Исторические источники история средних веков. Источники по истории V—XI вв

История средних веков охватывает длительный период, насыщенный многообразными событиями. Он ознаменовался возникновением и развитием новых форм экономической и общественно-политической жизни, значительным прогрессом в развитии материальной и духовной культуры по сравнению с предыдущими историческими эпохами. Наряду с проявлением феодального насилия, невежества, господством догматического мировоззрения и жестоким преследованием инакомыслия, голодом и опустошительными эпидемиями средневековье оставило в памяти человечества примеры героической борьбы народных масс против угнетения, патриотических движений против иноземных завоевателей, ранних проявлений свободомыслия. В сокровищницу мировой культуры по праву вошли выдающиеся произведения писателей, поэтов и мастеров средневековья, памятники народного творчества. К концу этой эпохи относится переворот в развитии естествознания, расцвет гуманистической мысли, появление шедевров Ренессанса.

Термин «средние века» (точнее «средний век» - от лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в кругах гуманистов". На разных этапах развития исторической науки в понятие «средние века» вкладывали различное содержание. Историки XVII- XVIII вв., закрепившие деление истории на древнюю, среднюю и новую, считали средние века периодом глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время. В дальнейшем буржуазные историки не смогли выдвинуть какого-либо единого научного определения понятия «средние века». В современной немарксистской историографии преобладает мнение, что термины «средние века», «древний мир», «новое время» лишены определенного содержания и приняты лишь как традиционные деления исторического материала.

Марксистско-ленинская историческая наука вкладывает в эту традиционную периодизацию совершенно иное содержание. Рассматривая исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических формаций, историки-марксисты понимают средние века прежде всего как время возникновения, господства и упадка феодальной общественно-экономической формации, сменившей рабовладельческий или первобытнообщинный строй, а затем в новое время уступившей историческую арену капитализму. Тем не менее понятия «средние века» и «феодализм» не вполне тождественны. С одной стороны, в период средневековья с феодализмом сосуществовали и иные общественно-экономические уклады (патриархальный, рабовладельческий, затем капиталистический). Более того, долгое время в раннее средневековье в ряде регионов Европы (особенно в Византии, Скандинавских странах) феодальный способ производства не был господствующим. С другой стороны, феодальный уклад сохранялся в экономике многих



От этого латинского термина ведет свое происхождение и термин «медиевистика), которым называют область исторической науки, изучающую историю средних веков

стран столетиями спустя после средневековой эпохи. Поэтому лишь рассматривая формацию в диалектике всех этапов ее развития, можно говорить о том, что по своей сущности средневековая эпоха была феодальной.

Почти все народы, ныне населяющие Европу и Азию, а также многие народы Африки и Латинской Америки прошли в своем развитии стадию феодальной формации и, следовательно, пережили свое средневековье. Поэтому в советской исторической науке понятие «средние века» относится не только к истории европейских народов. Ему придается всемирно-историческое значение. Данный учебник посвящен истории стран Западной и Центральной Европы, а также Византии.

Источники по истории средних веков V-XV вв.

Под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее ее воздействие. Все что в ходе истории порождалось или видоизменялось обществом, объективно отражает его развитие, несет в себе информацию о нем. Исторический источник неисчерпаем. Проблема в том, как извлечь и правильно истолковать содержащуюся в нем информацию.

Классификация средневековых источников. Применительно к средневековью целесообразно выделить пять типов источников, различающихся по формам фиксирования социальной информации: 1) природно-географические, т. е. поддающиеся непосредственному изучению данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и других компонентах окружающей среды, как подвергшихся воздействию человеческой деятельности, так И просто важных для понимания ее конкретно-географической специфики; 2) этнографические, представленные дожившими до наших дней старинными технологиями, обычаями, стереотипами мышления, обликом жилищ, костюмом, кухней, а также фольклором и древними пластами современных живых языков; 3) вещественные, к которым относятся добытые археологией или как-то иначе уцелевшие материальные реликты прошлого: постройки, орудия труда, средства транспорта, домашняя утварь, оружие и т. д.; 4) художественно-изобразительные, отразившие свою эпоху в художественных образах, запечатленных в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства; 5) письменные, каковыми считаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.

В принципе лишь сочетание данных всех типов источников позволяет составить всестороннее представление о средневековом обществе. Однако в практической работе медиевиста они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при исследовании раннего средневековья. Фольклорные, этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего средневековья, так как за редкими исключениями при передаче информации по памяти более или менее точно сохраняются реалии и представления лишь сравнительно недавнего времени. Главными же для всех периодов средневековья и

почти для всех аспектов его истории являются источники письменные, причем с течением времени, в связи с распространением грамотности и улучшением условий хранения рукописей, их количество, разнообразие и информативность возрастают.

Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса: 1) нарративные (повествовательные), описывающие реальную или иллюзорную действительность во всем богатстве ее проявлений и в относительно свободной форме; 2) документальные, фиксирующие отдельные моменты преимущественно социально-экономической, социально-юридической и социально-политической жизни посредством специальной, во многом формализованной лексики; 3) законодательные, которые, будучи также юридическими по форме, отличаются от документальных тем, что отражают не только (подчас и не столько) существующую правовую практику, но и преобразующую волю законодателя, желающего эту практику изменить, а главное - попыткой упорядочить общественные отношения, систематизировать социальные градации и ситуации. Постепенно, особенно в эпоху Возрождения, в рамках нарративных, а отчасти и законодательных источников конституируется особый класс научной литературы, где описание явлений уступает место раскрытию их сущности при помощи теоретического анализа.

Несколько раньше от нарративных памятников отделилась художественная литература, отображающая действительность путем обобщения различных явлений в художественных образах.

Названные классы письменных источников распадаются на виды. Так, среди нарративных источников выделяют исторические повествования, специально освещающие ход политических (по преимуществу) событий; разнообразные агиографические сочинения, рассказывающие о подвижничестве и чудесах святых; памятники эпистолярного творчества; проповеди и всевозможные наставления; до определенного времени также научная и художественная литература. В свою очередь они могут быть поделены на многочисленные разновидности. Например, среди исторических сочинений средневековья различают анналы, хроники, биографии, генеалогии и так называемые истории, т. е. посвященные какому-либо конкретному событию или отрезку времени «монографии». Хроники делят по различным признакам на всемирные и местные, прозаические и стихотворные, церковные и светские, расчленяя последние на сеньориальные, городские и т. д.

Будучи удобной в работе, эта классификация, разумеется, достаточно условна. Ведь монета или исписанный пергаментный свиток могут рассматриваться одновременно как источник вещественный, художественно-изобразительный и письменный. Средневековые нарративные источники нередко включают в себя тексты документов, а последние - пространные экскурсы повествовательного характера. Отнесение источника к тому или иному разряду определяется спецификой информации, получаемой при анализе его с той или иной точки зрения.

2. Предмет, хронологические рамки «Истории Средних веков», понятие «медиевистики».

