В качестве одного из самых часто используемых дорожно-строительных материалов сегодня используется асфальт, ГОСТ которого предполагает необходимость соблюдения плотности и состава. На сегодняшний день известно несколько марок, разновидностей и типов данного материала. Основанием для классификации служат не только исходные компоненты, но и соотношение в составе их массовых долей. Подразделяется асфальт по категориям еще и по той причине, что составляющие могут иметь разную фракцию, что касается щебня и песка, а также степень очистки минерального порошка.
Состав асфальта предполагает наличие:
Что касается щебня, то некоторые разновидности данного покрытия не предусматривают его использования. Однако щебень или гравий необходимы, если осуществляется асфальтирование территории с учетом сильных кратковременных нагрузок и высокого трафика на покрытие. Упомянутые материалы при этом выступают в роли каркасообразующего защитного элемента.
В качестве обязательного исходного сырья используется он содержится в составе любых разновидностей и марок асфальта. Массовая доля этого порошка определяется с учетом требований и задач к вязкости. Если использовать минеральный порошок в большом объеме, то материал получит способность гасить колебания мостовых конструкций, не покрываясь трещинами.
Как было упомянуто выше, песок используется в большинстве марок и типов асфальта. Его качество определяется степенью очистки и способом получения. Материал может быть добыт открытым способом, в этом случае он предусматривает необходимость тщательной очистки. Краеугольным камнем индустрии является продукт переработки нефти.
Массовая доля битума в большинстве сортов асфальта не превышает 5%. Однако при необходимости асфальтирование территорий, которые имеют сложный рельеф, битум может применяться в объеме до 10% и больше. Это сырье придает плотность и упругость смеси после затвердевания. Готовый состав легко распределяется по площадке, ведь он обладает текучестью.
Плотность асфальта - это одна из первых характеристик, которая интересует профессионалов и частных застройщиков. Природная его разновидность представляет собой легкоплавкую твердую массу чёрного цвета. На изломе материал может иметь тусклый или блестящий цвет.
Составляет 1,1 г/см³. Температура плавления может изменяться в пределах от 20 до 100 °С. В составе содержится масло в объеме от 25 до 40%, а также смолисто-асфальтеновое вещество, которое может содержаться в объеме от 60 до 75%. Что касается элементного состава в процентах то он выглядит следующим образом:
Плотность асфальта вам уже известна, однако эта характеристика не является единственной, которая интересует потребителей. Среди прочих особенностей следует выделить способ образования из остатков или фракций нефти в результате испарения лёгких составляющих и окисления под влиянием гипергенеза.
Искусственный асфальт еще называется Он представляет собой уплотненный состав из минерального порошка, щебня, битума и песка. Встречается горячий асфальт, который укладывается методом уплотнения при воздействии температуры в 180 °С и больше. Если в процессе производства используется маловязкий битум, то укладка ведется при температуре в пределах от 40 до 80 °С. Если используется жидкий битум, то асфальт является холодным и уплотняется при температуре до -30 °С.
Плотность асфальта крупнозернистого была упомянута выше, однако следует знать еще и о том, что процентное содержание ингредиентов в составе влияет на марки и типы асфальта. Сегодня общеприняты три разновидности, которые изготавливаются по ГОСТ 9128-2009. В этих стандартах можно узнать о возможности добавления присадок, которые повышают гидрофобность, морозостойкость, износоустойчивость и гибкость покрытия.
В составе асфальта марки 1 содержатся:
К этому покрытию относятся плотные материалы, в которых содержание щебня может изменяться в пределах от 30 до 60%. Сюда следует отнести высокоплотные, щебеночные высокопористые и пористые асфальты. Асфальт, ГОСТ которого должен быть учтен при производстве, может изготавливаться под маркой 2. В составе данного материала содержатся:
К этой категории следует отнести высокопористые песчаные, пористые, а также плотные асфальты, в которых содержание щебня может изменяться от 30 до 50%, тогда как смесь из отсева дробления и песок может составить объем до 70%.
Плотность асфальта вам уже известна, однако необходимо знать ещё и о том, что существует марка асфальта 3, в ней содержатся:
В этом случае речь идет о смесях, щебня и гравия в которых может содержаться в пределах от 30 до 50%. Отсев дробления и песок содержатся в объеме от 30 до 70%.
Плотность асфальта (т/м3) составляет 1,1. Однако это не всё, что следует знать о свойствах. Например, асфальт марки 1 может быть высокопористым или плотным с высоким содержанием щебня. Областью использования данного покрытия выступает дорожное благоустройство и строительство. Что касается асфальта марки 2, то диапазон его плотности остается примерно таким же, но процентное содержание гравия и песка варьируется в широких пределах. Этот асфальт считается самым среднестатистическим. Применяется смесь для возведения обустройства территорий, ремонта покрытий, а также формирования площадок и паркингов.
