Вернер фон браун краткая биография. Гений фон Брауна

Вернер фон Браун своей жизнью он убедительно доказал, что гений и злодейство - вещи совместимые. В звании офицера СС он работал над созданием «оружия возмездия» Третьего рейха, снимался у Диснея и отправил человека на Луну.

Детские шалости

Страсть к науке у Вернера, который появился на свет в марте 1912 года, пробудилась рано. Когда фон Брауну было 13 лет, после конфирмации мать подарила ему телескоп. С того времени его мечтой стало покорение Луны. Отец Вернера был министром сельского хозяйства Веймарской республики, мальчик получил хорошее образование и мог себе позволить больше, чем его сверстники. Жизнь Вернера встала на свой, оказавшийся историческим, путь, когда он узнал об успешных разработках ракетных двигателей, которыми занимались его соотечественники Вальер и Опель. Фон Браун буквально загорелся идеей создать ракетный двигатель. Начать решил с сигнальных ракет, поехал в Берлин и купил там полдюжины петард. Он привязал их к небольшому фургончику и поехал к одной из главных берлинских улиц - к Тиргартен-Аллее. Очевидно, что он хотел публичности своего первого «научного» эксперимента. Чудом никто не пострадал, хотя для этого были все шансы: фургон разогнался до высокой скорости, извергая языки пламени от ракет. Вернера тут же арестовала полиция, но, благодаря высокому положению отца в обществе, его вскоре отпустили. Тогда ещё никто не мог догадываться, что этот мальчик станет «отцом американской космической программы и НАСА».

Охота за головами

Производство немцами «оружия возмездия» долгое время оставалось тайной для мировых разведок. Только в 1943 году французами была создана спецслужба «Марко Поло», которая занималась разведкой высоких технологий Третьего рейха и передавала собранные сведения США и Великобритании. С того времени «охота за головами» стала для союзнических разведок самым приоритетным направлением деятельности.

В ноябре 1944 года объединенный комитет начальников штабов США создал «Комитет промышленно-технической разведки». Управление стратегических служб в рамках секретной операции Overcast занялось вывозом немецких ракетчиков для работы в США. Самой «вожделенной головой» был для американцев фон Браун. К его обнаружению спецслужбы привел список из 1500 ученых, найденный в туалете разбомбленного Кёльнского университета. Вернер фон Браун стоял в этом списке на первом месте. Как оказалось впоследствии, решение о сдаче американцам было принято коллективом ученых намного раньше, чем произошло это историческое событие. Фон Браун даже был помещён под арест за высказывания «пораженческих» взглядов.

Долго операцию Overcast держать в секрете не получилось. О ней узнали американские СМИ и сразу назвали программу «ввозом в страну нацистских преступников». Для избежания огласки в марте 1946 года операцию переименовали в Paperclip, а немецкие ученые числились по документам «жертвами нацизма».

Первые испытания

Первые испытания «Фау-2» в США ознаменовались рядом катастроф и чуть не привели к международному скандалу. Из четырех первых запусков успешным оказался только один - третий. Во время четвертого - дала сбой гироскопическая установка и огромная неуправляемая ракета полетела в противоположном направлении. По инструкции, в подобных ситуациях нужно было при помощи радиосигнала перекрывать кислород двигателям, однако на этот раз всё было не так очевидно: высокотоксичное топливо грозило выплеснуться в воды реки Рио-Гранде, что привело бы к экологической катастрофе. В итоге ракета понеслась дальше в сторону Мексики и врезалась в скалистый склон, оставив на нем девятиметровой глубины яму. Дипломатического скандала и войны с Мексикой удалось избежать; для простых мексиканцев детище фон Брауна оказалось «золотой жилой», ещё долго они промышляли продажей «осколков ракеты», их вес был сопоставим с тремя «Фау-2».

Швейцарец-голландец

Интеграция фон Брауна в американскую жизнь проходила непросто. Он прекрасно понимал, что с распростертыми объятьями он будет принят не везде. По приезду в штаты, когда он в сопровождении майора Хэмилла ехал на поезде из Вашингтона в Эль-Пасо, к нему обратился один из пассажиров. У Брауна был сильный акцент и он представился швейцарцем, работающим в отрасли производства стали. Оказалось, что попутчик сам не раз бывал в Швейцарии, а о производстве стали знает не понаслышке, хорошо еще, ему было пора выходить. Прощаясь с Брауном, незнакомец крепко сжал ему руку и сказал: «Если бы не вы, швейцарцы, то нам вряд ли удалось бы одержать победу над Германией».

Фон Брауну непросто давалось вхождение в американское общество. В документах спецслужб он фигурировал под прозвищем «голландец». Браун же хотел стать своим, американцем. Он искренне хотел публичности и славы, учил английский язык и отрабатывал разговорную речь, записывая себя на магнитофон. Своего он добился.

«Я стремлюсь к звездам»

Фон Браун, бывший офицер СС, стал для США национальным героем. Убедительно показали свою силу средства массовой информации, меньше чем за год американские газеты сделали из нацистских преступников славных парней-иммигрантов, достойных стать добропорядочными американцами. 9 декабря 1946 года журнал «Таймс» опубликовал первый официальный отчет о работе фон Брауна и его команды. В журнале были даже фотографии ученого, самоуверенно стоящего в сборочном цене на фоне своих разработок. Статья заканчивалась так: «Им пообещали, что когда-нибудь они смогут получить американское гражданство». Вершиной медийности Брауна стал выход фильма «Я стремлюсь к звездам» (1960). Фильм был основан на биографии ученого, рассказывал о его жизни с детства до управления НАСА. Самому фон Брауну фильм не понравился. Не понравился он и тем, кто когда-то пострадал «от гения» Вернера фон Брауна. В Лондоне люди выставили пикеты с требованиями отмены показа фильма, в Антверпене, который больше других пострадал от «Фау-2», фильм был запрещен к показу.

