Кавказский пленник 4 глава краткое содержание. Кавказский пленник, толстой лев николаевич

«Кавказский пленник»

(Рассказ)

Пересказ

На Кавказе служит офицером барин по имени Жилин. Ему приходит письмо от матери, в котором она пишет, что хочет повидаться с сыном перед смертью и, кроме того, на­шла ему хорошую невесту. Тот решает ехать к матери.

В ту пору на Кавказе была война, поэтому русские езди­ли только с провожатыми солдатами. Дело было летом. Жи­лин вместе с обозом ехали очень медленно, поэтому он решил, что поедет один. К нему пристал Костылин, грузный и тол­стый человек, и они поехали вместе. У Костылина было заря­женное ружье, поэтому Жилин и решился ехать с ним вместе. В это время на них нападают татары. У Жилина ружья нет, он кричит Костылину, чтобы тот стрелял. Но, увидев татар, Ко­стылин стал убегать. Жилина захватили в плен. Привезли его в аул, надели на него колодки и посадили в сарай.

Почти всю ночь Жилин не спит. Когда наступает рас­свет, он в щелку начинает рассматривать то место, куда по­пал. Ему страшно хочется пить.

К нему заходят два татарина, один злой, ругается на своем языке, а второй начал что-то лопотать по-своему Жи­лину. Жилин показывает, что хочет пить. Татарин позвал свою дочь Дину. Она принесла попить Жилину, а сама села и смотрит, как тот пьет, словно на зверя дикого. Жилин от­дает ей кувшин, а она как подпрыгнет, словно дикая коза. Ушли татары, заперев Жилина опять одного.

Через некоторое время приходит к Жилину ногаец и го­ворит, что идти надо. Привели Жилина в дом к одному из татар. Там их много сидело.

Один татарин и говорит Жилину по-русски, чтобы тот домой письмо писал, выкуп просил в три тысячи монет, а придет выкуп, его, Жилина, и отпустят. Но Жилин гово­рит, что нет у него столько денег, только пятьсот рублей мо­жет заплатить.

Татары стали ругаться между собой. Переводчик гово­рит Жилину, что только три тысячи, не меньше, должен быть выкуп, а Жилин стоит на своем: пятьсот рублей и все тут. А если убьете, так вообще ничего не получите.

Опять стали ругаться татары, а один подходит к Жили­ну и говорит ему: «Урус, джигит». Джигит по-татарски зна­чит молодец.

Тут приводят в дом Костылина, его тоже татары в плен взяли: лошадь под ним стала и ружье осеклось, вот и взя­ли его.

Татары и говорят Жилину, что вот его товарищ давно написал домой письмо с просьбой выкуп прислать в разме­ре пяти тысяч. А потому Костылина и кормить будут, и оби­жать не станут. Но Жилин стоит на своем, хоть убивайте.

Татарин, который был хозяином Жилина, разозлился, дал ему бумагу, сказал, чтобы тот писал — он согласен на пятьсот рублей. Жилин, прежде чем писать, требует, что­бы накормили их хорошо, дали одежду, посадили вместе и колодки сняли. Татары на все согласились, кроме коло­док. Жилин написал, письмо, а адрес указал неверный, что­бы не дошло.

Увели Жилина и Костылина в сарай, дали потрепанную одежду, воды и хлеба, а на ночь сняли колодки и заперли.

Так прожили Жилин с Костылиным месяц. Кормят их плохо. Костылин все денег из дома ждет, а Жилин думает, как ему самому выбраться, ходит по деревне, высматрива­ет, кукол из глины лепит. Вот такую куклу и увидела од­нажды Дина, схватила ее и убежала с ней. На следующее утро надела на нее красные лоскутки и качает, как ребенка.

Да только старая татарка разбила эту куклу, а Дину услала работать куда-то.

