Нир по экологии. Научно-исследовательская работа по экологии на тему "экологическое состояние нашей местности"

Оксана Бородина
Исследовательская работа по экологическому воспитанию учащихся четвертого класса «Нужное из ненужного»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Алдан» .

Исследовательская работа по теме :

Выполнила : Калижникова Анастасия,

ученица 4 «Г» класса .

Руководитель : Бородина О. Н. – учитель начальных классов .

Ученые и экологи постоянно ломают голову, куда девать мусор? Но, может быть, стоит попытаться решить эту проблему с другой стороны. Не проще ли контролировать то, что попадает на свалку, чем то, что попадает со свалки в окружающую среду? Мусор можно представить себе не как что-то ненужное , а как смесь различных ценных веществ и компонентов. Большую часть твердых бытовых отходов можно использовать для создания новых оригинальных поделок, предметов декора. Человечество в обозримом будущем вряд ли обойдется совсем без свалок, но в наших силах уменьшить количество выбрасываемого мусора. Все ли то, что мы выбрасываем, является мусором? Большинство людей, совершенно не задумывается над тем, что выбрасывают… идеальный материал для творчества. Не спешите выкидывать бытовые отходы. Проявите фантазию и придумайте им применение.

Введение.

Проблема исследования .

Цель исследования .

Задачи исследования .

Гипотеза.

Этапы исследования .

Описание исследования .

Анкетирование одноклассников .

Выставка детских поделок из ненужных вещей .

Введение.

Актуальность темы : Сегодня всех беспокоит экология окружающей среды . Во многом виноват человек. Он не думает о том, что будет с нами через несколько десятков лет. Вынося из квартиры мусор, мало кто задумывается, что происходит с ним дальше. В настоящее время стало модным говорить об экологии и новых способах использования мусора. А между тем, ежедневно мы выбрасываем всевозможные коробки, пластиковые бутылки, баночки (тюбики) из-под кремов и шампуня, одноразовую посуду, старые фломастеры, газеты и т. п. Что-то пришло в негодность, что утратило ценность, что-то просто надоело или стало ненужным . Если чуть-чуть задуматься, старые, уже ненужные вещи можно не выбрасывать, а создать из них удивительные объекты, подарив отжившим свое изделиям второе дыхание. В этом заключается проблема.

Цель : показать, что ненужные вещи являются реальным материалом для создания предметов декора.

Задачи :

Овладеть элементами исследовательского метода ;

Провести анкетирование.

Показать на примере работ , как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды;

Способствовать развитию творческих способностей.

Объект исследования : бытовые отходы.

Методы исследования : исследовательский , справочно-информационный, анкетный опрос, творческий поиск.

Практическая значимость : данная работа поможет понять , что часть отходов можно использовать вторично, превращая привычный бытовой мусор в оригинальные предметы декора.

Для исследовательской работы мною был разработан план действий .

План :

1) Подбор и изучение материала по данной теме.

2) Сбор бросового материала.

3) Изготовление работ .

4) Написание работы и подготовка к выступлению.

Практическая значимость работы .

В результате моей работы и моих одноклассников были созданы поделки из бросового материала : игрушки и картины из дисков, поделки из пластиковых бутылок, цветы из упаковки для яиц, коврик для ванной из пакетов, подставки для канцелярии из баночек, куколки из кусочков ткани и т. д.

Основная часть.

В начале своего исследования мы познакомились с понятием ненужные вещи .

Ненужные вещи - это понятие неоднозначное. У многих из нас дома хранятся бесполезные, ненужные вроде бы вещи , но они могут обрести вторую жизнь, если им найти новое оригинальное применение и не выбрасывать их.

Для раскрытия темы исследования мы использовали метод работы с Интернет-ресурсами, где узнали, что из многих вещей делают предметы интерьера и сувениры. Так же в исследовании нам помогли книги «Умные руки» , «Мастерим с родителями» .

Работая с энциклопедиями , я узнала, что ежегодно огромное количество отходов приводит к образованию свалок. Здесь могут быть опасные и вредные для организма человека отходы. На свалке можно найти клад! Это и дерево, горы бумаги, металл, стекол и т. д. Многие отходы можно использовать в промышленности.

Проблема, куда девать мусор, возникла не вчера. В античных городах с мусором поступали просто – выбрасывали на мостовую, где он спокойно себе накапливался до какого-нибудь знаменательного события, например, военного парада. Первый известный закон, запрещающий такую практику, появился в 320 г. до н. э. в Афинах, после чего подобный опыт быстро распространился по всей Древней Греции и греческим городам-колониям.

В Древнем Риме домовладельцы были обязаны убирать улицы возле своих владений. Мусор высыпали в открытые ямы прямо за городскими стенами. С ростом населения город оказался в кольце мусорных куч; тогда и появились первые примитивные мусоровозы на лошадиной тяге, транспортирующие бытовые отходы подальше от города. После падения Рима об организованном сборе и захоронении бытовых отходов в мире забыли до 1714 г., когда каждый английский город стал, обязан иметь муниципального мусорщика.

В Америке организованный сбор мусора начался в конце XVIII столетия

в Бостоне, Нью-Йорке и в Филадельфии. С мусором в то время особенно не

церемонились. В Филадельфии, например, его, просто высыпали в реку Делавэр ниже по течению от города. В прибрежных городах захоронение мусора в океане и сейчас происходит довольно часто. Но подобный способ в корне своем порочен и чреват

отравлением водной фауны и флоры. И во многом благодаря усилиям ученых и экологических организаций , таких как Гринпис, эта практика получила осуждение во всем мире.

Мне интересно было узнать, используют ли мои одноклассники бытовой мусор . Поэтому я провела анкетирование среди одноклассников .

