Какой асфальт применить? Виды асфальта.

В качестве одного из самых часто используемых дорожно-строительных материалов сегодня используется асфальт, ГОСТ которого предполагает необходимость соблюдения плотности и состава. На сегодняшний день известно несколько марок, разновидностей и типов данного материала. Основанием для классификации служат не только исходные компоненты, но и соотношение в составе их массовых долей. Подразделяется асфальт по категориям еще и по той причине, что составляющие могут иметь разную фракцию, что касается щебня и песка, а также степень очистки минерального порошка.

Состав

Состав асфальта предполагает наличие:

  • гравия;
  • щебня;
  • песка;
  • битума;
  • минерального порошка.

Что касается щебня, то некоторые разновидности данного покрытия не предусматривают его использования. Однако щебень или гравий необходимы, если осуществляется асфальтирование территории с учетом сильных кратковременных нагрузок и высокого трафика на покрытие. Упомянутые материалы при этом выступают в роли каркасообразующего защитного элемента.

В качестве обязательного исходного сырья используется он содержится в составе любых разновидностей и марок асфальта. Массовая доля этого порошка определяется с учетом требований и задач к вязкости. Если использовать минеральный порошок в большом объеме, то материал получит способность гасить колебания мостовых конструкций, не покрываясь трещинами.

Как было упомянуто выше, песок используется в большинстве марок и типов асфальта. Его качество определяется степенью очистки и способом получения. Материал может быть добыт открытым способом, в этом случае он предусматривает необходимость тщательной очистки. Краеугольным камнем индустрии является продукт переработки нефти.

Массовая доля битума в большинстве сортов асфальта не превышает 5%. Однако при необходимости асфальтирование территорий, которые имеют сложный рельеф, битум может применяться в объеме до 10% и больше. Это сырье придает плотность и упругость смеси после затвердевания. Готовый состав легко распределяется по площадке, ведь он обладает текучестью.

Плотность и основные характеристики природного асфальта

Плотность асфальта - это одна из первых характеристик, которая интересует профессионалов и частных застройщиков. Природная его разновидность представляет собой легкоплавкую твердую массу чёрного цвета. На изломе материал может иметь тусклый или блестящий цвет.

Составляет 1,1 г/см³. Температура плавления может изменяться в пределах от 20 до 100 °С. В составе содержится масло в объеме от 25 до 40%, а также смолисто-асфальтеновое вещество, которое может содержаться в объеме от 60 до 75%. Что касается элементного состава в процентах то он выглядит следующим образом:

  • C - 80—85.
  • Н - 10—12.
  • S - 0,1—10.
  • О - 2—3.

Плотность асфальта вам уже известна, однако эта характеристика не является единственной, которая интересует потребителей. Среди прочих особенностей следует выделить способ образования из остатков или фракций нефти в результате испарения лёгких составляющих и окисления под влиянием гипергенеза.

Характеристики искусственного асфальта

Искусственный асфальт еще называется Он представляет собой уплотненный состав из минерального порошка, щебня, битума и песка. Встречается горячий асфальт, который укладывается методом уплотнения при воздействии температуры в 180 °С и больше. Если в процессе производства используется маловязкий битум, то укладка ведется при температуре в пределах от 40 до 80 °С. Если используется жидкий битум, то асфальт является холодным и уплотняется при температуре до -30 °С.

Основные марки асфальта и ГОСТ

Плотность асфальта крупнозернистого была упомянута выше, однако следует знать еще и о том, что процентное содержание ингредиентов в составе влияет на марки и типы асфальта. Сегодня общеприняты три разновидности, которые изготавливаются по ГОСТ 9128-2009. В этих стандартах можно узнать о возможности добавления присадок, которые повышают гидрофобность, морозостойкость, износоустойчивость и гибкость покрытия.

В составе асфальта марки 1 содержатся:

  • отсев;
  • песок;
  • щебень;
  • бетон;
  • минеральный порошок.

К этому покрытию относятся плотные материалы, в которых содержание щебня может изменяться в пределах от 30 до 60%. Сюда следует отнести высокоплотные, щебеночные высокопористые и пористые асфальты. Асфальт, ГОСТ которого должен быть учтен при производстве, может изготавливаться под маркой 2. В составе данного материала содержатся:

  • щебень;
  • бетон;
  • отсев дробления;
  • песок;
  • минеральный порошок.

К этой категории следует отнести высокопористые песчаные, пористые, а также плотные асфальты, в которых содержание щебня может изменяться от 30 до 50%, тогда как смесь из отсева дробления и песок может составить объем до 70%.

Плотность асфальта вам уже известна, однако необходимо знать ещё и о том, что существует марка асфальта 3, в ней содержатся:

  • отсев дробления;
  • песок минеральный;
  • порошок битума.

В этом случае речь идет о смесях, щебня и гравия в которых может содержаться в пределах от 30 до 50%. Отсев дробления и песок содержатся в объеме от 30 до 70%.

Описание марок

Плотность асфальта (т/м3) составляет 1,1. Однако это не всё, что следует знать о свойствах. Например, асфальт марки 1 может быть высокопористым или плотным с высоким содержанием щебня. Областью использования данного покрытия выступает дорожное благоустройство и строительство. Что касается асфальта марки 2, то диапазон его плотности остается примерно таким же, но процентное содержание гравия и песка варьируется в широких пределах. Этот асфальт считается самым среднестатистическим. Применяется смесь для возведения обустройства территорий, ремонта покрытий, а также формирования площадок и паркингов.

Заключение

Плотность асфальта (т/м3) составляет 1,1. Но этот параметр не является единственным, который следует знать. Например, стоит упомянуть еще и о месторождении асфальта, которое распространяется на территории бывшего СССР, острове Тринидад, Венесуэлы, Франции и Канады. Смешиваясь с минеральными составляющими, среди которых гравий и песок, материал превращается в мощную кору на поверхности нефтяных озёр. Такое покрытие распространено в районах выхода и неглубокого залегания к поверхности земли нефтеносных пород.

Место применения
Используется для устройства верхних слоев дорожных покрытий магистральных улиц, развязок, мостов, спусков эстакад общегородского и федерального назначения.

Состав
Песок, щебень 5-20, минеральный порошок, битум

Мелькозернистая тип В-2

Место применения
Используется для устройства верхних слоев дорожных покрытий магистральных улиц, развязок, мостов, спусков эстакад общегородского и федерального назначения, ямочного ремонта.

Состав
Песок, щебень гранитный фр. 5-20, минеральный порошок, битум.

Крупнозернистая тип Б-1

Место применения
Используется для устройства нижних слоев дорожной одежды автомобильных дорог, городских улиц эстакад общегородского и федерального назначения, ямочного ремонта (как нижний слой при больших толщинах).

Состав
Песок, щебень 5-20, минеральный порошок, битум.