Сделал тогда Жилин еще одну куклу, отдал ее Дине, а та принесла за это молока. И так Дина стала носить ему то молоко, то лепешки сырные, то кусок мяса однажды при­несла. Затем починил Жилин какому-то татарину часы, и пошла про него слава мастера. Татары полюбили Жили­на, хотя некоторые еще косились, особенно красный тата­рин и один старик. Тот старик был лучший джигит когда- то, у него было восемь сыновей, семерых из которых убили русские, за это он теперь русских ненавидит.

Так прожил Жилин еще месяц. Ходит днем по деревне, а вечером в сарае копает. Только вот не знает, в какую сто­рону надо уходить. Раз решил пойти на гору посмотреть, где русские, а за ним малый шпионит. Еле уговорил его Жилин пойти на гору, говорит, что траву надо собрать, чтобы народ лечить. Согласился малый. Посмотрел Жилин, куда бежать надо, увидел свою сторонушку. Решает Жилин в ту же ночь бежать. Но на его беду в этот день вернулись татары рано, злые, привезли с собой убитого татарина. Похоронили та­тары мертвого, три дня поминали. Только потом собрались и уехали куда-то. Жилин думает, что сегодня бежать надо. Предлагает Костылину, а тот боится, отказывается. Нако­нец Жилин уговорил Костылина.

Только все стихло в ауле, Жилин и Костылин вылез­ли из сарая. Собака Уляшин начала лаять, но Жилин уже давно ее приручил, покормил ее, погладил, она и затихла.

Побежал Жилин быстро, и Костылин идет за ним еле-еле, только охает. Забрали они немного правее, чем надо, чуть в аул чужой не попали. Зашли потом в лес, напали на до­рожку, идут. Дошли до полянки. Сел Костылин на полянку и говорит, что не может больше идти. Жилин стал его уговаривать идти дальше, а тот ни в какую. Жилин говорит, что тогда пойдет один. Костылин испугался, вскочил и по­шел дальше.

Вдруг мимо татарин едет, переждали они. Жилин встает дальше идти, а Костылин не может: ноги ободраны. Жилин поднимает его силой, а тот кричит, так ведь и татарин может услышать. Взвалил на себя Жилин Костылина, понес. А та­тарин тот услышал, как Костылин кричал, и поехал за под­могой. Далеко не мог унести Жилин Костылина, поймали их.

Привезли в аул, камнями, плетками бьют их. Собра­лись татары в кружок, обсуждают, что с пленными делать. Старик предлагает убить, но хозяин Жилина говорит, что деньги за него выручит. Наконец пришли к выводу, что если через неделю не пришлют за пленников деньги, их убьют. Заставила татары опять писать письма Жилина и Костыли­на, а потом посадил в глубокую яму за мечетью.

Теперь их не выпускают на свет и ни снимают колодки, только воду дают. Костылин выл, как собака, распух весь. И Жилин приуныл: не выбраться отсюда.

Однажды на него сверху упала лепешка, потом череш­ни. А это Дина принесла еды. Жилин думает, что, может быть, Дина поможет бежать. Наделал ей кукол, собак, ло­шадей из глины.

На следующий день Дина пришла и говорит, что хотят убить Жилина, а ей его жалко. А Жилин ей говорит, что коли жалко, так шест длинный принеси. Дина покачала го­ловой и ушла. Жилин огорчился, думает, что не сделает де­вочка этого, а тут ночью Дина приносит шест.

Жилин позвал Костылина вылезать, но тот говорит, что теперь его судьба здесь, никуда он не пойдет. Попрощался Жилин с Костылиным, пополз наверх.

Побежал Жилин под гору, колодки снимать. А замок крепкий, не снимается. Дина ему старается помочь, но мала еще, сил мало. Тут месяц стал вставать. Попрощался Жи­лин с Диной, она расплакалась, дала ему лепешек и убежа­ла. Пошел Жилин так, в колодках.