Применительно к Средневековью целесообразно выделить пять типов источников, 1) природно-географические , т.е. данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и, 2) этнографические, старинными технологиями, обычаями, обликом жилищ, костюмом, кухней, стереотипами мышления, фольклором; 3) вещественные постройки, орудия труда, домашняя утварь, оружие и т.д.; 4) художественно-изобразительные памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства; 5) письменные , каковыми считаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма. Они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при изучении раннего Средневековья, относительно бедного текстами и произведениями искусства. Фольклорные и другие этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего Средневековья, Главными же являются источники письменные, Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса: 1) нарративные (повествовательные), 2) нормативные, отражающие не только существующую правовую практику, но и волю законодателя, местные обычаи, постановления церковных соборов, уставы монастырей, ремесленных цехов, университетов и т.д.; 3) документальные, фиксирующие отдельные моменты преимущественно социально-экономической, -юридической -политической жизни посредством специальной, во многом формализованной лексики. В рамках нарративных источников постепенно, складывается особый класс научной литературы, Несколько раньше от нарративных памятников обособляется художественная литература, отображающая действительность путем обобщения явлений в художественных образах. Названные классы письменных источников подразделяются на виды. Так, среди нарративных источников выделяют исторические повествования, агиографические сочинения, рассказывающие о подвижничестве и чудесах святых; памятники эпистолярного творчества; проповеди и всевозможные наставления; до определенного времени также научная литература, представленная всевозможными трактатами. В свою очередь они могут быть поделены на многочисленные разновидности. Например, среди исторических сочинений Средневековья различают анналы, хроники, биографии, генеалогии и так называемые истории, Хроники делят на всемирные и местные, прозаические и стихотворные, церковные и светские, последние - на королевские, городские, семейные и т.д.

Средневековые письменные источники по сравнению с источниками по истории античности или нового времени обладают определенными особенностями. В силу малого распространения и в целом низкого уровня грамотности в средние века к письму обращались сравнительно редко. Культура той эпохи, прежде всего раннего средневековья, была в значительной мере устно-ритуальной, так что информация в основном передавалась по памяти. Между живым разговорным языком и языком письменным существовал разрыв, сказавшийся на стиле, терминологии и характере использования изучаемых источников. Положение стало меняться только во второй период средневековья, когда появляется все больше текстов на народных языках. К XIV - XV вв. в большинстве стран Западной Европы они уже преобладают, однако в некоторых областях общественной жизни (дипломатия, церковь, наука) латынь сохраняет свои позиции вплоть до нового времени. Кроме того, в ряде стран латынь сосуществовала сразу с двумя народными языками - местным и чужеземным. Слабо описана Технология производства, урожайность с\х культур, имущественное расслоение, тип семьи, повседневная жизнь, мировосприятие народных масс и др. Искомые сведения присутствуют, как правило, в виде скрытой информации, уловить которую бывает трудно.

Законодательные В раннее средневековье большинство населения Западной и Южной Европы жило по старым римским законам, постепенно приспособляемым к меняющейся действительности. В VI в. по распоряжению византийского императора Юстиниана I они были кодифицированы. Все они составили обширный свод, получивший позднее, в XII в., назва­ние «Свод гражданского права». Тогда же, в XII в., оформился «Свод канонического права». Они являлись ценными источниками по истории VI в. На Западе Свод Юстиниана почти не был известен до XI- XII вв., Западноевропейские юристы пользовались более ранним сво­дом римских законов - Кодексом императора Феодосия II (438 г). Известны многочисл. письм законы, записанные с конца V в. по начало IX в. правды (бургундская, Вестготская, Салическая, Саксонская и т.д.). Из добавлений и поправок к правдам постепенно выросло королевское законодательство: Капитулярии франкских королей, обретшие свою классическую форму на рубеже VIII - IX вв.

Документальные источники распределяются по регионам очень неравномерно. От VIII в. до нас дошли сотни документов, из Италии, прирейнской и придунайской Германии и Северо-Восточной Франции, от IX-X вв. - также из других районов Франции, из Испании и Англии. В XI в. количество западноевропейских документов измеряется уже мно­гими тысячами. Практически все документы этого времени написаны на латыни. Документы делопроизводства раннего средневековья фиксировали постановления королевских, реже - княжеских судов, личные распоряжения и пожалования монархов, акты дарений, купли-продажи, обмена земли, оформляли завеща­ния. Грамоты составлялись по определенным образцам, они назы­вались формулами. И меются документы инвентарные (полиптики), представленные описями церковных поместий. Дипломатика различает акты публичные и частные. К числу первых относятся грамоты и дипломы императоров, королей, феодалов. К частным актам относят документы, составленные нотариями.

Источники по истории XI -XV вв. Важными источниками по истории хозяйства являются земель­ные описи и кадастры. К ним относятся, на­пример, английская «Книга Страшного суда» (1086) - материалы всеобщей поземельной переписи Анг. королевства.. Большим разнообразием отличаются юридические источники периода развитого феодализма. – городские хартии и статуты. В XIII-XV вв. составляются записи феодального обычного пра­ва, действовавшего в отдельных областях или провинциях Запад­ной Европы. К ним относятся французские кутюмы, немецкие «зерцала», испанские фуэрос («Кутюмы Бовези», «Саксонское зерцало»).В государствах Европы развивалось и королевское (императорское) законодательство: ордонансы во Фран­ции и Англии, привилегии , патенты и мандаты в Священной Рим­ской империи. Византийское право в это время по-прежнему ос­новывалось на нормах Юстинианова права. Императорские законы в Византии назывались новеллами . В XI-XV вв. они чаще всего издавались в виде жалованных грамот. Новые виды источников появляются в период становления со­словной монархии. Это парламентские акты и статуты в Анг­лии, протоколы заседаний шта­тов во Франции, акты германских имперских собраний и т.д. Встречались трактаты . Они охватывают почти все сферы науки и общественной практи­ки («Сумме теологии» Фомы Аквинского XIII в,).

Классификация исторических источников.

Слабосинтезный путь развития феодальных отношений.

Безсинтезный путь развития феодальных отношений.

Синтезный путь развития феодальных отношений.

Наиболее активно феодальный синтез протекал там, где античное и варварское начала были достаточно уравновешены. Классическим примером такого варианта развития являются северо-восточная Галия, где феодализм утвердился рано (уже в 8-9 в.в.) и был относительно слабо отягощен дофеодальными пережитками в виде различных модификаций первобытнообщинного и рабовладельческого уклонов и их надстроенных проявлений. Степень активности феодального синтеза в том или ином регионе зависела от многих факторов:

1.Численное соотношение варваров и римлян, оказавшихся на одной территории (в сев.-вост. Галии соотношение 1:10). Наиболее успешно феодализм развивался именно здесь. Влияние германцев как господствовавшего этноса было намного больше их доли в населении.

2.Сам характер расселения варваров на территории империи (территории варваров, которые соприкасались с владениями римлян способствовали хозяйственному взаимодействованию и появлению общих дел и интересов).

3.Сравнительный культурный уровень пришедшего и местного населения. Провинции были освоены римлянами далеко не равномерно. Скорость процесса еще зависела от религиозных и правовых факторов. Природно-географические и внешнеполитические условия – тоже оказывали заметное влияние (почвы, ландшафт).