Песчаная плотная тип Д-2

Место применения

Используется для устройства площадок под стоянку легковых автомобилей, заездов с внутренних дорог к гаражам, для устройства тротуаров и дорожек, устройства пола в боксах и гаражах, перронов, внутри дворовых площадок.

Состав
Песок, щебень 5-20, минеральный порошок, битум.

ЩМА

Место применения
Состав щебеночно-мастичной смеси в основном состоит из щебня кубовидной формы, дробленного песка, минерального порошка, битума. Для предотвращения стекания вяжущего в процессе приготовления, транспортировки и укладки смеси используется целлюлозное волокно в виде гранул, поставляемое из Германии или отечественного производства. Наличие большого количества дробленых частиц в смеси, а также большего, по сравнению с обычной асфальтобетонной смесью, количества битума, способствует увеличению сдвигоустойчивости и трещиноустойчивости покрытий. На покрытиях из ЩМА значительно меньше деформаций в виде колей, воин, наплывов. Они более бесшумны и обладают лучшим сцеплением с колесом автомобиля. Используется для устройства верхних слоев дорожных покрытий аэродромов, магистральных улиц, развязок,мостов, эстакад общегородского и федерального назначения.

Состав
Песок из отсевов дробления горных пород, щебень 5-15, 5-20, минеральный порошок, стабилизирующая добавка, битум.

Асфальт

Асфальт - природное или искусственное вязкое/твердое вещество используемое в качестве строительного материала. Асфальт представляет собой смесь битумов (60–75 % в природном и 13–60 % в искусственном) и минеральных материалов (щебень, гравий, песок, минеральный порошок). Основное применение асфальт нашел в дорожном строительстве при асфальтировании , ремонте и строительстве дорог. Также используется для приготовления различных замазок, клеев, лаков, кровельных материалов и в качестве гидро- и электроизоляционного материала.

Виды асфальта

Природный асфальт - группа вязких и твердых битумов, черного или темно-бурого цвета, образованных в результате физико-химических процессов. Продукт природного окисления (выветривания легких фракций) нефти состоящий из углерода (80 %), водорода (10 %) и кислорода (10 %). Промежуточным веществом на этапе преобразования нефти в асфальт является мальта. Природный асфальт встречается в районах нефтяных бассейнов в местах неглубокого залегания нефти и ее естественного выхода на поверхность земли.

Искусственный асфальт - строительный материал получаемый в результате смешения битума и минеральных материалов (щебень, песок, минеральный порошок). Битум и минеральный наполнитель являются основными материалами необходимыми для создания искусственного асфальта, но в современных асфальтных смесях зачастую присутствуют различные модифицирующие добавки, повышающие качество асфальта и придающие ему новые свойства. Различают горячий асфальт, содержащий вязкий битум, укладываемый и уплотняемый при температуре не ниже 120 °C; тёплый - с маловязким битумом и температурой уплотнения 40–80 °C; холодный - с жидким битумом, уплотняемый при температуре окружающего воздуха, но не ниже 10 °C. Искусственный асфальт может применяться в виде дорожной асфальтовой мастики (13–60 % битума) или асфальтовяжущего вещества (асфальтовая эмульсия). Основной областью применения искусственого асфальта стало строительство дорог, аэродромов, промышленных площадок и прочих открытых территорий , где существует необходимость создания твердого и ровного основания.

Асфальтобетон

А
сфальтобетон
(асфальтобетонная смесь) - искусственный строительный материал, одна из разновидностей дорожного бетона . Представляет собой вязкое/твёрдое вещество, получаемое в результате смешения в нагретом состоянии следующих компонентов:

  • заполнитель: щебень, песок, минеральный порошок;

  • вяжущий материал: битум.
Асфальтобетон различных типов применяется в виде горячих и холодных смесей преимущественно в дорожном строительстве при: асфальтировании дорог и небольших участков, дорожно-ремонтных работах, строительстве аэродромов, мостов, городских улиц, площадей и проездов, создании жёсткого покрытия на промышленных и сельскохозяйственных площадках.

Производство асфальтобетонных смесей осуществляется на стационарных асфальтобетонных заводах, либо в небольших объёмах на передвижных мини заводах.

Классификация асфальтобетона

В зависимости от размера фракции минерального заполнителя:

  • крупнозернистый (фракция до 40 мм);

  • мелкозернистый (фракция до 20 мм);

  • песчаный (фракция до 5 мм).
В соответствии с ДСТУ Б В.2.7-119-2003 холодные асфальтобетонные смеси могут быть только мелкозернистыми или песчаными.

В зависимости от процентного содержания минерального заполнителя:


  • высокоплотные (более 60 %);

  • категория А (50–60 %);

  • категория Б (40–50 %);

  • категория В (30–40 %).
В зависимости от температуры готовой смеси и типа вяжущего компонента:

  • горячий асфальтобетон (в том числе и литая асфальтобетонная смесь);

  • холодный асфальтобетон.

Характеристики

Асфальтобетон имеет различные характеристики с точки зрения прочности поверхности, степени износа автомобильных шин , тормозной эффективности и шума. В развитых странах, в зависимости от значений данных показателей асфальтобетон получает соответствующую категорию A, B, C, D, E.

Область применения асфальтобетонных смесей

Асфальтобетон различных типов применяется в виде горячих и холодных смесей преимущественно в дорожном строительстве при: асфальтировании дорог и небольших участков, дорожно-ремонтных работах, строительстве аэродромов, мостов, городских улиц, площадей и проездов, создании жесткого покрытия на промышленных и сельскохозяйственных площадках.

Уплотнение асфальтобетона

В зависимости от толщины слоя и типа подстилающего основания, различные виды асфальтобетона требуют различной степени уплотнения после укладки. Существующие строительные нормы и правила определяют минимально допустимую степень уплотнения асфальтобетонных смесей различных категорий, однако данные нормы зачастую не в силах учесть стремительного развития новых технологий и появления новых материалов. Таким образом, для получения качественного и долговечного дорожного покрытия , при использовании новых типов асфальтобетонных смесей (литая, холодная, модифицированная химическими наполнителями) следует в первую очередь ориентироваться на рекомендации производителя относительно способа укладки и уплотнения данного материала, но конечно же, с оглядкой на стандарты и строительные нормы.

Асфальтная крошка


А
сфальтовая крошка
(асфальтобетонная крошка) - вторичное строительное сырьё, образуемое в процессе фрезерования (разработки) устаревшего асфальтобетонного покрытия, а также получаемое путём дробления асфальтового скола (крупных фрагментов демонтированного дорожного покрытия).

Технологическая ценность асфальтовой крошки как дорожно-строительного материала, обусловлена присутствием в её составе остаточной доли битумного вяжущего, способствующего усилению связей между отдельными компонентами смеси и повышающего конечную прочность готовой дорожной конструкции.

При использовании отходов дорожного строительства (возникающих в процессе асфальтирования, ремонта и строительства дорог) для получения асфальтовой крошки, допускается попадание в её состав незначительного количества сторонних включений (бетонная крошка, резиновая крошка и др.).



