Новгородская икона Божией Матери «Знамение. Знамение богородицы

История помнит множество случаев, когда образы и мощи святых творили чудеса, помогали преодолевать тяжелые недуги и другие жизненные трудности. Оттого православные люди уделяют немалое внимание религиозным атрибутам. Одним из таких считается икона «Знамение Пресвятой Богородицы». В чем помогает она и как правильно обращаться к образу?

Описание

Данная икона датируется 12 веком. Автор точно не известен. Божия Матерь изображена в традиционном мафории с молитвенно поднятыми руками (иконописный тип Оранта). На груди ее находится младенец - Иисус Христос. Богоматерь стоит. Оригинальный образ является двусторонним. Оборот содержит изображения праведных Анны и Иоакима, которые находятся в молении перед Иисусом Христом. Изначально был украшен золотой ризой с драгоценными камнями.

Спустя четыре века после создания икона «Знамение» была отреставрирована. Мастером предположительно был архиепископ Макарий (будущий митрополит Московский). Тогда от древней живописи сохранились лишь фрагменты одежды Богородицы. Оборотная сторона осталась без изменений. В настоящее время образ находится в Софийском соборе (Новгород).

История

Как утверждают источники, в 1170 году суздальские войска во главе с Андреем Боголюбским осадили Великий Новгород. Силы оказались неравными. И горожане обратились в молитве к Господу о спасении. На третью ночь осады архиепископу Иоанну глас с неба повелел взять образ Богородицы из церкви на Ильинской улице и отнести его к городским стенам. Во время крестного хода противники стали обстреливать крепость. Одна из стрел попала в икону. Из глаз Богоматери потекли слезы. После этого врагов внезапно объял необъяснимый ужас. Бранясь между собой, они устремились прочь от городских стен. Воспользовавшись этим смятением, новгородцы стали преследовать суздальцев и одержали победу.

Данный исторический случай подробно описан в известном иконописном сюжете. А сами новгородцы помнят и почитают икону, на которой изображена спасительница-Богородица («Знамение»). Значение подкрепляют и другие чудеса, которые являл в разные времена святой образ.

Празднование

В 12 веке после военных событий было установлено празднование в честь иконы (10 декабря по новому стилю), которое совершается в Русской церкви и в настоящее время. В этот день проводится служба. Священнослужители читают молитвы-обращения и каноны, просят Богоматерь о заступничестве и утверждении в вере.

Чудеса

Два века образ находился в «родной» деревянной церкви на Ильинской улице. Однако в середине 14 века в ней случился пожар. И икона явила еще одно чудо. Огонь утих как раз возле молебна, где висел святой лик. После этого рядом с пепелищем был построен новый, каменный храм, получивший статус Икона обрела новый дом.

В 16 веке после реставрации образа в Новгороде случился еще один, более масштабный пожар. Огонь распространился на несколько улиц. Никакие усилия горожан не могли усмирить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий обратился с молитвой к Пресвятой Богородице и с ее известным образом в руках совершил крестный ход по берегу Волхова. Внезапно подул сильный ветер в сторону реки - пожар прекратился.

В 1611 году на Новгород напали шведы. Они жестоко убивали горожан и разоряли дома и храмы, вынося священную посуду и оскверняя иконы. Известен случай, когда несколько чужеземцев подошли к тому самому храму на Ильинской улице. В это время в нем шла служба. Едва ступив на порог, шведы невидимой силой были отброшены назад. Дальнейшие их попытки проникнуть в храм успехом не увенчались. Узнав об этом, враги больше не подходили к храму, а новгородцы, напротив, могли спастись в нем.

Во время Октябрьской революции (1917 г.) икона была перенесена в Новгородский музей, в период Великой Отечественной войны - эвакуирована, а после - возвращена в музей-заповедник. И, наконец, в 1991 году Новгородская епархия отстояла спасительный образ. В в сопровождении удивительного небесного явления - радуги вокруг купола храма - была перенесена икона «Знамение Пресвятой Богородицы». В чем помогает святой лик отдельным людям и с какими просьбами можно к нему обращаться?

Значение и молитвы

Известно, что в 1352 году сотни людей во время эпидемии чумы чудесным образом исцелились. А позже были зафиксированы случаи излечения от тяжелых психических недугов и слепоты. Этому, по мнению духовников, благоволила икона «Знамение Пресвятой Богородицы», в чем помогает она и сегодня.

Также к образу приходят люди, которые желают мира в семье или стране, хотят найти пропавших без вести родных. Однако священнослужители убеждены, о чем бы ни попросил верующий, при искренности и чистоте помыслов обязательно поможет Пресвятая Богородица. Значение ее еще с зарождения христианства на земле было огромным. В Евангелии описывается множество случаев, когда она помогала нуждающимся и болеющим людям, обращая их в веру.

Также значимым является вопрос о том, как молиться Пресвятой Богородице. Существует немало строк, написанных специально для обращения к ней. Так, есть и прошение к иконе «Знамение». Однако, по мнению все тех же духовников, с каким бы текстом ни обращался человек к образу, на первом месте всегда будет его внутренняя вера.

Чудотворные списки

История иконописи знает несколько списков или копий, сделанных на основе иконы Богородицы «Знамение». Они находятся в России и за пределами ее. Наименования их соответствуют месту нахождения образов: Абалакская, Курская, Вологодская, Павловская, Соловецкая, Царскосельская и др. Все они обладают святой силой и демонстрируют чудеса, как и оригинальная икона «Знамение Пресвятой Богородицы». В чем помогает образ христианам? В первую очередь обрести веру.

С этой целью осенью 2009 года состоялась «Православная экспедиция» - облет иконы на космическом корабле вокруг Земли. В ходе проекта было совершено 176 витков. Разрешение и благословение на такой крестный ход было получено от самого патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

На сегодняшний день икона Божией Матери Знамение находится в Софийском соборе, в Новгороде. Она стала широко известной в семнадцатом веке, при осаде города Новгород, сыном князя Андрея Боголюбского Мстиславом. В союзе с этим войском было и 70 других князей и княжеств соответственно. Видя неравные силы и огромную тучу воинов, жители города стали уповать только на помощь Царицы Небесной и Господа Иисуса Христа.

