Правило про спряжение глаголов в русском языке – один из необходимых атрибутов грамотной письменной речи.
Только зная и умея применять его на практике, можно понять, как правильно написать глагольные окончания.
Термин «спряжение» впервые появился в русском языке в семнадцатом веке. Образовался он от слова «спрягать», в устаревшем значении «присоединять, приближать», с латыни — «наклоняться», «склоняться».
В лингвистике ему придаётся значение: «соединение различных отглагольных форм». В старинном учебнике Иоанна Дамаскина этот термин характеризуется такими словами как «супружество», «соединение».
Спряжением в современной лингвистике принято обозначать изменение глаголов в лице и числе. В русском языке их только два: первое и второе.
Личными называются окончания слов, обозначающих действия предметов, в первом, втором и третьем лицах («-у», «-ю», «-ешь», «-ёшь», «-ишь», «-ет», «-ёт», «-им», «-ем», «-ём», «-им», «-ете», «-ёте», «-ите», «-ут», «-ют», «-ат», «-ят») единственного и множественного числа.
Чтобы определить спряжение, сначала нужно выделить ударный слог в слове и посмотреть, падает ли ударение на окончание или нет.
Например, в слове «бороться» ударение падает на второй слог, т. е. личное окончание является безударным. А в слове «бежать» ударение падает на «-ать», т. е. оно является ударным.
По ударному окончанию слова, обозначающего действие предмета, определить спряжение очень легко, для этого достаточно знать только окончания для I и II спряжения.
Обычно ко второму спряжению относят глаголы на «-ить», а к первому все остальные (в том числе и на «–ть», как в словах «жить», «есть», «-ти» для слова «идти» и т. д.).
Примеры:
Однако существует множество глаголов-исключений, о которых речь пойдет далее.
Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.
Примеры:
Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.
Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».
Первое спряжение:
А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:
Подводя итоги, отметим — для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:
Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».
Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».
Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» — «строит».
Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».
Важно помнить все исключения, которые относятся к этому правилу. Исключения необходимо выучить, так как от них во многом зависит написание слов, обозначающих действия предметов.
Как можно увидеть, определить спряжения глагола несложно, недаром это правило ученики проходят ещё в начальной школе. Зато эти знания позволят правильно писать личные глагольные окончания, что просто необходимо для человека, желающего обладать грамотной письменной речью.
Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы. Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение. Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.
Слово «спряжение» вошло в русский язык примерно с 17 века, являясь производной от основы «спрягать» в значении «объединять», «соединять вместе».
В лингвистике русского языка под «спряжением» понимается изменение глаголов по лицам и числам (в некоторых случаях ещё по временам и родам). Доминирующая ныне в русском языке система спряжений является результатом существенного упрощения системы спряжений древнерусского языка. В нём категории вида и времени не были разделены полностью, имели несколько парадигм числа – единственное, множественное, двойственное, время имело четыре формы прошедшего времени и две будущего etc.
Спряжение как форма глагольного изменения в парадигматике языка противопоставляется склонению.
В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II)
Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения. Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу. Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.
Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «-ить », кроме пяти глаголов «брить», «зиждеться», «носить», «стелить», «хвалить». Последние относятся к первому типу спряжения.
Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «-еть » — «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть». Все другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.
Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «-ать » — «гнать», «дышать», «держать», «слышать». Все другие глаголы с окончанием на «-ать» относятся к первому спряжению.
Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:
Примеры глаголов второго спряжения
К первому спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся на «-ать », «-оть », «-уть », «-ть ».
При ударном окончании спряжение у глаголов определяется по неопределённой форме . Такая форма отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Поставьте глагол в неопределённую форму, и идентифицируйте первое или второе спряжение.
При безударном личном окончании у глагола необходимо:
В русском языке при определении спряжения глагола, начальную форму надо брать того же вида, что и личная форма.
Например:
Глагол «рисует» (начальная форма «рисовать». Глагол заканчивается на «-ать», потому это первое спряжение);
Глагол «пилит» (начальная форма «пилить», заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение);
Выполним спряжение указанных глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глагола поставим перед ним личное местоимение.
Глагол «рисует »
Я рисую Мы рисуем
Ты рисуешь Вы рисуете
Он рисует Они рисуют
Глагол «пилит »
Я пилю Мы пилим
Ты пилишь Вы пишете
Он пилит Они пилят
Давайте выясним, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов.
Для этого существуют два способа:
Спрягаемый глагол поставить в 3 лицо множественного числа
Ут, -ют – первое спряжение – буква «Е».
В личном окончании будет обязательная гласная «е» (они рисуют – первое спряжение — рисуЕт).
Ат, -ят – второе спряжение – буква «И»
В личном окончании всегда будет гласная «и» (они красят – второе спряжение – красИт).
Второй способ состоит в постановке глагола в неопределённую форму, отвечающую на вопросы «что делать?» «что сделать»?