Способы получения асфальтовой крошки

Ф
резерование асфальтобетонного покрытия
- процесс послойной разработки (срезания) верхних слоев дорожной конструкции путём механического воздействия на поверхность. Выполняется специальной дорожно-строительной техникой - планировщиком холодного типа (дорожной фрезой), с целью ремонта и последующего асфальтирования дефектного участка дороги.

Образование асфальтовой крошки происходит в результате вращения фрезерного барабана (рабочий орган планировщика) разрушающего монолитную структуру дорожного покрытия. Размер фракции полученного материала зависит от типа исходной асфальтобетонной смеси используемой при асфальтировании: крупнозернистой, мелкозернистой или песчаной.

Коэффициент морозостойкости. Обозначается буквой F с числом от 25 до 1000. Данный показатель определяет максимальное количество циклов замерзания-размораживания, при котором бетон сохраняет свои характеристики на допустимом уровне.

Относительно использования бетона в дорожном строительстве, следует сказать, что он должен обладать высоким коэффициентом морозостойкости. Проникновение дождевой воды или воды образуемой при таянии снега в самые мелкие поры бетона и дальнейшее ее расширение при замерзании, неминуемо приводит к разрушению материала. Следующий цикл замерзания приводит к еще более значительным повреждениям дорожной поверхности. Таким образом, коэффициент морозостойкости определяет долговечность бетонного покрытия.

Коэффициент водонепроницаемости. Обозначается буквой W с числом от 2 до 20. Водонепроницаемость определяет степень сопротивления бетона проникновению воды. Высокий показатель водонепроницаемости практически снимает ограничения на количество циклов замерзания-размораживания.

Подвижность бетона. Обозначается буквой П с числом от 1 до 5. Подвижность бетона определяет его текучесть (вязкость). Бетон с высоким коэффициентом подвижности применяется для заливки труднодоступных мест.

К
лассификация бетона

По типу вяжущего компонента:


  • цементные;

  • силикатные;

  • гипсовые;

  • шлакощелочные;

  • асфальтобетон;

  • полимерные.
По назначению:

  • обычные (для промышленных и гражданских зданий);

  • специальные - гидротехнические, дорожные, теплоизоляционные, декоративные, химически стойкие, жаростойкие, звукопоглощающие, для защиты от ядерных излучений и др.
По объемной массе:

  • особо тяжелый (объемная масса свыше 2500 кг/м 3) - баритовый, магнетитовый, лимонитовый;

  • тяжелый (объемная масса от 1800 до 2500 кг/м 3) - гравийный , щебёночный;

  • легкий (объемная масса от 500 до 1800 кг/м 3) - шлакобетон, пемзобетон, керамзитобетон, арболит, вермикулитовый, перлитовый;

  • особо легкий (объемная масса менее 500 кг/м 3) - пенобетон, газобетон.
По содержанию вяжущего вещества и заполнителей:

  • тощие (пониженное содержание вяжущего вещества и повышенное содержание крупного заполнителя);

  • жирные (повышенное содержание вяжущего вещества и пониженное содержание крупного заполнителя);

  • товарные (cтандартное соотношение заполнителей и вяжущего вещества).
По степени готовности: бетонные смеси готовые к использованию и сухие бетонные смеси.

Дорожный бетон

Дорожный бетон является искусственным многокомпонентным материалом, который представляет собой смесь вяжущего (цемента), наполнителя, воды и различных добавок. В качестве наполнителя используется в основном гранитный щебень, как один из наиболее прочных, а также имеющих низкое водопоглащение и высокую морозостойкость материалов. Под дорожным бетоном, как правило понимается бетон с пониженным содержанием вяжущего вещества (воды и цемента) - «тощий бетон». Используемый этот тип бетона в основном при создании верхнего слоя дорожного покрытия. Укладка дорожного бетона, также как и асфальтирование может производится вручную , либо с использованием дорожно-строительной техники.

Гарцовка

Гарцовка - сыпучий строительный материал относящийся к классу сухих известково- или цементно-песчаных смесей. Представляет собой светло-серый порошок на основе вяжущего ингредиента (известь, гипс, цемент) и минерального наполнителя (кварцевый песок, доломит, мраморная мука, керамзит, кальцит).

Применяется для выполнения внутренних и наружных строительных работ (кладка стройматериалов, оштукатуривание различных поверхностей, заливка полов, выравнивание стен и потолков). Гарцовка на основе цемента используется в дорожно-строительной отрасли для устройства оснований под последующее асфальтирование.

Товарные характеристики гарцовки:


  • Влажность смеси (%)

  • Объёмная масса (кг/м3)

  • Расход воды (л/кг)

  • Расход смеси (кг/м2)

  • Активные CaO и MgO (%)

  • Марка цемента

  • Тип заполнителя

  • Фракция заполнителя (мм)

  • Время высыхания (ч)

  • Водопоглощение (%)

  • Морозостойкость (кол-во циклов)
Основные марки гарцовки

Марка гарцовки рассчитывается исходя из показателя прочности готовой смеси. Прочность в свою очередь зависит от марки вяжущего компонента и его соотношения с минеральным заполнителем, избыток которого снижает прочность, а недостаток приводит к растрескиванию.


  • РГЦ М 50 Ж-1

  • РГЦ М 75 Ж-1

  • РГЦ М 100 Ж-1

  • РГЦ М 150 Ж-1

  • РГЦ М 200 Ж-1

  • РГЦ М 250 Ж-1

  • РГЦ М 300 Ж-1 (пескобетон)
Применение гарцовки в дорожном строительстве

В дорожно-строительной отрасли, различные марки гарцовки применяются для устройства оснований из тощего бетона. Данный тип оснований предназначен для строительства и реконструкции дорог I–IV категории с высокой нагрузкой на поверхность и интенсивным движением. Основание из тощего бетона служит подстилающим слоем для последующего асфальтирования (укладки асфальтобетонной смеси) и создаётся с целью повышения прочности дорожной конструкции.

Кроме этого, гарцовка может применяться для создания оснований под укладку бортового камня , поребрика и тротуарной плитки, а также выполнения других работ связанных с благоустройством придорожной территории.

Щебень

Щ
ебень
- неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью свыше 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления.

Основные характеристики: фракционность, лещадность, морозостойкость, прочность, радиоактивность. В зависимости от этих характеристик, определяется допустимость использования той или иной разновидности щебня в определенных сферах строительства.

Разновидности щебня


  • Гранитный щебень - щебень из твердой горной породы зернистого строения. Глыбы обычно получают путем взрыва монолитной скалы, затем они дробятся в машине, а полученный щебень просеивается по фракциям.

  • Гравийный щебень - щебень, получаемый путем просеивания карьерной породы, а также путем дробления природной каменной скалы. По прочности гравийный щебень уступает гранитному щебню, но есть и преимущества - радиоактивный фон его обычно очень низкий и цена ниже , чем на гранитный. Гравийный щебень применяют для фундаментных работ, для бетонов, в производстве ЖБИ, при строительстве дорог.

