Возрождение и гуманизм в европе. Великие гуманисты европы

Введение

Актуальность выбранной темы. Отношение к гуманизму в наше постсоветское, а в теоретическом плане - постмарксистское время весьма неоднозначное. Его либо отвергают с порога, либо возводят в такие степени абстрактности и непрактичности, что впору вспоминать самые мрачные времена средневековой схоластики, взятой только на либеральный лад. Гораздо более важными, чем гуманизм, стали ее величество собственность и власть, иначе говоря, господство - экономическое и политическое. Человек в этой системе господства предстает как бесплатное приложение, как "слабое звено" с ограниченной функцией исполнителя чужой обезличенной воли.

Особенно чувствительны к этому уходу от гуманизма система образования и общекультурный статус науки. На них в первую очередь выпадает испытание на прочность. Спасительной силой в этих условиях выступает их способность к здоровому консерватизму, верность своим принципам построения и собственному призванию. Ответственность перед исторически выработанной гуманистической миссией оказывается в этот момент решающей.

Следовательно, если констатация глобального "кризиса гуманизма" к чему-то и обязывает ученое сообщество, то вовсе не к тому, чтобы отмахнуться от этой, казалось бы, потерявшей привлекательность проблемы. Она обязывает заглянуть вглубь самого понятия, проследить историческую типологию гуманистических сознаний и практик, вскрыть причины нынешнего кризиса и тенденции его разрешения. Разумеется, в рамках короткого анализа мы можем претендовать лишь на самую общую постановку проблемы и расстановку тех акцентов, которые представляются наиболее важными.

Гуманистическая устремленность характерна для большинства отечественных мыслителей и писателей - И. А. Бердяев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, Н. Ф. Федоров, и многие другие. Их идеи были продолжены М. К. Мамардашвили, О. А. Митрошенковым, В. В. Лазаревым.

Гуманизм. Зарождение и развитие идей гуманизма

Общее понятие - гуманизм. Зарождение и развитие идей гуманизма в странах Западной Европы

Гуманизм - от лат. homo - человек, humanus - человеческий, человечный, humanitas - человеческая природа - 1) сложившееся в эпоху Возрождения движение образованных людей, объединенное интересом к античности, изучением и комментированием памятников «классической» (прежде всего латинской) литературы; 2) в широком смысле - особый тип философского мировоззрения, сосредоточенного на человеке с его земными делами и свершениями, утверждающего его свободу и достоинство независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающего в нем самостоятельный источник творческих сил.

Термин “гуманизм” употреблялся еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.

Как направление в культуре, гуманизм возник в XIV веке в Италии, особенно во Флоренции. С конца XV века перешло в Германию, Францию, отчасти Англию и другие страны. Так постепенно гуманизм распространился во всех странах Западной Европы. Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaitre - возрождаться) стало одной из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающей почти три столетия с середины XIV века до первых десятилетий XVII века. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия, формировались новые общественные группы - буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Гуманизм стал идейной основой культуры Возрождения.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали науку, основанную на формальной логике (диалектике), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. В совершенствовании духовной природы человека гуманисты основную роль отводили комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название “studia humanitatis” (гуманитарные дисциплины). Латинское понятие “humanitas” тогда означало стремление к развитию человеческого достоинства вопреки длительному принижению значения всего, что связано с человеческой жизнью. Идеал видели в гармонии между просвещенностью и активностью.

Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Восстановление античного наследия не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не всегда четкое - некоего духовного и культурного единства, благотворность которого сказывается и в современный наш век.

В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате “О невежестве собственном и многих других” проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

Со временем гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. “Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться” (цитата из красочного словаря).

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении “О наслаждении” неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. “Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она”. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой “Речи о достоинстве человека” помещает его в центр мира:

Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.

С последней трети 15 в. гуманистические интересы перемещаются в теологию, натурфилософию, естествознание, что означало раскрепощение традиционных сфер культуры, но одновременно вело к более сложному взаимодействию со средневековым наследием (флорентийский неоплатонизм М. Фичино, неоаристотелизм П. Помпонацци и т.п.). Необходимо отметить, что до середины XVI в. преследования гуманистов со стороны католической церкви - явление крайне редкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрыми христианами. И только Реформация - (от лат.reformatio - преобразование) движение за обновление веры, обратившееся против папства - заставила церковь перейти в наступление.

Отношения Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае - к античным, в другом - к евангельским). С другой стороны, Реформация - это протест против ренессансного возвеличивания человека.

В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него - это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет.

Так или иначе, эпоха Возрождения, сменившая средневековье, “надстроила” христианскую этику и способствовала дальнейшему развитию гуманизма.

Неогуманизм, сложившийся в Германии во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв., связан с обращением к культуре античной Греции как историческому прообразу гармоничного развития человеческой индивидуальности (И. И. Винкельман, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, К. В. фон Гумбольдт). Так же связан с просветительским идеалом воспитания человеческого рода (Г. Э. Лессинг) в его поступательном движении к совершенству, «гуманности» и счастью, сопровождающемся всесторонним раскрытием заложенных в нём сил (И. Г. Гердер). Эти идеи легли в основу предпринятой Гумбольдтом реформы школьного и университетского образования.

