили, он останется фрустрированным (сколько волка не корми…),…

…. но и держать голодным этого зверя я вам тоже не советую. Витальная потребность все равно должна быть удовлетворена, только путь удовлетворения при этом может быть патологическим. Удовлетворение — неизбежно

«Я хочу предложить другую схему цикла контакта в соответствии с динамической концепцией личности в гештальт-терапии. Цикл контакта в этой системе понятий поддерживается последовательной сменой трех метапотребностей, регулирующих смену тактических направлений контакта.

Термин «метапотребность» в этом контексте употребляется в том же значении, как и в системе А. Маслоу: метапотребность — это потребность, у которой нет фиксированного предмета или способа удовлетворения, эта потребность может быть удовлетворена формально прямо противоположными способами.

В динамическом цикле контакта три метапотребности последовательно сменяют друг друга: 1-метапотребность в безопасности. 2-метапотребность в привязанности (у разных авторов — в зависимости, в связанности, например у Дж, Боулби), 3-метапотребность в манипулировании (свободном обращении, действии с другим объектом или субъектом).

Наличие этих трех базовых метапотребностей подтверждается в работах психоаналитиков, развивающих теорию объектных отношений. В этой статье я не буду приводить обширный анализ литературы, посвященной рассматриваемому вопросу, а в ближайшем будущем надеюсь опубликовать этот материал в своей книжке, посвященной динамической концепции личности в гешальт-терапии.

Метапотребность в безопасности связана с шизоидной составляющей человеческой личности. В работах М. Кляйн эта составляющая проживается в период шизоидно-параноидной позиции ребенка в возрасте от рождения до трех месяцев. Если развитие происходит благоприятно, то удается выйти из фонового ощущения страха в ощущение безопасности.

В статье о динамической концепции личности я использовал образ дракона с тремя головами: «шизоидной», «невротической (пограничной)» и «нарцистической». Так вот, представим себе дракона, у которого каждая из голов отвечает за выполнение своего задания (метапотребности).

Первая голова, «шизоидная», отвечает за безопасность, и поэтому всегда испытывает некоторый страх.

В случаях психической болезни (шизофрении) эта голова просто не знает как обеспечить безопасность, и больной живет в состоянии постоянного фонового страха, который он даже не может заметить, потому что в своем опыте он никогда не был в безопасности. Этот постоянный страх отражается в теле как постоянное напряжение (деревянность) или в виде сильной астенизации (состояние психофизиологического истощения, к которому приходит работник в результате длительного перенапряжения (стресса) или тяжелого психотравматического переживания).

Другой вариант болезни, связанный с обеспечением безопасности, это паранойя — бесконечное фантастическое обеспечение безопасности, которое не приводит к удовлетворению метапотребности.

В динамическом цикле контакта эта «голова» первой вступает в игру. Причем ее задача — это не обеспечение безопасности вообще, а обеспечение безопасности только в течение актуального цикла контакта, т.е. если хочешь спокойно пойти в туалет — сначала обеспечь себе безопасность этого процесса — запри дверь. И приступая к еде, или разговору, или чтению книги, обеспечь себе безопасность в течение необходимого для этого процесса времени. Если ты не сможешь обеспечить себе эту безопасность — напряжение останется и испортит следующую фазу цикла контакта.

В психотерапевтических сеансах я часто встречаюсь с тем, как люди игнорируют свою безопасность в течение сеанса: например, начинают рассказывать что-то по сути, не убедившись, что я их слушаю и понимаю, и вообще кидаются в работу без сомнений и беспокойства, часто даже не заключив контракт. Если это происходит постоянно, то я предполагаю, что и в жизни эти люди часто вступают в контакт, игнорируя собственную безопасность.

В этом случае следующая фаза цикла будет отягощена напряжением и тревогой, которую невозможно удовлетворить на второй фазе и, вероятнее всего, эти люди будут склонны к формированию патологической зависимости — постоянных попыток подтвердить свою безопасность за счет привязанности к другому человеку или объекту.

В случае сильно выраженных шизоидных реакций в течение сеанса постоянно приходится возвращаться к обеспечению безопасности, предлагая клиенту паузы, фантазирование, концентрацию на телесных ощущениях, иначе говоря — возможность оставить меня и остаться одному в моем присутствии и позаботиться о своей безопасности.

Вторая стадия цикла контакта — метапотребность в привязанности (в зависимости).

В теории объектных отношений понятие предрасположенности к зависимости было подробно рассмотрено работах Дж. Боулби. Человеческий детеныш не может выжить, не будучи привязан к матери. Используя свои возможности выражения привязанности ребенок активирует систему материнского поведения матери и получает необходимый уход и необходимые для выживания и развития вещества. Эти паттерны поведения активно проявляются в период с двух-трех до шести-восьми месяцев после рождения. В цикле контакта эта стадия связана с удержанием объекта перед тем, как манипулировать (действовать, оперировать) с ним.

Для того чтобы что-то получить от объекта или что-то передать человеку, необходимо в течение некоторого времени быть связанным с этим объектом. А для того, чтобы оставаться связанным, необходимо осуществлять некоторое поведение: например, чтобы получить что-либо из этой статьи, надо удерживать ее перед глазами и отслеживать строчки, и складывать их в слова, и так далее. Даже для того, чтобы удержаться на унитазе, нужна некоторая мышечная координация.