По историческим фактам, святитель Иона, который на тот момент был епископом Новгородским, услышал голос, который исходил из алтаря Софийского собора. Неведомый глас, приказал ему взять икону Божьей Матери, находящейся в Спасо-Преображенской церкви и поместить ее на стены города, которые муром обходили все поселение.

При перенесении иконы, случился обстрел лучников со стороны врага, и одна из стрел попала прямо в лик Богородицы. В ту же секунду из глаз Ее брызнули слезы, а сама икона повернулась лицом к жителям города.

Это было принято как чудо, что Богородица подает знамение всем жителям города, о своей молитве за их судьбы перед Своим Сыном. Не успели горожане опомниться от такого чуда, как на врагов, на всю тучу войска, напал большой ужас и они в панике начали избивать друг друга мечами. Увидев это, новгородцы, ободренные такими знаками свыше, устремились в бой и одержали победу в неравном бою.

Архиепископ Илия, в честь такого чудесного заступничества, установил праздник Знамение Божьей Матери, который припадает на 10 декабря. Его отмечает вся православная церковь как праздник неустанной молитвы Богоматери за всех православных христиан, и избавления от врагов видимых и невидимых.


Знамение Богородицы: иконография и значение

На этой иконе Богородица изображается по пояс с поднятыми вверх руками, которые расположены в молитвенном жесте. Прямо по центру внизу (в сфере) изображается Иисус Христос во младенчестве, который держит в своей руке свиток как символ учения. Иногда, Божья Матерь на такой иконе может изображаться одна. Одежды ее имеют красный, иногда багряный цвет.

После явленного чуда, которое произошло в Новгороде, икона находилась там еще два столетия. За это время она явила большие чуда и спасла город от эпидемии чумы и вылечила большое количество христиан он неизвестных болезней. Во время нападения шведом на город, также произошло чудо. Случилось это в 1611 году, когда в Новгород вторглось войско. Они сразу же ринулись в церковь, где происходило богослужение при открытых дверях в храм. Как только шведы захотели войти и побить всех христиан, их от двери откинула неизвестная сила и продолжалось это несколько раз. Удивленные таким чудом, шведы сначала отступили, а после и вовсе покинули Новгород.

В 135о-тых годах в честь иконы был построен храм Знамения Пресвятой Богородицы, в которой и перенесли чудотворную икону по всем законам и со всеми почестями. Через некоторое время, храм стал собором Знаменского монастыря, в который на сегодняшний день, стекаются толпы паломников со всего мира, чтобы помолиться перед святой иконой и попросить помощи и защиты в своих делах.

Стоя в молитве перед этой иконой и внимательно смотря на нее, человеку открывается святая святых, само чудо зачатия во внутренней Марии и чреве ее, Богочеловека. Такое впечатление достигается тем, что Иисус изображен чуть ниже уровня сердца Богородицы и находится в светящейся сфере, как бы в лоне Богоматери.


Для чего молиться перед иконой «Знамение»

Сама история иконы «Знамение» говорит нам о том, что перед ней необходимо молиться при разных бедствиях, войнах и других угрозах:

  • Если над отдельным человеком или целым селением возникла угроза и кажется, что от нее нет спасения, необходимо возносить молитвы перед этой иконой;
  • При страшных недугах, эпидемиях и падучей болезни нужно стоя читать акафист и молитвы иконе Божьей Матери «Знамение»;
  • При клевете, обиде и любой другой несправедливости по которой хотят погубить человека, необходимо обращаться за помощью и заступничеством Небесной Царице.

Перед этой иконой также нужно молиться тогда, когда человек подвергается пыткам, побоям (жены в семье) и другим телесным насилиям. Божья Матерь поможет каждому, кто молиться Ей с пламенной молитвой и чистым сердцем.


Где лучше всего поместить икону «Знамение Богородицы» в доме

Икону «Знамение» можно поместить в домашний иконостас. Хотя она не так распространена как другие Образы Богоматери, Ее мощная защита и заступничество будут в помощь тем, кто в этом нуждается. Нет четких правил, где и как она должна располагаться в доме. Единственное, что необходимо помнить, это то, что возле любой иконы не должно быть каких-либо семейных фотографий, зеркал, часов и других видов домашнего декора. От лика иконы молящегося человека не должно ничего отвлекать.

Если вы приобрели икону «Знамение Божьей Матери», перед тем как ее разместить на выбранное место, необходимо прочитать акафист и молитву, и только после этого разместить ее там, где положено.

Кондак 1

И збранной Воеводе и благой Одигитрии, путеводящей нас к Небесному Граду, приидите, припадем вси, града зде пребывающего не имущии, Тоя всесильнаго заступления просяще, чудеса же, от лет древних даже доныне от иконы Ея бываемыя, поминающе, велегласно возопиим:

Икос 1

А нгели удивишася, зряще Тя, Владычице, иконою Твоею, яко столпом огненным, нам предходящую в великом исходе нашем из земли, беззаконники порабощенныя. Не Моисея бо, но Самую Тя имамы Путеводительницу в скорбном странствовании нашем, темже Ти благодарне зовем:

Радуйся, благословенная Одигитрие; радуйся, истиннаго Пути Мати.

Радуйся, сквозе пустыню мира сего нас провождающая; радуйся, Амалика мысленнаго преславно побеждающая.

Радуйся, источники благодати от иконы Твоея источающая; радуйся, закон Сына Твоего, Христа Бога нашего, на скрижалех сердец наших написующая.

Радуйся, зноем страстей палимых благодатное окропление; радуйся, изнемогающих всемощное укрепление.

Радуйся, сердец смятенных тишайшая усладо; радуйся, странных и сирых Божественная отрадо.

Радуйся, землю обетованную нам приуготовляющая; радуйся, небеснаго Иерусалима врата нам отверзающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 2

В идехом, видехом выну чудеса и знамения Твоя, Владычице, исповедуем милость, не таим благодеяний Твоих, обаче велегласно вопием: Аллилуиа.