Плотность асфальта (т/м3) составляет 1,1. Но этот параметр не является единственным, который следует знать. Например, стоит упомянуть еще и о месторождении асфальта, которое распространяется на территории бывшего СССР, острове Тринидад, Венесуэлы, Франции и Канады. Смешиваясь с минеральными составляющими, среди которых гравий и песок, материал превращается в мощную кору на поверхности нефтяных озёр. Такое покрытие распространено в районах выхода и неглубокого залегания к поверхности земли нефтеносных пород.
Место применения
Используется для устройства верхних слоев дорожных покрытий магистральных улиц, развязок, мостов, спусков эстакад общегородского и федерального назначения.
Состав
Песок, щебень 5-20, минеральный порошок, битум
Место применения
Используется для устройства верхних слоев дорожных покрытий магистральных улиц, развязок, мостов, спусков эстакад общегородского и федерального назначения, ямочного ремонта.
Состав
Песок, щебень гранитный фр. 5-20, минеральный порошок, битум.
Место применения
Используется для устройства нижних слоев дорожной одежды автомобильных дорог, городских улиц эстакад общегородского и федерального назначения, ямочного ремонта (как нижний слой при больших толщинах).
Состав
Песок, щебень 5-20, минеральный порошок, битум.
Место применения
Используется для устройства площадок под стоянку легковых автомобилей, заездов с внутренних дорог к гаражам, для устройства тротуаров и дорожек, устройства пола в боксах и гаражах, перронов, внутри дворовых площадок.
Состав
Песок, щебень 5-20, минеральный порошок, битум.
Место применения
Состав щебеночно-мастичной смеси в основном состоит из щебня кубовидной формы, дробленного песка, минерального порошка, битума. Для предотвращения стекания вяжущего в процессе приготовления, транспортировки и укладки смеси используется целлюлозное волокно в виде гранул, поставляемое из Германии или отечественного производства. Наличие большого количества дробленых частиц в смеси, а также большего, по сравнению с обычной асфальтобетонной смесью, количества битума, способствует увеличению сдвигоустойчивости и трещиноустойчивости покрытий. На покрытиях из ЩМА значительно меньше деформаций в виде колей, воин, наплывов. Они более бесшумны и обладают лучшим сцеплением с колесом автомобиля. Используется для устройства верхних слоев дорожных покрытий аэродромов, магистральных улиц, развязок,мостов, эстакад общегородского и федерального назначения.
Состав
Песок из отсевов дробления горных пород, щебень 5-15, 5-20, минеральный порошок, стабилизирующая добавка, битум.
Асфальт - природное или искусственное вязкое/твердое вещество используемое в качестве строительного материала. Асфальт представляет собой смесь битумов (60–75 % в природном и 13–60 % в искусственном) и минеральных материалов (щебень, гравий, песок, минеральный порошок). Основное применение асфальт нашел в дорожном строительстве при асфальтировании , ремонте и строительстве дорог. Также используется для приготовления различных замазок, клеев, лаков, кровельных материалов и в качестве гидро- и электроизоляционного материала.
Виды асфальта
Природный асфальт - группа вязких и твердых битумов, черного или темно-бурого цвета, образованных в результате физико-химических процессов. Продукт природного окисления (выветривания легких фракций) нефти состоящий из углерода (80 %), водорода (10 %) и кислорода (10 %). Промежуточным веществом на этапе преобразования нефти в асфальт является мальта. Природный асфальт встречается в районах нефтяных бассейнов в местах неглубокого залегания нефти и ее естественного выхода на поверхность земли.
Искусственный асфальт - строительный материал получаемый в результате смешения битума и минеральных материалов (щебень, песок, минеральный порошок). Битум и минеральный наполнитель являются основными материалами необходимыми для создания искусственного асфальта, но в современных асфальтных смесях зачастую присутствуют различные модифицирующие добавки, повышающие качество асфальта и придающие ему новые свойства. Различают горячий асфальт, содержащий вязкий битум, укладываемый и уплотняемый при температуре не ниже 120 °C; тёплый - с маловязким битумом и температурой уплотнения 40–80 °C; холодный - с жидким битумом, уплотняемый при температуре окружающего воздуха, но не ниже 10 °C. Искусственный асфальт может применяться в виде дорожной асфальтовой мастики (13–60 % битума) или асфальтовяжущего вещества (асфальтовая эмульсия). Основной областью применения искусственого асфальта стало строительство дорог, аэродромов, промышленных площадок и прочих открытых территорий , где существует необходимость создания твердого и ровного основания.
Производство асфальтобетонных смесей осуществляется на стационарных асфальтобетонных заводах, либо в небольших объёмах на передвижных мини заводах.
