Некрасов план конспект. Конспект урока

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

5 КЛАСС

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта.

«Крестьянские дети»

Верещагина Наталия Викторовна

Место работы: МАОУ СОШ № 4 г. Тамбова

Должность: учитель русского языка и литературы

Тема: Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта. «Крестьянские дети»

Цель: познакомить с биографией и творчеством Н.А. Некрасова, с идейно-тематической направленностью стихотворения;

Ход урока

I Орг. момент

II Знакомство с биографией поэта.

    Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из выдающихся русских поэтов – Николаем Алексеевичем Некрасовым.

Ребята, в начальной школе вы уже встречались со стихотворениями Н.А.Некрасова.

— Вспомните, какие стихотворения Н.А. Некрасова вы знаете?

— Почему вам запомнилось именно эти стихи?

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слез!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьетесь о сердца людские,

Как волны об утес.

Н.А.Некрасов

— Ребята, как вы понимаете строки эпиграфа?

— Почему именно с этих строк хотелось бы начать наш урок?

2. Слово учителя (или подготовленное сообщение ученика).

Николай Некрасов родился в местечке Немирове Камене-Подольской губернии 28 ноября(10 декабря) 1821 году. После отставки отца семья переехала в родовое поместье Грешнево Ярославской губернии, где и прошло детство будущего литератора. Картины подневольной жизни крепостных крестьян, труд бурлаков, самодурство отца, безропотное терпение матери – все это с ранних лет пробудило в душе Николая Некрасова чувство протеста, желание добиться справедливости в этом мире, достичь свободы для всех и каждого.

Ощутив в себе поэтический дар и презрев запреты отца, Н.А.Некрасов уехал в Петербург и вместо военной карьеры стал заниматься исключительно литературным творчеством: он писал стихи и поэмы, был постоянным сотрудником журнала «Пантеон русского и всех европейских театров» и «Литературной газеты», писал критические статьи и рецензии, а затем – рассказы, повести, очерки о тех людях, с кем ему довелось встретиться в университете, во время своих скитаний «по углам». В 1843 году вышел в свет автобиографический роман Н.А.Некрасова «Жизнь и похождения Тихона Тросникова».

С середины 40-х годов XIX века началась журнально-издательская деятельность Н.А.Некрасова. Сначала он выпускает альманахи, а потом редактирует журнал «Современник», в котором и было напечатано большинство его стихотворений.

Целью своего литературного творчества Некрасов считал служение идеалам свободы, правды и справедливости, именно поэтому его похороны в 1878 году превратились в многотысячное шествие, в котором приняли участие как литераторы и студенты, так и простые люди: крестьяне, ремесленники, жители городских окраин.

Главной заслугой Николая Алексеевича Некрасова оказался вклад в создание новой реалистической поэзии, проникнутой любовью к простому народу, пробуждающей гражданское и социальное сознание. Его стихотворения выражают те мысли и чувства, которые волновали многих людей 60-х годов XIX века: скорбь о тяжелой судьбе трудящихся и вера в лучшее будущее русского народа. Народ, его внутренняя духовная красота и сила – основной предмет поэтизации в творчестве Некрасова. Современники поэта писали: «…с этим народом Некрасов впервые познакомил нас и, что самое главное, сумел заставить нас понять и полюбить всех этих Власов, школьников, Арин – солдат, всех этих баб, замерзающих в поле, ребят, возящих дрова из лесу в шестилетнем возрасте, и, полюбив их, мы горячо привязались и к поэту».

Рисуя картины трудовой жизни крестьян, поэт использовал особый, внешне близкий простонародному, язык. В нем немалое место отводится пословицам и поговоркам, метким сравнениям, шуткам, мастерски написанным диалогам. Сам поэт говорил: «Нужно чтобы словам было тесно, а мыслям просторно». Действительно, для его стихов характерно использование короткой фразы, точно отражающей мысль. Однако за каждым предложением – множество намеков, позволяющих «додумать» сказанное.

Исключительное внимание поэт уделял в своих произведениях изображению природы, показывая ее могучее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Поэт искусно соединяет пейзаж с сюжетом, оживляя описаниями природы события из жизни героев.

Тема природы у Н.А. Некрасова существует не сама по себе, а в единстве с человеком. Его поэтические картины передают настроение поэта. Часто в них присутствует человек, ребятишки, собирающие грибы — в основном простой народ. Некрасов хорошо знал жизнь крестьян, умел в своих стихах передавать их чувства, мысли.

III Чтение стихотворения «Крестьянские дети»

1.Выразительное чтение стихотворения Некрасова «Крестьянские дети».

учителем.

2. Беседа с элементами выразительного чтения, пересказа и словесного рисования.

— Каким настроением проникнуто все стихотворение Н.А.Некрасова?

— На какие части можно разделить стихотворение?

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.
2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
4.Раздумья о детском труде.
5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.
6.Представление Фингала для деревенских зрителей.
7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.

— О каком времени года говорится в самом начале произведения? Как вы об этом догадались?

3. Чтение стихотворения учениками.

IV . Беседа по тексту

— Что можно сказать о характере каждого участника этого диалога? Объясните это своими словами.

— Каким видится вам рассказчик? Опишите его.

— Подтверждается ли это отношение во второй – монологической части – стихотворения? Как? Проиллюстрируйте свой отчет цитатами из текста.

— Как понять некрасовские слова, взятые в кавычки: «низкого сорта люди»?

— Почему поэт говорит о том, что завидует им? Только ли из-за того, что дети крепостных крестьян не ходят в школу и их не кто не балует, не дарит им дорогие подарки? («…Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они».)

— Влияет ли природа, окружающая среда на формирование личности ребенка? Докажите это. Приведите свои примеры.

— Можно ли утверждать, что все проходящие мимо люди: нищие богомольцы и обеспеченные горожане в экипажах, рабочие и купеческие приказчики, крестьяне, отпущение на оброк, — так или иначе, влияли на развитие самого автора-рассказчика и его друзей в детстве? Аргументируйте свой ответ, приведите цитаты из текста стихотворения.

— Почему рассказчик, увлекшись, постепенно «перешел» из лета в зиму? Для чего он описывает процесс приобщения маленького крестьянского мальчика к труду?

Почему сегодня совсем иначе мы воспринимаем давно знакомый отрывок из этого стихотворения Н.А.Некрасова – «Однажды, в студеную зимнюю пору…»?

— Почему рассказчик сравнивает маленького Власа с его конем и дровнями с детским театром или картонной картиной?

— Почему так серьезен маленький Влас?

— Почему эта картина вызывает у рассказчика улыбку? Он насмехается над ребенком? Или иронизирует? Может быть, он смеется над крестьянским трудом? Тогда почему сразу же после воспоминания о встрече с маленьким тружеником поэта говорит о русском национальном характере? Зачитайте эти строки.

— Как вы понимаете слова зимнего солнца холодный огонь»?

— Разве огонь может быть холодным? Какое значение этого слова употребляет поэт?

— Какие еще эпитеты и метафоры встречаем в этом отрывке?

— Почему интонация последней строки данного отрывка снова приподнятая, мажорная? Чем это можно объяснить?

— Чему посвящена последняя часть данного стихотворения? Расскажите, с чем в ней идет речь?

— Как характеризуется эта часть самого рассказчика? Аргументируйте свой ответ.

— Какие художественные сравнения делают стихотворение запоминающимся? Найдите их в тексте.

— Отметьте в тексте стихотворения «Крестьянские дети» примеры выразительных, эмоциональных и ярких эпитетов.

— Какова в этом стихотворении роль пейзажа?

— Можно ли утверждать, что в этом произведении Н.А.Некрасова есть сюжет? Каков он?

Сюжет (фр. sujet – предмет) – изображенные в литературном произведении события.

5. Беседа с элементами анализа

    Ребята, давайте проанализируем как построено стихотворение?

    Сначала рассказывается о жизни автора произведения в деревне – типичной «летней» жизни русского барина, затем следует плавный переход к рассказу о крестьянских детях.

    После диалога юных «шпионов» рассказчик вспоминает собственное детство, проведенное в деревне в компании крестьянских ребятишек. Здесь он описывает и радости детства крестьянских детей, и радость приобщения к труду, и смену времен года, отражающуюся на быте крепостных крестьян.

    Далее автор размышляет о горькой участи детей крепостных крестьян, их раннем тяжком труде, возможной ранней смерти. Но на фоне грустного рассказа вдруг вспоминает о встрече с маленьким дровосеком Власом. После этого «звучит гимн» крестьянскому детству и русскому национальному характеру.

    В заключительной части рассказчик вновь возвращается к дню «сегодняшнему» — к встрече с юными «шпионами».

После этого вводим понятие «композиция произведения» : для 5 класса это – построение произведение.

Композиция (лат.componere – складывать, строить) – построение произведения, соотношение, расположение его частей.

V . Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, вопросы стр. 205-206

Литература:

    Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе: 5 класс / О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарева. — М.: ВАКО, 2002. — с. 322.

    Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе : 5 кл .: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. — М.: Просвещение, 2006.

    Русский язык. Литература. Педагогический опыт. ИМБ. Выпуск 1. М.: Изд-во «Вентана граф», 2012 – с.43

1. Тема крестьянства в творчестве поэта

Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1877) является ярким образцом воспевания крестьянской жизни: ее тягот, забот, несчастий, но и счастливых моментов. Тематика поэзии Некрасова определяется началом одного из его стихотворений "Я лиру посвятил народу своему...". Тема жизни крестьянства освещается следующим образом в творчестве поэта:

начало народной тематики в стихотворении "В дороге" (1845), которое можно охарактеризовать следующим образом:

Оригинальность композиции, когда стихотворение начинается и заканчивается репликой барина, а в центральной его части присутствует развернутая емкая речь ямщика, везущего барина;

Не традиционный рассказ-песня о дорожном происшествии, а исполненное драматизма и трагичности повествование о тяжелой крестьянской доле;

Указание на виновников нелегкой судьбы крестьянина-рассказчика, которыми являются не сам крестьянин, и даже не помещики, насильственно выдавшие замуж за него крепостную девушку, воспитанную в барском доме, а крепостнический уклад в целом, позволяющий творить такой произвол и не наказывающий, а скорее, провоцирующий деспотизм помещиков по отношению к крестьянам;

Сказовая форма повествования, изобилующего просторечием, народными оборотами и диалектизмами, которые служат выражению и реализации авторского идейно-художественного замысла;

продолжение и развитие темы трудностей крестьянского быта в стихотворении "Несжатая полоса" (1854), которое можно охарактеризовать следующим образом:

В первую очередь непосредственно отражает горестную судьбу крестьянина-пахаря, не сумевшего убрать одну полосу;

Может носить характер аллегории на Николая I , приведшего к катастрофе Россию в Крымской войне, и об этом свидетельствует фраза "не по силам работу затеял";

Некоторыми исследователями воспринимается как политический памфлет, в котором в образе пахаря показан изнемогающий от тяжести жизни при Николае народ;

Другими исследователями рассматривается как рассказ о личной судьбе самого автора, который в момент написания стихотворения сильно болел;

яркая демонстрация крестьянского быта в поэме "Коробейники" (1861), которую можно охарактеризовать следующим образом:

Создана непосредственно в год крестьянской реформы и обращена к народу и написана для народа;

Используется русский фольклор (каждая глава имеет фольклорный эпиграф), сказок, поговорок, крестьянского лубка, песен;

Отражает интересы крестьянства в период реформы 1861 г. и понимание ими специфики общественных явлений;

В качестве центральных персонажей выступают коробейники — путешествующие деревенские торговцы, и благодаря им автор вводит в повествование множество эпизодов крестьянского быта в разных районах и местах страны и в результате складывается широкая картина крестьянской жизни, изображение которой и является главной идеей и задачей автора.

2. Поэма "Кому на Руси жить хорошо"

Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1863—1877) представляет собой своеобразный литературный ответ на волнующий автора вопрос "Изменилась ли к лучшему жизнь крестьянства после отмены крепостного права". Поэма создавалась в следующих исторических условиях :

переломное время в развитии России, что связано с недавней отменой крепостного права и крестьянской реформой 1861 г.;

интенсивное развитие промышленности;

экономические преобразования;

развертывание движения народников;

интенсивная духовная жизнь.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо"" имеет следующие художественные особенности :

выражает все предыдущее творчество Некрасова, и в первую очередь активно разрабатываемую им проблему крестьянской жизни;

сюжетным замыслом автора является стремление показать путешествие крестьян-правдоискателей и их встречи с представителями различных слоев общества — попом, помещиком, чиновником и т. п.;

раскрывает тему поиска счастья, и с этим связано рассмотрение двух проблем, таких как:

Крестьянская реформа 1861 г.;

Осмысление самого понятия счастья и того, каковы критерии счастья у разных людей и сословий;

имеет широкий социальный контекст, который указывает на неправильность, незавершенность крестьянской реформы, которая повредила и крестьянству и помещикам, к тому же автор указывает на то, что народ обманут в своих ожиданиях;

композиция поэмы имеет следующие особенности :

Позволяет раскрыть все грани и стороны русской действительности пореформенного времени;

Имеет четыре части — "Первая часть", "Последыш", "Крестьянка", "Пир на весь мир", каждая из которых делится на определенное количество глав, и некоторые из них имеют вставные притчи, прологи, песни и т. п., что делает композиционное строение поэмы сложным и разветвленным;

Все части связаны в единое целое приемами, характерными для гоголевских "Мертвых душ", и среди них можно выделить следующие:

Мотив хождения странников по Руси;

Тема дороги, по которой бродят странники и на которой им встречается множество различных народных характеров с различными биографиями;

Части собираются в единое целое путем соединения книжных и фольклорных приемов, реальности и условности, а также через повествование автора;

Используется принцип контраста и чередования, выраженный в следующем:

Социальное противопоставление угнетателей и угнетенных;

Чередование индивидуальных портретов и массовых сцен;

Периодическая смена старого и нового;

Чередование драматического и комического в поэме.

Художественное своеобразие поэмы "Кому на Руси жить хорошо" заключается в следующем:

в жанровом отношении выступает как лироэпическая поэма, и ее лиризм выражается в следующем:

Использование множества песен, которые выражают органичное слияние автора и народа;

может быть отнесена к народной поэме, так как широко отражает особенности и своеобразие народной жизни и быта русских крестьян;

включает в себя комическое, которое выражается в прекрасном юморе и игре слов;

имеет тесную связь с фольклором, которая выражается в следующем:

Представлены различные жанры фольклора, среди которых можно выделить:

Народные сказки ("Правда и кривда");

Народные образы и символы (образ скатерти-самобранки);

Легенды ("О двух великих грешниках");

Песни ("Голодная");

Поверья и приметы ("В рот яблока до Спаса не беру");

Народные плачи ("Как рыбка в море синее...");

Народные поговорки и пословицы ("Высоко бог, далеко царь", "Хвали траву в стогу, а барина в гробу");

Используются отдельные приемы фольклора: повторы, параллелизмы, зачины;

написана прекрасным богатым языком, который имеет следующие особенности :

Меткость выражений, сжатость фраз;

Индивидуализированность речи персонажей;

Простота;

Подлинная народность и разговорчивость;

Широкое использование просторечий ("колобродить", "куражиться", "хапуга", "дело дрянь", "попасть пальцем в небо" и т. д.);

стих поэмы является белым нерифмованным, и песенное начало соединено в нем с разговорным.

Литература. 10 класс. 29.11.16.

Тема: Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество.

Цели : вспомнить основные факты биографии поэта, повлиявшие на формирование его мировоззрения; показать, какова роль Белинского в судьбе Некрасова; охарактеризовать деятельность Некрасова как редактора и издателя журналов «Современник», «Отечественные записки».

Ход урока

Эпиграфы к урокам :

Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова.

А. В. Луначарский

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество Н. А. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1876) – поэт-гражданин. В его творчестве отразилась целая эпоха развития русской литературы и русской общественной жизни. Основная тема его произведений – изображение жизни русского народа. Поэт выступает как страстный защитник и выразитель народных интересов. Н. Некрасов: «Важно только одно – любить народ, родину, служить им сердцем и душой». Напряженно размышляет поэт о судьбе русского народа, его духовных силах, его настоящем и будущем.

Одной из самых ярких примет некрасовской поэзии является злободневность.

Огромная заслуга в формировании Некрасова как поэта и общественного деятеля принадлежит В. Г. Белинскому. Именно он первым оценил поэтические опыты начинающего поэта. В 1841 г. Н. Некрасов сказал: «Моя встреча с Белинским была для меня спасением». И это так. На долгие годы они стали друзьями и соратниками. Белинский ценил в Некрасове острый критический ум, поэтический талант, глубокое знание народной жизни и организаторские способности.

В суровых условиях, в упорном сопротивлении обстоятельствам складывался не только характер поэта, но и оттачивалось мастерство Некрасова – руководителя передовых литературных сил, редактора журналов «Современник», а затем и «Отечественных записок». Заслуга его в том, что, обладая редкой проницательностью, он выступал в роли «первооткрывателя» новых литературных имен. Некрасов «угадывал» талантливых писателей, оказывал им всестороннюю помощь…

Через некрасовские журналы прошли известные И. Тургенев, А. Гончаров, великий Л. Толстой; в некрасовских журналах были опубликованы стихи Ф. Тютчева, раскрылся критический талант Н. Чернышевского и Н. Добролюбова. Можно сказать, что работа Некрасова в качестве редактора – беспримерный литературный подвиг.

Н. Г. Чернышевский был убежден, что «его [Некрасова] слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов… он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума. И, как поэт, он, конечно, выше всех русских поэтов».

II. Рассказ о жизни и творчестве Н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений.

1. Детство и юность Некрасова

Родился в 1821 г. в местечке Немирове, на Украине, в дворянской семье. Детство прошло в селе Грешнево, неподалеку от Ярославля, на берегу Волги. «Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до шестнадцати лет».

В Петербурге. «Восемь лет боролся я с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть».

2. «Мечты и звуки» (1840)

«Мечты и звуки» – первый подражательный сборник стихов. Знакомство с В. Г. Белинским. Отзыв Белинского о сборнике «Мечты и звуки»: «Знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки…» Великий критик помог Некрасову «найти себя».

3. Стихотворение «В дороге» (1845)

Образ дороги становится излюбленным образом поэзии Некрасова.

В. Г. Белинский Некрасову после прослушивания стихотворения: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?» А ведь Некрасову всего 24 года!

4. Редакторская и издательская деятельность
Н. А. Некрасова

С 1847–1865 гг. Н. А. Некрасов – редактор журнала «Современник», а с 1868–1876 гг. – совместно с М. Е. Салтыковым-Щедриным издает «Отечественные записки». Некрасов был чрезвычайно требователен к своей работе и творчеству. Эти журналы «почти безраздельно властвовали над умами той эпохи».

5. Поэзия Н. А. Некрасова в 50- е годы

Сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова» (1856). Первый раздел сборника – стихи о народной судьбе. Образ дороги. Второй раздел – сатирическое изображение недругов народа. Третий раздел – рождение «новых людей», борцов за народное счастье. Четвертый раздел – любовная лирика.

Характер сборника определялся вступлением, роль которого сыграло знаменитое стихотворение «Поэт и гражданин» (1856) . В нем Некрасов выразил свои взгляды на роль поэта и поэзии. Поэт должен быть гражданином, верным сыном своей родины и народа.

Выразительное чтение стихотворения, анализ.

Лучшие произведения Некрасова, опубликованные в сборнике: «Колыбельная песня», «Еду ли ночью…», поэма «Саша», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда».

«Размышления у парадного подъезда». Чтение стихотворения.

Стихотворение впервые напечатал А. Герцен в «Колоколе» с примечанием: « Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Так как стихотворение уже ранее учащимися изучалось, можно вспомнить, как создавалось это произведение, назвать прототипов «владельца роскошных палат».

По воспоминаниям А. Я. Панаевой, Некрасов из окна своей петербургской квартиры увидел пришедших издалека к подъезду богатого дома крестьян, но их… прогнали. За образом владельца богатого дома стоит образ реального человека – графа А. И. Чернышева, более 20 лет служившего николаевскому режиму. Не случайно поэт обронил презрительное – «герой», на счету бывшего военного министра А. И. Чернышева и такое «геройское» дело, как расправа над декабристами.

Исследователи творчества Некрасова установили еще одно обстоятельство. Во время написания стихотворения в «роскошных палатах» жил министр государственных имуществ М. Н. Муравьев, будущий усмиритель польского восстания, которое произойдет через четыре года после написания стихотворения, в 1863 году. Н. Некрасов выступил как бы в роли пророка, заклеймив не только жестокого правителя прошлого, но и вещателя будущего. Но образ «владельца роскошных палат» много шире своих реальных прототипов, это, скорее всего, барин, вельможа, погруженный в роскошь.

Вопрос : Расскажите о мужиках, подошедших к богатому подъезду («…мужики, деревенские русские люди». За ними – вся крестьянская Русь, от лица которой они явились.)

Отрывок «Родная земля». Это размышления, раздумья поэта о судьбах русского народа. («Ты проснешься ль, исполненный сил…».)

6. Стихи и поэмы Н. А. Некрасова в 60–70- е годы.
Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»

(«Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1863 г.; «Железная дорога», 1864 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «Русские женщины, 1872– 1873 гг.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г.).

Стихотворение «Железная дорога». Чтение стихотворения.

Вопросы : 1) Кто же присваивает себе плоды народного труда?

2) Почему стихотворение «Железная дорога» преследовалось цензурой?

Один из цензоров «Современника» отметил, что стихотворение «является страшной клеветой и возбуждает негодование против высшего правительства » .

3) Как в «Железной дороге» сочетается сатира (в изображении угнетателей) с печалью и революционной страстью?

7. «Я лиру посвятил народу своему».
Последние годы жизни Н. А. Некрасова

«Элегия» (1874).

Чтение стихотворения.

Поэт назвал это стихотворение «самым… задушевным и любимым». Смысл своего творчества поэт видел в служении народу.

Поэт тяжело болен. В дневнике он записал: «Мой дом – постель, мой мир – две комнаты». Но работать продолжал!

Поэма «Кому на Руси жить хорошо», сборник «Последние песни».

Поэтом-гражданином Некрасов оставался до последних дней своей жизни. Еще раз являл он не только силу поэтической энергии, но и могучую силу духа.

Домашнее задание.

Стихотворение выучить наизусть. Письменный анализ. (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение «В дороге».

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Образование и начало творческого пути

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.

В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Литературная деятельность

Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский . Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).

В 1847 - 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев , Иван Гончаров , Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский , Михаил Салтыков-Щедрин , Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого .

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

Личная жизнь

В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.

Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Последние годы жизни

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Хронологическая таблица

  • Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.
  • Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.
  • Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
  • На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после

Цели урока.

  1. Познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.
  2. Рассмотреть движение поэтической темы от дорожной зарисовки к патетической мысли о Ломоносове.
  3. Прививать народные идеалы добра современным школьникам.

Оборудование урока.

  1. Портрет Н.А.Некрасова.
  2. Тексты стихотворений Некрасова Н.А.
  3. Выставка книг Некрасова Н.А. и о Некрасове Н.А..
  4. Иллюстрации к тексту стихотворения «Школьник».

Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание урока.

2. Повторение изученного о Некрасове Н.А.

Какие стихотворения Некрасова Н.А., посвященные детям, вам известны? («Саша», « Плач детей», « Крестьянские дети», «Железная дорога».)

Почему вы считаете, что стихотворение «Железная дорога» посвящено детям?

Учитель обращает внимание обучающихся на выставку книг Некрасова Н.А., показывает эту книгу детям и говорит: «Автор предлагает молодому поколению перенять привычку к труду, верит в будущее. Давайте прочитаем эти строки» два-три ученика читают наизусть строфы из стихотворения «Железная дорога»:

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную-
Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе…)

Да! Это строки о труде, о будущем России, они наполнены чувством уверенности в том, что будущее нашей страны будет благополучным, светлым.

А какое еще настроение вы почувствовали в этих строках? (Сожаление, грусть, печаль, потому что «жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе).

Действительно, наряду с темой детства, беззаботной радости, Некрасова Н.А. волнует
тема России, русского народа. Мы убедимся в этом, познакомившись и проанализировав стихотворение «Школьник».

3. Анализ стихотворения «Школьник» Лексический уровень.

1) Чтение стихотворения «Школьник» учителем.

2) История создания стихотворения «Школьник». (Индивидуальное – задание . Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, сделавшим много научных открытий.

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Каким настроением проникнуто стихотворение?

О какой дороге идет речь? Кроме прямого значения, каково переносное значение слова «дорога»?

Обратимся к первой строфе, прочитаем ее:

Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок-
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!

Каков пейзаж? Какое слово определяет это настроение? Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его. Можете ли вы сказать, кто к кому обращается? (возможно, ямщик обращается к своему пассажиру, мальчику).

Каково отношение ямщика к мальчику? Обратите внимание на суффикс -ок, о чем он говорит?

От какого лица идет дальнейшее повествование? (от первого - «вижу я в котомке книжку », «знаю ».) Как называется речь одного лица?

Да, стихотворение представляет собой монолог. Согласны ли вы, что это напутствие мальчику?

Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? (Информация для учителя. Напутствие (книжное). Слова, пожелания отправляющемуся в путь.)

Найдите напутственные слова, сказанные мальчику («…не робей, не стыдися, не пропадешь, Знай, работай, да не трусь»…) Слова каких частей речи преобладают в напутствии? (Глагола и частицы -не-.)

Вспомните, каково грамматическое значение глагола? А грамматическое значение отрицательной частицы -не-? (Глагол обозначает действие предмета, поэтому стихотворение динамичное. И герою предстоит много двигаться, работать, чтобы проститься с нуждой. Частица -не- говорит о том, чего школьник не должен делать.)

Почему он не должен стыдиться:

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.

- «Славных путь», кто эти славные? Подберите к этому слову однокоренные слова (Информация для учителя . Слава - почетная известность, признание заслуг, таланта).

Делаем вывод: «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну.

Анализируем третью и четвертую строфы.

Вижу я в котомке книжку,
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Смысл каких слов вам не понятен? (грош – старинная монета в 2 копейки, позднее равна 0,5 коп., четвертачок равен 25 копейкам.) Кто помог мальчику собраться на учебу? Что можно сказать о материальном положении семьи?

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?..Ну, что ж!

Ребята, кого называли «дворовым»? (Информация для учителя. Дворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме.) Отмены крепостного права еще не было(1856г.), но были случаи, когда крепостных отпускали. Таким образом, словосочетание помогло нам определить историческое время.

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.

Так от кого же все зависит?

А каков характер у мальчика? Кто еще может ему помочь?

«Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете-
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко.

Как вы понимаете значение слова «поприще»? (Информация для учителя. Поприще (высокое ). Область деятельности.)

Прочитайте признание в любви Родине. За что автор любит Родину? (за то, что много умных и талантливых людей вышли из народа). Называет ли автор точное количество «славных»?

3) Работа над литературоведческими терминами.

Дайте определение термину «антитеза». Скажите, кто кому противопоставлен?

Какие использованы эпитеты для определения лучших людей России и равнодушных, пустых людишек? Объясните смысл метафоры.

Как пейзаж передает драматизм стихотворения? Прочитайте строчки, показывающие это

4) Фонетический уровень.

Ребята, прочитайте последнюю строфу и посмотрите, какие использованы согласные звуки: д, р, б, когда поэт говорит о «добрых, благородных, сильных любящей душой».

А когда поэт говорит о « тупых, холодных и напыщенных собой!», он использует глухие согласные звуки: т, п, х, щ. Гласный звук Ы имеет (по Журавлеву ) темную, почти черную окраску. Таким образом, аллитерация передает отношение, чувства автора к людям.

Найдите в первой строфе ассонанс

Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок-
Невеселая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!

Какие гласные звуки передают движение воздуха, скрип деревянных колес? (о-о-о; слоги - со-се- СА). А какое настроение создает ассонанс? (Светлое, возвышенное настроение, потому что мальчик надеется на лучшее. Многие люди, прошедшие суровую школу жизни, стали гордостью страны. Это писатели, врачи, художники).

5) Синтаксический уровень. Зачитайте восклицательные предложения. Их в данном тексте восемь. Эти предложения подтверждают оптимизм автора и героя.

4. Подведение итогов урока.

Ребята, поэт в небольшом стихотворении нарисовал картину народной жизни. Приметы далекой исторической эпохи, метко схваченные Некрасовым, помогли нам увидеть мужика, услышать живую и выразительную крестьянскую речь, его крестьянские словечки, в которых - тайна, намек. Мы с вами убедились, что будничные слова, исполненные веры, перерастают в гордые, торжественные строки. Вы почувствовали пафос оды и сатиры в завершающих строках стихотворения.

Что еще почитать