Материалы.

– дело важное, поскольку влияет на эффективность человека в реализации своих намерений. А в профессиональной деятельности процесс постановки и формулировки цели становится делом еще и ответственным - от его результатов нередко зависит благополучие многих людей. Для того, чтобы вы чувствовали себя более уверенно в том, как поставить и , связанную со своей профессиональной деятельностью, приводим четкий и безотказный алгоритм действий.

В других статьях мы с вами обсудили из чего может состоять профессиональная цель . Рассмотрели, что желательно написать в графе цель резюме . Вы знаете, что конкретно можно и нужно сообщать . Кто-то уже подобрал подходящую для себя методику и конкретизировал свои личные и профессиональные интересы. У того, кто "дошел до конца", даже есть исходный ("сырой") вариант нужной цели. Остается ее подкорректировать, проверить и отшлифовать. О том, как это сделать, мы сейчас и расскажем. Если обо всем этом вы слышите в первый раз, не беспокойтесь - алгоритм формулировки цели приводится в полном, развернутом виде.

Для того, чтобы поставить и сформулировать цель, касающуюся своей профессиональной деятельности, необходимо сделать следующее.

1. Определить, какая именно цель вам нужна:

  • цель профессиональной деятельности, работы, поиска работы или трудоустройства

Если хотите узнать о том, для чего нужна, из чего состоит и чем отличается каждая из них, нажмите указанную ссылку и ваша любознательность приведет к необходимой информации.

2. Подготовить (определить, обобщить и конкретизировать) основные элементы своей цели. Для этого можно воспользоваться одной или несколькими из этих методик:

  • ставим цель, исследуя желания
  • ставим цель, выбираясь из кризиса (подходит для проф.цели и целей проф.деятельности),
  • ставим цель, заглядывая за проблемы (подходит для проф.цели и целей проф.деятельности),
  • ставим цель, исследуя трудовой опыт (подходит только для проф.цели),
  • ставим цель, используя образное мышление (подходит только для проф.цели).

3. Составить список элементов, которые вы подготовили к процессу формулировки своей цели.

  • Профессиональная цель – может состоять из 4 основных элементов (проблема/задача , результат решения задачи, средства/методы решения задачи, целевая группа ).
  • Цель профессиональной деятельности, работы, поиска работы или трудоустройства - может состоять из 5 основных элементов (4 элемента профессиональной цели, плюс личный выигрыш от профессиональной деятельности).
  • Цель резюме – может включать название интересующего рабочего места (вакансия, должность) и 1-2 наиболее значимых элемента цели профессиональной деятельности.

4. Проранжировать все элементы списка по степени значимости для вас.

5. Расположить в предварительной формулировке цели на первом месте тот элемент, который после ранжирования оказался самым значимым (важным, главным). Следом за ним поставить второй по значимости элемент, затем – третий по значимости и т.д.

6. Начать формулировку цели со слова, которое соответствует первому (наиболее важному, главному) элементу. Например.

  • Проблема (задача) – решение (или глагол, раскрывающий смысл планируемого действия)
  • Средство и методы – разработка, создание, внедрение, применение и т.п.
  • Результат – достижение (или существительное, раскрывающее смысл планируемого результата)
  • Целевая группа – содействие, помощь, поддержка, обеспечение и т.п. по смыслу.
  • Личный выигрыш - приобретение, получение, продвижение и т.п. по смыслу.

Если формулируете цель резюме, то на первое место выносите название интересующей вакансии, а уже второе и третье можете заполнять так, как здесь сказано.

7. Преобразовать число, время, падеж последующих элементов цели в соответствии с числом, временем, падежом и т.д. первого элемента. Проследить, чтобы формулировка каждого следующего элемента начиналась со слова, подобного тому, с которого началось описание первого элемента – либо глагола, либо существительного, либо прилагательного.

Например:
а) решение… путем применения…, ради достижения…и поддержки
б) решать…, применяя…, достигая, … и оказывая …

Имеет смысл составить несколько вариантов формулировки цели.

8. Из нескольких полученных формулировок выбрать те, читая которые вы отчетливо понимаете, что вам нужно сделать, чтобы достичь заявленного результата.

9. Протестировать выбранные формулировки. Попросить незаинтересованных людей (близких, знакомых, друзей, коллег) прочитать отобранные формулировки и рассказать в чем именно заключается работа человека, которому они принадлежат.

10. Признать лучшей ту формулировку, чтение которой у большинства людей вызвало такие ассоциации, которые максимально отражают вашу собственную картину своей профессиональной деятельности.


Недавно в статье по самореализации наткнулся на четыре вопроса.

  1. Как часто случается, что ты выделяешь себе время и думаешь с необходимой настойчивостью о том, чего хочешь достичь в ближайшие недели, месяцы и годы?
  2. Ставишь ли ты в этот момент перед собой цели?
  3. Записываешь ли ты эти цели на бумаге?
  4. И, наконец, на сколько регулярно их просматриваешь на предмет выполнения?

На мой взгляд, вопросы эти весьма актуальные, потому, что сформулированная цель – это уже 50% успеха. Это предполагает, что ты понимаешь, куда нужно двигаться и представляешь, каким должен быть результат. Правда при этом очень часто присутствует важная оговорка о том, что «цель должна быть сформулирована ПРАВИЛЬНО ». Отсюда закономерный вопрос – а что значит правильно сформулированная цель? И, если существуют принципы, по которым формулируются цели, то как этому научиться?

В идеальном виде, на мой взгляд, правильно сформулированная цель, должна быть как программа у ракеты с головкой самонаведения – заложил в голову нужные координаты, нажал кнопку «пуск» — бум! — и улетел к своей цели. Интересно, а это в принципе возможно?

«Критерий истины есть практика» (К.Маркс)

Вначале начнем с правил, которые неоднократно проверены опытным путем умными, а главное, успешными «первопроходцами» в области постановки целей.

Правило №1 – Цели должны быть записаны!

Свои цели и идеи нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАПИСЫВАТЬ! Где писать – блокнот, ежедневник, ноутбук или смартфон – каждый решает сам, но писать обязательно! Сам неоднократно убеждался, что попытка просто зафиксировать «мечту-цель» в голове, не более чем иллюзия. В суете обычной жизни, мечты и желания мешаются с ежедневной текучкой, проблемами, и многочисленными «нужно» и «должен». В результате в голове получается такой хаос, что любые, даже самые важные цели, оказываются погребены под толстым слоем повседневной и, увы, зачастую бестолковой суеты. Когда же возникает необходимость освежить в памяти свои цели, то далеко не всегда получается внятно описать словами, чего же хочу на самом деле. Итак, формулируем цели с ручкой или карандашом в руке.

Правило №2– Цели формулируем позитивно.

Психологи утверждают, что наш мозг (а точнее его подсознательная часть) устроен таким образом, что отказывается воспринимать отрицательную частичку «не». Хрестоматийный пример на эту тему — «Постарайтесь сейчас не думать о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ!».

Это означает, что, если сформулировать цель как «я не хочу болеть», то мозг представляет и живенько вспоминает нас больными и фиксирует это неприятное воспоминание в голове. И уже только после этого мы пытаемся сознательно от этого «воспоминания-состояния» откреститься при помощи частицы «не». Но проблема в том, что фокус внимания подсознания все равно сосредоточен на нашем состоянии во время болезни, со всеми вытекающими отсюда возможными последствиями.

(Небольшое отвлечение на эту тему — недавно простыл и несколько дней температурил, поэтому, когда писал эти строки, то очень легко вспомнилось дурацкое состояние слабости во время болезни. Правило работает однозначно!)

Поэтому формулируем цели о том, что хотим достичь, а не о том, чего хотим избежать. Если же в голове возникает только отрицание с «НЕ», (не хочу, не буду, чтобы не … и пр.), то можно попробовать спросить себя по-другому: «Если это то, чего я НЕ ХОЧУ, то, что же я ХОЧУ вместо этого?» и после этого представить и описать желаемый результат.

Еще желательно избегать слова принуждения по отношению к себе — «должен», «нужно», «надо», «необходимо» и т. д., так как эти слова в нашей голове интерпретируются как кто-то другой «хочет», а мы «должны» это выполнять. В результате в нашей голове возникает лишнее дополнительное сопротивление еще на старте. А оно нам надо?

Правило №3 – Цели относятся лично к тому, кто их формулирует, и находятся в зоне личного контроля

Намечая цели, формулируем их по отношению к себе и опираемся только на свои силы. Что такое зона личного контроля? Это то, на что могу влиять непосредственно я сам. Да, возможно мне понадобится помощь других людей, но рассчитывать, что кто-то будет вести меня к моей цели за руку – это 100%-й самообман и естественное желание, в случае неудачи, переложить свою ответственность на другого. Надежнее всего идти к цели опираясь на собственные умения, ресурсы и возможность контролировать происходящее. Поэтому цель формулирую таким образом, чтобы фокус ответственности был направлен на меня самого. В общем, в случае чего, «сам дурак».

Правило №4 – Цели конкретны, их можно визуализировать и проверить на сенсорном опыте

«Все что можно представить, можно осуществить» (Клемент Стоун)

Для того, чтобы цель из области фантастики превратилась в реальность, и при этом результат доставил удовольствие, лучший способ – это представить, что это уже случилось и цель достигнута. А после того, как в голове это «уже случилось» нужно задать себе несколько вопросов. Например, как я пойму, что результат достигнут? Что я увижу, почувствую или услышу, когда это произойдет? Как это будет выглядеть в конкретных деталях? Как выглядит пространство вокруг? Кто находится рядом? Нужно попытаться в этот момент почувствовать состояние достигнутой цели и оценить критерии, по которым можно будет четко определить, что цель действительно достигнута.

Правило №5 – Цели лично привлекательны и реальны

«Чтобы «гореть», Вы постоянно должны «бегать» в будущее на «свидание» со своей мечтой» (с)

Конечно же, мои цели, должны мне нравиться, и мотивировать на их достижение! Цель должна греть душу и двигать наше тело. Это правило тесно пересекается с предыдущим. Представляю цель, уже достигнутой — какие эмоции я при этом испытываю? Если у меня в этом случае хотя бы на несколько градусов повышается чувство гордости за себя, удовлетворение и удовольствие от достигнутого результата, то я на правильном пути. Ну а, если вместо ярких картин, в голове появляются смутные очертания, которые никак не мотивируют на «целевые подвиги», то можно попытаться вспомнить нечто подобное в своем прошлом, а потом перенести эти ощущения в будущее на осуществленную мечту.

Ну и, разумеется, цели должны быть реалистичными и адекватными. Бессмысленно заниматься самообманом и убеждать себя в том, о чем в глубине души не веришь. Если же какая-то цель сама по себе глобальна и велика, то ее всегда можно разбить на более мелкие составляющие и начать работать с одной из ее составляющих. Опыт других подтверждает, что под адекватностью цели наш мозг подразумевает превышение наших прежних показателей не более 15-20% в месяц.

Правило №6 – Цели должны быть экологичны и увязаны с другими целями.

Представляя, цель достигнутой, нужно постараться оценить влияние этого результата на свою дальнейшую жизнь и жизнь окружающих, прежде всего своих близких. Не навредит ли достижение этой цели, например, моему здоровью или моим отношениям в семье? Желаемая цель не должна вредить мне, либо другим, или достигаться лишь ради демонстрации собственной «крутости». Разочарование результатом, может оказаться горькой платой за напрасные усилия, так что прежде, чем пускаться во все тяжкие, есть смысл оценить возможные последствия и риски. Опять же нужно обращать внимание, чтобы цели не вступали друг с другом в конфликты, иначе получится, как «лебедь, рак и щука». А если это вдруг все-таки происходит, то есть смысл раздвинуть их реализацию во времени.

Правило №7 – Цели имеют временные рамки и сроки их реализации

«Цель – это мечта со сроком. Цель без срока – это мечта, все время уходящая за горизонт» (с)

Проверено, что «когда-нибудь» без конкретного срока в 95% случаев превращается в «никогда». Чтобы цели осуществились, нужно определить сроки и этапы их выполнения, иначе собственная лень и инертность обязательно похоронят все наши благие начинания вместе со нами.

Правило №8 – Цели формулирую в настоящем времени

«Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется Жизнь…» (слова из песни)

Формулируем цели в настоящем времени, но как будто они уже достигнуты. Если быть более точным, то здесь идеально бы подошло английское PresentPerfect (настоящее совершенное время), когда глагол выражает действие, завершившееся к моменту речи, причем, интерес представляет именно результат этого действия. К сожалению, в русском языке нет такой формы, поэтому пользуемся тем, что есть, т.е. настоящим. Возможно, это покажется странным писать о своей цели «Я построил уютный и комфортный 2-х этажный дом с зеленой крышей на своем участке к августу 2016 года», когда на дворе только июнь 2015 года, а вместо дома на участке стоит легкая будка без электричества и коммуникаций. Но это кажется странным только для нашей «умной» сознательной части, которая отслеживает лишь до 5% наших действий, а для подсознания, которое управляет всем остальным и причем на «автопилоте», существует только настоящее время. Поэтому все цели нужно формулировать таким образом, как будто они уже достигнуты. И если сказано и представлено, что «я построил дом», а дома почему-то еще нет, то подсознание заработает в полную силу, чтобы данное несоответствие было устранено как можно быстрее и наиболее подходящим способом.

Вот, собственно, и все основные правила по правильной формулировке целей. Когда цели будут сформулированы, нужно определиться с первыми шагами в направлении их практической реализации:

Шаг первый. Оцениваем необходимые ресурсы.

Для достижения любой цели всегда нужны какие-либо ресурсы: деньги, время, силы, способности, навыки, связи и т.д. Поэтому оцениваю, что мне необходимо для достижения конкретной цели, после чего провожу ревизию на предмет наличия у меня этих ресурсов. Есть – отлично! Нет – значит, нужно понять где, как и каким образом можно получить доступ к этим ресурсам.

Шаг второй. Выявляем возможные препятствия и пути их преодоления.

Теперь выявляем наиболее вероятные препятствия, которые могут мешать на пути к цели. Все предусмотреть невозможно, да это и не нужно. Определяем только наиболее вероятные, а также пути их преодоления. Остальные проблемы, которые могут возникнуть, будем решать по мере их появления.

Шаг третий. Определяем первые шаги и действуем!

И наконец, самое время определить первые шаги, с которых начинается реализация целей, а также место и время, когда эти шаги будут сделаны. Причем желательно не откладывать эти шаги надолго, чтобы не застрять в своих планах.

Итак, подводим итог всего вышесказанного и суммируем самое главное.

Правила формулировки цели:

  1. Цели обязательно записываем!
  2. Цели формулируем позитивно
  3. Цели должны находиться в зоне личного контроля
  4. Цели должны быть конкретными (их можно представить и мысленно «пощупать»)
  5. Цели реалистичны и лично привлекательны
  6. Цели «экологичны» и взаимосогласованны
  7. Цели ограничены временными рамками и конкретными сроками
  8. Цели сформулированы в настоящем (совершенном) времени

Первые шаги по реализации целей:

Шаг 1. Оцениваем необходимые ресурсы.

Шаг 2. Выявляем препятствия.

Шаг 3. Определяем первые шаги и ДЕЙСТВУЕМ!

Если, прочитав эти советы, Вы все же затрудняетесь или не знаете с чего лучше начать, то я с удовольствием готов Вам помочь в этом очень важном, полезном и увлекательном деле — правильно сформулировать свои личные цели. Причем помочь не только в их правильной формулировке, но, что не менее важно, в их достижении. Нажмите на ссылку и заполните форму внизу, после чего я обязательно с Вами свяжусь!

Желаю всем удачи и исполнения в срок всех ваших «правильных» целей!

Владимир Кудряшов, рестарт-коуч, профессиональный коуч ICF

После обоснования актуальности научной работы обычно формулируют ее цель и задачи. Очень часто начинающие исследователи не разграничивают этих понятий.

Цель работы - этосовокупный конечный ее результат, это то, чего мы хотим достичь. Но цель достигается поэтапным выполнением определенныхзадач. Например, для того чтобы построить улей (цель работы ), необходимо выполнить ряд задач: подобрать соответствующую конструкцию, подготовить инструменты, материалы, выполнить ряд плотнических работ и др., вследствие чего достигнем цели – будет построена квартира для пчел – улей.

Задачи исследования содержат в себе требования, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

Перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы. С количеством формулируемых задач сообразуется количество подразделов (параграфов) основной части работы.

В научных произведениях каждая мысль формулируется очень скрупулезно, так, чтобы она звучала однозначно и точно. Ключевыми словами в формулировке цели выступают или глагол в неопределенной форме (исследовать, описать, осуществить, выучить, раскрыть и т.п.), или соответствующие отглагольные существительные(исследование, описание и т.п.). Поскольку цель – это понятие более широкое, чем задача, здесь часто употребляются определения комплексный, всесторонний (комплексное исследование, всестороннее изучение), монографический. Старайтесь формулировать цель по возможности компактнее, желательно, чтобы в ней просматривалась основная мысль научного исследования, а при определении задач не приходилосьдругими словами повторять уже сказанное – цель.

Задачи необходимо не только правильно, четко сформулировать, но и ставить их в определенном порядке, так, чтобы перед читателем разворачивалась программа действий автора работы. Наблюдения показывают, что в научных исследованиях обычно выделяются задачи, которые можно разделить на четыре группы.

Первая группа задач связана с рассмотрением состояния исследуемой проблемы в теории и практике, выработке теоретических основ исследования.Вторая группа задач направлена уточнение предмета и объекта изучения. Задачитретьей группы (их, как правило, несколько) имеют в большинстве случаев процессуальный характер – это непосредственный анализ изучаемых единиц. Задачичетвертой группы обобщающего, подытоживающего типа. Теперь рассмотрим эти задачи детальнее.

Любая исследовательская работа начинается с изучения научной литературы по проблеме – это вопрос техники работы. Поэтому не следует формулировать первую задачу, как это иногда бывает, так:изучить и проанализировать литературу по проблеме (называется проблема).

Исследование может начинаться с анализа разных теорий, на базе чего строится собственное понимание предмета анализа, концепция работы. Наиболее приемлемый вид имеют задачи, которые начинаются словами разработать теоретические основы (указывается чего),выяснить статус (природу) определенных единиц, категорий и т.п.,определить понятие (называется объект),определить природу (называются единицы, явления и т.п.),обосновать (принципы, подходы, методику и т.п.).

Для науки часто бывает очень важным выявление круга тех явлений, которые будут исследоваться. Поэтому нередко формулирование второй задачи может начинаться словосочетаниями

    выявить состав (модели, языковые единицы),

    определить корпус,

    определить (уточнить) границы распространения,

    очертить совокупность и др.

Выполнения этой задачи, с одной стороны, даст возможность получить более широкое представление об объекте и предмете исследования, с другой – во многих случаях, особенно там, где объект исследования выделяется впервые, определение количества тех единиц языка, которые должны изучаться, – это уже весомый результат работы.

Если задачи первой и второй группы в филологических исследованиях могут не очерчиваться (когда в этом нет необходимости), то без задач третьей группы нельзя обойтись, ведь их выполнение – это основа работы, это непосредственный анализ собранных фактов. Начинается формулировка этих задач словами

    выяснить значение (происхождение, семантику, генезис, причины, пути появления, особенности, природу, роль, место, специфику, частотность, факторы и т.п.);

    исследовать (характер, характеристики, факторы, свойства, происхождение, связи, потенциал, средства, механизмы, функции, соотношение, единицы, историю, структуру, явление);

    выявить (признаки, причины, распространение, отношения, пути, средства, специфику, факторы, типы, соотношение, структуру);

    изучить (возможности, специфику, функционирование, потенциал),

    проанализировать (структуру, семантику, характер, зависимость, особенности, реализацию);

    описать (функционирование, способ);

    обосновать (понятие, статус);

    определить (объем, типы, модели, структуру, потенциал, функции, средства, систему, группы, общее и единичное);

    установить (взаимосвязь, взаимодействие, функции, степень производительности, мотивы, влияние, типы, признаки, особенности, связи, роль, критерии);

    осуществить (анализ, описание);

    проследить (функционирование, особенности, зависимость, средства, развитие, глубину, эволюцию, соотношение);

    определить (динамику, возможности, процессы, границы, специфику, место, роль, принадлежность);

    показать (связь);

    описать (особенности, группы, средства, механизмы, значение, конструкции);

    сопоставить (формы);

    раскрыть (характер, статус, функции, особенности, содержание, влияние);

    рассмотреть (взаимодействие, средства);

    охарактеризовать (особенности, средства, типы, специфику, приемы);

    уточнить (хронологию, границы, этимологию);

    осветить (взаимодействие) и т.п.

Задачи четвертой группы не обязательно ставить в конце работы, хотя, в большинстве случаев, им там стоять «логичнее»: они базируются на выполнении предыдущих задач. К ним можно отнести следующее:

    определить (очертить) место и роль;

    выявить (установить) тенденции развития;

    выяснить закономерности создания;

    разработать практические рекомендации.

Цель должна быть конкретна , то есть, сформулирована так, что будет понятна не только вам. Указывайте места, события, предметы и их описания. Чем конкретнее цель, тем больше она переходит в задачу.

Цель должна быть измерима . Если не будет измерения, то, как вы поймете, что достигли её? Выберите основные критерии, например, определенная сумма денег.

Цель должна быть реальна , то есть вы должны знать более 50% действий для её достижения. Также она должна приводить вас к положительным эмоциям, а не к стрессу и депрессии. Не выдумывайте того, чего вы никогда не сможете достичь. Также не следует очень завышать планку, но и занижать тоже не надо. Здраво оцениваете ситуацию.

У цели есть границы во времени . Цели бывают разные по времени: краткосрочные(1-6 месяцев), среднесрочные(1-3 года) и долгосрочные(5-10 лет). Определитесь со сроками выполнения. Выбираете срок окончания немного раньше, так как необходимо учитывать, что вы можете затянуть с выполнением. Имейте хотя бы 1 день в запасе, то есть, если нужно сдать отчет к 3 апреля, то задайтесь целью сделать его ко 2 числу, а лучше к 1. Создавайте себе психологическую обстановку, что надо сдавать не 3, а 2, так вы точно справитесь. Очень маленькая часть людей делает все заранее, обычно у всех происходит в последний момент.

И последний критерий – привлекательность цели . Хочется ли вам выполнять то, что совершенно не относится к вам? Конечно же, нет! Поэтому пишите такие цели, которых актуальны для вас, а не для кого-то другого. Если вам приходится ставить цели для другого человека, то исполнитель должен быть заинтересован в результате.

Правила формулирования цели

1. Соблюдение SMART критериев . Чем конкретнее ваша цель, тем вы ближе к ней.

2. Цель утвердительна и позитивна. Не употребляйте в формулировке частицу не. В место «не делай», пишите «делать». Например, «не спи до обеда» заменяем «вставай в 9 утра и делай зарядку». Употребляйте слова означающие, что у вас это уже есть. Например, не правильно: «Хочу научиться планировать», заменяем: «Я учусь планировать с сегодняшнего дня и правильно ставить цели и задачи».

3. Принадлежать. Результат вашей цели должен полностью зависеть от вас. Когда вы надеетесь на кого-то, то результат сразу искажается, ведь теперь он зависит не от вас. Допустимо только делегирование обязанностей, то есть тех задач, которые могут решить другие. В этом случае нужен контроль и ваши цели и исполнителя должны совпадать, иначе результат будет не эффективные.

4. Позитивный настрой. Только вера в результат приведет к успеху. Но вы должны быть готовы к поражению, потому что есть много препятствий, которые нужно учитывать и преодолевать. Если вы сбились с намеченной цели, стоит что-то изменить или пересмотреть и идти дальше. Учатся на своих ошибках, а не на чужих.

5. Формулировать на бумаге. Давно доказано, что формулирование целей и задач на бумаге более эффективны, чем те, что держатся в голове. Не нужно держать всё в голове, да это и не возможно, все равно что-нибудь забывается. Поэтому, чтобы достигать целей, надо формулировать их на бумаге, соблюдая все правила и критерии.

6. Видение. Представляйте результат. Чем детальнее будет картинка, тем лучше. Здесь срабатывает визуализация и притяжение. Чем больше вы этого хотите, тем быстрее оно притянется.

7. Маленькие подарки в конце достижения. Делайте себе вознаграждение за достижение цели. Так путь к новой цели будет ещё интереснее, ведь вы знаете, что за результат получите «сладкую конфетку».

Цель — это мечта со сроком.

Наполеон Хилл

Последний месяц года мы традиционно посвящаем подведению итогов уходящего года и разрабатываем планы на следующий. Как сформулировать «правильные» цели? Как превратить мечты о карьерном взлете в реальность стратегического планирования? Как не погрязнуть в рутине ежедневных забот и выйти из режима «пожаротушения»? Попробуем разобраться.

Мы часто слышим о том, что секрет успеха любого начинания - правильное целеполаганиею Исследования показывают, что постановка конкретных и достижимых целей является одним из самых эффективных инструментов, способствующих успешной карьере. Правильно поставленные цели помогают понять смысл, а также четко сформулировать ожидаемый результат. Все это позволяет нам сфокусировать наше внимание и усилия на том, что действительно имеет значение, отбросив шелуху второстепенных задач. Кроме того, правильно откалибровав наши цели, мы будем лучше понимать, в каком направлении двигаться.

Правильно сформулированные цели также помогут ответить на собственные экзистенциальные вопросы:

  • В чем смысл моих усилий? – Понимание собственной миссии в профессии (и в жизни), своих амбиций (Чего я хочу достичь, ставя себе данные цели? )
  • На кого/что мне ориентироваться? – Визуализация + бенчмаркинг. Кто ваш пример для подражания, авторитет, на которого вы равняетесь? Сравнивая свои достижения с достижениями лидеров отрасли, вы сможете лучше сформулировать свои цели, а также будете иметь возможность учиться на чужих примерах и ошибках.
  • О чем мне стоит всегда помнить? – Memento mori говорили в Древнем Риме. А мы скажем – помните о главном, чтобы за ежедневным «тушением» рабочего пожара не упустить цели и задачи более высокого порядка.

Цели – это не список задач. Это фокус на конечный результат, который мы хотим в итоге достичь благодаря правильной расстановке приоритетов. Думая об этом, попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Подводя итоги будущего года, какие пять приоритетных задач мне нужно выполнить, чтобы гордиться своими достижениями?
  • Почему эти задачи важны для меня?
  • Какие действия мне нужно предпринять для достижения этих задач?
  • По каким критериям я смогу понять, что добился поставленных целей?

ПРИНЦИП SMART

Качественная стратегия должна состоять из четко сформулированных и понятных целей и задач, которые вы хотите достичь за определенный промежуток времени (в течение года). Наши цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени.

Все мы наверняка слышали о принципе – постановке целей в формате конечного результата. Давайте еще раз повторим его на примере постановки целей для внутреннего коммуникатора.

Основные характеристики SMART-целей:

(1) Конкретность (S pecific). Сформулируйте пять четких, понятных целей, ориентированных на конкретный результат, и три цели, которые будут вашими личными достижениями в области профессионального развития

Цель №1. Запуск нового мобильного приложения для сотрудников

Цель №2. Перезапуск новой версии Интранета

Цель №3. Проведение исследования среди сотрудников об уровне их удовлетворенности внутренними коммуникациями

Цель №4. Запуск программы нематериальной мотивации для сотрудников

Цель №5. Обновление корпоративной газеты

Личная цель №1. Выступить на отраслевой конференции по внутренним коммуникациям

Личная цель №2. Закончить курс повышения квалификации для специалиста по ВК

Личная цель №3. Написать статью по мотивации и вовлеченности

(2) Измеримость (M easurable). Напротив каждой вашей цели поставьте KPI (Key Performance Indicator), количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов. В конце года вы сможете понять, удалось ли вам достигнуть поставленных целей.

Цель №1. Запуск приложения в первом квартале 2018 года; количество загрузок — 30% от общего количества сотрудников

Цель №2. Количество пользователей Интранета выросло на 30%

Цель №3. 50% сотрудников приняло участие в исследовании

Цель №4. Проведение 7 сессий в рамках программы

Цель №5. 6 выпусков в год

(3) Достижимость (A chievable). Поставленные вами цели и KPI должны быть реальными и даже немного заниженными – чтобы в конце года вы могли сказать, что добились значительно более внушительных результатов, чем планировали изначально.

(4) Релевантность (R elevant). Ваши цели должны отвечать задачам, которые ставит перед вами бизнес. Запуск Интранет-портала или мобильного приложения – отличный план. Но если большинство ваших сотрудников, работающих на производстве, не имеют доступа к интернету, то, возможно, это будет не самая лучшая идея.

(5) Ограниченность во времени (T ime-bound). Ваши достижения будут оценены в конце года, поэтому убедитесь, что вы сможете уложиться в указанные сроки. Иногда в силу масштаба проекта нам не удается реализовать его в течение одного календарного года (например, запуск Интранета ). В таком случае, отмечайте этапы, реализованные в ходе проекта (сроки утверждения обновленной концепции Интранета, выбора подрядчика, генерации контента ).

ПРОВЕРОЧНЫЙ ВОПРОС


После того, как вы сформулировали цели, проверьте себя еще раз, ответив на следующие вопросы:

  • Что? Какой результат вы ожидаете получить по достижению поставленной цели?
  • Почему? Почему вы решили, что ваши цели значимы? В чем заключается их ценность для компании?
  • Как? Как вы планируете реализовывать поставленные цели? У вас есть понимание того, что у вас достаточно ресурсов для этого? Поддерживает ли вас руководство?

А РУКОВОДСТВО В КУРСЕ?

Убедитесь, что ваше руководство знает о ваших грандиозных планах и поддерживает вас на пути к их достижению. Проводите регулярные встречи с вашим линейным руководителем для обсуждения ваших будущих и текущих целей и задач, а также получения от него обратной связи. Мы не говорим о формальных аттестациях, проводимых для отчетности два раза в год (т.н. mid-year и end-year reviews).

Возьмите за правило обсуждать ваши планы с руководством хотя бы раз в месяц. Значимость таких встреч сложно переоценить: вы одновременно получаете поддержку своих проектов и уважение начальства.

Для руководителей такие встречи также должны стать важной составляющей их взаимодействия с подчиненными. Возможность регулярного обсуждения целей и задач, а также трудностей, возникающих на пути реализации проектов, помогает значительно усилить мотивацию и вовлеченность сотрудников. Ясность в понимании и интерпретации целей упрощает постановку задач и их выполнение. Когда сотрудники понимают цели компании и свой вклад в ее достижение, им значительно легче выполнять даже самую рутинную работу.

И НАПОСЛЕДОК…ПИРАМИДА ФРАНКЛИНА

Бенджамин Франклин (тот самый, чье изображение красуется на 100-долларовой купюре), человек выдающегося ума, автор крылатой фразы «Время — деньги», был уверен, что контроль над событиями приносит человеку душевное спокойствие.

В возрасте 20 лет он разработал свою собственную мотивационную систему, которую довольно эффективно использовал на протяжение всей жизни (что доказывает его биография и след, оставленный в истории).

Суть его метода заключается в том, чтобы разбивать глобальную задачу на более мелкие, вплоть до самых простых действий.


Жизненные ценности – это тот фундамент, на котором каждый строит свою жизнь.

Это может быть справедливость, честность, свобода, уважение и пр. Каждый человек должен определить для себя именно те ценности, которые в большей степени отражают его суть.

Глобальная цель – основанная на определенных ранее жизненных ценностей, она представляет собой максимально желаемый результат, цель всей жизни.

Для спортсмена это может быть победа на Олимпийских играх; для политика – избрание в президенты. Для внутреннего коммуникатора – международное признание в качестве эксперта ВК (например).

Генеральный план пошаговая инструкция, план того, как будет достигнута глобальная цель. На примере специалиста по внутрикому это может быть 1) получение профильного образования; 2) серьезный стаж работы по специальности; 3) достижение руководящей позиции и т.д.

Долгосрочный план — планирование 3-5 последующих лет для достижения конкретных целей. Представьте себе ваше профессиональное будущее через 5 лет. Кем вы хотите быть? Где бы вы хотели оказаться? Например, это может быть работа в крупной международной компании на должности руководителя отдела. Либо свое консалтинговое агентство. Выбор за вами!

Краткосрочный план — часть достижения пункта долгосрочного плана, Планируем на на несколько недель или месяцев. Выбираем ВУЗ или курсы повышения квалификации для прокачки своих знаний и навыков. Записываемся на курсы ораторского мастерства. Начинаем писать статьи.

И помните: все зависит от вас — от правильно поставленных целей и упорства в их достижении. Постарайтесь увидеть картину в целом. Удачи вам!

Что еще почитать