Икос 2

Р азум Божий кто постиже и тайну судеб Его кто повесть? Возводит бо и низводит, смиряет и возносит, поражает и исцеляет, и кто бысть советник Ему? Темже и нас, грех наших ради, смири и царство наше низложи, сыны наша по всему лицу земли разсеяв. К кому убо прибегнем в скорби нашей, к кому руце прострем, аще не к Тебе, Всеблагая. Обаче сердцем сокрушенным вопием Ти таковая:

Радуйся, Сына Твоего за нас умоляющая; радуйся, праведный гнев Божий утоляющая.

Радуйся, беззаконий наших очищение; радуйся, грешным Ходатаице прощения.

Радуйся, светильник упования немеркнущий нам возжегшая; радуйся, во исходе и странствовании нашем иконою Твоею нам предтекшая.

Радуйся, вся разсеянныя воедино собирающая; радуйся, омофором Твоим светообразным вся покрывающая.

Радуйся, раздоры и нестроения умиряющая; радуйся, советы нечестивых разоряющая.

Радуйся, плавающих в житейском море окормляющая; радуйся, попечением Твоим ни единаго же оставляющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 3

С илы Тобою деются и благодать от честныя иконы Твоея неоскудно изливается, Преблагословенная Дево, вся подвизая о Тебе вопити: Аллилуиа.

Икос З

И мущи милосердие неизреченное, тамо благодать Твою возсияваеши, Всеблагая, идеже тьма огустевает и скорби преумножаются, темже не оставила еси нас сирых, обаче во иконе Твоей к нам убогим пришла еси, славящим Твое снисхождение и вопиющим сице:

Радуйся, чудес море; радуйся, милости пучино.

Радуйся, благодати приснотекущий источниче; радуйся, исцелений кладезю неисчерпаемый.

Радуйся, естества уставы победшая; радуйся, законы естественныя пременившая.

Радуйся, скорби наша на радость прелагающая; радуйся, плач и стенание в веселие духовное претворяющая.

Радуйся, озлобления и беды на пользу нам обращающая; радуйся, враги наша преславно смиряющая.

Радуйся, чаяния врагов посрамляющая; радуйся, поющия Тя возвеселяющая.

Радуйся Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 4

Б ури искушений, на нас находящия, скорбям же и болезням, нас посещающим, егда терпению в нас оскудевати и духу нашему смущатися, притецем ко образу Пречистая Девы и слезы точаще Той, от сердца возопиим: Богоноснеи руце Твои нам простирающи, из глубины зол возведи ны, яко да благодарными усты зовем: Аллилуиа.

Икос 4

С лышаху древле людие российстии слух явления святаго Твоего образа в дубраве Курстей и текше к нему со тщанием, умильно взываху: «Откуду нам сие, да прииде к нам Мати Господа нашего», узрев же икону Твою, Владычице, при корене древеснем лежащую, и приемше ю, яко сокровище великое, возопиша Тебе, Первообразней:

Радуйся, раю светлейший, древо Жизни израстивший; радуйся, вертограде Божественный, древо Церкви прозябший.

Радуйся, Цвете благовонный, мир весь облагоухаяй; радуйся, крине непорочный, вселенную украшаяй.

Радуйся, лозо благоплодная, вином умиления всех напоившая; радуйся, розго освященная, плоды сладостными род человеческий напитавшая.

Радуйся, кореню домостроительства Божия; радуйся, спасения нашего верх и главизно.

Радуйся, злыя наши страсти из корене посекающая; радуйся, добродетелей сад насаждающая.

Радуйся, добрые обычаи в нас вкореняющая; радуйся, причастники райския жизни быти нас сподобляющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 5

Б оготочней звезде подобящеся, икона Твоя честная, Госпоже, землю Русскую и грады ея обтекаше, царие сей благоговейно поклоняхуся, царицы любовию ту благоукрашаху, архиереи страхом сретаху, верных же множества, духовно торжествующе, вопияху: Аллилуиа.

Икос 5

В идяще безбожников безумный совет икону Твою, Пречистая, разорити, от Тебе, Дево, посрамленный, и обретше образ Твой святый, от всякаго действа сокрушительна невредим, монаси и мирстии страхом и любовию возопиша Ти сицевая:

Радуйся, крепосте несокрушимая; радуйся, стено нерушимая.

Радуйся, лютых безбожников совет посрамившая; радуйся, чаяния врагов осуетившая.

Радуйся, хулителей уста заградившая; радуйся, икону Твою святую невредимо сохраншая.

Радуйся, от руки злодейской сия соблюдшая; радуйся, очи Твои от скверных дел человеческих обращающая.

Радуйся, лица Твоего Пречистаго от нас, убогих, не отвращающая; радуйся, из руки диаволи грешныя исхищающая.

Радуйся, прощение кающимся возсиявающая; радуйся, двери милосердия Божия ходатайством Твоим отверзающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 6

П роповедует мир весь милости, от иконы Твоея изливаемыя, Всецарице! Отнелиже бо изшла еси тою из земли Русския, несть град, ниже весь, в нихже не бе являема сила Твоя. Темже от всех язык спасеннии и Тобою вопиют благодарно Богу: Аллилуиа.

Икос 6

В озсияй нам паки свет упования, Богородице Пречистая, зарю спасения миру возвестившая во Твоем рождестве. Не предаждь нас до конца в руце врагов наших и советы нечестивых и лютых отступников скоро разори. Да будет и страна наша Российская, якоже древле дом Твой, да процветет в ней благочестие, святыя обители и храмы да благоукрасятся, людие же, от лютых безбожников избавльшеся, да торжествуют с веселием, славяще Твое заступление и зовуще Ти таковая:

Радуйся, любовию Твоею всему миру возсиявшая; радуйся, из уст Божественных Сына Твоего всыновление рода человеческаго приявшая.

Радуйся, Мати Божия и Мати христианом; радуйся, недугов отъятие и Целительнице раном.

Радуйся, в темницах сущих незаходимый Свете; радуйся, узников отрадо и пространство клетей.

Радуйся, за правду гонимых дерзновение; радуйся, за веру страждущих тернение.

Радуйся, мучеников венчание; радуйся, мучителей грозное воздаяние.

