Краткое описание сказки морозко. Смысл сказки морозко

  • Народная сказка;
  • Название:
  • Год написания: Неизвестно;
  • Жанр: Сказка;
Главные герои:
  • Настенька: главная героиня;
  • дедушка Мороз;
План пересказа:
  • Женитьба отца
  • Зимний лес
  • Подарки возвращение домой
  • Поездака дочери мачехи в лес
  • Развязка и счастливый конец


У одного вдовца была прекрасная дочь. Он женился на женщине, у которой была дочь от предыдущего брака. Мачеха ненавидела свою новую падчерицу и приказала мужу отвезти девочку в лес и оставить ее там.

Старик опечалился, но ничего не поделать, он отвел дочь в зимний лес. Она сидела на снегу и была холодной до костей. В это время Морозко вышел на прогулку и увидел дрожащую девушку. Он спросил ее, было ли ей тепло. Симпатичная девушка не хотела обидеть его чувств и вежливо ответила, что ей тепло. Он восхищался ее стойкостью и проявил милосердие. Он подарил ей теплую шубу и шкатулку с золотыми и серебряными украшениями.

Живая и невредимая, девушка вернулась домой. После того, как она рассказала, что случилось в лесу, жадная мачеха отправила свою дочь в то же место в лесу, потому что она также хотела получить украшения. Но эта девушка была грубой, и Морозко оставил на месте. Позже дочь мужчины вышла замуж, родила детей и жила счастливо.

Главная мысль

Сказка учит доброте и честности, что никогда не нужно завидовать другим и быть добрым и отзывчивым человеком.

Мы воспринимаем сюжеты сказок буквально — поэтому считаем их детским жанром. Смысл же сказок — и смысл сказки «Морозко» в том числе — куда более глубокий. Зачастую мы даже представить не можем, что сюжеты, герои и предметы подавляющего большинства всеми нами известных сказок выросли практически из первобытных времен. Сейчас психологи начали использовать сказкотерапию для лечения. Один из методов — выяснить у клиента, какое произведение ему нравится больше всего и на основании этого разбирать личностные проблемы. Так что в сказке «Морозко» психология такова — если это одна из ваших любимых сказок, то вам вполне могут сказать про проблемы с матерью, болезненную ревность к братьям-сестрам, раннее замужество, чтобы поскорее уйти из родительской семьи и т.д. Это все очень интересно, и в этом определенно что-то есть. Да, но! — не спешите ставить себе диагнозы. «Иногда банан, это просто банан». Например, лично мне очень нравится эта сказка, при том, что я не имею ни одной из вышеперечисленных проблем — просто потому что она ассоциируется с Новым Годом. По этой же причине я люблю «Двенадцать месяцев».

Кратко напомню сюжет. Жили-были старик со старухой и двумя дочерьми — дочерью старика Настенькой и дочерью старухи Марфушкой. Мачеха, как водится, постоянно притесняет добрую и работящую падчерицу, а конце концов когда она становится соперницей Марфушки за красавца Ивана, заставляет старика отвезти ее зимой в лес и там оставить. Когда Настенька почти замерзла, появляется Морозко, который приветливо с ней разговаривает, но одновременно подвергает испытаниям — морозит ее еще сильнее и спрашивает «Тепло ли тебе, девица?» Вежливая Настенька отвечает «Тепло, Мороз-батюшка». Тронутый Морозко одаривает Настеньку богатым приданным, надевает свою шубу и возвращает домой. Марфушка тоже хочет подарков и отправляется в лес, но грубит Морозко, за что он ее наказывает и с позором отправляет восвояси.

СЮЖЕТ СКАЗКИ МОРОЗКО

Задумайтесь! Сказочные сюжеты едины для всего мира! Мы встречам одних и тех же персонажей (просто с другими именами) в России, Европе, Америке, Африке, в Китае, Индонезии, Египте, среди эскимосов, на островах Тихого океана и т.д. В любой точке земного шара люди из поколения в поколение пересказывают друг другу одно и то же. Это значит, что происхождение сказок случилось в настолько древние времена, когда само человечество еще было единым. Сюжет сказки «Морозко» не исключение — ведь ее смысл не в рассказе о волшебнике из зимнего леса, а о сверхестественном существе, которое подвергает героев испытанию. У Братьев Гримм есть аналог в виде Госпожи Метелицы, у Андерсена — Снежная Королева. Если мы изучим фольклор других континентов — в нем будут похожие герои. Только с другими именами и в других условиях. Но те же волшебники будут испытывать похожих героев в схожих ситуациях.

«…И на этом построены комиксы, сериалы, культуры пласты,
Наркотрипы и антиутопии, сказки, басни, скульптуры и сны.
И настолько, что если сравнить египетские мифы и «Бандитский Петербург»
Вы увидите путь одного героя под личинами этих двух».

(Oxxxymiron «Тысячеликий герой»)

МОРОЗКО, ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Сказки делятся на волшебные и бытовые. «Морозко » — волшебная сказка . Этот вид сказок более древний. Хотя их герои не кажутся такими уже далекими — Иван-царевич, царь, царица, Серый Волк, Василиса Премудрая и т.д. обычно ассоциируются с относительно недавним славянским прошлым — на самом деле они зародились одновременно с возникновением Homo Sapiens, то есть где-то 70 000 лет назад. А, может быть, с появлением человечества вообще (2 млн лет назад). Конечно, тогда это были не царевичи и Бабы Яги — только их далекие прообразы. В этом и заключается символизм сказок. В.Я. Пропп, крупнейший филолог-фольклорист, считал, что в основе волшебной сказки лежат табу (запреты) Древнего Мира — нельзя пробовать неизвестную еду и питье, оставлять дверь открытой, ходить одному в лес, контактировать с опасными животными, противостоять природным стихиям и т.д. Если человек нарушает запрет — его карают сверхестественные силы. Вернуть прежнее благополучие он может тоже только с помощью других сверхестестественных сил или волшебных предметов. Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший и другие — упрощенные и осовремененные формы древних языческих божеств, к которым человек либо обращался за помощью, либо противостоял.

Другие исследователи считают, что помимо табу в основе сказок лежит инициация. Герой должен измениться — повзрослеть, обрести мудрость — через испытания. Само по себе это невозможно.

СЛАВЯНСКИЙ БОГ МОРОЗКО

На инициации остановимся подробнее. Есть версия, что Морозко — который в фильме выглядит один в один как добродушный Дед Мороз — вышел из образа славянского бога Морозко . Который в свою очередь ранее частично выполнял роль древнего бога смерти. Он — повелитель зимы, а зима — время смерти для всего живого. Сводные сестры Настенька и Марфушка — девушки, недавно вышедшие из детского возраста. Как и любые подростки, они находятся на распутье, когда детство позади, взрослая жизнь впереди, а сами они в некоем безвременьи, когда нужно взрослеть, умнеть, находить смысл жизни, но нет ни опыта, ни средств, ни вообще малейшего понятия, как и что делать. У древних людей для этого и существовал обряд инициации — символической смерти — после которой прежний человек (ребенок) умирал и рождался взрослый. В сказке Морозко играет роль того, кто проводит этот обряд. Настенька смогла его пройти, Марфушка нет. Поэтому Настенька — символ взрослой самодостаточной и самостоятельной женщины, ответственной за свои поступки. А Марфушка — инфантил, живущий с родителями и надеющийся, что они всегда его прикроют. Так что задумайтесь — может, если вы любите эту сказку, то невольно находитесь в положении Марфуши?)

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ СКАЗКИ «МОРОЗКО»

Главных героев сказки «Морозко» шесть — дед, бабка, дочь деда Настенька, дочь бабки Марфушка, Иван и сам Морозко. За всеми стоит множество символов. Первое, что бросает в глаза — большая разница в возрасте между родителями и детьми. Настенька и Марфуша — девушки на выданье, значит совсем юные, потому что раньше супружеская жизнь разрешалась с момента появления месячных, то есть с 13-14 лет. Обычно так и женились. До 20 «в девках» не сидели. Поэтому их родители тоже должны быть очень молодыми — то есть около 35 лет, а то и меньше. Но они изображаются, как старик и старуха. Неспроста, конечно.

Из предыдущих статей про сказок вы можете помнить, что Мужчина — это символ логики, разума, интеллекта. Женщина — символ эмоциональной сферы, души. Поэтому Царь — апофеоз мужского начала, Царица — женского. Обычно в сказках 2 поколения — Царь и Царевич, Царица и Царевна. Они обозначают необходимость смены старого закостенелого сознания новым. Конфлик Старухи с падчерицей — это аллюзия на вечный конфликт поколений, когда старое «упертое» мышление не желает знать о новых веяниях.

В «Морозко» Старик — символ старого, ограниченного сознания, находящегося в полном подчинении Старухи — такого же отжившего, неуправляемого эмоционального начала. Поэтому ему и в голову не приходит защитить дочь перед мачехой — он слишком инертен, зашорен. На смену Старику и Старухе давно должны были прийти сын и дочь в виде нового мышления и новой эмоциональной сферы. Поэтому в сказке также есть Иван — жених Настеньки, сама Настенька и Марфуша. Иван и Настя сменят стариков, Марфушка станет копией Старухи. Ну а Морозко — это та самая сверхестественная сила, которая проведет обряд инициации через символическую смерть в лесу. В более древней версии сказки дочь Старухи погибает. По мере развития общества, одной из движущих сил которого является развитие идеи гуманности и сострадания, Марфушка просто возвращается домой с позором, в санях, запряженных поросятами, и с сундуками, в которых вместо приданного вороны.

Настеньку же Морозко богато одаривает. Он дает ей шубы, расшитые золотом и серебром. Шуба — символ защиты от зимы, то есть от смерти. Золотое шитье, золото — символ истины, мудрости, мужского начала. Серебро — символ отраженной мудрости, тайных знаний, духовной сферы, женского начала. Все это приобретает Настенька, успешно прошедшая обряд инициации и испытания Морозко.

Хотя в современной сказке очень трудно узнать древние символы, сложно представить, что речь о жизни, смерти, посвящении и пр., но обратите внимание на скрытые подсказки. Одна из основных — птичка, прикоснувшаяся к посоху Морозко и превратившаяся в льдинку. Это и есть намек на то, что Морозко несет смерть и каждый должен пройти испытание ею, чтобы перейти на новый этап своего существования.

Русская народная сказка "Морозко"

Жанр волшебная сказка

Главные герои сказки "Морозко" и их характеристика

  1. Падчерица, дочь старика, трудолюбивая, добрая, вежливая. За скромность и доброту получает большие дары.
  2. Мачехина дочь, злая, ленивая и грубая. За грубость заморожена.
  3. Морозко, зимний волшебник, властелин морозов. Справедливый, могущественный.
  4. Дед, старик, безвольный, слабохарактерный
  5. Мачеха, злая, коварная, жестокая.
План пересказа сказки "Морозко"
  1. Дед и мачеха
  2. Падчерицу везут в лес
  3. Морозко
  4. Вежливость Падчерицы
  5. Богатые дары
  6. Пророчество собаки
  7. Мачехину дочь везут в лес
  8. Грубость девицы
  9. Возвращение замерзшей девицы
Кратчайшее содержание сказки "Морозко" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жили старик и новая его жена, да две их дочери.
  2. Мачеха хочет сжить падчерицу и отправляет ее в лес
  3. Морозко пытается заморозить падчерицу, но та остается вежливой
  4. Возвращение падчерицы с богатыми дарами
  5. Мачеха отправляет в лес свою дочь
  6. Мачехина дочь грубит Морозко и возвращается трупом.
Главная мысль сказки "Морозко"
Будешь вежливо обращаться с другими, будет тебе слава и почет.

Чему учит сказка "Морозко"
Сказка эта учит не желать зла другому. Учит любить своих детей одинаково, неважно, родные они или приемные. Учит вежливости и справедливости. Учит не завидовать чужому.

Отзыв на сказку "Морозко"
Сказка эта мне очень нравится, хотя немного жаль родную дочь мачехи. Все-таки наказание для нее вышло слишком жестоким. Любой человек должен иметь шанс исправиться. Но зато доброта и вежливость Падчерицы оказались сильнее злого мороза, она показала чудеса терпения и покорности, а за это и награду получила великую.

Пословицы к сказке "Морозко"
Вежливость ничего не стоит, а приносит много.
Схватилась мать о падчерице, когда лед прошел

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Морозко"
Жил дед с новой женой и было у них две дочери. Одна мачехе приемная, вторая родная. Родная дочь как сыр в масле каталась, а приемную дочь в черном теле держали.
Вот решила мачеха совсем приемную дочь со свету жить, и велела деду везти ее в лес и там оставить.
Отвез дед, оставил дочку под елочкой. Сидит она в снегу, мерзнет.
Тут Морозко по веткам спускается, спрашивает "Тепло ли тебе, девица".
А девица вежливо отвечает, что тепло. Сильнее морозит Морозко, но девица все вежливой остается. Понравилось это Морозко, сжалился он, одел приемную дочь в шубу и богатые дары оставил.
А мачеха требует деда в лес ехать за костями падчерицы.
Сама в это время блины печет. А собака лает, что вот, привезут старикову дочь в злате и серебре. Мачеха на собаку ругается, говорит что косточки привезут. А тут и дочь старикова входит в золоте и серебре, да с богатыми дарами.
Мачеха велит старику везти в лес родную дочь, в шубе конечно. Отвез старик, посадил под елочкой. Пришел Морозко, морозить начал девицу. А мачехина дочь ругается, обзывается. Рассердился Морозко и насмерть ее заморозил.
Привез старик мачехину дочь, мачеха рогожу открыла, а дочь мертвая лежит.

Признаки волшебной сказки в сказке "Морозко"

  1. Волшебное существо - Морозко.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Морозко"

И так. Давняя русская сказка известна в двух интерпретациях, которые не имеют очень существенных отличий, но все же разняться. Над ними работали писатель Лев Николаевич Толстой и Александр Николаевич Афанасьев, который интерпретировал сказку немного иначе. Начнем с великих.

Морозко (Л. Толстой)

Сказка рассказывает об одной семье, в которой жили дед (имеется в виду старый мужчина) с дочкой, вторая жена со своей дочерью. Ни имен, ни особенностей быта главных героев истории в тексте нет. Известно только, что мачеха – ужасная женщина,

Всячески глумиться над падчерицей, образ которой выставляется как мученический, чистый и прекрасный. Дед, в свою очередь, во всем потакает своей новой жене и ее прожорливой дочери.

Все это неравенство в семье доходит до своего аморального апогея, когда мачеха приказывает деду отвести дочку в лес, и оставить там погибать, в иголках лютого зимнего мороза. Безвольный старец, понурив голову, все же везёт дочку в лес, бросает там, и дабы не смотреть, как жизнь его кровинки угасает, немедленно возвращается обратно.

Девочка постепенно замерзает в лютой стуже, как к ней подкрадывается персонаж по имени Морозко. Притом, нет описания вообще, кто он и что из себя представляет. По идеи сказки, это просто дух зимы и мороза. Он видит юную красавицу, и решает с ней поговорить, с каждой фразой подходя все ближе и ближе, и с каждым шагом окутывая бедное дитя лютым, колющим морозом.

Но девочка, с присущей для ее образа скромностью, с улыбкой встречает холодного незнакомца, каждый раз, мягко отвечая на его вопрос: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка». Это поражает зимнего гения, и он решает пожалеть милую девочку, и спасти ее. Он вручает ей теплые одежды, вручает тяжелый сундук с богатствами.

В это время, без всякого на то предупреждения, Толстой переносит нас в родной дом девочки, где мачеха отдает новый, не менее бессердечный приказ безвольному мужу, чтобы тот поехал, и привез хладный труп своего ребенка.

Но дед, на свое огромное счастье не видит там покойника, он видит живую, согретую и уже богатую дочь, которая встречает его, бодрой походкой и смехом. Дед радуется, сажает ее в телегу, закидывает рядом богатства и везет домой.

В это время, мачеха печет блины для своего любимого чада. Но первым на очереди к вкусностям хочет оказаться маленький пес, который прячется под столом. Учуяв приближение хозяина, он начинает лаять, и говорить, что дед везет не покойника, а свою доченьку, да еще и богатую, в дорогих нарядах.

Разуметься, мачеха не сильно приветливо встречает такую «ложь», дает блин собачонке, чтобы тот лаял, мол: о том, что старухину дочь возьмут замуж, а от дедовой остались, только кости в лесу. Но своевольная псина продолжает городить все ту же песню. И когда дед гордо въезжает в деревню, мачеха понимает, что это действительно правда.

Но полубезумная женщина, видя такую не справедливость, снова гонит деда в морозную чащобу с целью обогатить ее дочь. Указывает ему сделать все точно так же, как он уже сделал, когда вез дочь на смерть в морозный вечер. Дед, как ему и положено в этой истории, недолго думая, вскакивает в телегу, и снова в лес.

Высаживает дочь мачехи, и на этот раз без всяких зазрений совести возвращается восвояси. Девушка сидит, в ожидании того, что случиться. Но никто ей не сказал, что гость, столь внезапно ее проведавший, ценит в людях учтивость. Поэтому она грубит ему, когда он начинает морозить ее жутким холодом. Но, безусловно, тут, вдали от мачехи, ее скверный характер играет с ней злую шутки, и озлобленный зимний дух окутывает ее самым лютым морозом, и оставляет ее навсегда в зимней кутерьме.

Читателя снова переносят в избу деда, мачехи и падчерицы. Что они там делают, и как внезапное богатство изменило их быт – автор нам не рассказывает. Но, в тексте есть новый указ мачехи. На сей раз, старуха требует привести домой ее дочь, которая по ее подсчетам уже отделана серебром да золотом. Дед в сотый раз покидает свой родной дом, чтобы в условиях жуткого холода потакать прихотям своей, судя по всему, умалишённой жены.

Его возвращение предшествует такой же пророческий лай домашнего любимца, который утверждает, что дед везет не богатства несметные, а мешок с костями. За такое пророчество пес не получил мачехиным сапогом, а получил очередной блин, который должен был убедить его изменить его «ложь» на более приятную. Но, устами собаки глаголет истина, и дед въезжает на телеге не полной золота и серебра, а доверху наполненной обмороженными костями оставленной на зимний мороз мачехиной дочери.

Сказка Морозко (трактовка А. Афанасьева)

Существенных изменений литератур и собиратель фольклора Афанасьев не внес. Разве что речь, которой написана сказка, стала более обыденной и читабельной. Все персонажи и сюжет не изменились вовсе. Разве что, заменив самого ключевого персонажа сказки Морозко на Мороз Красный Нос. Но почему осталось тогда название сказки «Морозко» – неизвестно.

Так же диалог между падчерицей и Морозом был переписан, и стал иметь манеру знакомства, нежели скромное смирение. Хотя, смирение осталось, но в более прямолинейном смысле. Падчерица отвечает Морозу, который просто приходит, чтобы назвать свое имя: «Добро пожаловать, Мороз. Знать, бог тебя принес по мою душу грешную».

Что еще почитать