Пол и темперамент в трех примитивных обществах. Смотреть что такое "МИД" в других словарях

Маргарет Мид

Мид, Маргарет (Mead, Margaret) (1901–1978), американский антрополог. Родилась 16 декабря 1901 в Филадельфии (шт. Пенсильвания). Училась в университете Де По, Барнард-колледже и Колумбийском университете (магистр психологии – 1924, доктор антропологии – 1929). Совершила экспедиции на острова Самоа (1925–1926), острова Адмиралтейства (1928–1929), в Новую Гвинею (1931–1933), Бали и Новую Гвинею (1936–1939), изучая подростковое и сексуальное поведение среди примитивных племен. В 1926 Мид стала куратором по этнологии в Американском музее естественной истории, а в 1954 – адъюнкт-профессором антропологии Колумбийского университета. Среди множества ее публикаций – Совершеннолетие на Самоа (Coming of Age in Samoa, 1928); Взросление в Новой Гвинее (Growing Up in New Guinea, 1930); Пол и темперамент в трех примитивных обществах (Sex and Temperament in Three Primitive Societies, 1935); Мужчина и женщина (Male and Female, 1949); Преемственность в культурной эволюции (Continuities in Cultural Evolition, 1964); Семья (The Family, 1965). В 1956 Мид была избрана президентом Всемирной федерации психического здоровья, в 1974 – президентом Американской ассоциации содействия развитию науки. В 1967 вновь посетила Новую Гвинею. Умерла Мид в Нью-Йорке 15 ноября 1978.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Мид (Mead) Маргарет (1901-1978) - американский социолог и этнограф, специалист в области этнопсихологии. Биография. Получила образование по этнографии в Колумбийском университете. Ученица Ф. Боаса и Р. Бенедикт . Проводила полевые этнографические исследования на Самоа, островах Адмиралтейства, в Новой Гвинее, на Бали (здесь вместе со своим мужем Г. Бейтсоном ). Исследования. Занималась проблемой национального характера, проводила изучение процессов социализации детей в различных культурах. В ее исследованиях было показано, что половая идентификация, прохождение возрастных кризисов (на примере подросткового), формирование структуры самосознания и самооценки определяются принятыми взаимоотношениями между родителями и детьми и, более широко, культурными традициями того или иного народа. В частности, показала, что природные особенности темперамента (например, определенные экспрессивные реакции) могут поощряться в рамках одной культуры и наказываться в рамках другой. Также разработала культурологическую теорию трех типов культур, оказывающих на развитие ребенка принципиально различное влияние. 1. Постфигуративные культуры, тысячелетиями сохраняющие свои нормы и обычаи. Здесь личность ребенка воспроизводится неизменным образом. Само воспитание осуществляется стариками и еще не включенными в производительную деятельность более старшими детьми (4-7 лет). Хотя все отклонения от норматива подавляются, все же есть возможность индивидуального проявления в области искусства, религии, технологии. Это обеспечивает возможность медленного изменения самой культуры. 2. Конфигуративные культуры, быстро меняющиеся. Здесь каждое поколение отличается от предыдущего по складу личности, мотивации, эмоциональным переживаниям. Хотя старшее поколение продолжает играть решающую роль в воспитании, оно не воспринимается как безусловный эталон. 3. Префигуративные культуры, культура будущего, где опорой как в научной, так и в этической области будет выступать творчество молодого поколения.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 335-336.

Сочинения. Sex and Temperament in three Primitive Societies. N. Y.: McGraw-Hill, 1937; Culture and Commitment. Natural History Press. N. Y., 1970; Культура и мир детства. М., 1988. Литература. Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

МИД (Mead) Маргарет (16 декабря 1901, Филадельфия – 15 ноября 1978, Нью-Йорк) – американский антрополог, представительница этнопсихологического направления.