Если вы представляете себе дракона, то задача второй головы дракона — удерживать добычу и именно потому, что эта голова выполняет такую задачу, она не способна ничего сделать с объектом.

Таков трагизм несбалансированной невротической части — удерживать и не иметь возможности получить то, что удерживаешь. Вспомните патологические привязанности, например патологические влюбленности, или навязчивости, или ипохондрическую фиксацию и другие невротические проявления. Да и в отношении химических зависимостей: можете ли вы представить себе алкоголика, который дегустирует спиртные напитки, и если ему не нравится аромат или плотность — выливает вино.

Всякий человек с патологическими проявлениями стремления к зависимости неизбежно теряет свободу действий, или, иначе говоря, утрачивает свободу манипулирования.

Таким образом, остановка цикла контакта на втором этапе выглядит в психотерапевтической работе как утрата свободы действий клиента. И тогда моей психотерапевтической задачей является восстановить способность свободно действовать, свободно манипулировать с объектом.

Например, клиентка рассказывает о том, что у любимого человека есть знакомая женщина значительно старше ее по возрасту. Рассказывая об этом, она совершенно теряет уверенность в себе и проявляет различные регрессивные реакции. В работе я восстанавливаю ее способность свободно действовать. На следующий сеанс она приходит удовлетворенная своим разговором с любимым человеком, поскольку смогла выяснить все важные для нее обстоятельства.

Или клиентка рассказывает сон, который связан для нее с тягостными и неприятными переживаниями. Она рассказывает, что ей снится, как на узкой, темной и грязной улице на нее нападает большая собака, и она только жмется в страхе к стене. После того, как мы восстанавливаем способность к манипулированию, она продуцирует противоположный образ, в котором она со злорадством гоняет собак по широким улицам и площадям.

Собственно проявления утраты свободы манипулирования во время психотерапевтического сеанса и показывают направление возможных действий терапевта. И в этой точке психотерапевтического сеанса важно самому оставаться свободным, и в то же время учитывать, что свобода или несвобода клиента — это его дело и ваши предложения могут оказаться совершенно неуместны.

У каждого своя свобода, или, иначе говоря, свобода всегда персональна. Вообще-то вы лучше последите за своей собственной свободой действий во время сеанса: обратите внимание на то, что о чем-то вы не можете спрашивать, что не можете пересесть и свободно двигаться, (это в своем-то кабинете), наконец, что просто не можете отвлечься от клиента. Если это так, то видимо ваша потребность в зависимости чрезмерно активизирована, и вам следует побеспокоиться о восстановлении собственной способности свободно действовать.

После прохождения стадии обеспечения безопасности и стадии обеспечения привязанности к объекту, наступает стадия манипулирования и соответственно включается в работу метапотребность в манипулировании.

Эта потребность связана с нарцистическими тенденциями в личности человека. В литературе нарциссизм описан очень подробно, и здесь я могу сослаться на свою статью в прошлом сборнике материалов Московского Гештальт Института. Собственно нарциссизм — это нарушение нормального процесса манипулирования. Это нарушение возникает, когда первые две стадии цикла контакта прошли неудовлетворительно, осталась тревога или страх от необеспеченной безопасности и не сформирован во внутреннем мире объект привязанности.

Проще говоря, нарцисс никогда не знает точно, с кем или с чем имеет дело и не всегда представляет реально, кто он сам в этом контакте.

Нарцистическая голова нашего дракона рождена, чтобы действовать. Но если первая и вторая головы не удовлетворены, действовать этой голове очень сложно, а иногда просто невозможно. Страх и привязанность сковывают свободу действий, и человеку не удается получить то, ради чего и был затеян цикл контакта. Или удается получить только физиологическую составляющую.

Например, если я ем, оттого что голоден, и все стадии цикла контакта проходят успешно, я получаю и физиологическое, и психологическое удовлетворение, Если же по какой-то причине, например, я очень спешу, я перехожу к стадии манипулирования, не обеспечив свою безопасность и не сформировав образ продукта, я получаю только физиологическую составляющую, оставаясь психологически голодным.

Психологический голод — это результат чрезмерно выраженного манипулирования и постоянный спутник нарцистической личности. В обычной жизни иногда мы ввязываемся в какие-то дела, не выяснив в качестве кого мы в них ввязываемся, и не выяснив точно, с кем мы имеем дело. Как правило, такие циклы контакта бывают очень рискованными или неудачными. А теперь попробуйте ответить себе на вопрос: в качестве кого вы читали эту статью, и что, собственно говоря, за статья такая?

Ну, а теперь для терапевтов, я думаю понятно, о чем может идти речь.

Достаточно часто бывает, что желание удержать клиента и страх бывают такими большими, что мы пытаемся сразу начать действовать, накидываемся на первую проблему, которую предъявил клиент, или начинаем «бегать с ним наперегонки», соревноваться, кто лучше чувствует, или кто лучше соображает.

Видимо, в этом случае энергия, обеспечивающая контакт с моей стороны, реализуется в форме манипулирования, а две Другие мои метапотребности остаются неудовлетворенными.

В том случае, если ваш клиент ведет себя подобным образом, обратите внимание на его метапотребность в зависимости. Есть предположение, что у него нет точного образа того, с кем он вступает в соревнование, если он пытается конкурировать с вами, возможно у него не сформировано представление о вас.