Проведя опрос среди 22 учеников класса , мы выяснили, что в их семьях оставляют стеклянные банки в 14 семьях (для маринования овощей и варенья, стеклянные бутылки выбрасывают все, так как у нас в городе отсутствует пункт приема стеклотары. Газеты и журналы оставляют в 14 семьях (на всякий случай, картонные коробки используют повторно в 5 семьях, использованные полиэтиленовые пакеты оставляют в 2 семьях, пластиковые бутылки и коробочки оставляют в 12 семьях (в них высаживают рассаду) .

Наименование ТБО Количество семей Предполагаемые действия

Стеклянные банки 14 Оставляют. Для консервирования.

Стеклянные бутылки 22 Выбрасывают. Т. к. нет пункта приема стеклотары.

Газеты, журналы 14 Оставляют. На всякий случай.

Картонные коробки 5 Оставляют.

Полиэтиленовые пакеты 2 Оставляют.

Пластиковые бутылки, коробочки. 12 Оставляют. Для высаживания рассады.

Опираясь на данные, приведенные в таблице, можно представить, какое количество мусора образуется ежегодно.

Поэтому мы решили сделать поделки из вещей, чтобы наглядно показать, что многим отходам можно найти новое оригинальное применение.

Заключение.

Проделав данную работу , я могу сделать вывод : в каждой семье скопилось немало старых, но еще вполне добротных вещей - одежды, посуды, мебели и другие ненужные предметы .

Но всему можно найти применение. Многие вещи можно модернизировать, улучшить и вернуть в строй, подарив им тем самым вторую жизнь.

В результате исследовательской работы мы пришла к выводу , что каждый человек может многое сделать для сохранения экологической обстановки окружающей среды. Для этого необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными .

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кувшиновская средняя общеобразовательная школа№2»

Учебно-исследовательский экологический проект

Экология школьного пространства

Тип проекта: творческий, исследовательский

Гипотеза проекта : проведение экологических мониторингов, анализ их результатов, экологическое просвещение всех участников образовательного процесса будет способствовать сохранению их здоровья, улучшению условий обучения.

Цель проекта: сохранение здоровья учащихся, создание благоприятных условий обучения.

Задачи:

Образовательные

расширить и углубить знания учащихся о роли природы в жизни человека;

познакомить учащихся с многообразием, условиями жизни комнатных растений, их значением для здоровья человека.

развивающие:

развивать умение анализировать, рассуждать, доказывать своё мнение;

воспитательные:

обеспечить взаимосвязь воспитательного и образовательного процессов;

воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, чувства сопричастности, личной ответственности за происходящее вокруг.

формировать исследовательские навыки, умение работать с различными видами информационных источников;

развивать умение анализировать, отбирать, классифицировать полученную информацию;

развивать умение творческого применения полученных знаний

Прогнозируемые результаты:

Ученик будет знать:

названия комнатных растений и условия жизни этих растений на родине;

правила ухода за комнатными растениями;

действия природных факторов (света, тепла, влаги, состава почвы) на жизнедеятельность комнатных растений;

Ученик будет уметь:

работать с дополнительной литературой;

наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;

работать в группе;

оформлять результаты своей деятельности согласно плану.

Ученик будет воспитывать в себе:

любознательность;

самостоятельность;

толерантность;

организованность.

Постановка проблемы :

недостаточное или неправильное озеленение школьных кабинетов способствует созданию неблагоприятных условий для обучения.

Проектирование :

формирование групп, распределение заданий, определение задач.

Поиск информации:

изучение справочной, научно-популярной литературы, проведение

мониторингов.

Промежуточный продукт: консультации, оформление презентаций, подготовка выступлений.

Презентация проекта.

Экология школы - это деятельность в пространстве школьной жизни, сообразная природе человека.

Школа - это место, где дети проводят большую часть времени, и поэтому она должна отвечать определенным требованиям. Если говорить об экологии школы, то главное требование здесь - сохранение здоровья.

Какую пользу приносят комнатные растения, и только ли пользу, или же они цветут в стенах нашей школы исключительно для красоты.

С учётом тенденции резкого снижения численности населения выдвигается проблема создания и сохранения здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценности здорового образа жизни. Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи вызывает обоснованную тревогу у всего общества в целом. В связи с этим, такое направление работы как охрана здоровья и внедрения здоровьесберегающих технологий обучения становится важнейшим для школы и всех участников учебно-воспитательного процесса.

Комнатные растения пришли к нам из далеких стран. Украшая наш интерьер, они приглашают нас вырваться из рутинной круговерти. Самые удивительные из них увлекают нас в путешествия, заставляя забыть о банальной повседневности.

Выбирая «зелёных друзей», мы ориентируемся на собственный эстетический вкус, прислушиваемся к советам родных и знакомых. Этим, как правило, всё и ограничивается, а напрасно, ведь растения обладают целым рядом замечательных свойств, о существовании которых мы и не подозреваем! Поселившись в нашем доме, «зелёные квартиранты» способствуют звукопоглощению, увлажняют воздух, насыщают его кислородом и очищают от вредных примесей . Особые биогенные вещества, выделяемые растениями, повышают работоспособность, нормализуют сон, увеличивают адаптивные способности человека

«Зелёные друзья» вносят в нашу жизнь гармонию и умиротворённость, рядом с ними мы ощущаем прилив энергии и в то же время отдыхаем. Выбирая растения многие из нас не задумываются над тем, какой эффект они произведут на наше здоровье, как физическое так и психологическое. Растения действуют на нас своим ароматом, цветом листов и цветков, формой кроны.

Обязательным компонентом школьного кабинета являются комнатные растения. Они украшают помещение и создают уют. Растения выполняют различные функции, оказывают эстетическое, психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. За последние годы все более отчетливо вырисовывается еще одна важная функция растений - очистка окружающей среды от различных загрязняющих веществ. Подобно фильтру, они очищают воздух от пыли, вредных газов.

Растения с фитонцидными свойствами: увеличивают количество кислорода, повышают содержание отрицательных лёгких ионов. Они положительно влияют на дыхательные процессы, снижают артериальное давление, повышают мышечную силу и выносливость: уменьшается тахикардия и аритмия; служат средством профилактики при дистонии и гипертонии. - Снижают на 70-80 % число микроорганизмов в воздухе.