  • Известняковый щебень - продукт дробления осадочной горной породы. Известняковый щебень один из основных видов щебня, который помимо гравийного и гранитного щебня применяется в дорожном строительстве, а также при изготовлении железобетонных изделий.

  • Вторичный щебень - получают при дроблении строительного мусора (бетона, кирпича, асфальта). Главное достоинство вторичного щебня - дешевизна, в среднем он в два раза дешевле гранитного. Себестоимость бетона с использованием вторичного щебня в качестве крупного заполнителя сокращается на четверть. По прочности, морозостойкости и некоторым другим характеристикам вторичный щебень уступает щебню из натуральных материалов, однако имеет широкое применение: в качестве крупного заполнителя для бетона прочностью 5–20 МПа; в дорожном хозяйстве (отсыпка дорог, съездов и т.д.); в работах по благоустройству (посыпка под асфальтированные площадки, тротуары); для укрепления слабых грунтов.

  • Шлаковый щебень - получают дроблением отвальных металлургических шлаков или специальной обработкой огненно-жидких шлаковых расплавов (литой шлаковый щебень). Стоимость изделий из шлаковых бетонов на 20–30 % меньше, чем традиционных.
Применение: щебень фракции 3–8 и 5–20 используется для производства бетона и изделий из него; фракцию 20–40 чаще всего применяют во время закладки фундаментов зданий, фракции 25–60 и 40–70 часто используются в дорожном строительстве.

Песок

П
есок
- осадочная горная порода, состоящий из зёрен горных пород. Состав песка сильно варьируется, но чаще всего он состоит из практически чистого минерала кварца. Белый песок распространен в тропических и субтропических прибрежных районах и может содержать фрагменты коралловых оболочек. Некоторые пески содержат магнетит, хлорит, глауконит или гипс. Пески богатые магнетитом имеют темный оттенок, как и пески, полученные из вулканических базальтов и обсидиана. Хлорит-глауконитовые пески, как правило, зеленоватого цвета, как и пески, полученные из базальта. Многие пески, имеют примеси железа, давая темно-желтый цвет.

Природный песок - рыхлая смесь зёрен крупностью 0,10–5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород.

Тяжёлый искусственный песок - рыхлая смесь зёрен, получаемая дроблением твёрдых и плотных горных пород.

Типы песка


  • Речной песок - это строительный песок, добытый из русла рек , отличающийся высокой степенью очистки и отсутствием посторонних включений, глинистых примесей и т.д.

  • Карьерный мытый песок - это песок, добытый в карьере путём промывки большим количеством воды, в результате чего из него вымывается глина и пылевидные частицы.

  • Карьерный горный песок - это природный материал, добываемый открытым способом в карьерах. Данный песок имеет достаточно высокое содержание глины, пыли и прочих примесей. Иногда карьерный горный песок, добываемый на некоторых месторождениях, отличается высокими техническими характеристиками, что приближает его по потребительским свойствам к такому виду как карьерный мытый строительный песок.

  • Карьерный сеяный песок - это добытый в карьере просеянный песок, очищенный от камней и больших фракций. Карьерный сеяный песок широко применяется при производстве раствора для кладки , штукатурных и фундаментных работ.
Применение


Статья редактировалась 06.05.2012г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ

ДОРОЖНЫЕ, АЭРОДРОМНЫЕ

И АСФАЛЬТОБЕТОН

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ГОСТ 9128 ¾ 84

Издание официальное

ГОСУДАРСТ ВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДА РТ СОЮЗА ССР

___________________________________________________________ СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ, АЭРОДРОМНЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ГОСТ Технические условия 9128 ¾ 84 Asphaltic concrete mixtures for roads and aerodromes Взамен and asphaltic concrete. Specifications ГОСТ 9128 ¾ 76 ОКП 57 1840, 57 1850 ___________________________________________________________ П остановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 13 февра ля 1984 г. № 15 срок введения установлен

с 01.01.85

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на асфальтобетонные смеси, применяемые для устройства покрытий и оснований авто­мобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий, а также на асфальтобетон (уплот­ненную асфальтобетонную смесь). Асфальтобетонную смесь приготовляют смешением в смеси­тельных установках в нагретом состоянии щебня (гравия), при­родного или дробленого песка, минерального порошка и нефтя­ного дорожного битума, взятых в соотношениях, определяемых требованиям и настоящего стандарта. Область прим енения асфальтобетонных смесей приведена в р еком ен дуемых пр иложен иях 2-4.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Асфальтобетонны е смеси (далее - смеси) подразделяют на щебеночные, гравийные и песчаные. 1.2. Смеси в завис имост и от вязкости битума и условий при­менен ия подразделяют на виды: горячие - приготовляемые с использованием вязких битумов и применяемые непосредственно после приготовления с темпера­турой не ниже 120 ° С; теплые - приготовляемы е с использованием как вязких, так и жидк их битумов и применяемые непосредственно после приго­товл ен ия с т емп ературо й не ниже 70 ° С; холодные - приготовляемые с использованием жидких биту­мов, допуска емые к длительному хранению и применяем ые с температурой не ниж е 5 ° С. 1.3. Горячи е и теплые смеси в зависимости от наибольшего размера зер ен минераль ных материалов подразделяют на: крупнозернисты е - с зер нами размером до 40 мм; мелкозернистые » » » » 20 мм; песчаные » » » » 5 мм. Холодные смеси подраздел яют на мелкозернистые и песчаные. 1.4. Асфальтобетоны из горяч их и теплых смесей в зав исимо­сти от значения остаточ ной пор истости подразделяют на: плотные с остаточной пористостью от 2 до 7% включ.; пористы е с остаточ ной пористостью с в. 7 до 12% включ.: высокопористые с остаточной пористостью св. 12 до 18% включ. 1.5. Щебеночные и гравийные смеси в зависимости от содер­жания в них щебня или гравия, и песчаные смеси, в зав ис имости от вида песка подразделяют на типы, указанные в табл. 1.

Табл ица 1

1.6. Горяч ие и теплые смеси типа А в зависимости от качест­венных показат ел ей подразделяют на две марки: I и II, типов Б, В и Г - на тр и марк и: I, II и III, типа Д - на две марки: II и III. Х оло дные смес и т ипов Б х и В х подразделяют на две марк и: I II, типа Г х могут быть только I марки, типа Д х - только II марк и. Горяч ие и теплы е смес и для пор истых и высокопористых асфальтобетонов подразделяют на две марки: I и II.