В то же время клиент может вступать в конкуренцию для того, чтобы завершить фазы инструментальной или мировоззренческой конкуренции со значимым лицом, и тогда не надо избегать этой конкуренции… Но это уже совсем другая история…

С точки зрения гештальт-терапии способ функционирования личности в окружающей среде рассматривается с точки зрения того, что происходит на границе контакта организма с окружающей средой. Именно на этой границе происходят все психологические явления. Граница контакта есть построение гештальта как формы, структуры, конфигурации, значимого организованного психического целого, есть завершение и отступление.
Человек определяет свою ведущую потребность и способен ее удовлетворить, затем возникает новая потребность, и это есть непрерывный процесс образования и исчезновения гештальтов. Цикл удовлетворения потребности называют циклом гештальта. По мере построения цикла обнаруживается гибкость соотношений фигуры-фона.
П. Гудман выделяет в цикле опыта следующие этапы (рис. 34).
1. Преконтакт.
2. Вступление в контакт.
3. Окончательный контакт.
4. Постконтакт, отступление.
На фазе преконтакта self функционирует в режиме Id, человек переживает ощущение и осознает свое чувство, вокруг которого концентрируется интерес и выделяется фигура.

Рис. 34. Цикл опыта
по П. Гудману.

На фазе вступление в контакт self функционирует в режиме Ego, происходит поиск желаемого объекта, который может удовлетворить актуальную потребность. Уже выбранный объект становится выделяющейся фигурой на фоне. На фазе окончательного контакта self продолжает функционировать в режиме Ego, осуществляется взаимодействие организма с выбранным объектом, осуществляется цельное действие, в этот момент границы контакта стираются. На фазе постконтакта, отступления self функционирует в режиме Personality, интегрируется только что полученный опыт, процесс постепенно завершается и организм открыт новому опыту. Таким образом, цикл опыта завершен, гештальт закрыт.
Предположим, Вы наблюдаете какие-то ощущения (сосредоточение интереса), понимаете, что это чувство голода (выделение фигуры на стадии преконтакта). В окружающем мире Вы ищете объект для удовлетворения своей актуальной потребности - и находите яблоко (концентрация внимания сосредоточена на объекте - вступление в контакт). Вы начинаете есть яблоко (происходит взаимодействие с объектом, граница контакта стирается - стадия окончательного контакта). Вы чувствуете приятное насыщение, и Вы открыты новому опыту (процесс завершился, на фоне начинает выделяться новая фигура, например, желание спать, - стадия постконтакта, отступления).
Не всегда self проявляется так свободно, в процессе построения гештальта возникают те или иные сопротивления, «невротические нарушения на границе контакта» (Перлз Ф.), разновидности потери функции Эго (Гудман П.), сопротивление - адаптация [Польстер Е., Польстер М., 1973].

Осознавание желаний

Если осознавание ощущений и чувств - это актуальный опыт, то осознавание желаний связывает его с будущим и создает направление движению. «Только если знаешь, где ты и чего хочешь здесь и сейчас, можно «выковать» центральное звено в цепи событий, (оставляющей основу жизни», - пишут Ирвин и Мириам Польстеры. Однако вопрос «Что ты хочешь ?» - один из самых трудных для клиентов. И особенно сложным он будет в том случае, если терапевт задает его без предварительной подготовки, состоящей в осознавании клиентом актуальных ощущений и чувств, контекста ситуации и адресата этих чувств. Нередко терапевты задают этот вопрос вследствие собственной растерянности, тревоги и незнания, что делать с клиентом. Но клиент, собственно, за этим и приходит к терапевту, именно это он и хочет узнать. Без предварительной подготовки осознавания терапевт в ответ на этот вопрос обычно получает «не знаю», «хочу, чтобы родственники вели себя по-друтому» или «скажи мне, как быть?». Не ориентируясь в своих переживаниях, клиент не может ни понять, что он хочет, ни выбрать...

К формулированию терапевтического запроса эта ситуация не имеет отношения, ведь, как правило, вопрос к терапевту пришедший клиент уже приносит с собой. Но то, что он хочет на самом деле, то, что связано с содержанием его потребности, часто кардинальным образом отличается от его запроса к терапевту. Когда человек может распознать свое желание и определить, к кому оно направлено, он уже почти у цели. Молодой человек не желает больше быть буфером для конфликтных отношений своих родителей, он хочет отдохнуть, сосредоточившись на своей жизни, и тут же вспоминает, что может жить в пустующей квартире своей тетки. Молодая девушка, осознающая свой собственный вклад в свое одиночество, вспоминает людей, которым давно не звонила, и чувствует желание встретиться. Загруженный постоянной работой мужчина, избегающий таким способом сложных отношения с женой, хочет отдохнуть, а для этого сказать твердое «нет» ее постоянному контролю и давлению.

Исполнить желаемое часто не представляется возможным из-за идеалистической глобальности желаний. Выполнимые желания конкретны и просты - хочется, чтобы приласкали и сказали доброе слово, когда плачешь, хочется, чтобы оставили в покое и дали возможность побыть одному, хочется увидеть определенного человека или написать книгу на интересующую тему. Определенное и конкретное желание способно стать фигурой, вызывающей мобилизацию энергии для его выполнения.



