Какой и почему изображает некрасов свою музу. Анализ стихотворения Некрасова "Муза"

Тема: "Муза в творчестве Н. А. Некрасова"

Цели:

  1. показать своеобразие и социальную обусловленность музы Некрасова, сравнивая ее с образом музы в творчестве других поэтов;
  2. развивать умения анализировать поэтические произведения;
  3. сравнивать, доказывать, полно и грамотно излагать свои мысли;
  4. воспитывать чувства гражданственности и патриотизма .

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя о взаимообусловленности эпохи и творчества поэта. Учитель предлагает десятиклассникам вспомнить характерные особенности времени, в которое Н.А. Некрасов вошел в литературу:

Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, практически целиком определила характер его творчества. Свободное личностное самовыражение – смысл и цель искусства – уходило на второй план, на первом оказывались проблемы социальные. Среди проблем, которыми была "богата" в то время Россия, острейшей проблемой, давным-давно назревшей, воспринималась необходимость освобождения народа от крепостной зависимости. Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты; с каждым годом узел затягивался все туже, груз нерешенных проблем становился все тяжелее – и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и "новые люди" видели смысл своей жизни в том, чтобы этих реформ добиться.

Искусство в данной ситуации становится не целью, а средством. Оно мобилизовано на службу обществу. От творчества поэта требуется социальная польза, доступность, простота.

Гуманная цель борьбы за обездоленных позволяет "новым людям", демократам ощутить свое историческое предназначение. Их молодость пришлась на то время, когда жизнь была скована реестром и догмой. Поэтому смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, предала уверенности в том, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады уже самой возможности сделать что-нибудь для своего народа: необходимость трудиться на благо нации они ощущали как счастье. Их призвали , и они после мук и рефлексии бессмысленного существования 40-х годов почувствовали свою востребованность .

Главным и единственным становится для них служение , которое забирает человека целиком, не оставляя времени на частную, обычную человеческую жизнь.

Такой идеал избрал Некрасов. Он был человеком одержимым и страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника – и это стало его «пожизненным амплуа».

Некрасов, как в свое время и Пушкин, явился новатором в области поэтического содержания и формы. Он расширил границы поэзии, посчитав, что ее объектом может стать любой предмет, любое чувство или ощущение

Рассказывая, учитель обращает внимание учащихся на схему его лекции, изображенную на доске. Ученики заносят ее в свои тетради. По этой схеме им легко будет восстановить в памяти все сказанное учителем:

(Свободное личностное самовыражение – цель и смысл искусства – на втором плане.

На первом – проблемы социальные).

Следовательно: искусство не цель, а

Материал для справки:

Муза Каллиопа. Обращение к ней в античности – ритуал. В период классицизма, который во всем подражал античным образцам, происходит то же самое. У романтиков Муза эфирна, она является существом другого мира, «чистым гением», «прекрасной девой». В середине 19-го века обращение к Музе теряет свою популярность. Только во второй половине 19-го века Музе принадлежит особое место. Особенно хорошо это видно в творчестве Н. А. Некрасова.

III. В чем же новаторство Некрасова в изображении Музы?

Отвечаем на этот вопрос постепенно, составляя таблицу сравнения с учениками:

№ п/п

1-ая половина 19-го века

2-ая половина 19-го века

Муза – "вакханка", "уездная барышня" "с печальной думою в очах", божественная вдохновительница поэтов.

Муза – крестьянка, муза – раба, "муза мести и печали", "падшая", "униженно просящая".

Символ, воплощение высокого творчества. "Веленью Божию, о Муза, будь послушна".

Зримый персонаж, который обрел плоть, характер, судьбу.

Ее устами Бог говорит с поэтом.

Ее устами говорит народ – просит о пощаде, требует справедливости.

Ореол таинственности

Муза опускается с небес на землю. "Печальная спутница печальных бедняков".

Главная черта – вдохновение, которое она навевает на поэта

Главная черта – неизгладимая долготерпеливая мука, в которой и страдания народные, и страдания самого автора.

