Улучшение речи и дикции. Как улучшить дикцию и речь

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой их не замечают. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи во взрослом возрасте невозможно. Это неверно. Приложив некоторые усилия, можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего, укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения.

1. Речевое дыхание.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

  1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
  2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
  4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
    • аaaaa
    • аaaaaooooooo
    • аaaaaуууууу
  5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
  6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
    • Капля и камень точит.
    • Правой рукой строят – левой ломают.
    • Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
    • На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
    • Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
    • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
    • Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
    Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе? ;о)
  7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
    Репка.
    Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
    Пошел дед репку рвать. Тянет - потянет, вытянуть не может.
    Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
    Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тяну т - потянут, вытянуть не могут!
    Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
    Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
    Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

2. Голосовые упражнения

№ 1. "Стон"

Вообразите, что у вас болит горло, или голова, или просто ощущается усталость.
Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук свободные. Вы на звуке [м] тихо стонете.
Почувствуйте вибрацию на губах, носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Затем произносим звукосочетания:

  • [ма -- мо -- му -- мэ -- ми -- мы]
  • [ мам -- мом -- мум -- мэм -мим -- мым]...
Долго и протяжно тяните звук [м], после чего слитно как одно слово, произнесите на "стоне" фразу: "мам, меду нам". При произнесении фразы сливайте слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам.
А теперь произнесите во время "стона" слоги с другими сонорными:
[ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм]

№ 2. "Гудок"

  • Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу... "Гудок" не громкий, без напряжения, губы в положении "хоботка".
  • А теперь к гласному [у] прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо...
  • А теперь с гласным [а]: ууаууаууаууа...
  • Затем с гласным [э]: ууэууэууэууэууэ...
  • Потом с [и]: ууиууиууиууиууи...
  • И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы...
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных [о, а, э, и, ы]. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (ощутимы лишь легкие движения губ и языка).
  • А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы.
Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится "на губах".
  • [ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм]
  • [ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм]
Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для "стона" на сонорных согласных

3. Подвижность органов артикуляции.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

  1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
  2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
    • ааааааааааааа
    • яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
    • ооооооооооооо
    • ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
    • иииииииииииии (рот слегка открыт).
  3. Произнесите гласные звуки с голосом:
    • аaaaaaaaaaaaa
    • яяяяяяяяяяяяяя
    • ооооооооооооо
    • ёёёёёёёёёёёёё
    • иииииииииииии
  4. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
    • аааааэээээ
    • аааааеееее
    • аааааиииии
    • иииииааааа
    • ооооояяяяя
    • аааааииииииооооо
    • иииииээээээааааа
    • аааааиииииэээээоооооо и т.д.
    Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
  5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
    • Мал, да удал.
    • Два сапога - пара.
    • Нашла коса на камень.
    • Знай край, да не падай.
    • Каков рыбак, такова и рыбка.
    • Под лежачий камень вода не течет.
    • У ужа ужата, у ежа ежата.
  6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки "а", "я".
    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась,
    Ложился на поля туман,
    Гусей крикливых караван
    Тянулся к югу: приближалась
    Довольно скучная пора;
    Стоял ноябрь уж у двора...
    А. Пушкин
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Упражнения для развития подвижности губ.

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.
  1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.
  2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
  3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
  4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.
  5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.
  6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
  7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).
    • ииииии (губы растянуты в улыбке);
    • оооооо (губы овалом);
    • уууууу (губы трубочкой).
  8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
    • сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
    • шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
  9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
    • ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
    • ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
    • оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
    • ааааииииууууыыыы и т.д.
    • ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
    • ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).
  10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).
  11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах:
    ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.
    При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.
  12. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.
    Например:
    • Друг за друга стой и выиграешь бой.
    • От умного научишься, от глупого разучишься.
    • Капуста любит воду и хорошую погоду.
    • У осы не усы, не усищи, а усики.
    • Волки рыщут, пищу ищут.
    • У ёлки иголки колки.
  13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.
    Колокольчики.
    Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

Упражнения для развития мышц языка.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стечением согласных, четко отработайте следующие движения.
  1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
  2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
  3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
  4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной стороне и наоборот.
Контроль за правильным выполнением движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Прочтите слоги.
  • па, по, пу, пы, пэ
  • пя, пё, пю, пи, пе
  • та, то, ту, ты, тэ
  • тя, тё, тю, ти, те
  • са, со, су, сы, сэ
  • ся, сё, сю, си, се
  • жа, жо, жу, жи, же
  • ап, оп, уп, ып, эп
  • ат, от, ут, ыт, эт
  • ас, ос, ус, ыс, эс
  • аш, ош, уш, ыш, эш

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки.
  • Прохор и Пахом ехали верхом.
  • Галка села на палку, палка ударила галку.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • У быка бела губа была тупа.
  • Водовоз вез воду из водопровода.
  • У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
  • На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
  • Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.
  • Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
  • Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
  • Чешуя у щучки, щетина у чушки.
  • Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
  • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
  • Корабли лавировали, да не вылавировали.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.
Важно помнить, что:
  1. Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
  2. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
  3. При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.
Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

Ниже предлагаю упражнения, которые помогут Вам в работе над дикцией.