Иногда клиенты пытаются получить желаемое от людей, которые не в состоянии это дать, и не берут от тех, кто дает. Так, клиентка компульсивно требует выражения любви и заботы от эмоционально холодной матери, это становится темой многих сессий и не приводит к удовлетворению ее потребности. Вместе с тем она совершенно не замечает поддержки других людей, их симпатий и не отвечает на это. Следовательно, задача заключается в том, чтобы обратить внимание клиентки на этот паттерн поведения и чувства других людей, мимо которых она проходит, в какой-то степени повторяя материнское поведение.

Теория Self, функции Self

Существенная часть практики гештальт-терапевта состоит из тщательного исследования контакта (создания и разрушения «фигур») и экспериментального исследования терапевтом этого процесса. Та часть гештальт-теории, которая касается того, как это" делает индивидуум, называется теорией self. В ней self (или самость, как ее переводят на русский язык) является агентом изменений. Термин self также относится к системам контактов организма с окружающей средой в настоящий момент и к способу организации нашего опыта. «Будем называть самостью систему контактов, - пишут PHG*. - Самость - это действующая контактная граница...». Эти контакты представляют собой структурированный опыт настоящей ситуации.

В традиционной психологии принято думать, что self является сущностью, находящейся внутри, в то время как в гештальт-терапии это процесс взаимодействия на контактной границе поля «организм - окружающая среда». Очень важно понять, что self не является структурной сущностью психики («вещью» или объектом), self - это процесс - selfing.

Этот процесс имеет две составляющие: идентификацию («это Я») и отчуждение («это не Я»), которые составляют так называемую Эго-функцию или функцию выбора (Philippson Р., 1995, 1996b, 1997). Self существует там, где появляется контакт (контактная граница), но не как дополнительный объект психики, а как процесс формирования «фигуры» у индивидуума. Когда граница контакта отсутствует, self присутствует как возможность. Согласно Ф. Перлзу, self можно понять только в контрасте - это та часть поля, которая противостоит остальным его частям. PHG: «Self не может рассматриваться как фиксированная структура и существует там, где имеется факт интеракции на границе. Это «фигура-фон» процесс в ситуациях контакта».



Для того чтобы отразить интегративность функций self , Латнер (1992) приводит притчу о слепых, ощупывающих слона и пытающихся передать целое через описание частей (уши, хвост, хобот…). При этом видящий - это тот, кто видит целое и в этом смысле self индивидуума обладает интегративным свойством. Self интегрирует перцептивно-проприоцептивные, моторно-мускульные функции и органические потребности. Далее, self осознает и ориентируется, чувствует, подходят ли друг другу среда и организм, осуществляет агрессию и манипуляцию. В ситуациях контакта self проявляется процессом образования «фигуры - фона», а чувство, сопровождающее этот процесс, - возбуждение -как раз и свидетельствует о процессе формирования, когда незавершенная ситуация стремится к завершению. Если потребность удовлетворена («фигура» разрушена) и происходит ассимиляция, self уменьшается, поскольку основная роль состоит в приспособлении организма в среде. Уменьшается self и в случае слияния, изоляции и равновесия, где нет «фигуры» или она недоступна.

Свойства и функции self

Одним из свойств self является спонтанность. Это понятие подразумевает непрерывное действие системы «организм - среда», свободное формирование и разрушение фигур. Она предполагает вовлеченность субъекта в ситуацию, принятие ситуации н действия . Говоря о вовлеченности, мы имеем в виду, «что нет никакого иного чувства себя или других вещей, кроме собственно переживания ситуации. Это чувство непосредственно, конкретно, присутствует в настоящем и интегрирует восприятие, мускульный компонент и возбуждение» (Перлз, 2001).

Спонтанность одновременно активна и пассивна - это творческое безразличие (или беспристрастие) среднего залога. Self не может проявляться кроме как в контакте с чем-то возникающим в текущем процессе. Этот контакт может осознаваться как ощущение материала, импульсов, фона, направленности интереса, присвоения или отчуждения.

При этом, у self как системы имеются частичные составляющие, или функции, представляющие собой разные способы контактов. Это функция Ид, Эго-функция и функция личности. Так, функция Ид - это и функционирование в фоновом режиме, включающем смутно ощущаемую среду, и чувства, связывающие организм со средой, прошлые незавершенные ситуации, становящиеся осознанными, внутренние импульсы, потребности в их тело сном проявлении и восприятие всех этих параметров (которое иногда блокировано). Это и опыт чувств, отдыха и релаксации, и множество ситуаций, в которых мы соприкасаемся с собой физически и чувствуем себя проприоцептивно. Эта функция по своей природе автоматична, пассивна - все, что приходит к нам, приходит непроизвольно, спонтанно.

Эго-функция, в отличие от Ид, наоборот, активна. Self по своей сути противостоит «другому» или «иному». Процесс, в котором проявляется self, состоит из двух фаз - идентификация («Это я») и отчуждения («Это не Я»). Это функция выбора или сознательного отказа. Эго-процесс включает также идентификацию с собственными актами выбора - ценностями, интересами, избеганиями (Philippson, 1995). Это то, что классики назвали автономным критерием здоровья. В общем смысле Эго-функция отражает поляризацию нашего опыта, важную для построения «хороших» фигур (первичная полярность - это фигура-фон). Здоровая Эго-функция дает индивидууму чувство инструментальности бытия, индивидуум чувствует себя одним из тех, кто делает вещи происходящими. Нарушение этой функции называется потерей Эго-функции и лежит, по мнению классиков (Перлз, 2001), в основе невроза: субъект затрудняется или оказывается неспособным выбрать адекватный способ поведения. При этом Ид-функция продолжает воспринимать внутренние импульсы и потребности, а ответ Эго-функции оказывается неудовлетворительным, творческое приспособление индивидуума не соответствует доминантной потребности. Эта доминантная потребность при неврозе остается нереализованной.

