Гуттаперчевый мальчик тема и сюжет. Сравнительно-сопоставительный анализ рассказов А.П

За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс - главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.

Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.

Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.

Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.

История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.

Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.

Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».

А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.

В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.

Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.

Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.

Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.

Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».

Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны...

Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»

Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.

А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.

Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.

Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» - его уже не было на свете.

Пересказал


1) Дмитрий Васильевич Григорович

2) «Гуттаперчевый мальчик»

4) Жанр: повесть

5) Произведение было создано в 1883 году. В этом году родились писатели Франц Кафка и Ярослав Гашек; случилось извержение индонезийского вулкана Кракатау; в Москве состоялось торжественное освящение храма Христа Спасителя.

6) Время действия повести – конец XIX века.

7) Основные герои:

мальчик Петя восьми лет (за свою гибкость прозванный «гуттаперчевым»), после смерти матери отданный на обучение к акробату Беккеру; акробат Карл Беккер – самовлюбленный и жестокий, с Петей обращался как с личной вещью, его не волновали ни чувства ребенка, ни его судьба; клоун Эдвардс – он талантливый, но спивающийся от обреченности человек, пытается проявлять заботу о Пете, но сталкиваясь с сопротивлением Беккера, отступает; девочка Вера – старшая дочь графа Листомирова, искренне переживала за Петю, когда он сорвался вниз после исполнения трюка.

8) Сюжет произведения:

мальчик Петя рано остался сиротой, лишился матери, когда ему было пять лет.

После смерти матери её соотечественница, прачка Варвара отдала Петю на «ученье» в цирк к акробату Карлу Беккеру, который обучая мальчика акробатическим трюкам, нещадно бил и ругал его, он ни разу не сказал ему доброго слова, ни приласкал. Единственный человек, который жалел Петю, был клоун Эдвардс, в тайне показывал ему, как сделать то или иное упражнение.

Конец повести печален – во время одного из выступлений Петя, выполняя сложный трюк на высоте, сорвался и упал вниз… «На следующее утро афишка цирка не возвещала упражнений «гуттаперчевого мальчика»… его уже не было на свете.

автор призывает нас задуматься над тем, как ранимы и беззащитны могут быть дети. Им трудно жить в мире взрослых, поэтому надо стараться помогать им. Повесть учит нас проявлять чувства любви и сострадания к детям.

Обновлено: 2018-08-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Введение.

«Сделаться…литератором казалось чем-то поэтическим, возвышенным,- целью, о которой только и стоило мечтать», - писал Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899). Его мечты осуществились, и он по праву занимает одно из ведущих мест в литературе 40-50 годов 19 века.Ряд произведений, созданных им, вошел в золотой фонд классики. Его творчество высоко ценили В. Г. Белинский и Л. Н. Толстой.

Одно из таких произведений – повесть «Гуттаперчевый мальчик», написанная в 1883 году. Эту повесть Д.В.Григоровича называли «маленьким шедевром», потому что

    смог нарисовать достоверную картину трудной жизни и смерти маленького акробата. Д.В.Григорович долго и тщательно изучал «натуру», о которой будет писать;

    место действия – цирк. С этим понятием связано представление о празднике, веселье, но автор вводит читателя в цирк через кулисы и показывает обратную сторону цирковой жизни;

    в центре произведения хрупкий «несчастный мальчик» - типичный образ тех детей, которые остались беспризорными из-за смерти родителей;

    эмоциональный строй повести заставляет дрогнуть сердца читателей, а финал настолько трагичен, что чувство грусти и печали остаются с читателем еще надолго;

    Д.В.Григоровичу с необыкновенной точностью удалось показать жизнь ребенка, у которого «в детстве не было детства».

И.С.Тургенев, давая оценку этому произведению, говорил: «Скажу Вам вкратце, что эта вещь очень характерная: все характеры поставлены верно».

Объект исследования – повесть Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», написанная в 1883г.

Предмет исследования – прием антитезы.

Цель исследования – определить, какую роль в рассказе играет прием антитезы.

Гипотеза – использование приема контраста помогает раскрыть идейный замысел произведения.

Задачи:

    Дать определение приему антитезы.

    Выделить случаи использования приема антитезы.

    Составить классификацию использования приема антитезы.

    Определить роль контраста в повести «Гуттаперчевый мальчик».

Методы, используемые при создании научно-исследовательской работы:

    Чтение повести «Гуттаперчевый мальчик»;

    анализ средств художественной выразительности;

    сопоставление приема антитезы на разных уровнях;

    составление классификации.

Основная часть.

1.Антитеза.

Антитеза – стилистическая фигура контраста в художественном произведении, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Д.В.Григорович использует прием антитезы на следующих уровнях:

    композиция повести;

    место действия;

    время действия;

    пейзажные зарисовки;

    образы;

2.Противопоставление названия повести высказываниям в самом содержании повести.