Если этот глагол заканчивается не на «-ить» — значит он первого спряжения, и в личной форме глагола нужно писать «е»
Если глагол заканчивается на «-ить» (что делать – пилить) значит он второго спряжения, и нужно писать «и».
Хвал_и – (что делать? – хвалить) – второе спряжение – в личной форме будем писать «и» — хвали т.
Также в русском языке имеются разноспрягаемые глаголы, которые могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения (например, чтить, хотеть, бежать etc.). А также иметь специфическую систему окончания (дать, есть и etc.).
К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе 3 лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном лице третьего лица – ко второму типу (они хотят).
Подобные глаголы не относятся ни к одному из представленных спряжений, и являются исключениями в спряжении глаголов в русском языке.
Выше мы разобрали спряжение глаголов, перечислили ряд правил в русском языке, согласно которых происходит классификация типов спряжения глаголов. И привели ряд примеров таких спряжений. Используйте указанный в статье алгоритм для определения первого или прямого спряжения, что даст вам возможность избежать ошибок при написании текстов.
Вконтакте
Как определить спряжение? Правило спряжения изучается в школе несколько часов. Однако далеко не каждый ученик способен запомнить его без хорошей практики. В связи с этим мы решили напомнить вам о том, что такое глагольное спряжение. Правило спряжения также будет представлено вашему вниманию вместе с соответствующими примерами.
Определение того или иного спряжения глагола ставит в ступор довольно большое количество людей. Особенно часто такая проблема возникает во время создания какого-либо письменного текста. И чтобы не прослыть малограмотным человеком, окончания глаголов следует обязательно писать правильно. Но для этого необходимо знать все правила про спряжения.
Спряжением называют грамматическую которая определяет его изменение по числам и лицам, а также диктует, какую именно букву следует писать в сомнительном окончании.
В современном русском языке известны 2 которые именуются соответственно: первое и второе. В зависимости от того, к какому из названных относится то или иное слово, происходит выбор буквы в окончании. Кстати, не стоит забывать и о том, что у глаголов прошедшего времени отсутствует спряжение. Правило спряжения гласит, что в таких словах нет окончаний, в которых можно сомневаться.
Чтобы правильно написать глагол, следует постоянно вспоминать правила по спряжениям.
Итак, давайте рассмотрим их более подробно. Для того чтобы узнать, какое спряжение у того или иного глагола, определить, какую именно гласную букву в его окончании следует писать, необходимо посмотреть, куда в проверяемом слове падает ударение. В том случае, если под ударным положением оказывается само окончание, то с его правописанием сразу становится все понятно. Это связано с тем, что гласная буква стоит в сильной позиции, а потому никаких сомнений возникнуть не должно.
Но что же делать, если вам все-таки необходимо выяснить, какое у того или иного слова спряжение? Правило спряжения гласит, что оно определяется по самой гласной. Таким образом, если под ударением стоят буквы «е», «ю» или «у», то можно смело указывать, что проверяемый глагол относится к первому спряжению. Если же сильную позицию занимают «я» или «а», то это второе спряжение.
Приведем конкретные примеры, которые помогут вам запомнить правила на спряжения:
Правило определения спряжения, описанное выше, касается практически всех глаголов. Однако у учеников нередко возникают сложности с теми словами, которые начинаются с приставки вы-. Это связано с тем, что в большинстве случаев ударение падает именно на нее. Приведем пример: вЫгорит. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то специалисты рекомендуют просто отбросить данную морфему и рассмотреть слово без применения приставки. Например, вЫгорит - горИт. Полученный глагол имеет несовершенный вид и второе спряжение. Соответственно, и начальное слово, от которого оно было образовано, относится к нему же.
Теперь вам известно, что для грамотного написания следует обязательно применять вышеописанное правило. Спряжение глаголов определяется довольно легко. Но если для вас это сделать проблематично, то рекомендуется создать на отдельном листке таблицу, которая будет содержать в себе все особенности правила.
Итак, с теми случаями, когда на окончание падает ударение, а также с приставкой вы- мы разобрались. Но как же определить спряжение глагола, если его окончание стоит в безударном положении? В этом случае его следует определять по инфинитиву. Что это такое? Для тех, кто забыл, под данным термином понимают неопределенную (или начальную) которая отвечает на такие вопросы, как «что сделать?» и «что делать?».
Если перед вами слово, ударение которого не падает на окончание, то какое следует применять правило? Спряжение глаголов включает в себя множество нюансов. И для того чтобы грамотно написать необходимый текст, следует знать их все.
Рассмотрим, как определяется спряжение глаголов, окончание которых занимает безударное положение:
Итак, что дает нам такое правило русского языка? Спряжение глаголов в данном случае зависит от их начальной формы. Таким образом, если инфинитив оканчивается на -ять, -еть, -уть, -ать, -оть или -ыть, то проверяемое слово относится к первому спряжению. Соответственно, личные окончание у данных слов будут следующими: -ет, -ешь, -ете, -ем, -ют, -ут. Также возможны -ю и -у.
