Очерк «Хорь и Калиныч» - настоящее украшение сборника рассказов и очерков Тургенева «Записки охотника». Он вобрал в себя как личные наблюдения писателя, так и его взгляды на социальную структуру русской «глубинки». Глубоко правдиво это повествование, о чем свидетельствует его краткое содержание. «Хорь и Калиныч» - реальное изображение народной жизни для широкой читательской аудитории.
Этот очерк был актуальным и своевременным. Дело в том, что во времена Тургенева в обществе не было единства в понимании проблемы «близости к народу». По-разному она толковалась славянофилами (утверждающими, что крестьяне привержены «старине» и находятся в оппозиции к реформам) и буржуазными идеологами (утверждающими, что отношения между отцами-помещиками и детьми-крестьянами гармоничны). Характеристика Хоря и Калиныча эти взгляды наглядно опровергает.
Как известно из сюжета повествования, некий помещик Калужской губернии г-н Полутыкин познакомился на почве взаимного пристрастия к охоте с автором повествования. Герои рассказа «Хорь и Калиныч» реальны. В действительности радушного хозяина охотничьих угодий звали Николай Александрович Голофеев. Иван Сергеевич действительно познакомился с ним на охоте и гостил у него несколько дней. Более того, прочитав тургеневский рассказ и признав в нем себя, г-н Голофеев разобиделся на Ивана Сергеевича.
Образ же зажиточного крепостного Хоря, крепкого хозяина, образованного человека, реален до малейших деталей. Нынешняя деревня Хоревка Ульяновского района Калужской области разрослась из бывшего хутора Хоря. Спустя годы у Хоря гостил Афанасий Афанасьевич Фет, отмечая радушие и «геркулесовое сложение» восьмидесятилетнего хозяина, которому «годы - нипочем». Гостям же владелец хутора всегда с гордостью показывал тургеневское сочинение. Он, конечно же, знал наизусть его краткое содержание. «Хорь и Калиныч», таким образом, отображает реальных людей и реальные факты.
Хорь - спокойный, рассудительный семейный мужчина. Но у него нет прислуги. Большая дружная семья Хоря: шестеро сыновей, таких же могучих, как и отец, строят высокие просторные избы, ведут хозяйство, помогают друг другу. Когда-то помещик Полутыкин разрешил ему выйти из сельской общины, установив оброк в 50 рублей. Основавший свой хутор Хорь так развернул хозяйственную деятельность, что посчитал справедливым платить помещику 100 рублей. При желании он смог бы откупиться и стать свободным, но не хочет этого. К чему? Его стихия - земля и труд и так всегда при нем. Он по своей природе - рационалист, хозяйственник. Хорь хорошо ориентируется в обществе и юридически.
У этого крепкого хозяина по иронии судьбы есть Калиныч, как ни странно, совершенно противоположный ему. Последний живет бобылем. Не умеет Калиныч вести хозяйство, зарабатывать и копить деньги. Однако есть у него другие достоинства. Он понимает животных, умеет обращаться с пчелами, обладает которые употребляет для лечения. Совершенно разные люди Хорь и Калиныч. Краткое содержание рассказа, впрочем, свидетельствует об их близкой дружбе. Практичный и рассудительнй Хорь благодаря Калинычу получает при необходимости помощь в обращении с домашними животными, лечение народной медициной, а Калиныч - поддержку от Хоря по житейским вопросам, там, где он профан. Кроме того, оба они интересные собеседники. Тургенев написал в рассказе, что оставил их компанию с большой неохотой.
Образованный труженик Хорь опровергает взгляды «знатоков народа» славянофилов, превозносящих допетровскую Русь, рассуждающих о патриархальности русского крестьянства. Грамотный хозяин хутора вступает с ними в полемику. Он считает, что Петр I в своих реформах поступил именно так, как должен был поступить настоящий русский мужик. Очерк включил в себя этот живой народный взгляд, о чем свидетельствует и краткое содержание. «Хорь и Калиныч» устами этого настоящего «хозяина земли» говорит о том, что если мужику необходимо что-либо изменить, он, усмотрев от этого практическую пользу, не боится свершить перемены.