Пример Византии. Поселение варваров на территории империи создало лишь предпосылки феодального синтеза (автоматически качественного скачка не произошло). Для того, чтобы произошло взаимодействие двух систем (позднеантичного и варварского обществ) потребовалось минимум полтора-два столетия. В первые же десятилетия феодализация проходила у каждого из двух народов по своему продолжая прежнюю линию развития, но уже в принципиально новых условиях. В начале эволюция к феодализму проявилась больше в римском обществе (с 4 в.) резкое ослабление государственного вмешательства привело к росту частной власти, продолжается трансформация социально-экономической структуры и права классической древности, изменяется статус раба (уже как обладатель имущества). Римское поместье превращается в феодальную вотчину. Еще больше испытывают влияние новой среды варвары – они знакомятся с римской агротехникой и организацией римских поместий, римским правом. Германская знать подражает римской.


Применительно к средневековью целесообразно выделить пять типов источников, различающихся по формам фиксирования социальной информации:


1) природно-географические, т. е. поддающиеся непосредственному изучению данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и других компонентах окружающей среды, как подвергшихся воздействию человеческой деятельности, так и просто видных для понимания ее конкретно-географической специфики;

2) этнографические, представленные дожившими до наших дней старинными технологиями, обычаями, стереотипами мышления, обликом жилищ, костюмом, кухней, а также фольклором и древ­ними пластами современных живых языков;

3) вещественные, к которым относятся добытые археологией или как-то иначе уцелевшие материальные реликты прошлого: постройки, орудия труда, средства транспорта, домашняя утварь, оружие и т. д.;

4) художественно-изобразителъные, отразившие свою эпоху в художественных образах, запечатленных в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства;

5) письменные , каковымисчитаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.

В принципе лишь сочетание данных всех типов источников позволяет составить всестороннее представление о средневековом обществе. Однако в практической работе медиевиста они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при исследовании раннего средневековья. Фольклорные, этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего средневековья, так как за редкими исключениями при передаче информации по памяти более или менее точно сохраняются реалии и представления лишь сравнительно недавнего времени. Главными же для всех периодов средневековья и для всех аспектов его истории являются источники письменные, причем с течением времени, в связи с распространением грамотности и улучшением условий хранения рукописей, их коли­чество, разнообразие и информативность возрастают.

Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса:

· нарративные (повествовательные), описывающие реальную или иллюзорную действительность во всем богатстве ее проявлений и в относительно свободной форме;

· документальные фиксирующие отдельные моменты преимущественно социаль­но-экономической, социально-юридической и социально-политической жизни посредством специальной, во многом формализованной лексики;

· законодательные которые, будучи также юриди­ческими по форме, отличаются от документальных тем, что отра­жают не только существующую правовую практику, но и преобразующую волю законодателя, желающего эту практику изменить, а главное - попыткой упорядочить об­щественные отношения, систематизировать социальные градации и ситуации.

Постепенно, особенно в эпоху Возрождения, в рамках нарративных, а отчасти и законодательных источников конституи­руется особый класс научной литературы, где описание явлений уступает место раскрытию их сущности при помощи теоретического анализа.

Несколько раньше от нарративных памятников отделилась художественная литература, отображающая действительность путем обобщения различных явлений в художественных образах.

Названные классы письменных источников распадаются на виды. Так, среди нарративных источников выделяют исторические повествования, специально освещающие ход политических событий; разнообразные агиографические сочине­ния, рассказывающие о подвижничестве и чудесах святых; па­мятники эпистолярного творчества; проповеди и всевозможные наставления; до определенного времени также научная и художественная литература. В свою очередь они могут быть поделены намногочисленные разновидности. Например, среди исторических со­чинений средневековья различают анналы, хроники, биографии, генеалогии и так называемые истории, т.е. посвященные какому-либо конкретному событию или отрезку времени «монографии». Хроники делят по различным признакам на всемирные и местные, прозаические и стихотворные, церковные и светские, расчленяя последние на сеньориальные, городские и т. д.


Раннее средневековье характеризуется переходом от античности и варварства к феодализму (отразилось в источниках 5-11 в.в.). Это эпоха господства натурально хозяйства, слабых торговых и иных связей между странами и областями, весьма примитивной государственности, низкой граммотности. В раннем средневековье большинство населения зап. и южн. Европы жило по старым римским законам, постепенно просыпаясь к новому времени. В 6 в. по распоряжению византийского императора Юстиниана I эти законы были кодифицированы (Кодекс Юстиниана). Новые законы (новеллы) самого Юстиниана, высказывания наиболее известных юристов античности, краткий специальный учебник права (Институции). Все вместе они получили название в 12 в. Свод гражданского права, тогда же оформился и Свод канонического права – в нем важнейшие акты церковного законодательства. Свод гражданского права – основа византийского законодательства, является ценным источником раннего средневековья. На западе Свод Юстиниана был почти неизвестен до 11-12 в.в. Германские, кельтские и славянские народы сохраняли свои древние обычаи, фиксировали их на письме. Документальные источники – грамоты, акты. Грамоты составлялись по определенному образцу. Были документы по делопроизводству, инвентарные описи церковных поместий. Среди историографических сочинений на первом месте находятся истории – «История войн Юстиниана», «История франков»). Публицистика еще не выделилась, она содержалась в посланиях и трактатах «Об управлении империей». Народная литература связана с фольклором – песни, героические сказания.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Источники по истории средних веков V-XV вв.
Рубрика (тематическая категория) Политика

Глава 2

Под историческим источником принято понимать всœе созданное в про­цессе человеческой деятельности или испытавшее ее воздейст­вие. Все, что в ходе истории порождалось или видоизменялось обществом, объективно отражает его развитие, несет в себе ин­формацию о нем. Исторический источник неисчерпаем. Пробле­ма в том, как извлечь и правильно истолковать содержащуюся в нем информацию.

Классификация средневековых источников . Применительно к средневековью целœесообразно выделить пять типов источников, различающихся по формам фиксирования социальной информа­ции: 1) природно-географинœеские, ᴛ.ᴇ. поддающиеся непосредствен­ному изучению данные о ландшафте, климате, почвах, раститель­ности и других компонентах окружающей среды, как подверг­шихся воздействию человеческой деятельности, так и просто важных для понимания ее конкретно-географической специфи­ки; 2) этнографические, представленные дожившими до наших дней старинными технологиями, обычаями, стереотипами мышления, обликом жилищ, костюмом, кухней, а также фольклором и древ­ними пластами современных живых языков; 3) вещественные, к которым относятся сохранившиеся материальные реликты про­шлого, в т.ч. добытые археологией: постройки, орудия труда, средства транспорта͵ домашняя утварь, оружие и т.д.; 4) художе­ственно-изобразительные, отразившие свою эпоху в художествен­ных образах, запечатленных в памятниках архитектуры, живопи­си, скульптуры и прикладного искусства; 5) письменные, каковы­ми считаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.

В принципе лишь сочетание данных всœех типов источников по­зволяет составить всœестороннее представление о средневековом обществе. При этом в практической работе медиевиста они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при исследовании раннего средневековья. Фольклорные, этнографические источники, напротив, наиболее важны для изу­чения позднего средневековья, так как за редкими исключениями при передаче информации по памяти более или менее точно сохраняются реалии и представления лишь сравнительно недавнего времени. Главными же для всœех периодов средневековья и почти для всœех аспектов его истории являются источники письменные, причем с течением времени, в связи с распространением грамотности и улучшением условий хранения рукописей, их количест­во разнообразие и информативность возрастают.

Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса : 1) нарративные (повествовательные), описывающие реаль­ную или иллюзорную действительность во всœем богатстве ее про­явлений и в относительно свободной форме; 2) документальные, фиксирующие отдельные моменты преимущественно социально-экономической, социально-юридической и социально-политичес­кой жизни посредством специальной, во многом формализован­ной лексики; 3) законодательные, которые, будучи также юриди­ческими по форме, отличаются от документальных тем, что отражают не только (подчас и не столько) существующую право­вую практику, но и преобразующую волю законодателя, желаю­щего эту практику изменить, а главное - попыткой упорядочить общественные отношения, систематизировать социальные града­ции и ситуации. Постепенно, особенно в эпоху Возрождения, в рамках нарративных, а отчасти и законодательных источников конституируется особый класс научной литературы, где описание явлений уступает место раскрытию их сущности при помощи тео­ретического анализа.

Несколько раньше от нарративных памятников отделилась художественная литература, отображающая действительность путем обобщения различных явлений в художественных образах.

Названные классы письменных источников распадаются на виды . Так, среди нарративных источников выделяют исторические повествования, специально освещающие ход политических (по преимуществу) событий; разнообразные агиографические сочинœения, рассказывающие о подвижничестве и чудесах святых; памятники эпистолярного творчества; проповеди и всœевозможные наставления; до определœенного времени также научную и художественную литературу. В свою очередь они бывают поделœены на многочисленные разновидности . К примеру, среди исторических сочинœений средневековья различают анналы, хроники, биографии, генеалогии и так называемые истории, ᴛ.ᴇ. посвященные какому-либо конкретному событию или отрезку времени ʼʼмонографииʼʼ. Хроники делят по различным признакам на всœемирные и местные, прозаические и стихотворные, церковные и светские, расчленяя на сеньориальные, городские и т.д.

Будучи удобной в работе, эта классификация, разумеется, достаточно условна. Ведь монета или исписанный пергаменный сви­ток могут рассматриваться одновременно как источник вещественный, художественно-изобразительный и письменный. Средневековые нарративные источники нередко включают в себя тексты документов, а последние - пространные экскурсы повествова­тельного характера. Отнесение источника к тому или иному раз­ряду определяется спецификой информации, получаемой при анализе его с какой-либо точки зрения.

Общая характеристика средневековых источников и методов их изучения . Средневековые письменные источники по сравнению с источниками по истории античности или нового времени обладают определœенными особенностями. В силу малого распространения и низкого в целом уровня грамотности в средние века к письму обращались сравнительно редко. Культура той эпохи, прежде всœего раннего средневековья, была в значительной мере устно-ритуаль­ной, так что информация в основном передавалась по памяти.

Такое положение вещей было во многом связано с языковой ситуацией. За исключением Византии, где писали на понятном для большинства населœения греческом языке, Руси, где пользова­лись старославянским, Болгарии и Сербии, где применялись оба эти языка, а также мусульманской Испании, где в ходу был араб­ский, в средневековой Европе писали по большей части на латы­ни, малопонятной или вовсœе непонятной для большинства насе­ления. В результате между живым разговорным языком и языком письменным существовал разрыв, сказавшийся на стиле, терми­нологии и характере использования изучаемых источников. По­добный разрыв существовал и в Византии, где литературные про­изведения создавались на архаизированном языке, подражающем языку античной классики. Положение стало меняться только во второй период средневековья, когда появляется всœе больше текс­тов на народных языках. К XIV-XV вв. в большинстве стран За­падной Европы они уже преобладают, однако в некоторых облас­тях общественной жизни (дипломатия, церковь, наука) латынь сохраняет свои позиции вплоть до нового времени. Вместе с тем, в ряде стран латынь сосуществовала сразу с двумя народными язы­ками - местным и чужеземным (французский язык в Англии XII-XIV вв., немецкий язык в Венгрии, Чехии, Прибалтике в XIV-XVI вв. и т.д.).

Современную науку интересуют и те аспекты жизни средневекового общества, которые создатели источников освещать не со­бирались - либо по идейным соображениям, либо потому, что это казалось им чересчур банальным и недостойным внимания.

Технология производства, урожайность сельскохозяйственных культур, имущественное расслоение, тип семьи, повсœедневная жизнь, мировосприятие народных масс - всœе это и многое дру­гое крайне редко находило непосредственное отражение в источ­никах. Искомые сведения присутствуют, как правило, в виде скры­той информации (запечатлевшейся помимо воли автора), уловить которую бывает чрезвычайно трудно.

До недавнего времени источниковедение различало внешнюю и внутреннюю критику источника, ᴛ.ᴇ. анализ рукописной тради­ции, стиля, формуляра текста͵ и, с другой стороны, анализ его смыслового содержания. При этом современное источниковедение основывается на комплексном, целостном изучении памятника. Изучение, к примеру, эволюции формуляра документа проливает свет на социально-экономическое развитие общества, а исследо­вание содержания текста нередко становится решающим при оп­ределœении его достоверности, датировке и т.д.

Незаменимую помощь в интерпретации источника как продук­та определœенной социокультурной среды оказывают неписьмен­ные источники и изучающие их вспомогательные исторические дисциплины: историческое ландшафтоведение, археология, этно­графия, ономастика (наука об именах собственных, в т.ч. о географических названиях), искусствознание, нумизматика и др.
Размещено на реф.рф
Не менее важно хорошо знать средневековые реалии, ориентиро­ваться в средневековой генеалогии, геральдике, хронологии, мет­рологии, титулатуре, географии, а также в церковной топике (в типичных, часто употребляемых образах и выражениях) и догма­тике. Рассмотрение источников в их историческом контексте следует сочетать с изучением их рукописной традиции, судьбы в рамкаx многовековой истории архивных и библиотечных фондов. Этим занимаются такие специальные дисциплины, как кодикология - наука, изучающая средневековую рукописную книгу в целом; палеография, рассматривающая древнее письмо как таковое; археография, занимающаяся выявлением, обработкой и изданием текстов; дипломатика, анализирующая документы с точки зрения их подлинности, типичности и т.п.; сфрагистика (сигиллография), исследующая печати.

Надежным средством познания прошлого остается апробированный многими поколениями ученых метод сочетания данных ных видов и классов источников, которые, освещая общество как бы с разных сторон, не просто дополняют, но и корректируют друг друга. В последние десятилетия данный метод получил дополнительный импульс в связи с развитием междисциплинарных исследований.

Широко проникают в медиевистику количественные методы анализа источников, историческая информатика, в частности со­здание баз данных и подготовка электронных текстов, словарей и справочников.

Источники по истории V-XI вв. Раннее средневековье характе­ризуется переходом от античности и варварства к феодализму, и это в полной мере отразилось на источниках V-XI вв. Это эпоха господства натурального хозяйства, слабых торговых и иных связей между странами и областями, весьма примитивной государствен­ности, низкой грамотности и растущей клерикализации культуры.