Правило 2 спряжения аналогично 1-му. Для начала приведем несколько примеров:
Опираясь на данные примеры, можно смело сделать вывод о том, что глаголами 2-го спряжения называются те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить. В этом случае личные окончания таких слов будут следующими: -ит, -ишь, -ите, -им, -ят, -ат. Также возможны -ю и -у.
У всех правил есть свои исключения. Так, слова «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить» необходимо относить к первому спряжению, даже несмотря на то, что в начальной форме они оканчиваются на "-ить". Таким образом, их личные окончания будут следующими: брить - бреют, бреются; зиждиться - зиждется; стелить - стелет, стелют и пр.
Помимо всего прочего, данное правило включает в себя и такие слова-исключения, как «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать». Все перечисленные выражения относятся ко второму спряжению, даже несмотря на то, что их инфинитив оканчивается на -еть и -ать. Таким образом, их личные окончания будут следующими: гнать - гонят, ненавидеть - ненавидят, обидеть - обидят, держать - держат, видеть - видят, терпеть - терпят, смотреть - смотрят, дышать - дышат, зависеть - зависят и пр.
Помимо глаголов первого и второго спряжения, в нашем языке встречаются и разноспрягаемые слова. К ним относятся следующие: "бежать", "хотеть", "брезжить", "дать" и "чтить". Почему они называются разноспрягаемыми? Дело в том, что в одних формах таких глаголов используются окончания первого спряжения (чаще в единственном числе), а в других - второго (чаще во множественном числе). Приведем примеры:
Как видно из примера, разноспрягаемое слово включает себя окончания как первого спряжения, так и второго.
В нашем родном языке существует невероятное количество правил, которые имеют не меньшее число всевозможных исключений. Следует отметить, что спряжение глаголов представляет собой одну из сложнозапоминаемых тем в средней школе. Ведь совсем не зря ей посвящается большое количество теоретических и практических часов. Более того, чтобы значительно облегчить изучение данного правила, учителя литературы и русского языка ежегодно придумывают все новые и новые способы того, как запомнить правила спряжения глаголов. Для этого создаются разные песни, шуточные стишки, алгоритмы, таблицы и схемы. Однако суть в них одна: крайне важно понять зависимость той или иной буквы в глагола, которое находится в безударном положении, от буквы в неопределенной форме. Также следует оставить в памяти и место для 15 слов-исключений.
Если раз и навсегда запомнить эти зависимости, то вы сможете определять спряжение глаголов еще до того, как начнете его записывать.
Итак, рассмотрим несколько алгоритмов для запоминания:
Чтобы облегчить процесс запоминания таких слов-исключений, был специально придуман следующий стишок, содержащий в себе все необходимые сведения:
Ко 2-ому же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ИТЬ,
Исключая брИТЬ, стелИТЬ.
А еще смотрЕТЬ, обидЕТЬ,
СлышАТЬ, видЕТЬ, ненавидЕТЬ,
ГнАТЬ, держАТЬ, дышАТЬ, терпЕТЬ,
И зависЕТЬ, и вертЕТЬ.
Информация о грамматических особенностях русского языка полезна не только для школьников, но и для всех людей, чья грамотность не доведена до уровня автоматизма. Даже взрослые не всегда помнят, что такое спряжение глаголов, как и почему используется это понятие. Самое время освежить в памяти эти правила времён пятого-шестого класса.
Спряжение глагола — это постоянное грамматическое свойство этой части речи, которое представляет собой систему изменения формы глагола в настоящем времени, в зависимости от чисел и лиц.
В русском языке есть два типа спряжений, которые так и называются — первое и второе (обычно обозначаются римскими цифрами I и II).
По общему правилу, спряжение определяется по окончанию глагола. Если окончание безударное, спряжение устанавливается по суффиксу неопределённой формы слова.
У глаголов в прошедшем времени спряжение отсутствует.
Определение этого глагольного свойства важно для того, чтобы правильно писать гласные буквы в окончаниях глаголов. Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает.
Глаголы первого спряжения:
Лицо | Примеры | ||
---|---|---|---|
1 | -у или -ю | -ем | рисую, шью, растем |
2 | -ешь | -ете | рисуешь, шьешь, растете |
3 | -ет | -ут или -ют | рисует, шьет, растут |
Второе спряжение:
Лицо | Окончание единственного числа | Окончание множественного числа | Примеры |
---|---|---|---|
1 | -у или -ю | -им | куплю, держу, приготовим |
2 | -ишь | -ите | купишь, держишь, приготовите |
3 | -ит | -ат или -ят | купит, держат, приготовят |
Определить спряжение в таком случае можно, отбросив приставку, по оставшемуся слову в обычном порядке, например, от слова «выстоять» получается «стоять» — «стоишь». Глаголы «стоять» и «выстоять» — это второе спряжение.
Если приставку отбросить нельзя, например, в слове «выключить», её заменяют другой приставкой — «отключить», «заключить», и определяют спряжение по личностному окончанию. «Заключишь» — это второе спряжение, значит, глагол «выключить» — тоже.
Непереходные глаголы с приставкой вы- изменяются по правилу первого спряжения (выздороветь — выздоровеет).
По правилу, для определения спряжения нужно брать инфинитив того же вида глагола, в которой стоит личная форма:
Общее правило определения спряжения указано в таблице ниже.
Глаголы-исключения — это вышеуказанные одиннадцать слов, которые относятся ко второму спряжению, хотя имеют окончания первого. При спряжении этих глаголов по лицам и числам следует обращать внимание на их личностные окончания. Аналогично, глаголы «брить» и «стелить» — исключения в первом спряжении, ведь они имеют окончание второго. Эти слова нужно просто запомнить, чтобы употреблять в окончаниях правильные гласные.
Кроме того, существует ещё две группы нетипичных глаголов в русском языке — разноспрягаемые и глаголы особого спряжения.
Разноспрягаемые имеют окончания и первого, и второго спряжения: это слова «бежать», «чтить», «хотеть», «дать, «брезжить». «Чтить» в третьей форме имеет два вида: «чтят» и «чтут». В одних формах эти глаголы дают при спряжении окончания первого (чаще в единственном числе), а в других — второго спряжения (обычно во множественном числе).
Например, слово «дать» имеет окончания двух спряжений в разных лицах и числах: он даёт, ты даёшь, я даю, они дают, вы даёте, мы даём.
Особое спряжение имеет необычные окончания в единственном числе, а во множественном глагол меняется либо по правилу второго спряжения, либо по правилам первого и второго. Примеры: ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.
Глаголы в прошедшем времени, сослагательном и изъявительном наклонении не имеют личных окончаний: читал — прочитал, читал бы — прочитал бы. Повелительное наклонение даёт личные окончания только глаголам во втором лице: читай, прочитай. Существуют также недостаточные глаголы, которые не ставятся в единственное число в первом лице: убедить, победить, басить, висеть. Они употребляются с дополнительными глаголами или вообще в связке «дополнительный глагол + существительное, близкое по смыслу», например, одержу победу, вынужден висеть, буду побеждать.
Чтобы легко выучить, запомнить и пользоваться правилом спряжений, для начала нужно понять основной принцип — существует два общих спряжения, потому что существует два типа окончаний у глаголов (если не говорить об исключениях).
В первую очередь, нужно проверить, не падает ли ударение на окончание глагола. По ударному окончанию очень просто можно определить спряжение — нужно только запомнить, что первое спряжение во множественном числе третьего лица заканчивается на -ут или -ют, а второе — на -ат и -ят.
В случае, если окончание безударное, ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме «стелить» и «брить», которые нужно просто запомнить. Чтобы легче было выучить 11 глаголов-исключений во втором спряжении, можно запомнить составленные специально для этого стишки, например:
Гнать, держать,
смотреть и видеть,
дышать, слышать,
ненавидеть.
И зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
их “на –е-” спрягать нельзя.
Остальные глаголы с безударными окончаниями, по методу исключения, в основном, относятся к первому спряжению.
Задание 1. Выбрать из перечня глаголы второго спряжения: едешь, гонит, чистишь, тянем, приготовить, ставим, запускать, спряжёшь.
Объяснение:
Правильный ответ: гонит, чистишь, приготовить, ставим.
Задание 2. Вставить пропущенные в окончаниях гласные буквы: купаться – купа_шься, хлопать – хлопа_шь, клеить – кле_шь, помнить – помн_шь, поджарить – поджар_шь, стелить — стел_шь, пугаться – пуга_шься.
Ответы: купаешься, хлопаешь, клеишь, помнишь, поджаришь, стелешь, пугаешься.
Задание 3. Выбрать из перечня глаголы только первого спряжения: плыть, лаять, колоть, носить, шагать, строить, полоть, лететь, дышать, ходить.
Объяснение:
Ответы: плыть, лаять, колоть, шагать, полоть.
Все глаголы были поделены на две основные группы по спряжениям для удобства. Выявив общие окончания для каждого типа, люди дифференцировали их на первое и второе спряжение. Запомнив лёгкие правила спряжения, выучив слова-исключения, взрослым и детям будет проще не допускать ошибок в окончаниях глаголов в письменной или устной речи.
Глаголы 1 спряжения в русском языке оканчиваются на -ять, -еть, -ыть, -оть, -ать, -уть, -ть за исключением 11-ти следующих, которые для запоминания складывали в подобие считалочки: гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, да еще дышать, смотреть. Ее озвучил герой фильма Плюмбум или Опасная игра:
Глаголы, оканчивающиеся на -ат, -ят, -ишь, -им, -ит, -ите - относятся ко второму спряжению.
Бежать . В третьем лице множественного числа этот глагол имеет окончание 1 спряжения (бегут). Все остальные его формы относятся ко второму спряжению.
Хотеть . Формы множественного число этого глагола относятся ко 2 спряжению, формы единственного - к первому.
Брезжить . У этого глагола всего две формы. К первому спряжению относится множественное число (брезжут), ко второму - третье лицо единственного числа (брезжит).
Чтить . Третье лицо единственного числа этого глагола - 1 спряжение. Все остальные - второго.
Спряжение это видоизменение формы (окончания) глагола по лицам и числам: я пою, ты поешь, он поет, мы поем, вы поете, они поют.
Зная спряжения, вы будете грамотно писать безударные окончания глаголов с буквами Е или И. Например, видИшь или пишЕшь.
Нужно запомнить, что в русском языке глаголы имеют два спряжения: I и II. Но помимо этого существуют разноспрягаемые глаголы.
Существует два способа определения спряжения глагола:
Глаголы при изменении по лицам и числам имеют личные окончания:
Первое спряжение -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). В окончаниях пишем буквы Е, У, Ю
Второе спряжение -у(-ю),-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). В окончаниях пишем буквы И, А, Я.
Например
Лить: я лью, ты льешь, он льет, мы льем, вы льете, они льют - I спряжение;
Сидеть: я сижу, ты сидишь, он сидит, вы сидите, они сидят - II спряжение.
При спряжении глаголов с приставкой вы возникают затруднения, так как приставка вы перетягивает на себя ударение. Например: вЫстричь, вЫговорить. В этих случаях нужно отбросить приставку и проспрягать глагол без нее. Например: вЫстричь - стричь, я стригу, ты стрижешь, он стрижет, мы стрижем - I спряжение.
Или: вЫговорить - говорить, я говорю, ты говоришь, они говорят - II спряжение.
Второе спряжение это глаголы с безударным личным и окончанием на ить (-иться) в неопределенной форме (ездить, строить, кружиться, пениться и т.п.), кроме глаголов-исключений: стелить и брить, зыбиться и зиждиться (эти четыре глагола относятся I спряжению).
Второе спряжение это 7 глаголов с окончанием -еть: обидеть, терпеть, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, смотреть.
Второе спряжение это 4 глагола с окончанием на -ать: дышать, слышать, держать, гнать.
Первое спряжение это все глаголы с безударным личным окончанием и окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ти, -ть и т.д. в неопределенной форме.
Первое спряжение это глаголы-исключения: стелить и брить, зыбиться и зиждиться.
Спряжение определяет изменение глагола по числам и лицам . Спряжение глаголов - одна из самых трудных тем в изучении русского языка. Но разобраться в этой теме совершенно необходимо, иначе писать правильно будет невозможно.
Первым шагом определения спряжение глагола, является понимание, ударное ли у него окончание. В том случае, если ударение на окончании глагола, спряжение определяют по гласной в е сильной позиции. Глаголы в первом спряжении имеют окончания -ем, ет, -ете, -ут(-ют), -у (-ю) или ешь, к примеру, в словах ведшь, зовешь. Глаголы второго спряжения имеют окончания -им, -ишь, -ит, -ите, -ат, -ят, к примеру, в словах спят, горишь.
Если у глагола нет ударения в личном окончании, то определяют его спряжение по инфинитиву, то есть по начальной, безличной форме. Если инфинитив кончается на ить, значит, перед вами глагол второго спряжения. Следующие глаголы являются исключениями: стелить, брить, зиждиться и зыбиться.
К 2му спряжению относятся также следующие глаголы с окончаниями на еть и -ать: гнать, смотреть, видеть, терпеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, вертеть, слышать, держать, дышать. Этот список нужно просто запомнить, чтобы при написании не делать ошибки. Остальные же глаголы, не имеющие ударения в личном окончании являются глаголами первого спряжения.
Кроме глаголов первого и второго спряжения есть ещ разноспрягаемые глаголы. Одни их формы образуются в соответствии с первым спряжением, другие же - соответственно второму. Среди разноспрягаемых есть такие глаголы, как чтить, хотеть, брезжить, бежать. Например, глагол хотеть единственного числа образуют по правилам первого спряжения, а во множественном числе по образцу второго спряжения.
Спряжение глагола - это одна из его грамматических категорий, с помощью которой определяется его изменение по числам и лицам. В зависимости от спряжения действуют те или иные правила написания в русском языке, поэтому правильность определения спряжения очень важна.
Вот простая инструкция по определения спряжения глаголов в русском языке:
Спряжение глагола определяют в школе. В жизни это знание не очень понадобиться, если Вы не филолог или педагог русского языка. Правило: спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.
