Каким ты представляешь лирического героя. Каким вы представляете лирического героя стихотворения А.С Пушкина(Няне)? Одиночество, возведённое в абсолют

Не для кого ни секрет, что каждый писатель пишет по-своему. Индивидуальный стиль формируется благодаря использованию определённых художественных средств, лексики, самой манеры изложения, и, конечно же, способу создания характеров и персонажей. Говоря о поэтических произведениях, в литературоведении используется термин «лирический герой». Интересно, что лирический герой каждой культурной эпохи является носителем её идеалов. Например, в классицистических произведениях лирический герой, прежде всего, гражданин, ратующий за развитие родного государства, в сентиментализме – тонко чувствующий духовно-нравственный идеал, в романтизме – свободна, неисчерпаемая и бесконечно сложная личность. В русскую литературу романтизм пришёл из западной Европы. Одним из самых известных и значимых европейских поэтов-романтиков считается Джордж Байрон. В русской литературе таковым можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Несмотря на то что этих поэтов часто сравнивают, их творческое наследие очень разнится. Романтизм Байрона – это, скорее, реакция и непринятие новой буржуазной действительности, идеализация тоски и деление мира на внешний – греховный - и внутренний – чистый и естественный. Романтические тенденции в творчестве Михаила Юрьевича отразились несколько иначе. Образ лирического героя Лермонтова изменялся на протяжении всей жизни поэта.

В лирике раннего творчества появляется романтический герой-индивидуалист, характерный для Запада. Лирические герои Лермонтова этого периода решительны и бескомпромиссны. Они не принимают действительность, остро реагируют на несправедливость мира, поднимаясь над бытом и реальностью. Это одинокие, свободолюбивые люди, для которых мир, как и у героев Байрона, понимается как состоящий из двух частей. Но у Лермонтова это не грешный и праведный вариант, а мир реальный, который отрицается, и мир идеальный. Интересно, что на ученическом этапе творчества мир лермонтовских героев все ещё делится на две непримиримые части, границу между которыми невозможно разрушить:

«Он был рождён для счастья, для надежд
И вдохновений мирных!- но безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;
И мир не пощадил - и бог не спас!»
«Он был рождён для счастья, для надежд…», 1832.

В стихотворении «Монолог», которое появилось в 1829 году, эта тема повторяется:

«Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит».
«Монолог», 1829.

Очевидно, что «пустые бури» олицетворяют мелкие страсти, любовные переживания и интриги, а «яд злобы» - отравляющее действие публики и высшего света на чистую душу, которая в итоге пресыщается всем тем, что может предложить общество.

Появляется мотив свободы как одной из главных ценностей и мотив воли как конечной цели, где душа лирического героя, возможно, обретёт покой:

«Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?»
«Желание (зачем я не птица…)», 1831.

«Но мне богом дана
Молодая жена,
Воля-волюшка,
Вольность милая,
Несравненная;
С ней нашлись другие у меня
Мать, отец и семья;
А моя мать – степь широкая,
А мой отец – небо далекое»
«Воля», 1831.

Одиночество, возведённое в абсолют

Лирический герой в стихотворениях Лермонтова резко негативно настроен по отношению к действительности и обществу своего времени. Изначально это проявлялось в непринятии человечества из-за низких моральных качеств и мелочности каждого человека. Эта точка зрения восходит к реализации романтических тенденций Жуковским. Но, в отличие от романтизма Жуковского, в художественной концепции Лермонтова оппозиция возникает не между героем и абстрактным миром, а между героем и живой, очень яркой реальной средой. Конфликт героя и окружения оказывается неразрешимым, герой остаётся непонятым. Отсюда возникает тема одиночества – пожалуй, самая важная для понимания творчества поэта.

«Один среди людского шума,
Возрос под сенью чуждой я».

