Психология сознания бихевиоризм. Общая психология

Бихевиоризм в психологии – это направление, которое утверждает, что такого самостоятельного психологического явления, как сознание, не существует, а приравнивается оно к поведенческим реакциям на тот или иной раздражитель.

Если говорить простым языком, то теория заключается в том, что все чувства и мысли человека сводятся к его двигательным рефлексам, которые вырабатываются на протяжении жизни. Данная теория в свое время в психологии произвела настоящий фурор.

Суть понятия

Что же такое бихевиоризм? Слово это имеет английское происхождение от behaviour, что переводится как «поведение». Со времени своего появления теория бихевиоризма изменила на несколько десятков лет образ всей американской психологии, поскольку она радикально преобразовала все предыдущие научные представления об устройстве психики человека.

Основатель бихевиоризма, американский ученый Джон Уотсон, рассматривая поведенческие реакции организма на внешние факторы, считал, что определяющим фактором поведения является стимул. Получается, что в бихевиоризме Джон Уотсон утверждал: человек поступает так или иначе на протяжении своей жизни, учитывая внешние стимулы.

Если говорить в широком смысле, то рассматриваемое нами течение психологии появилось как противоположность основного по тем временам (конец 19 века) метода изучения психики – . Последний стали критиковать за недостаток объективных измерений и, как следствие, нелогичность получаемых результатов.

Основателем бихевиоризма с философской точки зрения считается Джон Локк, который полагал, что человек появляется на свет как чистый лист и на протяжении жизни формируется его личность под действием внешней среды.

Еще одним основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон, предложивший систему, которая определила поведение не только человека, но и всех животных: стимул извне вызывает внутреннюю реакцию и определяет поступки. Эта идея получила широкое распространение во многом благодаря тому, что вышеуказанные понятия можно измерить. При этом в социальной психологии стали считать, что поступки человека можно не только предугадывать, но контролировать и даже формировать его поведение.

Различные теории

Психология бихевиоризма нашла подтверждение своих постулатов в экспериментах российского физиолога Ивана Павлова. Изучающий поведение животных, он доказал, что под воздействием определенных стимулов у них формируются рефлексы. Получается, что выработка условных рефлексов может позволить формировать нужное обществу поведение.

Основные принципы бихевиоризма Джон Уотсон определил в ходе исследования поведения младенцев. Он установил, что у малышей существует всего три главных инстинктивных реакции – страх, любовь и гнев, а все остальное является вторичным. Несмотря на то что формирование сложных конфигураций поведения детально ученый не описал, его основные идеи были весьма распространены в социологии, социология и сейчас во многом на них опирается.

Немаловажный вклад в становление бихевиоризма внес Э. Торндайк. Он ставил свои эксперименты на птицах и грызунах и пришел к выводу, что причина изменений в поведении любого живого существа может заключаться только в пробах и ошибках. Причем исследователь детально проследил связь между поведением и разными ситуациями.

Торндайк был убежден, что исходным моментом для движения всегда должна являться какая-либо проблемная ситуация, которая заставляет живое существо приспосабливаться к ней и находить определенный выход. Психология человека, по его мнению, формируется на фоне дискомфорта либо удовольствия.

Основные понятия

Джон Уотсон утверждал, что бихевиоризм как наука о поведении базируется на следующих постулатах:

  • Предмет психологии – поведение живых существ.
  • Все психологические и физические функции человека зависят от его поведения.
  • Исследования поведения должны базироваться на том, как организм воздействует на раздражители извне.
  • Если знать характер раздражителя, можно предопределить реакцию на него и таким образом контролировать поведение людей.
  • Психология основывается на рефлексах, которые у человека могут быть врожденными или приобретенными.
  • Теория личности основана на поведении, которое зависит от закрепленных реакций на тот или иной раздражитель.
  • Речь и мышление человека должны считаться навыками.
  • Главный психологический механизм, призванный удерживать навыки, – память.
  • На протяжении жизни психика человека развивается, поэтому, учитывая условия, может меняться отношение человека к ситуации и его поступки.
  • В социальной психологии большое значение отводится эмоциям, которые являются положительными или отрицательными реакциями на раздражители.

Плюсы и минусы

У каждого научного течения есть как сторонники, так и противники. В связи с этим критика бихевиоризма тоже имеет место быть. Социальный бихевиоризм обладает как рядом достоинств, так и определенными недостатками.

Начнем с того, что для своего времени это была теория, которая произвела настоящий фурор, однако предметом изучения бихевиористов выступало только поведение, что было однобоко и даже немного неадекватно, потому что полностью отрицалось сознание как явление.

Общая характеристика бихевиоризма сводилась к тому, что изучалось только внешнее поведение человека и животных, без учета ненаблюдаемых психических реакций, они просто-напросто игнорировались. Идея бихевиоризма сводилась к тому, что поведение человека можно контролировать, но при этом никакого внимания не уделялось внутренней активности индивида.

Бихевиоральный подход основывался на экспериментах, которые преимущественно проводились над грызунами или птицами, при этом большой разницы между поведением человека и животных не предполагалось. Наибольшей критике бихевиоризм подвергся в социологии, социология считает, что в рассматриваемой нами теории был несправедливо отброшен в сторону социальный фактор формирования личности.

Разнообразие течений

Бихевиоризм – это направление в психологии, разделившееся на ряд течений. Одним из самых популярных и распространенных стал когнитивный бихевиоризм, появившийся в 60-е годы прошлого века благодаря Э. Толмену.

Это течение основывалось на том, что психология человека не может ограничиваться цепочкой «стимул – реакция». В середине нее обязательно должен быть промежуточный этап, который был назван «когнитивное представление» (или «знак-гештальт»). Получается, что человек реагирует на стимул не просто так, а с определенной мерой осознания и запоминания предыдущей подобной реакции.

Стоит рассмотреть также, чем отличаются понятия «бихевиоризм» и «необихевиоризм». Второе течение возникло тогда, когда ученые стали задумываться о неоправданной простоте схемы «стимул – поведение».

Они начали применять такое понятие, как «черный ящик» – какое-то явление, замедляющее или, наоборот, ускоряющее реакцию на раздражитель, а возможно, и вовсе тормозящее ее. Таким образом, краткий смысл необихевиоризма в том, что поступки человека хотя и зависят от стимулов, но все же являются осознанными и целенаправленными.

Не менее интересен радикальный бихевиоризм. Сторонники этого течения считали человека просто биологической машиной, которую можно при помощи специальных стимулов запрограммировать на выгодное для общества поведение. То есть психология, сознание, цели – все это не играет никакой роли. Есть лишь стимул (внешний раздражитель) и реакция на него.

Бихевиоризм, как уже отмечалось, изучается не только психологическими науками, но и, например, в социологии, социология включает даже отдельный подраздел – социальный бихевиоризм. Сторонники этого течения склонны к мнению, что нельзя изучать поведение человека, основываясь только на стимулах и реакциях, – обязательно нужно учитывать как личностные характеристики индивида, так и его социальный опыт.

Стоит отметить, что у бихевиоризма как у научного течения был целый ряд недостатков. Вследствие этого его признали-таки несостоятельным. И это не удивительно: личности в бихевиоризме рассматривались как биологические образцы, а основой течения были разнообразные эксперименты.

Их тщательно продумывали, работали над тем, чтобы все шло как нужно, но порой ученые настолько увлекались своими «играми», что вовсе забывали про предмет своего исследования. Причем человек зачастую отождествлялся с крысами или голубями, при этом представители бихевиоризма вовсе не учитывали тот факт, что человек, в отличие от всех других животных организмов, обладает сознанием и его психология – нечто более тонкое и совершенное, нежели просто реакция на какой-нибудь стимул.

Получается, что предаваясь бихевиоризму, основные положения которого мы описали выше, психологи утверждали, что поведением человека можно манипулировать, если правильно стимулировать его реакции. Конечно, такая точка зрения имеет право на существование, но все же человека с животными отождествлять вряд ли стоит. Автор: Елена Рагозина

Бихевиоризм. Основатель теории, ее сущность

Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название - от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Истинный смысл событий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней.

Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а "коннексионистом" (от англ. "коннексия" - связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.

Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации "Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных".* Термины Торндайк употреблял традиционные - "интеллект", "ассоциативные процессы", но содержанием они наполнялись новым.

* Эту работу И.П. Павлов считал пионерской в объективных исследованиях поведения. После защиты диссертации Торндайк на протяжении 50 лет работал преподавателем учительского колледжа. Он опубликовал 507 работ по различным проблемам психологии.

То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.

Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею Вена о "пробах и ошибках" как регулирующем начале по ведения. Выбор этого начала имел глубокие методологические основания. Он ознаменовал переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Хотя Дарвин специально не акцентировал роль "проб и ошибок", это понятие несомненно составляло од ну из предпосылок его эволюционного учения. Поскольку возможные способы реагирования на непрестанно меняющиеся условия внешней среды не могут быть заранее предусмотрены в структуре и способах поведения организма, согласование это го поведения со средой реализуется только на вероятностной основе.

Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность. Вероятность нельзя было больше рассматривать как субъективное понятие (результат незнания причин, по утверждению Спинозы). Принцип "проб, ошибок и случайного успеха" объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе путями. Невозможно было объяснить этим понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.

Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями. Итак, связь "ситуация - реакция" в отличие от рефлекса (в его единственно известной Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт - проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнения

Прогрессивность подхода Торндайка по сравнению с подходом Дьюи и других чикагцев очевидна, ибо сознательное стремление к цели принималось ими не за феномен, который нуждается в объяснении, а за причинное начало. Но Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде.

Итак, Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что психолога за этими пределами могут интересовать только бессознательные явления, скрытые в "тайниках души". Торндайк решительно изменил ориентацию. Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой. Прежняя психология утверждала, что связи образуются между феноменами сознания. Она называла их ассоциациями. Прежняя физиология утверждала, что связи образуются между раздражением рецепторов и ответным движением мышц. Они назывались рефлексами. По Торндайку, коннексия - связь между реакцией и ситуацией. Очевидно, что это новый элемент. Говоря языком последующей психологии, коннексия - элемент поведения. Правда, термином "поведение" Торндайк не пользовался. Он говорил об интеллекте, о научении. Но ведь и Декарт не называл открытый им рефлекс рефлексом, а Гоббс, будучи родоначальником ассоциативного направления, еще не употребил словосочетание "ассоциация идей", изобретенное через полстолетия после него Локком. Понятие созревает раньше термина.

Работы Торндайка не имели бы для психологии пионерского значения, если бы не открывали новых, собственно психологических закономерностей. Но не менее отчетливо выступает у него ограниченность бихевиористских схем в плане объяснения человеческого поведения. Регуляция человеческого поведения совершается по иному типу, чем это представляли Торндайк и все последующие сторонники так называемой объективной психологии, считавшие за коны научения едиными для человека и остальных живых существ. Такой подход породил новую форму редукционизма. Присущие человеку закономерности поведения, имеющие общественно-исторические основания, сводились к биологическому уровню детерминации, и тем самым утрачивалась возможность исследовать эти закономерности в адекватных научных понятиях.

Торндайк больше чем кто бы то ни было подготовил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом не считал; в своих объяснениях процессов научения он пользовался понятиями, которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это были понятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в ее традиционном понимании (в частности, понятия об испытываемых организмом состояниях удовлетворенности и дискомфорта при образовании связей между двигательными реакциями и внешними ситуациями), во-вторых, к нейрофизиологии (в частности, "закон готовности", который, согласно Торндайку, предполагает изменение способности проводить импульсы). Бихевиористская теория запретила исследователю поведения обращаться и к тому, что испытывает субъект, и к физиологическим факторам.

Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.

После защиты диссертации по психологии в университете Чикаго Уотсон стал профессором университета Джона Гопкинса в Балтиморе (с 1908 года), где заведовал кафедрой и лабораторией экспериментальной психологии. В 1913 году он публикует статью "Психология с точки зрения бихевиориста", оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу "Поведение: введение в сравнительную психологию", в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание.

Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И.М.Сеченова, И.Л. Павлова и В.М. Бехтерева. Они доказали, что область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания субъекта, познаваемыми путем внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики неизбежно расщепление организма на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему). В результате сознание отъединялось от внешней реальности, замыкалось в кругу собственных явлений (переживаний), ставящих его вне реальной связи земных вещей и включенности в ход телесных процессов. Отвергнув подобную точку зрения, русские исследователи вышли на новаторский путь изучения взаимоотношений целостного организма со средой, опираясь на объективные методы, сам же организм трактуя в единстве его внешних (в том числе двигательных) и внутренних (в том числе субъективных) проявлений. Этот подход намечал перспективу для раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом "предсказание и управление".

Это принципиально новое воззрение отвечало потребностям времени. Старая субъективная психология повсеместно обнажала свою несостоятельность. Это ярко продемонстрировали опыты над животными, которые были главным объектом исследований психологов США. Рассуждения о том, что происходит в сознании животных при исполнении ими раз личных экспериментальных заданий, оказывались бесплодными. Уотсон пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания так же мало нужны психологу, как физику. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой.

Общая тенденция перехода от сознания к поведению, от субъективного метода анализа психики к объективному наблюдалась на различных участках научного фронта. Прочитав (в немецком и французском переводе) книгу Бехтерева "Объективная психология", Уотсон окончательно утвердился во мнении, что условный рефлекс (Бехтерев называл его сочетательным) должен стать главной единицей анализа поведения. Знакомство с учением Павлова все лило в Уотсона уверенность, что именно условный рефлекс является ключом к выработке навыков, по строению сложных движений из простых, а также к любым формам научения, в том числе носящим аффективный характер.

Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: "стимул - реакция" (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы - будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.

Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальной психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций - от телесных изменений, мышления - от речевого аппарата и т. д.

Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, что человек мыслит мышцами. Речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шепот, а за тем он начинает произносить слово про себя. Такая внутренняя речь (неслышная вокализация) есть не что иное, как мышление.

Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, т. е. к любому приобретению знаний, умений, навыков - не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение - более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Таким образом, исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S-R).

Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой. Поэтому они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и их исследования научения у детей разного возраста, когда при целенаправленном обучении уже двух-трехлетние дети научались не только читать, но и писать, и даже печатать на машинке. Таким образом, бихевиористы делали вывод, что какова среда, таковы и закономерности развития ребенка.

Однако невозможность возрастной периодизации не исключала, с их точки зрения, необходимости со здания функциональной периодизации, которая позволила бы установить этапы научения, формирования определенного навыка. С этой точки зрения, этапы развития игры, обучения чтению или плаванью являются функциональной периодизацией. (Точно так же функциональной периодизацией являются и этапы формирования умственных действий, разработанные в России П.Я.Гальпериным.)

Доказательства прижизненного формирования основных психических процессов были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций.

Казалось бы, гипотеза Джемса о первичности те лесных изменений, вторичности эмоциональных со стояний должна была устроить Уотсона. Но он решительно ее отверг на том основании, что само представление о субъективном, переживаемом должно быть изъято из научной психологии. В эмоции, по Уотсону, нет ничего, кроме внутрителесных (висцеральных) изменений и внешних выражений. Но главное он усматривал в другом - в возможности управлять по заданной программе эмоциональным поведением.

Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В его опытах детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на третий-четвертый раз появление кролика даже в отдалении вызывало у большинства детей страх. После того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон пытался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику. В этом случае ребенку показывали кролика во время вкусной еды. В первый момент дети прекращали есть и начинали плакать. Но так как кролик не приближался к ним, оставаясь в конце комнаты, а вкусная еда (шоколадка или мороженое) была рядом, то ребенок успокаивался. После того как дети переставали реагировать плачем на появление кролика в конце комнаты, экспериментатор придвигал его все ближе и ближе к ребенку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец спокойно реагировали, когда он располагался уже около их тарелки, и даже брали его на руки и старались накормить. Таким образом, доказывал Уотсон, эмоциональным поведением можно управлять.

Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность. Концепцию Уотсона (как и весь бихевиоризм) стали называть "психологией без психики". Эта оценка базировалась на мнении, будто к психическим явлениям относятся только свидетельства самого субъекта о том, что он считает происходящим в его сознании при "внутреннем наблюдении". Однако область психики значительно шире и глубже непосредственно осознаваемого. Она включает также и действия человека, его поведенческие акты, его поступки. Заслуга Уотсона в том, что он расширил сферу психического, включив в него те лесные действия животных и человека. Но он добился этого дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению.

В бихевиоризме неадекватно отразилась потребность в расширении предмета психологических исследований, выдвинутая логикой развития научного знания. Бихевиоризм выступил как антипод субъективной (интроспективной) концепции, сводившей психическую жизнь к "фактам сознания" и полагавшей, что за пределами этих фактов лежит чуждый психологии мир. Критики бихевиоризма в дальнейшем обвиняли его сторонников в том, что в своих выступлениях против интроспективной психологии они сами находились под влиянием созданной ею версии о сознании. Приняв эту версию за незыблемую, они полагали, что ее можно либо принять, либо отвергнуть, но не преобразовать. Вместо того, чтобы взглянуть на сознание по-новому, они предпочли вообще с ним разделаться.

Эта критика справедлива, но недостаточна для понимания гносеологических корней бихевиоризма. Если даже вернуть сознанию его предметно-образное содержание, превратившееся в интроспекционизме в призрачные "субъективные явления", то и тогда нельзя объяснить ни структуру реально го действия, ни его детерминацию. Как бы тесно ни были связаны между собой действие и образ, они не могут быть сведены одно к другому. Несводимость действия к его предметно-образным компонентам и была той реальной особенностью поведения, которая гипертрофированно предстала в бихевиористской схеме.

Уотсон стал наиболее популярным лидером бихевиористского движения. Но один исследователь, сколь бы ярким он ни был, бессилен создать научное направление.

Среди сподвижников Уотсона по крестовому походу против сознания выделялись крупные экспериментаторы У.Хантер (1886-1954) и К.Лешли (1890-1958). Первый изобрел в 1914 году экспериментальную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной. Обезьяне, например, давали возможность увидеть, в какой из двух ящиков положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, которую через несколько секунд убирали. Она успешно решала эту задачу, доказав, что уже животные способны к отсроченной, а не только непосредственной реакции на стимул.

Учеником Уотсона был Карл Лешли, работавший в Чикагском и Гарвардском университетах, а затем в лаборатории Иеркса по изучению приматов. Он, как и другие бихевиористы, считал, что сознание безостаточно сводится к телесной деятельности организма. Известные опыты Лешли по изучению мозговых механизмов поведения строились по следующей схеме: у животного вырабатывался какой-либо навык, а за тем удалялись различные части мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. В итоге Лешли пришел к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, т. е. равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга.

Всех бихевиористов объединяла убежденность в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с "ментализмом". Но единство перед общим противником - интроспективной концепцией - утрачивалось при решении конкретных научных проблем.

И в экспериментальной работе, и на уровне теории в психологии совершались изменения, приведшие к трансформации бихевиоризма. Система идей Уотсона в 30-х годах уже не была более единственным вариантом бихевиоризма.

Распад первоначальной бихевиористской программы говорил о слабости ее категориального "ядра". Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешно разрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведенным до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к ее новому варианту - необихевиоризму.

бихевиоризм психика уотсон

Предмет бихевиоризма - это поведение человека - это все поступки, слова, действия, как приобретенные, так и врожденные.

Поведение с точки зрения бихевиористов - это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Это любая реакция, в том числе и сосудистая и выделение секрета железой.

С точки зрения бихевиоризма личность - это опыт, который человек приобретает в течение жизни, - это набор изучаемых моделей поведения.

Сторонники бихивеоризма рассматривают человеческое с позиции формирования его под влиянием внешнего окружения. Они считают, что поведение человека формирует его окружение (социальная среда), а не внутренние структуры и процессы, происходящие внутри человека.

На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Павловым было описано то, что в современной психологии называется классическим или Павловским научением. Это научение по ассоциации, при котором организм устанавливает связи между разными стимулами. При таком научении нейтральный стимул (звонок) сигнализирующий о безусловном стимуле, вызывает реакцию предшествующую безусловному стимулу (слюну). Безусловный стимул - это стимул, который автоматически, естественным образом вызывает реакцию без ее специальной выработки. Безусловные рефлексы - это врожденные рефлексы, например, безусловный раздражитель пища вызывает безусловный реакцию - слюноотделение. При сочетании безусловного стимула (пищи) с изначально нейтральным стимулом (звонком) у животного вырабатывается условный рефлекс, в данном случае слюноотделение в ответ на звонок.

Во многом под влиянием работ Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R). Уотсон полагал, что простая схема S - R вполне пригодна для описания наблюдаемого поведения. Задача психологии - по стимулам предугадывать реакции, по реакциям определять на какие стимулы они возникли. Люди, как сказал , - продукт их опыта и их поведение может управляться полностью, при помощи управления их окружающей средой.

Основная задача бихевиоризма с точки зрения Уотсона - наблюдение за поведением человека с целью:
а) в каждом данном случае при данном стимуле (ситуации) определить какая будет
реакция;
б) в случае данной реакции определить, какой ситуацией она вызвана.

Основная формула бихевиоризма - R = f S.

Уотсон выделял следующие реакции в поведении:
1) наружные или видимые приобретенные - двигательные навыки - мытье полов, игра в
футбол;
2) внутренние или скрытые приобретенные (мышечные или внешняя речь);
3) наружные (видимые) наследственные (чихание, мигание);
4) внутренние (скрытые) наследственные реакции (работа желез внутренней секреции, изменения в кровообращении).

Уотсон пологал, что число врожденных реакций, необходимых для приспособления организма не велико, поэтому поведение человека является результатом обучения. Навыки и обучение - главная проблема бихевиоризма.

Навык - индивидуально приобретенное или заученное . Процесс приобретения навыков и научение в бихевиоризме трактуется механистически.

Бихевиоризм - это движение в психологии, которое полностью отрицало сознание человека как самостоятельное явление и отождествляло его с поведенческими реакциями индивида на различные внешние раздражители. Проще говоря, все чувства и мысли человека сводились к двигательным рефлексам, вырабатываемым у него с опытом в течение жизни. Эта теория в свое время произвела революцию в психологии. О ее основных положениях, сильных и слабых сторонах мы поговорим в этой статье.

Определение

Бихевиоризм - это направление в психологии, изучающее поведенческие особенности людей и животных. Свое название это течение получило не случайно - английское слово «behaviour» переводится как «поведение». Бихевиоризм на многие десятилетия определил облик американской психологии. Это революционное направление радикально преобразовало все научные представления о психике. В его основе была заложена мысль о том, что предметом изучения психологии является не сознание, а поведение. Поскольку в начале 20 века было принято ставить знак равенства между этими двумя понятиями, возникла версия, что устраняя сознание, бихевиоризм устраняет и психику. Основателем этого течения в психологии стал американец Джон Уотсон.