Существует четкий алгоритм, благодаря которому можно верно определить спряжение глагола. Также важно запомнить ряд исключений, заучить все глаголы, склоняемые по-разному.Если окончание глагола находится под ударением, нужно поставить глагол в форму множественно числа третьего лица. Гласные в окончании слова сигнализируют о принадлежности глагола к 1 или 2 спряжению.Глаголы 1 спряжения имеют окончания ут (-ют), 2 спряжения -ат (-ят).Например, к 1 спряжению относятся глаголы читают, поют, цветут, а ко 2 висят, горят, лежат.Очень важно запомнить: определить спряжение по окончанию глагола множественного числа третьего лица можно только в том случае, если на окончание падает ударение.Если на окончание глагола ударение не падает, слово нужно перевести в неопределнную форму. Например: дышат дышать. Начальная форма отвечает на вопрос что делать, не имеет основных категорий. Она сохраняет только признак вида, а также по ней определяют возвратный ли глагол, переходный он или непереходный. Начальную (неопределнную) форму принято называть инфинитивом.Глаголы, имеющие безударное окончание в начальной форме ить, относятся ко 2 спряжению.Остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Также нужно запомнить ряд глаголов, являющихся исключениями из правил.К глаголам 1 спряжения относятся следующие слова-исключения: бить, брить, вить, гнить, жить, зиждиться, зыбить, лить, пить, почить, стелить, шить, -шибить (ушибить, ошибиться), а также все глаголы, которые от них образованы.Ещ в школе все познакомились с лгкой считалкой, позволяющей быстро запомнить 11 глаголов, которые являются наиболее распространнными словами-исключениями из правила. Они не оканчиваются на ить, но тоже относятся ко 2 спряжению. В данном случае они перечислены по алфавиту: вертеть, видеть, гнать, держать, дышать, зависеть, ненавидеть, обидеть, слышать, смотреть, терпеть. Эти слова необходимо запомнить
Это правило в школе постоянно вылетало у меня из головы. А определить на самом деле спряжение глагола не так сложно. Приводим глагол в начальную форму, т.е. инфинитив и определяем. (инфинитив отвечает на вопрос что делать?. Если окончание слова на ить и оно безударное, то слово относится ко второму спряжению. Ко второму спряжению относят 11 глаголов - исключений. Их надо запомнить.
У нас стишок был немного другой и запомнить их так не трудно:
Слышать, видеть и обидеть, гнать держать и ненавидеть. И дышать, смотреть, вертеть. И зависеть и терпеть.
🙂 Остальное все 1 спряжение.
Чтобы правильно написать личные окончания глаголов, нужно правильно определить спряжения глагола, для многих школьников эта тема трудная, запутанная, но приходитс все равно учить, запоминать правила и исключения. Имеется два спряжения глагола -первое и второе.
В современном русском языке существует два спряжения глаголов: I и II .
Напомню, что под термином глагол в данном контексте понимается часть речи , отвечающая на вопросы что делать? , что сделать? (и производным, типа, что будем делать? и т.д.). Глаголы обозначают действие, состояние, отношение. Глагол может иметь следующие признаки:
Глагол также может иметь такие морфологические признаки, как переходность/непереходность (я пишу ответ - переходный, я иду - непереходный), возвратность/невозвратность (он долго извинялся - возвратный, мы читали - невозвратный).
Под спряжением глаголов - понимают изменение глаголов по лицам (я, ты, он и т.д.) и числам (единственное и множественное). У лингвистов также есть понятие спряжения глаголов в широком смысле слова, под которым они понимают изменение глагола по наклонениям, временам, лицам и числам.
Чтобы определить спряжение глагола, нужно :
В свое время меня в школе заставляли выучить наизусть считалочку:
гнать, держать, дышать, зависеть ,
видеть, слышать и обидеть ,
а ещ терпеть, вертеть,
ненавидеть и смотреть .
Следует заметить, что все производные от этих глаголы также будут относиться ко 2-му спряжению.
Особо следует сказать о некоторых глаголах на -ить, в которых ударение приходится на конец слова: брить, стелить, почить, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, а также глаголы на -шибить (ушибить, ошибиться). Они относятся к 1-му спряжению.
К 1-му спряжению принято относить такие редкие глаголы, как зиждиться, зыбиться.
Знание, к какому спряжению относиться глагол, позволяет правильно писать окончания при спряжении глагола (*в первом лице единственного числа глаголы как I, так и II спряжения имеют окончание -у (-ю)*):
P.S. *В русском языке есть несколько разноспрягаемых глаголов (с ударными окончаниями), которые имеют часть форм 1-спряжения, часть 2-го, например: бежать, хотеть*.
В русском языке есть два спряжения, которые различаются по окончаниям. Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют, относятся к первому спряжению, а глаголы, которые имеют окончания -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят, - ко второму спряжению.
Есть еще исключения, для запоминания которых еще со школьных времен помню рифмовку:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать дышать и ненавидеть,
Смотреть, держать, вертеть
И зависеть и терпеть.
Это глаголы второго спряжения
Очень интересный вопрос Вы задали, потому что много существует спорных и запутанных вопросов по определению спряжения глаголов в рус. языке.
Как показывает практика, многие затрудняются определять спряжение глагола.