В зависимости от процентного содержания минерального заполнителя:
Асфальтная крошка
А сфальтовая крошка (асфальтобетонная крошка) - вторичное строительное сырьё, образуемое в процессе фрезерования (разработки) устаревшего асфальтобетонного покрытия, а также получаемое путём дробления асфальтового скола (крупных фрагментов демонтированного дорожного покрытия). Технологическая ценность асфальтовой крошки как дорожно-строительного материала, обусловлена присутствием в её составе остаточной доли битумного вяжущего, способствующего усилению связей между отдельными компонентами смеси и повышающего конечную прочность готовой дорожной конструкции. При использовании отходов дорожного строительства (возникающих в процессе асфальтирования, ремонта и строительства дорог) для получения асфальтовой крошки, допускается попадание в её состав незначительного количества сторонних включений (бетонная крошка, резиновая крошка и др.). |
Ф резерование асфальтобетонного покрытия - процесс послойной разработки (срезания) верхних слоев дорожной конструкции путём механического воздействия на поверхность. Выполняется специальной дорожно-строительной техникой - планировщиком холодного типа (дорожной фрезой), с целью ремонта и последующего асфальтирования дефектного участка дороги. Образование асфальтовой крошки происходит в результате вращения фрезерного барабана (рабочий орган планировщика) разрушающего монолитную структуру дорожного покрытия. Размер фракции полученного материала зависит от типа исходной асфальтобетонной смеси используемой при асфальтировании: крупнозернистой, мелкозернистой или песчаной. Коэффициент морозостойкости. Обозначается буквой F с числом от 25 до 1000. Данный показатель определяет максимальное количество циклов замерзания-размораживания, при котором бетон сохраняет свои характеристики на допустимом уровне. Относительно использования бетона в дорожном строительстве, следует сказать, что он должен обладать высоким коэффициентом морозостойкости. Проникновение дождевой воды или воды образуемой при таянии снега в самые мелкие поры бетона и дальнейшее ее расширение при замерзании, неминуемо приводит к разрушению материала. Следующий цикл замерзания приводит к еще более значительным повреждениям дорожной поверхности. Таким образом, коэффициент морозостойкости определяет долговечность бетонного покрытия. Коэффициент водонепроницаемости. Обозначается буквой W с числом от 2 до 20. Водонепроницаемость определяет степень сопротивления бетона проникновению воды. Высокий показатель водонепроницаемости практически снимает ограничения на количество циклов замерзания-размораживания. Подвижность бетона. Обозначается буквой П с числом от 1 до 5. Подвижность бетона определяет его текучесть (вязкость). Бетон с высоким коэффициентом подвижности применяется для заливки труднодоступных мест. К По типу вяжущего компонента:
Дорожный бетон Дорожный бетон является искусственным многокомпонентным материалом, который представляет собой смесь вяжущего (цемента), наполнителя, воды и различных добавок. В качестве наполнителя используется в основном гранитный щебень, как один из наиболее прочных, а также имеющих низкое водопоглащение и высокую морозостойкость материалов. Под дорожным бетоном, как правило понимается бетон с пониженным содержанием вяжущего вещества (воды и цемента) - «тощий бетон». Используемый этот тип бетона в основном при создании верхнего слоя дорожного покрытия. Укладка дорожного бетона, также как и асфальтирование может производится вручную , либо с использованием дорожно-строительной техники. Гарцовка Гарцовка - сыпучий строительный материал относящийся к классу сухих известково- или цементно-песчаных смесей. Представляет собой светло-серый порошок на основе вяжущего ингредиента (известь, гипс, цемент) и минерального наполнителя (кварцевый песок, доломит, мраморная мука, керамзит, кальцит). Применяется для выполнения внутренних и наружных строительных работ (кладка стройматериалов, оштукатуривание различных поверхностей, заливка полов, выравнивание стен и потолков). Гарцовка на основе цемента используется в дорожно-строительной отрасли для устройства оснований под последующее асфальтирование. Товарные характеристики гарцовки:
Марка гарцовки рассчитывается исходя из показателя прочности готовой смеси. Прочность в свою очередь зависит от марки вяжущего компонента и его соотношения с минеральным заполнителем, избыток которого снижает прочность, а недостаток приводит к растрескиванию.