Муза – существо, которому подвластны неведомые простым смертным законы духовной жизни.

Муза – путеводительница, которая приносит отказ от свободы творчества во имя дела. "Нет в тебе творящего искусства, но кипит в тебе живая кровь."

Муза далека от народа.

Некрасовская Муза – залог неразрывной связи с народом.

IV. Стихи, которые можно проанализировать на уроке, учитывая образ Музы Некрасова:

- "О Муза, я у двери гроба...";

- "Вчерашний день...";

- "Муза";

- «Умру я скоро...",

- "Ликует враг, молчит в недоуменье вчерашний друг...";

- "Праздник жизни – молодости годы...".

V. Учитель подводит итоги урока.

VI. Домашнее задание.

Анализ одного из стихотворений по выбору учителя, а также стихотворение "Вчерашний день...» – наизусть.

ЭПОХА

характер творчества Н.А. Некрасова

искусство – средство

средство чего?

Демократических реформ

Освоения народа

Борьбы за обездоленных

Некрасов и демократы ощущали свое историческое предназначение

мотив служения , поэтому:

1-ая половина 19-го века.

Главный герой – «страдающий эгоист», «лишний человек».

2-ая половина 19-го века.

Главный герой – человек поступка. Его жизнь зависит не от исторических обстоятельств, а от самого себя, поэтому основной мотив их творчества – мотив ответственности.

новаторство формы и содержания

1. Любой предмет, любое чувство может быть предметом искусства.

2. Можно поставить знак равенства между благополучными и униженными.

3. Искусство может быть подчинено общественной необходимости. (Стихотворение Н. А. Некрасова, посвященное Муравьеву – вешателю.)

Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи.

В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит:

Но не льщусь, чтоб в памяти народной

Уцелело что-нибудь из них…

Нет в тебе поэзии свободной,

Мой суровый, неуклюжий стих!

Поэт утверждает, что его стихотворения состоят из «живой крови», «мстительного чувства» и любви.

Та любовь, что добрых прославляет,

Что клеймит злодея и глупца

И венком терновым наделяет

Беззащитного певца.

О сложении стихов Некрасов пишет как о тяжелом труде. У него нет возвышенных, поэтических интонаций, как, например, у Пушкина. В жизни Некрасову приходилось ради заработка напряженно, мучительно трудиться, а собственные стихи помогали хоть на какое-то время вырваться из обязательной повинности. Оставшись без помощи семьи, Некрасов с юности был «литературным чернорабочим». Чтобы выжить в Петербурге, ему приходилось писать рецензии, куплеты, фельетоны и многое другое. Такая работа выматывала поэта, отбирала у него силы и здоровье. Стихи Некрасова – это «суровые стихи», в них сила любви и ненависти к богачам, угнетающим народ.

На смерть Гоголя Некрасов написал стихотворение «Блажен незлобивый поэт…». В нем герой-поэт – это «обличитель толпы», который идет «тернистым путем», его не понимают и проклинают.

На новом витке истории, во второй половине XIX века, Некрасов пишет стихотворение «Пророк». Его поэт-пророк жертвует собой ради людей, их счастливой и справедливой жизни в будущем. Стихотворение написано в форме диалога пророка с человеком из толпы. Пророк Некрасова готов на жертву:

Жить для себя возможно только в мире,

Но умереть возможно для других.

Пророк уверен, что служить добру можно, если принести себя в жертву, как Христос. Поэт и послан, чтобы напомнить людям о Боге. Сам Бог у Некрасова назван «Богом гнева и печали».

В стихотворении «Поэт и гражданин» возникает чисто некрасовский образ «любовь-ненависть», которого не было ни у Пушкина, ни у Лермонтова:

Клянусь, я честно ненавидел!

Клянусь, я искренно любил!