Функция личности

Это функция интеграции опыта, функция усвоения (ассимиляции). Она включает представления и концепции субъекта о самом себе, образ себя, необходимый для объяснения своего поведения, систему установок, принятых данной личностью в межличностных отношениях; это ответы на вопросы, задаваемые другими или самим субъектом, это вербальное отражение себя в настоящий момент, ссылки на себя. Перлз назвал функцию личности активным самосознанием, изучающим себя и делающим реплику в отношении себя.

Итак, функция личности включает говорение о себе, но это говорение имеет социальную направленность, поскольку ориентированы на других людей. Это часть нашей здоровой жизни. Ее можно назвать системой ранее признанных фактов (или инсайтов). Чем менее свободно и менее здорово поведение индивидуума, тем больше в функции личности находится ошибочных концепций себя , эго-идеалов, стереотипов, масок, искажений и т. п. Клиенты приходят на терапию в тот момент, когда их идентификация является неадекватной для той ситуации в среде, где они находятся.

В терапии функция личности важна и в тот момент, когда клиент пришел к нам с проблемой («я слишком мягкий и мною все помыкают») и пытается с нашей помощью сформировать «фигуру», говоря о себе, и в тот момент, когда он ассимилирует собственный опыт действий по отношению к своей удовлетворенной потребности. Но для здорового функционирования в мире индивидууму недостаточно определять себя как кого-то, ему необходимо делать выборы.

Здоровое функционирование личности характеризуется автомностью и ответственностью индивидуума, его знанием себя «как лица, играющего определенную роль в актуальной ситуации» (PHG, 2001). Автономия - это свободный выбор, при котором субъект сохраняет чувство непринужденности, свободы от принуждения. Он знает кто он и где он , и принимает на себя обязательства в соответствии с тем, кем он является. Поведение становится своим собственным, так как ранее оно было уже достигнуто и ассимилировано. Автономия основана на спонтанности, а в спонтанном поведении приоритет имеет новизна. Ответственностъ - это исполнение контракта, заключенного в соответствии с тем, кем субъект является, это постоянство поведения в таких рамках. Это не означает, что поведение никогда не меняется, оно меняется творчески, в соответствии с изменеием ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

Джондлин Ю. Фокусирование. – М: Независимая фирма «Класс», 2000.

Зннкер Дж. Телесные процессы в психотерапии. Вступление. – http:// www.gestalt.lv/rus/international/teksti/index.htm&id=51.

Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

Немиринский О.В. Фасилитация контакта в гештальт-терапии // Московский психотерапевтический журнал. – 1994. – № 3. – С. 93– 106.

Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмен П. Опыты психологии самопознания. – М.: Гиль-Эстель, 1993.

Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. – М.: Либрис, 1996.

Перлз Ф.(1997) Гештальт семинары (Гештальт-терапия дословно) // Гештальт 96: Сб. мат-лов Московского гештальт-института. – М., 1997. – С. 6- 17.

Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт-терапии. – М.: Институт общегуманитарных исследований. – 2001.

Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

Рыбин В.И. Инсайт и гештальт // Московский психотерапевтичог кий журнал. – 1997. – № 3. – С. 85-104.

Хломов Д. (2000) Гештальт-терапия // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. – С. 343 – 371.

Curran K.M., Seashore C.N.,Welp M.S. (1995) Use of Self as an Instrumen of Change. – http://www.eqalvoice.com/use_of_self.pdf.

Jacobs L. (2002) Its Not Easy to Be a Field Theorist: Commentary on «Cartesian and Post-Cartesian Trends in Relational Psychoanalysis)), Gestalt!, 6 (2). – http://www.g-g.org/gei/6-2/jacobsreview.html.

Тема 6.Теория контакта в гештальт-терапии

1. Значение настоящего момента – «здесь и сейчас».

2. Осознавание и саморегуляция.

3. Теория Self.

1. Значение настоящего момента – «здесь и сейчас» .

В теории, методологии и практике гештальт-терапия представляет собой психотерапевтический подход, центрированный на настоящем моменте. Все важные теоретические концепции, на которые опирается гештальт-терапия, сфокусированы на феноменологии, осознавании и разделяют примат настоящего над прошлым и будущим.

Гештальт-психология, например, концентрируется на природе п структуре перецептуального опыта, и работа неизбежно сфокусирована на том, что воспринимается в настоящий момент. Невозможно также представить себе холистический подход и сохранение холистической перспективы без ориентации на настоящее. То же самое верно и для феноменологии. Фено­менология рассматривает в качестве своего предмета исследование объектов и событий, которые мы воспринимаем (естественно, в настоящий момент), а также создание подходящих методов для наблюдения и исследования.

Tакоефилософское течение, как экзистенциализм, изучает основные вопросы существования в настоящем. Это природа и смысл жизни, смерть, личностные отношения, отношения с авторитетами (Богом). Знаменитое высказывание Кьеркегора гласит: «Жизнь – это не проблема, которая решается, а ре­альность, которая испытывается». То, что испытывается, всегда находится в настоящем. Даже психоанализ в своей концеп­ции феноменов трансференции и контртрансференции ориентирован на отношениях терапевта и клиента «здесь и сейчас», так как терапевтические отношения всегда существуют толь-ко в настоящем.

11одход, ориентированный на настоящее, отличается от ис­торического подхода, в котором настоящее рассматривается как последствие прошлого. Для исторической перспективы важны вопросы «Почему?», «Что было причиной настоящего состояния?», и они поворачивают взгляд исследователя от на­стоящего момента на что-то еще. Но историческая перспек­тива неизбежно находится в настоящем вместе с ее носителем. В гештальт-терапии важно не «Почему?», а «Что есть?» (Resnick R., 2000). Подход, ориентированный на настоящее, акцентиру­ет вопросы «Как?», «Что?», «Что есть?», «Что это за опыт?», «Из чего он состоит?», «Как он организован?». С этой точки зрения, прошлое и будущее находятся в настоящем: все мечты и воспоминания, фантазии и мысли - это действия, происхо­дящие в настоящем.

Настоящее - это всегда новая целостность, даже если ин­дивидуум достаточно точно оживляет и переживает старое со­бытие. Согласно Джендлину (2000), настоящее придает прошло­му новую функциональную направленность и новую роль. Про­шлое в своей новой роли структурируется по-иному, иначе ин­терпретируется и функционирует в настоящем, даже если ин­дивидуум этого не осознает. Джендлин утверждает, что пере­живания, происходящие в настоящем, всегда изменяют про­шлое. Добавим, что силы и энергия человека всегда находятся в настоящем («прошлое уже прошло, а будущее еще не насту­пило»).

Итак, в гештальт-подходе воспоминания - это некоторый опыт, переживаемый в настоящем. Схватывание настоящего момента, сосредоточение на настоящем, полное присутствие и ощущение настоящего - это подход, который применяется в гештальт-терапии как по отношению к воспоминанию, так и по отношению к фантазии о будущем. Все это в полной мере относится к понятию «осознавание».

В гештальт-терапевтической сессии момент «здесь и сейчас» движется между «прямо сейчас» (клиент-терапевтическое вза­имодействие), «прошлым в настоящем» (воспоминания клиен­та о детстве, предшествующее клиент-терапевтическое взаи­модействие) и «будущим в настоящем» (желания клиента по отношению к терапии). Каждый момент «прямо сейчас» выст­раивается как «фигура» напротив фона «прошлого в настоя­щем» и «будущего в настоящем», и это то, что постоянно от­слеживается гештальт-терапевтом (Philippson, 1996).

2. Осознавание и саморегуляция .

Имеется в виду осознавание как процесс (awareness), называемый еще в литературе сознаванием. Последний вариант, не существовавший ранее в русском языке, создан для того, чтобы компенсировать совершенную форму глагола «осознавать» (осознал что-то - и процесс завершен). Здесь и далее будет все же использоваться существительное «осознавание», подразумевающее процесс и не имеющее, с нашей точки зрения, коннотации завершенности, присущей глаголу.

Что такое осознавание?

Базовым способом и целью гештальт-терапии является «осознавание-как-процесс». Мы часто воспринимаем осознавание как случайный, беспорядочный и пассивный процесс - свет попадает в наши глаза, какие-то звуки с улицы проникают в наши уши, какие-то люди привлекают наше внимание, а мы при этом вроде бы ничего не делаем. Это описание касается лишь пассивных аспектов осознавания, однако у осознавания имеется и активная сторона.

Приведем пример. Мы начинаем терять интерес к делу, которым занимаемся, когда мы голодны. Почувствовав знакомые ощущения в области желудка, мы бросаем клавиатуру компьютера и направляемся к холодильнику. Открываем дверцу... и вос­прими маем не дизайн холодильника, не полки и посуду, не форму бутылок (все это есть в поле зрения), а мясо и овощи. Несмотря на то, что в поле зрения много предметов и деталей, мы начинаем видеть и осознавать то, что нам важно и нужно. Таким образом, и восприятие, и осознавание может быть как пассивным, так и активным процессом.

Перлз считал осознавание «смутным двойником внимания», однако говорил, что осознавание более диффузно, чем внимание, и подразумевает более расслабленное и целостное восприятие. Гештальт-терапевты рассматривают осознавание как инструмент исследования взаимодействия индивидуума и среды, поскольку он предоставляет и терапевту, и самому клиенту наилучшую картину имеющихся в его распоряжении ресурсов. Для этого гештальт-терапевты используют эксперимент, помогающий клиентам попять, что они делают и как они делают то, что делают (Reznick, 2000). «Гештальт-терапия помогает нам расширить и увеличить наше осознавание, привлекая потерянные или избегаемые части опыта» (Bray, Philippson, 1988, 1998).

Осознавание же дает возможность достигать инсайтов, получать знание о среде, выбирать и нести ответственность за собственный выбор и в конце концов - возможность строить отношения с другими людьми. По Йонтефу (1976, с. 67), «это процесс бытия в бдительном контакте с наиболее важными элементами поля «организм - среда» с полной сенсомоторной, эмоциональ­ной и энергетической поддержкой». Кроме того, осознавание дает возможность индивидууму почувствовать свою идентичность и мир, в котором он живет. Важно, что расширение контакта и осознавания не является целью само по себе. Это расширение полезно, если помогает личности установить лучшие отношения с миром (Нуспег, Jacobs, 1995).