В дорожно-строительной отрасли, различные марки гарцовки применяются для устройства оснований из тощего бетона. Данный тип оснований предназначен для строительства и реконструкции дорог I–IV категории с высокой нагрузкой на поверхность и интенсивным движением. Основание из тощего бетона служит подстилающим слоем для последующего асфальтирования (укладки асфальтобетонной смеси) и создаётся с целью повышения прочности дорожной конструкции. Кроме этого, гарцовка может применяться для создания оснований под укладку бортового камня , поребрика и тротуарной плитки, а также выполнения других работ связанных с благоустройством придорожной территории. Щебень Щ Основные характеристики: фракционность, лещадность, морозостойкость, прочность, радиоактивность. В зависимости от этих характеристик, определяется допустимость использования той или иной разновидности щебня в определенных сферах строительства. Разновидности щебня
Песок П Природный песок - рыхлая смесь зёрен крупностью 0,10–5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Тяжёлый искусственный песок - рыхлая смесь зёрен, получаемая дроблением твёрдых и плотных горных пород. Типы песка
Статья редактировалась 06.05.2012г. |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ
ДОРОЖНЫЕ, АЭРОДРОМНЫЕ
И АСФАЛЬТОБЕТОН
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОСТ 9128 ¾ 84
Издание официальное
ГОСУДАРСТ ВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДА РТ СОЮЗА ССР
___________________________________________________________ СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ, АЭРОДРОМНЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ГОСТ Технические условия 9128 ¾ 84 Asphaltic concrete mixtures for roads and aerodromes Взамен and asphaltic concrete. Specifications ГОСТ 9128 ¾ 76 ОКП 57 1840, 57 1850 ___________________________________________________________ П остановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 13 февра ля 1984 г. № 15 срок введения установленс 01.01.85
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на асфальтобетонные смеси, применяемые для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий, а также на асфальтобетон (уплотненную асфальтобетонную смесь). Асфальтобетонную смесь приготовляют смешением в смесительных установках в нагретом состоянии щебня (гравия), природного или дробленого песка, минерального порошка и нефтяного дорожного битума, взятых в соотношениях, определяемых требованиям и настоящего стандарта. Область прим енения асфальтобетонных смесей приведена в р еком ен дуемых пр иложен иях 2-4.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1. Асфальтобетонны е смеси (далее - смеси) подразделяют на щебеночные, гравийные и песчаные. 1.2. Смеси в завис имост и от вязкости битума и условий применен ия подразделяют на виды: горячие - приготовляемые с использованием вязких битумов и применяемые непосредственно после приготовления с температурой не ниже 120 ° С; теплые - приготовляемы е с использованием как вязких, так и жидк их битумов и применяемые непосредственно после приготовл ен ия с т емп ературо й не ниже 70 ° С; холодные - приготовляемые с использованием жидких битумов, допуска емые к длительному хранению и применяем ые с температурой не ниж е 5 ° С. 1.3. Горячи е и теплые смеси в зависимости от наибольшего размера зер ен минераль ных материалов подразделяют на: крупнозернисты е - с зер нами размером до 40 мм; мелкозернистые » » » » 20 мм; песчаные » » » » 5 мм. Холодные смеси подраздел яют на мелкозернистые и песчаные. 1.4. Асфальтобетоны из горяч их и теплых смесей в зав исимости от значения остаточ ной пор истости подразделяют на: плотные с остаточной пористостью от 2 до 7% включ.; пористы е с остаточ ной пористостью с в. 7 до 12% включ.: высокопористые с остаточной пористостью св. 12 до 18% включ. 1.5. Щебеночные и гравийные смеси в зависимости от содержания в них щебня или гравия, и песчаные смеси, в зав ис имости от вида песка подразделяют на типы, указанные в табл. 1.
Табл ица 1
1.6. Горяч ие и теплые смеси типа А в зависимости от качественных показат ел ей подразделяют на две марки: I и II, типов Б, В и Г - на тр и марк и: I, II и III, типа Д - на две марки: II и III. Х оло дные смес и т ипов Б х и В х подразделяют на две марк и: I II, типа Г х могут быть только I марки, типа Д х - только II марк и. Горяч ие и теплы е смес и для пор истых и высокопористых асфальтобетонов подразделяют на две марки: I и II.Таблица 2
Нормы для асфальтобетонов из смесей марок |
|||||||||
Наименование показателя |
|||||||||
для дорожно-климатических зон |
|||||||||
1. Предел прочности при сжатии, Мпа (кгс/см 2), при температурах: а) 20 ° С, не менее, для асфальтобетонов всех типов |
2,5 (25)_ 2,2 (22) |
2,5 (25)_ |
2,5 (25)_ |
2,2 (22)_ |
2,2 (22)_ |
2,2 (22)_ |
2,0 (20)_ |
2,0 (20)_ |
2,0 (20)_ |
б) 50 ° С, не менее, для асфальтобетонов типов: |
0,9 (9)_ |
0,9 (9)_ |
0,9 (9)_ |
0,8 (8)_ |
0,8 (8)_ |
0,8 (8)_ |
|||
0,9 (9)_ |
1,1 (11)_ |
1,3 (13)_ 1,0 (10) |
0,8 (8)_ |
1,0 (10)_ |
1,2 (12)_ |
0,8 (8)_ |
0,9 (9)_ |
1,1 (11)_ |
|
1,0 (10)_ |
1,3 (13)_ |
1,6 (16)_ |
0,9 (9)_ |
1,2 (12)_ |
1,4 (14)_ |
0,8 (8)_ |
1,1 (11)_ |
1,3 (13)_ |
|
1,0 (10)_ |
1,2 (12)_ |
1,2 (12)_ |
0,8 (8)_ |
0,9 (9)_ |
1,0 (10)_ |
||||
в) 0 ° С, не более, для асфальтобетонов всех типов |
9 (90)_ |
11 (110)_ |
13 (130)_ |
10 (100)_ |
12 (120)_ |
13 (130)_ |
10 (100)_ |
12 (120)_ |
13 (130)_ |
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Смеси должны изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по т ехнолог ическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. 2.2. Показател и физико-механических свойств плотных асфальтобетонов из горячих и теплых смесей, в зависимост и от марок смесей и дорожно-климатической зоны, должны соответствовать указанным в табл. 2. 2.3. Пористость минерального остова плотных асфальтобетонов из смесей типов А и Б должна быть 15-19% по объему, типов В, Г и Д - 18-22% по объему. 2.4. Остаточная пористость и водонасыщение плотных асфальтобетонов, в зависимости от дорожно-климатической зоны, должны соответствовать указанным в табл. 3.