В раннее средневековье большинство населœения Западной и Южной Европы жило по старым римским законам, постепенно приспособляемым к меняющейся действительности. В VI в. по распоряжению византийского императора Юстиниана I они были кодифицированы. Это законы императоров II - начала VI в. (так называемый Кодекс Юстиниана), ʼʼНовые законыʼʼ (новеллы) само­го Юстиниана, систематизированные высказывания наиболее ав­торитетных юристов античности (Дигесты, или Пандекты), а так­же краткий специальный учебник права (Институции). Все они составили обширный свод, получивший позднее, в XII в., назва­ние ʼʼКорпус юрис цивилисʼʼ - ʼʼСвод гражданского праваʼʼ. Тогда же, в XII в., оформился и так называемый ʼʼКорпус юрис каноницисʼʼ - ʼʼСвод канонического праваʼʼ, вобравший в себя важней­шие акты церковного законодательства; последнее помимо соб­ственно церковных дел регулировало также многие сферы повсœе­дневной жизни верующих. Поскольку законодательная комиссия Юстиниана отбирала те из древних законов, которые сохраняли значение, не только ʼʼНовеллыʼʼ, но и весь ʼʼСвод гражданского праваʼʼ является ценным источником по истории VI в. В дальней­шем в Византии данный памятник неоднократно перерабатывался, послужив основой для всœего раннесредневекового византийского законодательства (ʼʼЭклогаʼʼ 726ᴦ., ʼʼВасиликиʼʼ 886-912 гᴦ. и др.).

На Западе ʼʼСводʼʼ Юстиниана почти не был известен до XI-XII вв., когда в условиях возникшего оживления товарно-денежных от­ношений и усиления королевской власти началась так называе­мая рецепция (перенимание и усвоение) римского права. До это­го западноевропейские юристы пользовались более ранним сво­дом римских законов - Кодексом императора Феодосия II (438ᴦ.). На его базе в начале VI в. в некоторых варварских королевст­вах были составлены юридические компиляции, предназначен­ные для романизированного населœения (ʼʼРимский закон вестго­товʼʼ и др.). Это романизированное населœение и в дальнейшем придерживалось римских правовых норм, превращавшихся постепенно в обычай. Римское право оказывало определœенное влияние на формирующееся королевское законодательство.

Германские, кельтские и славянские народы, обосновавшиеся на территории бывшей Римской империи, сохранили свои древние обычаи передававшиеся изустно из поколения в поколение и менявшиеся очень медленно. Образование у них государств, а также тесное соприкосновение с ʼʼримлянамиʼʼ, имевшими письменные законы, вызвали крайне важно сть фиксации этих обычаев письме. Результатом явились записанные с конца V в. по начало IX в. судебники, известные в отечественной медиевистике как ʼʼправдыʼʼ (Бургундская, Вестготская, Салическая, Саксонская и т.д.) На Британских островах в связи с замедленными темпами феодализации такие судебники были составлены позднее, в VII-XI вв., в Скандинавии по той же причинœе - в XII-XIII вв., причем в обоих случаях на народных языках в отличие от конти­нентальных судебников, записанных на латыни.

Представляя собой запись действующих правовых норм, вар­варские правды, однако, не были вполне адекватны древним обы­чаям. Составители записывали далеко не всœе из них, фиксируя в основном штрафы и другие наказания за различные преступле­ния и проступки; производя отбор, они вносили в текст и неко­торые добавления и изменения, отражающие складывание нового общественного строя и государства. Тем не менее, ранние редак­ции правд сохранили важнейшие нормы древнего обычного пра­ва; в данном плане особый интерес представляет Салическая прав­да, созданная в начале VI в. (см. гл. 4).

Из добавлений и поправок к правдам постепенно выросло ко­ролевское законодательство. Наиболее значительным его памятником являются капитулярии франкских королей (от лат. - саpitula - глава), обретшие свою классическую форму на рубеже VIII - IX вв. Сочетая в себе черты публичного, ᴛ.ᴇ. государственного, и частного, ᴛ.ᴇ. вотчинного, права, капитулярии содержат ообразнейшую информацию о хозяйстве, социальном строе, политических институтах, военном делœе и т.п.

По сравнению с законодательными источниками, доступными исследователям истории практически всœех стран Европы той эпохи, документальные источники распределяются по регионам очень неравномерно, что объясняется как неодинаковой изначальной распространенностью документации в разных странах, так и неодинаковой ее сохранностью. В Северной и Центральной Европе к письменному оформлению сделок, распоряжений и других актов стали прибегать (притом изредка и в основном по инициативе государства и церкви) только на исходе раннего средневековья; до этого деловые соглашения заключались при помощи торжественных ритуализированных процедур на народных собраниях в присутствии значительного числа свидетелœей. На территории бывшей Римской империи составление документов оставалось достаточно привычным делом, однако в ряде случаев внешние факторы, к примеру захват арабами большей части Испании или турецкое завоевание Византии, приводили к гибели архивов, ломали сложившееся публичное делопроизводство и почти полностью лишили нас раннесредневековой документации из этих стран. Недолговечность папируса, на котором в основном писали в то время, также препятствовала сохранению этой документации. В значительном количестве она уцелœела (благодаря особым климатическим условиям) только в Египте; немногочисленными, в несколько десятков единиц, памятниками представлены также Италия и Галлия. От VIII в. до нас дошли сотни документов (теперь уже на пергаменте), преимущественно из Италии, прирейнской и придунайской Германии и Северо-Восточной Франции, от IX-X вв. - также из других районов Франции, из Испании и Англии. В XI в. количество западноевропейских документов (называемых чаще всœего грамотами, а также хартиями, актами) измеряется уже многими тысячами. Подавляющее большинство их происходит из церковных архивов и сохранилось не в подлинниках, а в копиях - как правило, переписанных, иногда с сокращениями и вставками (интерполяциями), в специальные сборники - так называемые картулярии (от лат. carta - грамота). Практически всœе документы этого времени написаны на латыни.

Документы делопроизводства раннего средневековья закрепляли разнообразные, хотя и не всœе существовавшие тогда правоотношения. Οʜᴎ фиксировали постановления королевских, реже - княжеских судов, личные распоряжения и пожалования монархов (так называемые дипломы), акты дарений, купли-продажи, обмена и предоставления в держание земли, оформляли завещания, вступление в зависимость, а также некоторые процедуры церковной жизни: избрание аббатов, освящение церквей и т.д. Лучше всœего сохранились грамоты, удостоверяющие законность смены земельного собственника. Акты о вступлении в зависимость, арендные договоры, довольно быстро терявшие значение, берегли меньше; сделки с движимым имуществом, долговые обязательства, решения по уголовным делам и т.д. сравнительно редко подлежали тогда фиксации на письме, как чересчур маловажные в глазах современников.

Грамоты составлялись по определœенным образцам, они назывались формулами . В абстрактной форме, без упоминания конкретных имен, дат, географических названий, чисел в них излагалось существо дела: дарение земельного участка, освобождение раба и т.п. Отражая несомненно типичные правоотношения, формулы как источник по социально-экономической и социально-политической истории очень ценны; иногда (применительно к вестготской Испании) наличие сборника формул отчасти даже компенсирует утрату собственно документов. Но в целом благодаря своей конкретности (а порой и отступлениям от образца) грамоты, тем более комплексы грамот, неизмеримо богаче информацией. Это важнейший источник по истории экономики, общественного строя, политических институтов, верований, по хронологии, ономастике, географии, генеалогии.

Наряду с документами делопроизводства в распоряжении историка раннего средневековья имеются документы инвентарные, представленные главным образом описями церковных поместий. Науке известны несколько их десятков (в основном французских, немецких и итальянских), созданных с VI по XI в. Называют их обычно полиптиками , что по-гречески означает ʼʼмноголистныеʼʼ, ᴛ.ᴇ. попросту книги. В большинстве своем это перечни крестьянских держаний, как правило, с указанием местонахождения и причитающихся с них повинностей, иногда также имен и социального статуса держателœей и членов их семей. Эти и некоторые другие данные, содержащиеся в полиптиках, давно сделали их классическим источником по истории раннефеодальной вотчины. В последние годы они активно используются также при изучении демографии, истории посœелœений и социальной психологии.

Раннесредневековые нарративные источники разнообразны и многочисленны. До нас дошли, разумеется, далеко не всœе сочинœения, созданные в ту эпоху. Очень немногие из них пользовались даже региональной, тем более общегосударственной известностью большинство авторов довольствовалось составлением одного, доступного весьма ограниченному кругу лиц, экземпляра, судьба которого зависела от множества случайностей (войн, пожаров и т.д.), не говоря уже о перипетиях политической и религиозной борьбы, в ходе которой расправлялись не только с людьми, но и с книгами. Дороговизна пергамента также мешала сохранности раннесредневековых сочинœений, поскольку нередко старый текст соскабливали, чтобы освободить место для нового (так называемые палимпсесты ).

Среди историографических сочинœений раннего средневековья на первое место следует поставить истории - крупные произведения посвященные серии значительных и в основном современных автору политических событий. Примером может служить ʼʼИстория войн Юстинианаʼʼ византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.), написанная в традициях классической анти­чной историографии. Несколько иной характер имеют западноевропейские ʼʼисторииʼʼ того времени: ʼʼИстория франковʼʼ Григо­рия Турского (VI в.), ʼʼЦерковная история народа англовʼʼ Беды Достопочтенного (VIII в.). Οʜᴎ создавались в рамках позднеантичной христианской традиции, делавшей упор на изложение ис­тории от сотворения мира. Текущие события занимают централь­ное место и здесь, но они лишь венчают пространные повество­вания о давних временах, построенные на Библии, сочинœениях предшественников и устных преданиях. Такие повествования по­служили одним из истоков жанра хроники, представляющего со­бой соединœение рассказа о современных и хорошо известных ав­тору событиях в одной стране (княжестве, городе) с компилятив­ным и схематичным очерком ʼʼмировойʼʼ истории предшествующего периода.

Наряду с историями и хрониками средневековая историогра­фия представлена также биографиями (к примеру, ʼʼЖизнь Карла Великогоʼʼ Эйнгарда, начало IX в.) и анналами - погодными за­писями наиболее важных событий. Анналы являются краткими, сухими, внешне беспристрастными перечнями малосвязанных между собой базовых вех политической и церковной жизни, пришедшихся на тот или иной год. Большинство анналов назы­ваются по монастырям и кафедральным соборам, в которых они создавались. Расцвет западноевропейской анналистики приходится на VIII-X века.

Важным источником по истории раннего средневековья явля­ются агиографические сочинœения: жития реальных и вымышлен­ных людей, причисленных церковью к лику святых, описания их подвижничества, мученичеств, видений и чудес. Создание боль­шинства из них приходится на период христианизации (в Галлии это IV-VI вв., в Британии и Германии - VII-VIII вв. и т.д.), а также на время крупных потрясений внутри самой церкви, на­пример на эпоху иконоборчества в Византии (VIII-IX вв.). Разу­меется, события, о которых повествуют агиографы, следуя опре­делœенному принятому трафарету, иногда вымышлены, однако ав­торы сообщают и о вполне реальных людях, которых знали лично, в т.ч. о крупных политических деятелях (о канцлере Людо­вика Благочестивого аббате Бенедикте Анианском, о ʼʼкрестителœе Скандинавииʼʼ гамбургском епископе Ансгарии (IX в.) и др.). Вместе с тем, даже самые неправдоподобные жития содержат огромное количество побочной и потому достаточно достоверной информа­ции по истории материальной культуры и экономики, судопроиз­водства, социальных конфликтов, быта и нравов, верований, а также по исторической геофафии и генеалогии. Будучи наиболее читаемым, а главное пропагандируемым с церковной кафедры жанром раннесредневековой литературы, агиофафия ценна также для изучения духовной культуры простого народа. С этой же точки зрения значительный интерес для медиевиста представляет духовная проповедь. Поясняя сложные места из Библии, внедряя в сознание паствы христианские заповеди, рассказывая о подвигах и благодати праведников, проповедник должен был, дабы сделать свою речь доходчивой и действенной, учитывать кругозор умонастроение прихожан и в связи с этим обязательно приводил при­меры из жизни, апеллировал к их представлениям о мире, справедливости, добре и зле. При работе с этим источником главная проблема - отделить реалии от общих мест (топосов).

Публицистика в рассматриваемую эпоху еще не выделилась в самостоятельный жанр и была как бы растворена в историографии, а также в посланиях (ценных как источник и по другим ас­пектам истории, от экономики до философии) и особенно в трак­татах , имевших часто открыто дидактический характер.
Размещено на реф.рф
Таковы, к примеру, трактат ʼʼО дворцовом и государственном управленииʼʼ, написанный реймсским архиепископом Гинкмаром для короля Карла Простоватого (конец IX в.), и трактат ʼʼОб управлении им­периейʼʼ, адресованный византийским императором Константи­ном VII Багрянородным своему сыну Роману (середина X в.). Подобные наставления интересны не только как памятники об­щественной мысли; они содержат важные сведения о государст­венном строе, внешней политике, сосœедних народах, взаимоотно­шениях внутри господствующего класса и т.д. По-своему прагма­тично и большинство других, неполитических трактатов. Так, ʼʼХристианская топографияʼʼ византийского купца Косьмы Индикоплова (VI в.) рассказывает об облике и богатствах заморских стран, о торговых путях, ведущих в эти страны; ʼʼУстановление для мирянʼʼ орлеанского епископа Ионы (начало IX в.) имеет целью привить франкской знати христианские нормы бытового и публичного поведения; анонимный английский трактат начала XI в. ʼʼОбязанности различных лицʼʼ служит наставлением вотчинникам в вопросах хозяйствования и в отношениях с вассалами, Несколько более академичны общие и специальные энциклопедии того времени: ʼʼЭтимологииʼʼ Исидора Севильского (начало VII в.), ʼʼО всœелœеннойʼʼ маинцского архиепископа Рабана Мавра (начало IX в.), византийские ʼʼГеопоникиʼʼ (середина X в.), представляющие собой сумму агрономических и агротехнических знаний. Эти сочинœения содержат интересный, иногда уникальный по самым разным вопросам; ценность его, однако, снижается тем, что создатели таких компендиумов часто (в том числе говоря о праве, экономике, географии) основывались не на современных свидетельствах, а на сообщениях наиболее чтимых древних авторов.

Будучи не всœегда оригинальными, произведения раннесредневековых писателœей являются именно в связи с этим важным источни­ком по истории образованности и культуры в целом, так как по­зволяют понять, что читали авторы и их современники, что и в каком виде сохранило раннефеодальное общество из классичес­кого наследия. Многое в данном плане может дать и анализ (каче­ственный и количественный) рукописной традиции - ведь по­давляющее большинство сочинœений античных писателœей дошло до нас именно в раннесредневековых списках, как византийских, так и западноевропейских. С этой же точки зрения целœесообраз­но подходить и к художественной литературе этой эпохи, по край­ней мере ʼʼученойʼʼ, латиноязычной литературе, нередко также подражательной. Помимо того, что из нее можно почерпнуть све­дения о многих сторонах придворной, военной, социально-поли­тической, а иногда и хозяйственной жизни, сама тематика и стиль ее, ориентация на определœенную (чаще всœего античную или биб­лейскую) систему художественных образов проливают свет на куль­турное развитие общества.