Суть бихевиоризма

Бихевиоризм - это наука о поведенческих реакциях людей и животных в ответ на влияние окружающей среды. Важнейшей категорией этого течения является стимул. Под ним понимается любое стороннее воздействие на человека. Сюда входит и наличная, данная ситуация, подкрепление и реакция, в качестве которых может выступать эмоциональное или словесное реагирование окружающих людей. При этом субъективные переживания не отрицаются, но ставятся в зависимое положение от этих воздействий.

Во второй половине ХХ века постулаты бихевиоризма были частично опровергнуты другим направлением - когнитивной психологией. Однако многие идеи этого течения и в наши дни широко используются в отдельных направлениях психотерапии.

Мотивы возникновения бихевиоризма

Бихевиоризм - это прогрессивное направление в психологии, возникшее на фоне критики основного метода изучения психики человека в конце XIX века - интроспекции. Основанием для сомнения в достоверности этой теории послужил недостаток объективных измерений и разрозненность получаемых сведений. Бихевиоризм призывал изучать поведение человека как объективный феномен психики. Философской основой этого течения стала концепция Джона Локка о появлении на свет индивида с чистого листа и отрицание существования некой мыслящей субстанции Гоббса Томаса.

В противоположность традиционной теории, психолог Уотсон Джон предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Эти понятия можно было подвергнуть измерению, поэтому данное воззрение быстро нашло преданных сторонников. Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий. Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Павлов.

Теория Павлова

Бихевиоризм в психологии основывался на исследованиях нашего соотечественника - академика Ивана Петровича Павлова. Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.

В свою очередь Уотсон Джон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции - страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные. Как именно формируются сложные формы поведения, ученым раскрыто не было. Эксперименты Уотсона были весьма спорными с точки зрения морали, что вызывало негативную реакцию окружающих.

Исследования Торндайка

На основе многочисленных исследований возник бихевиоризм. Представители разных психологических направлений внесли немалый вклад в развитие этого течения. Например, Эдвард Торндайк ввел в психологию понятие оперантного поведения, которое складывается на базе проб и ошибок. Этот ученый называл себя не бихевиористом, а коннексионистом (от английского «connection» - связь). Свои эксперименты он проводил на белых крысах и голубях.

То, что природа интеллекта базируется на ассоциативных реакциях, утверждал еще Гоббс. То, что соответствующее умственное развитие позволяет животному приспособиться к условиям окружающей среды, заметил Спенсер. Однако лишь с опытами Торндайка пришло понимание того, что сущность интеллекта может быть выявлена без обращения к сознанию. Ассоциация предполагала, что связь осуществляется не между некими идеями в голове у подопытного, и не между движениями и идеями, а между ситуациями и движениями.

За исходный момент движения Торндайк, в противоположность Уотсону, принимал не внешний импульс, заставляющий тело подопытного двигаться, а проблемную ситуацию, заставляющую организм приспосабливаться к условиям окружающей действительности и строить новую формулу поведенческого реагирования. По мнению ученого, в отличие от рефлекса, связь понятий «ситуация - реакция» можно было охарактеризовать такими признаками:

  • отправная точка - проблемная ситуация;
  • в ответ организм пытается противостоять ей как целое;
  • он активно ищет соответствующую линию поведения;
  • и выучивается новым приемам методом упражнения.

Бихевиоризм в психологии во многом обязан своим появлением теории Торндайка. Однако в своих исследованиях он пользовался понятиями, которые это течение впоследствии полностью исключило из понимания психологии. Если Торндайк утверждал, что поведение организма формируется на чувстве удовольствия любо дискомфорта и выдвигал теорию о «законе готовности» как о способе изменения импульсов реагирования, то бихевиористы запрещали обращаться исследователю и к внутренним ощущениям субъекта, и к его физиологическим факторам.

Положения бихевиоризма

Основоположником направления стал американский исследователь Джон Уотсон. Он выдвинул несколько положений, на которых основывается психологический бихевиоризм:

  1. Предметом изучения психологии является поведение и поведенческие реакции живых существ, так как именно эти проявления могут быть исследованы путем наблюдения.
  2. Поведение определяет собой все физиологические и психические аспекты существования человека.
  3. Поведение животных и людей необходимо рассматривать как совокупность двигательного реагирования на внешние раздражители - стимулы.
  4. Зная характер стимула, можно предугадать последующую реакцию. Научиться верно предсказывать действия индивида - основная задача направления «бихевиоризм». Поведение человека можно формировать и контролировать.
  5. Все реакции индивида имеют либо приобретенную природу (условные рефлексы), либо передаются по наследству (безусловные рефлексы).
  6. Поведение человека - это результат обучения, когда успешные реакции путем многократного повторения автоматизируются, закрепляются в памяти и впоследствии могут быть воспроизведены. Таким образом, формирование навыков происходит с помощью вырабатывания условного рефлекса.
  7. Речь и мышление также следует считать навыками.
  8. Память является механизмом удержания приобретенных навыков.
  9. Развитие психических реакций происходит всю жизнь и зависит от окружающей действительности - условий жизни, социального окружения и так далее.
  10. Периодизация возрастного развития отсутствует. Никаких общих закономерностей в формировании детской психики на разных возрастных этапах нет.
  11. Под эмоциями нужно понимать реакции организма на позитивные и негативные стимулы окружающей среды.

Плюсы и минусы бихевиоризма

В каждом направлении научной деятельности существуют свои сильные и слабые стороны. Направление "бихевиоризм" также имеет свои плюсы и минусы. Для своего времени это было прогрессивное направление, но сейчас его постулаты не выдерживают никакой критики. Итак, рассмотрим достоинства и недостатки этой теории:

  1. Предмет бихевиоризма - изучение поведенческих реакций человека. Для своего времени это был весьма прогрессивный подход, ведь ранее психологами изучалось лишь сознание индивида в отрыве от объективной реальности. Однако расширив понимание предмета психологии, бихевиористы сделали это неадекватно и однобоко, полностью игнорируя сознание человека как явление.
  2. Последователи бихевиоризма остро поставили вопрос об объективном изучении психологии индивида. Однако поведение человека и других живых существ рассматривалось ими только во внешних проявлениях. Ненаблюдаемые психические и физиологические процессы ими полностью игнорировались.
  3. Теория бихевиоризма подразумевала, что поведением человека можно управлять в зависимости от практических нужд исследователя, однако из-за механического подхода к изучению проблемы поведение индивида сводилось к совокупности простейших реакций. Вся активная деятельная сущность человека при этом игнорировалась.
  4. Бихевиористы сделали метод лабораторного эксперимента основой психологического исследования, ввели практику опытов над животными. Однако при этом ученые не видели особой качественной разницы между поведением человека, зверя или птицы.
  5. При установлении механизма выработки навыков были отброшены важнейшие компоненты - мотивация и психический образ действия как основа его реализации. Социальный фактор бихевиористами исключался полностью.

Представители бихевиоризма

Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Однако один исследователь не способен в одиночку создать целое движение. Еще несколько ярких исследователей пропагандировали бихевиоризм. Представители этого течения были выдающимися экспериментаторами. Один из них, Хантер Уильям, создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной. Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал. Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.

Другой ученый - Лешли Карл - пошел еще дальше. Он с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.

Другие течения бихевиоризма

И все же попытка низвести сознание до совокупности стандартных поведенческих реакций не увенчалась успехом. Бихевиористам требовалось расширить понимание психологии и включить в него понятия мотива и редукции образа. В связи с этим в 1960-е годы появилось несколько новых течений. Одно из них - когнитивный бихевиоризм - было основано Э. Толменом. Оно основывается на том, что психические процессы при научении не ограничиваются связью «стимул - реакция». Психолог нашел промежуточную фазу между этими двумя событиями - когнитивное представление. Таким образом, он предложил свою схему, разъясняющую суть поведения человека: стимул - познавательная деятельность (знак-гештальт) - реакция. Знаки-гештальты он видел состоящими из «когнитивных карт» (умственных образов изученной местности), возможных ожиданий и прочих переменных. Свои взгляды Толмен доказывал различными экспериментами. Он заставлял животных искать корм в лабиринте, и они находили пищу разными путями вне зависимости от того, к какой дороге были приучены. Очевидно, что для них цель была важнее, чем способ поведения. Поэтому Толмэн назвал свою систему взглядов «целевым бихевиоризмом».

Существует направление «социальный бихевиоризм», которое также вносит свои коррективы в стандартную схему «стимул-реакция». Ее сторонники считают, что при определении стимулов, которые должным образом будут воздействовать на поведение человека, нужно учитывать индивидуальные особенности индивида, его социальный опыт.

Бихевиоризм и психоанализ

Полностью отрицал сознание человека бихевиоризм. Психоанализ, в свою очередь, был направлен на изучение глубинных особенностей человеческой психики. Основоположник теории Зигмунд Фрейд вывел два ключевых понятия в психологии - «сознание» и «бессознательное» - и доказал, что многие поступки человека нельзя объяснить рациональными методами. В основе некоторых поведенческих реакций человека лежит тонкая интеллектуальная работа, протекающая вне сферы сознания. Бессознательным могут оказаться угрызение совести, чувство вины, острая самокритика. Первоначально теория Фрейда была встречена в научном мире прохладно, однако со временем она завоевала весь мир. Благодаря этому движению психология вновь начала изучать живого человека, проникать в сущность его души и поведения.

Со временем бихевиоризм изжил себя, так как его представления о человеческой психике оказались слишком однобокими.

Человек выражается в своих поступках. Каждое утро он встает с кровати и начинает что-то делать. Когда происходит взаимодействие с другими людьми, он поступает одним образом, а его собеседники – другим. Почему люди совершают разные поступки в одних и тех же ситуациях? Все, что касается поведения человека, изучается бихевиоризмом в психологии, теорию, направления и представителей которых следует рассмотреть.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм – психологическая идея социальной психологии, которая занимается изучением поведения человека. Она основывается на идеях И. Павлова, который занимался изучением реакций животных, а также Дж. Уотсона, желавший сделать психологию более точной наукой, которая имеет объективные и видимые доказательства.

Большой вклад совершил Б. Скиннер, который занимался сопоставлением поведенческих действий с умственными реакциями. Он пришел к выводу мнимости и иллюзорности свободы воли, морали и прочих высокодуховных норм, поскольку человек действует исключительно с позиции манипулирования и влияния на окружающих.

Поведение – набор поступков, реакций и эмоционального настроя, которые выражает человек в определенной ситуации. Поведение выделяет человека либо, наоборот, напоминает о других людях, с которыми вы ранее общались и наблюдали у них подобную манеру. Это компонент любого индивида, зачастую регулируемый им самим.

Почему поведение людей бывает настолько отличным или похожим друг на друга? Почему одни люди поступают так, а другие — иначе в одной и той же ситуации? Все зависит от источника. Поведение регулируется следующими факторами:

  • Мотивами человека.
  • Социальными нормами, принятыми в обществе.
  • Подсознательными программами, алгоритмами поступков, которые человек усвоил в детстве или которые продиктованы инстинктами.
  • Сознательным контролем, то есть человек понимает, что он делает, зачем и сам контролирует процесс собственного поведения.

Сознательный контроль — это высший уровень развитости человека. Люди очень редко могут контролировать свое поведение, так как зачастую включаются в эмоциональный фон происходящего, подчиняясь эмоциям, а они уже диктуют им определенную программу поведения, которую они привыкли выполнять в конкретной ситуации. Но когда человек включается в ситуацию без чувственного восприятия, тогда он способен контролировать собственное поведение.

Подсознательные программы очень важны для человека особенно на первых годах жизни. Пока индивид не достиг сознательного возраста, он руководствуется инстинктами и моделями поведения, которые наблюдает в окружающем мире. Данный способ копирования позволяет человеку выжить, отрепетировать наработанные другими способы контакта с другими людьми и определиться, какие эффективные для него, а какие нет.

Социальные нормы усваиваются человеком уже в более сознательном возрасте. Оно зачастую продиктовано лишь желанием вызвать симпатию или интерес у других людей, а также наладить с ними деловые контакты. Социальные нормы очень хороши на первых этапах знакомства с новым человеком, но затем поведение меняется в зависимости от участников знакомства.

Мотивы человека также регулируют его поведение. Они занимают фоновую позицию, когда человек делает что-то, что не противоречит его желаниям. Но когда индивид начинает «наступать себе на горло», то есть делать что-то во вред собственных интересов, тогда его мотивы начинают занимать главенствующую позицию в алгоритме поведения.

Бихевиоризм в психологии

Когда психологов заинтересовал вопрос, что побуждает человека совершать конкретные действия, это привело к развитию целой науки – бихевиоризма, что берет свое название от английского слова «behavior» — в переводе «поведение». Бихевиоризм в психологии занимается изучением поведения. не становятся абстрактными явлениями, а проявляются как реакции организма.

Согласно мнению бихевиористов, мысли и чувства не могут влиять на поведение человека. Полезными становятся лишь реакции, которые возникают у человека вследствие воздействия на него определенных стимулов. Соответственно, здесь действует формула «стимул – реакция – поведение».

  • Стимул – это воздействие внешнего мира.
  • Реакция – это ответ человеческого организма на попытку отвергнуть или приспособиться к возникшему стимулу.

Между стимулом и реакцией может находиться подкрепление – это дополнительный фактор, который воздействует на человека. Подкрепление может быть:

  • положительным, то есть побуждает человека совершать ту реакцию, на которую он настроен (похвала, вознаграждение и пр.);
  • отрицательным, то есть побуждает человека не совершать тех поступков, на которые он настроен (критика, наказание, боль и пр.).

Положительное подкрепление побуждает человека в дальнейшем совершать те действия, которые он совершил. Отрицательное подкрепление говорит человеку о том, что необходимо отказаться от предпринятых действий, изменить модель поведения.

Бихевиористы не рассматривают внутренние мотивы поведения, поскольку их трудно изучить. Рассматриваются лишь внешние стимулы и реакции. Бихевиоризм идет в двух направлениях:

  1. Предугадывание реакции на основе имеющихся стимулов.
  2. Определение потенциального стимула по реакции человека.

Научение данной области позволяет изучать индивида, на которого хочется воздействовать. Ранее считалось невозможным предвосхитить поведение человека, однако бихевиоризм рассматривает механизмы влияния на людей. Люди, которые знают, какие стимулы смогут побудить на совершение нужных им поступков, могут создать такие условия, которые помогут им в достижении желаемого, что и является влиянием, .

В дополнении ко всем имеющимся данным были взяты учения Павлова – условные рефлексы, их формирование и закрепление.

Психолог Толмен не так упрощенно смотрел на схему «стимул – реакция», указывая, что в возникновении тех или иных поступков участвуют его физическое и психическое состояние, опыт, наследственность. Таким образом, данные факторы влияют на человека сразу после стимула, побуждая его на конкретные поступки, которые с годами могут меняться.

Синнер опровергал иллюзию свободы воли, поскольку указывал на выбор тех или иных поступков в зависимости от результатов, которых он достигнет или желает достичь. Таким образом было введено понятие оперантного воздействия, когда человек сначала ориентируется на последствия своих поступков, а потом выбирает, какие из них совершить.

Бандура основывал свои учения на склонности человека к подражанию. Более того, он копирует лишь то поведение, которое, как ему кажется, является наиболее благоприятным для него.

Направления бихевиоризма

Основоположником различных направлений бихевиоризма является Джон Уотсон (классический бихевиоризм). Он изучал лишь видимые явления, полностью исключая внутренние (психические) стимулы. В его концепции существовали только стимулы и реакции, которые у многих живых существ были одинаковыми. Это помогало ему сформировать теорию о том, что при создании определенных внешних условий окружающей среды можно влиять на развитие тех или иных склонностей, качеств, моделей поведения человека.

Павлов изучал рефлексы живых существ, которые формировались в зависимости от стимула и подкрепления. Чем значимее становилось подкрепление, тем глубже укреплялся рефлекс.

Бихевиоральное направление позволило дополнить психологические знания, которые лишь со временем были правильно скорректированы. Так, значимыми стали «что желает человек выразить через свое поведение», «что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию», «что индивид хочет изменить в собственном поведении».

На определенном этапе упрощенная схема «стимул – реакция» не вызывала одобрения со стороны специалистов, что разрешилось лишь со времен внесения в данную схему переменной. Таким образом, не только стимул влиял на поведение человека, но и прочие составляющие его психики и физиологии.

Необихевиоризм ставил своей задачей «программирование» действий человека с целью достижения им положительных результатов. Здесь неважным становилось воспитание человека. Главное – достижение цели через совершаемые поступки.

Ошибкой бихевиористов являлось исключение индивидуальных особенностей личности. Не замечалось, что разные люди неодинаково реагируют на одни и те же стимулы и ситуации. Всех людей можно объединить в группы по поступкам, но не сказать о том, что все действуют одинаково.

Теория бихевиоризма

В основе классических учений лежала теория бихевиоризма Павлова и Бехтерева. Павлов изучал рефлексы живых существ, а Бехтерев внес понятие «коллективной рефлексологии». Человек, который находится в группе, сливается с нею, образуя единый организм, при этом практически не участвует в выборе действий. Он совершает те поступки, которые совершает вся группа.

Айзенк рассматривал поведение человека в зависимости от ситуации, в которой он пребывает. Есть постоянная модель поведения, которая характеризуется постоянством индивида пребывать в определенных условиях, и изолированные поступки, которые совершаются в неординарных ситуациях.

Патопсихология – наука об анормальном поведении и анормальных психических процессах. Вводя такое определение, поднимается проблема соотношения нормы (нормальности) и отклонения от нее (анормальности).

Под анормальным подразумевают ненормальное – то, что находится за пределами обычного и общепринятого. Общество имеет свои стандарты поведения и стереотипы образа действий, устанавливающие, что допустимо, а что нет. Для индивидов, семей, а также для других групп населения определяются свои нормы, или стандарты, поведения. Если люди нарушают эти стандарты, общество закрепляет за подобным поведением либо человеком, действующим вне установленных шаблонов, ярлык «ненормальности».

Анормальное поведение определяется как такое низкоадаптивное поведение и такие психические процессы, которые способны причинить кому бы то ни было физический и психологический ущерб.

Понятие психического заболевания пришло из психиатрии, раздела медицины, посвященного психическим нарушениям. Начиная с XIX века, лечением людей с анормальным поведением занимались врачи. При этом они рассматривали «безумцев» именно как больных, а не как морально несостоятельных или одержимых. Таким образом, анормальное поведение было возведено в ранг одной из медицинских проблем и стало рассматриваться как недуг, поддающийся диагностике и лечению. Подобная точка зрения известна как медицинская модель психического заболевания. Когда задумались о существовании иных, отличных от медицинской модели способов оказания помощи психически больным людям, к процессу поиска подключились .

Представители бихевиоризма

Основным отличием бихевиоризма является изучение поведения живого существа, а не его сознания. Здесь главным являлось то, что можно изменить или пощупать, и отвергалось все, что не поддается чувственному изучению. Представителями бихевиоризма были:

  1. Джон Уотсон — основоположник.
  2. Эдвард Торндайк.
  3. И. Павлов.
  4. У. Хантер.
  5. Л. Карл.
  6. Э. Толмен.
  7. Б. Скиннер.

Каждый внес свою лепту в данную науку, основывая свои опыты лишь на реакциях живых существ. Благодаря им существует множество теорий того, как формируются поступки, чем они мотивируются, как на них можно влиять и даже программировать.

Фильмы, передачи, сериалы, мультфильмы и прочие телевизионные программы, которые человек постоянно смотрит, программируют его. Демонстрируемое героями поведение откладывается в подсознании, что потом влияет на то, как он сам поступает в реальной жизни. Вот почему многие люди предсказуемы и однообразны: они ведут себя так, как поступают те персонажи или их знакомые, за которыми они постоянно наблюдают. С самого детства каждому человеку дано качество – повторять, как обезьянка, все, что видишь в других людях. Люди ведут себя одинаково, поскольку наблюдают за одними и теми же персонажами (особенно по телевизору), которые и программируют их на определенные модели поведения.

Если все люди на похоронах плачут, то и вы сами вскоре начнете плакать, хотя в первые разы можете не понимать, почему должны делать это. Если мужчины бьют своих жен, то и сами начинаете бить свою жену, хотя вначале были против насилия. Постоянно наблюдая за поведением окружающих людей или любимых персонажей по телевизору, вы приучаете себя поступать так же. И этот закон действует независимо от того, нравится вам это или нет.

Однако можно применить данные знания и в благих целях. Например, можно выработать в себе качества и свойства, которые вас привлекают в других людях. Почаще наблюдайте за ними, общайтесь, обращайте внимание на те проявления личности, которые вас привлекают, и вскоре вы за собой заметите эти же качества. Ведь можно не только плохое, но и хорошее в себе выработать, постоянно контактируя с людьми, которые на собственном примере демонстрируют положительные модели поведения. Учитесь у них, используя простой закон «обезьянки»: становитесь лучше, просто наблюдая за теми, чьи качества и поведение вам нравятся.

Итог

Человек является сложным существом, чью жизнь во всех аспектах еще следует изучать. Бихевиоризм лишь частично раскрывает завесу. Если подкрепить знание информацией из других областей, то можно получить более полную картину. Итог познания бихевиористских учений – понимание собственного и чужого поведения, а также способность создавать такие обстоятельства, которые побудят окружающих на нужные действия.

Если у человека возникли проблемы с познанием собственных поступков, тогда рекомендуется обратиться за помощью психолога на сайте сайт. Специалисты займутся рассмотрением мотивов, стимулов, а также прочих факторов, которые участвуют в формировании того или иного поведения.

Когда человек научится управлять собственным поведением, он сможет изменить свою жизнь. Ведь окружающие люди видят лишь то, что человек делает. Они не умеют читать мысли и не обладают психологическими познаниями, чтобы понимать мотивы других. Человек должен понимать, что его поступки являются теми стимулами, которые вызывают у окружающих совершение тех или иных действий. Если поступки других людей не нравятся, значит, необходимо пересмотреть сначала собственное поведение.

Порой необходимо исходить не из понятий, «правильно или неправильно я поступаю», что означает моральность действий, а из категорий, «как интерпретируются мои поступки другим человеком». Ваши поступки – это стимул для другого человека, который полностью зависит от отношения к ним и вызываемых эмоций. Даже самые правильные поступки могут восприниматься негативно, что и приводит к непредсказуемым реакциям.

Что еще почитать