Жилин идет быстро, месяц все уже осветил вокруг. Всю ночь он шел. Дошел до конца леса, видит ружья, казаки. А с другого конца татары. Увидели Жилина, пустились к нему. У него сердце так и замерло. Закричал он что есть мочи. Услы­шали казаки, пустились наперерез татарам. Те испугались, остановились. Так и добежал Жилин до казаков. Узнали его, повели в крепость. Рассказал Жилин все, что с ним было.

И остался Жилин после этого случая служить на Кавка­зе. А Костылина только через месяц за пять тысяч выкупи­ли. Привезли еле живого.

Краткий пересказ «Кавказский пленник» Толстой

4.8 (96.36%) 22 votes

На этой странице искали:

  • сочинение на тему кавказский пленник 5 класс
  • сочинение кавказский пленник 5 класс
  • краткий пересказ кавказский пленник
  • кавказский пленник сочинение 5 класс
  • сочинение по кавказскому пленнику 5 класс

Рассказ Л. Н. Толстого был написан в 1872 году и относится к литературному направлению реализм. Название произведения отсылает читателя к поэме А. С. Пушкина «Кавказский пленник». Однако, в отличие от предшественника, Толстой в своем рассказе изобразил не романтического, идеализированного персонажа, а обычного русского офицера Жилина – храброго, трудолюбивого и человечного героя, способного всегда найти выход из трудной ситуации.

Главные герои

Жилин – барин из небогатой семьи, офицер, служил на Кавказе. Направляясь домой, попал в плен к татарам, из которого сбежал только со второго раза.

Костылин – офицер, с которым Жилин попал в плен к татарам.

Другие персонажи

Дина – дочь Абдул-Мурата, «тоненькая, худенькая, лет тринадцати». Носила еду Жилину, когда он был в плену, помогла ему сбежать.

Абдул-Мурат – «хозяин», татарин, который выкупил Жилина и Костылина, отец Дины.

Глава 1

Жилин служит на Кавказе офицером. Однажды он получает письмо от матери с просьбой приехать домой. Подумав, Жилин «выправил отпуск» , простился с друзьями и собрался ехать.

«На Кавказе тогда война была» – татары нападали на одиноких путников, поэтому обоз Жилина сопровождали солдаты. Желая доехать быстрее, офицер решает оторваться от сопровождающих, к нему присоединяется Костылин.

Однако по дороге им встретились татары. По вине Костылина, который испугался и сбежал, безоружного Жилина схватили и увезли в аул (татарскую деревню). На пленника надели колодку и заперли в сарае.

Глава 2

Через некоторое время Жилину сообщили, что схвативший его татарин поймал также Костылина и продал пленников Абдул-Мурату, который стал теперь их «хозяином» . Татарин заставил пленников написать письма домой с просьбой о выкупе. Жилин понимал, что у его матери нет денег, поэтому написал письмо с неверным адресом, чтобы оно не дошло.

Глава 3

Жилин с Костылиным целый месяц прожили в сарае. Днем на них надевали колодки и снимали ночью. Жилин «на всякое рукоделье мастер был» , поэтому ради развлечения начал лепить кукол из глины для хозяйской дочери Дины. Девочка, благодарная мужчине за игрушки, тайно приносила ему еду – молоко и лепешки.

Глава 4

Планируя побег, Жилин начал копать в сарае лаз. В одну из ночей, когда татары уехали из аула, пленники сбежали.

Глава 5

Офицеры беспрепятственно покинули аул. Вскоре Костылин начал жаловаться на то, что натер ноги. Почти всю ночь они шли по лесу, Костылин сильно отставал и, когда товарищ уже не мог идти, Жилин понес его на себе. На дороге их поймали другие татары и отвезли к Абдул-Мурату.

В ауле русских хотели убить, но Абдул-Мурат решил дождаться выкупа. Снова на беглецов надели колодки и на этот раз спустили в яму глубиной в пять аршин.