Лирический герой оказывается полностью опустошённым, разбитым праздной жизнью. К нему не приходило вдохновение, потому что «пылкие друзья», своеобразные змеи-искусители, уже нашлись, а значит и душа лирического героя стала глуха к творчеству:

«Я вспомнил прежние несчастья,
Но не найду в душе моей
Ни честолюбья, ни участья,
Ни слез, ни пламенных страстей».
«Один, среди людского шума», 1830.

В одноимённом стихотворении говорится не только об апатии, но и об упадническом состоянии других людей, которые могут разделить лишь радости жизни, а печали других им не нужны и не интересны:

«Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье – все готовы:
Никто не хочет грусть делить».

Появляется тема смерти, сопряжённая с мотивом одиночества («уединённый гроб»). Умерев, герой возвысится над земными страстями, но всё равно будет несчастен:

«И вижу гроб уединённый,
Он ждёт; что ж медлить над землёй?

Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моём…»
«Одиночество», 1830.

Заключительные строки выводят ощущение тоски от непонимания обществом на новый уровень. Здесь достаточно ярко выражено несоответствие героя толпе, его уникальность, индивидуализм. Отрицание, неверие в возможность воплотить стремления, найти родственную душу – всё это воплощает в себе лирический герой поэзии Лермонтова. Стоит сказать, что одиночество не является идеальным состоянием. Несмотря на эскапизм, герой не обретает покой в одиночестве. Можно сказать, что его не устраивает ни одно из предложенных жизнью состояний, ему не комфортен ни один из вариантов побега от реальности (возвышение над миром, мысли о природе, свободе или сознательное отчуждение), но, как говорят, он выбирает из двух зол меньшее. Одиночество понимается и как награда, и как проклятие. Для лермонтовской лирики характерны максималистские отрицания, абсолютное противопоставление человека и мира, обусловленные романтическим восприятием действительности.

«Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом.

Ходит в тишине ночной
Безответный часовой».
«Узник», 1837.

Постепенно в творчестве Лермонтова лирическое «я» дистанцируется от автора, появляется образ романтика, которому чуждо успокоение, а жизнь в неволе и пассивности невозможна, потому что герой рождён для другого:

«Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворён».

Здесь мотив чуждости звучит несколько иначе: лирический герой оказывается чужим не только реальному, но и ирреальному миру:

«Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой».
«Я не для ангелов и рая…», 1831.

Лермонтову, как писателю эпохи романтизма, присущ мистицизм. С этой точки зрения важным оказывается образ демона. В стихотворении «Мой демон» (1829) автор изображает героя, пресытившегося жизнью, чувствами и переживаниями. Демон равнодушен ко всему, что должно находить отклик в любом другом:

«Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь».

Одиночество демона здесь близится к абсолюту, так как ни в одном из миров он не может найти родственную душу: его сторонятся и люди, и музы. Образ демона появляется и в одноимённой поэме. Здесь лирический герой воплощает в себе концентрированное одиночество и бессмысленность существования; трагизм поисков счастья в земной жизни при стремлении к небу предстаёт трагизмом исканий личности переходной эпохи. Радостное биение жизни в ритме строфе делает равнодушие лирического героя ещё более страшным. Стоит сказать, что демон у Лермонтова не является злым духом, у писателя зло есть несбывшееся добро.

Образ лирического героя Лермонтова и лирическое «я» предстают не только субъектом, но и объектом, т. е. не только действующим лицом, но и теми, на кого направлено действие. Самоанализ приводит к неутешительным выводам: рождаются сомнения в изначальной устремлённости к добру, вера в прекрасное исчезает.

«Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами…
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был – мечта,
И что она – не наша!»
«Чаша жизни», 1831.

С 1830 года в стихотворениях поэта начинает появляться романтическая ирония, направленная на развенчивание романтических клише:

«Не ищи страстей тяжелых;
И покуда бог даёт,
Нектар пей часов весёлых;
А печаль сама придёт.

Сердце глупое творенье,
Но и с сердцем можно жить,
И безумное волненье
Можно также укротить…»
«Совет», 1830.