Таблица 3
2.5. Показатели физико-механических свойств пористых и высокопористых асфальтобетонов из мелкозернистых и песчаных теплых и горячих смесей в зависимости от марок смесей должны соответствовать указанным в табл. 4.Таблица 4
Наименование показателя |
Нормы для асфальтобетонов из смесей марок |
|
1. Предел прочности при сжатии, не менее, Мпа (кгс/см 2), при температурах: а) 20 ° С пористого асфальтобетона | ||
б) 50 ° С пористого асфальтобетона | ||
высокопористого асфальтобетона | ||
2. Коэффициент водостойкости, не менее | 3. Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее |
Таблица 5
Наименование показателя |
Нормы для асфальтобетонов из смесей марок |
|
1. Предел прочности при сжатии при температуре 20 ° С, Мпа (кгс/см 2), не менее: а) до прогрева для асфальтобетонов типов: Б х, В х | ||
Г х | ||
Д х | ||
б) после прогрева для асфальтобетонов типов: Б х, В х | ||
Г х | ||
Д х | ||
2. Коэффициент водостойкости, не менее: а) до прогрева | ||
б) после прогрева | ||
3. Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее: а) до прогрева | ||
б) после прогрева | 4. Набухание, % по объему, не более |
Таблица 6
Зерновые составы минеральной части горячих и теплых смесей
для плотных асфальтобетонов, применяемых в верхних слоях покрытий
Наименование и тип |
||||||||||
Непрерывные зерновые составы |
||||||||||
Мелкозернистые типов: | ||||||||||
Песчаные типов: | ||||||||||
Прерывистые зерновые составы |
Мелкозернистые типов: |
Таблица 7
Наименование и тип |
Массовая доля, % зерен минерального материала мельче, мм |
||||||||||
Непрерывные зерновые составы |
|||||||||||
Прерывистые зерновые составы |
|||||||||||
Плотные крупнозернистые типов: | |||||||||||
Непрерывные зерновые составы |
|||||||||||
Высокопористые песчаные | |||||||||||
Прерывистые зерновые составы |
Пористые и высокопористые крупно- и мелкозернистые |
Таблица 8
Зерновые составы холодных смесей, применяемых в верхних слоях покрытий
Наименование и тип |
Массовая доля, % зерен минерального материала мельче, мм |
|||||||||
Мелкозернистые типов: Б х В х | Песчаные типов: Г х и Д х |
Таблица 9
Температура смесей, ° С |
|||
Вид смеси |
Марка битума |
при выпуске из смесителя |
в асфальтоукладчике при укладке в конструктивный слой, не ниже |
Горячие | БНД 40/60 | ||
Теплые | БНД 130/200 БНД 200/300 БН 130/200 БН 200/300 | ||
СГ 130/200 | |||
МГ 130/200 МГО 130/200 | |||
СГ 70/130 | Холодные | МГ 70/130 МГО 70/130 |
3. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ
3.1. Би тум 3.1.1. Для пр иготовлен ия горячих смесей сле дует пр име нять вязк ие нефтяные
дорожные б итумы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН
60/90, БН 90/130 по ГОСТ 22245-76, а для т еплых
смесей - вязк ие битумы
марок БНД 130/200, БНД 200/300, БН 1 30/200, БН 200/300 по ГОСТ
22245-76, а также ж идкие б итумы марок СГ 1 30/200, МГ 130/200 и МГО 130/200 по
ГОСТ 11955-82. Для пр иготовлен ия холодных смесей следует
применять ж идк ие н ефтяные дорожные битумы марок СГ 70/130, МГ
70/130 и МГО
70/130 по ГОСТ 11955-82. Для холодных смесей марки I следует применять жидк ие б итумы класса СГ.
Допускается также пр именение б итумов классов МГ и МГО при услов ии использования
активированных м инеральных порошков или предварительной обработки м инераль ных матер иалов смесью б итума с поверхностно-акт ивным и в еществам и. Для холодных смес ей марки II следу ет
применять ж идкие б итумы
классов СГ, МГ и МГО. 3.1.2. Марку б итума выбирают в зав исимости
от вида смеси, климатических услови й и категор ии дороги и аэродрома в соот ветствии
с рекоменду емыми прилож ен иями 2-4. 3.2. Щебень и грав ий 3.2.1. Для приготовл ения смесей сл еду ет пр име нять щеб ень из естестве нного кам ня, получаемый дроблением горных город по ГОСТ 8267-82, а
также щ ебень из грав ия
по ГОСТ 10260- 82, щебень из металлург ическ их шлаков по ГОСТ
3344-83, гравий по ГОСТ 8268-82. Не до пускается пр им енять щебень из гл инистых (мергелистых) известняков,
глинистых песчан иков и глинистых сланцев. 3.2.2. Д ля пр иготовлен ия смесей следует
пр именять щебень или грав ий следующих фрак ций: от 5 до 10; св. 10
до 20; св.