Принципиально иной облик свойствен народной литературе раннего средневековья, тесно связанной с фольклором и пред­ставленной по преимуществу героическими песнями и сказания­ми, создававшимися уже на народных языках. Таковы немецкая ʼʼПеснь о Хильдебрандеʼʼ и английский ʼʼБеовульфʼʼ, дошедшие в списках IX-X вв., германский эпический памятник ʼʼПеснь о Нибелунгахʼʼ, французская ʼʼПеснь о Роландеʼʼ, исландские саги, уцелœевшие в записях и обработке XI-XIII вв. В любом случае, однако, это произведения раннего средневековья, отражающие реалии и мышление своего времени. Памятники раннесредневекового эпоса служат очень ценным, иногда незаменимым (как саги) источником по самым разным вопросам, рисуя нам живую, красочную картину общества.

Источники по истории XI-XV вв. Прогресс производительных сил, рост городов, формирование централизованных государств, наступление нового этапа в истории культуры в период развитого феодализма сказались и на характере источников. Их становится намного больше, появляются новые виды, усложняется структура. Углубление общественного разделœения труда, развитие товарно денежных отношений требовали более детального юридического оформления договоров и сделок, а совершенствование аппарата управления, расширение его функций повлияли на официальное делопроизводство.

Дипломатика различает акты публичные и частные. К числу первых относятся грамоты и дипломы императоров, королей, феодадалов, обладавших суверенными правами, городских коммун и сеньорий, а также глав церковного управления - римских пап, патриархов и епископов. К грамотам нередко привешивались печати, по названию которых иногда именовали и сам документ. В Византии, к примеру, императорские пожалования в виде грамоты с этой печатью назывались хрисовулами (ʼʼзлатопечатным Сло­вомʼʼ), а в папской канцелярии, где использовались свинцовые печати - буллы, сами ʼʼапостольские посланияʼʼ стали именовать буллами . К частным актам относят документы, составленные нотариями - лицами, получившими специальное юридическое об­разование и обладавшими особым статусом, который давался им императорами, королями или папами. Нотарии составляли доку­менты по строго определœенным образцам для каждого типа актов. В случае нарушения условий сделки пострадавшая сторона могла представить нотариальный акт в суд как официальный документ для разбора дела. Нотариальными актами оформлялись купля-продажа имущества, долговые обязательства, сдача в аренду, кон­тракты по транспортировке грузов и фрахт судов, заключение ком­мерческих соглашений и образование торговых обществ, завеща­ния, дарения, отпуск на волю рабов и т.д. Нотариальные акты дошли до нас в основном в виде копий или кратких записей (ми­нут) в составе картуляриев, сдаваемых для хранения в городские архивы. Богатейшими собраниями актов располагают, к примеру, архивы Италии. Институт нотариата получил наибольшее распространение в XII-XV вв. в странах Средиземноморья.

С конца XIV в. дорогостоящие для заказчиков нотариальные акты начинают вытесняться частными записями, не имевшими юридической силы. Их распространению содействовали торговые компании с развитой системой внутреннего делопроизводства. Компании и банки, а также отдельные купцы использовали для учета капиталов и товаров книги бухгалтерской отчетности (счетные книги). Постепенно, с середины XIV в. эти счетные книги, основанные на наиболее совершенной для того времени бухгалтерской системе, с взаимопроверяемыми статьями дебета и кредита͵ стали использоваться и в финансовой практике итальянских республик (Флоренции, Генуи, Венеции) и других государств Западной Европы. Для ориентации в сложном мире коммерции создавались руководства по ведению торговли, с информацией о конъюнктуре на всœех известных рынках Европы и Леванта. Наиболее известна из них ʼʼПрактика торговлиʼʼ флорен­тийца Франческо Балдуччи Пеголотти (первая половина XIV в.).

Важными источниками по истории хозяйства являются земель­ные описи и кадастры (переписи населœения, уплачивавшего нало­ги), составляемые с фискальными целями. К ним относятся, на­пример, английская ʼʼКнига Страшного судаʼʼ (1086) - материалы всœеобщей поземельной переписи королевства, произведенной с целью определить возможности налогообложения на территории Англии, а также ʼʼСотенные свиткиʼʼ - описи земельных владе­ний Англии конца XIII в. Византийские земельные описи назы­вались практиками. Οʜᴎ составлялись либо в связи с передачей земельному собственнику определœенных владений с правом сбо­ра налогов в свою пользу, либо в связи с очередной кадастрской ревизией. В основном сохранились монастырские практики.

Большим разнообразием отличаются юридические источники периода развитого феодализма. Подъем городов, складывание го­родского самоуправления требовали правовой регламентации как внутригородской жизни, так и отношений с феодальными сеньо­рами. На базе договоров с последними, местных обычаев и ре­цепции римского права формируется собственно городское пра­во, отраженное в городских хартиях и статутах . Одной из наибо­лее древних является хартия, пожалованная французским королем Людовиком VI городу Лорису (Орлеанэ) в первой половинœе XII в. По ее образцу давались многие другие хартии, оформлявшие ог­раниченные городские привилегии на землях королевского доме­на. Статуты итальянских городов, нередко объединяемые в боль­шие, веками составлявшиеся своды, как, к примеру, ʼʼКнига прав Генуэзской Республикиʼʼ, предусматривали гораздо более широ­кие свободы, оформляли независимость городов-коммун от фео­далов и автономию от императорской власти, регламентировали всœе стороны хозяйственной жизни. Помимо городских статутов существовали статуты цехов, торговых корпораций, университе­тов, уставы монастырей. Первым европейским цеховым статутом была византийская ʼʼКнига эпархаʼʼ X в. - сборник постановле­ний, касающихся торгово-ремесленных коллегий Константино­поля (см. гл. 5). При этом цель составления ʼʼКниги эпархаʼʼ заклю­чалась в детальном правительственном регулировании и контро­лировании деятельности коллегий, лишенных хозяйственной самостоятельности. Иной характер имели цеховые статуты западноевропейских городов XIII-XV вв., оформлявшие создание и функционирование самоуправляемой цеховой общины с прису­щей ей социальной иерархией мастеров, подмастерьев и учени­ков. К ним относятся, к примеру, ʼʼКнига ремесел города Парижаʼʼ XIII в., многочисленные уставы цехов германских городов (Кель­на, Любека, Франкфурта и др.) XIV-XV вв.

