Пример: Психолого-педагогическая характеристика ученика. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося: Методические указания

на____________________________________________ ученика (цу)________________ класса

школы №______________г. (района)№________________ за период с_________ по ________

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ:

Возраст, пионер или комсомолец, был ли в детском саду, сколько лет? Менял ли класс? Если да, то почему?

Внешний вид (словесный портрет).

II. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1. Общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний. состояние органов зрения.

2. Рост, вес. Соответствие физического развития возрастным нормам.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

1. Состав семьи: возраст каждого члена семьи, профессия, об­разование, место работы и должность взрослых членов семьи.

2. Жилищные условия. Какие условия имеет ученик в квартире (отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места занятий и т. д.).

3. Материальная обеспеченность семьи.

4. Общая атмосфера взаимоотношений в семье (наличие конфликтности, антипатий, дружелюбия, согласия и т. д.).

5. Отношение членов семьи к школьнику (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность, оказание помощи в учебной деятельности, проявление внимания к духовному развитию ребенка и т. п.)

6. Отношение школьника к членам семьи (уважение, желание поддержать, заботливость, вежливость, послушание, эгоизм, капризность, упрямство, негативизм, деспотизм, пренебрежение и т. д.).

IV. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА, ЧЛЕНОМ КО­ТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕНИК.

1. Количественный и половой состав.

2. Общая характеристика успеваемости, дисциплинированности, общественной активности, психологического климата в классе.

V. ПОЛОЖЕНИЕ УЧЕНИКА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОТНОШЕНИИ С УЧИТЕЛЯМИ



1. Официальный статус ученика (успеваемость, дисциплинированность, какие общественные поручения выполняют?).

2. Как выполняет общественные поручения (хорошо, удовлетворительно, плохо, с энтузиазмом, с удовольствием, не выполняет.?).

3. Какое положение занимает в классе (лидер, популярный, принятый, изолированный, отверженный).

4. Какую роль играет в общественной работе, играх со сверстниками (инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель?).

5. Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно?).

6. Общительность, широта и постоянство контактов с одноклассниками, наличие или отсутствие близких друзей среди одноклассников, причины дружбы, проявление товарищеских качеств (взаимопомощь, взаимовыручка, надежность или способность к предательству и т. д.). Если ученик одинок в классе, то где, с кем и на основе каких интересов он общается?

7. Характер взаимоотношений со сверстниками противоположного пола (активные дружеские связи или неспособность установить контакт, сдержанность или развязность и т. д.).

8. Характер взаимоотношений с учителями (наличие или отсутствие конфликтов, проявление грубости, реакция на оценки и замечания и т. д.).

VI. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

1. Степень сформированности идейно-политической направленности личности (проявляет ли интерес к политическим событиям в стране, к периодической печати, к остро дискуссионным молодежным телепередачам? Глубина и широта информированности по политическим вопросам. Сформированность личностной позиции),

2. Преобладает индивидуалистическая или коллективистическая направленность?

3. Нравственные убеждения ученика (например, его представление честности, справедливости, принципиальности, порядочности, доброте и т. д.). Содержание, степень сформированности и устойчивости нравственных убеждений. Единство знания и поведения. Идеалы ученика (их содержание, степень влияния на поведе­ние и самовоспитание).

4. Отношение к труду (общественно-полезный труд и школе и дома, уроки труда). Уважает ли труд или относится к нему с пренебрежением? Проявляет добросовестность, трудолюбие, аккуратность в труде или противоположные качества? Какие трудовые навыки (в том числе и навыки по самообслуживанию) сформированы? Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям?

5. Преобладающие мотивы учебной деятельности (ради чего, почему учится?). Какое отношение проявляет к различным учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, добросовестное, безразличное, отрицательное). Укажите причины сформировавшихся отношении. Какую активность проявляет на уроках (высокую, среднюю, низкую, не проявляет?). Как выполняет свои учебные обязанности (аккуратно, небрежно, регулярно, не регулярно, испытывает затруднения в работе, не выполняет) ?

6. Проявляет ли интерес к искусству, спорту, технике и т. д.? Устойчивость, глубина, широта, действенность интересов. Культурный кругозор; Участвует ли в работе (если да, то в какой и где) кружка, секции, факультатива? Каковы читательские интересы школьника (их содержание, устойчивость) ? Положительно или от­рицательно влияют не учебные интересы на учебные и наоборот? Приведите примеры.

7. Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (если да, то кем хочет быть)? К какому типу профессий имеет склонность (человек – человек, человек – природа, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ)? Имеет ли достаточно полное представление о будущей профессии (да, частично, нет)? Осуществляет ли самостоятельную подготовку к будущей профессии? Соответствуют ли способности ученика его профессиональным намерениям? (Наличие той или иной способности проявляется в успешном выполнении соответствующей деятельности, в сравнительно быстром и прочном усвоении знаний).

VII. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКА

1. Оценка уровня притязаний (высокий, средний, низкий). Он проявляется в тех целях, которые ученик хочет достичь в учебе и будущей работе, в том положении, которого он добивается в классном коллективе.

2. Характеристика самооценки (адекватная или неадекватная, последняя может быть завышенной и заниженной). Приведите примеры ситуаций, в которых проявился характер самооценки ученика. Адекватная самооценка проявляется в способности ученика объективно оценить свои успехи и неудачи в учебе или другом виде деятельности, в умении видеть и признавать свои ошибки, в критическом отношении к недостаткам своего характера и т, д. Завышенная самооценка порождает такие особенности поведения, как эгоизм, самовлюбленность, зазнайство, высокомерие, стремление к лидерству, пренебрежение мнением окружающих, некритическое отношение к себе и очень высокие требования к окружающим. Заниженная самооценка у школьника проявляется в неуверенности в своих силах, пассивности, отчужденности, высокой тревожности, подавленности, болезненной чувствительности и ранимости, ощущении своей неполноценности по сравнению с окружающими.

VIII. УРОВЕНЬ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА-

1. Степень сформированности общеучебных умений и навыков (умение выделять главное, планировать учебную работу, читать и писать в нужном темпе, самостоятельно работать с книгой, осуществлять самоконтроль).

2. Особенности внимания. Оцените, насколько развита способность ученика управлять своим вниманием (иными словами, сформирование ли произвольное внимание и соответствует ли его развитие возрастным закономерностям?). Проявляются ли у ученика недостатки внимания, в какой форме («хлестаковская» или «профессорская» рассеянность)? Опишите особенности развития отдельных свойств внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

а) Характеризуя устойчивость, следует, во-первых, отметить, является ли внимание ученика устойчивым, как правило, на протяжении всего урока или же ученик может быть сосредоточенным лишь какой-то промежуток времени (указать, какой: 5, 10, 15 мин. ... В начале, в середине, в конце урока). Во-вторых, указать, проявляется ли неустойчивость внимания примерно одинаково на всех уроках или существенно зависит от интересов школьника.

б) О степени концентрации внимания ученика свидетельствует его реакция на отвлекающие раздражители. Чем более сильный раздражитель требуется для отвлечения внимания школьника, тем концентрированнее его внимание. И, наоборот, если школьник легко отвлекается па незначительные посторонние раздражители, то концентрация внимания низкая.

в) О высоком развитии распределения внимания свидетельствует способность ученика одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности, Приведите примеры проявления этого качества.