20 до 40 мм. Доп ускается пр име нять щеб ень и гравий в виде смес и смежных фрак ций. 3.2.3. Нал ич ие зер ен пласт инчато й (лещадной) формы в щебне
не должно превышать для смесей т ипа А - 15% по
массе, Б, Б х - 25 %, В, В х
- 35 %. 3.2.4. Мар ка по прочности и другие показат ел и с войств щебня и грав и я, в зависимости от марки, типа
и вида смесей, должн ы соответствовать указанным в табл. 10. 3.3. П есок 3.3.1. Для пр иго товл ен ия см есей следует пр именять природные и дробленые песк и, отв ечающ ие требован иям ГОСТ 8736- 85. 3.3.2. До пускается пр именять отсевы
продуктов дроблен ия горных пород и грав ия, соответствующи е
требован иям нормативно-те хнической
документац ии, утвержденной в установленном порядке. 3.3.3. Показат ел и свойств дробленых
песков и отсевов продуктов дроблен ия горных пород и гравия в за висимост и от марк и, типа и вида смесей должны соответствовать указанным в
табл. 11 . 3.4. Песчано-гравийная смесь 3.4.1. Для приготовле ния смесей следует применять песчано-грав ийные смеси, отвечающ ие
требованиям ГОСТ 23735-79. 3.4.2. Грав ий, входящий в состав песчано-гравийной
см еси, долже н отвечать тр ебованиям
табл. 10. 3.5. М инерал ь ный порошок 3.5.1. Для приготовления смес ей сл еду ет пр им енять активированные и неактивированные
минераль ные порошк и,
отв ечающ ие требованиям ГОСТ 16557 -78.
Таблица 10
Показатели свойств щебня и гравия
Нормы для смесей марок |
Наименование |
|||||||||||||||
показателя |
Горячие и теплые типов |
Холодные типов |
Пористые и высоко- |
Горячие и теплые типов |
Холодные типов |
Пористые и высоко- |
Горячие и теплые типов |
|||||||||
пористые |
пористые |
|||||||||||||||
Марка щебня из изверженных и метаморфических горных пород по прочности при раздавливании в цилиндре, не ниже | ||||||||||||||||
То же, для щебня из осадочных горных пород, не ниже | ||||||||||||||||
Марка щебня из металлургического шлака, не ниже | ||||||||||||||||
Марка щебня из гравия, не выше | ||||||||||||||||
Марка гравия, не выше | ||||||||||||||||
Марка по износу, не ниже: а) щебня из изверженных и метаморфических горных пород б) щебня из осадочных карбонатных и некарбонатных горных пород в) щебня из гравия или гравия |
Не нор-мируют |
Не нор-мируют |
Марка по морозостойкости для всех видов щебня и гравия, не ниже: а) в суровых и умеренных климатических условиях б) в мягких климатических условиях | |||||||||||||
Таблица 11
Показатели свойств дробленных песков и отсевов продуктов дробления
горных пород и гравия
Нормы для смесей марок |
|||||||||
Горячие, теплые и холодные типов |
Пористые и высоко- |
Горячие, теплые и холодные типов |
Пористые и высоко- |
Горячие и теплые типов |
|||||
А, Б, Б х, В, В х |
пористые |
А, Б, Б х, В, В х |
пористые |
||||||
Предел прочности исходной горной породы при сжатии, Мпа (кгс/см 2), не менее | |||||||||
Марка исходного гравия по дробимости, не ниже | Массовая доля глинистых примесей, %, не более |
Таблица 12
Нормы по видам материалов |
|||
Наименование показателя |
измельченные основные металлурги-ческие шлаки |
зола уноса и золошла-ковые смеси |
пыль уноса цементных заводов |
1. Зерновой состав, % по массе, не менее: мельче 1,25 мм мельче 0,315 мм мельче 0,071 мм | |||
2. Пористость, % по объему, не более | |||
3. Набухание образцов из смеси минерального порошка с битумом, % по объему, не более |
Не нормируют |
||
4. Коэффициент водостойкости образцов из смеси порошка с битумом, не менее | |||
5. Показатель битумоемкости, г, не более | |||
6. Содержание водорастворимых соединений, % по массе, не более |
Не нормируют |
||
7. Влажность, % по массе, не более | |||
8. Содержание окислов щелочных металлов (Na 2 O + К 2 О), % по массе, не более |
Не нормируют |
Не нормируют |
|
9. Потери при прокаливании, % по массе, не более |
Не нормируют |
10. Содержание свободной окиси кальция СаО, % по массе |
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. При приготовлении смесей и устройстве из н их дорожных и аэродромных покрытий и оснований следует соблюдать требования строительных норм и правил по технике безопасности в строит ельстве; Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, утвержден ные Мннтрансстроем 28 апреля 1977 г. и Минавтодором РСФСР 25 фе враля 1977 г. и согласованные с ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 25 января 1977 г.; Правила по технике безопасности и производстве нной санитарии при строительстве и ремонте городских дорог, работе на асфальтобетонных заводах и производственных базах дорожно-эксплуатационных организаций, введенные приказом по Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 11 июня 1976 г. и согласованные с ЦК профсоюза рабочих мест ной промышленности и коммунально-бытовых услуг 29 апреля 1976 г.