Глава 6

«Житье им стало совсем дурное» . Офицерам давали сырую еду, «как собакам» , в самой яме было мокро и душно. Костылин сильно заболел – «все стонет или спит» , «и Жилин приуныл» . Как-то у ямы появилась Дина – девушка принесла им еды. В другой раз она сообщила, что Жилина собираются убить. Офицер попросил девушку принести ему длинную палку, и ночью Дина сбросила в яму длинный шест.

Жилин собирался взять Костылина с собой, но тот был слишком слаб и сам отказался. С помощью Дины офицер выбрался из ямы. Ему очень мешала колодка, но сбить замок у него никак не получалось, пришлось бежать так. Прощаясь, Дина заплакала и дала мужчине в дорогу лепешек.

Офицер прошел лес и, выйдя к полю, увидел слева казаков, сидящих у костров. Жилин поспешил пересечь поле, боясь на пути встретить татар. Так и случилось – не успел он добежать к своим, как его заметили трое татар. Тогда Жилин замахал руками и закричал: «Братцы! Выручай! Братцы!» . Казаки услышали его, пустились наперерез татарам и спасли беглеца.

Узнав Жилина, офицеры отвезли его в крепость. Жилин понял, что не судьба ему поехать домой и жениться, поэтому остался служить на Кавказе. «А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли» .

Заключение

В рассказе «Кавказский пленник» Толстой на примере образов русских офицеров Жилина и Костылина раскрывает важные нравственные вопросы – верности, дружбы, товарищеского долга, отзывчивости, доброты, стойкости и храбрости. Развивая параллельную линию дружбы Жилина и Дины, автор показывает, что истинная доброта и терпимость способны свести на нет любое зло, даже противостояние народов и войну.

Краткий пересказ «Кавказского пленника» помогает ознакомиться с основными событиями и кратким описанием рассказа, однако для лучшего понимания рассказа советуем прочесть его полный вариант.

Тест по рассказу

Проверьте своё знание краткой версии произведения:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 2489.

Русский офицер Жилин служил на Кавказе. Как-то раз он получил письмо от своей старой матери, в котором она просила сына приехать домой повидаться с ней, быть может в последний раз. Да и невесту она ему подыскала. Жилин подумал, что и правда уж мать плоха стала. И решил взять отпуск. Тем более, что и жениться уже давно пора.

Взяв отпуск, отправился Жилин домой. В те годы на Кавказе шла война. Одному из крепости нельзя было выезжать. Татары могли в плен взять или убить. Поэтому два раза в неделю из крепости в крепость шел обоз под охраной. С одним из таких обозов и поехал герой. Но обоз шел медленно: то солдаты останавливались отдохнуть, то колесо слетит. Весь обоз останавливается тогда и ждет. Жилину надоело. До крепости всего двадцать пять верст, а за полдня пути и половину не прошли.

Решил он поехать один. Конь у него хороший был. Он сам его вырастил, купив еще жеребенком за сто рублей. Тут к нему еще один офицер подъехал. Звали его Костылин. У того ружье заряженное было. Вот и поехали они вдвоем вперед остальных без охраны. Жилин предупредил Костылина, чтобы они держались вместе, не разъезжались. Пока по степи ехали, видимость была хорошая. Но дорога пошла между двух гор. Здесь можно было на татар нарваться. Жилин и предложил въехать на гору осмотреться. Костылин стал возражать. Но Жилин все же поехал, наказав Костылину внизу под горой стоять.

Только поднялся на гору, смотрит, а там человек тридцать татар стоят. Жилин быстро коня развернул и поскакал вниз. Костылину кричит, чтобы тот ружье вынимал. Но офицер увидел, что татары за Жилиным гонятся, развернул своего коня и стал убегать от них. Тогда одна надежда у героя осталась – на коня своего доброго. Но у татар кони еще лучше. Понял Жилин, что не уйти ему. Решил тогда подороже жизнь продать – шашкой хоть одного зарубить. И поскакал навстречу татарину с красной бородой.

Но татары выстрелили и ранили коня под Жилиным. Упал он и придавил герою ногу. Не может Жилин выбраться. А тут еще и татары на него навалились. Стали прикладами его бить. Связали, на коня сзади татарина с красной бородой его посадили и повезли к себе в аул. Хотел Жилин дорогу рассмотреть, куда его везут, но кровь глаза залила. А вытереть ее не может: руки связаны.

Приехали в аул. Сняли офицера с коня. Дети татарские прибежали, стали в него камнями кидать. Взрослые их отогнали, Жилину на ногу колодку надели, чтобы убежать не смог. В сарай его отвели и заперли в нем. Всю ночь герой не мог уснуть. Как только рассвело, подобрался он к стене, расковырял щелку и стал смотреть, что вокруг делается. А самому пить очень хочется. Слышит – загремел замок. Значит, отпирают его. Пришли двое татар. Вчерашний, с красной бородой, и другой, черноватый. Они о чем-то стали говорить. Но Жилин ничего не понял.

Стал он жестами показывать, что хочет пить. Поняли его. Черный татарин крикнул что-то. В сарай пришла девочка лет тринадцати. Это была Дина, дочь черного татарина. Ему красный за долги отдал Жилина. Дина принесла воды, села на корточки напротив Жилина и стала наблюдать, как он пьет. Потом хлеб пресный принесла и снова за Жилиным наблюдала.

Вскоре повели героя в саклю к татарам. Там гости приехали. Один знал русский язык. Он сказал, что черного татарина зовут Абдул-Мурат, что он за героя заплатил деньги и теперь хочет, чтобы Жилин написал письмо домой с просьбой выкупить его. Запросили с Жилина три тысячи рублей. Но он наотрез отказался писать письмо, потому что много денег запросили. Его стали пугать, что если письмо не напишет, то его убьют. Но Жилин был смелый человек. Он рассердился и сказал, что не даст больше пятисот рублей. А если убьют его, то ничего не получат.

Абдул-Мурат был восхищен храбростью русского пленника. Но тут привели еще одного русского. Жилин узнал в нем Костылина, которого тоже поймали татары. С Костылина за освобождение потребовали пять тысяч. Написали они письма. Но Жилин адрес неправильно указал. Он знал, что матери никак не собрать таких денег. Да и он твердо решил бежать из плена во что бы то ни стало. И еще Жилин условие татарам поставил, прежде чем письмо домой писать. Он потребовал, чтобы их с Костылиным вместе держали, колодки с них сняли и кормили хорошо. Их хозяин согласился, но сказал, что колодки им только на ночь будут снимать.

Прошел месяц плена. Кормили их плохо. За это время Костылин еще одно письмо домой написал, денег просил. Он все время сидел в сарае: то дни считает, когда письмо придет, то спит. А Жилин не надеялся на выкуп. Стал он присматриваться к жизни в ауле, по аулу ходит «выпытывает, как ему бежать». Или сидит что-нибудь рукодельничает, кукол из глины делает.

Одну такую куклу в татарской одежде он на крышу сарая поставил. Увидела ее Дина, позвала других татарок. Смотрят они на куклу, смеются, а взять не решаются. Тогда Жилин поставил куклу, сам зашел в сарай и стал наблюдать за девочками. Дина подбежала, схватила игрушку и убежала с ней. А утром Жилин увидел, что кукла у девочки уже в лоскутки разные одета и качает она ее, как ребенка. Но старая татарка забрала игрушку и разбила ее.

Тогда Жилин сделал еще одну, еще лучше прежней, и отдал Дине. В благодарность девочка принесла ему вместо простой воды молока. Потом стала иногда сырные лепешки приносить. А однажды принесла ему кусок баранины в рукаве. Так прошел еще месяц. Жилина татары уважали, приносили ему то часы, то ружейный затвор починить. За лекаря его держали. А он в это время все прислушивался и присматривался, даже на гору взобрался, окрестности осмотрел, да лаз в сарае вырыл. Он ждал удобного случая, чтобы бежать.

Как-то раз татары приехали в аул злые. Один из них вез впереди себя тело убитого в стычке с русскими татарина. В ауле крик поднялся. Мужчины спорили, что с русскими пленными делать. Некоторые предлагали убить их. Но Абдул-Мурат не согласился. Он все ждал выкуп. Жилин решил, что пришло время бежать. После того, как татары справили поминки по убитому и разъехались, Жилин и Костылин убежали.

Костылин был толстый, грузный. Жилин лаз специально побольше сделал. Но тот все же задел камень, зашумел. Собаки в ауле всполошились. Но Жилин заранее хозяйского пса приручил. Успокоился он, а пленники отправились к своим. Идти было тяжело. Сапоги, которые им дали, были уже изношены. Ноги в кровь стирали. Жилин, недолго думая, снял их, босиком пошел. А Костылин все отстает да отстает. Посоветовал Жилин и ему сапоги снять. Да только это не помогло. Костылин в кровь ноги на камнях изрезал.

Стал он еще больше отставать. Просит Жилина отдохнуть. Потом вообще предложил одному спасаться, а его бросить. Но не таким был Жилин, чтобы товарища бросать. Понес он Костылина на себе. Тяжело, но идет. Татарин им встретился. Они за камнями спрятались. Когда подниматься стали, Костылин не выдержал боли, закричал. Услыхал их татарин, позвал подмогу. Поймали беглецов, избили плетьми да в яму посадили. Теперь кормить стали еще хуже. Колодки вообще не снимали и из ямы не выпускали. Костылин совсем разболелся. Целыми днями лежал, стонал или спал.

А Жилин все думал, как бы ему из ямы выбраться да к своим бежать. Попробовал он и тут подкоп делать. Но землю девать было некуда. Увидел это Абдул-Мурат и пригрозил убить пленников. Сидел как-то Жилин в раздумье, как вдруг на колени ему лепешка упала и черешни посыпались. Поднял он голову и увидел Дину. Она засмеялась и тотчас убежала. Наделал Жилин снова игрушек из глины. Но Дина не пришла. А вот голоса татарских мужчин услышал пленник. Он к тому времени уже немного понимал по-татарски. Мужчины требовали убить русских пленных, потому что неподалеку от аула расположился отряд казаков. Если в ауле найдут пленников, могут пострадать жители.

Вскоре после этого появилась и Дина. Она рассказала Жилину, что их хотят убить. Он стал просить девочку помочь ему сбежать. Но Дина не согласилась и ушла домой. Вечером герой был занят невеселыми мыслями, когда на голову посыпалась земля. Он увидел, как в яму спускается шест. Это Дина пришла, чтобы помочь своему другу. Костылин бежать отказался. Он распух весь. И Жилин решил, что с ним не уйти. Он выбрался из ямы. Попытался сбить колодку. Дина ему помогала. Но ничего у них не получилось. Тогда Жилин пошел прямо в колодке: времени у него было немного.

Он шел всю ночь. Уже близился рассвет. Ему удалось спрятаться от татар. Силы Жилина были на исходе. Но вот кончился лес. И видит Жилин, что под горой дым стелется. Там казаки сидели. Но и татары его увидели. Трое на горе стояли. А он на открытом месте, как на ладони виден. Поскакали к нему татары. А пленник из последних сил к казакам побежал. Сам кричит им, чтобы помогли. Услыхали его казаки. Человек пятнадцать на коней вскочили, навстречу ему поскакали. Увидели это татары, повернули назад. А Жилина обступили солдаты. Он им рассказал, что с ним приключилось, узнали его товарищи. В крепость доставили. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Он еле живой к тому времени был.


Хотелось бы представить одно из произведений Л.Н. Толстого, его краткое содержание. «Кавказский пленник» - это работа, за которую писатель взялся по просьбе редакций двух журналов: «Заря» и «Беседа». В то время эти журналы были мало распространены. Толстой завершил свой рассказ в 1872 году 25 марта. Публикации произведения долго ждать не пришлось: в том же году «Кавказский пленник» появился на страницах журнала «Заря».

Основой рассказа послужил случай, который на самом деле произошел с автором. 13 июня 1853 года пять русских офицеров подверглись нападению чеченцев на Кавказе, среди них и был Толстой.

Краткое содержание. «Кавказский пленник»: начало рассказа

На Кавказе проходил службу офицер Жилин. Однажды он получил письмо от матери, прочитав его, решил навестить родной дом. По пути туда на него и Костылина (еще один русский офицер) напали горцы. Все произошло по вине Костылина, вместо того чтобы прикрывать Жилина, он пустился бежать. Так офицеры вместо родного дома оказались в плену у горцев. На пленных надели кандалы и заперли в сарае.

Далее излагаем рассказ «Кавказский пленник» (краткое содержание). Затем происходят следующие события. Офицеры под натиском горцев вынуждены были отправить родным письма с просьбой выкупить их. Костылин написал, Жилин же преднамеренно указал недостоверный адрес, поскольку знал, что денег у бедной старушки-матери не найдется. Прожили так они в сарае месяц. За это время Жилин расположил к себе хозяйскую дочку Дину. Тринадцатилетнего ребенка русский офицер удивлял самодельными куклами, благодарила девочка его за это тайком принесенными лепешками, молоком. Жилина не покидала мысль о побеге, и он принял решение сделать подкоп.

Долгожданный побег

Однажды ночью они решили бежать: пролезли в подкоп и лесом планировали добраться до крепости. В темноте они пошли не в ту сторону и оказались возле чужого аула. Нужно было быстро менять направление, пока их не хватились горцы. Всю дорогу Костылин жаловался, постоянно отставая и охая. Жилин не мог бросить своего товарища и решил нести его на себе. Из-за тяжелой ноши (толстого и неловкого Костылина) он быстро устал. Передвижение офицеров было очень медленным, поэтому их довольно быстро настигли, вернули обратно, сильно избили плетками и посадили уже не в сарай, а в яму глубиной 5 аршин.

Спасительница Дина

Жилин не привык сдаваться. Он постоянно думал, как можно убежать. Его спасительницей стала хозяйская дочка Дина, о которой мы уже упоминали ранее. Ночью девочка принесла офицеру длинную палку, по которой он смог выбраться наверх.

Выбравшись из ямы, Жилин побежал под гору, попытался снять колодки, но замок был настолько крепким, что ему не удалось этого сделать. Дина помогала офицеру изо всех сил, но поддержка ребенка оказалась напрасной. Пленник решил бежать прямо так. Жилин попрощался с девочкой, поблагодарил ее за принесенные лепешки и пошел в колодках.

Наконец-то свобода

Русский непоколебимый офицер на рассвете все-таки дошел до конца леса, на горизонте показались казаки. Однако с другой стороны Жилина догоняли горцы, казалось, что вот-вот замрет сердце. Офицер собрался и что есть мочи закричал так, что его смогли услышать казаки. Испугались горцы и остановились. Вот так и спасся Жилин.

После этого случая офицер решил жить на Кавказе. Костылин пробыл в плену еще месяц, и только тогда его, еле живого, наконец-то выкупили.

На этом и заканчивается краткое содержание. «Кавказский пленник» - одно из самых поэтических и совершенных произведений в «Русских книгах для чтения».

Мы поведали вам о рассказе «Кавказский пленник» (краткое содержание) Толстого Льва Николаевича. По сути, это миниатюрный роман, ориентированный на детей.

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.

Главная мысль

Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.

    Чему учит рассказ?

    Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

    Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

    Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Что еще почитать