Название повести «Гуттаперчевый мальчик» противоречит высказываниям автора о способностях мальчика.

Гуттаперчевый – 1. относящийся к гуттаперче, сделанный из гуттаперчи, резиновый; 2.перен. гибкий, эластичный, растяжимый.

Давая такое название произведению, Д.В.Григорович указывает на необычайную гибкость Пети, его способность легко делать необычайные упражнения, трюки. Но за этими упражнениями лежал огромный труд, сопряженный с ушибами и падениями, с избиениями Беккера, с болью в суставах плеч и сжиманиями в груди.

А во 2, 3 главе автор произносит фразы, которые полностью противоположны названию произведения. «Воспитанник акробата Беккера назывался «гуттаперчевым мальчиком» только в афишах; настоящее имя его было Петя; всего вернее, впрочем. Было бы его назвать несчастным мальчиком». «Несмотря на легкость и гибкость, Петя был не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».

3.Использование антитезы в композиции повести.

Во-первых, в композиции повести Д.В.Григорович выделяет 7 частей. Последняя глава противопоставлена первым шести главам и по объему, и по содержанию. В первых шести частях речь идет о жизни, в последней части, которая так невелика по объему, – о смерти.

Во-вторых, в композиции повести условно можно выделить две части, которые противопоставлены между собой:

    Жизнь и смерть мальчика.

    Жизнь семьи графа Листомирова.

Жизнь Пети в цирке, где царит грубость, жестокость, бездушие противопоставлена жизни детей в доме Листомировых. Ничто не омрачает счастливой жизни детей в доме графа, они окружены заботой и любовью.

Жизнь Пети тоже показана в контрастной форме: тяжелая, невыносимая жизнь в цирке противопоставлена его обитанию на Черной речке весте с матерью («время это было, бесспорно, лучшим в жизни мальчика»).

4. Прием антитезы при описании места действия .

Д.В.Григорович использует прием антитезы при описании места действия, противопоставляя помещение цирка дому графа Листомирова.

А. Цирк.

Главным местом действия является цирк. Образ цирка содержит в себе контраст. Во-первых, опустевший цирк и цирк во время представления. Опустевший цирк погружается в темноту, мрак, «туманную мглу», «сумрак», здесь господствует тишина. Когда же публика «в ярких туалетах» начинает проходить в ярко освещенную залу», раздается гром оркестра, «писк и хохот». Во-вторых, арена под высоким куполом, залитая светом, противопоставлена уборной Беккера («крошечная низкая комната»). Оттуда раздается «раздирающий детский визг и крики», сопровождающие обучение мальчика Пети.

В. Дом графа Листомирова.

Детские комнаты в доме графа тоже прекрасно освещены («лучи солнца с утра до заката проходили в окна»), но этот свет естественный, мягкий, согревающий. В доме слышатся возгласы и крики, но это крики радости веселья. Убранство детских комнат резко отличается от уборной гуттаперчевого мальчика, где нет «ни игрушек, ни книг, ни картинок, ни картонной тройки коней» - атрибутов любого детского помещения.

5. Прием антитезы при описании времени действия.

Д.В.Григорович разделил жизнь Пети на два временных отрезка, жизнь до знакомства с Беккером и жизнь у Беккера, и противопоставил их между собой. В прошлом Пети тоже мало ярких красок, но о нем заботились мама, старушка, прачка Варвара. Он чувствовал их заботу и любовь. Самая первая встреча с Беккером рождает в сердце мальчика ужас, который укореняется у него в душе на все оставшееся время.

6.Прием антитезы в пейзажных зарисовках.

В пейзажных зарисовках автор использует прием антитезы. Повесть открывается восклицаниями: «Метель! Метель! Как неожиданно!!! Налетела туча, поднялся ветер, и снег повалил с такою густотою, что…ничего нельзя было разобрать на улице». А до этого была отличная погода: «слегка морозило», «солнце ослепительно сверкало». Эта пейзажная зарисовка эмоциональна: в ней выражается удивление, недоумение, раздражение.

То же самое изменение погоды дается глазами тети Сони: «солнце склонялось к крышам», а потом «небо заслонилось большой серой тучей», «полетели пушисты снежные хлопья», метель ходила по всему саду». Здесь уже совершенно другой эмоциональный фон: радость, ликование, любование и, вместе с тем, опасение.

Такое изменение погоды – это своеобразное предсказание о трагических изменениях в судьбе главного героя.

7. Прием антитезы при создании образов.

А.Социальное положение.

