Русский язык переживает глубокий кризис. Кризис язык

В том, что языки обмениваются друг с другом словами, есть, возможно, не только близкая польза, но и дальняя, послезавтрашняя закономерность. Может быть, именно через такой обмен и станет рождаться будущий всемирный язык - или, как ступень к нему, несколько мировых языков (славянский, романский, английский, арабский, индийский, китайский...).

Впрочем, возможно, таким языком сделается какое-нибудь новое эсперанто - но богатое, полное души, чувств, оттенков. Возможно, что оно - через долгие вереницы столетий - станет как бы вторым языком всех людей Земли, а потом, может быть, и первым, единственным... Неизвестно, случится ли это, возникнет ли такой всемирный язык; но если случится, это будет, видимо, очень болезненный переворот во всей ткани человеческой культуры, во всей ее плоти и крови.

Уменьшить эту болезненность сможет, наверно, только резко замедленный - «эволюционный» - ход языковых революций. Есть, пожалуй, предел, сверх которого перемены становятся болезненными для человека, тяготят нервы, души. Какой именно этот предел, неизвестно, ко для разных людей он разный: больше для детей, меньше для взрослых, больше для здоровых и сильных нервами, меньше для больных и ослабленных...

Тут, видимо, лежит самая тяжелая психологическая проблема всей нынешней революционной эры: какой именно ритм перемен безвреден для человека (и значит, для общества) и чем вредит нынешний сверхритм. Увы, психология даже еще и не подступилась к этой тяжелейшей проблеме, а ведь от нее, пожалуй, зависит весь ход прогресса.

Наверно, и в языковых переменах есть свой порог безопасности, и чем дальше мы за него заступаем, тем больнее это для наших чувств, нервов. Нынешние перемены, видимо, далеко переступили этот порог, они резко перенапрягают нашу психику, наводняют ее потоками тягостных ощущений.

Половодье сухих иностранных слов - это только часть тех языковых перемен, которые иссушают нашу психику, делают ее рассудочной. Точно так же действует на нас и язык науки, и публично-официальная речь вообще - речь печати, радио, учебников, тьмы просветительных и научно-популярных статей. Их речевая сухомятка часто лишена чувств, полна онемелых, отсиженных слов, состоит из оборотов, длинных, как товарный поезд, - в них забываешь начало, дойдя до конца... И даже обычные живые слова, попадая в это безвоздушное пространство, заражаются его мертвенностью и выцветают, обескровливаются.

Это как бы вырожденный язык, язык старческий - из одного логического смысла, почти без эмоций. Вспомним о мозговых полушариях: левое ведает отвлеченным, логическим мышлением, правое - образным, чувственным. Речь науки и публичная речь - это как бы «левополушарная речь», но отсеченная от правого полушария и потому гербарно засушенная.


В этой речи и русские слова часто теряют радостную энергию жизни, костенеют, делаются тускло-тяжелыми. Научное и публично-официальное слово - это как бы иностранное слово для нашей психологии, для наших чувств. Это машинное, безэмоциональное слово, и оно рождает в нашем подсознании ту же рябь неприятных ощущений, какую рождают сухие иностранные слова.

Хронические вереницы таких неприятных ощущений десятилетиями моросят на наш мозг, с утра до ночи атакуют его своими серыми дождями - и неслышно, с неожиданной стороны расшатывают людям нервы, подтачивают дух.

Во времена НТР наука в сотни раз больше вторгается в атмосферу будней. И точно так же ее логическая сухость вторгается в повседневный язык, наводняет «словосферу» будней. Русский язык как бы начинает делаться для нас иностранным, отчуждается от наших душ и чувств. Пожалуй, наука сегодня так же отравляет язык - а через него и человеческие чувства, души, как отравляет природу нынешняя научно-техническая база человечества.

Языковая атмосфера, в которой мы живем, пропитывает всю повседневность; школа, работа, собрания, радио, газеты, ТВ - с утра до вечера почти весь этот слой «звукосферы» засорен усеченной, засушенной эмоциональностью. Машинное, безэмоциональное отношение к слову все глубже пропитывает чувства людей, их психику. Сегодня, по-моему, это один из генеральных обеднителей наших душ.

К сожалению, мы не видим этого, так как не видим психологическую роль языка - его вторую вселенскую роль. Мы понимаем язык плоско - только как орудие общения, передатчик информации, эдакую огромную азбуку Морзе. Мы не знаем, что язык - строитель человеческих душ, и такое отношение к нему - обычная часть всего нынешнего допсихологического отношения к миру.

Современное наше сознание считает, что жизнью людей правят экономические, социальные и политические интересы, законы базиса и надстройки. А вот как правят нами законы человеческой природы, как они переплетаются с законами социально-экономическими, как делят власть с ними - все это современное сознание не видит.

Во времена дорационалистического сознания (в древней Индии, Китае, Греции, в Европе средних веков и Возрождения, в Передней и Средней Азии) философия постоянно пыталась постичь, как природа человека правит его жизнью. Старались понять это (хотя и мифологически) и религиозные мыслители, и философы-идеалисты всех веков и народов.

К сожалению, база нашего нынешнего миропонимания узка - она не вбирает в себя многие вершинные достижения мировой мысли. А ведь марксизм возник как переработка трех великих вершин европейской мысли - немецкой идеалистической философии, английской буржуазной политэкономии и французского утопического социализма. Увы, мы до сих пор не понимаем азбучную истину: наша философия может стать умнее других философий, только если она вберет в себя их ум - станет сплавом всех вершин человеческой мысли.

Нынешнее сознание - это как бы перископ, в котором есть линзы экономического, социального и политического зрения, но нет - или почти нет - линз психологического зрения. Потому-то, ища законы жизни, мы видим только часть таких законов, постигаем жизнь вполглаза. И пока мы не встроим психологические линзы в перископ своего сознания, пока не сольем их лучи с социальными, мы будем видеть жизнь полуслепо.

Как же действует на людей язык, строитель человеческой души?

Каждое слово, которое входит в душу младенца, становится как бы микроячейкой его души, психологической клеточкой его психики. Слово (сгусток его смысла и чувства) - это как бы то самое психологическое вещество, из которого создается ткань человеческой души.

Слово за словом язык вживляет в человека сгустки человеческого понимания жизни - все россыпи человеческих чувств, весь космос человеческих мыслей. Язык - один из главных родителей человеческой души; другой такой родитель - занятия человека, его образ жизни. Вместе, вдвоем эти скульпторы души рождают в ней мириады ее неуловимых бестелесных ячеек. И до самой могилы язык - вместе с образом жизни - настраивает и перестраивает нашу психику, лечит или калечит подсознание и сознание.

Мы создаем язык, а язык создает нас по своему образу и подобию. С утра до ночи современный публичный язык облучает нас частицами своего духа - машинной безжизненностью, мертвым бездушием. Язык, орудие общения, все больше становится орудием расчеловечивания человека, все больше превращает его в рационала, машиноподобного биоробота.

Потому-то кризис языка - это сегодня одно из главных проявлений всеобщего кризиса человечества, еще одна глобальная проблема, которая усиливает этот всеобщий кризис.

«Взрыв контактов» и личность человека.

«Взрыв перемен», это дитя НТР, и психологическое влияние на нас науки (особенно через язык) - два новых рычага жизни, которые делают человека рационалом и обедняют его чувства. А как действует на людей «взрыв контактов», который принесла с собой нынешняя городская жизнь?

Английские социологи подсчитали, что у среднего горожанина сейчас от пятисот до двух тысяч знакомых. Это могло бы расширять кругозор людей, углублять их общение друг с другом. Но «взрыв контактов» мельчит большинство таких контактов, лишает их глубины. А летучие - каждый день - контакты с тысячами людей - на улицах, в магазинах, на транспорте - резко перенапрягают нервы, усиливают потоки тягостных эмоций.

Так же перегружает нервы и «взрыв информации», и городские шумы, и загрязненный воздух, и отрыв от природы.

Американские медики установили, что городской шум крадет у людей здоровье, резко убыстряет старение и на десять лет сокращает человеческую жизнь. Японские ученые выяснили, что на природе, в лесу у человека на 60 процентов быстрее восстанавливаются силы, нервные и физические, растет выносливость, сосредоточенность. Значит, настолько же - больше чем наполовину - ухудшает всю работу нервов один только отрыв от природы, без других изъянов современного города.

И в ответ на атаки города человеческая психика создает еще один щит обороны: мозг начинает вырабатывать наборы эмоциональных шаблонов, стандартов - одинаковых откликов на разных людей, разные сигналы жизни. Это тоже сберегает нам нервные силы, потому что на привычные отклики всегда идет меньше энергии.

Видимо, у людей ошаблониваются сейчас многие стороны нервной жизни, и это спасает наши нервные силы от перерасхода. Но мы дорого платим за такое спасение: наши чувства обезличиваются, теряют в личном своеобразии. Такое обезличивание чувств - вторая (после обеднения и орассудочивания чувств) крупная перемена в психологии современного человека.

В нынешнем половодье контактов мало глубоких контактов - сердечных, душевных, личных. Даже в семье близкие люди все меньше общаются друг с другом, и все больше - с телевизором, приемником, газетой, - как та театралка, которую и не тянет к близким.

У горожан сейчас слишком много, во-первых, «массовых» контактов (со зрелищными и информационными рычагами общества), и, во-вторых, «ролевых» (в роли работника, покупателя, пассажира) - полуличных или совсем обезличенных.

Города бурно растут сейчас, и если мы не остановим их рост, будут расти еще стремительнее. В конце прошлого века в городах нашей страны жило 15 процентов жителей, сейчас живет две трети, а к концу века будет, очевидно, жить три четверти. Особенно опасно растут города-гиганты, миллионеры: минусы городской жизни в них резко усилены - как бы пропорционально квадрату, а то и кубу населения.

Обезличенные контакты резко вредят всем личным связям, подтачивают устои семьи, которая стоит как раз на таких связях - глубоких, сердечных, вовлекающих в себя всего человека. Избыток «массовых» связей как бы расшатывает семейные молекулы, дробит их на атомы, которые мало тяготеют друг к другу.

Массовые, типовые контакты вовлекают в себя не всего человека, а только часть человека: в них действуют или внешние слои нашей психики, или какие-то ее «части» - любопытство, память, знания, интересы... Они почти не затрагивают глубины человеческой души, и это подмывает глубинную сердечность личных связей, делает их поверхностными, однообразными.

Психологи выяснили, что разговоры у близких людей часто идут по колее внешних сведений, бытовых мелочей, текущих новостей. Для таких разговоров не нужны напряжения души, они не трогают глубин человека - и его живая личность, чувствующая и думающая, снова отодвигается назад.

Бытует мнение, что русский язык переживает кризис. Стало модным заменять русские слова иностранными, а на количество ошибок почти никто не обращает внимания. Как в такой ситуации сохранить «великий и могучий»?

Проблема - в обществе

- Елена Александровна, действительно ли русский язык переживает кризис?

Сегодня в нашем языке много негативных тенденций. В первую очередь - это широкое распространение иноязычных слов. Причём англицизмов и американизмов в нашу речь попадает так много, что мы даже не успеваем их осмыслить. А ведь многие из этих заимствований не нужны русскому языку. Они не обозначают никаких новых предметов или явлений. Это просто дубликаты наших слов. Так, «сэйл» - не что иное, как «распродажа», а «лук» - «внешний вид». Использовать такие слова в речи нежелательно. К факторам, негативно влияющим на язык, относится и распространение просторечной, вульгарной, жаргонной лексики, сквернословий, а также снижение грамотности и культуры речи носителей языка. Но это не кризис языка. Это кризис общества. Смотрите сами, язык - зеркало общества. Если человек, переживающий душевный кризис, подойдёт к зеркалу, оно отра-зит кризис этого человека. При этом у самого зеркала кризиса нет.

- Получается, русский язык развивается. Как это происходит?

Учёные выделяют три вида языкового развития: спокойное, интенсивное и бурное. Сейчас идёт бурное развитие. Оно связано с коренными переменами в обществе, с переходом от одной формации к другой. В нашей истории такое было после Октябрьской революции. И то, что происходит с языком сейчас, уходит корнями в конец 80-х.

Стали грамотнее?

Я думаю, способно. Недавно я присутствовала на награждении победителей и призёров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по многим предметам, в том числе по русскому языку. И поняла, что ребят, хорошо знающих русский язык, очень много. Причём двое наших школьников стали победителями заключительного этапа. Но, я считаю, всё равно школьная подготовка должна быть лучше. Сейчас школьники практически не читают произведений на образцовом русском языке. А чтение - основа грамотности. Поэтому учителям русского нужно серьёзнее готовить учеников. Хорошо, что вернулось сочинение, оно хотя бы заставит школьников взяться за книги.

- Но ведь ЕГЭ наши ребята сдали лучше, чем в предыдущие годы…

Конечно, к ЕГЭ сейчас серьёзно готовят выпускников. Но следует понимать, что и сам экзамен изменился: из него убрали сложные теоретические задания. Текстов в этом году было меньше, и они были проще для понимания, чем раньше. В этом году было много слабых работ. Правда, что все они - наших выпускников, утверждать не могу, т. к. мы проверяем и работы из других регионов.

Законы не работают?

- Как возродить интерес к русскому языку?

Я уже проводила аналогию сегодняшнего развития языка с послереволюционным периодом. Тогда в языке наблюдались схожие негативные тенденции: расшатывание норм, общее снижение культуры речи. Но к 30-м гг. усилиями учёных-филологов, учителей, писателей ситуацию удалось изменить. Сейчас нужно нечто подобное. Наши филологи должны объединиться, исследовать происходящие в языке процессы и разработать рекомендации по повышению культуры речи населения. Художественная литература, к сожалению, утратила свою роль законодателя норм русского литературного языка. Ориентиры теперь - телевидение, Интернет и средства массовой информации. Поэтому на СМИ ложится большая ответственность. Они должны не только затрагивать проблемы культуры речи, разбудить в обществе интерес к родному слову, но и стать языковым эталоном. Чтобы люди поняли, что владеть русским языком не только нужно, но и престижно.

- Учёные, учителя, СМИ - всё это хорошо, но неужели на эту проблему не должно обратить внимание государство?

Русский язык - государственный, существуют законы, охраняющие его. Но не хватает контроля за соблюдением этих законов. Не хватает целенаправленной языковой политики, которая была в 30-е гг.

Государству нужно внимательнее относиться к русскому языку - и как к школьному предмету, и как к средству общения. Проводить различные акции, направленные на улучшение владения русским языком, регулярные экзамены на знание языка не только для мигрантов, но и для коренных россиян. Конечно, русский язык не умирает, есть люди, хорошо им владеющие, даже среди школьников, но хотелось бы, чтобы таких людей стало больше, чтобы мы вернули себе статус «самой читающей страны». А добиться этого без господдержки будет сложно.

3 аспекта кризиса: 1) Наличие различных национальных языков, которые представляют собой барьер для эффективного обмена информацией.

2) Современные языки содержат много терминов, неоднозначно трактуемых, что приводит к двусмысленности в общении.

    Современные формы естественного языка затрудняют описание объектов, невоспринимаемых конкретными чувствами.

Пути выхода:

    Создание наднационального языка Эсперанто.

    Создание формализованных языков – использование языков, которые исключали бы многозначность слов.

Формы существования языка.

    Территориальная и социальная дифференциация и формы существования общенародного языка.

    Прир. Языковые нормы.

    Литературный язык как высшая форма существования языка.

    Границы понятия современного литературного языка.

    Литературный язык и функц. Стили.

    О тайноречи.

Системы регулярных и взаимозависящих вариантов реализации языкового взаимодействия образуют формы существования языка. К формам существования языка относятся:

    Территориальные диалекты или говоры – это произносительные особенности звуков.

    Наддиалектический язык образования (язык Койне).

    Различные социальные диалекты (профессиональная речь или арго, кастовые языки, тайные корпоративные языки).

    Просторечия.

    Молодежное арго.

    Обиходно-разговорная речь.

    Литературная речь.

Все формы существования языка, кроме тайных, в пределах данного общенародного языка доступны пониманию. Однако высшей формой является литературный язык.

Взаимосвязь между формами существования языка усложняется по мере развития функциональных стилей. У говорящего постепенно складывается узус (в переводе обычай, правило) речи – это общепринятое употребление слова или оборота. И в просторечии, и в диалекте, и в профессиональном арго есть свой узус. Прир. языковая форма сходна и в диалектах, и в литературном языке. нормы – это существование у говорящего идеала, образца, эталона. Между отдельными нормами литературного языка и просторечия существуют пограничные зоны, где происходят взаимопроникновения норм, существуют дубл варианты норм.

В динамике нормы в любом социуме участвуют два фактора:

    степень распространенности конкурирующего варианта

Литературная норма может меняться с развитием языка. Понятие норма весьма субъективно. Т.е. сточки зрения лингвистики, разные формы существующего языка не могут быть правильными или неправильными, образцовыми или смешными.

Особенности нормы литературного языка:

    Литературный язык возник как наддиалектическая норма, это язык средств массовой информации и образования.

    Литературный язык обладает наивысшим престижем в общении.

    Нормы литературного языка кодифицируются, создаются системы норм языка в грамматиках и словарях.

    Нормы литературного языка более устойчивы.

    Литературный язык – это наиболее удобный, оптимальный вариант общенародного языка для выражения смыслов.

    Нормы литературного языка – явление национальное и историческое.

Можно выделить следующие важные нормы литературного языка:

    орфоэнические (фонетические), т.е. единичные правила произношения отдельных звуков и их сочетаний.

    Лексические, правила, связанные с употреблением отдельных слов и сочетаний в соответствии с их смысловым значением.

    Грамматические, правила сочетания слов для построения предложений

    Стилистические, приемы, средства, помогающие яркому и точному выражению мыслей.

Русский литературный язык существуют в двух формах: в устной и письменной.

Особенности устной формы :

    Воспринимается на слух любая форма языка с использованием фонетических и просодич. Свойств

    Создается в процессе речи, выглядит спонтанной.

    Для нее характерна словесная импровизация, простые предложения, повторы, незаконченность.

    Речь складывается с учетом психолингвистических особенностей адресата.

Особенности письменной формы :

    Графически закрепленная, не воспринимаемая на слух.

    Может быть заранее обдумана.

    Характерна книжная лексика, наличие сложных предложений.

    Строгое соблюдение языковых норм.

    Не ориентирована на конкретного адресата.

    Может быть усовершенствована.

Формы речи и функциональные стили.

Формы речи

функ. стили

письменная

лекция, доклад, дискуссия

научный

диплом, статья, диссертация, монография, книга

стихи, проза. Анекдоты

художественный

речь, дебаты, выступления

публицистический

переговоры, речь в суде, пресс-конференция

официально-деловой

договор, приказ

разговорный

письмо, пьеса, сценарий

Кризис среднего возраста - долговременное эмоциональное состояние (депрессия), связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»).

Кризис среднего возраста – переломный момент в жизни. Время, когда мы пожинаем первые плоды наших достижений и ищем новые пути развития. Чтобы не впасть в депрессию, надо узнать врага в лицо и научиться с ним бороться.

У истоков

Рассуждения о кризисе среднего возраста можно найти в монографиях швейцарского психиатра Карла Густава Юнга и отечественного психолога Льва Выготского. Оба отмечали, что на определенном жизненном этапе человеку свойственно задумываться над переоценкой ценностей. В середине прошлого столетия крупнейший американский социопсихолог Дэниел Левинсон определил кризис середины жизни как «состояние глубокого физиологического и психологического стресса». А вот официальный терминологический статус «кризис среднего возраста» получил только благодаря канадскому психологу Жаку Эллиоту, который впервые употребил его в 1965 году.

Три стадии

Протекание кризиса средних лет описывается по-разному, но большинство специалистов соглашаются с этапами, предложенными американским и швейцарским аналитиком Мюрреем Стайном. Условно их можно назвать «смертью», «переосмыслением» и «возрождением». На первом этапе у человека появляется ощущение безвозвратной утраты, которая может быть связана, например, с потерей родителей. На втором – возникает неуверенность, которая сопровождается многочисленными вопросами об эффективности прожитых лет и попытками осознать своё место в жизни. На третьем – обретается новфый смысл. Психологи не берутся определить границы этапов, предостерегая: если человек неэффективно проживает кризис, этапы-состояния могут возвращаться. Особенное внимание рекомендуется уделять второму этапу: поиски ответов и формирование нового сознания требуют времени.

Без гендерной принадлежности

И Юнг, и Выготский, и Левинсон считали, что кризис среднего возраста – проблема преимущественно мужская. Но современная наука стирает гендерные стереотипы. Кризис среднего возраста больше не является исключительно мужской прерогативой. Исследователь особенностей переходных моментов в жизни человека, доктор наук Дэн Джонс считает, что протекает кризис у мужчин и женщин по-разному. В то время как мужчины преимущественно оценивают уровень успешности через профессиональные достижения, женщины делают ставку на личные отношения и собственную состоятельность в роли жены и матери. Правда, и женщинам, посвятившим себя семье, зачастую не удается избежать кризиса. Утрата былой привлекательности – еще одна причина появления кризиса средних лет, причем не только среди женщин.

Когда ожидать?

Если Юнг и Выготский давали весьма размытые возрастные границы кризиса (от 35 до 60 лет), то Левинсон, активно изучавший различные возрастные кризисы, ограничивал временные рамки. Он считал, что кризис возникает «на стадии перехода в среднюю взрослость», которая наступает в 40-45 лет. В современном мире через «midlife crisis» проходят как мужчины, так и женщины в возрасте от 25 до 50 лет, при этом в России, где продолжительность жизни меньше, чем в Европе, большая часть населения проходит через кризис среднего возраста в 30-40 лет.

Миф или реальность?

Большинство современных психологов считают, что все без исключения люди переживают кризис среднего возраста. Просто темпераментные и склонные к рефлексии люди проходят через этот период более болезненно, в то время как другие его вообще не замечают. Современная наука вообще предпочитает не употреблять термин "кризис", называя это "переходным периодом", поскольку данный период может сопровождаться как серьезной депрессией, так и значительным личностным ростом. Американский психолог Джоан Шерман, например, уверена, что путь, который после кризиса выберет человек, зависит от многочисленных факторов, в том числе от поддержки близких людей.

Новая возможность

Ученые из тель-авивского университета во главе с Карло Штренгером убеждены, что средний возраст – момент, когда должно открыться «второе дыхание». Это время прекрасно подходит для саморазвития, постановки новых целей и реального их исполнения. Израильские ученые опровергают мнение о том, что возможности мозга 40-летнего человека начинают ухудшаться. Именно в этом возрасте жизнь может быть полна богатыми событиями и занятиями, на которые раньше просто не было времени. Преодолеть кризис, по мнению профессора Штренгера, поможет осознание возможности улучшить свою жизнь, построение личных планов, познание самого себя и поиск сильных сторон, которые, впрочем, могут не соответствовать ожиданиям окружающих. Наконец, победить кризис сможет тот, кто не боится трудностей и руководствуется при выборе нового пути собственным опытом и знаниями, а не слепыми амбициями. Джеймс Холлис в своей книге «Перевал в середине пути» говорит об уникальной возможности, которую получает человек. Она позволяет сделать вторую часть жизни более захватывающей и интересной.

Знай врага в лицо!

Нарушение аппетита, сонливость, чувство безнадежности и пессимизма, раздражительность и тревожность, чувство вины, потеря интереса к происходящему – именно эти симптомы могут свидетельствовать о начале кризиса среднего возраста. Мысли об иллюзорности прожитой жизни, о нереализованных замыслах, ненайденном призвании, о том, что большая часть жизни осталась в прошлом приводят к унынию, опустошенности, жалости к себе и прочим негативным эмоциональным переживаниям. Современные отечественные и зарубежные психологи дают разные описания путей выхода из кризиса, при этом большинство уверены, что подготовиться к кризису можно заблаговременно. Здоровое питание, полноценный активный отдых, новое хобби – все это может помочь достойно перенести «удар». Учитывая, что возрастные рамки наступления кризиса чрезвычайно размыты, подготовку следует начинать еще в подростковом возрасте.

Кризис среднего возраста: когда мужчина рушит все. Что делать?

Мужская жизнь - "невидимые миру слезы". Мучительные кризисы самоидентификации перетекают один в другой на протяжении всей жизни. Поиски смысла на каждом этапе жизни ввергают мужчину в состояние растерянности и агрессивности. Как помочь своему мужчине? Рассуждает известный психолог и радиоведущая Елена Новоселова.

Человек может посмеиваться над пресловутым "кризисом среднего возраста", считать его уделом слабаков и лузеров или изобретением психологов - да мало ли чем еще... Но ровно до той поры, пока сам однажды утром не проснется раздраженным, с тяжестью в груди и непонятной тоской. И не промается с этим ощущением несколько месяцев, пока, наконец, не сообразит, что его "накрыло" и с этим надо что-то делать. Это в лучшем случае. Чаще же ситуация складывается намного печальнее: неприятности в семье, сложности на работе, бегство в алкоголь или поиск новых любовных отношений как панацеи от бед...

К сожалению или к счастью, человек за свою жизнь проходит несколько переломных моментов, переживая их болезненно и тяжело. Проблемы возникают нежданно-негаданно, на ровном месте. Вчера еще человек был полон планов, перспектив, знал, зачем живет и работает. А сегодня все обессмыслилось. Непонятно, зачем выкладываться на работе, скучно до оскомины проводить выходные с семьей, хочется зарыться в нору и никого не видеть. И все это - на ровном месте, без видимых причин. Это состояние и называется личностным кризисом.

Повзрослел - значит начал у стоматолога бояться не боли, а счета.

Человек устроен так, что его личность растет через синусоиду кризисных состояний, а не гладко и по нарастающей вверх. Кризисы похожи на рождение самого себя, а рождаться всегда больно и рискованно. Мне кажется, что мы проживаем не одну, а несколько жизней. В каждой из них действует, безусловно, одна и та же личность, со своей эмоциональной, поведенческой и логической структурой. Но наполнение, образ мыслей и чувств, расстановка ценностей меняются по мере развития, то есть смены "жизней", весьма существенно. А это, в свою очередь, изменяет восприятие человеком действительности и самого себя в ней. А значит, меняется и образ жизни. Это связано, по моему глубокому убеждению, не с возрастными изменениями, а с тем, как человек пережил свои кризисы, каким "родился заново". Не справился и отчаялся - будет один результат. Благополучно прошел испытание, выстроил внутри себя новые ценности, полюбил их - значит помудрел, повзрослел, полюбил жизнь и стал больше ценить ее. Ко многому стал относиться снисходительнее, в том числе и к себе.

В психологии принято связывать личностные кризисы с гормональными изменениями, с сексуальной жизнью, с убывающей мужской потенцией и женской менопаузой. В этом, безусловно, есть свои резоны. Но не менее важными и значительными для человека являются поиски смысла существования. И не в высоком философском значении, заставляющем искать ответы на "проклятые вопросы", а в ежедневном насыщении своего дня этими самыми смыслами. Бессмысленность проживания жизни день за днем приводит к депрессии, лишает радости и удовольствия.

Личностные кризисы приходят не только с возрастом. Есть кризис достижения, который может проявиться как вместе с кризисом тридцатилетия, так и в "роковые сороковые". А также кризис пустого гнезда, характерный для переживаний в пятьдесят. Я бы не стала распределять кризисы либо по возрасту, либо по ситуации. На мой взгляд, кризис может происходить как с отягощением, так и без него. Все равно человеку больно. Все равно его колбасит!

Я говорю "человек" и "он" неспроста и не потому, что не встречалась с подобными переживаниями у женщин. Конечно, они случаются. Но не с такой регулярностью и трагичностью, как у мужчин. До тех пор пока мужчины не начали об этом говорить, я долгое время считала, что периоды развития личности у мужчин и женщин проходят по одной и той же синусоиде. Не догадывалась, что там, где у женщины - "яма", у мужчины - "пропасть". И у этого есть свои причины.

История вопроса

О кризисе идентификации, кризисе среднего возраста, стали говорить по поводу и без повода относительно недавно. Лет двадцать-тридцать назад о нем никто и не слышал. Это не значит, что прежде люди не переживали, не искали себя, не чувствовали необъяснимую тоску и разочарование. Конечно, все это было. Все помнят фильм "Полеты во сне и наяву", в котором герой Олега Янковского маялся между любовью и долгом, желанием значимости собственной жизни и бессмыслицей существования. Стилистика и атмосфера замечательной ленты Романа Балаяна дышит кризисом главного героя. Говорить о том, что кризисные состояния - примета только нашего времени, - неверно и легкомысленно. Думаю, что мужские кризисы в наше время усугубляются множеством факторов: утратой лидирующей позиции в социуме, жесткими критериями успеха, потерей приоритетов.

Кризис среднего возраста у мужчин - когда любовница ничем не отличается от жены...

Принято считать, что мифы о героях времен зарождения нашей цивилизации отражали представления древних о земледельческих циклах и астрономических наблюдениях. На мой взгляд, есть в них и еще один скрытый смысл: развитие личности, достижение новых, ранее неведомых пределов.

Герои древних мифов, будь то Осирис, Балу, Адонис, Аттис или Дионис, вступают в конфликт, который вызван посягательством на их благополучие. Противник принадлежит, как правило, сверхъестественному миру. Герой умирает, то есть уходит из обыденного мира, борется с потусторонними силами, побеждает их или овладевает объектом, необходимым ему для восстановления своего благополучия. Смерть Героя сопровождается замиранием природы, угнетенностью и бесплодностью, печалью и тревогой. Возвращение и воскрешение Героя - это воскрешение жизни, торжество победы над мраком. В мифах это событие сопряжено с весенним оживанием природы, новизной и обещаниями благополучия. Возрождением самой жизни. Об этом же повествует и евангельский рассказ о смерти и воскресении Иисуса Христа.

