Вещества и материалы вокруг нас. Химические явления внутри и вокруг нас

В предыдущей главе было сказано, что образовывать связи друг с другом могут не только атомы одного химического элемента, но также атомы разных элементов. Вещества, образованные атомами одного химического элемента, называют простыми веществами, а вещества, образованные атомами разных химических элементов, — сложными. Некоторые простые вещества имеют молекулярное строение, т.е. состоят из молекул. Например, молекулярное строение имеют такие вещества, как кислород, азот, водород, фтор, хлор, бром, йод. Каждое из этих веществ образовано двухатомными молекулами, поэтому их формулы можно записать как O 2 , N 2 , H 2 , F 2 , Cl 2 , Br 2 и I 2 соответственно. Как можно заметить, простые вещества могут иметь одинаковое название с элементами, их образующими. Поэтому следует четко различать ситуации, когда речь идет о химическом элементе, а когда о простом веществе.

Нередко простые вещества имеют не молекулярное, а атомное строение. В таких веществах атомы могут образовывать друг с другом связи различных типов, которые подробно будут рассмотрены чуть позже. Веществами подобного строения являются все металлы, например, железо, медь, никель, а также некоторые неметаллы — алмаз, кремний, графит и т.д. Для данных веществ обычно характерно не только совпадение названия химического элемента с названием им образованного вещества, но также идентичны запись формулы вещества и обозначения химического элемента. Например, химические элементы железо, медь и кремний, имеющие обозначения Fe, Cu и Si, образуют простые вещества, формулы которых Fe, Cu и Si соответственно. Существует также небольшая группа простых веществ, состоящих из разрозненных атомов, никак не связанных между собой. Такие вещества являются газами, которые называют, ввиду их крайне низкой химической активности, благородными. К ним относятся гелий (Не), неон (Ne), аргон (Аr), криптон (Кr), ксенон (Хе), радон (Rn).

Поскольку только известных простых веществ насчитывается около 500, то логично вытекает вывод о том, что для многих химических элементов характерно явление, называемое аллотропией.

Аллотропия – явление, когда один химический элемент может образовывать несколько простых веществ. Разные химические вещества, образованные одним химическим элементом, называют аллотропными модификациями или аллотропами.

Так, например, химический элемент кислород может образовывать два простых вещества, одно и которых имеет название химического элемента – кислород. Кислород как вещество состоит из двухатомных молекул, т.е. формула его O 2 . Именно данное соединение входит в состав жизненно необходимого нам воздуха. Другой аллотропной модификацией кислорода является трехатомный газ озон, формула которого O 3 . Несмотря на то что и озон, и кислород образованы одним химическим элементом, их химическое поведение весьма различно: озон отличается намного большей активностью по сравнению с кислородом в реакциях с теми же веществами. Кроме того, данные вещества отличаются друг от друга по физическим свойствам уже как минимум из-за того, что молекулярная масса озона больше, чем у кислорода в 1,5 раза. Это приводит к тому, что его плотность в газообразном состоянии также больше в 1,5 раза.

Многие химические элементы склонны образовывать аллотропные модификации, отличающиеся друг от друга особенностями строения кристаллической решетки. Так, например, на рисунке 5, вы можете видеть схематичные изображения фрагментов кристаллических решеток алмаза и графита, которые являются аллотропными модификациями углерода.

Рисунок 5. Фрагменты кристаллических решеток алмаза (а) и графита (б)

Кроме того, углерод может иметь и молекулярное строение: такая структура наблюдается у такого типа веществ, как фуллерены. Вещества данного типа образованы молекулами углерода сферической формы. На рисунке 6 представлены 3D модели молекулы фуллерена с60 и футбольного мяча для сравнения. Обратите внимание на их интересное сходство.

Рисунок 6. Молекула фуллерена С60 (а) и футбольный мяч (б)

Сложные вещества - это вещества, которые состоят из атомов разных элементов. Они так же, как и простые вещества, могут иметь молекулярное и немолекулярное строение. Немолекулярный тип строения сложных веществ может быть более разнообразен, нежели у простых. Любые сложные химические вещества могут быть получены либо прямым взаимодействием простых веществ, либо последовательностью их взаимодействий друг с другом. Важно осознавать один факт, который заключается в том, что свойства сложных вещества как физические, так и химические сильно отличаются от свойств простых веществ, из которых они получены. Например, поваренная соль, имеющая форуму NaCl и представляющая собой бесцветные прозрачные кристаллы, может быть получена взаимодействием натрия, являющегося металлом с характерными для металлов свойствами (блеск и электропроводность), с хлором Cl 2 — газом желто-зеленого цвета.

Серная кислота H 2 SO 4 может быть образована серией последовательных превращений из простых веществ — водорода H 2 , серы S и кислорода O 2 . Водород — газ легче воздуха, образующий с воздухом взрывчатые смеси, сера — твердое вещество желтого цвета, способное гореть, и кислород — газ чуть тяжелее воздуха, в котором могут гореть многие вещества. Серная кислота, которая может быть получена из данных простых веществ, представляет собой тяжелую маслянистую жидкость, обладающая сильными водоотнимающими свойствами, из-за которых обугливает многие вещества органического происхождения.

Очевидно, что помимо индивидуальных химических веществ, бывают также и их смеси. Преимущественно именно смесями различных веществ образован мир вокруг нас: сплавы металлов, продукты питания, напитки, различные материалы, из которых состоят окружающие нас предметы.

Например, воздух, которым мы дышим, состоит в основном из азота N 2 (78%), жизненно необходимого нам кислорода (21%), оставшийся же 1% приходится на примеси других газов (углекислый газ, благородные газы и др.).

Смеси веществ разделяют на гомогенные и гетерогенные. Гомогенными смесями называют такие смеси, у которых нет границ раздела фаз. Гомогенными смесями являются смесь спирта и воды, сплавы металлов, раствор соли и сахара в воде, смеси газов и т.д. Гетерогенными смесями называют такие смеси, у которых имеется граница раздела фаз. К смесям такого типа можно отнести смесь песка и воды, сахара и соли, смесь масла и воды и др.

Вещества, из которых состоят смеси, называют компонентами.

Смеси простых веществ в отличие от химических соединений, которые могут быть получены из этих простых веществ, сохраняют свойства каждого компонента.

Органические вещества в живой природе

Органические вещества лежат в основе всей живой природы. Растения и животные, микроорганизмы и вирусы - все живые существа состоят из огромного количества различных органических веществ и сравнительно небольшого числа неорганических. Именно соединения углерода, благодаря их великому разнообразию и способности к многочисленным химическим превращениям, явились той основой, на которой возникла жизнь во всех ее проявлениях. Носителями тех свойств, которые включаются в понятие «жизнь», являются сложные органические вещества, молекулы которых содержат цепи из многих тысяч атомов - биополимеры.

Прежде всего это белки - носители жизни, основа живой клетки. Сложные органические полимеры - белки состоят главным образом из углерода, водорода, кислорода, азота и серы. Их молекулы образованы соединением очень большого числа простых молекул - так называемых аминокислот (см. ст. «Химия жизни»).

Существует очень много разных белков. Есть белки опорные, или структурные. Такие белки входят в состав костей, образуют хрящи, кожу, волосы, рога, копыта, перья, чешую рыб. В состав мышц структурные белки входят вместе с белками, выполняющими сократительные функции. Сокращение мышц (важнейшая роль белков этого типа) - это превращение части химической энергии таких белков в механическую работу. Очень большая группа белков регулирует химические реакции в организмах. Это ферменты (биологические катализаторы). В настоящее время их известно более тысячи. Высокоразвитые организмы умеют вырабатывать еще и защитные белки - так называемые антитела, которые способны осаждать или связывать и тем обезвреживать проникшие извне в организм посторонние вещества и тела.

Наряду с белками важнейшие функции жизни несут нуклеиновые кислоты. В живом организме всегда происходит обмен веществ. Постоянно обновляется состав почти всех его клеток. Обновляются и белки клеток. Но ведь для каждого органа, для каждой ткани нужно изготовить свой особенный белок, со своим неповторимым порядком аминокислот в цепи. Хранители этого порядка - нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты являются своего рода шаблонами, по которым организмы строят свои белки. Часто образно говорят, что в них записан код синтеза белка. Для каждого белка - свой код, свой шаблон. У нуклеиновых кислот есть еще одна функция. Они шаблоны и для самих нуклеиновых кислот. Это своего рода «запоминающее устройство», при помощи которого каждый вид живых существ передает из поколения в поколение коды построения своих белков (см. ст. «Химия жизни»).

Опорные функции в живой природе выполняют не только белки. В растениях, например, опорные, скелетные вещества - целлюлоза и лигнин. Это тоже полимерные вещества, но совсем другого типа. Длинные цепи атомов целлюлозы построены из молекул глюкозы, относящейся к группе Сахаров. Поэтому целлюлозу относят к полисахаридам. Строение лигнина до сих пор окончательно не установлено. Это тоже полимер, по-видимому, с сетчатыми молекулами. А у насекомых опорные функции выполняет хитин - тоже полисахарид.

Есть большая группа веществ (жиры, сахара, или углеводы), которые переносят и запасают химическую энергию. Они (вместе с белками пищи) являются запасным строительным материалом, необходимым для образования новых клеток (см. ст. «Химия пищи»). Множество органических веществ (витамины, гормоны) в живых организмах играют роль регуляторов жизнедеятельности. Одни регулируют дыхание или пищеварение, другие - рост и деление клеток, третьи - деятельность нервной системы и т. п. В живых организмах содержатся многочисленные вещества самых разнообразных назначений: красящие, которым мир цветов обязан своей красотой, пахучие - привлекающие или отпугивающие, защищающие от внешних врагов, и много других. Растения и животные, даже каждая отдельная клетка - это маленькие, но очень сложные лаборатории, в которых возникают, превращаются и разлагаются тысячи органических веществ. Многочисленные и разнообразные химические реакции протекают в этих лабораториях в строго определенной последовательности. Создаются, растут и затем распадаются сложнейшие структуры...

Мир органических веществ окружает нас, мы сами состоим из них, и вся живая природа, среди которой мы живем и которую мы постоянно используем, состоит из органических веществ.


Строение природного полимера - белка фиброина шелка. Отдельные полимерные цепи соединены между собой водородными связями (пунктир).














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: показать тесную связь химиис нашей повседневной жизнью.

Оборудование: мультимедийный проектор; три вида мыла – хозяйственное, туалетное, жидкое; два вида стирального порошка – для хлопчатобумажных и шерстяных тканей; фенолфталеин; сода; раствор уксусной кислоты; лимонная кислота кристаллическая; мука; вода; пробирки; стаканы химические; шпатель.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Cлайд 2)

Учитель. В начале было слово. И слово было – Бог. За семь дней и ночей создателем был сотворен материальный мир, который состоит из вещества. А вещество – это объект изучения науки ХИМИИ.

(Слайд 3)

– Итак, давайте вместе очаруемся этой божественной наукой, и убедимся в том, что все наше окружение – это химические вещества. И мы с вами, наше тело и даже наши чувства – это тоже химия.
Начнем с самого начала. Вот рождается малыш. (Слайд 4) С первым его криком расправляются легкие, малыш делает первый вдох. И этот процесс сопровождает нас всю жизнь.

Вопросы к аудитории:

– А какой газ нам при этом необходим? (Кислород)

– Как называется вещество переносящее кислород? (Гемоглобин)

– Давайте вместе полюбуемся на эту замечательную молекулу. (Слайд 5) Кислород, присоединившись, к иону железа, расположенного посередине гемоглобина, как в карете проезжает ко всем органам нашего тела. Наши ткани наполняются живительным кислородом, благодаря которому идут процессы окисления.

– А теперь другой момент. Скажите, испытывали ли вы стресс? Конечно! Я полагаю, стресс знаком многим.

Вопрос к аудитории:

– Знаете ли вы, какой гормон вырабатывается при этом? (Адреналин)

– А сегодня вы испытывали волнение?

– Конечно, в школе без волнения не обойтись! И вновь у вас выброс адреналина. (Слайд 6) Мудрая природа создала адреналин для действия. Следовательно, при выбросе адреналина человеку нужно активно двигаться, бегать, прыгать, размахивать руками. Что мы с вами сейчас и сделаем. Встали. Подняли руки, активно потряхиваем руками. Одновременно потопаем ногами.

– Молодцы! Весь накопившейся адреналин выработали.

– Оказывается, стрессоустойчивость зависит от белка, к которому прикрепляется адреналин. Если молекула белка крупная, человек устойчив к стрессу, если мелкая – устойчивость к стрессу мала. Давайте полюбуемся на замечательную структуру белковой молекулы. (Слайд 7) Восхитимся мудрой природой, создавшей такую красоту.

Вопрос к аудитории:

– Что же определяет структуру белка? Где зашифрована наследственная информация? (ДНК)

– Конечно же, в молекуле ДНК. Обратимся к структуре ДНК. (Слайд 8) Посмотрите, какая красавица! Слева представлен вид сверху, справа – двойная спираль, состоящая из двух комплиментарных цепей. Не зря они так названы, одна цепь делает комплимент другой. А полное название ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота. Звучит как песня!

– Давайте проведем мысленный эксперимент – перенесемся к себе домой. Нас дома всегда ждут.

Вопрос к аудитории:

– Кто вас встречает первым у порога? Какие чувства испытываете вы при этом?

– Замечательно! Всех нас ждут дома мамы и папы, бабушки и дедушки, котики и собачки, хомячки и попугайчики. А мы рады встрече с ними. (Слайд 9)

– А теперь представьте – перед вами тарелка с пельменями, заправленная сметаной. Или на столе дымится пирог с румяной корочкой. Дом наполнен изумительным ароматом. Вы подносите ко рту желанный кусок. Что вы испытываете при этом?
Всего этого блаженства вы бы не испытали, если бы не образовался в организме гормон радости – серотонин. Полюбуйтесь на виновника торжества! (Слайд 10) Хорош! Выработаем его здесь и сейчас. Нет, к сожалению, вы не будете сейчас держать в руке увесистый кусок пирога. Вы не погладите любимого питомца. Мы поступим проще – вспомним детство. Каждый из нас, будучи ребенком, улыбался и задорно смеялся около 360 раз в день. Улыбнитесь, найдите на лице бугорки радости рядом со скулами. Кончиками пальцев активно потрите их. Посмотрите на своих соседей слева и справа, подарите им свою улыбку! Вот и выработали серотонин!

– Итак, мы дома. Первым делом посетим домашнюю лабораторию под названием – ванная. (Слайд 11) Моем руки, заодно не теряя время, включаем стиральную машину. Какое мыло выбрать? Какой порошок? Для проведения эксперимента нужны, пять химиков. С ними мы проверим щелочные свойства трех видов мыла – хозяйственного, туалетного, жидкого и двух сортов порошка – для шерсти и для хлопчатобумажных тканей. (В пяти пробирках находятся образцы вышеперечисленных моющих средств. В каждую наливают несколько миллилитров воды, встряхивают. Затем в растворы капают по капле раствора фенолфталеина, наблюдают за интенсивностью малинового окрашивания и делают выводы.)

Выводы. Наиболее яркая окраска в растворе хозяйственного мыла, среда сильнощелочная, следовательно, этим мылом необходимо пользоваться для стирки сильно загрязненных изделий. Раствор туалетного мыла также изменил окраску индикатора – им пользуемся для мытья грязных рук и тела. А вот жидким мылом можно пользоваться часто, так как его раствор не изменил цвета индикатора, среда нейтральная.
Наиболее щелочная среда в растворе стирального порошка для хлопчатобумажных тканей, следовательно, этим видом моющего средства нужно стирать изделия из тканей выдерживающих агрессивную среду. В другом виде порошка раствор фенолфталеина только порозовел, т. е. он годится для стирки изделий из натуральных шелковых и шерстяных тканей.

– Переходим на кухню – главную домашнюю лабораторию. Здесь происходят основные таинства приготовления. Чем оснащена главная лаборатория дома? (Слайд 12)
Знакомьтесь, «Горячее Величество» – плита.

Вопросы к аудитории:

– Для чего нужна плита? Что в ней горит?

– А теперь, пожалуйста, желающий запишет на доске реакцию горения метана, и сравнит ее с записью на экране.

– Сделаем выводы. Метан взаимодействует с кислородом, при этом выделяется углекислый газ и пары воды. Поэтому при зажигании конфорок необходимо открыть форточку. А для чего затеваем реакцию горения? Конечно, нам нужна энергия, выделяющаяся в результате реакции. Поэтому реакция записана в термохимическом виде, в конце уравнения +Q, что означает выделение тепла – реакции экзотермическая.

– На очереди «Морозное Величество» – холодильник.

Вопрос к аудитории:

– Для чего нужен холодильник?

– Вы правы, он необходим для замедления процессов порчи пищи – реакций окисления и разложения. Холодильник олицетворяет сложнейший раздел химии – химическую кинетику. Отнесемся к «Морозному Величеству» с почтением.

– Переходим к «Высочествам» – шкафам. Чего тут только нет – ложки, поварешки, кастрюли, сковородки, крупы, мука, соль, сахар, специи и много еще чего вкусного и интересного. Будем готовить пирог из песочного теста, причем химически грамотно. В кулинарных книгах рекомендуется для приготовления теста добавить соду погашенную уксусом.

Вопрос к аудитории:

– С какой целью в тесто добавляется сода с уксусом?

– Верно, чтобы пирог был пышным. А теперь посмотрите на эту реакцию. (Демонстрация взаимодействия соды с уксусной кислотой) . Наблюдаем «вскипание» за счет выделения углекислого газа. Итак, основная масса углекислого газа улетучилась в атмосферу, для поднятия теста газа осталось немного. Поэтому соду уксусом не гасим, а добавляем в муку соду и сухую кристаллическую лимонную кислоту. Замешиваем тесто, добавляя необходимые ингредиенты.

(Демонстрация. В глубоком стакане смешать соду, кристаллическую лимонную кислоту, муку, добавить воду. Наблюдается медленное поднятие пышного теста. В другом стакане муку смешать с водой, туда же добавить соду погашенную уксусом. В этом случае тесто поднимается намного меньше и быстро оседает.)

– Мы с вами убедились в том, что и пироги нужно готовить химически грамотно. Углекислый газ должен выделяться в процессе выпечки – результат пышный пирог, вот такой как наш! (Слайд 13)

– Думаю, я убедила вас в том, что химия – поэма вещества! (Слайд 14)

Предисловие Повсюду, куда бы ни обратил свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и др. При опускании кусочка лимона в стакан горячего чая происходит ослабление окраски – чай здесь выступает в роли кислотного индикатора, подобного лакмусу. Аналогичное кислотно-основное взаимодействие проявляется при смачивании уксусом нарезанной синей капусты. Хозяйки знают, что капуста при этом розовеет. Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой или гася водой известь, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции. Объяснение этих и других широко распространенных в жизни человека химических процессов – удел специалистов.


Поваренная соль С уверенностью можно сказать, что, по крайней мере, одно химическое соединение в довольно чистом виде имеется в каждом доме, в каждой семье. Это – поваренная соль или как ее называют химики – хлорид натрия NaCl. Известно, что, уходя из таежного приюта, для случайных путников охотники непременно оставляют спички и соль. Поваренная соль совершенно необходима для жизнедеятельности организма человека и животных. Недостаток этой соли приводит к функциональным и органических расстройствам: могут возникать спазмы гладкой мускулатуры, иногда поражаются центры нервной системы. Длительное солевое голодание может привести к гибели организма. Суточная потребность в поваренной соли взрослого человека составляет г. В условиях жаркого климата потребность в соли возрастает до г. Это связано с тем, что хлорид натрия выводится из организма с потом и для восстановления утрат в организм нужно вводить больше соли.


Спички Человек давно уже был знаком с чудодейственными свойствами огня, стихийно возникающего в результате удара молнии. Поэтому отыскание способов добывания огня было предпринято еще первобытным человеком. Энергичное трение двух кусков дерева – один из таких способов. Самовоспламенение древесины происходит при температуре выше 300°C. Понятно, какие мускульные усилия необходимо приложить для локального разогревания древесины до такой температуры. И тем не менее в свое время овладение этим способом было величайшим достижением, так как использование огня позволило человеку в значительной мере снять с себя зависимость от климата, а значит, расширить пространство для существования. Высекание искр при ударе камня о кусок пирита FeS2 и поджигание ими обуглившихся кусков дерева или растительных волокон было другим способом получения огня человеком.


Бумага и карандаши Без преувеличения можно сказать, что каждый человек ежедневно и в большом количестве использует бумагу или изделия из нее. Неоценима роль бумаги в истории культуры. Письменная история человечества насчитывает около шести тысячелетий и началась до изобретения бумаги. Вначале для этой цели служили глиняная пластинка и камень. Однако без бумаги вряд ли письменность – важнейшее средство общения людей – получила бы такое развитие. Письмо, являясь знаковой системой фиксации речи, позволяет сохранять ее во времени и передавать на расстояния. Даже при широчайшем распространении радио, телевидения и магнитофонных записей, а также памяти электронно- вычислительных машин бумага как средство хранения информации и культурных ценностей человечества не перестает и по сей день играть своей неоценимой роли.


Стекло Главный потребитель стекла в настоящее время – строительная индустрия. Больше половины всего вырабатываемого стекла приходится на оконное для остекления зданий и транспортных средств: автомашин, железнодорожных вагонов, трамваев, троллейбусов. Кроме того, стекло используют в качестве стенового и отделочного материала в виде пустотелых кирпичей, блоков из пеностекла, а также облицовочных плиток. Примерно треть производимого стекла идет на изготовление сосудов различного типа и назначения. Это прежде всего стеклянная тара – бутылки и банки. В большом количестве стекло расходуется на изготовление столовой посуды. Стекло пока незаменимо для производства химической посуды. В довольно большом количестве из стекла изготавливают вату, волокно и ткани для тепловой и электрической изоляции.


Керамика Керамические изделия широко представлены в быту и строительстве. Слово керамика настолько прочно вошло в русский язык, что мы удивляемся, когда узнаем, что оно иностранного происхождения. На самом же деле слово керамика берет свое начало из Греции. Греческое слово keramos означает – глиняная посуда. Керамические изделия издревле получали обжигом глин или их смесей с определенными минеральными добавками. Раскопки показывают, что керамические изделия производятся человеком с эпохи неолита (8...3 тыс. лет до н.э.). Поскольку глины весьма распространены в природе, гончарное ремесло широко и часто независимо развивалось в различных частях света, относительно легко перенималось и распространялось.


Цемент Цемент – собирательное название различных порошкообразных вяжущих веществ, способных при смешении с водой образовывать пластичную массу, приобретающую со временем камневидное состояние. Большинство цементов является гидравлическими, т.е. вяжущими веществами, которые, начав твердеть на воздухе, продолжают твердеть и под водой. Первый цемент был открыт во времена Римской империи. Жители местечка Пуццоли, расположенного у подножья вулкана Везувий, заметили, что при добавлении к извести вулканического пепла (пуццоланы) образуется эффективное связующее средство. Сама известь, как известно, проявляет связующие свойства, но в связке неустойчива к воде.


Клеи В настоящее время в быту и промышленности используют очень большое число различных клеев. Их можно разделить на минеральные, растительные, животные и синтетические. К минеральным клеям иногда относят и такие связующие материалы, как известь и гипс, но у них отсутствует одно из основных свойств клеев – липкость. Силикатный клей или, что то же самое, жидкое стекло полностью удовлетворяет всем свойствам, присущим клею.


Химические отбеливатели При стирке тканей необходимо не только удалить загрязнения, но и разрушить окрашенные соединения. Часто ими являются природные красители от ягод или вин. Эту функцию выполняют химические отбеливатели. Наиболее распространенным отбеливателем является перборат натрия. Его химическую формулу условно записывают в виде NaBO2·H2O2·3H2О. Из формулы видно, что отбеливающим началом служит пероксид водорода, который образуется в результате гидролиза пербората. Этот химический отбеливатель эффективно действует при 70°C и выше.


Минеральные удобрения В мире минеральные удобрения начали применять сравнительно недавно. Инициатором и активным поборником их использования в земледелии был немецкий химик Юстус Либих. В 1840 г. он выпустил в свет книгу «Химия в приложении к земледелию». В 1841 г. по его почину в Англии была построена первая суперфосфатная установка. Калийные удобрения начали производить в 70-х годах прошлого века. Минеральный азот в то время поставлялся в почву с чилийской селитрой. Следует отметить, что в настоящее время считают рациональным вносить в почву фосфорные, калийные и азотные удобрения в отношении питательных веществ, примерно равном 1:1,5:3. Спрос на минеральные удобрения быстро увеличивается так, что их мировое потребление с начала текущего столетия удваивается за каждые десять лет. К счастью, запасы главных элементов удобрений на Земле большие и их истощения пока не предвидится.


Коррозия металлов Слово коррозия происходит от латинского corrodere, что означает разъедать. Хотя коррозию чаще всего связывают с металлами, но ей подвергаются также камни, пластмассы и другие полимерные материалы и дерево. Например, в настоящее время мы являемся свидетелями большого беспокойства широких слоев людей в связи с тем, что от кислотных дождей катастрофически страдают памятники (здания и скульптуры), выполненные из известняка или мрамора.


Благородные металлы К благородным металлам обычно относят золото, серебро и платину. Однако их список этими металлами далеко не исчерпывается. В науке и технике в их число также включают спутники платины – платиновые металлы: палладий, рутений, родий, осмий и иридий. Благородные металлы характеризуются малой химической активностью, коррозионной устойчивостью к атмосферным воздействиям и минеральным кислотам. Изделия из благородных металлов обладают красивым внешним видом (благородством).


Заключение В повседневной жизни люди постоянно пользуются изделиями и веществами, полученными путем химических превращений. Более того, не подозревая о том, в быту человек сам часто осуществляет химические реакции. Книга построена в форме отдельных рассказов о распространенных веществах, материалах и химических процессах, повседневно используемых человеком.

Что еще почитать