В отличие от античного космоцентризма и средневекового теоцентризма, новоевропейский гуманизм отстаивает антропоцентричную картину мира, в которой человек занимает самостоятельное («срединное») место между Богом и природой, небом и землей. Человек рассматривается как свободное существо, способное творить самого себя, придавать себе такую природу, какую сам пожелает, как субъект познания и деятельности, опирающийся в своих действиях на собственный разум и творческие потенции. Это открытие гуманизма получило развитие в мысли Нового времени, утверждавшей решающее значение человеческого разума, как в познании мира, так и в создании общественно-политических форм человеческого общежития. Наибольшее влияние эта традиция оказала на развитие социально-философской мысли - гуманистический идеал личности как свободной индивидуальности, способной к самосозиданию и творчеству, породил мечту об обществе, в котором эта способность будет полностью реализована в жизни, что привело к возникновению первых коммунистических утопий (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).

В других вариантах социально-философской мысли гуманизм сохраняет значение основополагающей культурной ценности, с позиции которой ведётся критика капитализма как общества, исключающего подлинную свободу и автономию человека, подчиняющего его власти рационально организованных сил в лице финансово-промышленных корпораций, политической бюрократии и электронных средств массовой информации. Критика эта характерна для многих направлений левого толка и различных представителей неомарксизма, в частности франкфуртской школы (М. Хорк-хаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе), неофрейдизма (Э. Фромм) и др.

Трагичная судьба гуманизма в современном мире - центральная тема экзистенциализма. Согласно М. Хайдеггеру («Письмо о гуманизме»), несостоятельность новоевропейского гуманизма заключена в абсолютизации им человеческой субъективности как условия познания и покорения внешнего мира посредством науки и техники, в забвении человеком «истины бытия», только и придающей смысл его существованию. Задача человека - не навязывать свою волю сущему, а лишь вслушиваться в голос «бытия». Ж.П. Сартр, истолковывая экзистенциализм как гуманизм, понимает под этим свободу каждого в решении своей судьбы. Экзистенциальный гуманизм, в отличие от классического, апеллирует к человеку не как к родовому существу (трансцендентальному или абсолютному субъекту), а как к конкретному индивиду в уникальности и неповторимости его личного существования.

Предпосылки, сущность и характерные черты эпохи Возрождения

С середины XV в. в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы происходит ряд важных изменений, ознаменовавших начало новой эпо­хи, получившей название Возрождение (по-французски «Ренессанс»).

В узком смысле под термином «Возрождение» принято понимать возрожде­ние античной культуры, воскрешение античного идеала красоты, образа жизни, мышления и чувствования. Однако сводить эпоху Ренессанса только к воскреше­нию идеалов древности было бы неверно. Решающим признаком этой эпохи яв­лялся небывалый расцвет культуры, бурный творческий подъем, великие начина­ния, поиски и открытия.

Экономической основой Возрождения стал невиданный до того времени подъем производительных сил, материального производства, науки и техники, связанный с урбанизацией, развитием ремесел, зарождением мануфактуры, расширением товарно-денежного хозяйства и развитием торговых связей. Преобразования в эко­номике привели к изменению в социально-политической и духовной жизни Ев­ропы. Все больше укрепляется бюргерство, являющееся носителем идеи незави­симого и свободомыслящего человека, усиливается борьба городов за самостоя­тельность, что в конечном счете приводит к складыванию монархических абсолю­тистских государств; усиливаются светские тенденции в культуре, способствую­щие ослаблению церковно-католического миропонимания; основой мировоззре­ния становится гуманизм, признающий личность человека высшей ценностью.

Родиной Возрождения стала Италия – непосредственная наследница антич­ной римской культуры. Постепенно большинство стран Европы объединяются на почве идей общечеловеческого, гуманистического характера: Англия, Франция, Германия, Испания, Польша. Чехия. Расцвет культуры в этих странах в XVI–XVIIв. получил название «Северный Ренессанс».

В чём своеобразие эпохи Возрождения? Во-первых, Возрождение – это переходная эпоха, в рамках которой совершился «универ­сальный переворот» – социально-экономический, политический, культурный от Средневековья к Новому времени. Это эпоха перехода от деревенской культуры к городской, являющейся «уже не средневековой и ещё не буржуазной» 1 . Культу­ра Возрождения много заимствовала из эпохи Средневековья, которое ею конча­лось, но многое в ней предвосхищало грядущее Новое время. Так, само понятие Возрождение имело не просто средневековое, но и прямо библейское происхождение. В Новом завете постоянно говорилось о Возрождении, о Новом духовном развитии, о появлении Нового человека. Происходит модификация средневекового сознания.

Во-вторых, эпоха Ренессанса одновременно базировалась на Античности и на Средневековье. Сами античные идеи истолковывались именно на основе опыта Средневековья. Однако гуманисты эпохи Возрождения не только не видели этой связи со средневековьем, но и противо­поставляли свою эпоху эпохе христианского Средневековья. Именно они стали родоначальниками концепции, определяющей Средневековье как мрачное, фана­тически религиозное варварское время. «Всё ниспровергнуто, сожжено, разрушено» - так характеризует эпоху Средневековья Лоренцо Валло.

В-третьих, становление индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности, присущее буржуазному обществу, неосоз­нанно происходит в эпоху Возрождения в городской среде, с ее свободными и независимыми мастерами. Молодая зарождающаяся буржуазия «без роду и племе­ни» могла уповать лишь на свои личные качества, на собственный ум, смелость, предприимчивость, которые стали цениться выше, чем благородное происхожде­ние и знатность рода. Утверждается новая система ценностей, где особое внима­ние придается образованию, нравственным достоинствам человека. Антропоцентризм становится характерной чертой новой эпохи. В центр мироздания ставится не бог, а сам человек, мыслитель и творец, способный изменить мир к лучшему. Появляются яркие, титанические личности. Человек начинает занимать центральное место в иерархии земных ценностей. Рождаются представления о человеке «как о земном боге».

В-четвёртых, для эпохи Возрождения был присущ светский дух религии, с тенденцией переоценки всей культуры: оставаясь религиозным, человек стал меньше придавать значение обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив своё внимание на её внутренней духовной стороне.

В-пятых, произошла секуляризация культуры, сложился культ светской жизни с выраженным стремлением к чувственным удовольствиям и интересам к проблемам земного бытия.

В-шестых, происходит освобождение от власти авторитетов. Человек Возрождения мог смело критиковать признанных авторов и учения.

В-седьмых, появляется небывалый интерес к искусствам. Возрастает роль искусства в общественной жизни. Именно в искусстве достигается гармония, к которой стремится эпоха Ренессанса – гармония христианского и языческого, земного и божественного, материального и духовного.

В-восьмых, открытия в области науки (астрономии: Н. Коперник, Т. Браге, И. Кеплер, Д. Бруно, Г. Галилей; географии: Колумб, Магеллан) и техники (изобретение печатного станка, микроскопа, барометра и т. д.) стали своего рода революцией в естествознании и изменили картину мира. На смену геоцентрической модели мира приходит гелиоцентрическая.

Таким образом, эпоха Возрождения – это особый, переходный этап истории культуры, соединивший в себе элементы и античного, языческого и средневекового, христианского и раннебуржуазного отношения к миру.

Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры

Идейной основной культуры Возрождения стал гуманизм (от латинского – человеческий, человечный). Гуманизм означает не только признание за челове­ком высшей ценности, но и то, что человек объявляется критерием всякой ценно­сти. Эта черта гуманизма была выражена в эпоху античности устами Протагора: «Человек есть мера всех вещей».

Возникновение и утверждение нового ренессансного мировоззрения нача­лось с вызова схоластике, основанной на формально-терминологическом методе. В противовес традиционному комплексу studia divinitatis – познанию божествен­ного – гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – studia humanitatis – познание человеческого, включающий грамматику, филологию, риторику, историю, педагогику, этику (моральную философию). Гуманистами в эпоху Возрождения называли тех, кто посвящал себя изучению, преподаванию этих дисциплин. Сам термин имел не только профессиональное, но и мировоззренческое содержание: гумани­сты были носителями и творцами новой системы знаний, в центре которой стоял человек, его земное предназначение.

Первым гуманистом эпохи Ренессанса называют Франческо Петрарку (1304–1374). Он был «именно тем человеком, – писал Леонардо Бруни, – который воскресил к жизни преданные забвению studia humanitatis и открыл путь к обновлению нашей культуры... » 1 . Флавио Биондо видел в Петрарке основоположника нового литературного стиля. Столетия спустя Франческо Патрицы под­черкнул роль Петрарки, возродившего в итальянских республиках риторику, погребённую в эпоху тысячелетнего варварства.

Франческо Петрарка заложил основы новой гуманистической этике, главный принцип который – достижения нравственного идеала через самопознания, активную добродетель, образование. В трактате «О средствах против счастли­вой и несчастливой фортуны» он ставит под сомнение традиционное понимание благородства, отказываясь видеть основу знатности в происхождении и титулах. Только в активном проявлении добрых начал своей натуры человек может обрес­ти подлинное благородство. Петрарка сформулировал черты, присущие новому типу личности: индивидуализм, осознание собственной ценности, активность и вера в собственные силы, стремление к свободе. Тем не менее на всем его творчестве лежит печать двойственности. Воспитанный в христианской религии Франческо искал компромисс между ней и языческой философией, между верой и знанием, он был убежден, что путь к небесному блаженству не требует отказа от всего мирского.

Последователями Петрарки стали Колюччо Салютати (1331–1406), Леонардо Бруни (1370–1440), Маттео Пальмиери (1406–1475), Лоренцо Балла (1407–1457), Леон Батист Альберти (1404–1472) и другие выдающиеся гуманисты эпохи Возрождения. Все они внесли заметный вклад в разработку гуманистической эти­ки, в развитие идей гармонии человека и природы. Человек в их учениях вступает активной преобразующей силой. Путь к пробуждению и развитию природных способностей человека открывает знание. «Знание возвышает человека над собой и над другими...». Но цель человеческого бытия, счастья не только в том, чтобы открыть истину, но и в том, «чтобы сделать ее руководством к действию» 1 . Совершение добрых дел, доблестных и праведных – это путь к достижению земно­го счастья. «Только разум, добродетель и труд в их неразрывном единстве, создают основу для подлинно человеческой жизни 2 ». Богатству принадлежит последнее место в иерархии земных благ.

Идея гармонии, ставшая одним из определяющих принципов мировоззрения гумани­стов эпохи Ренессанса, предполагала стремление человека к совершенству. Важное место в достижении этой цели отводилось образованию, нравственному и физи­ческому воспитанию.

Глубокая образованность предполагала изучение комплекса гуманитарных дис­циплин, преподавание которых велось как в университетах, так и в частных гуманистических школах. Создавались различного рода сообщества академии, кружки, товарищества, объединяющие представителей различных социальных кругов и про­фессий на почве гуманистических идей. В них в атмосфере свободной дискуссии переводили и читали древних авторов, собственные сочинения. Так, широкую известность в Италии приобрела Платоновская академия во Флоренции, возглав­ляемая с 1462 г. выдающимся гуманистом – философом Марсилио Фичино (1433–1499). Членами ее были не только известные гуманисты, но и юристы, медики, художники, предприниматели, политические деятели. С этой академией связано новое направление гуманизма – неоплатонизм.

Эпоха Возрождения это не просто эпоха провозглашения гармоничной лич­ности, не просто стремление к идеалу, но и его реальное воплощение. Эта эпоха дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих всесторонней обра­зованностью, ярким талантом, целеустремленностью, работоспособностью, огром­ной энергией. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Альбрехт Дюрер, Николо Макиавелли, Мартин Лютер – вот только несколько имен из числа титанов Возрождения. Тогда не было почти ни одного выдающегося человека, кото­рый не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером. «Он знал и умел все, что знало и умело его время, кроме этого он мог еще предугадывать многое, о чем еще и не помышляли» 1 . Так он обдумал конструкцию летательного аппарата и пришел к идее геликоптера. Кроме того, по свидетельству современников, он был прекрасен собой, пропорционально сложен, изящен и обворожителен в беседе 2 . Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором и... изобрел систему фортификационных сооружений.

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать основные принципы ренессансного гуманизма. Это освобождение культуры от церковной опеки, отречение от схоластики, раскрепощения человека и утверждение его земного предназначения, разрушение сословно-корпоративных рамок, возвышение человеческой личности, стремление к идеалу и гармонии.

Представления о человеке как об истинном творце всего сущего нашли наи­более полное воплощение в искусстве. Сам художник становится подлинным homo universal. Ему доступно все многообразие мира. Он один может подобно Богу «создавать из ничего нечто». Эстетический идеал Ренессанса – образ земного, реально­го, деятельного человека, гармонически и всесторонне развитого.

Искусство итальянского Возрождения

Классическим выражением ренессансной культуры было искусство итальян­ских мастеров. Искусство итальянского Возрождения проходит в своем развитии несколько этапов:

I этап – Проторенессанс кон. XIII – нач. XIV – вв. связан с именами Данте Алигьери (1265–1–321) и Джотто де Бондоне (1266–1337). Данте по праву называют «последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени». В своей «Божественной комедии», ставшей поэтической энциклопедией Средних веков и Возрождения, автор утверждает идею ренессансного мышления, призывает своих современников к возвышению мудрой, достойной жизни на земле, к истинной человечности.

Джотто – друг и соратник великого Данте – сумел в страдающем человеке увидеть и изобразить человека прекрасного и гордого («Распятие Христа», «Оплакивание Христа»). Художник в своих произведениях стремился к правдивому отображению движений человеческого тела, выраженных в них чувств («Поцелуй Иуды»). Джотто видел в искусстве то, что другим не доступно. Он принес естественное искусство, основанное на изображении окружающего нас мира таким, каким видит наш глаз, – так отзывался о живописце спустя сто лет прославленный флорентийский ваятель Гиберти 1 . Джотто настолько опередил свое время, что ещё долго после него флорентийские художники только подражали его манере письма.

I I Этап – Раннее Возрождение – XV в. Происходит новый взлет в искусстве в направлении утверждения реализма и преодолении средневековой традиции. Это было уже искусство новой эры – эпохи Возрождения. Всех знаменитых мастеров Раннего Возрождения трудно перечислить. «Отцами» нового искусства считают скульптора Донателло, архитектора и скульптора Брунеллески, художника Мазаччо. Идею красоты и гармонии стремились они воплотить в своих произведениях. В эпоху гуманизма мир представлялся человеку прекрасным, и он стремился видеть красоту во всем, что его окружало в этом мире. Зодчество становится «частью самой жизни». На смену грозных, мрачных феодальных замков приходят удобные, красивые и открытые для внешнего мира дома – дворцы (например, Палаццо Питти), удивительные по красоте здания общественного назначения (Воспитательный дом во Флоренции), восхитительные часовни (капелла Паццы во Флоренции).

Художник Мазаччо (1401–1428) не только стал последователем Великого Джотто, но и намного превзошел его в умении распределять свет и тени, в созда­нии четкой пространственной композиции, в силе, с которой он передает объем­ность. Мазаччо первый в живописи изображает обнаженное тело («Изгнание из рая») и придает человеку героические черты, прославляя его человеческое достоин­ство 2 .

В литературе ближайшими преемниками Данте стали Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо (1313–1375). В Петрарке его современники видели не только писателя Нового времени, но и новый тип человека, в котором воплощались жиз­ненные стремления и идеалы передовой части общества.

III Этап – Высокое Возрождение – конец XV–1 половина XVI вв., золотой век Ренессанса. Несмотря на крат­кость этого периода, именно в это время были созданы замечательнейшие творе­ния титанов Возрождения, людей поистине титанического духа, мысли, талантов: Леонардо да Винчи (1452–1519), Рафаэля Санти (14S3–1520), Микеланджело (1475–1564), Джорджоне (1476–1510), Тициана (1477–1576). Для этого периода характерны не только поиск, но и достижения гармонии: человека и мира, души и тела, чувства и разума в самом человеке, правды и красоты, реального и идеального. Наибольшая выразительность социально-нравственных идеалов эпохи была достигнута именно средствами изобретательного искусства. Мир чудесной гармонии был создан в произведениях Леонардо («Мадонна Бенуа», «Джоконда», «Мадонна Лита», «Дама с горностаем»), Рафаэля («Мадонна Коне-стабиле», «Мадонна в зелени», «Сикстинская мадонна»), Тициана («Любовь зем­ная и любовь небесная», «Венера Урбинская»).

Мир Микеланджело – противоречив, разнообразен, трагичен. В его творчест­ве соединены трагическое осознание несовершенства бытия и веры в гармонию мироздания, одиночества человека и радость его победы в борьбе со стихиями («Давид», «Моисей», «Фрески Сикстинской капеллы», «Изгнание из рая», «Страш­ный суд», «Всемирный потоп»). Микеланджело было суждено пережить начало заката большой культурной эпохи и крушение ренессансных идеалов.

Титаны Великой эпохи Возрождения далеко опередили свое время. Их искус­ством стало мерилом прекрасного и символом творческих дерзаний человечества, ориентиром для всех последующих поколений.

IV этап – Позднее Возрождение – II половина XVI в. В это время начинают проявляться первые признаки кризиса гар­моничного миросозерцания эпохи Возрождения. В искусстве все чаще и сильнее ощущается драматическая напряженность. Она присутствует, в частности, в про­изведениях позднего Тициана («Положение во гроб»).

Венеция, где во II половине XVI в. ещё сохранилась республиканская форма правления, оставалась в Италии последним очагом гуманизма, и ее искусство – это все ещё великое искусство золотого века. Позднее Возрождение представлено именами Паоло Веронезе (1528–1588) и Якопо Тинторетто (1518–1591) – послед­них из титанов великой эпохи. И если Веронезе, создатель красочных картин, еще и не знал трагического разлада идеалов и действительности, то в творчестве Тинто­ретто усиливавшийся кризис ренессансных идеалов остро дает о себе знать. Его искусство полно драматизма, эмоциональной силы («Битва на заре», «Распятие»).

Обратная сторона Возрождения

Великий расцвет в истории человечества сопровождался и великой трагедией. Человек, каким его мыслили гуманисты, нашел свое воплощение в основном в искусстве, но не смог прочно утвердиться в реальной жизни. Возрождение «про­славилось» своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийствами из-за угла, невероятной мстительностью и жестокостью, разгулом страстей.

Эра вольных городских коммун была кратковременной: их сменили тирании. Разбогатевшие предприниматели – банкиры и купцы – превращаются в новую аристократию. На родине Возрождения в эпоху ее расцвета рождаются новые ди­настии, основателями которых часто становятся обыкновенные кондотьеры, т. е. предводители наемных отрядов, за деньги служившие тем или иным городам 1 .

В век гуманизма, в век расцвета науки, поэзии, искусства, яд и кинжал часто определяют судьбу властителей и их приближенных. Даже Лоренцо Медичи, ве­ликий покровитель искусств и наук, прибегал к подобным средствам в борьбе с противниками.

Парадокс эпохи заключался в том, что «абсолютные злодеи», славящиеся своими зверствами, убийствами, различного рода извращениями, такие как Цезарь Борджиа или Сигизмундо Малатеста, в то же время были большими любителями и знатоками наук, искусства, людьми всесторонне образованными, разумными политиками. Так, Макиавелли восхищался волей Цезаря и видел в нем образец идеального государя.

Разгул страстей коснулся и самих гуманистов. Скандалы, потасовки, интриги и даже убийства из-за взаимного ущемления тщеславия были обычными явления­ми и в среде видных деятелей Ренессанса. Известный художник Мазаччо, по сви­детельству очевидцев, был отравлен своими соперниками. Скульптор Пьеро Торриджини в молодости в пылу ссоры обезобразил лицо Микеланджело 1 . Сам Микеланджело обладал таким неукротимым нравом, что внушал страх окружаю­щим,

Противоречие эпохи заключалось в том, что возможности человека, возмож­ности культуры, обнаруженные гуманистами, не смогли реализовать в реальной жизни. Бесчисленные войны, эпидемии, «светские привычки» духовенства, рас­правы с неугодными – все это давало возможность усомниться в Божественной природе человека.

Да и сама инквизиция, ославленная на все века, стала детищем исключительно эпохи Возрождения. Теряя свое влияние в духовной жизни, церковь таким обра­зом пыталась упрочить своё положение. Официально инквизиция была учрежде­на в Испании в 1470 г., в Италии в 1542 г.

Можно сказать, что весь этот безграничный разгул страстей, пороков и пре­ступлений являлся следствием стихийного индивидуализма эпохи Ренессанса, когда критерием поведения была «сама же изолированно чувствовавшая себя личность» 2 .

Человек в эту эпоху, будь он гуманистом или таким же кровавым преступни­ком вроде Цезаря Борджия, мечтал быть освобожденным от всего объективно значащего и признавал только свои внутренние нужды и потребности. В этом заключаюсь обратная сторона титанизма.

Иными словами, можно усомниться в осмысленности культурного выбора, сделанного гуманистами Возрождения, ибо практически все их достижения и от­крытия были забыты – реальная жизнь показала невозможность их осуществления 1 . Процесс первоначального накопления был связан с обеднением широких народных масс: усиление государства вело к росту налогов, что способствовало обострению социальной и классовой борьбы, тем не менее эпоха Ренессанса спо­собствовала осознанию всей несправедливости существующей жизни и зарожде­нию мечты о лучшем социальном устройстве, достойных людях, счастливой жиз­ни.

Литература

    Брагина Л.М. Альберти – гуманист //Леон Баттист Альберти. М., 1997.

    Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977.

    Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелем и

зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992.

    Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и

зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992.

    Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990.

    Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

    Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1976.

    Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.

Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева

Реферат

на тему: Культура Возрождения в Западной Европе

Выполнил:

студент 301 группы

ф-та Истории и права

Костин Е. М.

Проверил: Житаев В. Л.

Саранск 2002

План:

Введение

1. Гуманизм. - ценностная основа

культуры Возрождения

3. Особенности художественной культуры:

Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение

Список литературы

Введение:

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейской культуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от общества феодального - к буржуазному. Наступает перио первоначального накопления капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в форме мануфактуры;

Развивается банковское дело, международная торговля. Зарожда ется современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Га лилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

Ренессанс (возрождение) - это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, по скольку развивалась вокруг морей - Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру оке анической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосвет ное путешествие. Два богатых континента западного полушария бы ли открыты для освоения «старым миром».

Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы - в Италии ХIV-ХVI века, в других странах ХV-XVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столе­тии, когда становится общеевропейским явлением - это, так назы­ваемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последо­вало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века.

1. Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения

В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма (лат. Ьитапиз - человечный). Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э."), который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы - в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается но вая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советни ками государей.

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу сужде ний, независимость по отношению к авторитетам, смелый критичес кий дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманис тов не существует более иерархического общества, в котором чело век - только выразитель интересов сословия. Они выступают про тив всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гумани сты выражают требование исторической ситуации - формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической карти не мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр могучая и прекрасная личность.

Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265-1324) - «последний поэт средневековья и вме сте с тем первый поэт Нового Времени» (Ф. Энгельс). Созданный Дан те в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневе ковой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собствен ными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него - «величайшее чудо».

Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и блестящим лирическим поэтом, который считается ро доначальником гуманистического движения в Италии. Преклонени ем перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джа ноццо Манетти (1396-1439) «О достоинстве и превосходстве чело­века». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Валла (1407-1457) утверж дает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении «О досто инстве человека» проводит мысль о том, что человек - творец своей судьбы, себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, об ладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.

Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречи вы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, ар хитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отно шений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александ ром VII - убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Из вестный историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оп равдание: идеальный государь, отмечает он, должен уметь соче тать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем, По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «и жестокости превзошёл всех варваров», собственноручно закалы вая свои жертвы. Но он же обладал широкими познаниями в фило софии, среди его придворных было немало гуманистов, а при об суждении произведений искусства проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом юве лирного искусства.

Исследователи многократно отмечали, что добро и зло пере плетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не ос танавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях»

2. Отношение к античной и средневековой культуре

В процессе формирования и развития культура Возрождения опре деляет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обра щение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление.прекрас-ного, гармонически развитого человека были особенно близки евро пейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный

идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалисти ческий язык пластических видов искусства в отличие от средневеко вого символизма. Практическое, житейское мировосприятие древ них было более притягательным, разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов. Художников, скульпторов и I юэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и ис тории, древние - греческий и латинский языки.

Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. С конца XIII века гуманисты начали активно изу чать греческий язык, а на латинском языке - классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки - были написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Один из первых исследо вателей культуры Италии в эпоху Возрождения Якоб Буркхардт от мечал, что даже дети прекрасно знали латынь. Семилетние дети писали латинские письма. Среди четырехлетних детей были ораторы, изумлявшие аудиторию чистой латинской речью.

Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли кол лекции древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, устанавливать подлинные тексты вместо искаженных в эпоху Средневековья. Большая часть текс тов античных авторов, которыми располагает современная наука, была выявлена именно гуманистами. Большую роль в распростра нении античного наследия сыграло изобретение и распростране ние книгопечатания. Важно отметить, что античные рукописи и памятники были не мертвыми вещами, но подлинно учителями, помогавшими открыть самого себя, «это не камни, дерево и бумага, а материал для возведения памятника собственной личности» Гуманисты проявляли большой интерес и к античной филосо фии - натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине XV века во Флоренции основывается Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино. Почитание Платона было здесь превращено почти в религиозный культ. Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна. Каким же было отношение гуманистов к средневековой культуре, которая непосредственно предшествовала эпохе Воз рождения?

Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, именуя ее «варварской, грубой манерой». И это можно понять и объяснить. Ведь культура Возрождения формиро валась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отнашение ние к теологии - теории религии. Лоренцо Балла противопоставляй ет средневековому теологу Фоме Аквинскому апостола Павла, ко торый, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. У многих гуманистов критическим было отношение к церкви и профессией нальным служителям католической церкви. Д. Бокаччо в «Декаме роне» высмеивает монахов, их ханжество, развращенность. У Данте в «Божественной комедии» даже главы католической церкви попа дают в ад. Сатира на служителей церкви, духовных лиц представле на в знаменитой книге Э. Роттердамского «Похвала глупости». Счи тается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневс ковой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творчес кое развитие человека.

На рубеже XV-XVI вв., когда Италия оказалась в центре международной политики, ренессансный дух проник и в другие страны Европы. Он проявился, в частности, в сильном итальянском влиянии на политическую жизнь и экономические отношения, что дало повод английскому историку А. Тойнби говорить об «итальянизации» Европы.

По-иному обстояло дело в области культуры. За пределами Италии, особенно на севере Европы, античное наследие играло гораздо более скромную роль, чем на родине Возрождения (читайте про итальянское Возрождение). Определяющее значение имели национальные традиции и особенности исторического развития различных народов.

Эти обстоятельства наглядно проявились в Германии, где возникло широкое культурное движение, получившее название Северное Возрождение. Именно в Германии в разгар Возрождения было изобретено книгопечатание. В середине XV в. Иоганн Гуттенберг (ок. 1397-1468) опубликовал первую в мире печатную книгу - латинское издание Библии. Книгопечатание быстро распространилось по всей Европе, превратившись в мощное средство распространения гуманистических идей. Это эпохальное изобретение изменило весь характер европейской культуры.

Предпосылки Северного Возрождения сложились в Нидерландах, особенно в богатых городах южной провинции - Фландрии, где почти одновременно с ранним итальянским Возрождением зародились элементы новой культуры, наиболее ярким выражением которой стала живопись. Другим признаком наступления новых времён стало обращение нидерландских богословов к нравственным проблемам христианской религии, их стремление к «новому благочестию». В такой духовной атмосфере вырос крупнейший мыслитель Северного Возрождения Эразм Роттердамский (1469-1536). Уроженец г. Роттердама, он учился в Париже, жил в Англии, Италии, Швейцарии, своими трудами приобретя общеевропейскую известность. Эразм Роттердамский стал основоположником особого направления гуманистической мысли, получившей название христианский гуманизм. Он понимал христианство прежде всего как систему нравственных ценностей, которых следовало придерживаться в повседневной жизни.


На основе углубленного изучения Библии нидерландский мыслитель создал собственную богословскую систему - «философию Христа». Эразм Роттердамский учил: «Не думай, что Христос сосредоточен в обрядах и службах, как бы ты их ни соблюдал, и в церковных учреждениях. Христианин - не тот, кто окроплён, не тот, кто помазан, не тот, кто присутствует на таинствах, но тот, кто проникнут любовью ко Христу и упражняется в благочестивых делах».

Одновременно с Высоким Возрождением в Италии происходил расцвет изобразительного искусства и в Германии. Центральное место в этом процессе занял гениальный художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). Его родиной был вольный город Нюрнберг в Южной Германии. Во время поездок в Италию и Нидерланды германский художник имел возможность ознакомиться с лучшими образцами современной ему европейской живописи.



В самой Германии в то время широкое распространение получил такой вид художественного творчества, как гравюра - рельефный рисунок, нанесённый на доску или металлическую пластину. В отличие от живописных полотен гравюры, размноженные в форме отдельных оттисков или книжных иллюстраций, становились достоянием самых широких кругов населения.

Дюрер довел технику гравирования до совершенства. Цикл его гравюр на дереве «Апокалипсис», иллюстрирующий главное библейское пророчество, относится к числу величайших шедевров графического искусства.

Подобно другим мастерам Возрождения Дюрер вошёл в историю мировой культуры как выдающийся портретист. Он стал первым германским художником, получившим общеевропейское признание. Большую известность приобрели также художники Лукас Кранах-старший (1472-1553), известный как мастер мифологических и религиозных сцен, и Ханс Хольбейн-младший (1497/98-1543).



Хольбейн несколько лет проработал в Англии, при дворе короля Генриха VIII, где создал целую галерею портретов своих знаменитых современников. Его творчество знаменовало собой одну из вершин художественной культуры Возрождения.

Французский Ренессанс

Культура Возрождения во Франции также отличалась большим своеобразием. После окончания Столетней войны страна переживала культурный подъём, опираясь на собственные национальные традиции.

Расцвету и обогащению французской культуры способствовало географическое положение страны, открывавшее возможности для близкого знакомства с культурными достижениями Нидерландов, Германии, Италии.

Новая культура пользовалась во Франции поддержкой королевской власти, особенно в период правления Франциска I (1515-1547). Становление национального государства и укрепление королевской власти сопровождалось формированием особой придворной культуры, получившей отражение в архитектуре, живописи, литературе. В долине р. Луары было построено несколько замков в стиле Ренессанса, среди которых выделяется Шамбор. Долину Луары даже называют «витриной французского Ренессанса». В период правления Франциска I была построена загородная резиденция французских королей Фонтенбло, началось строительство Лувра - нового королевского дворца в Париже. Его строительство завершилось в годы правления Карла IX. При самом Карле IX началась постройка дворца Тюильри. Эти дворцы и замки относились к числу самых замечательных архитектурных шедевров Франции. Лувр является сейчас одним из крупнейших музеев мира.


К эпохе Ренессанса относится зарождение портретного жанра, который долгое время преобладал во французской живописи. Наибольшую известность получили придворные художники Жан и Франсуа Клуэ, запечатлевшие образы французских королей от Франциска I до Карла IX и других знаменитых людей своего времени.


Самым ярким явлением французского Возрождения считается творчество писателя Франсуа Рабле (1494-1553), в котором отразилось как национальное своеобразие страны, так и ренессансное влияние. Его сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» представляет широкую панораму французской действительности того времени.

Активный участник политической жизни Франции конца XV - начала XVI в. Филипп де Коммин заложил основы французской исторической и политической мысли Нового времени. Наибольший вклад в их дальнейшее развитие внёс замечательный мыслитель Жан Боден (1530-1596) своими трудами «Метод лёгкого познания истории» и «Шесть книг о государстве».

Английский гуманизм

Крупнейшим центром гуманистической культуры в Англии стал Оксфордский университет, имевший давние традиции классического образования. Здесь изучал античную литературу Томас Мор (1478-1535), имя которого превратилось в символ английского гуманизма. Его главное произведение - «Утопия». В нём нарисован образ идеального государства. Эта книга положила начало и дала название своеобразному литературному жанру - социальной утопии. «Утопия» в переводе с греческого - «страна, которой не существует».



Изображая идеальное общество, Мор противопоставлял его современной ему английской действительности. Дело в том, что Новое время несло с собой не только несомненные достижения, но и тяжёлые общественные противоречия. Английский мыслитель первым показал в своём произведении социальные последствия капиталистического преобразования английской экономики: массовое обнищание населения и раскол общества на богатых и бедных.

В поисках причины такого положения он приходил к убеждению: «Где только есть частная собственность, где всё мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел». Т. Мор был крупным политическим деятелем своего времени, в 1529- 1532 гг. он даже занимал пост лорд-канцлера Англии, но из-за несогласия с религиозной политикой короля Генриха VIII был казнён.

Повседневная жизнь эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения внесла большие перемены не только в художественную культуру, но и в бытовую культуру, повседневную жизнь людей. Именно тогда впервые появились или получили широкое распространение многие привычные современному человеку предметы домашнего обихода.

Важным нововведением стало появление разнообразной мебели, пришедшей па место простых и громоздких конструкций средневековья. Потребность в такой мебели привела к зарождению нового ремесла - столярного, в дополнение к более простому плотницкому.

Более богатой и качественно сделанной становилась посуда; массовое распространение, в дополнение к ножу, получили ложки и вилки. Более разнообразным становилось и питание, ассортимент которого значительно обогатился и за счёт продуктов, привозимых из вновь открытых стран. Общий рост богатства, с одной стороны, и резкое увеличение количества драгоценных металлов и камней, хлынувших в Европу вследствие Великих географических открытий, с другой, привели к расцвету ювелирного искусства. Быт в ренессансной Италии становится более утончённым и красивым.



Позднее Средневековье оставило в наследство Возрождению такие вещи, как ножницы и пуговицы, а в начале XTV в. в Бургундии, которая тогда диктовала моду в Европе, изобрели кройку одежды. Изготовление одежды выделилось в особую профессию - ремесло портного. Всё это произвело настоящую революцию в области моды. Если раньше одежда не менялась очень долгое время, то теперь её легко можно было конструировать по любому вкусу. Итальянцы переняли возникшую в Бургундии моду на кроёную одежду и стали развивать её дальше, задавая тон всей Европе.

Историческое значение Возрождения

Важнейшая заслуга культуры эпохи Возрождения заключалась в том, что она впервые раскрыла внутренний мир человека во всей его полноте.

Внимание к человеческой личности и её неповторимости проявлялось буквально во всём: в лирической поэзии и прозе, в живописи и скульптуре. В изобразительном искусстве популярными, как никогда прежде, стали портрет и автопортрет. В литературе широкое развитие получили такие жанры, как биография и автобиография.

Изучение индивидуальности, то есть особенностей характера и психологического склада, отличающих одну личность от другой, превратилось в важнейшую задачу деятелей культуры. Гуманизм привёл к разностороннему знакомству с человеческой индивидуальностью во всех её проявлениях. Вся ренессансная культура в целом формировала новый тип личности, отличительной чертой которой становился индивидуализм.

Вместе с тем, утверждая высокое достоинство человеческой личности, ренессансный индивидуализм вёл и к раскрытию её отрицательных сторон. Так, один из историков отмечал «зависть соревнующихся друг с другом знаменитостей», которым приходилось постоянно бороться за собственное существование. «Как только гуманисты начинают возвышаться, - писал он, - они тотчас становятся в высшей степени неразборчивыми в средствах по отношению друг к другу». Именно в эпоху Возрождения, заключал другой исследователь, «человеческая личность, всецело предоставленная самой себе, отдалась во власть собственных эгоистических интересов, и развращение нравов стало неизбежным».

С конца XV столетия начинается закат итальянского гуманизма. В обстановке многообразных конфликтов, характерных для истории XVI в., гуманистическая культура в целом потерпела крушение. Главным итогом развития гуманизма стала переориентация познания на проблемы земной жизни человека. Возрождение в целом представляло собой очень сложное и неоднозначное явление, которое положило начало современному этапу в истории Западной Европы.

Из книги Т. Мора «Утопия»

Для «общественного благополучия имеется один-единственный путь - объявить во всем равенство. Не знаю, можно ли это соблюдать там, где у каждого есть своя собственность. Оттого что когда кто-нибудь, основываясь на определённом праве, присваивает себе сколько может, то, как бы ни было велико богатство, его целиком поделят между собой немногие. Остальным же оставляют они в удел бедность; и почти всегда бывает, что одни гораздо более достойны участи других, ибо первые - хищные, бесчестные и ни на что не годятся, вторые же, напротив, - мужи скромные, простые, и повседневным усердием своим они приносят обществу добра более, чем самим себе».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому.

Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.

Самыми известными гуманистами являются: Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила и Испания - Мигеля де Сервантеса, а Германия - Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).

Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист - это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать научить его уважать себя и окружающих, а наша задача - суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.

Что еще почитать