Хвойные - криптомерия, кипарис, кипарисовик Олсандр, лавр, фортунелла, Кактус-опунция. Цитрус кактус - опунция - в 6-7 раз уменьшает численность плесневых грибов, обладает целебными свойствами (заживляет раны). Молочай, цитрусы. С микробами (стафилококком) “справляются” Циссус Гибискус, циссус, фикус, акалифа, аглаонема. Для терапевтического эффекта необходимо размещать один экземпляр растений на 1 м3 помещения.

Растения, способные снять стресс. При наличии возможности неплохо устроить в школе комнату для релаксации. В ней лучше всего посадить: пеларгонию, душицу обыкновенную, мирт, мелиссу лекарственную душистую герань (учесть склонность к аллергической реакции) Растения очищают воздух не только от бактерий, но и от пыли. Такими свойствами обладают более 300 видов. Кроме того, ещё 160 видов предназначены для открытого грунта. В основном это хвойные виды растений. Кроме пылезадержания некоторые из них способны также к поглощению звука, их полезно высаживать в школьных дворах расположенных в близи дорог, а это актуально в связи с возрастающим количеством автотранспорта. Воздушная среда содержит токсины, исходящие от синтетических материалов, используемых в отделочных работах.

В рамках программы непрерывного экологического образования и воспитания возможно осуществление самостоятельного проекта по изучению видового состава комнатных растений школы. Данная работа доступна и интересна учащимся.

Целью проекта является определение по справочникам названия каждого растения, его семейства, родины; изучение экологической и лечебной функций растений; озеленение кабинетов школы.

Проект предназначен для учащихся 5-9 классов. В зависимости от возраста учащихся проект «Комнатные растения в школе» можно разделить на несколько этапов, каждый из которых включает как теоретическую, так и практическую части.

5-6 классы

- Изучение видового состава комнатных растений в кабинетах школы.

- Кружок озеленителей школы.

- Сообщения на уроках биологии.

7 класс

- Создание карты «Карта мира на подоконниках школы (класса)».

-«Путешествие с комнатными растениями».

8-9 классы

- Изучение экологической и лечебной функций растений.

- Озеленение кабинетов школы с учетом воздушно тепловых условий содержания.

- Выступление на экологической научно- практической конференции.

Работа по определению видового состава растений была разделена на два этапа.

На первом этапе ( 5 класс ) учащиеся определяют и описывают растения базового кабинета. Для этих целей используют специальную справочную литературу. Наиболее удачным в этом плане является справочник Хессайона «Все о комнатных растениях» (М.: Кладезь, 1996).

На втором этапе ( 6 класс ), работая в группах, учащиеся определяют и описывают видовой состав комнатных растений кабинетов школы. Следует отметить, что работа в группах, где учащиеся совместно выполняют задания, способствует совершенствованию навыков общения, лучшему усвоению знаний и интеллектуальному развитию детей.

Данные о видовом составе растений размещаются в классном уголке или на отдельном стенде. Кроме того, в емкость с растениями помещают табличку, где указаны название, вид, родина растения. Также можно провести заседание озеленителей школы, на котором дать рекомендации по работе со справочниками, указать, какие растения в зависимости от экспозиций окон целесообразно выращивать в том или ином кабинете. Также важна связь экспериментальной деятельности учащихся с учебным процессом, которая устанавливается через предметы естественного цикла. Так, например, в курсе биологии 6 класса учащиеся изучают морфологию растений, а полученные в процессе работы над проектом знания о растениях не только служат хорошим дополнением, но могут быть применены и в курсе географии в частности, при изучении материков. На основе знаний о видовом составе комнатных растений школы создаётся карта растительности мира, на которой обозначается родина каждого растения.

В данном случае осуществляется опережающее обучение. Для подготовки такого урока ребята прорабатывают достаточно большой объем литературы, как справочной, так и научной, предложенной учителем или найденной самостоятельно. Такие уроки, несомненно, более интересны как для ребят, готовящих материал, так и для всего класса в целом.

Работая над картой растительности, учащиеся узнают, что родина большинства комнатных растений школы - влажные леса Америки и Африки, так как влажность и температурный режим в кабинетах школы вполне соответствуют естественным условиям данной природной зоны (проводится мониторинг экологического состояния кабинетов школы под руководством учителя химии). Для учащихся становится очевидно, что в средней полосе России на широте Москвы эти растения требуют определенных условий содержания. Это касается умеренного полива зимой и обильного летом, притенения растений в жаркое время года и подсветки в холодное, «зимовки» для кактусов и пр. Результаты работы можно оформить в виде мини рефератов или показать на стенде в классе.

Заключительным этапом второй ступени проекта является презентация результатов исследовательской и практической работы. Для учащихся 5-7 классов это лучше сделать в виде праздника «Путешествие с комнатными растениями». Учащиеся ведущие, используя карту растительности мира, рассказывают об условиях жизни растений, встречающихся в школе.

Для учащихся 8-9 классов особый интерес представляет изучение экологической и лечебной функций растений. Из справочной и научно популярной литературы мы узнали, что в школе есть растения, определяющие санитарное состояние воздуха в кабинетах, т.е. выполняющие роль биоиндикаторов. К ним относятся традесканция, бегония, аспарагус, фиалка. Кроме того, в кабинетах есть растения детоксиканты, способные обезвреживать токсичные вещества, содержащиеся в воздухе. Это хлорофитум пучковатый, мирт обыкновенный, папоротник, герань, гибискус китайский, колеус, бегония королевская, драцена, плющи, диффенбахия, кактусы суккуленты.

Учащиеся в рамках программы озеленения школы подбирали для каждого кабинета растения с учетом экологических факторов.