Не являются ли истории мифологических героев - ярким аллегорическим описанием состояния мужчины в период кризиса? Может быть, древние знали об этой цикличности и донесли до нас идею развития человека в поэтической форме?

Говоря о личностном кризисе, мы в большей степени имеем в виду мужчину, и значительно меньше - женщину. Мало того, что мужской личностный кризис проходит ярче и тяжелее, так он еще почти невыносим для окружающих, поскольку часто носит разрушительный характер. Мужская безнадега и апатия, возникшая без всяких видимых причин, пугает женщин, они начинают домысливать несуществующее: "Изменяет, разлюбил..." - и далее по тексту. Начинается параноидальная слежка, нервные разговоры, подозрения. Короче - конец спокойной семейной жизни!

Такие состояния мужчина испытывает несколько раз в течение жизни.

Перекресток тридцатилетия

Мужской кризис тридцати лет похож на двуликого Януса.

Одна его "голова" смотрит в прошлое, оценивая сделанное и достигнутое. И как правило, там, в прошлом, почти все не так, как надо. Есть очень точный анекдот: "Если в детстве у тебя не было велосипеда, а сейчас есть джип - у тебя все равно в детстве не было велосипеда".

Кризис среднего возраста: уж старость близится, а "Лексуса" все нет.

Вторая голова смотрит в будущее и с ужасом спрашивает: "И это все? Теперь только повторение? Никаких острых переживаний? Жизнь закончилась и все самое интересное позади?" Душа мужчины протестует и требует перемен. Мысли мечутся от смены семьи до переезда в другую страну. Чаще всего мужчина решает сменить работу или вид деятельности. Он может резко захотеть получить новое образование, уйти в бизнес с хорошо оплачиваемой должности. Завернуть он может достаточно круто, порой не обращая внимания на разумные доводы жены и друзей. Либо он может неожиданно увлечься соревновательными или экстремальными видами спорта. Ведь в этом возрасте еще ничего не поздно, еще открыты все дороги...

Мужчину в этом возрасте так тянет на подвиги и поиск сильных эмоций все тот же пресловутый фаллический аспект его жизни. Мужчине нужны яркие победы. Причем быстрые и с почестями. Он жаждет воплотить собственные детские и юношеские мечты о героике, яркой жизни, независимости и приключениях. Может быть, еще можно догнать детство? Ну, разве только космонавтом он уже вряд ли станет! А там, кто знает...

Кризис тридцатилетия, естественно, не приходит в день рождения, ровно по часам. Он может произойти в диапазоне от 28 до 34 лет. И протекает по-разному, в зависимости от того, с каким багажом человек добрался до первой вершины.

Как ни парадоксально, но чем богаче багаж, тем сильнее мужчину накрывает. Если к тридцати годам он давно и плотно женат, имеет детей, постоянную работу со стабильным доходом, то чувство безысходности и тоски бывает особенно острым, поскольку к кризису переоценки добавляется кризис достижения. Человек учился, работал, вил гнездо... Ему казалось: вот еще чуть(чуть, и можно будет расслабиться. Он думал: "Вот куплю квартиру, и заживем... Вот стану руководителем, и можно будет жить спокойнее... Вот подрастут немножко дети, станет легче". Квартира куплена, должность завоевана, дети подросли, а что дальше? Сплошное дежа вю? Теперь все будет идти по заранее спланированному сценарию: зимний отдых, летний отдых, а между ними работа по кругу. И никаких сюрпризов! И никакой мечты! Никаких ярких эмоций! Осталось только доживать... Невыносимо.

А что позади? Да тоже все на "троечку", как с велосипедом: сплошные сожаления и фантазии: "А вот если бы я тогда..." Но это лишь страдания по несбывшемуся. А в голове стучит: "Никогда, никогда, никогда..." Бытие обессмысливается. Если мечты о ярких эмоциях, счастливой радостной семье, больших победах - только иллюзия, а жизнь - это заботы, ответственность и долг, то ради чего тогда жить? Ради серых будней, повторяющихся как дурной сон?..

В эти тяжелые времена часто срабатывает стереотип, усвоенный в юности. Новая любовь принесет полет и желание двигаться вперед. Свежие чувства к женщине, как живая вода, омоют душу, вернут радость. А значит, и жизнь опять обретет смысл и наполненность.

Такой ход мыслей приводит мужчину к самым печальным последствиям. Кризис - событие глубоко личное, персональное, мало зависящее от других людей. Он случается у мужчины не потому, что его жена оказалась ведьмой, а работа обернулась рутиной. А потому, что пришло время ему переосмыслить себя, свои цели и ценности. Если человек не решит их в устоявшейся семейной жизни, то перенесет нетронутые проблемы в новые отношения. И через год-другой все повторится сначала, но пройдет еще тяжелее - человек будет чувствовать опустошенность.

Так что бессмысленно решать внутренние конфликты, меняя внешние факторы.

Самый эффективный и безопасный способ пройти этот период - расти профессионально и учиться. Концентрироваться на своих и только своих личностных задачах, нащупывать новые цели, выйти за пределы пессимистичного "никогда". Не бойтесь быть эгоистами. Это недолгий период концентрации только на себе. Он закончится, зато все останутся целы.

Первый кризис может пройти более или менее гладко и подтолкнуть человека к развитию. Как показывает опыт, кризис проходит легче, если:

  1. Мужчина женился после двадцати пяти лет, избежав раннего брака.
  2. У мужчины есть перспектива карьерного роста, и максимум еще не достигнут.
  3. Он не прекратил развиваться, хочет меняться дальше, а его амбиции достаточно высоки.
  4. Он рискнет привнести в свою жизнь что-то новое, особенное, но не разрушающее семью.
  5. Он осознает, что новая жена или любовница не спасет его от личностного кризиса.

Тоска может одолевать человека и при этих благоприятных условиях. Но он будет создавать свое будущее, а не разрушать настоящее. Благополучный выход из кризиса характеризуется ощущением уверенности, новыми понятными целями, ответственностью за себя и семью.

Открывающиеся перспективы возвращают человеку азарт и радость жизни. Кризис идентичности завершен! Кризис тридцати лет не столь характерен для женщины - она в это время активно разрешает свои проблемы. Ее переоценки связаны с совершенно иными достижениями. Несмотря на равное обучение и образование, мальчиков и девочек почти всегда настраивают на разную жизнь. Для девочки как было, так и остается одной из главных жизненных задач - создать семью и родить детей. Даже если женщина делает блестящую карьеру и до поры до времени откладывает этот процесс. Если женщина к тридцати годам выполнила свою программу минимум, то есть утвердилась профессионально, у нее хороший муж и есть ребенок, то кризис минует ее. У нее не возникает вопроса "А что дальше?". Дорога более или менее ясна. Женская природа пребывает в гармонии с социальной ролью.

Возраст наступления кризиса варьируется от 37 до 42 лет - это один из самых тяжело переживаемых периодов в жизни мужчины. Его еще иногда называют "сороковыми роковыми". Как пережить кризис среднего возраста с минимальными разрушениями? Советы психолога - для мужчин и их жен.

Если кризис тридцатилетия мужчины в основном бьет по его переоценке своей социальной роли, касается выбора пути работы, самоопределения в жизни, и при этом личная жизнь страдает значительно меньше, то в сорок - это настоящая катастрофа.

У этого есть несколько оснований - и они несопоставимы с причинами кризиса идентичности.