В отличие от великих предшественников, у Некрасова отсутствует мотив обиды, противостояния всему миру. Его поэт – не титан и не потустороннее существо, избранное Богом. «Враждебные слова отрицанья» поэт Некрасова произносит во имя любви к людям. Некрасов отстаивал право гражданской поэзии обличать беспорядки общественной жизни:

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит отчизны своей…

Новаторство Некрасова в том, что он по-новому осмыслил роль поэта и поэзии. Если у Пушкина в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» речь идет о творческой свободе, то у Некрасова – о долге поэта перед обществом и его гражданами.

В стихотворении «Поэт и гражданин» говорится об упадке поэзии, о времени, когда поэты в растерянности не знают, о чем писать. Пришедший к унылому поэту гражданин требует от него стихов для «дела и пользы»:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Можно выбрать путь «безвредного» поэта, а можно приносить пользу стране. Гражданин говорит, что вокруг «стяжатели и воры» или «бездействующие мудрецы», различные безответственные болтуны. Именно сейчас обличительные стихи могут принести много пользы, стать настоящим «делом». Поэт оправдывается и приводит строки Пушкина: «Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв». Но гражданин отвечает ему:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать…

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной…

В заключительной части стихотворения Некрасов говорит о своем даровании, о Музе. Эти строки звучат как исповедь. Драма поэта, который «стоит у двери гроба», не в приближающейся смерти, а в том, что Муза покинула его, он лишился вдохновения. Некрасов представляет свою жизнь как трагический «роман» с Музой. Муза оставила поэта, потому что он не стал героем борьбы с тиранией, он «сын больного века», недостоин ее. Поэт оказался слабым человеком, не оправдал данного ему таланта.

Образ страдающей Музы показан в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…»:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!..»

Муза Некрасова – это не античное существо, а простая девушка, которую подвергают позорному публичному наказанию. Она гордо переносит его, призывая к мщению.

Самокритика Некрасова по отношению к себе не всегда обоснованна. Его гражданская лирика действительно была оружием, призывала к борьбе, вносила смятение в ряды врагов свободы.

  • И свету возвестить о них благословила…
  • Печальной спутницы печальных бедняков,
  • Почувствовать свои страданья научила
  • Например, о героине «Тройки» можно сказать многое. Ни ее романтический портрет, ни натуралистическое описание ее судьбы сами по себе не несли еще поэзии с ярко выраженным национальным значением. Но Некрасов окружил этот свой ранний образ такими лирическими мотивами, в которых непосредственное предметное содержание было едва ли не заслонено символикой национального бытия. Именно в таком значении входили в некрасовское стихотворение дорожные мотивы и образ тройки. Свет этой символики придал героине «Тройки» поэтичность неизмеримо высшую, чем та, которая могла быть заключена в романсовом лиризме или в социально-бытовой драме. В женском образе поэта рождалось национальное олицетворение, которое и было впоследствии утверждено всем образным миром некрасовской поэзии.

  • Чрез бездны темные насилия и зла,
  • Этот лик музы, ласкающей слух и учащей волшебной гармонии, волнующей поэта «мечтой неясною», бывшей ему «подругой любящей», как признается поэт, ему неведом. Над ним рано «отяготели узы» иной «неласковой и нелюбимой музы»:
  • Труда и Голода она меня вела –
  • Поднимая жизненную картину до высочайшего поэтического обобщения, Некрасов вместе с тем сохраняет интимный тон. Между «крестьянкой молодой» и Музой нет никаких преград, они одинаково дороги и близки поэту. Их общность подчеркнута, во-первых, тем, что стихи о крестьянке и Музе замыкают четверостишия и явно соотносятся между собой, а во-вторых, одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» – «сестра твоя родная»). Наконец, драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью первой, и это высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций. Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза – сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что она тоже подвергается истязаниям, цензурным и иным гонениям, физическому насилию, что она так же бесправна, как и крестьянка, что он, Некрасов, поэт народа, потому что крестьянка символизирует весь народ.