Таблица 2

Нормы для асфальтобетонов из смесей марок

Наименование показателя

для дорожно-климатических зон

1. Предел прочности при сжатии, Мпа (кгс/см 2), при температурах: а) 20 ° С, не менее, для асфальтобетонов всех типов

2,5 (25)_

2,2 (22)

2,5 (25)_

2,5 (25)_

2,2 (22)_

2,2 (22)_

2,2 (22)_

2,0 (20)_

2,0 (20)_

2,0 (20)_

б) 50 ° С, не менее, для асфальтобетонов типов:

0,9 (9)_

0,9 (9)_

0,9 (9)_

0,8 (8)_

0,8 (8)_

0,8 (8)_

0,9 (9)_

1,1 (11)_

1,3 (13)_

1,0 (10)

0,8 (8)_

1,0 (10)_

1,2 (12)_

0,8 (8)_

0,9 (9)_

1,1 (11)_

1,0 (10)_

1,3 (13)_

1,6 (16)_

0,9 (9)_

1,2 (12)_

1,4 (14)_

0,8 (8)_

1,1 (11)_

1,3 (13)_

1,0 (10)_

1,2 (12)_

1,2 (12)_

0,8 (8)_

0,9 (9)_

1,0 (10)_

в) 0 ° С, не более, для асфальтобетонов всех типов

9 (90)_

11 (110)_
7 (70)

13 (130)_

10 (100)_

12 (120)_

13 (130)_

10 (100)_

12 (120)_

13 (130)_

Примечание. В числителе даны требования к асфальтобетону из горячих смесей, в знаменателе ¾ из теплых смесей.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Смеси должны изготовлять в соответствии с требования­ми настоящего стандарта по т ехнолог ическому регламенту, ут­вержденному в установленном порядке. 2.2. Показател и физико-механических свойств плотных асфальтобетонов из горячих и теплых смесей, в зависимост и от ма­рок смесей и дорожно-климатической зоны, должны соответст­вовать указанным в табл. 2. 2.3. Пористость минерального остова плотных асфальтобето­нов из смесей типов А и Б должна быть 15-19% по объему, ти­пов В, Г и Д - 18-22% по объему. 2.4. Остаточная пористость и водонасыщение плотных асфальтобетонов, в зависимости от дорожно-климатической зоны, должны соответствовать указанным в табл. 3.

Таблица 3

2.5. Показатели физико-механических свойств пористых и высокопористых асфальтобетонов из мелкозернистых и песчаных теплых и горячих смесей в зависимости от марок смесей должны соответствовать указанным в табл. 4.

Таблица 4

Наименование показателя

Нормы для асфальтобетонов

из смесей марок

1. Предел прочности при сжатии, не менее, Мпа (кгс/см 2), при температурах: а) 20 ° С пористого асфальтобетона
б) 50 ° С пористого асфальтобетона
высокопористого асфальтобетона
2. Коэффициент водостойкости, не менее
3. Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее
2.6. Пористость минерального остова пористых асфальтобето­нов не должна быть более 23% по объему, щебеночных (грави й­ных) высокопористых - более 24%, песчаных высокопористых - более 28% по объему. 2.7. Водонасыщение пористых асфальтобетонов не должно быть более 12% по объему, высокопористых - более 18%. 2.8. Набухание пористых и высокопористых асфальтобетонов из смесей I марки не должно быть более 1,0% по объему, из сме­сей II марки - более 2,0% по объему. 2.9. Показатели физико-механических свойств асфальтобето­нов из холодных смесей в зависимости от марок смесей должны соответствовать указанным в табл. 5.

Таблица 5

Наименование показателя

Нормы для асфальтобетонов

из смесей марок

1. Предел прочности при сжатии при температуре 20 ° С, Мпа (кгс/см 2), не менее: а) до прогрева для асфальтобетонов типов: Б х, В х
Г х
Д х
б) после прогрева для асфальтобетонов типов: Б х, В х
Г х
Д х
2. Коэффициент водостойкости, не менее: а) до прогрева
б) после прогрева
3. Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее: а) до прогрева
б) после прогрева
4. Набухание, % по объему, не более
2.10. Пористость минерального остова асфальтобетонов из хо­лодных смесей типа Б х не должна быть более 18% по объему, ти­па В х - более 20%, типов Г х и Д х - более 21% по объему. 2.11. Остаточная пористость асфальтобетонов из холодных сме­сей должна быть 6-10% по объему. 2.12. Водонасыщение асфальтоб етонов из холодных смесей должно быть 5-9% по объему. 2.13. Слеживаемость холодных смесей не должна быть более 10 по числу ударов. 2.14. Смеси должны выдерживать испытан ие на сцепление б и­тума с минеральной частью смесей. При отсутствии сцеплен ия следует применять поверхностно-активные вещества (ПАВ). 2.15. Зерновые составы минеральной части горячих и теплых смес ей должны соответствовать требованиям, установле нным в табл. 6 и табл. 7, холодных смесей - табл. 8.

Таблица 6

Зерновые составы минеральной части горячих и теплых смесей

для плотных асфальтобетонов, применяемых в верхних слоях покрытий

Наименование и тип

Непрерывные зерновые составы

Мелкозернистые типов:
Песчаные типов:

Прерывистые зерновые составы

Мелкозернистые типов:

Таблица 7

Наименование и тип

Массовая доля, % зерен минерального материала мельче, мм

Непрерывные зерновые составы

Прерывистые зерновые составы

Плотные крупнозернистые типов:

Непрерывные зерновые составы

Высокопористые песчаные

Прерывистые зерновые составы

Пористые и высокопористые крупно- и мелкозернистые

Таблица 8

Зерновые составы холодных смесей, применяемых в верхних слоях покрытий

Наименование и тип

Массовая доля, % зерен минерального материала мельче, мм

Мелкозернистые типов: Б х В х
Песчаные типов: Г х и Д х

Рекомендуемое содержание битума в смесях пр ив едено в приложении 1. 2.16. В составы горячих и теплых смесей для плотных асфальтобетонов и холодных смес ей марок I и II, содержащих отсе вы продуктов дроблен ия изверженных горных пород, следу ет вклю­чать минеральны е порошк и, отвечающи е п. 3.5 настоящего стан­дарта, в таком кол ичестве, чтобы содержание з ер ен эт их порош­ков мельче 0,071 мм составляло не менее 50% по масс е этой фракции. 2.17. В составы горячих и теплых смесей для плотных асфальтобетонов марки II и холодных смесей марки II, содержащих продукты дробления гравия и применяемых в IV и V дорожно-климатических зонах, допускается не включать минеральный поро­шок при условии, если в зернах мельче 0,071 мм содержание кар­бонатов кальция и магния (СаСО 3 + М g СО 3) составляет не менее 40% по массе. 2.18. В составы смесей для плотных асфальтобетонов марки III и для пористых и высокопористых асфальтобетонов марок I и II, содержащих отсевы продуктов дробления, допускается не включать минеральные порошки. 2.19. В составы горячих и теплых смесей типа Г для улучше­ния удобоукладываемости допускается вводить природный песок в количестве не более 30% по массе. 2.20. В составы холодных смесей марок I и II, содержащих продукты дробления карбонатных горных пород, допускается не включать минеральные порошки. 2.21. Допускаемая погрешность дозирования компонентов при приготовлении смеси не должна превышать для щебня (гравия) и песка ±3%, для минерального порошка и битума ±1,5% мас­сы соответствующего компонента. 2.22. Температура смесей при выпуске из смесителя и уклад­ке в конструктивный слой должна соответствовать указанной в табл. 9.