Основы изучения глагольных категорий закладываются обычно в начал-ых классах. И именно здесь, при формировании умения определять спряжение глагола, учителя подстерегает I ошибка.
Вы, вероятно, заметили, что в учебниках по рус. яз. для нач. школы при изучении темы Спряжение глагола вначале предлагаются упраж-ия, в которые включены глаг. с ударными личными окончаниями в одной из личных форм.
Интересно заметить, что на I взгляд, определить спряжение у такой формы глагола достаточно просто:
выделил ударное личн. окончание и назвал спряжение.
К сожалению, в учебниках не отмечается 1 важная особенность разноспрягаемых глаголов (бежать, хотеть) и глаголов с архаичным спряжением (дать, есть), а именно:
в части своих личных форм они также имеют ударные окончания (бегут, хотят, дадут, едят).
Вас удивит, когда Вы узнаете, что ещ 1 проблема состоит в том, что уже в 4-ом классе при морфологическом разборе глагола встречаются не только личн. формы, но и формы в прошед. врем. или в повелительном наклонении. В этом случае принято ставить глаг. в 3-е лицо мн. ч., но при этом следует учитывать, что у безличных глаголов из личн. форм есть только форма 3-го лица ед. ч. (светает, вечереет, спится).
1) спряжение в качестве языкового задания при морфолог-ком разборе глагола как части речи;
2) спряжение как орфографическая необходимость.
Лгкость определения спряжения по ударным личным оконч-ям, к сожалению, приводит к тому, что учитель сосредоточивается на отработке спряжения только у глаголов с безударн. личными оконч-ями (работа на орфографическую необходимость), тем самым вольно или невольно формируя у детей навык ставить любой гл. в начал. форму, не проверяя, есть ли у этого глагола формы с ударн. личн. оконч-ями.
Такое упрощение, как правило, продолжается и в среднем звене. Представьте себе, какое чувство Вы бы испытали, если бы учительница по рус. яз. поставила бы Вашему ребнку 2 только за то, что тот начал определять спряжение с поиска у глагола ударн. личного окончания?
Итак, что отвечают большинство выпускников школ на вопрос:
Многие ответят:
Такой ответ свидетельствует, что в их сознании не сформирован I этап, требующий выявления ударн. личного окончания .
Кроме этого, существует ещ 1 сложность определение спряжения у приставочных образований от глаголов исключений. Конечно, в школьных учебных пособиях имеется информация о том, что приставка не влияет на спряж. глагола, однако систематического подхода к формированию навыка определения спряжения у такого рода глаголов нет из-за отсутствия универсального алгоритма и специально подобранных упражнений.
Традиционно определение спряжения глагола включает в себя 2 этапа:
1) Личн. окончания глаг. 1-го и 2-го спряжения чтко определяются только под ударением. Для этого нужно установить, явл-ся ли личн. окончание глаг. ударным или нет.
2) Если ударение на личн. окончание не падает, тогда спряжение определяем по инфинитиву, предварительно отделив глаголы-исключения.
Вам хотелось бы узнать, что предлагают некоторые исследователи этой темы? Они считают, что при определении спряж-я необходимо обращать внимание не только на:
Но необходимо ещ обращать внимание и на их приставочные и постфиксальные варианты.
При определении спряжения также нужно быть внимательным к глаголам с ударным префиксом вы-, потому что, чаще всего, в формах таких глаг. ударение сохраняется на приставке, в то время как в бесприставочном аналоге оно может переместиться на окончание:
Высидеть высидят; ср. сидят
Выбежать выбегут; ср. бегут
Выдать выдадут; ср. дадут
Таким образом, алгоритм определения спряж. глаг. должен выглядеть так:
Определить, в какой форме глагол.
Опред-ть спряжение.
Если глаг. имеет ударн. личн. окончание, см. п. 1.
Остальные глаг. с безударным личн. окончанием поставить в начал. форму.
Хотелось бы обратить внимание на то, что на послед. этапе определения спряж. глаг. применяется также и такой прим:
Но этот прим менее удачен, потому что может привести к смешению 2-х понятий:
Примеры:
Из сырого, пахнущего тающим снегом осинника деревенские ребятишки веслой стайкой дружно перебежали на согретую весенним солнцем полянку.
Определяем спряж. гл..
Бегут форма разноспрягаемого глагола бежать .
Вывод: перебежали форма разноспрягаемого глагола.
Брат задержался на работе.
Определ. спряж. гл..
Глагол держать глагол-исключение 2-го спр..
Вывод: задержался форма гл. 2-го спр. (исключение).
Заучите этот отрывок наизусть.
Определяем спр. гл..
Вывод: заучите форма гл. 2-го спряжения.
Итак, как Вы заметили, предлагается:
1) привлекать языковые упражнения не только с бесприставочными гл. в форме наст. или простого будущ. времени, но и с другими формами глаг., осложннными приставками и постфиксами;
2) отрабатывать навык выделения основы инфинитива, чтобы у глаг. с безударн. личн. окончаниями определять спряжение с помощью конечного гласного основы.