    У Некрасова, представителя гражданской лирики, с музой складывались непростые отношения. Во многих стихотворениях предстает она ему, проживает свою отдельную судьбу, измученная, иссеченная кнутом, спутница всех бедняков и крестьян, поющая о несправедливости и страшной судьбе.

    Муза Некрасова «почувствовать свои страданья научила, и свету возвестить о них благословила…»

    Детство Некрасова прошло в разъездах с отцом-тираном, который работал исправником – выбивал долги с крестьян. С самого детства Николай видел страшные картины голода, нищеты и смерти. Поэтому его поэзия так далека от «чистого искусства», ведь он посвятил лиру «народу своему». За это его нещадно бичевали его же современники, которые, будучи обеспеченными и привилегированными людьми, не понимали и не хотели видеть страданий рабочих и крестьян.

    Во многих стихотворениях рассказывает он о своей музе — не поющей и прекрасной, а «печальной спутнице печальных бедняков». В стихотворении, написанном в 1852 году, четко прослеживаются жизненные периоды поэта. Сложное детство, трудная юность, нищенское существование (отец лишил сына содержания за то, что он нашел свое поприще в литературной работе).

    Жанр, направление, размер

    Жанр произведения: гражданско-философская лирика. Автор рассуждает о своем предназначении – помогать простым людям, рассказывать именно их историю.

    Направление: реализм. Поэт говорит о том, что действительно происходит вокруг: о голоде, нищете, несправедливости и бесправии человека, на труде которого держится страна.

    Размер стихотворения: ямб.

    Образы и символы

    Муза Некрасова — не эфемерная барышня, а молодая крестьянка. Такое определение ее мы можем встретить еще в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…». Это стихотворение датируется 1848 годом и его принято считать первым упоминанием Некрасова о своей музе. «Там били женщину кнутом, крестьянку молодую» — встречаем в этом стихотворении. Кнут — символ самодержавия в России, получается она, некрасовская муза, истерзана режимом, господствующем в России.

    Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
    Всечасно жаждущей, униженно просящей

    Именно такой образ музы из одноименного стихотворения проходит лейтмотивом сквозь все творчество Некрасова. В ее лице мы видим черты всей России-матушки, которая страдает от бедности и унижения, от ужасных условий труда и самой жизни. В этом особенность музы крестьянского поэта.

    Некрасовская муза перестает быть воплощением высокого творчества, она — вполне зримый персонаж, она — вся боль русского народа, она — муза мести и печали, она та, кто научил Некрасова чувствовать страдания крестьян ещё в раннем детстве.

    Темы и проблемы

    Проблематика и тематика произведения типичны для творчества Некрасова: это социальные и политические вопросы, которые либеральная интеллигенция обращала к власти: почему крестьянству живется так трудно? До каких пор ему терпеть угнетение и несправедливость?

    • Основная тема – предназначение поэта. «Муза» посвящена глобальной теме русского писательства – поэт и поэзия. Некрасов делится со своим читателям трудностями общения с музой, совершенно особенной, которая мучит поэта, вместо того, чтобы петь «песни сладкогласные».
    • Проблема рабства и тирании. Если мы отождествляем некрасовкую музу с русским народом, мы видим, что она, так же как и народ «молчит под бичом» (строка из «Вчерашний день, часу в шестом»). Слепая покорность – загадка русского народа. Почему призывы к мести («мщение! и буйным языком//На головы врагов звала господень гром!») все равно сменяются поникшей головой, принимающий бесправие и порабощение?

    Основная идея

    Как мы уже говорили ранее, Некрасов далёк от «чистого искусства» и сам не считает себя настоящим поэтом, во многих стихах, посвящённых музе, он как бы «оправдывается» за своё творчество, рассказывая о виновнице его страданий.

    Муза Некрасова «неласкова и нелюбима», она сыта всем тем, что Николай видел ещё в детстве и юности – бедные села и петербургские трущобы. Эти картины отняли у поэта беззаботное отрочество, окунув во весь российский мрак. Муза научила его ненавидеть и мстить за весь русский народ. В этом посыле и заключается смысл произведения.

    Один из ключевых моментов стихотворения строки: «Прощай врагам своим!». Это шепчет муза, но на самом деле шепчет весь народ. Почему так?! Почему крестьяне раболепствуют перед кучкой помещиков и чиновников? Это загадка будет мучить Некрасова до самой смерти. А после долгожданной отмены крепостного права, поэт напишет: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?». Русский народ очень сложен и многогранен, иногда он сам не понимает, что для него будет лучше. Такова и некрасовская муза. Главная мысль поэта – показать не только боль, но и светлый нравственный облик людей, которые мучаются, но все равно прощают обидчикам свои недавно пролитые слезы. В этом красота и величие Руси.

    Средства выразительности

    Чрезвычайно богат текст эпитетами с отрицательной коннотацией – неласковой, нелюбимой, печальной, плачущей, скорбящей, болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей, убогой, согбенная…

    Чтобы подчеркнуть всю печаль сложившейся ситуации, автор использует повтор «печальной спутницы печальных бедняков».

    Частые инверсии «вдруг плакала она», создают динамику, ощущение беспрестанной страдающей музы. Для этой же цели автор использует пропуск подлежащего «играла бешено моею колыбелью», «почувствовать свои страданья научила».

    Много в стихотворении градаций: «расчеты мелочной и грязной суеты <. .. > проклятья, жалобы, бессильные угрозы». Они создают нагнетающую атмосферу стихотворения.

    Тропы Некрасова дополняют и окрашивают эмоциями его мысли, и хоть он сам скромно отказывался от звания поэта, мы видим, что его работам свойственна прелесть изящной словесности.

    Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу. Он сам написал о себе: «Я лиру посвятил народу своему». Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе простой крестьянской девушки, женщины.

    В 1848 году, еще в самом начале своего творческого пути Некрасов написал за-мечательное стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», которое посвятил крестьянской девушке, публично подвергнутой жестокому и постыдному наказанию. Это Муза бедняков, униженная, но гордая и прекрасная.

    Конечно, это стихотворение о молодой крестьянке, подвергшейся наказанию на Сенатской площади в Петербурге, но стоически выдержавшей беспощадную расправу и названной поэтом Музой, Некрасов напечатать не мог. Написанное простым карандашом на обрывке бумаги, оно пролежало в течение 25 лет в столе, прежде чем Некрасов вписал его в альбом своей знакомой. А напечатано оно было еще 10 лет спустя, уже после смерти поэта. Но именно образ этой девушки сопровождал Некрасова на протяжении всего его творчества и стал его настоящей музой.
    Весь строй стихотворения лишен какой-либо патетики. Первая строка «вчерашний день часу в шестом» подчеркивает современность действия. Событие произошло только что, и поэт находится под его впечатлением. Вторая строка «Зашел я на Сенную» указывает на место действия, а глагол «зашел» подчеркивает, что лири- ческий герой не шел туда специально, а оказался там случайно.
    Однако самой казни на Сенатской площади в 1848 году произойти не могло, так как подобные вещи обычно проводились на Троицкой или Конной площадях, где для них был построен специальный эшафот. Но экзекуции, в том числе и женщин, в Петербурге действительно проводились, правда не кнутом. А плетью. Почему же Некрасов выбрал именно это орудие пытки?

    Действие стихотворения разворачивается не столько в конкретно-бытовом, сколько в символичном плане. Сенная площадь выбрана не случайно — это было самое демократичное место в столице. А кнут стал символом позорного и унизительного наказания. Крестьянка-Муза становится символом униженной и порабощенной России.

    Поэт выбрал образ крестьянки для своей Музы также не случайно. Некрасов — народный поэт, он всей душой любил Россию, а Россия всегда ассоциировалась с женщиной, с матерью. Кроме того, положение женщин в России, тем более крес-тьянок, всегда было бесправным. Некрасов высоко ценил в женщине ее терпение и гордость. Униженная и поруганная, крестьянка-Муза не рыдает, не просит о пощаде. Она стоически переживает боль и позор. Но именно это стоическое терпение звучит грозным обвинением обществу, в котором жестокое и постыдное обращение с женщинами было нормой.