Таблица 9

Температура смесей, ° С

Вид смеси

Марка битума

при выпуске

из смесителя

в асфальтоукладчике при укладке в конструктивный слой, не ниже

Горячие БНД 40/60
Теплые БНД 130/200 БНД 200/300 БН 130/200 БН 200/300
СГ 130/200
МГ 130/200 МГО 130/200
СГ 70/130
Холодные МГ 70/130 МГО 70/130
2.2 3 . При п рим ене нии активиро ва нных мин ераль ны х поро шков или ПАВ температура г ор яч их смесе й с б итумам и м арок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90 и БН 90/130 долж­ на быть на 20 ° С н иже; с битумам и марок БНД 130/200, БНД 200/300, БН 130/200 и БН 200/300 -на 10 ° С н иже по сра внен ию с указанной в табл. 9. 2.24. Т ем пература горяч их смесей можэет быть на 10 ° С выше указанной в табл. 9, есл и их укладка осу ществляется при темпе­ратуре окружающего воздуха ниже 5 ° С.

3. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ

3.1. Би тум 3.1.1. Для пр иготовлен ия горячих смесей сле дует пр име нять вязк ие нефтяные дорожные б итумы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130 по ГОСТ 22245-76, а для т еп­лых смесей - вязк ие битумы марок БНД 130/200, БНД 200/300, БН 1 30/200, БН 200/300 по ГОСТ 22245-76, а также ж идкие б и­тумы марок СГ 1 30/200, МГ 130/200 и МГО 130/200 по ГОСТ 11955-82. Для пр иготовлен ия холодных смесей следует применять ж ид­к ие н ефтяные дорожные битумы марок СГ 70/130, МГ 70/130 и МГО 70/130 по ГОСТ 11955-82. Для холодных смесей марки I следует применять жидк ие б и­тумы класса СГ. Допускается также пр именение б итумов классов МГ и МГО при услов ии использования активированных м инеральных порошков или предварительной обработки м инераль ных ма­тер иалов смесью б итума с поверхностно-акт ивным и в еществам и. Для холодных смес ей марки II следу ет применять ж идкие б и­тумы классов СГ, МГ и МГО. 3.1.2. Марку б итума выбирают в зав исимости от вида смеси, климатических услови й и категор ии дороги и аэродрома в соот­ ветствии с рекоменду емыми прилож ен иями 2-4. 3.2. Щебень и грав ий 3.2.1. Для приготовл ения смесей сл еду ет пр име нять щеб ень из естестве нного кам ня, получаемый дроблением горных город по ГОСТ 8267-82, а также щ ебень из грав ия по ГОСТ 10260- 82, щебень из металлург ическ их шлаков по ГОСТ 3344-83, гравий по ГОСТ 8268-82. Не до пускается пр им енять щебень из гл инистых (мергелистых) известняков, глинистых песчан иков и глинистых сланцев. 3.2.2. Д ля пр иготовлен ия смесей следует пр именять щебень или грав ий следующих фрак ций: от 5 до 10; св. 10 до 20; св. 20 до 40 мм. Доп ускается пр име нять щеб ень и гравий в виде смес и смежных фрак ций. 3.2.3. Нал ич ие зер ен пласт инчато й (лещадной) формы в щебне не должно превышать для смесей т ипа А - 15% по массе, Б, Б х - 25 %, В, В х - 35 %. 3.2.4. Мар ка по прочности и другие показат ел и с войств щебня и грав и я, в зависимости от марки, типа и вида смесей, должн ы соответствовать указанным в табл. 10. 3.3. П есок 3.3.1. Для пр иго товл ен ия см есей следует пр именять природные и дробленые песк и, отв ечающ ие требован иям ГОСТ 8736- 85. 3.3.2. До пускается пр именять отсевы продуктов дроблен ия гор­ных пород и грав ия, соответствующи е требован иям нормативно-те хнической документац ии, утвержденной в установленном по­рядке. 3.3.3. Показат ел и свойств дробленых песков и отсевов продуктов дроблен ия горных пород и гравия в за висимост и от марк и, типа и вида смесей должны соответствовать указанным в табл. 11 . 3.4. Песчано-гравийная смесь 3.4.1. Для приготовле ния смесей следует применять песчано-грав ийные смеси, отвечающ ие требованиям ГОСТ 23735-79. 3.4.2. Грав ий, входящий в состав песчано-гравийной см еси, долже н отвечать тр ебованиям табл. 10. 3.5. М инерал ь ный порошок 3.5.1. Для приготовления смес ей сл еду ет пр им енять активированные и неактивированные минераль ные порошк и, отв ечающ ие требованиям ГОСТ 16557 -78.

Таблица 10

Показатели свойств щебня и гравия

Нормы для смесей марок

Наименование

показателя

Горячие и теплые типов

Холодные типов

Пористые и высоко-

Горячие и теплые типов

Холодные типов

Пористые и высоко-

Горячие и теплые типов

пористые

пористые

Марка щебня из изверженных и метаморфических горных пород по прочности при раздавливании в цилиндре, не ниже
То же, для щебня из осадочных горных пород, не ниже
Марка щебня из металлургического шлака, не ниже
Марка щебня из гравия, не выше
Марка гравия, не выше
Марка по износу, не ниже: а) щебня из изверженных и метаморфических горных пород б) щебня из осадочных карбонатных и некарбонатных горных пород в) щебня из гравия или гравия

Не нор-мируют

Не нор-мируют

Марка по морозостойкости для всех видов щебня и гравия, не ниже: а) в суровых и умеренных климатических условиях б) в мягких климатических условиях

Примечания: 1. В смесях для плотных асфальтобетонов типа В марки II, а так же для пористых и высокопористых, асфальтобетонов марк и I допускается применение осадочных карбонатных горных пород марки 400 при условии предварит ельно й обработки их смесью битума с поверхностно-активными веществами анионнго типа. При том же условии допускается применение в см ес и для плотных ас­фальтоб ето нов т ипа В марки III, а также для пористых и высокопористых ас­фальтобетон ов марки II осадочных карбонатных горных пород марки 300. 2. Суровые климат ическ ие условия характеризуются среднемесячной температурой на иболее холодного месяца ниже минус 15 ° С, умерен ные - от ми­нус 5 до ми нус 15 ° С, мягкие - до минус 5 ° С. 3.5.2. Допускается использовать в качестве минеральных по­рошков: измельченные основные металлургические шлаки - в горяч их и теплых смесях марок II и III для плотного асфальтобетона, ма­рок I и II -для пористого и высокопористого асфальтобетона и в холодных смесях марки II; порошковые отходы промышленности - в горячих и теплых смесях марки III для плотного асфальтобетона и марок I и II для пористого и высокопористого асфальтобетона. Показатели свойств измельченных основных металлург ич еск их шлаков и порошковых отходов промышленности дол жны соответствовать указанным в табл. 12.