Осознавание имеет пять характерных качеств: контакт, ощущение-как-процесс, возбуждение, формирование фигуры и це­лостность (Latner, 1992).

Контакт - это встреча с различиями. Для нашего собствен­ного опыта это означает подняться навстречу другому, тому, что отличается от уже известного нам, от того, что мы чувствуем или когда-либо испытывали. Ощущение-как-процесс определяет природу осознавания. Наиболее близки нам (в полном смысле слова - по расстоянию) прикосновение, ощущения изнутри тела - проприоцепция (Проприоцепция - способность воспринимать положение и перемещение в пространстве собственного тела или его отдельных сегментов. ПРОПРИОЦЕПЦИЯ, восприятие определенными рецепторами, ПРОПРИОЦЕПТОРАМИ, внутренних нервных сигналов, посредством которого животное ощущает свои движения, положение и состояние) и чувства. Более дистанцировано визу­альное и слуховое восприятие.

Возбуждение содержит целый спектр эмоциональных и фи­зиологических ощущений: от более диффузного и характеризу­ющего состояние благополучия до большей настороженности и выраженного интереса к чему-либо. Если мы видим знакомо­го, идущего по улице, наше осознавание включает непосред­ственное контактирование с личностью, которую мы видим, наши воспоминания, мысли и чувства. Наш интерес - форма возбуждения - может почувствоваться как сердцебиение или глубокое дыхание, или как тепло внутри грудной клетки, или как импульс к действию.

Формирование фигуры отсылает нас к способу, которым она образуется и развивается. В примере «со знакомым, встречен­ным на улице», мы видим, как возникает центральный фокус интереса. Это характеристика второй фазы формирования фи­гуры. Наконец, еще одно фундаментальное свойство осознава­ния - целостность. Невозможно понять что-то существенное (сущность), кроме как через целостность.

Что такое целое или целостность? Слово «гештальт» в немец­ком языке означает что-то, что испытывается как единство (це­лостность), несмотря на то, что оно состоит из различимых эле­ментов. В немецком языке «гештальт» имеет несколько эквивалентов: целостность, конфигурация, фигура. Как следствие, в гештальт-терапии оно используется для обозначения целостного опыта. Что то, что воспринимается как целостность (целое), может быть гештальтом. Личность может быть для нас целостностью и в то же время частью целостности (например, семьи). Целое может быть группой идей («Серебрянный век») или людей (рабочий класс). Данные примеры иллюстрируют то, как эти целостности относятся к природе нашего опыта и нашего осознавания.

Инсайт и осознавание

Каково соотношение инсайта, эффективность которого так акцентируется аналитиками, и осознавания в гештальт-терапии?

По Вертгеймеру («Продуктивное мышление», 1987), инсайт - это «прозрение, схватывание структуры ситуации», «прозрение, производящее изменения в структурном значении составных.частей, изменение их места, роли и функции». Как психологический термин «инсайт» был введен гештальт-психологами. В гештальт-терапии инсайт определяется еще и как одновременное интегративное осознавание частей и целого (Yontef, 1993), паттернизация перцептуального поля таким способом, что его существенные связи становятся ясными. Это формирование гештальта, в котором релевантные факторы выстраиваются по отношению к целому (Heidbreder, приведено по Yontef, 1993).

Итак, инсайт - это форма осознавания, в котором имеется точное чувственное понимание структуры целостного поля, которое релевантно межличностной теме пациента. Для инсайта характерно появление уникального смысла, эмоциональной значимости именно этой организации поля. Это чувственное знание о том, за что каждый ответственен и не ответственен, присвоение того, что является собственным, и отвержение того, что собственным не является, а также появление способности к осознан­ному выбору.

Первоe отличие гештальт-терапии и психоанализа во взглядах на природу инсайта касается его принадлежности. В гештальт-терапии инсайт часто обозначается как «Ага!» - переживание и принадлежит клиенту. Это переживание свидетельствует о завершении, успешной интеграции и присвоении ранее диссоциированного опыта. Гештальт-терапевт организует терапевтический процесс так, чтобы дать возможность незавершенной ситуации проявиться в терапевтической сессии, развернуть ее, прожить и интегрировать в настоящее. В каком-то смысле «Ага!»-реакции клиента являются вспомогательными инсайтами процесса осознавания клиента. В психоанализе же инсайт в основном принадлежит аналитику, является его рабочим инструментом и фундаментом точной интерпретации.

Второе отличие - это континуальная (в противоположность дискретности) роль осознавания в отличие от инсайта (Рыбин, 1997). Осознавание - это длящийся процесс переживания и опи­сания происходящих в настоящем ощущений, чувств и мыслей, доступный в любой момент времени, это способ постоянно нахо­диться в контакте с самим собой. Осознавание когнитивно, сен­сорно и аффективно. Внимание к осознаванию ставит акценты на что, как и где опыта клиента, а вовсе не на почему, необходи­мом для аналитической интерпретации. Инсайт же - форма осоз­навания, непосредственное и быстрое «схватывание очевидного единства части элементов поля» (Yontef, 1993).