В XIII-XV вв. составляются записи феодального обычного пра­ва, действовавшего в отдельных областях или провинциях Запад­ной Европы. К ним относятся французские кутюмы , немецкие ʼʼзерцала ʼʼ, испанские фуэрос . Эти памятники хорошо отражают специфические формы феодальной земельной собственности, структуру господствующего класса, характер эксплуатации крес­тьян, местные особенности административного управления и су­допроизводства. Некоторые кутюмы, особенно южно-французские, испытали значительное влияние норм римского права. Наиболее известны ʼʼКутюмы Бовезиʼʼ - запись права Северо-Восточной Франции (конец XIII в.), ʼʼСаксонское зерцалоʼʼ (начало XIII в.), с характерным разделœением права на ленное (только для лиц феодального сословия) и земское (для неблагородных, но лично сво­бодных). Права низших сословий, в т.ч. зависимых крес­тьян, в данном законодательстве не фиксировались. К этой же кате­гории источников относится и право государств крестоносцев на Востоке -- ʼʼИерусалимские ассизыʼʼ, также распадающиеся на ʼʼКниги Ассиз Высшего Судаʼʼ и ʼʼКниги Ассиз Суда горожанʼʼ, а также ʼʼАссизы Романииʼʼ, составленные в Морее, на Пелопонне­се, на рубеже XIII и XIV вв. Первоначально ʼʼАссизы Романииʼʼ были не официальной, а частной судебной компиляцией. Коди­фикация их была произведена Венецианской республикой в XV в.

Наряду с записью кутюм в государствах Европы развивалось и королевское (императорское) законодательство: ордонансы во Фран­ции и Англии, привилегии , патенты и мандаты в Священной Рим­ской империи. Византийское право в это время по-прежнему ос­новывалось на нормах Юстинианова права. Различные юриди­ческие компиляции (Прохирон и Василики конца IX в., Пира XI в., ʼʼШестикнижиеʼʼ фессалоникийского судьи XIV в. Констан­тина Арменопула) лишь систематизировали и комментировали это право, а также несколько модернизировали его. Императорские законы в Византии назывались новеллами . В XI-XV вв. они чаще всœего издавались в виде жалованных грамот.

Новые виды источников появляются в период становления со­словной монархии. Это парламентские акты и статуты в Анг­лии, протоколы заседаний Генеральных и провинциальных шта­тов во Франции, акты германских имперских собраний, решения кастильских и арагонских кортесов и т.д.

Протоколы судебных решений и заседаний непосредственно отражают различные стороны имущественных и социальных от­ношений, позволяют проверить эффективность и направленность действующего законодательства. В XIII-XV вв. наряду с королев­скими и городскими, а также вотчинными судами появляются специализированные судебные магистратуры, рассматривающие определœенный род дел. К ним относится, в частности, венециан­ский апелляционный суд по торговым искам. Акты специальных судебных комиссий (к примеру, инквизиции) содержат важные сведения по политической истории, истории социальной борьбы и народно-еретических движений.

Стремление к систематизации знаний, хозяйственного опыта привело к умножению такого вида источников, как трактаты . Οʜᴎ охватывают почти всœе сферы науки и общественной практи­ки: от математики и астрономии до политик

Источники по истории средних веков V-XV вв. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Источники по истории средних веков V-XV вв." 2017, 2018.

2. Откуда мы знаем о Средневековье?

Средневековье закончилось более 500 лет назад, но, уходя, оно оставило после себя множество следов. Эти свидетельства прошлого, появившиеся в эпоху Средневековья и сохранившиеся до наших дней, называют историческими источниками.

Исторические источники очень разнообразны. Наиболее полную и подробную информацию о Средневековье дают нам письменные источники: законы, документы (например, завещания или описи земельных владений), исторические и литературные произведения.

Далеко не все когда-то существовавшие письменные источники сохранились до наших дней. Многие документы погибли во время пожаров и наводнений, войн и народных восстаний. Иной раз они гибнут и в наше время. Поэтому учёные стараются, чтобы документы попадали в специальные хранилища - архивы, а кроме того, стремятся по возможности публиковать их.

Шлем из погребения в Саттон-Ху.Реконструкция

О многом могут рассказать и изобразительные источники: иллюстрации в рукописных книгах, картины, скульптуры.

    Один из самых знаменитых изобразительных источников - покрытый вышивкой ковёр (длиной более 70 м) из французского города Байё. На ковре воспроизводится история завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом. Конечно, об этом событии XI века историкам многое известно и из письменных источников, но только здесь можно увидеть, как люди той эпохи строили корабли, сидели за пиршественным столом, держали оружие в бою.

Не менее важны для понимания прошлого и многообразные вещественные источники. Во многих старинных городах сохранились средневековые укрепления, церкви, дома. К вещественным источникам относятся также различная утварь, одежда, орудия труда, оружие и многое другое. Одни вещи из поколения в поколение сберегались в частных коллекциях и в музеях, другие попадают в музеи уже в наши дни в результате археологических раскопок (например, сокровище VII века из Саттон-Ху в Англии).

Эпизод сражения при Гастингсе. Фрагмент ковра из Байё. XI в.

А совсем недавно на юго-востоке Франции, в озере Паладрю, проводились подводные раскопки поселения, основанного на узком мысу в начале XI века. Спустя 30 лет оно было внезапно затоплено поднявшимися водами. Уходя, поселенцы едва успели захватить самое необходимое: деньги, часть инструментов и оружия. Остальное было затоплено, причём под водой сохранилось буквально всё: остатки жилищ, деревянная утварь, железные орудия труда, кости животных, семена растений и многое другое. Вот что узнали учёные благодаря этим находкам.

Жители посёлка умело сочетали занятия земледелием и скотоводством, рыболовством и ремёслами. Богатство утвари и найденные археологами 32 монеты, которые обронили жители, свидетельствуют о процветании поселения.

Золотая застёжка для плаща. Саттон-Ху. VII в.

Но особенно заинтересовало учёных то, что наряду с орудиями труда было найдено оружие, каким пользовались только настоящие воины: боевой топор, копья, обломки мечей. Значит, обитатели посёлка были одновременно и крестьянами, и воинами. Благодаря археологии удалось приподнять краешек завесы времени и узнать, как жили эти крестьяне-воины.

Немало могут рассказать о Средневековье и другие исторические источники: имена и названия, устные легенды и предания, народные обычаи, которые сохраняют черты глубокой старины.

Исследуя источники, поколения историков многое сумели узнать о Средневековье. Но это вовсе не означает, что все вопросы уже решены. Ведь история всегда тесно связана с современностью, и потому каждое поколение историков отвечает на духовные запросы своих современников, задаёт прошлому новые вопросы и получает на них новые ответы. Средневековье вызывает споры, а значит, оно по-прежнему небезразлично людям. Его познание продолжается.

    1. Каковы хронологические рамки Средневековья? На какие периоды учёные делят эту эпоху?
    2. Что такое исторические источники? В чём их важность для изучения истории?
    3. Как учёные подразделяют источники? Может ли один и тот же источник относиться к разным видам?
    4. Как вы понимаете различия между письменным историческим источником, историческим исследованием и историческим романом?
    5. Работа в парах. Сравните известные вам источники по истории Древнего мира и по истории Средних веков (их разнообразие, сохранность). Сделайте выводы. (Сначала пусть каждый из вас составит списки источников, затем дополните списки друг друга. В ходе обсуждения поставленного задания обратите внимание на иллюстрации данного учебника.)
    6. По ресурсам Интернета подберите различные изобразительные и вещественные источники эпохи Средневековья. Что с их помощью можно узнать о том времени, когда они были созданы?
    7. Что вам известно о мире Средневековья из художественной литературы? экскурсий в музеи? туристических поездок?
  • Что еще почитать