Брат Браун

Не все в послевоенной жизни Вернера шло гладко. Однажды его чуть не подвел родной брат. В июне 1946 года он продал ювелиру из Эль-Пасо слиток платины, можно сказать, отдал за бесценок - за 100 долларов. Своему покупателю Магнус Брану сказал, что слиток этот привез из Голландии его отец-американец. Якобы, он воевал в годы Первой мировой войны в Европе. Это никак не соответствовало действительности, Браун-старший впервые приехал в США только через 9 месяцев после той злополучной сделки. Придумав такую пирамиду лжи, Магнус Браун даже не позаботился об анонимности, назвал ювелиру своё настоящее имя и даже оставил номер телефона. Ювелир не стал долго думать и сообщил о странном клиенте властям. Допрашивал горе-контрабандиста майор Джеймс Хэмилл, Магнус сразу же сознался, что привез платину в США сам, нарушив тем самым таможенные законы. Однако, под суд Магнус Браун так и не попал. Вместо этого он подвергся самосуду от родного брата. Узнав о случившемся, Вернер фон Браун лично жестоко избил родного брата, авантюризм которого мог перечеркнуть все амбиции «стремящегося к звездам».

Браун и Дисней

В 1955 году произошло событие, в очередной раз доказавшее удачливость фон Брауна - он познакомился с Уолтом Диснеем, гениальным режиссером-мультипликатором. Дисней в это время пытался осуществить свой проект строительства Диснейленда, ему нужны были деньги, людям - зрелища, а фон Брауну - очередная доля публичности. Продуктом синергии этих устремлений стали три фильма: «Человек в космосе», «Человек и Луна», «Марс и другие». Характерно, что Дисней долго не мог найти деньги. Его парк развлечений был долгосрочным проектом, требующим постоянных вложений. Так он вышел на телевидение. В то время оно ещё не рассматривалось всерьез в качестве маркетингового инструмента, но Дисней заключил контракт с «Эй-Би-Си» и не прогадал. По самым скромным подсчетам трансляции увидело больше 100 миллионов телезрителей. И смотреть было на что: фон Браун интересно рассказывал о космосе, показывал модель «костюма-бутылки» для астронавтов и макет лунной станции. Сам президент Эйзенхауэр позвонил лично Диснею и попросил копию пленки. Пытались заполучить материалы нашумевших программ и в СССР: профессор Леонид Седов обратился к Фредерику Дюранту, президенту Международной федерации астронавтов с просьбой достать копию. Учитывая тлеющую Холодную войну и антикоммунизм Уолта Диснея - в СССР фильм вряд ли попал.

Сторонники тезиса «В советской истории не было ничего хорошего» приходят в неописуемый гнев, когда слышат аргумент «А что насчет космоса?».

Отрицать тот факт, что первый спутник Земли и первый полет человека на орбиту — советские достижения, невозможно.

Но на это у ниспровергателей есть свой аргумент: «Настоящий отец космонавтики — не Сергей Королев , а Вернер фон Браун . Королев добился успеха лишь благодаря его разработкам».

Такое утверждение очень далеко от истины. Но действительно, первые годы покорения космоса вылились в дуэль между Королевым и фон Брауном.

У поклонников Вернера фон Брауна непростая задача — ведь, вопреки словам поэта, ученый успешно совмещал в своей биографии гений и злодейство.

Он родился 23 марта 1912 года в городе Вирзиц в провинции Позен Германской империи. Правда, сегодня родовое гнездо ученого находится на территории современной Польши. Вернер происходил из аристократической семьи. Отец его во времена Веймарской республики занимал пост министра продовольствия и сельского хозяйства.

После Первой мировой войны семья фон Браунов переехала в Берлин, где Вернер совмещал увлечение астрономией и техническими новинками. В возрасте 12 лет он попытался превратить игрушечный автомобиль в гоночный, прикрепив к нему петарды. Машинка благополучно взорвалась, а «изобретателя» отправили в полицейский участок, откуда его пришлось забирать отцу.

Энтузиаст космоса и военные ракеты

В школе Вернеру лучше всего давались физика и математика. Однажды ему попалась в руки книга «немецкого Циолковского» Германа Оберта «Ракета для межпланетного пространства». После этого юноша буквально заболел идеей покорения космоса.

В 1930 году он поступил в Берлинский технический университет, где вступил в группу «Общество космических путешествий», работавшую над созданием ракетного двигателя на жидком топливе.

На талантливого студента обратили внимание немецкие военные. Версальский договор серьезно ограничивал Германию в разработках оружия. Но тогда, когда договор подписывался, всерьез о ракетной технике речь не шла. Пользуясь этой лазейкой, германское командование решило заняться работами по ракетному оружию.

В 1932 году с группой ученых Вернер фон Браун начинает работать над ракетным вооружением, испытывая первые образцы на полигоне близ Куммерсдорфа.

В 1933 году к власти пришли нацисты во главе с Адольфом Гитлером . Для немецких ученых настало время выбора — одни решили покинуть страну, другие приняли условия нового режима. Вернер фон Браун относился ко вторым.

Он получил средства для экспериментов, нужных для диссертации «Конструктивные, теоретические и экспериментальные соображения к проблеме жидкостных ракет», и в июле 1934 года с успехом защитил ее, став самым молодым в Германии доктором наук.

К декабрю 1934 года образец А-2 поднялся на высоту 2300 метров. Успехи фон Брауна убедили военных в том, что ему нужно создать максимально комфортные условия для работы. В 1937 году были созданы полигон и исследовательский центр в Пенемюнде.

Вернер фон Браун держит в руках модель Фау-2. Источник: Public Domain

На стороне зла

Поклонники фон Брауна пытаются представить его «роман» с нацистами как вынужденный. На практике, однако, это не так — ученый стал членом сначала НСДАП, а затем и офицером СС.

«От меня официально потребовали вступить в национал-социалистическую партию. В то время (1937 год) я уже был техническим директором военного ракетного центра в Пенемюнде... Мой отказ вступить в партию означал бы, что я должен отказаться от дела всей моей жизни. Поэтому я решил вступить. Моё членство в партии не означало для меня участия в какой-либо политической деятельности... Весной 1940 года ко мне в Пенемюнде приехал штандартенфюрер СС Мюллер и сообщил мне, что рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер прислал его с приказом убедить меня присоединиться к СС. Я немедленно позвонил своему военному начальнику... генерал-майору В. Дорнбергеру . Он мне ответил, что... если я желаю продолжить нашу совместную работу, то у меня нет другого выбора, кроме как согласиться», — давал после войны конструктор письменные объяснения американцам.

Историки смотрят на это скептически: для нацистов фон Браун был слишком ценным специалистов, и никто не стал бы заставлять его надевать эсэсовскую форму. Свидетели утверждали, что фон Браун, дослужившийся до звания штурмбанфюрера СС, любил щегольнуть эсэсовской формой, хотя сам фон Браун уверял, что надевал ее всего лишь несколько раз на официальные мероприятия.

Фау-2. Фото: www.globallookpress.com

Тысячи жертв профессора фон Брауна

В 1942 году Вернер фон Браун провел первые успешные испытания «Фау-2». Это была первая в мире баллистическая ракета дальнего действия. Нацистское руководство, включая Гитлера, пришло в восторг, фон Браун получил звание профессора.

Боевые пуски «Фау-2» начались в 1944 году. В результате ракетных ударов по Лондону погибли около 3000 человек, однако «оружием возмездия» «Фау-2» так и не стала.

Это сегодня позволяет поклонникам Вернера фон Брауна утверждать, что он даже... способствовал поражению Германии. Ссылаются они при этом на слова гитлеровского министра вооружения Альберта Шпеера , который назвал «Фау-2» «нелепой затеей», на которую были потрачены огромные деньги.

На самом деле, фон Браун просто не успел. Его ракеты были еще не слишком надежны, не отличались высокой точностью, а с востока уже приближалась Красная Армия. Но даже страшно подумать, как бы повернулось дело, если бы немецкие атомщики преуспели бы в создании атомного заряда для детища Вернера фон Брауна.

На работах по строительству и дальнейшему обслуживанию объектов полигона Пенемюнде использовался рабский труд заключенных, в первую очередь советских военнопленных.

Вернер фон Браун после войны признавался, что видел «отвратительные» условия, в которых находились рабочие, но не мог ничего с этим поделать. О массовых смертях он якобы вообще ничего не знал.

Однако французские заключенные Ги Моран и Робер Казабон свидетельствовали, что конструктор лично отдавал распоряжения о телесных наказаниях, а также присутствовал при казнях заключенных.

Подземный завод «Миттельверк», который производил ключевые узлы «Фау-2», обслуживался заключенными концлагеря «Дора». Когда эта территория была освобождена, в лагере было обнаружено захоронение 25 000 погибших узников. Еще примерно 5000 гитлеровцы казнили непосредственно перед отступлением, чтобы заключенные не выдали их секреты.

Верить в то, что обо всем этом не был информирован офицер СС и член НСДАП Вернер фон Браун, может только очень наивный человек.

В. фон Браун после сдачи в плен союзникам в мае 1945 года. Слева — Дорнбергер. Источник: Public Domain

Американский «трофей»

Надо сказать, что в 1944 году фон Браун две недели провел в заключении. Находившемуся в дурном расположении духа Гитлеру донесли, что главные ракетчик с помощниками обсуждает перспективы... полетов к Марсу. Разгневанный фюрер приказал арестовать фон Брауна. Лишь заступничество генералитета и министра вооружений Альберта Шпеера позволило освободить конструктора.

К весне 1945 года Вернер фон Браун прекрасно понимал, что дело нацистов проиграно. Понимал он также, что его команда — ценный приз для победителей. С тем, кому сдаваться, конструктор определился довольно быстро. Сам он потом скажет прессе: «Мы знаем, что мы создали новое средство ведения войны и теперь моральный выбор — какой нации, какому победившему народу мы хотим доверить наше детище — стоит перед нами острее, чем когда-либо прежде. Мы хотим, чтобы мир не оказался бы вовлечённым в конфликт, подобный тому, через который только что прошла Германия. Мы полагаем, что только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищён наилучшим образом».

Думается, однако, что его рассуждения на самом деле были проще — на его совести были смерти тысяч советских военнопленных, и Вернер фон Браун опасался, что в СССР за это с него спросят по всей строгости.

Ему пришлось проявить крайнюю изворотливость в марте-апреле 1945 года — эсэсовская охрана получила из Берлина указание расстрелять всех ученых, если возникнет опасность их попадания в плен. Но и охрана видела к чему идет дело, так что фон Брауну удалось убедить их не выполнять данный приказ.

В рамках операции «Скрепка» Вернер фон Браун вместе со своей группой отбыл для работы в США. Американцам достались и главные технические разработки Пенемюнде. Когда на полигон прибыл Сергей Королев и другие советские технические эксперты, им достались, что называется «крохи с барского стола». В итоге отец советской космической программы, начав с копирования немецких наработок, очень скоро пошел своим путем, который привел его к триумфу.

Участники операции «Скрепка» по эвакуации немецких учёных и конструкторов из разгромленного Третьего рейха в США. Вернер фон Браун 7-й справа в 1-м ряду.

Вернер фон Браун работал на СССР?
Осенью 1933 года английский журналист С. Делмер, работавший в Германии, на окраине Берлина забрел на пустырь. На нем двое мужчин что-то делали с загадочным длинным сигарообразным предметом с заостренным носом. «И что же это будет?», - поинтересовался Делмер. «Да так, один из вариантов ракет. Думаем, наши ракеты выкинут на свалку истории и артиллерию, и бомбардировщики», - сказал тот, что постарше, представившийся инженером Рудольфом Небелем. «Ракеты перевернут ход истории человечества, оно покинет землю», - добавил второй, красивый блондин лет двадцати, отрекомендовавшийся Вернером фон Брауном. Англичанин, скептически посмотрев на компаньонов, не стал ждать окончания их работы, и ушел. Знал бы он, что через десять лет ракеты ФАУ-2, созданные под руководством блондина, наведут ужас на «старую, добрую Англию»…
На старт вызываются инженеры фон Браун и Королев!
Вернер фон Браун родился 23 марта 1912 года в городе Вирзице, ныне именуемом Выжиском и находящимся в Польше. Мальчик, происходивший из старинного прусского дворянского рода, был смышленый, до знаний жадный. Закончив школу, он учился в трех институтах в Цюрихе и Берлине.
В то время ученые многих стран Европы уже задумывались над разработкой не только сравнительно небольших пороховых ракет, известных еще древним китайцам, но и огромных ракет на жидком топливе. Толчком к этому послужила работа Константина Эдуардовича Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой великий русский мечтатель и ученый еще в 1903 году описал принцип устройства жидкостного ракетного двигателя.
И вот в 1929 году в Германии министр рейхсвера отдает секретный приказ «начать опыты с целью изучить возможности применения ракетного двигателя для военных целей». Задел у немцев был еще с 1917 года, когда фельдфебель австрийской армии, будущий Нобелевский лауреат Герман Оберт, разработал проект боевой ракеты на смеси спирта и кислорода для доставки 10 тонн взрывчатки на несколько сот километров. В 20-е годы в Германии с ракетными двигателями экспериментировали не только Небель с фон Брауном. Чтобы объединить усилия, для ведения работ по ракетостроению при отделе баллистики и боеприпасов управления вооружения рейхсвера была создана группа по исследованию жидкостных ракетных двигателей (далее-ЖРД) под руководством военного инженера капитана Вальтера Дорнбергера.
Именно под руководством Дорнбергера, быстро ставшего генералом, и началась в Германии разработка реактивных двигателей на жидком топливе. В октябре 1932 года в лабораторию инженер-капитана пришел работать 20-ти летний Вернер фон Браун. Он оказался на редкость толковым и вскоре стал ведущим конструктором и ближайшим помощником Дорнбергера. В 1933 году под их руководством разрабатывается ракета А-1, что означало «агрегат первый». В 1934 году «агрегат второй» уже достиг высоты 2,2 км. Ракета А-2 весила 150 кГ, имела длину 1,4 метра и диаметр 30см. Ее-то и увидел англичанин на пустыре под Берлином…
Практически одновременно с немцами начались работы по ракетам с ЖРД и в Советском Союзе. В 1931 году в Москве, Ленинграде, Харькове, Баку на общественных началах создаются Группы изучения реактивного движения (ГИРДы). Начальником Московской ГИРД назначается 24-х летний Сергей Королев. С августа 1932 года ГИРД стали финансироваться Управлением военных изобретений Рабоче Крестьянской Красной Армии (РККА). Дело пошло, заочное соревнование «Королев-Браун» началось!
Со старта соперники ушли примерно одинаково.
В августе 1933 года на высоту 1,5 км взлетела советская ракета „09”, в ноябре в небо поднялась „ГИРД-Х”, первая советская ракета, работавшая на жидком (горючее - этиловый спирт, окислитель - жидкий кислород) топливе. Летом 1935 года стартовала ракета „07”, поднявшаяся на 3020 метров. Она имела длину 2,01 метра, стартовый вес - 35 кГ. По стартовому весу советская «девятка» уже проигрывала немецкой „А-2” в четыре раза…
В конце 1933 года был образован Реактивный научно-исследовательский институт, одним из заместителей начальника которого стал Королев. Вскоре он уже имел звание комдива, что соответствовало позднейшему званию «генерал-майор». В РНИИ разработали несколько типов ЖРД, некоторые из которых в 1937-39 годах устанавливались на ракетопланах и крылатых ракетах конструкции Сергея Королева. Но для баллистической ракеты эти двигатели были недостаточно мощными, а потому что-либо, подобное проекту Небеля 1917 года, не проектировалось. Затем начались «чистки». Лишенный воинского звания, «вредитель» Королев аж до 1945 года сошел с дистанции заочного соревнования с «белокурой бестией» Вернером фон Брауном…
ФАУ-2: «то, чего не может быть»
А в 1936г году ракетную лабораторию Дорнбергера-Брауна посетили Главнокомандующий сухопутными войсками Германии Фрич и начальник отдела исследований министерства авиации Рихтгофен. Работы ракетчиков они нашли перспективными и дали указание разрабатывать ракету, способную на дальность 275 км доставить боеголовку в 1 тонну. На разработку ракетного оружия (в том числе и крылатой ракеты ФАУ-1) выделялось 20 млн марок, а в Балтийском море на острове Узедом, близ рыбацкого посёлка Пенемюнде, стали строить специальный ракетный полигон.
В 1937 году здесь уже состоялся запуск промежуточной ракеты А-3. Она была по весу больше А-2 в 5 раз, а по размерам в 3. Немцы вырвались далеко вперед. Правда, запуск «А-3» был неудачным. Но уже был составлен проект еще более мощной ракеты А-4, которой и суждено было стать «оружием возмездия ФАУ-2». Для окончательной же отработки конструкции А-4 коллектив фон Брауна разработал ракету А-5, примерно в три раза меньшую будущей «ФАУ». С 1938-го по 1942 год с Пенемюнде запустили несколько сот (!!!) таких ракет. Вернер фон Браун надолго вышел в мировые лидеры ракетостроения…
К работе над ФАУ-2 привлекались лучшие научные силы и исследовательские организации Германии, отпускались огромные средства. Но и проблем у разработчиков было море. Главная - двигатель. Ведь он должен был развивать тягу около 25 тонн! Лучшие советские ЖРД развивали до 300 килограммов. И немцы придумали собственные «фишки». В отличие от ранее использовавшейся системы подачи топлива с наддувом сжатым воздухом, топливо в камеру сгорания двигателя ФАУ-2 стали подавать два турбинных насоса, работавших от газов, образующихся от разложения перекиси водорода при ее нагревании. Малые по размеру и весу, эти турбонасосы развивали мощность, достаточную для питания страшно прожорливого двигателя, за 4 минуты работы съедавшего девять с половиной тонн топлива.
Сделав камеру сгорания ЖРД двух рубашечной и прокачивая между рубашками холодный окислитель - жидкий кислород, Браун с коллегами добились того, что камера сгорания не прогорала от действия высоких температур в течение всего времени работы. Именно благодаря этим новшествам немцам далось создать ЖРД с огромной по тем временам тягой.
БРАУН УХОДИТ В ОТРЫВ
В марте 1939 года Пенемюнде посетил Гитлер. Работы фашистских ракетчиков произвели на него большое впечатление, однако после побед над Польшей и Францией «ракетные ассигнования» были сокращены наполовину: нужно было готовиться к войне с СССР. Нападение на Советский Союз отсрочило начало испытаний ФАУ-2 до 1942 года, и только 3 октября того года был достигнут первый успех: ракета пролетела около 200 км, достигла высоты 90 км и упала в 3,4 км от цели. Стартовый вес «А-4» составлял12,7 тонны, длина-14,3 метра, диаметр - 1,65м. По проекту ракета, развивая скорость до 5500 км/час, должна была подниматься на высоту до 180 км. Оттуда ее боевая часть весом в 980кГ, продолжая движение по баллистической кривой, могла бы «достать» цель, удаленную до 320 км от места старта. Ничего подобного в мире еще не делали! Высота 180 километров – это ближний космос, и гитлеровская Германия вырвалась в него. Одна! Потому отличительные знаки, свастику или крест, на бортах «ФАУ-2» не рисовали. Зачем? Все равно ничьих других ракет рядом не было бы…
Крупносерийный выпуск «ФАУ-2» организовали на предприятиях подземного промышленного комплекса, построенного в бывших шахтах по добыче гипса вблизи города Нордхаузена. Инженеры и мастера были немцы, чехи, французы, рабочие и бытовые условия у них были сносными. Но огромное число рабочих было из пленных, которые жили в страшно тяжелых условиях, под постоянной угрозой расстрела. До 1945 года планировалось изготовить 12000 ракет, но, хотя в некоторые месяцы их и делали до 690 штук, общее количество «агрегатов», произведенных до апреля 45-го, когда Нордхаузен захватили американцы, составило 5940 единиц. Первый боевой пуск «ФАУ-2» немцы произвели 8 сентября 1944-го года по Лондону. Ракета упала в районе Чизвик...
СУПЕР-ФАУ-2
После высадки союзников в Нормандии и их стремительного продвижения на восток немецкие ракетчики, чтобы не терять из прицела Англию, решили увеличить дальность ФАУ-2. К серийной А-4 они к декабрю 1944 года добавили крылья. Новое «изделие» назвали А-4Б. По расчетам, дальность поражения должна была возрасти до 600 км. Фактически, в космос выводился самолет, который с третьей попытки удалось заставить лететь приблизительно в заданном режиме. Однако времени на доводку нового «агрегата» у фон Брауна не осталось - война закончилась.
Межконтинентальный «подарок дяде Сэму»
Нанести ракетный удар по Америке было заветной мечтой фюрера. Пусть удар и не всесокрушающий, но в нужном, с позиций произведенной паники, месте, и в нужное время. К 1944 году немецкие ракетчики уже поняли, что достичь Америки одноступенчатой ракетой невозможно - та ее часть, в которой двигатель и топливо, после его выгорания становится тормозом для боеголовки. Эту часть ракеты нужно отделять. Да и топлива с окислителем больше бы надо, и двигатель мощнее …
Немцы засели за расчеты, для экспериментов не щадя ни спирта, ни жидкого кислорода, и к январю 1945 года сделали опытный образец ракетного комплекса, состоявшего уже из двух «агрегатов», А9/А10, общим взлетным весом в 86 тонн. Вес топлива 70-тонной А-9 составлял 52 тонны, двигатель должен был развивать тягу в 200 тонн, всего в 3 раза меньше, чем у королевской ракеты Р-7, через 16 лет поднявшей в космос Юрия Гагарина. А-9 должна была разгонять до скорости 4250 км/час А-10, 16-ти тонный крылатый вариант ФАУ-2. А вот А-10 должна была разогнаться уже до 10000 км/час и доставить к цели за Атлантикой 1 тонну взрывчатки. Наводиться на цель А-10 должна была или по радиомаяку, который бы устанавливался заранее, или пилотом-смертником.
Гитлер хотел попасть не иначе, как в 102-этажный небоскреб «Эмпайр Стейт Билдинг»! Он рассчитывал, что таким образом удастся вывести США из войны. Всей операции дали название «Эльстер». В ноябре 1944 года с немецкой подводной лодки в США высадились немецкие агенты Эрих Гимпель и Уильям Колпаг. Каждый из них должен был самостоятельно устроиться в какую-то организацию по обслуживанию небоскреба, установить в нем маяк, послать сообщение в Германию и привести маяк в действие. Гимпель таки устроился в экскурсионное бюро и даже послал телеграмму в «фатерлянд», но Колпаг самостоятельно сдался ФБР. Он рассказал о характерной примете своего коллеги: сдачу он кладет не в кошелек, а в нагрудный карман пиджака. ФБР подняло на ноги всех владельцев газетных киосков и кассиров, и Гимпеля взяли до установки им радиомаяка. Гимпель получил электрический стул, Колпаг-длительный срок. Стрельба по «Эмпайру» не состоялась…
В разное время публиковались сообщения, что А9/А10, управляемая смертником, таки стартовала на Америку, даже назывались фамилия и имя пилота. Он якобы удачно долетел до расчетной высоты, отделил боевую часть и перешел в планирование к цели, но при входе в плотные слои атмосферы сгорел. «Огонь, всюду огонь» - такими якобы были его последние слова. И, конечно, «Хайль Гитлер!»...
Был ли фон Браун преступником?
Разжалованный из комбригов только в майоры, Сергей Королев в 1945 году был выпущен из «шараги» на волю. И сразу же его отправили для изучения немецкой ракетной техники в Германию. Осматривая в 1945-м ФАУ-2, бывший заочный соперник Вернера фон Брауна, пораженный достигнутыми немцами успехами, сказал летчику-испытателю Марку Галлаю: «Я вижу то, чего не может быть». Было! Гремело и убивало!
Всего за время применения, до 23 марта 1945 года, по Англии было запущено 1269 ракет, и 1739 ракет по другим целям уже на территории континентальной Европы. Больше всех досталось Антверпену - 1593 ракеты. По английским данным, на территории Англии разорвалось 1054 «ФАУ-2», убив 2754 и тяжело ранив 6523 человека. В районе Антверпена разорвалось 1265 ракет, убив и покалечив около 30000 человек. Всего с помощью брауновских «агрегатов» немцы сбросили на Англию 1034 тонны взрывчатки. Страшно и жестоко. Но…
В 1944 году в среднем 4100 четырехмоторных бомбардировщиков союзников ежесуточно сбрасывали на города Германии не менее 6000тонн бомб, причем не только на промышленные предприятия. В шесть раз больше, чем «Браун» сбросил на Англию за 7 месяцев. Удовольствие терроризировать Англию с помощью ФАУ-2 обошлось Германии в огромные суммы. Только затраты на сооружение ракетного центра в Пенемюнде равнялись сумме, достаточной для производства 10000, или одной пятой от общего числа танков, произведенных Германией во время войны. А сколько танков «съели» еще и те 5940 произведенных ракет, не сбросившие на советские города или войска ни грамма взрывчатки? Вот и выходит, что фон Браун косвенно… работал на СССР.
Тем более, что после войны «в помощь Королеву» в СССР прибыло более 150 немецких специалистов-ракетчиков, «взращенных фон Брауном», из них 13 профессоров, 32 доктора-инженера, 85 дипломированных инженеров и 21 инженер-практик. Именно из-за «творческого соревнования» с ними Сергей Павлович Королев и обогнал 4 октября 1957 и 12 апреля 1961 года Вернера фон Брауна, запустив в космос первый искусственный спутник земли и первого человека. Как ни парадоксально, но за такую работу на СССР хоть медаль «За победу над Германией» «ракетный барон» заслужил!
Виктор НОВИЦКИЙ 2

Вернер фон Браун родился в городе Вирзиц в провинции Позен тогдашней Германской империи. Его семья принадлежала к аристократическому роду, он унаследовал титул «фрайхерр» (соответствует баронскому). После Первой мировой войны Вирзиц был передан Польше, а семья Вернера, подобно многим другим немецким семьям, выехала в Германию. Фон Брауны осели в Берлине. В 1930 году фон Браун поступил в Берлинский технический университет, где присоединился к группе «Verein für Raumschiffahrt» («Общество космических путешествий»). В 1930 году начал работать над ракетами на жидком топливе. В 1932 году был принят в военную ракетную научную группу Дорнбергера.

Фон Браун работал над своей диссертацией, когда в 1933 году к власти пришёл Гитлер и НСДАП. Ракетостроение практически немедленно стало важным вопросом повестки дня. В июле 1934 года фон Брауну была присвоена степень доктора физических наук (ракетостроение).

Новый нацистский режим запретил гражданские опыты по ракетостроению. Ракеты позволялось строить только военным. Для этого был построен огромный ракетный исследовательский центр в деревне Пенемюнде на севере Германии, на Балтийском море, военным руководителем которого стал Дорнбергер. С 1937 года Вернер фон Браун — технический руководитель центра в Пенемюнде и главный конструктор ракеты A-4 (Фау-2), применявшейся во Второй мировой войне для обстрела городов Франции, Великобритании, Голландии и Бельгии.

«Фау-2», (V-2 — Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия, другое название: А-4 — Aggregat-4) — одноступенчатая баллистическая ракета на жидком топливе. Запускалась вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Дальность полёта достигала 320 км, высота траектории — 100 км. Боевая часть вмещала до 800 кг аммотола. Одним из наиболее революционных технологических решений, примененных на Фау-2, стала автоматическая система наведения, не требовавшая постоянной корректировки с земли, координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета и любое отклонение от заданной траектории выправлялось рулями на боковых стабилизаторах.

К концу января 1945 года на Пенемюнде был отчетливо слышен гул канонады от выстрелов советских орудий. Все работавшие на ракетной базе осознавали, что эта территория вскоре достанется противнику. Вернер фон Браун собрал свою команду разработчиков и попросил их определиться, как и кому им всем следует сдаться в плен. Мнение присутствовавших было единым. Фон Браун и его люди не будут дожидаться, пока советские войска захватят Пенемюнде, а должны отправиться на юг Германии и предложить свой опыт и знания американцам.

В последний день января фон Браун собрал начальников секторов и отделов, а также своих заместителей у себя в кабинете и объявил, что он только что получил приказ от генерал-лейтенанта СС Ганса Каммлера о срочной эвакуации персонала и оборудования, используемых в наиболее важных проектах, на юг Германии. Фон Браун подчеркнул, что это приказ свыше, а не просто предложение. Позже он признался, что было несколько приказов из различных ведомств, и они противоречили друг другу. Фон Браун выбрал тот, который более всего совпадал с его планами.

Началась подготовка к отправке на юг страны. Было собрано уникальное оборудование и тонны документации. К началу марта 1945 года эвакуация из Пенемюнде практически была завершена.

2 Блайхероде

Фон Браун обосновался в городке Блайхероде, а Вальтер Дорнбергер, оказывавший помощь в эвакуации, выбрал городок Бад-Захза в центре Германии. Оба эти города находились довольно близко от подземного завода «Миттельверк», где еще год назад собирались первые ракеты «Фау-2».

К началу апреля 1945 года американские танки уже находились в 19 км от Блайхероде, и американские войска пытались овладеть всей территорией вокруг «Миттельверка». Каммлер приказал фон Брауну собрать 400 самых талантливых ученых и инженеров и отправиться еще южнее — в городок Обераммергау, к подножию Баварских Альп. Вальтер Дорнбергер и его небольшая группа получили такой же приказ.

3 Обераммергау

Одиннадцатого апреля генерал Каммлер пригласил Вернера фон Брауна к себе и объявил, что вынужден по долгу службы покинуть Обераммергау, а фон Браун и его люди останутся под защитой заместителей генерала. На следующий день Каммлер действительно исчез, и если не считать короткого послания, отправленного им в ведомство Гиммлера, то о нем больше никто ничего не слышал.

В последующие дни люди фон Брауна рассеялись по деревням, окружавшим Обераммергау. У склонов Альп они чувствовали себя в относительной безопасности.

1 мая 1945 года германское радио сообщило весть о том, что Фюрер Адольф Гитлер погиб. На следующий день фон Браун и шесть членов его команды, включая младшего брата Магнуса фон Брауна и учителя Вальтера Дорнбергера, сдались американцам.

После пленения Браун сказал прессе: «Мы знаем, что мы создали новое средство ведения войны и теперь моральный выбор — какой нации, какому победившему народу мы хотим доверить наше детище — стоит перед нами острее, чем когда-либо прежде. Мы хотим, чтобы мир не оказался бы вовлечённым в конфликт, подобный тому, через который только что прошла Германия. Мы полагаем, что только передав такое оружие тем людям, которых наставляет на путь Библия, мы можем быть уверены, что мир защищён наилучшим образом».

4 Гармиш-Партенкирхен

Американцы держали фон Брауна с его командой под арестом в тихом курортном городке Гармиш-Партенкирхен, в предгорьях Альп. Высшие чины командования США хорошо знали, сколь ценная добыча попалась им в руки: фамилия фон Брауна возглавляла «Чёрный список» — кодовое наименование перечня немецких учёных и инженеров из числа тех, кого американские военные эксперты хотели бы допросить как можно скорее. По результатам интенсивных допросов немедленно предпринимались меры, спешно направлялись в разные уголки Германии специальные поисковые группы для изъятия документации, материалов и розыска людей.

19 июля 1945 года, за два дня до запланированной передачи территории в зону советской оккупации, майор американской армии Роберт Б. Стэвер, шеф отдела реактивного движения Исследовательской и разведывательной службы Артиллерийского корпуса армии США в Лондоне и подполковник Р. Л. Уильямс посадили фон Брауна и руководителей его отделов в джип и доставили из Гармиша в Мюнхен. Затем группу перевезли по воздуху в Нордхаузен, а на следующий день — на 60 км юго-западнее, в городок Витценхаузен, находившийся в американской зоне оккупации. Фон Браун ненадолго задержался в центре допросов «Дастбин», где представителей элиты Третьего рейха в области экономики, науки и техники допрашивали английские и американские разведслужбы.

20 июня 1945 года госсекретарь США одобрил переезд фон Брауна и его сотрудников в Америку. Браун вошёл в число тех учёных, для которых Объединённое агентство по целям разведки США создало фиктивные биографии и удалило упоминания о членстве в НСДАП и о связях с нацистским режимом из открытых записей. «Отмыв» их от нацизма, американское правительство таким образом дало учёным гарантии безопасности для работы в США.

5 Форт Блисс, США

Первые семь специалистов, включая Вернера фон Брауна, прибыли в Соединённые Штаты на военный аэродром в Ньюкасле, штат Делавэр, 20 сентября 1945 года. Затем они перелетели в Бостон и на лодке доставлены на базу разведывательного управления армии США в форте Стронг в Бостонской бухте. Затем все кроме Брауна прибыли на Абердинский испытательный полигон в штате Мэриленд, чтобы разобрать взятые в Пенемюнде документы. Эти документы должны были позволить учёным продолжить эксперименты с ракетами.

В конце концов, фон Браун прибыл в Форт Блисс, штат Техас, на крупную базу американской армии к северу от Эль-Пасо. Поскольку у американцев не было опыта в деле разработки больших ракет, и особенно таких, как «Фау-2», они попросили фон Брауна сообщить имена тех людей, которые помогли бы в кратчайшие сроки наладить производство боевых ракет для армии Соединенных Штатов. Сделать это фон Брауну было легко. Он прекрасно знал, кто из его людей верен ему и обладает высокой квалификацией. Всего он назвал 118 фамилий.

До 1950 года Вернер фон Браун работал в Форт Блиссе, а затем — в Редстоунском арсенале в Хантсвилле (штат Алабама). В 1956 году он был назначен руководителем программы разработки межконтинентальной баллистической ракеты «Редстоун» (а также ракет на его основе — «Юпитер-С» и «Юнона») и спутника серии «Эксплорер». С 1960 года фон Браун — член Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) и директор Центра космических полётов NASA. Руководитель разработок ракет-носителей серии «Сатурн» и космических кораблей серии «Аполлон». С 1970 года — заместитель директора NASA по планированию пилотируемых космических полётов, с 1972 года работал в промышленности на посту вице-президента фирмы «Фэрчайлд спейс индастриз» в Джермантауне, штат Мэриленд. После ухода из НАСА в 1972 году прожил всего пять лет и умер от рака поджелудочной железы.

Вернеру фон Брауну человечество во многом обязано высадкой на Луну, космическими полетами на Марс и Венеру. Но немецкий ученый сконструировал не только американские ракеты-носители "Сатурн" и космические корабли "Аполлон". Во время Второй мировой войны фон Браун был руководителем проекта по созданию ракет Фау-2, которыми нацисты обстреливали Лондон, другие города. От этих ракет погибли тысячи людей... Штефан Браубургер (Stefan Brauburger) пытается в своей документальной книге объяснить, почему именно создатель такого страшного оружия помог человечеству осуществить мечту о полете к другим планетам.

Двоечник и лидер

В детстве Вернер фон Браун (Wernher von Braun) зачитывался научной фантастикой и бредил космосом. Подростком оборудовал вместе с однокашниками маленькую обсерваторию. Родителям пришлось смириться с увлечением сына, хотя это далось им очень нелегко. Отец Вернера фон Брауна был родовитым аристократом, занимал высокие государственные посты (вплоть до министра сельского хозяйства Веймарской республики), а сын занимался какой-то ерундой. На уроках ему было скучно, и в седьмом классе он даже остался на второй год. Тогда родители отдали его в частный интернат, поставив категорическое условие: если он и там не выправит отметки, то может забыть о своем дорогостоящем хобби. Всего через несколько месяцев Вернер фон Браун стал первым учеником в классе.

Это типично для него. Уж если он ставил перед собой какую-то цель, то всегда ее достигал. Как считает автор книги, во многом именно волей и целеустремленностью фон Брауна, а не только талантом объясняются его успехи как конструктора. Еще один важный фактор: он был блестящим организатором и прирожденным лидером. Защитив в 22 года диссертацию о конструктивных особенностях ракет на жидком топливе, фон Браун стал самым молодым доктором технических наук в Германии.

Но к власти в стране уже пришли нацисты. На романтику космических полетов им было наплевать, ракеты интересовали их лишь как новый вид оружия. В мае 1937 года Вернера фон Брауна назначили техническим директором испытательного полигона Пенемюнде на острове Узедом в Балтийском море, который превратился в огромный ракетный центр. Возглавлять такой центр, разумеется, мог только член партии, и конструктору пришлось срочно вступить в НСДАП.

"Оружие возмездия" и первый спутник

Перед Вернером фон Брауном была поставлена задача создать ракету с жидкостным реактивным двигателем, которая могла бы нести на большие расстояния заряд взрывчатки весом до одной тонны. Новую ракету назвали Фау-2. V ("фау") - это первая буква немецкого слова "Vergeltungswaffe" - ""оружие возмездия"". А "два" потому, что чуть раньше немцы создали крылатую ракету Фау-1.

13 июня 1944 года Лондон подвергся первой бомбардировке Фау-1. В начале сентября по Лондону и освобожденным к тому времени союзниками Антверпену и Парижу были выпущены Фау-2.

В апреле 45 года Вернер фон Браун вместе с несколькими своими сотрудниками сдался американцам. Три с половиной сотни железнодорожных вагонов с оборудованием и компонентами ракет были доставлены морем в США. Одновременно туда отправили и самих немецких ученых. Штурмбанфюрер СС фон Браун, его коллеги гауптштурмфюрер Рудольф (Rudolf) и генерал-лейтенант вермахта Дорнбергер (Dornberger) стали работать в научно-исследовательских центрах и конструкторских бюро Пентагона. Американцы проявили к ним более чем снисходительное отношение: начиналась "холодная война", Соединенные Штаты (как, впрочем, и Советский Союз) остро нуждались в специалистах в области ракетной техники. Поэтому на прошлое просто закрыли глаза.

Правда, как отмечает Браубургер, не военные программы, а космические проекты были приоритетными в работе Вернера фон Брауна на американцев (по крайней мере, начиная с середины пятидесятых годов). Именно его группа запустила первый американский спутник Explorer-1 - на 195 дней позже первого советского искусственного спутника Земли. После этого успеха Вернеру фон Брауну поручили создать ракету-носитель "Сатурн" для полетов на Луну.

Нужна ли американцам Луна?

С 1969 по 1972 годы американцы шесть раз высаживались на Луне, Однако, в конце концов, из-за дороговизны США отказались не только от этого, но также от дальнейшей подготовки экспедиции на Марс, техническое обеспечение которой тоже было поручено Вернеру фон Брауну, и от строительства долговременной орбитальной станции, подобной советскому "Миру".

Без настоящей работы Вернер фон Браун заметно сдал. Вскоре у него обнаружили рак, и в июне 1977 года он скончался в возрасте 65 лет. Уже после его смерти министерство юстиции США создало специальную следственную комиссию, которая занялась прошлым немецких конструкторов и техников. Всех немцев, начинавших свою научную карьеру в "третьем рейхе", со скандалом уволили из американского космического агентства NASA. Вполне возможно, что такая же участь постигла бы и Вернера фон Брауна.

Stefan Brauburger.
"Wernher von Braun. Ein deutsches Genie zwischen Untergangswahn und Raketenträumen".
Pendo Verlag, München 2009

Что еще почитать