Упражнения для тренировки внимательности младшего школьного возраста. Упражнения на развитие внимания для младших школьников

Неумение сосредоточиться, недостаток концентрации, плохая память – основная причина низкой успеваемости школьников в младших классах. Учащимся с неразвитым вниманием сложно сконцентрироваться на обучении, они плохо запоминают новую информацию. Как развить внимание и память у младших школьников – для этого есть эффективные приемы и рекомендации. Какие игры и задания станут хорошей тренировкой для учащихся с недостаточно развитым вниманием?

Внимание – человеческое качество, позволяет отбирать нужную информацию, отбрасывая ненужную. Это фильтр, который защищает мозг от информационной перегрузки.

Свойства внимания:

  • объем – снижение приводит к неумению сосредотачиваться на нескольких предметах одновременно и удерживать их в уме;
  • избирательность – школьник не может выбрать и сконцентрироваться на том материале, который поможет решить ему поставленную задачу, у него отсутствует абстрактное мышление;
  • устойчивость и концентрация – при снижении этих факторов учащийся постоянно отвлекается, неусидчив;
  • умение переключаться – позволяет ребенку чередовать виды деятельности;
  • распределение – позволяет школьнику одновременно выполнять несколько дел.

Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными, но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.

Внимательность – личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.

Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте

Гиперактивность и повышенная рассеянность – такую характеристику дают психологи многим современным школьникам начальных классов. Учащийся не может заставить себя сосредоточиться, упускает много базового материала, отстает в учебе. Педагог в начальных классах при помощи специальных приемов помогает адаптироваться ребенку в школе.

Специальные игры, упражнения, задания и приемы развивают внимательность и память у школьника, поддерживая интерес к учебе.

Виды внимания:

  • непроизвольное – безвольное внимание, которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;
  • произвольное – осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;
  • послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.

Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием.

Педагогу и родителям ученика младшей школы не следует делать упор в упражнениях и играх на развитие только волевого внимания – это сильная эмоциональная нагрузка для ребенка и взрослого. В заданиях нужно использовать приемы на развитие послепроизвольного внимания – это поможет сформировать способность сосредотачиваться усилием воли.

Объем внимания младшего школьника –2–5 единиц (может одновременно сосредоточиться минимум на двух предметах), распределение внимание слабое. У учащихся младших классов внимание неустойчивое в силу возрастной особенности процессов торможения.

Развивать увлеченность у младших школьников нужно ежедневно, используя различные приемы. На начальном этапе продолжительность занятий – 15–20 минут. Для детей с неустойчивым вниманием и плохой концентрацией продолжительность занятий –5–10 минут.

Занятия лучше строить в соревновательной форме для поддержания и развития лидерских качеств – задание нужно выполнить правильно и быстро. Многие дети проговаривают свои действия вслух – это помогает удерживать им в памяти инструкцию по выполнению задания.

Упражнения и задания для развития внимательности

Упражнения для развития памяти и внимания у младших школьников строят по принципу – от простого к сложному.

  • Развивает произвольное внимание и мелкую моторику выкладывание узоров из мелких предметов – счетных палочек или спичек. Педагог кладет перед ребенком рисунок с простым узором. Задача ребенка – выложить картинку по образцу.

По мере развития внимания картины усложняются. Вместо палочек, можно использовать мозаику – выкладывание узора развивает концентрацию и объем внимания.

  • Упражнение «синий, зеленый» развивают произвольное внимание и учащихся, учат ребенка переключаться. Перед школьником положить лист с напечатанными в произвольном порядке буквами, дают синий и зеленый карандаш. По команде «зеленый» ребенок одну букву подчеркивает, следующую – зачеркивает. Через минуту звучит команда «синий». Задача ребенка положить зеленый карандаш и взять синий. И делать наоборот – первую букву зачеркивать, следующую подчеркивать.

Рекомендация для родителей. Дома можно делать это упражнение в простой форме. Положить перед собой и ребенком печатный текст с крупным шрифтом. По команде начать вычеркивать букву Е или А. Или же Е подчеркивать, А обводить в кружок.

Такие приемы делают ребенка внимательным, собранным, улучшают концентрацию и память.

Игры на внимание

Игры для развития внимание – эффективные приемы, чтобы повысить и развить способность у учащихся младших классов. Игры позволяют улучшить все основные свойства и виды внимания, память, учат работать в команде.

  • Зеркальный магазин – игра развивает память, вырабатывает чувство уверенности, учит подчиняться требованиям другого человека. Участники по очереди показывают движения. Задача остальных игроков – точно их повторить. Прекращать игру нужно на пике интереса школьников, в противном случае занятие перерастет в баловство.
  • Развивают переключение и распределение внимания рисунки по пронумерованным точкам. Ребенку интересно узнать, что получится в конце – он сосредоточено соединяет точки по порядку. Игры с картинками «найди отличие», «что общего, чем отличаются» развивают внимание и логику. Ребенок должен показать разные или одинаковые предметы, обосновать свой выбор.
  • Игра «Не пропусти» позволяет развить внимательность. Выбирается тема – растения, профессии или птицы. Педагог произносит слова в произвольном порядке. Задача школьника – встать и сесть, когда услышит слово из заданной темы. Кто ошибся – выходит из игры. Продолжительность упражнения – 2 минуты. Можно менять движения – подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши.
  • Игра «Любимый фрукт» – развивает память и способность концентрироваться, учит работать в команде. Каждый из участников игры по очереди встает, называет имя и свой любимый фрукт. Следующий ребенок повторяет имя и любимый фрукт предыдущего, называет свое имя и фрукт и так до конца всех участников. Сложнее всего будет последнему назвать все имена и любимые фрукты предыдущих участников. Каждый по очереди должен побыть первым и последним.
  • Для развития внимательности нужно после прогулки попросить ребенка описать двор, что видели на улице, какой дорогой шли. На следующий день спросить, что было сегодня нового на улице, что изменилось.

Задания для развития слухового внимания

Игры для развития слухового внимания позволяют учащимся легче усваивать новый материал на уроке, фиксировать основные моменты в рассказе учителя.

  • Игра «Слушай команду» – развивает произвольное и слуховое внимание. Дети двигаются по кругу под звуки бравого марша. Когда музыка останавливается, педагог шепотом произносит команду. Задача учащихся – выполнить команду. Команды предполагают выполнение простых и спокойных движений – поднять руки, присесть, согнуть левую ногу.
  • Упражнение «Телефон» – развивает слуховую память и концентрацию. Небольшое словесное сообщение – отрывок из сказки, рассказа педагог шепотом рассказывает первому участнику. Задача школьника – предать шепотом услышанное. Остальные участники закрывают уши.
  • Игра «Угадай звук». Педагог скрывается за ширмой с предметами, которые издают знакомые детям звуки. Задача учащихся – определить и рассказать, что он услышал.
  • Дома вместе с ребенком можно играть в игру «Слушай хлопки». Перед началом упражнения определить движения на 1, 2, 3 хлопка. Начать танцевать с ребенком, но как только он услышит хлопки – он должен принять позу в соответствии с количеством хлопков. В следующий раз хлопает ребенок, контролирует правильность выполнения упражнения взрослым.

Развитие умения концентрироваться у детей младшего школьного возраста – одна из основных задач педагога начальной школы. Хорошо развитое внимание поможет учащимся легче освоить учебную программу в средних и старших классах. Простые приемы, упражнения и игры помогут развить у школьника все виды и формы способности. А родителям нужно проводить занятия дома, для поддержания и закрепления школьных результатов.

Подбор упражнений на развитие концентрации внимания и самоконтроля

«Корректурная проба» : суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. В качестве материала можно использовать газетные вырезки, старые ненужные книги и т.п. Условия проведения: ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.

Правила проведения:

Игра проводится в доброжелательной атмосфере, детей можно дополнительно заинтересовать, предварительно выяснить, кем они хотят быть, сказать, что данная тренировка поможет им стать хорошими шофёрами, врачами и т.д.

Проигрыш не должен вызывать чувство неудовольствия.

Объём просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)

Вариант: подчёркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит первой:

к трок нткк джюбк уйк аывя
митьчум рм охэм тм ычфм ц

Другой вариант: сначала одну букву подчёркиваем (С), а другую (О) – вычёркиваем, затем по команде «Внимание!» проводится черта и начинается вторая часть работы: С – теперь вычёркиваем, а О – подчёркиваем:

Рос цветочек золотистый, Стал он круглый и пушистый. («Внимание!» Саша дунет, засмеётся, Пух по ветру понесётся.

Подобное упражнение можно провести и на учебном материале, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные – двумя. Затем по команде «Внимание!» - наоборот- имена существительные – двумя чертами, а прилагательные – одной.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачёркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания младших школьников на первых порах – 4 и меньше пропусков, больше 4-х – слабая концентрация. Проверка может происходить следующим образом: сначала эта роль отводится учителю, позже – соседу по парте. Выигравшие могут, например, получить жетон, в конце недели количество жетонов подсчитывается, лучшего можно поощрить. Если регулярно в течение 2-4 месяцев проводить подобные упражнения, то количество ошибок в письменных работах учеников сокращается примерно в 2-3 раза.

Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания

а) «Копировальщики» : школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

Аммадда береюре аввамава ессанессас деталлата; - етальтаррс усокгата енажлобы клатимори лиддозока; - миноцапримапавотил щонеркапридюракеда куфтироладзлоекунм

б) Тест «Мюнстерберга» : среди буквенного ряда спрятались слова

Варианты:

Слова, которые спрятались, выделены курсивом:

БСОЛНЦЕ ДЕКЖАРА ЭЪЗИРЫБА ЙЦ

Среди букв найти словарные слова и исправить ошибки:

СЧЬРИБИНА ФХЗДИРЕВНЯ УЫЙЭКВОРТИРА ЬБОКОРТИНА

Среди букв найти и подчеркнуть слова, найти лишнее слово:

ЖЭСОБАКА ПРИКОРОВА ЛДКАБАН ЭЪЦЙЛОШАДЬ

Отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)

ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ /Под лежачий камень вода не течёт./

б) «Шифровки»

Расшифровать слова, найти лишнее:

ИАКБНИ /Бианки/ КВАСЛАДО /Сладков/ УРЧШИНА /Чарушин/ КОВЫЛР /Крылов/

в) «Кодирование» слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.

Например: зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ.

Н М Е Т Р А Л О С

1 2 3 4 5 6 7 8 0 23458 , 4854

Заменить их суммой разрядных слагаемых;

Назвать общее число сотен, десятков и т.д. ;

Узнать, на сколько первое число больше второго.

Упражнения на развитие слухового внимания

Это хорошо знакомые нам арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Учитель может дать такую установку: «Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: «Пишите!». Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности и программного материала. Например:

1 класс – Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. Пишите. /ответ 3/

2 класс – Даны два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. Пишите. /ответ 5/

3 класс – Даны два числа 27 и 32. 1-ю цифру второго числа умножьте на 1-ю цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру числа. Пишите. /ответ 4/

4 класс – Даны два числа 54 и 26. Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа. Пишите /5/

Упражнения на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько действий одновременно)

Детям читают вслух предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Ребёнок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми учитель сопровождает рисование. Время выполнения – 1 минута. Подсчитывается количество кругов и сосчитанное число ударов. Чем больше нарисовано кружков и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

- «Счёт с помехой»: ребёнок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги или доске эту последовательность, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д.Затем подсчитывают время выполнения и число ошибок.

Функциональное упражнение "Колпак мой треугольный" (старинная игра). Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: "Колпак мой треугольный, Треугольный мой колпак. А если не треугольный, То это не мой колпак". Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово "колпак", заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово "колпак" (легкий хлопок ладошкой по голове) и "мой" (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: "колпак", "мой" и "треугольный" (изображение треугольника руками).

. Смотрение на небо. Испытуемым предлагается подойти к окну и посмотреть на небо, сконцентрировать взгляд на небе (не на точке, а на всей видимом объеме), рассматривая его. Можно просто смотреть (любоваться), можно описывая увиденное. Время выполнения 2 минуты. После окончания упражнения – обсуждение. Важно, чтобы выполнение упражнения доставляло удовольствие. Потому что даже простое рассматривание (любование) неба есть расширение объема внимания.

«Найди отличия»

Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности.

Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.

Игра, распространенная у охотничьих племен индейцев

Детям предлагается короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (учитель может специально организовать некоторые шумы). Эту игру можно проводить как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.

Игра «Муха»

Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для ее проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3×3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки).

Игра проводится в течение 5-10 мин, 2-3 раза в неделю, в течение 1-2 месяцев. В нее могут играть дети от 7 до 17 лет.

Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих дается по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке.

Играющим дается такая инструкция: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка - «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 5 мин и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Затем партнеры меняются ролями. Если «муха» «улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдет раньше. Все понятно?»

Усложнение игры идет за счет того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды, стараясь удержать «муху» на поле. Третий контролирует ее «полет». Тот, у кого «муха» «улетит» раньше договоренного времени, уступает свое место контролеру. Если все укладываются в отведенное время, то меняются ролями по очереди.

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Младшего школьного возраста необходимо для воспитания малыша и подготовки его к средним и старшим классам.

В последние несколько лет психологами отмечается повышение рассеянности вкупе с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста. Если ребёнок не может заставить себя сконцентрироваться на чём-либо, то он упускает многое из базового материала образовательной программы, освоить которую нужно для дальнейшего успешного обучения. В таких случаях необходимо развитие внимания у младших школьников. Упражнения помогут достичь в этом значимых успехов.

Непроизвольное внимание

В каждом человеке от рождения заложен принцип непроизвольного внимания. Так, среди маленьких предметов и ребёнок, и взрослый сразу найдут большой, среди зелёных — красный, среди тёмных — светлый и т. д. На таком методе строятся маркетинговые ходы многих компаний.

У маленького ребёнка (4-5 лет) механизм непроизвольного внимания развит достаточно хорошо, чтобы он легко запоминал что-то яркое, красочное. Поэтому задачи для дошколят должны быть построены по принципу «красочно — значит, заметно».

Произвольное внимание

С возрастом у человека развивается он учится запоминать и находить то, что ему нужно, а не то, что бросается в глаза. Задача родителей - развить у малыша этот механизм. Почти с самого сознательного возраста ребёнок слышит такие слова, как «смотри внимательно», «будь внимателен на занятиях», «внимательно слушай воспитательницу и веди себя хорошо» и т. д.

Пусть малыш ещё не вполне понимает значение слова «внимательность», но из слов родителя ему становится ясно, что его задача — запомнить что-то или просто понять.

Для игры понадобится несколько чистых листов бумаги и обычные пуговички. Первый оппонент берёт три пуговицы и кладёт их на своём листе бумаги в определённом порядке, даёт второму игроку (ребёнку) запомнить положение пуговиц (максимум 20 секунд), затем закрывает набор вторым листом бумаги. Задача малыша на своём листе выложить пуговицы в таком же порядке, как и у его оппонента (взрослого или ребёнка). Со временем, в зависимости от возраста или развития, можно усложнить игру: добавить больше пуговичек, расчертить лист по клеточкам и укладывать пуговички в них.

Поиски букв

Внимания, мышления бок о бок идёт с расширением кругозора ребёнка, что не обходится без навыка чтения и письма. Так, следующая игра направлена как раз на формирование этого умения.

Ребёнку предлагается лист с произвольно расположенными буквами. Малышу необходимо по указанию взрослых собирать из этих букв слова. Например, взрослый говорит: «Покажи, как написать твоё имя», — а ребёнок, проговаривая, показывает на буквы своего имени в определённом порядке.

«Охотники»

Уровень развития внимания напрямую зависит от способности ребёнка к самоконтролю, если малыш научится самостоятельно успокаиваться, без окриков и замечаний взрослых, то он сделает ещё один шаг к успешному формированию выборочного внимания. Данная игра подходит детям детсадовского возраста.

Воспитатель или родитель говорит ребёнку (возможно, группе детей), что они — охотники и им нужно прислушиваться к каждому звуку в «лесу», чтобы не пропустить хорошую добычу. Какое-то время дети должны сидеть в полной тишине (до 5 минут). Затем рассказать взрослому, что они услышали. Возможно, это будет скрип двери или половицы, шум машин за окном.

К игре можно подключить и других взрослых, которые будут создавать какие-либо звуки. Например, звон колокольчика или шуршание листвы, если нет ветра. Здесь детям нужно не только услышать какие-либо звуки, но и запомнить их, чтобы потом рассказать. Так развивается и внимание, и память, и моторика ребёнка.

Таким образом, особенности развития внимания каждого ребёнка индивидуальны, однако методики, придуманные педагогами и логопедами, позволяют в конечном счёте всем детям вырасти и зажить счастливой, полноценной жизнью, не имея проблем с механизмом внимания.

Мозг человека устроен так, что если бы у нас не было своеобразного фильтра в виде внимания, то количество информации из внешнего мира перегрузило бы его. Для нормальной и комфортной жизни внимание каждого человека должно иметь объем, устойчивость, концентрацию, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Если в любой из этих частей при развитии замечены отклонения, то у ребенка будет отставание в развитии.

Чтобы этого не произошло, для младших школьников разработаны специальные упражнения для развития и концентрации внимания.

Существует огромное количество игр для младших школьников, которые используются для развития произвольного внимания. Мы расскажем вам о самых интересных и лучших из них.

Первая игра состоит в том, чтобы дети попытались передать смысл стихотворения. Всех играющих нужно разделить на три команды. Ведущих в игре трое и каждый их них читает по четверостишию. Но не по порядку, а наоборот, сначала каждый читает первую строку своего четверостишия, потом вторую и так далее.

Развитие памяти и внимания. 5 игр с детьми на внимание и память

Детям может быть трудно сразу уловить смысл стиха, поэтому чтение можно повторить дважды. Каждая из команд должна понять и передать смысл своего стихотворения. Для этого задания лучше использовать сложные стихи, так тренировка произвольного внимания и особенности памяти будет происходить намного лучше.

Вторая игра называется «Запутанная перекличка» и ведущий будет один. Во время игры ведущий должен называть имена и фамилии играющих младших школьников. Но это упражнение на то и называется запутанным, что ведущий то имя называет правильно, но ошибается в фамилии, то фамилию путает, а имя говорит правильно. Все детки должны быть предельно внимательны, чтобы откликнуться на свое имя и фамилию. Эта игра будет очень живой и полезной для развития произвольного внимания.

Еще одна прекрасная игра называется «Собери из букв слово». Учитель должен предложить деткам определенный набор гласных и согласных букв. За пять минут каждый должен из этого набора букв собрать как можно больше слов.

Последняя выбранная игра для развития произвольного внимания – это «печатная машинка». Для задания нужно специально подготовить карточки с буквами, которые можно закрепить на одежде ребенка, чтобы всем было видно. Играть должен целый класс, чтобы все буквы от А до Я были разобраны. Ведущий должен произнести слово, а детки, как на пишущей машинке, должны хлопать, когда в слове появляется их буква, по принципу пишущей машинки.

Собери из разных букв

Развитие концентрации внимания

Концентрация и ее развитие крайне важно для любого ребенка. Для детей младшего школьного возраста быстрое получение навыков концентрации возможно при игре.

и внимание. Практические занятия с психологом

Первая игра довольно проста, но она позволяет легко способствовать концентрации внимания у младшего школьника. Всех детей нужно посадить в круг и каждых из них должен назвать свое имя и любимый фрукт. Но вот только если первый игрок назовет только свое имя и фрукт, то второй должен повторить слова первого и назвать свои. Последний играющий должен будет назвать имена и фрукты всех играющих. Такие игры прекрасно подходят для развития памяти и индивидуальной особенности мышления.

Прекрасно подходят для концентрации игры, в которых нужно раскрасить половинку картинки точно также, как раскрашена первая половинка. Можно усложнить это упражнение, попросив младшего школьника сначала дорисовать, а потом раскрасить картинки.

Для концентрации младших деток можно использовать самые обычные тексты в рабочих тетрадях. Вы можете попросить детей найти в тексте все буквы А и обвести их кружочком, а буквы Т подчеркнуть. После выполнения задания школьники могут поменяться тетрадками и проверить ошибки друг у друга, это тоже будет тренировкой концентрации и мышления.

Переключение внимания

Для каждого младшего школьника уметь переключать внимание с одного предмета на другой, для обучения этому можно использовать следующие игры и упражнения.

Первая игра поможет научить малыша переключать внимание, и будет развивать индивидуальные особенности мышления детей. Она называется «Считаем с помехами» и проводится в течение трех минут, играющий должен называть цифры от 1 до 20, но при этом записывать их в обратном порядке, от 20 к 1. После нужно посчитать сколько ошибок было допущено.

Прекрасно тренирует переключение и другие особенности памяти и мышления упражнение «Угадай слово». Детям дают записанные на доске примеры, которые нужно сосчитать. Если счет будет правильный, то можно будет, исходя из полученных цифр, узнать, такое слово было зашифровано ниже, в двух линиях. В первой нужно расположить буквы, а каждую букву подписать цифрой.

Простым вариантом игры станет упражнение для младших детей, основанное на том, что ведущий говорит слова, обозначающие разные предметы. Дети должны хлопать, когда ведущий назовет предмет какого-то определенного вида, например, письменные принадлежности. Так будет происходить развитие быстрого мышления у детей, а также произвольного внимания.

Развитие наблюдательности

Существует большое количество разных упражнений и вариантов игры, которые тренируют наблюдательность ребенка, а заодно занимаются развитием его памяти и особенности мышления. Если у детей наблюдается проблема с выше перечисленными параметрами личности, то мы можем предложить следующие упражнения для их корректировки.

Прекрасно подходят для тренировки наблюдательности и короткосрочной памяти картинки, на которых нужно найти отличия. На первый взгляд такие изображения абсолютно одинаковы, но когда малыш начнет присматриваться, он найдет отличия.

Для того чтобы лучше рассмотреть картинку и найти различия, кликните по ней и она увеличится.

Существуют прекрасные игры для тренировки наблюдательности и коррекции индивидуальной особенности памяти, для которых не нужны никакие приспособления. Нужно выстроить играющих в одну линию и попросить детей запомнить внешний вид каждого из тех, кто играет.

После этого одного младшего школьника нужно попросить выйти из комнаты, а участники игры должны внести мелкие изменения в свой внешний вид – перестегнуть пуговку, снять значок, распустить волосы. Вернувшийся в комнату игрок должен по памяти восстановить особенности внешности каждого игрока и назвать, что именно изменилось.

У этого упражнения есть вариации, когда вам нужно потренировать наблюдательность и индивидуальные особенности мышления и памяти ребенка, а также поспособствовать тому, что у детей будет происходить косвенное развитие произвольного внимания.

Вы должны будете положить перед малышом десять предметов и попросить его рассмотреть их внимательно, а потом попросите отвернуться. После этого измените расположение предметов или же замените одни на другие. Повернувшийся кроха должен сказать, что именно изменилось.

Распределение внимания

Для того, чтобы научить малыша правильно распределять свое внимание и проводить небольшую тренировку памяти, нужно использовать следующие простые упражнения:

  1. Школьник в течение одной минуты рисует квадратики на листочке и одновременно считает, сколько раз хлопнул в ладоши взрослый.
  2. Довольно сложное упражнение используется для распределения такой особенности мышления как внимание. Малыш должен одной рукой рисовать кружки, а другой треугольник одновременно. Это удается не всем и не сразу.

Похожие игры родители могут практиковать и придумывать сами. Нужно лишь постараться, чтобы ребенок делал два дела одновременно. К примеру, записывал слова и слушал стихи одновременно. Так будет вырабатываться помехоустойчивость, а также решаться проблема плохой памяти.

Обязательно стоит придумывать игры вместе с детьми. Так вы сможете проследить, как происходит развитие у ваших детей, а они в свою очередь смогут поиграть в самостоятельно придуманные игры на развитие произвольного внимания.

Учителя начальной школы отмечают, что переход к школьному обучению - это достаточно трудный период для детей, так как в это время происходит перестроение памяти, внимания, мышления. Под влиянием обучения познавательные процессы становятся произвольными. Такие бурные изменения часто приводят к трудностям в обучении, потому что у детей еще не до конца сформированы определенные навыки и умения, чтобы управлять произвольными процессами при помощи волевых усилий. Маленькие школьники пока не научились длительно сосредотачиваться на объекте, у них сохраняются повышенная отвлекаемость, наблюдается небольшой объем внимания, неумение распределять его между несколькими объектами. Например, первоклассники не могут одновременно рассматривать иллюстрации и слушать рассказ учителя, решать задачу и запоминать правило. Они не умеют выделять главное и существенное в учебном материале, отвлекаясь на яркие второстепенные детали, например, при чтении научного текста с красочными иллюстрациями. Поэтому важной задачей в младшем школьном возрасте является интенсивное развитие внимания и внимательности.

В развитии внимания детям помогают не только учителя на уроках, но и родители в домашних занятиях. Чтобы правильно организовать своевременную поддержку маленькому ученику, родителям надо понимать особенности развития внимания в младшем школьном возрасте.

Что важно знать родителям об особенностях внимания у маленьких школьников?

Специалисты постоянно подчеркивают, что развитие внимания - процесс длительный и сложный, он не заканчивается с переходом ребенка в школу, продолжается в начальных классах, требует постоянной систематической работы. Но учителя зачастую не имеют возможности уделять много времени развитию произвольного внимания у школьников на уроках, так как помимо психологических задач, перед ними стоят задачи обучения. Совместно со школой многое могут сделать родители, в домашней обстановке повышая возможности своего ребенка. Для этого они должны знать, как правильно развить внимательность у младших школьников. Современные методики развития внимания предлагают различные упражнения, специальные задания, которые могут стать отличной тренировкой внимания учеников.

Для того чтобы упражнения давали эффективные результаты, нужно придерживаться определенных правил:

  • соблюдать систематичность, если упражнения проводятся постоянно, ежедневно, тогда у школьника вырабатывается умение использовать волевые усилия при монотонной, однообразной работе;
  • продолжительность занятий не должна превышать 15-20 минут, для школьников с неустойчивой сосредоточенностью, плохой концентрацией занятия длятся до 10 минут;
  • соблюдать последовательность по принципу от простого к сложному, например, сначала ребенок выполняет действия с одним объектом, затем объем расширяется за счет введения нескольких объектов;
  • использовать комплексные упражнения, когда работа одновременно направлена на формирование нескольких свойств внимания. Хорошо зарекомендовали себя графические диктанты, при помощи которых можно одновременно развивать концентрацию внимания, произвольность действий, устойчивость и распределение.

Важно: тренировочные упражнения на внимание предполагают многократное повторение одного и того же действия для отработки определенного навыка, например, сосредоточенности на тексте. Монотонность деятельности может вызвать у ребенка усталость и в дальнейшем нежелание заниматься. Чтобы заинтересовать ученика, можно ввести соревновательный элемент, например, кто быстрее зачеркнет буквы, тот получить приз.

Виды тренировочных упражнений на развитие внимания

В методике школьного обучения разработано много эффективных упражнений на внимание. Это классические задания, творческие занятия, упражнения комплексные и направленные на решение какой-либо конкретной задачи. Подбор упражнений будет зависеть от следующих причин:

  • цели, которая стоит перед родителями;
  • уровня сформированности свойств внимания у ребенка.

Графические диктанты

Классическими упражнениями для развития внимания давно уже стали графические диктанты или рисунки по клеточкам, которые учителя проводят как разминку на уроках математики, рисования, ознакомления с окружающим. Эти задания очень нравятся школьникам, они с удовольствием их выполняют. В свою очередь, упражнение способствует развитию зрительного восприятия, слухового внимания, сосредоточенности, концентрации, интенсивности. Дети изображают элементы повторяющегося узора или предмета, например: «3 клетки вправо, 5 - вниз, 3- вправо, 5- вверх и т. д.» Подобные диктанты ребятишки уже выполняли в старшем дошкольном возрасте, отличительной особенностью для школьников становится более сложная тематика, увеличение количества просчитанных клеточек, усложнение направлений. Темами таких заданий могут быть: животные (жираф, верблюд, собака, белка, страус); фрукты или овощи (груша, яблоко, лимон, помидор); окружающие предметы (дом, зонт, кораблик, ключик). Взрослые могут самостоятельно придумать темы для таких заданий.

Проводятся диктанты в двух вариациях:

  • Учащемуся предлагается срисовать изображение точно, без искажений, затем раскрасить по своему усмотрению. Этот вариант больше подходит медлительным детям или тем, у которых недостаточно развито слуховое восприятие.
  • Взрослый диктует последовательность действий, указывая, сколько клеточек надо отсчитать, в каких направлениях они располагаются. Такое задание считается более сложным, предлагается школьникам, у которых развито произвольность действий.

Важно : родителям в домашних условиях лучше начинать диктанты с простых изображений, постепенно переходя к сложным, например, мышка, собака, верблюд. Для достижения хорошего результата нужен положительный настрой ребенка. Продолжительность занятия не должна превышать 20 - 25 минут.

Развивающее упражнение «Божья коровка»

Задание очень похоже на описанные выше графические диктанты. Взрослый предлагает учащемуся стилизованного жучка (игрушка, вырезанное изображение), которого надо передвигать по клеточному полю под диктовку. Упражнение предполагает, что ребенок должен проследить путь жучка глазами, не используя подручных средств (карандаша, ручки). Задание трудное, проводится после соответствующей подготовки ребенка. Направлено на развитие произвольного внимания у младших школьников.

«Корректурная проба»

Еще одним эффективным классическим упражнением тренировки внимания является задание на нахождение и вычеркивание определенной буквы в корректурном бланке (правильно подобранном тексте). Учителя советуют родителям выполнять такое упражнение с младшим школьником каждый день в течение 5 минут. Оно очень полезно для повышения сосредоточенности, концентрации и устойчивости внимания, а также для зрительного восприятия.

Другим вариантом задания будет зачеркивание знаков разным способом, например, «а» зачеркивать, «о» подчеркивать или в каждой строчке отметить кружочком первую букву. Упражнение хорошо вырабатывает навык распределения внимания, формирует у школьником осознание понятия «быть внимательным и сосредоточенным».

«Перепиши правильно»

Педагоги начальных классов часто на уроках письма или чтения проводят упражнения, в которых ученики манипулируют с буквами и словами. Популярным является задание, в котором школьникам предлагается без ошибок переписать строчки с бессмысленным буквенным рядом: кууваасм чаапеер бсооннаи. Задание сложно для ребятишек из-за монотонности, но отлично способствует формированию концентрации, интенсивности, сосредоточенности. Для выполнения упражнения необходимо наличие определенного опыта, поэтому предлагается детям 8-9 лет.

Методика Мюнстерберга

К числу эффективных и популярных заданий для развития всех свойств внимания можно отнести действия со знакомыми словами, подобранными по методике Мюнстерберга. Интересными для младших школьников являются задания на нахождение их особым способом в буквенном ряду. Материал может располагаться в таблице, строкой, столбиком. Для поддержания интереса детей к заданию все варианты можно менять периодически.

Предлагаются следующие вариации заданий:

  • Найти и подчеркнуть выделенные курсивом слова, например, слбмуха кенгсад уджалето мцбк;
  • Выделить словарные слова и исправить в них ошибки, например, мксдарога куцвчира бюдкарова с;
  • Найти и подчеркнуть лишнее слово, например, пувмогурец зескапуста дыйквишня ткбпомидор чшя;
  • Прочитать пословицу в строке без пробелов, например, безтруда невытащишь рыбкуиз пруда.

Упражнение предполагает наличие определенного опыта у детей, поэтому первоклассникам его еще сложно выполнять, лучше начинать работу со второго класса.

Диктант с комментированием

Такое упражнение проводится с учениками 2-3 класса, когда они уже владеют произвольным поведением. Взрослый подбирает текст (на первых порах несложный для детского восприятия), затем один раз медленно читает каждое слово с проговариванием всех орфограмм (правил написания). После комментирования слово записывается ребенком. Для стимуляции школьника можно использовать поощрительный приз. Примерный текст для комментированного письма:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Упражнения с творческой направленностью

Приемы развития внимания у младших школьников, которые широко применяют учителя начальной школы, можно использовать как творческие упражнения в домашних занятиях. Они не только тренируют внимательность, но и развивают мышление, воображение, дают возможность школьнику раскрыть творческие способности.

«Угадай словечко»

Школьнику предлагается найти в перепутанных слогах знакомое слово. Упражнение развивает концентрацию, распределение внимания. Например, басока (собака), ведьмед (медведь), какош (кошка). Так можно зашифровать любое слово, главное, оно должны быть знакомо детям. Когда задание будет выполняться ребенком достаточно легко, он может сам предлагать перепутанные слоги.

«Шифр для слова»

Детям всегда нравится выполнять подобные задания, которые развивают , воображение, внимательность. Взрослый предлагает школьнику решить примеры, рядом с ответами которых находятся буквы. Затем в клеточках под каждым ответом расставляются найденные буквы, и составляется слово.

В упражнения с творческой направленностью также входят такие задания, когда надо выполнить определенные действия на получение творческого результата.

«Сделай по образцу»

Задание повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, интенсивность. Младшему школьнику предлагают рассмотреть рисунок и выложить по образцу узор, картинку в течение определенного времени, начиная с пяти минут. По мере приобретения навыка картинки усложняются, время увеличивается. Эти задания родители могут придумывать сами или использовать детские пазлы. Главное, материал должен соответствовать возрасту ребенка и уровню сформированности свойств внимания.

«Нарисуй, что запомнил»

Упражнение тренирует внимательность, память, воображение, такие свойства, как объем, концентрацию, послепроизвольное внимание. Школьники в течение определенного времени (1-2 минутки) рассматривают карточки с интересными символами, потом изображают запомнившиеся.

Изображения для запоминания могут быть следующими:

  • живая природа (рыбки, птицы, домашние и дикие животные);
  • растительный мир (деревья, цветы);
  • предметы быта (посуда, мебель);
  • символы (звезды, цифры, буквы).

«Раз словечко, два словечко…»

Творческое задание на составление слов. Взрослый предлагает ребенку набор букв, из которых нужно составить, как можно больше слов. Для стимуляции и поддержания интереса к заданию необходимо поощрить маленького ученика призом.

Важно: все представленные тренировочные упражнения являются популярными, доступными в исполнении. Они часто используются педагогами и психологами в работе с младшими школьниками, дадут хорошие результаты, если их правильно проводить в домашних условиях. Желаем удачи в развитии ваших детей!

Что еще почитать