Кроме того, нами велась работа по определению растений, обладающих лечебными свойствами. В школе к таким растениям относятся: агава, алоэ, аспидистра, аукуба, гибискус, зефирантес, каланхоэ, камнеломка, пассифлора, пеларгония, плющи, сансевиера, туя, фатсия, фикусы. Результаты мы оформили в виде каталога «Лекарственные растения в школе», указав видовой состав, использование растений на родине, фармакологические свойства. Для каждого растения лекаря составлена аннотация лечебного действия, способы применения.

Результаты проектной работы учащиеся представляли на школьной научно практической конференции, на которой присутствовали представители всех классов средней и старшей школы. Таким образом, достижения отдельных групп школьников становятся известными практически всей школе и могут быть востребованы всеми желающими.

Наиболее интересные работы были представлены на экологической научно практической конференции.

Есть идея создания кабинета комнатных растений. Идея о его создании появилась, потому что в школе собрано большое количество комнатных растений.

Комнатные растения используются на уроках и во внеклассной работе в качестве демонстрационного и раздаточного материала, при проведении наблюдений и постановке простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе. Должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования, нормы освещенности, техники безопасности. Отбираются растения не вызывающие аллергических реакций.

При подборе растений в кабинете возможно учитывать их использования на уроках и во внеклассной работе, учитывая их роль в оформлении кабинета. Растения размещаются на стойках, крепятся в простенках или на подставках. Два-три крупных растения создают неповторимый интерьер.

Работа в режиме проектной деятельности становится источником создания необходимого оснащения кабинета. Необходимо выделить те задачи, в выполнении которых могут принять участие школьники. Творческая по своей сути, включающая в себя исследования, поиск, проблемной ситуации, проектная деятельность наполняет жизнь каждого кабинета интересными делами.

Анализируя доступные ресурсы и возможности детей, мы отдали предпочтение таким типам проектной деятельности:

исследовательский

прикладной

информационный

Исследовательский проект требует определенный алгоритм работы:

Выявление и постановка проблемы;
- формулировка гипотезы;
- постановка целей и задач;
- планирование действий;
- сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;
- подготовка и написание проекта, его результативность;
- защита, презентация проекта.

Прикладной проект с самого начала четко обозначает результат деятельности его участников.

Информационный проект направлен на анализ и обобщение, для широкой аудитории, какой-либо информации.

«Экология и фитодизайн школьного кабинета»

Цель: познакомиться с законами аранжировки комнатных растений, с профессией цветовод- декоратор.

Задачи:

1.Изучить видовой состав комнатных растений кабинета

2.Установить, какие комнатные растения наиболее популярны в озеленении школьных помещений

3.Какие требования учитываются при разведении растений в школе.

Методы:

Наблюдение

Эксперимент

Практическая работа

Ожидаемые результаты: приобретение знаний, цветы в школьном кабинете

Мы приняли решение оборудовать наш школьный кабинет и заняться фитодизайном кабинета:

Озеленить его так, чтобы это было эстетично, уютно для работы; и были соблюдены условия для содержания растений.

Используя литературу по комнатному цветоводству, мы установили, что в озеленении помещений используют растения, относящиеся к 5 группам:

1группа - декоративно- лиственные (пальмы, папоротник, драцена)

2 группа - красивоцветущие (бегонии, кактусы, розы)

3 группа - висячие (хлорофитум, традесканции)

4 группа - вьющиеся или цепляющиеся (плющ, монстера, аспарагус)

5 группа - луковичные или клубневые (цикломен, глоксиния)

В школах лучше всего выращивать простые нетребовательные растения (традесканция, хлорофитум), легко и обильно цветущие, за которыми доступен уход детям. Полностью исключаются растения, вызывающие раздражения кожи и слизистых оболочек или имеющие яркие плоды.

Чтобы жизнь людей стала красивее и чище, мы используем растения. Но и о цветах надо позаботиться. Прежде чем разводить растения необходимо узнать основные требования каждого из них к

Влажности

Освещенности

Температуре

Для нормального развития растениям необходим свет. По требованию к освещенности все растения можно разделить на три группы:

1 группа - светолюбивые

2 группа - тенелюбивые

3 группа - теневыносливые

Немаловажное значение для развития растений имеет температура воздуха в помещении, особенно зимой.

Для нормального развития растений необходима достаточная влажность.

Кроме того в кабинетах нужно увеличить количество лекарственных комнатных растений, таких как алоэ, каланхоэ. Эти растения повышают иммунитет, обладают бактерицидными свойствами. Самым популярным растением в школе является хлорофитум. Это про него сказано: чем хуже воздух для нас, тем лучше для него. Для озеленения мы рекомендуем светолюбивые и теневыносливые растения.

При составлении композиций необходимо учитывать следующие правила и способы размещения растений. Существует несколько основных приёмов размещения комнатных растений в помещениях.

1.Отдельно стоящее растение может быть вечнозеленым или цветущим.

Удачно составленная композиция из нескольких растений радует взор и превращает комнату в оазис, где господствует красота и уют, где царствует гармония природы и человека.

2.Очень эффективны в интерьере вьющиеся растения, подвешенные в специально изготовленном кашпо.

3.Очень красивы маленькие сады на камнях

4.Очень эффективны группы из высаженных вместе растений

Цветы облагораживают нашу жизнь, ласкают взор, одаривают людей радостью, смягчают нравы, приносят успокоение и отдых. Дарить цветы - значит выражать чувства любви, почтения, расположения, уважения. (См. презентацию).

Дополнительная информация по профориентации.

Создание зелёных интерьеров особая область архитектуры, требующая разносторонних знаний и большого художественного вкуса. Поэтому над созданием наиболее сложных современных проектов работает цветовод- декоратор.

Цветовод - декоратор - незаменимый консультант, который даст советы по комнатному цветоводству в различных помещениях, в большой и маленькой квартире, в учебном кабинете, в большом зале, в рекреации. При этом он учтёт влияние растений на здоровье человека. Кроме этого он может составить букет или цветочную композицию. Люди этой профессии умеют составлять букеты не только из живых цветов, но и из сухих или искусственных. Цветоводы работают в оранжереях, теплицах, питомниках и в открытом грунте, на опытных участках, в парках, скверах. Цветоводы- декораторы раскрывают перед человеком красоту природы. Цветоводы претворяют в жизнь проекты озеленения. Они участвуют в планировке зелёных насаждений, делают гряды, рыхлят почву, вносят удобрения. Для сохранения четкого рисунка клумб и газонов их подстригают, прореживают, срезают отцветшие соцветия, подвязывают к колышкам хрупкие растения. Выбирать эту профессию лучше людям, любящим природу и обладающим хорошим эстетическим вкусом. Эстетически оформленные парки, скверы, тротуары - радуют глаз и создают у людей праздничное настроение. Кроме того, зеленые насаждения играют гигиеническую и защитную роль, задерживают распространение пыли, смягчают шумы, способствуют восстановлению нормального состава окружающего воздуха.

Природа богата удивительными красками. Мы обязательно встретим их в нашей школе .

КГУ «Зевакинский комплекс общеобразовательная средняя школадетский сад»

«Бездомные животные»

СЕКЦИЯ “ЭКОЛОГИЯ”

Григорян Даниил

учащийся 3 класса

Научный руководитель: Ляпунова А.В.,

учитель начальных классов

г. Шемонаиха,2015 г.

Введение .…………………………………………………………………………4

1. Бездомные животные ………………………………………………………...6

1.1 Причины появления бездомных животных ……………………………….6

1.2 Проблемы, связанные с бездомными животными ………………………. 7

1.3 В защиту собак и кошек …………………………………………………...7-8

2. Исследование о численности бездомных животных в нашем селе…………………………………………………………………………………9

2.1 Социологический опрос населения………………………………………9-10

2.2 Постановка и проведение агитационной работы «Протяни руку помощи» …………………………………………………………...……………………….10

3. Результаты и выводы о проделанной работе……………………………….12

Заключение.…………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14

Приложение.……………………………………………………………………..15

Отзыв научного руководителя………………………………………………….16

Абстракт

Современное общество так гордится достижениями науки и техники, что у многих создаётся впечатление ненужности животных в деловой практической жизни. Распространено такое мнение:
«Это в древности без животных нельзя было обойтись, а сейчас собака, особенно в городе, это забавная игрушка, роскошь для людей, имеющих лишние деньги… " Так ли это? Неужели настала пора расстаться с другом, делившим с человеком все тяготы жизни на протяжении тысяч лет? В данной исследовательской работе нам в этом и предстоит разобраться.

Введение

Актуальность и выбор темы исследования

Каждый день я наблюдаю ужасную картину: множество собак и кошек, которые бродят по улицам нашего села, питаясь на помойках для того чтобы выжить. У меня стали возникать вопросы:

    Откуда они?

    Что с ними случилось?

    Были ли у них хозяева?

    А может их бросили, или они пропали?

Мне жалко бездомных животных, выброшенных на улицу прежними хозяевами. Почему люди забыли о верности и привязанности тех, кого приручили и равнодушно проходят мимо них, делая вид, что ничего не замечают.

Чтобы ответить на эти вопросы я решил попробовать выяснить причины появления бездомных животных и попытаться привлечь внимание людей к этой проблеме.

Тем более эта проблема актуальна очень давно и носит глобальный характер. Бездомные животные страдают сами и приносят вред людям, а это следствие безответственного и равнодушного отношения человека к ним.

Типология проекта:

Реферативно - исследовательский;

Межпредметный;

Индивидуальный;

Среднесрочный.

Цель моего исследования: выяснить основные причины появления на улицах бездомных животных, привлечь к проблеме бездомных животных учащихся и взрослых.

Задачи исследования:

Изучить литературу и интернет - ресурсы по данной теме;

Изучить состояние проблемы бездомных животных у нас в селе;

Провести анкетирование среди учащихся;

Создать агитационную листовку;

Проанализировать проделанную работу, сделать выводы.

Гипотеза:

Если проводить агитационную работу с населением, то можно сократить численность бездомных животных.

1. Бездомные животные

Кто встречает вас каждый день, когда вы выходите из дома? Кого мы брезгливо отталкиваем ногой, открывая дверь, и без кого не представляем нашу жизнь?

Бездомные животные – безнадзорные собаки, кошки или другие домашние животные, которые обитают стаями и поодиночке на улицах. Бездомные животные существуют во всех городах, сёлах, посёлках. Точных данных о численности бездомных животных нет.

1.1 Причины появления бездомных животных

Бездомные животные есть во всем мире. Источником появления бездомных животных являются выброшенные, потерявшиеся собаки, а также те, которые родились на улице, то есть изначально бездомные. Всегда и везде находятся люди, которые сначала заводят животных, а потом решают, что они им больше не нужны. Жестокие, бездушные, безответственные люди выгоняют, выбрасывают, оставляют на улице беззащитное животное. Иногда животное просто теряется или остается на улице, так как её хозяин умирает, а родственники не берут это животное в свой дом. Кто-то, если повезет, находит нового хозяина. Но большинство – пополняет армию бездомных животных, гибнет от холода и болезней, под колесами автомобилей. Многие отлавливаются и уничтожаются. Потеряться может не только собака, но и кошка, к примеру, та, что часами может просиживать на балконе или у окна. В ветеринарные клиники каждый год доставляют сотни кошек-парашютистов. Помимо полученных травм, падение из окна грозит летунам и потерей хозяина.

1.2 Проблемы, связанные с бездомными животными

Проблемы, связанные с бездомными животными остаются актуальными, хотя большинство людей не обращают внимания или делают вид, что не замечают их. Даже сами по себе уличные животные составляют множество проблем для человеческого общества. Приведу несколько примеров: вспомним всем знакомую картину. По пути домой многие не раз с опаской обходили стаи озлобленных собак. Правда, нельзя сказать, что озлобленность вызвана не обоснованной агрессией, в большинстве случаев это всего лишь ответная реакция на жестокое отношение людей к бродячим животным. Также нужно отметить проблему распространения опасных заболеваний, которые распространяются среди бездомных животных и могут передаваться людям различными путями (при укусе - бешенство, при поглаживании - гельминтозы, лишаи и др.). Однако даже в самом появлении подобной проблемы вина человеческого общества неоспорима. Люди не задумываясь, избавляются от заведенных ими питомцев, пополняя тем самым и так многочисленную армию уличных животных. К сожалению, это не единственная причина роста их численности, бесконтрольное размножение приводит к тому же эффекту.

1.3 В защиту собак и кошек

Интересно, а что бы изменилось, если бы в один прекрасный день мы не увидели на улицах бездомных животных. Мы настолько привыкли к ним, что не можем себе этого представить. Современное общество так гордится достижениями науки и техники, что у многих создаётся впечатление ненужности собак в деловой практической жизни. Распространено такое мнение: «Это раньше без собак нельзя было обойтись, а сейчас собака, особенно в городе, это забавная игрушка, роскошь для людей, имеющих лишние деньги». Так ли это? Неужели настала пора расстаться с другом, делившим с человеком все тяготы жизни на протяжении тысяч лет?

9 мая 2015 года вся наша страна будет праздновать 70 лет Победы в Великой Отечественной войне, и ещё живы в памяти людей ужасы её событий. И в то суровое время рядом с человеком были его преданные собаки. Они шли, а вернее, бежали в стремительную атаку, везли по снегу бойцов, пулемёты, патроны. В 1944 году в нашей армии было 60 тысяч служебных собак! Они уничтожили 300 вражеских танков, обнаружили 4 миллиона мин, вывезли с поля 680 тысяч раненых.Неужели люди этого совсем не помнят?

Но и в повседневной жизни собаки играют немаловажную роль в деятельности человека. Они своим феноменальным чутьём помогают сапёрам и геологам, ищут взрывчатку, воду в пустыне или полезные ископаемые. Нельзя забывать о пограничной службе - и сегодня несут дозор боевые соратники пограничников - собаки. Как тут не вспомнить, что первым живым существом, полетевшим в космос, была собака Лайка. А ещё собаки являются проводниками слепых людей.

Нельзя забывать и о кошках, они не менее важны для человека. Они обладают великолепной способностью поднимать настроение, скрашивать одиночество, ловят мышей. Не все знают, что кошки могут состоять на государственной службе. Так вот, чтобы мыши не портили бесценные коллекции всемирно известного Британского музея, в его штат зачислена «кошачья рота» в составе шести кошек. Каждая из них получает жалование. Чтобы кошек никто не трогал, и все посетители знали, что кошки – служащие музея, им положена униформа – на шее повязан пышный жёлтый бант.

Но самое главное и собаки и кошки дарят человеку верность, преданность, дружбу и любовь - ничем незаменимые чувства.

2. Исследование о численности бездомных животных в нашем селе.

Изучая состояние проблемы бездомных животных в нашем селе,я в течение определенного времени наблюдал за ситуацией на улицах. В ходе наблюдений мною было выявлено около 20 особей бездомных животных. Кроме этого был проведен социологический опрос учителей и учащихся школы.

Произведенный учет бездомных животных и социологический опрос учащихся, позволили получить общее представление о данной проблеме в нашем поселке:

    всего жителей в поселке – 1200 человек

    ул. Ленина (встретившихся бездомных животных – 8)

    ул. Набережная (встретившихся бездомных животных – 3)

    ул. Чапаева (встретившихся бездомных животных – 2)

    ул. Строительная (встретившихся бездомных животных – 7)

2.1 Социологический опрос населения

Я провел социологический опрос учащихся нашей школы (таблицу результатов смотри в приложении 1)

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы.

Большинство опрошенных учащихся имеют домашнее животное, в основном это коты, кошки, собаки, но есть и декоративные кролики и черепахи. Многие хотели бы завести ещё домашних животных, хотя у них уже есть питомец. Большинство детей помогают бездомным животным, что не может не радовать. Но в тоже время считают, что бездомные животные опасны, и это бывает в некоторых случаях правда, ведь по пути домой многие не раз с опаской обходили стаи озлобленных собак. Но злые они, потому что у них нет крова и пищи. На вопрос «Случалось ли, что Вы брали бездомное животное в дом?», большинство опрошенных ответили что нет. Может пора пересмотреть этот вопрос, ведь бездомные животные нуждаются в защите.

И самый главный вопрос «Как бороться с проблемой бездомных животных?» Учащиеся предлагали возможные пути решения проблемы. Большинство ответили, что необходимо открывать приюты, но это большая редкость. Предлагали подкармливать, брать домой, некоторые даже предлагают уничтожать бездомных животных. Силами школьников, к сожалению, мало что можно сделать. Такую масштабную проблему невозможно решить без государственного вмешательства. Но смотреть и ничего не делать тоже невозможно.

2.2 Постановка и проведение агитационной работы «Протяни руку помощи»

Не проходите мимо, когда увидите щенка с перебитой лапой, измученного котёнка. Ведь именно Вы можете стать спасителем маленькой души! Помните, что огромное количество бездомных собак и кошек - результат нашей собственной чудовищной халатности.

Попробуйте помочь такому животному, найдите хозяев для собаки или кошки, обитающей в вашем дворе и которую вы не готовы взять к себе домой. Можно сфотографировать животное, поместить снимок на сайтах, в социальных сетях и в средствах массовой информации, где публикуются объявления о животных.

Если это домашний питомец, который, на ваш взгляд, потерялся, попытайтесь поискать его хозяев. Расклейте объявления с фотографией по ближайшим дворам и остановкам.

Думаете, что всё это сложно? Еще бы! Но оказать реальную помощь всегда намного сложнее, чем сделать вид, что помогаешь. Но именно она то и требуется!

Летом, на нашей улице оказалось очень много брошенных котят. И мы с родителями решили, помочь им. Но мы понимали, что лето скоро кончится, и зимой котята погибнут. Себе их взять мы не могли, так как у нас взрослый кот Рыжик, которого в прошлом году нашел мой папа, он бродил у них на работе, папа пожалел его и принес домой. Мы всеми силами пытались пристроить котят в заботливые руки, что бы они обрели дом, хозяев, которые будут о них заботиться. Моя бабуля тоже взяла котят с улицы и теперь у нее две милые кошки.

Это нелегко, но хотя бы нескольких бездомных животных мы можем назвать домашними, они обрели дом и не погибнут от холода и голода. Главное – это желание помочь. Как на душе становится теплее, когда ты смог кому-то помочь!

3. Результаты и выводы о проделанной работе.

По результатам тестирования мы сделали следующий вывод: Большинство наших одноклассников имеет у себя дома какого-нибудь домашнего любимца. Почти все понимают, что проблема бездомных животных существует и что с ней надо бороться.

Но как бороться? Тут мнения разделились. В основном ребята думают о приютах, но многие из них не понимают, что приюты предназначены не для постоянного проживания там бездомных животных, а это лишь временное пристанище для бедняжек, где их отмоют, полечат, покормят и самое главное – найдут хозяина».

Я предлагаю свое видение решения проблемы бездомных животных:

«Я считаю, что проблему следует решать с самого начала: нужно не выкидывать животных на улицу, прежде чем взять домой, подумать: а сможешь ли ты уделять ему достаточно времени.

Мои действия:

    Подкармливать и заботиться о бездомных животных.

    Стараться найти хозяина бездомному животному.

    Рассказывать об этой проблеме друзьям и взрослым».

Заключение

Я считаю, что цель моей работы достигнута. Я изучил состояние проблемы бездомных животных у нас в селе, смог выяснить основные причины появления их на улицах. Думаю, что сумел привлечь внимание своих одноклассников к проблеме бездомных животных.

Что уже сделано

Занимаясь этой исследовательской работой, я много узнал интересного и о животных, и о людях; проанализировал полученную информацию; предложил возможные пути помощи бездомным животным; подготовил презентацию; выступил перед одноклассниками.

Подготовил информационный лист, призывающий людей к ответственности за тех, кого приручили (приложение 2).

Провели конкурс рисунков на тему «Береги животных».

Пути развития

В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме вместе с учителем и одноклассниками. Силами школьников, к сожалению, мало, что можно сделать. Но ничего не делать тоже нельзя. Поэтому мы решили подготовить и провести следующие мероприятия:

    акцию «Мы в ответе за тех, кого приручили» с выпуском информационных листовок, где привлекается внимание учащихся к проблеме бездомных животных;

    серию классных часов, посвященных домашним питомцам и бездомным животным;

    по возможности оказывать реальную помощь бездомным животным;

    провести конкурс рисунков среди учащихся на тему «Ищу хозяина!»

Список использованной литературы:

  1. Вера Чаплина «Домашние животные» Издательство: Эксмо Москва 2008.стр.208
  2. 1. А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц», 2007.

    http://provinc.sergievsk.ru/poseleniya/suhodol/obshhaya_informacziya

    Интернет – сайт: http://www.theanimalworld.ru/books/book-3/

    Интернет – сайт: http://ru.vlab.wikia.com/wiki/Бездомные_животные

    Обустройство бездомных собак. Балаганов А. www.forumbusiness.net

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Приют_для_бездомных_животных

    http://priut-info.blogspot.com/search/label/

Приложение 1

Общее количество опрошенных 58 человек.

Анкета «Бездомные животные - проблема всех и каждого»

Есть ли у Вас домашнее животное?

Хотел(а) бы завести домашнее животное?

Существует ли проблема бездомных животных?

Как Вы относитесь к бездомным животным?

не замечаю

отношусь отрицательно

Согласны ли Вы, что бездомные животные могут быть опасны?

затрудняюсь ответить

Случалось ли, что Вы брали бездомное животное в дом?

Как бороться с проблемой бездомных животных?

надо открыть приюты

подкармливать

взять к себе

уничтожение

Где чаще всего встречаешь бездомных животных?

мусорный бак

Отзыв научного руководителя

Даниил решил выяснить основные причины появления на улицах бездомных животных, привлечь к проблеме бездомных животных учащихся и взрослых. Мы изучили литературу и интернет - ресурсы по данной теме,

изучили состояние проблемы бездомных животных у нас в селе, провели анкетирование среди учащихся; поделились полученной информацией с одноклассниками; создали агитационную листовку; проанализировав проделанную работу, сделали выводы.

Данная работа полезна тем, чтобы все люди на земле берегли и охраняли животных, где численность бездомных животных сокращалась.

Практическая значимость работы заключается в том, что данные работы могут быть интересны для любого человека, а также при изучении темы «Охрана животных» на уроках познания мира.

Приложение 2

Их беда – это наша вина. Они приходят в этот мир, чтобы научить нас любить.

Сегодня тысячи домашних питомцев погибают в муках, от боли и страданий, попадая на территорию человеческой сущности, где посеяна безжалостность, равноду­шие, злость. Их убивают, калечат, выбрасывают, как надоевшую игрушку и они умирают без слез и что самое удивительное, они уходят в мир иной с любовью к человеку.

Если ты решил завести домашнее животное, тебе необходимо знать следующее:

Памятка по уходу за животным

Определи и оборудуй питомцу уголок;

Корми питомца не реже 2х раз в день;

Гуляй с ним не реже 2 раз в день;

Раз в месяц приводи его на осмотр к ветеринару;

Не забывай про прививки;

Раз в неделю мой любимца специальными средствами.

Ласкай его, играй с ним.

Люби своего домашнего любимца, стань ему другом.

Жизнь домашних животных зыбка, они не способны защищаться от жестоко­сти, которую порой несет властелин этого мира – человек.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

городского округа Железнодорожный Московской области

__________________________________________________________________

ул. Новая, д. 34 8-495- 527-55-37

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«СОХРАНИМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ»

Номинация «Глобальная экология»

Ганина Наталья

учащиеся 4 класса

МБОУ НШ №13

Руководитель проекта:

Анисимова Валентина Алексеевна

(социальный педагог)

г. Железнодорожный

2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение.

    Лесные массивы.

    Животный мир.

    Воздушное пространство.

    Вода.

    Почва.

    Заключение.

    Список используемой литературы.


Введение

Актуальность проблемы

Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная. Экология – это наука о взаимосвязях в природе, об отношении человека к окружающей среде. Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются.

Природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Природа не может безгранично залечивать свои раны. Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезло еще одно млекопитающее, еще одна птица или еще одно растение. Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо.

Цель проекта:

    Привлечение внимания окружающих к экологической проблеме;

    Расширение кругозора в системе экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

    Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

Задачи проекта:

Научиться вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;

Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Этапы реализации

Подготовительный этап


Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов.

Исследовательский этап


Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Обобщающий

Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций .

Результат проекта

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний;
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма);

Культуру экологически образованного поведения.

В результате работы над проектом мы предполагаем:

    повышение природоохранного и культурного сознания;

    приобретение умений ставить и решать проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды;

    внесение посильного вклада каждым человеком в охрану окружающей среды.

Лесные массивы

Россия является одной из ведущих стран в мире по запасам леса. Площадь лесного фонда в Российской Федерации превышает 1180 млн. гектаров.

А знаете ли вы?

    Леса играют важную роль в деле очистки воды. Дело в том, что корневая система деревьев формирует такие условия грунта, которые очищают подземные воды, делая их истинно чистыми и природными. Заботиться о деревьях - значит заботиться о воде для наших потомков. А одна из целей «Родников России» - как раз проявление заботы о будущих поколениях россиян.

Роль лесов в природном комплексе и хозяйственной деятельности трудно переоценить. На протяжении последних 20-25 лет состояние лесных ресурсов непрерывно ухудшается, а обстановка с лесоиспользованием обостряется. Представители власти все делают для того, чтобы сохранить и приумножить леса региона. Но злостные нарушители губят деревья.

Каждый из нас может внести свой вклад в сохранение деревьев.

Так, в октябре, в нашей школе проходил конкурс «Сохраним природу вместе!», учащиеся, педагоги и родители сажали деревья. Интересно и полезно.

Животный мир

Роль животных в биосфере и жизни человека чрезвычайно велика.

Само по себе разнообразие видов животных полезно для человека. Они служат источниками питания, технического и лекарственного сырья, хранителями генетического фонда для улучшения пород домашних животных.

Из года в год учёные фиксируют сокращение численности и вымирание животных по следующим причинам:

Нарушение среды обитания;

Чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах;

Прямое уничтожение с целью защиты продукции;

Случайное (непреднамеренное) уничтожение;

Загрязнение среды.

Охрана животных - это, прежде всего охрана их мест обитания.

Мой призыв: не разоряйте гнёзда птиц, не загрязняйте природу, относитесь к ней бережно!

Вода

Вода является постоянным, неразлучным спутником человека на протяжении всей его жизни. Она ценнее нефти, газа, угля, железа, поскольку вода незаменима. Она играет решающую роль в жизни человека.

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не веря, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете!».

(Антуан де Сент-Экзюпери).

Мы же, люди, не воспринимаем этой ценности: воды рек, озер, морей и океанов каждый день загрязняются. Недобросовестные предприятия сбрасывают свои отходы в воду. Необходимо строго контролировать их работу в области охраны окружающей среды!

Много лет назад Кук (мореплаватель) нашел в океане комки мазута, самые большие были с картофель! А как же обитатели водоёмов? Им тоже немало достаётся!

Каждый из нас может сделать свой вклад в охрану окружающей среды - не бросайте мусор! Особенно около водоёма!

Почва

Вы знаете, что в Московской области имеется ряд полезных ископаемых. На первом месте среди них по запасам и использованию стоит торф, встречаются и различные глины, немало в Подмосковье залежей известняковых пород, имеется бурый уголь, железная руда.

Итак, мы видим, что хотя и не очень богата земля Московская полезными ископаемыми и рудами, но есть и ее недрах материал и для строительства и для промыслов, и даже для украшения. Надо только бережно относиться к природе.

Почва разрушается из- за неправильной добычи полезных ископаемых, применения удобрений, загрязнения воды и воздуха.

Охрана почв – острейшая глобальная проблема сегодняшнего дня.

Воздушное пространство

Наша планета окутана сплошным толстым слоем атмосферы, которая состоит из смеси газов, водяного пара, капель влаги, кристалликов льда. Толщина атмосферы составляет примерно 20 тысяч километров.

Атмосфера – это «одежда» для нашей планеты. Она защищает Землю от перегревания и охлаждения, охраняет всё живое.

90% загрязнителей атмосферы происходит из-за сжигания топлива на электростанциях, заводах (выбросы дыма) и в двигателях автомобилей.

Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на живые организмы.

Пытаясь решить эту проблему, люди устанавливают фильтры на заводах, изобретают автомобили, работающие на газе, высаживают деревья.

Каждый из нас может внести свой вклад, например, посадив дерево. Листья деревьев очищают воздух.

Заключение

Планета Земля – это общий дом для всех людей. Только рачительное хозяйствование и разумное использование её богатств может обеспечить благополучие и безопасность жителей нашей планеты!

«СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ!».

Список используемой литературы

Для учащихся


    Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.


    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост. Л.А. Багрова - М.: ТКО "АСТ”, 1995.


    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост. П.Р. Ляхов- М.: ТКО "АСТ”, 1999

Что еще почитать