Образы контрастны по своему социальному положению, это подчеркивает одежда героев. Гуттаперчевый мальчик во время похорон матери одет в случайно подобранную одежду («случайны были сапоги, в которых ноги его болтались», «случайным был кафтанишко», «случайной была шапка, выпрошенная у дворника»). В уборной Беккера мы находим его вообще без одежды («голый, белокурый мальчик», «на коленях лежало трико»). Кроме концертного костюма, у Пети было две рубашки, от которых «остались одни лохмотья», были еще сапоги, «которые просили каши».

В противоположность ему одеты дети графа. Верочка одета в «голубую стеганую шляпку», «голубую мантилию». Зизи была одета так же, как сестра.

В.Портретная характеристика.

Беккер характеризуется физической силой, «толстой перевязкой костей», «коротенькой шеей», «маленькой круглой головой». Автор изображает акробата тяжеловесным, как будто «вырубленным из грубого материала».

В противоположность ему изображается Петя, «худощавый мальчик лет восьми», «тоненькие члены», «впадина посреди груди».

Чтобы усилить антитезу этих образов, автор использует метафору: «тщедушный неоперившийся цыпленок» и «огромный откормленный боров».

С.Внутренний мир.

Образ клоуна Эдвардса противопоставлен таким работникам цирка, как режиссер и акробат Беккер по жизненным принципам, эмоциональному состоянию, внутреннему содержанию. Эдвардс отличается от них тем, что

    не кичится своей славой («не было цирка от Парижа до Константинополя, от Копенгагена до Палермо, где бы ему не хлопали»);

    не соблюдает степеней и отличий, ведет себя со всеми на равных;

    доброжелательное отношение ко всем;

    привязан к животным, детям;

    его раздирают внутренние противоречия («тоска рождалась у него, потому что он понимал бесполезность борьбы»).

У Эдвардса противоположная Беккеру позиция на обучение воспитанника Пети. Клоун считает, что результат будет намного лучше, если Петя будет весел и бодр («веселость придает силу и бодрость», «страхом и побоями ничего не возьмешь»). А Беккер добивался результатов от своего воспитанника криком и кулаками, от чего мальчик визжал и истошно кричал, а в душе рождался непреодолимый страх.

Образы контрастны и по отношению к гибели Пети. Рядом со своим воспитанником нет учителя Беккера, которому он приносил доходы и славу. Но есть добродушный клоун Эдвардс. Только его шаги нарушают мертвенную тишину цирка.

8.Гибель мальчика Пети изображена с использованием контраста.

Последние минуты жизни мальчика Д.В.Григорович изобразил, используя прием антитезы. Выступление гуттаперчевого мальчика сопровождается криками, аплодисментами. Само падение («глухой звук чего-то упавшего на арену») вызывает шум в зале, крики и женский визг. А тело мальчика лежит в полной тишине (автор употребляет это слова 3 раза).

Лежит мальчик с «переломанными ребрами и разбитой грудью в темноте, и только ночник освещает его тело с головы до ног».

Контрастные образы «звуки - тишина», «темнота – свет» подчеркивают основное противопоставление жизнь и смерть.

9.Роль антитезы в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

    Противопоставляя название повести высказываниям в самом содержании, автор подчеркивает, что воспитанник акробата Беккера называется гуттаперчевым мальчиком только на афише, на самом деле он «несчастный мальчик», жизнь которого сложилась трагично;

    Использование антитезы в композиционном плане позволяет читателю пережить различные чувства. Жалость и сострадание по отношению к Пете, мальчику, у которого в детстве не было детства. Радость за детей графа Листомирова, у которых самое настоящее детство;

    Антитеза помогает раскрыть противоречивое отношение к цирку: с одной стороны, он дарит радость и веселье, а с другой стороны, ушибы, переломы и смерть («жизнь человеческая постоянно висела здесь на волоске, и с нею играли, как с мячиком»).

    Используя прием антитезы, писатель подчеркивает принадлежность героев к определенному социальному классу. Но принадлежность к классу богачей не определяет характеры людей. Семья графа Листомирова способна переживать, сочувствовать; а Беккер не остается со своим воспитанником после его падения;

    Прием контраста помогает подчеркнуть чувство безысходности, рождающееся в душе Пети и клоуна Эдвардса и внутреннюю пустоту, грубость, бессердечие, любовь к деньгам режиссера, Беккера;

    Контраст в пейзажных зарисовках усиливает ощущение надвигающейся трагедии;

    Использование антитезы на разных уровнях помогает раскрыть основную мысль произведения. Л.Н.Толстой говорил: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Но такая счастливая пора, к сожалению, уготована не всем детям. Д.В.Григорович хотел показать обездоленное детство мальчика Пети, оставшегося сиротой, немилосердное отношение к нему со стороны взрослых. Автор провозглашает, что детство обязательно должно быть счастливым.

Заключение

Проанализировав использование антитезы в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», мы пришли к следующим выводам:

    Повесть «Гуттаперчевый мальчик» построена на приеме контраста.

