Похороны на 4 день. Отпевание покойного: важные нюансы

Во время похорон нужно соблюдать определенные правила поведения, чтобы не навлечь на себя беду. Энергетика смерти очень сильна, поэтому неосторожный поступок в процессе погребения или на поминках может обернуться болезнями и даже нечаянным наведением порчи на себя.

Чтобы избежать неприятных последствий, нужно тщательно подготовиться к проводам умершего: изучить распространенные приметы и строго придерживаться установленных правил, так как поверья, связанные с похоронами, образовались неслучайно.

Что нужно делать сразу после смерти близкого

Согласно приметам организационными вопросами похорон не стоит заниматься кровным родственникам усопшего. Однако не всегда удается избавиться от этих хлопот, но максимальную часть погребальных дел можно переложить на ритуальные организации. Близким же нужно побольше времени отвести для осознания случившегося и оплакивания.

Обычаи православных людей предписывают родным быть у тела покойного до момента погребения. Нельзя оставлять покойника одного в доме, считается, что душа человека находится подле него и обидится на близких, если они ее покинут в самый важный период прощания. Верующим необходимо оказать усопшему молитвенную поддержку, для этого нужно читать псалмы и молитвы возле гроба.

У мусульман не принято придавать значение приметам, но их обычаи не позволяют хоронить своего человека на кладбище иноверца, поэтому близким следует придерживаться этой традиции, иначе душа умершего не найдет покоя.

Особое внимание поверьям нужно уделить тем, кто находится рядом с покойником до погребения.

Находясь рядом с телом, нельзя попадать в поле зрения умершего на случай, если у него неожиданно откроются глаза. Тот, на кого попадет взгляд мертвого, очень скоро отправится в мир иной.

Запрещается оставлять без присмотра предметы, связанные с убранством и обмыванием умершего. Их необходимо складывать в гроб, чтобы никто не смог ими воспользоваться. С помощью них колдуны могут навести порчу на весь род покойного, особо внимательно нужно беречь:

  • мыло;
  • расческу;
  • губки и мочалки;
  • тряпки;
  • полотенца.

Именно их используют недоброжелатели для своих темных дел. Также существует примета, что тот, кто неосознанно воспользуется чем-то из применяемого в обмывании, обязательно переймет на себя дух смерти и скончается в ближайший год.

Следующие поверья позволят избежать негативной энергетики, которая сохранится в доме, если проигнорировать предписания:

  • Сразу после смерти необходимо завесить зеркала и отражающие поверхности плотной тканью или вовсе вынести из дома. Согласно примете душа умершего попадет в мир зазеркалья, а не в загробный, если этого не сделать. Открывать зеркала можно лишь по прошествии сорока дней, так как на протяжении этого срока дух человека находится дома.
  • Пока мертвец не погребен, нельзя подметать и мыть полы , иначе все живущие в помещении "выметутся" и "смоются" оттуда.
  • В комнату с телом нельзя допускать животных, издаваемые ими вой, лай, мяуканье и прочие звуки пугают дух. Если кошка или собака запрыгнет в гроб - это к беде.
  • У порога следует положить ветви хвойных деревьев. Согласно поверьям они задерживают энергетику смерти и не позволяют унести ее с собой тем, кто приходит прощаться с умершим.
  • Мыть и переодевать в чистое мертвеца должны вдовы или одинокие люди , такая примета связана с тем, что в благодарность за уход дух покойного иногда подселяется в близких людей того, кто позаботился о его теле, не желая расставаться с этим человеком.
  • Нельзя ночевать в одной комнате с умершим, иначе нарушится сон на всю оставшуюся жизнь.
  • Гроб следует заказывать, предварительно сделав тщательные замеры, так как если мертвый в него не поместится, то место для усопшего перейдет к кровному родственнику.

Похороны

Похоронные приметы тесно связаны с природными явлениями:

  • Если в день похорон хорошая погода - это значит, что человек прожил жизнь ненапрасно, он принес в мир то, что ему было предначертано, и ушел спокойно.
  • Дождь означает неоконченные дела и преждевременный уход из жизни. Этот знак указывает близким на необходимость доделать начатое умершим.
  • Туман и морось - предвестники новой жизни в роду усопшего. Человек не зря умер, этим он освободил в семье место для будущего развития, вскоре должен родиться его преемник.

Столы или стулья, на которых стоял гроб, переворачивают вверх ножками после выноса покойного из дома. Это действие связано с верой в то, что умерший цепляется за материальный мир, поэтому попытается вернуться в виде духа на последнее место, где находилось тело. Чтобы душа осознала, что нужно уходить, следует положить топор вместо гроба.

Сразу же после выноса необходимо провести тщательную уборку в доме, для этого обычно договариваются с соседями или друзьями, не имеющими близких связей с умершим. Следуя этой примете, родные отводят от себя гнев покойного, а душе дают понять, что в этом жилище ей незачем оставаться. Также уборка позволяет изгнать из помещения дух смерти.

Особенности выноса гроба:

  • Выносить тело запрещается кровным родственникам, иначе смерть перейдет на весь род и заберет одного за другим в ближайшие годы.
  • Нельзя идти перед гробом - этим человек обрекает себя на верную погибель.
  • Кто-то обязательно должен закрывать двери и ворота сразу после выноса покойника, открытые двери считаются приглашением смерти в дом.

Соседям и прочим соглядатаям не стоит смотреть на процессию через окно. Согласно примете наблюдение за похоронами из дома приведет к серьезным заболеваниям не только того, кто выглядывал, но и всех домочадцев. Если довелось увидеть из окна вынос тела и прощание случайно, то следует тут же отвести взгляд и выйти на улицу, чтобы проявить уважение к усопшему. Эта же примета относится и к тем, кто переходит путь похоронной процессии, намеренное преграждение пути приведет к смерти препятствующего, а при нечаянном пересечении дороги нужно перекреститься и принести извинения.

На кладбище

Плохая примета - увидеть, что могила вырыта слишком широко, это грозит смертью самого близкого родственника усопшего. Это же касается и забытой дома крышки для гроба. Если ее забыли взять на кладбище - это очень плохой знак, влекущий за собой преждевременный уход из жизни родных усопшего.

К особым приметам относят заколачивание гвоздей в крышку - последний гвоздь нужно вбивать непосредственно на кладбище, поэтому закрывать гроб следует там же, дома это делать категорически запрещается, иначе в семье появятся новые покойники.

Перед тем как опустить гроб, принято кидать на дно могилы монеты, чтобы выкупить место для усопшего. Также в яму кладут еловые ветви, которые приносят покой умершему и не позволяют подземным водам заморозить его. Также этот ритуал относят к похоронам самоубийц. Если человек ушел из жизни добровольно, то ветвями ему смягчают дальнейшие муки на том свете.

Если при спуске в могилу или перемещениях упал гроб - это значит, что покойный оставил множество неоконченных дел, которые должны завершить присутствующие на похоронах.

Прощание:

  • Беременные не должны ходить на кладбище, так как душа умершего цепляется за жизнь и может вселиться в тело нерожденного, но если этот мир покинул отец малыша, то этого не произойдет. Любящая женщина обязана проститься с мужчиной по всем правилам, но ей необходимо положить в гроб предмет, олицетворяющий их любовь, чтобы умерший спокойно покинул этот мир.
  • Нельзя ходить по другим могилам при похоронах - это злит и привлекает духов, которые могут увязаться за прихожанином и преследовать его во снах.
  • На кладбище нужно положить на веки усопшего монетки, чтобы глаза не открывались при последних поцелуях в лоб умершего, иначе покойник может забрать кого-то из присутствующих на похоронах с собой.
  • Нужно обязательно положить любимые вещи покойного в гроб, чтобы он не возвращался за ними, но драгоценности класть не следует, чтобы алчные люди не потревожили сон умершего, вскопав могилу ради наживы.

Следует обратить внимание на пришедших попрощаться, если среди них есть незнакомцы, то за их поведением необходимо понаблюдать. Очень часто на похороны являются недоброжелатели, пытающие украсть вещь мертвеца, на которую можно навести порчу. Однако поймать колдуна на кладбище - хорошее знамение, это означает, что усопший будет спать спокойно.

Очень плохой знак - забыть что-то на кладбище. Даже если оставлены ценные вещи, возвращаться за ними нельзя, иначе смерть увяжется за человеком.

Многие берут с собой на кладбище закуски и спиртное, чтобы помянуть усопшего. Делать этого не следует, но если кто-то все же принес с собой еду и выпивку, нужно оставить их на могиле, иначе покойник обидится и отомстит.

С кладбища уходят не оглядываясь, любой взгляд назад может зацепиться за чью-то душу и увлечь ее за собой в мир живых.

К чему снится девушка - толкования сонников

После погребения

Часто на поминках ставят у стола фотографию усопшего, а перед ней стакан с водкой или водой и кусок хлеба. Эта традиция имеет очень негативные последствия для незнающих людей: выпить напиток или съесть этот хлеб - к смерти. Немногие знают, что присутствующие на поминках водку с едой нужно относить на кладбище на девятый день, если они остаются после церемонии. Нельзя доедать и допивать остатки на следующий день, иначе придут болезни.

Душа умершего сорок дней находится рядом с близкими, поэтому в этот период нельзя делать то, к чему умерший относился отрицательно, иначе он не сможет спокойно покинуть этот мир. Много плакать тоже не стоит, народная примета указывает, что мертвый утонет в слезах и не сможет обрести покой.

Если при погребении брали на кладбище икону, то ее нужно отнести к реке и пустить по течению. Это поможет избавиться от негативной энергетики, которая впиталась в образ. Православные люди относят икону в церковь, чтобы душа умершего нашла покой вместе с ней. Нельзя нести ее домой, чтобы не навлечь беду на жилище.

Если человек умер дома, то его кровать нужно обязательно выкинуть, иначе дух покойника будет являться домочадцам. Душа умершего не сразу понимает, что земная жизнь окончена, поэтому приходит спать на свое место, а если его нет, то она быстрее свыкается с новым положением.

Личные вещи покойника нельзя выкидывать, иначе он обидится, их нужно раздать нуждающимся, чтобы умерший принес радость живущим. Близким родственникам не нужно носить одежду покойника, чтобы не притянуть к себе энергетику смерти по роду. Если раздать вещи не удается, то их нужно сжечь на сороковой день, чтобы мертвая энергия ушла с дымом костра.

После похорон особо важными считаются следующие приметы:

  • Если после погребения близкие вынуждены идти по делам, то это сулит большие проблемы в финансовых вопросах. В день похорон лучше отказаться от всех встреч.
  • Когда близкие забывают поставить угощение для усопшего на поминальный стол - это к беде. Вскоре неприятности посыплются на всех, кто присутствовал при поминании.
  • Чокаться на поминках запрещено - это ведет к передаче несчастья от одного к другому.
  • Нельзя напиваться за поминальным столом, иначе дети злоупотребившего станут алкоголиками.
  • За поминальный стол садятся все желающие, но если их число оказалось равным тринадцати, значит, в течение года один из родственников умершего отправится вслед за ним.
  • Если у кого-то за столом сдадут нервы и человек завоет или запоет, то его ожидают беды и мучения, но избежать этого невозможно, так как такое поведение является неосознанным - это лишь прямой знак из мира мертвых. Нельзя осуждать и упрекать тех, кто не смог сдержаться и проявил неадекватное поведение на поминках, иначе несчастья привяжутся и к осуждающему.

Узнайте, почему хоронят на 3 день после смерти и какие традиции и суеверия связаны с этой датой. Третий день - один из поминальных дней, как и девятый, сороковой, год и иногда полгода.

В статье:

Почему хоронят на 3 день после смерти - погребальные традиции

Из-за духовного соотношения между Христом и человеческой душой подходящим для похорон считается третий день. Именно на третий день после смерти окончательно обрываются все связи души с телом. Нематериальная составляющая человека уходит в Небесное Царство в сопровождении . Днем раньше и в день смерти душа еще находится в мире живых. Она не должна видеть свои похороны - это большой стресс для недавно почившего человека.

Кроме этого, третий день после смерти отождествляется с Троицей. Третий день - всегда поминальный. Поминки, как правило, проводятся после захоронения тела человека. Третины таким образом совмещены с днем похорон. Подсчитать их наступление математически, прибавляя тройку, нельзя. Так, например, для человека, умершего 18 января, третины наступят не 21, а 20 января.

Священники утверждают, что хоронить раньше 3 дня нельзя. Душа еще привязана к телу, и ей некуда будет отправиться, если захоронить его раньше. Только на третий день она отправится смотреть небеса вместе со своим ангелом. Связь души и мертвого тела обрывать нельзя, для этого существует естественный процесс, предусмотренный Богом. Кроме этого, далеко не сразу она может свыкнуться с отсутствием физического тела столь быстро. Обычно для этого хватает три дня.

Хоронить позже, например, на 4 или 5 после смерти день допускается. Церковь не возражает против таких задержек - ситуации бывают разными. Далеко живущим родственникам может быть сложно добраться в короткий промежуток времени, не всегда удается провести полноценную подготовку к похоронной церемонии - причин отложить похороны на несколько дней может быть множество. Поминки в таком случае тоже переносятся - их проводят после похорон. А вот молитвы и заказ службы в церкви отменяться не могут.

Третий день после смерти и его значение в христианстве

Местонахождение души умершего и ее путь в посмертии известен православным христианам благодаря откровениям Святого Макария Александрийского . По его словам было записано состояние душ с первого по сороковой день посмертия. Дальнейший путь усопшего зависит от вердикта, который будет вынесен на Небесном Суде. Кроме этого, многие верят в реинкарнацию, но она с православной традицией не имеет ничего общего.

Итак, после смерти душа отделяется от тела. День смерти считается первым днем посмертия. Даже если человек умер за несколько минут до полуночи, считать дни после смерти нужно от той даты, которая имеется на календаре. Первый и второй день его дух бродит по миру живых в сопровождении ангела-хранителя. Он посещает любимые места, смотрит на дорогих и близких людей. По словам Святого, душа почившего навещает также место смерти и гроб со своим телом.

На третий день после смерти душа возносится на небо вместе с ангелом-хранителем. Там она впервые видит Бога. Визит к его престолу на поклон будет совершен трижды - на третий, девятый и сороковой дни. После третьего дня душа отправляется смотреть Рай. Но это не навсегда, Суд произойдет только на сороковой день. А до него каждая душа увидит и Ад, а также пройдет испытания, которые укажут на его уровень духовности и степень греховности. Их называют мытарствами души .

Поэтому три дня после смерти - важный период и для почившего, и для его живых родственников. В это время дух его готовится к испытаниям, а также смотрит на Рай, чтобы на девятый день снова явиться на поклон к Господу. Что могут сделать родственники, чтобы облегчить его участь? Соблюдение традиций и обычаев вроде поминок, молитв и церковных служб поможет умершему снискать благословение и попасть в Рай.

Почему же именно третий день? Известно, что Иисус Христос на третий день после распятия воскрес. Подобным образом происходит и воскрешение каждого человека, но не в мире людей, а на небесах. Третий день после смерти называется третинами.

По книге Еноха , вход в Рай был закрыт после грехопадения Адама и Евы. На страже райского сада стоит ангел-херувим , которому дано указание свыше – не пропускать никого. Все, как грешники, так и праведники, могут попасть только в ад. Исключением в этом правиле стал только Енох. Однако церковь не признает этот источник, и в православной традиции принято считать, что как минимум с третьего по девятый день все усопшие находятся в Раю.

Принято считать, что отмолить можно любую душу. Именно поэтому, даже если вы уверены, что ваш близкий человек был заядлым грешником, нужно продолжать молиться за его душу, снисхождение на Небесном Суде и допуск в Рай.

Три дня после смерти - как поминать в этот день

В третий, как и в девятый и сороковой дни обязательно следует заказывать панихиду . Пусть в церкви идет служба за упокой души погибшего. Это поможет ей пройти все испытания загробного мира, а также получить оправдательный приговор на Небесном Суде. Кроме этого, следует читать молитвы в храме и дома, а также ставить свечки за упокой души. Желательно раздать милостыню нищим на кладбище и возле церкви.

Поминки на третий день обычно происходят после похорон - именно в этот день полагается предавать земле тела усопших. Приглашать на них полагается всех, кто присутствовал на похоронах. Традиционно все гости отправляются поминать усопшего сразу с кладбища. Если поход в церковь планируется после похорон, тогда приглашенные отправляются на поминки оттуда.

Перед началом застолья читается молитва «Отче наш». Затем подается кутья - традиционное обрядовое блюдо из пшеницы или риса с добавлением меда, сахара или варенья. В кутью на третий день дозволяется добавить изюм. Ее подают первой, и она же должна стать первым блюдом для каждого присутствующего. Если вы не любите кутью, нужно съесть хотя бы три ложки.

Поминальная трапеза не должна быть роскошной, чревоугодие - большой грех. Если родственники почившего будут предаваться греху, поминая его, это в плохом смысле отразится на его загробной жизни. На столе обязательно должны присутствовать блюда из рыбы, а также компот или кисель. Не должно быть алкогольных напитков, как на поминках, так и на кладбище в качестве подношения усопшему.

Полагается раздавать сладкое и выпечку гостям, соседям и незнакомым людям после похорон или поминок, чтобы они помянули усопшего. Если после траурной трапезы остались продукты и блюда, их нужно раздать нищим в качестве подаяния. Выбрасывать их в любом случае нельзя, это грех.

В целом, каждому человеку рано или поздно приходится столкнуться с необходимостью хоронить родных и близких людей. Поэтому любому пригодится информация о том, как правильно соблюдать православные традиции в отношении поминальных дней. После смерти человека его родственники способны помочь только таким способом. Соблюдайте традиции, молитесь, заказывайте молебны - и, скорее всего, душа вашего родственника попадет в Рай.

Православные похороны – это подготовка к погребению, само погребение и поминовение усопшего по канонам русской православной церкви.

Земная жизнь в христианстве понимается как преуготовление к воскресению и жизни вечной, в которой будет пребывать душа и тело, которому после воскресения предстоит восстать нетленным. Поэтому смерть – это сон тела или успение на церковно-славянском языке. Умерший человек понимается как усопший, то есть, уснувший. Тело засыпает и покоится, а душа отправляется навстречу Богу. Отсюда слово «покойник» - человек, пребывающий в покое после треволнений земной жизни. Тело и душа человека воскреснут, поэтому нужно обеспечить ему достойное погребение.

Православные традиции и обычаи при похоронах

Следствием такого отношения к телу усопшего являются православно-христианские традиции погребения и поминовения. Краткое описание того, как проводят православные похороны, на какой день проводят православные похороны и каковы православные традиции погребального обряда, дано ниже.

Правила православных похорон

Правила православных похорон – это соблюдение канонических этапов православного обряда. Обязательно нужно использовать обрядовые предметы для православных похорон, предписанные каноном.

  • омовение
  • облачение
  • уложение в гроб
  • крест, саван, икона
  • заупокойные молитвы по усопшему – панихиды
  • заупокойная лития
  • отпевание
  • погребение
  • поминовение (поминки)

Этапы православного погребального обряда

Омовение

Омовение – это обряд очищения. Тело почившего предстает пред Господом чистым и непорочным.

Облачение

Покойного облекают в чистые одежды, надевают на него крест, накрывают белым саваном, окропляют святой водою, полагают в гроб, который располагают головой к иконам.

Положение во гроб

Глаза покойного закрыть, уста сомкнуть, руки с вложенной иконой или крестом расположить крестообразно.

Похоронное бдение

До выноса тела совершают заупокойные молитвы по усопшему – панихиды. Начать нужно после положения облаченного тела на стол, затем в церкви. Перед выносом тела читается заупокойная лития.

Отпевание в храме

Отпевание оканчивается заупокойной литией.

Погребение

При опускании в землю священнослужитель читает литию, затем осыпает землей саван почившего, после чего на гроб накладывается крышка. В случае если священнослужителя нет на похоронах, в церкви отправляется чин предания земле, а провожающим передают землю, которую они посыпят на тело перед тем, как закрыть гроб.

После закрытия гроба и опускания его в землю священнослужитель поливает гроб елеем, посыпает его пеплом и зернами пшеницы, затем землей. Прощающиеся бросают в могилу горсть земли. Предание тела земле символизирует надежду на воскресение –тело прорастет как зерно, брошенное в землю.

Надмогильный крест

Во главе могилы водружается крест во исповедание веры в Господа, на кресте смерть победившего и позвавшего всех живущих идти его путем.

Срок погребения

3-й день после смерти.

Поминки

Это обряд вспоминания человека и его добрых дел, а также моления об упокоении его души. Поминки проводятся трижды: в день погребения на 3-й день после смерти, на 9-й (девятины) и на 40-й (сороковины).

Поминки в день погребения

Устраивают сразу после погребения во вспоминание о Воскресении Христа на день третий после его казни. Первые два дня после кончины душа усопшего пребывает на земле и ведет разговор с собой, родными и близкими.

На поминальную трапезу приглашаются все, кто провожал покойного на кладбище, а также те, кто не смог на них прийти. Перед началом поминок родственник покойного становится перед образами с горящей лампадой и читает 17-ю кафизму Псалтыря, после чего все читают молитву «Отче наш». Приступая к трапезе, все осеняют себя крестным знамением. В ходе поминания говорят об усопшем.

Меню поминального стола

Первым блюдом идет кутья – месиво из цельных зёрен риса (или пшеницы), изюма и мёда. Зёрна – символ Воскресения (тело усопшего прорастет как зерно). Кутью освящают в храме на панихиде. Это блюдо ест каждый участник ритуала. Кроме кутьи едят блины и пьют кисель и сыто (вода с мёдом). В пост поминальная трапеза постная, в мясоед скоромная.

Девятины

Эти поминки отправляются во славу ангелов, которые просят Господа помиловать почившего. На девятый день после упокоения душа усопшего предстает перед Господом на поклонение, поэтому обряд и молитвы 9-го дня помогают душе пройти это испытание достойно. На девятины служится панихида, а на трапезу зовутся близкие почившего. После второго поминовения с 9-го до 40-го дня душа покойного попадает в ад и осознает грехи содеянные.

Сороковины

Проводятся во славу вознесения Господня на 40-й день после Воскресения. В этот день решается участь усопшего, которого Господь судит по делам земным и достижениям души, после чего назначает ему место по заслугам в ожидании Страшного Суда. Усопший поминается в этот день для того, чтобы душа его предстала перед Господом и получила обетованное блаженство на небесах. Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

После сороковин почивший поминается в дни рождения, смерти и именин.

Отношение православной церкви к кремации

Православная церковь отрицательно относится к кремации, поскольку телу после воскресения предстоит восстать перед Господом нетленным, и погребение тела в землю выражает для христиан надежду на воскресение. Именно поэтому христианская церковь приняла и хранит обычай не уничтожать тело (сжигать), а зарывать его в землю – как зерно сеют в землю, чтобы оно ожило и взошло. Кремацию церковь допускает только в тех случаях, когда иного выхода нет. Благословение на кремацию нужно получить у священника, описав обстоятельства дела. Урну с прахом после кремации в церковь приносить для отпевания не благословляется. Если человека кремируют, для него возможно заказать только сокращённый чин отпевания - заочное отпевание.

Мы так привыкли к тому, что похороны совершают на третий день, что малейшее изменение этого обычая вызывает множество вопросов. Но исследование этого вопроса приводит нас к неожиданным выводам.

Конечно, у нас нет церковных или государственных установлений, которые бы регламентировали порядок и сроки похорон. Нет такой регламентации и в общехристианских установлениях. Поэтому мы можем воспользоваться имеющимися указаниями на смерть в летописях и иных источниках. Некоторые сведения мы можем почерпнуть из воспоминаний западных путешественников, которые описывали обычаи московитов. Но, даже если указывается день смерти, лишь в нескольких случаях мы имеем сведения о времени самих похорон. За период ХI-ХVII вв. их чуть более сорока. Появление этой даты было связано с некоей задержкой похорон, связанной с перемещением тела, смутой, или иными обстоятельствами. Иногда дата похорон выделялась для придания повествованию большей подробности. Но даже из весьма ограниченного материала можно сделать определенные выводы. В большинстве случае похороны проходили в ближайшее время после времени смерти, в течение дня, или на следующий день после смерти.

В остальных случаях удлинение времени до предания земле связаны с перемещением усопших к месту своего захоронения. Хотя известны и другие причины переноса похорон. В 1473 г. похороны князя Юрия Васильевича были отложены из-за отсутствия в Москве великокняжеской семьи. Юрий Васильевич умер 12 сентября, в субботу. Великий князь вернулся в Москву 16 сентября, в среду. В тот же день, немедленно по приезду великого князя, состоялось погребение. В 1175 г. тело Андрея Боголюбского было на следующий день после убийства положено в церковь, где оно лежало два дня и две ночи, так как смута в городе не позволяла произвести погребение.

«И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал: «Хотя мы и долго ждали старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так? Отоприте мне церковь, отпою его и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда князя». И пришли клирошане боголюбские, взявши тело его, в церковь внесли и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе». (Повесть об убиении Андрея Боголюбского).

В традиции Киево-Печерского монастыря важным считалось скорое погребение усопшего. Так Феодосий Печерский рано утром 3 мая 1074 г., перед самой своей смертью, счел необходимым указать братии монастыря: «В ночь похороните тело мое», что и было исполнено монахами. А в Патерике этого монастыря есть несколько рассказов о чудесах, связанные со временем похорон. Первый рассказ говорит об Афанасии Затворнике. Сам Афанасий был монахом строгой жизни, но он заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи. Так усопший и пролежал два дня без погребения. Ночью игумену обители было явление — он слышал голос, который говорил: «Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенным, а ты об этом не заботишься». Как только наступило утро, игумен с братиею поспешили к умершему, чтобы исправить свою оплошность и совершить его погребение, но вдруг увидели его воскресшим.

В другом рассказе, о преподобном Марке пещернике рассказывается о двух случаях, когда этот святой подвижник не успевал сделать место для погребения усопших братий монастыря в день их смерти. В первом случае могила была столь узкой и нерасширенной, что не позволяла ни поправить одежды на усопшем, ни возлить елей. Тогда Марк сказал мертвому: «Так как тесна могила эта, брат, окропись сам: возьми елей и возлей на себя». Мертвый же, приподнявшись немного, протянул руку, взял елей и возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, потом отдал сосуд и перед всеми сам оправил на себе одежды, лег и снова умер. В следующий раз тот же монах Марк, не успевая закончить своей работы, попросил мертвого воскреснуть и прожить еще сутки.

Потом другой брат, после долгой болезни, умер. Некто из друзей его отер тело губкой и пошел в пещеру посмотреть могилу, где будет лежать тело друга его, и спросил он о ней блаженного. Преподобный же Марк ответил ему: «Брат, пойди, скажи брату: «Подожди до завтра, я выкопаю тебе могилу, тогда и отойдешь от жизни на покой». Пришедший же брат сказал ему: «Отче Марко, я уже губкой отер мертвое тело его, кому мне велишь говорить?» Марк же опять сказал: «Видишь, могила не докончена. И как велю тебе, иди и скажи умершему: «Говорит тебе грешный Марко: брат, поживи еще этот день, а завтра отойдешь к возлюбленному Господу нашему. Когда я приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобой».

Послушался пришедший брат преподобного, и когда пришел в монастырь, то нашел братию совершающей обычное пение над умершим. Он же, став пред мертвым, сказал: «Говорит тебе Марко, что не приготовлена еще для тебя могила, брат, подожди до завтра». Удивились все словам таким. Но только что произнес их пред всеми пришедший брат, тотчас мертвый открыл глаза и душа его возвратилась в него, весь тот день и всю ночь пробыл он с открытыми глазами, но никому ничего не говорил.

На другой день тот брат, который ходил к Марку, пошел в пещеру, чтобы узнать, готово ли место. Блаженный же сказал ему: «Пойди и скажи умершему: «Говорит тебе Марко — оставь эту временную жизнь и перейди в вечную, вот уже место готово для принятия тела твоего, предай Богу дух свой, а тело твое положено будет здесь, в пещере, со святыми отцами». Пришел брат, сказал все это ожившему, и тот пред всеми, пришедшими посетить его, тотчас сомкнул глаза и испустил дух. И положили его честно, в предназначенном ему месте в пещере. И дивились все такому чуду: как по одному слову блаженного ожил мертвец и по повелению его снова преставился.

Сходный сюжет находим в «Слове о князьях» — произведении второй половины XII века. Согласно этому тексту, после смерти князя Давыда Святославича его перенесли в построенную им церковь Бориса и Глеба. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: «Уже солнце заходит, — завтра похороним его». Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, вернувшись назад в церковь, поведали епископу: «Солнце не заходит, но во едином месте стоит». Подивился епископ и восхвалил Бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб, — тогда солнце зашло.

Как мы можем увидеть, данные чудеса совершаются для того, чтобы соблюсти суточный срок между смертью и погребением. При этом сам срок воспринимается как некая норма и случаи длительного разрыва между смертью и похоронами воспринимаются как отступления от данной нормы. Остается задать вопроса, на чем же могла базироваться данная норма. Надо сказать, что быстрые похороны присущи различным религиозным традициям. В этом сказывалось как архаичная боязнь смерти и мертвого человека, так и меры элементарной предосторожности, особенно в жарких странах, где тело усопшего достаточно быстро начинало разлагаться. Но для христианина есть тот образец, который задает ориентир в жизни верующего — это земная жизнь Иисуса Христа. Смерть Господа на Кресте является ключевым событием мировой истории и ориентация на него может быть прослежена во многих произведениях как общехристианской, так и древнерусской литературы. Захоронение тела Христа состоялось в соответствии с требованиями иудейской религии, в день его смерти, т. е. менее чем через сутки. Возможно, что именно ориентацией на этот значимый образец вызвано восприятие краткого, в течение суток, срока погребения, как нормы.
Творцом новой традиции трехдневного срока между смертью и погребением является Петр Первый. 28 января 1704 г. вышел указ императора о порядке погребения умерших. В нем говорилось:

«Умерших всяких чинов мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у святых церквей, и тех до трех дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в третий день их погребать по обыкновению».

Данный указ предписывает не погребать усопших прежде третьего дня. При этом требуется нахождение тела усопшего во время промежутка до похорон в храме. Как видно, Петр I законодательно вводит новую норму, отходя от предыдущего обычая, погребать тело в течение суток после смерти. В самом указе никак не объясняются причины его появления. Но можно говорить, что царь не стремился соблюсти традиции русского Православия. Цель у этого указа была иная. Возможно, что выяснить причины этой новации Петра I помогут более поздние этапы законотворчества. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» — первом уголовном кодексе Российской империи, подписанном императором Николаем I в 1845 году в статье 1081 трехдневный срок между смертью и похоронами также вводится как обязательный. Текст статьи разъясняет причину столь жесткой регламентации срока похорон. Если человек будет похоронен раньше трехдневного срока и: «… впоследствии окажется, что похороненный таким образом человек находился в летаргическом сне или в припадке оцепенения, принятом за смерть, и умер от преждевременного погребения, то виновный в сем приговаривается...» и дальше приводиться перечень наказаний.

Объяснением нормы погребения на третий день является опасение похоронить человека еще живого. Думается, что плодотворно будет сравнить этот факт с наблюдениями французского исследователя Филиппа Арьеса. Он отмечает, что уже со второй половины XVII века, а особенно в XVIII — первой половине XIX века на западе Европы умами овладевает, по его определению, «всеобщая паника», «страх быть похороненным заживо, очнуться от долгого сна на дне могилы». В обществе начинает распространяться множество историй об оживших покойниках. Эти страхи проникли и в Россию. Известно, что страх быть похороненным заживо преследовал Н.В. Гоголя. «Мнимая смерть» как литературный мотив используется в таких широко известных и вроде бы далеких от нашей темы произведениях, как сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и другие. Летаргия стала «общим местом» культуры.

Приведенный выше текст «Уложения о наказаниях» позволяет утверждать, что именно эта фобия, охватившая всю Европу, стала причиной жесткой регламентации срока похорон в российском законодательстве середины XIX века. Срок в три дня восходил, безусловно, к приведенному выше Указу Петра I от 28 января 1704 г. Но не исключено, что и сам этот указ был вызван теми же причинами. А трехдневный срок до похорон преследовал цель наглядно увидеть, что человек умер. К третьему дню необратимые изменения тела усопшего будут уже явно видны. И именно этот факт неопровержимо указывает на действительную смерть. И здесь указ Петра I почти на столетие опередил появления моргов, специальных хранилищ, где тела усопших оставались вплоть до начала разложения. Так церковь выполняла не только функции современных ЗАГСов, но и моргов.

Тем не менее, к концу XIX века страхи мнимой смерти сошли на нет, но процесс сакрализации трехдневного срока похорон зашел так далеко, что он стал общепринятой нормой.

Рано или поздно все мы сталкиваемся со смертью нашего родственника, друга или знакомого. Проводить в последний путь и почтить память своим присутствием можно зная как правильно вести себя на похоронах.

Если вы родственники покойного:

Для родственников покойного это самое сложное время. Организация похорон ложиться на ваши плечи. Перед погребением, после получения свидетельства о смерти, родственники покойного должны либо лично (по телефону), либо через поминальную открытку пригласить на поминки. Близкие покойного одеваются во все черное. Обувь также должна быть черной. Женщины накрывают голову черным платком. Службы ритуальных агентств всегда подсказывают, где и как нужно стоять, куда идти, что сделать.

Например, во время церемонии похорон друзья и знакомые должны стоять с правой стороны гроба, а родственники с левой. Венки также сначала преподносят родные, а уже затем друзья и коллеги. Так как похороны тяжелое событие для многих позаботьтесь о наличии носовых платков, воды и успокоительных средств.

Как вести себя на поминках после похорон?

После прихода с погоста по обычаю все должны вымыть руки по локоть с мылом. Раньше специально для этого выносили ведерко, и было не принято входить с немытыми руками в помещение, сегодня же редко кто чтит эту традицию, часто руки моют непосредственно дома. Одно из мест за поминальным столом отводиться покойному, на это место часто ставят его портрет, тарелку с любимой едой и столовые принадлежности. За стол гостей приглашают хозяева сказав: “Просим разделить наше горе” Сначала садятся родственники, затем друзья, затем коллеги и знакомые. Блюда для поминок лучше приготовить немного про запас на всякий случай, если на поминки случайно или по незнанию придут люди, которых вы не приглашали.

Поминки во многом зависят от того, будут ли соблюдаться православные каноны. В общих правилах на поминках запрещается брань, употребление алкоголя, плохие воспоминания о покойном. Обычно говорят тосты, не чокаясь "Царствие Небесное такому-то и вечный покой". Вспоминают все хорошее и разделяют свое горе со всеми. Застолье не должно долго продолжаться, это не праздник. Гости отведывают блюда, поклоняются, выражают глубокие соболезнования родным и уходят. Нужно помнить, что пьянки на поминках строго запрещены и если ваша семья все же решила использовать алкоголь на поминках, то его должно быть в меру, по традиции наливают не более трех раз.

Первое слово обычно говорит хозяин дома, а после застолье ведет тот, кого родственники попросили. После поминальных слов хозяина дома, проходит минута молчания. Ножи и вилки по традиции не используются (вместо них берут столовые и десертные ложки), хлеб и пироги разламывают руками. Крошки в конце застолья собираются и относятся на могилу усопшего. Остатки трапезы раздают гостям, чтобы они угостили других и тем самым помянули еще раз.

Поминки на 9 и 40 дни обычно проводят в тесном кругу самых близких людей. Пришедших людей в этот день, как правило, меньше, суть поминок 9 и 40 дня больше напоминает собрание близких и чтение молитв. Меню остается такое же, однако можно добавить на закуску пару салатов. На годовщину на поминках обычно только родственники, которые чтят традиции и хотят вспомнить и помолиться о дорогом человеке. В любую из дат 3,9,40 и спустя год родственники раздают сладости (в основном конфеты) в память об ушедшем.

Обычно Верующие на поминках поминают душу усопшего своими молитвами. Поминки для верующих это нечто большее, чем просто поминальный стол. Первое блюдо кутья, которую осветили в церкви (каждый должен отведать по ложечке). Трапеза начинается с молитвы. Меню особое постное и зависит от того в какие дни проходят поминки и не выпадают ли они на посты. Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом поминок кто-нибудь из родных читал 17-ю кафизму из Псалтири перед зажженной свечой. Непосредственно перед едой читают «Отче наш…» Обязательны на столе кутья и поминальные блины.

Если вы гость на похоронах:

Обычно похороны начинаются либо у морга, либо в храме, где тело отпевают (если покойный был верующим.) Если человек придерживался другой веры, то там будут свои обряды и молитвы. Например, православные стоят вокруг гроба, с зажжёнными свечами читая молитву. Если вы придерживаетесь другой веры, то, не привлекая лишнего внимания, постойте рядом со всеми. В любом случае на месте вам скажут, что нужно делать, например, купить в церкви свечку.

Как вести себя на кладбище?

Далее процессия перемещается на кладбище, где с покойным прощаются, кладут по очереди цветы в гроб и прикасаются к иконе в руках или целуют в лоб. Затем гроб опускают в яму и каждый из присутствующих, кидает в могилу горсть земли. После того как гроб закопан, на могилу кладут цветы и ставят зажженные свечки (купленные ранее в церкви). После возложения венка принято почтить молчанием покойного, немного задержавшись у гроба, поклониться родным и уйти. После этого, самые близкие родственники, отправляются на поминки.

Не обязательно присутствовать на всех процессах, некоторые не едут на кладбище, некоторые не идут на поминки после погребения. Все зависит от того, насколько близок вам был покойный. В любом случае постарайтесь не исчезать слишком резко и обязательно скажите слова соболезнования перед уходом.

Одеться нужно строго, никаких ярких и вычурных красок. Купите нечетное количество цветов (не в яркой обвертке) и узнайте у организаторов, куда их поставить. На похоронах нельзя плохо говорить о покойном, громко смеяться и шутить. Как правило, вы сами почувствуете эту атмосферу, все говорят полушепотом. Конечно, есть и исключения из правил, например, если родственники сами стараются через позитивные эмоции справиться с горем. В целом ведите себя естественно, от вас никто не требует особого поведения, в конце концов, вы пришли на эту церемонию, чтобы проститься с человеком, которого вы знали. Захватите с собой носовой платок и на всякий случай успокоительное средство. Телефон во время процессии нужно выключить.

Если вы видите, что кому-то из родственников нужна помощь, то обязательно окажите ее. Одежда и макияж не должны быть яркими.

На поминки можно прийти, только если вас пригласили. По обычаю, который многие соблюдают, в конце поминок вам могут дать угощение с собой, чтобы и другие смогли помянуть усопшего, не отказывайтесь от этого. Также вы можете сказать заранее подготовленную прощальную речь, но помните что о покойном либо хорошо, либо ничего. После погребения и поминок нужно выбрать подходящий момент, чтобы подойти к родственникам покойного и выразить свои соболезнования. Например, сказать: искренне соболезную вашей утрате.

Что еще почитать