Примечательно, что совет радоваться жизни противоположен другим лермонтовским строкам – «Я жить хочу! Хочу печали…». Получается, что отказ от переживания отрицательных эмоций по сути является отказом от настоящей жизни, а тот, кто последует совету, обречёт себя на праздное существование. Постоянные развлечения могут привести к потере индивидуальности, глубины внутреннего мира. Такая жизнь с точки зрения поэта представляется куда большим горем, чем отверженность всем и всеми.

«Я для него забыл весь мир,
Для сей минуты незабвенной;
Но я теперь, как нищий, сир,
Брожу один, как отчуждённый!…»

Слово «отчуждённый» в таком значении впервые употребил именно Лермонтов. И, несмотря на то, что это стихотворение относят к любовной лирике, слово выходит за границы любовной темы. Оно ведет к драматическому финалу:

«Так путник в темноте ночной,
Когда узрит огонь блудящий,
Бежит за ним… схватил рукой…
И - пропасть под ногой скользящей!»
«К*** (Не привлекай меня красой!)», 1829.

Каждое четверостишие оканчивается восклицательным предложением, которое не только придаёт особую интонацию тексту, но и организует, сгущает осознание вечной обречённости.

На пути к реализму

В «Думе», как и во всей зрелой лирике Лермонтова, глубокая мысль сливается с её эмоциональной трактовкой. Современное общество предстаёт как духовно опустошённое. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начало:

«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно».

Эпизод военного совета Пугачева в Белогорской крепости играет важную роль и для развития сюжета, и для раскрытия характеров героев. По признанию главного героя повести, Гринева, он не был «совершенно хладнокровен» , когда шел по зову Пугачева в комендантский дом. В той самой комнате, где еще недавно Гринев нежно прощался с Машей, он видит «необыкновенную картину» . За столом, уставленным штофами и стаканами, сидит Пугачев с казацкими старшинами. Гринев обращает внимание на их пестрые наряды, «красные рожи» , «блистающие глаза» . Словом, первое впечатление главного героя резко отрицательное: он видит в мятежниках только разбойников и пьяниц. Новобранных изменников среди пирующих нет. Гринев молча садится за стол и, не касаясь вина, с любопытством разглядывает «сборище» . Несмотря на понятное предубеждение против Пугачева, Гринев вынужден признать, что «черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого» . Разговор мятежников очень прост, никто не оказывает предводителю «никакого особенного предпочтения» . Сам Пугачев тоже не важничает, запросто обращается к своим подчиненным. Мятежники хвастаются, спорят с «государем» , свободно предлагают свои мнения. Они принимают решение двигаться на осаду Оренбурга: «движение дерзкое, и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом!» . Итак, наблюдая «странный военный совет» Гринев отмечает простую и демократичную атмосферу, царящую среди мятежников. Но по-настоящему глубокое впечатление производит на главного героя конец военного совета, когда восставшие хором распевают «заунывную бурлацкую песню» . В ней говорится о добром молодце, смело отвечающем на допросе царю о своих «товарищах»: темной ночи, булатном ноже, добром коне и тугом луке. За честный ответ царь награждает молодца «хоромами высокими, что двумя ли столбами с перекладиной» . Гринева поражает «эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице» . Теперь уже не компанию пьяниц с «красными рожами» видит перед собой Гринев, а людей с «грозными лицами» , «стройными голосами» , «унылым выражением» . Главный герой испытывает «пиитический ужас» , Пушкин намеренно употребляет архаическое выражение, чтобы подчеркнуть необычность и глубину переживания героя. В переводе на современный язык, Гринев испытал «поэтический восторг» . Он почувствовал глубокий трагизм положения этих людей, борющихся с угнетателями и знающих, что победы им не одержать. После совета между Гриневым и Пугачевым происходит отдельный разговор. Гринев держится мужественно и честно: отказывается служить Пугачеву, заявляет, что он не может изменить присяге и дворянской чести. Пушкин показывает, что Пугачев - человек широкой души, рядом с жестокостью в нем уживаются уважение к чужой искренности, благодарность за добро. «Казнить так казнить, миловать так миловать, » - заявляет Пугачев и отпускает Гринева на свободу...>>>