  1. Произнесите следующие строчки, соблюдая звонкость, собранность и свободу звука:
    Этот зверь зовется лама.
    Лама - дочь,
    И лама - мама.
    (В.В. Маяковский ).
    Русалка плыла по реке голубой,
    Озараяема полной луной.
    (М.Ю. Лермонтов )
    Упражнение следует выполнять вдвоем, чтобы взаимно контролировать друг друга. Разойдясь с товарищем на возможно большее расстояние, представьте, что вы разговариваете в присутствии третьего, спящего, которого вы не хотите разбудить. Естественно, что вы будете говорить тихо и одновременно постараетесь, чтобы тот, кому адресуете речь, слышал вас точно и отчетливо.
  2. Произнесите медленно и отчетливо следующие слова на различение гласных звуков.
    • Анна, адрес, автор, астра, алгебра, нас, бал, мак, старт, рука, як, яр, яд, ягода, яма, Аня, Ася, альт, Альбина, Алиса.
    • бок, вот, гость, горе, дождь, дом, зори, кот, комья, лом, мост, соль, лёд, слёзы, счёт, Лёня, тётя.
    • утро, уголь, ум, узы, узник, зуб, лук, шум, клуб, труд, зовут, пишу, утюг, союз, юг, юла, юноша, юродивый, юмор, в среду, в непогоду.
    • был - бил, выл - вил, мыл - Нил, тыл - тина, рысь - рис, пылать - пилить.
    • бы - бэ, вы - вэ, гы - ге, лы - лэ, мы - мэ, ны - нэ, пы - пэ, ры - рэ, ты - тэ, сы - сэ.
  3. Произнесите следующие фразы с различной интонацией: утверждения, вопроса:
    • Пословица не мимо молвится.
    • Написано пером, не вырубишь топором.
    • Дружба дружбой, а служба службой.
    • Крепкую дружбу и топором не разрубишь
    • Терпенье и труд все перетрут
  4. Произнесите на одном выдохе сочетания согласных. Сделайте это, сначала только артикулируя звуки беззвучно, потом шепотом, и, наконец, отчетливо, громко.
    • Ба - бо - бу - бэ - би - бы
    • ва - во - ву - вэ - ви - вы
    • да - до - ду - дэ - ди - ды
    • Па - по - пу - пэ - пи - пы
    • фа - фо - фу - фэ - фи - фы
    • та - то - ту - тэ - ти - ты
    • Га - го - гу - гэ - ги - гы
    • ка - ко - ку - кэ - ки - кы
    • ха - хо - ху - хэ - хи - хы
  5. Поиграйте с мячиком и слогами. Произнесите:
    • Ппа - ппо - ппу - ппэ - ппи - ппы
    • Бба - ббо - ббу - бби - ббы
    • Пабба - поббо - пуббу - пэббэ - пибби - пыббы
  6. Произнесите на одном выдохе звукосочетания с сонорными согласными. Произнесите сначала шепотом, потом громче и, наконец,громко (но не кричать).
    • лра - лро - лру - лрэ - лри - лры
    • рла - рло - рлу - рлэ - рли - рлы
  7. Произнесите правильно и отчетливо следующие сочетания согласных:
    • Птка - птко - птку - пткэ - птки - пткы
    • Тпка - тпко - тпку - тпкэ - тпки - тпкы
    • Кпта - кпто - кпту - кптэ - кпти - кпты
  8. "Барбанщик "
    Вспомните, как барабанщик отбивает походный марш. Произнесите следующие строчки в такт барабану:
    Пара барабанов -- 3 раза
    Била бурю!
    Пара барабанов -- 3 раза
    Била бой!
    И. Сельвинский.
    Следите за добором дыхания.
    Помните, что сила звука зависит от активности дыхания, а не от физического напряжения гортани, вызывающего перенапряжение голосовых связок.
  9. Произнесите скороговорки и чистоговорки сначала беззвучно, затем вслух, четко артикулируя.
    • Бык туп, тупогуб, тупогубенький бычок.
    • У быка бела губа была тупа.
    • В Чите течет Читинка.
    • Кукушка кукушонку сшила капюшон.
    • Надоел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.
    • От топора копыт пыль по полю летит.
    • Повар Петр, повар Павел Петр плавал, Павел плавал.
    • Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
    • Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
    • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец.
    • Добыл боболь бобов.
    • Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
    • В один, Клим, клин колоти.
    • Купи кипу пик.
    • Купи кипу пуха.
    • Стоит копна с подприкопеночком.
    • В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    • Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь.
    • Хвалю Халву.
    • Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
    • У нас гость унес трость.
    • Дробью по перепелам, да по тетеревам.
    • Клара - краля кралась к Ларе.
    • На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
    • На дворе трава, на траве: Раз дрова, два дрова, три дрова.
    • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
    • Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом.
    • Талер тарелка стоит.
    • Идти на рать, так бердыш брать.
    • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
    • Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
    • Город Нерль на Нерли реке.
    • А мне не до домогания.
    • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
    • У сени и Сани в сенях сом с усами.
    • У осы не усы, не усища, а усики.
    • Осип охрип, Архип осип.
    • Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
    • Сачок зацепился за сучок.
    • По семеро в сани уселись сами.
    • Свиристель свиристит свиристелью.
    • По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
    • Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
    • Около колодца кольцо не найдется.
    • Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружиться.
    • Яшма в замше замшела.
    • Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
    • Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща.
    • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
    • Щипцы да клещи - вот наши вещи.
    • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  10. Произнесите выразительно и ясно, на одном выдохе следующую скороговорку. Если дыхания не хватает, сделайте добор воздуха на ":".
    Везет Сеньку Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
    Произнесите скороговорку весело, с юмором, озорно, посмеиваясь над происходящим.
    Затем произнесите ее с намерением сообщить нечто страшное, подробно и загадочно раскрывая каждую деталь этого необычайного происшествия.
    Теперь произнесите ее в быстром темпе, как будто вы бежите к остановке автобуса, вы добежали... но автобус ушел!
  11. "Фома неверующий"
    Произнесите следующие фразы с различной интонацией, выделяя отдельные слова.
    Вы как будто ведете диалог с товарищем, который, как "Фома неверующий ", подвергает сомнению каждое ваше слово. Отстаивайте правоту своих слов спокойно, убежденно. Большую убежденность придает речи понижение тона голоса на ударном слове. Последите за этим в упражнении.
    • (произносит с ровной, спокойной интонацией).
    • (логически, интонацией выделяя первое слово).
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила.(отвечая, также интонацией выделяет первое слово).
    • 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила.
    • 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила.
    • 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила!
    Все слова фразы произносите слитно, спокойно, не роняйте концы фраз. Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена. Всегда добивайтесь этого.
    Используйте и другие тексты, в которых много сонорных звуков.Например:
    • На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.
    • Лавр рвал ландыши и давал их Ларе.
  12. Произнесите стихотворные строчки, меняя темп произнесения (начинайте медленно, потом постепенно убыстряя и, наконец, быстро).
    Ландыши наш Лавр рвал.
    Ларе ландыши давал.
    Лара ландыши брала,
    Рада ландышам была.
  13. Поставьте несложные игровые задачи к следующим скороговоркам и произнесите их вслух:
    • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
    • 33 корабля лавировали - лавировали да не вылавировали.
    • Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
    • Рапортовал, да недорапотовал, стал дорапортовывать - зарапортовался.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вышит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  14. Произнесите, соблюдая правильное дыхание:
    Во дни сомнений,
    Во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,
    Ты один мне поддержка и опора,
    О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
    Не будь тебя-
    Как не впасть в отчаяние при виде всего,
    Что совершается дома?
    Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
    (И. С. Тургенев)
  15. Прочитайте и осмыслите гекзаметр, составленный А. В. Прянишниковым. Задания:
    • Для развития устойчивости голоса, начинайте читать первую строку гекзаметра монотонно на средней высоте, затем, сделав добор воздуха, продолжайте читать вторую строку также монотонно и на средней ноте, потом третью и т.д. Следите, чтобы голос не дрожал, не качался, все время был ровным и на одной и той же ноте.
    • Для развития высоты голоса первую строку гекзаметра произнесите на самой низкой для вас ноте, вторую строчку выше по тону до самой высокой для вас ноты. Потом по гамме обратно.
    • Для развития силы голоса первую строку читайте шепотом, вторую громче, третью еще громче и т.д., но не кричите. Потом обратно до шепота.
    • Для развития темпа начинайте читать первую строку медленно, вторую быстрее, третью еще быстрее... Потом обратно.
    Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении,
    Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
    Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.
    Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
    Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье
    И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи.
    Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
    Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
    Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
    Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.
    Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
    Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
    Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
    Рот не ленись открывать, чтобы для голоса путь был свободен;
    Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком -
    Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
    Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и громкость,
    Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
    Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
    Выдох вести экономно - с расчетом на целую строчку.
    Собранность, звонкость, устойчивость, медленность,
    Плавность - вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.
Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.
Желаю удачи!

Дикция - не талант, дающийся избранным, но умение, которое необходимо развивать вне зависимости от того, насколько связана с ораторским искусством сфера вашей деятельности. Эксперты сходятся во мнении, что хорошо поставленная и правильная речь привлекает окружающих, заставляет прислушиваться к словам говорящего, больше доверять его мнению. Не говоря уже о том, что эстетичность и грамотность дикции нередко является успехом многих дел, напрямую касающихся общения с людьми.

Дар с небес или результат упорных тренировок?

Прекрасное произношение и красивый голос - редкое врожденное явление. Даже те, кто, казалось бы, с детства грамотно общается с окружающими, скорее всего, долго занимались с родителями/воспитателями/педагогами, выполняя упражнения для развития дикции и речи. Подобные тренировки - рекомендация для всех мам и пап, постановка правильной речи - важный этап в формировании навыков ребенка.

Никогда не поздно

Бывает и так, что человек сам решает усовершенствовать свою дикцию: избавиться от говора, поработать над произношением, выговаривая каждый слог четко и ясно. Для этого не обязательно обращаться к специалистам, ведь существуют специальные упражнения для дикции, которые можно выполнять в любом месте в любое свободное время. Важное условие этих тренировок - регулярность.

Зачем это может понадобиться?

Улучшение дикции необходимо, если:

  • вас беспокоит, как воспринимается ваша речь слушателями;
  • вы стали замечать, что ваши собеседники часто переспрашивают сказанное;
  • вам предстоит выступление на публике;
  • ваша сфера деятельности связана с речевым воздействием;
  • вы хотите, чтоб ваша речь звучала убедительней, а слова воспринимались серьезней;
  • вы хотите, чтобы к вам чаще прислушивались;
  • ваша цель - развитие большей уверенности в себе.

К чему это приведет?

Будут достигнуты:

  • уверенность в себе;
  • уважение от окружающих;
  • успех в общении и коммуникации;
  • расширение голосового диапазона;
  • усовершенствование вокальных навыков;
  • большая предрасположенность к изучению иностранных языков.

Развитие речевой дикции у детей

Недостаточно развитая детская дикция, проявляющаяся в невнятной речи, невыговаривании слогов, "проглатывании" букв и окончаний слов, может быть связана с несовершенной работой артикуляционного аппарата. Умение четко высказывать свои мысли вырабатывается постепенно.

Отсутствие этого умения отражается на ребенке не лучшим образом, вызывая:

  • замкнутость;
  • суетливость;
  • раздражение.

Особые упражнения для развития дикции для детей помогают избежать вышеназванных проблем. Однако родители должны запастись терпением, ведь каждое из заданий требует усидчивости и старательности их чада.

Упражнения для губ

Основные тренировки следующие:

  • "трубочка" - вытянуть губы, беззвучно произнося букву "у";
  • "бублик" - из положения "трубочки" напрячь губы, как при произнесении буквы "о";
  • "улыбочка" - не открывая рта, растянуть губы в широкой улыбке;
  • "заборчик" - из предыдущего положения попросите ребенка показать зубки;
  • "рупор" - беззвучное произнесение буквы "а".

Упражнения для языка

  • "горка" - упереться языком в нижнюю челюсть, чтобы он немного приподнялся, рот при этом должен быть открыт;
  • "лопатка" - попытаться дотянуться языком до подбородка;
  • "сладкая конфета" - упираться языком поочередно в левую и правую щеку, не открывая рта;
  • "иголочка" - открыть рот и тянуться языком вперед;
  • "маятник" - вытянуть язык и "раскачивать" им влево-вправо;
  • "грибок" - упереться языком в верхнее нёбо;
  • "лошадка" - "поцокать" языком: из предыдущего положения позволить языку резко соскользнуть с нёба, рот при этом открыт.

Время выполнения

Следующий этап - скороговорки.

Совместить приятное с полезным

Ребенку проще представить развитие дикции как своеобразную игру. Не стоит заставлять его методично повторять одну и ту же скороговорку. Выберите те из них, которые больше всего понравятся малышу, позвольте ему пропеть ее, проговорить сначала медленно, потом с разными интонациями. Шепотом или громко, постепенно увеличивая темп.

Улучшение дикции взрослого человека

Проблема выговаривания сложных слогов может проявиться по причине того, что повседневная речь не требует хорошей дикции и артикуляции. Вследствие этого звуки смазываются, слова звучат невнятно и непонятно для окружающих.

Один из самых популярных методов борьбы с этим явлением - проговаривание труднопроизносимых звукосочетаний и скороговорок.

Как это действует?

Разрабатывается подвижность нижней челюсти - основной причины неправильной артикуляции. Кроме того, есть определенные группы скороговорок, направленные на отработку отдельных звуков. Ту же цель преследуют и специальные труднопроизносимые сочетания букв. "Взрослые" скороговорки на деле мало чем отличаются от "детских" - разве что смыслом, ведь для детей очень важен игровой момент.

Как повысить эффективность?

Как уже выяснилось, самые доступные и популярные упражнения для дикции речи - скороговорки. В наличии их бесчисленное количество: от простых до весьма сложных в произношении. Однако если цель - не только улучшить выговор определенных звуков, но и повысить свое мастерство до уровня профи, требуются еще более эффективные методы. Так, предлагаются вниманию упражнения для дикции с пробкой. Они заключаются в том же проговаривании слов, но с дополнительным условием - пробкой (из бутылки из-под вина и т. п.), зажатой между зубами. Развитие речевого аппарата происходит под действием на него большей нагрузки.

Тот же результат наблюдается при использовании орехов или во время тренировок по произношению слов с сомкнутыми губами.

Развитие артикуляционного аппарата

Артикуляция как феномен совершенствует речь. Она важна для умения красивого чтения литературных произведений, помогает вдуматься в то, как звучат слова. Однако ее главным недостатком является то, что смысл прочитанного текста часто теряется. Остается чистая эстетика. Произнесение слов также замедляется. Для ускорения чтения необходимо ее подавлять.

Приведенные выше детские упражнения для развития дикции и артикуляции заставляют голосо-речевые органы работать правильно, а также контролировать речь.

Артикуляционная гимнастика

К артикуляционной гимнастике относят упражнения, развивающие дикцию. Они устраняют раскоординированность верхней и нижней челюстей, языка, губ.


Как видно, кое в чем эти тренировки перекликаются с аналогичными у детей.

Психологические причины плохой дикции

Если необходима постановка дикции и голоса, упражнения не всегда дают необходимый результат. Это происходит по причинам, которые логопед устранить не в силах: подсознательная зажатость человека мешает ему на полную использовать, быть может, даже очень хорошо развитый артикуляционный аппарат.

Основные моменты психологической подоплеки данного явления:

  • физическая и/или моральная усталость;
  • болезненное состояние;
  • замкнутость;
  • неуверенность;
  • напротив, излишняя самоуверенность;
  • равнодушие;
  • робость.

Следовательно, устранять придется прежде всего эти причины.

Иногда плохая дикция проявляется и из-за проблем со слухом, когда человек не в состоянии ее контролировать.

Безартикуляционное чтение

Можно было бы подумать, что артикуляция и дикция - напрямую связанные понятия. Но, несмотря на некую схожесть в их значении, а также на то, что хорошая артикуляция - залог отличной дикции, безартикуляционное чтение является отменной тренировкой для развития.

Для таких упражнений понадобятся искусственные препятствия. Некоторые из них уже были упоминаемы в данной статье. Так, например, попытаться шепотом, но четко произнести необходимую фразу (к примеру, скороговорку, но не обязательно в быстром темпе). Или упражнения с пробкой/орехами, которые также создают преграду для использования артикуляции, но заставляют человека усовершенствовать дикцию.

Кроме того, возможные препятствия:

  • произнесение звуков с сомкнутыми губами (упоминание также уже было);
  • прижать язык к зубам;
  • прислонить палец к губам.

Основа безартикуляционного чтения - заставить один или несколько органов голосо-речевого аппарата не участвовать в произнесении отдельных звуков/звукосочетаний.

Как понять, какие из упражнений необходимы?

Прежде чем начать заниматься развитием дикции (в особенности самому), следует выяснить, с произнесением каких звуков имеются проблемы, чему стоит уделить внимание. Артикуляционная гимнастика, к примеру, хоть и направлена на совершенствование работы всех органов, тем не менее имеет отдельные тренировки для губ, языка, зубов. Проблемы с произнесением шипящих относятся к первой группе, а проблемные "р" и "л" - соответственно, ко второй.

Точно так же и скороговорки делятся на направленные конкретные звуки и комплексные, развивающие дикцию в принципе. Кроме того, разные профили имеют гласные и согласные звуки.

Дикция в массовой культуре. За русский рэп замолвите словечко

Гарри Топор и Тони Раут ("Упражнение для дикции") - это песня в стиле рэп, исполненная двумя русскими рэперами. Интерес к ней вызван тем, что весь текст данного музыкального произведения содержит либо уже известные скороговорки, либо строчки, по стилизации и постановке похожие на такие тренировки.

  • Для начала выясните причину проблемы.
  • Все тренировки рекомендуется проводить перед зеркалом.
  • Артикуляционная гимнастика должна быть направлена только на голосо-речевой аппарат. Не следует переносить усилия, прикладываемые к ней на другие части тела.
  • Скороговорки не стоит сразу же начинать проговаривать быстро, сначала следует медленно их произнести и осознать.
  • Проведение тренировок должно осуществляться поэтапно.

Как улучшить дикцию? Данная проблема очень актуальна сегодня для многих людей. Ведь человек, способный от природы красиво разговаривать это большая редкость. Именно поэтому на протяжении столетий ораторский талант считался наивысшим искусством, которым как считалось, могут владеть только избранные. К счастью сегодня устранить различные дефекты речи можно достаточно легко. В этом могут помочь специальные упражнения.

Однако для того чтобы решить проблему максимально эффективно нужно для начала разобраться в самой ее сути. Дикция – это произнесение слогов и букв речевыми органами человека. Дикция считается хорошей, если она чистая и плавная, если слова произносятся четко и при этом достаточно громко.
Среди главных причин проблем с дикцией можно выделить слабую подвижность челюсти и невозможность нормально открывать рот. В итоге речь человека начинает звучать глухо, скомкано и неразборчиво. Обратите внимание на то, как вы разговариваете. Каждый раз у вас, получается, правильно произносить слоги и буквы и всегда ли ваша речь звучит громко и четко? Если вы обнаружили у себя какие-либо проблемы – срочно займитесь собой!

Как улучшить дикцию тренировками?

Упражнения по улучшению дикции были изобретены много лет назад. Еще римский оратор Цицерон всегда перед выступлениями на публике клал в рот по 3-4 небольших круглых камня и читал отрывки текстов. Кстати, этот метод и сегодня применяется многими логопедами, хотя сегодня камушки обычно заменяют винными пробками или грецкими орехами.
Помимо этого существует также ряд современных упражнений способных улучшить дикцию:

  1. Откройте рот и начните двигать нижней челюстью влево и вправо. Постарайтесь при этом сохранить максимальную неподвижность головы. Спустя 2-3 минуты попробуйте подвигать челюстью взад-вперед. Продолжайте выполнять упражнение еще 2 минуты.
  2. Улыбнитесь как можно шире. Обведите языком зубы верхнего и нижнего ряда. Пересчитайте таким образом каждый, при этом крутить челюстью не рекомендуется.
  3. Улыбнитесь еще раз. После этого проведите краешком языка по внутренней поверхности верхней губы. Повторите действия с нижней губой. В завершение «проскользните» языком по кайме губ по кругу. Постарайтесь при этом сохранить максимальную неподвижность челюсти.
  4. Улыбнитесь, обнажив при этом зубы. После этого двигайте языком от одного краешка рта к другому. Постарайтесь, чтобы при этом ваши лицевые мышцы не двигались, язык был зажат между верхней и нижней губой и не притрагивался к нижней челюсти.
  5. Теперь встаньте на ноги, а руки разметите на груди. Постепенно наклоняйте туловище вперед и произносите звук «О» и «У». Постепенно старайтесь делать голос все ниже и ниже.

Основные правила по улучшению качества разговорной речи

Соблюдая эти простые правила, вы уже спустя несколько недель сможете усовершенствовать свою дикцию и речь. Для того чтобы достичь максимальных результатов в кратчайшие сроки старайтесь выполнять упражнения ежедневно минимум по 15 минут. При этом учтите, что до полудня мышцы лица еще продолжают «спать». Работая над собой, и вы также сможете стать отличным оратором.

В статье рассказывается, что такое дикция и как ее улучшить.

В современном мире людям с хорошей, выразительной дикцией достаточно легко освоиться в большинстве сферах нашей динамично развивающейся жизни. Прекрасные ораторы нужны не только на сцене, но и в бизнесе, и на телевидении, и в политике.



Стив Джобс — прекрасный оратор

Что такое дикция?

Дикцией принято называть четкое произношение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительная дикция — важнейшая характеристика актерского мастерства, певцов, выступающих.

Четкая дикция зависит от уровня натренированности активных органов речи — к таким органам относятся язык и губы. В связи с этим отработку выразительной дикции следует начинать с тренировки мышц — артикуляционной гимнастики.

Дикция показывает насколько человек правильно произносит слова и слоги, как четко он произносит звуки — все это поддается тренировке, совершенствованию.

Нечеткое произношение слов мешает их правильному восприятию, а плохо произнесенная фраза иногда даже лишается смысла. Искажение звуков может сильно отвлечь внимание аудитории, заставив их заострять внимание на дефектах звучания, а не на смысле сказанной фразы.

ВАЖНО: Человеку с выразительной дикцией гораздо проще заинтересовать и увлечь публику. Такому человеку гораздо проще выступать на публике.



Работа над дикцией и произношением

Для того, чтобы избавиться от резкого «г», свистящего «с», шепелявого «ш», для того, чтобы улучшить произношение слов и слогов, для того, чтобы дикция стала более выразительной, придется немного поработать.

Для чистого звучания речи существует огромное количество упражнений, которые уже на протяжении длительного времени помогают людям стать интересными, увлекательными ораторами. Некоторые из упражнений были известны уже в Древней Греции.



Как улучшить дикцию взрослому, подростку?

Для развития и улучшения дикции существуют специальные упражнения. Это:

  • Дыхание и осанка

Не многие знают то, насколько сильно зависит красиво поставленная речь от дыхания и осанки. В связи с этим даже существуют специальные упражнения:

  1. Следует стать прямо, ноги на ширине плеч, руки следует расположить на поясе. После этого необходимо приоткрыть рот, и, якобы преодолевая сопротивление, сделать медленный выдох. После тренировки следует усложнить упражнение прочтением на выдохе нескольких строк любимого стихотворения.
  2. Следует вернуться в исходное положение, а затем медленно наклоняясь вперед сделать вдох. Спину следует держать ровной, а на выдохе начать подниматься и продолжительно тянуть «гм-м-м».
  3. Для упражнения на осанку следует запастись книгой. Книгу необходимо расположить на голове, и медленно ходить с ней так, чтобы она не падала. Затем следует добавить жестикуляцию, приседания, более динамичную ходьбу.


Осанка — первый шаг на пути к красивой речи
  • Артикуляция. Более подробно можно прочитать в разделе ниже
  • Произношение согласных и гласных звуков. Примеры по правильному произношению звуков можно посмотреть в следующих видео:

Видео: Фонетика. Постановка согласных и гласных звуков. Доцент Битехтина Н.Б.

Видео: Постановка свистящих звуков у взрослых

Видео: Коррекция звукопроизношения у взрослых

  • Интонация

Самое лучшее упражнение для развития интонации — это читать по ролям.

Видео: Интонация (тренинг)

  • Скороговорки. Большой список скороговорок можно найти в разделе ниже
  • Актерские методы. Для тренировки дикции с помощью актерских методов, следует взять в рот грецкие орехи, или карандаш, а затем начать медленно, разборчиво произносить скороговорки или читать текст


Упражнения для дикции и артикуляции

Выразительная дикция нуждается в ежедневных тренировках мышц речевого аппарата. Для развития и укрепления мышц рта, челюсти, губ и языка следует заниматься специальной артикуляционной гимнастикой.

Можно выбрать некоторые из нижеприведенных упражнений по артикуляционной гимнастике, хотя для достижения лучшего и быстрого эффекта, лучше выполнять все упражнения по очереди:

  • Стоя, держа руки на груди, следует наклониться немного вперед и как можно более низким голосом на выдохе произнести протяжно гласные буквы, к примеру, «а», «о», «и»
  • Следует широко открыть рот и подвигать нижней челюстью в разные стороны, в том числе и вперед-назад
  • Следует закрыть рот, напрячь кончик языка, а затем поочередно дотронуться им к щекам. Такое упражнение можно проделать и открыв рот
  • Следует очень широко улыбнуться, а затем кончиком языка поочередно дотрагиваться к уголкам рта. Важно, чтобы челюсть оставалась неподвижной, а язык не касался губ
  • Следует широко улыбнуться, приоткрыв рот, а затем пересчитать зубы в верхнем и нижнем ряду, дотрагиваясь к ним кончиком языка. Челюсть в этом упражнении должна быть неподвижной
  • Следует сомкнуть зубы и широко улыбнуться. Важно, чтобы во время улыбки были видны зубы в два ряда
  • Следует сомкнуть зубы, а затем губы сложить в трубочку, вытянув их в перед и при этом потянуть звук «у»
  • Следует открыть широко рот и как можно дальше вытянуть острый язык


  • Следует открыть рот и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык
  • Следует открыть рот, а затем кончиком языка облизать поочередно верхнюю и нижнюю губу, не двигая при этом челюстью

ВАЖНО: Все упражнения из артикуляционной гимнастики стоит проделывать около десяти секунд. После непродолжительного перерыва каждое упражнений следует повторять еще по несколько раз.



Упражнения для дикции и голоса

Не может быть дикция выразительной без правильной частотности голоса и его эмоциональной окраски. Для того, чтобы голос звучал завораживающе следует тренировать дикцию, сам тембр голоса.

Для этого существуют некоторые упражнения:

  • Следует зажать зубами ручку, карандаш и т.д., а затем произнося четко слова и звуки, читать тексты, стихотворения.
  • Читать тексты, стихотворения попеременно быстро и медленно, громко и тихо
  • Следует не сбивая дыхания, выдерживая все паузы, выразительно читать тексты, стихотворения, прыгая на скакалке или бегая трусцой.
  • Следует обращать внимание на свою шею во время разговора, т.к. при попытках ее прочувствовать, шея расслабляется и опускается гортань.


  • Следует, издавая разные звуки, бить себя в грудь.
  • Следует во время зевания продолжительно произносить гласные звуки, либо разговаривать. Это также поможет расслабить и опустить гортань.
  • Следует утро начинать с мычания, продолжительно произнося «м-м-м-м-м-м»
  • Следует разговаривать улыбаясь. Голос заметно изменится.

ВАЖНО: Если описанные упражнения повторять 10-15 минут ежедневно, то можно быстро заметить произошедшие изменения в голосе.

Видео: Лучшее упражнение для голоса на развитие дикции

Надо ли для развития дикции читать вслух?

Чтение вслух может стать важным, замыкающим упражнением для работы над совершенствованием дикции. Читая вслух, проще понять, где и какие имеются проблемы, над чем еще стоит поработать.

Если при очередном прочтении вслух будут учитываться все предыдущие ошибки, то можно заметить, что каждый раз речь будет звучать все чище и чище.

ВАЖНО: Для чтения вслух лучше выбирать белые стихи, многостопные стихи, сложные для восприятия отрывки текстов.



Чтение вслух — упражнение для дикции

Скороговорки для развития дикции

А мне не до недомогания.
Архип осип, Осип охрип.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Брит Клим брат,
Брит Игнат брат,
Брат Игнат бородат.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Проворонила ворона вороненка.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.



Скороговорки — упражнения для дикции

Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.

Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке — прясть одну ночку.

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Все озера — зеркала
Из зеленого стекла.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

Инцидент с интендантом.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.

Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.

Коваль ковал коня,
Конб копытом коваля,
Коваль кнутом коня.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Вы малину мыли-ли?
Мыли, но не мылили.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Звала по малину Марина Галину,
Галина Марину звала по калину.

Не мы ли на Ниле налима ловили?

Наш Наум себе на уме.

Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.

Пётр первый пошёл погулять,
Поймал перепёлку пошёл продавать.

Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом из-рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

Сух сук нес барсук.

Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;
Санки хлоп, Санька - вбок,
Сонька - скок, Сеньку с ног.



Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Под деревом тетерев тетерева встретил:
«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?»
Тетерев тетереву в ответ:
«Мои тетеревята — здоровые ребята,
Твоим тетеревятам от них привет!»

Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.

Стала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»

Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!

Утят учила утка-мать
Улиток на лугу искать.
Улитки на лугу без шуток
Учились прятаться от уток.

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Фока фантазировал,
Фёдор фокусничал,
Феофан фехтовал с Феоктистом.

У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.

Хохотушка буква Х
Рассмеялась: Ха-ха-ха!

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.

Хвастун похвалялся-хвастался,
Похвалялся-хвастался, да и выхвалился,
Да и выхвастался.

В цветнике цветут цветы.

Куцая лисица в платьице из ситца
Мучицу из пшеницы сеет через ситце.

Ценит цепь косец по косовице.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Чрезвычайно чисто!

Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.

Чики-чики-чикалочки.
Едет гусь на палочке.
Уточка — на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
А мальчик на собачке.

Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.

Прошкина Шавка укусила Пашку;
Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Щёголь-щегол над чащобой щебечет.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.

Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.

Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Видео: Как работать со скороговорками Дикция и Артикуляция // 24 УРОК ВОКАЛА

Занимайтесь, тренируйте свою дикцию, и тогда в ораторском мастерстве вам не будет равных.

6 6 731 0

Некоторые люди думают, что у них с дикцией нет никаких проблем и это действительно так. Однако, когда они приходят, например, устроиться на работу на телевидение или же ведущим на радио, то им сразу могут ответить, что для этого необходимо улучшить дикцию. Какими методами легко и быстро можно улучшить уровень дикции? Есть несколько способов, которые помогут решить эту проблему за короткий срок.

Вам понадобятся:

Первые шаги к убедительной речи

Чтобы разговаривать уверенно, красиво и благозвучно необходимо выполнить ряд некоторых упражнений. Первым делом требуется научиться хорошо и чётко произносить взрывные звуки. Конечно, если глухих согласных букв будет неслышно, то уже уровень дикции существенно опустится. За счёт того, что глухие звуки сами по себе, по своей структуре достаточно тихие и непонятные, их необходимо выговаривать намного лучше других гласных.

Например: пь, ть, кь.

Проговорите глухие звуки без голоса, но с очень большой активностью, как бы взрывая эти звуки. После проделанного упражнения произнесите те же звуки, но уже с голосом. Это можно сделать при помощи согласных букв, которые следуют за глухими.

Например, по, то, ко и т. д.

После проделанных упражнений подключайте звонкие гласные и шипящие.

Книга и чтение вслух - отличный помощник в усовершенствовании дикции

Второй и очень сильной ошибкой многих является неправильное произношение буквы «Г».

Кукушка кукушонку купила капюшон

Шепелявая речь – непростительная ошибка. Конечно, если у человека неправильно развит прикус или же имеется пирсинг в языке, то – это простительно. Однако, часто бывает так, что ни того, ни другого не наблюдается, соответственно виновником является слабый язык.

Чтобы решить данную проблему необходимо делать упражнения не только на шипящие звуки. Например, необходимо научиться точно и чётко произносить звук «С».

Также необходимо научиться расслаблять мышцы рта и напрягать язык. Сделать это можно так:

  1. улыбнуться так, чтобы было видно зубы;
  2. немного вытащить язык;
  3. ртом выдуть немного воздуха на кончик языка, чтобы услышать небольшой свист (такой свист похож на произношение буквы «С»).

Необходимо видеть свои ошибки напрямую

Хорошим упражнением является чтение и разговор перед зеркалом.

Необходимо это для того, чтобы вы сами видели свои ошибки и сами видели, как у вас работают мышцы рта. Если произносить звуки и слова, фразы перед зеркалом с усердной силой, то есть делать движения более пластичными и сильными, больше открывать рот и т.д, то со временем вы услышите, что уровень вашей дикции существенно вырос. А после подобных упражнений вам будет намного легче произносить те или иные звуки.

Используйте сторонние предметы

Делайте упражнения с посторонними предметами.

  • Например, можно набрать в рот небольших орехов и с орехами во рту говорить скороговорки, при этом хорошо произнося каждый звук.
  • Также можно воспользоваться, например, ручкой. Зажмите ручку губами или зубами, а после этого также само начинайте читать скороговорки.

Стоит учесть то, что с первого раз вряд ли получится, но не нужно опускать руки раньше времени. При длительных тренировках всё получится. К тому же первые разы не стоит сильно спешить.

Лучше произносить каждое слово в медленном темпе, но чётко и ясно.

Что еще почитать