5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
5.1. Приемку смесей проводят партиями. 5.2. При приемке и отгрузке горячих и теплых смесей партией считают количество смеси одного состава, выпускаемой на одной установке в течение смены, но не более 400 т. 5.3. При приемке холодных смесей партией считают количество смеси одного состава, выпускаемой заводом в течение одной смены, но не более 200 т. После приемки смесь помещают на склад, где допускается перемешивание ее с другой холодной смесью того же состава. 5.4. При отгрузке холодной смеси со склада в автомобили партией считают количество смеси одного состава, отгружаемое одному потребителю в течение суток. При отгрузке холодной смеси со склада в железнодорожные или водные транспортные средства партией считают количество смеси одного состава, отгружаемой в одном железнодорожном составе или в одной барже. 5.5. Количество поставляемой смеси определяют по массе. Смесь, отгружаемую в вагоны или автомобили, взвешивают на железнодорожных или автомобильных весах. Массу холодной смеси, отгружаемой на суда, определяют по осадк е судна. 5.6. Для контроля качества см еси на предприятии-изготовителе отбирают и испытывают по одной пробе от каждой партии. Отбор проб производят по ГОСТ 12801-84. При контроле качества смесей определяют следующ ие показатели: т емпературу готовой смеси; зерновой состав и содержание битума; водонасы щение; набухани е; пр едел прочности при сжатии при температуре 20 ° С для всех см ес ей и при температуре 50 °С для горяч их и теплых смес ей; коэффиц иент водостойкости; слеживаемость (только для холодных смесей). Показат ель слеживаемости следует определять 2-3 раза в смену. 5.7. Пр едприятие- изготовитель обязано также проводить периодический контроль смесей по следующим показателям: пористость минерального остова; остаточная пористость; предел прочности при сжатии при температуре 20 ° С после прогрева (только для холодных смесей) и при 0 ° С (для горячих и теплых смесей) ; коэффици ент водостойкости при длительном водонасыщении; сцепление битума с минеральной частью смесей. Периодическ ий контроль следует осуществлять нс реже одного раза в шесть месяцев и при каждом изменении материалов, применяемых при приготовлении смесей, а также при проектировании составов смесей. 5.8. Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия асфальтобетонных смесей требованиям настоящего стандарта, соблюдая при этом порядок отбора проб, установленный настоящ им стандартом и ГОСТ 12801-84, и приме няя методы испытаний, указанные в ГОСТ 12801-84. 5.9. Для контрольных испытаний асфальтобетонных смесей, отгружаемых в автомобили, отбирают три пробы от каждой партии непоср едственно из кузовов автомобилей. Для контрольных испытаний холодных асфальтобетонных смесей. отгружаемых в железнодорожные или водные транспортные средства, отбирают три пробы из каждого вагона или баржи. Каждую пробу смеси отбирают из разных мест вагона или барж и на различной глубине. Отобранные пробы не смешивают и испытывают отдельно. При получении неудовлетворительных р езультатов испытаний хотя бы одной пробы прои зводят повторные испытания уд военного количества пробы. В случае неудовлетворительных результатов повторных испытаний партию бракуют. 5.10. При неоднородности горячих и теплых смесей, оцениваемой визуально наличием зерен минерального материала, непокрытых битумом, скоплением битума и минерального порошка, а также при несоответствии температуры смеси требованиям табл. 9 см есь бракуют.
6. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
6.1. Испытания асфальтобетонных смесей - по ГОСТ 12801-84. 6.2. Методы испытаний мат ериалов, прим еня емых дл я приготовл ения смесей, должны соответствовать: ГОСТ 11501-78, ГОСТ 11503-74, ГОСТ 11504-73, ГОСТ 11505-75, ГОСТ 11506-73, ГОСТ 11507-78, ГОСТ 11508-74, ГОСТ 11510-65, ГОСТ 11511-65, ГОСТ 11512-65 и ГОСТ 43 33-48 для битумов, ГОСТ 8269-76 для щебня и гравия, ГОСТ 8735-75 для песка, ГОСТ 12784-78 для минерального порошка.
