.

  1. В чем вы видите особенности развития рус-ской литературы XX века?
  2. Русская литература XX века развива-лась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны «горя-чих точек». Эти события нашли отраже-ние в создаваемых художественных про-изведениях различных направлений и те-чений и получили в них свои оценки в зависимости от мировоззренческих и эсте-тических позиций писателей. В начале ве-ка в русской литературе сосуществовало несколько направлений и течений, глав-ными из которых были реализм и модер-низм (символизм, акмеизм, футуризм). После Октябрьской революции произо-шло разделение русской литературы на два основных направления: советская лите-ратура, которая воспевала новый строй в России и его достижения, и литература русского зарубежья, в произведениях ко-торой революция и установленный после ее осуществления режим подвергались резкой критике, утверждались общечело-веческие нравственные ценности. В целом оба направления составляли единую рус-скую литературу, основанную на пред-шествующих традициях.

    Литература русского зарубежья, а так-же произведения, написанные в России, но не опубликованные по цензурным сооб-ражениям, пришли к читателю в основ-ном после начала перестройки и событий 1991 года. В конце XX века в русской ли-тературе вновь образуются различные те-чения и направления (например, постмо-дернизм и др.).

  3. Какое литературное направление является ве-дущим в русской литературе XX века? Ответ обо-снуйте.
  4. Ведущим направлением в русской лите-ратуре XX века является реализм при на-личии и других направлений и течений. В основе его поиск жизненной правды, стремление наиболее полно и верно отра-зить жизнь. Развивая традиции реалисти-ческой литературы XIX века, создавали свои произведения, к примеру, И. Бунин и А. Куприн, В. Астафьев, В. Распутин, Ф. Абрамов, В. Шукшин и др. В литерату-роведении ведутся дискуссии о методе со-циалистического реализма, который в 1934 году на Первом съезде советских пи-сателей был провозглашен в качестве ве-дущего метода советской литературы. К нему относили творчество М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова, А. Фадее-ва, Н. Островского. Какие бы концепции соцреализма ни были разработаны, мы можем с определенностью отнести произ-ведения названных выдающихся русских писателей к высоким достижениям ре-ализма и найти в них следование тради-циям русской классики XIX века.

  5. Сопоставьте известные вам произведения XIX и XX веков. Определите общие и различные темы. Сравните характеры героев.
  6. XX век принес в литературу новые те-мы и проблемы, как-то: человек в изме-няющемся мире, личность перед лицом революционных событий, тема Граждан-ской войны, судьбы людей в Великую Оте-чественную войну, нравственные пробле-мы человека труда, историческая память народа и многие другие. Для литературы обеих эпох общими стали, конечно, нрав-ственные проблемы, особенно личных вза-имоотношений людей. Никогда не исчер-пает себя тема любви, размышления об истинности дружбы и природе предатель-ства. Всегда актуальны раздумья о вос-питании будущих поколений и так на-зываемая проблема «отцов и детей», под-разумевающая не только конфликтные отношения между старшими и Младшими, но и поиски путей укрепления связи меж-ду родителями и детьми на основе любви и уважения к традициям, на основе пре-емственности жизненного опыта, вос-приятия мировоззрения и культурного бо-гатства. И конечно, героев произведений и XIX и XX веков волновали проблемы чести, справедливости, долга. Как видим, общего много, потому что это классиче-ская литература. Материал с сайта

    Однако есть и различия, обусловленные временем, особенностями общественных отношений. Героями литературы первой половины XIX века, как правило, высту-пали передовые дворяне, либо близкие к идеям декабристов, либо воспитанные на них (Чацкий, Онегин, Бельтов и др.), разочарованные в «ошибках отцов», как Печорин. Литература второй половины века ищет нового героя, подсказанного жизнью. С одной стороны, это либераль-ные дворяне, воспитанные в университе-тах 30-40-х годов, либо пришедшие из разночинной среды люди новой форма-ции. Их столкновение мы постигаем не только по историческим трудам, но и по произведениям И. С. Тургенева. Люди из купеческой среды с их разнообразными характерами представлены в пьесах Ост-ровского. Горькие переживания русской женщины отражены в стихотворениях Н. А. Некрасова. Для литературы совет-ского времени характерен герой, бодро и оптимистично смотрящий вперед и веря-щий в новые идеалы. Герой литературы русского зарубежья часто испытывает ностальгическое чувство тоски по роди-не, людям, знакомым местам (И. Бунин, В. Набоков).

В чем вы видите особенности развития рус­ской литературы XX века? Русская литература XX века развива­лась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны «горя­чих точек». Эти события нашли отраже­ние в создаваемых художественных про­изведениях различных направлений и те­чений и получили в них свои оценки в зависимости от мировоззренческих и эсте­тических позиций писателей. В начале ве­ка в русской литературе сосуществовало несколько направлений и течений, глав­ными из которых были реализм и модер­низм (символизм, акмеизм, футуризм). После Октябрьской революции произо­шло разделение русской литературы на два основных направления: советская лите­ратура, которая воспевала новый строй в России и его достижения, и литература русского зарубежья, в произведениях ко­торой революция и установленный после ее осуществления режим подвергались резкой критике, утверждались общечело­веческие нравственные ценности. В целом оба направления составляли единую рус­скую литературу, основанную на пред­шествующих традициях. Литература русского зарубежья, а так­же произведения, написанные в России, но не опубликованные по цензурным сооб­ражениям, пришли к читателю в основ­ном после начала перестройки и событий 1991 года. В конце XX века в русской ли­тературе вновь образуются различные те­чения и направления (например, постмо­дернизм и др.). Какое литературное направление является ве­дущим в русской литературе XX века? Ответ обо­снуйте. Ведущим направлением в русской лите­ратуре XX века является реализм при на­личии и других направлений и течений. В основе его поиск жизненной правды, стремление наиболее полно и верно отра­зить жизнь. Развивая традиции реалисти­ческой литературы XIX века, создавали свои произведения, к примеру, И. Бунин и А. Куприн, В. Астафьев, В. Распутин, Ф. Абрамов, В. Шукшин и др. В литерату­роведении ведутся дискуссии о методе со­циалистического реализма, который в 1934 году на Первом съезде советских пи­сателей был провозглашен в качестве ве­дущего метода советской литературы. К нему относили творчество М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова, А. Фадее­ва, Н. Островского. Какие бы концепции соцреализма ни были разработаны, мы можем с определенностью отнести произ­ведения названных выдающихся русских писателей к высоким достижениям ре­ализма и найти в них следование тради­циям русской классики XIX века. Сопоставьте известные вам произведения XIX и XX веков. Определите общие и различные темы. Сравните характеры героев. XX век принес в литературу новые те­мы и проблемы, как-то: человек в изме­няющемся мире, личность перед лицом революционных событий, тема Граждан­ской войны, судьбы людей в Великую Оте­чественную войну, нравственные пробле­мы человека труда, историческая память народа и многие другие. Для литературы обеих эпох общими стали, конечно, нрав­ственные проблемы, особенно личных вза­имоотношений людей. Никогда не исчер­пает себя тема любви, размышления об истинности дружбы и природе предатель­ства. Всегда актуальны раздумья о вос­питании будущих поколений и так на­зываемая проблема «отцов и детей», под­разумевающая не только конфликтные отношения между старшими и Младшими, но и поиски путей укрепления связи меж­ду родителями и детьми на основе любви и уважения к традициям, на основе пре­емственности жизненного опыта, вос­приятия мировоззрения и культурного бо­гатства. И конечно, героев произведений и XIX и XX веков волновали проблемы чести, справедливости, долга. Как видим, общего много, потому что это классиче­ская литература. Однако есть и различия, обусловленные временем, особенностями общественных отношений. Героями литературы первой половины XIX века, как правило, высту­пали передовые дворяне, либо близкие к идеям декабристов, либо воспитанные на них (Чацкий, Онегин, Бельтов и др.), разочарованные в «ошибках отцов», как Печорин. Литература второй половины века ищет нового героя, подсказанного жизнью. С одной стороны, это либераль­ные дворяне, воспитанные в университе­тах 30-40-х годов, либо пришедшие из разночинной среды люди новой форма­ции. Их столкновение мы постигаем не только по историческим трудам, но и по произведениям И. С. Тургенева. Люди из купеческой среды с их разнообразными характерами представлены в пьесах Ост­ровского. Горькие переживания русской женщины отражены в стихотворениях Н. А. Некрасова. Для литературы совет­ского времени характерен герой, бодро и оптимистично смотрящий вперед и веря­щий в новые идеалы. Герой литературы русского зарубежья часто испытывает ностальгическое чувство тоски по роди­не, людям, знакомым местам (И. Бунин, В. Набоков).

«Война Германии и СССР» - Третий этап: Первый этап: Оценка человеческих потерь до сих пор остается предметом ожесточенных дискуссий. Война вступала в свою завершающую стадию. Степан Кадашников. Наступление советских войск с 1944 г. приобрело новые военно-политические черты. Победа досталась СССР дорогой ценой. Итоги: Общий материальный ущерб и военные издержки исчисляются в 485 млрд. долл.

«Культура СССР» - Н.Михалков и фрагмент фильма «Утомленные солнцем». Актриса Рената Литвинова на Московском кинофестивале. Вопрос урока: Николай Цискаридзе. Кафедральная мечеть в Казани. Валерий Гергиев. Афиша фильма П.Чухрая «Водитель для Веры». Какие изменения произошли в культуре после распада СССР? Заполнить на уроке таблицу.

«Политика СССР» - Наряду с Брежневым, важную роль в руководстве играли А. Н. Шелепин, Н. В. Подгорный и А. Н. Косыгин. Выставки российского художественного авангарда 20-х гг. Восьмая пятилетка (1966–1970) оказалась самой удачной за все советские годы. Огромные средства использовались нерационально. В сентябре 1953 г. на Пленуме ЦК Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС.

«Распад СССР» - Нефтегазовая промышленность. Мнение российского народа. В состав СССР входили: Нарушились производственные связи. Был подготовлен проект Содружества независимых государств (СНГ). Республики Прибалтики, воспользовавшись ситуацией, 6 сентября вышли из Союза. Генсек ЦК партии 1922-1953 И.В. Сталин. Демографическая ситуация.

«СССР после войны» - Великобритания. Корейская война. Заинтересованность в изменении режима управления Сирией, Ливаном. Строительство военных баз,вблизи границ потенциальных противников. На мировую сцену вышли две супер- державы: СССР и США. В 1946 г. в ходе поездки по США У.Черчилль выступил с речью в Фултоне (шт. Стремление изменить режим черноморских проливов.

«Годы СССР» - В 1984-1985 гг. – Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Русский писатель, ветеран Великой Отечественной войны. Экономические эксперименты. Поддерживал Временное правительство. Политические партии России. Служил в Министерстве внутренних дел. Расстрелы несовершеннолетних при Сталине, постановление.. Принудительное «раскулачивание» сопровождалось истреблением русского крестьянства и разорением русской деревни.

История России (History of Russia)

Перечень вопросов по истории России:

История России (Древняя Русь). Вопросы и ответы:

1. Какие народы проживали и какие государства существовали на территории нашей страны в древности?

2. На какой территории были расселены восточнославянские племена в VI-VIII вв.? Каковы были особенности хозяйственного уклада и политической организации у этих племен?

3. В чем состояли предпосылки образования Древнерусского государства? Какую роль в его создании сыграл варяжский фактор? Как можно охарактеризовать Древнерусское государство при первых князьях?

4. Какие Вы можете назвать особенности экономического, социального и политического строя Древней Руси?

5. В чем вы видите основные достижения древнерусской культуры? Какое влияние она оказала на последующее развитие отечественной культуры?

6. Что такое политическая раздробленность? Каковы ее основные причины в Древнерусском государстве?

Образование Древнерусского государства

История России (Русские княжества). Вопросы и ответы:

7. В чем вы видите особенности экономического и политического уклада Владимиро-Суздальского княжества в XII-XIII вв.?

8. В чем вы видите особенности экономического и политического уклада Новгородской земли в XII-XIII вв.?

9. В чем вы видите особенности экономического и политического уклада Галицко-Волынского княжества в XII-XIII вв.?

История России (Золотая орда. Татаро-монгольское иго). Вопросы и ответы:

10. В чем вы видите причины нашествия монголо-татарских завоевателей на Русь? Когда оно началось, чем завершилось? Какие имело последствия?

11. Чем вы можете объяснить активизацию экспансии немецких, шведских и датских феодалов в Восточной Балтии в XIII в.? В чем состояла угроза русским землям? Какие последствия имели победы русских войск в этом регионе для будущего нашей страны?

12. Какие точки зрения существуют в литературе о татаро-монгольском владычестве на Руси и его последствиях?

13. В чем вы видите политические и социально-экономические предпосылки возвышения Москвы? Какие этапы развития и возвышения Московского княжества можно назвать? Каково значение возвышения Москвы?

14. Что представляла собой Золотая Орда в XIII-XIV вв.?

Монгольское нашествие. Монголо-татарское вторжение на Русь

История России (Литовское княжество). Вопросы и ответы:

15. Что представляло собой Великое княжество Литовское и Русское? Почему его считали одним из возможных центров объединения русских земель?

16. В чем вы видите основные особенности культурного развития русских земель в XIII-XIV вв.?

17. В чем вы видите предпосылки свержения ордынского господства? Каким образом оно произошло? В чем вы видите значение освобождения?

18. Какие особенности имел процесс политического объединения русских земель вокруг Москвы? Какие он имел внутриполитические и международные последствия?

19. В чем вы видите основные особенности развития культуры и быта в нашей стране во второй половине XV-XVI вв.?

История России (Иван 4). Вопросы и ответы:

20. В чем состояло содержание и историческое значение реформ Ивана 4 и Избранной рады в 1550-е гг.?

21. Чем вы можете объяснить прекращение курса реформ и переход к опричнине? Какие точки зрения на эту проблему существуют в литературе? К каким результатам привела политика опричнины?

22. Каковы были основные направления и итоги внешней политики Ивана Грозного?

Реформы Ивана Грозного

23. Что такое смута? В чем вы видите ее причины? Какие последствия для страны она имела?

24. Чем можно объяснить восстание под руководством И.Болотникова? В чем вы видите причины его поражения и значение?

25. Каковы были основные направления перемен в политическом строе России при первых Романовых?

26. Какие новые черты в экономическом и социальном строе России появились при первых Романовых? Чем вы их можете объяснить?

27. В чем вы видите причины и особенности народных движений в XVII в.? Какие последствия они имели?

28. В чем вы видите основные задачи, направления и итоги внешней политики России в XVII в.?

29. В чем вы видите основные результаты и особенности развития культуры и быта России в XVII в.?

История России (Петр 1). Вопросы и ответы:

30. В чем вы видите предпосылки петровских реформ, их основное содержание и историческое значение?

31. Какие цели, задачи и основные направления имела внешняя политика Петра 1? Какое влияние на нее оказала Северная война? Каковы были основные результаты петровской внешней политики?

32. Какие перемены в культуре и быте произошли при Петре 1?

Петр Первый

Реформы Петра 1

33. Какой период называют эпохой дворцовых переворотов? Какую можно дать общую характеристику внутренней и внешней политике России в это время?

История России (Екатерина 2). Вопросы и ответы:

34. Каковы были основные направления внутренней политики Екатерины Второй? В чем вы видите причины ее противоречивого характера? Как можно оценить итоги ее правления?

35. Какими особенностями было отмечено социально-экономическое развитие России в 1762-1794 гг.?

История России (Емельян Пугачев). Вопросы и ответы:

36. В чем вы видите причины крестьянских и национальных выступлений во второй половине XVIII в.? Каковы были причины, цели, состав участников, основные этапы, итоги, значение крестьянской войны Е.Пугачева?

38. В чем вы видите причины участия России в разделах Речи Посполитой? Каковы их итоги?

39. Каковы итоги и последствия внешней политики России при Екатерине II?

40. Какие особенности и достижения в развитии отечественной науки и культуры во второй половине XVIII в. можно выделить?

42. Каковы были направленность и результативность внешней политики России в 1801-1811 гг.?

43. Отечественная война 1812 г.?

44. Каковы были особенности социально-экономического развития России в первой четверти XIX в.

История России (Россия в 19 веке). Вопросы и ответы:

45. В чем причина появления общественных движений в России в первой четверти XIX в.? Каковы их особенности, основные организации?

46. Какое место в истории России занимает выступление декабристов 14 декабря 1825 г.? В чем его историческое значение?

47. Каковы были цели, задачи и основные направления внутренней политики Николая I?

48. Какие основные процессы проходили в экономике России в 1826-1855 гг.? Каковы были основные результаты социально-экономического развития страны в этот период?

49. Чем отличалось общественное движение 30-50-х годов от организаций и кружков предшествующего периода?

50. В чем состояли основные цели и задачи России на международной арене в 1825-1855 гг.? Какие из этого вытекали основные направления внешней политики? Каковы были ее результаты?

51. Что послужило основной причиной Крымской войны? Каковы основные ее этапы и итоги?

52. Какие достижения произошли в отечественной науке и культуре в первой половине XIX в.?

История России (Крестьянская реформа 1861 года). Вопросы и ответы:

53. В чем причины крестьянской реформы 1861 г.? Каковы были ее основные направления? В чем ее главное противоречие? Каковы ее основные результаты и значение?

История России (Реформы 19 века). Вопросы и ответы:

54. В чем состояла необходимость проведения политических реформ? Какие из них были основными? В чем они изменили политический строй России?

55. В чем состояли исторические особенности и основные условия развития общественного движения 60-70-х гг.? Какое влияние на общество оно оказало?

56. Каковы были цели и направления внутренней политики Александра III, как можно оценить ее итоги?

57. Какие перемены в социально-экономическом развитии страны произошли под воздействием "великих реформ" в 60-70-е и 80-90-е годы? Что явилось основным результатом реформ?

58. Какими особенностями характеризовалось общественное движение 80-90-х годов?

59. Каковы были основные цели, задачи и направления внешней политики России в 60-80-е гг. XIX в.?

60. Каковы были причины Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.? Чем она завершилась?

61. Какие перемены в культуре и быте населения России произошли во второй половине XIX в.?

62. Что собой представляла экономика России в начале XX века?

63. Каковы были основные направления внутренней политики Николая II в начале его царствования?

64. Почему особое внимание во внешней политике России начала XX в. заняло восточное направление? В чем состояли причины войны с Японией? Какие последствия она имела для России?

65. В чем состояли причины радикализации общественного движения России в начале XX в.? Какие последствия это имело для страны?

66. Каковы были причины, характер, движущие силы, основные этапы и итоги революции 1905-1907 гг.?

67. В чем состояла необходимость проведения реформ в России? Какую программу реформ предложил П.А.Столыпин? В чем состояли ее суть и результат?

70. Что нового появилось в науке и культуре начала XX в.? Какие обстоятельства повлияли на специфику их развития?

71. Каковы были причины Первой мировой войны, силы и планы сторон? Какова роль Восточного фронта? Как война повлияла на российское общество?

История России (Революции в России). Вопросы и ответы:

72. Каковы причины, цели, движущие силы и характер Февральской революции? В чем заключались особенности организации новой власти? Какие альтернативы развития политической ситуации после свержения самодержавия открывались перед страной? В чем состоит значение Февральской революции?

73. В чем были причины кризисов власти в период с марта по октябрь 1917 г.? Какую роль в политической жизни страны играли политические партии? В чем были причины усиления политического влияния большевиков? Почему завершилось неудачей выступление генерала Корнилова? Какие точки зрения существуют на оценку октябрьских событий 1917 г.?

74. Как проходило установление советской власти в стране после октября 1917 г.?

75. Что такое Гражданская война? Какие предпосылки привели к ней в 1918г.? Какие стороны участвовали в ней? Каковы были результаты Гражданской войны?

76. Какое положение в экономике страны сложилось к концу 1917 г.? Чем были вызваны чрезвычайные меры в экономике? Что означала политика "военного коммунизма"? Какие результаты и последствия она имела?

77. Чем был вызван экономический и политический кризис в стране в конце 1920г.? Что такое новая экономическая политика? В чем состояли противоречия нэповской общественной модели? Каковы результаты ее реализации?

78. Каковы основные принципы и направления национальной политики большевиков? На каких основах предлагалось создать союзное многонациональное государство? Каковы значение и последствия образования СССР?

79. На каких принципах строилась внешняя политика Советского государства в 20-е годы? Как можно оценить ее итоги и значение?

80. В чем состояли предпосылки формирования политической системы мобилизационного типа в СССР в 30-е годы? Какие черты ей были присущи? Какое значение она имела для страны?

81. В чем состояли предпосылки, цели и особенности советской индустриализации? Каковы были ее экономические и социальные итоги и последствия?

82. В чем состояли предпосылки политики сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия?

83. Что такое "культурная революция"? В чем состояла необходимость перемен в духовной жизни общества после революции? Как можно оценить итоги и последствия "культурной революции" в СССР?

84. В чем состояла сущность советской социальной политики? В каких направлениях она осуществлялась? Каковы итоги социального развития СССР в предвоенные годы?

85. Какие международные факторы повлияли на изменение внешнеполитического курса СССР в 30-е годы? В чем это проявилось? Каковы итоги внешней политики СССР в 30-е годы?

История России (Великая Отечественная война). Вопросы и ответы:

86. В чем состояли причины Великой Отечественной войны? Какова ее периодизация? В чем состояли итоги и уроки начального периода войны?

87. Когда состоялась битва за Москву и каково ее историческое значение?

88. В чем были причины поражения Красной Армии летом 1942 г. на сталинградском направлении? Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом? К каким последствиям оно привело? Какое значение Сталинградская битва имела в истории Великой Отечественной войны?

89. Почему Курская битва считается завершением коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны? В чем состоит ее историческое значение?

90. В чем состоял стратегический замысел Берлинской операции? Как он был реализован советскими войсками? В чем состоит историческое значение Берлинской битвы?

91. Что такое массовый героизм в Великой Отечественной войне? В чем он проявлялся на полях сражений, в тылу, в партизанском движении?

92. В чем заключались цели и задачи советской внешней политики в годы Великой Отечественной войны? Как они были реализованы? В чем состояли итоги и значение внешней политики СССР в годы войны?

Военные потери

Битва за Москву

БМ-13 "Катюша"

Битва под Москвой

93. Как можно охарактеризовать международное положение СССР в первые послевоенные годы? Как оно повлияло на особенности внешней политики СССР?

94. Какие потери война нанесла советскому обществу, экономике страны? Как проходило восстановление хозяйства в первые послевоенные годы? Как изменился повседневный быт людей?

95. В чем состояли особенности политического развития СССР в первые послевоенные годы?

96. В чем состояли причины ужесточения идеологического контроля в первые послевоенные годы? В чем это проявлялось? К каким результатам это привело в духовной и культурной жизни советского общества?

97. Чем можно объяснить необходимость политических реформ после смерти Сталина? В каком направлении они пошли? В чем состояла противоречивость внутренней политики Хрущева? Какие результаты она имела?

98. Как повлияли политические перемены в стране после смерти Сталина на духовное состояние общества? В чем это проявилось?

99. Почему были необходимы перемены в социально-экономической сфере после смерти Сталина? В каком направлении происходило реформирование советской экономики в 1953-1964 годах? Каков был результат этого реформирования?

100. Чем была вызвана необходимость пересмотра принципов внешней политики СССР после смерти Сталина? Какие шаги были предприняты в этом направлении? Как можно оценить итоги внешней политики СССР в эти годы?

101. Какие причины вызвали отставку Хрущева с высших государственных постов? Чем характеризовалось политическое развитие страны в 1965-1984 годах? Каковы его итоги?

102. В каком состоянии находилась советская экономика к середине 60-х годов? В чем причины такого положения? Каковы были основные направления предпринятого властью в 1965 г. реформирования промышленности и сельского хозяйства? Каковы результаты социально-экономического развития страны в 1964-1984 годах?

103. В чем состояли особенности духовной жизни советского общества в 1965-1984 годах? Каковы были ее результаты и итоги?

104. Какие изменения произошли в советской внешней политике в 1965-1984 годах? Чем их можно объяснить? Каковы были результаты и последствия реализации этого курса?

105. В каком состоянии оказалась советская экономика к середине 80-х годов? В чем причины такого положения? Каким образом власти пытались исправить положение дел в экономике в 1985-1991 годах? Каковы итоги этих реформ?

История России (Распад СССР и причины развала Советского Союза). Вопросы и ответы:

106. В чем заключались объективные и субъективные причины политических перемен в СССР в 1985-1991 годах? В каком направлении реформировалась политическая система страны? Какие результаты были получены на этом пути?

107. Почему к концу 80-х годов обострился национальный вопрос в СССР? Как руководство страны пыталось решить возникшие проблемы? Каковы были результаты национальной политики в СССР в 1985-1991 годах?

108. Каковы были предпосылки перемен в духовной жизни советского общества в 1985-1991 годах? Какие противоречия возникали на этом пути? Каковы были итоги и последствия политики гласности, ее влияние на советское общество?

109. Как изменились концептуальные основы и основные направления советской внешней политики в 1985-1991 годах? Как можно оценить результат внешней политики СССР в эти годы?

История России (Новая Россия). Вопросы и ответы:

110. Каковы основные этапы и результаты экономических реформ в России в 90-е годы?

111. Каковы были первые результаты экономической реформы 1991-1992 годов?

112. Чем была вызвана необходимость корректировки экономического курса правительства в конце 1992 года?

113. Каковы были результаты экономических реформ 90-х годов?

114. Каково было место России в мировой экономике в 90-е годы?

115. Какие перемены в политическом строе России произошли в 90-е годы? Каковы были последствия этих перемен?

История России (Национальная культура). Вопросы и ответы:

116. Каковы были исторические условия развития культуры в 90-е годы?

117. Какие новые процессы происходили в российской литературе?

118. Что нового появилось в развитии отечественного кинематографа?

119. Какими явлениями музыкальной жизни была отмечена культура 90-х годов?

120. Что нового в 90-е годы произошло в театральной жизни России?

121. Каковы были особенности отечественного изобразительного искусства в 90-е годы?

122. Что следует понимать под "революцией в средствах массовой информации", произошедшей в России в 90-е годы?

123 Какую роль играли традиционные религии в жизни российского общества в 90-е годы?

История России (Национальная и внешняя политика). Вопросы и ответы:

124. Каковы были основные направления национальной политики России в 90-е годы XX века? Какие были на этом пути успехи и просчеты?

125. Как изменились после распада СССР место и роль России в мире? Как это влияло на пересмотр ее внешней политики?

126. Как строились в 90-е годы отношения России со странами Запада?

127. Какое место в российской внешней политике после распада СССР заняло восточное направление?

128. Какова роль России в образовании и деятельности СНГ?

129. Каковы были результаты российской внешней политики в 90-е годы?

130. Какие меры были предприняты Президентом В.В.Путиным по укреплению российской государственности?

131. Какие меры были предприняты Президентом В.В.Путиным по обеспечению гражданского согласия и единства общества?

132. Какие перемены в начале XXI века были предприняты руководством России по реформированию отечественной экономики?

133. Какие меры правительство России предприняло для усиления борьбы с угрозой международного терроризма в начале XXI века?

134. В чем состояли новые подходы российского руководства к реализации внешней политики страны в начале XXI века?

обратите внимание на композиционные особенности стихотворения.в чем вы видите смысл почти дословного повторения второй и третьей строфы первой

части в финале(мысленное продолжение диалога поэтессы с однополчанкой Зиной)?

Зинка Памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой 1 Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть. Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле. - Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет. У тебя есть друзья, любимый, У меня - лишь она одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна. Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет... Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет. Отогрелись мы еле-еле. Вдруг приказ: "Выступать вперед!" Снова рядом, в сырой шинели Светлокосый солдат идет. 2 С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен. В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон. Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи, По воронкам и буеракам Через смертные рубежи. Мы не ждали посмертной славы.- Мы хотели со славой жить. ...Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит? Ее тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав... Белорусские ветры пели О рязанских глухих садах. 3 - Знаешь, Зинка, я против грусти, Но сегодня она не в счет. Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живет. У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна. И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла. ...Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала?!

1) Актуален ли Д. И. Фонвизин рассказ "Недоросль" для современного читателя и зрителя? В чем вы видите смысл пьесы?

2) Какова разница в лексике, интонациях, позициях героев эпизодов сцены "Урок Митрофана", и сцены "Советы Стародума".

Помогите, пожалуйста! Заранее спасибо.

Песнь о вещем Олеге: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам; Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам; С дружиной

своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из тёмного леса, навстречу ему, Идёт вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. “Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землёю? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмёшь ты коня”. “Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава - отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего”. Олег усмехнулся - однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твоё позлащённое стремя. Прощай, утешайся - да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром, В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите”. И отроки тотчас с конём отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне весёлом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. “А где мой товарищ? - промолвил Олег.- Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так же ль легок его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый?” И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает: “Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твоё предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня”. И хочет увидеть он кости коня. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят - на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: “Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалёкой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!” Из мёртвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала; Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. 1). Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя?, сравните тексты баллады и летописи. , в чем вы видите разницу и что в них общего? 2). Как раскрываются отношения" могучего владыки" и " мудрого старца" в них диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? помогите пожалуйста

Что еще почитать