Радуйся, связнем узы разрешающая; радуйся, телом и душою плененных свобождающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 7

Х отящу праведному Судии и Богу человеки, Того забывающия, вразумити, попусти бранем велиим на земли воздвигнутися. Языцы бо смятошася и царства поколебашася. Смерть и ужас по лицу земли проидоша, плач и стенание воздух огласи. Тогда убо вси, иже на Тя упование возложиша, Богородице, ко образу Твоему усердно притекаху и, от Тебе единыя спасения чающе, Богу, давшему Тя людем Заступницу, вопияху: Аллилуиа.

Икос 7

Н овые знамения и чудеса велия явила еси от иконы Твоея честныя, Богомати, егда услышахом глас брани. Градом бо горящим и земли трясущейся, чертогом разрушаемым и пругом, воздух исполняющим, соблюла еси церковь, в нейже образ Твой, Всецарице, пребываше, невредиму: вси же в ней молящиися, чудо видяще, едиными усты возопиша Ти таковая:

Радуйся, Державная Воеводо; радуйся, на Нюже уповают вси народи.

Радуйся, Церкве Столп и Утверждение; радуйся, всякия святыни защито и ограждение.

Радуйся, победо, мир побеждающая; радуйся, и неимущия упования спасающая.

Радуйся, благая Послушательнице молений прилежных; радуйся, безпомощных помоще и надеждо ненадежных.

Радуйся, сатану под нозе наша сокрушающая; радуйся, огню и стихиям повелевающая.

Радуйся, иконою Твоею нас остеняющая; радуйся, Покровом Твоим нас осеняющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 8

С транное и страшное знамение явила еси, Всесвятая, егда домом разрушаемым, храмину малую, юже освятила еси прежде иконы Твоея пребыванием, сохранила еси невредиму, старицу же и сына ея, в той крыющихся, целых представила еси. Тем же вси, зрящия и слышащия сия, ужасахуся ужасом, страхом вопиюще: Аллилуиа.

Икос 8

В есь мир любовию Твоею Богоподобною объемлеши, Приснодево, ближняя и дальняя посещающи и всю поднебесную во иконе Твоей приснопоклоняемей обтекающи. Тем же от восток даже до запад шествие Твое бысть, да вси невозбранно к той припадают, Тебе же Первообразней припевают сицевая:

Радуйся, всех радостей Радосте; радуйся, Чаше неупиваемая сладости.

Радуйся, нынешняго века скорбнаго утешение; радуйся, будущия жизни наслаждение.

Радуйся, веселящихся на небеси нас ради оставляющая; радуйся, к земли многоскорбней и многобедствующей приникающая.

Радуйся, со иконою Твоею благодатными стопы невидимо в домы наша входящая; радуйся, благословение и радование тем приносящая.

Радуйся, келии монашеския образом Твоим честным освящающая; радуйся, клети убогия паче палат царских тем украшающая.

Радуйся, храмы Божии Ликом Твоим Пресвятым облистающая; радуйся, в жилищах чтущих Тя незримо пребывающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 9

В сяк возраст и всяк чин притекает к Тебе, Богоневесто Владычице, всем бо простерты суть Богоноснеи Твои руце, всем вся подаеши независтно, вся светлиши и утешаеши, Всецарице. Темже, о Тебе веселящеся, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

В ития многовещанныя увядоша и ритори благоглаголивии изнемогоша, по долгу Тя прославити хотящии, Марие Богородице, недоумеет бо всяк ум благохвалити Тя по достоянию, обаче аще мы умолкнем - камение возопиют. Темже, аще и недостойнии суще, бренными усты дерзаем взывати Ти таковая:

Радуйся, пророков огнедохновенный глаголе; радуйся, апостолов проповеде неумолкаемая.

Радуйся, преподобных сердечное пение; радуйся, исповедников крепосте и дерзновение.

Радуйся, молчальников тайнолепная беседо; радуйся, риторов и Богопроповедников златыя уста.

Радуйся, на страсти подвизающихся превознесенная наградо; радуйся, всех праведников Божественная отрадо.

Радуйся, матерей славо и девства похвало; радуйся, старцев покое и юных Водительнице.

Радуйся, Адама смертнаго Дщи, Богу же Родительнице; радуйся, славою неизреченною близ Бога сияющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 10

С пастися миру тепле помолися, Богородице, помощи бо Твоея требует, сетям лукаваго, по всему лицу земли распростертым, языком же шатающимся и бурям напастей, на Церковь Божию воздвигаемым; темже, якоже в Кане Галилейстей иногда, рцы слово к Сыну Твоему и Богу, да воду искушений же и скорбей в вино умиления и веселия Божественнаго претворит, да поем Ему выну: Аллилуиа.

Икос 10

С тена необорима нам буди, Всенепорочная, сопротив ополчений видимых и невидимых враг, державно по нас поборающи, любовию вопиющих Ти таковая:

Радуйся, Богоноснеи руце Твои о нас к Богу присно воздвигающая; радуйся, духов злобы под нозе наша покоряющая.

Радуйся, князя тьмы хитросплетенные советы посрамляющая; радуйся, тучи помыслов Духом Божиим развевающая.

Радуйся, уныние от нас отгоняющая; радуйся, треволнения житейския смиряющая.

Радуйся, бурем напастей повелевающая; радуйся, обуреваемых благодатно окормляющая.

Радуйся, из глубины зол извлачающая; радуйся, погибающим длани милостивно простирающая.

Радуйся, нози наша на пути спасения наставляющая; радуйся, руце наша во бранех укрепляющая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 11

П ения наша, якоже Сын Твой вдовичу лепту, приими, Всесвятая, и подаждъ нам всегда Тебе сия приносити, живот наш в мире управляющи и грехом прощение дарующи, яко да в небесныя обители вшедше, воскликнем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

С ветообразный омофор Твой, Всеблагая, над землею нашею невидимо простри, нечестия безлунную ночь прогоняющи, зарю же пакибытия возсиявающи, да в радости немолчно зовем:

Радуйся, воистину в Солнце облеченная; радуйся, венцем от звезд увязенная.

Радуйся, рясны златыми преиспещренная; радуйся, красото неизреченная.

Радуйся, Светлосте, денницы светлейшая; радуйся, теплото, солнца любезнейшая.