г) О высокой скорости переключения внимания свидетельствует легкость включения в работу в начале урока; легкость перехода от одного вида учебной деятельности к другому (например, от усвоения нового материала к ответам по домашнему заданию); Учтите, что переключаемость внимания тесно связана с типом темперамента. У подвижных типов темперамента (сангвиники, холерики) это качество, как правило, развито сильнее, чем у малоподвижных типов темперамента (флегматики, меланхолики).

3. Особенности восприятия (тип восприятия, степень развития наблюдательности).

4. Особенности памяти (Скорость заучивания, длительность сохранения, точность воспроизведения. Тип памяти по оптимальному способу заучивания. Сравнительное развитие смысловой и механической памяти. Сравнительное развитие образной и словесно-логической памяти. Владение рациональными приемами заучивания).

а) Разным школьникам требуется разное количество повторений для того, чтобы запомнить одно и то же стихотворение, формулу, правило и т. д. Память школьников в этом случае различается по скорости заучивания.

б) Существование индивидуальных различий в длительности сохранения материала иллюстрирует следующий пример: один ученик легко вспоминает материал, заученный несколько месяцев (лет) назад, а другой не может вспомнить материал, усвоенный несколько дней назад.

в) характеризуя индивидуальные особенности памяти школьника по точности воспроизведения, нужно отметить, насколько полно ученик обычно воспроизводит учебный материал, допускает ли фактические ошибки и т. д.

г) При определении типа памяти следует помнить, что различают зрительный, слуховой, моторный и комбинированный типы Памяти. Тип памяти определяется по наиболее оптимальному для данного человека способу запоминания информации любого содержания. Он может быть установлен на основе наблюдений, самоотчета школьника, а также экспериментальных исследований.

д) О высоком развитии механической памяти свидетельствует например, легкость заучивания цифрового материала, стихотворений, а также дословная передача учебных текстов О высоком развитии смыслового запоминания свидетельствует передача учебных текстов своими словами, легкость использования запомненной информации для решения различных задач.

е) О высоком развитии образной памяти свидетельствует, например, хорошая память на лица, голоса друзей, картины природы, музыкальные мелодии, запахи и т. д. О высоком развитии словесно-логической памяти свидетельствует легкость запоминания текстов различного содержания, математических формул и т. д.

ж) К рациональным приемам заучивания можно отнести: смысловую группировку текста, распределенное во времени повторение, использование мнемотехнических приемов и т. д.

5. Особенности мышления

а) Какой тип мышления является преобладающим у данного школьника? (предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное). Если ученик проявляет склонность к решению технических, конструкторских, организаторских задач, то у него развит предметно-действенный вид мышления.

Если при изучении математики ученик легче решает геометрические задачи, чем алгебраические; если при изучении истории, например, легче усваивает факты, характеристики отдельных исторических деятелей, детали событий, склонен к эмоциональному изложению, то у ученика преобладает образное мышление.

Если ученик легче решает задачи, требующие отвлеченных рассуждении, легко делает обобщения, при изложении материала де­лает акцент на основных закономерностях и связях событий, то у него преобладает абстрактное мышление.

- гибкость (умение находить новые способы решения задач, умение понять мнение другого человека и стать на его точку зрения и т. д.) Противоположное качество называется инертностью;

Умениелогично, доказательно, обоснованно излагать своп мысли;

- глубина (умение проникнуть в сущность сложных вопросов, видеть причины и следствия явлении и т. д.);

- находчивость, сообразительность (умение в короткий срок разобраться в сложных ситуациях). Противоположное качество называется замедленностью мышления;

- самостоятельность в рассуждениях (умение выработать свое мнение, аргументировать свою точку зрения);

- критичность (способность объективно оценивать свои и чужие мысли).

Проводитьанализ учебного текста, условия задачи, художественного произведения и т. д.;

Проводитьсравнение понятий;

Даватьопределение понятий;

Приводить примеры и факты, иллюстрирующие и подтверждающие какие-либо правила и законы;

Проводитьклассификацию понятий, явлений.

6. Особенности речи (словарный запас, правильность, выразительность, образность, эмоциональность речи, умение выражать свои мысли в устной и письменной речи).

IX. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА

1. Преобладающий эмоциональный тонус: какое настроение наиболее типично для школьника (жизнерадостное, оптимистичное, веселое, бодрое, спокойное, серьезное, легкомысленное, вялое, подавленное, грустное, раздражительное, возбужденное, встревоженное, пессимистичное и т. д.)?

2. Устойчивость эмоциональных состояний. Она может быть большой (проявляется в редкой смене настроений, такого человека трудно взволновать, он не скоро успокаивается и т. д.) или малой (противоположные проявления).

3. Степень эмоциональной возбудимости. Возбудимость может быть повышенной (такого человека легко удивить, обрадовать, обидеть, разгневать; он по малейшим поводам приходит в волнение, впечатлителен и т. д.) или пониженной (противоположные проявления).

4. Характер протекания эмоций (бурное, яркое выражение, горячность, вспыльчивость, склонность к аффектам или сдержанность, владение собой).

5. Типичная для ученика форма реакции на стрессовую ситуацию: агрессивная или депрессивная? Например, когда ученика оскорбляют или обижают, как он реагирует: грубит, озлобляется, дерется или плачет, впадает в отчаяние, испытывает неуверенность в себе? Как ведет себя в ответственной ситуации (на экзамене, соревновании, публичном выступлении): мобилизуется и показывает более высокие результаты, чем обычно или наоборот?

X. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

Оцените, насколько развиты у ученика такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание, смелость, самостоятельность, дисциплинированность, организованность внушаемость, упрямство.

XI. ТЕМПЕРАМЕНТ

Какой тип высшей нервной деятельности (по силе - слабости,уравновешенности, подвижности нервных процессов) характерен для ученика? Черты какого типа темперамента преобладают (холерического, сангвинического, флегматического, меланхолического)?

Какой тип высшей нервной деятельности (по преобладанию левого или правого полушария) проявляется у учащегося (мыслительный или художественный тип)?

XII. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

В этом разделе следует указать, является характер школьника по степени выраженности «средним» или у него наблюдается акцентуация характера, т. е. некоторые черты характера резко усилены. В последнем случае можно предположительно определить тип акцентуации на основе приведенных описаний различных акцентуаций характера. Для каждого типа акцентуации характерно наличие «слабого звена» или «места наименьшего сопротивления». Это те строго определенные ситуации, в которых тип характера проявляет свою слабость.

XIII. ВЫВОДЫ

1. Правильно ли развивается личность школьника? Какие ка­чества личности (интересы, черты характера, способности) надо бы воспитать у ученика для его всестороннего развития? Какие недостатки личности необходимо исправить?

2. Какие условия жизни, воспитания в семье и школе способствовали развитию положительных черт личности и какие привели к отрицательным?

3. Каким должен быть индивидуальный подход к данному учащемуся со стороны отдельных учителей, классного руководителя, пионерской и комсомольской организации для улучшения их воспитательного воздействия?

Цель: изучить психологические особенности сознания и личности учащегося и составить психолого-педагогическую характеристику.

Педагогу необходимо уметь ориентироваться в учебно-воспитательном процессе на индивидуально-психологические особенности каждого конкретного ученика. Это предполагает не только умение выделить отдельные черты и свойства личности учащегося, но и видеть его как целостную личность, выступающую в качестве активного субъекта собственной жизнедеятельности и всех тех социальных контактов, в которые он включён. Поэтому психолого-педагогическая характеристика является средством для целостного восприятия педагогом личности учащегося.

Этапы выполнения задания

1. Выбрать двух учащихся с различным уровнем успеваемости для изучения и последующего написания психолого-педагогической характеристики, установить с ними личный контакт.

2. Изучить схему психолого-педагогической характеристики и составить план сбора необходимой информации с указанием способа её получения (наблюдение, беседа, экспериментальное исследование). Для сбора информации рекомендуется использовать приведённые в данном методическом пособии схемы наблюдений, планы бесед и экспериментальные методики.

3. В процессе прохождения практики необходимо осуществить сбор необходимых материалов для составления психолого-педагогической характеристики двух учащихся. На следующем этапе следует проанализировать данные, полученные в ходе изучения учащихся, обобщить их и составить психолого-педагогические характеристики.

СХЕМА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ

1.Общие сведения об ученике. Фамилия, имя и отчество ученика. Возраст. Физическое развитие. Состояние здоровья (в том числе нервно-психического). Состав семьи и её социально-культурный уровень.

2.Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности познавательной сферы учащегося. Преобладающий уровень успеваемости (отличный, хороший, удовлетворительный, не успевает), склонность к одним предметам и затруднения в других. Психологическая характеристика учебной деятельности.



Мотивы учебной деятельности. Состояние дисциплины и ответственности, особенности переживания успехов и неудач, отношение к похвале и порицаниям учителя, относящиеся к учебной деятельности.

Умение учиться : умение принимать учебную задачу, умение выделять и осуществлять учебные действия и действия контроля, умение самостоятельно работать с учебником, составлять планы-конспекты, умение адекватно оценивать результаты учебной деятельности. Отношение к отметкам. Умение организовать самостоятельную учебную деятельность: систематически готовить домашние задания, находить дополнительную информацию, готовить рефераты и сообщения и т.п.

Активность на уроках . Особенности познавательной деятельности. Особенности внимания. Преобладающий вид внимания на уроке. Сформированность произвольного внимания, распределения, переключения и устойчивости внимания.

Особенности памяти. Преобладающий тип памяти учащегося (зрительный, слуховой, моторный). Доминирующие способы заучивания материала (механический или осмысленный), владение приемами рационального запоминания.

Особенности мышления . Сформированность умственных действий. Умение анализировать учебный материал, обобщать прочитанное, делать самостоятельно выводы. Гибкость ума.

Особенности речи. Умение выражать мысли в устной и письменной форме (понятность, логичность, образность, оригинальность речи, запас слов учащегося).

Характеристика способностей. Наличие специальных способностей (к литературе, музыке, рисованию, математике и т.д.). Уровень развития общих способностей: способностей к овладению знаниями, умениями, навыками (способности к учению).

3. Психологические особенности общения и личности учащегося. Состав класса, уровень успеваемости и дисциплина в нем. Место ученика в системе межличностных отношений (наличие или отсутствие друзей, конфликтов в общении с одноклассниками). Сформированность навыков общения. Проявления организаторских способностей (инициативен или пассивен, организатор или исполнитель).

Черты характера, проявляющиеся в отношении к коллективу и сверстникам: положительные (гуманность, доброта, терпимость, искренность, ответственность, справедливость, проявления дружбы и товарищества и др.); отрицательные черты (жестокость, завистливость, лживость, нетерпимость, равнодушие, черствость, грубость и др.).

Отношение к общественным поручениям и совместным с одноклассниками видам деятельности, качество их выполнения.

Отношения с родителями : уважение и любовь, признание, их влияния или равнодушие, отчужденность. Отношение к педагогам, их авторитетность для ученика.

Потребностно-мотивационная сфера учащегося. Основные мотивы поведения и цели, к которым стремится ученик. Место нравственных мотивов в общей иерархической структуре. Ценностные ориентации учащегося. Интересы ученика, их направленность (литература, музыка, спорт, техника, политика и т.д.), широта, устойчивость, связь с интересами класса. Профессиональные интересы и намерения. Предпочитаемые виды труда. Отношение к процессу и результату труда. Наличие трудовых навыков.

Особенности самосознания . Содержание образа Я, различия между Я-реальным и Я-идеальным. Особенности самооценки.

Эмоционально-волевая сфера . Преобладающие эмоции. Особенности эмоциональных состояний (склонность к аффективным реакциям). Умение владеть своими эмоциями. Развитие высших чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Волевые черты: целеустремленность и самостоятельность. Актив­ность и инициативность. Устойчивость поведения или внушаемость, склонность поддаваться влиянию других. Дисциплинированность и сте­пень ее сознательности. Выдержка и самообладание. Сила воли. Не­достатки воли (упрямство, нерешительность, негативизм, лживость, неумение доводить дело до конца и др.).

4. Общие психолого-педагогические выводы. Основные достижения и проблемы личности учащегося и их возможные причины (внешние и внутренние). Ближайшие и перспективные учебно-воспитательные задачи. Предполагаемые пути их решения.

Содержание:

Принципы построения психолого-педагогическая характеристики точно описаны еще А.Ф.Лазурским: «Для того чтобы эти характеристики не представляли собою беспорядочной груды сырого материала (ценность которого в таких случаях была бы более чем сомнительной), необходимо соблюдать одно очень важное условие: каждая характеристика должна быть подвергнута детальному психологическому анализу, с целью определить преобладающие наклонности данного человека и способ их сочетания, показать, каким образом комбинации преобладающих основных наклонностей образуют ряд сложных проявлений, свойственных этому человеку, одним словом – выяснить психологическую конструкцию данной личности.

Придавая такое важное значение психологическому анализу полученных результатов, мы в то же время все наши усилия направили на то, чтобы избежать другой ошибки, благодаря которой даже подробные характеристики теряют нередко половину своего значения. Ошибка эта заключается в том, что наблюдатель, отмечая у характеризуемого лица какое-нибудь качество, делает это в общих выражениях, не приводя ни внешних, конкретных проявлений этого качества, ни таких фактов, на основании которых он пришел к своему выводу. Отметивши, например, что наблюдаемый мальчик аккуратен, или настойчив, или рассеян и невнимателен, нередко ограничиваются этим и не считают нужным пускаться в дальнейшие пояснения.» (А.Ф. Лазурский, 1908).

Таким образом, составленная Вами характеристика должна представлять собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывать их внутреннюю связь и связь с окружением и занятиями ребенка, и подтверждаться результатами наблюдений , примерами из жизни. Это должно быть описание живого ребенка, а не абстрактного индивида, и вместе с тем это должно быть точное, научное описание на психологическом языке.

на____________________________________________ ученика (цу)________________ класса

школы №______________г. (района)№________________ за период с_________ по ________

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ:

Возраст, пионер или комсомолец, был ли в детском саду, сколько лет? Менял ли класс? Если да, то почему?

Внешний вид (словесный портрет).

II. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    Общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний. состояние органов зрения.

    Рост, вес. Соответствие физического развития возрастным нормам.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

    Состав семьи: возраст каждого члена семьи, профессия, об­разование, место работы и должность взрослых членов семьи.

    Жилищные условия. Какие условия имеет ученик в квартире (отдельная комната, угол, отдельный стол, нет постоянного места занятий и т. д.).

    Материальная обеспеченность семьи.

    Общая атмосфера взаимоотношений в семье (наличие конфликтности, антипатий, дружелюбия, согласия и т. д.).

    Отношение членов семьи к школьнику (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность, оказание помощи в учебной деятельности, проявление внимания к духовному развитию ребенка и т. п.)

    Отношение школьника к членам семьи (уважение, желание поддержать, заботливость, вежливость, послушание, эгоизм, капризность, упрямство, негативизм, деспотизм, пренебрежение и т. д.).

IV. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА, ЧЛЕНОМ КО­ТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ УЧЕНИК.

    Количественный и половой состав.

    Общая характеристика успеваемости, дисциплинированности, общественной активности, психологического климата в классе.

V. ПОЛОЖЕНИЕ УЧЕНИКА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ОТНОШЕНИИ С УЧИТЕЛЯМИ

    Официальный статус ученика (успеваемость, дисциплинированность, какие общественные поручения выполняют?).

    Как выполняет общественные поручения (хорошо, удовлетворительно, плохо, с энтузиазмом, с удовольствием, не выполняет.?).

    Какое положение занимает в классе (лидер, популярный, принятый, изолированный, отверженный).

    Какую роль играет в общественной работе, играх со сверстниками (инициатор, организатор, исполнитель, созерцатель?).

    Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно?).

    Общительность, широта и постоянство контактов с одноклассниками, наличие или отсутствие близких друзей среди одноклассников, причины дружбы, проявление товарищеских качеств (взаимопомощь, взаимовыручка, надежность или способность к предательству и т. д.). Если ученик одинок в классе, то где, с кем и на основе каких интересов он общается?

    Характер взаимоотношений со сверстниками противоположного пола (активные дружеские связи или неспособность установить контакт, сдержанность или развязность и т. д.).

    Характер взаимоотношений с учителями (наличие или отсутствие конфликтов, проявление грубости, реакция на оценки и замечания и т. д.).

VI. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

    Степень сформированности идейно-политической направленности личности (проявляет ли интерес к политическим событиям в стране, к периодической печати, к остро дискуссионным молодежным телепередачам? Глубина и широта информированности по политическим вопросам. Сформированность личностной позиции),

    Преобладает индивидуалистическая или коллективистическая направленность?

    Нравственные убеждения ученика (например, его представление честности, справедливости, принципиальности, порядочности, доброте и т. д.). Содержание, степень сформированности и устойчивости нравственных убеждений. Единство знания и поведения. Идеалы ученика (их содержание, степень влияния на поведе­ние и самовоспитание).

    Отношение к труду (общественно-полезный труд и школе и дома, уроки труда). Уважает ли труд или относится к нему с пренебрежением? Проявляет добросовестность, трудолюбие, аккуратность в труде или противоположные качества? Какие трудовые навыки (в том числе и навыки по самообслуживанию) сформированы? Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям?

    Преобладающие мотивы учебной деятельности (ради чего, почему учится?). Какое отношение проявляет к различным учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, добросовестное, безразличное, отрицательное). Укажите причины сформировавшихся отношении. Какую активность проявляет на уроках (высокую, среднюю, низкую, не проявляет?). Как выполняет свои учебные обязанности (аккуратно, небрежно, регулярно, не регулярно, испытывает затруднения в работе, не выполняет) ?

    Проявляет ли интерес к искусству, спорту, технике и т. д.? Устойчивость, глубина, широта, действенность интересов. Культурный кругозор; Участвует ли в работе (если да, то в какой и где) кружка, секции, факультатива? Каковы читательские интересы школьника (их содержание, устойчивость) ? Положительно или от­рицательно влияют не учебные интересы на учебные и наоборот? Приведите примеры.

    Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (если да, то кем хочет быть)? К какому типу профессий имеет склонность (человек – человек, человек – природа, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ)? Имеет ли достаточно полное представление о будущей профессии (да, частично, нет)? Осуществляет ли самостоятельную подготовку к будущей профессии? Соответствуют ли способности ученика его профессиональным намерениям? (Наличие той или иной способности проявляется в успешном выполнении соответствующей деятельности, в сравнительно быстром и прочном усвоении знаний).

VII. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКА

    Оценка уровня притязаний (высокий, средний, низкий). Он проявляется в тех целях, которые ученик хочет достичь в учебе и будущей работе, в том положении, которого он добивается в классном коллективе.

    Характеристика самооценки (адекватная или неадекватная, последняя может быть завышенной и заниженной). Приведите примеры ситуаций, в которых проявился характер самооценки ученика. Адекватная самооценка проявляется в способности ученика объективно оценить свои успехи и неудачи в учебе или другом виде деятельности, в умении видеть и признавать свои ошибки, в критическом отношении к недостаткам своего характера и т, д. Завышенная самооценка порождает такие особенности поведения, как эгоизм, самовлюбленность, зазнайство, высокомерие, стремление к лидерству, пренебрежение мнением окружающих, некритическое отношение к себе и очень высокие требования к окружающим. Заниженная самооценка у школьника проявляется в неуверенности в своих силах, пассивности, отчужденности, высокой тревожности, подавленности, болезненной чувствительности и ранимости, ощущении своей неполноценности по сравнению с окружающими.

VIII. УРОВЕНЬ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА-

    Степень сформированности общеучебных умений и навыков (умение выделять главное, планировать учебную работу, читать и писать в нужном темпе, самостоятельно работать с книгой, осуществлять самоконтроль).

    Особенности внимания. Оцените, насколько развита способность ученика управлять своим вниманием (иными словами, сформирование ли произвольное внимание и соответствует ли его развитие возрастным закономерностям?). Проявляются ли у ученика недостатки внимания, в какой форме («хлестаковская» или «профессорская» рассеянность)? Опишите особенности развития отдельных свойств внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

а) Характеризуя устойчивость, следует, во-первых, отметить, является ли внимание ученика устойчивым, как правило, на протяжении всего урока или же ученик может быть сосредоточенным лишь какой-то промежуток времени (указать, какой: 5, 10, 15 мин. ... В начале, в середине, в конце урока). Во-вторых, указать, проявляется ли неустойчивость внимания примерно одинаково на всех уроках или существенно зависит от интересов школьника.

б) О степени концентрации внимания ученика свидетельствует его реакция на отвлекающие раздражители. Чем более сильный раздражитель требуется для отвлечения внимания школьника, тем концентрированнее его внимание. И, наоборот, если школьник легко отвлекается па незначительные посторонние раздражители, то концентрация внимания низкая.

в) О высоком развитии распределения внимания свидетельствует способность ученика одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности, Приведите примеры проявления этого качества.

г) О высокой скорости переключения внимания свидетельствует легкость включения в работу в начале урока; легкость перехода от одного вида учебной деятельности к другому (например, от усвоения нового материала к ответам по домашнему заданию); Учтите, что переключаемость внимания тесно связана с типом темперамента. У подвижных типов темперамента (сангвиники, холерики) это качество, как правило, развито сильнее, чем у малоподвижных типов темперамента (флегматики, меланхолики).

    Особенности восприятия (тип восприятия, степень развития наблюдательности).

    Особенности памяти (Скорость заучивания, длительность сохранения, точность воспроизведения. Тип памяти по оптимальному способу заучивания. Сравнительное развитие смысловой и механической памяти. Сравнительное развитие образной и словесно-логической памяти. Владение рациональными приемами заучивания).

а) Разным школьникам требуется разное количество повторений для того, чтобы запомнить одно и то же стихотворение, формулу, правило и т. д. Память школьников в этом случае различается по скорости заучивания.

б) Существование индивидуальных различий в длительности сохранения материала иллюстрирует следующий пример: один ученик легко вспоминает материал, заученный несколько месяцев (лет) назад, а другой не может вспомнить материал, усвоенный несколько дней назад.

в) характеризуя индивидуальные особенности памяти школьника по точности воспроизведения, нужно отметить, насколько полно ученик обычно воспроизводит учебный материал, допускает ли фактические ошибки и т. д.

г) При определении типа памяти следует помнить, что различают зрительный, слуховой, моторный и комбинированный типы Памяти. Тип памяти определяется по наиболее оптимальному для данного человека способу запоминания информации любого содержания. Он может быть установлен на основе наблюдений, самоотчета школьника, а также экспериментальных исследований.

д) О высоком развитии механической памяти свидетельствует например, легкость заучивания цифрового материала, стихотворений, а также дословная передача учебных текстов О высоком развитии смыслового запоминания свидетельствует передача учебных текстов своими словами, легкость использования запомненной информации для решения различных задач.

е) О высоком развитии образной памяти свидетельствует, например, хорошая память на лица, голоса друзей, картины природы, музыкальные мелодии, запахи и т. д. О высоком развитии словесно-логической памяти свидетельствует легкость запоминания текстов различного содержания, математических формул и т. д.

ж) К рациональным приемам заучивания можно отнести: смысловую группировку текста, распределенное во времени повторение, использование мнемотехнических приемов и т. д.

    Особенности мышления

а) Какой тип мышления является преобладающим у данного школьника? (предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное). Если ученик проявляет склонность к решению технических, конструкторских, организаторских задач, то у него развит предметно-действенный вид мышления.

Если при изучении математики ученик легче решает геометрические задачи, чем алгебраические; если при изучении истории, например, легче усваивает факты, характеристики отдельных исторических деятелей, детали событий, склонен к эмоциональному изложению, то у ученика преобладает образное мышление.

Если ученик легче решает задачи, требующие отвлеченных рассуждении, легко делает обобщения, при изложении материала де­лает акцент на основных закономерностях и связях событий, то у него преобладает абстрактное мышление.

    гибкость (умение находить новые способы решения задач, умение понять мнение другого человека и стать на его точку зрения и т. д.) Противоположное качество называется инертностью;

    умение логично, доказательно, обоснованно излагать своп мысли;

    глубина (умение проникнуть в сущность сложных вопросов, видеть причины и следствия явлении и т. д.);

    находчивость, сообразительность (умение в короткий срок разобраться в сложных ситуациях). Противоположное качество называется замедленностью мышления;

    самостоятельность в рассуждениях (умение выработать свое мнение, аргументировать свою точку зрения);

    критичность (способность объективно оценивать свои и чужие мысли).

    проводить анализ учебного текста, условия задачи, художественного произведения и т. д.;

    проводить сравнение понятий;

    давать определение понятий;

    приводить примеры и факты, иллюстрирующие и подтверждающие какие-либо правила и законы;

    проводить классификацию понятий, явлений.

    Особенности речи (словарный запас, правильность, выразительность, образность, эмоциональность речи, умение выражать свои мысли в устной и письменной речи).

IX. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА

    Преобладающий эмоциональный тонус: какое настроение наиболее типично для школьника (жизнерадостное, оптимистичное, веселое, бодрое, спокойное, серьезное, легкомысленное, вялое, подавленное, грустное, раздражительное, возбужденное, встревоженное, пессимистичное и т. д.)?

    Устойчивость эмоциональных состояний. Она может быть большой (проявляется в редкой смене настроений, такого человека трудно взволновать, он не скоро успокаивается и т. д.) или малой (противоположные проявления).

    Степень эмоциональной возбудимости. Возбудимость может быть повышенной (такого человека легко удивить, обрадовать, обидеть, разгневать; он по малейшим поводам приходит в волнение, впечатлителен и т. д.) или пониженной (противоположные проявления).

    Характер протекания эмоций (бурное, яркое выражение, горячность, вспыльчивость, склонность к аффектам или сдержанность, владение собой).

    Типичная для ученика форма реакции на стрессовую ситуацию: агрессивная или депрессивная? Например, когда ученика оскорбляют или обижают, как он реагирует: грубит, озлобляется, дерется или плачет, впадает в отчаяние, испытывает неуверенность в себе? Как ведет себя в ответственной ситуации (на экзамене, соревновании, публичном выступлении): мобилизуется и показывает более высокие результаты, чем обычно или наоборот?

X. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

Оцените, насколько развиты у ученика такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание, смелость, самостоятельность, дисциплинированность, организованность внушаемость, упрямство.

XI. ТЕМПЕРАМЕНТ

Какой тип высшей нервной деятельности (по силе - слабости,уравновешенности, подвижности нервных процессов) характерен для ученика? Черты какого типа темперамента преобладают (холерического, сангвинического, флегматического, меланхолического)?

Какой тип высшей нервной деятельности (по преобладанию левого или правого полушария) проявляется у учащегося (мыслительный или художественный тип)?

XII. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

В этом разделе следует указать, является характер школьника по степени выраженности «средним» или у него наблюдается акцентуация характера, т. е. некоторые черты характера резко усилены. В последнем случае можно предположительно определить тип акцентуации на основе приведенных описаний различных акцентуаций характера. Для каждого типа акцентуации характерно наличие «слабого звена» или «места наименьшего сопротивления». Это те строго определенные ситуации, в которых тип характера проявляет свою слабость.

XIII. ВЫВОДЫ

    Правильно ли развивается личность школьника? Какие ка­чества личности (интересы, черты характера, способности) надо бы воспитать у ученика для его всестороннего развития? Какие недостатки личности необходимо исправить?

    Какие условия жизни, воспитания в семье и школе способствовали развитию положительных черт личности и какие привели к отрицательным?

    Каким должен быть индивидуальный подход к данному учащемуся со стороны отдельных учителей, классного руководителя, пионерской и комсомольской организации для улучшения их воспитательного воздействия?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ОТЧЕТ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Я проходил психолого-педагогическую практику в Красноярской школе №9, в период с 17.01.2008г. по 6.02.2008г.

На период прохождения практики передо мной стояла следующая цель:

Овладеть необходимыми навыками практической работы педагога-психолога в системе образования.

Задачи:

Углубить и закрепить теоретические знания, полученные в институте, и научиться применять эти знания на практике в учебно-воспитательной работе с детьми;

Научиться, опираясь на знания психологии, педагогики и физиологии детей и подростков, проводить учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую работу с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, заботиться о здоровье школьников;

Подготовиться и провести коррекционное занятие;

Овладеть некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области психологической науки, наблюдать, анализировать и обобщать передовой психолого-педагогический опыт;

Также в процессе практики я должен был овладеть следующими психолого-педагогическими умениями:

Планировать работу психолога с учениками, классом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

Вести работу по изучению отдельных учащихся;

Осуществлять психологический анализ урока, коррекционно-развивающего занятия;

Определить и реализовать коррекционные задачи занятия, выбрать и применить оптимальные методы и приемы;

Использование в процессе осуществления коррекционно-развивающей, психопрофилактической деятельности, разнообразные технические средства;

Создать условия для совершенствования образовательного процесса.

В ходе учебной практики в школе, я провёл 1 коррекционное занятие с 4 «А» классом, диагностическую работу с учащейся 4 «А» класса.

На мой взгляд коррекционное занятие прошло удачно. Мне удалось составить и провести занятие с учетом интересов детей. Дети слушали внимательно, отвечали на поставленные вопросы, участвовали в дискуссии и принимали активное участие в игре. Была создана дружелюбная, теплая обстановка в классе между детьми, а также согласие между группами ребят. Они с большим азартом выполняли все задания и внимательно слушали мои указания и советы психолога. Мне было очень интересно работать в школе в качестве психолога, общаться с детьми, проводить занятия и диагностику.

ДНЕВНИК

комплексной психолого-педагогической практики

студента 4 курса группы ПиП

заочного отделения 2007/ 2008 учебного года.

Сроки практики с 17 января по 6 февраля 2008г .

Общие сведения о школе:

Школа № 9

Групповой руководитель:

Директор школы:

Заместитель директора по воспитательной работе:

Педагог психолог:

Примечание

Подпись психолога, методиста

Знакомство и встреча с психологом. Обсуждение работы в школе. Составление плана работы.

Посещение занятия психолога. Знакомства с различными формами работы. Посещение методического кабинета, подбор литературы для работы.

Наблюдение за 4«А» классом. Посещение уроков русского языка и математики. Работа в методическом кабинете, подбор методик.

Посещение методического кабинета. Поиск литературы для составления коррекционного занятия.

Работа в методическом кабинете. Доработка коррекционного занятия. Составление и проверка.

Встреча с психологом школы, проверка коррекционного занятия. Беседа с преподавателем 4 «А» класса.

Проведение коррекционного занятия. Обсуждение с психологом, составление самоанализа.

Посещение методического кабинета, подбор методик для исследования ребёнка. Консультация с психологом в школе.

Диагностическое обследование по методике «Личностная шкала самооценки Ч. Спилберга» с ученицей 4 «А» класса.

Оформление протоколов.

Диагностическое обследование по методике «Личностный опросник Г.Ю. Айзенка».

Обработка результатов обследования.

Оформление протоколов.

Диагностическое обследование по методике «Тест умственного развития Амтхауэра».

Обработка результатов обследования.

Оформление протоколов.

Диагностическое обследование по методике 8-мицветный тест Люшера. Обработка протоколов.

Обработка результатов обследования.

Оформление протоколов.

Составление психолого-педагогической характеристики школьника.

Консультация с психологом.

Оформление отчетной документации

ПЛАН РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НА НЕДЕЛЮ

Учащиеся

Родители

Понеде- льник

Индивидуальное консультирование

Психологическая гимнастика

Школа для роди- телей, I - IV класс

Психодиагностика

Психодиагностика (обработка результа- тов)

Факультатив для де- вочек (тренинг)

«Телефон доверия» (1 смена)

Школа для роди- телей, V-VIII кл.

Модульные курсы

Факультатив для мальчиков (тренинг)

Психологическая гимнастика

Индивидуальные консультации

Педконсилиум

«Телефон доверия» (2 смена)

Школа трёх «С»

Индивидуальные консультации

Консультативное совещание с адми- нистрацией

Психотерапия

«Телефон доверия»

Школа для роди- телей, IX-XI кл.

КОНСПЕКТ

Коррекционного занятия, проведенного с учащимися 4 А класса школы 9 г.Красноярска студентом ______________

Дата проведения:

Тема : «В поисках затерянного камня, или алмаз Раджи»

Цель : Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений: развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться с взглядами других, конструктивно решать конфликтные ситуации.

Задачи :

Форма: групповая

Средства: вербально-коммуникативные, изобразительные, экспрессивные.

Материалы:

· Визитные карточки нескольких цветов (по количеству команд);

· Бумага, фломастеры, ручки;

· Спички;

· Бланки для ответов на второе задание;

· Зашифрованное письмо;

· Стулья;

· «Алмаз Раджи»

· Бланки «лицензий» по количеству команд;

· Музыкальное сопровождение

Ход занятия

При входе в помещение, где проводится занятие, каждый участник получает визитную карточку одного из цветов. Дети усаживаются по местам.

Ведущий: Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас. Сейчас с вами мы немного разомнёмся. Выполняются упражнения «Нетрадиционное приветствие», «Тропический дождь», «Те, кто». При выполнении последнего упражнения нужно разделить участников на команды по цвету визитных карточек (последним заданием будет такое: «Те, кто получил красные карточки, переходят в одну часть помещения, синие в другую и т.д.)

Ведущий. Каждая команда представляет собой детективное агентство, у которого истекает срок лицензии на детективную деятельность (демонстрируется бланк «лицензии»). Для того, чтобы его продлить, необходимо выполнить ряд заданий.

Команды, которые смогут доказать, что они вправе продолжать свою детективную деятельность, получают лицензии и становятся членами ассоциации детективных агентств.

Символом этой ассоциации является «алмаз Раджи» - уникальный драгоценный камень. Он хранится в офисе одного из агентов, и раз в год, в день профессионального праздника детективов, передаётся по очереди в другое агентство (демонстрируется «алмаз Раджи».

По результатам выполнения каждого задания ваши агентства будут получать баллы (минимальный 1, максимальный 3). После выполнения всех заданий агентства, получившие от 6 до 11 баллов, продлевают свою лицензию на один год, от 12 до 17 - на 5 лет, от 18 до 21 - на 10 лет.

Решение о присуждении баллов принимает профессиональное жюри, в состав которого входят: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, миссис Марпл (этими знаменитыми детективами на время игры становятся её ведущие).

По ходу работы командам необходимо не только хорошо выполнять задания, но и наблюдать за работой коллег из других агентств - в будущем возможно, придётся с ними сотрудничать при распутывании загадочных дел.

Первое задание «Визитная карточка»

Оборудование: листы бумаги для эмблемы и визитной карточки, фломастеры (по 1 набору для каждой команды).

Ведущий. Для успешной работы вам нужно иметь название, эмблему, девиз. Вам даётся 10 минут на то, чтобы всё это придумать, нарисовать эмблему, написать девиз, оформить визитные карточки всех сотрудников агентства в едином стиле. Затем вы должны будете изложить краткую историю агентства, рассказать об основных направлениях деятельности - какого рода преступления раскрывает ваше агентство, объяснить свою эмблему и девиз (уложиться в 3 минуты).

После выполнения этого упражнения провести рефлексию, предложив оценить работу коллег из других агентств (продолжи фразу: «В работе других агентов мне больше всего понравилось …»). Жюри объявляет о присуждённых баллах.

Примечание: Данное упражнение актуализирует навыки группового сотрудничества, вводит в атмосферу игры.

Второе задание. «Один день из жизни детектива»

Ведущий. По долгу службы детектив должен обладать многими качествами: профессионализмом, мастерством, наблюдательностью, точностью движений, умением сотрудничать. Чтобы убедить жюри, что всё это вы умеете, необходимо выполнить следующие упражнения.

Упражнение 1

Ведущий. Нужно выполнить колодец из спичек. Каждый по очереди кладёт по одной спичке. Чем выше получится колодец, тем больше баллов получит команда. Время ограничено.

Упражнение 2.

Ведущий. Это упражнение выявит, есть ли у вас чувство времени. Вы должны сесть поудобнее и закрыть глаза. Я произнесу: «Начали», а через некоторое время «Закончили».

После этого каждая команда должна обсудить и записать в свой бланк ответов, сколько времени прошло (1,5 минуты). Чем точнее ответ, тем больше присуждается баллов.

Упражнение 3.

Ведущий. Это упражнение выявит, насколько точно вы умеете определять размер предметов на глаз. Я покажу вам 3 книги с разным количеством страниц, в каждой книге закладка. Необходимо определить на глаз, сколько страниц в каждой книге и на какой странице лежит закладка. Брать книги в руки нельзя.

После обсуждения каждая команда делает запись в бланке ответов. Чем точнее ответ, тем больше присуждается баллов.

Упражнение 4.

Ведущий. Это упражнение выявит, насколько вы внимательны. Среди набора букв спрятаны слова. Необходимо как можно быстрее найти и прочитать эти слова, а так же подчеркнуть слова, содержащие 5 и более букв.

Буквенный набор.

а) бсолнцевтргщотсрэрайонгучновостьхэьэъгчарукавудэкзаменроьрочягщ

б) енгколипрокуроранчощтеориянкошзхвхоккейпргщхъюбьтроицаапрдщк

в) йъэфдвлюбовьензсьбюяспектакльпрнегушзчтбсфждъстнвтбьйлфыораф

г) унегкштелевизоренгхйитнгпамятьпрнигшщхвосприятиекнззйфорвфксь

Самоанализ коррекционного занятия

В современной социальной ситуации, способна полноценно, субъектно развиваться и функционировать та личность, которая обладает следующими психологическими новообразованиями: способность к безусловному принятию себя; способность к здоровым внутригрупповым взаимоотношениям.

В коррекционном занятии на Оптимизацию внутригрупповых взаимоотношений участвовали дети 4 класса, возраста 10-11 лет. Мы проводили занятие в игровой форме. Продолжительность занятия составляла 40 минут.

При подготовке к коррекционному занятию мы ставили следующие цели:

Продемонстрировать различные социальные роли и способы их принятия на себя;

Развить навыки группового взаимодействия, умения считаться с взглядами других, конструктивно решать конфликтные ситуации.

Задачами мероприятия были:

1. Активизировать логическое, творческое мышление, воображение, внимание, наблюдательность и фантазию у участников игры;

2. Укрепить сотрудничество, сплоченность в коллективе;

Основной замысел этого занятия, был в том, что бы укрепить доброжелательное отношение детей друг к другу и сплотить коллектив, научить их легко выходить из конфликтных ситуаций. Привлечь к сотрудничеству отдельные группы детей для достижения цели.

При наблюдении в течение занятия, можно сделать следующие выводы, о том, что у ребят хорошие взаимоотношения в коллективе, в течение игры с ребятами мы нашли общий язык, и они охотно выполняли все условия игры.

Дети быстро увлеклись игрой, принимали активное участие, слушали внимательно задания. При выполнении заданий не сразу удалось добиться от команд слаженных действий и взаимопонимания. Чувство взаимовыручки и умения слушать товарища вскоре пришло к ребятам благодаря своевременным советам психолога и желанию получить призовое место.

Данное занятие помогло активизировать логическое, творческое мышление, воображение, внимание, а так же наблюдательность и фантазию у участников игры. Э то проявилось при выполнении заданий.

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Ученицы Семёновой Светы класса 4 «А»

школы № 9

за 2007- 2008 уч. г.

Возраст ребенка 10 лет;

Развитие и здоровье девочки соответствует средней норме согласно возрасту и полу. Ребёнок эрудирован, хорошо владеет речью, не подбирает подолгу слов для ответа.

В семье девочки родители имеют высшее образование. Спиртное не употребляют. Воспитанию ребёнка уделяется много времени. Братьев, сестёр нет. Семья проживает в 3-х комнатной квартире улучшенной планировки, где у ребёнка есть своя комната. Отношения друг к другу в семье тёплые. К ребёнку относятся с любовью. Семья любит отдых на природе. Из домашних животных в доме живёт крупный попугай.

В классе, Светы учатся 10 мальчиков и 20 девочек. Успеваемость в классе средняя есть отличники, ударники, троечники и свой двоечник. Света учится хорошо, но есть одна тройка в четверти по русскому языку. Дисциплина в классе согласно возрасту учеников хорошая. Класс дружный, так как сформирован из детей одной группы детского сада. Ученики в классе обучаются по системе Виноградова. Есть в классе и своя традиция: «День именинника» - проходит 4 раза в год согласно временам года. Дети посещают в театр поиск, выставочный зал, бывают музее леса, летом ходят в небольшие походы на р.Енисей и т.д.

Девочка общительна, развивается успешно, легко находит общий язык с товарищами. Она уравновешена, спокойна, уровень психической стабильности, а также экстра/интроверсии у девочки соответствует средней норме для его пола и возраста. Уровень тревоги средний. Легко идёт на контакт, но лидером в классе не является. У неё в классе много друзей и подружек, с которыми она постоянно поддерживает связь, играет, ходит в гости и на дни рождения. Списывание у соседа считает нормальным явлением « как быть, если чего-то не знаешь». Ребёнок любит рисовать, лепить из глины, занимается плетением из бисера. Сильно развита фантазия, любит фантазировать и мечтать.

В школе выполняет функцию санитара. Эта должность выбирается общим голосованием. Есть ещё должности: цветовод, староста, трудовик, учебный сектор по работе над ошибками.

Уровень притязаний адекватный. К себе относится требовательно, домашние задания выполняет тщательно иногда с помощью родителей. Принимает критические замечания учителей. В сотрудничестве с другими ребятами работает хорошо. Любит когда прислушиваются к её мнению. К трудовой деятельности относится хорошо, любит коллективный труд в школе. Диагностируя умственные способности, можно сделать заключение о том, что уровень интеллекта у девочки высокий. Она удачно справляется с заданиями на осведомленность, обобщенность и классификацию. Чувствительна и отзывчива, однако, в ней ощущается некоторая напряжённость. Хочет сама без чьёго-либо вмешательства искать и принимать решения делать выводы. Не любит однообразие и заурядность. Поскольку она хочет, чтобы в ней видели человека, мнение которого является авторитетным - ей трудно признать свою неправоту, иногда она лишь с неохотой принимает точку зрения другого. Нуждается в признании со стороны других, в их согласии с её желаниями и уважении к её взглядам - без этого он не может почувствовать себя легко и беззаботно.

Всё необычное, оригинальное, в том числе люди с какими-либо выдающимися свойствами, производят на него сильное впечатление. Пытается перенимать те качества, которыми она восхищается и выказывает оригинальность своей собственной личности.

Проявляет интерес к гуманитарным наукам, любит математику, музыку, фольклор.

За время прохождения практики нами было проведено коррекционное занятие на оптимизацию внутригрупповых взаимоотношений: развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться с взглядами других, конструктивно решать конфликтные ситуации. В ходе занятия у детей возникали небольшие разногласия между группами, но благодаря работе психолога и моей помощи по разрешению конфликтных ситуаций, нам удалось сделать занятие полезным и увлекательным. А коллектив сплотить в достижении единой цели. Света слушала мои советы на занятии внимательно и сама помогала нам объединить разные группы в одно целое.

Мне бы хотелось посоветовать преподавателям, уделять больше внимания Свете, дать ей возможность проявить себя, помочь ей использовать свой авторитет в общении с детьми, почувствовать уверенность в себе.

Родителям хочется посоветовать прививать ребёнку любовь к спорту это поможет Свете чувствовать себя более уверенно, и научиться преодолевать трудности.

Фамилия и имя ребенка: Семёнова Света

Возраст ребенка 10 лет

Дата обследования 31.01.2008

Время начала обследования 11:45

Время окончания обследования 11:50

Методика (и) Тест умственного развития Амтхауэра

1. Первый субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний у испытуемого (испытуемый набрал 9,5 баллов из 10 возможных);

2. Второй субтест - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений (испытуемый набрал 10 баллов из 10 возможных);

3. Третий субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями (испытуемый набрал 9 баллов из 10 возможных);

4. Четвёртый субтест - выявление умения обобщать (испытуемый набрал 9,5 баллов из 10 возможных).

Уровень успешности 7-й высший (1-йнизший, 7-й высший)

ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия и имя ребенка: Семёнова Света

Возраст ребенка 10 лет

Дата обследования 02.02.2008

Время начала обследования 11:45

Время окончания обследования 11:50

Методика (и) 8-мицветный тест Люшера

Выводы: По результатам теста можно сделать выводы:

Анализ особенностей эмоциональной сферы человека

5+4+4+7+1=0-3-2-6+5-6

ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия и имя ребенка: Семёнова Света

Возраст ребенка 10 лет

Дата обследования 26.01.2008

Время начала обследования 11:45

Время окончания обследования 11:50

Методика (и) Личностная шкала самооценки Ч. Спилберга

Выводы: По результатам теста можно сделать выводы:

Данная методика позволяет оценить уровень ситуативной и личностной тревожности. (СТ=36; ЛТ=48) Средний уровень тревоги. Порой охватывает немотивированное беспокойство и приходится прикладывать усилия, чтобы «держать себя в руках», не впадая в депрессию и не проявляя излишней раздражительности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического обследования

Фамилия, имя ребенка : Семёнова Света

Дата рождения : 16.02 1997. Возраст 10 лет

Образовательное учреждение : Лесосибирская школа №9

Дата обследования : 26/29/31.01. 2008г., 02.02.2008г.

Методики, использованные при обследовании:

Личностный опросник Г.Ю. Айзенка ; Тест умственного развития Амтхауэра; Методика диагностики самооценки тревожности Ч.Д.Спилберга; Методика 8-мицветный тест Люшера.

Диагностические результаты:

По опроснику Айзенка , были получены следующие результаты по шкале лжи 1 балл, по шкале экстравертности и интровертности 12 баллов, шкала нейротизма 9 баллов.

По тесту умственного развития Амтхауэра испытуемый набрал:

Первый субтест 9,5 баллов из 10 возможных;

Второй субтест испытуемый набрал 10 баллов из 10 возможных;

Третий субтест испытуемый набрал 9 баллов из 10 возможных;

Четвёртый субтест испытуемый набрал 9,5 баллов из 10 возможных.

По методике диагностика самооценки тревожности Ч.Д.Спилберга: СТ=36,ЛТ=48.

По методике 8-мицветный тест Люшера. +5+4+4+7+1=0-3-2-6+5-6

Заключение по результатам обследования:

При диагностическом обследовании девочка вела себя спокойно, уравновешенно, проявляла интерес. В вопросах заданий ориентировалась быстро. Света общительна, развивается успешно, легко находит общий язык с товарищами. Она уравновешена, спокойна, уровень психической стабильности а также экстра/интроверсии у девочки соответствует средней норме для его пола и возраста. Уровень тревоги средний.

Диагностируя умственные способности, можно сделать заключение о том, что уровень интеллекта у девочки высокий. Она удачно справляется с заданиями на осведомленность, обобщенность и классификацию.

В эмоциональной сфере - жаждет интересных и волнующих событий.(+5+4) Может очень нравиться окружающим - подкупая их своим явным к ним интересом и самой искренностью своего обаяния. Слишком развито воображение, любит фантазировать и мечтать.

Чувствительна и отзывчива, однако, в ней ощущается некоторая напряжённость. Нуждается в покое, который она может обрести в обществе близкого человека. В сотрудничестве с другими работает хорошо. Личная жизнь её должна основываться на взаимопонимании и быть свободной от разногласий.

Чувствует себя несчастной из-за сопротивления, на которое она наталкивается всякий раз, когда пытается отстаивать свои права. Полагает, однако, что она мало что может изменить и что она должна испытывать ситуацию как она есть.

Обстоятельства таковы, что она считает себя вынужденной временно идти на компромиссы, если она не хочет лишить себя некоторой привязанности или «полного участия».

Физиологическая интерпретация (-7-6) - Стресс, вызванный неприятными ей ограничениями или запретами;

Психологическая интерпретация - Сопротивляется какому бы то ни было давлению со стороны других и требует себе независимости как личности. Хочет сама без чьёго-либо вмешательства искать и принимать решения делать выводы. Ненавидит однообразие и заурядность. Поскольку она хочет, чтобы в ней видели человека, мнение которого является авторитетным - ей трудно признать свою неправоту, иногда она лишь с неохотой принимает точку зрения другого.

Физиологическая интерпретация (-2-6) - Стресс, вызванный чрезмерным самоконтролем. Направленным на завоевание и расположение других.

Психологическая интерпретация - Испытывает неудовлетворённую потребность объединения с людьми, имеющими такие же высокие стандарты, как и она, хочет выделиться из толпы. Это вызывает у неё значительный стресс, однако она остаётся верна своим позициям, несмотря на недостаток признания. Находит ситуацию «неприятной» и хотела бы покончить с ней, не отказывается ради компромиссов жертвовать своими убеждениями. Не способен найти выход из этой ситуации т.к. постоянно откладывает принятие необходимого решения из-за сомнений, сумеет ли она дать отпор сопротивлению, которое вызывает это решение. Нуждается в признании со стороны других, в их согласии с её желаниями и уважении к её взглядам - без этого он не может почувствовать себя легко и беззаботно.

Актуальная проблема или поведение, вызванное стрессом -

(+5-6) Всё необычное, оригинальное, в том числе люди с какими-либо выдающимися свойствами, производят на него сильное впечатление. Пытается перенимать те качества, которыми она восхищается и выказывает оригинальность своей собственной личности.

Подобные документы

    Проблемы психолого-педагогической диагностики. Задачи школьной психодиагностики. Типы данных, используемые в психолого-педагогической диагностике. Методы психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогический эксперимент.

    лекция , добавлен 31.08.2007

    Формы психолого-педагогической работы с семьей, ожидающей ребенка, направления и приемы реализации данного процесса, оценка его практических результатов. Методы психолого-педагогической работы с будущими родителями, коррекция их целей и поведения.

    реферат , добавлен 18.06.2012

    Принципы психолого-педагогической диагностики. Этапы психодиагностического изучения. Основные параметры наблюдения, этапы эксперимента. Оценка результатов обучающего эксперимента. Изучение документов в процессе психолого-педагогической диагностики.

    презентация , добавлен 07.07.2016

    Особенности психолого-педагогической характеристики формирования водительских навыков, характеристика уровней их развития. Принципы комплексной педагогической системы контраварийной подготовки как совершенствования профессионального мастерства водителей.

    реферат , добавлен 28.11.2012

    Общая характеристика сюжетно-ролевой игры в психолого-педагогических исследованиях. Особенности игровой деятельности у старших дошкольников. Роль свободной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с задержкой психического развития.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2011

    Понятие о психолого-педагогическом исследовании. Закономерности, структура, механизм обучения и воспитания. Теория и история педагогики. Методика организации учебно-воспитательной работы, ее содержание, принципы, методы и организационные формы.

    презентация , добавлен 22.01.2013

    Проблема психолого-педагогической адаптации как особенность возрастного периода младших школьников. Формы и причины школьной дезадаптации. Роль учителя и значение семьи, методики, использованные при выявлении особенностей адаптации младшего школьника.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2010

    Индивидуально-психологические характеристики, лежащие в основе формирования педагогической толерантности. Влияние коммуникативно-педагогической толерантности на эффективность обучающей и воспитательной деятельности учителя, рекомендации по ее развитию.

    диссертация , добавлен 15.08.2009

    Исследование сущности психологической коррекции как вида деятельности практического психолога. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Основные принципы психолого-педагогической коррекции. План занятий для коррекции общения у старших дошкольников.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2015

    Общая характеристика педагогической деятельности. Проблема педагогической деятельности в психолого-педагогической литературе. Структура педагогической деятельности, ее основные противоречия. Проблемы профессионального самосознания личности педагога.

Что еще почитать