Тема в русском языке по спряжению глаголов является одной из самых затруднительных и запутанных, даже для заядлых отличников. Верному определению спряжения глагола способствует понятный алгоритм его выявления, изображнный на схеме:
Для усвоения сложной темы в русском языке достаточно выучить слова,составляющие исключения и простое для визуального и умственного восприятия правило. Верно определение спряжения глагола позволяет в дальнейшем писать все окончания глаголов правильно, без ошибок.
Наиболее простым способом выявления спряжения глаголов является разграничение слов по окончаниям:
Более подробным определением спряжения в русском языке является запоминание следующих правил, подсказывающие, какой тип спряжения используется, I-й или II-й:
а ударение в словах II спряжения падает на -ат/ят (манят, дарят, лежат)
Глаголы-исключения: смотреть, зависеть, ненавидеть, вертеть, обидеть, дышать, гнать (II спряжение)
Родной русский язык поражает сложностью правил. Вот спряжение глагола относится к таким.
Глаголы имеют всего два спряжения - первое и второе. как правило, глагол связан с каким-то местоимением и лицом - я, ты, он, она, они, мы, вы. И как мы видим, глагол, точнее, его окончание, будет меняться, если его употреблять с разными местоимениями: я ушел, она ушла, вы ушли.
Таким образом, можно сделать вывод, что спряжение глагола - это изменение его по лицам и числам. А далее смотрим на окончание глагола. При этом глагол должен быть в неопределенной форме, то есть в такой, при которой непонятно, какому лицу он принадлежит:
вижу - видеть, слышишь - слышать, поете - петь.
Вторые слова в данных примерах - неопределенная форма глагола. Теперь смотрим на ударение в окончаниях. Если окончание -ить (любить, дразнить) под ударением, то этот глагол относится к первому спряжению, а если без ударения - то это глагол второго спряжения. И вообще ко второму спряжению относятся глаголы с безударным личным личным окончанием (клеить, ездить и т.д.) и еще одиннадцать глаголов - исключений из правил (они приведены в ответах авторов на вопрос).
К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у, -ю, -ешь, -еть, -ем, -ете, -ут, -ют.
Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у,-ю,-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.
Путаницу могут внести разноспрягаемые глаголы, у которых могут быть окончания и первого, и второго спряжения при изменении формы глагола: сидеть - первое спряжение, сидите - второе спряжение.
Если окончание у глагола безударное,то надо поставить в неопределенную форму(что делать? что сделать?).Если заканчивается на -ить(кроме брить,стелить,зиждиться),то 2 спряжения,если не на -ить(кроме терпеть,вертеть,обидеть,зависеть,ненавидеть смотреть,видеть,слышать,дышать,держать,гнать),то 1 спряжения.Если же окончание ударное,то по окончанию:если в окончании буква Е в ед.числе,то 1 спр.,а если -И,то 2.(например,летИт-2 спр., поЕт-1спр)
Спряжение - это грамматическая категория глагола,с помощью которой, определяя его изменение по лицам и числам,может подсказать человеку, какую букву писать в словах с окончанием которых он сомневается. В русском языке есть 2 два спряжения глагола: первое и второе. Это нам известно со школы. В зависимости от того, к какому из них глагол относится, и происходит выбор буквы, которую необходимо писать в его окончании. Немного проще с глаголами прошедшего времени,они не имеют спряжения. а как разобраться со спряжением глаголов в русском языке,в этом может помочь такая не очень сложная схема и стишок,который в пятом классе дают детям на уроках русского языка
Определить спряжение глагола легко. Для этого нужно поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть, на что они оканчиваются. Итак, ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ить, исключения - брить, стелить (они относятся соответственно к 1 спряжению). Все остальные глаголы, которые оканчиваются на -еть, -уть, -ать, -ыть, -ять и так далее относятся к 1 спряжению. Но есть 11 глаголов- исключений (терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, смотреть, видеть, держать, гнать, слышать, дышать, которые относятся соответственно к 1 спряжению).
А еще необходимо помнить, что в русском языке есть разноспрягаемые глаголы. Такие глаголы могут иметь окончания как первого, так и второго спряжения.
1) Для начала необходимо определить, является ли ударным окончание глагола.
Если в окончании глагола находится ударная гласная:
2) Если же в окончании глагола гласная не являтся ударной, то спряжение следует определять по инфинитиву. Если глагол в форме инфинитива оканчивается на ить, то это глагол 2-го спряжения. Исключения : стелить, брить, зыбиться и зиждиться.
Так же стоит запомнить 11 глаголов 2-го спряжения с окончаниями еть и ать: зависеть, видеть, ненавидеть, терпеть, слышать, вертеть, обидеть, дышать, гнать, держать, смотреть.
Все остальные глаголы, у которых в окончания гласная является безударной - 1-го спряжения.
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня