Русская роспись по дереву. Разновидности и богатая история росписи под хохлому

Когда разговор заходит о русских стилях живописи, первым делом все обычно вспоминают про гжель и хохлому. При этом собеседник почти наверняка сможет описать, что для этих двух стилей характерно. Но дальше обсуждения синих завитков на белом фоне и ярких рыжих цветов на чёрном разговор обычно не идёт.

Мы решили провести ликбез и создать специальную инфографику-шпаргалку, которая наглядно расскажет, чем отличаются друг от друга стили русской живописи.

Чем русские стили живописи отличаются друг от друга?

Хохлома - роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.

Городецкая роспись - роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.

Гжель - роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.

Федоскинская роспись - роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал - металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.

Роспись Северной Двины - роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.

Прикамская роспись - роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

Жостовская роспись - роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.

Мезенская (Палащельская) роспись - роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным - «сажей» и красным - «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи - солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.

Палех - роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.

*Братина - род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.

В понятие «роспись северодвинского типа» включают самостоятельные разновидности: пермогорскую, ракульскую и собственно северодвинскую. Первая названа по селу Пермогорье, близ Сольвычегодска. Центром второй разновидности является деревня Ульяновская у речки Ракулки. Северо-двинская роспись делится на три подвида: пучугскую, борецкую и тотемскую.

Волховская роспись по дереву

Волховские традиции росписи входят в состав народных художественных ремесел, сформировавшихся вокруг Ладоги. Ладожские ремесла по характеру исполнения и живописного изображения отличаются склонностью к стилю барокко с его яркостью и пышностью. Пожалуй, наиболее известным стилем традиционной росписи по дереву, бытовавшим в Петербурге и в поселениях в районе Ладожского озера, была волховская роспись, возникшая и распространившаяся по берегам Волхова.

Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне город Загорск).

Ракульская роспись

Ракульская роспись - самобытное явления в ряду росписей северного края: она абсолютно непохожа на соседние, бытовавшие поблизости от местности ее распространения, росписи, она многоцветна, но не ярка, она живописна, но не изобилует множественными элементами, в других росписях порой составляющих собой целую вселенную.

Наиболее ранние сведения о ракульской росписи датируются концом первой половины XIX века и указывают на место её зарождения и бытования - село Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Росписью, за всё столетие её прослеживамой истории, занималась только одна семья - Витязевы, из поколения в поколение передававшие секреты своего промысла. Хотя имеются и сведения, что и в д. Череминенская росписью прялок в традиционной ракульской манере занимались местные мастера, но, возможно, они также состояли в родстве с большой семьёй Витязевых.

Орнамент ракульской росписи, особенно орнамент, украшающий самые ранние из дошедших до нас изделий, датируемых серединой XIX века, очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей - богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами, жившими в скитах и «становищах» (так приверженцы «старой» веры называли поселения мирян-старообрядцев - фактически, обыкновенные деревни) по реке Выг (так называемом Выголексинском общежительстве - центре многочисленного и влиятельного старообрядческого «Поморского согласия»), протекающей по территории нынешней Республики Карелия. В свете этот сходства весьма вероятным представляется тот факт, что Витязевы - семья выговских старообрядцев, в результате ликвидации («выгонки») Выголексинского общежительства властями, проходившей в несколько этапов в середине XIX столетия (за 20 лет с 1830 по 1850 гг. число жителей старообрядческих поселений Выговского суземка снизилось почти в 10 раз - с 3000 до 272), вынужденная перебраться на жительство в Ракульскую волость. С собой Витязевы принесли древнее, восходящее истоками к ещё дораскольной московской книжной графике, искусство миниатюры, но, как представляется, усилившиеся гонения и оторванность от центров старообрядчества, заставили Витязевых вместо переписывания и украшения книг заняться росписью предметов крестьянского быта. Дополнительным подтверждением этой версии является совпадение даты массового выселения старообрядцев с Выга и даты примерного зарождения ракульского промысла.

Декоративность росписи, ее книжная узорочность, отсутствие в ней какого-либо выраженного сюжета также может быть объяснена через старообрядческое благочестие - бытовые и сказочные сюжеты в рукописях практически не изображались, за исключением едких сатир на представителей власти, а изображение сюжетов священных писания и предания (в том числе и житийных) на предметах домашнего обихода являлось богохульным.

В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы - виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

Свободно бегущий по ракульским изделиям узор состоит, преимущественно, из фантастических растений-лиан с крупными нарядными листьями, крепящимися к извилистому стеблю.

Характерный растительный орнамент с массивными многоцветными каплевидными листьями, своеобразие и относительная скупость цветовой палитры, экономное использование мелких самостоятельных элементов орнамента резко отличают ракульскую роспись от географически соседствующих с ней борецкой, пермогорской и пучужской.

Фантастическое многоцветье растений, украшающих расписные ракульские изделия несёт на себе, возможно неосознанно для украшавшего их мастера, присущую поверьям обитателей Русского Севера символику. Фантастические, никогда не виданные растения, цветущие букеты, переливчатое многоцветье красок растительного мира выражали идею плодородия, вечного и неиссякаемого богатства мира, и, как бы взывая к матери-природе, представляли собой пожелание счастья, достатка в доме, богатых урожаев.
Присущи ракульской росписи также очень характерные и узнаваемые изображения птичек - схематично изображенные, со вздернутым хвостом, намеченным тонкой штриховкой, грузным телом и изящной головкой, венчаемой хохолком.

Типичным для северодвинских росписей являлось преобладание расписных прялок среди продуктов промысла. Не была исключением и Ракулка, выработавшая для росписи прялок свой особенный композиционный канон, четко прослеживающийся на протяжении почти целого столетия - до 1930-x гг.: фасадная часть прялки разделялась на три практически равновеликие части - нижняя украшалась вертикальной крупной вертикально поставленной ветвью с симметрично расположенными ветвями, центральную занимало окаймленное нарядной рамкой изображение птицы, а верхняя декорировалась большой S-образной лианой с многоцветными листьями.

До момента затухания промысла, случившегося в 30-х годах XX столетия, мастера из династии Витязевых твёрдо следовали выработанному композиционному канону, но применение анилиновых красок промышленного изготовления, добавив яркости колориту изделий, лишило их гармонии, создававшейся приглушёнными скромными тонами.

Возрождение ракульской росписи как художественного промысла связан с её открытием для науки в 1959 г. экспедицией Загорского музея-заповедника. А в 1960-х годах, для сохранения традиционных народных художественных промыслов Архангельской области было организованно предприятие «Беломорские узоры», мастера которого, сохраняя вековые традиции и каноны росписи, и по сей день производят изделия, выполненные в традиционной ракульской технике.

Городецкая роспись

Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец.
Начало городецкой росписи можно увидеть в резных прялках. Они в Городце были особенные благодаря донцам (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки. Донце украшалось местными мастерами с использованием особой техники инкрустации. В углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски. Позже умельцы начали пользоваться подкраской (яркими синими, зелеными, красными и желтыми цветами), которые позволяли сделать донце еще красочнее. Увеличившаяся потребность в производстве прядильных донец побудила мастеров пересмотреть технику декорирования, сделав ее более простой. Во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века преобладающим декором донец становятся живописные элементы.
Технология


Технология городецкой росписи во многом проще создания хохломской, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. На рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора. Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (промалевка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи — нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.
Мезенская роспись

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Борецкая роспись

Среди легенд и преданий бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи.
Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Новгород, а Марфа Борецкая вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст. Сейчас Борок только пристань в 7 километрах от Городка да несколько близлежащих деревень.
Очевидно, среди бежавших были и художники иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий.
Вначале, как видно, существовал один центр росписи — Борок в среднем течении Северной Двины. Впоследствии отпочковались еще два центра: с пучугской росписью (центр в деревне Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и тоемской росписью (еще выше по течению деревня Жерлигинская).
Прялочки, украшенные этими росписями, разнятся между собой, но по колориту и композиционной схеме составляют единый вид северодвинской белофонной росписи, отличной от других видов росписей Северной Двины — пермогорской и ракульской.

Умение прясть считалось достоинством крестьянки, так как требовалась большая сноровка, чтобы вытянуть нить нужной толщины, а «неряху-непряху» клеймили позором. С прялками ходили на посиделки, а тем у кого прялка красивее, и чести больше. Женихи часто дарили прялочки невестам, иногда подписывали от кого — к кому.
Такую прялку особенно берегла женщина и завещала дочери, как память. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте.
Прялка сохраняла форму и орнамент, традиционные для своей местности. Борецкие прялки «корневые», то есть выпоненные из одного куска дерева. Лопаска из ствола, а донце из корня. Они велики по размеру, имеют широкую лопаску, четкий красивый ряд крупных городков (головок, бобышек, бобочек), две круглые серьги, нарядную фигурную ножку. Роспись ее сверкает белизной фона, на нем ярко горит красный ведущий цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им праздничность и нарядность.
Если проследить развитие борецкой росписи, сравнить прялки XVII-XVIII вв. с прялками более позднего периода, вплоть до начала ХХ в., то можно заметить, что они значительно различаются по колориту и сюжету.
Художники ХVII-XVIII вв., унаследовавшие традиции новгородских мастеров-иконописцев, внесли в композицию росписи форму иконостаса, разделили лопаску прялки на ярусы — ставы, заполнили их квадратиками наподобие икон, а внизу нарисовали дверь, похожую на царские врата алтаря. Однако от иконописи сохранились только внешние признаки. Содержание росписи самобытно. Из прямоугольных рамок вместо святых на нас смотрят веселые птички, лучистое солнце и остроконечные звезды.
Центральная часть лопаски — это парадная с округлым верхом дверь, напоминающая по богатству царские врата иконостаса. Ниже изображено парадное крыльцо на высоком столбе — характерная деталь деревянной архитектуры Севера. Это дом невесты, он показан как сказочный царский терем. Далее сцена сватовства (хотя существует и другое толкование сюжета).По высокой лестнице поднимается старец с корзинкой в руках, а у крыльца снял шапку юный всадник. Оба одеты в древнерусские одежды с оплечьями и поясами, украшенными каменьями,
Ведущими цветами борецкой росписи на ранних прялках, где изображена сцена сватовства, была яркая киноварь, глубокая изумрудная зелень с белой оживкой и охрой, которая воспринимается как золото.
На обратной стороне прялки — сцена парадного выезда жениха и невесты, князя и княгини. Жених и невеста в красной одежде с золотой каймой вокруг ворота, по рукавам, подолу и с трехлепестковой золотой короной на голове.
Изумрудный конь сверкает киноварной упряжкой, кругом из красной киноварной земли подняли свои золотые головы царственно — прекрасные тюльпаны. На их красных стеблях раскачиваются темно — изумрудные листья с воланчиками. Тюльпановидные цветы были характерны для иконописи ХVII-XVIIIвв. Растительный узор, крупный, сочный по цвету, полон динамики.

Со временем орнамент борецкой росписи утрачивает свою крупную форму, лишается пластики рисунка, теряет сочный колорит. В конце ХIX в. приходит дробный узор, лишенный общего ритмичного движения, яркая, не всегда гармоничная многоцветность с добавлением сусального золота и полная скованность композиции.
На рубеже ХIX-XXвв. Росписью украшали в основном прялки. Хотя время изменило декор и композицию росписи, все же легко прослеживаются древние композиции и древние схемы. Дробным растительным узором украшаются саночки с ездоком — эту часть лопаски стали называть «став с конем».
Красные, зеленые, изумрудные, золотые, охристые кони, впряженные в кареты, расписные повозки, в крытые возки, сани, участвовали в сценах катания, в свадебных и парадных выездах. Выше, вместо крыльца и двери терема, появился пышный цветущий сказочный куст в окружении ярких сказочных птиц. По древней легенде, «начало всех начал» — это древо, стоящее среди водных просторов. На нем поселились две птицы, свили в его ветвях гнездо, и отсюда пошла первая жизнь на земле. Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека.
На прялочках изображались птицы. Они также изменились. Они также изменялись. В XVII-XVIII вв. это курочки, простые птички, то есть мастер писал их такими, какими видел. Птички были в различных движениях: клюющая, с поднятыми крыльями, с головкой, повернутой назад, спокойно сидящая, с распростертыми крыльями. Они локальны по цвету, красные и изумрудные. В дальнейшем птицы становились более нарядными, ярких, пестрых расцветок, хвосты удлинялись, появилось много дополнительных украшений, точек, капелек, штришков. Они уже мало походили на тех, которых мы видим на прялках XVII-XVIII вв. Эти птицы действительно стали действительно теми сладкоголосыми райскими птичками, что сидели на древе жизни. Средний став получил название «став с древом

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень .

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.

Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов - фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.


Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детскинаивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.






Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой - инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.


Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.


В нижегородских росписях можно различить два типа - павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это - быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы - пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны - ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен - от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.





Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.


Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.".

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.


В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне.


1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.


Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников.


Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.








Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности.


Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются краски: красная, жёлтая, золотая, оранжевая, зелёная, голубая и чёрный фон. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта,куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи.