Таблица 11

Показатели свойств дробленных песков и отсевов продуктов дробления

горных пород и гравия

Нормы для смесей марок

Горячие, теплые и

холодные типов

Пористые

и высоко-

Горячие, теплые и холодные типов

Пористые

и высоко-

Горячие и теплые типов

А, Б, Б х, В, В х

пористые

А, Б, Б х, В, В х

пористые

Предел прочности исходной горной породы при сжатии, Мпа (кгс/см 2), не менее
Марка исходного гравия по дробимости, не ниже
Массовая доля глинистых примесей, %, не более
Примечание. Для смесей типа Г марок I и II следует использовать дробленные пески и отсевы продуктов дробления только из изверженных горных пород.

Таблица 12

Нормы по видам материалов

Наименование

показателя

измельченные основные металлурги-ческие шлаки

зола уноса

и золошла-ковые смеси

пыль уноса цементных заводов

1. Зерновой состав, % по массе, не менее: мельче 1,25 мм мельче 0,315 мм мельче 0,071 мм
2. Пористость, % по объему, не более
3. Набухание образцов из смеси минерального порошка с битумом, % по объему, не более

Не нормируют

4. Коэффициент водостойкости образцов из смеси порошка с битумом, не менее
5. Показатель битумоемкости, г, не более
6. Содержание водорастворимых соединений, % по массе, не более

Не нормируют

7. Влажность, % по массе, не более
8. Содержание окислов щелочных металлов (Na 2 O + К 2 О), % по массе, не более

Не нормируют

Не нормируют

9. Потери при прокаливании, % по массе, не более

Не нормируют

10. Содержание свободной окиси кальция СаО, % по массе

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. При приготовлении смесей и устройстве из н их дорожных и аэродромных покрытий и оснований следует соблюдать требова­ния строительных норм и правил по технике безопасности в стро­ит ельстве; Правила техники безопасности при строительстве, ре­монте и содержании автомобильных дорог, утвержден ные Мннтрансстроем 28 апреля 1977 г. и Минавтодором РСФСР 25 фе враля 1977 г. и согласованные с ЦК профсоюза рабочих автомо­бильного транспорта и шоссейных дорог 25 января 1977 г.; Пра­вила по технике безопасности и производстве нной санитарии при строительстве и ремонте городских дорог, работе на асфальтобетонных заводах и производственных базах дорожно-эксплуатационных организаций, введенные приказом по Мини­стерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 11 июня 1976 г. и согласованные с ЦК профсоюза рабочих мест ной про­мышленности и коммунально-бытовых услуг 29 апреля 1976 г.

5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

5.1. Приемку смесей проводят партиями. 5.2. При приемке и отгрузке горячих и теплых смесей парти­ей считают количество смеси одного состава, выпускаемой на од­ной установке в течение смены, но не более 400 т. 5.3. При приемке холодных смесей партией считают количест­во смеси одного состава, выпускаемой заводом в течение одной смены, но не более 200 т. После приемки смесь помещают на склад, где допускается перемешивание ее с другой холодной смесью того же состава. 5.4. При отгрузке холодной смеси со склада в автомобили пар­тией считают количество смеси одного состава, отгружаемое од­ному потребителю в течение суток. При отгрузке холодной смеси со склада в железнодорожные или водные транспортные средства партией считают количество смеси одного состава, отгружаемой в одном железнодорожном со­ставе или в одной барже. 5.5. Количество поставляемой смеси определяют по массе. Смесь, отгружаемую в вагоны или автомобили, взвешивают на железнодорожных или автомобильных весах. Массу холодной смеси, отгружаемой на суда, определяют по осадк е судна. 5.6. Для контроля качества см еси на предприятии-изготовите­ле отбирают и испытывают по одной пробе от каждой партии. Отбор проб производят по ГОСТ 12801-84. При контроле качества смесей определяют следующ ие пока­затели: т емпературу готовой смеси; зерновой состав и содержание битума; водонасы щение; набухани е; пр едел прочности при сжатии при температуре 20 ° С для всех см ес ей и при температуре 50 °С для горяч их и теплых смес ей; коэффиц иент водостойкости; слеживаемость (только для холодных смесей). Показат ель слеживаемости следует определять 2-3 раза в смену. 5.7. Пр едприятие- изготовитель обязано также проводить периодический контроль смесей по следующим показателям: пористость минерального остова; остаточная пористость; предел прочности при сжатии при температуре 20 ° С после прогрева (только для холодных смесей) и при 0 ° С (для горячих и теплых смесей) ; коэффици ент водостойкости при длительном водонасыщении; сцепление битума с минеральной частью смесей. Периодическ ий контроль следует осуществлять нс реже одного раза в шесть месяцев и при каждом изменении материалов, при­меняемых при приготовлении смесей, а также при проектировании составов смесей. 5.8. Потребитель имеет право проводить контрольную провер­ку соответствия асфальтобетонных смесей требованиям настояще­го стандарта, соблюдая при этом порядок отбора проб, установленный настоящ им стандартом и ГОСТ 12801-84, и приме няя методы испытаний, указанные в ГОСТ 12801-84. 5.9. Для контрольных испытаний асфальтобетонных смесей, отгружаемых в автомобили, отбирают три пробы от каждой пар­тии непоср едственно из кузовов автомобилей. Для контрольных испытаний холодных асфальтобетонных сме­сей. отгружаемых в железнодорожные или водные транспортные средства, отбирают три пробы из каждого вагона или баржи. Каждую пробу смеси отбирают из разных мест вагона или бар­ж и на различной глубине. Отобранные пробы не смешивают и испытывают отдельно. При получении неудовлетворительных р езультатов испытаний хотя бы одной пробы прои зводят повторные испытания уд военно­го количества пробы. В случае неудовлетворительных результатов повторных ис­пытаний партию бракуют. 5.10. При неоднородности горячих и теплых смесей, оценивае­мой визуально наличием зерен минерального материала, непо­крытых битумом, скоплением битума и минерального порошка, а также при несоответствии температуры смеси требованиям табл. 9 см есь бракуют.

6. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

6.1. Испытания асфальтобетонных смесей - по ГОСТ 12801-84. 6.2. Методы испытаний мат ериалов, прим еня емых дл я приготовл ения смесей, должны соответствовать: ГОСТ 11501-78, ГОСТ 11503-74, ГОСТ 11504-73, ГОСТ 11505-75, ГОСТ 11506-73, ГОСТ 11507-78, ГОСТ 11508-74, ГОСТ 11510-65, ГОСТ 11511-65, ГОСТ 11512-65 и ГОСТ 43 33-48 для битумов, ГОСТ 8269-76 для щебня и гравия, ГОСТ 8735-75 для песка, ГОСТ 12784-78 для минерального порошка.