На концепцию Мид большое влияние оказало учение Фрейда. Однако, в отличие от биологизма Фрейда, определяющим для нее (а также для Р.Бенедикт, А.Кардинера и др.) является принцип культурного детерминизма. С точки зрения Мид, закономерности психической жизни человека обусловливаются культурой. Эмпирическая основа этой концепции – исследование различных архаических культур. На основе сравнительного изучения культуры племен Новой Гвинеи Мид выдвинула гипотезу о зависимости сексуального поведения и сексуальных ролей от принципов культуры и, следовательно, об относительности норм сексуального поведения мужчины и женщины. Мид также пришла к выводу, что в архаических культурах отсутствуют специфические конфликты подросткового возраста. Понятие культурной нормы у Мид очень расплывчато. Напр., она отказалась от противопоставления «примитивного» и «цивилизованного», считая это евроцентристким предрассудком.

Мид исследовала феномен «культурного характера». Она полагала, что каждое племя и каждый народ заинтересованы в развитии определенных психических черт. Эти задачи реализуются прежде всего в семье. В процессе воспитания и социализации возникает «культурный характер», или «модальная» личность, которая представляет собой ядро характера множества индивидов, выступает как образец для подражания и как норма для данного общества. Культурный характер есть совокупность ориентаций, установок, норм, которые, как правило, не осознаются ни индивидом, ни обществом в целом. В истории культуры Мид выделила три типа культур: постфигуративные, где дети учатся у своих предков; конфигуративные, где и дети, и взрослые учатся у сверстников; префигуративные, где взрослые учатся также у своих детей.

В духе неокантианства Мид полагала, что всякая наука представляет собой процесс построения системы ценностей. Поэтому атеизм, мистика и социальный реформизм представляют собой лишь различные (и равноправные) системы ценностей и виды знания. Согласно Мид, общественное сознание в конкретной культуре определяется набором ключевых для данной культуры понятий и их интерпретацией. Этот набор Мид называла «pattern» – модель, образец, заимствуя данное понятие у Р.Бенедикт.

Т.П. Лифинцева

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 563.

Далее читайте:

Мид Маргарет. Культура и мир детства . (Мид М. Культура и мир детства. М., 1988 )

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

Twentieth Centure Faith. N. Y., 1972;

Coming of Age in Samoa. N. Y., 1971;

Культура и мир детства. M., 1988.

Литература:

Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М., 1988

М. Мид

КУЛЬТУРА И МИР ДЕТСТВА

Избранные произведения

Глава 11. Самоа: девушка-подросток

Глава 12. Возвращение из экспедиции

Глава 13. Манус: мышление детей у примитивных пародов

Глава 14. Годы между экспедициями

Глава 15. Арапеши и мундугуморы: половые роли в культуре

Глава 16. Чамбули: пол и темперамент

Глава 17. Бали и ятмулы: качественный скачок

I. Введение

II. День на Самоа

III. Воспитание самоанского ребенка

IV. Самоанское семейство

V. Девочка и ее возрастная группа

VII. Принятые формы сексуальных отношений

VIII. Роль танца

IX. Отношение к личности

XIII. Наши педагогические проблемы в свете самоанских антитез

I. Введение

III. Воспитание в раннем детстве

IV. Семейная жизнь

VII. Мир ребенка

XIV. Воспитание и личность

Приложение I. Этнологический подход к социальной психологии

(главы из книги «Пол и темперамент в трех примитивных обществах»)

1. Жизнь в горах

2. Совместный труд в общество

3. Рождение ребенка у арапешей

4. Влияния, формирующие личность арапеша в раннем детстве

6. Взросление и помолвка девочки у аранешей

8. Идеал арапешей и те, кто отклоняется от него

Глава 1. Прошлое: Постфигуративные культуры, и хорошо известные предки

Глава 2. Настоящее: Кофигуративные культуры и знакомые сверстники

И. С. Кон. Маргарет Мид и этнография детства

ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ

Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР и Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» начиная с 1983 г издают книжную серию «Этнографическая библиотека».