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам .

Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».


Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII-XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев - живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.


В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д. Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО "Промысел").

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон.

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль - основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента , а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» - узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.


Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Вам также будет интересно:

Русская деревянная посуда: ложки, ковши, хохломская роспись

Смеркалось. На столе, блистая, Шипел вечерний самовар

Чай по-русски. Памятники САМОВАРУ! (продолжение Темы)

Хохлома -

Роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.

Городецкая роспись -

Роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.

Роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.

Федоскинская роспись -

Роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал - металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.

Роспись Северной Двины -

Роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.

Прикамская роспись -

Роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

Жостовская роспись -

Роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.

Мезенская (Палащельская) роспись -

Роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным - «сажей» и красным - «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи - солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.

Роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.

*Братина - род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.

Одним из старейших видов творчества и рисунка считается роспись по дереву. Данный способ декорирования был широко распространен на Руси, с помощью красок расписывали деревянные доски, оформляли панно, подносы и шкатулки. Чтобы научиться самостоятельно декорировать деревянные предметы, нужно лишь изучить основные техники росписи.

Данный вид декоративно-прикладного искусства передавался из поколения в поколение. Взрослые вместе с детьми изображали оригинальные узоры по народным мотивам, которые позже обрамлялись в рамы. Популярным считалось декорирование с помощью росписи различных предметов интерьера. В таком виде дошло данное искусство до сегодняшних дней, когда декоративной росписью по дереву украшают мебель, посуду, игрушки, музыкальные инструменты.

В качестве материала для работы мастера используют красящие составы разного назначения. По дереву можно рисовать гуашью, акрилом, акварелью и даже маслом. Изготовить самостоятельно красивую расписную доску для нарезки продуктов не составит труда даже ребенку: весь процесс состоит из подбора рисунка, его перевода на поверхность, постепенного разукрашивания. Немаловажным считается достигнуть правильного сочетания цветов, чтобы досочки выглядели гармонично.

Техники росписи бывают трех видов:

  • Хохлома – характеризуется черным фоном, а также желтым и красным цветами, где изображаются причудливые цветы.

  • – основные мотивы составляют рисунки, посвященные городским сценкам, былинам и цветочным композициям.

  • – вид рисования по дереву, основными сюжетами которого являются орнаменты и кони.

Чтобы научиться выполнять роспись по дереву, необходимо ознакомиться с основными приемами, о которых можно узнать в следующих разделах.

Как расписать кухонную доску акриловыми красками?

Самым удобным материалом для знакомства с народным творчеством и освоения техники являются акриловые краски. Они обладают достаточной густотой, их можно смешивать для достижения эффектного изображения. После росписи деревянной доски такими красками покрывать поверхность лаком необязательно, потому как акрил создает прочную защитную пленку.

Для работы потребуется:

  • разделочная кухонная доска с гладкой плоскостью;
  • указанные краски необходимых цветов;
  • кисточки;
  • трафареты для росписи.

Выбирайте качественные художественные акриловые краски, которые имеют достаточную густоту – именно так рисунок будет насыщенным.

Поверхность доски должна быть ровной, если на ней имеются выступы – рекомендуется применить наждачную бумагу и зашлифовать плоскость дерева . После этого мастера рекомендуют пропитать основу белым акрилом для того, чтобы последующие эскизы ровно легли на доску. Пока заготовка будет сохнуть, необходимо перевести рисунок на дерево, как это сделать можно узнать в последнем разделе данного материала.

Особенность полученных после росписи изделий в том, что они обладают ярким и насыщенным цветом. Начинать расписывать доску необходимо с крупных элементов рисунка, постепенно переходя к более мелким деталям. Чтобы выделить отдельные детали изображения, раскрасим их тонкой кистью черным или белым цветом.

После рисования по дереву акриловыми красками изделие необходимо тщательно просушить. Следующим этапом станет лакировка доски, если предполагается дальнейшее применение изделия по назначению. Если готовый результат будет выполнять только декоративную функцию, то покрывать лаком доску не нужно – роспись акриловыми красками будет самостоятельно держаться на дереве.

На видео: роспись разделочной доски акриловыми красками.

Роспись дерева акварелью и ее особенности

Технология росписи деревянных оснований акварелью подразумевает быстрое нанесение краски на поверхность. Некоторые утверждают, что акварель совсем непригодная для таких покрытий, потому как обильное намокание дерева приводит к его порче. Исправить ситуацию и научиться правильно делать роспись по дереву акварелью можно – необходимо всего лишь подобрать грамотную технику.

Для начинающих роспись акварельными красками не должна быть сложной процедурой, потренироваться можно на деревянных заготовках в виде матрешек. После перевода рисунка необходимо провести 1 раз мокрой кистью по тому участку заготовки, который нужно разукрасить. Делается это для лучшего сцепления краски. Поэтапно сначала разрисовывают большие участки, после чего придают цвета деталям.

Использование акварели по дереву имеет ряд особенностей:

  • способность создавать легкие и воздушные изображения, оснащая их тенями и цветовыми переходами;
  • отсутствие рельефности мазка, чего не скажешь про раскрашивание деревянных оснований акрилом или масляными красками;
  • нарисованное на дереве акварелью лицо наиболее точно правдиво передает оттенки;
  • возможность смешивания акварели с другими видами красок для росписи по дереву.

Готовое изделие можно покрыть прозрачным лаком. Акварелью также украшают фоны на панно, ведь данная краска – пигмент, разбавленный водой, который наиболее оптимально подходит для больших участков.

Гуашь для росписи как альтернатива

Разделочная досточка для кухни – один из практичных предметов регулярного обихода. Чтобы данная принадлежность ежедневно радовала глаз, ее рекомендуется расписать, сделать это можно гуашевыми красками по дереву. Такой красящий материал имеет схожесть с акрилом, однако по насыщенности немного проигрывает.

Роспись по дереву гуашью состоит из таких этапов:

  1. Шлифовка доски. Если поверхность изделия была недостаточно ровной, ее необходимо отполировать наждачной бумагой.
  2. Защита структуры. Если доска не имеет лакового покрытия, ее необходимо обработать морилкой.
  3. Грунт. Для этого используется акрил любого подходящего цвета. Деревянную доску стоит аккуратно покрыть краской без пробелов. Это будет способствовать легкому и быстрому раскрашиванию.
  4. Рисунок. После перевода изображения или самостоятельного рисования необходимо приступать к росписи на доске. Для начинающих лучше выбирать простые орнаменты или цветочные мотивы. Прежде чем раскрашивать дерево гуашью, можно добавить в баночку немного клея ПВА для лучшего сцепления.
  5. Лакировка. После окончания процесса, рекомендуется вскрыть изделие лаком. Можно использовать любой состав, которые есть дома, однако наиболее подходящим считается акриловый лак без запаха.

Мастер-класс, представленный ниже на фото, рассчитан на людей, не имеющих навыки в росписи кухонных досок. Роспись по дереву приносит удовольствие, а полученный результат приводит в восторг всех окружающих.

Наносить лак на готовое изделие необходимо в несколько слоев, но после полного высыхания предыдущего слоя. Кухня – место, где постоянно воздействует влага, поэтому данный этап считается обязательным.

Методы перевода рисунка на основу

Некоторые любители рисовать по дереву только с опытом начинают самостоятельно изображать картинки на дереве. Начинающим такое занятие не под силу, поэтому встает вопрос, какие существуют способы перевести картинку на деревянную основу? О них подробнее можно узнать ниже:

  • Копирка. Данный метод считается самым простым – для него необходимо наличие обычной темной или (в случае черной основы) белой копирки. Распечатанный лист накладывается на копирку, под которой размещена заготовка из дерева. С помощью ручки, рисунок обводят по контуру полностью. В итоге на заготовке образуется изображение, которое можно разрисовать. Полученное расписанное изделие отличается аккуратностью.

  • Калька. Чтобы роспись имела красивые границы, можно воспользоваться калькой. Для этого ее накладывают на подготовленный рисунок и обводят его по контурам. Далее лист переворачивают и обильно натирают графитом. После этого кальку накладывают на дерево и острым предметом обводят изображение. С помощью такого метода реально нарисовать даже самые сложные узоры.

  • Мыло. Способ аналогичен предыдущему, однако хорош, когда шаблоны для росписи переводятся на черную поверхность. Необходимо повторить те же операции, только натереть кальку не графитом, а мылом.

Для оттачивания мастерства специалисты рекомендуют использовать разные техники росписи на дереве. Неплохо рисовать и на бывшей деревянной основе под поднос, на шкатулке или других вещах. Полученные изделия можно дарить в подарок или украшать ими дом.

Мастер-классы по росписи дерева (2 видео)

Разные варианты и идеи (30 фото)



































Что еще почитать