План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Наблюдение за одуванчиком на прогулке (старшая группа). Конспект занятия-наблюдения за одуванчиком в старшей группе

Что такое сорняк с точки зрения устойчивого развития? Не всякий педагог знает ответ на этот вопрос. А что дети? Для них одуванчик - прекрасный загадочный цветок, о котором можно многое рассказать, сочинить, нарисовать.

Цели и задачи проекта : дать детям представление о том, что в природе важны все растения; познакомить с внешним видом одуванчика и его изменениями в течение суток; рассказать о том, где чаще встречается это растение, как используется человеком; научить проводить длительные наблюдения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе, развивать фантазию, ассоциативное мышление, речь.

Участники проекта: дети всех групп, начиная с 1-й младшей, педагоги, родители.

Что мы сделали

1. Провели экскурсии на луг, в парк, по территории детского сада и в другие места, чтобы выяснить, где растут одуванчики.

2. Организовали наблюдения за одуванчиком (в разное время суток, в дождливую и солнечную погоду, в разное время года).

3. Изучили особенности его внешнего вида и развития.

4. Выяснили, когда открываются и закрываются его цветки.

5. Обсудили, почему одуванчики и некоторые другие растения называют «сорняками» и правильно ли это.

6. Рассказали детям и родителям, как используется одуванчик в кулинарии, в медицине. Проект помог нам узнать о том, что из корней одуванчика делают настои для лечения разных заболеваний, из его цветков варят варенье, а молодые листья пригодны для приготовления салатов.

7. Воспитатели предложили родителям рецепты торта, варенья, салата из одуванчиков. Изготовленные по этим рецептам блюда дети с родителями приносили в группу.

8. Познакомили всех участников проекта с правилами сбора этого и других растений.

9. Собрали разнообразную информацию, стихи, загадки, рассказы об одуванчике - дети выучили стихи об этом растении, разгадали загадки, прочитали литературные произведения.

10. Организовали выставку семейных работ «Очаровательный сорняк».

11. Педагоги разработали циклы наблюдений за растением для разных возрастных групп.

12. Дети старшей и подготовительной групп сочинили сказки об одуванчике.

13. На примере одуванчика объяснили ребятам и родителям необходимость бережного отношения ко всем растениям.

14. В завершение проекта провели праздник - «День цветов». К этому событию родители с детьми приготовили оригинальные костюмы, эмблемы цветов, выполнили рисунки по теме «Наш любимый цветок». Девизом выставки стало выражение: «Мы цветы не рвем, мы их рисуем!».

Из детского «Дневника наблюдений»

Наш одуванчик похож на… (Ответы детей младшей группы)

  • «снежный ком»
  • «на помпончик»
  • «на снег и еще на солнышко»
  • «очень похож на воздушный шарик»
  • «на цыпленка маленького, а еще на чупа-чупс»
  • «на яйцо, у которого есть белок и желток», «на кружок».

Наблюдения за одуванчиком в разное время суток

Цветок начинает раскрываться утром, а закрывается, когда садится солнце. Перед дождем одуванчики закрываются, а в ненастную погоду не открываются.

Утром одуванчик до 8 часов закрыт, но в тени его головка закрыта и до 9 часов. Днем головка раскрыта и повернута в сторону солнышка. Вывод: одуванчики, как и дети, просыпаются утром, а вечером засыпают. По этим цветам можно определять время суток.

Высказывания детей: «Сначала зеленый шарик, через 3-4 недели - желтая головка цветка, через неделю головка закрывается, появляются белые пушинки, на конце коричнево-желтые лепестки (взрослый цветок), через 2 дня - белый пушистый шар (семена созрели), еще через день - голая голова (семена разлетелись в разные стороны)».

Наблюдения в разную погоду

В дождливую погоду одуванчики и днем стоят с закрытыми головками.

Наблюдения «Где растет одуванчик»

Одуванчик растет везде: вдоль дорог, на лугу, по краям лесных тропинок, у домов, на газонах, огородах. Он не растет на болоте.

Из «Дневника наблюдений» педагога

Наблюдения за развитием одуванчика (проводились в течение 3 недель). Дети отметили, что его развитие происходит следующим образом: у одуванчика вырастает полая цветочная стрелка, заканчивающаяся одиночным соцветием - корзинкой (бутон) - раскрывается цветок - к нему прилетают пчелы - появляется закрытая коробочка с длинным тонким носиком и хохолком из белых мягких волосков - появляется серовато-белый пушистый шарик, состоящий из семян-парашютиков - семена-парашютики разлетаются.

Сказка «Чудесный сорнячок»

Была зима. Одуванчик спал в земле. Но вот наступила весна, растаял снег, и одуванчик проснулся. Захотел он посмотреть, что происходит наверху, и решил выглянуть из-под земли. Сначала одуванчик стоял на зеленой ножке-стебельке, и головка его была зеленой. Ярко светило солнышко.

Прошло время, и одуванчик раскрылся, стал желтым. К нему прибегали дети и говорили: «Привет, одуванчик - желтый сарафанчик!». Прилетали пчелы, бабочки, комары, мухи. Насекомые пили сок и ели сладкую пыльцу.

Однажды к растению прилетела бабочка - и не увидела желтого одуванчика. Вместо него на зеленой ножке качался белый пушистый шарик. Бабочка стала летать вокруг шарика и махать крылышками. От этих взмахов из головки одуванчика стали вылетать белые парашютики. Они полетели в разные стороны.

Когда все парашютики исчезли, одуванчик стал лысым и некрасивым. Бабочка заплакала: «Что с тобой случилось? Мне тебя так жалко!» - «Не расстраивайся так, милая бабочка, скоро из моих пушинок вырастут новые красивые одуванчики. Бабочки и пчелы будут снова собирать нектар, дети сделают из молодых листочков вкусный салат. А я теперь смогу отдохнуть до следующей весны».

Людмила Иванова

Тема : наблюдение за цветущими одуванчиками

Цель :

Рассмотреть цветущие одуванчики ;

Познакомить детей с названием цветка – одуванчика , их строением, особенности размеры, окраска;

Обратить внимание детей на запах цветов , поддержать радостное настроение у детей от наблюдения на прогулке .

Весна, самое удивительное время года, когда распускаются цветы и зеленеет листва . Каждый из нас, не зависимо от возраста любит наблюдать за пробуждением природы от то сна и ее преображением. Предлагаю детям отправиться на прогулку и понаблюдать за обычным растениемодуванчиком . Одуванчики растут большой и веселой семейкой, на солнечных лужайках и издали похожи на желтый ковер. Обращаю внимание детей на то, что одуванчик любит открытые и солнечные места.

Задаю вопросы детям :

Какие цветы растут на нашем участке?

Как они называются? (Это одуванчики )

На что похож цветок одуванчика ? (На солнышко)

Какого цвета одуванчик ? (Желтого)

Заслушиваются ответы детей.

Воспитатель читает художественное слово.

Что за солнышко на ножке

Засияло у дорожке?

Что желтеет там и тут?

Как скажи его зовут?

Это желтый одуванчик

Носит яркий сарафанчик!

Предлагаю детям сорвать немного цветов и листьев , для того чтобы поставить их в небольшую вазу в уголке природы. Детям очень приятно собирать маленькие букетики, им это очень интересно и любопытно. Но во всем должна быть мера. Не нужно рвать большие букеты. Достаточно сорвать несколько цветов , чтобы получился букет это необходимо для наблюдения детям . Во все времена (из истории наших предков) девушки собирали цветы и плели из них венки. В конце – середине мая, при массовом цветении можно сплести несколько маленьких венков, а сейчас девочкам сделать по колечку (ствол цветка разъединить на две част и завязать вокруг пальчика стебелек).

Обращаю внимание детей на ножку цветка . Предлагаю рассмотреть длинные и короткие ножки, прошу детей показать у какого цветка длинная ножка , а какого короткая? При необходимости помогаю детям, колечки из одуванчиков получаться только у цветов с длинными ножками .

Предлагаю детям понюхать цветок .

Чем пахнет цветок ? (Они вкусно пахнут)

На что похож этот запах? (На запах меда)

Поэтому на них можно увидеть много жучков и бабочек, они любят собирать сладкую пыльцу.

Трудовая деятельность :

Собрать букет одуванчиков в уголок природы .

Цель :

Развивать интерес к окружающему миру, наблюдательность , любознательность;

Воспитывать интерес к окружающей природе.

Подвижные игры :

П/и «По ровненькой дорожке»

Цель : упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед (ориентир по веревкам) .

П/и «Не попадись»

Цель :

Упражнять в беге в разных направлениях;

Развивать медленный и быстрый бег;

Ориентировку в пространстве.

Игры с мячами.

Цель :

Учить ловить мяч двумя руками (индивидуальная работа с подгруппой детей) .

Игры в песке с песочными наборами.

Цель :

Закрепление свойств песка.

Рисование цветными мелками .

Цель :

Закрепление цветов спектра (синий, красный, желтый, зеленый) .

Выносной материал : веревка, песочные наборы (ведерки, лопатки, грабельки, ситечки, мячи, цветные мелки ;

Игрушки – машинки, различные резиновые игрушки.



Структура наблюдения

Тема: Наблюдение за одуванчиками в среднейгруппе

Цель: Расширить и уточнить знания об одуванчике.

Задачи:

Образовательные: Учить описывать растение, закреплять знания о строении одуванчика;

учить различать растения по характерным признакам (желтый пушистый цветок, стебель длинный, дать представление о разных стадиях жизнедеятельности растения: желтый в период цветения и белый в период созревания семян;

Развивающие: Продолжать развивать умение устанавливать связи между живой и неживой природой.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: просмотр презентации с одуванчиками, беседа о пользе этого лекарственного растения, чтение стихов и загадок.

Материал: Одуванчик.

Ход наблюдения

1. Организация. Мотивация.

- Ребята, вы любите разгадывать загадки? Я сейчас вам загадаю.а вам нужно отгадать загадку! Слушайте внимательно.

На лужайке, возле леса,

Расцвели цветочки.

Желтые, как солнышко.

На зеленой ножке.

А как только подрастут

Шапочки наденут-

Мягкие.воздушные-

Ветерку послушные! (Одуванчик ) .

Дети отгадывают загадку

2. Основная часть.

Рассматривание цветка.

- Дети, посмотрите, какой красивый цветок у меня в руке, кто знает как он называется? - - Какого размера этот цветок?

Какого цвета?

Какой формы?

Какой на ощупь?

Цветок одуванчика называется соцветие, которое напоминает желтую корзинку, оно так и называется – корзинка. Затем одуванчик становится белым, воздушным, а семена - «парашютики» созреваюти ветер разносит их в разные стороны.

Понюхайте одуванчик, поднесите к носику поближе. А теперь посмотрите друг на друга.Одуванчики на ваших носиках оставили свою ярко-желтую пыльцу.

- Дети, посмотрите, какая красивая у нас лужайка

(Дети наклоняются, трогают цветы).

Одуванчики просыпаются очень рано, в ясную погоду рано утром можно любоваться этим чудесным солнечным цветком. Пока на небе ярко светит солнышко, золотые одуванчики как бы копируют его, но стоит солнцу уйти за тучи, одуванчики тоже спрячутся, с головой укроются зелеными листочками.

Знакомство детей с приметами:

В солнечный день цветки одуванчика закрылись – к дождю; если пасмурно, но цветки одуванчика открыты – дождя не будет.

А давайте сейчас немножко поиграем

Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Ребята, оказывается одуванчик можно встретить везде: на полях, лугах, склонах оврагов, вдоль дорог. Одуванчик имеет длинный, толстый корень. Из земли выходит розетка из ярко-зеленых листьев.Чем больше влаги получает растение, тем больше и красивее у него листья. Каждый листочек имеем желобок, в котором скапливается роса, капельки дождя. Из желобков вода направляется к корню и питает все растение. Из листочков выходит толстая трубочка без листьев - это стебель.

Одуванчики – это цветочки, у которых можно встретить в одно и то же время все стадии развития (одни растут, другие цветут, у третьих уже созревают семена).

Ребята,а вы знаете, что из цветков одуванчика варят варенье, а девочки из этих цветов любят плести венки.Срывать их нужно очень аккуратно потому, что растение выделяет сок, который пачкает ладошки и одежду, эти пятна трудно отстирать.

3. Заключительная часть

Ребята вам понравилось наше наблюдение?

Что интересное вам запомнилось?

Что новое вы узнали?

Вопросы к детям:

Как называется цветочек, с которым мы сегодня знакомились?

В какое время дня одуванчик раскрывает свою цветочную корзинку?

Как мы должны относиться к миру растений?

Кто знает ещёчто то интересное об этом цветке?


Конспект Наблюдения за одуванчиком младшая группа

ЧДОУ детский сад №93 ОАО РЖД

Воспитатель: Чимижова О.А.

Тихорецк 2016г.

Цель: развивать у детей элементарные представления о цветущих растениях; побуждать детей узнавать одуванчики, ромашки, бархатцы и называть их; развивать словарь прилагательных (белые, желтые, пушистые, золотые, как солнышко); воспитывать чувство симпатии, бережного отношения к растениям.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания детей о том, что цветы бывают разные. Дать полное представление о цветке одуванчик,чем он отличается от других цветов.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, речевое дыхание.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик от совершённых действий .

Ход наблюдения:

Наблюдение за одуванчиком.

Девочки и мальчики!

Не рвите одуванчики!

Среди домов, среди машин -

Веселый, луговой

Схватить в ладошку не спеши -

Цветок, как ты, живой!

Ребята, я предлагаю вам полюбоваться цветочной поляной. На этой поляне растут одуванчики. Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной он увидел солнышко, пожелтел и очень подружился с солнышком. Как только небо затянет тучами, одуванчик закроет свой цветочек.

Я цветочек желтенький

С зеленым стебельком

Раскроюсь утром ранним

Закроюсь вечерком.

О каком цветочке я прочитала стихотворение? (Об одуванчике)

На что похож одуванчик? (На солнышко)

Солнышко пригрело землю, разбудило зеленую травку, а вместе с зеленой травой показались на свет и желтые цветы - одуванчики. Открыли они глазки, подняли головки, смотрят на солнышко, улыбаются. Рассмотреть с детьми строение одуванчика (корень, стебель, листья, цветок)

Какого цвета листья?

Какой цвет у цветочка?

Почему одуванчики надевают белые пушистые шапочки? (Созревают семена)

Верно, ребята, неделю назад были только желтые цветочки, а сейчас уже созрели семена, и ждут когда подует ветер и разнесет их по полям и лугам.

2. Дидактическая игра « Собери цветок»

Цель: закрепить представления о строении цветка: стебель, листья, цветы,

корень.

Оборудование: карточки на каждого ребенка.

Ребята, посмотрите к нам прилетела бабочка и принесла игру, но по дороге игра перепуталась и она просит помощи. Нужно собрать растение из частей.(Работа с карточками).

Словесная игра « Назови цветок»

Цель: обогащать словарный запас детей. Развивать память. Дети называют цветы, которые встречаются по дороге.

Трудовые действия.

Цель: учить трудиться коллективно. Формировать желание приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.

Методические приемы: объяснение, показ, оценка практических действий.

Оборудование: коробки синяя для мальчиков, красная для девочек.

Ребята, сегодня ночью был сильный ветер и набросал на участок много веточек. Давайте поможем дворнику навести порядок. Мальчики будут собирать ветки, и складывать их в синюю коробку, а девочки будут складывать в красную коробку.

Подвижная игра: «Солнышко и дождик». Можно нам гулять,

Бегать, веселиться,

Прыгать и скакать.(Дети гуляют, прыгают по участку).

Если тучка хмурится

И грозит дождём,

Спрячемся под зонтик мы, Дождик переждём.

(Дети бегут под крышу или под зонтик).

Анализ: Ребята, с каким цветочком мы сегодня познакомились, что мы о нем узнали, теперь я надеюсь, вы не спутаете его ни с каким другим цветком. Мы хорошо убрали участок, дворник будет доволен. А теперь я предлагаю вам поиграть:


я/с. Айголек

Прогулка

Наблюдение за одуванчиком

Воспитатель: Муратбекова Ш.К.

2015 г. Наблюдение за одуванчиком

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о растениях. Воспитывать любовь к растениям.

Ход наблюдения

Наблюдать за цветком - одуванчиком. Рассмотреть желтую головку, состоящую из множества желтых лепестков. Она окружена двумя рядами зеленых листочков, которые образуют обертку. Днем одуванчик широко раскрывает свой цветок, вечером плотно закрывается; листья темно-зеленого цвета, длинные, резные. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Художественное слово

Загадка

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денечка через два -

Облысела голова.

Спрячука в карманчик

Бывший... (одуванчик).

Стихотворения

Желтая головушка,

Розовая ножка.

Одуванчик-солнышко

Подержу в ладошке.

Появилось солнышко

В мае на лугу,

На него любуюсь,

Очень берегу.

Жаль, недолго солнышко

Будет золотым,

Побелеет солнышко -

И расстанусь с ним.

В. Мирясова

Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки - зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.

Одуванчик лекарственный - многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений.

Трудовая деятельность

Работа на участке. Уборка песка вокруг песочницы

Учить детей выполнять поручения (убирать лопаткой песок вокруг песочницы). Воспитывать у детей стремление к аккуратности, чистоте.

Подвижные игры

«Спящая лиса».

Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.

«Перелет птиц».

Цель: учить выполнять действия по сигналу.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Самостоятельная игровая деятельность

Рисование мелками на асфальте

Привлечь детей к рисованию мелками на асфальте. Воспитывать способность занять себя игрой. Поощрять инициативу, самостоятельность, совместные действия детей в группах.


Что еще почитать