Во-первых, это возраст подведения итогов. Если мужчина считает себя к сорока годам успешным, то есть его социальные амбиции удовлетворены, то он - победитель. А победителю требуются награда и пьедестал, и бурные аплодисменты, и восхищенные взгляды. Мужчина - герой! Семья у него в порядке, все на своих местах. Роль главы семьи он выполняет, по его мнению, отлично. У него есть увлечения, свой круг общения, внешние атрибуты успеха. Мир просто обязан восхищаться его достижениями. И кто же населяет этот мир? Жена, которая прошла с ним весь путь его становления, видела и "разбитый нос", и отчаяние? Она давно перестала хвалить мужа и восхищаться им, а к его успехам относится как к чему-то вполне естественному. Скажет порой: "Ты молодец! Надо бы еще вот это..." - и продолжит спокойно разговор о семейных надобностях. Не те это "медные трубы", которых жаждет мужское самолюбие, ох, не те!

Может быть, отцом восхищаются его дети, достигшие к его сорокалетию подросткового возраста? Я уже вижу вашу улыбку, даже обсуждать не будем. Здесь все ясно.

Так кто же оценит подвиг героя? Кто будет смотреть на него влюбленными глазами, полными восхищения и восторга? Вы это тоже прекрасно знаете! Молоденькие женщины, плененные образом "альфа-самца". И дело здесь не в том, что мужчину потянуло разменять "старую сорокалетнюю жену на две молоденьких по двадцать лет". И не в том, что он испорчен или развращен. Ему успех нужен как воздух! А жена не спешит с лавровым венком - или появляется невовремя и некстати. А вокруг так много восторженных девушек... "Если не сейчас, то когда?" - думает мужчина. Ему не дает покоя вопрос: "Чего я стою в жизни?" - и ответа человек ищет не у коллег и друзей, это пройденный этап. Ему нужно восхищение женщин. Теперь для него главное - отношение к его могучей личности.

К голоду признания подмешиваются страхи. Сорок - это не двадцать и не тридцать. Мужчина разменял пятый десяток. Неизвестно, сколько осталось мужской жизни, где же триумф?

Да тут еще и тело подсказывает: молодость утекает, как песок сквозь пальцы. Начинают пошаливать легкие, печень, сосуды, желудок, сердце... Мужчина неожиданно понимает, что старость не за горами, что все лучшее осталось позади, что скоро он начнет терять силы, что ничего нельзя повернуть назад, что он стареет.

Первые ласточки эректильной дисфункции довершают мрачную картину. Дорогие дамы, не пытайтесь понять, что это значит для мужчины. Беспокоящий нас целлюлит, морщины и прочие легкие неприятности не могут дать и тени представления о том, что чувствует мужчина! Любое изменение на гормональном уровне, беспокойство, страх перед импотенцией, понижение потенции, нарушение эрекции в середине жизни вызывают у мужчин панику.

Импотенция для мужчины - это конец жизни, занавес. Навсегда.

Однажды мы вели философскую беседу с господином среднего возраста. Говорили о смыслах жизни и смерти. И он воскликнул: "Смерть! Это естественно и она ждет каждого! Но лучше умереть раньше, чем поймешь, что уже не можешь! Вот что по(настоящему страшно!" Он был искренен.

Мужчина становится замкнутым, раздраженным. Смотрит на себя в зеркало: вроде бы еще ничего, не старик. А в голове стучит: "Скоро станешь старым и немощным. Спеши, пока есть порох в пороховницах". И он спешит...

Отчаянно бросается восстанавливать здоровье, подчас причиняя себе вред. От этого пугается еще больше. И если учесть, что тестостерон, гормон агрессивности, при стрессе выплескивается в кровь в больших объемах, то можно без труда представить себе обстановку в доме стареющего мужчины. Мало никому не кажется. А "козлом отпущения", как правило, становится жена.

В сорок лет у мужчин все страдания сосредоточены на его потенции и интимных достижениях. Страдает самоидентификация, поскольку, как мы с вами уже знаем, фаллос для него - символ успеха и победы, благополучия и мужской силы.

Он абсолютно уверен в том, что его отношения с женой изжили себя, чувства испарились, остался только долг. Чувство долга - это то, что в период сороковых вдохновляет мужчину меньше всего. Чувство долга никак не может сделать его счастливым, скорее наоборот. Поэтому в период кризиса мужчина утверждает, что его замучила жена, это она не дает ему возможности дышать полной грудью и чувствовать себя молодым. Супружеская постель охладевает. И в этом тоже "виновата" жена.

Мужчина чувствует, что его никто не понимает, он бесконечно одинок, всем от него что(то нужно, сам же он не нужен никому. Он может стать сентиментальным, проливать слезы. Сам факт слез, жалости к себе и сентиментальности становятся для мужчины признаком непереносимой несчастности. "Уж если я заплакал, то жизнь и вправду ужасна".

Нижеследующий текст можно распечатать и прикрепить магнитиком к холодильнику, чтобы не утруждать благоверного "сочинением" причин недовольства и разочарования.

  • Ты стала несексуальной и неинтересной. Как мужик в юбке.
  • С тобой не о чем говорить, у тебя нет никаких интересов, кроме домашних дел и своих подружек.
  • Ты перестала понимать меня, в семье я совершенно одинок.
  • Ты не занимаешься спортом, поэтому расплылась и одрябла.
  • Ты занята только своей карьерой и тряпками.
  • Ты относишься ко мне потребительски.
  • Мне нужна свобода, а ты постоянно за мной шпионишь.
  • Я всю жизнь пахал, теперь хочу пожить для себя.
  • Дома - сплошные проблемы, это ты так воспитала детей! Я был занят работой, деньги добывал. А чем ты занималась, непонятно.
  • Ты всегда разговариваешь со мной с металлом в голосе.
  • Я идиот, что терплю это все! У меня одна жизнь!
  • Не приставай с дурацкими вопросами! Ты все равно не поймешь, что со мной.

Перемены, которых жаждет мужчина в сорок лет, уже касаются основ его налаженной жизни. Это побег из тюрьмы, где бал правит ведьма. А вокруг столько прекрасных и добрых фей! Это ломка всего привычного и устоявшегося, это жажда "другой жизни". По-настоящему другой!

Средний возраст - это когда еще можешь делать все то же, что и раньше, но предпочитаешь не делать.

Мужской кризис сорока лет - это землетрясение в десять баллов. Человек идет вразнос. Все идет вразнос, жажда свободы зашкаливает. Не спасает ни работа, ни привычные увлечения. Все обесценивается. Важен только последний вагон уходящего поезда, в который можно запрыгнуть на ходу. И мужчина прыгает!

Да, именно в сорок лет мужчина жаждет романтических отношений, "высоких чувств", искреннего принятия себя, безо всяких претензий и оговорок. В этом отношении он похож на подростка и мыслит и чувствует так же тревожно и смутно.

В сорок лет, став более сентиментальным и ранимым, мужчина не просто заводит интрижки, чтобы проверить свою сексуальную состоятельность. Нет! Он влюбляется! Ему нужно понимание и безоговорочное признание. Его душа требует вдохновения, как в юности. И это может дать только женщина, не похожая на его жену.

Здесь есть еще один интересный момент. Если у мужчины к сорока годам количество тестостерона начинает уменьшаться, и именно это делает его более чувствительным и сентиментальным, то женщина, наоборот, становится более уверенной в себе, более сильной. А мужчине нужна родственная душа, нежная и чувственная. Именно такая женщина становится для него сексуально привлекательной. И мужчине начинает казаться, что в семью он больше не вернется. Кто же станет добровольно возвращаться в тюрьму!

Именно на этот период приходится пик разводов. Если мужчина развелся и создал новую семью - с доброй феей, разумеется - через какое-то время он начнет сравнивать ее со "старой женой", пытаться создать её копию.

Мне доводилось сталкиваться с ситуациями, похожими больше на театр абсурда, чем на реальную жизнь. Из них видно, какая путаница происходит в голове у мужчины.

"Мы поженились на пятом курсе института, обоим было чуть больше двадцати. Вместе росли профессионально. Потом появились один за другим дочь и сын. Жена больше занималась детьми, чем карьерой. А я всю жизнь работал, работал, работал... Прожили вместе двадцать лет. Жена стала родной, почти как мать. Живем, как близкие родственники. Но мы же еще молодые! Нет романтики, нет чувств. Жизнь стала серой. Год назад я познакомился с женщиной. Все как в двадцать лет: крылья за спиной. Головой я понимаю, что, наверное, эти новые чувства когда-нибудь тоже закончатся. А вдруг нет? Но и из семьи уходить не хочется. Двадцать лет в окошко не выбросишь. Перед детьми стыдно, они меня точно не поймут. Как я их всех оставлю? Вот и разрываюсь на части. Жену видеть не могу! Она все знает. Раздражение огромное. Детям в глаза не могу смотреть, стыдно за мысли об уходе из семьи. Ухожу в лес и там плачу. Разрываюсь на кусочки. Адова мука! И любовь безумная, и отчаяние, и стыд, и невозможность так жить дальше... Все в одном флаконе. Как мне все это уладить? Может быть, все как-то само рассосется?"

И этот человек искренне верит, что он сможет как-то все уладить, все само собой встанет на место. И волки будут сыты, и овцы целы. Он может даже заявить своей жене, узнавшей о любовнице: "Ну что ты так переживаешь! Я же не собираюсь на ней жениться! Я не ухожу из семьи. Дай мне немножко свободы!"

И это он говорит, перепутав свои сорок с шестнадцатью, а жену с мамой. Его жена решает, что муж либо сошел с ума, либо потерял и разум, и совесть.

В действительности же муж очень нуждается в поддержке и помощи жены, но не знает, как попросить об этом, как объяснить то ужасное, что с ним происходит. Поскольку мужчина ведет себя агрессивно и необъяснимо, то в ответ его осуждают и отталкивают. Кризис когда-нибудь закончится, но страдающий мужчина об этом не догадывается. Его проблема - "навсегда".

Как справиться женщине с кризисом среднего возраста?

Если женщину бальзаковского возраста все чаще начинают посещать грустные мысли о том, что молодость прошла, жизнь катится к закату, а настоящее и будущее представляются в темно-серых тонах - можно заподозрить, что у нее начался так называемый кризис среднего возраста.

Чаще всего кризис наступает в возрасте около 40 лет, но он может начаться и в 35 и в 45 лет. Немногим удается избежать душевные переживания этого переломного момента. Но, если подойти к этому событию философски и знать что делать, то можно легко пережить этот период жизни.

Симптомы кризиса среднего возраста у женщин

Панический страх потерять привлекательность Женщина начинает слишком остро и болезненно реагировать на неизбежные возрастные изменения собственной внешности: мелкие морщинки, прибавку в весе и т.д. Периодически, она придирчиво рассматривает свое лицо и фигуру в зеркале, и находит себя совершенно непривлекательной. А когда на глаза ей попадаются молодые и стройные 20-летние красотки, то и вовсе готова расплакаться от отчаяния. Все чаще женщину посещают горькие мысли, что она больше никому и никогда не сможет понравиться. Недовольство своей личной жизнью Если женщина замужем, ей начинает казаться, что муж ее разлюбил и готов променять на более молодую и красивую, а если одинока - впадает в депрессию и перестает надеяться на лучшее. Многие замужние женщины, переживающие кризис средних лет, становятся ужасно подозрительными, мнительными и обидчивыми по отношению к своим мужьям. Им постоянно мерещится измена, поэтому они изо всех сил стараются найти ее вещественные доказательства и на пустом месте устраивают мужу самые настоящие ревнивые истерики. При этом женщина может даже осознавать, что сама портит свои отношения с мужем, но ничего не может с собой поделать. Недовольство работой и карьерой В период кризиса среднего возраста женщина все чаще сравнивает свои профессиональные достижения и уровень жизни с тем, чего смогли достичь ее более удачливые ровесницы, и начинает чувствовать себя самой настоящей неудачницей. Страх перед старостью и болезнями Любые малейшие недомогания женщина принимает за симптомы тяжелых болезней и очень переживает, что скоро станет старой, больной и никому не нужной развалиной.

Все вышеперечисленные страхи, в большей или в меньшей степени, посещают практически всех женщин средних лет. Но одни женщины могут взять под контроль свои эмоции и поведение, а у других это получается плохо.

Поэтому, многие представительницы прекрасного пола, не справляясь с негативными эмоциями, вызванными кризисом средних лет, погружаются в различные поведенческие крайности: с головой уходят в работу, занимаясь ею чуть ли не 24 часа в сутки, конфликтуют с окружающими, меняют любовников как перчатки и т.д.

Но, впадая в различные крайности, женщина, как правило, не только не чувствует облегчения, а может еще больше усугубить свое душевное состояние. Что же делать?

Преодолеть кризис среднего возраста вполне возможно, но для этого необходимо, во-первых, взять себя в руки и запастись терпением, во-вторых, придерживаться определенных правил.

Развивать в себе позитивное мышление Как только в голову начинают лезть негативные мысли о том, как все плохо, женщина должна усилием воли переключать себя на позитивные мысли о том, как у нее все замечательно или каких блестящих успехов она добьется в будущем. Научиться видеть в любой ситуации положительную сторону Например, если у женщины нет мужа - это не значит, что она одинока! Это значит, что она обязательно еще встретит свою вторую половинку, а мудрость, пришедшая с возрастом, поможет ей сделать правильный выбор и не ошибиться. Ухаживать за своей внешностью Пережить кризисный период женщине поможет искренняя любовь к себе. Правильно ухаживая за собой, можно оставаться привлекательной и в 40, и в 50, и в 60 лет! В конце концов, мужчины ведь тоже не молодеют, а большинство нормальных мужчин среднего возраста все-таки ищут для близких отношений ровесниц, а не молоденьких девочек! Найти себе интересное хобби или увлечение Можно, например, заняться рисованием, вышиванием, или записаться в клуб по интересам. Замечено, что женщины, имеющие какие-то увлечения и интересы помимо семьи и работы, чувствуют себя более реализованными и легче переносят любой кризис. Поставить перед собой конкретные цели и разработать тактику и стратегию их осуществления Если женщина тяжело переносит кризис среднего возраста и подолгу не выходит из депрессий, значит, в ее жизни не хватает чего-то очень важного, например, близкого друга, любви, романтики или интересной работы. Так почему бы, вместо того, чтобы предаваться депрессии, не начать делать что-то конкретное для привлечения в свою жизнь желаемых вещей? Ценить то хорошее, что есть в жизни В жизни практически каждой женщины есть многое, что доставляет ей радость, и что она боится потерять, например, дети, родители, друзья, любимый муж или интересная работа. Все это женщина должна научиться ценить, а не принимать как должное - только тогда она сможет с легкостью пережить кризис средних лет и осознать, что счастлива, и что жизнь прожита не зря!

Наиболее распространенный образ революции... имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной, степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям.

Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста...

Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общест-венных групп и их политическая организация.

Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима... Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.

В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, - изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым... Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.

Пояснение.

В ответе указываются такие отличительные черты революции, как

Интенсивность процесса

Насильственный характер

Пояснение.

1) В ответе называются предпосылки революции:

Вопиющие проявления социальной несправедливости;

Фундаментальные социальные аномалии;

Классовая борьба;

Появление политических организаций.

2) В ответе раскрывается смысл понятия реформа, например: реформа - изменения инициируемые государственной властью, затрагивающие, как правило, только одну из сфер общественной жизни и не изменяющие фундаментальные основы общественного строя.

Каковы признаки революции? Какие из них можно отнести и к реформе? На примере какой-либо реформы проиллюстрируйте данный признак. Пример должен быть развернутым.

Пояснение.

1) В ответе приводятся признаки революции:

Насилие;

Новизна;

Всеобщность.

2) Указывается, что с реформой революцию роднит новизна.

3) Приведен пример: в ходе реформы в сфере образования в России была введена новая форма аттестации учащихся и вступительных экзаменов в ВУЗ - ЕГЭ.

Пояснение.

1) В правильном ответе установлены следующие соответствия:

Изменения политического режима - политическая сфера;

Осуществление индустриализации - экономическая сфера;

Изменения в классовых отношениях - социальная сфера;

Изменения в нравственности и воспитании - духовная сфера.

2) В ответе делается вывод, что результаты революции подтверждают такой ее признак, как всеобщность перемен.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизнй формирующегося человека, способы деятельности - игровой, спортивной, учебной, - трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев - катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы) <...>

Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество - факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.

Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания

Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.

Пояснение.

1) образ жизни формирующегося человека;

2) способы его деятельности - игровой, спор-. тивной, учебной;

3) трудовое и общественное поведение;

4) гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования;

5) наличие или отсутствие стрессоров;

6) умственную деятельность;

7) социальную активность;

8) труд и творчество.

Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».

Пояснение.

1. Ответ должен содержать указание на то, что выделенные факторы могут играть роль

1) стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания),

2) стрессоров и депрессоров (задерживающих; даже извращающих эти процессы),

3) катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических).

2. Раскрыт смысл понятие личность, например: личность - индивид как активный участник социальных отношений, обладающий совокупностью социально значимых качеств и ролевым набором.

Автор утверждает, что: «Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность)». Проиллюстрируйте конкретными примерами, как каждый из данных факторов влияет на развитие человека и его свойства. Всего укажите три фактора и три развернутых примера.

Пояснение.

Указаны факторы и конкретные примеры:

1) характерологические особенности. Например, Иван с детства обладал флегматичным темпераментом, спокойным характером, это во многом определило его интерес к шахматам, которые стали его увлечением на протяжении всей жизни.

2) специальные способности. Например, Семен от рождения обладал хорошим голосом, он стал заниматься вокалом, что помогло сделать ему карьеру певца.

3) индивидуальный уровень общей одаренности. Галина с детства была интеллектуально одаренным ребенком, она много времени посвящала дополнительным занятиям, в результате у нее выработалось высокая работоспособность, она стала очень ценным и уважаемым сотрудником крупной фирмы.

Пояснение.

В обоснования могут быть приведены следующие аргументы:

1) Частые конфликты (семейные, в школе) могут привести к формированию агрессивного поведения у подростка;

2) Конфликт, участником или свидетелем которого стал человек в раннем детстве, может сформировать у него фобии или комплексы, которые останутся у него на всю оставшуюся жизнь;

3) Благодаря участию в конфликтах человек учится отстаивать свою позицию, искать выходы из сложной ситуации, принимать ответственные решения.

Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Укажите любые три жизненные ситуации и дайте пояснения к каждой из них, в чем заключается важность адекватной самооценки.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

«Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.

Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе - высший уровень самооценки».

А.Г. Спиркин.

Сознание и самосознание

Какие две составляющие самосознания называет автор?

Пояснение.

Должны быть указаны следующие составляющие самосознания:

1) познание себя;

2) отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам).

Пояснение.

В ответе должно быть

2) Приведено пояснение на основе текста:

Самооценка и самопознание вместе составляют самосознание личности.

3) Раскрыт смысл понятие личность, например:

Личность - индивид как активный участник социальных отношений, обладающий совокупностью социально значимых качеств и ролевым набором.

Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления влияния низкой самооценки на жизнь человека.

Пояснение.

В ответе могут быть названы такие проявления этого влияния, например:

1) низкая самооценка не позволяет поддерживать достоинство человека в его собственных глазах;

2) низкая самооценка приводит к неуверенному поведению человека в различных ситуациях;

3) низкая самооценка приводит к невротическим реакциям (закомплексованности, неудовлетворенности собой, озлобленности на других людей, зависти и т. п.).

Могут быть названы и другие проявления.

Пояснение.

Могут быть даны описания таких ситуаций, например:

1) выбор профессии (чем адекватнее самооценка, тем удачнее профессиональное самоопределение);

2) выбор пути образования (чем правильнее оценка своих способностей и возможностей, тем успешнее выбор и его результат);

3) выбор способов (стиля) взаимодействия с окружающими (чем правильнее оценка своих личностных качеств, чем требовательнее и критичнее отношение к себе, тем успешнее складываются отношения с окружающими);

4) выбор супруга или супруги (чем адекватнее самооценка, тем вернее моделирование своих отношений с избранником или избранницей).

Могут быть даны описания и иных ситуаций, иллюстрирующих важность самооценки для личности.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом. 

Таким образом, познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта...

Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...

При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».

Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.

И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.

(И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)

Укажите два определения познания, которые дают авторы.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие определения:

1) совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе;

2) специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Определение: тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания;

2) Названные субъекты познания: индивид, группа, общество в целом.

3) Объяснен смысл понятие, например: истина - знание, объективно соответсвующие предмету познания.

Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.

Пояснение.

1) два аспекта связи:

Освоение субъектом уже наработанного (готового) знания и оценка знаний со стороны субъекта;

Определение их достаточности для решения конкретной проблемы.

2) примеры, допустим:

Школьник изучает открытые Ньютоном законы (освоение субъектом уже наработанного (готового) знания и оценка знаний со стороны субъекта);

Учащиеся проводят опыты по выращиванию растений, для чего на каждом этапе они определяют, какие знания им необходимы и достаточны (определение их достаточности для решения конкретной проблемы).

Могут быть приведены другие примеры.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть приведены критерии:

1) общественная практика (тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д.);

2) формально-логический критерий (применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику; например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях);

3) непротиворечивость тем знаниям, чья истинность установлена.

Могут быть приведены критерии истины в других формулировках.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.

Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция <...> с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.

Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.

На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума - это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства - это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.

2) В ходе своего развития человеческое общество совершенствовало свои познания в области медицины. Так в эпоху традиционного общества без знания физиологии и анатомии внутренних органов эмпирически были найдены воздействующие на них лекарственные растения, что позволило лечить многие болезни, сделать качество жизни людей выше.;

3) С переходом к постиндустриальному обществу в жизнь людей стали широко внедряться массовые технологии (интернет, мобильная связь и т.д.), что расширило их коммуникативные возможности, сделало более свободным доступ к информации.

Могут быть приведены другие примеры

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) критерии общественного прогресса, названные автором:

Способ производства материальных благ (экономический);

Положение человека в обществе (общефилософский);

Степень демократизации общества;

Средняя продолжительность жизни;

Уровень детской смертности;

Уровень свободы СМИ.

Могут быть названы иные критерии


Пройти тестирование по этим заданиям

Что еще почитать