Насекомые. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Детективное агенство «

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №63» общеразвивающего вида Центрального района г. Барнаула
Провела: учитель-логопед Шичкова Н. В. г. Барнаул, 2013 г.
Программные задачи:
1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых;
2. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме;
3. Обучать детей приемам сохранения здоровья, применяя здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика Стрельниковой);
4. Учить детей согласовывать числительные с существительными, вести работу над словообразованием;
5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ромашка с заданиями, листок с божьими коровками, одуванчики, зеленая ткань, игрушки-насекомые, картинки для занавеса (солнце, цветы, бабочки, стрекоза, божья коровка и другие), маски, лупа, обручи, бабочки и пчелы на нитках, карточки с насекомыми, бумажные цветы напольные, запись с музыкой, костюм феи.

Ход занятия:
Дети заходят в музыкальный зал. Звучит голос Феи под музыкальное сопровождение.
Фея: Здравствуйте ребята! С вами говорит Фея страны насекомых. Я хочу пригласить Вас в гости. Вас ждут бабочки, стрекозы, муравьи и жуки. Но попасть ко мне нелегко.
Чтобы познакомиться с моим миром, вам нужно превратиться в маленьких человечков.
Для этого нужно повторить волшебные слова:

Логопед: Дети, вы хотите отправиться в страну насекомых? (Дети отвечают.)
Звучит запись стрекотания кузнечика.
Логопед: Вот мы и попали в волшебный мир насекомых. Вы узнали, кто это стрекотал? (кузнечик) Посмотрите как здесь красиво, кругом цветут цветы, порхают бабочки. Фея приготовила для вас много заданий, интересных игр, в которые мы с вами и поиграем. (Дети садятся на стулья)
Вы любите отгадывать загадки? Дети отгадывают загадки, а логопед показывает картинки с отгадками.
1. Шевелились два цветка
Все четыре лепестка.
Я поймать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (стрекоза)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

Я трудилась круглый год
Будет вам душистый мед. (пчела)

Мастера без топоров
Срубили избу без углов. (муравей)

2. Беседа с детьми о насекомых.
Логопед: Ребята! А каких вы еще знаете насекомых? По какими признакам вы определяете насекомое это или нет? (усики, 6 ножек, голова, грудь, брюшко, жало, крылья).

Какую пользу приносят насекомые? (опыляют растения, являются кормом для птиц, приносят мед, шелк) Каких вредных насекомых вы знаете? (таракан, муха, комар, колорадский жук) Почему у некоторых насекомых яркая окраска, а у других нет? Расскажите что умеют делать насекомые? (летать, прыгать, стрекотать, жалить, порхать…)

3. Логопед: Дети, пойдемте, погуляем и полюбуемся этой красотой. Ой, смотрите, над нами летят бабочки. У них какие крылья? (красивые, разноцветные, пестрые, пестрокрылые). Хотите посмотреть, как они порхают, как будто танцуют вальс. Давайте на них подуем, они и полетят. (дети дуют на бабочек) А кругом растет столько красивых и нежных цветов на поляне. Вы чувствуете, какой от них исходит приятный аромат!
Встаньте все в круг. Мы с вами будем наслаждаться этим запахом. (дети выполняют дыхательное упражнение по Стрельниковой «Повороты»)

4. Кто из вас знает скороговорки о насекомых?

Много ножек у сороконожек.
Муха-горюха села на ухо.
Жук упал и встать не может, ждет он кто ему поможет.
На окошке крошку мошку, ловко ловит лапой кошка.
Зеленая жаба жевала жука, а птичка клевала с сучка паучка.

5. Чтение стихов о насекомых. (дети одевают маски насекомых и рассказывают стихи)

Шмель
Я – большой мохнатый шмель,
Разбудил меня апрель,
Жаркими лучами,
Звонкими ручьями.
Я летаю, я жужжу, над поляною кружу,
Яркий выберу цветок –
Буду пить душистый сок.

Пчела
Пчелка золотая
Над цветком порхает,
Сок душистый пьет –
Собирает мед.

Стрекоза
На березе стрекоза –
Изумрудные глаза.
Тельце - словно бирюза,
Крылья – светлая слеза.
«Стрекоза, а стрекоза!
Ты с березы-то слезай.
А не то придет гроза, забодает, как коза»

Муравей
В муравейнике под ивой
Муравьи живут красиво.
Дом их – сказочный дворец, каждый житель в нем боец.
С детства учатся стрелять,
Охранять царицу-мать.
А царица не прядет –
Яйца белые кладет.
Защищают муравьи
Яйца царские свои.
И живут в стране счастливой
Во дворце под старой ивой.

Комар
Я накрылась одеялом
И тихонько задремала, вдруг услышала сквозь сон
Тонкий комариный звон.
Я зажгла настольный свет –
Комара в помине нет!
Погасила свет. Опять надо мной
Он стал летать.
Так до самого утра
Я ловила комара.

Муха
Жила-была Муха-чистюха
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник в вишневой наливке.
Во вторник – в томатной подливке.
В среду – в лимонном желе.
В четверг – в киселе и в смоле.
В пятницу – в простокваше, в компоте и в манной каше.
В субботу, помывшись в чернилах, сказала:
- Я больше не в силах!
Ужасно, ужасно устала,
Но, кажется чище не стала!

Кузнечик
Растет трава густая
В тени больших берез.
На скрипке там играет
Кузнечик-виртуоз.
Волшебные рулады
Выводит он смычком,
И льются серенады
Над садом вечерком.

6. Логопед: Ребята! Посмотрите, мы пришли к нашим маленьким друзьям. Кого вы здесь видите? Давайте мы их рассмотрим под лупой. Они становятся очень большими.
- Это стрекоза. У нее большие глаза – глазище.
- Это не жук, а жучище.
- У бабочки не крыло, а крылище.
- У кузнечика не усы, а усище.
- Это большой таракан – тараканище.
Молодцы ребята!

За дверью слышится жужжание.
7 Вы слышите жужжание? Это пчелы прилетели. Как они жужжат? Ж-ж-ж-ж.
Они хотят поиграть с вами в интересную игру «Пчелы».
Правила игры:
Вы будете пчелами. Пчелы летают по поляне и жужжат. Как только вы услышите звуки дождя, улетайте в свои ульи (обручи) и прячьтесь там. В каждом улье прячется две пчелы. (садятся на корточки)

Звучит музыка и появляется Фея.
Фея: Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. У меня в руках волшебная ромашка. На каждом лепестке интересное задание. Давайте с вами сядем на стульчики и поиграем.
Каждый из вас будет срывать лепесток и отвечать на вопрос. За правильный ответ получит божью коровку.

8.Вопросы:
- Паук – это насекомое?
- У какого насекомого большие изумрудные глаза?
- Зачем пчеле жало?
- Кого называют чемпионкой по чутью?
- Как размножаются бабочки?
- Почему мухи к осени звереют?
- У каких насекомых жесткие надкрылья?
- Кто самый сильный на земле?
- Где живут пчелы?
- Как называется сказка, где паук поймал муху в паутину?
А теперь мы посчитаем сколько всего божьих коровок на листочке. (одна божья коровка, две божьи коровки, три божьих коровки, четыре божьих коровки, пять божьих коровок)
Молодцы!!!

9. Фея: Предлагаю вам поиграть в игру «Гусеница». Нужно собрать буквы в нужном порядке.
Логопед: Дорогая Фея! Спасибо тебе за все. Но нам нужно возвращаться в детский сад. Мы не можем вернуться маленькими человечками. Помоги нам.
Фея произносит волшебные слова, прикасаясь своей палочкой к каждому ребенку. (запись музыки), и уходит.

Итог: Дети! Вам понравилось в гостях у насекомых? Что больше всего вам запомнилось? В какие игры мы играли? Молодцы! (дети уходят в группу, звучит песенка В. Шаинского «В траве сидел кузнечик»)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПООЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: « Насекомые»

ЦЕЛЬ: Продолжать расширять знание о многообразии насекомых. Познакомить с особенностями их строения. Учить различать по внешнему виду, находить отличия. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Развивать логическое мышление

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое, физическое развитие, социально –коммуникативное развитие.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Предметные картинки по теме: « Насекомые» (Бабочка, жук, комар, муха), игрушки « Насекомые», карточки с недорисованными насекомыми, слайдшоу « Мир насекомых»

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1 Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами пришли на луг. Посмотрите вокруг, кто же здесь живёт? (Воспитатель показывает игрушки насекомых)

Дети: (называют) Бабочка, кузнечик, жук.

Воспитатель: А как можно назвать одним словом, тех кого мы перечислили?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим. Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. Вот от этих слов «Насечки», « насекать» и произошло название « Насекомые» У насекомых есть свои особенности строения. Тело насекомых состоит из трёх частей (отделов) : головы, груди и брюшка (показывает на плакате). На голове располагаются: глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, тоесть всего 6 лапок, и крылья. У некоторых на брюшке есть жало (пчела, шмель)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые?

Дети: Выдвигают свои предположения.

Воспитатель: Пища насекомых разнообразна. Одни –питаются нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский. Есть хищные насекомые, которые поедают других насекомых- это стрекозы, кузнечики, муравьи. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.

2 Пальчиковая игра « Насекомые»

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом

(поочерёдно сжимают пальцы в кулак)

Кто же это тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

3 Воспитатель: А теперь, ребята, загадки отгадаем, и кто обитает на лугу скорей, сейчас узнаем!

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,-

Он вспорхнул и улетел!

Что это за насекомое?

Дети: Бабочка.

Воспитатель показывает картинку с изображением бабочки.

Воспитатель: С чем в загадке сравнили крылья бабочки?

Дети: с цветком.

Воспитатель: Какие крылья у бабочки?

Дети: Яркие, воздушные, лёгкие, большие.

Воспитатель: Сколько крыльев у бабочки?

Дети: Четыре.

Воспитатель: А как вы думаете, чем питаются бабочки?

Дети: Нектаром цветов.

Воспитатель: Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.

А теперь следующая загадка:

Если ты увидишь на цветах и листочках

На красной спинке чёрные точки,

Летает и бегает ловко

Скажи ка скорее кто это?

Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку божья коровка –это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое, она питается тлями. Тля –это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели. На нашей планете очень много разнообразных жуков. Все они, очень интересны. (воспитатель показывает иллюстрации с жуками)

Воспитатель: А теперь, ответьте мне на вопрос: «Сколько ножек у жука?»,

Дети: Шесть.

Воспитатель: А есть ли крылышки?

Дети: Да!

Воспитатель: А теперь давайте превратимся в божьих коровок!

4 Физкультминутка « Божьи коровки»

Мы божьи коровки (прыжки)

Быстрые и ловкие, (бег на месте)

По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками)

А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы, (наклоны)

И кушать мы давно хотим,(гладят животик)

Домой скорее полетим (летят на свои места)

Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком

Он поделится медком.

Дети: Пчела.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите изображение пчелы. А есть ли у неё крылышки?

Дети: Да!

Воспитатель: А ножки? Сколько их?

Дети: Шесть.

Воспитатель: Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье. А теперь ребята, давайте с цветочной поляны перенесёмся к опушке леса. Что это там под сосной? (Воспитатель показывает картинку с изображением муравейника)

В лесу у пня беготня, суетня

Народ рабочий весь день хлопочет

Без работы хоть убей

Жить не может

Дети: Муравей.

Воспитатель: А как называется дом муравьёв?

Дети: Муравейник.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего строят дом муравьи?

Дети: Выдвигают свои предположения (Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева)

Воспитатель: Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают дргуг другу. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, незря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.

А вот ещё одна загадка:

Среди травы живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь.

Дети: Кузнечик.

Воспитатель: (показывает изображение кузнечика) Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они?

Дети: Длинные, три пары.

Воспитатель: Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. « Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье. А вот еще одно насекомое я вижу вдали, отгадайте загадку и вы узнаете какое:

Охотницей быстрой слывёт,

Стремителен, лёгок, полёт.

Солнечной летней порой

Летает она над водой

Большие имеет глаза

Кто это скажи –

Дети: Стрекоза. (Рассматривают изображение стрекозы)

Воспитатель: Сколько пар крыльев у стрекозы?

Дети: Две.

Воспитатель: А ног?

Дети: Три.

Воспитатель: Правильно. Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Она охотится на комаров и других мелких насекомых, и очень быстро летает. А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых?

Дети: Потому что у неё две пары крыльев.

Воспитатель: Правильно, а теперь, давайте посмотрим, какой он мир насекомых? (Воспитатель показывает слайды с фотографиями бабочек на цветах, муравьёв у муравейника, жуков, ночных мотыльков) Надеюсь, ребята, после просмотра фотографий, вы запомнили, что мир насекомых разнообразен, рядом с нами живут тысячи самых красивых, самых необычных и удивительных насекомых!

Воспитатель: А теперь ребята, давайте поиграем!

5 Дидактическая игра:« Чего не хватает?»

Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью, которых они передвигаются. Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (летают) Как передвигаются муравьи? (бегают). Как передвигается кузнечик? (прыгает). Дети выполняют задания.

6 Дидактическая игра «Назови правильно»

Под зелёным листком спрятались насекомые. Дети достают насекомых и называют.

Воспитатель: Ребята, вижу вы постарались, всё правильно дорисовали, всех насекомых нашли! Наше путешествие по лугу подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали.

О, ком мы сегодня разговаривали?

Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили?

Чем питаются насекомые?

С какими насекомыми мы сегодня познакомились?

(Дети отвечают на вопросы воспитателя)

Воспитатель: Молодцы, всё правильно запомнили! Наше занятие закончено.



Читаем сказки и рассказы о насекомых:
"Муравей и стрекоза"В. Бианки

"Муха-Цокотуха" К. Чуковский.
«Лесные хоромы». М. Михайлов.
«Как Муравьишка домой спешил». В. Бианки.
«Счастливый жучок». Г. Скребицкий.
«Три бабочки». Эстонская сказка.
«Обезьяны и бабочки». Сказка
«Смелый муравей». Сказка
«Он живой и светится». В. Драгунский.
«Сказка про козявочку». Д. Мимин-Сибиряк.
«Пусть будут и соловей и жук». В. Сухомлинский.
«Ласточка». Г. Снегирев.
«Что узнал дождевой червяк». Из книги «Подземный путешественник» Н. Романова
"Почемучкам обо всём на свете" - рассказы с красивыми иллюстрациями
reshetova.blogspot.com

П. г. "Насекомые"

Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
Машут руками вверх – вниз.

А за нею шмель – шмелек
И веселый мотылек,
Два жучка и стрекоза,
Произнося название насекомых, загибают
по одному пальчику на обеих руках.

Как фонарики глаза
Делают «очки» из пальчиков.

Полетали, полетали
Машут руками вверх – вниз.

От усталости упали.
Роняют руки вниз, хлопая себя по бокам.

мнемотаблица:

лексическая тема
демонстрационный материал (12 карточек)
презентации
комплекты тематических занятий
таблица: насекомые : летаем/ не летаем, наши домишки
насекомые в картинках
карточки с названиями и заданием найти такое же насекомое среди других
насекомые фото
фотовыставка, посвящённая покровительственной окраске некоторых насекомых
моя коллекция идей для занятий и поделок
большая коллекция идей для занятий
пакет заданий
дид. игра "Кто как устроен"
Игра "Четвёртый лишний"


Чтение
раскраска с образцами и короткими предложениями
кроссворд и задания
карточки Домана

Поделки и рисование
трафареты бабочек
Букашки- очень красивые детские раскраски с образцами
задания по теме из тетради "Добро пожаловать в экологию!"
- коллекция идей в том числе и поделка с макаронами "Жизненный цикл бабочки"
симметричное рисование красками "Бабочка"
идеи для поделок
аппликации "Насекомые"

Наши поделки:

Подвижные игры
Игра "Гусеница"
"Гусеница с воздушными шарами"
Кузнечики
Для игры понадобится мел. Взрослый чертит на площадке круг такой величины, чтобы все участники могли разместиться свободно по окружности. Один из играющих назначается водящим, он встает в центр круга. Остальные игроки — кузнечики — встают у самой черты за кругом. По команде ведущего кузнечики начинают запрыгивать внутрь круга, а затем — выпрыгивать из него. Водящий старается поймать кого-нибудь из участников в тот момент, когда последний находится внутри круга. Пойманный игрок становится водящим, а водящий — кузнечиком, после чего игра повторяется.
Игру можно усложнить, изменив ее правила: впрыгивать, а также впрыгивать на одной ноге или выпрыгивать только после хлопка в ладоши.
Игра «Мотылек» (www.superinf.ru)
Мотылек-витилек, (дети передвигаются по кругу, плавно взмахивая руками, как крыльями) Принеси нам ветерок:
От ворот - поворот, (останавливаются, поворачиваются и бегут в противоположную сторону) Гнать кораблик в ручеек.
- Вей, вей, ветерок, (останавливаются, по очереди тянутся за вытянутой вверх - в сторону рукой)
Натяни парусок,
Гони стружок
С запада на восток, (не торопясь, бегут по кругу приставным шагом) (Народная песенка)


Математика и логика
Скачать игру " Поймай жука!"

Лидия Кабанова

Кабанова Лидия Михайловна. Воспитатель.

Тема занятия : «Насекомые » .

Цель : Расширять представление дошкольников об особенностях внешнего

вида и жизненных проявлений насекомых .

Задачи :

Образовательная :

Учить анализировать, устанавливать простейшие причино-следственные

связи; делать обобщения; отвечать на вопросы; активизировать память.

Развивающая :

Развивать творческую активность; воображение; речь.

Воспитательная :

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование :

Картинки с изображением леса, предметные картинки, иллюстрации насекомых ,

цветов, дидактическая игра «четвёртый лишний» , цветная бумага, ниточки,

волшебный обруч

Предварительная работа : наблюдение за насекомыми на прогулке , на клумбе,

рассматривание иллюстраций с насекомыми , знакомство с моделями

существующих признаков насекомых ; динамической моделью «бабочка,

складывающая крылья», экскурсии : на водоём, луг, лес.

План проведения.

1. Организационный момент.

2. Беседа : Что мы видим вокруг?

3. Загадки.

4. Игра «Четвёртый лишний» .

5. Игра в слова.

6. Физкультминутка «Насекомые » .

7. Творческая работа

8. Итог занятия .

Ход занятия.

Организационный момент :

Сегодня мы отправимся на поляну, чтобы узнать

тайны из жизни насекомых .

Давайте на минутку закроем глаза и представим себе лето. Какое ласковое солнышко. Лучики играют с нашими ресничками, где-то рядом летают бабочки, стрекочут кузнечики, слышатся голоса птиц. Ребята, чтобы попасть нам на поляну, нужно пройти через этот волшебный обруч.

Когда будете проходить через волшебный обруч, не забудьте назвать своё имя, вот так, как я. Прохожу через обруч называю своё имя. Я Лидия Михайловна, (дети проходят, называя свои имена) тихо звучит музыка. Ребята! Как хорошо в лесу! В прекрасном мире веток и теней. Всё то, что живо, Музыкою дышит! Здесь всё поёт и даже муравей. Ползёт, поёт, и сам себя не слышит. Музыка звучит громче.

Посмотрите ребята, сколько здесь цветов! Назовите, какие цветы вы здесь видите? (колокольчик, ромашка, василёк, ландыш) . А ещё, какие луговые цветы вы знаете?

(одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка) . Ах, какой аромат я чувствую, (прохожу полянку) . Да это же ландыш. А кого привлекают луговые цветы? (людей, насекомых ) . Для чего нужны цветам насекомые ? (опылять цветы) .

Каких насекомых можем встретить на поляне? Жучков, кузнечиков, божью коровку, муравья. А как ты думаешь? (вопросы детям) .

По каким признакам можно определить, что это насекомое ? (У насекомых по три пары ног , три части тела : голова, грудь и брюшко.)

Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ . От слов насечка , насекать . На брюшке видны поперечные полоски-насечки . Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты насекомыми .

Отгадайте загадки :

У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза.

Называем её. .(стрекоза)

Сок цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд, людям всем она мила, а зовут её. (пчела) .

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Жук) .

Не, не птица, нос как спица; летит - кричит, сядет -молчит, кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар) .

Он работник настоящий, очень, очень работящий, под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (муравей) . Она легка, красива, изящна, легкокрыла, сама похожа на цветок. И любит пить цветочный сок. .(Бабочка) .

Всех жучков она милей, спинка алая на ней. а на ней кружочки, чёрненькие точки. (Божья коровка) . Молодцы ребята!

В лесу и на полянке, живут не только насекомые и птицы , но и животные. Только мы их сейчас не видим. Они испугались нас и прячутся. А знаете ли вы. что есть животное, которое летает. Какое это животное. (Летучая мышь)

Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

1. Заяц, ёж, лиса, шмель.

2. Трясогузка, паук, скворец, сорока.

3. Бабочка, стрекоза, муравей, енот.

4. Лягушка, комар, жук, бабочка.

А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру с вами. «Игра в слова» .

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят : Муравью : зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый. Пчеле : спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая. Кузнечику : полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам. Бабочке : улей, большие глаза, порхает, красивая.

Физкультминутка

Засиделись насекомые на полянке , расправили свои крылья и полетели : Летит пчела жужжит : ж- ж -ж. Летит комарик, звенит : з-з-з-з. Кузнечики запрыгали.

Прилетела бабочка, закружилась, крылышками запорхала. Вдруг налетел ветер, зашумел. Бегите скорее ко мне, прячьтесь. Убежали все. Молодцы.

Ребята, а почему нельзя рвать цветы? (ответы детей)

Для кого хорошо, когда много насекомых ? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые ? (Ответы)

Как нужно вести себя в лесу, на поляне? -Не шуметь, не кричать, не мусорить, не разжигать костры. Ребята! Насекомые , это часть природы, а природу надо беречь! Нам пора возвращаться, но нас ждут интересные дела. Проходите через волшебный обруч и садитесь за столы.

Мне так понравилось, как вы сегодня показывали, как летают бабочки. Я предлагаю сделать бабочку из бумаги вот такую (показать образец)

Творческая работа

У вас в конверте лежат два квадратика : один большой, другой поменьше.

Возьмите большой квадратик и сложите его гармошкой (показываю) . Получилось

вот такое крылышко.

Индивидуальная помощь.

Теперь возьмите квадратик поменьше и также сложите гармошкой. У вас

получилось два крылышка.

Возьмите ниточку и перевяжите два крылышка вместе.

У вас получилась бабочка, сложившая крылышки.

Что нужно сделать, чтобы бабочка выглядела летящей? (расправить крылья)

Ребята выходите из-за столов, и покажите своим друзьям и мне своих бабочек. Вы так старались, у вас получились красивые бабочки. Вам понравилось занятие ? Что вам понравилось больше всего? А тебе Оля? (Ответ) А что нового узнали? (Ответ)

Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли, и делали из бумаги бабочку. Пусть эти бабочки напоминают нам о лете и о нашем занятии . Занятие закончено . Всё большое спасибо. До свидание.

Татьяна Кирилина
Занятие обзорное по теме: «Насекомые» в подготовительной группе

Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес, отдохнуть на полянке (дети представляют как они очутились на полянке) .

Кого здесь мы можем встретить? (зверей. птиц) .Но звери чаще всего бояться человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека и т. д.

Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько ребят.

Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду : на деревьях, на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые ) .

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылёк,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты , у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Давайте познакомим с ними поближе. Приготовьте пальчики : (пальчиковая гимнастика) НАСЕКОМЫЕ

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем

(сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом

(поочередно сгибают пальцы в кулачок начиная с большого)

Это кто же здесь звенит?

Ой сюда комар летит (вращают мизинцем)

Прячьтесь! (прячут руки за спину

А теперь посмотрите на картинки и скажите :

Что есть у насекомых общего и чем отличаются?

(ответы детей)

У летающих насекомых есть крылья , лапы, жало.

У бабочек, стрекоз, жуков и пчел по четыре крыла, у мух и комаров по два. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, цвету. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк

Гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев : чем чаще взмахи, тем тоньше звук.

Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду. Шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно делая всего лишь пять-девять взмахов.

Ребята, а вы слышали какие звуки издают насекомые ?

Давайте послушаем и определим по звучанию насекомых (звуки природы) .

Скажите, а чем питаются насекомые ?

Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром. Который они вытягивают хоботком из цветка. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед. Комары - кровососущие насекомые летают в основном с наступлением темноты. Мухи – ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, что бы они садились на продукты питания.

Есть и не летающие насекомые : кузнечики прыгают в травке, муравьи образуют муравейники. Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях

А какую пользу приносят насекомые ?

Насекомые принося большую пользу от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств, от пчел-мед. Который содержит множество полезных веществ.

Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.

Давайте с вами вспомним как передвигаются насекомые

«Кто как передвигается?»

Муравей ползает, а бабочка порхает

Гусеница ползает, а кузнечик прыгает

Оса летает а червяк ползает

Кузнечик прыгает а комар летает

Таракан ползает а стрекоза летает

Муха летает а муравей ползает

Бабочка порхает а пчела летает

Скажите ребята,а вы знаете кто самый сильный на земле (самый сильный на земле- муравей) . Он переносит тяжести в 10раз больше своего веса. А слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5тонны.

Игра «Насекомые » употребление слов, а назовите мне слова с увеличительным оттенком

Это не паук, а паучище

Это не жук, а жучище

Это не муравей а муравьище

Это не комар а комарище

Это не червяк, а червячище

Это не шмель, а шмелище

Это не клоп, а клопище

Это не таракан а тараканище.

А теперь поиграем игра называется «отгадай кого я хочу назвать»

Мель-мель-мель называю я шмель

Сас-са-с называю я оса

Мар-мар-мар- называю я комар

Ла-ла-ла называю я пчела

Много загадок сочинил народ о насекомых

Мы сегодня с вами много говорили о насекомых и сейчас я проверю как вы запомнили :

Кто над нами вверх ногами (Муха)

Не солнце, не огонь, а светит (Светлячок)

Кто его убивает, тот свою кровь проливает (Комар)

Ниток много – много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет (Паук)

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов. (Муравьи)

Летит-говорит,

А сядет – молчит (Жук)

Как много интересного можно узнать о жизни насекомых .

Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе

Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? Расскажите нам (ответы детей)

Все насекомые очень маленькие , поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.

А сейчас мы с вами пройдем за столы и разукрасим красками бабочек не только кисточками но салфетками только с одной стороны а другую сложим и увидим что у нас получилось. (дети рисуют нетрадиционными методами)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Аленушка»

Обзорное занятие по теме : «НАСЕКОМЫЕ »

Воспитатель : Кирилина Т. А.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в старшей группе «Насекомые» Цель: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков. Задачи: Образовательные: Расширять представления.

I.Организационный момент Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними. Создание положительного.

МБДОУ «Межозёрный детский сад» Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе

Что еще почитать