7. МА РКИ РОВКА, Т РАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

7.1. При отгрузке потребителю предприятие-изготовитель обя­зано сопровождать смесь паспортом, в котором должны быть указаны: наименование предприятия-изготовителя; номер и дата выдачи паспорта; наименование и адрес потребителя; вид, тип и марка смеси; масса смеси; температура горячей смеси; время отправления горячей смеси; срок хранения (для холодной смеси); обозначение настоящего стандарта. 7.2. Горячие и теплые смеси транспортируют к месту укладки автомобилями, при этом паспортом сопровождают смесь, загру­жаемую в каждый автомобиль. 7.3. Холодны е смеси транспортируют автомобилями, железно­дорожными ваго нами или баржами, при этом паспортом сопровождают см есь в каждом транспортном средстве. 7.4. В летний период холодные смеси можно хранить на от­крытых площадках, в осенне-зимний период - в закрытых скла­дах или п од навесом в штабелях высотой не более 2 м.

8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

8.1. Изготов итель гарантирует соответствие выпускаемой сме­си требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 8.2. Гарант ийный срок хранения холодных смесей с использованием битумов СГ 70/130 - 4 мес, с использованием битумов МГ 70/130 и МГО 70/130 - 8 мес со дня приготовления.

и наименования смесей

Типы смесей

Вид асфальтобетона

Горячая и теплая: крупнозернистая

5,0 ¾ 6,0_

5,5 ¾ 6,5_

Пористый

4,0 ¾ 6,0_

Высокопористый

2,5 ¾ 3,0_

мелкозернистая

5,0 ¾ 6,0_

5,5 ¾ 6,5_

Пористый

4,5 ¾ 6,0_

Высокопористый

2,5 ¾ 3,5_

песчаная

Высокопористый

Холодная: мелкозернистая
песчаная
Примечание. В числителе дано содержание битума для смесей с непрерывным зерновым составом, в знаменателе ¾ с прерывистым зерновым составом.

Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог

асфальто-

I, II, III п, I с

III, IV п, I с, II с

ческая зона

Марка смеси

Марка битума

Марка смеси

Марка смеси

БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300
Плотный из горячих и теплых смесей БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 СГ 130/200 БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 БН 60/90 БН 90/130 БН 130/200 БН 200/300 СГ 130/200 МГ 130/200 БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 БН 60/90 БН 90/130 БН 130/200 БН 200/300 СГ 130/200 МГ 130/200 МГО 130/200
Из холодных смесей Не применяют СГ 70/130
Плотный из горячих смесей БН 90/130
Из холодных смесей Не применяют СГ 70/130 СГ 70/130 МГ 70/130 МГО 70/130
Прим еча ния: 1. Б итум марки БН 40/60 долж ен соответствовать техн ич еск им условиям, утвержденным в установленном порядке. 2. Для г оро дск их ско ростных и маг истраль ных ул иц и дорог следует пр и­м енять ас фальтобетоны из смесей в идов и марок, рекомендуемых для дорог I и II категорий; для дорог промышленно-складских районов -рекомендуемые для дорог III кат егор ии; для остальных улиц и дорог -р екоменду емые для до­рог IV кат егор ии.

и реконструкции взлетно-посадочных полос

и магистральных рулежных дорожек аэродромов

асфальто-

ческая зона

Марка смеси

Марка битума

Марка смеси

Марка смеси

Плотный из горячих смесей БНД 90/130 БНД 90/130 БНД 90/130
Плотный из горячих смесей БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 60/90 БН 90/130 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 60/90 БН 90/130
Плотный из горячих смесей БНД 40/60 БНД 60/90 БН 40/60 БН 60/90 БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 БН 90/130

Область применения асфальтобетонов при строительстве

и реконструкции верхних слоев покрытий прочих рулежных дорожек, мест стоянок и перронов аэродромов

асфальто-

ческая зона

Марка смеси

Марка битума

Марка смеси

Марка смеси

Плотный из горячих и теплых смесей БНД 90/130 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 СГ 130/200
Плотный их горячих и теплых смесей БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БН 60/90 БН 90/130 БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 БН 60/90 БН 90/130 СГ 130/200
Плотный из горячих смесей БНД 40/60 БНД 60/90 БН 40/60 БН 60/90 БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 БН 90/130
Из холодных смесей Не применяют СГ 70/130 СГ 70/130 МГ 70/130 МГО 70/130

Асфальтобетон может классифицироваться по составу (базовым компонентам), однако основная (и более предпочтительная) классификация имеет своей основой соотношение компонентов. Для того, чтобы причислить асфальт к одному из трёх основных видов, необходимо знать процентное содержание всех его основных элементов и добавок.

Основные марки асфальта:

  1. Марка 1. Под этим названием объединены не самые похожие друг на друга материалы. К типу «марка 1» причисляют плотные и высокоплотные, пористые и высокопористые, гравийные и песчаные смеси. Общим является одно: максимальная прочность для своего состава. Применение асфальтобетона такой марки обусловливается необходимостью использовать покрытие максимально высокой прочности. Как правило, асфальт типа «марка 1» используют в качестве нижнего слоя дорожного полотна.
  2. Марка 2. Именно этот материал называют «обычным» бетоном: его можно использовать практически во всех сферах. К марке 2 также относятся самые разные типы асфальта: плотные, пористые, высокоплотные. Обычно используется в качестве верхнего слоя дорожного полотна. Эта марка асфальта широко применяется и в дорожном строительстве, и в благоустройстве дворов и парков, и в ремонтных работах.
  3. Марка 3. Наиболее плотный, но наименее прочный материал: это объясняется отсутствием щебня. Основой для таких типов асфальта служат песок и минеральные порошки. Эти марки асфальтобетона используются для устройства и ремонта дорог, пользование которыми не подразумевает серьёзной нагрузки: это пешеходные дорожки и тротуары, дорожки в парках, во дворах учреждений образования, на приусадебных площадках. В дорожном строительстве асфальт марки 3 используется лишь для «ямочных» ремонтных работ.

Прежде чем объединить информацию по типам и маркам асфальта в таблицу, нужно рассказать о важном показателе: процентном соотношении гравия (щебня) и песка. От этого показателя во многом зависят свойства асфальта.

По соотношению песка и камня выделяют следующие типы асфальта: А, Б, В, Г, Д . Чем позже стоит в алфавите соответствующая буква, тем большим является процент песка в типе асфальта.

Тип асфальта А: от 50 до 60 процентов щебня.

Асфальт Б: от 40 до 50 процентов гравия или щебня.

Тип асфальтобетона В : 30-40 процентов гравия или щебня.

Г: 30 процентов песка (искусственного — материалом для которого служит отсев дробления).

Д: 70 процентов песка (производимого из отсева дробления).

Что еще почитать