Сообщение о скифах. Скифы: аборигены территории России

Вклад скифов в сокровищницу мировой культуру уже по достоинству оценен

Что мы знаем о скифах

Этноним скифы и его упоминание

Скифы, как и другие близкородственные им народы, обитавшие в I тыс. до н.э. в евразийских степях, не имели своей письменности, и потому их социальную и политическую историю приходится воссоздавать преимущественно на основе сведений, сохраненных в инокультурных источниках, и по археологическим данным.

Имя скифов, известное нам прежде всего из сочинений греческих и латинских авторов, использовалось там в разных значениях. Зачастую древние писатели именовали скифами широкий круг народов, обитавших в ту эпоху на обширных пространствах евразийского степного пояса и обладавших во многом сходной культурой. Но тщательное изучение употребления этого имени в древних источниках свидетельствует, что сами себя именовали так лишь обитатели Северного Причерноморья и Приазовья или даже первоначально только одно племя, в первые века I тыс. до н.э. подчинившее себе прочее население этого региона и создавшее на этой основе мощный союз племен, позже переросший в раннегосударственное образование. Греческие поселенцы, начавшие с VII в. до н.э. активную колонизацию северного побережья Черного моря, первоначально вошли в соприкосновение именно с этим народом. Со временем, все более расширяя круг своих знаний об обитателях евразийских степей и обнаруживая в их культуре и образе жизни много сходного с тем, что уже было известно им о скифах, греки стали обозначать все народы этого круга именем того из них, который был знаком им раньше и лучше других. Так термин «скифы» приобрел расширительное значение. Но многие античные авторы сохранили понимание и его конкретного этно-исторического смысла и отличали собственно скифов от других степных народов, имена которых также были им известны, - от савроматов, массагетов, исседонов и т. д.

Изображение хищника. Курган Кулановского. Крым.

Язык

Историческая наука Нового времени издавна проявляла внимание к сведениям о скифах, сохраненным греко-римской традицией - в сочинениях Геродота, Страбона, Плиния Старшего и других авторов. Критический анализ этих текстов приобретал все большую глубину по мере накопления археологических данных, сопоставимых с древними свидетельствами. Интерес к древностям причерноморских скифов пробудился еще в конце XVIII в. Современная наука имеет уже достаточно полное представление об истории и культуре скифов и других народов широко понимаемого «скифского мира» евразийских степей.

К сожалению, почти полностью отсутствуют данные о скифском языке. Все, чем располагают ученые, - некоторое число личных имен и географических названий, оставшихся в иноязычных текстах. Но и этих остатков оказалось достаточно, чтобы определить: скифский язык принадлежал к иранской группе, входящей в индоиранскую ветвь индоевропейской семьи языков. Этноязыковая принадлежность других народов евразийского степного пояса остается более гипотетичной, но кое-какие данные имеются и на этот счет. Так, о савроматах - ближайших восточных соседях скифов - Геродот сообщает, что они якобы произошли от браков скифских юношей с амазонками и говорят на скифском языке, но «издревле испорченном». Иными словами, язык савроматов по существу диалект скифского. Отдельные дошедшие имена и названия свидетельствуют, что в евразийских степях обитали и иные ираноязычные народы.

Происхождение

Вопрос о происхождении скифов решается путем синтеза письменных и археологических данных. Из древних авторов наиболее подробно пишет об этом Геродот. Согласно его рассказу, скифы пришли в Причерноморье из Азии, вытеснив отсюда киммерийцев. Перекликается с этим известием сообщение Диодора Сицилийского, повествующего, что некогда скифы были слабым и немногочисленным народом и обитали на берегах Аракса, но затем усилились и завоевали Предкавказье и все северное побережье Черного моря. К сожалению, неясно, какую именно реку Диодор называет Араксом - древние авторы именовали так разные реки, и потому в науке существуют различные мнения о первоначальной зоне обитания скифов. Иногда, опираясь на Геродота, ее локализуют очень далеко на Востоке, к примеру в Центральной Азии. Но если вспомнить, что древние географы считали границей между Азией и Европой р. Танаис (совр. Дон), то правомерность этой гипотезы окажется серьезно поколебленной.

Скорее всего прародина скифов находилась не восточнее бассейна Волги (в некоторых древних источниках она именуется Ра, может быть, это и есть Аракс?) или, в крайнем случае, Урала. Кстати, такое предположение лучше согласуется с данными лингвистики о зоне формирования иранских языков. В предскифское время в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье обитали носители одной археологической культуры - срубной. Видимо, одно из передвижений в пределах этого культурно однородного ареала, археологически почти неуловимое, и запечатлено в предании, зафиксированном Геродотом и Диодором.

Некоторые этапы истории скифов

Приход в Причерноморье

По мнению Геродота, в первоначальный период истории скифов , они изгнали всех киммерийцев со своей земли. Но это не подтверждается археологией: многое в культуре скифов обнаруживает прямую преемственность от культуры Причерноморья предшествующей поры. Скорее всего скифский союз племен образовался в ходе завоевания пришедшим с востока племенем близкородственных ему обитателей этой территории. Не исключено, что завоеватели были прямыми предками того из скифских племен, которое Геродот в V в. до н.э. знает под именем «скифов царских», сообщая, что они господствуют над остальными скифами, считая их своими рабами. Вероятно, именно это племя первоначально и было носителем самоназвания «скифы».

Оборотная сторона зеркала. Деталь. Келермесский курган. Кубань.

Согласно рассказу Геродота, после покорения Причерноморья скифы, преследуя бежавших киммерийцев, вторглись в Переднюю Азию. Это сообщение подтверждается данными древневосточных текстов, в которых вторгшийся народ именуется «шкуда» - другая передача того же этнического названия. Чаще, впрочем, всех северных пришельцев восточные писцы именовали «гимирри» - киммерийцы, и такое обобщенное их именование лучше всего говорит за то, что скифы и киммерийцы были близки между собой этнически и культурно. Скорее всего в действительности имело место не единовременное вторжение обитателей Причерноморья на древний Восток, а постепенное - несколькими волнами - их проникновение сюда начиная по крайней мере с конца VIII в. до н.э.

Скифы в Передней Азии

На протяжении всего VII в. до н.э. скифо-киммерийские военные отряды активно участвовали в политической жизни Передней Азии, вмешивались в конфликты между государствами, поддерживали одних, наносили удары другим. Позже, потерпев ряд поражении, скифы покинули этот регион и вернулись в Северное Причерноморье. С этого времени начинается примерно четырехсотлетний период их господства в причерноморских степях. Но пребывание скифов на Ближнем Востоке, знакомство с древневосточной цивилизацией не прошло бесследно, оставив заметный след в облике скифской культуры.

До упомянутых походов обитатели причерноморских степей (как и другие индоиранские народы на ранних стадиях их истории) не знали изобразительного искусства, ограничиваясь для декорирования своей бытовой и ритуальной утвари простейшим геометрическим орнаментом. Когда же социальное развитие скифского общества, особенно ускорившееся как раз в период завоевания скифами Причерноморья и походов их в Переднюю Азию, потребовало создания художественного языка, призванного воплотить определенные религиозно-мифологические концепции, связанные с представлениями об иерархической организации общества и о божественном происхождении института царской власти, для этой цели были использованы образы, заимствованные из древневосточного художественного репертуара.

Скифская культура

Звериный стиль

Переосмысленные в духе собственно скифских концепций, эти образы закрепились в скифской культуре. По не вполне еще понятным исследователям причинам наибольшую популярность в Скифии приобрели различные изображения животных, послужившие основой для формирования знаменитого скифского звериного стиля - наиболее интересного и самобытного элемента скифской культуры. Для этого искусства характерно воплощение строго определенных образов - по преимуществу копытных животных, прежде всего оленей, а также кошачьих хищников и птиц, - изображаемых в нескольких каноничных позах. Эти мотивы служили главным образом для украшения предметов воинского снаряжения, конского убора, ритуальных сосудов. Совершенно очевидно, что все эти изображения имели в глазах скифов некое важное содержание, но вопрос о семантике скифского звериного стиля до сих пор составляет предмет дискуссий.

Одни исследователи придерживаются мнения, что в его основе лежат магические представления - стремление обеспечить обладателя этих изображений теми выдающимися качествами, которые присущи воплощаемым животным. Другие связывают их со скифской мифологией, полагая, что скифы мыслили своих богов как имеющих зооморфный облик. Иногда звериный стиль рассматривают как своего рода символическую знаковую систему, призванную воплощать общие представления о строении мироздания. Вопрос о смысловой нагрузке скифского анималистического искусства требует еще углубленной разработки. Как бы то ни было, искусство звериного стиля, сложившееся на основе синтеза древнеиранских представлений о мире и древневосточной иконографии, превратилось в наиболее яркое и самобытное явление скифской культуры.

Сосуд из кургана Куль-Оба. Золото. Крым.

Фольклор скифов

Совершенно иной характер имело другое событие из истории взаимоотношений скифов с древним Востоком - их борьба против вторжения в их земли войск персидского царя Дария I. Нашествие огромных полчищ грозило Скифии большими несчастьями. Как это, однако, ни парадоксально, данный эпизод представляет для нас интерес прежде всего не как важная страница политической истории скифов, а с точки зрения исследования скифской культуры. Дело в том, что подробный рассказ об этой войне, сохраненный античными авторами (в первую очередь Геродотом), восходит, судя по целому ряду его особенностей, к собственно скифскому устному эпическому преданию. Фольклор любого народа отражает важнейшие аспекты истории его культуры, и его исследование чрезвычайно важно. Фольклор же скифов почти бесследно утрачен, и представления о нем можно составить лишь по скудным инокультурным его пересказам.

Согласно сохраненной Геродотом традиции, Дарий, переправившись через Дунай, в течение двух месяцев продвигался по причерноморским степям вслед за скифами, которые уходили, не принимая боя. Попытка персидского царя вызвать скифов на решающее сражение не принесла успеха. Скифы мотивировали свой отказ тем, что, не имея ни городов, ни обработанных земель, которые стоило бы защищать от врага, они не видят необходимости в активной борьбе, но просто продолжают вести обычный для них кочевой образ жизни. Тем не менее они постоянно тревожили персов мелкими набегами, нанося им существенный урон. В итоге войско Дария, пройдя по всей Скифии и некоторым соседним с нею землям, вынуждено было бежать из Причерноморья, понеся большие потери.

О реальных событиях скифо-персидской войны этот рассказ, судя по всему, содержит сведения весьма скудные. Даже описанный в нем маршрут не столько отражает истинный ход военных действий, сколько призван воплотить идею тотального характера конфликта и продиктован ритуально-магическими концепциями древних ираноязычных народов. Зато это повествование содержит интереснейшие данные о скифских обычаях, представлениях, культурных моделях. Примечательна описанная в нем величественная фигура вождя скифов царя Иданфирса - мудрого правителя и военачальника, - типичная для древнего эпоса.

Скифские курганы

После отражения персидского нашествия для Скифии наступает почти двухсотлетний период расцвета. Именно к этому времени относится абсолютное большинство исследованных археологами скифских памятников. Это по преимуществу погребальные курганы. Их размеры колеблются в значительных пределах: над погребениями рядовых воинов сооружались небольшие насыпи, которые теперь - после многовековой распашки и выветривания - едва возвышаются над уровнем земли; зато над могилами племенных вождей или царей сооружались гигантские земляные холмы, порой с применением и каменных конструкций.

Пектораль. Курган Толстая могила. Золото. Нижнее Приднепровье.

Так, один из самых известных царских курганов Скифии - Чертомлык - накануне раскопок имел высоту более 19 м. и окружность основания 330 м., а высота другого кургана - Александропольского - превышала 21 м. Под насыпью кургана размещалась могила. Чаще всего это так называемая катакомба - своеобразная пещера простой или усложненной конфигурации, вырытая под одной из боковых стенок глубокого (до нескольких метров) входного колодца. В погребениях знати таких камер могло быть несколько.

Обряд похорон

В пространстве камеры, а иногда и входной ямы размещался основной сопровождающий умершего инвентарь. В аристократических погребениях часто здесь же или в специальных дополнительных могилах укладывались тела погребаемых вместе с «владыкой» прислужников - оруженосца, конюха, служанки, а также предназначенных для умершего верховых коней.

В обряде похорон скифского вождя, по рассказу Геродота, участвовали все его подданные, силами которых и воздвигалась гигантская насыпь. Эти же люди были участниками тризны - поминального ритуала, следы которого часто находят при раскопках. Так, во рву, окружающем курган Толстая Могила (богатый, хотя и не слишком большой), были обнаружены кости такого количества съеденных в ходе тризны домашних и диких животных, которое позволяет полагать, что в похоронах принимало участие примерно 2,5-3 тыс. человек. Погребение рядового члена общества совершалось его ближайшими родственниками и друзьями.

Инвентарь

Набор инвентаря в скифских могилах достаточно традиционен, хотя в аристократических курганах он, конечно, неизмеримо богаче, чем в рядовых. В мужских погребениях это прежде всего предметы вооружения. Справедливость замечания Геродота, что каждый скиф - конный стрелок, подтверждает наличие в могиле бронзовых наконечников стрел, а иногда и остатков самого лука. С формой скифского лука древние авторы сравнивали очертания Черного моря, прямая линия южного берега которого соответствует тетиве, а северное побережье - древку с изгибом в том месте, где находилась рука стрелка. О том, насколько тугим был скифский лук и какая сноровка требовалась при обращении с ним, свидетельствует сохраненный Геродотом миф о трех сыновьях родоначальника скифов, который, чтобы выбрать из них достойного претендента на царский престол, в качестве испытания предложил им натянуть тетиву на его лук; преуспеть в этом испытании смог, согласно скифской традиции, лишь младший из сыновей.

Распространенным оружием у скифов были также копья и мечи-акинаки, но последние чаще встречаются в аристократических, чем в рядовых, погребениях. В женских могилах обычной находкой являются простые личные украшения - серьги, перстни, браслеты, а также зеркала.

Значительно разнообразнее набор предметов, находимых в погребениях знати. Основные категории вещей здесь те же самые, но типы их многообразнее, а убранство- богаче. Ножны акинаков и гориты - футляры для лука и стрел - часто украшены золотыми пластинами, снабженными ритуально-мифологическими изображениями. Пышно украшен золотыми накладками и ритуальный женский головной убор. Золотыми бляшками с изображениями расшивались одежда погребенных и покрывала, которыми завешивали стенки погребальной камеры. Очень часты в аристократических погребениях ритуальные сосуды различных форм - шаровидные кубки, ритоны, открытые чаши с двумя горизонтальными ручками. Подобные сосуды изготавливали из драгоценных металлов или из дерева с металлическими обкладками. Все эти предметы помимо указания на необычайное богатство скифской аристократии важны тем, что содержание украшающих их изображений отражает скифские представления о власти вождей и царей как о богоданном установлении: ее сакральный характер подтверждался композициями на мифологические сюжеты.

Влияние греческих мастеров

Многие изделия этого типа являются продукцией не собственно скифских, а греческих мастеров. Поскольку сами скифы по сути не знали изобразительного искусства, создать изобразительные воплощения их мифов предстояло эллинскому миру. Формирование специфического греко-скифского искусства - процесс, в котором были в равной мере заинтересованы обе стороны: для скифов это был путь к получению памятников, воплощающих их идеологические концепции, а для греков - обеспечение рынка сбыта своей художественно-ремесленной продукции.

Чтобы надежнее закрепиться на этом рынке, эллинские мастера не просто импортировали в Скифию свою серийную продукцию, но, приспосабливаясь к вкусам и запросам скифской знати, изготавливали памятники, специально предназначенные для сбыта в скифской среде. Разнообразные предметы этой серии, полученные в процессе раскопок богатых скифских курганов и украшающие музейные собрания России и других государств, по стилистическому облику принадлежат античной художественной культуре, воплощая высшие ее достижения - динамизм, пластичность, достоверность и жизненность в передаче человеческого и звериного тела. Но по содержанию большинство украшающих эти предметы изображений связано с присущими скифскому миру представлениями, и потому они служат бесценным источником для воссоздания присущих скифам идеологических концепций.

Войлочая седельная покрышка из I Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Так, на электровом кубке из кургана Куль-Оба, раскопанного в Крыму свыше 150 лет назад, представлены сцены уже упомянутого мифа о трех сыновьях скифского первопредка: два старших брата изображены в тот момент, когда они залечивают травмы, полученные при неудачных попытках натянуть тетиву на отцовский лук, а третий из братьев - преуспевшим в этом испытании. Тот же сюжет запечатлен на серебряном сосуде из кургана, раскопанного в окрестностях Воронежа, но его изобразительная трактовка в этом случае иная: мы видим изгнание из страны двух старших сыновей и вручение младшему отцовского лука как символа власти над Скифией.

Специального внимания заслуживает золотая ажурная пектораль из кургана Толстая Могила. Греческий художник запечатлел на ней сложную систему скифских космологических представлений: нижний фриз трехъярусной композиции символизирует потусторонний мир - зону господства хаоса и сил смерти, а верхний - мир людей, противостоящий хаосу «космос». В среднем фризе чудесное сплетение растительного орнамента символизирует «Мировое дерево», соединяющее два столь несхожих мира. В центральной сцене верхнего фриза представлено ритуальное действо - шитье одежды из овечьего руна, которому многие народы древности приписывали магическую способность обеспечивать богатство и, в частности, плодовитость скота.

Бытуют в греко-скифском искусстве и другие обрядовые или мифологические сцены. Так, на большой серебряной вазе из кургана Чертомлык плечики украшены сценами жертвоприношения коня в точном соответствии с описанием этого скифского ритуала, который сохранился у Геродота.

Многие парадные и ритуальные предметы из скифских курганов снабжены изображениями на сюжеты греческих мифов и сказаний. Здесь можно встретить Геракла, Афину, Горгону Медузу, эпизоды Троянской войны. Иногда эти композиции толкуются как свидетельство распространения в скифской среде эллинских культов, однако вероятнее, что подобные изображения переосмыслялись скифами, трактовавшими их как иллюстрации к собственным мифам и воплощение своих богов и героев.

Скифское общество и его упадок

Религиозные представления скифов

Согласно данным Геродота, особым почитанием у скифов пользовались семь главных богов. Первое место среди них принадлежало Табити - богине огня, стихии, считавшейся особо священной у всех индоиранских народов древности. Следом за ней в скифской религиозно-мифологической иерархии почитали супружескую пару - божества неба и земли Папая и Апи, считавшихся прародителями людей и создателями всего земного мира. Четыре бога третьего «разряда» олицетворяли, видимо, этот земной, телесный мир. Среди них наиболее известен нам бог, воплощенный в древнем железном мече. Его скифское имя до нас не дошло, но зато Геродот подробно описывает способы поклонения ему. По словам историка, в каждой из областей Скифского царства сооружался из хвороста гигантский алтарь, посвященный этому богу. Водруженному на вершине алтаря мечу-акинаку приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника.

Украшение конской сбруи из I Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Общескифской святыней был, по-видимому, огромный бронзовый котел, находившийся в урочище Эксампей, в междуречье Днепра и Южного Буга: по свидетельству Геродота, котел этот был отлит из бронзовых наконечников стрел, снесенных сюда - по одному от каждого воина - по велению скифского царя Арианта, желавшего таким образом выяснить численность своих подданных. Котел, конечно, не сохранился, но о его форме можно судить по многочисленным бронзовым котлам, зачастую находимым в скифских курганах. Что же касается размеров находившегося в Эксампее котла, то данные Геродота на этот счет, несомненно, преувеличены и имеют чисто легендарный характер.

Общественная иерархия

В соответствии с древней индоиранской традицией скифское общество делилось на три сословия- воинов, жрецов и рядовых общинников: земледельцев и скотоводов. Каждое из сословий вело свое происхождение от одного из сыновей первопредка и обладало своим священным атрибутом. Для воинов им служил боевой топор, для жрецов - чаша, а для общинников - плуг с ярмом. Скифский миф повествует, что эти золотые предметы упали с неба в начале мира и с тех пор стали объектом почитания у скифских царей.

К мифической эпохе первотворения традиция относит и формирование политической структуры скифского царства, во главе которого стояло три царя. Такая политическая организация существовала, как мы знаем, и в эпоху скифо-персидской войны. Ее крушение относится к середине IV в. до н.э., когда царь Атей стал единовластным правителем Скифии. Эпоха Атея, к которой относятся почти все наиболее известные богатые скифские курганы, - период последнего подъема могущества скифов. Внутренние причины последовавшего затем упадка Скифии еще не вполне ясны исследователям.

Вторжение сарматов

Лучше известны нам способствовавшие этому внешние факторы. Так, античные источники сохранили сведения о серьезном поражении, нанесенном скифам в 339 г. до н.э. Филиппом Македонским, когда в сражении погиб и сам скифский владыка Атей, к тому времени уже 90-летний старец. Но главную роль в крушении Скифии сыграло нашествие с востока, из приуральских степей, - народа, принадлежавшего к той же, что и скифы, этно-языковой семье. Ко II в. до н. э. сарматы заняли уже все днепровское левобережье, а несколько позже проникли и на правый берег Днепра.

Описывая сарматское нашествие на Скифию, Диодор Сицилийский сообщает, что они опустошили значительную ее часть и, «поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Конечно, уничтожить все население Скифии эта катастрофа все же не могла. Остатки скифского населения сохранились, в частности, в многочисленных укрепленных городищах, возникших в это время по обоим берегам Днепра. В культуре их обитателей слились черты, унаследованные от эпохи расцвета Скифского царства, и те, что были принесены новым населением Причерноморья - сарматами. Но то была уже новая страница в истории региона, известна достаточно детально.

Евразийский степной пояс

Войлочные фигурки лебедей из V Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Необходимо кратко коснуться и культуры тех частей евразийского степного пояса, которые располагались к востоку от Скифии. Материальная их культура в результате раскопок сотен и тысяч курганов. Именно произведенные раскопки позволили выявить культурную близость обитателей евразийских степей и причерноморских скифов, хотя каждый из народов этого круга обладал и специфичными, лишь ему присущими культурными чертами. Курганы упомянутых племен были исследованы в низовьях Сырдарьи и в Центральном Казахстане, на Тянь-Шане, Памире и Алтае, в Минусинской котловине и даже в Восточном Туркестане.

Пожалуй, наибольшего внимания заслуживают памятники так называемой пазырыкской культуры, обнаруженные в Горном Алтае. Климатические условия, характерные для зоны распространения пазырыкских памятников, и особенности конструкции присущих им погребальных сооружений привели к образованию в подкурганном пространстве локальных линз вечной мерзлоты. Это обеспечило сохранение в могилах Пазырыка и некоторых других могильников данного региона предметов, изготовленных из органических материалов, обычно в земле бесследно разрушающихся. Среди них - одежда погребенных, украшения и утварь из резного дерева, войлочные и ворсовые ковры и т. д. Даже тела самих похороненных здесь людей, украшенные замысловатой татуировкой, хорошо сохранила вечная мерзлота.

С каждым поколением, даже с каждым полевым сезоном знания о жизни, быте, культуре давно исчезнувших народов неуклонно пополняются.

Культура меотов — соседей скифов в Приазовье

Новейшие замечательные находки связаны с исследованием памятников Кубани. Обитателями этого региона в I тыс. до н.э. были племена меотов, которые относятся к иберо-кавказской языковой семье. Первые упоминания о меотах античными авторами датируются VI в. до н.э. Судя по Геродоту, Страбону, многочисленным эпиграфическим памятникам Боспорского царства, эти племена обитали в Восточном Приазовье и на Кубани.

В 1982-83 гг. в Закубанье, близ адыгейского аула Уляп, Кавказская археологическая экспедиция ГМИНВ (Государственный музей искусства народов Востока) под руководством А. М. Лескова исследовала ряд меотских курганов и грунтовый могильник VI-IV вв. до н.э. Особый интерес представляют несколько меотских святилищ IV в. до н.э., сооруженных на уже существовавших насыпях бронзового века. В святилище уляпского кургана № 1 среди многочисленных костей животных и человека оказалось большое число различных находок (бронзовые котлы, античные амфоры и бронзовые сосуды, орудия труда, детали конского убора, предметы вооружения, разнообразные золотые украшения). Наибольший интерес представляют две крупные золотые пластины в виде фигур шагающих оленей. Голова, прямо посаженная на могучей шее, увенчана ветвистыми рогами, удивительно пропорциональное туловище на длинных стройных ногах как бы устремлено вперед. Таковы уляпские олени - замечательный образец скифо-меотского звериного стиля, где сочетаются реалистическая трактовка фигур этих благородных животных с условно переданными рогами в виде причудливого сочетания стилизованных головок грифонов.

Ритон. Уляп. V-IV вв. до н.э.

Самыми значительными находками из первого уляпского святилища являются два скульптурных навершия. Одно из них в виде лежащего на поджатых ногах кабана с вытянутым вперед рылом. Скульптура сделана из двух массивных штампованных серебряных пластин, крепившихся между собой на деревянной основе из орешника с помощью серебряных гвоздиков, на каждый из которых напаяна золотая шляпка. На пластинах имеются обрамленные рельефами вырезы для клыков, глаз и ушей. Они закрыты золотыми вставками, крепившимися на деревянной основе под серебряными пластинами. Нижние края пластин, хотя и загнуты под прямым углом к плоскости с изображением кабана и имеют отверстия для крепления к основе, не сходятся между собой. Этот факт свидетельствует о том, что скульптура кабана служила навершием, надевавшимся на плоскую основу, выступавшую ниже основания пластин. Видимо, эта основа и крепилась на шесте.

Навершие в виде головы оленя. Фрагмент. Уляп. V в. до н.э.

Пластины со стилистически близкими изображениями кабана известны в скифском искусстве (степи Украины и Придонья). Однако круглая скульптура кабана, при создании которой были использованы разные материалы и виды техники (штамповка, гравировка, пайка), встречена в скифо-меотском искусстве впервые. Навершия в виде кабана также не были известны ранее. Второе навершие в виде скульптуры оленя восстановлено лишь частично (серебряная пластина туловища еще находится в реставрации). Удалось восстановить голову оленя, посаженную на стройную длинную шею. Скупыми, лаконичными средствами (продолговатыми вдавлениями отмечены ноздри и рот животного, несколько сложнее изображены глаза) мастер добивается редкой выразительности. Завершенность образу придают массивные ветвистые серебряные рога. Скульптурная голова уляпского оленя, созданная без всякого схематизма, условности и стилизации, может быть поставлена в один ряд с лучшими образцами раннего скифо-меотского искусства.

Великолепный комплекс находок обнаружен на ритуальной площадке, расположенной на вершине уляпского кургана № 4, вокруг которого располагался грунтовый могильник IV в. до н.э. Здесь были обнаружены человеческий череп, три античных бронзовых сосуда, серебряная фиала, золотые гривна и бляшки, а также два ритона - золотой и серебряный. Золотой ритон в месте перегиба опоясывает пластина, все поле которой украшено проволочными накладками в виде буквы S со свернутыми спиралью концами. На основание ритона надет наконечник в виде трубочки, украшенной четырьмя плетеными поясками и завершающейся скульптурным изображением головы пантеры. Ее уши, имеющие треугольную, сердцевидную форму, помогают определить место производства ритона. Подобная трактовка уха восходит к древностям хетто-хурритского круга и Нуристана. Позднее такая форма уха встречается в наиболее ранних изображениях пантеры, выполненных в скифском зверином стиле (клад из Зивие).

Ритон. Уляп. V в. до н.э.

Уже с середины VI в. до н.э. в памятниках скифо-античной торевтики такое изображение уха не встречается, а значит, имеются все основания считать этот ритон привезенным из Ирана или Малой Азии. Второй серебряный ритон на стройной рюмкообразной ножке имеет прямое высокое тулово с чуть отогнутым краем. Венец сосуда изнутри и снаружи опоясывает накладная золоченая пластина, украшенная снаружи пальметами и стилизованными цветами лотоса, выполненными тиснением и гравировкой. Ниже по тулову сосуда размещены ряд накладных позолоченных пальмет и частично сохранившаяся фигурка Сатира. Плавно изгибаясь, ритон завершается протомой крылатого коня Пегаса, мощную шею которого венчает голова с золоченой гривой. Приподнятые уши, большие глаза, некогда инкрустированные янтарем, чуть приоткрытые губы, сквозь которые видны зубы и золоченый язык, раздутые ноздри, рельефно выделенные вены - таким представлялся мастеру божественный конь. Богатое золочение верхней части, а также могучие золоченые крылья, грива, ремни оголовья и поводок, ярко выделяющиеся на фоне серебра, придают ритону торжественный вид, достойный царственного стола.

Большой интерес представляет фриз, опоясывающий среднюю часть тулова сосуда. На позолоченной пластине высоким рельефом художник с незаурядным талантом изобразил шесть противоборствующих пар, познакомив мир еще с одним вариантом отражения в прикладном искусстве древнегреческого мифа о борьбе богов и гигантов (гигантомахия). Среди богов-олимпийцев легко узнать Зевса, поражающего своего противника «перунами», Гермеса, изображенного дважды с кадуцеем в левой руке, Гефеста с кузнечными клещами и зажатой в них огненной крицей. В сцене, где богу помогает лев, вероятнее всего, также следует видеть Зевса, ведь именно ему, любимцу матери богов Реи, помогает сопутствующий ей царь зверей. Если это предположение верно, то становится понятным, почему художник дважды использует оттиск с изображением Гермеса - тогда на двух крайних сценах обеих сторон фриза сражаются рядом одни и те же боги - Зевс и Гермес. Сложнее установить, какая из олимпийских богинь изображена на фризе. Не исключено, что это супруга Зевса Гера, атакующая гиганта храмовым ключом.

Судя по иконографии персонажей, изображенных на фризе, ритон был создан не позднее середины V в. до н.э., в эпоху высшего расцвета античного искусства и культуры. Именно тогда творил безвестный мастер прикладного искусства, подаривший миру этот шедевр. Уляпский ритон с протомой Пегаса по праву входит в число уникальных произведений древнего искусства, открытых отечественной археологией.

Скифское навершие в виде кабана. Уляп. IV в. до н.э.

Наследие скифов

Ни один из древних народов не уходит с исторической сцены бесследно. Его культурное наследие переходит к его преемникам. Самый ощутимый скифский пласт отложился в нартском эпосе, бытующем у разных народов Северного Кавказа. Среди этих народов, конечно, следует прежде всего назвать осетин - ираноязычный народ, родственный если не самим скифам, то племенам скифского круга. Ныне нартский эпос - достояние самых различных кавказских народов, и в каждой его версии можно выявить элементы, восходящие к эпохе скифов - народа, жившего на земле в далеком прошлом, но оставившего в истории мировой культуры заметный и самобытный след.

Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение скифов

На самом деле происхождение скифов загадочно, дело в том, что у самих скифов отсутствовала письменность, а ведомости о них от других народов весьма противоречивы. Главным же источником исторической информации о них являются труды историка Геродота. По одной из легенд, о которой упоминает «отец истории», скифы-кочевники пришли из Азии на территорию северного Причерноморья, изгнав оттуда обитающие там местные племена киммерийцев. Но тот же Геродот в другом своем труде «История» упоминает и другую легенду скифов, согласно которой они жили в Причерноморье всегда.

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История скифов

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура скифов

Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи скифов

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

Военное дело скифов

Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

Религия скифов

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Скифы, видео

И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.


При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.

  • Ок. 700-600 гг. до н. э. — скифские воины совершают нападения на окрестные земли.
  • 514 г. до н. э. — скифы отражают нападение персов.
  • Ок. 400-300 гг. до н. э. — эпоха благоденствия скифов.
  • 110-106 гг. до н. э. — скифы терпят поражение.

Около 300 г. до н. э. мощь скифов идет на убыль, и вскоре они оказываются под властью царя Митридата, правителя страны к югу от Черного моря. Окончательно скифы как этнос исчезли во время Великого переселения народов .

Боспорское царство

В VI в. до н.э. представители скифских племен и греки на восточном побережье Азовского моря образовывают Боспорское царство (столица — Пантикапей). Первое признанное государство на территории современной России и Украины.

Одним из главных городов этого государства была Гермонасса (VI в. до н. э.) в котором с самого начала имелись двухэтажные каменные дома с печами и зернохранилищами.

В VI в. Боспорские города были завоеваны Тюркским каганатом и, новое государство получило название Тументархан. После распада каганата Тументарха стала Хазарской и с IX-X вв. часто фигурирует в источниках как Самкерц. Город функционирует в первую очередь как торговый центр, при этом остаётся полиэтничным — здесь зафиксированы следы греков, армян, хазар, алан.

Погребения (похороны) у скифов

Умершего скифского вождя погребали вместе с наиболее ценным его имуществом под огромным могильным холмом (курганом).

Во время похорон вождя скифов его тело покрывали золотыми бляшками, браслетами и ожерельями. Слуги приносились в жертву, чтобы и в загробном мире они могли служить своему вождю. Кони вождя также умерщвлялись и хоронились вместе с ним, предварительно приводив их в порядок — мыли, расчёсывали гривы. Таким образом, через год , умертвив 50 мужчин и коней, укладывали их вокруг кургана вместе с золотыми драгоценностями.

Скифы – общее название северных кочевых народов (иранского (предположительно) происхождения) в Европе и Азии, в древние времена (VIII в. до н. э. - IV в. н. э.) Скифами также условно называли родственные им полукочевые племена, которые занимали степные пространства Евразии вплоть до Забайкалья и Северного Китая.

Много любопытных сведений сообщает Геродот о скифах, составлявших основную массу тогдашнего населения Северного Причерноморья. По данным Геродота, которые подтверждаются археологическими раскопками, скифы населяли южную часть Причерноморья - от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона.

Происхождение

Происхождение скифов один из самых трудных и спорных вопросов в исторической этнографии. Одни историки считают что скифы были этнически цельным народом и при этом относят их или к арийцам, или же к монголам (урало-алтайцам), другие ученые, опираясь на указания Геродота о культурном различии между скифами западными и восточными (земледельцами и кочевниками), считают, что название “скифы” охватывало собой этнически разнородные племена, и относят оседлых скифов к иранцам или славянам, а кочевых к монголам или урало-алтайцам, или же предпочитают не высказываться о них определенно.


Большинство имеющихся данных, говорит в пользу принадлежности их к одной из ветвей индоевропейского племени, скорей всего к иранской, тем более, что ученым, признавшим иранство сарматов, слова Геродота о родстве сарматов со скифами позволяют распространять и на скифов добытые наукой для сарматов выводы.

Военное дело

Армия скифов состояла из свободных людей, получавших только питание и обмундирование, но могли принимать участие в разделе добычи, если демонстрировали голову убитого ими врага. Воины носили бронзовые шлемы в греческом стиле и кольчуги. Основное оружие, это короткий меч – акинак, лук с двойным изгибом, четырехугольный щит и копья. Каждому скифу принадлежал по крайней мере один конь, аристократы имели огромные табуны лошадей.

Воины не только отрезали головы поверженных врагов, но и делали из их черепов чаши. Украшая эти жуткие трофеи золотом и с гордостью демонстрировали их своим гостям. Сражались скифы как правило на конях, хотя со временем, по мере роста оседлости, появилась и скифская пехота. Геродот в подробностях описал военные обычаи скифов, но, может быть, в некоторой степени преувеличивал их воинственность.

Расцвет

IV столетие – скифский царь Атей, который прожил 90 лет, смог объединить все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в это время достигла своего наивысшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственные монеты и расширял свои владения. Особенные отношения у этих племен были с золотом. Культ этого металла даже послужил основанием для легенды о том, что скифы смогли приручить грифонов, охраняющих золото.

Нарастающая мощь скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в эпическом сражении смог убить Атея, а его сын, через 8 лет пошел войной на скифов. Но Александр не смог разгромить Скифию, и был вынужден отступить, оставив скифов непокоренными.

Язык

Скифы не имели письменности. Единственным источником сведений об их языке являются произведения античных авторов и надписи античной эпохи. Некоторые скифские слова записал Геродот, к примеру, «пата» - означало «убить», «ойор» – означало «человек», «арима» – значило «один». Беря за основу отрывки этих слов, филологи отнесли скифский язык к языкам иранской семьи индоевропейской языковой группы. Сами же себя скифы называли себя скудами, что, скорей всего, могло означать «лучники». До наших времен в греческой и латинской транскрипции, также дошли названия скифских племен, имена божеств, личные имена, топонимические наименования.

Как выглядели скифы

Как выглядели и что носили скифы известно в основном по их изображениям на золотых и серебряных сосудах греческой работы, обнаруженных во время археологических раскопок в таких всемирно известных курганах, как Куль-Оба, Солоха и других. В своих произведениях греческие художники с поразительной реалистичностью изображали скифов в мирном и военном быту.

Они носили длинные волосы, усы и бороду. Одевались в льняную или кожаную одежду: длинные штаны-шаровары и кафтан с поясом. Обувью служили кожаные сапоги, перехваченные ремешками на щиколотках. На голове скифы носили войлочные остроконечные шапки.

Изображения скифов есть и на других предметах, найденных в Куль-Обе. К примеру, на золотой бляшке изображены два скифа, которые пьют из ритона. Это обряд побратимства, известный нам по свидетельствам авторов древности.

Религия скифов

Характерная черта религии этих племен - отсутствие антропоморфных изображений богов, а также особой касты жрецов и храмов. Олицетворением более почитаемого у скифов бога войны был воткнутый в землю железный меч, перед которым приносили жертвы. Характер погребальных ритуалов может свидетельствовать о том, что скифы верили в загробную жизнь.

Попытки Геродота, перечисляющего по именам скифские божества, перевести их на язык греческого пантеона оказались неудачными. Религия их была до такой степени своеобразной, что не могла найти себе прямых параллелей в религиозных представлениях греков.

1) Фиала (Середина IV в. до н.э.); 2) Золотая скифская пектораль; 3) Золотые серьги с ладьевидной подвеской. Золото, эмаль; 4) Кубок шаровидный, золотой (IV век до н.э.)

Золото скифов

Изначально золотые украшения изготавливали лишь для знатных скифов, но со временем украшения могли себе позволить приобрести даже простые люди, хотя количество золота в них было меньшее. Изготавливали скифы более дешевые изделия, состоявшие из бронзы. Часть наследия так и называется - скифско-греческим искусством, а часть приписывают исключительно изделиям скифов.

Появление первых золотых украшений датируется концом бронзового века, тогда человек уже умел обрабатывать золото, придавая ему форму и внешний вид. Если говорить о самом древнем золотом украшении скифов, то его приблизительный возраст - 20 000 лет. В большинстве своем изделия находили в курганах. Первые украшения были найдены еще при правлении .

Золото они использовали потому, что считали его божественным, магическим веществом. Их привлекал блестящий внешний вид, и они считали украшение оберегом даже во время боя. Толщина украшений - несколько миллиметров, но они часто выглядели грубовато, потому как скифы хотели вместить как можно больше золота в изделие. Существовали массивные нагрудные украшения в виде бляшек, на них часто изображались головы животных, при этом в объеме, а не в плоскости.

Наиболее распространенными были изображения оленя или козы - животных, которых видели племена. Однако временами попадаются и вымышленные существа, значение которых разгадать сложно.

1) Браслет с протомами сфинксов (Курган Куль-Оба, IV в. до н.э.); 2) Церемония «питья клятвы» (братание); 3) Золотой гребень с изображением батальной сцены; 4) Бляха в виде фигурки лежащего оленя

Племена скифов. Образ жизни

Хотя материальная культура скифов, которая получила распространение на всей этой громадной территории, в разных районах имела свои особенности, в целом в ней присутствовали черты типологической общности. Эта общность сказалась и в типах скифской керамики, оружия, конских наборов, и в характере погребальных обрядов.

По образу хозяйственной жизни скифы подразделялись на оседло-земледельческие и кочевые, скотоводческие племена. Перечисляя известные ему земледельческие племена, Геродот в первую очередь назвал каллипидов и алазонов - ближайших соседей основанной выходцами из Милета на берегу Буго-Днепровского лимана Ольвий. В этом городе Геродот в основном и вел свои наблюдения.

Геродот называл каллипидов и по-другому - эллино-скифами, до такой степени они ассимилировались с греческими колонистами. За каллипидами и алазонами в перечне Геродота следуют скифы-земледельцы, жившие по течению Днепра на расстоянии 11 дней плавания от его устья. Скифия времен Геродота не была этнически единой. В ее составе были и не родственные скифам племена, к примеру земледельческо-скотоводческие, жившие в лесостепи.

Хозяйственная жизнь

Хозяйственная жизнь у большей части скифских племен доходила до сравнительно высокого уровня. Согласно Геродоту, алазоны сеяли и употребляли в пищу кроме хлеба лук, чеснок, чечевицу и просо, а скифы-земледельцы сеяли хлеб не только для своих нужд, но и продавали его при посредничестве греческих купцов.

Скифские земледельцы вспахивали землю, как правило, при помощи запряженного волами плуга. Урожай снимали железными серпами. Зерно измельчали в зернотерках. Жители городищ занимались разведением крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и птицу.

Скифы-кочевники и так называемые царские скифы, которые по мнению Геродота были самыми сильными и воинственными из всех скифов, населяли степное пространство на восток от Днепра и до Азовского моря, включая степной Крым. Эти племена занимались скотоводством и жилища свои устраивали в повозках.

У скифов-кочевников животноводство поднялось на относительно высокий уровень развития. В V–IV столетиях они владели огромными стадами и табунами скота, но распределяли его между соплеменниками неравномерно.

Торговля

Торговля была развита на территории Скифии. Имелись водные и сухопутные торговые пути по европейским и сибирским рекам, Черному, Каспийскому и Северному морям. Кроме боевых колесниц и колесных повозок, скифы занимались строительством речных и морских льнокрылых кораблей на верфях Волги, Оби, Енисея, у устья Печоры. брал из тех мест мастеров для создания флота, который предназначался для завоевания Японии. Иногда скифы вели строительство подземных ходов. Они прокладывали их под крупными реками, с применением технологии горнорудного производства.

Оживленный торговый путь из Индии, Персии, Китая пролегал через земли скифов. Товары доставляли в северные районы и Европу по Волге, Оби, Енисею, Северным морям, Днепру. В те времена на берегах были города с шумными базарами и храмами.

Упадок. Исчезновение скифов

В течении II столетия сарматы и другие кочевые племена постепенно вытесняли скифов с их земли, за ними остались лишь степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, в результате Великая Скифия стала Малой. После чего Крым становится центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, ведя войны с Херсонесом и сарматами. В конце II столетия Херсонес получил могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который напал на скифов. После многих сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.

В I и II вв. нашей эры скифское общество уже сложно было называть кочевническим: это были земледельцы, довольно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы не переставали теснить скифов, а в III веке началось вторжение в Крым аланов. Ими был опустошен последний оплот скифов – Неаполь Скифский, находившийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на завоеванных землях. Уже в скором времени началось вторжение на эти земли готов, которые объявили войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.

Ударом по Скифии, стало нашествие готов около 245 г. н. э. Все скифские крепости были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.

Несмотря на вроде бы очевидный полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, которые оставались на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, еще несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Но и они в скором времени пали под натиском готов.

Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, стала так называться из-за того, что слово «скифы» начали использовать для обозначения готов, победивших скифов настоящих. Скорей всего, было в этом ложном наименовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в войско готов, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Так, Скифия стала первым государством, которое рухнуло в результате Великого переселения народов.

Закончили дело готов гунны, в 375 г. напавшие на территории Причерноморья и уничтожившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не могло быть и речи.

В центральной части России и особенно Воронежской области находят немало скифских памятников. Чем близок нам этот народ, исчезнувший почти две тысячи лет назад, «АиФ-Черноземье» узнал у краеведа Николая Сапелкина.

Аборигены России

«Скифы - это аборигены нашей страны, - говорит краевед. - Вся их история связана с территорией исторической России от Енисея до Дуная, включая Казахстан и Среднюю Азию».

На обширных пространствах Евразии скифы господствовали в середине первого тысячелетия до нашей эры. Очень много фактов об этом народе сегодняшние исследователи почерпнули благодаря древнегреческим авторам: эллины со скифами активно взаимодействовали - и торговали, и воевали. Собственно, скифы - греческое слово, сами они именовали себя саками.

Бытовые привычки, военные обычаи, религиозные взгляды этого народа подробно описал античный историк Геродот. Он выделял царских скифов, скифов-пастухов, скифов-земледельцев - сколотов, но писал, что культура у них общая и все они одинаково воинственны. Рассказал Геродот и о соседях, которые тоже проживали в Черноземье. Там, где начинались леса, обитали будины - светловолосые, голубоглазые и не менее воинственные. Иногда они сражались со скифами, иногда - выступали в роли союзников.

В Воронежской области скифские археологические памятники изучают давно. Так, с 1989 года ведёт исследования донская археологическая экспедиция Института археологии РАН - она изучает скифские древности в Острогожском и Репьёвском районах, в бассейнах рек Потудань и Девица. Активно занимаются этой эпохой воронежские археологи Александр Медведев и Юрий Разуваев.

Кому достанется «принцесса»?

«Благодаря системным археологическим исследованиям мы знаем, что наиболее плотно скифы-земледельцы населяли междуречье Быстрой Сосны и Тихой Сосны, - отмечает Николай Сапелкин. - Всё побережье этих и соседних рек, побережье Дона было насыщено скифскими городами. Чуть южнее жили кочевники - царские скифы, чуть севернее - будины. Кстати, название реки Дон пришло к нам именно от скифов».

Скифские городища представляли собой крупные поселения с линией укреплений: рвом, земляными валами и частоколом.

Так же, как и современные русские, скифы были индоевропейцами, но говорили на языке, относившемся не к славянской, а к иранской группе. Существует две теории их происхождения. Одна говорит, что они пришли из Азии - со стороны Саян и Алтая. Вторая гласит, что это коренное население наших степей и лесостепей, жившее здесь ещё с позднего бронзового века. В VII веке до нашей эры скифы прошли через Кавказ и вторглись в Азию: их конница громила Ассирию, Мидию, Вавилонию, Египет и другие древние государства. Обогатив свою культуру, освоив новые технологии и вооружение, они вернулись в родные степи.

25-летняя скифская принцесса умерла от рака груди. Фото: Commons.wikimedia.org

Самое древнее из погребений скифских царей найдено далеко на востоке - в Саянах. А в начале 1990-х годов на алтайском плато Укок было обнаружено мумифицированное тело 25-летней женщины. Вода, в древности заполнившая могилу, замёрзла - ледяная линза не таяла больше двух тысяч лет и прекрасно сохранила спящую вечным сном скифскую красавицу, которую наши современники зовут то принцессой, то шаманкой Укока.

К сожалению, вскоре вокруг останков принцессы закипели распри. Уникальная находка чуть было не стала жертвой суеверий. Главный шаман Алтая заявил, что могила скифской принцессы запирала нижние миры и не выпускала оттуда нечистую силу. Теперь же демоны будто бы вырвались наружу и плодят несчастья: землетрясения, падёж скота, дефицит бюджета и экономический кризис. Истерия дошла до того, что совет старейшин при главе республики Алтай потребовал вновь похоронить мумию.

К счастью, сейчас мумия - собственность музея Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, и учёные не уступили мракобесию. Ведь находка очень много рассказала о внешнем облике, одежде, татуировках и многих других деталях повседневной жизни скифского общества. Известна и причина смерти женщины - рак молочной железы.

Гончары и металлурги

К сожалению, в скифских захоронениях в Черноземье мумии не находят. Зато были другие важные открытия. Так, в историю археологии вошли находки, сделанные во время раскопок так называемых Частых курганов - сейчас эти места застроены многоэтажками Северного района Воронежа. В 1911 году археологи Александр Мартинович, Владимир Языков и Стефан Зверев нашли там меч с золотой рукояткой, украшенной фигурами животных, наконечники стрел, колчан, 200 золотых бляшек, золотое спиральное кольцо, железный обтянутый золотом браслет. Но самое главное - серебряную чашу с рельефными изображениями мужчин в скифской одежде с луками и топорами, сейчас она находится в Эрмитаже.

Взрослые мужчины носили длинные волосы, усы и бороду, одевались в короткие кожаные кафтаны, перетянутые поясом, длинные узкие кожаные штаны или широкие шерстяные шаровары, на голову надевали остроконечные войлочные шапки. Женщины носили длинные платья и накидки.

Ни полноценной государственности, ни письменности у скифов не было, но считать их варварами нельзя - они владели передовыми технологиями своего времени: изготовляли ткани и изделия из кожи, использовали гончарный круг. Были отличными металлургами: извлекали из руды железо и превращали его в сталь, добывали золото, серебро, медь.

Широко известен скифский «звериный стиль»: на золотых и серебряных сосудах изображались лошади, олени, птицы и другие животные - всегда в движении, боком, но с повёрнутой к зрителю головой. Впрочем, сосуды эти были предметом импорта - по заказу скифской знати их изготовляли эллинские ювелиры из греческих колоний, расположенных в Причерноморье.

Впрочем, неправильно представлять себе скифское общество таким уж гуманным и прогрессивным.

«В одном из захоронений скифской эпохи найдены скелеты людей со сросшимися позвоночными дисками, - отмечает краевед. - Это значит, что люди с раннего детства подвергались истязанию или тяжелейшему физическому труду. Были ли это представители покорённых народов или низшего слоя общества, мы пока сказать не можем».

В представлениях соседей-греков скифы отличались особым буйством. До наших времён сохранилось выражение «пить по-скифски» - значит употреблять неразбавленное вино. Сами эллины обычно смешивали хмельной напиток с водой.

Вглубь степей

В конце VI века до н. э. над скифами нависла грозная опасность. Переправившись через Дунай, в их степи вторглось огромное войско Дария, царя персидской империи Ахеменидов - мировой державы того времени. Казалось, исход борьбы предрешён, но скифы применили невиданную прежде тактику. Понимая, что лобовое столкновение не сулит ничего хорошего, они начали отступать вглубь степей, сжигая траву, засыпая колодцы, уничтожая отделившиеся от основных сил отряды персов.

Дарий дошёл до Танаиса (так греки называли Дон), но так и не разбил скифов. Измученные непривычными холодами, голодом, болезнями и мелкими стычками персы повернули вспять. Обратный путь был ещё более тяжёлым - из страны скифов вернулись лишь жалкие остатки войска. Позже покорить скифов пытался и Александр Македонский, но тоже потерпел неудачу.

Господство скифов в степях Евразии закончилось в конце первого тысячелетия до нашей эры. Властителем Подонья стал другой иранский народ - пришедшие с востока сарматы. Скифы отступили к Днепру и Бугу и в конце концов обосновались в Крыму. Там их настигли одно за другим нашествия готов и гуннов.

Грозный прежде народ исчез, и большинство историков не признаёт скифов предками русских. Тем не менее греческие авторы продолжали называть скифами алан, а затем и славян. Древняя Русь, согласно «Повести временных лет», была известна в Византии как Великая Скифь. Да и для западных европейцев наша страна ещё долго оставалось некой «таинственной Скифией». И потому вовсе не удивительно, что русские поэты чувствовали глубинное - пусть не прямое - культурное и ментальное родство с весёлым и творческим народом, умевшим ценить красоту, любившим просторы и губившим завоевателей.

Что еще почитать