    Образ униженной, но не сломленной страданиями крестьянской женщины вол-новал поэта на протяжении всего его творчества. Образ крестьянской женщины представлен в таких поэмах, как «Коробейники», «Мороз, Красный нос». В каждой из этих поэм перед читателем предстает сильный женский характер, способный пережить любые жизненные невзгоды, с поднятой головой выйти из самой унизительной ситуации.

    Наиболее ярко размышления о русской женщине нашли отражение в образе Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасов видел в женщине не только забитое и бесправное существо. Не сломиться под гнетом мужа, свекрови, всей нелегкой судьбы крестьянки было, по мнению Некрасова, настоящим подвигом. Не случайно о Матрене он написал такие строки: «Есть женщины в русских селеньях». Матрена воплощает в себе все лучшие качества характера русской женщины. Он создает образ «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенный сдержанной и строгой красотой, исполненный чувством собственного достоинства. Рассказ о судьбе Матрены Тимофеевны — это повесть не только о ее доле. Голос Матрены — это голос всего народа, всех крестьянок России. Поэтому в поэме она чаще поет, чем рассказывает, причем поет песни, не придуманные специально для нее Некрасовым, а взятые им из фольклора.

    Но не только простые крестьянки могли стать Музами Некрасова. В поэмах «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская» поэт продолжает свои раздумья о характере русской женщины. Но теперь здесь воспеваются женщины дворянского круга, и становится ясно, что не только крестьянки способны на высокие поступки. Любая русская женщина готова на все ради того, кого она любит, способна от собственного счастья и благополучия. Героини обеих поэм едут на каторгу за своими мужьями-декабристами. Их характеры мужают и крепнут в ходе встреч и столк-новений с разными людьми во время их долгой дороги. Полон напряженного дра-матизма психологический поединок княгини Трубецкой с иркутским губернатором. В дороге растет самосознание княгини Волконской.

    Размышляя над судьбой русских женщин, Некрасов сделал своей Музой жен-щину, сильную духом, способную перенести многие невзгоды своей судьбы, которая никогда не сломится и не преклонит колени перед своими угнетателями.

