Субъекты внешнеэкономической деятельности.

Развитие ВЭД сопровождается изменением облика её субъекта. Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы, осуществляющие ее регулирование, а также субъекты, которые ведут такую деятельность.

Совокупность современных участников ВЭД можно классифицировать по ряду принципов: по профилю ВЭД, по характеру совершаемых внешнеторговых операций, по организационно-правовым формам, определяющим порядок их образования, принадлежность капитала и порядок распределения доходов (рис. 2).

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ осуществляют: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный таможенный комитет РФ, иные органы.

Задачи, функции, правомочия этих государственных органов в рассматриваемой области определены Конституцией РФ, Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также специальными актами, например, Положением о Министерстве экономического развития и торговли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 990, на данный орган возложены функции координации и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Среди консультационных и координационных органов, действующих в данной сфере, можно назвать:

Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), осуществляющий в пределах своей компетенции реализацию решений Президента РФ и Правительства РФ по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

Комиссию по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), которая является совещательным и консультативным органом, разрабатывающим для главы государства предложения, касающиеся основных направлений государственной политики в этой сфере;

Комиссия по экспортному контролю РФ (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 29 января 2001 г. N° 98) - межведомственный координационный орган по экспортному контролю, образованный в целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в данной сфере.

Непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности являются хозяйствующие субъекты: российские и иностранные физические и юридические лица, имеющие право осуществлять предпринимательскую, и в том числе внешнеэкономическую, деятельность.

Учет участников внешнеэкономической деятельности ведут таможенные органы в соответствии с Порядком учета, утвержденным Приказом ГТК РФ от 31 августа 2000 г. N° 787. Для участников ВЭД учет носит добровольный характер. Средством идентификации участника внешнеэкономической деятельности служит учетная карта участника ВЭД.

Право на осуществление внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного назначения приобретается после получения свидетельства и занесения в реестр, который ведется Комитетом РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

В целях повышения эффективности военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами создано федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт", выполняющее посреднические функции в данной сфере (действует на основании Устава, утвержденного Указом Президента РФ от 6 января 2001 г. № 8).

Более подробно остановимся на отдельных субъектах ВЭД, представленных на рис. 2.

Консорциумы – форма объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности. Создаются для реализации крупномасштабных проектов (строительство объектов за рубежом, например). Участниками консорциума являются предприятия-производители и поставщики экспортной продукции, проектные и финансовые организации. Действия консорциума может иметь разовый (при строительстве конкретного объекта) и долговременный характер (при необходимости реализации какой-либо внешнеэкономической программы).

Консорциум является наиболее прогрессивной формой производственно-сбытовой кооперации. В консорциумы объединяются, например, поставщики промышленного оборудования (производители) и инжиниринговые компании. Рассмотрим основные операции по созданию производственно-сбытового консорциума и его взаимодействию с заказчиком (рис. 3). На рис. 3: 1а, 1б – предложение фирмам А и Б о создании консорциума; 2а, 2б – заключение консорциального соглашения между фирмами А И Б; 3 – участие лидера в торгах и получение заказа; 4а, 4б – заключение договоров с заказчиком на выполнение согласованного между партнёрами по консорциуму объёма работ; 5а, 5б – получение кредитов в банке партнёрами по консорциуму; 6, 6а, 6б – оплата заказчиком за выполнение работы партнёром по консорциуму; 7а, 7б – выплата вознаграждений лидеру фирмами А И Б; 8, 8а, 8б – расчёты фирм с банком.

Совместные предприятия (СП) являются одной из форм экономического сотрудничества. СП – есть международная форма организации и осуществления конкретной хозяйственной деятельности, основанная на объединении капиталов зарубежных и местных учредителей. СП позволяют соединить денежные средства и иные виды ресурсов из различных стран и осуществлять общую производственно-коммерческую деятельность на территории одной из них или в каждой стране. Прибыль и риск, связанный с совместной деятельностью, распределяются, как правило, пропорционально по доле средств, вложенных каждым участником.

Интересы местных и зарубежных партнёров при создании и использовании СП чаще всего не совпадают. Для зарубежных предпринимателей участие в СП есть форма вывоза капитала, способ проникновения на зарубежный рынок. Заинтересованность же принимающего государства часто связана с возможностью накопления технического и экономического опыта, освоения передовой технологии, в том числе и в области управления, увеличения экспорта.

Вместе с тем и при наличии разных интересов совместная деятельность даёт взаимные выгоды участвующим сторонам, позволяя разделить риск (финансовый, политический) между партнёрами.

Существуют различные организационно-правовые формы международного совместного предпринимательства: товарищества на паях, акционерные компании.

Сложности создания СП в РФ обуславливаются различиями экономических систем, частичной конвертируемостью национальной валюты – рубля, ограничениями на экспорт и импорт ряда товаров.