С другой стороны, философ Хорь по своему развитию, взглядам и духовному миру давно уже чувствует превосходство над помещиком Полутыкиным. Чувствует он, что и мыслит глубже, и хозяйство ведет увереннее. Однако благодаря природному уму всегда почтителен со своим «хозяином», хотя на досуге не прочь поиронизировать над ним. Осмысливая отношения Полутыкина и Хоря, следует признать, положение вещей, мягко говоря, не увязывается с буржуазными взглядами на помещиков-отцов.
Что нужно отметить, прочитав это краткое содержание? «Хорь и Калиныч» - рассказ, написанный вовремя и к месту. Он вызвал большой общественный резонанс, полемику. В восторге от произведения были Белинский, Герцен, Анненков. Впрочем, рассказ не приняли славянофилы, братья Аксаковы. Но особо показательна реакция цензора Е. Волкова, усмотревшего «вредную мысль для крестьянства», утверждающую, что на свободе тот может быть лучше, чем даже помещик.
Сочинение
КАЛИНЫЧ - герой рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» (1847) из цикла «Записки охотника». В противоположность Хорю, герою того же рассказа, К. символизирует поэтическую сторону русского национального характера. Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком Полутыкиным, ходить с ним на охоту и т.д. Вместе с тем в поведении К. нет раболепства, он любит и уважает Полу-тыкина, полностью доверяет ему и наблюдает за ним как за ребенком. Самые лучшие черты характера К. проявляются в его трогательной дружбе с Хорем. Так, рассказчик впервые встречает его, когда К, приносит своему другу пучок полевой земляники, и признается, что не ожидал от мужика таких «нежностей». Образ К. открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. В числе таких героев Касьян из «Красивой Мечи», Ер-молай - спутник рассказчика-охотника, появляющийся в рассказах «Ермолай и мельничиха», «Мой сосед Радилов», «Льгов» и др. Такой тип с его поэтичностью, душевной мягкостью, чутким отношением к природе не менее важен для Тургенева, чем разумный и практичный герой: они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Следуя традиции Тургенева, два противоположных характера, подобных Хорю и К., создает А.И.Куприн в рассказе «Лесная глушь» (первоначально «В лесной глуши», 1898). Это сотский Кирилл и полесовщик Талимон, но такой типаж, как К., оказывается более привлекательным для Куприна, поэтому его непрактичный, добрый и скромный Талимон по своему душевному облику выше самовлюбленного и болтливого Кирилла.
В портретном мастерстве Тургенев отчасти перекликается с Гоголем. Портреты в романах Тургенева различны. Во-первых, это детализированный портрет с точным описанием индивидуальных внешних признаков, рассчитанных, главным образом, на зрительное впечатление и сопровождаемых небольшими комментариями. Герой или героиня, которых Тургенев изображает сатирически, обычно появляются, как и у Гоголя, когда уже нарисован соответствующий фон и читатель из, предшествующего описания обстановки составил себе определенное […]
Окт 12 2012
Калиныч рисуется здесь без подобных сравнений, но это характер, «парный» Хорю, противоположный ему по своему психологическому складу, но равный по масштабу. Калиныча ориентирован на мир народной поэзии, легенд, древних притч, житийной литературы. Идеалист Калиныч предстает странствующему по крестьянской и помещичьей Руси «охотнику» окруженный уютом чистой и бедной, как келья, избы, увешанной целебными травами. Он поит путника ключевой водой и кормит медом. Он приходит к другу Хорю с пучком полевой земляники, как посол природы, и природа, признавая его родство с собою, наделяет его таинственной властью: он заговаривает кровь и болезни, жалеет людей и животных, «у него пчелы отродясь не мерли», с ним в дом вступают мир и покой. Бедный, ничего не имеющий и не пекущийся о благах земных, он может одарить благополучием богатого: «Хорь при мне попросил его ввести в конюшню новокупленную лошадь, и Калиныч с добросовестною важностью исполнил просьбу старого скептика. Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же - к людям, к обществу…» (IV, 15). Таким образом, Хорь представляет собою историческое бытие народа, а Калиныч - «природное». Изображая Русь вековую, крепостную, прикрепленную к земле, учтенную ревизскими сказками и обреченную законодательными мерами жить неподвижно, Тургенев вместе с тем рисует непрекращающееся движение, происходящее в народных массах. Подобное перемещение осуществляется наделенными особенным характером представителями народа и связано с «тайными», подспудными, неизведанными, а может быть, и непостижимыми, как кажется на этом этапе Тургеневу, процессами, происходящими в народной толще. Это искатели, бродяги, путешественники (Калиныч, Степушка, Касьян и др.). Они - выразители мечты народных масс, ее поэтического сознания.