    • Н. А. Некрасова по праву можно считать народным поэтом, ведь не случайно столь многообразные, сложные по своей художественной структуре мотивы его лирики объединены темой народа. Стихи рассказывают о жизни крестьян и городской бедноты, о тяжелой женской доле, о природе и любви, о высокой гражданственности и назначении поэта. Мастерство Некрасова заключалось прежде всего в реализме, в правдивом изображении действительности и в причастности самого поэта к народной жизни, привязанности и любви к русскому […]
    • Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит: Но не льщусь, чтоб в […]
    • Н. А. Некрасов создал целую эпоху в поэзии. Не одно поколение лучших людей России воспитывалось на произведениях поэта. С детских лет входят в наше сознание некрасовские образы, неповторимые звуки его стихотворной речи. В лице Некрасова, чутко уловившего требование времени, поэзия стремилась раздвинуть свои пределы. Поэт исповедуется перед обществом, считает себя ответственным перед ним. С высочайших нравственных позиций судит он свои несовершенства, казнит себя за малейшие колебания и слабости. Его политическое […]
    • Литературный талант Н. А. Некрасова прославил его не только как писателя и поэта, но и как редактора, журналиста и критика. В разное время он писал стихи, повести, фельетоны, водевили, сатирические куплеты – острые и злые. Некрасову принадлежит также незаконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Но основу его творческого наследия составляют, конечно, стихи. Некрасов принадлежал к «натуральной школе». Он считал, что литература должна отражать реальную жизнь, описывать трущобы, язвы и голод […]
    • Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна” («Мы с тобой бестолковые люди...»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н.Скатова, он “не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу”. Из трёх десятков лучших любовных […]
    • Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной жизни. В ней Некрасов создал многоплановый сюжет и ввел большое количество действующих лиц. Как в произведениях фольклора, повествование строится в форме пути, путешествия, но главный вопрос – один: выяснить представление о счастье русского человека. Счастье – понятие сложное. Сюда входят социальное […]
    • Творчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики. Поэт часто бывал в русских избах, на практике изучил простонародный язык, речь солдат, крестьян. Она стала его речью. Народные образы в его произведениях не сводятся к простому заимствованию, Некрасов использовал фольклор свободно, переосмыслял его, творчески подчиняя собственным художественным задачам, своему стилю. Поэма «Мороз, Красный нос» написана профессиональным писателем, и в ней есть пласт литературной и традиционно‑поэтической […]
    • Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно‑поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры. Умерший муж Дарьи подобен соколу в […]
    • Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет […]
    • Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в поэме! Вся пореформенная Русь плачет и стонет на страницах поэмы, но есть и много шуток и прибауток: «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Иначе и быть не могло. В самой жизни горе и радость идут рука об руку. В поэме много народных образов: Савелий, Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Корчагина. Все они […]
    • Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала одной из центральных в творчестве Н. А. Некрасова. Время, когда он работал над поэмой, – время больших перемен. В обществе кипели страсти представителей революционно‑демократических течений. Лучшая часть интеллигенции поддерживала интересы «народников». Поэта всегда волновала судьба народа. Народный заступник – тот, который не просто жалеет, сочувствует крестьянам, но служит народу, выражает его интересы, действиями и поступками подтверждая это. Образ такого человека – не […]
    • Над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия деревень говорят о нищете, убогости российской действительности: Мы мужики степенные, Из временно обязанных, Подтянутой губернии, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Несытова, Неелова, Заплатова, Дырявина, Горелок, Голодухино, Неурожайка […]
    • Первое, имевшее огромный успех собрание стихотворений Некрасова 1856 г., открывалось программой, творческим манифестом – «Поэт и гражданин». Не только первое место к книге, но и особый шрифт призваны были подчеркнуть значение этого произведения. Здесь новый поэт предстает перед нами как реальность «во плоти и крови», со своим мироощущением и характером. Он вступает в диалог, который, как подчеркивает Некрасов, происходит в трудное и бурное время, в «годину горя». Гражданин напоминает Поэту о суровости и […]
    • Образ «народного заступника». Им является семинарист Гриша Добросклонов - сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши: ...лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже. Что будет жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка. Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов - борец за […]
    • Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» занимает особое место как в истории русской классической литературы, так и в творческом наследии поэта. Она представляет собою синтез поэтической деятельности Некрасова, завершение многолетней творческой работы поэта-революционера. Все то, что Некрасов разрабатывал в отдельных произведениях на протяжении тридцати лет, собрано здесь в едином замысле, грандиозном по содержанию, размаху и смелости. В нем слились все основные линии его поэтических исканий, наиболее полно […]
    • Григорий Печорин Максим Максимыч Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан Черты характера Всё новое быстро надоедает. Страдает от скуки. Вообще, уставший от жизни, пресыщенный молодой человек, ищет отвлечения на войне, однако буквально за месяц привыкает к свисту пуль и грохоту разрывов, снова начинает скучать. Уверен, что приносит окружающим одни несчастья, что усиливает его […]
    • Каждый из нас хочет стать счастливым. Это не удивительно, ведь состояние счастья - одно из самых желанных и притягательных для людей. Но что такое счастье? Для кого-то это состояние души, кто-то видит в счастье поток положительных эмоций, а я считаю, что счастье – это когда в жизни все спорится, присутствует некий баланс и гармония во всех жизненных сферах, ты получаешь удовольствие и радость от каждого мига жизни. Каждый человек проходит через массу различных состояний и ситуаций, которые встречаются […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • История России за 10 лет или творчество Шолохова через кристалл романа "Тихий Дон" Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно. История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, […]
    • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
  • Что еще почитать