СП в РФ способны помочь решению таких проблем, как насыщение внутреннего рынка различными товарами и услугами, расширение отечественного экспортного потенциала, освоение новой техники и технологии, создание дополнительных рабочих мест.

Организации-посредники обеспечивают внешнеэкономические операции на внешнем рынке от лица производителей.

Отраслевые ВЭО призваны содействовать развитию ВЭД предприятий и объединений отрасли.

Торговые дома – предоставляют собой ассоциации самого различного рода внешнеторговых, производственных, транспортных, складских, научно-исследовательских, страховых организаций, входящих в их состав на добровольной основе и осуществляющих свою деятельность как у себя в стране, так и за рубежом. Близки к торговым домам, но с меньшей универсализацией (сбыт собственной национальной продукции) – трейдинговые компании. Основными функциями трейдинговых компаний являются выбор «рынка для товара и товара для рынка», предоставление кредита покупателю, транспортировка, оформление документации. Российские торговые дома в настоящее время представлены лишь специализированными фирменными магазинами, торгующими и оказывающими услуги за иностранную валюту.

Основные задачи ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества (АВС): оказание практической помощи участникам ВЭД в вопросах комплексного изучения мировых рынков, правового обеспечения внешнеторговых сделок, содействие в подготовке ВТК и поиска партнёров; проведение семинаров, конференций; издание справочников, сборников и бюллетеней.

В России насчитывается несколько групп АВС, которые сформировались по ряду характерных признаков – страновому, региональному, производственному, например, АВС с традиционными российскими партнёрами: Германией, Италией, Индией, Финляндией; «Асараб» – с арабскими странами; «Росинтермед» – в области медицины; «Росстройимпекс» – в области строительства и архитектуры.

Наиболее значима АВС при ТПП России, которая представляет интересы крупных стабильных экспортёров-производителей.

К международным неправительственным организациям относятся, например, «Интерэлектро» – объединение по сотрудничеству в области электроники (создано при участии Германии, Италии, Великобритании); «ВЕСТ» – Восточноевропейское сотрудничество и торговля.

Торгово-промышленные палаты (ТПП) в соответствии с Законом РФ «О ТПП в РФ» (в ред. Федеральных законов от 19.05.1995 N 82-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ) образуются на основе объединения (добровольного) не менее пятнадцати учредителей на территории одного или нескольких субъектов РФ. ТПП является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей российских предпринимателей и российских производителей. ТПП является юридическим лицом. ТПП выполняют следующие основные функции:

Оказание помощи российским предприятиям и предпринимателям в реализации их коммерческо-финансовых интересов в России и за рубежом;

Организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством;

Содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

Оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг;

Содействие развитию экспорта российских товаров и услуг, оказание технической помощи субъектом предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке;

Принятие мер к недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции; неделового партнёрства;

Содействие урегулированию споров, возникающих между предпринимателями, предприятиями;

Предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

Региональные ТПП являются членами ТПП РФ, которая выполняет указанные задачи и формируется на федеральном уровне.

Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП РФ:

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС);

Третейский суд,

Морская арбитражная комиссия (МАК),

Ассоциация диспашеров (АД).

МКАС, Третейский суд выносит решение по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли. МАК занята урегулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждения грузов. АД определяет размеры общей аварии при кораблекрушениях или происшествиях на море.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляя интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками. К основным функциям Центробанка относятся:

Разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг;

Издание соответствующих нормативных актов;

Регулирование курса рубля к валютам других стран;

Выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Более половины мирового оборота товаров реализуется через огромное число посредников. Посредники – независимые от изготовителей и потребителей лица, предприятия и фирмы, учавствующие в обращении товаров.

Главной целью привлечения посредников является повышение экономичности внешнеторговых операций за счёт следующих факторов:

Повышение оперативности при сбыте товаров;

Реализации товаров на более благоприятных для продавца условиях за счёт быстрого учёта посредниками конъюнктуры товаров на внешнем рынке;

Привлечение финансовых средств в виде авансов, кредитов на создание их сбытовой сети;

Получение достоверной информации от посредника об оценке качества и конкурентных свойствах товара.

Посредник действует в рамках соответствующего договора между ним с одной стороны и принципалом (лицом от имени и в интересах которого действует посредник) с другой стороны. Рассмотрим основных посредников, оказывающих услуги на внешнем рынке.

Простые посредники или «брокеры» заключают сделки купли-продажи от имени и за счёт принципала. Они не являются стороной в контракте, а выполняют функцию поиска товаров и партнёров по сделке, получая за это специальное брокерское вознаграждение – куртаж (0,25-3% от стоимости сделки). Брокерскую сделку, как правило, оплачивает тот, кто первый обратился к брокерам. Кроме «сводничества» брокеру могут быть поручены операции по проведению маркетинговых исследований, контролю исполнения контракта.

Комиссионеры с одной стороны выражают интересы принципала, с другой – выступают продавцом от собственного имени, но за счёт продавца. Сторонами комиссионного соглашения являются комитент и комиссионер. Комиссионеру поручается продать товар за определенное комиссионное вознаграждение на территории конкретной страны или группы стран; оговаривают минимальную цену, ниже которой комиссионер не имеет права продавать товар.

Порядок проведения операций по договору о комиссии может осуществляться в следующей последовательности.

1. Поиск комиссионера, имеющего опыт продажи товара на хорошо известном ему рынке.

2. С комиссионером комитент заключается договор о поставке товаров на реализацию. 3.

Поиск покупателя и заключение с ним от своего имени договора купли-продажи, извещение об этом комитента. 4.

Получение копии контракта, выполнение его условий комитентом. 5.

По результатам торговых операций осуществляется вознаграждение комиссионера.

Комиссионные вознаграждения устанавливаются в виде определённого процента от стоимости реализованного комиссионером товара (размер комиссии, как правило, составляет 1,5-4%). Участие комиссионера освобождает комитента от рутинной, текущей деятельности по работе с контрагентами. Комиссионер заинтересован продать товар дороже, так как от этого напрямую зависит размер его вознаграждения.

Аукционист выступает в роли агента, имеющего разрешение на аукционную торговлю. Обеспечивает продажу товара участнику аукциона, предложившего за него наиболее высокую цену.

Агент дель-креде – в его роли обычно выступают крупные банки, которые дают продавцу гарантии получения платежей в случае неплатежеспособности покупателя.

Экспедитор – занимается предоставлением услуг по отправке груза, принимая его у отправителя и передавая основному перевозчику, обладает специальными знаниями об особенностях транспортировки и отправки разнообразных товаров (жидкий криогенный продукт, например).

Существенно отличаются от простых посредников (брокеров) сбытовые купцы, дистрибьютеры. Это торговые фирмы, лица сами заключающие контракты купли-продажи, как с экспортёрами, так и с потребителями товаров. Степень самостоятельности дистрибьютера по отношению к своим партнёрам проявляется в следующем:

Самостоятельный выход на рынок по выполнению обязательств перед экспортёром;

Несение всех рисков порчи или утраты товаров;

Самостоятельное установление цен на товары, приобретённые у экспортёра;

Определение количества товара, сроков поставок и платежей, гарантий или штрафных санкций и др.;

Формирование положений о разрешении споров с экспортёром.

Агент-консигнатор. Консигнация – предоставление товаров агенту на определённый срок для их последующей реализации. Собственником товаров остаётся принципал. Вознаграждение агента-консигнатора может увеличиваться за счёт:

Оплаты аренды складских помещений (складов консигнации);

Реформирование внешнеэкономического сектора государства, как и всего народного хозяйства в целом, способствовало значительному расширению числа субъектов внешнеэкономической деятельности. Система правового обеспечения ВЭД, действующая в отдельных странах, создает условия для участия во внешнеэкономической деятельности практически всех субъектов хозяйствования.

Участников ВЭД можно классифицировать по ряду признаков.

Важнейшие из них:

профиль внешнеэкономической деятельности;

характер совершаемых внешнеторговых операций;

организационно-правовые формы (рис. 1.1).

Классификация по профилю внешнеэкономической деятельности учитывает ее функционально-целевую направленность. Она способствует дифференциации воздействия механизмов государственного регулирования прежде всего через налогообложение и инвестиционные льготы, а также через определение приоритетных участников ВЭД.

В этой классификационной группе можно выделить следующих субъектов ВЭД. ?

Субъекты, работающие на внешнем рынке без посредников, т.е. обеспечивающие выпуск и самостоятельную реализацию продукции и услуг на внешнем рынке:

предприятия сферы производства товаров и услуг, действующие на основе валютной самоокупаемости;

консорциумы - объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности с целью достижения определенных результатов;

СП и ИП - совместные и иностранные предприятия. ?

Субъекты ВЭД, представляющие организации-посредники. Их характерная черта - обеспечение внешнеторговых операций на внешнем рынке от имени производителей:

специализированные внешнеэкономические организации (ВЭО), призванные обслуживать внешнеэкономические связи, обеспечивая выполнение межправительственных соглашений. Наряду с этими функциями специализированные внешнеэкономические организации на договорных условиях могут осуществлять экспортно-импортные операции по поручению непосредственных субъектов хозяйствования, предприятий, организаций, фирм. Специализированные внешнеэкономические объединения создаются при отраслевых министерствах с целью содействия развитию ВЭД предприятий отрасли, изыскания новых форм сотрудничества с иностранными партнерами на основе совместного предпринимательства и прямых связей;

Рис. 1.1. Классификация субъектов ВЭД

1.4. Субъекты

внешнеэкономической деятельности

сл смешанное общество (СО) - форма организации компании, объединяющая капитал партнеров из двух или нескольких стран. Этот термин употребляется для обозначения действующих на территории зарубежных стран компаний, созданных там отечественными хозяйственными организациями при долевом участии местных партнеров с целью формирования товаропроводящей сети, обеспечивающей промышленный экспорт. Они занимаются сбытом, доработкой, послепродажным обслуживанием, маркетингом, транспортировкой, складированием, хранением отечественных товаров за рубежом, их страхованием и кредитованием, продают на месте иностранным покупателям лицензии, ноу-хау, предоставляют им различного рода услуги. Деятельность СО регулируется законодательством страны пребывания, в большинстве которых действует принцип применения национального режима по отношению к иностранным компаниям;

торговый дом - тип внешнеторговой организации, осуществляющей экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующей международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и других формах внешнеэкономических связей.

Торговый дом реализует комплекс сделок, взаимосвязанных по эффективности, заинтересованности партнеров по взаимным расчетам с использованием различных форм внешнеэкономических связей. ?

Субъекты, содействующие ВЭД. Профиль их деятельности - оказание различного рода услуг в обеспечении выхода на внешний рынок, поиска партнера, организации выставок, ярмарок, рекламы, проведение экспертизы, оформлении финансо- во-расчетных и валютно-кредитных операций, а также внешнеторговых транспортных перевозок.

В состав этой группы входят ассоциации внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами. Торгово-промышленная палата и ее региональные отделения, транспортные, кредитные и финансовые организации, а также международные неправительственные организации.

Разнообразен состав субъектов ВЭД, классифицируемых по характеру внещнеторговых операций. Прежде всего, необходимо выделить группу субъектов, выступающих в роли экспортеров и импортеров; й группу специализированных посредников. Это весьма важная и неотъемлемая часть субъектов ВЭД. Причины, вызывающие необходимость их использования, виды посреднических операций, условия работы на мировых рынках настолько разнообразны, что требуют подробного рассмотрения (см. гл. 10).

Предприятия, участвующие во внешнеэкономической деятельности, независимо от ее профиля и характера совершаемых операций, имеют организационно-правовую форму, определенную Гражданским кодексом Республики Беларусь, и выступают как коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации действуют на внешних рынках в форме хозяйственных обществ и товариществ (с ограниченной и дополнительной ответственностью), кооперативов, акционерных обществ, унитарных предприятий и имеют целью своей деятельности получение прибыли.

Некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность в пределах тех целей, ради которых они создаются. Для них получение прибыли, которая не распределяется между ее участниками, не является основной целью деятельности. Формами их функционирования выступают общественные, религиозные и другие организации.

Контрольные вопросы 1.

Каковы цель и основные направления реформирования внешнеэкономической сферы в странах с переходной экономикой в 80-х - 90-х гг. прошлого столетия? 2.

Каковы основные показатели внешнеторгового оборота страны, его структура, динамика и пути оптимизации? 3.

В чем состоят первоочередные проблемы интеграции страны в мировое экономическое хозяйство? 4.

Охарактеризуйте основные виды ВЭД. 6.

Каковы признаки классификации субъектов ВЭД? Дайте характеристику основных субъектов ВЭД.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности внешнеэкономической деятельности малого бизнеса. Факторы и направления стимулирования экспортной деятельности субъектов предпринимательства. Анализ и тенденции внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса в Республике Узбекистан.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2011

    Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности. Особенности ценообразования на мировом рынке. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине. Инжиниринг и его формы, характеристика международных экономических организаций.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Понятие, виды и особенности внешнеэкономической деятельности российских предприятий. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия на основе принципов многостороннего регулирования. Условия развития деятельности предприятий в рамках ВТО.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2014

    Понятие и правовые основы внешнеэкономической деятельности, основные виды регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности, система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2003

    Понятие государственного регулирования. Направления, формы, методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Влияние этих методов на рынок России.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2011

    Сущность, виды и цель внешнеэкономической деятельности государства. История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Регулирование ВЭД в Китае и Японии.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Механизм государственного регулирования ВЭД и его элементы, их роль и значение. Современные тенденции таможенного регулирования ВЭД. Границы и условия эффективного применения тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2015

1.Субъектами внешнеэкономической деятельности являются субъекты хозяйствования, указанные в пунктах 1, 2 части второй статьи 55 настоящего Кодекса.
2.Во внешнеэкономической деятельности могут принимать участие также внешнеэкономические организации, имеющие статус юридического лица, образованные в Украине в соответствии с законом органами государственной власти или органами местного самоуправления.
3.Государство гарантирует одинаковую защиту всех субъектов внешнеэкономической деятельности.
Вред, от 04.02.2005 г.
1. Согласно ст. 55 ХК Украины субъектами хозяйствования являются хозяйственные организации, зарегистрированные в установленном порядке, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные как предприниматели. Таким образом, к структурным единицам юридических лиц, а также к лицам, зарегистрированным или созданным не по законодательству Украины, нельзя применять понятие «субъекты хозяйствования», установленное в Хозяйственном кодексе.
При определении субъектов ВЭД в Украине следует руководствоваться также ст. 3 Закона о ВЭД, согласно которой к ним относятся:
-физические лица - граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют гражданскую правоспособность и дееспособность согласно законам Украины и постоянно проживают на территории Украины;
-юридические лица, зарегистрированные как таковые в Украине и имеющие постоянное местонахождение на территории Украины (предприятия, организации и объединения всех видов, включая акционерные общества и другие виды хозяйственных обществ, ассоциации, союзы, концерны, консорциумы, торговые дома, посреднические и консультационные фирмы, кооперативы, кредитно-финансовые учреждения, международные объединения, организации и др.), в том числе юридические лица, имущество и/или капитал которых полностью находится в собственности иностранных субъектов хозяйственной деятельности;
-объединения физических, юридических, физических и юридических лиц, которые не являются юридическими лицами согласно законам Украины, но имеют постоянное местонахождение на территории Украины и которым гражданско-правовыми законами Украины не запрещена хозяйственная деятельность;
-структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые не являются юридическими лицами согласно законам Украины (филиалы, отделения и т. п.), но имеют постоянное местонахождение на территории Украины;
-предприятия при участии субъектов хозяйствования Украины и иностранных субъектов хозяйствования, зарегистрированные как таковые в Украине и имеющие постоянное местонахождение на территории Украины;
-другие субъекты хозяйствования, предусмотренные законами Украины.
С другой стороны, не являются субъектами ВЭД иностранные участники соглашений, заключенных согласно Закону Украины «О разделе продукции» от 14 сентября 1999 г. Если они создают в Украине структурные единицы, субъектами ВЭД являются эти структурные единицы.
Юридические лица имеют право на ВЭД в соответствии с их учредительными документами с момента приобретения ими статуса юридического лица. Таким образом, право на ВЭД должно быть закреплено в уставе юридического лица, учредительном договоре или положении о юридическом лице, то есть это право зависит от учредителей юридического лица.
Физические лица имеют право на ВЭД с момента приобретения ими гражданской дееспособности в соответствии с законами Украины. Они пользуются указанным правом, если зарегистрированы как предприниматели в установленном законом порядке. Согласно ст. 22 Закона Украины «Об охране детства» от 26 апреля 2001 г. лица, которые достигли 16-летнего возраста, имеют право заниматься предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законом. Оснований для отказа в регистрации предпринимателя ввиду того, что он не достиг совершеннолетия, в этом случае нет. Регистрация как субъекта предпринимательской деятельности при наличии письменного согласия на это родителей (усыновителей), попечителя или органа опеки и попечительства означает признание за этим лицом полной гражданской дееспособности (часть 3 ст. 35 ГК Украины). Поэтому следует исходить из того, что в этом случае возникает и внешнеэкономическая правосубъектность физических лиц, которые имеют постоянное место проживания в Украине.
Субъекты хозяйственной деятельности - физические лица, которые не имеют постоянного места проживания на территории Украины, являются иностранными субъектами хозяйственной деятельности (ст. 1 Закона о ВЭД) и, следовательно, не считаются субъектами ВЭД.
К субъектам ВЭД, не являющимся юридическими лицами, принадлежат промышленно-финансовые группы (Закон Украины «О промышленно-финансовых группах в Украине» от 21 ноября 1995 г., Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о создании (регистрации), реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп» от 20 июля 1996 г. № 781).
Внешнеэкономическую правосубъектность имеют и структурные единицы иностранных субъектов хозяйствования: филиалы, представительства, отделения, агентства и т. п. с местонахождением в Украине. Они не являются по законодательству Украины юридическими лицами и не подлежат соответствующей государственной регистрации. Вместе с тем представительства иностранных субъектов хозяйствования подлежат особой регистрации в порядке, установленном ст. 5 Закона о ВЭД и Инструкцией о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, утвержденной приказом Министерства внешнеэкономических связей и торговли Украины от 18 января 1996 г. № 30 (в настоящее время регистрацию представительств осуществляет Министерство экономики Украины). При этом следует отличать такую регистрацию от регистрации налоговыми органами украинских физических и юридических лиц, а также структурных единиц украинских или иностранных субъектов хозяйственной деятельности (в том числе и представительств, зарегистрированных в вышеуказанном порядке), когда они выступают как так называемые «постоянные представительства нерезидентов», посредством которых нерезиденты ведут в Украине хозяйственную деятельность. Такая регистрация внедрена с целью налогообложения доходов нерезидентов в Украине (о понятиях и видах представительств см. также комментарий к части 1 ст. 392 Кодекса).
Все субъекты ВЭД имеют право на открытие своих представительств на территории других государств в соответствии с их законодательством, на участие в международных неправительственных экономических организациях в соответствии с уставными документами этих организаций (например, на вступление в члены Международной торговой палаты).
Все субъекты ВЭД имеют равное право на любые виды ВЭД, которые прямо не запрещены законами Украины, независимо от форм собственности и других признаков. Это право может ограничиваться либо учредителями субъекта ВЭД, либо законодательством. Так, операции с определенными товарами осуществляются «уполномоченными субъектами» ВЭД (ст. 20 Закона о ВЭД). Вмешательство государственных органов в деятельность субъектов ВЭД в случаях, не предусмотренных законом, в том числе путем издания подзаконных актов, которые создают для ведения ВЭД условия, худшие по сравнению с установленными Законом о ВЭД, рассматривается как ограничение права на осуществление ВЭД и как таковое запрещается. Вместе с тем к субъекту ВЭД может быть применена санкция в виде временного приостановления права на осуществление ВЭД в случае нарушения им законов, относящихся к ВЭД (ст. 37 Закона о ВЭД).
Иностранные субъекты хозяйственной деятельности не отнесены Хозяйственным кодексом к субъектам хозяйствования. Ни Хозяйственный кодекс, ни Закон о ВЭД не относит их также к субъектам ВЭД. Законом о ВЭД иностранные субъекты хозяйственной деятельности определяются как субъекты хозяйственной деятельности, которые имеют постоянное местонахождение или постоянное место проживания за пределами Украины. При этом постоянное местонахождение определяется как местонахождение официально зарегистрированного главного органа управления (конторы) субъекта хозяйственной деятельности, а постоянное место проживания - как место проживания на территории любого государства не менее одного года физического лица, которое не проживает постоянно на территории других государств и намеревается проживать на территории этого государства на протяжении неопределенного времени, не ограничивая такое проживание определенной целью, и при условии, что такое проживание не является следствием выполнения этим лицом служебных обязанностей или обязательств по договору (контрактом) (ст. 1 Закона о ВЭД).
Существенным признаком ВЭД является в соответствии с Законом о ВЭД участие в ней иностранного субъекта хозяйственной деятельности. В роли последнего предусматривается любое иностранное юридическое или физическое лицо уже постольку, поскольку оно вступает во взаимоотношения с субъектом хозяйственной деятельности Украины. В соответствии со ст. 5 Закона о ВЭД, физические лица, которые не имеют постоянного места проживания на территории Украины, пользуются правом на ведение ВЭД (то есть на взаимоотношения с украинскими субъектами ВЭД) при условии, если они являются субъектами хозяйственной деятельности по закону государства, в котором имеют постоянное место проживания или гражданами которого они являются. Вместе с тем порядок подтверждения хозяйственной правосубъектности такого физического лица по закону иностранного государства законодательством Украины не определен, хотя в некоторых случаях законодательство Украины предусматривает предоставление иностранных регистрационных документов (например, при регистрации договора о совместной инвестиционной деятельности на территории Украины). В необходимых случаях (например, для определения правового положения участника судебного процесса) правовой статус иностранного физического лица определяется по закону страны, гражданином которой является это лицо или в которой оно постоянно проживает (разъяснение Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел при участии иностранных предприятий и организаций» от 31 мая 2001 г. № 04-5/608). Следовательно, как правило, иностранное физическое лицо не обязано доказывать, что в соответствии с его национальным законодательством оно является субъектом хозяйственной деятельности.
Возможны ситуации, когда иностранный участник ВЭД еще не вступил в правоотношения, но, учитывая его потенциальное участие, уже на этом этапе следует рассматривать хозяйственную деятельность украинского субъекта хозяйствования как ВЭД (например, размещение товара украинским экспортером на таможенном лицензионном складе без указания покупателя). Кроме того, возможна деятельность субъекта ВЭД без участия иностранного субъекта хозяйственной деятельности и наоборот, например, при создании дочерних предприятий иностранных субъектов в Украине или украинских субъектов за границей, когда другим участником правоотношений является не субъект хозяйственной деятельности, а государственный или другой уполномоченный регистрирующий орган. Возможны и другие внешнеэкономические или тесно связанные с ними правоотношения без участия второго партнера - субъекта хозяйственной деятельности, но при наличии любого иностранного элемента (иностранной территории, иностранного товара, иностранной валюты и др.), например, при транзите товаров, купле-продаже иностранной валюты. Такого рода деятельность следует считать ВЭД в широком смысле. К сфере ВЭД в широком смысле относится также деятельность иностранных субъектов, где присутствует украинский элемент (украинская территория, товар украинского происхождения, украинский персонал и др.), но не принимает участия субъект ВЭД Украины. К ВЭД относится и ввоз через границу Украины товаров в специальные (свободные) экономические зоны (СЭЗ) Украины, а также вывоз из них товара, когда внешнеэкономический договор (контракт) еще не заключен и если в СЭЗ действует режим специальной таможенной зоны, поскольку территории специальных таможенных зон считаются находящимися за пределами таможенной территории Украины (см. комментарий к части 1 ст. 401 настоящего Кодекса).
Если в предмет правового регулирования ВЭД в широком смысле включаются отношения в сфере хозяйственной деятельности с иностранным элементом, то методами правового регулирования здесь выступают методы диспозитивный (частноправовой) и императивный (публично-правовой). Диспозитивный метод проявляется на «горизонтальном» уровне, где регулирование осуществляется с помощью договоров (соглашений, контрактов) их равноправными сторонами с потенциальной возможностью обратиться за защитой к государству (государствам) или к уполномоченным международным организациям. Императивный метод оказывается на «вертикальном» и «диагональном» уровнях. На «диагональном» уровне осуществляются правоотношения между субъектом хозяйственной деятельности и государством (его органами). Предметом таких отношений является установление (изменение) условий ВЭД и применение этих условий. Наконец, на «вертикальном» уровне осуществляются отношения между высшими и подчиненными органами государственного регулирования ВЭД. В отношениях публично-правового характера в сфере ВЭД (в широком смысле) субъекты хозяйственной деятельности могут либо вообще не принимать участия, либо в них может принимать участие лишь один субъект хозяйственной деятельности. В таких отношениях может непосредственно и не присутствовать иностранный элемент, однако они должны быть, по крайней мере, связанными с таким элементом.
Таким образом, среди субъектов ВЭД на «горизонтальном» уровне можно выделить:
а) юридические лица, в том числе те, которые специализируются исключительно на внешнеэкономических операциях (например, внешнеэкономические ассоциации, торговые дома);
б) физические лица;
в) субъекты, которые не являются ни юридическими, ни физическими лицами.
2. Украина в лице ее органов, местные органы власти и местного самоуправления, которые принимают участие в ВЭД, рассматриваются как ее участники. Созданные ими организации, которые занимаются внешнеэкономическими операциями, то есть действуют на «горизонтальном» уровне, являются субъектами ВЭД. Так, например, в соответствии со ст.ст. 78, 79 Закона Украины «О зерне и рынке зерна в Украине» от 4 июля 2002 г. реализацию международных договоров Украины по экспорту и импорту зерна и продуктов его переработки осуществляет Государственный агент, которого определяет Кабинет Министров Украины на конкурсных началах.
3. Равная защита всех субъектов ВЭД, закрепленная в части 3 комментируемой статьи, обусловливается принципом равенства перед законом всех субъектов ВЭД (см. комментарий к ст. 377 ХК Украины).

Субъекты (участники) внешнеэкономической деятельности-это лю­бые российские лица и иностранные лица, а также публичные об­разования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования), осуществляющие в установленном законом порядке внешнеэкономическую деятельность. Глава 3 Закона о внешнетор­говой деятельности также называет среди участников внешнеторго­вой деятельности указанных лиц и публичные образования (ст. 10, 11). Таким образом, в числе субъектов внешнеэкономической дея­тельности следует выделить две группы субъектов: 1) физические и юридические лица; 2) публичные образования. Причем публич­ные образования осуществляют внешнеэкономическую (равно и внешнеторговую) деятельность только в случаях, установленных федеральными законами. В этом качестве они (образования) дей­ствуют как субъекты гражданского права (гл. 5 ГК).

Вместе с тем публичные образования могут бьпь участниками внешнеэкономических отношений в ином качестве, когда они имеют не частный, а публичный интерес участия во внешнеэконо­мических связях. В данном случае они реализуют соответствую­щий публичный интерес способами, не связанными с участием в гражданском обороте в качестве субъектов гражданского оборо­та. Особый статус имеет государство, поскольку обладает сувере­нитетом, который основан на его иммунитете .

Следовательно, участие государства, субъектов Федерации, му­ниципальных образований во внешнеэкономических отношениях в качестве публичных образований, реализующих свои публичные интересы, нельзя приравнивать структуру субъекту внешнеэконо­мической деятельности. Поэтому мы предлагаем использовать два термина: «субъект внешнеэкономической деятельности» и «участ­ник внешнеэкономических отношений».

Теперь несколько подробно рассмотрим отдельные виды субъектов внешнеэкономической деятельности. К российским лицам относятся правоспособные физические лица, в том чис­ле лица, осуществляющие индивидуальную предприниматель­скую деятельность (ст. 23 ГК). В соответствии с п. 23 ст. 2 За­кона о внешнеторговой деятельности российское физическое лицо является участником внешнеторговой деятельности, если оно (лицо) имеет постоянное или преимущественное место житель­ства на территории Российской Федерации, является граждани­ном или имеет право постоянного проживания в Российской Федерации. Российское юридическое лицо - это организация, созданная в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (гл. 4 ГК).

Иностранное физическое лицо - иностранные граждане, граж­данская правоспособность и дееспособность которых определяют­ся по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в кото­ром данные лица имеют постоянное место жительства. Соответст­венно к иностранным коллективным образованиям относятся юри­дические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены (ст. 1 Закона об экспортном контроле). Таким иностранным лицом (ор­ганизацией), имеющим ограниченную гражданскую правоспособ­ность, необходимую для участия во внешнеэкономической дея­тельности, являются, например, американские партнерства (partnership).

Особое место в системе субъектов внешнеэкономической дея­тельности занимают международные организации, которые, с одной стороны, являются юридическими лицами, с другой - их граж­данская правоспособность существенным образом отличается от иных коллективных образований. Согласно ст. 3 Венской конвен­ции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. международные организации являются субъектами между­народного права. Международные организации обладают между­народной правоспособностью с момента ее учреждения .

Все субъекты внешнеэкономической деятельности можно под­разделить на отдельные виды с учетом их регистрации, организа­ционно-правовой формы, количества участников, территории, со­держания деятельности и др.

Так, в зависимости от соотношения государственной принадлежности и территории нахождения субъ­екты внешнеэкономической деятельности могут быть квалифици­рованы в качестве резидентов и нерезидентов.

В силу пи. 6 п. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании:

резиденты - это:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Фе­дерации, за исключением граждан Российской Федерации, при­знаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на ос­новании вида на жительство, предусмотренного законодательст­вом Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Нерезидентами являются:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответст­вии с поди, «а» и «б» п. 6 ч. 1;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, соз­данные в соответствии с законодательством иностранных госу­дарств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных госу­дарств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Феде­рации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиа­лы, постоянные представительства и другие обособленные или са­мостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указан­ных в пп. «б» и «в» п. 7;

ж) иные лица, не указанные в п. 6 ч. 1 ст. Закона о валютном регулировании.

С учетом числа участников внешнеэкономических отношений субъекты подразделяются на индивидуальные и коллективные. В свою очередь, коллективные образования разделяются на юри­дические лица и иные организации с ограниченной правоспособ­ностью. Среди юридических лиц выделяют коммерческие и не­коммерческие организации.

Перечень видов субъектов внешнеэкономической деятельности можно продолжить, используя при этом разные критерии класси­фикации".

Объектами внешнеэкономической деятельности являются това­ры, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности, включая исключительные права на них.

В зависимости от объекта выделяют внешнеторговую деятель­ность, международное производственное сотрудничество и коопе­рацию, международную инвестиционную, лизинговую деятель­ность и др.

Внешнеторговая деятельность также неоднородна: с точки зрения объекта может быть подразделена на деятельность по об­мену товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной собственности, включая исключительные права на них.

В соответствии с п. 26 ст. 2 Закона о внешнеторговой дея­тельности товар - движимое имущество, отнесенные к недвижи­мому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего пла­вания и смешанного (река - море) плавания и космические объ­екты, а также электрическая энергия и другие виды энергии.

Транспортные средства, используемые по договору о международ­ных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.

Наряду с внешнеторговой деятельностью в составе внешне­экономической деятельности некоторые авторы выделяют финан­совую деятельность, осуществляемую с использованием финансо­вых средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и камней.

Классификацию объектов внешнеэкономической деятельности можно продолжить в зависимости от дифференциации имущест­ва, работ, услуг и результатов интеллектуальной собственности. При этом, на наш взгляд, следует использовать некоторые обще­российские классификаторы (например, основных фондов, валют, услуг населению, продукции),

Еще по теме III. Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности.:

  1. 3.7. Государственное управление внешнеэкономической деятельностью 3.7.1. Цели и задачи, органы управления внешнеэкономической деятельностью
  2. раздел III. формы и методы деятельности субъектов административного прав
  3. Глава 1 Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности
  4. Глава 1 Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности
  5. Глава 1 Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности 1.1
  6. § 7. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые с использованием прав участника внешнеэкономической деятельности
  7. Сущность и современные тенденции внешнеэкономической деятельности.
  8. А. И. Дралин С. Г. Михнева. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, 2006
  9. 4. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право -

Что еще почитать