Классическая формула «здесь и теперь», принадлежащая мно­гим современным подходам психотерапии, видоизменяется в «те­перь и как» феноменологической направленности гештальт-те­рапии. Понятие «как» касается положения тела и жестов, дыха­ния и интонации голоса, речи и взгляда и обозначает приоритет формы над содержанием (по Перлзу). Фокусирование на осоз-навании сохраняет вовлеченность клиента в настоящую ситуа­цию. Особенно это проявляется в ситуации эксперимента, когда метафорическое проигрывание (enactments), заменяющее собой вербальный анализ, предоставляет почву для «короткого замы­кания» инсайта.

Как работают с инструментом осознавания гештальт-терапевты? «Основная фраза, с которой мы просим наших пациентов начинать терапию и к которой мы обращаемся постоянно, - при­чем не только к словам, но и к ее духу, - это простая фраза: «Сей­час я сознаю», - пишет Ф. Перлз. Гештальт-терапевты часто за­дают вопросы «Что вы чувствуете?», «Что с вами происходит?», «Что вы делаете?» и «Что вы хотите?». Для того чтобы ответить на эти вопросы, клиент должен на некоторое время уйти из ситу­ации межличностной коммуникации, сконцентрироваться на себе и своем внутреннем состоянии, разобраться в том, что находится в фоне, обычно не осознаваемом или осознаваемом только час­тично, и сказать об этом терапевту.

Зачем все это нужно? Ощущения и чувства - это целостный сигнал об отношениях потребности и среды. Чувство голода сиг­нализирует о необходимости поискать пищу в среде (в материнской груди, в холодильнике, в магазине, в лесу). Страх - это сигнал для человека позаботиться о своей безопасности, а сексуальное возбуждение - сигнал о возможности удовлетворить свою сексуальную потребность. Таким образом, переживание какого-либо ощущения или чувства является универсальным способом поддержания жизни, а при отказе от переживания по какой-либо причине ориентиры оказываются потерянными, и тогда жизненно важные решения принимаются на основе внеорганизменных критериев («здравого смысла», позиции другого человека, норм и правил сообщества и т. п.).

Ощущение и чувства - это сенсорный опыт организма, который может быть получен сознательным сосредоточением. При­слушиваясь к себе, мы можем обнаружить множество ощуще­нии, которые до этого находились за пределами осознавания. Тяжесть в спине и неудобство в пояснице, щекочущие ощущения в груди и затрудненное дыхание становятся фигурой, если человек сконцентрируется на их распознавании. Внимание должно быть целенаправленным и конкретным. Клиент учится осознавать с помощью терапевта, который направляет его внимание на важные детали его поведения или состояния. Так, терапевт может обратить внимание на рассогласование вербального и невербального сообщения клиента. Например, клиентка, весело улыбаясь, говорит о своих очень серьезных проблемах, а терапевт спрашивает ее, что же она чувствует на самом деле. Или терапевт, заметив, что клиент перестает дышать в определенных ситуациях (прерывание дыхания часто замораживает чувства) обращает на это внимание клиента.

Ирвин и Мириам Польстеры (1997) описывают процесс осознавания с помощью метафоры о гурмане, который, пробуя соус, научается чувствовать не только смешанный вкус, но и его отдельные компоненты. Клиент также двигается между целостным опытом и осознаванием отдельных его частей, причем некоторые из них осознаются им слабо или вообще находятся вне осознавания. Такое осознавание дает жизни новые, ранее недоступные для клиента смыслы. В отличие от инсайта, который бывает иногда, осознавание - это инструмент доступный всегда и в настоящем .

Между ощущением и реальным поведением человека находится широкий спектр внутренних процессов, осознавание которых делает доступной организменную саморегуляцию. Это осознавание ощущений и чувств, ориентация в том, какая из потребностей становится в данный момент наиболее важной для организма, ориентация в среде, способной предоставить возможности для удовлетворения потребности, непосредственное удовлетворение потребности и ассимиляция полученного опыта. «В контексте саморегуляции организма взаимоотношение между организмом и средой является решающим. Организм и среда составляют взаимозависимое единство, в котором организм стремится осуществлять саморегуляцию» (Латнер, 1986, приведено по Фрю, 2001).

Потребность становится доминирующей спонтанно, а не произвольно. Двигаясь от потребности к потребности, организм обеспечивает свое выживание и развитие («мудрость организма», по Ф. Перлзу). В основе этого лежит способность организма выбирать доминантную потребность из «иерархического списка» потребностей, «он обращается к доминирующей потребности выживания прежде, чем к какой-либо иной» (Перлз, 1996). Если доминантная потребность спонтанно осознается и организм действует в направлении ее удовлетворения - это и есть психологическая форма саморегуляции организма (гомеостаз). В этом и выражается мудрость организма, выбирающего в среде то, что необходимо для удовлетворения потребностей. В этом случае психотерапевт человеку не нужен. Здоровая саморегуляция основана на жизненно важных предпочтениях.

Вопрос о том, насколько в условиях общества возможна такая саморегуляция, затрагивает каждого человека. У большинства клиентов создается ощущение, что общество в лице семьи или коллег (начальника, других людей) значительно ограничивает саморегуляцию (другое название этого - внешний локус контроля - приписывание ответственности внешним событиям, обстоятельствам и другим людям). Но на самом деле саморегуляция допустима в значительно большей степени, чем мы это себе позволяем.

Что еще почитать