7. МА РКИ РОВКА, Т РАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
7.1. При отгрузке потребителю предприятие-изготовитель обязано сопровождать смесь паспортом, в котором должны быть указаны: наименование предприятия-изготовителя; номер и дата выдачи паспорта; наименование и адрес потребителя; вид, тип и марка смеси; масса смеси; температура горячей смеси; время отправления горячей смеси; срок хранения (для холодной смеси); обозначение настоящего стандарта. 7.2. Горячие и теплые смеси транспортируют к месту укладки автомобилями, при этом паспортом сопровождают смесь, загружаемую в каждый автомобиль. 7.3. Холодны е смеси транспортируют автомобилями, железнодорожными ваго нами или баржами, при этом паспортом сопровождают см есь в каждом транспортном средстве. 7.4. В летний период холодные смеси можно хранить на открытых площадках, в осенне-зимний период - в закрытых складах или п од навесом в штабелях высотой не более 2 м.
8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
8.1. Изготов итель гарантирует соответствие выпускаемой смеси требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 8.2. Гарант ийный срок хранения холодных смесей с использованием битумов СГ 70/130 - 4 мес, с использованием битумов МГ 70/130 и МГО 70/130 - 8 мес со дня приготовления.
и наименования смесей |
Типы смесей |
Вид асфальтобетона |
|
Горячая и теплая: крупнозернистая |
5,0 ¾ 6,0_ |
||
5,5 ¾ 6,5_ |
|||
Пористый |
4,0 ¾ 6,0_ |
||
Высокопористый |
2,5 ¾ 3,0_ |
||
мелкозернистая |
5,0 ¾ 6,0_ |
||
5,5 ¾ 6,5_ |
|||
Пористый |
4,5 ¾ 6,0_ |
||
Высокопористый |
2,5 ¾ 3,5_ |
||
песчаная | |||
Высокопористый |
|||
Холодная: мелкозернистая | |||
песчаная |
Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог
асфальто- |
I, II, III п, I с |
III, IV п, I с, II с |
|||||
ческая зона |
Марка смеси |
Марка битума |
Марка смеси |
Марка смеси |
|||
БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 | |||||||
Плотный из горячих и теплых смесей | БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 СГ 130/200 | БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 БН 60/90 БН 90/130 БН 130/200 БН 200/300 СГ 130/200 МГ 130/200 | БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 БН 60/90 БН 90/130 БН 130/200 БН 200/300 СГ 130/200 МГ 130/200 МГО 130/200 | ||||
Из холодных смесей | Не применяют | СГ 70/130 | |||||
Плотный из горячих смесей | БН 90/130 | Из холодных смесей | Не применяют | СГ 70/130 | СГ 70/130 МГ 70/130 МГО 70/130 |
и реконструкции взлетно-посадочных полос
и магистральных рулежных дорожек аэродромов
асфальто- |
|||||||
ческая зона |
Марка смеси |
Марка битума |
Марка смеси |
Марка смеси |
|||
Плотный из горячих смесей | БНД 90/130 | БНД 90/130 | БНД 90/130 | ||||
Плотный из горячих смесей | БНД 60/90 БНД 90/130 | БНД 60/90 БНД 90/130 БН 60/90 БН 90/130 | БНД 60/90 БНД 90/130 БН 60/90 БН 90/130 | Плотный из горячих смесей | БНД 40/60 БНД 60/90 БН 40/60 БН 60/90 | БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 | БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 БН 90/130 |
Область применения асфальтобетонов при строительстве
и реконструкции верхних слоев покрытий прочих рулежных дорожек, мест стоянок и перронов аэродромов
асфальто- |
|||||||
ческая зона |
Марка смеси |
Марка битума |
Марка смеси |
Марка смеси |
|||
Плотный из горячих и теплых смесей | БНД 90/130 | БНД 90/130 БНД 130/200 | БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 СГ 130/200 | ||||
Плотный их горячих и теплых смесей | БНД 60/90 БНД 90/130 | БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БН 60/90 БН 90/130 | БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 БН 60/90 БН 90/130 СГ 130/200 | ||||
Плотный из горячих смесей | БНД 40/60 БНД 60/90 БН 40/60 БН 60/90 | БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 | БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 БН 90/130 | Из холодных смесей | Не применяют | СГ 70/130 | СГ 70/130 МГ 70/130 МГО 70/130 |
Асфальтобетон может классифицироваться по составу (базовым компонентам), однако основная (и более предпочтительная) классификация имеет своей основой соотношение компонентов. Для того, чтобы причислить асфальт к одному из трёх основных видов, необходимо знать процентное содержание всех его основных элементов и добавок.
Прежде чем объединить информацию по типам и маркам асфальта в таблицу, нужно рассказать о важном показателе: процентном соотношении гравия (щебня) и песка. От этого показателя во многом зависят свойства асфальта.
По соотношению песка и камня выделяют следующие типы асфальта: А, Б, В, Г, Д . Чем позже стоит в алфавите соответствующая буква, тем большим является процент песка в типе асфальта.
Тип асфальта А: от 50 до 60 процентов щебня.
Асфальт Б: от 40 до 50 процентов гравия или щебня.
Тип асфальтобетона В : 30-40 процентов гравия или щебня.
Г: 30 процентов песка (искусственного — материалом для которого служит отсев дробления).
Д: 70 процентов песка (производимого из отсева дробления).
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня