Про планеты для детей читать. Солнечная система для детей

Наши полеты в космос не прекращаются, кажется что фантазия моего ребенка (3 года 11 месяцев) уже улетела в другие галактики . Даже два восковых карандашика в его руках превращаются в космические корабли . Сегодня я вас не отвлеку надолго, постараюсь описать только самое интересное из последних занятий о космосе и поделюсь своими книжками.

Итак 10, 9, 8 ,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, ПУСК! Полетели!

Макет планеты Юпитер

Чтобы отойти от темы планет нашей солнечной системы, я хотела наглядно объяснить ребенку почему на Юпитере не бывает кратеров. Также, из наших книг, Александр четко уяснил, что этот газовый гигант является “пылесосом” солнечной системы. Т.е. он втягивает в себя всё что к нему приближается. На сегодняшний день мой ребенок уверен, что на Землю не падают метеориты и другие космические ужасы по двум причинам:

1. Юпитер засасывает в себя весь этот мусор, который может причинить вред нашей планете.
2. Те космические тела, которым всё же удалось долететь до Земли, сгорают в мезосфере

Я не буду переубеждать ребенка не полных 4-ех лет и показывать ему видео с катастрофами, которыми пестрит Ютуб. Пусть мой мальчик спит спокойно . А пока разберемся с Юпитером, идея посетила меня во время нашего последнего отдыха на море. Видимо маминым мозгам для генерации идей нужна была настоящая разгрузка .

Нам понадобилось:

  • Большой магнит
  • 1/3 ст. воды
  • 1/3 ст. геля для мытья посуды
  • 1 ст.л. крахмала (для стабилизации пены)

Всё это вливаем в миксер и на высокой скорости смешиваем 2 минуты (Помните я делала ? Это тот же рецепт)
А затем я нанесла поверх пены краску (покупала в Икеа), чтобы имитировать полосы на планете Юпитер.

Весь процесс мы делали вместе с Александром, он сам положил магнит в середину миски, я дала ему перенести пену туда же и покрыть магнит. А затем сама уже нанесла полосы и даже пятно с великим ураганом не забыли .

Здесь даже объяснять ничего не пришлось, ребенок наглядно увидел, что на такой планете кратеров быть не может. На мой взгляд сравнение получилось хорошим и понятным. Я выдала Александру мисочку с плашками, которые притягиваются магнитом. И магнит и плашки входят в наш замечательный набор магнитов, покупала я его на Амазон.

Александр клал на поверхность “планеты” плашки и их затягивало. При этом обратите внимание на фото, пена настолько густая, а плашка настолько легкая, что если бы не магнит, они бы все остались на поверхности.

Естественно Александр разгулялся и стал бросать плашки по несколько штук. Это произвело на него настоящее впечатление, насколько быстро их затягивает вовнутрь!

Макет планеты Уран

Тоже газовый гигант, который находится так далеко от Солнца, что замерзает. Я показала Александру как набирать воду из крана в воздушный шар. Предварительно в пустой шарик я капнула несколько капель пищевого красителя. Данный шар с водой мы вместе поставили в морозилку и подождали 24 часа. Александру очень не терпелось посмотреть что же получилось. Вообще я заметила, что всё что мы подготавливаем вместе у ребенка вызывает очень сильный интерес. Ему не терпится увидеть, почувствовать результат. А в данном случае он даже проснулся днем раньше на час и сразу попросил достать наш Уран.

– Мама, я сам, я сам, дай мне ножницы!

Затем он выложил кольца изо льда и камней и наш Уран стал как настоящий

А это мама баловалась с фотоаппаратом .

Я вам открою маленький секрет, иногда мой ребенок ощущает на себе все мои положительные эмоции. Я его обнимаю, целую, поздравляю. Сама же в это время нахожусь на седьмом небе от счастья. Так было и в этот раз, когда я занималась перестановкой детских книг, а Александр играл в зале.

Мама, иди посмотри что я сделал.

Я подошла и увидела вот это:

Смотри, это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Церера (карликовая планета),пояс астероидов, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Хаумеа, Макемаке, Эрида (последние 4 это карликовые планеты).

При этом он так всё спокойно мне рассказал, что у меня просто отвисла челюсть. После чего я опомнилась и вот тут то мой ребенок познал все прелести маминой радости .

Солнечная система из шариков

И напоследок, перед выходом из темы планет солнечной системы, я сделала сюрприз. Так как близится День рождения, Александр отсчитывает дни до праздника и все вокруг спрашивают его что именно он хочет получить в подарок. А он отвечает- 100 шариков, много мыльных пузырей. Ну не много детям нужно для счастья . Вот я и решила сделать ему предпраздничный подарок. Пока он был в лицее, у нас появилась своя солнечная система. Конечно старалась соблюдать пропорции, но шарики не безразмерны и имеют привычку лопаться .

Приехали мы домой, Александр с порога увидел мой сюрприз и закричал на всю квартиру:

Папа, спасибо тебе за шарики!!!

Представили моё выражение лица? Полтора часа я готовила сюрприз, лазила под потолком, 3 шара лопнули во время раскрашивания….папа, спасибо?!
Муж конечно сказал, что это мама всё подготовила и мой мальчик бросился ко мне в объятья, обнял меня за ноги и повторял:

– Спасибо, спасибо, спасибо. Мама, а можно я на стол залезу?


Ну в общем, когда угодишь ребенку, это сразу видно .

А это наша книга First Big Book of Space. Если вы будете когда нибудь делать заказ в Amazon обязательно приобретите ее. Чем больше мы занимаемся по теме, тем больше я в нее влюбляюсь.

Посмотрели видео о космосе

Вот ещё одно очень красивое видео с одной из моих любимых песен. Александра очень впечатлил запуск ракеты.

Комета своими руками

Из прочитанного и увиденного мы поняли, что кометы состоят изо льда, космической пыли и камней. Ещё этих красавиц называют грязным снежком, ну нет душа в космическом пространстве . Из чего же нам сделать комету?

Нам понадобилось:

  • Песок
  • Камушки
  • Вода (совсем чуть-чуть)

Александр всё смешал и, чтобы ядро кометы стало действительно грязным льдом, мы вернули всё в морозилку. У меня не оказалось мешка для мусора белого цвета, а красавица с черным цветом у меня как-то не ассоциируется, поэтому в дело пошел просто большой пакет. Я разрезала его в длину, обозначила круг в центре, куда мы вложили грязный лёд. Разрезала на полоски весь пакет вокруг круга, чтобы “хвост” развивался, а затем Александр помогал держать, а я обвязывала цветными лентами. Ну вот всё готово.

Можно запускать нашу комету в полет!

Ну вот мы и долетели до звезд. Совершенно шикарным плакатом-постером поделилась на своем сайте Татьяна Пироженко. Я воспользовалась ее щедростью, пошла в принтерию и мне распечатали его на самоклеящейся бумаге. Сравнение планет и звезд по размерам завораживали Александра долгое время. Думаю, что звезды впечатлили его больше, так как до этого он считал, что Солнце самое огромное что есть у нас в солнечной системе.

На сегодняшний день мы только начали тему звезд. Я сделала 2 книжицы для самостоятельного чтения. Но хочу сказать, что информация в них подойдет даже для школьников 7-9 лет, которые раньше не увлекались астрономией. Сегодня ребенок мне высказал, что со вчерашнего дня я так и не сделала книжку про еще одну звезду. В общем он ждет продолжения, а это хороший знак, значит мама движется в правильном направлении .

Скачать мои книги вы можете подписавшись на мой сайт. Заполните форму внизу и на ваш электронный адрес автоматически будет отправлено письмо. Если через десять минут вы не получите письма, просмотрите файл спам.

В этой небольшой заметке представлен материал на тему: солнечная система для детей. Простым и понятным языком мы описали о солнечной системе, планетах, которые в ней находятся и многих других интересных вещах.

Во Вселенной существует множество объектов, в числе которых планеты и спутники, звезды и систем, а также галактики. Солнечная система, в которых находится и наша планета Земля также полна как планетами, спутниками, так и астероидами, кометами, и многих других интересных объектов. На сегодняшний день ученые предполагают, что наша Солнечная система была образована из гигантского облака газа и пыли. В ней 8 планет, которые делятся на 2-е группы – внутренние планеты (они же планеты земной группы) . В эту группу входит Меркурий, Венера, Земля (третья планета от Солнца) и Марс. И внешние планеты или газовые гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Между этими двумя группами находится пояс астероидов. А за газовыми гигантами располагаются транснептуновые объекты. Самый крупный из которых Плутон. Раньше Плутон считался обычной планетой, но сейчас он причисляется к карликовым планетам и в то же время самым крупным объектом в поясе Койпера.

Пояс Койпера – похож на пояс астероидов, но отличается тем, что он в 20 раз шире его, а также своим составам.

Солнечная система

Как запомнить планеты и их порядок?

Короткие мнемонические фразы они же мнемоники облегчают запоминание разной информации путем образования искусственных ассоциаций.

На этой страничке мы собрали запоминалки планет Солнечной системы для детей, которые облегчат эту, порой, не простую задачу. Единственный нюанс, что когда они придумывались Плутон – относили к планетам, и, поэтому он присутствует почти во всех запоминалках. А как мы знаем — с 2006 года Плутон стал считаться карликовой планетой, и сейчас при заучивании – его можно опускать.

Запоминалки планет Солнечной системы

Запомнить порядок планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) можно по первым буквам слов М-Меркурий В-Венера З-Земля М-Марс Ю-Юпитер С-Сатурн У-Уран Н-Нептун П-Плутон во фразах:

  • Мы Ведь Знаем — Мама Юли Села Утром На Пилюли!
  • Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный.
  • Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт.
  • Мама Всегда Запрещала Мне Юному Следопыту Узнать Названия Планет.
  • Морской Волк Замучил Молодуго Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Парня.
  • Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты.
  • Мудрая Волшебница Златоглавая Модница Южных Стран Увлекается Новейшей Поэзией.
  • Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет.
  • Можно Вылететь За Марс, Ювелирно Свернув У Нашей Планеты.
  • Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет.
  • Мерял Веня Землю Марусиной Юбкой, Сатиновой да Урановой, Непутёвый он Плут.
  • Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку.
  • Меньше Всего Замечает Мария Южного Солнца Улыбку На Пляже.
  • Медленно Везёт Землю Маленький Питер; Сад Украшен Небьющимися Плафонами (мнемоника планет Алексея Головнина).
  • Мечтая Выйти Замуж, Мало Юбку Снять - Улыбнуться Надо и Поцеловать.

Запоминание порядка планет с поясом астероидов

Маша Веником Землю Мела, А Юра Сидел У Норы Паука.
То есть в этой фразе добавилось буква «А» — пояс Астероидов.

Запоминалка планет от самой дальней планеты (Плутона) до самой ближней (Меркурия) до Солнца

Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий.

Стихи для запоминания планет

Между волками зайчишка метался,
юркнул, споткнулся, упал —
не поднялся.

По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз Меркурий, два Венера,
три Земля, четыре Марс.
Пять Юпитер, шесть Сатурн,
Семь Уран, за ним Нептун.
Он восьмым идет по счету,
и совсем уже потом
и девятая планета под названием Плутон

На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ — раз,
ВЕНЕРА — два-с,
Три — ЗЕМЛЯ,
Четыре — МАРС,
Пять — ЮПИТЕР,
Шесть — САТУРН,
Семь — УРАН,
Восемь — НЕПТУН,
Девять — дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит — выйди вон!

Стих для запоминания 8 планет без Плутона

Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс,
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун

Белый стих для запоминания порядка планет

Мерить век земной мало
юность сада убога
нет плодов

Другие способы запоминания порядка планет солнечной системы для детей и взрослых

Еще один способ запоминания порядка планет – это сравнение с другими, но похожими словами и составление предложения с их использованием.
К примеру: Меркнет (Меркурий) моя подруга Венера (Венера) на Земле (Земля). Потому что съела Марс (Марс), лежавший на пюпитре (Юпитер), а обёртку бросила в полную, то есть сытую урну (Сатурн), крикнув после этого «Ура» (Уран). И не ПТУ (Нептун), а институт окончила, сбежав потом с каким-то плутом (Плутон).

Между двумя богами на букву М: Меркурием и Марсом стоят 2 женщины: Венера и Земля. За богом Марсом стоит его папа — Юпитер. За верховным богом Юпитером — уникальная своими кольцами планета — Сатурн. В названии Сатурн зашифрован как Сатурн (САТ), так и последующие планеты: Уран (УР) и Нептун (Н). Следующий за ними Плутон планетой не является, но выглядит как пёсик Плуто с недоумением смотрящий на пантеон греческих богов перед ним.

Акронимы для запоминания планет

Еще один способ выучить порядок планет – использования акронима – то есть аббревиатуры, которая образуется первыми звуками слов во фразе. То есть это слово, которое можно произнести слитно, при этом оно является сокращением. Для заучивания планет можно запомнить акроним: МеВеЗеМа ЮСУНП.

Вы тоже знаете какие-нибудь интересные запоминалки или оригинальные способы заучивания планет Солнечной системы? Пишите их в комментариях.

Наша планета Земля, на которой мы живём, входит в состав Солнечной системы. В центре Солнечной системы ярко светит горячая звезда - Солнце. Вокруг него на разном расстоянии от Солнца вращаются восемь главных планет. Одна их них, третья по счёту, и есть наша Земля.

У каждой планеты есть своя орбита, по которой она движется вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца называется год. На Земле он длится 365 дней. На планетах, которые находятся ближе к Солнцу год длится меньше, а на тех которые дальше полный оборот может составлять несколько земных лет. Также планеты вращаются вокруг своей оси. Один такой полный оборот называется сутки. На Земле сутки (оборот вокруг своей оси) равен примерно 24 часам (более точно 23 ч. 56 мин. 4 секунды).

Презентация для детей: Планеты Солнечной системы

Солнце

Яркая звезда, находящаяся в центре Солнечной системы. Солнце, словно, раскаленный огненный шар раздает тепло своим ближайшим планетам. Правда, тем планетам, которые очень близко к Солнцу (Меркурий и Венера) очень жарко, а тем, которые находятся дальше Марса очень холодно, потому что до них теплые лучи почти не достают. А вот на планете Земля температура оказалась не низкой и не высокой очень удобной для появления и развития на ней жизни.

Меркурий


Эта самая маленькая планета находится ближе всего к Солнцу. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно.

Венера


Вторая планета от Солнца. На ней, как и на Земле есть атмосфера, это такая воздушная оболочка. Только в отличие от нашей земной, состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий.

Земля


Эта голубая планета, третья по счету от Солнца - наш общий дом. Здесь мы живём, животные, люди, рыбы, птицы - все под одной крышей. А крыша у планеты Земля состоит из атмосферы, в которой огромное количество кислорода, необходимого для жизни. Здесь мы строим наш мир, пишем историю и отсюда мы наблюдаем за другими планетами и звёздами. И ещё у планеты Земля есть маленькая подружка - Луна, которая является спутником Земли.

Марс


Красная маленькая планета, четвертая по счету. На ней очень мало кислорода, почти нет. Также почти нет воды, хотя учёные её все время ищут, ведь когда-то её, возможно, было на Марсе очень много. Тогда много-много лет назад на планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то случилось, и вода исчезла. Эту тайну ещё предстоит разгадать.

Юпитер


Самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок.

Сатурн


Красивая и необычная планета, шестая от Солнца. Её удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп - это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи-тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли.

Уран


Таинственная планета, седьмая по счету, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик.

Нептун


Ледяная очень холодная планета, восьмая по счету, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на ней, даже газ превращается в лёд.

Плутон


Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и ко взрослым планетам с названия не пускают. Может Плутон ещё совсем младенец и ему просто надо подрасти)

Как можно представить планеты Солнечной системы детям? Этот вопрос интересует не только учителей, но и родителей, которые хотят приобщить своих малышей к астрономическим наблюдениям. Описание Солнечной системы лучше всего начинать с самой ярой звезды - источника тепла и энергии.

Например, можно рассказать детям о том, что планета появилась из-за сильного взрыва нескольких звезд, который произошел почти 4,5 миллиарда лет назад.

Происхождение Солнечной системы изучали древние астрономы, пытаясь связать Солнце с теми явлениями, которые происходили на Земле.

Планеты Солнечной системы

Ее центром является Солнце, вокруг которого движутся по собственным орбитам восемь планет, каждая из которых заслуживает пристального внимания.

Интересным фактом является то, что до 2006 года в строение солнечной системы включали и Плутон, называя его девятой планетой. Но, после того как были определены размеры планеты, расстояние до Солнца, астрономы выяснили, что это планета-карлик, а потому ее стали относить к поясу Койпера.

Деление на группы

Рассматривая со школьниками строение солнечной системы, можно отметить, что все планеты делят на группы:

  • земной группы;
  • газовые гиганты.

К первой группе относятся следующие планеты: Венера, Меркурий, Марс, Земля. Они имеют небольшие размеры, каменистую поверхность, ближе всего расположены к Солнцу.

В число газовых гигантов входят: Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер. Эти планеты характеризуются большими размерами. У некоторых есть кольца, которые состоят из ледяной пыли и скалистых кусков.

Солнце

Невозможна без рассказа об этой звезде. Именно вокруг нее вращаются планеты, а также спутники в Солнечной системе. Состоит небесное светило из гелия и водорода. Возраст Солнца составляет 4,5 миллиарда лет. В настоящее время оно находится в центре жизненного цикла, наблюдается постепенное увеличение его в размерах. Спустя такое же количество лет, звезда расширится, приблизится к орбите Земли.

Именно Солнце является основным источником света и тепла для Земли. Свою активность звезда меняет раз в 11 лет. На его поверхности настолько высокие температуры, что ни один специальный аппарат еще не смог подойти к звезде близко, сделать четкие снимки.

Земная группа

Астрономия для детей включает обзорную характеристику каждой планеты.

Меркурий - это планета, которую можно назвать самой маленькой в Солнечной системе.

Диаметр его составляет всего 4879 километров. Меркурий располагается ближе всего к Солнцу. В дневное время на планете температура составляет около +350 градусов по Цельсию, а ночью показатель опускается до -170 градусов.

Если вести сравнение с земным годом, то полный оборот вокруг Солнца Меркурий совершает за 88 дней, а сутки равны 59 земным дням. Астрономам удалось установить, что периодически изменяется скорость вращения Меркурия вокруг Солнца.

Меркурий лишен атмосферы, именно поэтому планета часто атакуется астероидами, которые оставляют на поверхности огромное количество кратеров.

Из-за близости к самой яркой звезде нашей Галактики, Меркурий изучен плохо. Астрономам удалось обнаружить на планете гелий, кислород, аргон, водород, натрий. Какая тайна есть у этой планеты Солнечной системы?

Для детей можно отметить, что по одной из версий, Меркурий считают бывшим но доказательств этой теории пока не найдено.

Венера

Данная планета является второй по удаленности от Солнца. Она по размерам близка к Земле, диаметр ее равен 12 104 километра. Что касается остальных параметров, то они существенно разнятся с нашей планетой.

Продолжительность суток на Венере - 242 земных дня, год длится 255 суток. 95 % атмосферы составляет углекислый газ, именно поэтому на Венере создается парниковый эффект, результатом является температура 475 градусов по Цельсию. Удалось обнаружить в атмосфере 0,1 % кислорода и 5 % азота.

Жидкости на Венере практически нет, она покрыта застывшей базальтовой лавой. Существует интересная версия, согласно которой когда-то на планете были океаны, но из-за высокой температуры, они испарились, пар солнечный ветер унес в космическое пространство.

Вблизи планеты отмечены слабые ветра, но, на высоте 50 километров, скорость их существенно возрастает, и достигает 300 м/с.

На планете обнаружили большое количество возвышенностей и кратеров, которые напоминают земные материки. Формирование кратеров связано с тем, что когда-то планета имела менее плотную атмосферу.

В качестве отличительной особенности Венеры можно отметить ее движение с востока на запад, что несвойственно для других планет. Причина такой аномалии заключается в способности ее атмосферы полностью отражать солнечный свет. У Венеры не обнаружено естественных спутников.

Земля

Рассуждая над тем, сколько планет в солнечной системе, нельзя не упомянуть о нашей Земле. Она располагается на расстоянии 150 миллионов километров от Солнца. Такая удаленность объясняет комфортную температуру на нашей планете, подходящую для жидкой воды. Именно поэтому Земля в Солнечной системе - это единственная планета, на которой есть жизнь.

Более 70 % ее поверхности было покрыто водой. Есть версия, согласно которой много тысяч лет назад в атмосфере содержался пар, который позволил создать на поверхности температуру, нужную для перехода его в жидкое агрегатное состояние.

Земля в Солнечной системе - особенная планета. Ведь в ее атмосфере есть кислород, который необходим для процесса фотосинтеза, а также для дыхания живых организмов.

Диаметр нашей планеты составляет 12 742 км.

Продолжительность земных суток - 23 часа 56 минут 4 секунды. Какова особенность этой планеты Солнечной системы? Для детей будет любопытно узнать о том, что в недрах планеты есть огромные тектонические плиты, при столкновении которых происходит изменение ландшафта.

Помимо кислорода, в земной атмосфере есть инертные газы, а 77 % составляет азот.

Какие есть еще особенности у этой планеты Солнечной системы? Для детей можно подготовить рассказ о том, что в качестве естественного спутника планеты выступает Луна, которая повернута к Земле всегда одной стороной.

Марс

Попробуем выяснить тайну «красной» планеты Солнечной системы. Для детей нужно отметить, что Марс - четвертая планета от Солнца. Она гораздо меньше Земли, ее радиус составляет всего 6779 км. На планете допускается перепад температур от -155 градусов до +20 градусов на экваторе.

У Марса незначительное магнитное поле, весьма разряженная атмосфера, поэтому солнечная радиация проникает беспрепятственно на поверхность планеты. Отвечая на вопрос о возможности существования жизни на планете, ученые приходят к выводу, что живые существа могут выживать только внутри Марса.

Автоматические аппараты, которые обследовали поверхность планеты, обнаружили ледники и высохшие русла рек. В марсианском песке содержится оксид железа, что и придает планете красный цвет.

Здесь часто бывают пылевые бури, имеющие разрушительный характер. 96 % атмосферы Марса составляет углекислый газ, а содержание водяного пара и кислорода минимально. Планета имеет два спутника: Деймос и Фобос. У них небольшие размеры, неровная форма, подобная астероидам.

Газовые гиганты

Рассуждая над тем, сколько планет в Солнечной системе, нельзя оставить без внимания Юпитер, Уран, Сатурн.

Самой большой планетой в Солнечной системе является Юпитер. Диаметр данной планеты превышает земной в 19 раз. Большую часть планеты составляет аргон, ксенон, криптон. В атмосфере этой планеты есть гелий и водород, а на поверхности нет воды. У Юпитера насчитывают около 67 спутников. Среди самых крупных выделяют: Европу, Каллисто, Ио, Ганимед.

Сатурн - вторая по величине планета в Солнечной системе. Она по составу схожа с Солнцем. В атмосфере планеты содержится водород и небольшое количество гелия. В верхних ее слоях часто наблюдаются полярные сияния и грозы.

Уникальность Сатурна в наличии 65 спутников и нескольких колец, состоящих из небольших частиц льда и каменных образований.

Уран - третья по размерам планета, седьмая - по расположению от Солнца. Астрономы называют ее «ледяной планетой», поскольку на ее поверхности температура -224 градуса.

Из 27 спутников Урана самые крупные: Умбриэль, Титания, Оберон, Миранда.

Нептун по праву называют Ученые установили, что на этой планете скорость ветра достигает 700 м/с. Самым крупным из 14 спутников этой планеты является Тритон.

Заключение

Для того чтобы заинтересовать ребят астрономическими исследованиями, учитель должен правильно подобрать материал для первичного знакомства с планетами Солнечной системы. Интерес у школьников вызывают легенды, мифы, рассказанные так, чтобы у детей появилось желание самостоятельно найти материал о каждой планете.

Вопросы развития и воспитания детей считаются сложнейшими, каждый родитель проходит собственный путь «проб и ошибок», стремясь не навредить своему малышу. И многих интересует, как лучше всего рассказать про космос и планеты Солнечной системы. Для детей, как и для многих взрослых, эта тема чрезвычайно таинственна и интересна, однако очень важно не перегружать их ненужной информацией. Но и сокращать сознательно тот материал, который мог бы быть крохам интересен, ни в коем случае не стоит.

Особенности

Итак, что же нужно рассказать дошкольникам, какие начальные астрономические знания им важно передать?

  • Что такое Солнце, какова его роль, почему система носит название Солнечной?
  • Расположение планет.
  • Краткая информация о самих планетах. Так, дошкольник уже вполне в состоянии понять, почему Марс красный.
  • Сведения о том, как зародилась Вселенная.

Особо любознательным малышам также можно рассказать:

  • чем планеты отличаются от звезд;
  • что такое спутник (например, почему Луна называется спутником Земли);
  • какие существуют известные созвездия, как они выглядят на звездной карте и на небе.

Слушая объяснение мамы или папы, малыш не только узнает много нового об окружающем его мире. У него улучшится словарный запас, обогатившись специальной лексикой, кроме того, занятия астрономией помогут развивать мышление, воображение, память.

Как начать знакомство?

Есть несколько вариантов проведения первого астрономического занятия.

  • Самый простой – это просмотр с дошкольником фильма с попутными комментариями родителя и ответом на возникающие у малыша вопросы. Фильмы ВВС довольно качественные, позволяют понять огромные размеры Вселенной, при этом познавательные, хотя порой содержат недоказанные гипотезы.
  • Второй вариант – самостоятельная работа. Мама или папа сами расскажут ребенку о галактике, о том, что наша галактика носит название Млечный путь, а Солнце – звезда, которой мы все обязаны своей жизнью, – на деле не так уж и велико.
  • Наконец, еще один способ – проведение игры. С интересным сценарием вы можете познакомиться здесь.

Можно и совместить способы, сначала поиграв с малышом, а потом – рассказав ему теорию.

Как представить планеты?

Астрономия – наука серьезная, интересна она не каждому, поскольку состав планет, свойства красных карликов и черных дыр увлекательны порой только благодаря научной фантастике. И поэтому родителям придется нелегко. С одной стороны, нужно предоставить правдивую информацию, для чего следует быть подкованным самому. С другой – не быть излишне серьезным и скучным, иначе ребенок очень быстро утратит интерес.

Есть несколько хитростей, которые позволят найти «золотую середину»:

  • Составить презентацию, на которой присутствует текст и фото. Это поможет не упустить важного и не перегрузить ребенка лишним.
  • Использовать картинки, плакаты, карточки – всевозможные наглядные пособия. Это позволит малышу наглядно представлять непростые реалии. Действительно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  • Вместе с ребенком можно создать модель галактики.

Это может быть рисунок. Например, мама рисует в центре листа Солнце и параллельно с этим рассказывает, что эта звезда – источник тепла и света, вокруг нее вращаются все планеты нашей галактики. Желательно пояснить ребенку, что Солнце – это не желтый круг с лучиками, как его обычно изображают младшие дошкольники, а небесное тело, состоящее из двух газов – гелия и водорода. Ребенку интересно будет узнать, что человечество еще очень мало изучило это важнейшее для нас светило, поскольку из-за высокой температуры подлететь к Солнцу невозможно.

Аналогичным образом рисуется Меркурий, который гораздо меньше главной звезды. Для наглядности стоит изобразить и орбиту, по которой планета вращается вокруг Солнца. Затем на лист наносятся и другие небесные тела.

Если нет желания рисовать – планетарную модель можно слепить из пластилина, выложить из цветных элементов мозаики, сшить. Главное – чтобы ребенку было интересно, чтобы он задавал вопросы, стремился узнать больше.

Может возникнуть ситуация, когда мама или папа не знают, что ответить на «каверзный» вопрос малыша. В этом случае нужно взять паузу, сообщить, что на эту тему «мы непременно поговорим завтра». Подготовившись, следует ответить. Нельзя забывать детские вопросы или радоваться тому, что ребенок не переспрашивает и, видимо, сам забыл. Такой подход уничтожает здоровое любопытство и желание познавать мир.

Что рассказать?

Рассмотрим, какое описание планет будет интересно для малышей.

  • Меркурий.

Это самая близко расположенная к Солнцу планета, потому здесь очень жарко. Отличается небольшими размерами, днем температура здесь +350°С, ночью – ниже -160°С. Продолжительность одних суток на этой планете составляет около 60 земных, год длится 88 дней. Интересно, что Меркурий иногда можно увидеть с нашей планеты. Для закрепления материала можно попросить ребенка придумать, какие живые существа могли бы жить здесь. Дошкольник может предположить, что это некие создания, которые не боятся ни холода, ни жары, ни резкого перепада температур.

  • Венера.

По размерам очень похожа на Землю. Планета также доступна невооруженному взгляду, не имеет водной оболочки, покрыта кратерами. Интересно, что вращение происходит в иную сторону, чем у остальных. Для запоминания можно нарисовать Венеру своенравной круглой барышней, которая поступает по-своему.

  • Земля.

Наша родная планета отличается наличием кислорода, необходимого для жизни. Именно здесь оптимальные условия для того, чтобы нам, людям, было комфортно. Кроме того, только на Земле присутствует необходимое количество воды. Спутник планеты – Луна.

  • Марс.

Можно посмотреть рисунки планет, увидеть красную поверхность, рассказать малышу о том, что исследования активно проводятся в наше время, что полеты на Марс стали доступны. Можно задать вопрос, который позволит убедиться, верно ли усваивается материал: где более высокая температура, на Марсе или на Венере, и почему? Ребенок должен ответить, что на Венере, поскольку она расположена ближе к Солнцу.

  • Юпитер.

Это планета-гигант, состоит из газа, является самой большой в Солнечной системе. Год на Юпитере равен 12 земным. Кислорода и воды здесь нет, количество спутников – более 60. Можно также спросить, возможна ли на Юпитере привычная нам жизнь? В идеале ребенок должен догадаться, что нет, поскольку здесь нет ни воды, ни кислорода.

  • Сатурн.

Красивая планета с кольцами, вторая по размерам в Солнечной системе.

  • Уран.

Называется ледяной планетой, поскольку температура здесь ниже -220°С.

  • Нептун.

Имеет 6 колец, несколько спутников и собственную атмосферу. Окрашена в красивый синий цвет.

Вместе с ребенком можно нарисовать планеты так:

  • Меркурий – в солнцезащитных очках;
  • Венера – модная девушка, например, в шляпке;
  • Земля – сине-зеленая планета, на которой есть жизнь (цветы, деревья, животные, люди);
  • Марс – красный;
  • Юпитер – большая планета;
  • Сатурн – чуть меньше, с кольцами;
  • Уран – ледяной, светло-голубой;
  • Нептун – ярко-синий.

Эта забавная картинка позволит запомнить отличительные характеристики небесных тел.

Как выучить порядок?

Дошкольнику необходимо знать расположение планет от Солнца по порядку. Есть такая хитрость:

  1. У каждой планеты использовать первую букву: М – Меркурий, В – Венера.
  2. Далее придумать фразу, запоминающуюся фразу, слова в которой начинаются с первых букв названий планет.

Например: Мы Всех Зовем Мыть Юлу Средством Универсального Назначения.

Можно также просто сократить планеты до первых букв и разместить подсказку на картинке, которая будет у малыша перед глазами: МВЗМЮСУН.

Расширить границы

Очень важно, чтобы рассказ родителя об астрономии не носил скучного поверхностного характера, не ограничивал любопытство ребенка. Можно рассказать малышу следующее:

  1. О Плутоне, небольшом небесном теле, которое ранее считалось девятой планетой Солнечной системы, но позднее было принято решение исключить ее из этого списка. Некоторые исследователи вообще не относят Плутон к планетам.
  2. Что такое астероид. Это не планета, не спутник, а совершенно уникальное небесное тело, представляющее собой осколок погибшей планеты. Такая идея покажет, что Вселенная изменяется, одни небесные тела пропадают, другие, напротив, зарождаются. Отдельные астероиды образуют пояс, который защищает нашу планету от внешних воздействий.
  3. Кометы. Это красивые небесные тела с хвостом из газа, которые периодически пролетают в непосредственной близости от Земли.
  4. Возможность жизни на других планетах. Любознательному ребенку стоит рассказать, что пока не доказано наличие или отсутствие разумной жизни, что есть несколько теорий на этот счет.
  5. Строение Земли. Планета состоит из ядра, мантии и оболочки, то есть, по сути, очень похожа на персик: косточка – это ядро, раскаленная часть. Мантия – это мякоть, а тонкая кожица – это оболочка. Люди, как и все живое, располагаются именно на оболочке. Только здесь условия приемлемы.
  6. Теория большого взрыва. Не вдаваясь в подробности, можно пояснить, что, согласно наиболее распространенной гипотезе, наша Вселенная возникла из-за взрыва газа, произошедшего миллиарды лет назад. В результате этого процесса возникли знакомые нам небесные тела.
  7. Звезды. Что это такое, какие самые известные мы знаем, как образуются созвездия.

Очень важно не заставлять ребенка заучивать названия и свойства небесных тел, а знакомить его с ними в увлекательной форме, вызывать искренний интерес и желание узнать больше.

Формы занятий

Для дошкольников лучшим способом знакомства с миром астрологии является игра. Поэтому можно предложить сыграть в самодельную настольную игру, представляющую собой поле, на котором нарисованы планеты и клетки для перемещения фишек. Бросив кубик, игроки делают определенное количество ходов. Если попадают на остановку-планету, то должны что-то про нее рассказать. Побеждает тот, кто первым доберется до Солнца.

Еще варианты проведения занятий:

  • Родители предлагают ребенку модель Солнечной системы – несколько заранее подготовленных схематичных планет (можно нарисовать их на плотном картоне) и веревки-орбиты. Задача малыша – сложить модель.
  • При знакомстве со звездами можно предложить ребенку нарисовать знаменитые созвездия (сначала по образцу, затем – по памяти).
  • Ролевые игры. Если детей несколько, каждый из них примеряет на себя роль одной из планет по выбору (можно даже подготовить костюм для наибольшего интереса), после чего – рассказывает «о себе». Если малыш один, «планетами» становятся игрушки.
  • Придумать сказку. Ребенок вместе с мамой сочиняет увлекательную сказку про небесные тела или историю Вселенной. Выдуманные события переплетаются с научными фактами, создавая уникальный текст.

Изучение астрономии с дошкольником, знакомство с планетами Солнечной системы – важнейший этап развития кругозора и познавательного интереса ребенка. От родителей требуется рассказать о космосе кратко, но грамотно и интересно, чтобы кроха захотел узнать побольше.

Что еще почитать