Радуйся, зарнице будущаго века; радуйся, Свете невечерний ангелов и человеков.

Радуйся, темныя демонския полки далече отгоняющая; радуйся, неверия тьму просвещающая.

Радуйся, во оружия света нас облекающая; радуйся, Святыне, цветы всех добродетелей благоухающая.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 12

Б лагодать возблагодать от иконы Твоея прияхом, Богородице Пречистая. Никтоже бо, притекаяй к той с верою, тощь отходит, но кийждо по потребе своей дар Божественный приемлет и радостию венчается, вопия к Богу: Аллилуиа.

Икос 12

П оем Тя, величаем Тя, поклоняем Ти ся, Госпоже Пречистая, сытости похвал Твоих отнюдь не знающе, и припадающи пред честным Твоим образом, умильно взываем Ти сице:

Радуйся, душ наших сладчайшая весно; радуйся, сердец наших светлейшее утро.

Радуйся, высото недомышляемая; радуйся, славо неувядаемая.

Радуйся, блаженство нескончаемое; радуйся, благосте неизсякаемая.

Радуйся, веселие неизреченное; радуйся, воистину едина Преблагословенная.

Радуйся, превыше всей твари Превознесенная; радуйся, в житии сем нас заступающая.

Радуйся, в час смертный верныя сретающая; радуйся, яко и на Страшнем Судищи спасаеши на Тя уповающия.

Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

Кондак 13

О , Всепетая Мати и Мати всем христианом, Сына Твоего и Бога любовию подражающи, вопиеши к нам милостивно: не бойся, малое стадо, Аз есмь с вами и никтоже на вы! Темже Ти любовию припадающе и со слезами благодаряще, велегласно зовем: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангели удивишася …» и кондак 1-й «Избранной Воеводе …».

Молитва первая

О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Ц арица наша преблагая, надеждо наша Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши ны и покрыеши во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Я ко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Ч естнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

Ин кондак, глас 4

П риидите вернии, светло да празднуем всечестнаго образа Богоматери чудное явление, и от того благодать почерпающе, Первозданной умильно возопиим: радуйся, Марие, Мати Божия Благословенная.

Величание

В еличаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой честный, имже показала еси преславное знамение.

Как молиться перед иконой «Знамение» и что делать, если молитва не была услышана

Акафист по церковному правилу читается стоя, с покрытой головой для женщин и с открытой для мужчин. Читать акафист в сложных ситуациях и при их благополучном разрешении необходимо сорок дней (ежедневно). Делать это лучше ранним утром или вечером. Считается, что после исполнения этого правила, все неурядицы решаться с наилучшим исходом.

Каждую молитву, будь-то акафист или молитва в две строчки, необходимо произносить вдумчиво, с пламенной верой, и горячим сердцем. Если чувствуете, что сбиваетесь с мысли или произносите слова «на автомате» остановитесь, успокойте свои помысли, попросите прощения и только после этого продолжайте молитву сосредоточенно.

Помните, что каждому воздается по вере его. И если вам помощь не пришла, или показалось, что молитвы не были услышаны, не спешите винить в этом кого-то, ведь хула на Бога это страшный грех. Попробуйте помолиться дома или в церкви так, чтобы внутри был сильный жар, а на глазах проступали слезы.

Мира и радости вашему дому! Да хранит вас Господь!

История и значение иконы

Самым древним на Руси образом Божией Матери «Знамение» является новгородская икона, написанная во второй четверти - середине XII века. Но название «Знамение» начинает связываться с ней, как ни странно, только в конце XV столетия, особенно четко - с XVI века, а окончательно закрепляется в XVII. Отмечать праздник иконы 27 ноября стали, по всей видимости, еще до явления ею чуда новгородцам, что случилось 25 февраля 1169 года (1170). В Новгородской первой летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею» , то есть какое-либо наименование с иконой еще не связывается. Икону летописец называет просто «святою Богородицею», без конкретного эпитета. Слово «знамение» тогда по обыкновению употреблялось в том же значении, что и у В.И. Даля: «Знамение - знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо для знаменования, доказательства; предвещенье чего-либо» .

Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen - «знать» тождественно ĝen - «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего . Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение».

Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек» . Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения - Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает - на иконе как бы извечно отправляет - Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.

Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся. Это очень древний молитвенный жест: по свидетельству Тертуллиана, руки христианами его времени воздевались и распростирались, «подражая страсти Господней» . Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII века гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить» . С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 11-12). Здесь наглядно подтверждается значение всей психофизической стороны моления: мало произносить слова в сердце, не последнюю роль играет поза молящегося и его жесты. Обратим также внимание на тему света и благодати, сопровождающую этот жест. Имя «Аарон» переводится как «гора света», «Ор» - «свет». А руки самого Моисея были «подняты до захождения солнца», то есть руки, поддерживаемые «светами», протягивались к Свету и получали благодать Божию. Точно так же во время литургии перед престолом протягивает руки священник, возглашая: «Горе имеем сердца». Потому можно говорить о каноничности данного жеста, издревле применяемого в литургии, о своеобразной связи через этот жест Ветхого и Нового Заветов.

То же самое заложено в иконографии Богородичного образа «Знамение». И здесь мы видим исполнение Ветхого Завета в Новом. Богомладенец в изобразительном отношении условно, но извечно рождается в мир на его спасение. Потому Он нередко и помещен в мандорле, сквозь круги которой как бы исходят в мир Божественные энергии (опять тема света и благодати, отраженная даже в цвете одежды Эммануила). Мандорла в данном случае выступает в роли знака движения - движения Младенца и света. И когда при осаде Новгорода стрела суздальцев попала в икону и икона отвернулась от нападавших, то суздальцы тем самым лишились света и благодати, а новгородцы, напротив, получили эту благодать для решительных действий и победы над противником. Напомним, что греч. ενέργεια переводится как действующая сила, а знамение, по В.И. Далю, есть знак. Но по греч. знамение - σημειον - это чудесный знак, а не обычный. В новгородской Праздничной минее (ок. второй четверти XIV в.) данное слово в отношении чудотворной иконы употребляется именно в значении «предзнаменование», «чудо». Другое назначение мандорлы в данном случае - подчеркнуть христоцентризм иконы: и концентрическими кругами вокруг Богомладенца - «Свет пришел в мир» (Ин. 3: 19) , и своим высоким иерархическим статусом в системе иконописных символов. Простертые из медальона руки Богомладенца в Великой Панагии (от греч. Παναγία - Всесвятая) указывают на проникновение вечности во время , а значит - на упразднение времени, что характерно для православного мировосприятия .

Итак, первый смысл иконы «Знамение» - откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном . То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к Божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» - единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» - на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). В XV веке этот текст Исаии приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря , но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение» .

Религиозный опыт молитвенного общения с иконой позволяет обнаружить в себе новое состояние, исполненное Божественных энергий. Для его обозначения подходит греческий термин ένθεος - букв. «наполненный божеством». На это состояние указывают слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Мы облечены во Христа, а Христос пребывает в нас. В этом случае на личном уровне между Первообразом и человеком при посредстве иконы устанавливается реальная взаимосвязь, а на общественном - икона становится общенародной святыней. Так священной охранительницей Великого Новгорода стал образ именно Божией Матери «Знамение». Эта икона считалась в Византии и на Руси также покровительницей Церкви, чем объясняется частое употребление ее иконографии на печатях монастырей, епархий и митрополий , в люнетах над входом в храм , в конхах апсид . Есть основания для установления связи образа Божией Матери «Знамение» с иконой Благовещения. Если в недрах Марии «Духом Святым зачинается Богочеловек», как богословски верно отметила И.К. Языкова, то это и есть начало исполнения пророчества об Эммануиле: благая весть перешла в стадию своего осуществления. Поэтому Э.С. Смирнова совершенно права, считая изображения на обратной стороне иконы образами Иоакима и Анны, а не апостола Петра и мученицы Наталии, как полагал В.Н. Лазарев с последователями. Тема Боговоплощения - центральная для иконы «Знамение» (поэтому данная иконография и канонична для центра пророческого чина иконостаса). Обе стороны знаменитого новгородского образа с нарастанием содержания свидетельствуют именно о Боговоплощении. В противном случае теряется богословская связь между аверсом и реверсом этой иконы, что приходит в противоречие практике церковной жизни. Подобная связь присутствовала в подавляющем большинстве выносных православных образов.

С иконой «Знамение» непосредственно связан особый чин в честь Матери Божией, получивший название «Чин возношения Панагии». Но мы знаем, что Панагией называется и энколпион - небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения, и просфора, из которой на литургии изъята частица в память Пречистой. Просфора во время трапезы обязательно ставилась на специальное блюдо - панагиар - с изображением Богоматери «Знамение», часто в окружении пророков. На византийских панагиарах XII-XIII веков можно видеть надпись: «Христос есть Хлеб. Дева дарует тело Богу Слову». Надпись наносилась не только ради украшения; смысл ее заключался в том, чтобы таинственно соединить чин Панагии и смысл святого хлеба - тела Христова, полученного Им от Своей Матери. Так чин Панагии возвращает нас к теме Боговоплощения.

Родословная иконографии «Знамения» восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще «Нерушимой стеной», потому что «считали заступницей “всех городов, предградий и весей” в борьбе против извечных врагов - степных кочевников» . Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан.

Оранта была и есть символ Небесной Церкви. Она стала таковым в полной мере и осознанно с того момента, когда была отождествлена с личностью Богородицы. Уже в катакомбах «под образом молящейся жены древние христиане имели обыкновение изображать иногда не кого другого, как Пресвятую Деву Марию» , сопровождая фрески надписями «Maria» и «Mara». Тем не менее, «в этих орантах мы имеем не портретный, индивидуальный тип Богоматери, но условное Ее изображение, принятое для каждой степенной христианской женщины» . Однако в клейме «Вознесение» ампулы Монцы (иконография клейм восходит к IV-VI вв.) мы видим Оранту уже, несомненно, в лице Божией Матери, видим Ее как персонификацию апостольской Церкви.

С IX века Пречистую начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех пор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с “миром дольним” - у Нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм - отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви» .

Сербскими изографами в XIV веке написана фреска по типу новгородской иконы «Знамение», где Матерь Божия, изображенная в рост, одета не в привычную тунику, а в хитон с клавами. Подобные примеры можно видеть на некоторых фресках Оранты в катакомбах. Богородица в данном случае понималась как сама Церковь и как посланница. Если раньше заступничество Пречистой подразумевало движение от дольнего к горнему, то здесь оно понимается как апостольское и направлено от горнего к дольнему.

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V-VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI-XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059-1067 гг. и Романа IV в 1068-1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже - уже в поствизантийское время.

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», - убеждена и сама И.К. Языкова .

Мы уже удостоверились на примере кипрских фресок в несомненной связи изображений образа «Знамение» с образом Богоматери Влахернитиссы , что лишь подтверждает понимания слова «знамение» как чуда, ведь события 910 года, имевшие место во Влахернском храме , уже более восьмиста лет отмечаются Русской Православной Церковью как праздник Покрова Божией Матери. Видимо, закономерно, что икона именуется «Знамение» только на Руси и нигде больше. В других странах она известна под иными названиями, преимущественно взятыми из акафистов.

В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτέρα τόν ουρανόν» - «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επίσκεψις» - «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγάλη Παναγία» - «Великая Всесвятая»)» . Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» - «все» + «νάσσα» от «ναίω» - «жить, обитать; находиться; населять»).

Следует отметить и определенную иконографическую связь между образом Божией Матери «Знамение» и иконой Богоматерь Никопея (Победотворная) . При реставрации Влахернского храма (1030-1031) во время правления императора Романа III Аргира строителями была обнаружена замурованная в стене икона, которую спрятали от иконоборцев, скорее всего, в VIII веке при императоре Константине Копрониме. Найденный образ описал свидетель событий Иоанн Скилица. Его текст достаточно долго понимался как описание извода, идентичного тому, что и извод новгородской иконы «Знамение», однако современные исследователи сделали более точный перевод, из которого следует, что Богородица держит мандорлу с Богомладенцем в Своих руках. Так была найдена Никопея, известная с доиконоборческих времен. До наших дней дошла аналогичная Синайская икона VII века. Роль этого извода, по мнению академика Н.П. Кондакова и В.Н. Лазарева, перекликается с той ролью, которую призвана играть новгородская святыня - икона Богоматери «Знамение».

Отметим, насколько точно наши предки дали название образу! Чудо неразрывно связано с этой иконой. Особенно для новгородцев. Чудесным образом они получили от нее помощь при осаде города суздальцами. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1611 году из Знаменского собора были выброшены шведы, пытавшиеся его ограбить. Сравнительно недавно многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: 15 августа 1991 года при передаче иконы из музея, где она долго хранилась, Новгородской епархии, радуга окружила кольцом золотой купол Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в чистом, без единого облачка, небе.

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» - то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

Дева Мария, мать Иисуса Христа и Заступница всех людей на Земле, один из самых почитаемых образов в православии. Существует множество икон, на которых Богоматерь изображена в различных положениях и каждая из них имеет своё особое для верующего человека значение. Святой лик не раз спасал целые города от нападок врагов, а страждущим и больным дарил исцеление. Самой чтимой в православном мире является икона «Знамение» Пресвятой Богородицы, которая помогает в различных бедах.

В любом православном храме можно встретить различные изображения Девы Марии, которые имеют своё сакральное значение. Богоматерь может быть как с младенцем на руках, так и просто склонившейся в мольбе за земных грешников. Различают несколько типов икон Богородицы, которые особо почитаются у верующих. К ним относятся:

  • Оранта;
  • Умиление;
  • Одигитрия;
  • Богоматерь без младенца.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»

Самым распространённым изображением Непорочной Марии с Иисусом Христом считается тип «Оранта». К нему относится и икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Данное изображение известно православному миру более девяти веков.

Оранта олицетворяет собой Богоматерь, которая развела приподнятые руки в стороны, в полный рост или же по пояс. Ладони Богородицы открыты и направлены в сторону молящихся. В области груди у Заступницы висит некое подобие медальона, где можно увидеть лик Иисуса Христа.

Название иконы «Знамение» пошло ещё из Древнего Новгорода, когда именно это изображение Матери Божией и её сына спасло город от врагов. Случилось это в 1170 году, когда Великий Новгород терпел осаду вражеских князей. Из ночи в ночь архиепископ Илья усердно молился Творцу о спасении города и однажды во сне услышал голос, который призвал его совершить крестный ход с иконой Богородицы, что находилась в городской церкви Спаса Преображения.

На следующее утро все жители города во главе с архиепископом исполнили волю Божью и обошли вокруг стен Новгорода с указанным образом. Во время этого противник начал обстреливать совершающих крестный ход людей, но ни одна стрела не задела молящихся и только одна попала в лик Богородицы. В этот момент из её глаз градом потекли слёзы, а враг в панике покинул свои позиции и оставил жителей Новгорода и сам город в покое.

В честь случившегося архиепископ установил праздник почтения иконы-спасительницы, которую назвали «Знамение» и её датой стало 10 декабря. Данный святой лик ещё не раз творил чудеса и спасал людей и целые города. В день почитания иконы к ней идут тысячи верующих и просят её о таких вещах:

  • защита от врагов, воров и стихийных бедствий;
  • примирение враждующих;
  • исцеление от слепоты и холеры.

Изображение Царицы Небесной «Феодоровское»

Часто встречается в иконописи и изображение Заступницы с Сыном, который крепко прижимается к Ней щекой. Такой тип икон относится к виду «Умиление» и самыми почитаемыми образами среди них являются изображение Феодоровской и Касперовской Богородицы.

Изображение Царицы Небесной «Феодоровское» известно в православии с ХII века и именно этот святой образ считается покровителем царской династии Романовых. Некоторые специалисты уверены, что своё название изображение получило тогда, когда царь Михаил Фёдорович взошёл на престол в 1613 году. Другие уверены, что «имя» икона получила в честь нашедшего её святого Феодора Стратилата. Великомученик обнаружил картину на сосне в городе Городце, а позже там появился Городецкий мужской монастырь.

Интересным фактом обнаруженной святыни является то, что, побывав в нескольких пожарах, она осталась цела и невредима и даже не утратила яркости своих красок. Феодоровская икона Божьей Матери потемнела только тогда, когда царь Николай II отрёкся от престола.

Икона постоянно находилась и находится под пристальным вниманием верующих, каждый день к ней устремляются сотни просящих. Список того, в чём помогает икона «Феодоровская Божья Матерь», очень велик. Люди просят у святого образа:

  • семейного счастья;
  • удачного замужества;
  • появления ребёнка;
  • лёгких родов.

Почитается Царица Небесная Феодоровская 27 марта и 29 августа. Преклониться перед святым изображением можно в Богоявленском соборе Костромы. А в дни празднования икона посещает Киев и Астрахань.

«Богоматерь Касперовская»

В Успенском соборе Одессы находится второй из почитаемых образов «Умиления» икона «Божья Матерь Касперовская». Одним из необычных свойств этого святого изображения является то, что оно написано на холсте, который приклеен на обычную доску и православные почитают его как чудотворный.

Художник изобразил Непорочную Марию с ребёнком, который нежно прижимается к ней щекой, а чуткая мать смотрит на своё дитя с любовью и отрадой. Известно, что само изображение появилось в России в середине ХVI века, а через 2 столетия его приобрела Иулиания Касперова, по фамилии которой икона и получила своё название.

Состоятельная дама была верующим человеком и часто молилась перед ликом Девы Марии с Иисусом. А в один прекрасный день она обнаружила, что тёмные от времени силуэты посветлели и заиграли новыми яркими красками, как будто их только что нарисовали.

После этого слава о чудотворной иконе пошла по окрестностям. Как-то одна из мелких дворянок, страдавшая параличом нерва левой руки, увидела во сне Богородицу, которая указала ей дом, где она исцелится. Наутро больная женщина отправилась в путь и, помолившись перед Касперской иконой, выздоровела. А её рука, которая не функционировала долгое время, обрела подвижность и чувствительность.

У чудотворного образа исцелились люди, страдавшие параличом, хромотой, слабоумием и одержимостью. После множества чудесных выздоровлений тех, кто приходил на поклон в дом Касперовой, женщина отдала образ в местную церковь. Во время военных действий икона защищала Одессу от врагов и посягателей.

В наши дни у Заступницы Касперовской тоже просят здоровья и быстрого исцеления от болезней. Большую часть времени этот образ Богородицы находится в украинских городах Одесса и Херсон, а в остальное время его возят по всему миру. Почитается память святого изображения 12 июля и 14 октября, а также в среду Седмицы.

Игоревская икона Богородицы

Чтимой православной церковью является и Игоревская икона Божьей Матери. Своё название она получила от имени киевского князя Игоря, который после народных волнений постригся в монахи, но всё же пал жертвой народного гнева. Случилось это во время того, когда бывший вельможа молился перед иконой Девы Марии и просил отпущения своих грехов.

Жители города не перестали глумиться над телом уже покойного князя даже после того, как он испустил дух. Через некоторое время останки убиенного попали в Чернигов, а он был причислен к лику святых. Икона, перед которой он постоянно молился в своей келье, стала носить его имя.

Оригинальное изображение Игоревской Божьей Матери не дошло до наших дней и предположительно утеряно во время Второй мировой войны.

День памяти святого изображения, который в своё время даже украшал один из входов Киево-Печерской лавры, отмечается 18 июня. В этот день у Девы Марии просят помощи те, кто находится на распутье или в смятении.

«Одигитрия» в православии

В православии почитается и изображение Богородицы с сыном, которое ещё называют «Одигитрия», что в переводе с греческого звучит как «Путеводительница». Этой иконе кисти святого Луки приписывают исцеляющие свойства и помощь в безвыходных ситуациях. В настоящее время изображений этого списка много и они широко чтятся в православии. Самими распространёнными являются такие «Одигитрии»:

  • Грузинская;
  • Иверская;
  • Тихвинская.

Обычно на таких картинах изображена Дева Мария, на левой руке которой сидит уже подросший Иисус. Мальчик протягивает к Матери правую руку и как бы благословляет её и всех живущих, а в левой руке Он держит свиток, олицетворяющий Святое Писание. Свободной правой ладонью Богоматерь с уважением указывает на Своего Сына.

Первая «Одигитрия» была нарисована ещё в V веке и называлась Влахернской иконой, которая не дошла до наших дней. По одной из версий изображение получило своё название от монастыря Одигон в Константинополе, где хранилось долгое время. Считается, что оригинальную «Путеводительницу» разрубили на куски турки, которые позарились на оклад из драгоценных камней и золота.

Грузинская Богородица

Одной из самых чтимых икон этого списка в православном мире считается Божья Матерь Грузинская. Значение иконы-одигитрии и то, в чём она помогает, очень велико. История этого изображения многогранна и берёт своё начало в солнечной Грузии. Затем икона была похищена персами и переходила от одного владельца к другому. Вернуть ее в православный мир помог купец Стефан Лазарев.

Мужчина не пожалел денег для того, чтобы выкупить христианскую святыню у мусульман и отправил её в один из монастырей Архангельской области. Находясь в Красногородском Богородицком монастыре, икона начала творить чудеса. Всё началось с исцеления слепого и глухого монаха, который дни напролёт преклонял колени перед святым изображением. Через некоторое время инок стал слышать и видеть.

В день почитания святого образа (22 августа), который не сохранился до наших дней, но имеет множество списков чудес, верующие люди идут в храм и просят у Богородицы исцелить их от:

  • слепоты;
  • глухоты;
  • болезней желудка;
  • рака.

Иногда Грузинской «Одигитрией» называют ещё и Иверскую икону Богоматери с Сыном. Изображение выполнено во всех традициях икон этого типа и в настоящее время ей можно поклониться на святой горе Афон. Иконана, которая находится в Иверском монастыре, датируется IX веком и тоже творит чудеса.

«Семистрельная» Защитница

Особыми защитными свойствами обладает икона Богоматери «Семистрельная», значение которой и молитва к ней помогает избежать нападок врагов. Она относится к типу, где Царица Небесная изображена одна. Обычно на святом изображении Дева Мария видна по пояс со сложенными на груди руками. Она защищается от семи стрел или мечей, которые попали ей в грудь.

Значение древнего образа очень символично и олицетворяет всю боль матери при утрате ребёнка. Обычно у «Семистрельной» просят защиты от врагов и усмирения враждующих соседей. Иногда этот образ ещё называют «Умягчением злых сердец». Подобное изображение Богоматери принято размещать в домах и квартирах, считается, что оно защитит от врагов и подарит мир живущим в доме.

«Огневидная» Заступница

Не дошла до нашего времени и икона Божьей Матери «Огневидная», которая появилась в России в 845 году. Копия этого образа хранится в Государственном историческом музее Москвы и была написана в 1812 году. Необычность этого изображения в том, что на нём Богоматерь облачена во всё красное, а Её глаза отрешенно созерцают этот мир, тогда как мысли обращены с молитвами ко Господу. Примечательно, что и цвет лица Девы Марии тоже передан в красных тонах.

Этот тип икон показывает людям глубокую скорбь и сама Непорочная Мария как бы обагрена кровью распятого Иисуса Христа. Верующие просят у «Огневидной» исцеления от болезней, помощи и защиты от различных жизненных неприятностей. Днём памяти этого святого изображения считается 23 февраля.

Обращение к Матушке Матроне

Однако не только у Пресвятой Богородицы просят люди помощи и защиты. Часто обращаются страждущие и к Матроне Московской, которая издавна причислена к лику православных святых. Женщина жила и проповедовала в Москве, за что и называется «Московская».

Икона Матроны, её значение и то, в чём она помогает, очень символично для каждого человека. В православии святая является образцом самоотречения и помощи людям. К матушке Матроне обычно обращаются те, кто хочет избежать обмана или же наладить личную жизнь. Почитается святая 19 апреля и 9 ноября.

Обращаясь за помощью к любому из святых, стоит помнить, что слова должны идти от сердца, а просьба ни в коем случае не должна навредить кому-то из окружающих. Вера в чудеса позволяет им случаться намного чаще.

Что еще почитать