    Д.В.Григорович использует прием антитезы на разных уровнях:

    название повести противопоставлено высказываниям в самом содержании повести;

    композиция повести;

    место действия;

    время действия;

    пейзажные зарисовки;

    образы;

    гибель мальчика (кульминация).

3.Цель использования антитезы в рассказе:

    прием антитезы помогает проникнуться сочувствием к Пете, к Эдвардсу, сопереживать им;

    используя прием антитезы, писатель подчеркивает принадлежность героев к определенному социальному классу;

    антитеза помогает раскрыть внутренние переживания героев;

    антитеза помогает раскрыть истинные качества людей;

    антитеза работает на раскрытие основной мысли произведения.

Таким образом, употребление в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» приема антитезы направлено на создание человеческих характеров, на раскрытие основной мысли произведения.

Толковый словарь Ожегов С.И. Словарь русского языка Ок.57000 слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стер. - М.: Рус.яз.,1986.- с.797


Введение

Дмитрий Васильевич Григорович - русский писатель, видный представитель дворянской литературы 40-х годов девятнадцатого столетия. Его творчество высоко ценили В.Г. Белинский и Л.Н. Толстой. С таким искренним участием и с такой скорбью Григорович описывал горькую судьбу крестьянства и городской бедноты, что современники плакали над его повестями «Антон-Горемыка» и «Гуттаперчевый мальчик». Подробно и с любовью Григорович показывает крестьянский быт, немалый интерес в творчестве писателя представляет богатый этнографический материал: народные обряды, обычаи и суеверия.

Целью данной контрольной работы является анализ произведения Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Задачи контрольной работы:

  1. Определить жанр произведения «Гуттаперчивый мальчик»;
  2. Выявить проблему повести и специфику композиции, написания;
  3. Охарактеризовать героев произведения и способ повествования;
  4. Выявить основную идею произведения и способ написания повести.

1. Жанр произведения «Гуттаперчивый мальчик»

В 1860-е годы Григорович, уже получивший широкую известность как писатель, внезапно почти оставляет литературное поприще и возвращается к своему юношескому увлечению – занятиям живописью. Лишь через двадцать лет он вновь с необычайной силой привлечет к себе внимание читающей публики: Григорович напишет и опубликует своего «Гуттаперчевого мальчика». Сразу же после издания повесть на многие годы станет одной из самых читаемых в России. Более того, она вскоре войдет во все подростковые хрестоматии и книги для чтения. Но читали ее, безусловно, не только школьники.

В «Гуттаперчевом мальчике» рассказана история маленького сироты Пети, взятого на обучение к циркачу. Акробат Беккер плохо говорит по-русски и не знает иного стимула в тренировках, кроме телесного наказания. Но страх перед учителем - плохой помощник, «он внушает робость, а робость первый враг гимнаста». Петя просто обречен на гибель. Но смысл повести этим не исчерпывается. Она будит в читателе множество переживаний и мыслей. Здесь и размышления о непостижимом Промысле Божием, так по-разному устраивающем человеческие судьбы, и раздумья о родительском грехе, влекущем за собой безмерные страдания детей, и тревожные помыслы о самовлюбленной гордости, умерщвляющей душу.

Что же означает гуттаперчевый? Ответ можно найти в самом тексте, когда разговаривают Соня и Вера: «…Вероятно, его так назвали потому, что он очень гибкий...».

Это произведение относится к лироэпическому произведению, повести. Произведение большое по объему и имеет две сюжетные линии: жизнь детей в семье графа Листомирова и бедная жизнь сироты Пети. Эти две сюжетные линии тесно переплетаются в произведении. Жанр, в котором написана повесть, наполнена глубоким психологизмом и трагическим колоритом, именно это делает его интересным, близким читателю, заставляя искренне переживать за героя, нравится читателю. Благодаря этому читатель окунается с головой в произведение.

2. Проблематика повести и специфика композиции

Проблематика повести - социокультурная, т. к. в ней рассматриваются устойчивые общественные отношения, раскрываются слои общества богатых и бедных, условия и образы их жизни. Через образ Пети мы видим состояние определенного слоя общества, в определенную историческую эпоху. Это произведение о человеческом и бесчеловечности, о жалости и безжалостности, о главных насущных проблемах общества того времени, которая актуальна и сегодня.

Равнодушие, безжалостность, сопереживание способно погубить, втоптать в грязь, унизить человека. Это очень захватывающая и интересная повесть, основанная на реальной жизненной основе. Несчастные случаи, вследствие которых гибли артисты цирка, особенно дети и молодежь, были чрезвычайно часты в то время. Дмитрий Васильевич использовал в своей повести реальные случаи и наполнил их содержанием.

Что еще почитать