Свойство таинственности Тургенев придавал не только поэтическому, странническому характеру человека из народа, но и крестьянству в целом. Он выразил в своем изображении народа ощущение огромной содержательности и таинственности духовного мира простого человека, в народной среде он видит разнообразие характеров и «неожиданность» их проявлений. Поэт-охотник, скитающийся по родным полям, на каждом шагу делает удивительные открытия, любое его столкновение с мужиком оставляет в нем вопрос, ощущение тайны, не до конца понятых им возможностей и побуждений простых людей, которых он узнает. Так, описывая в рассказе «Ермолай и мельничиха» нрав беззаботного и добродушного Ермолая, наблюдательный «охотник» вдруг замечает в нем неожиданные вспышки демонизма, «проявления какой-то угрюмой свирепости». Как перелеты птицы, необъяснимы и загадочны внезапные переходы из деревни в деревню этого на первый взгляд прозаического человека. В рассказе «Малиновая вода» два дворовых человека и случайный проезжий мужичок полчаса провели у источника с поэтическим названием в обществе автора. Как значительны их простые, бытовые разговоры, как оригинальны характеры!
В «Записках охотника» постоянно звучат авторитетные приговоры крестьян о том или ином помещике, о бурмистре, о нравственной сути поведения людей, о русской жизни и о быте других народов. ссылается на мнение крестьян как на решающий аргумент в пользу какой-либо точки зрения и, желая придать своей оценке большую весомость, подкрепляет свой взгляд услышанным из уст мужиков приговором.
В этом отношении позиция Тургенева в его рассказax конца 40-х-начала 50-х гг. резко отличается от позиции Григоровича. Конечно, и у Григоровича крестьянин был изображен с симпатией, а его гонитель, будь то помещик, управляющий или мельник-кулак, с антипатией, но и крестьянин и помещик представляли в его повестях прежде всего свое положение. Главным в характеристике Акулины («Деревня») и Антона («Антон Горемыка») была гонимость , его кротость, рисуя которую, утверждал мысль о неоправданности жестокого с ним обращения. Страдания крестьянина - прямое следствие его крепостного состояния.
Народные герои Тургенева - не выразители положения, пусть даже такого важного для общества положения, как крепостное право. Им присущи высокие нравственные черты. Они - мыслящие, тонко чувствующие личности, обреченные быть «собственностью» того или другого - большей частью ничтожного, тупого и пошлого - барина. Каждый раз, когда в тексте писателя возникают фразы вроде: «Ермолай принадлежал одному из моих соседей…», - это поражает читателя не потому, что герой рассказа испытывает обиды и гнет, хотя проявлений социальной несправедливости, произвола, насилия в книге показано много, но по несоответствию манеры изображения героя и того факта, что он существует на положении вещи. Крестьяне, показанные Тургеневым во всем сложном богатстве их натур, выступающие как представители нации, ее исторического бытия и ее грядущих загадочных судеб, гораздо красноречивей утверждали моральную неоправданность, бесчеловечность и обреченность крепостничества, чем любые пламенные публицистические тирады или картины насилия.
Гоголь, восклицая: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа», - обращался мыслью ко всей стране; Тургенев же увидел источник исторического движения в крестьянской массе, Показав богатство внутреннего духовного мира простого человека, Тургенев, однако, изобразил подобного героя синтетически, без проникновения в его психологический «механизм». Крестьянство Тургенев воспринимал как силу, многое решающую в жизни нации, силу влекущую и прекрасную, но цельную и не поддающуюся анализу.