В серии публикуются лучшие работы отечественных и зарубежных этнографов, оказавшие большое влияние на развитие этнографической пауки и сохраняющие по нынешний день свое важное теоретическое и методическое значение. В состав серии включаются произведения, в которых на этнографических материалах освещены закономерности жизни человеческих обществ на том или ином историческом этапе, рассмотрены крупные проблемы общей этнографии. Так как неотъемлемой задачей науки о народах является постоянное пополнение фактических данных и глубина теоретических обобщений зависит от достоверности и детальности фактического материала, то в «Этнографической библиотеке» найдут свое место и работы описательного характера, до сих пор представляющие выдающийся интерес благодаря уникальности содержащихся в них сведений и важности методических принципов, положенных в основу полевых исследований.

Серия рассчитана на широкий круг специалистов в области общественных наук, а также на преподавателей и студентов высших учебных заведений.

Серия открылась изданием двух книг: «Лига ходеносауни, или ирокезов» Л. Г. Моргана и «Структурная антропология» К. Леви-Строса. Обе вышли в свет в 1983 г. (в 1985 г. книга Леви-Строса была издана дополнительным тиражом). Предлагаемая книга Маргарет Мид «Культура и мир детства. Избранные произведения» впервые знакомит советского читателя с сочинениями знаменитого американского ученого, родоначальницы этнографии детства.

В процессе подготовки к изданию находится труд русского ученого - тюрколога, лингвиста и этнографа - академика В. В. Радлова (1837-1918) «Из Сибири. Страницы дневника» (перевод с немецкого). В перспективном плане серии также работы Д. И. Зеленина, М. Мосса, Л. Я. Штернборга, В. Г. Богораза, И. Ф. Сумцова и др.

ИНЕЙ НА ЦВЕТУЩЕЙ ЕЖЕВИКЕ

Глава 11. Самоа: девушка-подросток

Когда я отправилась на Самоа, мое понимание обязательств, налагаемых на исследователя работой в поле и составлением отчетов о ней, было смутным. Мое решение стать антропологом частично основывалось на убеждении, что простой ученый, даже не обладающий особыми дарованиями, необходимыми великому художнику, может содействовать умножению знаний. Это решение было связано и с острым чувством тревоги, переданным мне профессором Боасом 1 и Рут Бенедикт 2 . В отдаленных частях земли под натиском современной цивилизации ломаются образы жизни, о которых нам ничего не известно. Описать их нужно теперь, теперь, в противном случае они навсегда будут потеряны для нас. Все остальное может подождать, но это стало самой насущной задачей. Такие мысли овладели мною на встречах в Торонто в 1924 году, где я, самая юная участница конгресса, слушала других, постоянно говоривших о “своем народе”. У меня не было народа, о котором я могла бы говорить. С этого времени у меня созрела твердая решимость выйти в поле, и не когда-нибудь в будущем, после размышлений на досуге, а немедленно, как только я завершу необходимую подготовку.

Тогда я очень плохо представляла себе, что такое полевая работа. Курс лекций о ее методах, прочитанный, нам профессором Боасом, не был посвящен полевой работе, как таковой. Это были лекции по теории - как, например, организовать материал, чтобы обосновать или поставить под сомнение определенную теоретическую точку зрения. Рут Бенедикт провела одно лето в экспедиции, занимаясь группой совершенно окультуренных индейцев в Калифорнии, куда она забрала с собой на отдых и свою мать. Она работала и с зуньи 3 . Я читала ее описания пейзажей, внешнего вида зуньи, кровожадности клопов и трудностей с приготовлением пищи. Но я очень мало почерпнула из них сведений о том, как она работала. Профессор Боас, говоря о квакиютлях 4 , называл их своими “дорогими друзьями”, но за этим не следовало ничего такого, что помогло бы мне понять, что значит жить среди них.

Когда я решила взять в качестве предмета исследования девушку-подростка, а профессор Боас разрешил мне отправиться в поле на Самоа, я выслушала его получасовое напутствие. Он предупредил меня, что в экспедиции мне следует быть готовой к кажущимся потерям времени, к тому, чтобы просто сидеть и слушать, и что не следует терять время, занимаясь этнографией вообще, изучением культуры в ее целостности. К счастью, много людей - миссионеров, юристов, правительственных чиновников и этнографов старого закала - уже побывало на Самоа, так что искушение “тратить время” на этнографию, добавил он, будет у меня менее острым. Летом он написал мне письмо, в котором еще раз посоветовал беречь здоровье и вновь коснулся задач, стоящих передо мной:

Я уверен, Вы тщательно обдумали этот вопрос, но па некоторые его стороны, особо интересующие меня, мне хотелось бы обратить Ваше внимание, даже если Вы уже и думали о них.

Меня очень интересует, как молодые девушки реагируют на ограничения свободы поведения, накладываемые на них обычаем. Очень часто и у нас в подростковом возрасте мы сталкиваемся с бунтарским духом, проявляющимся либо в угрюмости, либо во вспышках ярости. У нас мы встречаем людей, для которых характерна покорность, сопровождаемая подавленной мятежностью. Это проявляется либо в стремлении к одиночеству, либо в навязчивом участии во всех общественных мероприятиях, за которым кроется желание заглушить внутреннюю тревогу. Не совсем ясно, можем ли мы столкнуться с подобными явлениями в примитивном обществе и не является ли у нас стремление к независимости простым следствием условий современной жизни и более развитого индивидуализма. Меня также интересует крайняя застенчивость девушек в примитивном обществе. Я не знаю, обнаружите ли Вы ее на Самоа. Она характерна для девушек большинства индейских племен и проявляется не только в их отношениях с посторонними, но и в кругу семьи. Они часто боятся говорить со стариками и очень застенчивы в их присутствии.

В 1920-1930-х гг. XX в. в социальной антропологии произошла настоящая методологическая революция, существенную роль в которой сыграла М. Мид (1901 - 1978), известный американский антрополог, культуролог, этнолог.

За "конкретными" этнологическим исследованиями М. Мид стояла сложная теоретическая мысль и тщательно продуманная методология. Ее описание она обычно давала в приложениях или более специальных публикациях. Так, к работе "Как растут на Новой Гвинее" ею дано приложение "Этнологический подход к социальной психологии" . Она первой в социокультурной антропологии стала использовать психологические тесты, анализировать детские рисунки и игры, взяла в руки фото- и кинокамеру. Обратив особое внимание на особенности воспитания и поведения девочек, она попыталась преодолеть присущий культурантропологии андроцентризм.

М. Мид попыталась показать соотношение теоретической и полевой работы антрополога: "Первая обязанность этнолога - использовать свою подготовку для регистрации данных о примитивных обществах до того, как они исчезнут. Полевая работа трудна и требовательна. Этнолог должен заниматься полевой работой в молодости, а теоретизировать - лишь после того, как его способность активно работать уменьшится" . Интересны в связи с этим и замечания другого крупного современного американского антрополога - Клиффорда Гирца. Он называет антропологов, в зависимости от сферы их интересов и преобладающего метода работы - "лисицами-полевиками" и "ежами - строителями гипотез" .

Методологические идеи М. Мид формировались в русле концепций культурно-исторической школы Ф. Боаса. В 1925 г. Ф. Боас поручил своей 23-летней аспирантке выяснить на примере самоанских девушек, зависит ли протекание юности от всеобщих закономерностей онтогенеза , или же оно в существенной мере зависит от свойств конкретной культуры, детерминирующей соответствующий тип личности и его развитие. При этом, если теоретическая задача была поставлена очень четко, то с методологией и техникой исследований дело обстояло значительно хуже.

Биографическая справка

Маргарет Мид в течение 40 лет изучала примитивные народы бассейна Тихого Океана. Основные работы: "Взросление на Самоа" (1927), "Как растут на Новой Гвинее" (1930), "Мужское и женское: исследование полового вопроса в изменяющемся мире" (1949), "Культура и преемственность. Изучение конфликта поколений" (1970) и др. Как подчеркнул И. С. Кон, "ни один этнограф в мире до нее не пользовался такой широкой популярностью и не был так читаем", а в 1970-х гг. М. Мид стала, по крайней мере для американской науки, "символом всей этнографии".

Круг научных интересов исследовательницы был достаточно широк: это и анализ влияния культурно обусловленных методов воспитания на развитие индивидуальности у детей, и выявление социальных источников конфликтов между поколениями, это и исследование предписываемых культурой способов мужского и женского поведения, это и рассмотрение закономерностей формирования и проявления национального характера.

В работах М. Мид показана взаимосвязь объекта антропологического исследования, его задач и адекватных им методов. Она подчеркивает, что "лабораторией антропологам служат небольшие группы людей, живущих изолированно и сохранивших благодаря изоляции, произошедшей по причине географического расположения или исторических обстоятельств, свои обычаи, живо отличающиеся от тех, которые наблюдаются у более крупных цивилизованных народов" . Из специфики объекта вытекают и задами антропологии: "при изучении примитивных обществ можно получить материал, который даст пищу для размышлений о видах человеческого поведения <...>, найти данные, свидетельствующие о тех пределах, которые объединяют всех нас как людей, а также о различиях человеческого поведения, которых мы даже и вообразить себе не могли, если бы не наблюдали воочию" .

В силу методологической неподготовленности молодых американских антропологов, отмечает М. Мид, "пришлось разрабатывать методы исследования в процессе его осуществления <...>. Антропологи етапи делать выводы только с учетом всей совокупности данных об обществе <...>. В полевых условиях мы учимся осмысливать многие вещи в их совокупности, что достаточно непривычно для тех, кто занимается изучением человеческого поведения" .

М. Мид показала, что "основным методом исследования антрополога является нe эксперимент, а наблюдение и личное участие <...>, антрополог погружается в местную обстановку и наблюдает за происходящим, но не становится туземцем". Суть работы антрополога, по мнению М. Мид, заключается в том, чтобы "принимать людей, среди которых они работают, такими же разумными существами, как они сами, не больше и не меньше" .

В связи с этим она призывает антропологов к добросовестности , настойчивости и точности в методологии исследований: "Прилагать все усилия для точной и подробной записи их обычаев, причем стараясь своими действиями не нарушить ткань их жизни, рассматривая ее как цепное дополнение к науке о человеке. <...> Если повезет, как мне, то постепенно удается познакомиться с рядом сопоставимых примитивных обществ, причем каждое новое ложится в памяти антрополога на предыдущие, усиливая контрастность, столь же неизгладимо, как в записных книжках" .

М. Мид обстоятельно описывает методику полевых исследований, проводимых ею, и на этом примере показывает, что в деятельности полевого антрополога нет мелочей. Так, при выборе места жилища нельзя руководствоваться обычными соображениями: "ни красотой, ни спокойствием, ни благоприятностью для здоровья", а лишь тем мотивом, что дом должен стать "главным наблюдательным пунктом", доставляющим "меньше осложнений для работы" . Поскольку "метод антропологов - непосредственно на месте исследовать примитивные общества, нe подгоняя их заранее к теориям, а вместо этого задавать вопросы открытого типа" , то именно поэтому, "планируя поселиться в туземную деревню, антрополог тщательно взвешивает все мелочи, подчиняя их своей главной задаче. <...> Подобно выбору места и конструкции самого дома ко всем прочим моментам следует подходить с точки зрения улучшения возможностей для наблюдения" .

М. Мид раскрывает самые "тонкие" аспекты технологии полевого исследования: "Антрополог привыкает следовать за материалом, ждать, присматриваться, пока из множества мелких действий и разговоров небольшой группы людей, среди которых он живет такой насыщенной жизнью, не начнет вычленяться структура. Таким образом, удается избежать тех вопросов, которые формулируются лишь на основе опыта нашей и других известных цивилизаций" .

Иными словами, М. Мид призывает к осторожности в выводах и обобщениях при обработке полевого материала: "Затем из всего массива наших собственных наблюдений и почерпнутых у других антропологов - образов, фраз, звуков, хранимых в памяти, и фактов, записанных на карточках, <...> мы извлекаем материал для построения гипотез, их проверки и наметки новых направлений исследования. Таков процесс, отличающий расхожее утверждение “естественно , ни в одном обществе" и утверждение антрополога “ни в одном из известных обществ", и мне хотелось бы, чтобы читатели не упускали эту разницу из вида" . Иными словами, антрополог должен делать заключения по методу неполной индукции, поскольку для метода полной индукции он практически никогда не располагает необходимым материалом.

М. Мид постоянно совершенствовала и развивала методику полевых исследований. Она признавала, что метод, который использовался ею в первых трех исследованиях, имел ряд ограничений, в частности, "его данные трудно было воспроизвести и оценить" . Исследования, которые она проводила на о-ве Бали, характеризовались скрупулезным анализом и фиксацией отдельных форм и элементов моторного поведения, коммуникации с помощью кино- и фотокамеры. Вместе с сотрудниками она засняла около 25 тыс. слайдов и около 7 тыс. м кинопленки .

Таким образом, М. Мид разработала многие конкретные технические подходы к изучению эмпирического материала, методологию обучения студентов практике и методике антропологических исследований. "Поэтому можно почти без преувеличений сказать, что она создала эталон проведения полевого исследования, сохранявший свою актуальность с 20-х по 60-е гг. " .

В дальнейшем как методы и методика полевой работы, так и значимость самой полевой работы неоднократно обсуждалась классиками антропологической мысли. Патриарх современной антропологии К. Лсви-Строс подчеркивает: "Антрополог испытывает необходимость в опыте полевых работ. Для него приобретение этого опыта не становится ни целью его профессии, ни завершением накопленных знаний, ни обучением техническим навыкам. Оно представляет собой решающий момент в его образовании; нe овладев этим опытом, антрополог может обладать отрывочными знаниями, никогда не способными образовать стройное целое; только на основе опыта эти знания объединятся в некую органическую систему и внезапно обретут отсутствовавший ранее смысл" .

  • См.: Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. С. 226-232.
  • Мид М. Культура и мир детства. С. 232.

МИД (Mead) Маргарет (1901-1978) — американский антрополог, профессор Нью-Йоркского, Йельского, Колумбийского университетов, ученица Боаса (см.) и Бенедикт (см.). Дочь Дж.Г. Мида (см.). Работала в отделе этнологии Американского музея естественной истории. В течение 40 лет изучала примитивные народы бассейна Тихого океана.

Основные работы: «Взросление на Самоа» (1927); «Как растут на Новой Гвинее» (1930); «Пол и темперамент в трех примитивных обществах» (1935); «Мужчина и женщина: изучение полов в изменяющемся мире» (1949); «Преемственность в эволюции культуры» (1964); «Культура и преемственность. Изучение конфликта, поколений» (1970) и др.

Главная тема творчества М. — «Культура и Личность» — охватывает несколько направлений исследований: культурно обусловленные методы воспитания, их влияние на развитие индивидуальности у детей; социальные источники конфликтов между поколениями (сравнение подросткового периода в архаических обществах и в странах Запада); предписываемые культурой способы мужского и женского поведения, зависимость сексуального поведения, соотношения материнских и отцовских ролей от принципов культуры; этнокультурные особенности психических процессов, закономерности формирования и проявления национального характера. М. разграничивала понятия социализации и инкультурации, где первое обозначает социальное научение вообще, а второе — «реальный процесс научения, как он происходит в специфической культуре».

М. выделяет три типа культур: 1) постфигуративные; 2) кофигуративные; 3) префигуративные. Для первого типа характерно: неосознанность и медлительность изменений; чувство неизменной преемственности, обусловленное непосредственным контактом по крайней мере трех поколений. Прототипом постфигуративной культуры может быть изолированная примитивная культура, в которой мифологическое и близкое прошлое сливаются, а неизменность поддерживается вытеснением всего, что нарушает непрерывность и тождество.

Условия, ведущие к изменениям в культурах постфигуративного типа, существуют в скрытом виде. Кофигуративной является культура, в которой моделью поведения для людей, принадлежащих данному обществу, становится поведение их современников. Кофигурация начинается там, где наступает кризис постфигуративной системы (например, в результате уничтожения старшего поколения, развития техники, переселения, завоевания, смены вероисповедания, революции и т.д.). Стиль кофигурации, пределы ее проявления в поведении могут определять и старшие поколения.

Постфигуративные элементы, придающие обществу устойчивость, присутствуют и в этом типе культуры в виде некритически воспринятых убеждений и ценностей и автоматически усвоенных поведенческих реакций. Постфигуративные культуры, согласно М., могут восстанавливаться с помощью господствующей религии, национального государства или в форме культур отдельных социальных групп. Утверждению кофигурации в качестве доминирующей формы передачи культуры способствуют, по мнению М., средства массовой информации. Обострение различий опыта поколений создает новую культурную форму — префигурацию, где старшие поколения учатся у младших. М. различала культуры, в которых дети обучаются в основном практически (на собственном опыте), но под руководством старших (learning cultures) и культуры, где существуют специализированные институты обучения детей (teaching cultures).

Теоретические и культурологические исследования М. кумулируются в утопический проект создания всемирной «культуры участия», в которой приобретение человечеством семиотического и языкового единства будет возможно в результате технологической модернизации «третьего мира» и «революции метафор» в развитых странах, в ходе которой произойдет переориентация западной культуры с демонического понятия «ад» на живой образ «рая». Идеи М. продолжают оказывать влияние на этнографические (этнологические) и культурологические исследования, а также на социологическую школу символического интеракционизма.

Маргарет Мид (Margaret Mead, 16 декабря 1901, Филадельфия — 15 ноября 1978, Нью-Йорк) — американский антрополог.

Родилась в квакерской семье в Филадельфии, в семье отца — профессора Уортонской школы бизнеса Пенсильванского университета, и матери — социолога, работавшего с итальянскими иммигрантами. Один год проучилась в университете Де По в Индиане, получила степень бакалавра в Колумбийском университете (1923), в 1924 году защитила там же магистерскую диссертацию. На её научные взгляды оказали большое влияние Рут Бенедикт и Франц Боас. В 1925 году отправилась на полевые исследования в Полинезию, на Самоа, где собрала большой материал о процессе социализации детей и подростков в самоанское общество.

После возвращения из Полинезии в 1926 году начала работать куратором в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. В 1929 году защитила диссертацию в Колумбийском университете и получила степень доктора философии (Ph.D.).

Трижды была замужем за различными антропологами (в том числе за Грегори Бейтсоном).

Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах (разрыв поколений), детскую психологию с позиций т. н. этнопсихологической школы.

В работе «Взросление на Самоа» (1928) пришла к выводу об отсутствии конфликта поколений и трудностей социализации подростков в традиционном обществе.

Книги (2)

Культура и мир детства

Первое издание на русском языке избранных произведений выдающегося американского этнографа Маргарет Мид, посвященных этнографии детства.

Книга дает достаточно полное представление об оригинальных полевых исследованиях и теоретических взглядах М. Мид, оказавшей сильное влияние на развитие зарубежной этнографии и психологии XX века.

Мужское и женское

Исследование полового вопроса в меняющемся мире.

Как будут мужчины и женщины представлять себе свои мужские и женские качества в быстро меняющемся мире двадцатого (и добавим — двадцать первого) столетия, когда приходится пересматривать столь многие понятия?

Книга написана с привлечением материала о культурах семи племен и народов Южных морей, которые автор исследовала сама, а также данных по всем известным мировым культурам, где рождались мифы, выражающие связь между мужчинами и женщинами, женщинами и детьми, с применением методов науки антропологии, изучающей сложившиеся обычаи и помогающей сопоставить, каким образом люди на едином биологическом наследственном материале выстроили столь различные и удивительные культуры.

Что еще почитать