Некрасов Николай Алексеевич - Контрольные вопросы к лирике Н. А. Некрасова

Контрольные вопросы с выборочными ответами к лирике Н. А. Некрасова


kontrolnye-voprosy-k-lirike-n.-a.-nekrasovaконтрольные вопросы с выборочными ответами к лирике н. а. некрасова
Каковы основные темы лирических произведений Н. А. Некрасова?

Каким вы представляете себе лирического героя Некрасова?

Это образованный, эмоциональный человек, тонко чувствующий, ранимый, демократ по убеждениям, искренне сочувствующий народу, мечтающий об изменении его судьбы. «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг», — вот мысль, не дающая ему покоя, о чем бы он ни писал.

В чем видел Некрасов роль поэта и назначение поэзии?

Некрасов видел в поэзии средство борьбы за освобождение народа, считал гражданственность главным достоинством поэтов («Поэт и Гражданин»). Его «муза мести и печали» звала не к радостям, не к удовольствиям, а к борьбе.

Чем интересны стихотворения Некрасова, посвященные соратникам, единомышленникам, друзьям, народным заступникам?

Поэт восхищается этими людьми, их непреклонностью, бескорыстием, верностью своим идеалам, которые он полностью разделял. Отсюда особенный, задушевный тон, торжественность, выразительные оценочные эпитеты, метафоры, «высокий стиль» таких шедевров, как «Пророк», «Памяти Добролюбова», «Не рыдай так безумно над ним», «Белинский». В них Некрасов создает нерукотворный памятник лучшим людям России.

Каким показан образ матери в лирике Некрасова? Почему тема святой материнской любви так важна для поэта?

Как отразилась в лирике Некрасова тема народа и его судьбы?

Как вы думаете, почему молодые современники Некрасова ставили его выше Пушкина и Лермонтова? Согласны ли вы с ними?

Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова

Лермонтов начинал как романтик, подражал в стихах Пушкину и Байрону. Он позаимствовал многие пушкинские образы, но развил их совершенно особенным образом, отличным от манеры Пушкина.

Каков лирический герой Лермонтова? Как и для всех поэтов в целом, это поэтический образ, в котором можно увидеть три начала: тот, кто чаще всего называет себя в стихотворениях (лирическое «я»); образ, проходящий через всю лирику поэта; отражение личности самого поэта (но вовсе не тождественно равное самому поэту). Между лирическим героем и личностью самого поэта нужно искать не биографическое сходство, а глубокое внутреннее родство, ведь иногда эти личности могут очень сильно расходиться. Например, если сопоставить факты реальной и художественной (те сведения, которые можно найти в художественных произведениях) биографий поэта, то разительный контраст будет виден сразу же.

В стихотворении «Узник» (1837) лирический герой выступает в роли узника, мечтающего о свободе:

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня <…>.

Герой поэзии Лермонтова смел и вольнолюбив, он жаждет нового, он романтик. Но увлечение романтизмом - отражение не жизненного, а духовного опыта поэта. Лирический герой предстает как герой своего времени, он выражает в себе самые важные черты целого поколения, он - образ поколения, он узнаваем и нужен современникам. В лирическом герое всегда есть черты, свойственные многим людям, в какое бы время они ни жили. А лермонтовский герой становится нужен не только современникам, но и последующим поколениям.

Лирический герой Лермонтова уникален. Он удивительно цельный, это единая личность, проходящая через всю лирику поэта. Не каждый поэт может похвастаться этим, даже у Пушкина лирический герой меняется на протяжении творческого пути.

Мир лирического героя Лермонтова составляет постоянная и напряженная борьба полярно противоположных начал:

  • он мечтает о свободе, но в тоже время говорит о ее отсутствии;
  • он хотел бы любить, но любовь трагична;
  • хотел бы почувствовать единство с миром, а вместо этого бросает вызов обществу;
  • хотел бы почувствовать себя частью жизни, но ощущает глубочайшее одиночество;
  • хотел бы ощутить единство с миром природы, но понимает, что человеку нет места в ее гармонии;
  • постоянно чувствует стремление к вере и обращается к поиску Бога, но и здесь его ждет разочарование.

Мотив одиночества очень силен в творчестве Лермонтова. Лирический герой обречен быть одиноким в любви, ведь он в ней разочарован:

Любить… но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

(«И скучно, и грустно», 1840)

Помимо любовной лирики, очень ярко тема одиночества проявляется в стихотворениях «Узник», «Листок», «Выхожу один я на дорогу» и многих других.

В стихотворении «Утес» (1841) Лермонтов сравнивает себя с одинокой скалой, выражая весь масштаб своего одиночества:

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

Также в лирике Лермонтова часто встречается тема одиночества личности внутри целого поколения. В стихотворении «Дума» автор говорит о безыдейности, пассивности и вялости своего поколения:

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Это основные черты, характерные для лирического героя Лермонтова, который бросает вызов всему миру, находя себя лишь в борьбе и в отрицании. Мотив борьбы очень ярко проявился в стихотворении 1836 года «Парус». Парус - это символ мятущейся души лирического героя. Он сначала борется со стихией, а когда она умолкает, будто бы просит ее вернуться, как будто в борьбе с ней и заключается весь смысл его существования:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой: -

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Сказочник. Творческая биография. Много путешествовал по Северу. Как поп работницу нанимал. Преподавал рисование. Лицо густо заросло бородой. Как купчиха постничала. Выспался я во всю силу. Дома за мужа взялась. Викторина. Первая сказка. Общая характеристика сказок. Перепелиха. Сеня Малина. Морожены волки. О чём же повествует Малина. Писахов послал сказки в Москву. Северно сияние. Архангелогородцы.

«Сказки Ш.Перро» - Советские художники. Сказки моей матушки Гусыни. Осмысление фольклора. Сказки Шарля Перро. Музыкальные произведения. Спор древних и новых. Шарль Перро. Спящая красавица. Родился в 1628 году в образованной буржуазной семье. Один из самых популярных и любимых писателей-сказочников.

«Шарль Перро» - Чем уколола руку спящая красавица. Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь. Границы трагического им четко обозначены. Загадки. Литературные игры. Автор прибегнул к мистификации. Биография Шарля Перро для детей. Шарль Перро. Кроссворд. Основная цель. Перро подарил нам подлинные сказочные трагедии.

«Красная шапочка» - Конец. Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Кто там? - спрашивает бабушка. Жила-была маленькая девочка. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке. Красная Шапочка дёрнула за верёвочку - дверь и открылась. Бабушка, почему у вас такие большие глаза. Бросился Волк на бабушку и разом проглотил её. Красная шапочка. Проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах.

«Софья Леонидовна Прокофьева» - Повелитель волшебных ключей. Мир сказок. Облако. Софья Леонидовна. Неизвестный с хвостом. Сказка. Счастье. Софья Леонидовна Прокофьева. Ученик волшебника. Девочка. Прекрасная и нежная Белоснежка. Облако сидело на подоконнике. Астрель и хранитель леса. Особенность сказки. Красивая девушка. Биография. Король. Повесть Софьи Прокофьевой.

«Полонский «Посмотри - какая мгла»» - Лунная ночь на Днепре. Ночной пейзаж. Способ рифмовки. Олицетворения. Что такое аллитерация. Цветовая картина стихотворения. Что мы чувствуем, читая строки стихотворения. Яков Петрович Полонский. Стихотворный размер. Каким вы представляете себе лирического героя. Посмотри – какая мгла. Основная мысль стихотворения. Композиция, строфика стихотворения. Какую роль играют эпитеты. Синквейн. Композиция стихотворения.

Что еще почитать