Средоточием поэтической линии «Записок охотника» является «Бежин луг». Автор окружен ночной природой, живущей своей, независимой от него, человека, жизнью. «Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи». Даже собаки, принадлежащие мальчикам, пасущим ночью лошадей, не принимают «чужака»: «Они еще долго не могли примириться с моим присутствием и, сонливо щурясь и косясь на огонь, изредка рычали с необыкновенным чувством собственного достоинства» (IV, 97).
Нужна шпаргалка? . Литературные сочинения!
/ / / Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча (по рассказу Тургенева «Хорь и Калиныч»)Иван Сергеевич Тургенев в своем рассказе показал читателю образы двоих противоположных типов крестьян, которые, несмотря на различие характера и взглядов на окружающий мир, относились друг к другу с дружеской теплотой.
Изображен как человек практичный и умный, он понял, что жить от барина надо подальше, и лучше платить оброк, чем работать на хозяина. Много лет назад он жил в деревне, но после того как его дом сгорел, он попросил у барина поселиться в лесу возле болота, договорившись, что будет платить оброк.
Построив себе избу с дворовыми постройками, он сумел разбогатеть, приторговывая «маслишком да дегтишком». Он мог бы откупиться от барина, но не хотел, так как за барином жить было выгоднее.
Хорь завел большую семью, живя отдельно от других крестьян. У него было много сыновей, но только одного он обучает грамоте, так как знает, что грамотных людей барин мог забрать к себе, а он не хотел, чтобы его семья распалась. Все его женатые сыновья с женами жили в усадьбе Хоря. Они работали покорно и единодушно, приумножая достаток всего большого семейства, главой которого был Хорь. Женщин он считал глупым народом, но работящим, услужливым мужику.
С властями и с барином Хорь умеет ладить. У него были знания довольно обширные, притом, что грамоты он не знал. При разговорах о загранице с барином Полутыкиным и другими господами, его интересовали государственные дела, как своей Родины, так и заграничные.
У Хоря характер был деловой и твердый. Говорит он всегда обдумано и мало. Дружит с Калинычем, хоть иногда и посмеивается над его непрактичностью, но отдает должное его талантам.
Друга Хоря Калиныча Тургенев показывает как романтика и идеалиста. У него характер восторженный и мечтательный. Он любит природу лес, поле.
Жил Калиныч на пасеке, в глубокой чаще леса. Его изба чистая, увешанная пучками сухих лечебных и приятно пахнущих травы, хозяйство было в исправности, но без должного содержания. Мало уделяет внимания своей внешности, носит старые лапти. Был когда-то женат, но боялся жены. Детей у Калиныча нет. Знает грамоту. Своей избе он уделяет мало внимания, так как это не его призвание. Да и времени на наведения порядка у него мало.
Каждый день он сопровождает своего барина Полутыкина на охоту. Для Полутыкина он был незаменимым помощником: и сумку нести, и развести костер, и воду найти, и набрать земляники. Калиныч заботился о барине, как о ребенке, без раболепства.
Семьи у Калиныча не было, ему около сорока лет, он был худой, высокого роста, ходил с чуть загнутой назад головой. С кротким выражением лица, с ясными голубыми глазами. Ходил он медленно, опирался на тонкую палку.
Барин не ценил бескорыстной привязанности и заботы Калиныча, он ответил на вопрос автора, что Калиныч ответственный и усердный человек, хозяйство держит в исправности, ходит с ним на охоту. Помещик Полутыкин ценил крепостных по тому как, они занимались хозяйством и сколько приносили барину дохода.
Показывая в рассказе «Хорь и Калиныч» образы простых людей Тургенев доносит до читателя мысль о том, что все люди, будь они богатыми или бедными, имеют право на нормальное существование. Крепостные крестьяне имели и ясный ум, и преданность, и практичность. Любили природу, умели дружить и ценили дружеские отношения. Хорь и Калиныч – разные по характеру и даже мировоззрению, но одинаковы в отношении моральных норм.
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня